Эвристическая беседа: Статья по развитию речи (подготовительная группа) по теме: Эвристическая беседа – метод развития речи – доказательства.

Содержание

Эвристическая беседа в педагогике и ее примеры

Сущность эвристической беседы в обучении

Определение 1

Эвристическая беседа – это форма обучения, организуемая посредством применения вопросно-ответной методики доведения учащихся до самостоятельного познания, делания выводов, решения проблем и учебных задач.

Данная методика обучения относится к проблемным, поскольку предполагает постановку педагогом проблемной задачи, которую учащиеся должны самостоятельно разрешить.

Применение этого метода в обучении предполагает организацию беседы таким образом, чтобы она принимала характер постепенного развертывания. Педагог готовит вопросы, начиная с элементарных, отдаленно относящихся к теме исследования, постепенно усложняя их и приближая учащихся к поиску правильных ответов и решению образовательных задач. При этом, поставленные вопросы являются логически связанными между собой. Они не носят беспорядочного характера, а следуют друг за другом таким образом, что каждый новый вопрос является продолжением раскрытия общей тематики и вытекает из предыдущего. Ответ на вопрос выступает в данном случает отдельным мыслительным процессом, стадией, которая приводит к постепенному решению задачи.

Готовые работы на аналогичную тему

Эвристическая беседа характеризуется следующими особенностями:

  • Все вопросы являются логическими элементами и стадиями поиска истины;
  • Вопросы беседы тесно взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом;
  • Беседа развивает самостоятельность учащихся. Все ответы на вопросы ищутся ими самостоятельно при поддержке педагога. В его задачи входит только направление учащихся на верный путь;
  • Методика направлена на поиск верного и правильного знания, доказательство истинности, принятого решения;
  • Поиск нового знания базируется на системе, уже имеющихся знаний и навыков и определяет их продуктивность.

Следует отметить, что построение эвристической беседы не ограничивается определенными границами и не проходит только в рамках, составленных вопросов и их последовательности. Она предполагает активное участие каждого ученика в беседе. любой желающий может высказать свое мнение, взгляды, открыть спор по тому или иному вопросу. Цепь вопросов может быть составлена таким образом, чтобы верный ответ на них носил объединяющий характер.

Замечание 1

Вопросы эвристической беседы имеют важное функциональное назначение. Они составляют фундамент подхода и от их качества зависит эффективность применения методики.

Рисунок 1. Эвристическая беседа. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Функциональная роль эвристической беседы сводится к выполнению ею общепедагогических и специфических функций. К таковым относятся:

  1. Образовательная.
  2. Воспитательная.
  3. Развивающая.
  4. Контрольная.
  5. Развитие навыков самостоятельности в познании.
  6. Развитие диалектического мышления.
  7. Развитие навыков поиска решения сложных проблем и задач.

Структурное построение эвристической беседы

Основными компонентами эвристической беседы являются вопросы и ответы. Именно на вопросах строится вся беседа.

Вопрос можно охарактеризовать, как совокупность психологических, логических и синтаксических свойств, составляющих его предметное содержание. Вопрос не может существовать без ответа. Он тесно с ним связан определенной логикой и взаимодействует с ним по многим направлениям, с целью раскрытия тематики исследования.

Вопрос является элементом беседы, который отражает противоречивое взаимодействие между типами знаний. При этом, он выступает подталкивающим знаменателем, позволяющим получить логическое решение. Благодаря постановке вопросов беседа переходит на новый уровень. Она минует этап сохранения и поддержания усвоенных знаний и навыков и направляет учащегося на приобретение новой информации. Старые знания и навыки здесь имеют немаловажное значение. Они создают основу для направленной и познавательной мыслительной работы.

Вопрос является конкретной мыслительной задачей. Разрешение этой задачи направляет ребенка на поиск новой истины и выхода из сложной, проблемной ситуации. Постановка вопроса приближает учащихся к достижению основной цели урока, учебного занятия, курса и образования в целом.

Переход от одного вопроса к другому происходит только посредством нахождения верного ответа. Ответ – является логическим мостом между вопросами. Найденный учащимся ответ может быть дополнен педагогом, разъяснен и откорректирован при необходимости.

Ответ на вопрос отражает содержание темы исследования. Благодаря ответом происходит продуктивное усвоения познавательной информации. Ответы характеризуют итоги познавательной деятельности, говоря о ее качественности и эффективности. Ответ формируется в сознании учащегося, за счет его мозговой работы, приложенным мыслительным усилиям и накопленных ранее знаний, фактов и способности к обобщениям.

Примеры прохождения эвристической беседы

Организация эвристической беседы осуществляется, исходя из тематики прохождения уроков, возрастных особенностей развития учащихся, особенностей изучаемой дисциплины.

Например, в младшей школе дети изучают окружающий мир посредством наблюдения. Педагог может построить урок, темой которого является изучение снегопада, путем эвристической беседы. Можно начать с вопроса о том, какое сейчас время года. Затем продолжить вопросами: «А какие времена года еще бывают?» «Какая погода зимой?». Дети не дадут сразу полного и обоснованного ответа на него. Они могут сказать, что зимой холодно. Тогда педагог вводит дополнительные вопросы, чтобы привести учащихся к размышлению о снегопаде.

В средней школе, например, на уроке географии, темой которого являются великие географические открытия, педагог начинает урок с вопроса о том, почему эти открытия произошли. Далее педагог может задать вопросы, касающиеся открытия новых стран и континентов, выявления закономерностей и особенностей открытия континентов, островов, стран и т.д. Постановка вопросов может быть скорректирована, исходя из направления размышлений учащихся.

Рисунок 2. Пример эвристической беседы. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Эвристические беседы — это… Эвристические беседы: определение, особенности и примеры

Теоретическая основа проблемного обучения включает в себя несколько различных подходов. Одним из них является метод эвристической беседы. Это особый способ донесения знаний, существующий с давних времен. Считается, что данный подход был создан Сократом.

эвристические беседы это

Эвристическая беседа – что такое?

Наиболее продуктивное изучение этого подхода началось в середине 50-х гг. XX в. В этот период как раз стала разрабатываться теоретическая основа проблемного обучения. Подход исследовали разные педагоги. В результате была сформулирована сущность, определены структура, функции, классификация эвристической беседы. Впоследствии педагоги разработали систему приемов, позволяющую использовать подход в образовательном процессе. Эвристические беседы – это вопросно-ответный способ обучения. Она предполагает не сообщение педагогом готовых сведений, а направление детей к выявлению новых понятий. Сценарий эвристической беседы должен включать в себя правильно поставленные вопросы. Ответы на них обучающиеся находят, используя свой опыт, наблюдения и знания.

Специфика

Одна из особенностей, которой обладают эвристические беседы, — это выдвижение проблемы, требующей решения. Педагог задает детям серию вопросов, которые взаимосвязаны между собой и вытекают друг из друга. Каждый из них формулирует небольшую проблему. Вместе с этим в комплексе они приводят к решению главной задачи, поставленной преподавателем. Вопросы, которые включаются в эвристические беседы, — это основной компонент подхода. Они исполняют важнейшую познавательную функцию.

сценарий эвристической беседы

Пример эвристической беседы

В начальной школе дети активно изучают окружающую среду. Как правило, большую часть сведений они получают из наблюдений. Для более эффективного понимания детьми происходящего в природе преподавателем может использоваться эвристическая беседа. Так, педагог задает вопрос: «Какая в городе зима?» Он может получить короткий ответ: «Короткая и теплая». Тогда педагог начинает задавать дополнительные подвопросы. Они необходимы, так как полученный короткий ответ недостаточный и не дает ребенку возможности его обосновать. Преподаватель может спросить о расположении города на карте относительно лесополосы или водного объекта, уточняя при этом климатические особенности региона. После этого «горизонт» вопроса расширяется: учитель спрашивает, одинакова ли зима на всей территории области. В результате педагог подводит детей к исходному вопросу. Однако теперь обучающиеся могут дать на него более развернутый ответ и обосновать свое мнение. В результате может получиться весьма увлекательная эвристическая беседа. Пример: по истории изучается период правления какого-либо князя. Вопросы педагога могут начинаться со слов «прочтите и скажите», «вспомните», «проанализируйте поступки». Отвечая на каждый поставленный вопрос, дети четче понимают происходившие события, оценивают действия лиц, делают выводы, обосновывают мнение.

пример эвристической беседы в начальной школе

Характеристики

Эвристические беседы – это цепочки взаимосвязанных вопросов. Благодаря им диалог принимает развертывающийся характер. Вопросы в цепочке соединяются не механически, а логически. Они располагаются так, чтобы каждый последующий вытекал из ответа. Последний, в свою очередь, является своего рода отдельной мыслительной ступенькой. Она выступает как часть решения исходной задачи. Таким образом, к основным характеристикам, которыми обладает эвристическая беседа в начальной школе, можно отнести:

  1. Каждый поставленный вопрос выступает как логический шаг поиска.
  2. Все звенья цепи взаимосвязаны и исходят одно из другого.
  3. Поиск ответов осуществляется детьми самостоятельно при частичной поддержке педагога. Преподаватель направляет, а обучающиеся решают каждый шаг единой задачи.
  4. Поиск ориентирован на варианты получения знаний либо на обоснование их правильности.
  5. В успехе решения особое значение имеет запас знаний.

Структурно-функциональные особенности

Как выше было сказано, вопросы и ответы являются ключевыми элементами, из которых состоит эвристическая беседа. История древнего мира, география, литература могут эффективно изучаться с использованием этого подхода. Цепочка вопросов предполагает ответы, приводящие в итоге к общему выводу. Каждое отдельное решение (ответ) формирует определенный шаг. Движение к следующему вопросу возможно только в том случае, когда получен ответ на предыдущий. Внутри каждого такого шага педагог может высказать корректирующие замечания или дать разъяснения. Они наделяются вспомогательной функцией. Вне зависимости от того, где используется эвристическая беседа – в детском саду, младших или старших классах, — она не имеет жестких рамок чередующихся и последовательных вопросов и ответов. В нее включаются высказывания обучающихся, оценочные суждения, разъяснения педагога. Цепочки вопросов могут формироваться так, чтобы ответ объединял их все.

эвристическая беседа в детском саду

Особенности элементов

Вопрос в эвристической беседе выступает в качестве сложного взаимодействия разнообразных отношений синтаксического, логического, психологического, предметного характера. Он считается обязательным элементом диалога, рассматриваемого в форме общепедагогической категории. Вопросы и ответы органически связываются друг с другом, имеют ряд точек соприкосновения. У каждого элемента свое назначение. В частности, вопрос выступает как компонент, несущий противоречивое отношение между видами знаний. Вместе с этим он исполняет побудительную функцию. Вопрос в эвристических беседах выступает как первый шаг выхода за рамки уже имеющихся знаний, но без которых направленное и познавательное мыслительное движение неосуществимо. Это связано с тем, что его форма указывает на наличие проблемы и определяет ее. Вопрос – это мыслительная задача. Ее решение открывает детям путь к дальнейшему поиску истины. Вопрос помогает найти выход тогда, когда кажется, что новое решение отсутствует. В этой связи данный компонент в эвристических беседах выступает как шаг в направлении мысли к достижению конкретной цели. Каждый новый вопрос побуждает детей искать выход. Это, в свою очередь, способствует актуализации имеющихся знаний, которые необходимы для решения задачи.

Разница функций

Несмотря на разные роли, которые играют ответы и вопросы, они тесно друг с другом связаны. Последние предназначены для определения предмета искомого. Ответы, в свою очередь, устанавливают содержание найденного. В эвристической беседе они выступают не только как представление результата знаний, но и как процесс их усвоения. Постановка каждого вопроса указывает на незаконченность познавательной деятельности. Поэтому они побуждают детей пополнить имеющиеся знания. Ответ на поставленный вопрос ученик формулирует самостоятельно. Он не видел решения в учебнике, не слышал его от педагога. Ответ ребенка формируется в процессе мыслительной деятельности на базе тех обобщений и фактов, которые у него вырабатываются собственными усилиями.

эвристическая беседа в начальной школе

Содержание подхода

В связи с тем, что вопрос и ответ присущи любой беседе, необходимо обозначить их специфику в рамках эвристического диалога. Первым этапом в общем обсуждении выступает искомое. Эвристические беседы в старшей группе, младших, старших классах выступают подведением к истине, ее постановкой, выражающейся в проблеме. Задача является осознанием того, что еще не узнано, но должно стать известным. Учебная проблема выступает в качестве понимания детьми познавательного вопроса. Его решение невозможно только на основании имеющихся знаний. Однако найти ответ необходимо для того, чтобы преодолеть затруднение. Вместе с этим нельзя отождествлять вопрос и проблему. Между ними, несомненно, есть связь. Но проблема в эвристической беседе выступает как своего рода разновидность вопроса.

Путь поиска

Предмет, который необходимо познать, основывается на противоречии материала, имеющегося у детей, и сведений, которые нужно изучить. Это активизирует мыслительный процесс. Он, в свою очередь, устраняет противоречивость. При этом запас знаний, заложенный в ней, не указывает непосредственно само решение. Имеющийся у детей материал направляет их на путь поиска новых данных. В эвристической беседе именно этот процесс имеет место. Началом выступает постановка искомого, а завершением – нахождение правильного ответа. Как выше было сказано, знания сами по себе не указывают путь, поэтому необходимо пройти все шаги и отыскать решение самостоятельно. Ответ на поставленный вопрос зачастую является недостаточным. В этой связи возникает необходимость проверять решение каждый раз. Только в этом случае можно установить, удовлетворяет ответ или нет. Из всего вышесказанного можно составить следующую структуру эвристической беседы:

  1. Искомое.
  2. Вариант решения.
  3. Непосредственный вывод, построение преподавателем шагов поиска и исполнение их детьми.
  4. Результат. эвристические беседы в старшей группе

Функции

Эвристическая беседа выполняет общие и специальные задачи. Диалог обладает такими функциями, как:

  1. Побудительная.
  2. Образовательная.
  3. Контрольно-коррекционная.
  4. Развивающая.
  5. Воспитательная.

К специфическим относят следующие задачи:

  1. Формирование диалектического образа мышления.
  2. Обучение разным методам решения проблемы, руководство познавательной деятельностью детей. Последнее реализуется посредством раскрытия и показа пути поиска, его стимулирования и обоснования его правильности, а также через формирование способности выстраивать систему доказательств.
  3. Формирование у детей познавательной самостоятельности.

Классификация

Достичь общепедагогических и специальных целей помогает установление роли, места, типов эвристической беседы. К основным видам можно отнести диалоги, направленные на поиск:

  1. Ответов, когда детям известен способ. В этом случае воедино сливаются определение пути и его прохождение. В такой ситуации познавательная деятельность предполагает следующее. Система вопросов, которые ставит педагог, указывает на шаги поиска. При этом каждый последующий ответ дети ищут самостоятельно. Таким образом, ученики задействованы в поиске по элементам.
  2. Метода, когда известно решение. В данном случае предполагается раскрытие пути, по которому идет поиск, обоснование истинности знаний. Познавательная деятельность состоит из упорядочивания педагогом воспроизведения имеющегося у детей материала в последовательности, необходимой для построения знаний при нахождении ответа. Система вопросов актуализирует имеющиеся сведения. При этом непосредственный поиск не производится.
  3. Способа и ответов. В этом случае деятельность детей направлена на поиск ответов, обоснование этапов, позволяющих найти метод решения. Данный тип считается промежуточным между первым и вторым. эвристическая беседа история древнего мира

Эвристическая беседа способствует получению прочных и глубоких знаний, побуждает к определению закономерностей и связей, обеспечивает проникновение в суть материала.

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА — это… Что такое ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА?



ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ (от греч. heuriskō – нахожу) БЕСЕДА.

Диалог преподавателя с учащимися, в процессе которого сами учащиеся находят решение обсуждаемой проблемы.

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР.
Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин.
2009.

  • ЭВМ
  • ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

Смотреть что такое «ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА» в других словарях:

  • ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА — вопросно ответная форма обучения, при которой преподаватель не сообщает учащимся готовых знаний, а умело поставленными вопросами, иногда наводящими, но не содержащими прямого ответа, заставляет их самих, на основе уже имеющихся знаний, запаса… …   Профессиональное образование. Словарь

  • Эвристическая беседа — вопросительная форма обучения, при которой учительне сообщает учащимся готовых знаний, а умело поставленными вопросами,иногда наводящими, но не содержащими прямого ответа, заставляет их самихна основе уже имеющихся знаний, запаса представлений,… …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • БЕСЕДА — БЕСЕДА. 1. Вид диалогической речи, состоящей из реплик повествований. Один из наиболее сложных видов диалога как по содержанию, так и по форме. Характер реплик Б. отличается разнообразием: выделяются реплики сообщения, реплики побуждения,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • БЕСЕДА — вопросно ответный метод обучения, применяется учителем с целью активизации умственной деятельности учащихся в процессе приобретения новых знаний или повторения и закрепления полученных ранее. Б. использовалась в обучении с давних времён. Так,… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Беседа — метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Виды беседы: катехизическая (репродуктивная), эвристическая, сократическая …   Исследовательская деятельность. Словарь

  • БЕСЕДА — 1) вопросо ответный метод привлечения учащихся к обсуждению, анализу поступков и выработке нравственных оценок; 2) метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации; 3) метод обучения. Виды Б.: катехизическая, или… …   Педагогический словарь

  • ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ (П. — Ф. Каптерев) такая форма обучения, при к рой научные законы, формулы, правила и истины открываются и вырабатываются самими учениками под руководством учителя. Внешний вид Э. ф. о. сократическая беседа …   Педагогический словарь

  • Обучение говорению — активное владение языком, беседа, вводный курс устный, владение языком активное, высказывание, выступление, говорение, диалог, диалогическая речь, диалогический текст, диалогическое единство, дикция, дискурс, дискурсивная компетенция, дискуссия,… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Эвристический метод обучения — (от греч. эвристика отыскиваю , нахожу , открою )     частично поисковый метод, организация поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности. Целостная задача требует следующих умений:… …   Педагогический терминологический словарь

  • АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ — методы обучения, которые побуждают обучаемых к активной мыслительной и практической деятельности; делятся на имитационные (игровые и неигровые), связанные с моделированием профессиональной деятельности (деловые игры, анализ педагогических… …   Современный образовательный процесс: основные понятия и термины

Эвристическая беседа как один из методов активизации познавательной деятельности уча¬щихся на занятиях кружка «Красота здоровья».

Рогачева Светлана Николаевна,

Эвристическая беседа как один из методов

активизации познавательной деятельности уча­щихся на занятиях кружка «Красота здоровья».

В последнее время педагогами широко стал использоваться такой важный метод активизации познавательной деятельности уча­щихся, как эвристическая беседа.

Эвристическая беседа обычно преследует несколько целей: мотивационную, познавательную и мето­дическую. Мотивом в эвристической беседе является интерес учащихся к изуча­емому материалу, стремление к поиску информации, контакт с учителем. В познавательном отношении такая беседа является средством вовлечения ребят в новое информационное пространство и расширения способов деятельности. Методи­ческая ценность эвристической бе­седы состоит в том, что она обуча­ет последовательности в поиске ре­шения, облегчает усвоение отдель­ных операций творческой деятель­ности.

Под эвристической беседой пони­мается система логически взаимо­связанных вопросов и от­ветов. Конечной целью такой беседы является решение це­лостной проблемы или ее части. Поэтому значительная часть вопро­сов в эвристической беседе должна представлять собой маленькие под­задачи на пути к решению основной проблемы беседы. «Эвристическая беседа дает возможность учителю … подвести учащихся к самостоятельному выводу или определению биологической закономерности.»(Т.Д. Трайтак «Проблемы методики обучения биологии»)

Эвристическая беседа может быть применена в различных разделах курса биологии и в различных формах работы: в диалоге на уроке, при работе  с учебником, при выполнении  лабораторной  или практической работы, при постановке эксперимента. Беседа не должна занимать весь урок. Иногда достаточно 10-15 минут эвристической беседы для достижения поставленных на данном этапе урока задачи.

При планировании эвристической беседы учителю необходимо:

1. Выделить в курсе материал, по­зволяющий применить эвристиче­скую беседу с максимальным обу­чающим и воспитательным эффек­тами.

2. Определить роль этого мате­риала в целостном курсе и в дости­жении данной конкретной цели.

3. Составить и расположить вопросы строго определенной логической последовательности к уче­никам.

4. Продумать ответы учащих­ся с возможными отклонениями от предполагаемого хода беседы.

5. Корректировать и заменять вопросы по ходу беседы.

Материал, отбираемый учителем для беседы, должен быть насыщен­ным и увлекательным.

Существует несколько приемов проведения эвристической беседы:

Так, например, при знакомстве школьников с царством «Бактерии» в 5 или 6 классе эвристическую беседу можно построить следующем образом. Сначала учащимся предлагается, используя ключевые слова: «Сибирская язва — Роберт Кох – Животное – Палочки – Открытие», составить связанный рассказ. Сделать предположение, о чем пойдет речь сегодня на уроке. (Например: Сибирская язва — заболевание, которое наносило огромный ущерб сельскому хозяйству. Известный немецкий ученый Роберт Кох, изучал больных животных. Рассматривая кровь животных через микроскоп, он обнаружил неподвижные палочки, которые вызвали данное заболевание. Это было очередное открытие в микробиологии.) Выслушав ответы учащихся, учитель сообщает ребятам:

— Сибирская язва наносила огромный ущерб сельскому хозяйству. Однажды, рассматривая под микроскопом кровь, погибшей от сибирской язвы овцы, Роберт Кох, немецкий ученый, обнаружил в ней какие-то странные неподвижные образования, похожие на палочки. Он выдвинул два предположения:

— эти палочки — организмы, вызывающие сибирскую язву;

— эти палочки — свернувшаяся кровь овцы.

— Что могло ему дать основание для двух предположений? (Ответ: палочки, которые увидел Кох были неподвижны, а живые организмы должны двигаться.)

— Какой же вопрос следовало поставить перед собой Коху, чтобы выяснить: являются ли эти палочки организмами? (Ответ: Он должен был спросить себя: Как выяснить — живы ли эти палочки?)

— Что же ему нужно было попытаться увидеть? (Ответ: Ему нужно было увидеть движение палочек.)

— Допустим, это верный шаг. Но вспомните — где были обнаружены эти образования? (Ответ: Они были обнаружены в крови погибшей овцы.)

— А можно ли обнаружить размножение паразитов в мертвой ткани, какой является кровь погибшего животного? (Ответ: Нет, паразиты размножаются в живых клетках. Ведь они вызывают заболевания у живых организмов.)

— Как же следует поступить Коху? (Ответ: Лучше ввести эти палочки животному, у которого их нет посмотреть не увеличится их количество? Если их станет больше, чем ввели, значит, они размножаются.)

Римский оратор Цицерон говорил, что любой механизм или процесс можно описать, отвечая на семь простых вопросов – «кто? что? где? чем? зачем? как? когда?». При изучение таких процессов как фотосинтез, биосинтез, гликолиз и п.т. можно использовать данный прием эвристики, который будет способствовать успешному усвоению учебного материала. Так при изучении фотосинтеза в 6 классе ребята, отвечая на эти вопросы, легко запоминают признаки данного процесса. Кто? — Растение. Что? — Фотосинтез. Где? — Зеленый лист. Чем? — Хлоропласты. Зачем? — Образование веществ. Как? — Химические реакции. Когда? — На свету.

Так, например, при изучении основных закономерностей эволюции школьникам необходимо выделять в формах эволюции самые разнообразные свойства и признаки и оперировать в отдельности с каждым из них, аналогичные и гомологичные органы живых организмов. (Усики гороха, иглы барбариса, колючки кактуса или крылья бабочки и птицы.) Данный прием формирует способность классифицировать объекты по их признакам.

Формирует способность «вычерпывать» из объекта различные его свойства и использовать их для поиска других объектов, учит сравнивать их между собой, четко выделяя, что же конкретно в них общее, а что различное. Данный прием хорошо работает при изучении семейств растений или классов животных.

Задаются два объекта или процесса, например, «энергетический» и «пластический» обмен. Надо назвать этапы, механизмы, организмы, являющиеся как бы «переходным мостиком» от первого ко второму. Они должны иметь четкую логическую связь с обоими заданными предметами. Данный прием формирует возможность легко и быстро устанавливать связи («наводить мосты») между явлениями, кажущимися на первый взгляд далекими друг от друга, а также находить объекты, имеющие общие признаки одновременно с несколькими другими объектами.

Анализ особенностей содержания биологии и возможностей обучающихся, уровня их развития позволяет определить следующие наиболее актуальных ключевые компетентности, которые формируются в ходе эвристической беседы: ценностно-смысловые, социально-трудовые, учебно-познавательные, общекультурные, коммуникационные, информационные, личностного самосовершенствования, разрешения проблем.

Таким образом, эвристическая беседа ори­ентирует учащихся на правильный ответ, создает противоречивые, конфликтные ситуации, корректиру­ет ответы учащихся, побуждает их к анализу и синтезу имеющихся и вновь приобретенных знаний.

Что такое эвристическая беседа

Метод беседы в обучении был разработан еще древнегреческим мыслителем и философом Сократом. Слово «эвристика» в переводе с древнегреческого означает буквально «находить», «отыскивать». Этот способ при помощи специальных вопросов, искусно сформулированных преподавателем, позволяет ученику прийти к правильному ответу самостоятельно.

эвристическая беседа

Определение

Сегодня эвристическая беседа – это коллективный метод мышления, или же беседа между учащимися и учителем на определенную тему. В педагогике такой метод носит название проблемного обучения. Нужно отметить, что применение этого метода должно проводиться только с теми учащимися, которые уже обладают определенной базой знаний по предмету.

Преимущества метода

Смысл эвристической беседы состоит в том, что преподаватель при помощи специальных вопросов наталкивает свою аудиторию на получение правильных ответов. Учитель побуждает учащихся использовать уже накопленный опыт, сравнивать между собой предметы и явления, делать верные умозаключения. Так как этот тип обучения относится к коллективным, он позволяет создать атмосферу групповой заинтересованности. А это позволяет учащимся осмыслить уже имеющуюся информацию, способствует развитию их мышления – как логического, так и творческого.

эвристическая беседа пример

Минусы

Однако, несмотря на все достоинства, метод эвристической беседы имеет и свои недостатки. Первый, как уже было указано, состоит в необходимости наличия у учащихся определенного багажа знаний. Без опыта они не смогут размышлять над поставленными вопросами в верном направлении, это сможет лишь еще больше затруднить их понимание предмета. Следующий недостаток заключается в том, что этот тип обучения относится к групповым – его сложно применять в индивидуальном обучении. Также метод эвристической беседы требует от преподавателя тщательной подготовки. Нередко она занимает больше времени, чем само занятие. Учитель должен разделить планируемую беседу на логические части, сформулировать немало вопросов, расположить их в правильно порядке, который будет соответствовать логике рассуждений.

Один из основных инструментов эвристической беседы – это постановка вопросов. Каждый вопрос должен вызвать мысленный резонанс у учеников, побудить их к активному мыслительному процессу, поиску правильного ответа на вопрос. Именно поэтому данный способ очень хорошо развивает сообразительность в любом возрасте. Такие вопросы принято называть «продуктивными».

Какими должны быть ответы?

К ответам учеников также предъявляется ряд требований. В первую очередь, они должны отражать самостоятельность рассуждений учащегося. Нельзя ставить перед учениками сразу несколько вопросов – это только будет способствовать рассеиванию фокуса их внимания. Преподаватель должен хвалить учеников за вопросы к себе и группе. Он должен как можно чаще обращаться к учащимся, предлагая поразмыслить над уже прозвучавшими вопросами, откорректировать ответ, данный товарищем. Нельзя ограничиваться работой только с активными учащимися – нужно вовлекать и молчаливых. Нередко случается так, что безынициативный ученик ведет себя так только из стеснения, хотя на самом деле он хотел бы принять участие в беседе.

Также немаловажное значение для проведения эвристической беседы несет та обстановка, в которой она проводится. Занятие должно проводиться в доброжелательной и непринужденной атмосфере. Важно не только то, что говорит преподаватель, но и каким образом он это делает – каков его тон разговора, мимика. Завершить беседу необходимо подведением общих результатов.

метод эвристической беседы

Как подготовиться?

При подготовке к проведению эвристической беседы преподаватель должен следовать плану:

  1. Сначала четко поставить цель беседы с учениками.
  2. Заранее составить план-конспект занятия.
  3. Подобрать соответствующие наглядные средства для донесения информации.
  4. Правильно сформулировать основные и дополнительные вопросы, которые предстоит задать учащимся в процессе беседы.

Важнейшей частью при этом является подготовка вопросов. Они должны быть логичными и четко сформулированными. Также обязательным условием является их соответствие уровню знаний учеников. Помимо этого, вопрос не обязательно должен содержать ответ в скрытом виде. Вопросы задаются всей группе учеников. После того, как им было дано время на обдумывание правильных ответов, вызывается один из учащихся. Остальных также необходимо привлекать к процессу обсуждения. Другие ученики могут корректировать, дополнять и уточнять ответ. Беседа является одним из самых сложных методов, поскольку требует напряжения сил как от преподавателя, так и от группы учеников. Учитель должен обладать высоким уровнем мастерства, внимательно выслушивать ответы, одобрять правильные, исправлять и комментировать ошибочные мнения, вовлекать в процесс всю группу учеников.

эвристическая беседа по истории

Пример эвристической беседы

Ценность данного метода заключается в том, что с его помощью преподаватель может сделать вывод о том, каков актуальный уровень знаний учащихся по предмету. Он может оценить уровень их познавательной активности – вопросы учеников могут послужить своеобразной обратной связью между ними и преподавателем. Именно поэтому данный метод пользуется популярностью у преподавателей школ и ВУЗов. Нередко учителям различных предметов необходимо отыскать пример эвристической беседы. Однако, даже обладая приблизительным планом занятия, учитель должен помнить: данный метод требует умения импровизировать. Также преподавателю необходимо досконально знать свой предмет, чтобы вовремя суметь направить беседу в нужное русло. Приводим пример эвристической беседы на тему географических открытий:

  1. Задать ученикам вопрос о том, в чем заключались причины Великих географический открытий.
  2. Спросить аудиторию, каковы сходные черты между открытием Америки и обнаружением пути в Индию.
  3. Как ученики относятся к покорению европейцами Америки? Попросить их пояснить свое мнение.

Также преподаватель может задать учащимся вопрос о том, каким образом христианские миссионеры способствовали распространению знаний по различным территориям. Можно натолкнуть группу учеников на мысль, что именно благодаря великим географическим открытиям начал происходить обмен различными растениями и животными между континентами.

эвристическая беседа на уроке истории

Эвристическая беседа на уроке истории

Данный метод по своей эффективности не уступает традиционному проведению занятий в виде лекции. Решение одного вопроса будет порождать у учащихся второй, третий и так далее. С помощью данной методики школьникам будет легче понять логику исторических событий, понять и оценить их смысл. Эвристическая беседа по истории готовится на базе той темы, которую учитель планирует представить на уроке. В качестве примера рассмотрим такой тип беседы на тему «История Китая». Эти вопросы учитель может взять на вооружение, составив план проблемной беседы на тематику собственного урока.

  1. Вспомните, кем в XVIII веке был завоеван Китай?
  2. Что принесло господство чужеземцев его народу?
  3. Сколько времени оно продолжалось? Как было свергнуто? Почему завоеватели переняли от побежденных язык и культуру?

эвристические беседы с дошкольниками

Применение метода с дошкольниками

Проведение эвристических бесед с дошкольниками – не менее эффективно, чем с более старшими учащимися. Детям можно поставить ряд ситуационных задач. Например, что делать, если в квартире случился пожар? Как поступить, если видишь, что тонет человек? А какие действия необходимо предпринять, если прорвало кран, а взрослых нет дома? Все эти вопросы помогут детям научиться мыслить в сложной ситуации.

Опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему: Эвристические беседы

Эвристические беседы с детьми 5—6 лет

Тема «Эти удивительные одуванчики»

Цель: обучение анализу взаимосвязи некоторых природных явлений, умению выдвигать и обосновывать свои гипотезы; формирование у детей самостоятельности в формулировании выводов и точности высказываний.

Материал: одуванчики, растущие на участке учреждения дошкольного образования.

Ход беседы

Педагог обращает внимание детей на то, что на участке учреждения дошкольного образования растут красивые цветы — одуванчики. Предлагает побеседовать по следующим вопросам:

— Как выглядят одуванчики? (Цветущие, с зонтиком семян и нераспустившимися бутонами.

— Почему на открытом месте у этих цветов образуются семена, а в тени, за верандой, — ещё только бутоны? (На открытом месте больше света и теплее, поэтому они раньше появлялись весной напроталинках. За верандой долго не таял снег. Там всегда мало света и прохладно, поэтомуодуванчики появились позднее, и только теперь образовались бутоны. А у забора одуванчики цветут, там света меньше, чем здесь, но немного больше, чем за верандой. Деревья пропускают свет, и отэтого становится  немножко теплее.)

— Где раньше пробуждаются и распускаются весной другие растения? (На деревьях и кустарниках, расположенных в хорошо освещаемых и прогреваемых местах, листья и цветы распускаются раньше. Такая же закономерность отмечается и для трав: в местах, прогреваемых солнцем, они появляютсяраньше, чем в тени, и растут быстрее.)

Педагог предлагает детям нарисовать любое из состояний одуванчика и потом рассказать о нём родителям.

Тема «Мир вещей вокруг нас»

Цель: обучение умению выдвигать свои предположения, обосновывая их, отвечать на вопросы и составлять небольшие рассказы об окружающих предметах; совершенствование процессов их исследования в зависимости от специфики; закрепление представлений о свойствах предметов, изготовленных из различных материалов.

Материал: образцы дерева, металла, камня, стекла, пластмассы, резины, бумаги; небольшие вещи из этих материалов.

Ход беседы

Вопросы:

— Нас окружает множество предметов, из чего они изготовлены? (Есть предметы, изготовленныеруками человека, есть предметы, сотворённые природой.)

— Из каких материалов изготавливает предметы человек? (Из дерева, пластмассы, стекла, металла, резины, бумаги и т.д.)

— Какими свойствами обладают различные материалы?

— Твёрдые или мягкие?

— Гладкие или шершавые?

— Тяжёлые или лёгкие?

— Прозрачные или нет?

— Притягиваются ли магнитом?

— Нагреваются ли в руках?

— Промокают ли в воде?

Педагог раздаёт образцы материалов. Дети обследуют их, рассказывают о свойствах и о том, что они могли бы изготовить из данного материала, будучи мастерами. Предлагается пофантазировать, придумать и рассказать о предмете, который можно применить в исследовании окружающего мира.

Тема «Особенности произрастания растений»

Цель: обучение поиску ответов на вопросы, упражнение в умении высказывать предположения, доказывать их, закрепление представления об особенностях произрастания растений.

Материал: картинки с изображениями растений.

Ход беседы

Вопросы:

— Какую пользу приносят растения? (Выделяют кислород, который нужен для дыхания людям иживотным; поглощают углекислый газ, который выдыхают люди и животные.)

— Как живут растения? (Зелёные растения сами себе производят питание. Они всасывают воду иминеральные соли из почвы, которые по стеблю поднимаются к листьям. В листьях под влияниемсолнечного света вода и углекислый газ из воздуха образуют сахар, который и служит пищей длярастений.)

— Из чего вырастают растения? (Большинство растений вырастают из семян. Семя лежит на земле, пока не разбухнет от дождя. Из него корень прорастает в почву, а росток пробивается наверх, к свету. Сначала растение получает всё питание из семени, но как только появляются собственные листочки, уже они кормят растение. Затем появляется бутон. Раскрывается цветок и вскоре опыляется. Вырастают новые семена, они созревают и падают на землю. Из тех, которые выживут, на следующийгод появятся новые цветы.)

— Как семена покидают растения? (Многие семена уносит ветром или водой. Некоторые прилипают кшкуре или лапам птиц и животных. Потом они отваливаются и падают на землю. Другие семенарастут внутри стручков, которые, созревая на солнце, лопаются и разбрасывают их вокруг.)

Воспитатель вместе с детьми рассматривают картинки с изображениями растений, затем предлагает нарисовать ответ на один из вопросов, по которым велась беседа.

Эвристические беседы с детьми 6—7 лет

Тема «Мир звука»

Цель: развитие умения рассуждать; обучение детей выдвигать свои гипотезы и обосновывать их, обобщать и конкретизировать представления о таком физическом явлении, как «звук».

Материал: линейка, тонкая проволока, спичечные коробки, спички, расчёска, рупор, слуховая труба, часы механические, блюдце целое и с трещиной, таз с водой,  камешки, резиновый мяч.

Ход беседы

Вопросы:

— Что такое музыка? (Мелодия, напев, мотив, песня.)

— Что такое мелодия? Из чего она состоит? (Из звуков, нот.)

— Что такое звуки? О чём они нам сообщают? (Звуки сообщают о том, что происходит вокруг нас, даже если мы не видим источник звука. Например, разговор по телефону, шум дождя, гулавтомобиля.)

— Какие бывают звуки? (Музыкальные, бытовые и природные; высокие и низкие, громкие и тихие, короткие и длинные; звуки, издаваемые птицами и животными и т.д.)

— С помощью чего можно передавать звук? (Звук может «бежать» по воде, по металлу, по проводу.)

— С помощью чего мы слышим звук? (С помощью уха.)

— При помощи чего можно усилить звук? (Динамика, микрофона.)

— А если у нас нет таких предметов? (Рупора.)

Педагог предлагает воспитанникам извлечь звуки из имеющихся предметов. Дети проводят опыты с линейкой, проволокой.

Опыт «Дрожалка и пищалка».

1. Ученическую линейку положить на стол так, чтобы один конец выступал за край стола. Прижать с силой конец, находящийся на столе, а по выступающему ударить. Линейка должна издать «бархатистый» звук — дрожит. Чем короче кончик, тем тоньше звук, а чем длиннее — тем «более сердитый».

2. Тонкую проволоку зацепить за что-либо, натянуть. Дёрнуть посередине — проволока загудела. Натянуть сильнее и снова дёрнуть — проволока пискнет тоненько. (Дети обращают внимание на то, что звук издают только дрожащие предметы.)

Тема «Воздух вокруг нас»

Цель: систематизация представления детей о свойствах воздуха; обучение умению ставить вопросы и отвечать на них.

Материал: полиэтиленовый пакет, стакан, кусочек пластилина, салфетка, тарелка с водой, два шарика (один из них надутый, а другой — нет), весы.

Ход беседы

Вопросы:

— Чем мы с вами дышим? (Воздухом.)

— Посмотрите, у меня в руках полиэтиленовый пакет. Скажите, в нём что-нибудь находится? (Воздух.)

— У меня на столе стакан. Как вы думаете, в нём есть воздух? Опустим в стакан салфетку и прижмём её ко дну, прикрепив кусочком пластилина. А теперь, повернув отверстием вниз, опустим стакан резко в воду, чтобы он был полностью погружён. Достаём стакан из воды и трогаем рукой салфетку — она сухая. (Воздух не дал войти воде в стакан.)

— У меня два одинаковых шарика, один из них надут. Как вы думаете, они весят одинаково? Положим шарики на чаши весов. Почему одна чаша опустилась? Какой шарик тяжелее, а какой легче? (Воздухимеет вес, надутый шарик тяжелее.)

— Есть ли в камне, земле, меле, кусочке кирпича воздух? (Он есть везде — в комнате, стакане, воде. Без пищи человек может прожить несколько дней, а без воздуха — всего несколько минут.)

— Надо ли защищать воздух, сохранять его чистоту? (Если воздух грязный, то человек можетзаболеть. Чтобы быть здоровым, необходимо дышать чистым и свежим воздухом, проветриватьпомещение, сажать растения в комнате и на улице, гулять в парке, в лесу, где много деревьев ивоздух чистый, а вблизи дороги он загрязнён выхлопными газами машин. Человек должен охранятьприроду, соблюдать чистоту, не загрязнять воздух, чтобы самому не погибнуть.)

— А знаете ли вы, что с воздухом можно поиграть? Пройдите в раздевалку, там вас ждёт сюрприз — воздушные шары, они наполнены воздухом. (Дети играют с шарами.)

Тема «Наши друзья — птицы»

Цель: формирование понятия «птицы», побуждение детей к размышлению, решению познавательных задач, к самостоятельности в формировании выводов, доказательству своих суждений.

Материал: картины и фотографии с изображением знакомых птиц (воробей, ласточка, голубь, снегирь, волнистый попугай и т.д.).

Ход беседы

Педагог предлагает детям рассмотреть фотографии и картины с изображением птиц, а затем организует беседу по следующим вопросам:

— Что вы можете сказать о внешнем виде, месте и среде обитания птиц? (Ответы детей.)

— Как птицы приспособлены для жизни на земле и в воздухе? (У них есть ноги и крылья.)

— Какое значение имеет для птиц умение летать? (Защита от врагов, поиск пищи, быстроеперемещение на длительные расстояния.)

— Какие общие признаки присущи птицам? (Живут в воздухе и на земле; дышат воздухом; летают припомощи крыльев; прыгают, бегают, ходят при помощи лап; тело покрыто перьями; есть клюв, чтобыбрать пищу.)

Педагог предлагает детям изготовить кормушки и вынести их на участок учреждения дошкольного образования, чтобы покормить птиц.

Тема «Живая и неживая природа  вокруг нас»

Цель: формирование понятий «живая природа» и «неживая природа»; упражнение детей в умении выдвигать свои гипотезы и обосновывать их, отвечать на вопросы и делать выводы.

Материал: картинки с изображением кошки с котятами, рака, деревьев с зелёными листьями и во время листопада.

Ход беседы

Педагог напоминает детям, что все предметы на Земле делятся на живые и неживые и предлагает подумать, чем они отличаются друг от друга.

— Какие важные свойства есть у живых организмов? (Они способны расти, залечивать раны, всостоянии размножаться, приспосабливаться к окружающей среде, реагировать на внешниераздражители.)

— Приведите примеры, как живые организмы растут. (Из жёлудя вырастает дуб. Из семени вырастаетцветок. Из котёнка вырастает кошка.) Но растёт и сосулька на крыше, можно ли её назвать живой? (Нет.) Поэтому давайте рассмотрим ещё одно свойство.

— Как живые тела могут залечивать свои раны? (У деревьев вместо старых листьев появляютсяновые. У человека порезанная ранка заживает. У рака на месте оторванной клешни вырастает новая.) Но мы говорим, что «обновляются» и реки: весной они наполняются водой, а летом пересыхают. Значит, они живые? (Нет.) Тогда давайте рассмотрим ещё одно свойство.

— Как живые тела размножаются? (У человека рождаются дети. У животных рождаются детёныши. Урастений появляются отростки.) Но камень под воздействием ветра, снега, дождя, жары тоже разделяется на множество мелких камешков — как бы «размножается». Значит, камни живые? (Нет.) Поэтому давайте рассмотрим ещё одно свойство.

— Как живые тела приспосабливаются к окружающей среде? (Растения сбрасывают листья. Зайцылиняют.) Но ручей обогнёт камень, который встретится на его пути. Значит, он тоже умеет «приспособиться» и  живой? (Нет.) Давайте рассмотрим ещё одно свойство.

— Как живые тела реагируют на внешние раздражители? (Цветы тянутся к солнцу. Мы, прикоснувшись к горячему чайнику, одёргиваем руку. Голодный человек, почувствовав запах вкуснойпищи, поворачивает голову.) Но магнит притягивает железо. Значит, он живой? (Нет.)

В конце беседы педагог вместе с детьми делает следующие выводы.

— Получается, что все перечисленные нами свойства должны быть одновременно у тела, чтобы назвать его живым. Значит, предметы «живой природы» должны обладать следующими способностями: расти, залечивать раны, размножаться, уметь приспосабливаться к окружающей среде, реагировать на внешние раздражители. Если хотя бы одним из этих свойств они не обладают, то это предметы «неживой природы».

Для того чтобы эвристическая беседа проходила более эффективно, педагогам следует обращать внимание на необходимость развития и обогащения представлений ребёнка об окружающем мире (мире людей, предметов, природы, техники, искусства и т.д.) и самом себе. Важно также поддерживать и стимулировать самостоятельность дошкольника, его активное отношение к окружающему миру.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Брызгалова, С.И. Проблемное обучение в начальной школе / С.И. Брызгалова. — Калининград, 1998.

2. Вахрушева,  Л.Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста / Л.Н. Вахрушева. — М.: ФОРУМ, 2009.

3. Гаибова, В.Е. Эвристическая беседа как один из типов дискуссии / В.Е. Гаибова // Педагогика. — 2008. — № 2.

4. Смолер, Е.И. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.И. Смолер. — Минск: Нац. ин-т образования, 2012.


Статья по теме: «Эвристическая беседа как успешное условие развития познавательного интереса старших дошкольников».

План статьи

 «Эвристическая беседа как условие развития познавательного интереса старших дошкольников»

Аннотация:

Введение

1 Проблема развития познавательного интереса в трудах педагогов и психологов.

2 Эвристическая беседа: сущность метода в образовательном процессе.

3 Роль и значение эвристической беседы в развитии

познавательного интереса дошкольников.

Заключение

Введение

Актуальность обусловлена тем, что окружающий мир является важным предметом, который включает в себя основы естественных и социальных наук. Таким образом, задача педагога заключается в том, чтобы сформировать познавательный интерес у дошкольников, который бы не пропал к поступлению в начальную школу. Метод эвристической беседы будет эффективен в реализации этой задачи.

Современные дети полностью погружены в компьютер, им не хватает общения. В связи с этим, как отмечают психологи и педагоги, страдают речь и мышление. Применение эвристической беседы, по нашему мнению, оказывает глубокое воздействие на развитие речи дошкольников, а также на развитие познавательного интереса. Выше сказанное позволило сформулировать тему статьи «Эвристическая беседа как условие развития познавательного интереса дошкольников».

В связи с актуальностью была определена цель — поиск оптимальных путей развития познавательного интереса дошкольников с помощью использования эвристической беседы, как разновидности словесных методов.

 Проблема развития познавательного интереса в трудах педагогов и психологов.

К.Д.Ушинский подчеркивал, что «воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдет».

Интерес как источник побуждения, как мотив поведения и деятельности изучен психологами В.И. Загвязинским, А.Н. Леонтьевым, Л.И. Божович.

Сегодня проблема познавательного интереса все шире рассматривается в контексте разнообразной деятельности, что позволяет воспитателям успешно формировать и развивать познавательный интерес дошкольников, обогащая личность, воспитывая в ней активное отношение к жизни.

Мы будем опираться, на определение Щукиной, и под познавательным интересом будем понимать. Познавательный интерес – это избирательная направленность личности на процесс познания: ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. В эту область человек стремится проникнуть, чтобы изучить, овладеть ее ценностями.

Эвристическая беседа: сущность метода в образовательном процессе.

Эвристическая беседа. Ее создателем считается Сократ, в честь которого беседа именуется также сократической. Эвристическая беседа имеет двухтысячелетнюю историю, однако наиболее продуктивный период ее изучения начался с середины 50-х годов XX века в связи с разработкой концепции проблемного обучения.

Что представляет собой сущность эвристической беседы? Эвристическая беседа — вопросно — ответная форма обучения, при которой педагог не сообщает воспитанникам готовых знаний, а умело поставленными вопросами заставляет их самих на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, личного жизненного опыта подходить к новым понятиям, выводам и правилам.

Роль и значение эвристической беседы в развитии

познавательного интереса дошкольников.

Успех эвристической беседы как разновидности словесных методов обучения, используемый в образовательном процессе, зависит от умения педагога правильно построить словесное объяснение и от умения воспитанника понимать содержание материала в словесном изложении. Нельзя допустить изоляции эвристической беседы от других методов и гиперболизации её значения. Данный метод является стержневым, в образовательном процессе.

Заключение

Таким образом, использовать эвристическую беседу как разновидность словесных методов необходимо, для благоприятного развития познавательного интереса у детей, совмещая с другими методами обучения.

Что такое эвристический разговор?

Метод беседы в обучении был разработан еще древнегреческим мыслителем и философом Сократом. Слово «эвристика» в переводе с древнегреческого означает буквально «найти», «найти». Этот метод с помощью специальных вопросов, умело сформулированных преподавателем, позволяет ученику самому прийти к правильному ответу.

Определение

Сегодня эвристический разговор — это коллективный метод мышления или беседа между учениками и учителем на определенную тему.В педагогике этот метод называется проблемным обучением. Следует отметить, что применение этого метода следует проводить только с теми студентами, которые уже имеют определенную базу знаний по предмету.

Преимущества

Смысл эвристического разговора в том, что учитель, используя специальные вопросы, подталкивает свою аудиторию к получению правильных ответов. Учитель призывает учеников использовать уже накопленный опыт, сравнивать между собой предметы и явления и делать правильные выводы.Поскольку этот вид обучения относится к коллективному, он позволяет создать атмосферу группового интереса. А это позволяет ученикам постигать уже имеющуюся информацию, способствует развитию их мышления — как логического, так и творческого.

Минусы

Однако, несмотря на все достоинства, метод эвристического разговора имеет свои недостатки. Первое, как уже указывалось, — это необходимость для студентов иметь определенный багаж знаний. Без опыта они не могут размышлять над поставленными вопросами в правильном направлении, это может только еще больше усложнить их понимание предмета.Следующим недостатком является то, что этот вид обучения относится к групповому — его сложно применить в индивидуальном обучении. Также метод эвристической беседы требует от учителя тщательной подготовки. Часто это занимает больше времени, чем само занятие. Учитель должен разделить запланированный разговор на логические части, сформулировать множество вопросов, расположить их в правильном порядке, который будет соответствовать логике рассуждений.

Один из основных эвристических инструментов Разговоры задают вопросы.Каждый вопрос должен вызывать у учащихся мысленный резонанс, побуждать их к активному мыслительному процессу, поиску правильного ответа на вопрос. Именно поэтому этот метод очень хорошо развивает смекалку в любом возрасте. Такие вопросы называют «продуктивными».

Какие должны быть ответы?

Ряд студентов также предъявляют студенческие ответы.требования. Прежде всего, они должны отражать независимость рассуждений учащегося. Задавать ученикам сразу несколько вопросов нельзя — это только поспособствует рассеиванию их внимания.Учитель должен похвалить учеников за вопросы к себе и группе. Он должен как можно чаще связываться с учениками, предлагая поразмышлять над уже поднятыми вопросами, чтобы исправить ответ, данный другом. Нельзя ограничиваться работой только с активными учениками — нужно привлекать молчаливых. Часто бывает, что безынициативный ученик ведет себя так только из принуждения, хотя на самом деле он хотел бы принять участие в разговоре.

Немаловажное значение для эвристической беседы имеет среда, в которой она ведется.Урок необходимо проводить в дружеской непринужденной обстановке. Важно не только то, что говорит учитель, но и то, как он это делает — какой у него тон разговора, мимика. Завершить беседу необходимо подведением общих итогов.

Как подготовиться?

При подготовке к эвристической беседе учитель должен следовать плану:

  1. Во-первых, четко сформулировать цель беседы с учениками.
  2. Составьте план урока заранее.
  3. Выберите соответствующие визуальные средства для передачи информации.
  4. Правильно сформулируйте основные и дополнительные вопросы, которые нужно задать студентам в процессе разговора.

Самая важная часть этого — вопросы подготовки. Они должны быть логичными и четко определенными. Также обязательным условием является их соответствие уровню знаний студентов. Кроме того, вопрос не обязательно должен содержать ответ в скрытой форме. Вопросы задаются всей группе студентов.После того, как ему дается время подумать над правильными ответами, вызывают одного ученика. Остальных тоже нужно вовлечь в процесс обсуждения. Другие студенты могут скорректировать, дополнить и уточнить ответ. Разговор — один из самых сложных приемов, поскольку требует напряжения сил как со стороны преподавателя, так и со стороны группы учеников. Преподаватель должен обладать высоким уровнем мастерства, внимательно слушать ответы, утверждать правильные, исправлять и комментировать ошибочные мнения, а также вовлекать в процесс всю группу учащихся.

Пример эвристического разговора

Ценность этого метода заключается в том, что его учитель может сделать вывод о текущем уровне знаний учащихся по предмету. Он может оценить уровень их познавательной активности — вопросы учеников могут служить своего рода обратной связью между ними и учителем. Именно поэтому этот метод популярен среди учителей школ и вузов. Часто учителям различных предметов необходимо найти пример эвристической беседы.Однако даже имея примерный план урока, учитель должен помнить: этот метод требует умения импровизировать. Также учителю необходимо досконально знать ваш предмет, чтобы вовремя направить разговор в нужное русло. Вот пример эвристического разговора на тему географических открытий:

  1. Спросите студентов о причинах Великих географических открытий.
  2. Спросите аудиторию, в чем сходство между открытием Америки и поиском пути в Индию.
  3. Как студенты относятся к европейскому завоеванию Америки? Попросите их уточнить свое мнение.

Также учитель может задать ученикам

.

10 эвристик для дизайна пользовательского интерфейса: статья Якоба Нильсена

# 1: Видимость состояния системы

Система всегда должна информировать пользователей о том, что происходит, посредством соответствующей обратной связи в разумные сроки.

(Прочтите статью о видимости состояния системы и просмотрите 3 мин. Видео об эвристике видимости.)

# 2: соответствие системы и реального мира

Система должна говорить на языке пользователей, используя слова, фразы и понятия, знакомые пользователю, а не системные термины.Следуйте обычным правилам, чтобы информация отображалась в естественном и логическом порядке.

(Прочтите всю статью о сопоставлении системы с реальным миром и посмотрите 3-х минутный видеоролик о реальной эвристике.)

# 3: Контроль и свобода пользователя

Пользователи часто выбирают системные функции по ошибке, и им потребуется четко обозначенный «аварийный выход», чтобы выйти из нежелательного состояния без необходимости проходить расширенный диалог. Поддержка отмены и повтора.

(Смотреть 2 мин.видео по эвристике пользовательского управления.)

# 4: Согласованность и стандарты

Пользователи не должны задаваться вопросом, означают ли разные слова, ситуации или действия одно и то же. Соблюдайте соглашения о платформе.

(Посмотрите 3-минутное видео о согласованности и стандартах.)

# 5: Предотвращение ошибок

Еще лучше, чем хорошие сообщения об ошибках, — это тщательно продуманный дизайн, который в первую очередь предотвращает возникновение проблемы. Либо устраните условия, подверженные ошибкам, либо проверьте их и предоставьте пользователям вариант подтверждения, прежде чем они совершат действие.

(Прочтите статью о предотвращении ошибок пользователя и посмотрите 3 мин. Видео о предотвращении ошибок.)

# 6: Узнавать, а не вспоминать

Минимизируйте нагрузку на память пользователя, сделав видимыми объекты, действия и параметры. Пользователь не должен запоминать информацию из одной части диалога в другую. Инструкции по использованию системы должны быть видимыми или легко извлекаемыми при необходимости.

(Прочтите статью о распознавании и отзыве в UX полностью и посмотрите 3 мин.видео по распознаванию и отзыву.)

# 7: Гибкость и эффективность использования

Ускорители

— невидимые для начинающего пользователя — часто могут ускорить взаимодействие для опытного пользователя, так что система может обслуживать как неопытных, так и опытных пользователей. Разрешите пользователям настраивать частые действия.

(Посмотрите 3 мин. Видео о гибкости и эффективности использования.)

# 8: Эстетичный и минималистичный дизайн

Диалоги не должны содержать ненужную или редко необходимую информацию.Каждая дополнительная единица информации в диалоге конкурирует с соответствующими единицами информации и снижает их относительную видимость.

(Посмотрите 2 мин. Видео об эстетическом и минималистском дизайне.)

# 9: Помогите пользователям распознавать, диагностировать и устранять ошибки

Сообщения об ошибках должны быть изложены простым языком (без кодов), точно указывать на проблему и конструктивно предлагать решение.

(Посмотрите 2 мин. Видео о помощи пользователям в устранении ошибок.)

# 10: Справка и документация

Несмотря на то, что лучше, если систему можно использовать без документации, может потребоваться помощь и документация. Любая такая информация должна быть удобной для поиска, ориентированной на задачу пользователя, содержать список конкретных шагов, которые необходимо выполнить, и не должна быть слишком большой.

(Посмотрите 3-х минутный видеоролик о справке и документации.)


Изначально я разработал эвристику для эвристической оценки в сотрудничестве с Рольфом Молихом в 1990 году [Molich and Nielsen 1990; Нильсен и Молич 1990].С тех пор я усовершенствовал эвристику на основе факторного анализа 249 проблем юзабилити [Nielsen 1994a], чтобы получить набор эвристик с максимальной объяснительной силой, в результате чего получился этот пересмотренный набор эвристик [Nielsen 1994b].

См. Также

Список литературы

  • Молич Р. и Нильсен Дж. (1990). Улучшение диалога между человеком и компьютером, Коммуникации ACM 33, 3 (март), 338-348.
  • Нильсен Дж. И Молич Р. (1990). Эвристическая оценка пользовательских интерфейсов, Proc.ACM CHI’90 Conf. (Сиэтл, Вашингтон, 1–5 апреля), 249–256.
  • Nielsen, J. (1994a). Повышение объяснительной способности эвристики юзабилити. Proc. ACM CHI’94 Conf. (Бостон, Массачусетс, 24–28 апреля), 152–158.
  • Nielsen, J. (1994b). Эвристическая оценка. В Nielsen, J., and Mack, R.L. (Eds.), Usability Inspection Methods , John Wiley & Sons, New York, NY.

Примечание : Многие люди спрашивают, могут ли они использовать эту эвристику в своей работе.Да, но, пожалуйста, укажите Якоба Нильсена и укажите адрес этой страницы [nngroup.com/articles/ten-usability-heuristics] или процитируйте статью выше [Nielsen 1994a]. Если вы хотите распечатать копии этой страницы или воспроизвести содержимое в Интернете, пожалуйста, перейдите по ссылке Copyright ниже для получения подробной информации.

Авторские права © 2005 Якоба Нильсена. ISSN 1548-5552

.

ESL, EFL, ESOL Conversation Questions

Если вам нужны разговорные вопросы для вашего класса, вы пришли в нужное место! Все наши вопросы предназначены для того, чтобы максимально раскрыть уровень владения английским вашим учеником.

Ищете разговорные вопросы на основе грамматики?

Или, может быть, вы ищете вопросы по учебникам?

Вопросы по теме

Принятие

Совет

Старение

Пришельцы

Животные

Внешний вид

Архитектура / Строительный дизайн

Арт

Красота

Дни рождения

Книги

Мозги

Кемпинг

Автомобили и вождение автомобиля

Вызовы

Изменение

Благотворительность

Детство

вариантов

Города

Чистота

Клонирование

Цвет

Связь

Компьютеры

Заговоры и прикрытия

Кулинария

Коррупция

Преступление

Таможня

Встреча

Инвалиды

Мечтать

Привычки в еде

Электромобили

Электронная почта

Эмпатия

Предприниматели

Проблемы окружающей среды

Этика

Факты и статистика

Семья

Семейные ценности

Мода

Фастфуд

Первые впечатления

Еда

Свободное время

Дружба

Будущее

Игры

Получение работы

Гольф

Привычки

Имеет детей

Здоровье

Праздники

Дома

Отели

Человеческие чудеса

Поклонение идолам

Иммиграционная служба

Индивидуальность

Разведка

Вакансий

Языки

Изучение английского

Любовь

Предметы роскоши

Манеры

Брак

Массаж

Знакомство с новыми людьми

Память

Мотивация

Фильмы

Множественный интеллект

Музыка

Стихийные бедствия

Чудеса природы

Окрестности

Соседи

Новости

Номера

Знакомства в Интернете

Прошлая способность

Личность

Трудности быть студентом

Конфиденциальность

Производительность

Средства правовой защиты

Ответственность

Рестораны

Сезоны

Секреты

Покупки

Пение

Одинокая жизнь

Курение

Космос

Спорт

Рассказы

Успех и неудача

Супергерои

Технологии

Телевидение

Пять чувств

Интернет

СМИ

Прошлое

Сверхъестественное

Туризм

переходов

Путешествие

Вода

Желаний

Если вам мало вопросов, вот сайт, с которого можно начать беседу.Хотя он предназначен для носителей английского языка, существует множество вопросов, которые подходят для студентов среднего уровня. На сайте также есть краткий список тем с вопросами для разговора.

Вопросы по грамматике

Прилагательные: «-ed» и «-ing»

Наречия частоты

Наречия нравов

Уже, всегда, еще

Сравнительные

Эквиваленты

Фиксированные выражения (идиомы)

Для и с тех пор и сколько вопросов

Герундий и инфинитив

Как часто вопросы

Как вопросы

Инфинитивы цели

Модальные параметры возможного могли бы

Прилагательные с причастием

Пассивный голос

Прошлый пассив

Фразовые глаголы

Настоящее время непрерывное

Настоящее совершенное

Настоящее совершенное непрерывное

Настоящее нереальное условное / второе условное

Кванторы

Реальное условное — будущее

Реальные условные — настоящее время

Следует и нельзя

Простое прошлое

Простой подарок

Суффиксы

Превосходная степень

Достаточно слишком

используется для

Уилл

Скорее

Вопросы по учебнику

Пути 2

Проблемы воздействия 1

Q: Навыки для успеха 2 Слушать и говорить

Q: Навыки для успеха 3 Слушать и говорить

Мировой английский 2

Touchstone 2

Touchstone 3

Высший уровень 2

Высший уровень 3

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.