Философы о смысле жизни человека: Смысл жизни по мнению известных философов (стр. 1 из 2)

Содержание

Смысл жизни по мнению известных философов (стр. 1 из 2)

Введение.

Великие философы — такие, как Сократ, Платон, Декарт, Спиноза, Диоген и многие другие — обладали чёткими представлениями о том, какая жизнь «лучше всего» (а, следовательно, и более всего осмысленна) и, как правило, ассоциировали смысл жизни с понятием блага. То есть в их понимании человек должен жить во благо другим людям. Он должен оставить вклад после себя.

С моей точки зрения такие люди, которые принесли значимое благо в жизнь других – это писатели такие, как Пушкин, Лермонтов, Булгаков и многие другие, это учённые такие, как Эйнштейн, Павлов, Демихов, Гиппократ и другие. Но это ведь не значит, что мы простые люди и вовсе не великие умы не приносим благо другим.

Вопрос „о смысле жизни“ волнует и мучает в глубине души каждого человека. Человек может на время совсем забыть о нём, погрузиться с головой в заботы, в работу, в материальные заботы о сохранении жизни, о богатстве. Я думаю, что на данный вопрос нет однозначного ответа, а есть множество различных мнений. И их обилие объясняется тем, что разные люди в своей жизни преследуют разные цели.

В своём эссе, я рассмотрю различные мнения о смысле жизни на Земле, а в заключение напишу, что такое смысл жизни для меня.

Смысл существования человека.

Древнегреческий философ и учёный-энциклопедист Аристотель, например, полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье (eudaimonia), которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании. Духовная работа, таким образом, имеет преимущество над физической. Научная деятельность и занятия искусством — это так называемые дианоэтические добродетели, которые достигаются через подчинение страстей разуму.

Я в какой-то мере согласна с Аристотелем, ведь действительно каждый из нас проживает жизнь в поисках счастья, и главное, когда ты счастлив внутренне. Но с другой стороны, когда ты полностью посвятишь себя искусству или мало доходной науке и у тебя не будет денег на нормальную одежду, хорошую пищу, и из-за этого ты начнёшь чувствовать себя изгоем, и станешь одинок. Разве в этом счастье? Кто-то скажет нет, а для кого-то это действительно радость и смысл существования.

Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям — людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств. Согласно Шопенгауэру, жизнь — это ад, в котором глупец гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец, наоборот, старается избегать бед через самоограничение — мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям. Жизнь человека, по Шопенгауэру, — это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание, причём все усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, тогда как удовлетворение основных жизненных потребностей оборачивается лишь пресыщением и скукой.

И в трактовке жизни Шопенгауэра, есть доля правды. Наша жизнь – это постоянная борьба за выживание, а в современном мире это же совсем «бои без правил за место под солнцем». И если ты не захочешь бороться и станешь никем, то она тебя раздавит. Даже если свести желания к минимуму (чтобы было, где поспать и поесть) и смериться со страданиями, то что тогда жизнь? Чисто взять и пожить на этом свете человеком, об которого ноги будут вытирать. Нет это по моему совсем не смысл жизни!

Говоря о смысле человеческой жизни и смерти, Сартр писал: «Если мы должны умереть, то наша жизнь не имеет смысла, ибо её проблемы остаются нерешёнными и остаётся неопределённым само значение проблем… Всё сущее рождено без причины, продолжается в слабости и умирает случайно… Абсурдно, что мы родились, абсурдно, что умрём».

Можно сказать, что по Сартру нет никакого смысла жизни, потому что рано или поздно мы все умрём. Я с ним совершено, не согласна, потому что если следовать его мировоззрению, то зачем тогда жить вообще, легче покончить жить самоубийством, но это же не так. Ведь каждый человек держится за тоненькую ниточку, удерживающую его на этом свете, даже если его существование в этом мире отвратительно. Мы все прекрасно знаем про такую категорию людей, как бомжи (люди ,без определённого места жительства). Многие когда-то были состоятельными людьми, но разорились или были обмануты, а за доверчивость расплатились всем, ну и есть множество других причин, по которым они докатились до такой жизни. И каждый день для них – это множество проблем, испытаний, мук. Некоторые не выдерживают и всё же покидают этот мир (со своей же помощью ), но другие находят в себе силы жить дальше. Лично я считаю, что человек может распрощаться с жизнью только в том случае, когда он не видит в ней смысла.

Людвиг Витгенштейнвещи в личной жизни могут иметь смысл (важность), но сама жизнь не имеет никакого смысла отличного от этих вещей. В этом контексте говорится, что чья-то персональная жизнь имеет смысл (важна для самой себя или других) в форме событий, случающихся на протяжении всей этой жизни, и результатов этой жизни в терминах достижений, наследства, семьи и т. д.

Ведь в какой-то мере это действительно так. Наша жизнь важна для наших близких, для тех людей, которые нас любят. Их может быть всего лишь несколько, но мы осознавая то что, на этом белом свете мы кому-то нужны, для кого-то важны . И ради этих людей мы живём, чувствуя себя нужными.

Мне кажется, что так же стоит обратиться за поиском смысла жизни также в религии. Потому что часто предполагается, что религия — это ответ на человеческую потребность перестать ощущать состояние растерянности или страх смерти (и сопутствующее желание не умирать). Определяя мир за пределами жизни (духовный мир), эти потребности «удовлетворяются», обеспечивая смысл, цель и надежду для наших (в противном случае бессмысленных, бесцельных и конечных) жизней.

Я хотела бы рассмотреть его с точки зрения некоторых религий.

И начать я хочу с христианства . Смысл жизни — в спасении души. Самостоятельным бытием является только Бог, все существует и осмысляется только в непрерывной связи с Творцом. Однако не всё в этом мире имеет смысл — есть бессмысленные, иррациональные поступки. Примером такого поступка является, например, предательство Иуды или его самоубийство. Таким образом, христианство учит, что один поступок может обессмыслить всю жизнь. Смысл жизни — это замысел Божий о человеке, и он разный для разных людей. Его можно прозреть только смыв налипшую грязь лжи и греха, но его невозможно «выдумать».

«Увидела лягушка буйвола и сказала: „Я тоже хочу стать буйволом!“ Дулась, дулась и под конец лопнула. Ведь Бог-то кого лягушкой сделал, а кого буйволом. А лягушка чего учудила: захотела стать буйволом! Ну и лопнула! Пусть каждый радуется тому, каким сделал его Творец.» (Слова старца Паисия Святогорца).

Смысл земного этапа жизни — в обретении личного бессмертия, которое возможно только через личное сопричастие жертве Христовой и факту Его воскресения, как бы «сквозь Христа».

Вера она даёт нам смысл жизни цель, мечту о счастливой загробной жизни. Пусть нам трудно и плохо сейчас, но после смерти в тот час и миг, когда она была назначена нам судьбой, мы обретём вечный рай. Каждый в этом мире несёт своё испытание. Каждый находит свой смысл. И каждый должен помнить о «чистоте духовной».

С точки зрения иудаизма: смысл жизни любого человека состоит в служении Творцу, даже в самых будничных делах — когда человек ест, спит, отправляет естественные потребности, исполняет супружеский долг — он должен делать это с мыслью о том, что заботится о теле — для того, чтобы иметь возможность с полной самоотдачей служить Творцу.

Смысл жизни человека — в способствовании установлению царства Всевышнего над миром, раскрытии его света для всех народов мира.

Не каждый будет видеть смысл существования лишь в постоянном служение Богу, когда каждый миг ты в первую очередь думаешь не о себе, а о том, что ты должен жениться, вырастить кучу детишек, лишь потому что так велел Бог.

С точки зрения ислама: особое отношение между человеком и Богом — «вручение себя Богу», «покорность Богу»; последователи Ислама — мусульмане, то есть «преданные». Смысл жизни мусульманина состоит в том, чтобы поклоняться Всевышнему: «Я не создал джиннов и людей, чтобы они принесли Мне какую-либо пользу, а лишь для того, чтобы они Мне поклонялись. А ведь поклонение приносит им же пользу».

Религии – это прописанные правила, если ты живёшь по ним, если ты покорен Богу и судьбе то значит, что у тебя есть смысл жизни.

Смысл жизни Современного человека

Современное общество, безусловно, не навязывает смысл жизни своим членам и это является индивидуальным выбором каждого человека. В то же время, современное общество предлагает привлекательную цель, которая способна наполнять жизнь человека смыслом и придавать ему силы.

Смысл жизни современного человека — самосовершенствование, воспитание достойных детей, которые должны превзойти родителей, развитие этого мира в целом. Цель — превратить человека из «винтика», объекта приложения внешних сил в творца, демиурга, строителя мира.

Любой человек, встроенный в современное общество, — это творец будущего, участник развития нашего мира, в перспективе — участник создания новой Вселенной. И неважно, где и кем он работаем — двигает экономику вперед в частной фирме или учит детей в школе — его труд и вклад нужен для развития.

Сознание этого наполняет жизнь смыслом и заставляет делать свое дело хорошо и добросовестно — на благо себе, другим людям и обществу. Это позволяет осознавать собственную значимость и единую цель, которую ставят перед собой Современные люди, ощущать себя причастным к наивысшим достижениям человечества. Да и просто чувствовать себя носителем прогрессивного Будущего — это уже немаловажно.

6 популярных теорий о смысле жизни

В чем смысл жизни? Над этим вопросом ученые и философы бились не одно столетие, но так и не смогли прийти к какому-то определенному и единому выводу. Из споров истина не родилась, скорее все ещё сильнее запутались. Это привело к расколу на множество лагерей, в каждом из которых люди по-своему пытались осознать тщетность бытия. И у всех это получилось. А решать, что из этого правильнее и вернее, предоставили тебе и нам. Поэтому мы попытались разобраться в самых популярных учениях различных философов, чтобы все-таки понять, в чем же смысл жизни.

1. Гедонизм

Одно из древнейших учений, которое было направлено на понимание смысла жизни. Основоположником его считается философ Аристипп, живший в одно время с Сократом. Исходя из логики гедонистов, смысл жизни человека заключен в удовольствии, которое является высшим благом. Под удовольствием не стоит понимать только удовлетворение физиологических потребностей — сюда входит все, что может принести человеку это состояние: например, творчество, наука, искусство и тому подобное.

По философии гедонистов, удовольствие, как смысл жизни, является единственной настоящей ценностью, в то время как остальные ценности человека носят исключительно инструментальный характер. То есть предназначены для достижения удовольствия. Интересное учение, хоть и довольно простое.

2. Эвдемонизм

Чаще всего это философское учение, одним из основателей которого был Аристотель, приравнивают к течению гедонизма. Однако между этими двумя вещами есть колоссальная разница, которая заключена в следующем: для эвдемонизма смысл жизни — полное и абсолютное счастье, которое находится намного выше человеческого удовольствия. В некоторых моментах такое понимание главного вопроса человека в чем-то схоже с учением буддизма. Хоть там главной целью становится вырваться из бесконечной цепочки перерождений, но делается это для того, чтобы достигнуть нирваны, так называемого просветления. Это-то просветление и схоже с эвдемонизмом. Согласно учению, счастье заключено в победе духа над телом, который отрицает страх перед Богом, смертью и страданием.

4 философских парадокса, которые ты можешь применить к своей жизни

3. Утилитаризм

Суть этого философского подхода к изучению смысла жизни лежит в том, что человек должен извлекать из всего происходящего с ним определенную пользу. От предыдущих двух учений отличается тем, что извлекаемая польза необязательно должна приносить ему удовольствие или счастье. Одним из первых, кто разграничил эти три течения и систематизировал утилитаризм, был философ-моралист Иеремия Бентам. По его словам, смысл человеческой жизни в том, чтобы сделать своё существование максимально комфортным. Правда, человек в аспекте бытия загнан в этические рамки, выход за которые является непозволительным. При столкновении с выбором счастья в свою пользу или пользу окружающих человек должен руководствоваться не своими личными потребностями, а удовлетворением желаний максимального числа окружающих людей. С другой стороны, в основе учения лежит принцип, который провозгласил Кант: относись к окружающим так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. То есть смысл сводится к извлечению пользы из событий, которая осчастливит окружающих.

4. Принцип самопожертвования

В ряде некоторых функций это учение о смысле жизни довольно похоже на течение утилитаризма. Однако полностью соотносить эти два понятия нельзя, поскольку имеются кардинальные различия. Если в первом случае человек может (и в некоторых случаях должен) прожить свою жизнь, извлекая из неё максимальную пользу, то здесь главным принципом становится самоотречение, что довольно благородно. Отказ от личной выгоды не только не должен смущать человека, но и обязан стать его смыслом жизни. Отчасти подобные пункты присутствовали в философии стоиков, отчасти это учение родилось из христианства и образа Иисуса Христа. По сути, получается так, что каждый из нас должен принести максимальную пользу другому, отринув личные мотивы. И если все человеческое сообщество приложит максимум усилий для этого, в мире воцарится счастье, радость и гармония, а сосуществование станет настолько приятным, что вряд ли тогда люди откажутся от выполнения такой миссии. Звучит заманчиво, но крайне утопично. Хотя было бы неплохо жить в таком обществе.

5. Экзистенциализм

Это философское течение не только взорвало миллионы мозгов своей жёсткостью и откровенностью, но и стало основным в прошлом веке, плавно перейдя и в наше время. Кьеркегор, Камю, Сартр и многие другие философы активно продвигали эту философию в массы. Суть ее в том, что смысл жизни человека сводится к познанию собственной сущности, которая определяется существованием. Жизнь человека и он сам — открытый проект, который необходимо завершить. Правда, это практически невозможно. Человек сталкивается с разным опытом на протяжении своего существования: бренностью жизни, ее абсурдностью, а также тотальной свободой, которая может оказаться иллюзорной. Исходя из всех этих факторов, человек и выстраивает свою истинную сущность, но под воздействием различных обстоятельств та может меняться. А потому полностью достроить ее не получится, следовательно смысл жизни теряется, снова сводясь к простому существованию. То есть смысл — в обретении недостижимого, что позволяет нам заключить, исходя из этого, что смысла жизни и вовсе не существует. А принимать это или нет, решать только тебе.

Жизнь по Камю: как стать счастливым, если всё вокруг бессмысленно

6. Прагматизм

Это течение, которое обычно связывают с именем американского философа Чарльза Пирса, основано только на личной выгоде человека. Он не то что может извлекать ее из происходящего и окружающего его — достижение личного счастья приравнивается к смыслу жизни. Отличие от других перечисленных течений в том, что здесь этические рамки не только не устанавливаются, но и должны быть разрушены. Здесь все вопросы переводятся в практическую плоскость, духовное ставится на второй план. Цель человека, какой бы она ни была, какой бы эгоизм им ни двигал, оправдывает средства, которые человек использует для ее достижения. Жёстко, не очень приятно, но надо смириться с тем, что много людей так и живет. Может, поэтому наш мир не всегда такой приятный?

Дэвид Юм: почему ты не прав во всем, что тебе известно

В чём смысл жизни? У философов есть ответ

Над этим вопросом люди размышляли тысячелетиями. Но вопреки общему мнению, ответ на этот вопрос есть, просто он не один. Философы разных поколений доказывали истину своего предположения о смысле жизни, и у их взглядов всегда находились поклонники. Мы предлагаем рассмотреть наиболее распространённые теории о смысле нашего существования.

Счастье

По мнению Аристотеля, смысл любого существования — это стремление к счастью. По своей природе счастье — чувство мимолётное. Его эффект быстро наступает и быстро исчезает, оставляя нам лишь воспоминания. И вся наша деятельность, исходя из работ древнегреческого философа, направлена на достижение счастья.

Аристотель был философом с большой буквы, и его изречения находили отзыв во многих сердцах даже после его смерти. Он также полагал, что наша жизнь должна быть упорядочена, каждое действие должно иметь конкретную цель, мы должны знать, к чему стремимся. Если же ты просто «плывёшь по течению», то в твоем существовании нет смысла.

Как Аристотель сформировал мир, в котором мы живем

При этом любой физический труд — это всего лишь способ продлить свою жизнь, заработав на неё. В работе, по мнению Аристотеля, нет ничего, что может дать счастье. А вот творческая деятельность, наоборот, может воплотить твои мечты в реальность и дать раскрыться твоему потенциалу.

Смысла нет

Если оптимистичный взгляд Аристотеля тебе не подходит, то рассмотрим мнение его коллеги — Жан-Поля Сартра. Он был убеждённым приверженцем атеистического экзистенциализма и считал, что всё рождается, существует и умирает без причины.

Человек, как существо разумное, обречён всю свою жизнь переживать бесчисленные события и пытаться их объяснить. Если животные опираются только на инстинкты, то люди, в отличие от них, могут делать выбор осознанно. Но при этом реальность, в которой мы проживаем, будет существовать и без нас, и она не зависит от нашего мнения или взглядов.

По мнению Жан-Поля Сартра, все ответы на вопрос о смысле жизни — иллюзия. Не существует истинно верного ответа — каждый из них лишь неподтверждённая теория. Человек живёт в рамках своих собственных убеждений, которые никак не влияют на нашу действительность.

Удовольствие

По мнению древнегреческого философа Эпикура, целью нашего существования является стремление к удовольствию. Если человек получил то, что желал, и это принесло ему удовольствие, то он счастлив, а когда удовольствие пропало — он стремится к следующему. Познав удовольствие, мы инстинктивно стремимся к нему, и любой наш выбор будет опираться на приятные воспоминания.

Но «период наслаждения» — это не наркотический трип или алкогольное опьянение и подобные им телесные наслаждения, а время, проведённое без страданий. Так Эпикур полагал, что смысл жизни — в радости мелочам. Если ты не болеешь, сыт и имеешь крышу над головой, то ты счастливый человек.

8 советов, как перестать всё планировать и начать жить в своё удовольствие

Первопричиной стремления к удовольствию философ считал наличие некомфортной ситуации или страдания. Если человек всем доволен, то ему нет смысла менять свою жизнь. При этом Эпикур полагал, что не только телесные страдания толкают человека на деяния, но и душевные переживания заставляют кардинально менять свою жизнь.

Свобода и независимость

По мнению Диогена, нет ничего более важного в жизни, чем свобода. При этом под свободой он понимал полную независимость от людей и государства. Себя он называл гражданином мира и презирал многие общественные устои. Исходя из его учений, главное — это достижение полной самостоятельности через тренировку тела и духа.

Если окружающий мир невозможно изменить, то просто абстрагируйся от него и живи своей жизнью. Именно это и делал Диоген: он жил на улице, учил жизни любого, кто его попросит, и был счастлив. Для своих современников он стал примером истиной свободы, так как не нуждался в большинстве человеческих благ.

Выгода

Если целью своей жизни поставить выгоду, то твоё развитие никогда не остановится. Ты будешь стремиться только к лучшему и станешь счастливым. Этот подход в философии называется прагматизмом. Для его приверженцев нет ничего важнее, чем достижение успеха любыми способами, вне зависимости от того, какую цену придётся заплатить.

При этом, в отличие от ранее рассмотренных теорий, прагматики предпочитают словам действия. По их мнению, пустыми размышлениями ты ничего не добьёшься. Основателем такого подхода был Чарльз Пирс. Он создал максиму прагматизма — советы о том, как нужно принимать решения, чтобы достичь наибольшей выгоды.

3 восточных философии для тех, у кого не получается жить нормально

14 цитат древних мыслителей, которые еще 2000 лет назад познали сущность жизни

Фразы философов, которые актуальны и сегодня.

14 цитат древних мыслителей, которые еще 2000 лет назад познали сущность жизни

Древняя философия продолжает очаровывать современных людей тысячи лет спустя по одной простой причине: высказывания мыслителей до сих пор не теряют своей пользы и актуальности, они направляют нас на верный путь и помогают корректировать наши действия. Аристотель давал советы о том, как не стать жадным, Сократ – как наполнить жизнь смыслом, а Конфуций рассказывал, в чем разница между удовлетворением и достижениями.

Мы подобрали для вас несколько мудрых советов от великих философов, которые подходят для жизни в крупных мегаполисах точно так же, как подходили для жизни в равнинах Ганга или у подножия Олимпа.

 

1.  «Все течет, все меняется. И никто не был дважды в одной реке. Ибо через миг и река не та, и сам он уже не тот». – Гераклит, 544-483 гг. до н. э., Эфес (современная Турция)

14 цитат древних мыслителей, которые еще 2000 лет назад познали сущность жизни

 wikipedia.org

Гераклит Эфесский родился в богатой семье в Ионии, городе на греческом побережье. Но, несмотря на состояние, жил в лесу, чтобы созерцать Вселенную.

Уже около 2300 лет назад у него была своя гипотеза, которая впоследствии отразилась на развитии науки: Вселенная находится в постоянном движении. Точно так же, как и мы сами, согласно цитате выше.

 

2. Мудрость можно использовать в любых ситуациях, она ничего не тратит. Она – воплощение света. – Лао Цзы, жил в 600-х гг. до н. э. в Китае

14 цитат древних мыслителей, которые еще 2000 лет назад познали сущность жизни

 wikipedia.org

Лао Цзы установил принципы даосизма 2500 лет назад в Китае. По словам ученых, он полулегенда, ведь Лао Цзы означает «старик», поэтому никто не знает, какова настоящая личность философа.

Но важно не это, а то, что он оставил нам свой труд – «Дао Дэ Цзин». Книга полна наблюдений, подобных приведенному выше, которое гласит, что из каждой ситуации, какой бы тяжелой она ни была, можно выкрутиться.  

 

3. «Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой». – Сенека, 4 г. до н. э. – 65 г. н. э., Рим

14 цитат древних мыслителей, которые еще 2000 лет назад познали сущность жизни

 wikipedia.org

Луций Анней Сенека был римским философом-стоиком и советником императора Нерона.

Уже в свое время Сенека говорил о том, что современные психологи называют «локусом контроля». Люди с внешним локусом считают, что события в их жизни полностью зависят от внешних факторов, например от судьбы или высших сил. А люди с внутренним – что они сами ответственны за свою жизнь. Именно они из лимонов-жизненных неудач могут приготовить лимонад-мудрость. К этому и призывает всех нас Сенека.

 

Смотрите также

 

4. «Страдание существует». – Будда Шакьямуни, 563-483 гг. до н. э., равнина Ганга (территория современной Индии)

14 цитат древних мыслителей, которые еще 2000 лет назад познали сущность жизни

Panithi Utamachant / Shutterstock

Наблюдение Сиддхартха Гаутамы (имя Будды при рождении), что страдание просто существует, – это основа религии, построенной вокруг его учения, буддизма.

Когда вы понимаете, что в жизни есть страдание и от него никуда не деться, с этим намного легче справиться.

 

5. «Неисследованная жизнь не стоит того, чтобы ею жить». – Сократ, 470-450 гг. до н. э., Афины

14 цитат древних мыслителей, которые еще 2000 лет назад познали сущность жизни

 «Смерть Сократа» историческая картина Жака-Луи Давида, 1787. / wikipedia.org

Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. Его деятельность оказала большое влияние на развитие античной философии. А высказывание, приведенное выше, воплотило в себе фундаментальный дух западной мысли: человек ответственен за свою судьбу, он автор своей жизни.

Поэтому, по его словам, мы должны изучить все, включая самих себя.

 

Смотрите также

 

6. «Ценить усилие дороже награды за него – это называется любовью». – Конфуций, ок. 551-479 гг. до н.э., Китай

14 цитат древних мыслителей, которые еще 2000 лет назад познали сущность жизни

Китайский философ Конфуций, или Кун Фу-цзы, (551 — 479 до н.э.), около 500 г. до н. Rischgitz / Getty Images

Китайский философ Конфуций, или Кун Фу-цзы – одна из самых влиятельных фигур в истории Китая. Настолько, насколько Сократ на Западе.

Акцент страны и всего восточноазиатского региона на семейных ценностях и долге перед государством берет начало в учении мыслителя – конфуцианстве. Своей фразой он подчеркнул, что истинная ценность – в попытках чего-то достичь, а не в самих достижениях.  

 

7.  «Жизнь стяжателя как бы подневольная, и богатство – это, конечно, не искомое благо, ибо оно полезно, т. е. существует ради чего-то другого». – Аристотель, 384-322 гг. до н. э., Древняя Греция

14 цитат древних мыслителей, которые еще 2000 лет назад познали сущность жизни

 wikipedia.org

Мало того что Аристотель был одним из первых, кто изложил идеи о мире природы, которые можно считать научными, он сделал критический анализ капитализма за 2000 лет до рождения Карла Маркса.

Аристотель заметил, что жить только ради денег – плохо, поскольку деньги полезны только тогда, когда они используются как инструмент для получения чего-то другого. Например, безопасности или статуса.

 

Смотрите также

 

8. «Когда вас вдохновляет какая-то великая цель, какой-то необычный проект, все ваши мысли разрушают их узы». – Патанджали, ок. 200 – ок. 150 гг. до н.э.

14 цитат древних мыслителей, которые еще 2000 лет назад познали сущность жизни

 wikipedia.org

Патанджали считается автором религиозных и философских трактатов на санскрите, которые включают в себя йога-сутры и философию, лежащую в основе приветствия Солнца – обряда, с которого нужно начинать день.

У приведенной выше цитаты есть продолжение:

«Ваш ум выходит за привычные ограничения, сознание расширяется сразу во всех направлениях, и вы оказываетесь в новом, великом и прекрасном мире. Спящие силы, способности и таланты оживают, и вы обнаруживаете, что стали гораздо больше, чем когда-либо мечтали стать».

 

9. «Даже если вы будете убивать всю жизнь, то не истребите всех своих недоброжелателей. Но если вы подавите собственный гнев, вы убьете истинного врага». – Нагарджуна, жил в Индии примерно в 200-х гг. н.э.

14 цитат древних мыслителей, которые еще 2000 лет назад познали сущность жизни

 wikipedia.org

Нагарджуна был одним из самых важных буддийских философов после самого Будды. Приведенная выше цитата акцентирует внимание на необходимости близости с собственным внутренним миром.

Он был строгим логиком, который утверждал, что любое заявление может быть каким-то образом сфальсифицировано. Поэтому, если вы ищете правду, вероятнее всего, вы не получите ее через слова. В этом поможет прямой опыт, а именно медитация.

 

10. «Богатство, требуемое природой, ограниченно и легко достижимо; а богатство, требуемое праздными мнениями, простирается до бесконечности». – Эпикур, 342(341) — 271(270) до н. э, Древняя Греция

14 цитат древних мыслителей, которые еще 2000 лет назад познали сущность жизни

 wikipedia.org

Эпикур – древнегреческий философ и основатель эпикуреизма, философского течения, согласно которому наслаждение жизнью без тревог, физической боли и страха перед смертью и богами считается высшим благом.

Как следует из приведенной выше цитаты, философ полагал, что жить хорошо – значит иметь дело с собственными желаниями и не тратить время в погоне за вещами, которых никогда не достичь.

 

11.  «Счастье обитает не в стадах и не в золоте. Душа –местожительство этого демона». – Демокрит, ок. 460 – ок. 370 гг. до н.э., Абдеры, Греция

14 цитат древних мыслителей, которые еще 2000 лет назад познали сущность жизни

 Эверетт — Искусство / Shutterstock

Греческий философ Демокрит наиболее известен разработкой атомной теории Вселенной и материалистической философии.

Труды грека многогранны и содержат идеи не только о науке, но и о жизни, включая следующую цитату: «Все, что существует во Вселенной, – плод случайности и необходимости».

 

12. «Успех вызывает гордость и слепоту в сердцах людей, а страдание учит их быть терпеливыми и сильными». – Ксенофонт, ок. 430-356 гг. до н.э., Греция

14 цитат древних мыслителей, которые еще 2000 лет назад познали сущность жизни

 kyrien / Shutterstock

Ксенофонт – древнегреческий историк, философ, полководец и политический деятель. В 30 лет он руководил отрядом из 10 тысяч греков, которые пытались свергнуть персидского царя Артаксеркса II. Позднее он стал учеником Сократа.

Свой военный опыт и философский взгляд он изложил в трудах, наиболее известные из которых – «Анабасис», описание военного похода греков, и «Меморобилия», воспоминания о Сократе.

 

13. «Жизнь – это открытие, и чем дальше мы путешествуем, тем больше правды сможем постичь». – Гипатия Александрийская, жила в 400-х гг. н. э. в Александрии, Египет

14 цитат древних мыслителей, которые еще 2000 лет назад познали сущность жизни

 German Vizulis / Shutterstock

Гипатия Александрийская – позднеэллинистический философ, астроном и математик. Помимо своих научных работ, она известна своими смелыми заявлениями против организованной религии. В 415 году н. э. ученая была зверски убита группой парабаланов, монахов из египетской пустыни.

 

14.  «Важно не то, что с тобой происходит, а то, как ты на это реагируешь». — Эпиктет, 50-138 гг. н. э., Эпир (территория современной Турции)

14 цитат древних мыслителей, которые еще 2000 лет назад познали сущность жизни

 Marusya Chaika/Shutterstock

Эпиктет был греческим философом-стоиком. Он родился в семье рабов и жил в Риме, пока не был изгнан императором Домицианом. Тогда он отправился в Северо-Западную Грецию и основал в Никополе свою философскую школу. Философские беседы Эпиктета были записаны его учеником Аррианом.

Философ провел большую часть своей жизни, размышляя о месте человека во Вселенной, о понятии свободы и счастья. Одна из его самых знаменитых цитат: «Существует только один путь к счастью – перестать беспокоиться о вещах, которые не подвластны нашей воле».

 

Источник статьи: 14 quotes from ancient thinkers that show they figured life out 2,000 years ago

Философы о смысле жизни человека (стр. 1 из 3)

Содержание

Введение

1. Буддизм и брахманизм о смысле жизни

2. З.Фрейд о смысле человеческой жизни

3. Философы-экзистенциалисты о смысле человеческой жизни

4. Русские философы о смысле жизни

Вывод

Список литературы

Введение

Что такое человек? Какова природа человека? В чем драма человеческих отношений и человеческого существования? От чего зависят смысл человеческой жизни? Подобного рода вопросы интересуют людей с давних пор. Человек – уникальное творение Вселенной. Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных качествах (разумность, гуманность, доброта, способность любить и др.), но одно из них является главным. Выявить эту черту означает постичь сущность и задачу его жизни. Есть ли вообще в человеческой жизни смысл? Философы отвечают на эти вопросы по-разному. Многое зависит от общей мировоззренческой установки той или иной эпохи, то есть от того, что данное философское или религиозное направление выдвигает в качестве высшей ценности.

Размышляя о человеке, люди ограничены и уровнем естественно — научных знаний своего времени, и условиями исторической или житейской ситуации, и взглядами на мир.

Проблема человека всегда стояла в центре философских исследований, какими бы проблемами философия ни занималась, человек всегда был для нее проблемой наиважнейшей.

Целью написания реферата является рассмотрение проблемы смысла жизни человека, основываясь на взглядах мыслителей различных эпох и направлений.

1. Буддизм и брахманизм о смысле жизни

Творцы Упанишад — одного из величайших литературных достижений человечества во множестве ставят вопросы о Вселенной, о человеке. Откуда он пришел и куда идет? Есть ли какой то смысл в этой жизни или нет? Как связан человек с Вечностью? Ведь только через эту связь человек приобщается к подлинной жизни.

На этот вопрос мудрецы-брахманы отвечали просто: наша гибель в неведении. Человеку нужно лишь осознать, насколько глубоко он укоренен в Бессмертном. Блажен тот, кто откроет в себе всеобщий Дух. Лишь через свое «я» человек может приблизится к мировому «Атману». Земные желания были помехой истинному знанию. Только тот, кто отказывался от всего, что связывало его с жизнью и окружающего мира, мог стать бессмертным.

Но не все люди, искавшие смысл жизни, были готовы стать аскетами и естественно, что брахманское учение не вышло за пределы скитов.

Характерной особенностью буддизма является его этико-практическая направленность. С самого начала буддизм выступил не только против значения внешних форм религиозной жизни и прежде всего ритуализма, но и против абстрактно-догматических исканий, войственных, в частности, брахманийско-ведической традиции. В качестве центральной проблемы в буддизме была выдвинута проблема бытия личности. Стержнем содержания буддизма является проповедь Будды о четырех благородных истинах. Разъяснению и развитию этих положений и, в частности, заключенному в них представлению об автономии личности, посвящены все построения буддизма.

Страдание и освобождение представлены в буддизме как различные состояния единого бытия: страдание — состояние бытия проявленного, освобождение — непроявленного.

Освобождение буддизм представляет себе прежде всего как уничтожение желаний, точнее — угашение их страстности. Буддийский принцип так называемого среднего (срединного) пути рекомендует избегать крайностей — как влечения к чувственному удовольствию, так и совершенного подавления этого влечения. В нравственно-эмоциональной сфере господствующей в буддизме оказывается концепция терпимости, относительности, с позиций которой нравственные предписания не являются обязательными и могут быть нарушены.

2. Фрейд о смысле человеческой жизни

В ХХ веке разработка философских и философско-социологических проблем человека приобрела новую интенсивность и развертывалась по многим направлениям: экзистенциализм, фрейдизм, неофрейдизм, философская антропология.

Открыв важную роль бессознательного в жизни как отдельного человека, так и всего общества, фрейдизм позволил объемно и на многих уровнях представить картину социальной жизни человека.

З. Фрейд писал: “ Вопрос о смысле человеческой жизни ставился бесчисленное количество раз; на этот вопрос никогда не было дано удовлетворительного ответа, и возможно, что таковой вообще заповедан. Некоторые из вопрошавших добавляли: если бы оказалось, что жизнь не имеет никакого смысла, то она потеряла бы для них и всякую ценность, но эти угрозы ничего не меняют. О смысле жизни животных не говорят, разве только в связи с их назначением служить людям. Но и это толкование не состоятельно, так как человек не знает, что делать со многими животными, если не считать того, что он их описывает, классифицирует и изучает, да и то многие виды животных избежали и такого применения, так как они жили и вымерли до того, как их увидел человек. И опять-таки только религия берется ответить на вопрос о цели жизни.

Каковы смысл и цели жизни людей, если судить об этом на основании их собственного поведения: чего люди требуют от жизни и чего стремятся в ней достичь?

Трудно ошибиться отвечая на этот вопрос: люди стремятся к счастью, они хотят стать и пребывать счастливыми. Это стремление имеет две стороны, положительную и отрицательную цели: отсутствие боли и неудовольствия, с одной стороны, переживание сильных чувств наслаждения — с другой. В узком смысле слова под «счастьем» подразумевается только последнее. Сообразно этой двойственной цели человеческая деятельность протекает в двух направлениях, в зависимости от того, какую из целей — преимущественно или даже исключительно — она стремится осуществить.

Таким образом, как мы видим, просто определяется программой принципа наслаждения. Этот принцип главенствует в деятельности душевного аппарата с самого начала; его целенаправленность не подлежит никакому сомнению, и в то же время его программа ставит человека во враждебные отношения со всем миром, как с микрокосмосом, так и с макрокосмосом. ….Размышление нам подсказывает, что для разрешения этой задачи можно пробовать идти самыми разнообразными путями; все эти пути рекомендовались различными школами житейской мудрости и были людьми исхожены.

Религия затрудняет эту проблему выбора и приспособления те, что она всем одинаково навязывает свой путь к счастью и к защите от страдания. Ее методика заключается в умалении ценности жизни и в химерическом искажении картины реального мира, что предполагает предварительное запугивание интеллекта. Такой ценой, путем насильственного закрепления психического инфантилизма и включения в систему массового безумия, религии удается спасти многих людей от индивидуального невроза. Но едва ли больше; как уже сказано, к счастью ведут многие доступные человеку пути, хотя ни один из них не приводит к цели наверняка. Не может выполнить своих обещаний и религия. Когда верующий в конце концов принужден ссылаться на «неисповедимые пути Господни», он этим только признает, что в его страданиях, в качестве последнего утешения и источника наслаждения, ему остается лишь безоговорочное подчинение. Но если он к этому уже готов, то, вероятно, мог бы и миновать окольные пути.”

3. Философы-экзистенциалисты о смысле человеческой жизни

Философией существования, или же экзистенциальной философей, обозначают философское течение, которое возникло прежде всего около 1930 года в Германии с тех пор продолжало развиваться в различных формах и затем распространилось за пределы Германии. Единство этого, в свою очередь, внутренне еще очень разнообразного, движения состояло в возврате к великому датскому философу Сёрену Кьеркегору, лишь в эти годы по-настоящему открытому и приобретшему значительное влияние. Образованное им понятие экзистенциального существования обозначает общий исходный пункт получившей тогда свое название экзистенциальной философии.

Это философское движение лучше всего понимается в качестве радикализации первоначального выступления философии жизни, как оно было воплощено на исходе XIX и вначале XX в., прежде всего Ницше. Поставленная философией жизни задача — понять человеческую жизнь, исключая все внешние установки, непосредственно из нее самой, — в свою очередь, является выражением совершенно определенного конфликта и принципиально нового начинания в философии. Философия жизни поворачивается против любой всеобщей систематики и против любой воспаряющей метафизической спекуляции, верящей в возможность освобождения от связи с особенным местоположением философствующего, и обнаруживает человеческую жизнь в качестве той предельной связующей точки, где укоренено все философское познание, а также вообще все человеческие достижения, точки, с которой они всегда должны быть обратным образом соотнесены. Иначе говоря, эта философия отрицает покоящееся в себе царство духа, собственную сущность и самоцель великих сфер культуры: искусства, науки и т. д., старается понять их исходя из жизни, откуда они произошли и где должны воплотить совершенно определенный результат.

Воспринимая окружающий мир как враждебный, Камю понимал, что смысл жизни человека не разрушение, а поддержание мира: “Каждое поколение уверено, что именно оно призвано переделать мир. Мое, однако. уже знает. что ему этот мир не переделать. Но его задача, быть может, на самом деле еще величественнее. Она состоит в том, чтобы не дать миру погибнуть”.

Проблему экзистенциального вакуума пытался разрешить Виктор Франкл с точки зрения классической психологии:

«Смысл должен быть найден, но не может быть создан. Создать можно либо субъективный смысл, простое ощущение смысла, либо бессмыслицу. Тем самым понятно и то, что человек, который уже не в состоянии найти в своей жизни смысл, равно как и выдумать его, убегая от чувства утраты смысла, создает либо бессмыслицу, либо субъективный смысл.…»

Смысл жизни человека: цитаты философов

Смысл жизни человека — извечный вопрос, ответ на который уже не одно тысячелетие ищут философы. Тонкие, меткие, емкие, а иногда ироничные афоризмы великих мыслителей напоминают подчас острые копья, которые пронизывают сознание и озаряют его пониманием сути человеческого существования.

Фото: samorazwitie.ru: UGC

Жизнь человека коротка. Каждый хочет прожить не только достаточно долго, но и полноценно. Поэтому каждый хотя бы раз задумывался, в чем смысл жизни — для чего и ради чего он существует.

Это базовый вопрос, от которого зависит, счастлив человек или нет. Ответив на него, легко определить цель в жизни, приоритеты и моральные принципы.

Многие проводят годы в поисках того, что называем смыслом жизни и, бывает, так и не открывают его суть.

Читайте также

Смелым судьба помогает: мудрые слова о жизни

Если относитесь к этой категории и пребываете в раздумьях, ищете самого себя, тогда мудрые высказывания мыслителей, возможно, подтолкнут к правильному ответу, а то и осветят путь к ответу на вопрос, в чем смысл жизни человека:

Кто живет без цели впереди, тот всегда блуждает (Сенека).

Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-нибудь смысл (Диоген).

Чтобы жить доброй жизнью, нет надобности знать о том, откуда ты явился и что будет на том свете. Думай только о том, чего хочет не твое тело, а твоя душа, и тебе не нужно будет знать ни о том, откуда ты явился, ни о том, что будет после смерти. Не нужно будет знать этого потому, что ты будешь испытывать то полное благо, для которого не существуют вопросы ни о прошедшем, ни о будущем (Лао-цзи).

Читайте также

Как стать лучше: правила и советы

Фото: ezoteriki.com: UGC

К чему бы мы ни стремились, каковы бы ни были частные задачи, которые мы сами себе ставим, мы в последнем счете стремимся к одному: к полноте и завершенности… Мы стремимся стать сами вечной, завершенной и всеобъемлющей жизнью (Виктор Франкл).

Вы никогда не будете счастливы, если будете продолжать искать, в чем заключается счастье. И вы никогда не будете жить, если ищете смысл жизни (Альбер Камю).

Один с мольбой глядит на небосвод,

Другой от жизни требует щедрот.

Но час придет, и оба содрогнутся:

Путь истины не этот и не тот (Омар Хайям).

Фото: smysly.ru: UGC

В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни (Леонардо да Винчи).

Читайте также

Афоризмы и цитаты о времени

Искусство жизни более напоминает искусство борьбы, нежели танцa. Оно требует готовности и стойкости и в отношении к внезапному и непредвиденному (Марк Аврелий).

Главное, чему учит человека жизнь, — это не тому, что в мире существует страдание, а тому, что от него самого зависит, обратит ли он страдание себе на благо, превратит ли он его в радость (Рабиндранат Тагор).

Легкая жизнь ничему нас не учит. А главное — то, чему мы в итоге научились, что познали и как выросли (Ричард Бах).

Фото: dizzwizz.ru: UGC

Читайте также: Красивые цитаты про жизнь и дружбу

Нередко смысл жизни в размышлениях философов соотносится с понятием главной ценности в жизни человека.

Читайте также

Мудрые цитаты о смысле жизни и любви

А это высокие душевные и моральные качества, которые дарят внутреннюю гармонию, мудрость, стремление совершенствоваться и совершенствовать мир.

Об этом говорят такие цитаты:

Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее (Альберт Эйнштейн).

В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро (Аристотель).

В Японии человек может работать кондуктором в электричке или пекарем, но при этом относиться к своему делу с почтением и полной отдачей. Искать в нем смысл жизни. И действительно, не столь важно, чем ты занимаешься. Важно двигаться к совершенству (Борис Акунин).

В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно (Эрих Фромм).

Читайте также

Красивые слова о жизни и любви

Не на то надо смотреть, где человек родился, а каковы его нравы, не в какой земле, а по каким принципам решил он прожить свою жизнь (Апулей).

Люди ищут удовольствия, бросаясь из стороны в сторону, только потому, что чувствуют пустоту своей жизни, но не чувствуют еще пустоты той новой потехи, которая их притягивает (Блез Паскаль).

Истинный Свет — тот, что исходит изнутри человека и открывает тайны сердца душе, делая ее счастливой и согласной с жизнью (Джебран Халиль Джебран).

Фото: ecosangabriele.com: UGC

Те, кто озаряет жизнь других, не останутся сами без света (Джеймс Мэтью Барри).

Честь человека не во власти другого; честь эта в нем самом и не зависит от общественного мнения; защитой ей служит не меч и не щит, а честная и безупречная жизнь, и бой в таких условиях не уступит в мужестве всякому другому бою (Жан-Жак Руссо).

Читайте также

Мудрые цитаты Конфуция о любви и смысле жизни

Мучимые страстями души пышут огнем. Такие испепелят любого на своем пути. Лишенные милосердия холодны, как лед. Такие заморозят каждого, кто им встретится. Те, кто привязаны к вещам, подобны тухлой воде и гнилому дереву: жизнь уже ушла из них. Такие никогда не смогут сотворить добро или сделать другого счастливым (Хун Цзычен).

Вчитайтесь и вслушайтесь в умные слова, сказанные философами о сути и смысле человеческого бытия.

Откройте для себя истинные ценности существования, определите правильные и значимые цели.

Тогда жизнь проживете полноценно, в гармонии с миром и собой.

Читайте также: Мудрые мысли о жизни: Омар Хайям

10 взглядов на смысл жизни / философия, социология, смысл жизни

Киренаики

Киренаки были сторонниками одной из ветвей учения Сократа. Эта группа была основана около 400 года до нашей эры в Северной Африке, ее возглавил Аристипп, один из учеников Сократа. Их учение содержало положение о том, что опыт и знание, доступные отдельному человеку, всегда субъективны. Поэтому ни один человек не сможет увидеть мир так, как его видит другой. Они также считали, что мы не знаем ничего определенного о мире, а единственное доступное знание — это чувственный опыт.

Они учили, что единственная цель жизни — испытывать удовольствие в настоящем, вместо того, чтобы делать планы на будущее. Первостепенны физические наслаждения и человек должен принимать все меры к тому, чтобы максимизировать их количество. В целом, это была очень эгоистичная точка зрения, ставившая удовольствие отдельного человека выше  благополучия общины, города или страны.

Киренаики игнорировали не только чужую философию, но и традиционные социальные нормы. Так, Аристипп учил, что в инцесте нет ничего дурного — по его мнению, только общественная условность привела к табуированию родственных браков.

Моизм

Моизм разрабатывался китайскими философами примерно в то же время, когда в эллинистическом мире появились киренаики. Это учение создал Мо Ди, который одним из первых в Китае поставил вопрос о смысле жизни. Он наметил 10 принципов, которым должны следовать люди в повседневной жизни, центральным из которых стала беспристрастность.

По этому учению, смысл жизни будет достигнут тогда, когда каждый человек будет в равной степени уделять внимание всем остальным, не ставя никого из людей выше других. Это означало, разумеется, отказ от роскоши, богатства и удовольствий. Моисты видел идеал человеческих отношений в равенстве и верили, что будут вознаграждены за это таким же равенством в загробной жизни.

Циники

Циники были еще одной группой, близкой к Сократу. Они находили смысл жизни в том, чтобы жить повинуясь больше естественному порядку вещей, а не этике и традициям. Циники считали, что такие социальные условности, такие как богатство или лицемерие, мешают людям достигать добродетелей.

Они не отказывались от общественных установлений целиком, но считали, что каждый человек вырабатывает свои личные представления о добре и зле и имеет право пойти против общества, следуя своим установкам. Отсюда возник принцип «парезии» — принцип говорить правду.

Еще одним важным принципом цинизма была самодостаточность. Циники полагали, что свободу человек может сохранять только если он готов в любой момент отказаться от общения с другими людьми и благ цивилизации.

Альберт Эйнштейн

Эйнштейн был одним из самых выдающихся представителей человечества. В 1951 году молодая женщина спросила у него в письме, в чем смысл жизни. Ответ был коротким: «Чтобы создавать удовлетворение для себя и для других».

В письме своему сыну Эдуарду Эйнштейн был более конкретен. Он написал ему, что верит в «высшую стадию сознания как высший идеал», а человеческая способность создавать новые вещи из ничего — это больше, чем мы можем подумать. Именно акт творения позволяет нам испытывать счастье. Он также напоминал, что творить нужно не из желания запомниться, а из любви к вещи, которую создаешь.

Дарвинизм

У Чарльза Дарвина были сложные отношения с религией и с религиозным значением смысла жизни. Первоначально он придерживался христианских убеждений, но позже его представления заметно поколебались.

Некоторые его наследники стали практически обожествлять эволюцию — ведь именно она обеспечила появление человека. Они видят в этом высший смысл эволюции и полагают, что она неминуемо должна была привести к современным людям. Некоторые, напротив, подчеркивают, что эволюция — это сочетание цепочки случайностей и способностей к выживанию. Но и те, и другие согласны, что смысл жизни в том, чтобы передать часть своей ДНК будущим поколениям.

Нигилизм

Чаще всего слово «нигилизм» ассоциируется с предшественниками русских революционеров начала XX века, но этот термин куда более сложен. Нигилизм — от латинского hihil («ничто») – полагает, что таких вещей как «ценность» или «смысл» в природе не существует, а потому и существование человека смысла не имеет.

Ницше полагал, что распространение нигилистических убеждений со временем приведет к тому, что люди прекратят какую-либо деятельность в принципе. Этого, как мы видим, не произошло, но нигилизм как безразличие к происходящему все-таки остается популярным.

Тибетская философия

Эти учения распространены в Тибете и других частях Гималаев. Очень похожая на классический буддизм тибетская философия полагает, что смыслом жизни является прекращение земных страданий. Первым шагом к этому является понимание мира. Поняв мир, вы сможете прийти к знаниям, необходимым для прекращения страданий.

Философия предоставляет возможность выбрать «Путь малых возможностей», на котором человек занимается прежде всего своим спасением из мира, либо «Путь больших возможностей», на котором человек помогает другим. Истинный смысл жизни обретается в практике. Тибетская философия запоминается еще и тем, что она предлагает своим последователям точные инструкции по поведению.

Эпикурейцы

Эпикурейскую философию часто чрезмерно упрощают. По Эпикуру, все состоит из мельчайших частиц, в том числе и человеческий организм, который складывается из частиц души. Без частиц души тело мертво, а без тела душа неспособна воспринимать внешний мир. Таким образом, после смерти ни душа, ни тело не способны продолжить существование. После смерти нет ни наказания, ни награды — ничего. Это значит, что человеку надо сосредоточиться на земных делах.

Частицы души способны испытывать и удовольствие, и боль. Поэтому нужно избегать боли и получать удовольствие. С тем, что мы не можем контролировать (неожиданную смерть), нужно просто смириться.

Это не означает, что можно делать все, что хочется. Даже если ограбление банка принесет некоторые приятные впечатления, настоящий эпикуреец помнит, что чувства вину и тревоги могут принести затем больший дискомфорт. Эпикурейцы также привержены дружбе, самому приятному, безопасному и надежному чувству, которое может быть доступно человеку.

Ацтекская философия

Высший смысл жизни у ацтеков заключался том, чтобы жить в гармонии с природой. Такая жизнь позволяет продолжать энергию и образовывать новые поколения. Эта энергия называлась «теотль» и была не божеством, а чем-то вроде джедайской Силы. Теотль наполняет собой мир, все наши знания и простирается за пределы знаний.

В теотль есть полярные противоположности, которые борются друг с другом и тем самым сохраняют равновесие во Вселенной. Ни жизнь, ни смерть не плохи — они лишь часть цикла. Ацтеки полагали, что правильнее всего оставаться на середине, не стремясь к богатству и пользуясь тем, что уже есть, с умом. Это было залогом того, что дети получат мир в том же состоянии, что и отцы.

Стивен Фрай и гуманисты

Стивен Фрай — один из ярких представителей современного гуманизма — ставит вопрос о смысле жизни так, чтобы он касался каждого, вне зависимости от пола, убеждений, расы или возраста. В гуманизме нет конкретного смысла жизни. Каждый человек находит собственный смысл в жизни. Вместо того, чтобы искать его вовне, человек должен найти его внутри себя, думая о том, что делает его счастливым.

Потому что смысл жизни действительно будет для каждого из нас своим. Кто-то хочет создать шедевр, кто-то — благотворительный фонд. Или посадить сад, усыновить ребенка, подобрать животное с улицы… Нет единственного правильного ответа на вопрос о смысле жизни — каждый вырабатывает этот ответ самостоятельно. И, кажется, именно эта теория позволяет быть счастливыми наибольшему числе людей.

Философы должны стремиться говорить о смысле жизни

Философы размышляют о смысле жизни. По крайней мере, таков стереотип. Когда я рискую признаться незнакомцу в том, что я зарабатываю на жизнь преподаванием философии, и сталкиваюсь с вопросом: «В чем смысл жизни?», У меня есть готовый ответ: мы поняли это в 1980-х годах, но мы должны держать это в секрете, или мы остались бы без работы; Я мог бы сказать тебе, но тогда мне пришлось бы убить тебя. Фактически, профессиональные философы редко задают этот вопрос, а когда задают его, часто отклоняют его как бессмыслицу.

Сама фраза относительно недавнего происхождения. Его первое использование на английском языке было в пародийном романе Томаса Карлайла Sartor Resartus (1836 г.), где оно появляется в устах комического немецкого философа Диогена Тойфельсдрёкха («Богорожденный дьявольский навоз»), известного своим трактатом об одежде. . Вопрос о смысле жизни остается легким для насмешек и неясным с точки зрения парадигмы.

Что означает «смысл» в «смысле жизни»? Мы говорим о значении слов или лингвистическом значении, о значении высказывания или записи в книге.Когда мы спрашиваем, имеет ли человеческая жизнь смысл, спрашиваем ли мы, имеет ли она значение в этом семантическом смысле? Может ли история человечества быть предложением на каком-то космическом языке? Ответ заключается в том, что в принципе может, но это не то, чего мы хотим, когда ищем смысл жизни. Если мы невольно пишем какой-нибудь инопланетный шрифт, было бы интересно узнать, что мы пишем, но ответ не имел бы над нами власти, как подобает смыслу жизни.

«Значение» может означать цель или функцию в более крупной системе.Может ли человеческая жизнь сыграть эту роль? Опять же, может, но опять же, это кажется несущественным. В книгах Дугласа Адамса Автостопом Земля является частью галактического компьютера, созданного (по иронии судьбы) для раскрытия смысла жизни. Каким бы ни был этот смысл, наша роль в компьютерной программе не в этом. Обнаружить, что мы винтики в какой-то космической машине, не значит раскрыть смысл жизни. Он оставляет нетронутыми наши экзистенциальные болезни.

Не видя другого способа интерпретировать вопрос, многие философы приходят к выводу, что вопрос запутан.Если они продолжают говорить о смысле жизни, они имеют в виду значение отдельных жизней, вопрос о том, имеет ли эта жизнь или эта жизнь смысл для человека, который ее проживает. Но смысл жизни не в личном владении. Если в жизни есть смысл, значит, он применим ко всем нам. Есть ли в этой идее смысл?

Думаю, да. Мы можем добиться прогресса, если перейдем от слов, составляющих вопрос, в частности «значение», к контекстам, в которых мы чувствуем себя обязанными его задать.Мы поднимаем вопрос «Имеет ли жизнь смысл?» Во времена горя, отчаяния или пустоты. Мы спрашиваем об этом, когда сталкиваемся со смертностью и утратой, всепроникающими страданиями и несправедливостью, жизненными фактами, от которых мы отказываемся и которые мы не можем принять. Жизнь кажется глубоко несовершенной. Есть ли во всем этом смысл? Исторически вопрос о смысле жизни оказывается в центре внимания из-за беспокойства ранних философов-экзистенциалистов, таких как Сёрен Кьеркегор и Фридрих Ницше, которые беспокоились о том, что смысла жизни нет.

Согласно интерпретации, которую предлагает этот контекст, смысл жизни будет истиной о нас и о мире, который имеет смысл худшего. Это было бы что-то, что мы могли бы знать о жизни, Вселенной и обо всем, что должно примирить нас со смертностью и потерями, страданиями и несправедливостью. Знание этой истины сделало бы иррациональным не утверждать жизнь такой, какая она есть, не принимать вещи такими, какие они есть. Это показало бы, что отчаяние или тревога — это ошибка.

Идея о том, что жизнь имеет смысл, — это идея о существовании истины такого необычного типа.Независимо от того, есть это или нет, предложение не вздор. Это надежда, которая вдохновляет великие религии. Что бы еще они ни делали, религии предлагают метафизические картины, принятие которых призвано даровать спасение, примирить нас с кажущимися недостатками жизни. Или, если они не предоставляют истину, если они не претендуют на то, чтобы передать смысл жизни, они предлагают убеждение в том, что он существует, как бы трудно его ни понять или сформулировать.

Смысл жизни может быть теистическим, включая Бога или богов, или может быть нетеистическим, как в одной из форм буддизма.Что отличает буддийскую медитацию от снятия стресса, основанного на внимательности, так это стремление положить конец страданию через метафизическое откровение. Эмоциональное утешение в буддизме должно происходить из понимания того, как обстоят дела — в частности, в отношении несуществования личности — понимание, которое должно трогать любого. Примириться с жизнью с помощью медитации для безмятежности или с помощью разговорной терапии — это не открытие смысла жизни, поскольку это не открытие такой истины.

Альберт Эйнштейн писал, что знать ответ на вопрос «В чем смысл человеческой жизни?» — значит быть религиозным.Но в принципе есть место для нерелигиозных объяснений значения, которые не апеллируют ни к чему, кроме данного мира или мира, открытого нам наукой. Религия не имеет монополии на значение, даже если трудно понять, как непревзойденная истина может соответствовать нашему определению: познать смысл жизни — значит примириться со всем, что не так с миром. В то же время трудно доказать отрицание, показать, что ничто, кроме религии, не могло сыграть эту роль.

Философы склонны видеть путаницу в вопросе «В чем смысл жизни?». Они заменили его вопросами о значимой жизни.Но поиск смысла жизни никуда не денется, и он вполне понятен. Я не могу объяснить вам смысл жизни или заверить, что он есть. Но могу сказать, что задать вопрос — это не ошибка. Есть ли в жизни смысл? Ответ: может.

.

Философия, религия и смысл жизни

С помощью электронного подарка вы можете мгновенно отправить отличный курс другу или любимому человеку по электронной почте. Все просто:

  1. Найдите курс, который вы хотели бы сделать электронным подарком.
  2. В разделе «Выберите формат» нажмите «Загрузка видео» или «Загрузка аудио».
  3. Нажмите «Отправить электронный подарок»
  4. Заполните детали на следующей странице. Вам понадобится адрес электронной почты вашего друга или члена семьи.
  5. Продолжите процесс оформления заказа как обычно.

После того, как вы оплатите заказ, ваш друг или близкий получит электронное письмо, в котором сообщается, что на сайте TheGreatCourses.com их ждет подарок. Этот подарок будет добавлен в их мою цифровую библиотеку, когда они войдут в систему и нажмут, чтобы использовать его.

Зачем нужно указывать электронную почту получателя?

Мы отправим этому человеку электронное письмо, чтобы уведомить его о вашем подарке.

Если они уже являются покупателями, они смогут добавить подарок в свою электронную библиотеку и мобильные приложения.

Если они еще не являются клиентами, мы поможем им создать новую учетную запись, чтобы они могли наслаждаться своим курсом в своей цифровой библиотеке или через наши бесплатные мобильные приложения.

Как мой друг или член семьи узнают, что у них есть подарок?

Они получат электронное письмо от The Great Courses с уведомлением о вашем электронном подарке. Письмо направит их на сайт TheGreatCourses.com.

Что делать, если мой друг или член семьи не получает электронное письмо?

Если уведомление по электронной почте отсутствует, сначала проверьте папку со спамом.В зависимости от вашего почтового провайдера, он мог быть ошибочно отмечен как спам. Если он не найден, напишите в службу поддержки клиентов по адресу ([email protected]) или позвоните по телефону 1-800-832-2412 для получения помощи.

Как я узнаю, что они получили мой электронный подарок?

Когда получатель нажимает на свой адрес электронной почты и выкупает свой электронный подарок, вы автоматически получаете уведомление по электронной почте.

Я не хочу отправлять загрузки. Как подарить DVD или CD?

eGifting распространяется только на цифровые продукты.Чтобы купить версию курса на DVD или CD и отправить ее другу, позвоните в службу поддержки клиентов по телефону 1-800-832-2412 для получения помощи.

Ой! Получатель уже владеет подаренным мной курсом. Что теперь?

Великие умы думают одинаково! Мы можем обменять курс eGifted на другой курс равной стоимости. Для получения помощи позвоните в службу поддержки клиентов по телефону 1-800-832-2412.

Могу ли я выбрать дату в будущем для отправки электронного подарка?

Извините, эта функция пока недоступна.Мы работаем над его добавлением в будущем.

Что делать, если электронная почта, связанная с eGift, не относится к моей обычной учетной записи Great Course?

Напишите в службу поддержки клиентов по адресу ([email protected]) или позвоните в нашу службу поддержки по телефону 1-800-832-2412 для получения помощи. У них есть возможность обновить адрес электронной почты.

Почему мне нужно создавать учетную запись при покупке подарка кому-то?

Это сделано по двум причинам. Во-первых, вы можете отслеживать покупку заказа в разделе «История заказов», а также позволить нашей команде обслуживания клиентов отслеживать вашу покупку и человека, который ее получил, если возникнет такая необходимость.

Могу ли я вернуть или обменять подарок после покупки?

Поскольку подарок отправляется немедленно, лицо, сделавшее подарок, не может его вернуть или обменять. Получатель может обменять подарок на другой курс равной или меньшей стоимости или оплатить разницу на более дорогой предмет

.

Философ Марта Нуссбаум о том, как жить с нашей человеческой хрупкостью — Сбор мозга

В 1988 году Билл Мойерс произвел серию интеллектуальных, вдохновляющих и провокационных бесед с самыми разными деятелями культуры, от Айзека Азимова до Ноама Хомского и Чинуа Ачебе. Раньше это было непохоже ни на какие публичные выступления. В следующем году интервью были расшифрованы и собраны в великолепный фолиант Билл Мойерс: мир идей ( публичная библиотека ).Но при всей своей ровности и яркости, один разговор в этой серии выделяется своей глубиной, масштабностью, интенсивностью и вневременностью — это разговор с философом Мартой Нуссбаум, одним из самых выдающихся и ярких умов нашего времени, которая села поговорить с Мойерс вскоре после публикации своей чрезвычайно вдохновляющей книги «Хрупкость добра: удача и этика в греческой трагедии и философии ».

Марта Нуссбаум

Мойерс начинает с описания уникального подхода Нуссбаума к философии и, в более широком смысле, к искусству жизни:

МОЙЕРС: Обычно философы думают о мыслителе абстрактных мыслей.Но истории и мифы кажутся важными для вас как философа.

НУССБАУМ: Очень важно, потому что я считаю, что язык философии должен вернуться с абстрактных высот, на которых он так часто живет, к богатству повседневного дискурса и человечества. Он должен прислушиваться к тому, как люди говорят о себе и о том, что для них важно. Один из очень хороших способов сделать это — слушать рассказы.

Размышляя о вневременной мудрости греческих мифов и трагедий, в частности, Еврипида Гекуба , Нуссбаум рассматривает сущность хорошей личности, которая требует принятия базовой небезопасности существования и принятия неопределенности.Она говорит Мойерсу:

Условием быть хорошим является то, что вы всегда можете быть морально уничтожены чем-то, что вы не можете предотвратить. Быть хорошим человеком — значит иметь своего рода открытость миру, способность доверять неопределенным вещам, находящимся вне вашего контроля, что может привести к разрушению в очень экстремальных обстоятельствах, в которых вы не виноваты. Это говорит кое-что очень важное о человеческом состоянии этической жизни: что оно основано на доверии к неопределенному и на готовности быть разоблаченным; он основан на том, что он больше похож на растение, чем на драгоценный камень, что-то довольно хрупкое, но чья особая красота неотделима от его хрупкости.

Парадокс человеческого состояния, напоминает нам Нуссбаум, заключается в том, что, хотя наша способность к уязвимости — и, в более широком смысле, наша способность доверять другим — может быть причиной трагедии, постигшей нас, величайшей трагедией из всех является попытка остерегайтесь обиды, превращая в камень эту существенную мягкость души, ибо это отрицает нашу основную человечность:

Быть человеком — значит принимать обещания от других людей и верить в то, что другие люди будут хорошо относиться к вам.Когда это становится невыносимым, всегда можно уйти в мысль: «Я буду жить для собственного комфорта, для своей мести, из-за своего гнева, и я просто больше не буду членом общества». . » На самом деле это означает: «Я больше не буду человеком».

Вы видите, как люди делают это сегодня, когда они чувствуют, что общество их подвело, и они не могут ничего от него требовать, и они не могут возлагать свои надежды ни на что, кроме самих себя. Вы видите, как они на самом деле возвращаются к жизни, в которой они думают только о собственном удовлетворении и, возможно, удовлетворении своей мести обществу.Но жизнь, которая больше не доверяет другому человеку и больше не связывается с политическим сообществом, больше не является человеческой жизнью.

Иллюстрация Алисы и Мартина Провенсенов из книги «Илиада и Одиссея: гигантская золотая книга». Щелкните изображение, чтобы узнать подробности.

Однако ситуация значительно усложняется, когда мы оказываемся в узах, которые, кажется, вызывают трагедию, когда нас просят сделать невозможный выбор между множеством вещей, которые нам дороги. Нуссбаум иллюстрирует это, указывая на «Агамемнон » Эсхила , в котором король-главный герой должен выбирать между спасением своей армии и спасением своей дочери.Та же трагедия в меньшем масштабе разыгрывается в повседневных дилеммах, таких как совмещение карьеры с хорошим родителем. В большинстве случаев, как выразился Нуссбаум, эти двое «обогащают друг друга и делают жизнь каждого из них лучше». Но иногда практические обстоятельства создают такие непреодолимые проблемы, как важная встреча и школьная игра вашего ребенка, происходящие одновременно — один из этих двух приоритетов неизбежно страдает не потому, что вы плохой родитель или плохой лидер, а потому, что жизнь просто так сложилась. путь.В этом и заключается затруднительное положение человечества: чем больше мы стремимся жить хорошо, в соответствии с нашими обязательствами и приоритетами, тем больше мы приветствуем такой трагический выбор. И все же решение состоит не в том, чтобы не стремиться. Нуссбаум говорит Мойерсу:

Трагедия случается только , когда вы пытаетесь жить хорошо, потому что для беспечного человека, не имеющего серьезных обязательств перед другими, конфликт Агамемнона не трагедия …

Урок, конечно же, не в том, чтобы пытаться максимизировать конфликт или романтизировать борьбу и страдания, а скорее в том, что вы должны заботиться о вещах так, чтобы с вами случилась трагедия.Если вы относитесь к своим обязательствам легкомысленно, так, чтобы вы всегда могли отказаться от того или другого из них, если они противоречат друг другу, тогда вам не повредит, когда дела пойдут плохо. Но вы хотите, чтобы люди жили своей жизнью с глубокой серьезностью и целеустремленностью: не приспосабливать свои желания к тому, как на самом деле идет мир, а, скорее, пытаться вырвать из мира ту хорошую жизнь, которую они желают. А иногда это действительно приводит их к трагедии.

Возможно, Алан Уоттс был прав, когда советовал не бороться с мировыми противоречиями, а рассматривать Вселенную как «гармоничную систему сдерживаемых конфликтов.”

Билл Мойерс: мир идей — это настоящая сокровищница, в которой можно поговорить со светилами искусства, науки, психологии, литературы, творческого духа и практически всех аспектов жизни. Дополните этот конкретный совет Нуссбаумом о том, как жить полноценной жизнью.

.

Смысл жизни: взгляд из великих мировых интеллектуальных традиций

С помощью электронного подарка вы можете мгновенно отправить отличный курс другу или любимому человеку по электронной почте. Все просто:

  1. Найдите курс, который вы хотели бы сделать электронным подарком.
  2. В разделе «Выберите формат» нажмите «Загрузка видео» или «Загрузка аудио».
  3. Нажмите «Отправить электронный подарок»
  4. Заполните детали на следующей странице. Вам понадобится адрес электронной почты вашего друга или члена семьи.
  5. Продолжите процесс оформления заказа как обычно.

После того, как вы оплатите заказ, ваш друг или близкий получит электронное письмо, в котором сообщается, что на сайте TheGreatCourses.com их ждет подарок. Этот подарок будет добавлен в их мою цифровую библиотеку, когда они войдут в систему и нажмут, чтобы использовать его.

Зачем нужно указывать электронную почту получателя?

Мы отправим этому человеку электронное письмо, чтобы уведомить его о вашем подарке.

Если они уже являются покупателями, они смогут добавить подарок в свою электронную библиотеку и мобильные приложения.

Если они еще не являются клиентами, мы поможем им создать новую учетную запись, чтобы они могли наслаждаться своим курсом в своей цифровой библиотеке или через наши бесплатные мобильные приложения.

Как мой друг или член семьи узнают, что у них есть подарок?

Они получат электронное письмо от The Great Courses с уведомлением о вашем электронном подарке. Письмо направит их на сайт TheGreatCourses.com.

Что делать, если мой друг или член семьи не получает электронное письмо?

Если уведомление по электронной почте отсутствует, сначала проверьте папку со спамом.В зависимости от вашего почтового провайдера, он мог быть ошибочно отмечен как спам. Если он не найден, напишите в службу поддержки клиентов по адресу ([email protected]) или позвоните по телефону 1-800-832-2412 для получения помощи.

Как я узнаю, что они получили мой электронный подарок?

Когда получатель нажимает на свой адрес электронной почты и выкупает свой электронный подарок, вы автоматически получаете уведомление по электронной почте.

Я не хочу отправлять загрузки. Как подарить DVD или CD?

eGifting распространяется только на цифровые продукты.Чтобы купить версию курса на DVD или CD и отправить ее другу, позвоните в службу поддержки клиентов по телефону 1-800-832-2412 для получения помощи.

Ой! Получатель уже владеет подаренным мной курсом. Что теперь?

Великие умы думают одинаково! Мы можем обменять курс eGifted на другой курс равной стоимости. Для получения помощи позвоните в службу поддержки клиентов по телефону 1-800-832-2412.

Могу ли я выбрать дату в будущем для отправки электронного подарка?

Извините, эта функция пока недоступна.Мы работаем над его добавлением в будущем.

Что делать, если электронная почта, связанная с eGift, не относится к моей обычной учетной записи Great Course?

Напишите в службу поддержки клиентов по адресу ([email protected]) или позвоните в нашу службу поддержки по телефону 1-800-832-2412 для получения помощи. У них есть возможность обновить адрес электронной почты.

Почему мне нужно создавать учетную запись при покупке подарка кому-то?

Это сделано по двум причинам. Во-первых, вы можете отслеживать покупку заказа в разделе «История заказов», а также позволить нашей команде обслуживания клиентов отслеживать вашу покупку и человека, который ее получил, если возникнет такая необходимость.

Могу ли я вернуть или обменять подарок после покупки?

Поскольку подарок отправляется немедленно, лицо, сделавшее подарок, не может его вернуть или обменять. Получатель может обменять подарок на другой курс равной или меньшей стоимости или оплатить разницу на более дорогой предмет

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *