Фи феномен это: Фи — феномен. История современной психологии
Фи — феномен. История современной психологии
Формальное движение, известное под названием гештальт — психологии, сформировалось после опубликования результатов исследования, выполненного в 1910 году Максом Вертхеймером. Однажды, во время летнего отпуска, ему в голову пришла идея одного эксперимента. Его суть состояла в том, чтобы выяснить, почему мы иногда наблюдаем движение, когда на самом деле оно не происходит. Нарушив планы своего отдыха, Вертхеймер сошел с поезда во Франкфурте, купил там игрушечный стробоскоп и провел предварительную проверку своей догадки прямо в отеле. (Стробоскоп, предшественник современного проекционного аппарата, представляет собой устройство, которое на мгновение освещает изображения последовательных фаз изменения положения объектов, создавая у зрителя впечатление их движения.) Позднее Вертхеймер провел более глубокое исследование проблемы во Франкфуртском университете. Два других психолога, Курт Коффка и Вольфганг Келер, бывшие в то время студентами Берлинского университета, также приехали во Франкфурт, чтобы принять участие в этой работе.
Эксперимент Вертхеймера, в котором Коффка и Келер играли роль испытуемых субъектов, был посвящен изучению восприятия кажущегося движения предметов — то есть движения, которое на самом деле не происходит. Для его определения Вертхеймер пользовался термином <впечатление движения>. Используя тахистоскоп, он пропускал луч света через две прорези, одна из которых располагалась вертикально, а другая имела наклон от вертикали приблизительно в 20–30 градусов.
Если световой луч пропускался сначала через одну прорезь, а потом через другую через относительно длительный интервал времени (более 200 миллисекунд), наблюдатели видели последовательное появление света сначала в одной, а затем в другой прорези. Если временной интервал сокращался, то наблюдателям казалось, что обе прорези освещены постоянно. При длительности интервала порядка 60 миллисекунд, создавалось впечатление, что линия света непрерывно перемещается от одной прорези к другой и обратно.
Эти открытия могли показаться достаточно тривиальными. О подобных явлениях ученым было известно уже несколько лет, и они перестали кого — либо удивлять. Однако, в соответствии с господствовавшими тогда взглядами психологов, основанными на теории Вундта, все сознательные переживания могли быть сведены к элементарным чувствительным элементам. Но как это восприятие кажущегося движения могло быть объяснено суммированием отдельных элементов, которые были просто двумя неподвижными полосками света? Мог ли один неподвижный раздражитель добавиться к другому и создать впечатление движения? Разумеется, не мог, и в этом была суть замечательного в своей простоте опыта Вертхеймера: он не поддавался объяснению с точки зрения взглядов Вундта.
Вертхеймер был убежден, что это явление, получившее экспериментальное подтверждение в его лаборатории, по — своему так же является элементарным, как и обычное ощущение, но, в то же время, представляет собой нечто отличное от одного или даже нескольких простых ощущений. Он назвал это явление фи — феноменом[102]. Какое же объяснение дал Вертхеймер фи — феномену, который, согласно взглядам, господствовавшим в то время в современной психологии, просто не мог существовать? Оно было таким же простым и гениальным, как и его эксперимент. По мнению Вертхеймера, кажущееся движение вообще не нуждалось в объяснении. Оно существовало в таком виде, в каком воспринималось, и не могло быть разбито на более простые составляющие.
Согласно теории Вундта, интроспекция этих стимулов должна была создавать восприятие двух соседних полосок света и ничего более. Но как бы строго ни проводилась интроспекция в опыте Вертхеймера, движущаяся полоска света продолжала наблюдаться, а все попытки объяснения ее появления со старых теоретических позиций оканчивались неудачей. Целое (в данном случае кажущееся движение линии света) было отлично от суммы его составляющих (двух неподвижных световых лучей). Таким образом, традиционной атомистической ассоцианистской психологии был брошен открытый вызов, на который она не смогла ответить.
Вертхеймер опубликовал результаты своего исследования в 1912 году в статье под названием «Экспериментальные исследования восприятия движения». Считается, что именно она положила начало возникновению школы гештальт — психологии.
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Фи-феномен в гештальт-психологии — вопрос восприятия мира
Цеолтсное вопсрияите окуржащюгео мриа
Каджый чеволек с лекготьсю сомежт порчсеть згаолвоок эотй саттьи джае не сомртя на то, что все бвукы в солавх, за иксюлечеинм певрых и полсендих, пресетаевнлы мсеатми. Это меланьикй пиремр цолетсонго всорпитяия.
Содержание
- Увлеченный ученый
- Размышления о звездах
- Неделимое целое больше суммы
Люди привыкли рассуждать обо всем категорично, делить все на правильное—неправильное, плохое—хорошее. Но если перестать смотреть на многогранный мир, ограничиваясь лишь черно-белой призмой, и постараться увидеть его целостность, возможно в ответ он заиграет яркими красками. Тем более, человеку от природы свойственно воспринимать любую информацию целостно, о чем гештальт-психологи заявили в начале 20 века.
Увлеченный ученый
Макс Вертгеймер родился и вырос в Праге. В 18 лет будущий великий психолог, еще не осознавший на тот момент своего призвания, поступил на факультет правоведения Пражского университета. После обучения на юридическом факультете, принял жизненно важное решение, сменить сферу своего дальнейшего развития.
Увлечение философскими изысканиями привели Вертгеймера в Германию поближе к Берлинскому университету, где он начал стремительно углублять свои познания в этой научной области. Вместе с тем он занимался изучением психологии. Так началось его становление в качестве выдающегося ученого. К 24 годам он уже получил докторскую степень по философии в Вюрцбургском университете.
Макс Вертгеймер известен в большей степени как один из основателей-теоретиков гештальт-психологии и экспериментатор-исследователь в области зрительного восприятия. На самом деле, он проводил свои исследования еще в таких областях, как детектирования виновности или невиновности подследственного, мышления, решения задач, творчества. Полученные экспериментальным путем данные интересны не только с научной точки зрения, но и в целях практического применения.
Размышления о звездах
Макса Вертгеймера очень интересовали особенности зрительного восприятия человека. Однажды ему пришла идея незатейливого эксперимента.
Впервые, к этой идее его подтолкнули размышления о звездах. Он подумал, что иногда людям свойственно видеть движение, когда на самом деле оно не происходит. Например, человек любуется ночным небом. Выбирает понравившуюся ему звезду и наблюдает за ней. Но через какое-то время ему начинает казаться, что его звезда движется. На самом деле, она стоит на месте.
Вторым моментом, в очередной раз подогревшим интерес ученого к идее эксперимента, были детские увлечения будущей мультипликацией. К примеру, если взять блокнот с несколькими изображениями, чуть отличающимися, и начать очень быстро пролистывать страницы, то эти изображения начнут оживать, двигаться.
И любознательный ученый таки провел свой эксперимент. Через специальный прибор, тахистоскоп, пропускался световой луч поочередно через две прорези. Первая была расположена вертикально, вторая под наклоном. Когда прибор пропускал свет спустя ощутимый промежуток времени, наблюдатели отмечали появление света в одной, затем в другой прорезях. Когда промежуток времени существенно сокращался, у наблюдателей возникало ощущение, что освещение в прорезях присутствует постоянно.
Подобный эксперимент провести совсем несложно. Можно взять фонарик или лазерную указку, зайти в темное помещение, включить и начать быстро-быстро двигать им. Будет видно святящуюся линию, которой на самом деле нет. Иными словами, создастся впечатление, будто эта линия существует.
Казалось бы, бессмыслица. Это уже давно известно, и никого не удивляет. Но тому периоду времени соответствовало такое убеждение психологов, что все осознаваемые переживания индивида сводятся к отдельным чувственным элементам. Согласно их логике, человек видит вспышки, следующие одна за другой. Но в действительности человек не фиксирует отдельные вспышки. Он видит непрерывную линию. Это означало, что теми постулатами факт восприятия кажущегося движения, распространенная в то время психология Вундта объяснить не могла.
Макс Вертгеймер это явление назвал Фи феноменом. Согласно Вертгеймеру, Фи феномен существует именно в том виде, в каком его видит человек, и не разбивается ни на какие отдельные элементы.
В 1912 году Максом Вертгеймером была опубликована статья «Экспериментальные исследования восприятия движения», где автор описал проведенные эксперименты. Именно эта статья послужила отправной точкой для развития гештальт-психологии. Поэтому его считают основоположником этого направления.
Неделимое целое больше суммы
Основателями немецкой школы гештальт-психологии стали Макс Вертгеймер, Курт Коффка, Вольфганг Кёлер. В своей концепции ученые выдвинули идею целостности образа, свойства которого не сводимы к сумме свойств элементов. Их исследования были посвящены проблемам восприятия, мышления, научения, сознательного опыта.
Целостный образ
В свою концепцию теоретики-основатели вводят термин гештальт, означающий неделимость образа на части. Люди обладают склонностью воспринимать окружающий их мир в виде систематизированных, упорядоченных целостных образов, а не разрозненных фрагментов. Непостижимым образом восприятие идет гораздо дальше того, что видят глаза. Люди могут «домысливать», «дочувствовать», «дорисовывать». Любая попытка разложить целостный образ на отдельные части приводит к его нарушению, и возможность понимания смысла утрачивается.
Формирование гештальтов происходит спонтанно. Мозг схватывает информацию целостно, нисколько не изучив ее. Зачастую она даже полностью не осознается. Процесс создания гештальтов постоянный и неосознаваемый.
Через какое-то время воспринятая информация может всплыть на сознательном уровне и проявить себя каким-либо образом. Человеку может что-то казаться, вспоминаться или думаться. Могут появиться предположения о развитии сценария приближающегося события, возникнуть какие-то ассоциации или появиться мысли, которые, по сути дела, являются отголосками воспринятых ранее гештальтов.
Согласно гештальт-психологии, люди воспринимают окружающий мир как набор определенных гештальтов, или как набор карт о реальности. По причине субъективности восприятия, эти карты не являются полным отображением действительности. Зато они помогают достаточно быстро ориентироваться в окружающем мире.
Восприятие премудрое
Как только люди видят или слышат что-либо, у них тут же складывается гештальт. При чем мозг, не реагирует на разрозненные элементы, не связывает их с помощью механического процесса ассоциаций. Человек сразу видит все целостно. Такому восприятию способствуют специфические закономерности:
- Близость: несвязанные между собой элементы, но при близко расположенные в пространстве-времени, сознание воспринимает как единое целое.
- Схожесть: схожие по цвету, размеру или форме элементы сознание воспринимает как единую группу.
- Простота: стремление к завершенности, упрощению. Человек не успокоится, если не сможет чему-то найти объяснения. Но обнаружив его, сразу успокаивается. Сознание устроено так, что из имеющихся восприятий всегда стремится выделить и воспринять наиболее простые, которым характерны единство и целостность.
- Замкнутость: стремление к заполнению пробелов. Если объект не завершен, то сознание человека старается видеть его как завершенный, целый.
- Фигура и фон: разделение зрительных ощущений на фигуру и фон. Из воспринимаемых объектов человек выбирает то, что в текущий момент для него наиболее важно, интересно, волнующе. Например, голод будет способствовать тому, чтобы человек акцентировал внимание на пище, жажда — на напитках. Восприятие функционирует так, что на первый план выводит наиболее важную фигуру. Прочие объекты становятся нечеткими, размываются и уходят в фон.
- Константность: запечатленный образ стремится к постоянству.
- Общая зона: специфические закономерности гештальта, научение и прошлый опыт в равной мере влияют на формирование повседневного восприятия человека.
Гештальт-психология поспособствовала развитию новых представлений о сознании, наряду с психоанализом и бихевиоризмом. Доказала, что сознание оперирует целостными психическими образами. Стало ясно, что человек является ответственным за то, что он воспринимает и как себя чувствует.
Может ли кто-то быть уверен, что восприятие дает ему достоверные представления о мире? Ведь карта – не территория. Дезинформирующие гештальты не могут привести их обладателя к достижению нужных целей, как бы упорно тот ни старался. Лишь модерация таких гештальтов, или карт реальности, позволяет открывать новые возможности, видеть новые перспективы, прокладывать новые пути. Каждый сам является творцом собственной реальности, и ему по силам стать более счастливым, успешным, реализованным.
ФЕНОМЕН — это… Что такое ФИ-ФЕНОМЕН?
ФЕНОМЕН — (от греч. phainomenon являющееся) филос. термин, имеющий широкий спектр значений, иногда синоним «явления». Платон считал, что Ф. противостоит сущности вещи, являясь слабой и неустойчивой формой реальности. И.Кант разводил Ф. и непознаваемую… … Философская энциклопедия
феномен — а, м. phénomène m., нем. Phänomen <лат. phaenomenon <гр. phainomenon являющееся. 1. астр., метеор., физ. С конца второго десят.<18 в.> в научн. лит ре. Явление природы. Бирж. 152. Феномена (явления) натуралная. 1718. Геогр. генер. 300 … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ФЕНОМЕН — (греч. phainomenon, от phainein делать видимым, казаться). 1) всякое явление или событие в природе. 2) вообще всякое редкое, необычайное явление. 3) личность, выдающаяся своими талантами, поступками и проч. 4) филос.: объект воспринятый вашими… … Словарь иностранных слов русского языка
Феномен Пиаже — Феномен Пиаже психологическое явление, наблюдаемое у детей дошкольного возраста и заключающееся в невозможности постижения ими таких характеристик окружающих предметов, как количество, размер, объём и т. п. Этот феномен выражается … Википедия
Феномен присвоения — Феномен присвоения психопатологический симптом, проявляющийся в расстройстве мышления и нарушении восприятия личности, при котором больной относит к себе внешние процессы окружающего мира, придавая им особый, символический смысл. Термин… … Википедия
феномен панума — стереоскопический феномен. Состоит в том, что при стереоскопическом предъявлении двух изображений, на первом из коих представлена одна вертикальная линия, а на втором две, субъективно воспринимаются две вертикальные линии, разнесенные по глубине … Большая психологическая энциклопедия
Феномен и Феномен — м. 1. Редкое, необычное, исключительное явление. 2. перен. Выдающийся, исключительный в каком л. отношении человек Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Феномен клаки — Феномен, базующийся на основе социального доказательства, суть которого в том, что люди, находящиеся на концерте или в кинотеатре, тем более расположены к апплодисментам, смеху и т. д., чем больше людей вокруг поступают аналогично.… … Википедия
феномен — исключение, диво дивное, чудо природы, восьмое чудо света, диковина, факт, игра природы, чудо, чудо чудное, диво, невидальщина, невидаль, явление Словарь русских синонимов. феномен 1. см. явление. 2. см … Словарь синонимов
феномен Ауберта — эффект более легкого обнаружения светлых объектов на темном фоне, нежели темных на светлом при одинаковых величинах контраста яркостного. Словарь практического психолога. М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998. феномен Ауберта … Большая психологическая энциклопедия
феномен Ауберта-Ферстера — зависимость остроты периферического зрения от абсолютной удаленности объектов наблюдения. При одинаковых угловых размерах маленькие и близкие объекты распознаются лучше, чем большие и удаленные. Но при опознании формы этот эффект сменяется… … Большая психологическая энциклопедия
Фи-феномен — Википедия с видео // WIKI 2
Иллюстрация фи-феномена: цветные круги появляются на 10, 80 и 200 мс
Фи-феномен — ощущение движения, возникающее при последовательном включении стационарных источников света, а также сама форма этого движения[1].
Фи-феномен был открыт Максом Вертгеймером в 1910 году и описан в статье «Экспериментальные исследования восприятия движения» 1912 года. Вместе с ассистентами Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой он обнаружил, что два источника света, загорающиеся с разным интервалом, воспринимаются человеком по-разному:
- при достаточно малом интервале (менее 60 мс) между включениями источники воспринимаются как горящие одновременно;
- при большом интервале (более 200 мс) источники воспринимаются как загорающиеся последовательно;
- при интервале от 60 до 200 мс включение источников воспринимается как непрерывное перемещение света.
Характерной особенностью фи-феномена является то, что ощущение движения не зависит ни от цвета, ни от размера, ни от пространственной локализации источников света.
Это явление противоречило господствовавшей в то время в психологии теории Вундта, по которой любое сознательное переживание представляло собой совокупность элементарных составляющих, на которые кажущееся движение разбить было нельзя.
Считается, что с публикации статьи о фи-феномене началась гештальт-психология.
Энциклопедичный YouTube
1/3
Просмотров:
355 253
393
83 029
✪ Дэвид Блейн. Реальность или магия (документальный фильм)
✪ ПОЛОСА НАБОРА. ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ. Как создать «идеальную» полосу в программе Adobe InDesign
✪ Какой будет Третья мировая война? (03.02.2017) Документальный спецпроект
Примечания
- ↑ Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А.Ребера. — 2002.
Литература
См. также
Эта страница в последний раз была отредактирована 25 июня 2020 в 08:48.
Фи-феномен — Студопедия
Классическим является открытый Максом Вертгеймером, так называемый, фи-феномен. Оказалось, что восприятие движения возможно в отсутствие самого движения или, на языке описания восприятия движений в ассоцианизме, в отсутствие последовательной цепочки ощущений, отражающих перемещение объекта в пространстве. В нашем восприятии пространство структурируется, элементы объединяются в фигуры на основе отношений, к самим элементам не сводящихся. Явления фигуры и фона отчетливо выступают при рассмотрении, так называемых, двойственных изображений, где фигура и фон как бы самопроизвольно меняются местами (происходит внезапное «переструктурирование» ситуации).
Понятия фигуры и фона, явление переструктурирования, то есть внезапного усмотрения новых отношении между элементами, распространялись гештальтпсихологами и за пределы психологии восприятия. В частности, они оказались важными при обсуждении творческого мышления, внезапного «открытия» нового способа решения задачи, того, что называется «озарение». В гештальтпсихологии это явление получило название «aгa-решение» (теперь чаще используют понятие «инсайт»), причем оно обнаруживается не только у человека, но и у высших животных.
Усмотрение новых отношений — центральный момент творческого мышления человека. Именно на основе принципов гештальтпсихологии были проведены исследования в этой области с использованием метода «рассуждения вслух».
Эксперимент Вертгеймера, в котором Коффка и Келер играли роль испытуемых субъектов, был посвящен изучению восприятия кажущегося движения предметов — то есть движения, которое на самом деле не происходит. Для его определения Вертгеймер пользовался термином «впечатление движения». Используя тахистоскоп, он пропускал луч света через две прорези, одна из которых располагалась вертикально, а другая имела наклон от вертикали приблизительно в 20-30 градусов.
Если световой луч пропускался сначала через одну прорезь, а потом через другую через относительно длительный интервал времени (более 200 миллисекунд), наблюдатели видели последовательное появление света сначала в одной, а затем в другой прорези. Если временной интервал сокращался, то наблюдателям казалось, что обе прорези освещены постоянно. При длительности интервала порядка 60 миллисекунд, создавалось впечатление, что линия света непрерывно перемещается от одной прорези к другой и обратно.
Вертгеймер был убежден, что это явление, получившее экспериментальное подтверждение в его лаборатории, по-своему так же является элементарным, как и обычное ощущение, но, в то же время, представляет собой нечто отличное от одного или даже нескольких простых ощущений. Он назвал это явление фи-феноменом (фи-феномен — иллюзия перемещения с места на место двух поочередно включающихся источников света).
По мнению Вертгеймера, кажущееся движение вообще не нуждалось в объяснении. Оно существовало в таком виде, в каком воспринималось, и не могло быть разбито на более простые составляющие.
Вертгеймер опубликовал результаты своего исследования в 1912 году в статье под названием «Экспериментальные исследования восприятия движения». Считается, что именно она положила начало возникновению школы гештальт-психологии.
Критики гештальт-психологии утверждали, что у ее основателей суть изучения восприятия — к примеру, при наблюдении фи-феномена — сводилась скорее не к научному исследованию явления, а просто к признанию его существования. Экспериментаторы-психологи заявляли, что позиция гештальтистов выражена неотчетливо и что базовые принципы и границы применения их теории определены недостаточно строго, чтобы возыметь научное значение. Гештальтисты отвергали эти обвинения, настаивая на том, что незаконченность объяснений и определений нового научного направления — это отнюдь не то же самое, что неопределенность [10].
Фи-феномен — Студопедия
Формальное движение, известное под названием гештальт-психологии, сформировалось после опубликования результатов исследования, выполненного в 1910 году Максом Вертхеймером. Однажды, во время летнего отпуска, ему в голову пришла идея одного эксперимента. Его суть состояла в том, чтобы выяснить, почему мы иногда наблюдаем движение, когда на самом деле оно не происходит. Нарушив планы своего отдыха, Вертхеймер сошел с поезда во Франкфурте, купил там игрушечный стробоскоп и провел предварительную проверку своей догадки прямо в отеле. (Стробоскоп, предшественник современного проекционного аппарата, представляет собой устройство, которое на мгновение освещает изображения последовательных фаз изменения положения объектов, создавая у зрителя впечатление их движения.) Позднее Вертхеймер провел более глубокое исследование проблемы во Франкфуртском университете. Два других психолога, Курт Коффка и Вольфганг Келер, бывшие в то время студентами Берлинского университета, также приехали во Франкфурт, чтобы принять участие в этой работе.
Эксперимент Вертхеймера, в котором Коффка и Келер играли роль испытуемых субъектов, был посвящен изучению восприятия кажущегося движения предметов — то есть движения, которое на самом деле не происходит. Для его определения Вертхеймер пользовался термином <впечатление движения>. Используя тахистоскоп, он пропускал луч света через две прорези, одна из которых располагалась вертикально, а другая имела наклон от вертикали приблизительно в 20-30 градусов.
Если световой луч пропускался сначала через одну прорезь, а потом через другую через относительно длительный интервал времени (более 200 миллисекунд), наблюдатели видели последовательное появление света сначала в одной, а затем в другой прорези. Если временной интервал сокращался, то наблюдателям казалось, что обе прорези освещены постоянно. При длительности интервала порядка 60 миллисекунд, создавалось впечатление, что линия света непрерывно перемещается от одной прорези к другой и обратно.
Эти открытия могли показаться достаточно тривиальными. О подобных явлениях ученым было известно уже несколько лет, и они перестали кого-либо удивлять. Однако, в соответствии с господствовавшими тогда взглядами психологов, основанными на теории Вундта, все сознательные переживания могли быть сведены к элементарным чувствительным элементам. Но как это восприятие кажущегося движения могло быть объяснено суммированием отдельных элементов, которые были просто двумя неподвижными полосками света? Мог ли один неподвижный раздражитель добавиться к другому и создать впечатление движения? Разумеется, не мог, и в этом была суть замечательного в своей простоте опыта Вертхеймера: он не поддавался объяснению с точки зрения взглядов Вундта.
Вертхеймер был убежден, что это явление, получившее экспериментальное подтверждение в его лаборатории, по-своему так же является элементарным, как и обычное ощущение, но, в то же время, представляет собой нечто отличное от одного или даже нескольких простых ощущений. Он назвал это явление фи-феноменом*. Какое же объяснение дал Вертхеймер фи-феномену, который, согласно взглядам, господствовавшим в то время в современной психологии, просто не мог существовать? Оно было таким же простым и гениальным, как и его эксперимент. По мнению Вертхеймера, кажущееся движение вообще не нуждалось в объяснении. Оно существовало в таком виде, в каком воспринималось, и не могло быть разбито на более простые составляющие.
Согласно теории Вундта, интроспекция этих стимулов должна была создавать восприятие двух соседних полосок света и ничего более. Но как бы строго ни проводилась интроспекция в опыте Вертхеймера, движущаяся полоска света продолжала наблюдаться, а все попытки объяснения ее появления со старых теоретических позиций оканчивались неудачей. Целое (в данном случае кажущееся движение линии света) было отлично от суммы его составляющих (двух неподвижных световых лучей). Таким образом, традиционной атомистической ассоцианистской психологии был брошен открытый вызов, на который она не смогла ответить.
Вертхеймер опубликовал результаты своего исследования в 1912 году в статье под названием «Экспериментальные исследования восприятия движения». Считается, что именно она положила начало возникновению школы гештальт-психологии.
2. Фи-феномен
Классическим
является открытый Максом Вертгеймером,
так называемый, фи-феномен. Оказалось,
что восприятие движения возможно в
отсутствие самого движения или в
отсутствие последовательной цепочки
ощущений, отражающих перемещение объекта
в пространстве. В нашем восприятии
пространство структурируется, элементы
объединяются в фигуры на основе отношений,
к самим элементам не сводящихся. Явления
фигуры и фона отчетливо выступают при
рассмотрении, так называемых, двойственных
изображений, где фигура и фон как бы
самопроизвольно меняются местами
(происходит внезапное «переструктурирование»
ситуации).
Понятия
фигуры
и
фона,
явление
переструктурирования, то есть внезапного
усмотрения новых отношении между
элементами, распространялись
гештальтпсихологами и за пределы
психологии восприятия. В частности, они
оказались важными при обсуждении
творческого мышления, внезапного
«открытия» нового способа решения
задачи, того, что называется «озарение».
В гештальтпсихологии это явление
получило название «инсайт», причем
оно обнаруживается не только у человека,
но и у высших животных.
Усмотрение
новых отношений — центральный момент
творческого мышления человека. Именно
на основе принципов гештальтпсихологии
были проведены исследования в этой
области с использованием метода
«рассуждения вслух».
Эксперимент
Вертхеймера, в котором Коффка и Келер
играли роль испытуемых субъектов, был
посвящен изучению восприятия кажущегося
движения предметов – то есть движения,
которое на самом деле не происходит.
Для его определения Вертхеймер пользовался
термином «впечатление движения».
Используя тахистоскоп, он пропускал
луч света через две прорези, одна из
которых располагалась вертикально, а
другая имела наклон от вертикали
приблизительно в 20-30 градусов.
Если
световой луч пропускался сначала через
одну прорезь, а потом через другую через
относительно длительный интервал
времени (более 200 миллисекунд), наблюдатели
видели последовательное появление
света сначала в одной, а затем в другой
прорези. Если временной интервал
сокращался, то наблюдателям казалось,
что обе прорези освещены постоянно. При
длительности интервала порядка 60
миллисекунд, создавалось впечатление,
что линия света непрерывно перемещается
от одной прорези к другой и обратно.
Вертхеймер
был убежден, что это явление, получившее
экспериментальное подтверждение в его
лаборатории, по-своему так же является
элементарным, как и обычное ощущение,
но, в то же время, представляет собой
нечто отличное от одного или даже
нескольких простых ощущений. Он назвал
это явление фи-феноменом (фи-феномен –
иллюзия перемещения с места на место
двух поочередно включающихся источников
света).
По
мнению Вертхеймера, кажущееся движение
вообще не нуждалось в объяснении. Оно
существовало в таком виде, в каком
воспринималось, и не могло быть разбито
на более простые составляющие.
3. Природа научного переворота
Гештальт-идеи
находились в прямой оппозиции к
традиционным взглядам немецкой
психологии.
Лидеры
гештальт-движения требовали полной
ревизии прежних научных взглядов,
действуя почти как «интеллектуальные
миссионеры, распространяющие новую
веру».
Гештальтам
присущи собственные характеристики и
законы. Свойства частей определяются
структурой, в которую они входят. Мысль
о том, что целое больше образующих его
частей, была очень древней.
В
своей книге «Гештальтпсихология»
(1929 г.) Келер отмечал, что понятие
«гештальт» используется в немецком
языке в двух случаях.
1.
Во-первых, оно обозначает форму или
очертание предметов. В этом смысле
гештальт относится к общим свойствам,
которые могут быть выражены в таких
понятиях, как угловой или симметричный,
и описывает такие характеристики, как
«треугольность» геометрических
фигур или трехтактность музыки.
2.
Во-вторых, оно обозначает целостный
объект, которому в качестве одного из
свойств присуща особая форма или
очертание. В этом смысле слово «гештальт»
может относиться, например, к треугольникам
в большей мере, чем к понятию «треугольности».
Таким
образом, понятие гештальта может
использоваться для ссылки как на объект,
так и на его специфическую форму.
Основную
проблему гештальттеории можно было бы
сформулировать так: существуют связи,
при которых то, что происходит в целом,
не выводится из элементов, существующих
якобы в виде отдельных кусков, связываемых
потом вместе, а, напротив, то, что
проявляется и отдельной части этого
целого, определяется внутренним
структурным законом всего этого целого.
Центральной
в гештальтпсихологии является проблема
целостности и целостного подхода в
противоположность элементаризму.
Гештальтпсихология была также
ориентирована на естествознание,
особенно на физику.
Теория
гештальта не могла претендовать на
серьезную роль без естественно научного
обоснования. Поэтому она и начинается
с келеровской книги о физических
гештальтах. Келеру и его научным друзьям
представлялось, что принцип гештальта
– единый для различных порядков явлений
– позволит по-новому решить психофизическую
проблему, приводя сознание в соответствие
с физическим миром и в то же время не
лишая его самостоятельной ценности.
определение феномена The Free Dictionary
Другое явление теперь должно было пройти перед взором наблюдателя, и молекулы, расположенные на плоскости экватора, вырвавшись, как камень из перевязи, веревка которой внезапно оборвалась, образовали бы вокруг Солнца различные концентрические кольца, напоминающие кольца Солнца. Сатурн.
Что касается явления, известного как «пепельный свет», то оно естественным образом объясняется эффектом передачи солнечных лучей от Земли на Луну, которые придают завершенность лунному диску, пока он проявляется. под формой полумесяца во время его первой и последней фаз.
‘Совершенно …!’ Мистер Краммлз остановился: язык был недостаточно силен, чтобы описать феномен младенца. «Вот что я вам скажу, сэр, — сказал он; «Невозможно представить талант этого ребенка.
Было; потому что феномен младенца, хотя и был невысоким, имел лицо сравнительно пожилого возраста и, кроме того, был точно того же возраста — возможно, не в полной мере, как в памяти самого старого обитателя, но определенно в течение пяти хороших лет.
«Каждое психическое явление характеризуется тем, что схоласты средневековья называли намеренным (также ментальным) отсутствием объекта, и то, что мы, хотя и не совсем однозначно, но называем отношением к содержанию, направлением к объекту. (что здесь не следует понимать как реальность) или имманентная объективность.Но какими бы маленькими ни были единицы, мы считаем, что взять любую единицу, изолированную от других, или предположить начало какого-либо явления, или сказать, что воля многих людей выражается действиями какого-либо одного исторического персонажа, — значит Для того чтобы читатель мог лучше понять расположение этих частей жилища, я прилагаю план первого этажа правого крыла, нарисованный Рультабилем на следующий день после того, как произошло необычное явление, подробности которого я знаю. собираюсь рассказать.PHENOMENON и NOUMENON передавались туда и сюда. последнее является феноменом. Ноумен немного сложно определить; его можно понять только как процесс рассуждения — что является феноменом. Но, продолжая эту операцию, Барбикен и двое его товарищей получили очень желанное восприятие новое явление.С момента отрыва от земли их собственный вес, вес снаряда и окружающих его объектов все больше уменьшался. , так что их соответствующие уровни слегка изменяются: но второй случай — гораздо более важное явление. Во время большинства землетрясений, особенно во время землетрясений на западном побережье Америки, несомненно, что первым сильным движением воды было отступление..
«Феномен» или «Феномен» | Grammar Girl
Если вы смотрели детскую программу «Улица Сезам», когда росли, вы, вероятно, узнали немного, что я пела ранее. «Феномен, действительно, действительно, да». Ну, оказывается, я неправильно вспомнил. На моей памяти они говорили «феномены», но когда я посмотрел клип на YouTube, когда работал над этой статьей, я понял, что они говорят бессмысленное слово: «манаманах». Тем не менее, всякий раз, когда я слышал слово «феномен», я вспоминал эту пародию на «Улицу Сезам» и почти уверен, что слышал, как другие люди тоже ссылаются на нее.И если вам нужно хорошо посмеяться, видео все равно будет забавным после всех этих лет.
В любом случае, «феномен» и «манамана» — забавные слова. На самом деле я планирую поговорить со Опытным психологом через пару месяцев о том, почему одни слова звучат намного приятнее, чем другие, но пока я просто помогу вам запомнить написание «феномен» и «феномен», потому что они « повторно слова, которые легко запутать.
Сегодня «явление» означает «факт или происходящее», и мы обычно используем его для описания чего-то экстраординарного или, по крайней мере, необычного.Например,
Шаровая молния — явление, которого я никогда не видел ».
«Феномен» переходит в английский с греческого через латинский. Согласно Etymonline, по-гречески это слово означало «то, что видится или появляется», то есть, по сути, то же самое, что оно означает сегодня.
Единственное число — это «феномен». Множественное число — «явления».
Его значение не изменилось, и вы по-прежнему делаете его множественным числом, как греческие слова — множественным числом. Множественное число — «явления».
Это похоже на другое слово, пришедшее в английский прямо из греческого: «критерий.Это форма единственного числа — «критерий» — точно так же, как «явление» в единственном числе, и множественное число — «критерии», которое заканчивается на А, как и множественное число «феномены».
Он обрисовал в общих чертах все критерия , которые они собирались использовать при выборе.
На Земле существует более странных явлений , чем вы можете себе представить.
Быстрый и грязный совет: Чтобы помочь вам запомнить, что «феномен» — это форма слова единственного числа, помните, что форма единственного числа имеет букву «О» в конце этого слога «не», как и слово «один». .» Один. Единственное число.
Миньон Фогарти — Grammar Girl и основательница Quick and Dirty Tips. Посмотрите ее бестселлер в New York Times « Grammar Girl’s Quick and Dirty Tips for Better Writing. ”
.
определение явлений по The Free Dictionary
Если бы наблюдатель затем специально направил свое внимание на одно из наиболее скромных и менее ярких из этих звездных тел, звезду четвертого класса, которую высокомерно называют Солнцем, все явления, к которым относится формирование Вселенной. быть приписанным было бы последовательно исполнено на его глазах.
Галилей объяснил явление лунного света, возникающего в определенные ее фазы, существованием гор, которым он приписал среднюю высоту
. Но ее не давали спать допоздна каждую ночь, и ей давали неограниченное количество джина. и вода с младенчества, чтобы предотвратить ее рост, и, возможно, эта система обучения вызвала у младенца феномен эти дополнительные явления.
В этой первой лекции я постараюсь опровергнуть широко распространенную теорию, которой я раньше придерживался: теорию о том, что сущность всего ментального — это некое весьма своеобразное нечто, называемое «сознанием», рассматриваемое либо как отношение к объекты, или как всеобъемлющее качество психических явлений.
Есть те, кто воспринимает ментальные явления наивно, как и физические явления.
Я вижу лишь совпадение событий, которые случаются со всеми явлениями жизни, и я вижу, что сколько бы и как ни внимательно я ни наблюдал за стрелками часов, клапанами, колесами двигателя и дубом, я буду не выяснять причину звонка колоколов, работы двигателя или весенних ветров.
Видимости или явления — это все, что ваш разум может получить от ваших пяти чувств.
Вы знаете это только по его явлениям, по его внешнему виду.
Он присутствовал, когда Сфера появилась в Зале Совета; он видел меняющиеся разделы Сферы; он услышал объяснение явлений, данное Кругам. Затем они поговорили обо всех явлениях, которые поразили их одно за другим, особенно о нейтрализации законов веса.
Это даст лучшее представление о масштабе этих явлений, если
Из интимного и сложного способа, которым были показаны связи подъемных и эруптивных сил во время этой череды явлений, мы можем с уверенностью прийти к выводу, что силы, которые медленно и постепенно начинают поднимать континенты, и те, которые в последовательные периоды изливают вулканическое вещество из открытых отверстий, идентичны.
.Феномен
— англо-французский словарь WordReference.com
WordReference Англо-французский словарь © 2020:
Principales traductions | ||
феномен, множественное число: феномен n существительное : Относится к человеку, месту, вещи, качеству и т. Д. | (естественное происхождение) | phénomène nm nom masculin : s’utilise avec les article «le», «l ‘» (devant une voyelle ou un h muet), «un» . Пример: garçon — nm> On dira « le garçon» или « un garçon». |
Явление сталактитов вызвано постепенным накоплением залежей полезных ископаемых. | ||
Le phénomène des stalactites est causé par une накопление gradient de dépôts minéraux. | ||
феномен, множественное число: феномен n существительное : Относится к человеку, месту, вещи, качеству и т. Д. | (невероятное событие) | phénomène nm nom masculin : s’utilise avec les article «le», «l» (devant une voyelle ou un h muet), «un» . Пример: garçon — nm> On dira « le garçon» или « un garçon». |
Феномен появления НЛО был всем, о чем кто-либо говорил в течение нескольких недель. | ||
Le phénomène de l’OVNI — это монополия на разговоры, кулон des semaines. | ||
феномен n существительное : Относится к человеку, месту, вещи, качеству и т.д. | неформальный (очень успешный человек) ( familier: personne ) | phénomène nm nom мужской : s’utilise avec les article «le», «l ‘» (devant une voyelle ou un h muet), «un» . Пример: garçon — nm> On dira « le garçon» или « un garçon». |
Эта молодая рок-звезда — абсолютное явление! | ||
Cette jeune star du rock est un véritable phénomène! |
‘ феномен ‘ également Trouvé dans ces Entrées:
На английском языке:
Français:
.