Фактор личности: ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ — Студопедия

Содержание

Факторы формирования и развития личности.

Важнейшими факторами развития личности являются наследственность, окружающая среда, воспитание, а также активность самой личности.

Первый фактор — наследственность, то есть воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями. Человек наследует анатомическое строение, физиологическое функционирование, тип обмена веществ в организме, тип и пластичность нервной системы, динамизм и скорость нервных реакций, безусловные рефлексы (пищевые, оборонительные, ориентировочные).

Однако есть биологические свойства, которые отличают одного человека от другого. Это природные задатки —
индивидуальные, генетически закрепленные свойства, определяющие анатомо-физиологи-ческую предрасположенность к различным видам деятельности. 

Природные задатки носят общий характер и не ориентированы на какой-либо конкретный вид деятельности. Например, ребенок может родиться с музыкальными задатками, а то, кем конкретно он станет – оперным или эстрадным певцом, композитором, дирижером или музыкантом-исполнителем – зависит от того, какой музыкальной деятельностью он будет заниматься. Поэтому формирование и развитие личностных качеств человека обусловлено условиями его жизни в обществе, то есть внешними факторами. 

В процессе общественной жизни и деятельности у человека на основе природных задатков формируются способности — индивидуально-психологические особенности личности, наличие которых обеспечивает успешное выполнение человеком определенных видов трудовой деятельности.

Выделяют общие и специальные способности. Общие способности определяют успехи человека сразу во многих видах деятельности. Это «умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других». Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности. К ним можно отнести математические, музыкальные, лингвистические, литературные, художественно-творческие, технические, спортивные, организаторские, экономические и др. Общие и специальные способности могут гармонизировать между собой, взаимно дополнять, компенсировать, усиливать и обогащать друг друга.

Одна способность, сколь бы развита она ни была, еще не обеспечивает успешности более или менее сложной деятельности. Для это необходимо оптимальное сочетание ряда качеств личности. Сочетание способностей, которое создает основу для отличного выполнения сложной деятельности, называется одаренностью. Высокую степень одаренности называют талантом, а наивысшую — гениальностью. Одаренность, талант, гениальность – разные уровни проявления способностей личности.

      Признаки гениальности: широкая эрудиция, напряженность внимания, огромная впечатлительность, интуиция, дар предвидения, могучая фантазия, оригинальность, высокий уровень работоспособности и самоорганизации, стремление к творческой деятельности.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

      Бесталанны те, кто не обнаруживает и не развивает свои способности.

Психолог Б.М. Теплов доказал, что типологические особенности нервной системы хотя и влияют на формирование психических свойств личности, однако не обусловливают их содержания.

Второй фактор — окружающая среда, то есть комплекс разнообразных внешних явлений, стихийно действующих на человека.

Географическая среда включает разнообразные природно-климатические условия и ресурсы. Она оказывает опосредованное влияние на развитие и формирование личности через образ жизни и характер трудовой деятельности человека.

В научных концепциях западных авторов имеются толкования о первостепенной роли географической среды. Народы, живущие в благоприятных географических условиях в разные исторические периоды «сбавили» темпы своего промышленного и социального развития, потребляя готовые дары природы. Народы северных территорий, наоборот, организовались, закалились в борьбе с суровыми условиями жизни, нарастили мощный интеллектуальный и промышленный потенциал.

Но все-таки в современных условиях, в век научного и технического прогресса географическая среда не может обеспечить решение программы развития личности и адаптацию ее к самостоятельной жизни и деятельности.

В значительной степени развитие человека определяет социальная среда: государственный строй и политика государства, наука, школа, обучение и воспитание, условия труда и быта, семья, культура и традиции государства, культура, литература, искусство, средства массовой информации. Это все дальняя среда. Она неодинакова на разных этапах общественного развития. Поэтому в разные исторические эпохи она формировала разный, присущий той или иной эпохе тип личности.

Ребенок, не впитавший в себя культуру общества, оказывается неприспособленным к социальной жизни, не может реализовать то, что заложено в нем самой природой. Вне общества ребенок не становится человеком. Но даже совокупное действие этих факторов не всегда обеспечивает формирование необходимых качеств личности.

Ближняя среда — это ближайшее окружение человека: семья, родственники, друзья, одноклассники.

Третий фактор — воспитание как целенаправленный, педагоги-чески организованный процесс формирования качеств и свойств личности, развития ее способностей.

Различные условия жизни людей и воспитания, принадлежность к разным социальным группам, взаимодействие и борьба их интересов развивают и формируют и различное сознание.

Воспитание не может изменить унаследованных физических данных, врожденный тип нервной деятельности, изменить состояние географической, социальной, домашней или других сред. Но оно может оказать формирующее влияние на развитие путем специальной тренировки и упражнений (спортивные достижения, укрепление здоровья, совершенствование процессов возбуждения и торможения, т.е. гибкости и подвижности нервных процессов), внести определяющий корректив в устойчивость природных наследственных особенностей.

При организации воспитания педагогам следует помнить, что разных виды деятельности оказывают различное влияние на развитие тех или иных способностей человека в разные его возрастные периоды. Развитие личности находится в зависимости от ведущего вида деятельности.

Практикой доказано, что целенаправленное воспитание обеспечивает развитие особых задатков, инициирует духовные и физические силы. Это подтверждают успехи педагогов-новаторов. Неправильное воспитание способно деструктурировать уже развитое в человеке, а отсутствие подобающих условий – вовсе остановить развитие даже особо одаренных личностей.

Порождаемые деятельностью новые потребности и наличные возможности их удовлетворения создают ряд последующих противоречий. Они выступают движущей силой развития личности.
Такие противоречия возникают между возрастными физическими и духовными возможностями и старыми формами взаимоотношений, между сознанием и поведением, между новыми потребностями и прежними возможностями, между имеющимися способностями и потребностями более высокого уровня развития и т.д.

Четвертый фактор — активность самого человека как саморегулирующей, самодвижущей, саморазвивающейся, самовоспитыва-ющейся персоны. Во многом — человек творец самого себя.

Активность личности человека имеет два аспекта: чисто физическая и психическая. Эти два вида активности могут в отдельном человеке проявляться во множестве комбинаций: высокая физическая активность и низкая психическая; высокая психическая и низкая физическая; средняя активность та и другая; низкая активность та и другая и т.п.

      Какой же фактор является главным? Для теории воспитания эта проблема имеет методологическое значение прежде всего потому, что в зависимости от ее решения определяется подход к педагогическому процессу.

В педагогике и психологии можно выделить по крайней мере три позиции по проблеме взаимодействия внешнего и внутреннего в процесса развития личности, принципиально не противоречащих друг другу, но существенно различающихся.

Первая позиция, принадлежащая А.С. Макаренко, состоит в том, что внешние воздействия вообще, а педагогически организованные тем более определяют сущность личности, социальные начала в ребенке, опосредуют внутренние условия его развития. Позиция выдающегося педагога во многом определялась особенностями проведенного им социально-педагогического эксперимента. Перед ним стояла задача перевоспитания, коренного преобразования внутреннего мира его воспитанников, того социально отрицательного, что составляло их взгляды, определяло внутренние побуждения, привычки поведения. Исходя из идеи ведущей роли социальных стимулов в воспитании, он стремился к тому, чтобы прямые и косвенные педагогические воздействия решительно изменили внутренний мир ребенка в соответствии с идеалами нового общества.

Позиция А.С. Макаренко, приведшая к успешному перевоспитанию педагогически запущенных детей, конечно, не должна абсолютизировать-ся. Несомненно, что задачи перевоспитания побуждали его делать больший акцент на внешних социальных стимулах и организационных началах. Развитие ребенка в условиях зрелого социалистического общества, как правило, позволяет больше опираться на его внутренний мир: интересы и стремления, сознательность и активность, гражданские чувства и совесть.

Вторая позиция, сформулированная С.Л. Рубинштейном, отстаивает тезис о том, что «внешние причины действуют через внутренние условия»1, которые сами зависят от внешнего воздействия. С.Л. Рубинштейн, так же как и А.С. Макаренко, признает обусловленность внутреннего внешним, но подчеркивает зависимость эффекта внешних воздействий от степени принятия их внутренним миром ребенка. Эффективность воспитательного воздействия зависит от того, насколько оно учитывает желания, стремления, психические состояния детей, направленность их личности. Однако эта позиция, как и позиция А.С. Макаренко, не может быть абсолютизирована без опасения впасть в другую крайность, оказаться в плену иллюзий «свободного воспитания», апологеты которого, как известно, утверждали, что не педагог формирует внутренний мир ребенка, а внутренние условия, существующие как некая изначальная сущность, ведут за собой воспитание.

Наконец, третья позиция, развиваемая А.Н. Леонтьевым, признавая точку зрения С.Л. Рубинштейна безоговорочно верной для случаев «того или иного воздействия» на личность, считает ее недостаточной для понимания «личности как особой целостности». «Мне представляется, – утверждает А.Н. Леонтьев, – что, для того чтобы найти подход к проблеме, следует с самого начала обернуть исходный тезис: внутреннее (субъект) действует через внешнее и этим себя изменяет». Позиция А.Н. Леонтьева углубляет общий подход к проблеме, объясняя диалектику развития внутренних условий, самоизменяющихся в результате деятельности индивида. Однако необходимо иметь в виду, что внутреннее в личности: ее взгляды, убеждения, мотивы, интересы, способности – не возникает само по себе, безотносительно к внешним условиям и причинам и не изменяется вне взаимодействия с ними. Внутренний духовный мир личности представляет собою единство с внешним миром, изменяющимся в результате деятельности людей.

Каждая из рассмотренных позиций несет в себе много ценного и интересного, поскольку отражает ту или иную сторону единого и многогранного диалектического процесса формирования личности во взаимодействии с окружающей действительностью. Вместе с тем, думается, важно найти позицию, которая бы наиболее полно выражала всю совокупность взаимодействия внутреннего и внешнего на основе целостного понимания воспитательного процесса. Принципиальным в

этом смысле является признание как исходной посылки первичности внешних причин и воздействий по отношению к внутренним условиям формирующейся личности. Внутренние задатки, первые проблески духовности с самого начала как бы оплодотворяются и обогащаются внешними влияниями, формируются и активизируются под их воздействием и одновременно становятся условием преобразования влияний окружающей действительности. В принципе же существует постоянный процесс диалектического взаимодействия внешнего и внутреннего, в котором преобладает эффективность то внутреннего, то внешнего. Пользуясь пластичностью, изменчивостью внутренних условий, задача воспитателя как организатора внешних воздействий в том и состоит, чтобы сыграть ведущую роль в формировании растущей личности, привести ее к зрелости, активности и устойчивости внутренней позиции, сделать способной оценивать и контролировать все внешние воздействия.

Подлинно педагогическое воздействие выступает в качестве ведущего начала, катализатора по отношению к внутреннему миру ребенка, умело активизирует требуемую деятельность, организует самовоспитание, мастерски преодолевая ситуации неприятия и сопротивления в интересах и личности, и общества.

Рассмотрим типичные ситуации взаимодействия внешнего и внутреннего.

Прежде всего следует рассмотреть нормальную и потому наиболее типичную ситуацию, когда внешнее воздействие соответствует жизненным перспективам, возможностям ребенка, свободно принимается им и превращается в действенный стимул его общественной активности, совершенствования и обогащения внутренних условий. Это формула наиболее эффективного взаимодействия, ведущая к прочному единству внутреннего и внешнего, к стабильности и устойчивости поведения личности.

Например, ученик проявляет большой интерес к математике. Он легко и просто «расправляется» с программными задачками. Учитель предложил ему посещать математический кружок или факультатив. При этом в известной мере меняются их взаимоотношения. Они уже не просто воспитатель и воспитанник, а коллеги, обсуждающие интересные математические проблемы. Воздействие учителя на ученика в этих условиях становится исключительно эффективным.

Другая типичная ситуация взаимодействия возникает тогда, когда внешнее педагогическое воздействие не совпадает с устойчивыми настроениями и стремлениями ребенка. В этом случае требуется воспитательная работа, которая способствовала бы сознательному принятию его ребенком, приводила бы к пониманию необходимости той или иной деятельности.

Покажем это на примере. Подросток-семиклассник увлекся лошадьми. Он постоянно ходил на конный завод, ипподром, был знаком с зоотехником и конюхами, помогал ухаживать за животными. А учебу запустил. На все сетования по поводу своего отставания в ученых делах равнодушно отмалчивался. Узнав об увлечении ученика, педагог изменил тактику. Он договорился с зоотехником об общих требованиях к мальчику. Постепенно подросток вошел в нормальную учебную колею.

О третьей типичной ситуации взаимодействия можно говорить тогда, когда внешнее педагогическое воздействие не только не совпадает с внутренним миром ребенка, а открыто противоречит ему, с самого начала встречает защитную реакцию неприятия, игнорирования, активного сопротивления или лицемерного формального согласия.

Так было, например, с учеником VI класса, родители которого пьянствовали, скандалили, выгоняли его на улицу. В школе все раздражало мальчика. Всякое замечание вызывало бурную реакцию, приводившую нередко к срыву урока. Это было своеобразным протестом, эмоциональной разрядкой там, где, как он понимал, его уже никто не мог, не имел права обидеть.

Другой пример. Пятиклассник уже в первой четверти перестал ходить на уроки математики. На вопрос, почему он так поступает, последовал ответ: «А что мне там делать-то! Николай Иванович сказал, что я неспособный и все равно ничего не пойму. Так уж я лучше погуляю, чем бесполезно сидеть».                 

Итак, сделаем вывод: воспитание является важнейшим фактором формирования и развития личности. Только под влиянием научно обоснованного воспитания и создании соответствующих условий, учете особенностей нервной системы ребенка, обеспечении развития всех его органов, учете его потенциальных возможностей и включении в соответствующие виды деятельности индивидуальные природные задатки могут перерасти в способности.

Поможем написать любую работу на аналогичную
тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ — Студопедия

Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность — это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомы. Представляется удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: «Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения» (96, т. 2, с. 71). В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.



Для анализа возникновения и развития личностных черт разделим

факторы, оказывающие влияние на формирование личности, на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальный опыт. Проанализируем влияние этих факторов на личность.

Биологическая наследственность. Кирпичный дом не может быть построен из камня или из бамбука, но из большого количества кирпичей можно построить дом множеством различных способов. Биологическое наследие каждого человека поставляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность.

В отличие от многих видов животных человеческое существо проявляет сексуальность во все времена года, что в большей или меньшей степени сказывается на деторождении. Ребенок рождается совершенно беспомощным и остается таким первые годы своей жизни. Подобные биологические факты закладывают основу социальной жизни людей. Кроме того, человек не имеет инстинкта моногамной сексуальной жизни, и в каждом обществе эта особенность проявляется по-разному, сказываясь на формировании института семьи и на воспитании детей. Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли. Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Вместе с тем групповые различия уже нельзя объяснять биологической наследственностью. Здесь речь идет об уникальном социальном опыте, об уникальной субкультуре. Следовательно, биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами. Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.


Физическое окружение. Некоторые исследователи придавали физическому окружению решающее значение в развитии личности. Известный социолог Питирим Сорокин в нескольких работах, опубликованных в 1928 г., обобщил теории многих ученых — от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа до современного ему географа Эллиота Хантингтона, согласно которым групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате, географических особенностях и природных ресурсах. К этой группе ученых можно отнести также философа Г.В. Плеханова и историка Л.Н. Гумилева. Теории, разработанные этими исследователями, являются хорошей основой для

оправдания этноцентрического, националистического сознания, однако не могут оправдать решающего влияния физического фактора на развитие личности. Действительно, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды.

В связи с этим можно сказать, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта.

Культура. Прежде всего следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты, чем личность, воспитанная в христианской стране.

Американская исследовательница К. Дьюбойс (148, с. 3-5) назвала личность, обладающую общими для данного общества чертами, «модальной» (от взятого из статистики термина «мода», обозначающего величину, которая встречается наиболее часто в ряду или серии параметров объекта). Под модальной личностью Дьюбойс понимала наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом. Таким образом, в каждом обществе можно найти такие личности, которые воплощают средние общепринятые черты. Говорят о модальных личностях тогда, когда упоминают о «средних» американцах, англичанах или об «истинно» русских. Модальная личность воплощает в себе все те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Эти ценности в большей или меньшей степени содержатся в каждой личности данного общества.

Другими словами, каждое общество развивает один или несколько базисных личностных типов, которые соответствуют культуре этого общества. Такие личностные образцы усваиваются, как правило, с детства. У равнинных индейцев Южной Америки социально одобряемым типом личности для взрослого мужчины был сильный, самоуверенный, воинственно настроенный человек. Им восхищались, его поведение вознаграждалось, и мальчики всегда стремились быть похожими на таких мужчин.

Каким же может быть социально одобряемый тип личности для нашего общества? Пожалуй, это личность социабельная, т.е. легко идущая на социальные контакты, готовая к сотрудничеству и обладающая при этом некоторыми агрессивными чертами (т.е. способная за себя постоять) и практической сметкой. Многие эти черты развиваются скрытно, внутри нас, и мы испытываем неудобство, если эти черты отсутствуют. Поэтому мы обучаем своих детей говорить «спасибо» и «пожалуйста» старшим, учим их не стесняться взрослого окружения, уметь постоять за себя.

Однако в сложных обществах очень трудно найти общепринятый тип личности из-за наличия в них большого числа субкультур. Наше, общество имеет много структурных подразделений: регионы, национальности, род занятий, возрастные категории и др. Каждое из этих подразделений имеет тенденцию к созданию собственной субкультуры с определенными личностными образцами. Эти образцы смешиваются с личностными образцами, присущими отдельным индивидам, и создаются смешанные личностные типы. Для изучения личностных типов различных субкультур следует изучать каждую структурную единицу отдельно, а затем учитывать влияние личностных образцов доминирующей культуры.

Итак, на формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако следует помнить, что главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.

Понятие личности и основные факторы ее развития — Студопедия

Личность и её социализация

1. Понятие личности и основные факторы ее развития

2. Социализация личности

3. Статус и социальные роли личности

4. Социальный контроль и девиация

ВВЕДЕНИЕ.

Социология личности — область изучения личности как социально типичного субъекта системы общественных отношений. Социология личности исходит из принципа решающего значения объективных социально-экономических и социально-культурных условий социализации личности, т.е. процесса ее формирования как социального субъекта, освоения общественных норм и ценностей, стереотипов социального поведения.

Личность — сложный объект изучения, поскольку она, находясь как бы на грани двух огромных миров — биологического и социального, вбирает всю их многоплановость и многомерность. Общество как социальная система, социальные группы и институты не обладают такой степенью сложности, ибо они сугубо социальные образования.

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Личная независимость сопряжена с умением властвовать над собой, а это, в свою очередь, предполагает наличие у личности самосознания, т. е. не просто сознания, мышления и воли, а способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю.

На сегодняшний день проблема личности занимает в системе социологического знания одно из центральных мест, поскольку каждый социолог для понимания сущности социальных явлений, системы взаимосвязей людей в обществе обязан понять, что движет поступками каждого конкретного человека. Индивидуальное поведение, таким образом, представляет собой основу понимания жизни всей социальной группы или общества.



Понятие личности и основные факторы ее развития

Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.

Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность — это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения на процесс формирования личности. В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомы.


Представляется удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: «Личность — это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения». В соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального и культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.

Для анализа возникновения и развития личностных черт Фролов С.С. делит факторы, оказывающие влияние на формирование личности, на следующие типы:

1) биологическая наследственность;

2) физическое окружение;

3) культура;

4) групповой опыт;

5) уникальный индивидуальный опыт, и анализирует влияние этих факторов на личность.

Биологическая наследственность. Биологическое наследие каждого человека поставляет сырые материалы, которые затем формируются разными способами в человеческую особь, индивида, личность.

В отличие от многих видов животных человеческое существо проявляет сексуальность во все времена года, что в большей или меньшей степени сказывается на деторождении. Ребенок рождается совершенно беспомощным и остается таким первые годы своей жизни. Подобные биологические факты закладывают основу социальной жизни людей. Черты биологического наследия дополняются врожденными потребностями человеческого существа, которые включают потребности в воздухе, пище, воде, активности, сне, безопасности и отсутствии боли. Если социальный опыт объясняет в основном сходные, общие черты, которыми обладает человек, то биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее изначальное отличие от других членов общества. Но биологическая наследственность не может полностью создать личность, так как ни культура, ни социальный опыт не передаются с генами.

Однако биологический фактор необходимо учитывать, так как он, во-первых, создает ограничения для социальных общностей (беспомощность ребенка, невозможность долго находиться под водой, наличие биологических потребностей и т.д.), а во-вторых, благодаря биологическому фактору создается бесконечное разнообразие темпераментов, характеров, способностей, которые делают из каждой человеческой личности индивидуальность, т.е. неповторимое, уникальное создание.

Физическое окружение. Некоторые исследователи придавали физическому окружению решающее значение в развитии личности. Известный социолог Питирим Сорокин в нескольких работах, опубликованных в 1928 г., обобщил теории многих ученых — от Конфуция, Аристотеля, Гиппократа до современного ему географа Эллиота Хантингтона, согласно которым групповые различия в поведении личностей в основном определяются различиями в климате, географических особенностях и природных ресурсах. К этой группе ученых можно отнести также философа Г.В. Плеханова и историка Л.Н. Гумилева. Теории, разработанные этими исследователями, являются хорошей основой для оправдания этноцентрического, националистического сознания, однако не могут оправдать решающего влияния физического фактора на развитие личности. Действительно, в сходных физических и географических условиях формируются различные типы личностей, и, наоборот, очень часто бывает так, что схожие групповые признаки личностей развиваются в разных условиях окружающей среды.

В связи с этим можно сказать, что физическое окружение может влиять на культурные особенности социальной группы, но его влияние на формирование отдельной личности незначительно и несравнимо с влиянием на личность культуры группы, группового или индивидуального опыта.

Культура. Прежде всего, следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты, чем личность, воспитанная в христианской стране.

Американская исследовательница К. Дьюбойс (148, с. 3-5) назвала личность, обладающую общими для данного общества чертами, «модальной» (от взятого из статистики термина «мода», обозначающего величину, которая встречается наиболее часто в ряду или серии параметров объекта). Под модальной личностью Дьюбойс понимала наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом. Таким образом, в каждом обществе можно найти такие личности, которые воплощают средние общепринятые черты.

Однако в сложных обществах очень трудно найти общепринятый тип личности из-за наличия в них большого числа субкультур. Наше, общество имеет много структурных подразделений: регионы, национальности, род занятий, возрастные категории и др. Каждое из этих подразделений имеет тенденцию к созданию собственной субкультуры с определенными личностными образцами. Эти образцы смешиваются с личностными образцами, присущими отдельным индивидам, и создаются смешанные личностные типы. Для изучения личностных типов различных субкультур следует изучать каждую структурную единицу отдельно, а затем учитывать влияние личностных образцов доминирующей культуры.

Итак, на формирование личности определенное влияние оказывают биологические факторы, а также факторы физического окружения и общие культурные образцы поведения в отдельной социальной группе. Однако следует помнить, что главными факторами, определяющими процесс формирования личности, безусловно являются групповой опыт и субъективный, уникальный личностный опыт. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ — Студопедия

Биологические факторы

1. Фактор наследственности(Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества) АНАТОМИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ.

2. Врожденные особенности человека (влияние:Эмоции матери, эмоциональная реакция). Это такие особенности, которые ребенок получает в процессе внутриутробного развития, обусловленные рядом внешних и внутренних причин.

Социальные факторы:

3. Физического окружения. Очевидно, что окружающая нас природная среда постоянно воздействует на наше поведение, участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата, возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения.

4. Культура. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы.

5. Социальное окружение. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации. Социализация представляет собой процесс, посредством которого индивидом усваиваются (интернализуются) нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляется уникальность данного индивида или личности.

6. Индивидуальный опыт человека. Сущность воздействия этого фактора заключается в том, что каждый человек попадает в разные ситуации, в ходе которых он испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека и он ориентируется на будущие события, исход из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций.



Социализация личности

Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом.

Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека.

1. Первые элементарные сведения человек получает в семье.

3. Эстафету социализации личности принимает школа.

4. Мощным инструментом социализации личности выступают средства массовой информации — печать, радио, телевидение.



Этапы социализации Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трехфактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этиможиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых; 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей. Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий вразвитии личности, делает акцент на развитии познавательных структуриндивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадиисменяют одна другую в определеннойпоследовательности: 1. сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет),2. операциональная (от 2 до 7), 3. стадия конкретных операций (с 7 до 11), 4. стадияформальных операций (с 12 до 15).Литература: 1. Борисова Л.Г., Солодова Г.С. Социология личности. Новосибирск, 1997 2. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. – М.: 1997 3. Социология. Словарь-справочник. – М.: 1990 4. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: 1999 5. Фролов С.С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. – М.: 1998 6. Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности // Социальная психология. – Л., 1979

Механизмы социализации личности:

1. Усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессионального). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов.2. Институциональный механизм социализации действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, с различными организациями (а также средства массовой коммуникации).3. Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается тот комплекс ценностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, которые типичны для людей определенного возраста или конкретного профессионально-культурного слоя, который в целом создает конкретный стиль жизни той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.4. Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентификации. 5. Рефлексивный механизм социализации связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает решение.
Рефлексия — механизм взаимопонимания, т. е. осмысления человеком того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на других людей.

Факторы и условия развития личности в психологии

Определение понятия личности

Феномен личности не имеет единой трактовки, определения понятия личности зависят от точки зрения автора на процесс ее развития и становления.

По мнению одних авторов процесс формирования и развития личности основывается на врожденные способности, роль же социального окружения второстепенна. Исследователи, придерживающиеся другой точки зрения, уверены в том, что основным источником развития личности является именно социальная среда, а врожденные качества играют незначительную роль.

Помимо этих крайних точек зрения существует теория о взаимосвязи биологического и социального начал в процессе развития личности индивида.

Факторы развития личности

Для более полного определения и анализа процесса развития личности необходимо выделить основные факторы, влияющие на него в той или иной степени.

Данные факторы можно разделить на следующие типы:

  • биологическая наследственность индивида;
  • физическое окружение;
  • особенности общественной и культурной жизни индивида, его социальное окружение;
  • опыт групповых отношений;
  • неповторимый индивидуальный опыт индивида.

Готовые работы на аналогичную тему

Основу процесса социализации личности составляет групповой опыт взаимодействия конкретного индивида. На основе этого опыта формируется образ «Я», зависящий от того, как окружающие оценивают данную личность. Для успешного восприятия индивид примеряет на себя роли других и их глазами производит оценку своего поведения и внутреннего мира. Таким образом, происходит процесс социализации индивидуальный для каждого индивида, опыт которого неповторим и уникален.

Процесс развития личности

Для глубокого и полного познания себя и своих индивидуальных особенностей необходимо целенаправленно организовывать процесс развития личности. Для этого существует множество видов и способов активизации данного процесса: умственное развитие, физическое развитие, умственное и духовное развитие. Для гармоничного развития личности характерно совмещение вышеперечисленных видов развития.

В процессе роста и развития личности важную роль играет стремление к процессу, постоянное самосовершенствование и поиск наиболее оптимальных путей и решений индивидуально и ювелирно подобранных для каждой конкретной личности и ситуации. Глубокими и значимыми вопросами в процессе развития личности являются вопросы:

  1. Для чего необходим процесс развития?
  2. На что необходимо обратить пристальное внимание в процессе изменений?
  3. Какие условия будут оптимальными для протекания процесса развития?

Условия развития личности

Определение 1

Условия — это основные элементы и характеристики окружающей среды в которых происходит процесс развития личности.

Существующая система условий жизнедеятельности индивида образует среду обитания личности. Она включает в себя биологические, психологические и социальные условия. Условия развития личности можно разделить на необходимые и достаточные. Рассмотрим их более подробно.

  1. Необходимые условия — это условия развития личности, включающие в себя внутренние объективные закономерности развития личности.
  2. Достаточные условия развития личности в своей основе имеют причины, основания и противоречия развития.

Таким образом, можно говорить о том, что личность по природе своей социальна и основные источники и соответственно условия развития находятся в окружающей среде индивида.

Рассматривая процесс развития личности в данном ключе его можно обозначить как усвоение индивидом существующего социального опыта в непосредственном общении с окружающими людьми. Результатом этого процесса является формирование психических особенностей индивида: интересы, характер, склонности, поведенческие реакции.

Замечание 1

В психологии психические особенности человека определяются как прижизненные онтогенетические образования, ведущую роль в формировании которых играет имеющийся социальный опыт индивида, условия, окружающие его, а также уровень воспитания и обучения.

Основами становления психических особенностей человека являются среда, воспитание и обучение. Большую роль при этом играет воздействие старшего, более опытного поколения на младшее, с целью передачи накопленного опыта и формирования определенных качеств личности.

Однако следует подчеркнуть, что человек не является пассивным объектом воздействия среды. В связи с этим внешнее воздействие влияет на психику человека не напрямую, а с помощью процесса непосредственного взаимодействия индивида с окружающей средой. Именно через взаимопроникновение и взаимное влияние человека и окружающей среды и происходит процесс развития личности и общества в целом.

Говоря о внешних условиях и воздействиях на развитие психики человека нельзя забывать о внутренних условиях, являющихся непременным условием для развития. Своеобразие психики индивида, его неповторимый индивидуальный опыт имеют огромное влияние на течение процесса развития.

Человек являясь активным существом способен к сознательному, самостоятельному изменению своей личности с помощью самовоспитания и самосовершенствования в течение всей своей жизни. Источником мотивации для изменений чаще всего выступает именно социальная среда в активном взаимодействии, с которой он находится. Так что и здесь влияние среды оказывается опосредованным.

Определение 2

Социализация – процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями.

Одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.

Именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки – всё то, что создаёт уникальность личности. Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие Я.

Основные факторы развития личности: врожденные и привитые

Во время развития человека, происходит личностное формирование. Формируются как личностные качества, так и взгляды на жизнь, на становление его как личности в социуме. И влияют на этот процесс многие аспекты.

Разделим эти факторы:

  • физиологическая наследственность;
  • социальное окружение;
  • культура и воспитание;
  • личный опыт.

А теперь рассмотрим каким образом эти факторы влияют на личность.

Влияние внешних факторов на развитие личности

Физиологическая наследственность

Этот фактор влияет на внешние физические особенности личности:

  • рост;
  • телосложение;
  • цвет глаз, волос и кожи.

По наследству может передаваться предрасположенность к тому или иному виду деятельности. Каждый ребенок с детства имеет определенные задатки — спортивные, художественные или интеллектуальные. А самое главное это то, что биологический фактор создает разность характеров, темпераментов, качеств которые делают личность по-настоящему уникальной.

Социальное окружение

Этот фактор достаточно сильно влияет на изменение личности. Многие исследователи придавали окружающей среде важное значение.

Например один исследователь, в своем труде, скомпоновал теории некоторых ученных — Аристотеля, Гиппократа, Конфуция, исходя из которых отличие в поступках личности заключается в климатических, географических и других природных факторов.

Выросшие в разных условиях люди, могут сильно отличаться друг от друга. Конечно, не только географические либо климатические условия можно отнести к физическому окружению. Существует так называемое СОЦИАЛЬНОЕ окружение, которое оказывает не меньшее влияние на становление человека, как личности. С самых первых годов жизни закладывается социальный фундамент. Именно в эти годы дети впитывают в себя всю информацию, как губка.

Если разбить социализацию человека на группы, то можно выделить несколько:

  1. Детский период. На становление личности большое влияние оказывает ничто иное, как родительское мнение. Те привычки, которые ребенку будут привиты с детства, сохранятся с ним на протяжении всей жизни.
  2. Дошкольный. В дошкольном периоде влияние оказывают дети, которые находятся рядом в тот момент. Которые так же обучаются в детском саду. Ребенок учится выстраивать свои взаимоотношения с другими детьми, воспитателями. Ребенок изменяется, подражая «популярным» детям. Изменению может подвергнуться привычки и даже характер.
  3. Подростковый. В подростковом возрасте дети сталкиваются с проблемой резкого отличия в поведении окружающей их социальной группы. Это нередко вызывает подростковый кризис, которому свойственен дух непокорности, стремление сделать что либо индивидуально, не так как все, и не так как принято в обществе.
  4. Юношеский. В юношеском возрасте завершается активный период слияния с социумом. Сейчас происходят важные изменения как на физическом так и на психологическом уровне. Происходит узнавание своего «Я» , своего предназначения в жизни. Можно наблюдать непрерывный поиск нравственных ценностей, связанных со смыслом жизни.

Социальное окружение

Культура

Культура как оказывается, тоже оставляет свой отпечаток в развитии человечества. Здесь мы выделим два элемента — абстрактный и материальный.

К абстрактному мы отнесем ценности, убеждения, религиозные установки.

Материальные — книги, здания, компьютеры.

Культура прививает человеку некую модель поведения. Она передается из поколения в поколение. Огромную роль в этом играют религия, школа и семья.

Культура является менее скорым по времени фактором, но по своему влиянию стоит не на последнем месте. Согласно одному социальному опыту, особенность, присущая всем членам какого либо общества, передается на потомстве как отличительный фактор. Например, человек, выросший в мусульманской семье, будет отличаться набором качеств, от человека который вырос в христианской семье.

Личный опыт

Любое происшествие и событие, которое происходит с нами, затрагивает наш внутренний мир. Особенно в том случае, когда это знаковое событие. Личный опыт в силах поменять направление и ход жизненного развития. Личность воспитывается в себе силу воли, происходит развитие способностей, характера, находится или теряется мотивация под воздействием произошедших событий.

Как мы поняли, на становление личности человека влияют множество факторов. Некоторые из них могут как негативно так и позитивно отразиться на нас.

Факторы развития личности

факторы развития личности

Факторы развития личности – это те движущие силы, которые формируют личность человека, делая его таким, каков он есть. Сегодня ученые выделяют три основных – это наследственность, воспитание и среда. Мы рассмотрим основные факторы развития и формирования личности более подробно.

Наследственность, как фактор развития личности

Каждый из нас от рождения наделен задатками различных черт, которые определяют наклонность к тому или иному виду деятельности. Считается, что в этом ведущую роль играет наследственность. Генотип, или наследственная основа, состоит из набора независимых генов, которые в материальном плане представлены хромосомами, состоящими из белков и ДНК. Благодаря тому, что ген способен определять синтез белка, он существенно влияет на тип нервной системы, различия в которой и определяют собой психические особенности человека.

Стоит отметить, что только в процессе деятельности человека генетические предпосылки приобретают форму его психических особенностей. Это происходит не само собой, а именно благодаря усилиям и воле человека, его трудолюбию и целеустремленности. Если вы хотите чем-то заниматься, никакие факторы не могут вам помешать, ведь упорный труд позволяет развивать даже слабые задатки. При этом бездействие, слабоволие и несерьезное отношение способны погубить любой талант. Именно поэтому параллельно с наследственностью стоит рассматривать и деятельность как фактор развития личности. Без реальных усилий невозможно добиться высот ни в одной области.

Факторы развития личности: среда

Среда – это совокупность обстоятельств и условий рождения и роста человека. В понятие среды входят три ее вида: географическая, домашняя и социальная.

Среда оказывает очень большое влияние на человека. Новорожденный наблюдает за родителями, копирует их поведение, перенимает манеры, и таким образом приобщается к социуму. Однако если ребенок по воле обстоятельств вырос среди животных, вернувшись в человеческое окружение, ему будет сложно освоить походку, манеры, мышление. Они навсегда остаются на уровне детского возраста, сохраняя примитивную модель мышления. Именно поэтому общение как фактор развития личности является очень важным и во многом определяющим судьбу человека.

Важно понимать, что источник развития – это не все то, что видит человек с раннего возраста, а те конкретные объекты действительности, которые он усваивает. Именно благодаря особенностям психики происходит фильтрация поступающей информации. Каждый человек получает индивидуальную ситуацию развития, поскольку главное при этом – не сами факторы, а отношение к ним самого человека. Простой пример: одни мальчики, у которых развелись родители, во взрослой жизни не верят в брак и не хотят заводить семью, а если и заводят, то она вскоре рушится; другие твердо решают, что женятся один раз и на всю жизнь, чтобы факторы развития и формирования личностиих дети никогда не пережили того, что пережили они.

Воспитание, как фактор развития личности

Воспитание – процесс, направленный на активацию самоконтроля, саморазвития и саморегуляции человека. Человек – творец самого себя, и если к заложенной с рождения программе развития прибавить привитую с детства тягу к самосовершенствованию, человек может добиваться любых высот. В идеале воспитание должно проходить по определенной научно обоснованной программе, которую мудрые родители могут узнать из специализированной литературы.

Воспитание позволяет проектировать развитие личности, поднимать его на новые ступени развития, благодаря чему относится к определяющим факторам развития.

 

16 факторов личности (16PF) — статистические решения

Многоцелевой инструмент, 16PF или 16 факторов личности, используется в качестве инструмента оценки карьеры, для консультирования пар и оценки личности. 16 PF используется психологами и консультантами для определения профессий, которые лучше всего подходят индивидуальным характеристикам. Также 16PF может определять такие проблемы, как тревожность, адаптация поведения, академическая, эмоциональная и социальная.

При прохождении теста участник должен ответить на 185 вопросов с множественным выбором и 26 вопросов с множественным выбором для отчета о консультациях для пар.Для завершения необходимо примерно 35-50 минут. Пятое издание 16PF — это текущая версия теста.

Автор : Раймонд Кеттелл

Для проведения обследования

16 факторов личности (16PF)

Надежность и действительность

Рейтинг надежности 16PF от умеренного до хорошего. Основываясь на выборке из 10 261 человека, надежность внутренней согласованности составляет в среднем 0,76 для первичных шкал и диапазон 0.От 68 до 0,87 для всех 16 шкал. Надежность теста в течение двухнедельного периода показала оценки 0,69–0,87 для всех шкал, а двухмесячный интервал показал оценки в диапазоне 0,56–0,79. Эти данные можно найти и поддержать в техническом руководстве 16PF Fifth Edition, составленном Conn & Rieke, 1994.

Проведенные исследования подтвердили конструктную валидность (Чернышено, Старк и Чан, 2001; Конн и Рике, 1994; Кателл и Круг, 1986; Гербинг и Тули, 1991; Хофер, Хорн и Эбер, 1997). Для 16PF доступен перевод на несколько языков — итальянский, французский, японский, немецкий.Подтверждена применимость теста к консультированию, развитию карьеры, оценке личности и клиническим проблемам (Kelly, 1999; Krug & Johns, 1990; Schuerger & Watterson, 1998). 16PF — это общепризнанный инструмент, получающий тысячи публикаций и квалифицированных рекомендаций.

Администрирование, анализ и отчетность

Statistics Solutions состоит из группы профессиональных методологов и статистиков, которые могут помочь студенту или профессиональному исследователю управлять инструментом исследования, собирать данные, проводить анализ и объяснять результаты.

Для получения дополнительной информации об этих услугах щелкните здесь.

Диссертации с использованием 16 факторов личности

Ниже приводится список диссертаций, в которых используется метод 16ПФ. Полную версию этих диссертаций можно найти с помощью ProQuest.

Артале, Л. Дж. (2003). Отношение студентов общественных колледжей к людям с ограниченными возможностями. Университета Флориды).

Истбург, М. К. (1991). Социальная поддержка, личность и выгорание у медсестер. Фуллеровская духовная семинария, факультет психологии).

Ссылки

Кеттелл Р. Б. (1946). Описание и измерение личности. Нью-Йорк: Harcourt, Brace, & World. Посмотреть

Кеттелл Р. Б. (1957). Структура и измерение личности и мотивации. Нью-Йорк: Мировая книга.

Conn, S.R., & Rieke, M.L. (1994a). Техническое руководство 16PF Fifth Edition.

Шампейн, штат Иллинойс: Институт тестирования личности и способностей, Inc.

Круг, S.E., & Johns, E.F. (1990). Модель 16PF. В C.E. Watkins, Jr. & V.L. Кэмпбелл (ред.), Тестирование в практике консультирования. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

Рассел, М.Т., и Кароль, Д. (2002). Руководство администратора 16PF Fifth Edition.

Schuerger, J.M., 7 Watterson, D.G. (1998). Профессиональная интерпретация анкеты по 16 личностным факторам. Кливленд, Огайо: Watterson & Associates.

Журналы

Кузино, Эми Э.; Холл, М. Элизабет Льюис; Росик, Кристофер Х .; Холл, Тодд В. (2007). 16PF и инвентарь удовлетворенности браком как предикторы успеха миссионерской работы. Журнал психологии и теологии.

Бастик, Тони (1999). Личностные факторы эмпатии. Ежегодное собрание Западной психологической ассоциации.

Инструменты, связанные с другими личностями

,

Пятифакторная модель личности | психология

Пятифакторная модель личности , в психологии, модель личности человека, которая делит ее на пять черт. Под личностными качествами понимаются образцы мышления, чувств и поведения, которые относительно сохраняются на протяжении всей жизни человека.

Чертами, составляющими пятифакторную модель, являются экстраверсия, невротизм, открытость опыту, уступчивость и сознательность.Экстраверсия, иногда называемая внезапностью, проявляется в напористом, энергичном и общительном поведении. Невротизм по сути эквивалентен эмоциональной нестабильности и проявляется в раздражительном и капризном поведении. Открытость опыту, иногда называемая интеллектом, указывает на любознательность, вдумчивость и склонность человека к интеллектуально сложным задачам. Доброжелательность проявляется в сочувствии, сочувствии и доброте. Наконец, сознательность относится к чувству ответственности и долга, а также к дальновидности.

Пятифакторная модель была разработана в 1980-х и 1990-х годах в значительной степени на основе лексической гипотезы, которая предполагала, что фундаментальные черты человеческой личности со временем закодированы в языке. Согласно этой гипотезе задача психолога личности состоит в том, чтобы выделить основные черты личности из тысяч прилагательных, встречающихся в языке, которые различают людей в соответствии с их поведенческими склонностями. Лексическая гипотеза восходит к 1930-м годам, а появление многофакторного анализа (статистический метод для объяснения индивидуальных различий в диапазоне наблюдаемых атрибутов с точки зрения различий в меньшем количестве ненаблюдаемых или скрытых атрибутов) в в том же десятилетии был разработан эмпирический метод отбора этих словесных описаний.Во второй половине 20-го века психологи личности фактически полагались в первую очередь на факторный анализ, чтобы обнаружить и подтвердить многие из своих теорий черт. Многие психологи пришли к выводу, что пятифакторная модель представляет собой наиболее успешный результат этих усилий.

Три направления исследований подтвердили обоснованность пятифакторной модели. Прежде всего, пять факторов неизменно возникали в результате факторного анализа, проведенного на множестве наборов данных, состоящих из описательных терминов на разных языках, включая английский, китайский и немецкий.Во-вторых, исследования близнецов и усыновлений выявили значительную генетическую составляющую пяти факторов. В-третьих, пять факторов применялись на протяжении всей жизни человека. Например, исследования показали, что дети используют пять факторов, когда свободно описывают себя и других, а описания своих детей родителями на естественном языке можно классифицировать по пяти факторам. Относительное положение людей по пяти факторам также оказалось достаточно стабильным на протяжении большей части взрослой жизни.Более поздние попытки были направлены на то, чтобы явно рассматривать пять факторов как темпераменты, которые присутствуют с рождения, таким образом, помещая пятифакторную модель прямо в контекст развития.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего 1768 First Edition с подпиской.
Подпишитесь сегодня

Несмотря на весь свой успех, пятифакторная модель подверглась резкой критике со стороны ряда ученых. Одна проблема касается отсутствия всеобъемлющей теории. Лексическая гипотеза, хотя и интригующая и рациональная, рассматривается некоторыми учеными как слишком узкая, чтобы ее можно было квалифицировать как теорию личности.Связанный с этим вопрос касается общей природы факторов, которые якобы слишком широки, чтобы обеспечить достаточно глубокое понимание человеческой личности. Критики также подняли важные методологические проблемы, связанные с использованием факторного анализа в качестве основного инструмента открытия и проверки пятифакторного метода. Наконец, разногласия между теоретиками черт характера также были заметны в литературе. Некоторые исследователи утверждали, что трех качеств достаточно: экстраверсия, невротизм и психотизм (отмеченные эгоцентричным, холодным и импульсивным поведением).Другие утверждали, что для обеспечения всеобъемлющей таксономии необходимо большее количество признаков.

Тем не менее, пятифакторная модель, вероятно, продолжит свое существование в обозримом будущем как популярная модель черт человеческой личности. Эти пять факторов оказались чрезвычайно полезными для исследователей и практиков в различных областях, таких как социальная, клиническая и производственно-организационная области. Эта модель, несомненно, вызвала множество исследований и дискуссий, и она сыграла важную роль в возрождении дисциплины психологии личности.

.

Фактор H личности — WLU Press

Выдержка из Фактор H: почему некоторые люди манипулятивны, склонны к самоуправлению, материалистичны и эксплуатируют — и почему это важно для всех Кибеома Ли и Майкла К. Эштона
Глава первая: Знакомство с фактором H

У Мэри и Джейн много общего. Обе девушки учатся на последнем курсе одной юридической школы. Каждый вырос в семье с двумя родителями в районе среднего класса.И все же в некоторых важных аспектах они вряд ли могли быть более разными.

Для Мэри закон подобен боевому искусству — способу победить противников, овладев множеством сложных маневров. Она выбрала юриспруденцию в качестве карьеры, потому что хотела заработать много денег, и с этой целью она в основном изучала более прибыльные юридические специальности, такие как корпоративное право и судебные разбирательства. Чтобы достичь своих карьерных целей, Мэри умело снискала расположение некоторых влиятельных профессоров. Применяя необходимое количество лести, она надеется наладить связи, необходимые для получения хорошей должности после получения степени.

Подход Джейн к закону гораздо более идеалистичен. Она рассматривает закон как средство достижения справедливости, и ее цели в изучении права — «помочь людям» и «изменить мир к лучшему». Она пытается решить, работать ли в системе уголовного правосудия прокурором или государственным защитником или работать в некоммерческой организации. Джейн контактировала со своими профессорами, главным образом, когда она просила их объяснить некоторые тонкости закона. Она старается быть приятной и вежливой со своими профессорами, но ей было бы неудобно выслужиться перед ними.

Мэри и Джейн не замужем, но оба планируют когда-нибудь пожениться. По мнению Мэри, любой потенциальный муж должен занимать престижное положение в обществе; помимо того, что он богат, он должен носить внешность и внешность очень важного человека. Все, что было меньше, было бы ее недостойным. Для Джейн эти соображения денег и статуса не имеют значения. Она гораздо больше озабочена тем, чтобы найти мужчину, которого сможет полюбить, и, хотя она может этого не осознавать, скорее всего, это будет мужчина, который разделяет ее ценности.

***

Как и Мэри и Джейн, Билл и Дэйв в чем-то похожи. Они оба мужчины среднего возраста и владеют небольшими автомастерскими в городах, расположенных всего в часе езды друг от друга. Но опять же, в некотором смысле они противоположны друг другу.

У Билла и Дэйва совершенно разные взгляды на то, как вести бизнес. Девиз Билла можно резюмировать так: «Пусть покупатель остерегается»: когда покупатели приходят в его магазин, он часто порекомендует ремонт, который на самом деле не нужен, и часто экономит деньги, заменяя детали более низкого качества на те, которые предназначены для данного автомобиля.Часто, если Билл решает, что покупатель соглашается на сделку, он предлагает выполнить работу за наличные, чтобы не хранились квитанции и не платились налоги.

Дэйв, напротив, никогда не обманывает своих клиентов или налоговые органы. Он рекомендует только тот ремонт, который действительно требуется, а это часто означает, что его клиенты проделали меньше ремонтных работ, чем они думали, что им потребуется. Детали, которые он использует, всегда соответствуют заявленным в счете, выставленном клиенту. Каждая транзакция регистрируется в налоговых целях.

И Билл, и Дэйв активны в своих местных сообществах, но и здесь их стили — это исследование контрастов. Билл недавно был избран президентом небольшой спортивной ассоциации своего города, и с момента вступления в должность он был весьма впечатлен своей собственной значимостью. Он очень великодушен к себе, заявляя о расходах, связанных с его обязанностями, и ему нравится, когда его имя появляется на многих мемориальных досках и в газетных статьях. С другой стороны, Дэйв много работал волонтером в своей местной спортивной ассоциации, но часто платит из собственного кармана, и он, конечно, не ищет особого признания.

Наконец, у Билла и Дэйва разные семейные жизни. На протяжении многих лет Билл вел ряд дел; с его точки зрения, мужественный и успешный мужчина, такой как он сам, имеет право на некоторое внебрачное возбуждение. (Его жена не разделяла бы эту точку зрения, поэтому он должен быть достаточно хитрым, чтобы скрыть эти приключения от нее — а также от любых мужей своих любовниц.) Дэйв, напротив, никогда не изменял своей жене. Он находит других женщин привлекательными и, вероятно, довольно легко мог бы найти желающего партнера, но он просто не мог заставить себя предать доверие своей жены.

Вышеупомянутые виньетки иллюстрируют противоположные крайности измерения личности: Мэри и Билл находятся на одном конце, Джейн и Дэйв — на другом. Мы называем это личностное измерение H-фактором . Буква «H» означает «честность-смирение», и это одно из шести основных параметров личности. В этой книге мы расскажем вам обо всех шести из этих параметров — факторах личности HEXACO, — но H-фактор будет нашим основным фокусом.

Психологи не признавали H-фактор примерно до 2000 года.В то время большинство из них считало, что личности людей лучше всего можно описать ровно в пяти измерениях. Эти пять личностных измерений, вместе известных как Большая пятерка, не полностью отражают фактор H, и поэтому они могут лишь частично уловить различия между Мэри и Джейн и между Биллом и Дэйвом.

Исследования последнего десятилетия показали, что фактор H имеет значение во многих аспектах жизни людей: он лежит в основе их подходов к деньгам, власти и сексу.Это определяет их склонность к совершению преступлений или подчинению закону. Это ориентирует их на определенное отношение к обществу, политике и религии. Это влияет на их выбор друзей и супруга. На протяжении всей книги мы будем объяснять роль фактора H в этих различных сферах жизни.

Учитывая важность H-фактора, вы можете задаться вопросом, почему он пропадал так долго — и как психологи наконец признали его одним из основных параметров личности.Мы начнем с рассказа о том, как нам удалось найти фактор H — в основном случайно — еще в те дни, когда мы были аспирантами.

.

Модель шестнадцати факторов личности Кеттелла

Наука всегда стремилась разработать методологию, с помощью которой можно было бы получить ответы на вопросы, используя общий набор принципов; Психология ничем не отличается. Стремясь понять разные личности людей, Раймонд Бернар Кеттелл придерживался убеждения, что для объяснения таких различий может быть разработана общая таксономия.

Научное образование Кеттелла началось в раннем возрасте, когда он был зачислен в Королевский колледж Кембриджского университета, где в 1926 году получил степень бакалавра химии (Lamb, 1997).Согласно личным свидетельствам, социалистические взгляды Кеттелла в сочетании с интересами, возникшими после посещения лекции Сирила Берта в том же году, привлекли его внимание к изучению психологии, которая до сих пор считается философией (Horn, 2001). После получения докторской степени по психологии в 1929 году Кеттелл читал лекции в Университете Эксетера, где в 1930 году он сделал свой первый вклад в науку о психологии с помощью тестов интеллекта Кеттелла (шкала 1, 2 и 3). Во время стажировки в 1932 году он обратил свое внимание на измерение личностной ориентации на понимание экономических, социальных и моральных проблем и на то, как объективные психологические исследования морального решения могут помочь в решении таких проблем (Lamb, 1997).Самый известный вклад Кеттелла в науку о психологии также относится к изучению личности. Модель 16 факторов личности Кеттелла направлена ​​на построение общей таксономии черт, используя лексический подход к сужению естественного языка до стандартных применимых личностных прилагательных. Хотя его теория никогда не дублировалась, его вклад в факторный анализ был чрезвычайно ценным для изучения психологии.

Происхождение 16 факторов личности Модель

При разработке общей таксономии черт для модели «16 факторов личности» Кеттелл в значительной степени опирался на предыдущие работы ученых в этой области.Предыдущая разработка списка дескрипторов личности Олпортом и Одбертом в 1936 году и аналогичная работа Баумгартена на немецком языке в 1933 году были сосредоточены на лексическом подходе к измерениям личности. Поскольку психология, как и большинство других наук, требует, чтобы описательная модель была эффективной, создание общей таксономии необходимо для успешного упрощенного объяснения личности (John, 1990). Уже сосредоточив внимание на понимании личности в ее отношении к психологии, Кеттелл решил сузить круг работ, уже выполненных его предшественниками.Целью исследования является достижение интеграции в том, что касается языка и личности, то есть определение соответствующих личностных прилагательных в языке, относящихся к конкретным характеристикам.

Лексический подход к языку составляет основу общей таксономии естественного языка описания личности (John, 1990). Исторически сложилось так, что психологи полагались на такой естественный язык, чтобы помочь в идентификации атрибутов личности для такой систематики. Первым шагом в таком процессе было сузить все прилагательные в языке до тех, которые относятся к описаниям личности, поскольку это предоставило исследователям основу для такого лексического подхода.При работе с ограниченным набором переменных или прилагательных в пределах языка эволюционировал от устного слова по мере его развития на протяжении всего развития. Поскольку в языке есть конечные наборы прилагательных, сужение переменных до базовых категорий личности становится необходимым, поскольку несколько прилагательных могут выражать сходные значения в пределах языка (John, 1999).

В процессе разработки таксономии, на который у предшественников ушло шестьдесят лет, Олпорт и Одберт в 1936 году систематизировали тысячи атрибутов личности.При разработке таксономии они выделили четыре категории прилагательных, включая черты личности, временные состояния, высоко оценочные суждения о личном поведении и репутации и физические характеристики. Черты личности определяются как «обобщенные и персонализированные определяющие тенденции — последовательные и стабильные способы адаптации индивида к своей среде» (Джон, 1999), как утверждают Олпорт и Одберт в своем исследовании. Каждое прилагательное, относящееся к личности, попадает в одну из предыдущих категорий, чтобы помочь в идентификации основных категорий личности и создает примитивную таксономию, которую многие психологи и исследователи разработают и построят позже.Норман (1967) разделил один и тот же ограниченный набор прилагательных на семь категорий, которые, как и категории Олпорта и Одберта, являются взаимоисключающими (John, 1999). Несмотря на это, работы обеих сторон были классифицированы как содержащие неоднозначные границы категорий, что привело к общему убеждению, что такие границы следует отменить, а работа имеет меньшее значение, чем ранее вынесенное решение.

Факторный анализ

Введенный и установленный Пирсоном в 1901 году и Спирменом через три года после этого, факторный анализ — это процесс, с помощью которого большие кластеры и группировка данных заменяются и представляются факторами в уравнении.Когда переменные сводятся к факторам, отношения между факторами начинают определять отношения в переменных, которые они представляют (Goldberg & Digman, 1994).
На ранних стадиях разработки процесса широкое распространение не было, в основном из-за огромного количества ручных вычислений, необходимых для определения точных результатов, часто охватывающих периоды в несколько месяцев. Позже будет разработана математическая основа, которая поможет в этом процессе и внесет свой вклад в более позднюю популярность методологии.В наши дни мощь суперкомпьютеров делает использование факторного анализа упрощенным процессом по сравнению с 1900-ми годами, когда только преданные исследователи могли использовать его для точного получения результатов (Goldberg & Digman, 1994).

При выполнении факторного анализа наиболее важным фактором, который следует учитывать, является выбор переменных в качестве соображений, таких как домен, где один домен дает наивысшую точность, а другие репрезентативные переменные, связанные с одним доменом, могут обеспечить более точный результат ( Goldberg & Digman, 1994).Исследовательский факторный анализ управляет одной областью, в то время как подтверждающий факторный анализ, часто менее точный и более сложный для расчета, управляет несколькими областями. Что касается переменных, то вряд ли можно увидеть факторный анализ с менее чем 50 переменными. В таких ситуациях другое статистическое уравнение может быть лучшим и более простым решением для обработки информации. Стандартный размер выборки для такой функции составляет от 500 до 1000 участников (Goldberg & Digman, 1994).

Кеттелл, еще один сторонник методологии факторного анализа, полагал, что есть три основных источника данных, когда дело доходит до исследований, касающихся личностных черт (Hall & Lindzey, 1978).L-данные, также называемые историей жизни, могут включать фактические записи поведения человека в обществе, такие как судебные записи. Кеттелл, однако, собрал большую часть L-данных из оценок, полученных от коллег. Анкеты с самооценкой, также известные как Q-Data, собирали данные, позволяя участникам оценивать свое поведение. Третий источник данных Кеттелла — объективный тест, также известный как T-Data, — создал уникальную ситуацию, в которой испытуемый ничего не знает измеряемой личностной черты (Pervin & John, 2001).

В целях обобщения выборочная совокупность Кеттелла была репрезентативной для нескольких возрастных групп, включая подростков, взрослых и детей, а также представляла несколько стран, включая США, Великобританию, Австралию, Новую Зеландию, Францию, Италию, Германию, Мексику, Бразилию, Аргентину, Индия и Япония (Hall & Lindzey, 1978).

С помощью факторного анализа Кеттелл определил то, что он называл поверхностными и исходными чертами. Поверхностные черты представляют собой кластеры коррелированных переменных, а исходные черты представляют собой основную структуру личности.Кеттелл считал исходные черты гораздо более важными для понимания личности, чем поверхностные черты (Hall & Lindzey, 1978). Выявленные исходные черты стали первичной основой для модели 16 PF.

Модель из 16 факторов личности предназначена для измерения личности на основе шестнадцати исходных черт. Таблица 1 суммирует поверхностные признаки в качестве дескрипторов по отношению к исходным признакам в пределах высокого и низкого диапазона.

Критический обзор

Хотя Кеттелл внес большой вклад в исследование личности с помощью факторного анализа, его теория подвергается серьезной критике.Наиболее очевидной критикой модели 16 факторов личности Кеттелла является тот факт, что, несмотря на многочисленные попытки, его теория так и не была полностью воспроизведена. В 1971 году факторный анализ модели из 16 факторов личности Ховарта и Брауна выявил 10 факторов, которые не имели отношения к элементам, присутствующим в модели. Ховарт и Браун пришли к выводу, что 16 PF не измеряют факторы, которые он предназначен для измерения на первичном уровне (Eysenck & Eysenck, 1987). Исследования, проведенные Sell et al. (1970) и Айзенком и Айзенком (1969) также не удалось проверить первичный уровень модели из 16 факторов личности (Noller, Law, Comrey, 1987).Кроме того, исследователи подвергли сомнению надежность данных самоотчета Кеттелла (Schuerger, Zarrella, & Hotz, 1989).

Кеттелл и его коллеги ответили критике, поддержав позицию, согласно которой исследования не смогли воспроизвести первичную структуру модели из 16 факторов личности, потому что исследования не проводились в соответствии с методологией Кеттелла. Однако, используя точную методологию Кэттелла, Клайн и Барретт (1983) смогли проверить только четыре из шестнадцати основных факторов (Noller, Law & Comrey, 1987).

В ответ на критику Айзенка сам Кеттелл опубликовал результаты своего собственного факторного анализа модели из 16 факторов личности, который также не смог проверить предполагаемые первичные факторы (Айзенк, 1987).

Несмотря на всю критику гипотезы Кеттелла, его эмпирические открытия открывают путь для исследования и последующего открытия измерений личности «большой пятерки». Фиске (1949) и Тюпс и Кристал (1961) упростили переменные Кеттелла до пяти повторяющихся факторов, известных как экстраверсия или неожиданность, уступчивость, сознательность, эмоциональная стабильность и интеллект или открытость (Pervin & John, 1999).

Модель Шестнадцати факторов личности Кеттелла подверглась резкой критике со стороны многих исследователей, в основном из-за невозможности воспроизведения. Более чем вероятно, что во время факторного анализа Кеттелла произошли ошибки в вычислениях, что привело к искажению данных, что привело к невозможности репликации. Поскольку во времена Кеттелла компьютерных программ для факторного анализа не существовало, а вычисления производились вручную, неудивительно, что произошли некоторые ошибки. Однако в ходе исследования обоснованности модели Кеттелла исследователи обнаружили «большую пятерку факторов», которые сыграли огромную роль в понимании личности, какой мы ее знаем сегодня.

Список литературы

Астон, М. К., Ли, К., Перуджини, М., Шарота, П., де Врис, Р. Э., Ди Блас, Л., Бойс, К., и
Де Раад, Б. (2004). Шестифакторная структура личностно-описательных прилагательных:
Решения из психолого-психологических исследований на семи языках. Журнал личности
и социальная психология, 86,
356-366.

Кеттелл, Р. Б. (1990). Успехи в каттеллианской теории личности. В Л. А. Первин (ред.), Справочник.
личности: теория и исследования
(стр.101-110). Нью-Йорк: Гилфорд.

Конн, С. Р. и Рике, М. Л. (1994). Пятое издание Технического руководства 16PF.
Шампань, Иллинойс: Институт тестирования личности и способностей, Inc.

Айзенк, Х. Дж., И Айзенк, М. У. (1985). Личность и индивидуальность
различия: естественнонаучный подход.
Нью-Йорк: Пленум.

Голдберг, Л. Р. и Дигман, Дж. М. (1994). Выявление структуры данных: принципы
исследовательский факторный анализ.В S. Strack & M. Lorr (Eds.), Различение нормальной и ненормальной личности (стр. 216-242). Нью-Йорк: Спрингер.

Лэмб, К. (1997). Раймонд Бернар Кеттелл: Жизненные достижения. Человечество
Ежеквартально, 38,
127.

Холл, С. С., и Линдзи, Г. (1978). Теории личности (3-е изд.). Нью-Йорк:
Wiley.

Холл, С. С., Линдзи, Г., и Кэмпбелл, Дж. Б. (1998). Теории личности (4-й
редактор). Нью-Йорк: Вили.

Хорн, Дж. (2001). Раймонд Бернар Кеттелл (1905-1998). Американский психолог,
56,
71-72.

Джон, О. П. (1990) Таксономия факторов Большой Пятерки: Измерения личности в
естественный язык и в анкетах. В Л. А. Первин (ред.), Справочник личности: теория и исследования (стр. 66-100). Нью-Йорк: Гилфорд.

Джон, О. П. (1999). Таксономия черт Большой пятерки: история, измерения и
теоретические перспективы.В Л. А. Первин и О. П. Джон (ред.), Справочник личности: теория и исследования (2-е изд., Стр. 102-138). Нью-Йорк: Гилфорд.

Ларсен, Р. Дж., И Басс, Д. М. (2002). Психология личности: Области знаний о природе человека. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.

Ноллер, П., и Ло, Х., и Комри, А. Л. (1987). Кеттелл, Комри и Айзенк
Сравнение личностных факторов: больше доказательств в пользу пяти надежных факторов? Журнал личности и социальной психологии, 53, 775-782.

Первин, Л. А., и Джон. О. П. (2001). Теория личности и исследования (8-е
ред.). Нью-Йорк: Вили.

Россье, Дж., Де Штадельхофен, Ф. М. и Бертхаунд, С. (2004). Иерархические структуры NEO-PI-R и 16 PF 5. European
Журнал психологической оценки, 20,
27-38.

Шуэргер, Дж. М., Зарелла, К. Л., и Хотц, А. С. (1989). Факторы, влияющие на временную
устойчивость личности по анкете. Личный и социальный журнал
Психология, 56,
777-783.

Стерба, Дж. (2000). Этика: классические западные тексты в феминистском и мультикультурном
перспективы.
Нью-Йорк: издательство Оксфордского университета.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *