Философское мировоззрение и его особенности: 3. Основные типы философского мировоззрения

Особенности философского мировоззрения — Студопедия

Возникновение философии как мировоззрения относится к периоду развития и становления рабовладельческого общества в странах Древнего Востока, а классическая форма философского мировоззрения сложилась в Древней Греции. Первоначально возник материализм как разновидность философского мировоззрения, как научная реакция на религиозную форму мировоззрения.

Фалес первым в Древней Греции поднялся до понимания материального единства мира и высказал прогрессивную мысль о превращении единой по своей сущности материи из одного ее состояния в другое. У Фалеса были сподвижники, ученики и продолжатели его воззрений. В отличие от Фалеса, считавшего материальным основанием всего сущего – воду, они находили иные материальные основания: Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь.

Философское мировоззрение шире, чем научное т.к. научное строится на основе данных частных наук и опирается на разум, фил. мировоззрение еще и на ощущения. Оно отражает мир через понятия и категории.

Особенности:

— это рациональное объяснение действительности

— философия имеет понятийно-категориальный аппарат

— философия носит системный характер

— философия носит рефлексивный характер

— философия носит ценностный характер

— философия носит оценочный характер

— философия требует определенного уровня интеллекта

Философская мысли есть мысль о вечном. Но это не значит, что сама философия внеисторична. Как и всякое теоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым и новым содержанием, новыми открытиями. При этом сохраняется преемственность познанного. Однако философский дух, философское сознание – это не только теория, тем более теория отвлеченная, бесстрастно – умозрительная.



Научно теоретическое знание составляет лишь одну сторону идейного содержания философии. Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону, образует совсем иной компонент сознания – духовно-практический. Именно он выражает смысложизненный, ценностно-ориентирующий, то есть мировоззренческий, тип философского сознания в целом. Было время, когда никакой науки никогда еще не существовало, но философия находилась на высочайшем уровне своего творческого развития.

Отношение человека к миру – вечный предмет философии. Вместе с тем предмет философии исторически подвижен, конкретен, «Человеческое» измерение мира изменяется с изменением сущностных сил самого человека.



Сокровенная цель философии – вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.

Органическое соединение в философии двух начал – научно-теоретического и практически-духовного – определяет специфику ее как совершенно уникальной формы сознания, что особенно заметно проявляет себя в ее истории – в реальном процессе исследования, развития идейного содержания философских учений, которые исторически, во времени связаны между собой не случайным, а необходимым образом. Все они – лишь грани, моменты единого целого.

Также, как и в науке, и в других сферах рациональности, в философии новое знание не отвергает, а диалектический «снимает», преодолевает свой прежний уровень, то есть включает его в себя как свой частный случай. В истории мысли, подчеркивал Гегель, мы наблюдаем прогресс: постоянное восхождение от абстрактного знания к знанию все более и более конкретному. Последовательность философских учений – в основном и главном – такова же, как и последовательности в логических определениях самой цели, то есть история познания соответствует объективной логике познаваемого предмета.

В мировоззрении находит свое завершение целостность духовности человека. Философия как едино цельное мировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как отдельный человек, никогда не жило и не может жить одними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества.

Философия является одной из основных форм общественного сознания, системой наиболее общих понятий о мире и о месте человека в нем.

Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать ни читать.

Специфика философского мировоззрения — Студопедия

Мировоззрение – это система взглядов на мир в целом и на место в нем человека.Мировоззрение представляет собой самое общее понимание действительности и связано с ответами на такие вопросы как возникновение и сущность окружающего нас мира, смысл жизни и назначение человека, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, великое и низменное и т.п. Именно мировоззрение обусловливает жизненную позицию личности, ее убеждения, идеалы, ценностные ориентации.

Выделяют три основных типа мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское.

Мифологическое мировоззрение – исторически первый тип понимания природной и социальной действительности, присущий ранним стадиям развития человечества. Для него характерно образно-чувственное восприятие мира, очеловечивание окружающей природной среды, одушевление фрагментов космоса. В отличие от философии, мифологическому мышлению свойственно неотчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, пространственных и временных отношений и т.п. В мифологических представлениях первобытных людей отсутствовало понятие об естественных причинно-следственных связях, стирались грани между чудом и повседневностью, живым и неживым, духом и материей. В качестве нерасчлененного, синкретического единства первобытная мифология включала в себя зачатки религии, философии, нравственности, искусства, политических теорий, которые обрели самостоятельность в классовом обществе в результате распада мифологического мировосприятия. Тем не менее, окончательно мифологическое мировоззрение не исчезло. Отдельные проявления современного мифотворчества можно найти в литературе и искусстве, а также в общественном сознании в виде так называемых «социальных» или «политических» мифов.



Религиозное мировоззрение,в отличие от мифологического, удваивает мир на естественный (природный) и сверхъестественный (сверхприродный), поэтому вера в сверхъестественное рассматривается как главный признак религии. Это — вера в существование особого, чувственно не воспринимаемого мира, где не действуют законы природы, но обитающие там бессмертные и бесплотные существа (боги, ангелы, демоны и пр.) могут вмешиваться в процессы реальной действительности (феномен «чуда»). Поэтому, как считает религия, установив с ними контакт через различные культовые действия (обряды, молитвы и пр.) люди могут разрешить целый ряд своих проблем.



Представления о сверхъестественном встречаются не только в религии, но и в искусстве (фантастические образы, сказочные персонажи), и в философии («мир идей» Платона, «мировая Воля» А.Шопенгауэра и т.п.). Однако в отличие от религии, искусство не требует верить в реальность художественных образов. Что касается философского мировоззрения, то в отличие от него религиозное мировоззрение носит чувственно-образный характер и опирается на эмоциональную сферу человека. Вместе с тем, многие мировоззренческие проблемы (сущность мира, смысл жизни и назначение человека) являются для философии и религии общими, что и обеспечило в истории культуры их тесную взаимосвязь и конкурентную борьбу за умы людей. Связь религии и философии особенно ярко проявляется в существовании такого феномена, как религиозная философия, в которой религиозные представления выступают неотъемлемыми элементами философской системы.

Философское мировоззрение качественно отличается от мифологического и религиозного типов мировоззрений, прежде всего, тем, что, отвергая слепую веру, стремится к максимальной обоснованности и доказуемости всех своих выводов, базируется на рационально-логическом, теоретическом объяснении мира с использованием категориального аппарата.

Философия – это форма теоретической деятельности, направленная на постановку, анализ и решение мировоззренческих проблем. Она вырабатывает свои специфические понятия и категории, принципы и законы, исследует познавательное, ценностное, этическое, эстетическое отношение человека к миру. То обстоятельство, что философия, не только система знаний, но и особая форма мировоззрения, существенно отличает ее от частных наук. Фундаментальные философские концепции (в отличие от физических, химических, экономических и т.п. научных теорий), невозможно не только подтвердить на опыте («верифицировать»), но и опровергнуть («фальсифицировать»). Например, утверждения о том, что в основе всего существующего лежит духовное или материальное начало, что жизнь человека имеет некий смысл или бессмысленна, нельзя проверить экспериментальным путем для установления их истинности или ложности. Основные философские положения носят характер мировоззренческих постулатов (аксиом), выбор которых делается самим человеком, обусловливая, тем самым, общий характер мировоззренческой позиции личности, её жизненные цели, идеалы, поступки.

Мировоззрение, в том числе и философское, включает в себя элементы знаний о мире. В зависимости от степени наличия в нем научных представлений, мировоззрение может быть оценено как научное или ненаучное. Тем не менее, любая философская система (научная, ненаучная, религиозная) ставит основные мировоззренческие вопросы как теоретические, то есть с позиций рациональной оценки, используя понятия, категории и методы, присущие научному мышлению, систематизируя и логически обобщая всю совокупность результатов интеллектуального, эмоционального и практического постижения мира и человека.

Однако философ, в отличие от ученого, никогда не довольствуется объективной научной картиной мира, «вписывая» в нее свое, субъективное пониманиесмысла мироздания, сущности жизни человека и его назначения в мире.

Специфика философского мировоззрения





















ТОП 10:










Стр 1 из 12Следующая ⇒

 

Философия начинается с осознания того, чем она являлась и является в качестве духовного образования. Выяснение необходимых и достаточных условий ее возникновения, а также способов функционирования в общественной жизни и той роли, которую она играет в ее духовной сфере, – это первое, что следует понять. Многочисленные определения философии в известной мере характеризуют ее полифункциональность, многомерность и смысловую нагруженность. В круг вопросов, необходимых для рассмотрения, можно включить следующие:

– Что представляет собой философия как явление культуры?

– Каково соотношение философии с другими областями жизни человека и общества?

– Какие вопросы являются философскими?

– Какие можно выделить специфические черты философии?

– Каковы предметная область, структура и функции философии?

В точном переводе с греческого слово «философия» означает «любовь к мудрости». Так впервые это понятие объяснил Пифагор, а в качестве названия особой науки стал использовать древнегреческий философ Платон. Но что такое мудрость, к которой тянется душа философа, ради которой он читает и пишет книги, ведет беседы, поискам которой посвящает дни и ночи жизни? К мудрецам – а таких людей всегда было не очень много – издревле приходили за жизненным советом. Мудрыми называли тех, кто способен врачевать душевные раны, кто может помочь найти смысл жизни, указать цели и пути к ним. Но для того, чтобы помогать другим, сам мудрец должен был уже обладать огромными духовными и умственными возможностями. Тот, кто указывает цели и ценности, не может не быть причастен к таким тайнам бытия, которые не очевидны для обычного человека. Мудрым может быть назван тот, кто познал законы мироустройства и человеческой души, кто находится в гармонии со Вселенной и может научить других, как жить в мире и в счастье.

Философия – это не сама мудрость, а поиск мудрости и размышление о ней. Мудрости как таковой научить нельзя (она или есть, или нет), а основам философии – можно. Человек способен приобрести хорошие и добротные философские знания, но станет ли он после этого мудрым, зависит, по большей части, от него самого. Если он удачно переплавит философские знания с собственным жизненным опытом, научится так ориентироваться в мире, что сумеет еще и помогать другим, тогда он сделается мудрецом.



 

Один философ сказал: «Философии нельзя научить, ей можно только поделиться». Как бы Вы истолковали его мысль?

 

Рассмотрение вопроса о специфике философии можно начать с ее определения.
В самом общем плане философию можно определить следующим образом:

Философия – форма духовной активности человека, направленная на постановку и решение мировоззренческих вопросов.

Данная формулировка нуждается в пояснениях.

Во-первых, философия является одной из форм духовной активности человека. Существование человека в мире состоит в постоянном достижении определенного соответствия между жизненными потребностями человека и теми весьма динамичными в современных условиях обстоятельствами, которые складываются в ходе реализации своей жизнедеятельности. Поэтому человек вынужден быть активным, чтобы выживать в мире, адаптироваться к изменяющимся условиям и – что более важно подчеркнуть – изменять существующие ситуации в соответствии со своими намерениями и целями. Среди множества форм проявления активности человека активность в виде духовного освоения мира является совершенно необходимой для собственно человеческого существования. Человек не может не размышлять, приступая к какому-либо делу (кстати, чем масштабнее мероприятия, тем выше требования к продуманности и обоснованности их содержания, а также к осмысленности и предвидению вызываемых ими последствий). Человек не может не осмысливать существующее положение вещей, если он хочет определить свое место среди них. Человек не может не переживать ситуации, если он оказывается их участником
(часто помимо его воли и желания), а тем более, если он сознательно становится их активным агентом. При этом философия отличается от всех других форм духовной активности.

Во-вторых, философия ставит перед собой и решает мировоззренческие вопросы. Философия, какой она была изобретена в античной культуре, есть определенный тип мыследеятельности, это абстрактно-теоретическое мышление. В ней осмысливается и в абстрактно-теоретической форме выражается (прежде всего, в понятиях, категориях, принципах, законах и т. д.) отношение Человека и Мира. Это такие вопросы, в которых либо спрашивается о том, какое место занимает человек в мире, либо задаются возможные варианты его отношения к миру. Выясняя свое место в Мире, человек одновременно мыслит о том, какое место он в принципе может занять в нем, кем и чем он может быть в Мире, на что он может надеяться, на что рассчитывать и как ему вести себя по отношению к Миру в целом или по отношению к «возможным мирам», которые мыслятся, а потом и созидаются самим человеком.





Многообразное проявление отношения и связей Человека и Мира составляют предметную область философствования, а полученные результаты осмысления этой области в виде взглядов, представлений, суждений, утверждений, сформулированных принципов, систем знания и даже целых учений составляют сферу весьма мозаичного знания, которая и именуется философией.

Из этого следует, что философия представлена многими направлениями, течениями, мировоззренческими позициями и различными систематиками знания.

Главным отличительным признаком философского знания и философствования (в виде размышлений, рассуждений, обоснования тех или иных утверждений и т. д.) является выраженное в них отношение или связь Человека и Мира. Это само отношение проявляется в различных формах. Оно может быть прагматическим, познавательным, ценностным, эстетическим, нравственно-этическим, религиозным, экологическим и т. д.

Мировоззрение – совокупность взглядов человека на мир и свое место в нем, ставшая для человека убеждением и служащая ему программой поведения и деятельности.

Помимо ценностей, которыми руководствуется человек, мировоззрение включает в себя знания о мире и самом себе; идеалы, в которых человек интегрирует свое отношение к миру и придает ему осознанный характер; нравственно-этические нормы, которые усваиваются человеком в обществе. Мировоззрение – своего рода духовный каркас и личности, и общества, поскольку определяет принципы поведения и деятельности, формирует идеалы и ориентации.

Мировоззренческие вопросы подразумевают возможность различных вариантов своего решения. Это обеспечивает возможность в довольно широких пределах строить объяснительные схемы, а вместе с тем и выражать личностное мировидение. У каждого есть свои ценностные предпочтения. То, что ценно для одного человека, для другого может таковым не являться.

Исторически сложились такие виды мировоззрения, как мифологическое, религиозное и философское.

Мифологическое мировоззрение есть первая попытка образного синкретического объяснения явлений окружающего мира и коллективной жизни, оправдания определенных общественных установок, санкционирования определенных типов верований и поведения. Основным принципом решения мировоззренческих вопросов был генетический: проблема рождения мира и человека сводилась к рассказу о том, кто кого породил (вспомните, к примеру, картины, рисуемые в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера или представления древних евреев в Библии – в книге Бытия). Мифы были важными стабилизаторами общественной жизни, они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом, обеспечивая внутреннее согласие человеческой жизни.

Религиозное мировоззрение характеризуется верой в сверхъестественные силы, которые играют главенствующую роль в жизни людей, разделением мира на земной и небесный. Религия тоже стремится ответить на вопросы: «в чем смысл жизни?»
и «как устроен мир?», – но ее ответы заранее предопределены и предрешены. Будь то христианство, ислам или буддизм, иудаизм или новая современная секта, берущая ото всего понемножку, в любом случае религия предполагает Священное писание, традицию и авторитет духовного главы. В этом смысле религия догматична (догмат – основное положение вероучения, которое является обязательным для всех верующих, признается непреложной истиной и не подлежит сомнению или критике). Например, догматом любой религии является положение о бытии Бога (богов, духов или иных сверхъестественных существ). Любой верующий, будь то христианин, мусульманин или буддист, прежде всего признает бытие своего Бога. В противном случае, едва ли такого человека можно считать верующим. Религия основана на вере, на живом открытом переживании богоприсутствия и на строгом следовании принятым нормам понимания и действия. Только тот крепок в вере, кто не рассуждает, а радостно доверяется отцам церкви, слову ее святых и текстам, написанным тысячу лет назад. Религия зовет к молитве, а не к дискуссии.

Основным элементом религии является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. Главная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то вечного, абсолютного, тем самым придавая смысл и знание, а значит, и устойчивость бытию, помогая преодолевать житейские трудности.

Итак, мифологически-религиозное мировоззрение, предшествовавшее философскому, носило духовно-практический характер.

Философское мировоззрение представляет собой рациональное объяснение мира, основанное на теоретическом и логическом анализе. Своей устремленностью к фундаментальным вопросам бытия, загадкам человеческого сознания и деятельности, философия сближается с мифологией, религией, искусством. Однако, в отличие от них, она обращается не к чувствам, догматам и иррациональной вере, а к разуму; для философии характерны доказательность, логическая обоснованность, аргументированность, системный характер знаний. Поэтому философия, формируя целостное понимание мира, является ядром мировоззрения, его теоретической основой.

В буквальном смысле философские вопросы – это вопрошание человека, обращенность к бытию с целью снять неопределенность своего существования. Это становится возможным при выяснении оснований. С помощью оснований строятся объяснительные схемы, которые обеспечивают более или менее надежные способы действия в той или иной ситуации.
Чтобы «добраться» до оснований, т. е. установить, что именно необходимо принять в качестве оснований, нужно выстроить целую цепочку вопросов. Установление оснований, поиск предельной реальности касается не только способов описания жизни человека, но и природы, общества, политики, науки, техники и т. д., – в общем, всего, к чему может проявляться философский интерес. Можно сделать вывод: философия спрашивает об основаниях, т. е. о том, что является изначальным, исходным и фундаментальным для тех или иных явлений мира.

Философия в качестве интеллектуально-мыслительного установления предельных оснований получила статус метафизики. Философия в форме метафизики – это постоянное осмысление (и переосмысление) предельных оснований существующего и его описание в понятиях абстрактно-теоретического мышления. Первоначально философия в форме метафизики была представлена Аристотелем. Она называлась «первой философией» и определялась как учение о первоначалах бытия и познания. Итак, специфику философского мышления нельзя адекватно определить без уяснения его универсализма и принципиальной рефлексивности, т. е. обращенности на поиск предельных оснований бытия, познания, практики, культуры.

В отличие от частных наук, различных формообразований культуры и обыденного сознания философия, как правило, стремилась зафиксировать в языке своих категориальных определений интегральные представления о культуре как целостности и выразить их в совокупности предельных оснований культуры.

Творческая и продуктивная природа философского мышления убедительно обнаруживает себя в процедурах генерации и обоснования потенциально возможных социальных миров и понятийно-категориальных каркасов будущих состояний культуры. Философия представляет собой уникальный духовный феномен, поскольку ее фундаментальной духовной интенцией является проблематизация, осмысление и рационализация различных образов мира и человека, сложившихся в важнейших сферах духовной культуры.

Также одной из особенностей философии является и то, что она направлена на переосмысление общепринятых положений. В повседневной жизни человек обычно руководствуется стереотипами: устойчивыми, обобщенными и стандартизированными представлениями о действительности. Стереотипы воспринимаются как нечто должное, само собой разумеющееся, и используются без перепроверки своего содержания. Существует масса стереотипов, они пронизывают самые разные стороны жизни. Вот только некоторые примеры стереотипного мышления: «Женщины управляют автомобилем хуже, чем мужчины», «Мужчины не умеют готовить», «Лица кавказской национальности представляют угрозу» и т. д. Часто человек опирается на «общее мнение», стереотипы и клише, укоренившиеся предрассудки и заблуждения, которые упрощают и ускоряют его жизнеориентацию. Устойчивость стереотипов объясняется тем, что обычно (но не всегда) они находят подтверждение в жизни. Однако это не дает никакого права считать стереотипы чем-то безусловно правильным и не подлежащим сомнению; напротив, при критическом рассмотрении очевидность стереотипов оказывается мнимой.

Философия парадоксальна и критична, любое, даже кажущееся очевидным положение, может подвергнуться переосмыслению. С философской точки зрения все может быть подвергнуто сомнению. Принцип универсального сомнения выдвинул французский философ Р. Декарт. Он предложил такую формулу: во всем следует сомневаться. Это значит, что ни одно положение не может быть принято как данность без его критического рассмотрения. Конечно, нельзя сразу сомневаться во всем; но и не следует слепо верить всему, что говорится. Критическое отношение к действительности не означает, что человек все отрицает. Ведь критика не обязательно предполагает отказ от какого-либо убеждения. Скорее, критика направлена на его корректировку или преобразование. Возможно и такое, что переосмысливаемое положение может быть и вовсе оставлено без изменений.

Критичность философского мышления приобретает особое значение в современном мире. Способность к критическому восприятию помогает человеку устоять перед огромными информационными потоками, которые поступают из разных источников и зачастую поставляют противоречащую друг другу информацию.

Сделаем вывод: философия способствует развитию критичности мышления. Вследствие этой критичности в философии отсутствуют какие-либо обязательные нормы или правила. Правда, философы могут придерживаться определенных установок, применять систему понятий или формулировать законы, но это делается лишь для того, чтобы лучше изложить свои взгляды, а не для того, чтобы другие в обязательном порядке использовали эти установки, понятия и законы. Это отличает философию не только от науки, которая имеет свои законы, но и от религии, которая придерживается определенных догматов.

Особенностью философского мировоззрения является также и то, что его положения, утверждения и выводы приобретают определенную социально-культурную и индивидуально-личностную окраску. Подход к решению философских вопросов в значительной мере зависит от исторической эпохи, социальной и политической ситуации, духовно-идеологического климата, от самого человека, его индивидуальности, ведь он решает их для себя, и потому решит по-своему. Другой же человек может не согласиться с его точкой зрения и предложить собственное решение.

Однако здесь можно возразить: если все решают философские вопросы по-своему и все эти решения будут индивидуальны и самоценны, тогда как можно говорить о великих философах – Платоне, Августине, Канте – ведь их решения подходят лишь для них самих и с ними можно соглашаться или не соглашаться?!

Дело в том, что тот, кто решает философские вопросы (а с этим рано или поздно сталкиваются почти все люди), не обязательно является профессиональным философом.
Да, люди могут философствовать, но при этом их философствование, скорее всего, будет ограничиваться их собственной жизнью. Они вряд ли заинтересуются проблемами бытия, познания или общества. Они вряд ли смогут по-новому сформулировать философские вопросы, предложить новые понятия и образы для описания действительности. Этим занимаются лишь профессиональные философы. Заслуги классиков философской мысли состоят в том, что они или впервые, или в наиболее совершенном виде сформулировали идеи, принципы, концепции, ставшие общезначимыми и эффективными при решении многих проблем человеческого бытия.

Таким образом, выделенные особенности философии определяют ее специфику. Подчеркнем следующие моменты.

Во-первых, философия предполагает вариативный характер вопрошания, которое направлено на уяснение условий бытия человека в мире и, одновременно, на выявление возможностей самореализации человека в мире. Во-вторых, философия предполагает постановку и решение мировоззренческих вопросов, которые выражаются в индивидуально-личностной форме. В-третьих, в философии устанавливаются (выбираются, принимаются, утверждаются) предельные основания существующего, при помощи чего строятся объяснительные схемы, а вместе с тем разрабатываются проектные схемы деятельности человека. В-четвертых, философия предполагает критическое отношение к представлениям о действительном мире, человеке и его месте в нем, следствием чего является их постоянное переосмысление.

Философия особым образом вплетена в ткань жизни человека и общества. Изменения в философии влекут за собой изменения в духовном мире человека или духовной сфере общества, а изменения в последних – изменения в состояниях жизни человека и общества.

 

 













Мировоззрение, его исторические типы. Специфика философского мировоззрения — Студопедия

ФИЛОСОФИЯ КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ФИЛОСОФИИ

(сокращенный вариант лекций из «Учебно-методического комплекса «Философия».

Сост.: Кондратов Б.Я., Ивчик В.В., Попова Р.В., Кондратова М.В. Горки, 2010.)

Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих общее понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции и программы поведения людей. Мировоззрение – очень важная часть человеческого сознания, и формируется оно у человека десятилетиями путем сложного взаимодействия знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, надежд.

Структура мировоззрения

Это сложное, интегральное образование, в ко­тором принципиально важны связь следующих его компонентов:

1. Знания — совокупность сведений об окружающем мире. Они бы­вают научными, профессиональными, повседнев­но-практическими.

2. Ценности — это особое отношение людей ко всему происходяще­му в соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или иным пониманием смысла жизни.

3. Эмоции — субъективная реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражений.

4. Воля — способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для её осуществления. Это придаёт всему составу мировоззрения особый характер, позволяет человеку своё мировоззрение претворять в жизнь.

5. Убеждения — взгляды, активно принимаемые людьми, соответс­твующие их жизненным интересам. Убеждения — это знания, соединённые с во­лей. Они становятся основой поведения лич­ности, общественных групп, наций, народов.



6. Вера — это степень доверия человека к содержанию имеющихся у него знаний.

7. Сомнение — критическое отношение к каким-либо знаниям или ценностям. Сомнение — обязательный элемент самостоятельного мировоззрения.

Безоговорочное принятие ка­ких-либо взглядов без собственного критического осмысления называют догматизмом. Но нельзя здесь переходить определённую меру, ибо можно впасть в другую крайность — скептицизм, или нигилизм — не­верие ни во что, утрату идеалов. Таким образом, в мировоззрении представлены эмоциональная, познавательная, ценностная, поведенческая сферы сознания в их взаимосвязи. В совокупности они составляют наше общее представление о мире и самих себе.

Основой мировоззрения являются знания. В зависимости от их системности и глубины выделяют обыденный, профессиональ­ный и теоретический уровни мировоззрения.



1. Обыденное мировоззрение — это совокупность взглядов, осно­ванных на здравом смысле, повседневном жизненном опыте. Это стихийно складывающееся мировоззрение охватывает самые ши­рокие слои общества. Его нередко называют «житейской философией». Житейское, повседневное миропонимание, как правило, складывается стихийно, не отличается глубокой продуманностью, обоснованностью.

2. Более высокой разновидностью мировоззрения является профес­сиональное, формирующееся под влиянием знаний и опыта людей в различных сферах деятельности. Это может быть миро­воззрение учёного, писателя, политического деятеля и т.д.

3. Высший уровень мировоззрения — теоретическое мировоззрение, к которому принадлежат философия и наука. В отличие от иных форм мировоззрения, к системам философских и научных взглядов предъявляется требование доказательства.

Исторические типы мировоззрения.

Предпосылками философского мышления были мифологическое и религиозное объяснения мира:

Миф — это мировоззре­ние древнего общества, которое соединяет реальность и фантазию. Многие мифы заключают в себе поиски ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира, о возникновении наиболее важных для человека явлений природы, о мировой гармонии и человеческой судьбе. Это была первая попытка обобщить все многообразие явлений и дать им универсальное объяснение.

Религия — форма мировоззрения, основанная на вере в нали­чие сверхъестественной силы, которая управляет миром. Религия «удваивает мир», разделяя его на божественный и земной (сотворенный) и ставит в основу своих объяснений не разум, а чувство веры. При религиозном мировоззрении для человека характерна чув­ственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

Философия — особый, научно-теоретический тип мировоззрения. В отличие от мифа и религии в философии были вынесены на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, что отразило нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Философская мысль заявила о себе как поиск мудрости.

Специфические черты философского мировоззрения:

1. Это взгляд на мир с позиций человеческого разума и активности. Он позволяет людям сознательно ориентироваться в природе и обществе.

2. В философии сформировался свой четкий понятийно-категориальный аппа­рат.

3. Философия логична и доказательна. Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в логически упорядоченной форме.

4. Философия — рефлективный тип мировоззрения. В ней мысль обращается на саму себя.

5. Важный принцип философии — свободомыслие. По самой своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в догматы и посту­латы.

Таким образом, философия представляет собой высший уро­вень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, сис­темностью, логикой и теоретической оформленностью.

2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ. Шпаргалка по философии: ответы на экзаменационные билеты

2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Всякая философия — это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения:

— философия — это высший уровень и вид мировоззрения, это системно-рациональное и теоретически оформленное мировоззрение;

— философия — это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение;

— философия — это система основополагающих идей в составе общественного мировоззрения. Мировоззрение — это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей.

Мировоззрение может быть:

— идеалистическим;

— материалистическим.

Материализм — философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир — движущаяся материя, а духовное начало — это свойство мозга (высокоорганизованной материи).

Идеализм — философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи.

Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества.

Ценностные ориентации — система духовных и материальных благ, которые общество признает как главенствующую силу над собой, определяющую поступки, помыслы и взаимоотношения людей.

Все имеет значимость, смысл, положительную или отрицательную ценность. Ценности неравнозначны, они оцениваются с разных точек зрения: эмоциональной; религиозной; нравственной; эстетической; научной; философской; прагматической.

Наша душа обладает уникальной способностью определять именно свои ценностные ориентации. Это проявляется и на уровне мировоззренческих позиций, где речь идет об отношении к религии, искусству, к выбору нравственных ориентаций и философских пристрастий.

Вера — один из основных устоев духовного мира человека и человечества. Каждый человек вне зависимости от своих утверждений имеет веру. Вера являет собой феномен сознания, обладающий огромной силой жизненной значимости: жить без веры невозможно. Акт веры — это бессознательное чувство, внутреннее ощущение, в той или иной мере свойственное каждому человеку.

Идеалы являются важной составляющей мировоззрения. Человек всегда стремится к идеалу.

Идеал — это мечта:

— о совершенном обществе, в котором все честно;

— гармонически развитой личности;

— разумных межличностных отношениях;

— нравственном;

— прекрасном;

— реализации своих возможностей на благо человечества.

Убеждения — это четко составленная система взглядов, которые поселились в нашей душе, но не только в сфере сознания, но и в подсознании, в сфере интуиции, густо окрасившись нашими чувствами.

Убеждения составляют:

— духовное ядро личности;

— основу мировоззрения.

Таковы составляющие мировоззрения, а его теоретическим стержнем является система философских знаний.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Мировоззрение как философское понятие. Философия: Конспект лекций

Мировоззрение как философское понятие

Мировоззрение – это совокупность общих представлений о действиях, которые отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина, добро, красота), принципы отношения к действительности (оптимизм, пессимизм), ценностные ориентации. Мировоззрение может быть индивидуальным, общественным, групповым.

В мировоззрении выделяют два уровня – чувственно-эмоциональный и теоретический. Чувственно-эмоциональный уровень – это цельное осознание действительности в виде ощущений, восприятий, эмоций. Теоретический уровень – это интеллектуальный аспект мировоззрения (действительность через призму законов).

Исторические формы мировоззрения: мифология, религия, философское знание. Миф – священное предание, сложенное о деянии богов, в котором повествуется о том, как устроен мир. Мифология связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный опыт осмысления действительности предков. Мифологическое сознание существует и сейчас. Религия – это форма общественного сознания, смысл которого заключается в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении о мироустройстве. Религия основана на вере в существование одного или нескольких богов (монотеизм, политеизм). Отличие от мифа в том, что у религии существуют свои книги и организационный орган. Философия (от греч. «любовь к мудрости») – это учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира.

Человек всегда задумывался над тем, каково его место в мире, зачем он живет, в чем смысл его жизни, почему существуют жизнь и смерть. Мировоззрение по своему содержанию может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, революционным или реакционным. Определенный тип мировоззрения обусловливается исторической эпохой, общественным классом, которые подразумевают наличие определенных норм и принципов сознания, стилей мышления.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Мировоззрение и его виды. Особенности философского мировоззрения — Студопедия

Мировоззрение относится к внутреннему (духовному) миру человека, который, в свою очередь, определяется как осознанная духовная жизнь человека (в том числе создание, усвоение и сохранение культурных ценностей), содержимое психической реальности человека. В качестве компонентов внутреннего мира также выделяют:

· Познание (см. пункт Виды знаний)

· Направленность личности – мотивы, которыми человек руководствуется при совершении какой-либо деятельности, и ориентиры, на которые он равняется.

· Эмоции – субъективные волнения человека на предмет явлений окружающего мира (страх, грусть, счастье, радость)

· Чувства – имеющие эмоциональный окрас состояния более длительного характера, чем эмоции.

Мировоззрение представляет собой набор взглядов и ценностей человека, определяющий отношение его к действительности. В его структуру также входят убеждения, идеалы, принципы и идеи.

Убеждение – это устойчивая установка на предмет какого-либо явления окружающего мира.

Можно выделить следующие разновидности мировоззрения:

· Обыденное (житейское): основывается на опыте человека, на его повседневной жизни и быте; подразумевает стереотипное мышление, главный объект которого – удовлетворение примитивных потребностей.

· Научное: базируется на теоритическом, критическом мышлении; важную роль играют здесь рациональные доводы и доказательность.

· Религиозное: формируется, исходя из религиозных догм конкретного вероучения; основные положения принимаются исключительно на веру.



Важно понимать, что в чистом виде ни одного вида мировоззрения существовать не может.

Мировоззрение может образовываться как стихийно (например, житейское), так и осознанным путем (научное).

Философское мировоззрение как бы биполярно: его смысловые «узлы» – мир и человек. Для философского мышления существенно не разделенное рассмотрение этих противоположностей, а постоянное их соотнесение. Различные проблемы философского мировоззрения нацелены на понимание форм их взаимодействия, на осмысление отношений человека к миру.

Философское мировоззрение выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.

Основные черты философского мировоззрения:

· концептуальная обоснованность;



· систематичность;

· универсальность;

· критичность.

Черты философского мировоззрения явно отличаются от религиозной, мифологической, научной или обыденной системы. У тех есть «якоря», держащие их в рамках, наработанных годами или веками, норм. Например, если в религии существуют догмы, в мифологии — предположения, а в науке — факты, обусловленные необходимостью их изучения, то философское мировоззрение не ограничивается направленностью своих интересов и предложений. Во многом этому способствует развитие критического мышления у современного человека. Например, известный научный факт о том, что человек — прямоходящее существо, можно подвергнуть сомнению, указав, что ребенка нужно учить ходить на двух ногах.

Особенности философского мировоззрения — в том, что оно рассматривает действительность и человека как взаимодействующие системы. Ранее ученые исследовали отдельно мир как творение Бога и место людей в нем.

Сутью этого понятия является осмысление духовной активности человека в постоянно меняющемся мире, его умения к нему приспосабливаться. Ранее существовали такие виды мировоззрения, как религиозное и мифическое, первому из которых был свойственен страх перед неизвестностью и силами природы, тогда как второму – страх перед Богом и наказанием.

Еще важные особенности философского мировоззрения — в том, что они не строятся на страхе и догадках, а имеют под собой систему, основанную на логике и доказательности. Это высший способ для человеческого сознания понять мир в полном единстве всех его проявлений и представить картину сущего со всеми его компонентами целиком.

У каждого человека есть собственный взгляд на существующую действительность, который сформировался путем его развития, воспитания, образования, профессиональной деятельности и общения с другими людьми. Все это лежит в основе мировоззрения, и у каждого оно свое. Но кроме различий во взгляде на мир у людей есть точки соприкосновения, которые позволяют объединяться им в различные сообщества.

Благодаря этому типы философского мировоззрения условно делятся на 2 вида. В одном из них учитываются мнение большинства о реальности, в другом – личное:

· социально-исторический – это формирование взглядов человечества на мир в различные эпохи его развития, например, архаический, свойственный древности, и философский, соответствующий современности;

· личностный тип формируется в процессе духовного роста индивидуума и его возможности усваивать и применять ценности и мировоззрения, наработанные человечеством.

Все в этом мире проходит несколько этапов — от зарождения до принятия окончательной формы. Известны 3 стадии эволюции философии мировоззрения:

· космоцентризм – это взгляд на реальность, в основе которой лежит влияние на все сущее могучего и бесконечного Космоса;

· теоцентризм – мнение, что весь мир, и видимый, и невидимый, зависит от сверхъестественных сил или Бога;

· антропоцентризм – во главе всего стоит человек – венец творения.

Основные философские мировоззрения сформировались благодаря синтезу всех трех стадий развития, объединивших в единый объект изучение природы, человека и общества, в котором он живет.

ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИИ — PHY 101: ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Похожие вопросы:

  • Анализ понятия философии как мировоззрения.


(ВАШЕ ВВЕДЕНИЕ)



ДИСЦИПЛИНА ФИЛОСОФИИ

ответы на вопросы философии влекут за собой бесконечные логические и логические вопросы. Философия чрезвычайно широка, потому что она влечет за собой несколько отраслей и подотраслей, и поэтому она не может иметь единую концепцию, поскольку различные классы философов определяют философию на основе своей области специализации.Некоторые основные качества философии:

· Это влечет за собой бесконечные и бесконечные поиски ответов на вопросы.
· Это чисто рационально и логично, т. Е. Не иметь никаких следов сверхъестественного.
· Вопросы философии касаются только общего или универсального », а не« частного или конкретного ».
· Философия возникает, когда «человек» начинает размышлять над своим опытом как «внутренним», т. Е. Внутри своего личного мира, так и «внешним», т.е.е. реальность, которая происходит вокруг него.
КОНЦЕПЦИЯ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Философия сыграла важную роль в истории интеллектуального развития человека благодаря тому, что она является «исследованием» и «формой общественного сознания». Это делает философию двойной формой как «наука» и «мировоззрение». Мировоззрение означает базовые, общие и глобальные человеческие убеждения в отношении природы (объективность) и всесторонней личной человеческой жизни (субъективность) и того, как они влияют на образ жизни и схему вещей.Мировоззрение — это когнитивная (ментальная) структура, состоящая из идеалов того, что, по мнению человека, является экзистенциальной жизнью или должно основываться на повседневном опыте. Проще говоря, мировоззрение — это то, как человек осмысливает природу.

ВИДЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Существуют различные типы мировоззрения; и хотя они разные; они также взаимосвязаны в пути. Это подчеркивает природу разнообразия, но единства в философии. Что отличает мировоззрение, так это их особенности и роль, которую они играют.Однако, учитывая три фундаментальные платформы реальности, у нас есть три основных мировоззрения, и это; Религиозное мировоззрение, Философское мировоззрение и Научное мировоззрение.
я. Религиозное мировоззрение
Это мировоззрение, которое неразрывно связано с верой в высшее существо или Бога, которое предполагается основой и определяющим фактором реальности. В этом отношении религии играют очень важную роль. Они выражают восприятие и понимание реальности, но в связи с высшим существом.Религиозное мировоззрение очень идеалистично в отношении реальности. Пример религиозного мировоззрения — история создания в христианской Библии; мировоззрение, что вселенная была создана высшим существом (Богом).
ii. Научное мировоззрение
Это мировоззрение по сути эмпирически. Это берет свое начало в науках, которые используют инструмент технологии, чтобы выразить это мировоззрение. Научное мировоззрение гласит, что экзистенциальная вселенная определяется и управляется естественными законами, которые имеют математический характер.Научное мировоззрение имеет строго материалистический взгляд на реальность. Что касается той же проблемы сотворения мира, то научное мировоззрение ненавидит идею креационизма; вместо этого они постулируют концепцию эволюционизма (всей реальности, развитой из низших форм жизни) как основы реальности.
iii. Философское мировоззрение
Это самое динамичное из всех мировоззрений. Это неразрывно связано с тем, что философия как дисциплина носит универсальный характер.Философское мировоззрение — это совокупность взглядов на все, что существует повсеместно. Философское мировоззрение охватывает все сферы существования; будь то метафизика, эпистемология или этика. Это подразумевает, что все другие мировоззрения, какими бы они ни были, все заключены в философском мировоззрении. Философское мировоззрение влечет за собой как идеалистические, так и материалистические аспекты реальности, и это делает его наиболее фундаментальным из всех мировоззрений.

ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Некоторые из основных характеристик описаны ниже;

я. Охватывает все сферы существования; оно имеет всеобъемлющую природу.
ii. Он имеет качество « оценка » в качестве своих сторонников, которые являются философами, высоко ценят ценности и идеалы. Они стремятся открыть для себя сущность любого знания.
iii. Имеет партизанский характер. Это влечет за собой тот факт, что философское мировоззрение является весьма спорным, поскольку различные философы имеют свои собственные взгляды и поддерживают свои собственные ценности в отношении субъективности (человек) и объективности (природа).
iv. Это влечет за собой фундаментальные и вечные проблемы, поскольку его вопросы не могут быть исчерпаны сразу. Таким образом, попытки ответить на эти вопросы порождают другие основные вопросы. Это показывает бесконечность философского мировоззрения и длительное значение его вопросов.

ПЛАТФОРМЫ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Под платформами мы подразумеваем отправные точки или элементы, которые инициируют создание философского мировоззрения.Эти;
я. Объективность — мир, существующий вне человеческой личности, который, несмотря на изменения, имеет сильную базовую непрерывность и вечен и бесконечен.
ii. Субъективность — человеческая личность, существующая в мире как часть мира, но отделенная от него; потому что человеческая личность смертна и конечна. Хотя человеческая личность также имеет основную преемственность через порождение людей.

(ВАША ЛИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ)

,

Основные функции философии как теоретического мировоззрения

Большинству людей, которые слышат слово «Философия», кажется, что это что-то далекое от реальной жизни, своего рода скучная ментализация. Но есть и другое мнение, согласно которому философия очень полезна и должна служить интересам общества, государства, религии, нации и так далее. Однако публичное явление, служащее нуждам политики, экономики, общества или государства, является лишь усеченной и часто искаженной частью философии, ее суррогатом, который называется идеологией.Но главные задачи философии не имеют к этому никакого отношения — ведь, как писал современный классический философ Мартин Хайдеггер, он ничему не учит, кроме того, что он учит думать на собственном примере.

Философия — это органическая, нечеловеческая культура, а также наука, право, искусство, этика. Более того, многие из вышеперечисленных форм общественного сознания в свое время выросли из него. Прежде всего, философия родилась из попыток человечества объяснить и ассимилировать окружающий мир (в духовном и практическом смысле этого слова).Опыт истории философии, которая длится почти три тысячи лет, а также соответствующие тенденции и открытия двадцатого века определили основные функции философии. Их суть заключается в том, что философия ставит вопросы и поднимает проблемы, которые охватывают весь мир.

В рамках структуры философского знания эти функции очень взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга. Когда философское знание пытается решить проблему существования как таковой, движущих сил, его сущности и форм, фундаментальных принципов и категорий, тогда оно выполняет онтологическую функцию.Хотя термин «онтология» был введен в научный дискурс только в 17 веке, различные варианты понимания бытия были разработаны с древности. Но основные функции философии на этом не заканчиваются. По крайней мере, его онтологическая и когнитивная роль неотделимы друг от друга.

Философия, конечно, не является суммой научных знаний как конкретной науки. Но она поднимает вопрос о том, как теоретическое, в том числе и научное, возможно.Гносеология исследует проблемы, источники, возможности познания, критерии его вероятности и истинности и ставит вопрос о единстве и разнице в знаниях и понимании. Основные функции философии включают в себя такую ​​важную функцию знания, как наука о методе. Это учение о принципах познания мира и его отдельных явлений, а также о способах выявления закономерностей. Тем не менее, некоторые философские учения признают познаваемость мира, в то время как другие считают, что методология не ведет к истине.

Основными функциями философии являются не только понимание теоретических и рациональных сфер человеческой жизни. Одна из его важнейших ролей — праксиологическая, связанная с анализом взаимоотношений людей, общества и культуры. Его развитие явилось причиной возникновения философии истории, религии, эстетики, этики, политики и т. Д. Также появилась особая функция: философия ценностей. Это теория о принципах, которые имеют универсальное значение.Они определяют характер различных действий человека, а также критерии различия между добром и злом и выбор между ними. Аксиологическая роль философии заключается в том, что она изучает человеческие ценности и идеалы, обобщает духовный опыт многих поколений, предлагает универсальные и универсальные ценности и предостерегает от их игнорирования.

Поскольку все философские проблемы переосмысливаются сквозь призму человеческого восприятия, они неотделимы от системы категорий, таких как вера, любовь, нравственность, отношение к смерти и так далее.Характер мировоззрения определяется такими категориями, как жизненная позиция или отношение.

Исходя из этой ориентации личности, измените взгляд на сущность человека и его духовную и социальную природу. Итак, фаталистический подход рассматривает человека как обреченную марионетку, а волюнтаристский, наоборот, говорит об абсолютной свободе человека. Вот почему философская функция философии также имеет большое значение. Можно сказать, что эти основные роли, которые кристаллизовались на протяжении многих лет истории философии, являются постоянными, «инвариантными» и дают ключ к пониманию различных аспектов философского знания.

р >>

,

Философские основы христианского мировоззрения Дж. П. Морленда

Время и второе чтение, а также различные сдвиги в мировоззрении могут в корне изменить восприятие автора. Моим первым опытом с Мореландом и Крейгом, в частности с Мореландом, было: «Люби своего Бога всем своим разумом». Несмотря на пушистую, евангелистскую преданность, LYGWALM на самом деле был очень строгим и, вероятно, сделал больше для начала своей интеллектуальной жизни, чем что-либо еще. ,

Я решил прочитать все по Морленду (и Крейгу).Поскольку «Философские основы

года» и «Второе чтение», а также различные сдвиги в мировоззрении, могут в корне изменить восприятие автора. Моим первым опытом с Мореландом и Крейгом, в частности с Мореландом, было: «Люби своего Бога всем своим разумом». Несмотря на пушистую, евангелистскую преданность, LYGWALM на самом деле был очень строгим и, вероятно, сделал больше для начала своей интеллектуальной жизни, чем что-либо еще. ,

Я решил прочитать все по Морленду (и Крейгу).Поскольку «Философские основы христианского мировоззрения» только что вышли в свет в 2003 году, я чувствовал, что это будет хороший текст для чтения.

Когда я получил это, я испытал несколько разочарований. Это было не так над моей головой. И части, которые я понимал, я должен был отвергнуть: молинизм и классические аргументы в пользу существования Бога. Я начал изучать этику, и раздел Морелэнд / Крейг по этике, подчеркивающий роль нормативной, ситуативной и личной этики, был выдающимся.
Ценность книги:
Они показывают философские трудности со всей западной философией (и теологией).

Основные моменты книги:
1. Отличная, хотя и немного интеллектуально, глава о том, как делать логику. Имейте в виду, это очень и очень трудно читать.

2. Дает хорошую дискуссию о том, является ли знание действительно «оправданным, истинным убеждением».

3. Познакомить читателя с категориями времени, вещества и пространства.

4. Очень хорошая внутренняя критика предпосылок Scient (ISM). Полностью деформирует современную науку.

5. Отличная дискуссия о природе этических рассуждений.

6. Хорошая критика западной доктрины абсолютной божественной простоты.

Минусы книги:
1. Эта книга слишком сложна и недоступна для большинства людей.

2. Я признаю — теперь я вижу, что их доказательства существования Бога логически совместимы. Я отвергаю предполагаемую критику пяти путей. Однако кого на самом деле убедили эти рассуждения?

3. Глава о Молинизме очень интересна. Однако я не уверен, что Молинизм сам по себе не является еще одним вариантом августовского детерминизма.

Заключение:
Как справочный ресурс, эта книга является выдающейся. Однако, чтобы полностью понять, что они говорят, нужно прочитать философию и теологию верхнего уровня в течение года (мне пришлось учиться три или четыре года), чтобы действительно понять, что они говорят.

Лекция 9. Мировоззрение

Цели:

Дайте определение мировоззрению

Определите типы мировоззрения и изучите взаимосвязь между ними

Одной из самых больших проблем современного общества является влияние общих изменений и ускорения на психологию человека. Кажется, что ни отдельные умы, ни коллективная культура не способны справиться с непредсказуемыми изменениями и растущей сложностью.Стресс, неуверенность и разочарование усиливаются, умы перегружены информацией, фрагменты знаний, ценности разрушаются, а негативные события постоянно переоцениваются, а позитивные игнорируются. В результате климат нигилизма, тревоги и отчаяния. Хотя мудрость, накопленная в прошлом, в значительной степени утратила свою актуальность, у нас также нет четкого видения будущего. В результате, похоже, ничего не осталось, чтобы направлять наши действия.

Нам нужна система, которая связывает все воедино, которая позволяет нам понять общество, мир и наше место в нем, и которая может помочь нам принять важные решения, которые будут определять наше будущее.Он синтезировал бы мудрость, собранную в различных научных дисциплинах, философиях и религиях. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на маленьких частях реальности, это дало бы нам картину целого. В частности, это поможет нам понять и, следовательно, справиться со сложностью и переменами. Такую концептуальную основу можно назвать «мировоззрением».

Мировоззрение — это далеко не все взгляды и представления об окружающем мире, то есть это не просто картина мира, взятая в ее целостном виде.Ни одна конкретная наука не может быть отождествлена ​​с мировоззрением, хотя каждая наука содержит принцип мировоззрения. Например, Дарвин открыл законы происхождения видов. Это вызвало революцию в биологии и вызвало всеобщий интерес. Вызывали ли эти законы такой интерес, потому что они были просто биологическими законами? Конечно нет. Они пробудили такой интерес, потому что они помогли нам понять различные философские вопросы, вопрос цели в живой природе, происхождение человека и так далее.Имя Эйнштейна стало бессмертным благодаря его открытию. Но было ли это открытие чисто физическим, решением какой-то конкретной научной проблемы? Нет, теория Эйнштейна дала ключ к философской проблеме сущности пространства и времени, их единства с материей. Почему идеи Сеченова о мозговых рефлексах вызвали такой фурор среди интеллектуалов? Не потому, что они были просто физиологическими идеями, а потому, что они решали определенные философские проблемы отношений между сознанием и мозгом.Мы знаем, какое большое влияние оказали принципы кибернетики. Но кибернетика — это не просто конкретная научная теория. Кибернетика, а также генетика порождают глубокие философские проблемы.

Мировоззрение содержит нечто большее, чем научная информация. Это важнейший регулирующий принцип всех жизненно важных отношений между человеком и социальными группами в их историческом развитии. Коренясь во всей системе духовных потребностей и интересов человека и общества, определяемых человеческой практикой, всем накопленным человеческим опытом, мировоззрение, в свою очередь, оказывает огромное влияние на жизнь общества и личности.

Мировоззрение обычно сравнивают с идеологией, и эти два понятия иногда трактуются как синонимы. Но они скорее пересекаются, чем совпадают. Идеология охватывает ту часть мировоззрения, которая ориентирована на социальные, классовые отношения, интересы определенных социальных групп и, прежде всего, на явления политической власти. С другой стороны, мировоззрение ориентировано на весь мир, на систему «человек-вселенная».

Мировоззрение может существовать на обычном повседневном уровне, порожденном эмпирическими условиями жизни и опытом, передаваемыми из поколения в поколение.Он также может быть научным, объединяющим достижения современной науки о природе, обществе и самом человечестве.

Мировоззрение — это не только содержание, но и способ мышления о реальности, а также принципы самой жизни. Важной составляющей мировоззрения являются идеалы, заветные и решительные цели жизни. Характер представления человека о мире, его мировоззрение облегчают постановку определенных целей, которые при обобщении образуют широкий план жизни, идеалы, представления о благополучии, добре и зле, красоте и прогрессе, которые дают мировоззрение огромная сила, чтобы вдохновить действия.Знание становится мировоззрением, когда оно приобретает характер убежденности, полной и непоколебимой уверенности в правильности определенных идей, взглядов, принципов, идеалов, которые берут верх над душой человека, подчиняют его действиям и управляют его совестью или, иными словами, образуйте узы, которые невозможно избежать, не предав себя, освободив «демонов», которых человек может победить, только подчиняясь им и действуя в соответствии со своей подавляющей силой. Мировоззрение влияет на стандарты поведения, отношение человека к своей работе, к другим людям, характер его жизненных стремлений, его повседневное существование, вкусы и интересы.Это своего рода духовная призма, через которую все вокруг нас воспринимается, ощущается и трансформируется.

Как большинство людей согласятся, именно идеологическая убежденность, то есть определенный взгляд на мир, позволяет человеку в момент смертельной опасности преодолеть инстинкт самосохранения, пожертвовать собственной жизнью, совершать смелые подвиги во имя свободы от угнетения, во имя научных, моральных, социально-политических и других принципов и идеалов.Мировоззрение не существует само по себе, кроме конкретных исторических личностей, социальных групп, классов и партий. Так или иначе, отражая определенные явления реальности, он выражает их ценностные ориентации, их отношение к событиям общественной жизни. Философия, как теоретическое ядро ​​мировоззрения, в основном защищает интересы определенных социальных групп и поэтому имеет классовый и, в этом смысле, партийный характер. В зависимости от того, совпадают ли общественно-политические интересы данного класса с объективной тенденцией истории, его философские позиции являются либо прогрессивными, либо реакционными.Они могут быть оптимистичными или пессимистичными, религиозными или атеистическими, идеалистическими или материалистическими, гуманными или человеконенавистническими. Вся история философской мысли — это, по сути, борьба между различными мировоззрениями, борьба, которая часто свирепствовала настолько сильно, что люди предпочитали быть сожженными на костре, брошенными в тюрьму или осужденными на каторгу, а не предавать своих избранников. причина.

Итак, всеобъемлющее мировоззрение (или мировоззрение) — это фундаментальная когнитивная ориентация человека или общества, охватывающая все знания и точку зрения человека или общества, включая естественную философию; фундаментальные, экзистенциальные и нормативные постулаты; или темы, ценности, эмоции и этика.Термин является калькой немецкого слова Weltanschauung, состоящего из Welt («мир») и Anschauung («взгляд» или «внешний вид»). Эта концепция является фундаментальной для немецкой философии и эпистемологии и относится к широкому восприятию мира. Кроме того, это относится к структуре идей и убеждений, посредством которых человек, группа или культура интерпретируют мир и взаимодействуют с ним.

Мировоззрение — это сеть предпосылок, которая не проверяется процедурами естествознания, но с точки зрения которых каждый аспект человеческих знаний и опыта интерпретируется и взаимосвязан.

Одним из наиболее важных понятий в когнитивной философии и когнитивных науках является немецкое понятие Weltanschauung. Это выражение часто использовалось для обозначения «широкого мировоззрения» или «широкого восприятия мира» людьми, семьей или человеком. Weltanschauung людей происходит из уникального мирового опыта людей, который они испытывают в течение нескольких тысячелетий. Язык народа отражает Weltanschauung этого народа в форме его синтаксических структур и непереводимых коннотаций и его обозначений.

Термин «мировоззрение» часто ошибочно приписывают Вильгельму фон Гумбольдту, основателю немецкой этнолингвистики. Однако, как отмечает Юрген Трабант и как Андерхол напоминает нам в своем «Гумбольдте, мировоззрении и языке» (2009), ключевой концепцией Гумбольдта было «Weltansicht». «Weltanschauung», использовавшийся сначала Кантом, а затем популяризированный Гегелем, всегда использовался на немецком языке, а затем использовался на английском языке для обозначения скорее философии, идеологии и культурных или религиозных взглядов, чем языковых сообществ и способа восприятия реальности.«Weltansicht» использовался Гумбольдтом для обозначения всеобъемлющего концептуального и цензурного восприятия реальности, разделяемого лингвистическим сообществом (Нация). Но Гумбольдт утверждал, что говорящий человек является ядром языка. Речь поддерживает мировоззрение. Мировоззрения — это не тюрьмы, которые содержат и ограничивают нас, это пространства, в которых мы развиваемся, создаем и творчески сопротивляемся, говоря друг с другом.

Мировоззрение может быть выражено как фундаментальные когнитивные, аффективные и оценочные предпосылки, которые группа людей делает о природе вещей и которую они используют, чтобы упорядочить свою жизнь.

Если бы можно было нарисовать карту мира на основе Weltanschauung, вероятно, было бы видно, что она пересекает политические границы. Weltanschauung является продуктом политических границ и общего опыта людей из географического региона, эколого-климатических условий, доступные экономические ресурсы, социокультурные системы и языковая семья.

Независимо от того, сильно ли мышление формирует язык и культуру или наоборот, мировоззренческая карта мира, вероятно, будет тесно связана с лингвистической картой мира.Точно так же это, вероятно, почти совпадет с картой мира, нарисованной на основе музыки среди людей.

Построение интегрирующих мировоззрений начинается с фрагментов мировоззрений, предлагаемых нам различными научными дисциплинами и различными системами знаний. Этому способствуют различные перспективы, существующие в разных культурах мира. Это основная тема исследований в Центре междисциплинарных исследований Льва Апостеля.

Хотя Апостель и его последователи однозначно считают, что люди могут создавать мировоззрения, другие авторы считают, что мировоззрения действуют на уровне сообщества и / или бессознательно.Например, если мировоззрение человека фиксируется его языком, в соответствии с сильной версией гипотезы СапирВорфа, ему нужно будет выучить или изобрести новый язык, чтобы построить новое мировоззрение.

Согласно Апостелю, мировоззрение — это онтология, или описательная модель мира. Он должен содержать следующие элементы:

Модель мира

Это должно позволить нам понять, как устроен мир и как он структурирован.«Мир» здесь означает совокупность, все, что существует вокруг нас, включая физическую вселенную, Землю, жизнь, разум, общество и культуру. Мы сами являемся важной частью этого мира. Поэтому мировоззрение должно также ответить на основной вопрос: «Кто мы?»

Объяснение

Второй компонент должен объяснить первый. Он должен ответить на вопросы: «Почему мир такой, какой он есть? Откуда все это? Откуда мы?» Это, пожалуй, самая важная часть мировоззрения.Если мы сможем объяснить, как и почему возник конкретный феномен (скажем, жизнь или ум), мы сможем лучше понять, как функционирует этот феномен. Это также поможет нам понять, как это явление будет продолжать развиваться.

Футурология

Эта экстраполяция прошлой эволюции в будущее определяет третий компонент мировоззрения: футурология. Следует ответить на вопрос «Куда мы идем?» Это должно дать нам список возможностей, более или менее вероятных будущих событий.Но это поставит нас перед выбором: какую из альтернатив мы должны продвигать, а какую следует избегать?

Значения

Это более фундаментальный вопрос стоимости: «Что такое добро, а что зло?» Теория ценностей определяет четвертый компонент мировоззрения. Она включает в себя мораль или этику, систему правил, которая говорит нам, как мы должны или не должны себя вести. Это также дает нам ощущение цели, направления или набора целей для руководства нашими действиями.Вместе с ответом на вопрос «почему?» Ответ на вопрос «зачем?» может помочь нам понять реальный смысл жизни.

Действие

Знать, к чему стремиться, еще не значит знать, как туда добраться. Следующим компонентом должна быть теория действия (праксиология). Это ответило бы на вопрос «Как мы должны действовать?» Это поможет нам решить практические проблемы и реализовать планы действий.

Знание

Планы основаны на знаниях и информации, на теориях и моделях, описывающих явления, с которыми мы сталкиваемся.Поэтому нам нужно понять, как мы можем построить надежные модели. Это компонент приобретения знаний. Это эквивалентно тому, что в философии называют «эпистемологией» или «теорией познания». Это должно позволить нам отличать лучшие теории от худших. Следует ответить на традиционный философский вопрос «Что является правдой, а что ложью?»

Строительные блоки

Заключительный пункт повестки дня строителя мировоззрения не предназначен для ответа на какой-либо фундаментальный вопрос.Это просто напоминает нам о том, что мировоззрение нельзя развивать с нуля. Вам нужны строительные блоки для начала. Эти строительные блоки можно найти в существующих теориях, моделях, концепциях, руководящих принципах и ценностях, разбросанных по различным дисциплинам и идеологиям. Это определяет седьмой компонент: фрагменты мировоззрений в качестве отправной точки.

Мировоззрение описывает непротиворечивое (в той или иной степени) и целостное чувство существования и обеспечивает основу для генерирования, поддержания и применения знаний.

Истинным основателем идеи о неразрывности языка и мировоззрения является прусский филолог Вильгельм фон Гумбольдт (17671835). Гумбольдт остается, однако, малоизвестным в англоязычных странах, несмотря на работы Брауна, Манчестера и Андерхилла. Гумбольдт утверждал, что язык является частью творческого приключения человечества. Он утверждал, что культура, язык и языковые сообщества развивались одновременно и не могли обойтись друг без друга. В резком контрасте с лингвистическим детерминизмом, который предлагает нам рассматривать язык как ограничение, каркас или тюрьму, Гумбольдт утверждал, что речь по своей природе и неявно творческая.Человеческие существа занимают свое место в речи и продолжают изменять язык и мышление посредством своих творческих обменов. Мировоззрение остается запутанной и запутанной концепцией в английском языке, используемой лингвистами и социологами совершенно по-разному. Именно по этой причине Underhill предлагает пять подкатегорий: воспринимающий мир, мыслящий мир, культурный склад ума, личный мир и перспектива.

Хотя работа Гумбольдта предлагает глубокое понимание отношений между мышлением и речью, и хотя Эдвард Сапир очень тонко излагает эти отношения на английском языке.Английские лингвисты склонны настойчиво прикреплять обсуждение мировоззрений к творчеству Уорфа. И эта тенденция не изменилась с когнитивной лингвистикой.

Гипотеза лингвистической относительности Бенджамина Ли Уорфа описывает, как синтаксически-семантическая структура языка становится базовой структурой для мировоззрения людей посредством организации причинного восприятия мира и лингвистической категоризации сущностей. По мере того, как лингвистическая категоризация появляется как представление о мировоззрении и причинности, она еще больше модифицирует социальное восприятие и тем самым ведет к постоянному взаимодействию между языком и восприятием.

Гипотеза была хорошо принята в конце 1940-х годов, но после десятилетия ее популярность снизилась. В 1990-х годах новое исследование дало дальнейшую поддержку теории лингвистической относительности в работах Стивена Левинсона и его команды в Институте психолингвистики Макса Планка в Неймегене, Нидерланды. Теория также привлекла внимание благодаря работе Леры Бородицкой в ​​Стэнфордском университете.

Проблемные вопросы: Можете ли вы привести примеры лексических предметов, которые отражают точку зрения отдельных представителей культуры на существующую реальность? Что эти предметы могут рассказать об особенностях мира, которые замечают эти люди?


Дата: 2014-12-22; просмотр: 2146


.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *