Факторы в психологии это: фактор (в психологии) — это… Что такое фактор (в психологии)?

Содержание

фактор (в психологии) — это… Что такое фактор (в психологии)?



фактор (в психологии)

(от лат. factor – делающий, производящий) – причина, движущая сила какого-либо психического изменения, явления. Связь между действием ф. и его психического следствия близка к функциональной зависимости; связь же между условием и психическим явлением, на которое оно влияет, близка к вероятностной зависимости. Например, ф. развития личности можно считать социальную среду, деятельность, общение, воспитание, обучение, активность самосознания – самовоспитание и самообразование.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.

  • Фактор генеральный (G илиG)
  • Фактор наследственный

Смотреть что такое «фактор (в психологии)» в других словарях:

  • Фактор общего интеллекта — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Фактор общего интеллекта (англ. general factor, g factor) является широко используемым, но противоречивым конструктом, используемым в психологии (см.… …   Википедия

  • Фактор униформной связанности — Недавно сформулированный гештальтистский фактор группирования, согласующийся с основными идеями гештальт психологии. В соответствии с этим фактором приоритет в перцептивном группировании принадлежит элементам, воспринимаемым как физически… …   Психология ощущений: глоссарий

  • Я в философии и психологии — (ego) обозначает сознаваемое каждым человеком единство собственного индивидуального существования. Так как в этом единстве соединяется в одно целое все нами переживаемое, то обыкновенно слово Я служит для обозначения неопределенной совокупности… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Я, в философии и психологии — (ego) обозначает сознаваемое каждым человеком единство собственного индивидуального существования. Так как в этом единстве соединяется в одно целое все нами переживаемое, то обыкновенно слово Я служит для обозначения неопределенной совокупности… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Недостатки правовой социализации молодежи как криминогенный и профилактируемый фактор — Правовая социализация – процесс и результат усвоения человеком в прижизненном развития правовых ценностей общества превращение их в нормы своей жизни и поведения, в личные качества и особенности психологии. «. Чтобы жить в праве, писал русский… …   Энциклопедия современной юридической психологии

  • Человеческий фактор — У этого термина существуют и другие значения, см. Человеческий фактор (значения). Человеческий фактор  многозначный термин, описывающий возможность принятия человеком ошибочных или алогичных решений в конкретных ситуациях[1]. Конструкторы… …   Википедия

  • СТАНДАРТИЗАЦИЯ В ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ — (от англ. standard образец…) процесс установления и применения стандартов в области инженерной психологии. На необходимость этого одним из первых в нашей стране указал Б. Ф. Ломов, который еще в 1967 г. отмечал, что «наступило время серьезно… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Комплекс (в психологии) — Комплекс, в психологии, в самом общем смысле определенное соединение отдельных психических процессов в некое целое.═ В более узком смысле под К. понимают группу разнородных психических элементов, связанных единым аффектом. Понятие К. в этом… …   Большая советская энциклопедия

  • концепция кумулятивно-факторной причины (в психологии) — система теоретических взглядов, исходящая из признания концепции кумулятивной причины в психологии и дополняющую ее положением о том, что наряду с суммированием различных влияний причиной психического акта может выступать и какой то достаточно… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Рекламная коммуникация: гендерный фактор — СМИ играют важнейшую роль в гендерно ролевой социализации. Рекламная коммуникация (Р. к.) давно преодолела гос., культурные, этнич. границы и стала одной из осн. форм коммуникации так называемого глобального информационного общества. Как правило …   Психология общения. Энциклопедический словарь

Понятие и классификация психологических факторов — Студопедия.Нет

Существует два вида психологических факторов при поиске новых решений – те, которые способствуют поиску, и те, которые ему препятствуют. Рассмотрим значение и проявление психологических факторов при поиске новых решений.

Психологические факторы проявляются в эмоциях и чувствах человека, которые были вызваны полученной информацией. Факторы зависят от формы подачи информации, которая имеет немаловажное значение с точки зрения эффективности влияния информации на человека. Главной особенностью психологических факторов является то, что они должны постоянно находиться в поле зрения и внимания руководителей — только при таком условии можно осуществлять более совершенное и качественное руководство коллективом без серьёзных психологических ошибок и затруднений.

Существуют руководители, которые могут чётко и быстро принимать верные и точные решения, тем временем, как люди, которые только начинают бизнес, в некоторых трудных или неизведанных ситуациях испытывают сложности. Это может быть связано не только с тем, что у новичков ещё недостаточно опыта в принятие решений, но и с личными особенностями руководителя. Считается, что на принятие принципиально новых решений в большей степени влияют такие психологические факторы, как:

1) Особенности мышления.Мышление – это процесс, с помощью которого человек мысленно проникает за пределы того, что ему дано в ощущениях и восприятии. Иными словами, с помощью мышления можно получить знания, недоступные органам чувств. К особенностям мышления руководителя при принятие решения относят:


— логику;

— скорость мышления определяется скоростью, при которой была выполнена обработка информации;

— творческие особенности-стремление личности к оригинальности, неповторимости, способность видеть объекта под новым углом зрения.

2) Мотивация- это побуждение себя или других людей к определённой деятельности через удовлетворение потребностей для достижения целей организации. Существует степень заинтересованности в принятие тех или иных решений.

3) Личностные особенности- это особенности, которые находятся внутри человека, где-то в глубине. Именно они и делают каждого из нас индивидуальным и неповторимым. К личным особенностям можно отнести темперамент, мотивы поведения, психологический характер, стремления, тревожность, уровень самооценки.

4) Деловые качества делятся на два вида: профессиональные (приобретённые) и личностные (врождённые).

К таким качествам относят:

— стрессоустойчивость – проявляется в адекватной реакции руководителя на внезапно возникшую ситуацию;

— уверенность в себе играет очень большую роль при общении;

— креативность – способность привносить, что-то новое в трудовой процесс для его облегчения или для мотивирования;

-эмоциональная уравновешенность –способность сохранять спокойствие в напряженных ситуациях;

— ответственность-обязанность отвечать за поступки и действия, а также их последствия.

— коммуникабельность- способность находить в короткий срок общий язык с людьми и налаживать контакты.



5) Ценности и установки. Ценность -это набор стандартов и критериев, которым человек следует. Это то, что обладает особой важностью для человека. Установка- постоянная готовность личности чувствовать и вести себя определённым образом по отношению к чему-либо или к кому-либо.

6) Этические принципы-это принципы, которых руководитель старается придерживаться. К примеру:

— принцип справедливости — это готовность пожертвовать личным для достижения общественного блага;

— принцип способствования- руководитель должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению коллег;

-принцип уважения права самостоятельности других людей

— принцип честности и надёжности. Честность –выражение истинного мнения, надёжность-уверенность в чём-либо или в ком-либо.

Но существует и ряд препятствий, которые стоят на пути при получении принципиально нового решения. К одним из таких препятствий будет относиться психологическая инерция.

Психологическая инерция-это стремление человека при решении новой задачи пойти по уже проверенному и известному пути, вместо того, чтобы отойти от привычки и поразмыслить над проблемой не стандартно. В одних ситуациях она имеет достоинства. К примеру, руководитель может выполнять привычные ему действия, при этом не тратя на это много времени, так как это происходит уже автоматически. В других же случаях психологическая инерция носит отрицательный характер. Если руководитель будет придерживаться шаблону в нестандартных ситуациях на протяжении долгого периода времени, то изменения, которые происходят в среде, скажутся на результате поиска. Инерция препятствует разработке чего-то нового, сводит к минимуму поиск и ограничивает эффективность. Привычкапри принятии новых решений-это не есть хорошо, как правило, она проявляется чаще и в большем объёме, если руководитель обладает большим багажом знаний и колоссальным опытом, а также при отсутствии терпения, при волнении и состоянии напряжённости.[3]

Таким образом, можно сделать вывод, чтопсихологические факторыоказывают воздействие на процесс принятия решения. Эти факторы проявляются как на уровне индивидуального, так и на уровне группового принятия решений. Классифицируются они по следующим признакам: особенность мышления; мотивация; личностные особенности; деловые качества; ценности и установки; этические принципы.

Методы поиска новых решений

Существуют как минимум четыре метода поиска новых решений:

— мозговой штурм-метод быстрого принятия решений. За короткий промежуток времени происходит выдвижение различных идей для поиска нетрадиционного решения очень   разнообразных задач. Критика идей запрещена;

— морфологический анализ основан на подборе возможных решений для отдельных частей задачи;

— метод фокальных объектов — метод поиска новых идей путём присоединения к начальному объекту свойств или признаков абсолютно случайных объектов;

-тренинги — групповая работа людей. В ходе которойдаются необходимые навыки и предоставляется возможность их отработать и закрепить.Тренинги могут использоваться с целью ускоренного решения некоторых срочных проблем, вопросов и задач на производстве.[4]

А вот инверсия является так называемым помощником в поиске новых решений. Инверсия (метод обращения) –это изменение направления поиска в совершенно противоположную сторону для того, чтобы получить новое парадоксальное решение. Данный метод заключается в том, что нужно отказаться от прошлой позиции на интересующий нас объект, посмотрев на него с другой стороны.

Метод позволяет:

— развивать диалектику мышления;

— находить выход из безвыходных ситуаций;

— отыскивать оригинальные решения различного уровня трудности.

Инверсия, как и любой другой метод, имеет не только достоинства, но и недостатки. К недостаткам относится то, что для проведения метода требуется специальные знания, которые есть не у каждого руководителя.[5]

При поиске новых решений будет целесообразно использовать метод аналогии. Цель данного метода состоит в том, чтобы найти как можно больше новых, нестандартных идей, отходя от психологической инерции. Метод синектики делает незнакомые вещи знакомыми и с помощью увиденного сходства позволяет решить проблему уже известным способом, и наоборот: делает знакомые вещи незнакомыми, давая возможность посмотреть на проблему с новой стороны, что часто наталкивает на новые и оригинальные решения.

Различают четыре вида аналогий:

-Прямые – реальные. Для работы с этим видом синектики необходимо найти похожие решения задачи в иных областях жизнедеятельности человека: быт, промышленность, природа, наука, бизнес и т.д.

-Символические – абстрактные. Метод символической аналогии подразумевает сведение всей вашей креативной задачи к короткому символу или выражению, которое отразит суть вашей проблемы. Это может быть некой метафорой, образом, знаком. Самое главное – максимально четко и лаконично выразить суть задачи, нуждающейся в решении.

-Субъективные – телесные. При применении метода субъективной или личной аналогии необходимо представить себя предметом (или его частью) или же элементом решаемой творческой задачи. Суть данного способа поиска новой идеи заключается в том, чтобы почувствовать, как выбранный объект влияет на окружающую среду, а окружающая среда – на объект.

-Фантастические – нереальные.Для применения фантастической аналогии с целью решения творческой задачи необходимо поместить ее в несуществующую, нереальную среду. Можно при этом использовать фантастическую технику, антигероев или героев.

Достоинства метода аналогия: эффективность, всесторонность. Без всяких сомнений, преимущество метода заключается в совершенствовании особых и неповторимых качеств характера (воображение и интуиция).

Главным недостатком синектикиявляется сложность. Хотя механизмы и инструменты этой техники, на первый взгляд, кажутся достаточно простыми, организация должна проходить на уровне профессионала.[6]

Метод проб и ошибок.

Метод проб и ошибок (перебор вариантов) является врождённым методом мышления. Выдвигаются различные варианты решения проблемы, а затем все эти решения подвергаются проверке. Проверка может осуществляться на основе личного опыты, по научно-технической литературе, на практике. Если идея является неподходящей, то приступаем к рассмотрению другой идеи

Достоинства метода:

-не требует обучения;

-хорошо решаются несложные задачи.

Недостатки:

-не существует приёмов решения;

-осуществляется перебор вариантов, если проб и ошибок более 20, то решения плохо искать;

-если количество проб и ошибок более 1000, то практически не возможно решить задачи;

-неизвестно точное время решения и будет ли решение;

-не существует критерия оценки силы решения;

-затраты времени, если задачи трудные;[7]

Метод мозгового штурма.

Для коллективного поиска новых решений уместно воспользоваться методом мозгового штурма (атаки). Метод заключается в том, что группе, состоящей как из мужчин, так и из женщин, даётся задание найти решение к задаче, которая вызвала сложность. Каждый член группы должен выдвинуть любые идеи, направленные на решение задачи. Идеи могут быть фантастическими, совершенно нелепыми, сумбурными. Участники могут дополнять друг друга, развивать мысль, но главная задача заключается в том, что идеи должны высказываться одна за другой без пауз. Идеи, выдвигаемые и принимаемые в коллективе, гораздо интереснее, чем в одиночку, но группа должна составлять около 6-8 человек (не более). Ещё одним важным условием является то, что участники должны иметь образование одного уровня и в составе коллектива не должно быть лидера и человека, который занимает руководящую должность (т.е. является начальником).

Первый этап-выдвижение группой идей в течение часа. Второй этап- критика и анализ предложенных и зафиксированных ранее идей. Возражения допускаются, но доказывать справедливость и спорить запрещено.

Достоинства: доступность при изучение, простота, высокие результаты полученных идей и разработка новых идей.

Недостатки: нет гарантий качества решений, может отсутствовать конкретика решений.[8]

Принятие решения индивидуально.

Такие решения принимаются, как правило,руководителем без непосредственного взаимодействия с другими членами организации. Эффективнее всего удаётся вести поиск и принимать решения людям, которые имеют склонность к рискам, сочетающуюся с осторожностью и внимательностью. Возраст и влияние руководителя играют важную роль при принятие решения. Руководитель в более молодом возрасте обладает большей решительностью (не боится идти на риск, сменить место жительства, работу, готов отправиться в путешествие, стремится совершенствовать свои знания, познавать мир, открывать для себя новые границы). С возрастом руководители придерживаются уже консервативных взглядов на жизнь. Это связно с тем, что появляется апатия, приверженность к стабильности на работе, дома. Чаще всего, в таком возрасте уже не возникает желания принимать решения, даже те,которые могут улучшить состояние.

Большинство руководителей выносят урок на долгие годы в том случае, если сами попадают в ситуацию, которая является в последующем ошибкой. Неудача в молодом возрасте восприниматься будет легче, чем в зрелом или пожилом возрасте, так как в юном возрасте при принятие решений вверх берут эмоции. С годами управленцы становятся более рассудительнее и мудрее. [9]

Таким образом, к методам поиска новых решений относят: мозговой штурм, морфологический анализ, метод фокальных объектов, тренинги, инверсию, метод аналогии, метод проб и ошибок, коллективный поиск новых решений.

Вывод по главе: таким образом, следует отметить, что психологические факторы играют значимую роль при поиске новых решений. Только зная особенности каждого сотрудника и их психологические факторы можно разработать эффективное и новое решение. В соответствии с этим аспектом нами были рассмотрены методы поиска новых решений. Данные методы внесут креативность в поиск решений. Мы выяснили, что существуют два вида психологических факторов, которые должны находиться на виду у руководителя. В связи с эти, можно сделать вывод, что во избежание психологических ошибок руководитель должен постоянно отслеживать психологические факторы в коллективе.

 

Психологические факторы — Студопедия

На поведение покупателей оказывают влияние четыре основных психологических фактора: мотивация, восприятие, усвоение, а также взгляды и мнения.

 

Мотивация

Человеку свойственно испытывать одновременно множество потребностей. Некоторые из них являются биологическими и обусловлены физиологическими причинами. К ним относят, в частности, голод, жажду и т.п. Остальные потребности называются психологическими и заключаются в желании признания, уважения, духовной близости. Большинство потребностей второй категории не настолько сильны, чтобы побудить человека к безотлагательным действиям. Когда потребность достигает достаточного уровня интенсивности, она становится мотивом. Мотив (или побуждение) — это потребность, достигшая такого уровня интенсивности, что побуждает человека совер­шать действия, направленные на ее удовлетворение.

 

Восприятие

Когда у человека есть мотив, он готов к действию. Характер этих действий зависит от восприятия ситуации. Два человека с одинаковыми мотивами в одной и той же ситуации могут действовать совершенно по-разному, потому что они по-разному воспринимают эту ситуацию.

Почему люди по-разному воспринимают одну и ту же ситуацию? Все мы получаем информацию с помощью пяти чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания ивкуса. Однако каждый из нас воспринимает, организует и интерпретирует   эту информацию по-разному. Восприятие — это процесс, благодаря которому люди отбирают, организуют и интерпретируют информацию создавая в своем сознании объективную картину окружающего мира.



У людей формируется разное восприятие одного и того же раздражителя, поскольку у них по-разному протекают три процесса восприятия: избирательное внимание, избирательное искажение и избирательное запоминание. Каждый день человек подвергается воздействию огромного количества раздражителей — в частности, на среднего человека ежедневно обрушиваются более 1500 рекламных объявлений. Естественно, никто не может уделять внимание всем этим раздражителям. Избирательное внимание — это стремление людей отгородиться от большей части воздействующей на них информации. По этой причине маркетологам приходится прилагать особые уси­лия, чтобы привлечь внимание потребителей к своему товару. Рекламное сообщение не заметит большинство из тех, кто не интересуется данным товаром. Более того, да­же те потребители, которым нужен данный товар, могут не заметить рекламное обра­щение, если оно не будет выделяться среди множества других.


Но даже замеченный раздражитель не всегда воспринимается надлежащим обра­зом. Каждый человек склонен подгонять поступающую информацию под свое миро­воззрение. Избирательное искажение — это стремление человека интерпретировать информацию так, чтобы она подтверждала уже существующие мнения. Маркетологи должны учитывать тенденцию к избирательному искажению и стараться понять, как она может повлиять на рекламу и информацию о товарах.

Кроме того, люди забывают многое из того, что слышат. Они склонны запоминать то, что совпадает со сложившимися у них взглядами и мнениями.

Поскольку людям присуща избирательность внимания, искажения и запоминания, маркетологи должны прикладывать немало усилий, чтобы донести свою информацию до покупателей. Этот факт объясняет, почему маркетологи так добиваются оригинальности рекламных обращений и так часто их повторяют. Примечательно, что большинство маркетологов озабочены тем, восприняли ли потребители их сообщение вообще; а потребителей волнует, что маркетинговая информация может подействовать на них, а они этого даже не заметят.

 

Усвоение

Действия людей зависят от накопленного опыта. Усвоение — это изменения в поведении человека в результате накопления жизненного опыта. Ученые считают, что поведение человека — это большей частью результат обучения. Усвоение является результатом взаимодействия побуждений, раздражителей, факторов среды, ответных реакций и подкрепления.

Для маркетологов практическое значение теории усвоения состоит в том, что они могут поддерживать спрос на свои товары, ассоциируя их с сильными побуждениями, используя мотивирующие факторы среды и обеспечивая позитивное подкрепление реакции потребителей. Новая компания может внедриться на рынок, используя те же методы побуждения спроса, какие применяются конкурентами, потому что покупатели, по всей видимости, предпочитают переключиться на потребление похожего товара, другой торговой марки, чем покупать товары, сильно отличающиеся от известных (процесс обобщения). Или новая компания может создать новый товар, используя и методы побуждения и более сильные раздражители, которые помогут покупателю переключиться с одной марки на другую (процесс установления различий).

 

Мнения и взгляды

В процессе совершения действий и усвоения опыта у человека появляются мнения и формируются отношения к предметам и идеям. Мнения и отношения, в свою очередь, влияют на покупательское поведение. Мнение — это представление индивида о чем-либо.

Маркетологи интересуются мнениями людей о товарах и услугах их компаний, так как эти мнения влияют на формирование имиджа марки и товара; а те, в свою очередь, воздействуют на покупательское поведение. Если какие-то мнения ошибочны и препятствуют покупке, маркетологу следует организовать рекламную кампанию, чтобы изменить их.

У каждого человека свой собственный взгляд на религию, политику, стиль одежды, музыку, пищу и т.д. Взгляды — это устойчивые благоприятные или неблагоприятные оценки, чувства и склонности в отношении предметов или идей. Взгляды человека обеспечивают ему ориентиры, относительно которых он определяет, что ему нравится, а что нет, что ему следует делать и чего не следует.

Взгляды изменить непросто. Совокупность взглядов человека образует сложную систему, и для изменения одного взгляда нужно откорректировать многие другие. Поэтому компании обычно стараются подогнать свойтовар к уже существующим взглядам, а не пытаются изменить их. Конечно, есть исключительные случаи, когда вложение денег и усилий в изменение системы взглядов окупается сполна.

 

Заключение

Изучение потребителя, его желаний, потребностей, динамики его поведения -необходимая работа маркетологов для успешного функционирования фирмы на рынке своего товара. Потребителей различают множество факторов. Учитывать все факторы невозможно. Фирма ориентирует товар на определенную группу потребителей. И от того, как маркетологи предложат свой товар потребителю зависит будет ли фирма получать прибыль от своей деятельности. Чтобы обеспечить успешную продажу, маркетологи разрабатывают стратегию по завоеванию рынка потребителей своего товара. Разрабатывают рекламу, которая должна учитывать характеристики, как личные, так и социальные, определенной группы потребителей. И от того, как глубоко они изучат жизнь, мысли, предпочтения и ценности своих потребителей, зависит, заметят ли люди их рекламу, и соответственно, предложенный товар.

 

Список литературы:

1. Е. М. Феоктистова, И.Н.Краснюк «Маркетинг: теория и практика», М: 1993 г.

2. Котлер Ф. «Основы маркетинга» пер. с англ. В. Б. Боброва – С-Пб: 1994 г.

3. Абрамова П.П. «Маркетинг: вопросы и ответы», М:1998 г.

4. Дихтль Э. В. «Практический маркетинг», М:1999 г.

 

Фактор как понятие клинической нейропсихологии. Фактор как психологическая составляющая.

Наиболее сложным и до настоящего времени не окончательно установившимся является понятие “фактор“, направленное на преодоление психофизического параллелизма и несущее в себе как физиологическое, так и психологическое содержание. С одной стороны, фактор – определенный вид аналитико-синтетической деятельности специфических, дифференцированных, определенных мозговых зон. В этом смысле фактор выступает как результат деятельности мозга. С другой стороны, фактор как бы вводится в структуру психических функций; имея специфику, отражающую функциональную неоднозначность зон мозга, он обеспечивает реализацию одного из звеньев функциональной системы и, вследствие этого, представлен в ней как психологическая составляющая.

Можно сказать, что с помощью фактора устанавливается соответствие между двумя основными детерминантами психического отражения: того, что отражается из внешней и внутренней среды, и того, как в специфических формах активности мозговых зон оно осуществляется. Поскольку в данном контексте понятие “фактор” – одно из фундаментальных, обратимся к примеру.

Известно, что человек живет и действует в условиях пространственно организованной внешней и внутренней среды. Отражение этого свойства – свойства пространственной организации мира – необходимо для многих видов деятельности (оценка расстояния, осуществление движений, решение конструктивных задач, понимание разрядного строения чисел, оценка пространственных различительных признаков букв, представления о схеме собственного тела и т.п.). Это свойство находит свое представительство и в речи в виде слов “над”, “под”, “справа”, “слева”; сравнительных конструкций; инвертированных предложений и падежей (“брат отца” – “отец брата”). Наконец, существуют представления и о “квазипространственной” организации лексического опыта человека, хранения в памяти системы значений слов в виде “деревьев”, “гнезд”, “семантических полей”.

Известно также, что при поражении височно-теменно-затылочной области (TPO) нарушается возможность оперирования с пространственно ориентированными объектами. На этом основании можно высказывать суждение, что зона TPO обеспечивает в психической деятельности фактор пространственного и квазипространственного анализа и синтеза.

Другой пример. Отражение мира, его картина может быть в различных случаях построена на основании анализа стимулов, поступающих либо во временной последовательности (сукцессивно), либо поступающих одновременно (симультанно). Несмотря на то, что оба эти способа в индивидуальном опыте существуют во взаимодействии, можно выделить виды деятельности, связанные преимущественно с одним из них. Так, слуховое восприятие речи – процесс сукцессивный, а зрительное восприятие предметов – симультанный. Показано, что симультанная организация психических процессов в целом страдает при поражении правого полушария мозга, а сукцессивная – левого. В таком случае есть основания говорить о факторах симультанности и сукцессивности, как специфических для соответственно правого и левого полушарий мозга.

Оба эти примера показывают всю сложность и разноуровневость проявления факторов, возможность их отнесения к более крупным или дробным структурно-функциональным единицам мозга. Существующие на сегодняшний день данные позволяют выделить целый ряд факторов, “привязанных” к работе различных зон мозга на различных уровнях его горизонтальной и вертикальной организации.

 

Психическая функция-предыдущая | следующая – Синдром

Н.К.Корсакова, Л.И.Москвичюте. Клиническая нейропсихология. Содержание.

Факторы и условия развития личности в психологии

Определение понятия личности

Феномен личности не имеет единой трактовки, определения понятия личности зависят от точки зрения автора на процесс ее развития и становления.

По мнению одних авторов процесс формирования и развития личности основывается на врожденные способности, роль же социального окружения второстепенна. Исследователи, придерживающиеся другой точки зрения, уверены в том, что основным источником развития личности является именно социальная среда, а врожденные качества играют незначительную роль.

Помимо этих крайних точек зрения существует теория о взаимосвязи биологического и социального начал в процессе развития личности индивида.

Факторы развития личности

Для более полного определения и анализа процесса развития личности необходимо выделить основные факторы, влияющие на него в той или иной степени.

Данные факторы можно разделить на следующие типы:

  • биологическая наследственность индивида;
  • физическое окружение;
  • особенности общественной и культурной жизни индивида, его социальное окружение;
  • опыт групповых отношений;
  • неповторимый индивидуальный опыт индивида.

Готовые работы на аналогичную тему

Основу процесса социализации личности составляет групповой опыт взаимодействия конкретного индивида. На основе этого опыта формируется образ «Я», зависящий от того, как окружающие оценивают данную личность. Для успешного восприятия индивид примеряет на себя роли других и их глазами производит оценку своего поведения и внутреннего мира. Таким образом, происходит процесс социализации индивидуальный для каждого индивида, опыт которого неповторим и уникален.

Процесс развития личности

Для глубокого и полного познания себя и своих индивидуальных особенностей необходимо целенаправленно организовывать процесс развития личности. Для этого существует множество видов и способов активизации данного процесса: умственное развитие, физическое развитие, умственное и духовное развитие. Для гармоничного развития личности характерно совмещение вышеперечисленных видов развития.

В процессе роста и развития личности важную роль играет стремление к процессу, постоянное самосовершенствование и поиск наиболее оптимальных путей и решений индивидуально и ювелирно подобранных для каждой конкретной личности и ситуации. Глубокими и значимыми вопросами в процессе развития личности являются вопросы:

  1. Для чего необходим процесс развития?
  2. На что необходимо обратить пристальное внимание в процессе изменений?
  3. Какие условия будут оптимальными для протекания процесса развития?

Условия развития личности

Определение 1

Условия — это основные элементы и характеристики окружающей среды в которых происходит процесс развития личности.

Существующая система условий жизнедеятельности индивида образует среду обитания личности. Она включает в себя биологические, психологические и социальные условия. Условия развития личности можно разделить на необходимые и достаточные. Рассмотрим их более подробно.

  1. Необходимые условия — это условия развития личности, включающие в себя внутренние объективные закономерности развития личности.
  2. Достаточные условия развития личности в своей основе имеют причины, основания и противоречия развития.

Таким образом, можно говорить о том, что личность по природе своей социальна и основные источники и соответственно условия развития находятся в окружающей среде индивида.

Рассматривая процесс развития личности в данном ключе его можно обозначить как усвоение индивидом существующего социального опыта в непосредственном общении с окружающими людьми. Результатом этого процесса является формирование психических особенностей индивида: интересы, характер, склонности, поведенческие реакции.

Замечание 1

В психологии психические особенности человека определяются как прижизненные онтогенетические образования, ведущую роль в формировании которых играет имеющийся социальный опыт индивида, условия, окружающие его, а также уровень воспитания и обучения.

Основами становления психических особенностей человека являются среда, воспитание и обучение. Большую роль при этом играет воздействие старшего, более опытного поколения на младшее, с целью передачи накопленного опыта и формирования определенных качеств личности.

Однако следует подчеркнуть, что человек не является пассивным объектом воздействия среды. В связи с этим внешнее воздействие влияет на психику человека не напрямую, а с помощью процесса непосредственного взаимодействия индивида с окружающей средой. Именно через взаимопроникновение и взаимное влияние человека и окружающей среды и происходит процесс развития личности и общества в целом.

Говоря о внешних условиях и воздействиях на развитие психики человека нельзя забывать о внутренних условиях, являющихся непременным условием для развития. Своеобразие психики индивида, его неповторимый индивидуальный опыт имеют огромное влияние на течение процесса развития.

Человек являясь активным существом способен к сознательному, самостоятельному изменению своей личности с помощью самовоспитания и самосовершенствования в течение всей своей жизни. Источником мотивации для изменений чаще всего выступает именно социальная среда в активном взаимодействии, с которой он находится. Так что и здесь влияние среды оказывается опосредованным.

Определение 2

Социализация – процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями.

Одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.

Именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки – всё то, что создаёт уникальность личности. Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие Я.

Социально-психологические факторы

Здоровье личности, ее трудоспособность, внутреннее эмоциональное состояние во многом определяется совокупностью социально-психологических факторов, обуславливающих особенности протекания всех аспектов жизнедеятельности индивидуума, социальной группы, общества.

Подходы к пониманию социально-психологических факторов

Определение 1

В наиболее общем виде под социально-психологическими факторами понимают источники формирования культуры поведения личности, латентные культурные, социальные переменные, детерминирующие психический склад личности в социуме на конкретном этапе его исторического развития.

В современной научной литературе к социально-психологическим факторам относят множественные личностные и социальные характеристики, включая пол, возраст, семейный статус, психологические, эмоциально-волевые, средовые и пр. особенности.

Подходы к классификации социально-психологических факторов

Вся совокупность социально-психологических факторов представлена несколькими группами условий, включая следующие:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Внешние факторы – формируют социальную ситуацию в обществе, в конкретной профессионально отрасли, учреждении или организации.
  2. Внутренние, личностные факторы. К данной группе относят особенности личности, характер ее взаимодействия с окружающей социально-природной средой, особенности поведения, эмоционально-волевой, мотивационной сфер и пр.

В свою очередь, внешние факторы представлены следующими группами:

  • факторы общегосударственного уровня – оказывают огромное влияние на жизнедеятельность личности. Отдельный индивидуум практически не оказывает воздействия на указанную группу факторов;
  • отраслевые факторы – на данном уровне личность приобретает больше возможностей снижения негативного влияния отрицательных факторов, управления ими;
  • организационные факторы – условия функционирования отдельного социального института, организации.

Зрелость личности как личностный социально-психологический фактор

Одним из важнейших социально-психологических факторов, обуславливающих особенности реализации академической, социальной, профессиональной деятельности выступает критерий зрелости. Достижение эмоциональной, профессиональной, социальной зрелости личности требует не только длительного времени, но и работы личности над собой.

В основе понимания зрелости как социально-психологического фактора лежит осознание и восприятие личностью системы ценностей, принятых в обществе стереотипов, а также сознательное следование им, полноценное функционирование в обществе.

Социальная зрелость находит свое отражение в осознании своей ролевой нагрузки, способности и потребности проявления собственной социальной активности в ипостасях «Я и общество», «Я в обществе».

Под профессиональной зрелостью в современной научной литературе понимается осознанность выбора сферы профессиональной деятельности, умения планирования собственной профессиональной жизни, умения принимать ответственные решения.

Эмоциональная зрелость как социально-психологический фактор находит свое отражение в жизненном оптимизме, положительном эмоциональном настроении, переносимости неудач, уравновешенности, стабильности эмоциональной сферы.

Решающим признаком всех видов зрелости выступает эстетическое, нравственное, интеллектуальное, осознанное отношение личности к жизни, к самой себе, способность отвечать за содержание собственной жизни перед собой и окружающими.

Замечание 1

Таким образом, особенности жизнедеятельности личности, социальной группы, общества в целом во многом зависят от совокупности позитивных и негативных социально-психологических факторов.

это что такое и его виды

Психика человека — динамична, подвижна. Психологическое состояние не является стабильным. Оно постоянно меняется под воздействием разных факторов. Для каждого состояния характерно проявление определенных эмоций, настроения. Чтобы понять, как человек поведет себя в конкретной ситуации, нужно разбираться в изменчивости психики, знать какие факторы могут влиять на настроение и поступки индивида.

Понятие и структура

Фото 1Психическое состояние — устойчивая характеристика в определенный промежуток времени, которая влияет на активность человека.

Он может бодрствовать, спать, чувствовать усталость, апатию, эйфорию, депрессию.

Психические состояния в психологии делятся на отдельные группы зависимо от различных факторов.

Для каждого из них характерны определенные характеристики, физические проявления, эмоции, чувства.

Классификация

За все время изучения возможных психологических состояний человека ученые создали множество классификаций. Зависимо от источника формирования:

  • резкие эмоциональные реакции — личностно-обусловленные;
  • проявления эмоций, обусловленные ситуацией.

Зависимо от эмоциональной окраски:

  • нейтральные;
  • отрицательные;
  • положительные.

Зависимо от степени внешней выраженности:

  • сильные, глубокие;
  • слабо выраженные, поверхностные.

Зависимо от степени осознанности:Фото 2

  • сознательные — возникают в тех ситуациях, когда человек прикладывает усилия для достижения поставленной цели;
  • неосознанные — появляются, когда человек спит.

Зависимо от уровня проявления:

  • психофизиологические;
  • психологические;
  • физиологические.

Зависимо от длительности:

  1. Продолжительные. К ним относятся нервные срывы, депрессии, апатии.
  2. Средней продолжительности. Обуславливаются страхами.
  3. Кратковременные. Например, ярость, гнев, смех.

Типичные виды:

  1. Профессиональная заинтересованность. Это состояние необходимо для продуктивной работы. Характерные проявления — концентрация внимания на выбранном деле, производственном процессе, стремление развивать уже существующие навыки, набираться опыта.
  2. Напряженный труд. Возникает, если человек долго работал в экстремальных условиях. Наблюдается активная работа нервной системы, повышение психологического напряжения.
  3. Оптимальное рабочее состояние. Помогает достигать результата в течение длительного времени. Высокая концентрация внимания обуславливается наличием сознательной цели деятельности, активизацией мышления, обострением памяти.
  4. Стресс. Повышенное напряжение, которое возникает из-за невозможности приспособиться к сложившейся ситуации. Длится от одного дня до нескольких месяцев. Затяжные стрессы часто приводят к развитию психологических нарушений.
  5. Релаксация. Человек восстанавливает силы, которые были затрачены. Произвольной релаксации можно добиться при постоянных Фото 3психологических тренировках, познании йоги, чтении молитв. Непроизвольная релаксация наступает после длительного труда.
  6. Утомление. Снижение работоспособности, которое может быть длительным или кратковременным. Возникает из-за долгой физической или моральной нагрузки. Временно нарушается концентрация внимания, память. Обуславливается истощением ресурсов организма.
  7. Монотония. Возникает при одинаковых нагрузках. Сопровождается равнодушием, скукой, быстрым снижением концентрации внимания.

К состояниям, которые имеют физиологическую основу, относится бодрствование, сон.

Также внимание нужно уделить реактивным состояниям. Они представляют собой острые аффективные реакции или шоковые расстройства, которые наблюдаются при психических травмах.

Уровни

Существует несколько уровней проявления психических состояний. Каждый из них обладает соответствующими параметрами, формами проявления. Уровни:

  1. Физиологический. Параметры проявления — сердечно-сосудистые, гормональные. Происходят изменения выброса адреналина, половых гормонов, тироксина. Изменяется пульс, артериальное давление.
  2. Эмоциональный. Параметры проявления — модальность, длительность, интенсивность. Изменяются эмоциональные переживания. Они могут быть положительными или отрицательными. Происходит резкое изменение эмоций.
  3. Моторный. Параметры проявления — голосовые характеристики, жесты, мимика, мышечный тонус. Изменяется тембр, громкость, голоса, темп речи, мимика, пантомимика, глубина дыхания, напряжение мышц. Может появиться тремор.
  4. Поведенческий. Параметры проявления — трудовые операции, связанные с личной потребностью. Изменяется адекватность действий, может появляться гиперреактивность или апатия. Снижается точность выполнения операций.
  5. Когнитивный. Параметры проявления — степень выраженности когнитивных процессов. Изменяется осознанность, логичность мышления. Человек не может управлять собой.
  6. Социальный. Параметры проявления — социально-адаптационные, коммуникативные. Изменяется способность ставить перед собой цели, достигать их. Меняется характер общения с людьми.

Факторы воздействия

Фото 4На психологическое состояние человека влияют:

  • настроение, эмоции;
  • привычки, действия;
  • социальный статус;
  • окружение, общение с другими людьми;
  • время суток и года;
  • наличие психических отклонений, заболеваний;
  • генетические особенности.

Огромное влияние на психику оказывает физическое состояние. Объективную оценку можно дать учитывая все воздействующие факторы одновременно.

Диагностика и оценка

Для диагностики исследователи задействуют:

  1. Наблюдение. Может производиться без предупреждения человека или в специально созданных условиях. Для наблюдения может применяться диктофон, видеокамера, фотоаппарат.
  2. Эксперименты. Могут проводиться в специально созданных условиях или естественной среде. При первом варианте может задействоваться оборудование для наблюдения за физическим состоянием, его изменениями под воздействием раздражителей.
  3. Самоотчет, самонаблюдение. Пациент самостоятельно делает записи об изменения настроения на протяжении определенного периода. Наблюдение можно доверить близким родственникам.
  4. Беседу, тестовый опрос, интервью. Вопросы могут подготавливаться заранее или быть спонтанными зависимо от настроения, физического самочувствия пациента.

Проблематика

Возможные проблемы:Фото 5

  • стресс, депрессия, апатия;
  • нервный срыв;
  • замкнутость, наличие внутренних страхов;
  • психическое отклонение;
  • нервозность, тремор, повышенная возбудимость.

Психологические проблемы может устранить опытный психолог. Затяжные стрессы, депрессии, нервные срывы без своевременной помощи могут привести к непоправимым психическим отклонениям.

Методы решения проблем

Если после проведения диагностических процедур психолог сможет выявить психологические нарушения и назначить лечение. Виды терапевтических методик:

  • прямой регуляции;
  • опосредованного влияния;
  • самоуправления.

К методам прямой регуляции относятся:

  1. Прием медицинских препаратов. Назначать их может только врач, заниматься самолечением запрещено. Психотропные препараты применяются для коррекции эмоционального состояния. Подобные медикаменты быстро вызывают привыкание, нарушают адекватные эмоциональные реакции. Если длительное время без перерыва принимать психотропные препараты, может измениться структура личности.
  2. Чтение литературы. Когда человек читает художественную литературу, он постепенно погружается в другой мир, наполняется переживаниями, чувствами главных героев. При этом он забывает о собственных проблемах, плохом настроении, тревожащих моментах.
  3. Прослушивание музыки. Информацией музыка не загружает, но оказывает влияние на эмоциональную сферу.Фото 6

Методики опосредованного влияния:

  1. Ролевые, деловые игры. С их помощью можно сформировать черты характера, изменить структуру личности. Играть нужно в компании. Участники должны представить себя теми, кем бы им хотелось быть. Игру нужно растянуть на несколько дней. Каждый день нужно продлевать продолжительность игры, чтобы человек больше времени пребывал в роли.
  2. Трудотерапия. С помощью труда можно забыть про переживания, негативные мысли. Главное, чтобы работа не вызывала скуку.

Методы самоуправления:

  1. Полная рационализация негативных событий. Для этого нужно детально разобрать ситуацию, которая вызывает переживания, злость, страх. Многократное переосмысление поможет справиться с психологическим напряжением.
  2. Чувство юмора. Это мощнейшее средство для поддержания психики в стабильном состоянии. Если научиться видеть смешное в серьезных ситуациях, можно быстро преодолевать страхи, спорные моменты.
  3. Мысленное усиление негативного события. Когда индивид думает о том, что может произойти плохое негативно, старается усилить это чувство, постепенно негативные эмоции пропадают, а ситуация становится обыденной.
  4. Объективация стрессов. Человек должен отличать бытовые неудачи от глобальных катастроф, которые приводят к серьезным негативным последствиям, после которых жизнь изменяется безвозвратно.
  5. Переоценка результата, которого не получилось достичь. Индивид должен постараться снизить ценность цели. Чем меньше будет казаться потеря, тем проще будет побороть негативные переживания.

Нельзя забывать про естественные психологические механизмы защиты. Они оберегают психику от переживаний, стрессов, депрессий, нервных срывов.

Психологическое состояние не может быть стабильным постоянно. Оно изменяется под воздействием разных факторов, часть из которых он может контролировать, но большинство происходят бесконтрольно. Решением психологических проблем занимаются психологи.

Карьера психолога по человеческому фактору и требования к образованию

Что такое психология человеческого фактора?

Психология человеческих факторов — это раздел психологии, который фокусируется на человеческих мыслях, поведении, сильных и слабых сторонах, ограничениях и способностях. В этом разделе исследуются человеческие факторы, влияющие на проектирование, оценку и внедрение различных систем, продуктов, сред, инструментов и рабочих мест. Для чего нужна психология человеческого фактора? Ну, это для производства безопасных и эффективных продуктов и услуг.В частности, психология человеческого фактора изучает процессы восприятия и познания, а также характеристики системы, чтобы создать эффективные отношения между человеком и машиной.

Основная цель этой области психологии — исследование основных компонентов различных систем (т.е. человека, окружающей среды и продукта). Важно отметить, что психология человеческого фактора — это не то же самое, что консультирование, клиническая или организационная психология. Другими словами, этот раздел психологии не исследует и не рассматривает индивидуальные проблемы (т.е. психологический стресс, психические заболевания, проблемы в отношениях и т. д.). Однако он исследует, как системы работают вместе и по отдельности. Психология человеческих факторов обычно включает в себя большой объем работы по исследованию вопросов, которые влияют на функционирование человека (т.е. восприятие, поведение, мыслительные процессы и познание, с целью сделать продукты и услуги более «удобными для пользователя»).

Некоторые из основных тем, исследуемых и рассматриваемых в этой отрасли, включают: безопасность на рабочем месте, эргономику, дизайн продуктов, человеческие ошибки, человеческие способности и взаимодействие между людьми и компьютерами.Кроме того, различные непсихологические отрасли, такие как военные, инженерные и правительственные учреждения, применяют психологические методы и техники, связанные с человеческим фактором, в своих бизнес-подходах, создании продуктов и дизайне. Конечная цель психологии человеческого фактора — создавать полезные продукты и услуги, обеспечивая при этом безопасность, продуктивность и эффективность сотрудников.

Психология человеческого фактора включает в себя следующие задачи:

  • Разработка продуктов и услуг, которые являются одновременно безопасными и простыми в использовании
  • Разработка систем, подходящих для определенных групп пользователей
  • Улучшение накопления информации в рамках усилий для уменьшения человеческих ошибок
  • Повышение производительности сотрудников за счет сосредоточения внимания на человеческих качествах
  • Снижение затрат на программы обучения
  • Предотвращение, сокращение и / или устранение ошибок и повреждений, вызванных человеческими ошибками
  • Модернизация продуктов и услуг, чтобы сделать их более безопасными и т.д. дружественный к пользователю »
  • Улучшение рабочей среды, чтобы сделать ее более приемлемой для сотрудников
  • Создание эффективных рабочих мест и разработка процедур, которые повышают производительность и снижают риск усталости и выгорания

Каковы рабочие обязанности человека Факторы Психолог?

Психолог по человеческим факторам изучает поведение человека (т.е. возможности и ограничения) с помощью специально разработанных инструментов, выполнения специализированных задач и работы в конкретной рабочей среде. В частности, психологи, занимающиеся человеческим фактором, используют комбинацию психологических концепций / теорий / методов и технических приемов для создания продуктов и услуг, которые принесут пользу людям (людям). Другими словами, психологи, занимающиеся человеческим фактором, работают с инженерами, чтобы помочь разработать продукты (для потребителей), которые улучшат качество их жизни.

Эти продукты и услуги призваны быть безопасными, удобными и удобными для потребителей.Эти психологи обычно работают в исследовательских лабораториях, где разрабатывают, проводят и контролируют эксперименты с человеческим поведением. Результаты анализируются и передаются инженерам, которые создают продукты или разрабатывают услуги для потребителей. Где обычно работают эти психологи? Что ж, многие психологи по человеческому фактору работают с военными, в правительственных учреждениях, социальных службах, колледжах / университетах, на предприятиях и в исследовательских лабораториях. Одна из целей этого типа психологов — обучать организации, научные круги и потребителей поведению людей (т.е. почему люди ведут себя определенным образом), стремясь разрабатывать продукты, которые улучшат их жизнь.

Дополнительная литература: Онлайн-программы магистратуры по промышленной и организационной психологии + NO GRE

Например, психолог по человеческим факторам может работать в автомобильной компании и проводить регулярные исследования того, как водители взаимодействуют с оборудованием внутри транспортного средства. Другими словами, они могут протестировать манекены или обследовать водителей, чтобы увидеть, насколько хорошо подушки безопасности спасают жизни и нужно ли добавлять в автомобиль определенные удобства для повышения безопасности и функциональности.В этом примере психолог по человеческим факторам изучит, как водители принимают решения, какие факторы могут повышать риск для водителя и как восприятие играет роль в автомобильных авариях.

Психолог по человеческим факторам может также изучать и оценивать, как люди (люди) обрабатывают информацию и / или как эта задача влияет на производительность труда (т.е. производительность и качество). Бизнес может нанять такого психолога, чтобы помочь поднять моральный дух сотрудников и / или повысить производительность, качество и прибыль компании.Наконец, психологи, занимающиеся человеческим фактором, должны владеть компьютерными технологиями, прикладной психологией, качественными и количественными методами исследования, концепцией методологии, статистикой и методами физиологической психологии.

Каковы перспективы трудоустройства психологов по человеческому фактору?

Перспективы трудоустройства психологов, занимающихся человеческим фактором, кажутся хорошими. Хотя Бюро статистики труда (BLS) не предоставляет данные о занятости специально для психологов по человеческим факторам, оно предоставляет данные по психологии в целом.По оценкам BLS, в следующие несколько лет количество рабочих мест в психологии будет расти в среднем примерно на 14 процентов в год.

Тем не менее, Американская психологическая ассоциация (APA) отмечает, что психология человеческих факторов — это очень горячая сфера занятости в настоящее время, с длительными периодами устойчивого роста рабочих мест, подчеркнутыми более короткими периодами взрывного роста. Хотя APA не приводит конкретных цифр с точки зрения роста рабочих мест, они отмечают, что интерес к психологии человеческого фактора вызывает желание компаний быть более функциональными в своей деятельности, а также иметь продукты, предназначенные для быть более интуитивно понятным и приятным для потребителей.

Какова зарплата психолога по человеческому фактору?

Согласно Indeed, психологи по человеческому фактору в среднем зарабатывают около 93 124 долларов в год по состоянию на май 2020 года. (Ziprecruiter.com)

Какая степень требуется для психолога по человеческому фактору?

Уровень образования, необходимый для психологов, занимающихся человеческими факторами, зависит от желаемого типа работы. Должности начального уровня, такие как научный сотрудник, можно найти со степенью бакалавра психологии.Программы бакалавриата обычно длятся четыре года и включают курсы по базовым психологическим темам, таким как ненормальное поведение, психологическая статистика, история и системы психологии, а также психология обучения.

Однако для того, чтобы иметь возможность проводить исследования самостоятельно или работать в частном или государственном секторе, требуется как минимум степень магистра психологии. Для получения лицензии психолога и работы на продвинутой должности требуется степень доктора философии. или Psy.D. в психологии. В большинстве штатов требуется лицензия, чтобы можно было называть себя «психологом».

Чтобы поступить в магистратуру, необходимо сначала иметь степень бакалавра в аккредитованном учебном заведении. После зачисления аспиранты изучают сложные темы психологии, в данном случае предметы, связанные с психологией человеческого фактора. Это может включать исследования когнитивного поведения, взаимодействия человека и технологии, инженерной психологии и расширенной статистики. В аспирантских программах по психологии человеческого фактора есть также очень сильный исследовательский компонент, когда студенты проводят исследования в полевых и лабораторных условиях под руководством преподавателей.

Рекомендуемые области изучения в докторских программах включают науку о мозге, когнитивную науку и психологию исследований. Каждая из этих дисциплин со специализированной областью исследования в рамках докторской диссертации хорошо подходит для карьеры в области психологии человеческого фактора. Докторантура обычно включает в себя не менее 4-5 лет обучения, включая 1-2 года постдокторской работы в условиях, в которых предметы, связанные с человеческим фактором, могут быть подробно изучены. Общие курсы на уровне докторантуры включают количественные методы, человеческий фактор, информатику и процессы суждения.

Что вы изучаете по специальности «Психология человеческого фактора»?

Дипломные программы по психологии человеческого фактора сосредоточены на ряде предметов, связанных с взаимоотношениями между людьми, машинами и окружающей их средой, а также с максимизацией возможностей человека. Центральные темы исследования включают:

  • Взаимодействие человека с компьютером, в том числе, как разрабатывать компьютерные технологии так, чтобы их удобство использования было оптимизировано для использования человеком.
  • Инструмент и конструкция системы, повышающая производительность труда.
  • Оптимизация деятельности человека, включая методы улучшения ощущений, восприятия, познания и приобретения навыков в различных средах.
  • Психология авиации, особенно в том, что касается улучшения способности авиационных работников сохранять бдительность, принимать соответствующие решения в стрессовых ситуациях и использовать авиационные технологии для поддержания безопасности.
  • Инженерная психология, особенно в области проектирования и разработки продуктов.
  • Экологичный дизайн, например, оптимальная планировка операционных, позволяющая минимизировать риск ошибок медицинского персонала.

То, что студенты изучают по программам обучения человеческим факторам, сильно зависит от их области концентрации. Например, студент, изучающий психологию человеческого фактора, который заинтересован в повышении эффективности рабочих в промышленных условиях, может пройти больше промышленных организационных курсов, чем студент, изучающий человеческий фактор, который стремится изучить способы улучшения когнитивных способностей пилотов-истребителей в условиях высокой производительности. стрессовая ситуация.

Что можно сделать со степенью магистра психологии человеческого фактора?

Психология человеческого фактора фокусируется на изучении взаимоотношений между людьми и машинами или окружающей средой, или взаимодействия между работниками и их задачами.Поскольку область знаний в этом отношении относительно широка, существует множество профессий в самых разных условиях, в которые может легко войти человек со степенью магистра.

Некоторые психологи, занимающиеся человеческим фактором, работают с дизайнерами продуктов, чтобы изучить способ взаимодействия людей с машинами и системами. Например, психолог по человеческим факторам может проконсультироваться с автопроизводителем, чтобы усовершенствовать конструкцию машины, чтобы работающий на ней рабочий был более продуктивным.

Точно так же многие психологи, занимающиеся человеческим фактором, участвуют в разработке пользовательского опыта, так что продукты от мобильных телефонов до веб-сайтов и приборной панели в автомобиле предназначены для повышения удобства использования и функциональности для конечного пользователя.В этом качестве психолог по человеческим факторам может проконсультироваться с дизайнерами, чтобы порекомендовать идеальное расположение кнопок или оптимальный размер этикеток.

Еще одна возможность для психолога по человеческим факторам — это работа в академических кругах. В этом контексте психологи, занимающиеся человеческим фактором, проводят курсы для студентов, аспирантов и докторантов, чтобы способствовать развитию следующего поколения психологов, занимающихся человеческим фактором.

Некоторые психологи по человеческому фактору работают в сфере бизнеса и промышленности.В этой среде варианты карьеры могут включать работу с сотрудниками для повышения их производительности и мотивации к работе. Кроме того, психологи по человеческому фактору могут работать с руководством над улучшением условий на рабочем месте, чтобы сделать их более благоприятными для высокой производительности.

Важной чертой многих работ в области психологии человеческого фактора является упор на сокращение человеческих ошибок. Это может включать работу с авиакомпаниями по улучшению программ обучения пилотов или помощь в разработке компоновки кабины, чтобы сделать ее максимально интуитивно понятной.Психологи по человеческому фактору также работают с компаниями, у которых товар был отозван, чтобы помочь им изменить дизайн продукта, чтобы сделать его более безопасным для потребителей.

Важно : В большинстве штатов требуется лицензия для использования звания «психолог». Требования для получения лицензии обычно включают в себя аккредитованную APA докторскую степень в области психологии, опыт работы под руководством лицензированного психолога и прохождение лицензионного экзамена (в некоторых штатах могут быть дополнительные требования).

Какие профессии похожи на психологию человеческого фактора?

Несколько профессий психолога разделяют цель психологии человеческого фактора — лучше понять человеческое поведение, улучшить человеческие системы и разрабатывать лучшие продукты.Связанные области включают:

  • Инженерная психология, которая занимается эргономикой, взаимодействием человека с машиной и изучением человеческого познания, как и психология человеческого фактора.
  • Психология авиации использует принципы человеческого фактора для разработки улучшенных кабин самолетов, улучшения программ обучения сотрудников авиакомпаний и отбора пилотов и бортпроводников для приема на работу.
  • Промышленно-организационная психология — это изучение человеческого поведения в таких системах, как рабочее место.Он направлен на улучшение групповой динамики таким образом, чтобы функционирование всей системы было оптимизировано и улучшено, а также повышало удовлетворенность сотрудников работой.
  • Когнитивная психология изучает процессы человеческого мышления и то, как улучшить нашу способность получать информацию, обрабатывать ее и хранить в краткосрочной и долгосрочной перспективе.
  • Психология исследований стремится понять различные типы поведения человека и способы его описания, объяснения, прогнозирования и контроля.

Дополнительная литература

.

Как стать психологом по человеческому фактору

Основы

По мере того, как технологии прогрессируют, и наши инструменты становятся все более изощренными и способны делать больше для нас, человеческий фактор становится все более важным. Водитель экипажа, попавший в аварию в 19 веке, мог нанести материальный ущерб, серьезные травмы или даже смерть нескольким людям. Его потомок, работавший авиадиспетчером, мог стать причиной гибели сотен людей в результате столкновения гигантского реактивного самолета.

Психологи, связанные с человеческим фактором, ищут способы обеспечить максимальное проявление человеческого фактора. Они изучают рабочие места и работают с инженерами и другими дизайнерами, чтобы убедиться, что фабрики, офисы и другие рабочие места удобны и безопасны для рабочих. Они изучают, почему совершаются ошибки и какие факторы следует изменить, чтобы они не повторились.

Чем занимается психолог по человеческому фактору?

Психология человеческого фактора (также известная как эргономика или человеческая инженерия) — это междисциплинарная область, которая улучшает дизайн продуктов, систем и сред, делая их более безопасными, продуктивными и «удобными для пользователя».”

Хотя это в основном прикладная область, психологи по человеческому фактору могут проводить различные типы психологических исследований, включая интервью, научные эксперименты и различные типы психологических тестов. Они могут проводить исследования во множестве областей, включая безопасность, эффективность, человеческую усталость, моральный дух работников, системы управления и методы обучения.

Эти психологи могут работать практически в любой среде, включая людей, продукты или машины, и они могут помочь в разработке чего угодно, от зубных щеток до электронного оборудования и атомных электростанций.Они часто работают в компаниях, которые разрабатывают инструменты, машины, компьютеры, телекоммуникации, оборудование, развлечения или другие продукты. Но они также могут работать на федеральное правительство при проектировании жилья, транспорта, оружия, кораблей или аэрокосмического оборудования. Они также могут выступать в качестве общих консультантов для государственных служащих.

Психологи, занимающиеся человеческим фактором, заботятся не только о безопасности работников, но и о долгосрочном благополучии работников. Они разрабатывают оборудование и машины, которые уменьшают повторяющиеся действия и движения, которые могут вызвать у рабочих долгосрочные физические недуги, такие как тендинит, синдром чрезмерной нагрузки, артрит и синдром запястного канала.

Эти психологи также консультируются с руководителями и рабочими, чтобы выработать более безопасные и эффективные рабочие привычки и методы. Они могут проводить обучение или переподготовку сотрудников и менеджеров с целью повышения производительности. Это может привести к сокращению времени простоя и меньшему количеству проблем со здоровьем у рабочих, а также к повышению эффективности труда и снижению затрат компании.

Психологи по человеческому фактору также могут помочь улучшить саму рабочую среду, сделав ее более безопасной, чистой и эффективной.Они могут улучшить факторы окружающей среды, такие как освещение или температуру рабочей среды, а также уменьшить негативные факторы, такие как вибрация, грязь и загрязнение.

Психологи по человеческому фактору работают с широким кругом людей из различных других областей, поэтому они должны иметь базовые знания хотя бы в некоторых из этих областей, таких как биомеханика, когнитивная психология, антропометрия, промышленный дизайн, промышленная инженерия, промышленная и организационная психология, информационный дизайн, кинезиология и физиология.

Каковы требования к образованию, чтобы стать психологом по человеческому фактору?

Психолог начального уровня должен получить степень доктора психологии. Степень может быть либо доктором философии (PhD), либо доктором психологии (PsyD).

Чтобы получить право на обучение в аспирантуре, начинающему психологу по человеческим факторам необходимо поступить на программу бакалавриата. Степень бакалавра искусств (BA) или бакалавра наук (BS) со специализацией в области психологии можно получить за четыре года очного обучения в университете.Степень бакалавра обычно состоит из не менее 120 семестровых единиц. Полная учебная нагрузка составляет 15 единиц, а студенты дневной формы обучения обычно проводят 8 семестров. Общеобразовательные курсы включают английский язык, политологию, историю, гуманитарные науки, естественные науки и иностранные языки, которые составляют примерно три четверти учебной работы типичного студента в бакалавриате. Студенты обычно изучают 30 или более семестровых курсов по психологии.

Связанные : Разница между прикладной психологией и экспериментальной психологией

Некоторые университеты, предлагающие степень бакалавра по человеческим факторам, включают Авиационный университет Эмбри-Риддла в Дейтона-Бич, Флорида и Техасский технический университет в Лаббоке, Техас.Программа Эмбри-Риддла включает в себя увлекательные курсы, разработанные для передовых технологий, включая такие предметы, как человеческий фактор в космосе, авиационная психология и моделирование людей в сложных системах, и это лишь некоторые из них. Texas Tech предлагает такие курсы, как психология развития продолжительности жизни и старения, когнитивная эргономика и несколько других интересных курсов.

Старшеклассникам, которые хотят сделать карьеру в области психологии человеческих факторов, следует просмотреть школьные каталоги и поговорить с консультантами в школах.Многие другие онлайн-университеты и университеты на базе кампусов предлагают программы бакалавриата по общей психологии, по крайней мере, с некоторыми из тех же учебных материалов.

Graduate Degree

Стремящиеся психологи по человеческому фактору должны поступать в аспирантуру в течение последнего года обучения в бакалавриате. Школы, предлагающие программы аспирантуры по психологии человеческого фактора, включают, помимо прочего, Университет Олд Доминион в Норфолке, Вирджиния, Университет Клемсона в Клемсоне, Южная Каролина, Государственный университет Уичито в Уичито, Канзас, Университет Джорджа Мейсона в Фэрфаксе, Вирджиния, и Север Университет штата Каролина в Роли, Северная Каролина.Студентам бакалавриата следует изучить каталоги и обсудить свои планы с руководителями факультетов университетов, в которых они заинтересованы.

Степень доктора наук

Докторантура обычно предлагает студентам возможность получить фактический опыт работы с руководителем в своей области. Требуется также диссертация. Докторант выбирает советника факультета и комитет факультета, чтобы направлять его или ее в выборе темы для исследования, разработке исследования, его проведении и интерпретации результатов.Затем студент пишет отчет или диссертацию, которые он или она представляет руководителю своего факультета и комитету. Если диссертация приемлема для факультета, кандидату присваивается докторская степень. Обучение в аспирантуре на уровне докторантуры обычно занимает от 3 до 5 лет.

Что такое онлайн-программа по психологии человеческого фактора?

Онлайн-программы по человеческому фактору сосредотачивают внимание студентов на развитии глубокого понимания психологических, биологических, физических и социальных характеристик, которые влияют на то, как люди взаимодействуют с машинами, технологиями и повседневными продуктами.Студенты этих программ приобретают способность использовать эти знания и применять их для разработки продуктов, которые становятся более интуитивно понятными, удобными и лучше работают для конечного пользователя.

Типичные классы онлайн-программы по психологии человеческого фактора будут включать в себя статистику, экспериментальные методики, промышленную инженерию и, конечно же, различные курсы психологии. Большая часть курсовой работы в этих программах сосредоточена вокруг исследовательского компонента, поскольку психологи, работающие в области человеческого фактора, будут проводить много исследований независимо от условий работы.

Онлайн-исследования человеческого фактора преследуют ту же цель, что и традиционные программы на территории кампуса: подготовить студентов к работе в правительстве, академических кругах, научных исследованиях или промышленных предприятиях. В результате онлайн-программы будут стремиться предоставить студентам как можно больше возможностей для получения практического опыта через практику или стажировку.

Выпускники в этой области могут найти работу в самых разных областях и приложениях. Многие выпускники работают в бизнесе и промышленности, где они дают представление о том, как клиенты взаимодействуют с определенными продуктами.Выпускники факультета психологии человеческого фактора строго проводят исследования для независимых исследовательских центров или государственных учреждений. Другие выпускники работают с дизайнерами, чтобы понять, как должен быть разработан продукт, например, размер или форма продукта, или размер и размещение любых кнопок или этикеток.

Получение лицензии

В штатах, территориях и провинциях каждый практикующий психолог должен иметь лицензию, выданную их Советом по психологии или Советом экспертов по психологии.Чтобы получить лицензию, психологи должны предоставить доказательства получения докторской степени, а также выполнения других требований, установленных каждой комиссией. Большинство советов требуют получения проходной оценки на экзамене по профессиональной практике в области психологии (EPPP). Экзамен был составлен Ассоциацией государственных и провинциальных советов по психологии на основе опроса профессиональных психологов 2010 года. Ассоциация взимает 600 долларов за сдачу теста, а местные комиссии по тестированию могут взимать дополнительную плату.

Большинство советов по психологии также требуют практического опыта, например, штат Мичиган требует, чтобы кандидаты имели 500 часов практики во время обучения и 2000 часов опыта с временной лицензией, прежде чем психологи могут получить постоянную лицензию. Некоторые советы также требуют специальных тестов по законам своего штата.

Будущие психологи должны уточнить в своих государственных советах индивидуальные лицензионные требования. Лицензии обычно выдаются на 2 года, и психологи обязаны проходить курсы повышения квалификации, чтобы быть в курсе новых открытий в психологии и поддерживать свои лицензии.

Какие профессии в области психологии человеческого фактора?

Психологи по человеческому фактору могут работать в государственных учреждениях, таких как Управление по охране труда (OSHA) или Федеральное управление по аэронавтике (FAA). Они могут изучить, как сделать взаимодействие человека и машины более эффективным в промышленности, или помочь в разработке тренажеров и летчиков-испытателей, которые научат безопасно управлять самолетами. Они могут работать на промышленность, ища способы сделать электронные устройства более удобными для пользователя.Они могут проводить фундаментальные исследования восприятия и работы с машинами в университетах.

По мере того, как технологии и люди взаимодействуют все больше и больше, психология человеческого фактора будет продолжать представлять постоянно меняющуюся проблему.

Дополнительная литература

Полезные ресурсы

.

Человеческий фактор и инженерная психология

Human Factors and Engineering Psychology Helps People and Machines Coexist

Человеческий фактор и инженерные психологи изучают, как люди взаимодействуют с машинами и технологиями. Они используют психологическую науку для разработки продуктов, систем и устройств, которые мы используем каждый день. Они часто сосредотачиваются на производительности и безопасности.

Понимание человеческого фактора и инженерной психологии

Все мы испытали легкое беспокойство во время первого взаимодействия с новым устройством — от настройки телевизоров с высоким разрешением до записи на прием к врачу через офисный киоск.Будет ли он работать так, как мне нужно, и как я ожидаю?

Человеческий фактор и инженерные психологи стремятся сделать эти взаимодействия более легкими, комфортными, менее неприятными и, при необходимости, более безопасными. Но их сфера деятельности выходит за рамки повседневных гаджетов, которые нам нужны для работы; они также применяют науку психологии для улучшения жизненно важных продуктов, таких как медицинское оборудование и компьютерные системы авиакомпаний.

Эти профессионалы применяют свои знания о человеческом поведении, чтобы помочь компаниям разрабатывать продукты, системы и устройства.Они сочетают в себе технологии и психологию, чтобы улучшить наше взаимодействие с системами и оборудованием, которые мы используем ежедневно.

Исследования в действии

A third brake light on cars saves lives, property and money.

Третий стоп-сигнал — это не третье колесо

Третий стоп-сигнал дает дополнительный сигнал отвлеченным водителям — и исследования подтверждают, что он снижает количество автомобильных аварий.Crew resource management has prevented accidents and saved lives in the aviation industry, and may save lives in hospital operating and emergency rooms.

Повышение безопасности авиаперелетов за счет управления ресурсами экипажа

Red may be the traditional color of fire engines, but human factors and ergonomics research finds that lime-yellow fire vehicles are less likely to be involved in accidents.

Почему желто-желтые пожарные машины безопаснее красных

Behavior-based safety programs help companies cut accidents and injuries through systematic observation, analysis and intervention.

Поведенческий анализ помогает людям работать безопаснее

,

Какие психологические факторы влияют на поведение потребителей?

Определение: Психологические факторы — это факторы, которые говорят о психологии человека, которые побуждают его действия искать удовлетворения. Некоторые из важных психологических факторов:

Psychological Factors of consumer behavior

  • Мотивация: Уровень мотивации влияет на покупательское поведение потребителей. Это очень хорошо объясняет Маслоу в своей теории иерархии потребностей, включающей основные потребности, потребности в безопасности, социальные потребности, потребности в уважении и потребности в самоактуализации.Обычно основные потребности и потребности безопасности являются более насущными, чем другие, и, следовательно, эти потребности становятся мотивом, который направляет поведение потребителей на поиск удовлетворения.
  • Восприятие: Восприятие потребителем определенного продукта и бренда также влияет на его решение о покупке. Восприятие — это процесс, посредством которого человек выбирает, систематизирует и интерпретирует информацию, чтобы сделать значимый вывод. Например, Apple iPhone воспринимается как бренд премиум-класса, и потребители мотивированы покупать его, чтобы ассоциироваться с элитным классом общества.

    Маркетологи делают упор на управление процессами восприятия, а именно. Избирательное внимание, избирательное искажение и избирательное удержание . При избирательном внимании маркетолог пытается привлечь внимание клиента к своим предложениям. У разных людей разные представления об одном и том же продукте в зависимости от их индивидуальных убеждений и взглядов, что приводит к избирательным искажениям. Таким образом, маркетолог должен попытаться понять отношения и убеждения людей и разработать маркетинговые кампании для удержания потребителей.

  • Обучение: Обучение человека зависит от навыков, знаний и намерений. Навыки развиваются на практике, а знания и намерения приобретаются с опытом. Это может быть условное обучение или когнитивное обучение.

    При условном обучении потребитель получает обучение, будучи обусловленным определенными стимулами, т.е. когда он снова и снова сталкивается с подобной ситуацией, он развивает конкретную реакцию на нее.В процессе познавательного обучения человек применяет все свои знания, навыки, отношения, ценности и убеждения, чтобы найти решение проблемы и получить от этого удовлетворение.

  • Отношения и убеждения: Люди имеют определенные убеждения и отношения к продуктам, на которых основываются их решения о покупке. Эти отношения и убеждения представляют собой тенденцию реагировать на определенный продукт определенным образом, и они составляют имидж бренда, который влияет на покупательское поведение потребителей.Таким образом, маркетологи пытаются понять отношения и убеждения людей и изменить их с помощью нескольких маркетинговых кампаний.

Таким образом, это некоторые из психологических факторов, которые маркетолог должен принять во внимание, прежде чем принимать стратегическое маркетинговое решение.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *