Факторы влияющие на процесс социализации: www.calc.ru | 525: SSL handshake failed
§2. Факторы, влияющие на социализацию
Социаль6ная
активность – главное качество
социализации. Содержанием социализации
является выработка соответствующих
социальных позиций личности. Социологи,
психологи и педагоги выделяют следующие
факторы, влияющие на социализацию
человека:
Семья. В любом типе
культуры семья выступает основной
ячейкой, в которой происходит социализация
личности. В современном обществе
социализация идет главным образом в
малых по размеру семьях. Как правило,
ребенок выбирает стиль жизни или образ
поведения, которые присущи его родителям,
семье.«Отношение» равенства.
Включение в «группы равных», т.е.
друзей одного возраста, также влияет
на социализацию личности. Каждое
поколение имеет свои права и обязанности.
В разных культурах часто существуют
особые церемонии при переходе человека
из одной возрастной группы в другую.
Отношения
между сверстниками более демократичны,
чем отношения между детьми и родителями.
Однако дружеские отношения между
сверстниками могут быть и эгалитарными:
«физически сильный ребенок может
оказаться лидером и подавлять других.
В «группе равных» дети вступают в широкую
сеть контактов между собой, которые
могут сохраниться на протяжении всей
жизни индивида, создавая неформальные
группы людей одного и того же возраста.
Обучение в школе.Это
формальный процесс — определенный круг
учебных предметов. Кроме формального
учебного плана в школе существует то,
что социологи называют «скрытым»
учебным планом для детей: правила
школьной жизни, авторитет учителя,
реакция учителей на поступки детей.
Все это потом сохраняется и применяется
в дальнейшей жизни индивида. Отношения
равенства тоже часто формируются в
школе, и система школьной жизни усиливает
их влияние.Средства массовой
информации.Это очень сильный фактор
воздействия на поведения и взгляды
людей. Газеты, журналы, телевидение,
радиовещание и т. д. Влияют на социализацию
индивида.Труд.Во всех типах
культуры труд является важным фактором
социализации.Организации.Молодежные
объединения, церковь, свободные
ассоциации, спортивные клубы и т. д.
Тоже играют свою роль в социализации.
С момента
рождения и до смерти человек включается
в различные виды деятельности и
всесторонне контактирует с окружающими
его людьми и условиями. Он принимает
определенные нормы поведения и согласно
им действует сам. Социализация является
и источником процесса индивидуализации
и свободы. В ходе социализации каждый
человек развивает свою индивидуальность,
способность независимо мыслить и
действовать.9
Это особенно
важно учитывать сейчас, когда изменения
в экономической, социально-политической
и культурной сферах происходят очень
быстро, ломая привычные жизненные
стереотипы, порождая психологическое
состояние беспокойства и неуверенности
в будущем.
§3. Классификация форм социализации
Классификацию
форм социализации ныне уже можно
проводить многим основаниями, охватить
все заведомо не удается.
П. Бергер и Т.
Лукман, главные представители этого
направления, выделяют две основные
формы социализации – первичнуюивторичную.Решающую значение для
судьбы и общества имеет первичная
социализация, происходящая в семье и
ближайшем кругу родственников. «При
первичной социализации нет никаких
проблем с идентификации, поскольку нет
выбора значимых других. Родителей не
выбирают. Так как у ребенка выбирает
выбора значимых других, его идентификация,
поскольку нет выбора других, его
идентификация с ним оказывается
квазиавтоматической. Ребенок
интернализирует мир своих значимых
других не как один из многих возможных
миров, а как единство существующий и
единственно мыслимый. Именно по этому
мир, итрернализируемый в процессе
первичной социализации, гораздо прочнее
укоренен в сознании, чем миры,
интернализируемые в процессе вторичной
социализации».10
Другой вид
социализации обеспечивают многочисленные
социальные институты, в том числе школа
и образование. «Вторичная социализация»
представляет собой интернализацию
институциональных, или институционально
обоснованных подмиров… Вторичная
социализация есть приобретение
специфического — ролевого знания, когда
роли прямо или косвенно связаны с
разделением труда»11.
Иными словами,
в процессе первичной социализации
человек приобретает «базисный мир», и
все последующие шаги образовательной
или социализационной деятельности так
или иначе должны согласовываться с
конструктами этого мира.
Т. Бергер и П.
Лукман указывают, что на определенном
этапе исторического развития первичная
социализация была простым воспроизводством
общества (и это можно отождествить с
марксовым простым воспроизводством).
То есть все воспроизводимое в первом
секторе, потреблялось вторым и обеспечивало
его функционирование.
Но в процессе
общественного воспроизводства развивалась
внешняя среда, которая резко изменилась,
начиная с индустриальной эпохи. И эта
эпоха уже потребовала создания
социализированных институтов внесемейной
или вторичной, социализации: дошкольного
образования, т.е. детских садов, куда
можно было отдавать детей, что бы
высвободить для производства рабочую
силу; профессионального образования,
что бы эту рабочую силу обучать и т.п.
Эти институты
возникли, во-первых, частью заменяя
институты первичной социализации, а,
частью восполняя то, что семья уже в
принципе дать, не могла. Ведь если у
человека родители учителя, а он идет
работать токарем, научить его этому
родители не в состоянии. Появляется
целая сфера деятельности, связанная с
разделением труда и необходимостью
освоения различных специализированных
функции – профессиональное образование,
которой стало нужно специально заниматься.
И там надо не только обучать, но и
социализировать. Поэтому можно сказать,
что на этапе перехода к зрелому
индустриальному обществу возникает и
зрелая форма вторичной социализации.
Однако первичная
при этом не исчезает. Более того. Если
посмотреть на нее исторически, то роль
семьи и ближайшего родственного окружения
постоянно меняется – в разных странах,
в разных ситуациях этих стран и.т.п. это
касается не только первичной социализации,
эволюционирует роль и вторичной
социализации. Например, главнейший
институт вторичной социализации —
образование в наше время тоже начинает
терять свои позиции и влияние в
определенных аспектах. Почему? Это
связано с НТР, с возникновением и
установлением новых форм обмена
информацией и массовой коммуникации –
СМИ, телевидение, видео и т.п. их еще по
привычке относят к средствам вторичной
социализации, но на самом деле это не
совсем так. Потому что у них есть то, чем
раньше была наделена семья, но обделены
формы вторичной социализации, — возможность
эмоционального воздействия, а так же
сегодня еще и близость, доступность,
обыденность. Плюс опора (хотя нередко
подтасованная и иллюзорная) на объективные
знания специалистов, широта и массовость
распространения, которые гарантируют
авторитет у социализируемой аудитории.
По прежним
теоретическим прогнозам семья,
препятствующая слиянию индивидов в
большие общности, как того требовала
глобализация исторического развития
человечества, в эпоху индустриального
общества должна была отмереть. Однако
еще ничего подобного не произошло, во
всяком случае, пока. И даже тенденция
такая не замечена, несмотря на растущую
статистику разводов, неполных семей и
брошенных детей. Сейчас в России (хотя
возможно, что это влияние кризисного
времени), и в традиционных обществах
юго-восточной Азии, Латинской Америки,
и даже в развитых странах Запада семья
и работа занимают ведущие позиции на
шкале одобряемых ценностей и типов
жизнедеятельности. В числе прочих
объяснений этого феномена можно допустить
и предположение, что за этим стоит
эмпирическая ненайденность и
неапробированность других форм
организации жизни. Человечество просто
ничего не может предложить иного, нет
другого способа организации жизненного
пространства индивида, начиная с быта
и кончая его человеческим опытом.
Вместе с тем
далее можно поставить вопрос, касающийся
рассмотренных взаимоотношений первичной
и вторичной социализации. Кстати можно
одним действием осуществить анализ
содержания, так же рассмотрев при этом
еще одну классификацию форм социализации
– по субъекту социализации, каким
является семья, нация человечество.
Итак, может ли сейчас выжить общество,
выстраивающая лишь первичную, т.е.
семейную, социализацию и можно ли это
называть социализацией? В ней традиционной
нормой социализации является стремление
научить жить, подготовиться к
самостоятельной жизни. Научили жить
продолжать род, отвечать за детей –
значит социализировали. Но это относительно
такой локальной группы как семья.
Более крупная
социальная группа – нация. Там
социализировать, учитывая общественное
разделение труда, — значит одну часть
населения научить хлеб растить, другую
– воевать, третью – детей обучать и
т.д. В условиях современной НТР, с учетом
глобализации человеческой деятельности
и мировых коммуникаций, по логике вещей
субъектом деятельности становится все
человечество, социализовывать должно
все человечество и делать это по-новому,
сквозь призму общечеловеческих интересов
и ценностей. Это даже получило отражение
в лозунгах дня. Ведь социализуя отдельного
индивида через институты социализации,
семью и школу, мы формируем его державную,
национально-этническую или другую
принадлежность, без этого нет культуры,
нет образования, ибо до уровня
космополитической социализации
современный мир деятельностно не дорос.
Кроме того во
многих сообществах, странах и нациях
сохраняется традиционно – корневая
система социализации– религия,
отношение к высшим традиционным
ценностям, к божественному. При этом
там не отказываются ни от национальной,
ни от религиозной (более того,
конкретно-конфессиональной) принадлежности.
Причем нельзя
не заметить, что в истории именно частный
интерес не редко давал прецеденты
наиболее состоятельных способов
социализации. Возьмем Древний Египет
или Древнюю Грецию12— там сплачивали и воспитывали общество
внешнего военного врага. Потом появилось
христианство, ему противостоит новый
образ врага – иноверец, басурманин. И
под эту норму социализируется общество.
Потом появляются нации, возникает
национализм и патриотизм как норма
социализации, и под них выстраивается
образование и воспитание.
Тесно связанно
с данной классификацией является
разделение форм социализации по степени
направленности и широте охвата объекта
на индивидуальную итоталитарнуюсоциализацию. Первая направлена на
индивида и формирует самоидентификацию
Я с другими индивидами или с конкретным
сообществом. Вторая охватывает все
определенное сообщество, формируя
самоидентификацию Мы, которая является
тотальной. Она особенно важна для
гражданской и политической социализации,
на этом воспитывается патриотизм,
обеспечивается расцвет общества и
государства, выигрываются войны и
исторические акции. Отметим что, здесь
практически исключена борьба поколений.
Каждого индивида, личностно
самоопределившегося, строит в общий
ряд, как в Южной Карее, где в начале года
на нацию спускается единый план, исходя
из которого каждый гражданин планирует
свою жизнедеятельность на этот год.
Задана цель, и под нее все выстраивают
свои проекты и планы. Это и есть тотальная
социализация. Но в Корее это возможно
в силу наличия многих специфических
предпосылок, что дано далеко не каждому
сообществу. Возможно, например, что не
маловажную роль в реализации такой
тотальной социализации сыграл факт,
что там огромное количество университетов
и лиц с высшим образованием, способных
к абстрактному мышлению.
Тогда в
отношении к России мы получим обратную
формулу. Чем меньше у нас лиц с высшим
образованием и способностью к абстрактному
мышлению, тем меньше у нас возможность
реализовать такую модель тоталитарной
социализации, именно как сознательную
модель. В этом случае нам остаются другие
модели, например, модель мобилизационной
социализации.
Мобилизационная
ситуация чаще всего вынуждает к такой
социализации, которая направлена на
подведение всего населения к «единому
знаменателю», к единству действии,
мыслей, целей, ценностей и.т.п. Как только
уходит мобилизационная ситуация,
появляется множество возможностей для
построения различных норм социализации.
И нередко сказать что, у данного общества,
особенно на Востоке, есть какая — то
норма социализации, не удается. Нет там
одного Я, а есть несколько кругов и
множество ролей, а потому социализация
получается гибкой. При этом отметим,
что так складывается у японцев с их
развитым мышлением.
В сфере
образования возник и получил развитие
свой спектр форм социализационной
деятельности. Соответственно, здесь
есть свои классификации.13По целям и объектам освоения элементов
культуры социальная адаптация- первая
историческая форма адаптации –
разделяется на три направления, или
уровня – обучение, воспитание и собственно
образование (или формирование гражданства).
Передача трудовых навыков, норм
орудийно-предметной деятельности,
действия по образцу с материальными
предметами (а позднее с символическими
объектами- представлениями, знаниями,
языками и. т.п.) становится стержнем
обучения.
Воспитание
появилось, когда у общества появились
задачи по воспроизводству и передаче
норм коллективной жизнедеятельности,
отношения индивида к соратникам по
совместному труду и совместному
проживанию, к быту и окружению. Трансляция
в новые поколения социально-групповой
ценностной ориентации, норм группового
общежития и стало задачей воспитания.
А с переходом
к межродовой и межплеменным отношениям
появляется новый уровень социализации.
Это – в современных терминах, уровень
формирования гражданственности. Здесь
ценностью и целью социализации становятся
социально-этническое самоопределение,
культурно-историческая принадлежность
и патриотизм, т.е. факторы будущей
ответственности индивида за выживанием
конкретного социального общества и
конкурентоспособность его взаимодействий
с другими сообществами.
Далее, приведем
классификацию форм социализации,
связанных с образованием. По этому
основанию, в тот или иной исторический
момент в обществе будет доминировать
либо формальное образование (наряду с
другими формами институциональной
социализации), либо неформальная
социализация. Последняя формируется
структурами повседневности, бытовым
взаимодействием людей в простых и
неспециализированных акциях совместного
проживания. Возникла она в раннем
обществе, для которого характерны
естественное разделение труда, синтетичных
социальных процессов, отсутствие четкого
деления на социальные группы.
Внутри
образования еще существует разделение
на общее и специальное. И хотя здесь
классификация другого уровня, но здесь
важно указать то, что функционально эти
два уровня и вида образования
разнонаправлены и реализуют разные
цели социализации. Среднее общее или
основное, образование призвано обеспечить
социальную адаптацию нового поколения,
т.е. сформировать индивида и поколение
как часть данного социума. Это, значит,
развить у его представителей индивидуальное
и групповое мышление, природные творческие
задатки, наделить их элементарными
представлениями и навыками жизнедеятельности
в данном обществе, знанием основных
институтов, норм и правил поведения,
сформировать основные ценностные
установки (трудолюбие, любознательность,
лояльность, толерантность, законопослушность
и др.).
А высшее,
профессиональное, образование реализует
совершенно другую форму и цель
социализации, не сводимому к
конкретно-социональной адаптации. Его
цель и форма — профессиолизация, т.е.
адаптация на более высоком уровне. Эта
форма социализации допускает моменты
конкретно-социальной дезадаптации,
поскольку допускает и даже предполагает
расширение культурного горизонта за
пределы наличного бытия конкретного
социума.
Еще одна
классификация форм социализации – по
видам будущего, простому и сложному, о
которых мы прежде упоминали. По этому
основанию, соответственно, происходит
деление на адаптационную и инновационную
социализацию. Традиционно социализация
выстраивается в рамках простого будущего,
т.е. эволюционирующего общества, не
меняющего своего качественного состояния.
Далее,
общеизвестна зависимость между
социализационной деятельностью и
обществом, которое ее осуществляет. От
признаков общества зависят многие
характеристики и формы социализации.14Так с точки зрения разнообразия
культурно-исторической определенности
целостных общественных формирований
(сообществ), пропорционально возрастает
и многовариантность культурно-исторических
моделей и проектов социализации. С
учетом характера исторического момента,
присущих ему скорости и интенсивности
социальных изменений, а так же социальной
роли традиций, социализацию делят на
традиционную и модернизационную. При
этом выделяют две полярные группы стран,
между которыми остальные занимают
переходные позиции. На одном полюсе
находятся страны, которым присуща
традиционная социализация. Она
осуществляется на основе и посредством
механизма традиций в странах с традиционным
типом развития (Япония, Китай).
На другом
полюсе располагаются страны, которым
присуща модернизационная социализация.
Она характерна для стран, не имевших
традиционный уклад (США) или переживших
его слом и оставшихся без традиционных
механизмов регуляции социальных
процессов. Такие потери происходят в
результате социальных революций и
модернизаций, они свойственны так же
для тех стран, которые пребывают ныне
в этом состоянии.
Дополним
предложенную классификацию еще двумя
вполне уместными здесь формами. Сюда
же можно отнести переходную социализацию,
характерную для обществ переходного
периода. Когда старые традиции еще не
до конца разрушены, а новые еще не до
конца отстроены, общество избирает
новые ориентиры (цели и ценности), но с
трудом адаптирует к ним существующие
социальные факторы. Это усложняет
социализационную деятельность,
трансформирует или смазывает общую
картину социализационных процессов,
присущих «чистым» типам.
И четвертой
формой в этом наборе является
мобилизационная социализация.
Мобилизационным типом развития (общества
и соответствующей ему социализации)
называется «развитие, ориентированное
на достижение чрезвычайных целей с
использованием чрезвычайных средств
и чрезвычайных организационных форм.
Отличительной его чертой является то,
что оно происходит под влиянием внешних,
экстремальных факторов, угрожающих
целостности и жизнеспособности системы»15
Понятно, что
мобилизационная форма социализации
характерна для обществ, переживающих
экстремальные периоды развития, требующие
концентрации социальных ресурсов на
жизнеопределяющих для социума вопросах,
для быстрого и эффективного разрешения
наиболее важных и злободневных проблем.
В ней есть элементы, обезличивающие
унификации и манипулятивности, но она
активизируется в такое время, когда уже
никого не интересует твое Я, твое
самоопределение, твои права. Ближайший
пример – это война. Там простота проекта
– выжить – понятна человеку без всяких
рефлексов. И он выстраивает свою
деятельность так, что бы выжить вместе
со всеми.
Эта классификация
необязательно совпадает с формационным
делением. Но есть моменты, когда можно
указать преимущество присущей тому
обществу социализации.
Типология
мирового социума с учетом геополитического
и государственно-управленческого
факторов порождает и типологию качественно
различающихся национально – региональных
моделей социализации (касается в основном
институциональных форм социализации).
Еще одна
чрезвычайно важная классификация — по
социализирующей среде, т.е. в зависимости
от того, в действии с какими объектами,
явлениями и процессами развивается и
социализируется индивид и поколения.
Сейчас следует выделить три поля, три
мощных социализирующих фактора –
вещественно – предметный(взаимодействие с которым происходит
объективно, стихийно и дает, такие
непредсказуемые последствия социализации,
которые никогда не проектировались),социально-институциональный и
информационный (СМИ). Здесь соответственно
три формы социализации –вещная,
социальная и информационная.
Так же есть
еще одна классификация, которую мы уже
затронули — это стихийная (так осуществляется
традиционная социализация) и
специализированная (профессиональная,
чем стала современная социализация).
Классификацию
форм социализации можно было бы продолжить
и дальше. Например, по сферам или формам
деятельности – производственная,
профессиональная, социально-групповая,
политическая, идеологическая и т.п.
может даже быть деформированная
социализация, девиация группы, причиной
в которой могут быть отклонения в
здоровье, что потом может переползти в
криминал.
К примеру,
специалисты считают, что если в свое
время первичная социализация не
состоялась, то какой бы хорошей не была
вторичная, то человек уже не будет
полноценно социализирован.
Факторы социализации и формирования личности
Под термином «социализация» в педагогической науке принято понимать становление индивидуума частью социума, в котором он находится. Иными словами, речь идет о вхождение человека в общество. Безусловно, на первом этапе круг общения ребенка весьма ограничен – сверстниками, родителями или воспитателями, затем человек вступает в ученическую среду, а также, помимо тех людей, с которыми он соприкасается в школе, он общается и с другими социальными группами. Факторы социализации и формирования личности разнообразны и могут быть рассмотрены различные вариенты.
Если рассматривать идеальный вариант (который и воспринимается как одна из целей обучения и воспитания), то человек должен стать полноценным членом общества, относясь с уважением к другим его членам и взаимодействуя с ними, внося достойную лепту в жизнь этого общества. Причем под словом «общество» можно понимать и коллектив на работе, и родственников, и коллег, и друзей, и даже, в конечном итоге, целую страну. Все это и есть признаки успешной социализации.
Однако всегда ли социализация является успешной? И всегда ли вчерашний ребенок, становясь взрослым, трансформируется в ту личность, которую хотело бы видеть общество? Современные исследования в педагогике, социологии и психологии недвусмысленно свидетельствуют о том, что так бывает не всегда. Дело в том, что существуют особые факторы социализации и формирования личности, известные педагогической науке, и от влияния подобных факторов зависит успех социализации человека и формирование его личности.
Факторы социализации: взгляд изнутри
Так, отечественными педагогами факторы социализации и развития личности условно делятся на три группы:
- Макрофакторы,
- Мезофакторы,
- Микрофакторы.
Рассмотрим их подробнее.
- Макрофакторы (от греческого слова «макро» — «большой», «крцпный») – это наиболее значимые факторы, которые влияют на социализацию жителей определенного государства, культуры, государства и иногда даже всего населения Земли. К таким факторам относится, например, сфера высоких технологий, мировая культура и искусство, всемирно признанные научные достижения, окружающая среда.
- Мезофакторы (от греческого «мезо» — «промежуточный», «средний») – это те факторы социализации и развития личности, которые создают условия социализации по принципу этнической и (или) этнокультурной принадлежности, а также по принципу их места проживания: например, такие факторы характерны для жителей какого-либо региона – города, деревни или поселка. Например, у народов тюркского мира – один подход к семейным ценностям, а у жителей стран Скандинавии – совершенно иной. При этом примечательно, что такие факторы никак не влияют на нравственное самосознание, уровень образования, культуры и степень уважения к общечеловеческим ценностям представителей и тех, и других народов.
- Микрофакторы (от греческого «микро» — «малый») – это, пожалуй, те факторы социализации и развития личности, которые напрямую влияют на каждого человека отдельности или небольшую группу лиц. Это – семейное положение родителей и родственников, профессия и связанное с ней общение, сверстники, родственники, учителя, врачи. Позднее к ним добавляются члены созданной молодыми людьми семьи (например, супруг или супруга и (или) дети и внуки). Данные факторы оказывают огромное влияние на нравственное, культурное и профессиональное развитие личности. Именно по этой причине и в России, и в других развитых странах активно ведется борьба с семейным неблагополучием, асоциальным образом жизни, неблагоприятными экономическими факторами и всем тем, что может привести к неправильному развитию личности ребенка или молодого человека, а также сформировать у него набор ложных морально-нравственных ориентиров и установок, что чревато крайне плачевными последствиями, одними из которых является вовлечение в асоциальный образ жизни, который вели родители ребенка в семье. Особую роль здесь играет школа как институт общественного образования и медицина.
В то же время нельзя отрицать, что у каждого ребенка с рождения заложены те или иные генетические предрасположенности к какому-либо определенному виду деятельности или образу жизни. Последователи такой концепции называются бихевироистами (от английского слова «behavior» — «поведение»). Однако эти же ученые не отводят заложенным природным факторам решающей роли. В частности, и представители бихевиористики, и педагогической психологии считают, что решающую роль в процессах социализации и развитии личности играют факторы социализации и построенное на их основе воспитание.
Перечислите основные факторы, влияющие на протекание процесса социализации?
Тема социализация личности
В каких сферах жизни человека проходит социализация?
Социализация происходит в следующих сферах жизни человека:
Ø в деятельности,
Ø общении,
Ø в сфере самосознания.
В сфере деятельности происходит:
· освоение новых видов деятельности и их значимости;
· ориентирование в различных видах деятельности;
· центрирование – выбор главного вида деятельности.
Ведущая деятельность не возникает сразу в развитой форме, а проходит определенный путь становления. Ее формирование осуществляется под руководством взрослых в процессе обучения и воспитания.
В сфере общения социализация происходит в ходе:
· постепенного расширения круга общения, как умножение контактов человека с другими людьми;
· углубления самого процесса общения (переход от монологического общения к диалогическому, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точно его воспринимать).
В сфере самосознания в процессе социализации происходит становление образа «Я» человека, осмысление им своей социальной принадлежности, исполняемых социальных ролей, занимаемого статуса, формирование самооценки.
Самосознание включает:
· становление «образа Я»;
· знание себя;
· оценка себя;
· отношение к себе.
Образ «Я» не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний.
Есть несколько различных подходов к структуре «Я». Наиболее распространенная схема включает в «Я» три компонента. Познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе).
Развитие самосознания в ходе социализации – это процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения.
Процесс социализации – это единство всех трех обозначенных сфер, которые создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивает не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений.Вместе с освоением индивид вносит в нее свой опыт, свой творческий подход. Поэтому нет другой формы освоения действительности, кроме ее активного преобразования.
Перечислите основные факторы, влияющие на протекание процесса социализации?
Социальные факторы социализации личности — Студопедия.Нет
Основные социальные виды личности:
1. «Деятели» — воины, ремесленники, инженеры, педагоги; активное действие, изменение мира, других и себя.
2. «Мыслители» — смотреть, размышлять; оружие — слово.
3. «Люди чувств и эмоций» — деятели литературы и искусства; оружие — интуиция.
4. «Гуманисты и подвижники» — оружие — обостренное чувство ощущения душевного состояния другого человека, любовь ко всему живому; дело жизни — милосердие.
Основные факторы, оказывающие влияние на формирование личности, делятся на следующие типы:
1) биологическая наследственность;
2) физическое окружение;
3) культура;
4) групповой опыт;
5) уникальный индивидуальной опыт.
Для успешной социализации, по Д. Смелзеру, необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования личности, по его мнению, происходит по трем различным стадиям:
· стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых;
· игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
· стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
Одним из первых выделил элементы социализации ребенка З. Фрейд. По Фрейду, личность включает три элемента: “ид» — источник энергии, стимулируемый стремлением к удовольствию; “эго” — осуществляющий контроль личности, на основе принципа реальности, и “суперэго”, или нравственный оценочный элемент. Социализация представляется Фрейдом процессом развертывания врожденных свойств человека, в результате которого происходят становления этих трех составляющих элементов личности. В этом процессе Фрейд выделяет четыре этапа, каждый из которых связан с определенными участками тела, так называемыми эрогенными зонами: оральный, анальный, фаллический и этап половой зрелости.
Французский психолог Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, делает акцент на развитии познавательных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия. Эти стадии сменяют одна другую в определенной последовательности: сенсорно-моторная (от рождения до 2 лет), операциональная (от 2 до 7), стадия конкретных операций (с 7 до 11), стадия формальных операций (с 12 до 15) 7.
Факторы, влияющие на социализацию личности
Факторами, влияющими на социализацию старших школьников, являются: макрофакторы (общество в целом, планета, мир, страна, государство, культура и пр.), мезофакторы (население, СМИ, географическое положение места жительства и природно-климатические особенности региона и пр.) и микрофакторы (семья, микросоциум, институты воспитания и образования, подростковые сообщества, нормы взаимоотношений и пр.)
Макрофакторы, мезофакторы и микрофакторы разделены нами на субъективные и объективные.
Объективные факторы зависят, по нашему мнению, от условий и обстоятельств жизни, как общества, мира, так и конкретного человека и, чаще всего, не могут быть изменены средствами педагогического воздействия. Субъективные микро, мезо и макрофакторы социализации, напротив, поддаются педагогическим воздействиям и представляют собой процесс ускорения социализации, способствующий преодолению или ослаблению отрицательных последствий объективных воздействий, придавая им гуманистическую ориентацию.
Воспитание и обучение, будучи ведущими факторами развития, лишь тогда могут быть успешными, если они учитывают возрастные особенности детей. Дети одного и того же возраста имеют ряд общих отличительных особенностей, выраженных в структуре сознания, в своеобразии деятельности и т.д. 9.
В современной педагогике и психологии возрастная периодизация формирования растущей личности основана на учете единства биологического и социального в ее развитии. Для того, чтобы обучать, воспитывать и всесторонне развивать личность человека, надо знать его возрастные и индивидуальные особенности. Индивидуальный подход к учащимся необходим для рациональной организации их учебной деятельности и развития их способностей.
Развитие личности, совершаясь во времени, имеет свои внутренние закономерности, определенную периодичность в сфере норм отражения. Один этап развития подготавливает новый этап, качественно отличный от первого, хотя и включающий прошлый этап. Каждый возрастной период связан с количеством прожитых лет, со степенью созревания различных органов, их функций, а также с накоплением жизненного и познавательного опыта, с типичными для данного возраста видами деятельности. Для каждого возраста характерны свои особенности в протекании сенсорных, интеллектуальных, эмоциональных процессов. Так, например, если высокий познавательный интерес в младшем возрасте формируется чаще всего через обновление содержания изучаемого материала, частой смены информационного блока, предъявляемого для усвоения, то в подростковом возрасте он обусловлен осознанными мотивами познавательной деятельности.
Уровень развития не только результат прошлых лет. Решающее влияние на развитие в любом возрасте оказывает система воспитательного воздействия. Поэтому воспитание по содержанию, формам и методам должно быть динамичным, строиться с учетом этапов возрастного развития. Возрастные периоды — необходимые стадии развития каждого нормального человека. Однако продолжительность того или иного этапа развития личности в разные общественно-исторические эпохи неодинакова. Относительно продолжительности возрастного развития ученые отмечают, что для современных детей характерен рост темпов соматического развития, более раннее начало окостенения скелета, ускорение сроков полового созревания, что, как правило, не сопровождается столь же быстрыми темпами психического развития 9.
Все это ставит перед педагогами задачу: внимательно наблюдать за развитием учащихся, заботиться об эффективных условиях организации их учебного труда, создавать условия для творческого развития и формирования положительной мотивации к процессу познания. Учащийся должен осознавать свои возможности, уметь их трезво оценивать, стремиться к дальнейшему самосовершенствованию, уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и саморазвития. Духовные, интеллектуальные и физические силы его достаточно крепки, чтобы стать взрослым, чтобы осуществлять свои далеко идущие планы. В этом состоит внутренняя положительная мотивация школьного возраста.
Неумение управлять своей самостоятельной деятельностью при обучении затормаживает развитие школьников с достаточно развитыми способностями, снижает их мотивацию к обучению, формируя такие отрицательные качества личности как самонадеянность, индивидуализм, эгоизм. Все это свидетельствует о том, что развитие самостоятельности необходимо и для организации наиболее полного и глубокого развития учащихся, проявляющих отличные способности.
Возрастное новообразование определяют в личности ребенка:
1) сознание,
2) его отношение к среде,
3) его внутренний мир и 4) его внешнюю жизнь (деятельность).
Подростничество — это возраст вырастания из детства, завершение его, начало переходного периода от детства к взрослости. Смежное промежуточное, противоречивое положение подростка в системе социальных отношений обуславливает особенности его как полуребенка, полувзрослого. Переход обычно описывается как ярко выраженный кризис трех лет: резкое противопоставление себя взрослым, внутренняя дисгармония, требования самостоятельности и т.д. Так называемые кризисы — результат несоответствия между возросшими потребностями и способностями ребенка и устаревшим («сверху-вниз») отношением к ребенку со стороны окружающих. У подростка происходит качественная перестройка личности, а следовательно, необходима смена типа отношений между подростком и взрослым, переход с детского на взрослый тип отношений, основанный на определенных общественных нормах.
Исходя из понимания личности как органичной системы, у подростка начинается становление личности как саморазвивающейся, самоорганизующейся системы, становящейся субъектом саморазвития как целенаправленного самосовершенствования. Но у подростка это самоизменение еще эпизодично, направлено на отдельные несовершенные, на его взгляд, качества 9.
3.1 Семья как фактор социализации личности
Процесс социализации ребенка начинается буквально с первых же минут его жизни. В первые месяцы и годы жизни ребенок особенно интенсивно осваивает окружающий мир, его психика наиболее пластична, поэтому потеря этих лет практически не восполнила (3, с.124).
Первой ячейкой социализации ребенка является семья. Уже физический уход за младенцем (туго ли его пеленают, кормят ли его строго по расписанию или как только он начинает кричать и т.п.) оказывает известное влияние на его психику (3, с 125).
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. 9.
На формирование личностных качеств ребенка влияют не только сознательно воспитательные воздействия родителей, но и общий тонус семейной жизни. Если родители живут большими общественными интересами, это способствует и расширению кругозора и у детей, которые из услышанного разговора взрослых извлекают нередко больше уроков, чем из специальных бесед. И наоборот, если отец не считает зазорным принести с производства казенное имущество, дети тоже начинают считать это нормальным и естественным.
Значение семьи как первичной ячейки общества и важнейшего фактора социализации ребенка трудно преувеличивать (3, с.126).
Не только родители влияют на формирование личности ребенка. И в семье и вне ее (ясли, детский сад и т.д.) ребенок также сталкивается и с другими взрослыми. И если верно, что человеческое Я формируется в процессе взаимодействия с другими людьми, логично предположить, что расширение этого взаимодействия уже в раннем возрасте скажется на свойствах личности (3, с.130).
По мере развития личности ребенка внешнее регулирование его поведения все больше уступает место его внутреннему миру. Если вначале ребенок опирается главным образом на оценку его другими людьми, то с возрастом решающую роль приобретает самооценка (3, с.140).
Многие психологи и социологи подчеркивают, что процесс социализации продолжается в течение всей жизни человека, и утверждают, что социализация взрослых отличается от социализации детей несколькими моментами. Социализация взрослых скорее изменяет внешнее поведение, в то время, как социализация детей формирует ценностные ориентации. Социализация взрослых рассчитана на то, чтобы помочь человеку приобрести определенные навыки, социализация в детстве в большей мере имеет дело с мотивацией поведения. Психолог Р. Гарольд предложил теорию, в которой социализация взрослых рассматривается не как продолжение детской социализации, а как процесс, в котором изживаются психологические приметы детства: отказ от детских мифов (таких, например, как всемогущество авторитета или идея о том, что наши требования должны быть законом для окружающих)
Воспитательная среда, как и социальная, имеет целостный характер. Целостная среда индивида — это вся совокупность условий, обеспечивающая жизнедеятельность на всех уровнях развития его потребностей, установок, диспозиций; это совокупность условий, обеспечивающих реализацию витальных потребностей (воздух, пища, жилище и др.), это условия, обеспечивающие самоутверждения субъекта, социальной деятельности на уровне социальных потребностей. При этом, следует отметить, что целостность среды на уровне идеальных потребностей личности чрезвычайно вариативна (5, с.12).
Общественное воспитание, создавая условия развития детей, подростков, молодежи, в то же время выступает воспитателем как их типичных свойств, так неповторимой творческой индивидуальности. Таким образом, организационно-воспитательная работа обеспечивает как социализацию, так и индивидуализацию при общественном воспитании подрастающего поколения (5, с.28).
Ранее говорилось о том, что образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования — гуманистическую.
Гуманизация — объективная потребность общественного развития, основной вектор которого — направленность на (человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. В нашем обществе человек, провозглашавшийся как высшая цель, на деле был превращен в «трудовой ресурс». Это нашло отражение в системе образования, где школа свою главную функцию видела в «подготовке к жизни», а под «жизнью» на поверку оказывалась трудовая деятельность. Ценность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился прежде всего «работник». А поскольку работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис о том, что «незаменимых людей нет». В сущности получалось, что жизнь ребенка, подростка — это еще не полноценная жизнь, а только подготовка к жизни, жизнь начинается с вступления в трудовую деятельность. А что же с завершением ее? Не случайно в общественном сознании складывалось отношение к старикам, инвалидом как к неполноценным членам общества. К сожалению, в настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации общества как реальном процессе, где утратилась уже и ценность труда 7.
Рассматривая гуманистическую функцию, следует сказать о том, что это понятие наполняется новым содержанием. Гуманизм в его классическом, антропоцентристском понимании в современных условиях ограничен и недостаточен, не соответствует концепции устойчивого развития, выживания человечества. Сегодня человек рассматривается как открытая система с позиций ведущей идеи конца второго тысячелетия — идеи коэволюции. Человек не центр Вселенной, но частица Социума, Природы, Космоса. Поэтому правомерно говорить о неогуманизме. Если обратиться к различным звеньям системы образования, то с наибольшей полнотой неогуманистическая функция призвана реализовываться в системе дошкольного воспитания и в общеобразовательной школе, причем в наибольшей степени — в младших классах. Именно здесь закладываются основы интеллектуального, нравственного, физического потенциала личности. Как показывают последние исследования психологов и генетиков, интеллект человека на 90% сформирован уже к 9-летнему возрасту. Но здесь мы сталкиваемся с явлением «перевернутой пирамиды». Как раз эти звенья в самой системе образования рассматриваются как неосновные, а на первый план (по значимости, финансированию и т.д.) выходят профессиональное, среднее и высшее образование. В результате социальные потери общества велики и невосполнимы. Для решения проблемы необходимы: преодоление предметоцентристского подхода в образовании, прежде всего в общеобразовательной школе; гуманитаризация и гуманизация образования, включающие наряду с изменением содержания образования и изменение отношений в системе учитель — ученик (от объектных к субъектно-объектным).
По мере того, как в обществе все большее количество достижимых статусов обусловлено образованием, все более зримой становится и такая функция образования, как активизация социальных перемещений. Образование во всем мире закономерно становится главным каналом социальных перемещений, как правило восходящих, ведущих индивидов к более сложным видам труда, большим доходам и престижу. Благодаря им классовая структура становится более открытой, социальная жизнь — более эгалитарной, а неблагоприятные различия в развитии разных социальных групп реально смягчаются 7.
Социальная селекция. В образовании индивиды разводятся по потокам, предопределяющим их будущий статус. Формальное обоснование этого — уровень способностей, для выявления которого используются тесты. Но тесты содержат определенный культурный контекст, понимание которого зависит от соотношения доминантной культуры (на которой построены тесты) и культурных особенностей микросреды первичной социализации обучаемого. Чем больше дистанция между этими культурными типами, тем меньше внимания от учителя получает ученик и тем вероятнее, что он не справится с тестом. Образовательная карьера индивида, таким образом, во многом обусловлена социальным положением его родителей.
Школа дает индивидам неодинаковое образование, неравное развитие способностей и навыков, что подтверждается, как правило, сертификатами установленных образцов и является условием занятия соответствующих мест в системах разделения труда (и социальной стратификации).
Замещение родителей, социальная поддержка учащихся на период пребывания их в стенах образовательного учреждения. Ради нее создаются специализированные организационные и ролевые структуры, напоминающие семейную обстановку. В выполнении этой функции образование и особенно допрофессиональная школа воспроизводит культурные стереотипы и ролевую дифференциацию, присущие семье 7.
социализация личность общество развитие
Коллектив как фактор социализации личности
Вопрос об отношениях коллектива и личности — один из ключевых, и в условиях демократизации воспитания, соблюдение прав и свобод человека он приобретает особую важность. В течение многих десятилетий вопрос о формировании личности ученика через воздействие на коллектив в отечественной педагогической литературе почти не рассматривался. Считалось, что личность должна, безусловно, подчиняться коллективу. Сейчас приходится искать новые, соответствующе духу времени решения, опираясь на глубинные философские концепции человека и опыт мировой педагогической мысли.
Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложный, неоднозначный, нередко противоречивый. Прежде всего, необходимо отметить, что он глубоко индивидуален. Школьники, будущие члены коллектива, отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями, многими другими чертами и качествами. Поэтому они по-разному входят в систему коллективных отношений, вызывают неодинаковую реакцию со стороны товарищей, оказывают обратное влияние на коллектив 9.
Положение личности в системе коллективных отношений самым существенным образом зависит от ее индивидуального социального опыта. Именно опыт определяет характер ее суждений, систему ценностных ориентаций, линию поведения. Он может соответствовать, а может и не соответствовать суждениям, ценностям и традициям поведения, сложившимся в коллективе.
Каждый человек с большей или меньшей энергией стремится к самоутверждению в коллективе, к тому, чтобы занять в нем благоприятное для себя положение. Но далеко не всем это удается — мешают субъективные и объективные причины. Не каждому в силу своих природных возможностей удастся добиться видимого успехов, преодолеть застенчивость, критически осмыслить расхождения в ценностных ориентациях с коллективом. Особенно трудно младшим школьникам, у которых еще недостаточно развиты самосознание и самооценка, умение правильно оценить отношение к себе коллектива, товарищей, найти то место в коллективе, которое, соответствуя возможностям, делало бы их в глазах товарищей людьми интересными, заслуживающими внимания. Помимо субъективных есть и объективные причины: однообразие деятельности и узкий диапазон тех социальных ролей, которые школьник может играть в коллективе; бедность содержания и однообразия организационных форм общения между членами коллектива, недостаток у них культуры восприятия друг друга, неумение видеть в товарище то интересное и ценное, что заслуживает внимания 9.
Труд как фактор всестороннего развития личности
Значение труда в развитии личности общепризнанно. В чем конкретно состоит развивающая роль труда, какие ее особенности выступают как главные условия развития психики человека?
Возможности для этого развития содержаться уже в самих орудиях, предметах и результатах труда. В орудиях труда, кроме назначения, воплощены познанные человеком явления, законы, свойства и условия существования предметов. Условия труда тоже должны быть познаны человеком. Предмет, орудие и условия труда являются богатейшим источником знаний о существенной части окружающей действительности. Эти знания являются основным звеном в мировоззрении человека.
Для успешного осуществления трудовой деятельности требуется участие всей личности индивидуума: его психических процессов, состояний и свойств. С помощью психических процессов, например, человек ориентируется в условиях труда, формирует цель, контролирует ход деятельности. Высокие требования к человеку предъявляют социальные условия труда. В различных детских трудовых объединениях труд носит коллективный характер и его осуществление связано с включением школьника в широкую и сложную систему производственных, нравственных и других отношений.
Включение учащегося в коллективный труд способствует усвоению им названных отношений, превращению их из внешних во внутренние. Это происходит под влиянием господствующих норм поведения, общественного мнения, организации взаимопомощи и взаимной требовательности и действия таких социально-психологических феноменов, как внутригрупповая внушаемость, соревновательность.
Важной производной этих социально-психологических факторов является формирование ответственности за результаты труда коллектива, Исследования показали, что большинство старшеклассников — членов бригад готовы отвечать за результаты труда своего звена.
Большое требование к человеку предъявляют результаты труда. Таким образом, требования предмета, орудий, условий и результатов труда являются важнейшим условием развития психики человека в процессе трудовой деятельности.
Вторым условием развития психики человека пол влиянием труда является целесообразная деятельность самого субъекта. Преобразуя предмет труда, создавая общественно ценные продукты, он преобразует себя. Для более полного использования развивающих возможностей труда они должны быть дополнены деятельностью старших — обучением и воспитанием.
Деятельность воспитателя является третьим условием развития психики в процессе труда. Во все видах труда формируется важное качество личности, как практичность. Человек с этим качеством свободно ориентируется на производстве и в быту. Участвуя в коллективном труде индивид познает не только других, но и себя: кто он есть, какую ценность представляет для других, что он может. Дети, как показали психологические исследования, плохо знают себя, свои возможности, свое положение в коллективно. Н в результате трудовой деятельности происходят существенные изменения. Прежде всего изменяется его отношение к себе, а затем и отношение коллектива и педагогов.
В психологии накоплено много фактов, показывающих, что трудовая деятельность побуждается тем, на сколько высоки результаты ее результаты. С этим связано формирование таких мотивов как личностная значимость труда, сознание его общественной значимости, притязания на более высокий уровень достижений в труде. Труд играет большое значение в развитии способностей учащегося. Способности развиваются, главным образом, в условиях ведущей деятельности: в дошкольном возраста — в игре, в младшем и среднем школьных возраста — в учении, в юношеском — в профессионально-трудовой подготовке.
Формирование способностей осуществляется в той или иной деятельности. В процессе труда, например, распределение внимания становится более широким, а его переключение более быстрым. Велика роль труда в развитии мышления. По мере овладевания трудовыми навыками развиваются его новые формы: техническое, практическое, логические.
В процессе труда и общения с другими членами трудового коллектива происходит развитие чувств. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника. Работа в коллективе развивает социализацию личности ребенка. Следовательно, труд является важнейшим фактором, влияющим на развитие личности 6.
3 этапа организационной социализации
Организационная социализация — это процесс, с помощью которого люди узнают и приспосабливаются к знаниям, навыкам, установкам, ожиданиям и поведению, необходимым для новой или меняющейся роли в организации.
Организационная социализация фокусируется на членстве в организации.
Социализация — это термин, используемый социологами, социальными психологами, антропологами, политологами и педагогами для обозначения продолжающегося всю жизнь процесса наследования и распространения норм, обычаев, ценностей и идеологий, дающего человеку навыки и привычки, необходимые для участия в их собственном обществе.
Таким образом, социализация — это «средство достижения социальной и культурной преемственности. Социализация описывает процесс, который может привести к желаемым результатам, иногда называемый «моральным», в отношении общества, в котором он происходит.
Индивидуальные взгляды на определенные вопросы, например, расу или экономику, находятся под влиянием консенсуса общества и обычно имеют тенденцию к тому, что общество считает приемлемым или «нормальным».
Многие социально-политические теории постулируют, что социализация дает лишь частичное объяснение человеческих убеждений и поведения, утверждая, что агенты не являются чистыми листами, предопределенными их средой; научные исследования свидетельствуют о том, что людей формируют как социальные влияния, так и гены.
Генетические исследования показали, что окружающая среда человека взаимодействует с его или ее генотипом, чтобы влиять на поведенческие результаты. Социализацию можно концептуализировать как процесс, состоящий из 3 этапов.
3 этапа организационной социализации
3 этапа / этапа процесса социализации в организации;
- Этап до прибытия.
- Встреча.
- Метаморфоза.
Стадия до прибытия
Процесс социализации состоит из трех стадий, которые происходят последовательно.Он начинается с этапа до прибытия, который состоит из всего, что потенциальный член организации узнал об организации до присоединения.
Частью этапа, предшествующего прибытию, является процесс отбора, который используется нанимающей компанией для найма людей, которые могут адекватно выполнять свою работу, а также для отбора людей, которые хорошо впишутся в культуру компании. Процесс отбора предоставляет организации информацию о кандидате, но также дает соискателю информацию об организации.
Кандидатам, обнаружившим, что их личные ценности не соответствуют основным ценностям будущей компании, следует на данном этапе исключить себя из процесса отбора.
Подробнее: Культура: определение, функции, характеристики, элементы культуры
Стадия встречи
После того, как кандидат принимает предложение о работе, он вступает в стадию встречи.
На этом этапе ожидания нового сотрудника соответствуют реальности работы.Если реальность новой работы отличается от той, которую ожидал новый сотрудник, используются методы социализации, чтобы ориентировать нового сотрудника на существующую культуру и помочь ему понять культуру своей новой организации.
Подробнее: Организационная культура: определение, характеристики, роли, типы
Некоторые из используемых методов социализации включают рассказы, ритуалы, материальные символы и язык.
Следующая диаграмма объясняет процесс социализации в организации:
Metamorphosis
Наконец, новый член должен решить любые проблемы, обнаруженные на этапе встречи.
Это может означать прохождение изменений — поэтому мы называем это этапом метаморфозы. Варианты, представленные на рисунке выше, представляют собой альтернативы, призванные вызвать желаемые метаморфозы.
Обратите внимание, что чем больше руководство полагается на программы социализации, которые являются формальными, коллективными, фиксированными, последовательными и делают упор на разделении активов, тем выше вероятность того, что различия и взгляды новичков будут устранены и заменены стандартизированным и предсказуемым поведением.
Тщательный отбор руководством опыта социализации новичков может — в крайнем случае — создать конформистов, которые не считают священной организационную практику.
Успешная метаморфоза должна оказать положительное влияние на производительность нового сотрудника и его приверженность организации, а также снизить его склонность к увольнению из организации.
.
Внутренние и внешние факторы, влияющие на набор персонала
Набор персонала — одна из важных задач, которую отдел управления человеческими ресурсами должен выполнять очень внимательно. Они должны понимать необходимость вакантной должности. Они должны знать, какой должна быть квалификация кандидата на требуемую должность. Они также должны следить за возрастным диапазоном кандидата, потому что в некоторых случаях некоторые должности должны быть больше двадцати пяти лет, тридцати пяти лет и так далее.Существуют определенные причины возрастного барьера, например, во многих компаниях требуются разные должности в сфере продаж. На эти должности компания хочет иметь молодого и увлеченного кандидата, поэтому они предпочитают, чтобы, если должность предназначена для торгового консультанта, когда человеку приходится много путешествовать, им не должно быть больше тридцати лет. Еще одна причина, по которой руководство человеческими ресурсами различает возраст, — это иерархия. Многие организации предпочитают пожилых людей на руководящие должности высшего уровня.
Факторы, влияющие на процесс найма
Есть несколько факторов, которые влияют на подбор персонала, осуществляемый менеджментом человеческих ресурсов. Каждая организация должна заниматься рекрутинговой деятельностью. Некоторые делают это за раз, некоторые нет.
- Размер организации: Один или весь размер организации является одним из факторов, влияющих на рекрутинговые усилия, предпринимаемые управлением человеческими ресурсами. Организация со ста тысячами сотрудников будет искать потенциальных кандидатов гораздо чаще, чем организация со ста сотрудниками.Здесь есть разница между организацией с большим количеством сотрудников и организацией с некоторым количеством сотрудников. Большая организация с большим количеством сотрудников найдет огромный пул соискателей, пока им нужно заполнить вакантную должность. С другой стороны, организации с небольшим количеством сотрудников потребуется передать на аутсорсинг или объявить о вакансии. Маленькой организации труднее привлечь соискателя, чем большой. Общий размер организации является одним из факторов, влияющих на набор персонала, предпринимаемый отделом управления персоналом для любой организации.
- Условия трудоустройства: Еще одним важным фактором, влияющим на объем найма, являются условия найма в сообществе, в котором расположена организация. Например, если организация расположена в удаленном районе, где люди не имеют высокого образования и хорошо ведут свой бизнес, не получит подходящего заявителя из этого места, а не организация, которая находится в районе, где люди образованы и имеют соответствующую квалификацию. на должности в организации.Если уровень безработицы низкий, а люди получают высокооплачиваемую работу, новой организации сложно найти соискателя с их требованиями. Эффективность прошлых усилий по набору персонала проявится в исторической способности организации находить и удерживать людей, которые хорошо работают.
- Заработная плата: Заработная плата также является одним из факторов, влияющих на набор персонала. Есть компании, которые предлагают своим сотрудникам солидную зарплату. Хотя есть и другие компании, которые не предлагают своей компании хорошую зарплату.Таким образом, компания, предлагающая своим сотрудникам хорошую зарплату, сможет привлечь больше кандидатов, чем компания, которая не предлагает хорошую зарплату. Люди предпочтут претендовать на должность в той компании, где они высокооплачиваются, а не на должности в компании, где им платят меньше всего. Отдел управления человеческими ресурсами компании, предлагающий меньшую заработную плату, должен приложить больше усилий для привлечения соискателя, чем отдел управления человеческими ресурсами компании, который выплачивает высокую заработную плату своим сотрудникам.
- Пакеты льгот: Пакеты льгот — один из привлекательных факторов, влияющих на усилия по набору персонала, предпринимаемые любым отделом управления персоналом для любой организации. Пакеты льгот включают страхование, оплачиваемый отпуск, питание при работе в организации
.
2 фактора, влияющих на обучение
На обучение влияют два фактора: 1. Факторы, связанные с экономичностью, и 2. Факторы, связанные с процессом обучения!
I. Факторы, связанные с учащимся:
Учащийся является центром любого обучения. Без ученика не может быть обучения.
Ниже приведены некоторые факторы, связанные с учащимся:
1. Мотивация:
Это наиболее важный фактор, влияющий на учащегося.Если у ученика нет мотивации учиться, любые усилия будут бесполезны. Чем больше мотивации, тем лучше будет обучение. Помимо мотивации, у обучаемого должна быть определенная цель. Это направит человека соответствующим образом и поможет ему достичь цели.
2. Готовность и сила воли:
Это как мотивация. Если ученик готов учиться, у него разовьется мотивация учиться. Наряду с готовностью необходима сильная сила воли для преодоления препятствий и проблем.Готовность поможет развить у ученика положительный настрой.
3. Способности учащегося:
Это относится к уровню интеллекта, творческих способностей, способностей и других подобных способностей, необходимых для обучения.
Интеллект позволяет учащемуся лучше учиться и понимать вещи и отношения между ними. Он включает в себя как общий, так и особый интеллект, относящийся к конкретной области обучения.
4. Уровень стремления и достижения:
Обучение зависит от уровня стремления к достижению.Если уровень стремления высок, ученик будет много работать и достигнет большего. Однако уровень стремления должен соответствовать способностям учащегося.
В противном случае это может негативно повлиять на чувство неполноценности. Иногда ученик может не осознавать свои способности и сохранять низкий уровень стремления, что приводит к низкому уровню успеваемости, что также является тенденцией к исправлению.
5. Внимание:
Учащийся должен научиться концентрировать свое внимание на обучении.Внимательность помогает усвоить учебный материал. Отвлечение внимания влияет на обучение.
6. Общее состояние здоровья учащегося:
Общее состояние здоровья включает в себя физическое и психическое здоровье учащегося. Учащийся должен иметь хорошее физическое здоровье. Органические дефекты, такие как слепота, миопия, гиперметропия, глухота, паралич, мутизм, тяжелая инвалидность и т. Д., Влияют на обучение. Проблема в органах чувств приведет к неправильному восприятию. Хронические заболевания могут привести к утомлению и отсутствию интереса.
Помимо физического здоровья важно также психическое здоровье учащегося. Проблемы адаптации, незначительные психические проблемы, такие как беспокойство, беспокойство, стресс и комплексы неполноценности, будут влиять на обучение.
7) Созревание учащегося:
Созревание и обучение идут рука об руку. Мы учимся только в зависимости от зрелости нашего тела. Например, шестимесячный ребенок не может научиться ездить на велосипеде даже после интенсивных тренировок, поскольку для этого требуется мышечная или физическая зрелость.
Факторы, связанные с учебным материалом:
Характер учебного материала также важен. Значимый материал можно усвоить лучше и быстрее, чем бессмысленный. Потому что понимание уроков вызывает у ученика интерес. Помимо смысла, простой материал усваивается лучше, чем сложный.
II. Факторы, относящиеся к процессу обучения :
1. Методы обучения:
Эффективное обучение также зависит от методов обучения.Существуют определенные методы, которые экономят энергию и время учащегося. Это так называемые «экономические методы обучения». Это:
а. Часть против всего метода:
Меньшие и более короткие уроки могут быть извлечены из растянутого метода, называемого целым. Если материал слишком объемный, его необходимо разделить на части, чтобы его было легко разучить. После чтения по частям изученный материал следует связать или связать друг с другом.
б. Интервал в / с метод без интервала:
Непрерывное обучение без пробелов приводит к помехам в памяти, называемым торможением.Следовательно, всегда рекомендуется сохранять небольшой интервал между каждым чтением.
с. Чтение против повторения:
Простое повторение уроков превращается в механическое заучивание, в котором больше шансов забыть. При чтении ученик будет проверять слабые места, о которых можно забыть, и уделять им больше внимания. Этот процесс поможет преодолеть пропадание точек в памяти.
2. Избыточное обучение:
Экспериментально доказано, что избыточное обучение способствует лучшему обучению и памяти.
3. Знание результатов как обратная связь:
Важно знать объем усвоенного материала, чтобы можно было вносить изменения в процессе обучения. Знание результатов означает получение обратной связи посредством тестирования, экзаменов, собеседований и т. Д.
4. Хорошая физическая атмосфера:
Достаточное освещение и вентиляция, спокойное и чистое место, нормальная температура, немного минимальной мебели помогут процессу обучения .
.