Формирование личности психология личности: Формирование личности — Психологос

Содержание

Формирование личности — Психологос

Откуда берется наш опыт, наши способности и возможности, наше «знаю», «умею», «хочу»? У нашего опыта есть всего четыре источника:

  • Биологический организм и его врожденный опыт;
  • Научение через сочетательные рефлексы;
  • Человек научился сам;
  • Человека научили другие люди.

В соответствии с разным пониманием личности разные исследователи по-разному видели, как из этих источников формируется личность.

Издавна идут споры, что важнее для формирования личности: биологическая природа человека или окружающая его социальная среда, человеческая культура. Психология советского периода в лице первую очередь школы Выгодского исходила из приоритета социально-культурного окружения. Л.С. Выгодский считал, что социальная среда – не просто один из факторов, а главный источник развития личности. Ребенок развивается в паре со взрослыми, усваивая через них культуру: орудия и знаки, навыки и знания. Соответственно, по Выгодскому, чтобы изучить сознание человека, не нужно всматриваться в это сознание, нужно просто понять и исследовать, что в человека вложили. Все внутреннее – это свернутое внутрь внешнее. Мышление не саморазвивается, а формируется извне. Зона ближайшего развития определяется искусством взрослого и рамками естественного созревания организма ребенка.

Ярким выразителем противоположной точки зрения являлась гуманистическая психология в лице первую очередь Карла Роджерса. По Роджерсу, биологической природе человека свойственна тенденция к росту и развитию так же, как в семени растения заложена тенденция к росту и развитию. В биологии человека есть направленность к позивности, конструктивности, зрелости и социализации. Для Карла Роджерса все, что нужно человеку для развития, есть в его организме, от социума нужно немного, по сути только не мешать и поддерживать. Что касается метафоры семечка, из которого разворачивается развития, то, по взглядам Роджерса, оно у человека только одно.

Термин «формирование личности» имеет двоякое значение: 1) «формирование личности» как ее развитие, его процесс и результат; 2) «формирование личности» как ее целенаправленное воспитание (если можно так сказать, «формование», «формовка», «проектирование», «лепка» и т. д.). См.→

В данной статье формирование личности рассматривается как обретение ребенком черт (формы) личности, и обретение личностью настоящей формы. Разные специалисты этот процесс видят по своему.

В рамках поведенческого и ролевого подхода формирование личности, достижение ею социальной зрелости можно представить как освоение ею определенных личностных и социальных ролей. См.→

В деятельностном подходе считается, что формирование личности происходит через ее двойное рождение. В первом рождении непосредственные побуждения начинают подчиняться социальным нормам, во втором — человек (подросток) начинает сам осознавать и подчинять себе свои мотивы. Уже не только мотивы управляют им, а и он может управлять своими мотивами. См.→

Развитие ребенка определяется не только его душой и его телом. Развитие ребенка определяется теми взрослыми, которые находятся с ним рядом.

Ребенок растет не в безвоздушном пространстве, и при любой его почве и при любых его семечках за его почвой ухаживают внимательные садовники (ну, могут ухаживать), меняя ее состав. Внимательные садовники имеют возможность в почву вовремя сажать семена культуры, и, даже если они зарастают лопухами, почву пропалывают.

Формирование личности – всегда разделенный между ребенком и взрослым процесс. Чем меньше роль культурного взрослого, тем больше роль тела. Чем сильнее культурное, воспитывающее влияние взрослого, тем больше влияние души – вначале души взрослого, а потом, когда она пропитает почву ребенка, это уже и влияние души самого ребенка.

Первые ростки личности — это упрямство малыша «Я сам», следующие шаги — отстаивание независимости подростком и освоение самостоятельности в юности, позже — взросление, и на всем пути — развитие разума и воли.

Воля

Формирование личности происходит через развитие воли и выражается через развитие воли. Одно помогает другому. См.→

Материнская любовь и формирование личности

И в околопсихологической среде, и в самом психологическом сообществе нередко звучит убеждение, что без материнской любви не может сформироваться полноценная личность. В научно-ориентированной психологии таких данных нет. Напротив, легко привести обратные данные, когда ребенок рос без мамы либо без материнской любви, а вырастал в развитого, полноценного человека. См.→


Клуб distant-nik

Сентябрь 2020

как происходит развитие человека в течении жизни

Человек как личность – важное понятие, определяющее взрослого индивида, способного адекватно вести себя в обществе, нести ответственность за свои поступки, а также иметь здоровое желание быть социально полезным. Становление личности начинается с младенчества и продолжается в течение жизни. Наиболее активное развитие приходится на детский и подростковый возраст, когда множество факторов влияет на мировоззрение и отношение ребенка к миру.

Становление личности – процесс длиною в жизнь

Становление личности – процесс длиною в жизнь

Понятие становления личности

Процесс становления личности, который берет начало с первых месяцев рождения, продолжается почти непрерывно всю жизнь. Индивид набирается опыта в общении, учится приспосабливаться под ситуацию, осознает свою уникальность и пытается показать ее другим. Со временем появляется необходимость выделиться среди толпы.

Обратите внимание! Нередко необходимость выделиться в обществе и быть полезным для него происходит на уровне противоречия.

Позднее индивид желает быть полезным для окружающих, привнести свой вклад в развитие общества. Все это формирование личности, которое характеризуется разными этапами, фазами. Описывая, как формируется личность, современные источники информации придерживаются давно укоренившихся определений данных этапов и фаз становления личности. Они включают в себя информацию о том, как ведет себя индивид практически с рождения, и какое воздействие имеют разнообразные факторы на его личностное развитие.

Развитие личности в течение жизни

Будучи совсем маленьким, ребенок невольно копирует поведение родителей. Причем того члена семьи, кто имеет большее влияние на остальных, авторитетного. Вскоре у детей появляется потребность в самостоятельности, психология иногда выделяет этот период как кризис детского возраста. В пример приводят капризы малыша, хотя на деле он попросту еще не научился справляться с эмоциями, его природа требует изменений, развития.

Дети, как о них говорят, словно губка, жадно впитывают все новое. В процессе становления личности они копируют даже рекламу, увиденную по телевидению. В ходе взросления они способны адаптироваться к изменениям. Например, начав ходить в школу, ребенок (часто нехотя) привыкает к дисциплине, когда нужно сидеть на месте 45 минут. Школьные воспитательные методы оценками и незначительными наказаниями направляют развитие личности растущего организма в ту или иную сторону, в зависимости от его восприятия.

Обратите внимание! Чтобы ребенок успешно социализировался, не нужно на него давить, заставлять. Каждому человеку необходимо чувствовать сопереживание, понимание, иначе вместо адаптации он будет сопротивляться, отдаляться от социальных групп.

Становление личности ребенка во многом зависит от поведения родителей

Становление личности ребенка во многом зависит от поведения родителей

Постепенно ребенок переходит к социализации, когда проявляется интерес к более тесному общению со сверстниками. Данный период становления личности обусловлен тем, что прежде индивид не нуждался в понимании социума. Теперь он наблюдает за группой, примеряет на себя роли ведущих и ведомых, нередко желает занять место авторитета.

Пограничное состояние между детством и взрослой жизнью все также нуждается в педагогике, наставлениях индивида. В подростковом возрасте, испытывая взлеты и потрясения, индивид занимается поиском себя. Только потом он вникает в обществознание, где тренирует свои способности в том, чтобы направить накопленный опыт на пользу окружающему миру.

Стадии становления личности

Становление каждого человека как личности имеет ряд стадий, положительных и отрицательных. Если описать их наиболее кратко, то выглядят они следующим образом:

  1. Адаптация. Умение индивида психологически приспособиться к социальной группе, ее деятельности;
  2. Индивидуализация. Необходимость выделиться из группы, показать себя самостоятельным субъектом;
  3. Интеграция. Слияние с обществом, его деятельностью, поиск и упрочнение связей, которые поспособствуют положительному результату данного стремления;
  4. Дезинтеграция. Непринятие обществом или самоизоляция, попытка минимизировать контакты с окружением, что приводит к остановке формирования личности;
  5. Деградация. Обратное развитие, в ходе которого индивид утрачивает работоспособность, страдают его активность, а также адекватность.

Факторы становления личности

Личность человека формируется в процессе всей жизни под влиянием ряда факторов. Известно, что они не существуют по отдельности, т. е. без одного не может быть другого. Среди факторов развития личности выделяют:

  • Внутренние – характеризуются темпераментом индивида, его стремлениями, силой воли и мотивацией.
  • Внешние – природная и психологическая среда, педагогическое и социальное воспитание.
  • Социальные – приобретенные способности, знания, методы поведения индивида;
  • Биологические – наследственность, врожденные способности.

Биологические факторы могут предопределить становление личности

Биологические факторы могут предопределить становление личности

Становление личности ребенка

Формирование личности проходит с помощью, так называемых, агентов социализации. Это отдельные лица либо группы или целая организация, которые имеют внушающее влияние на чередование индивидом социальных ролей.

К ним относятся:

  • Агенты первичной социализации – родители, близкие родственники и друзья, возможно, наставники;
  • Агенты вторичной социализации – учебная или трудовая администрация, церковь, армия и т. д.

Примечательно, что на разных этапах становления «агенты» могут сменяться в важности.

Роль родителей в становлении личности ребенка

В процессе становления личности важную роль играют родители. В кругу семьи закладываются личностная база поведения, представления о внешнем мире, поступках и справедливости. Именно образ родителей влияет на выбор круга общения (более или менее тесного) в будущем. Несмотря на методы воспитания, с течением жизни восприятие родителей будет меняться и все равно иметь стойкое место в подсознании индивида.

Положительные образы родителей – залог здоровой психики, умение адекватно преодолевать жизненные трудности. Отрицательные образы, основанные на требовательности, строгости и контроле, вызывают необъяснимую нервную напряженность даже у взрослого самостоятельного индивида, что, естественно, негативно влияет на качество его жизни.

Основные этапы становления личности по А. Н. Леонтьеву

Развитие личности человека происходит в течение всей его жизни, начиная с младенческого возраста. В данном процессе индивид развивается всесторонне, у него складывается определенное отношение к внешнему миру. А. Н. Леонтьев сформулировал понятие «ведущего вида деятельности», которое определяет развитие психики ребенка, базируясь на том, что удовлетворяет его потребности:

  1. В начальный период от 2 месяцев до 1 года младенец нуждается в непосредственно эмоциональном общении с родителем или другим взрослым;
  2. От 1 года до 3 лет ребенку раннего возраста свойственна предметная деятельность, с помощью которой он познает мир;
  3. В 3 года – 6-7 лет малышу дошкольнику присуща сюжетно-ролевая игра, в ходе которой он имитирует взрослого, старается быть самостоятельным.
  4. Школьник от 6-7 лет до 10-11 проходит учебную деятельность, где глубже познает мир, а также приближается к стремлению быть взрослым.

Становление личности наиболее активно происходит у детей

Становление личности наиболее активно происходит у детей

  1. Подросток 10-11 – 14-15 лет удовлетворяет потребность в обществе сверстников, что называется интимно-личным общением.
  2. Юноши и девушки 15-17 лет приступают к учебно-профессиональной деятельности, что играет большую роль в самоопределении.

Фазы становления личности по Л. И. Божович

Л. И. Божович выделила три основные фазы становления личности:

  1. Адаптация. В ходе первой фазы индивид сначала знакомится и усваивает установленные нормы поведения, затем приступает к их овладению, дальнейшему использованию. Индивид может считать себя состоявшейся личностью с определенным набором качеств и характеристик. Однако, когда он вступит в новую группу, ему придется изучить ее соответствующие нормы с целью адаптации, чтобы затем перенять их на себя и стать частью здоровых взаимоотношений данного общества.
  2. Индивидуализация. Данная фаза выступает как ощущение противоречия в себе. Адаптировавшийся в группе индивид страдает от того, что потребность личностной персонализации замещается поведением «быть как все». Индивид целенаправленно ищет разные пути выделиться. Он может хвастать жизненными достижениями, опытом, мудростью.
  3. Интеграция в общности. Третья фаза характеризуется очередным чувством противоречия. Индивид желает не просто выделяться из группы, но быть максимально полезным, признанным. Он подбирает и тренирует такие черты своего характера и поведения, которые бы служили благими целями.

Обратите внимание! Не всегда индивид работает на то, чтобы произвести некое впечатление и занять определенное положение в группе. Часто сама группа составляет мнение об индивиде.

Каждая последующая фаза не может существовать без предыдущей. Если индивиду не удается адаптироваться, он будет чувствовать себя неловко, что может негативно сказаться на становлении личности, в результате произойдет личностная деформация (неуверенность в себе, робость, безынициативность). С другой стороны, успешное прохождение всех этапов откроет путь к успешной социализации, индивид сможет найти способы самореализации, ему присущи самоопределение, коллективизм.

Приносить пользу обществу – важное стремление в становлении личности

Приносить пользу обществу – важное стремление в становлении личности

Становление личности можно сравнить с высказыванием «век живи – век учись». Индивид регулярно попадает в новые социальные группы, связанные с учебой, работой, семьей и друзьями. Важно научиться приспосабливаться к деятельности группы, чтобы чувствовать себя комфортно, востребовано.

Видео

10 основных законов развития личности

Время чтения 6 минут

Психология личностного роста и развития – объёмный раздел науки, включающий в себя личностное развитие в психологии, а также законы развития личности и механизмы развития личности в психологии. Становление процесса личностного развития человека начинается с самого рождения и отталкивается от его непосредственной природы и уровня восприимчивости.

<<Оглавление>>

Психология личностного роста через мотивацию

“Психология личностного роста” и “психология развития личности” понятия схожие между собой, но не много они да отличаются. Многие специалисты не раз заводили дискуссии на тему родства данных разделов психологии, и только сейчас доказано их сходство. Дело в том, что сама по себе психология развития личности плечом к плечу идёт с психологией личностного роста, они полностью взаимосвязаны и не могут быть друг без друга. Именно о них мы сегодня и расскажем нашим читателям.

Личность – понятие высокое, обозначающее полностью сформировавшегося и социализированного человека в современном мире, и обладающего необходимыми для жизни в обществе психологическими характеристиками.

Начнём с того, что “личностный рост” – понятие, пришедшее к нам из разделов науки о психологии. Если же разложить сам термин “психология”, мы увидим, что состоит он из двух древнегреческих слов: “учение” и “душа”, тем самым показывая нам, что изучение души человека достойно отдельной ниши в научном мире.

Если же вернуться к психологии личностного роста, то она уже изучает более углубленно понятия о законах развития личности и само видение изначальной человеческой природы в позитивном ключе. Данный раздел психология помогает развить внутренний потенциал человека, дать ему толчок на путь саморазвития.

Путь в психологии развития личности

Природа человека и путь к личностному самовоспитанию

Природа человека имеет свою классификацию в психологии:

  • Безусловно позитивная;
  • Условно позитивная;
  • Нейтральная;
  • Повреждённая.

Уже исходя из выявленной природы человека, возможно построение пути к личностному росту.

Например, в “безусловно позитивной” природе человека, смыслом воспитания будет выступать помощь ему психолога в актуализации. При “условно позитивной” природе человека, смысл воспитания поменяется на экзистенциальный подход психолога в помощи при выборе.

Если же брать нейтральную человеческую природу, то здесь смыслом воспитания станет формирование и коррекция личности психологом. Что же касается последней вариации человеческой природы – поврежденной, то здесь уже на плечи психолога ляжет более сложная задача – исправление и компенсация.

психология личностного роста

Истоки психологии личностного роста

Если вернуться к истокам создания теории о психологии личностного роста, то здесь стоит поблагодарить её “отцов” американских психологов Карла Рэнсом Роджераса и Абрахама Харольда Маслоу. Именно они когда-то создали свою гуманистическую концепцию, в рамках которой сформировалась психология личностного роста.

Психология личностного роста в современном мире

Годы практики и трудов многих талантливых психологов по-своему “отшлифовали” психологию личностного роста, преобразовав её в удобный инструмент для проведения мотивационных тренингов по саморазвитию человека.

В современной практике проведение подобных тренингов особенно популярно среди психологов и их слушателей. Но стоит отметить, что изначальная теория психологии личностного роста со временем приобрела свои новые особенности.

Например, наш современник, бизнес-тренер Григорий Спижевой выступил автором новой книги по теме личностного роста. В его теории выступают такие понятия, как “внутренняя гармония”, “взаимоотношения с самим собой”, “отношения Я+Я”, “отношения Я+другие”, “отношения с окружающим миром” и, конечно же, “саморазвитие”. По замыслу Спижевой, все эти понятия и составляют всю психологию личностного роста.

Личностное развитие в психологии

Личностное развитие – это раздел в психологии, относящийся к личностному росту и саморазвитию. Данный раздел психологии личностного развития включает в себя все изменения психологических настроев и процессов человека, как личности, при внешних и внутренних воздействиях на него.

Личностное развитие может формироваться в человеке не только с помощью его самостоятельных трудов, но и при влиянии любых других факторов извне. Развитие личности человека – процесс довольно долгий, сопровождающий его на протяжении всего жизненного пути. На личностное развитие в психологии человека это может повлиять и, благодаря, его непрерывному взаимодействию с окружающим миром и другими людьми.

В какой-то степени, психика человека похожа на губку. Она впитывает в себя всё происходящее вокруг, что отражается и на личностном саморазвитии человека и его становлении. Именно поэтому, в некоторых случаях даже уже сформировавшаяся личность нуждается в своей коррекции профессиональным психоаналитиком.

Фото 4 – итог личностного развития в психологии – полная гармония с собой.

Механизмы развития личности в психологии

Механизмами развития личности в психологии являются присвоение, обособление и идентификация индивидуума.

Если смотреть более углублённо, то присвоение – это создание и формирование личности через общение человека с окружающим миром, в прямом смысле слова – навязывание ему мировых устоев и порядков. Обособление же выступает в роли отстаивания своей первоначальной природной сущности. А идентификация является обратным процессом – соотношение, а порой даже копирование человеком окружающих или же своих кумиров.

психология личностного роста

Присвоение

Таким образом, такой механизм развития личности в психологии, как “присвоение” по своей сути является наиболее распространённым. В себе он подразумевает самостоятельное формирование и развитие личности при контакте человека с окружающей средой. То есть, любая его личная и общественная деятельность способствует формированию и “присвоению” личностных качеств и их последующему развитию.

Обособление

Такой механизм развития личности в психологии как “обособление”, несёт в себе намного больше свободы, нежели “присвоение”. В таком случает, индивидуум не готов воспринимать общественные устои и стремиться выделить себя среди остальных. В таком случае запускается процесс индивидуализации, что формирует индивидуальные личностные качества человека, отделяющие его от остальных представителей общества.

Причём у данного механизма развития личности в психологии есть сразу два направления: внутреннее (психологическое) и внешнее (материально-физическое). К внутреннему формированию относятся индивидуальные психологические характеристики (уровень интеллекта, тип темперамента, черты характера и так далее), а к внешнему подходят физические изменения (национальность, гендерная идентичность и так далее).

Идентификация

Последний же механизм развития личности в психологии – “идентификация” – самый сложный. В данном случае индивидуум пытается подрожать объекту, к которому проявляет симпатию или интерес. То есть, это процесс копирования другой личности на эмоциональном и ином уровнях. Недаром говорят, что дети с раннего возраста во всём подражают своим родителям, здесь как раз таки и вступает в действие данный механизм развития личности в психологии.

Законы развития личности

Психология личностного роста – процесс довольно сложный, и несёт в себе свои закономерности и законы развития личности. Без них было бы сложно составить программы обучения для детей и подростков, чья личность только формируется. Также законы развития личности помогают квалифицированным психоаналитикам лучше понимать своих пациентов и более эффективно им помогать в процессе их становления и саморазвития.

К законам развития личности можно отнести:

  1. Наличие психологических изменений у индивидуума.
  2. Взаимосвязь между разными сферами развития и их направлениями.
  3. Возникновение специфических особенностей развития.
  4. Отличия в развитии по временным рамкам и прочим критериям (разное развитие между сверстниками).
  5. Формирование четких взглядов и личных убеждений.
  6. Развитие определённых психологических характеристик (сенситивность).
  7. Обработка и изучение/осознание различных сфер жизни.
  8. Пластичность развития личности (компенсация развития одной личностной составляющей другой).
  9. Противоречие между индивидуумом и окружающим его миром.
  10. Постоянный прогресс в личностном развитии.

Психология развития личности и здоровье

Психологическое состояние и стабильность чистоты разума человека являются важными показателями его здоровья. Именно поэтому, психология личностного роста или развития личности так важна при создании полноценного здорового человека.

Если вернуться к типам природы человека, то можно сделать соответствующий вывод, что при наличии у него позитивной природы – он полностью психологически здоров. Если же человеческая природа повреждена, то её восстановления до уровня позитивной будет считаться полным психологическим выздоровлением индивидуума. То есть в данном случае, такие манипуляции наврятли сможет осуществить даже самый опытный коуч на тренингах личностного роста. Здесь понадобиться профессиональная длительная работа с психологом, и только специалист данного профиля способен помощь в данном случае.

ВАЖНО! Психика человека – тонкий и чувствительный инструмент, не занимайтесь самолечением, в случае возникновения каких-либо проблем и серьёзных переживаний, влияющих на ваше эмоциональное и психическое состояние – незамедлительно обратитесь к специалисту.

Оставайтесь здоровыми и не бойтесь достигать новых личностных высот саморазвития!

Формирование и развитие личности: процесс, факторы, условия, этапы

Личность – системное качество индивида, приобретаемое им в ходе культурно-исторического развития (А. Н. Леонтьев). Как личность человек проявляет себя в системе отношений. Однако отношения в свою очередь оказывают влияние на формирование личности. Какие еще закономерности можно выявить в развитии личности, и какие факторы влияют на ее становление – давайте разберемся.

Детерминанты развития

Детерминанты – факторы и условия, оказывающие ведущую роль в развитии чего-либо. В нашем случае это ведущие факторы становления личности.

Наследственность

В статье «Понятие личности в психологии: сущность и структура» мы выяснили, что феномен человека как личности подразумевает рассмотрение обоих элементов: биологического и социального. Врожденные особенности человека, то есть темперамент и конституция тела, задатки и другое, несомненно, вносят свою лепту в формирование личности.

  • Изначально в теориях о личности придерживались только этого подхода. Было принято считать, что наследственность передает гены, гены формируют гормональный фон, тот – телосложение и психику, они – придают форму личности.
  • Чуть позже стало ясно, что индивидуальные особенности вносят свою лепту, но на личностное формирование большее влияние оказывают социальные факторы.

Окружение

Личность формируется под влиянием психологии группы, с членами которой она находится на равных позициях. Окружение влияет на формировании личности через:

  • культуру;
  • установки;
  • нормы и ценности семьи, круга друзей, других социальных групп;
  • устройство страны.

Социальное окружение формирует характер, который является одним из элементов структуры личности.

Интересный факт: научно доказано, что даже порядок рождения ребенка играет важную роль в формировании личности. Так, дети, рожденные первыми и в дальнейшем имеющие брата или сестру, чаще:

  • заботятся о социальном принятии или непринятии;
  • трудолюбивы и ответственны;
  • склонны к сотрудничеству, подчинению авторитетам;
  • не стремятся нарушать правила;
  • отличаются честолюбием;
  • склонны к чувству вины и беспокойству.

Ситуация

Этот фактор стали выделять в отдельную категорию не так давно. Предполагается, что он сдерживает и социальное, и природное в человеке. Это своеобразный регулятор личности.

  • Не секрет, что некоторые ситуации диктуют стиль поведения и границы допустимого или недопустимого. Чем чаще человек оказывается в ситуации вынужденного поведения, тем проще ему потом постоянно показывать себя в таком виде.
  • Однако именно из-за ситуативности нельзя судить о личности человека изолированно.

В настоящее время предпринимаются попытки выделения конкретных ситуаций, их описания и сути влияния на личность. Но практически сделать это очень сложно. Пока для оценки личности остается необходимым иметь сведения о его поведении в различных ситуациях.

Деятельность как условие формирования личности

Основное условие формирования личности – деятельность:

  • трудовая,
  • учебная,
  • игровая,
  • общение.

Каждая деятельность специфична и оказывает определенную роль в развитии человека, отвечает его возрастным потребностям, развивает определенные компоненты личности. Подробнее о деятельности можно прочитать в статье «Деятельность человека – что это в психологии. Виды деятельности и их характеристика».

Кто такая сформированная личность

Взаимодействие с миром

Психологией доказано, что личностью не рождаются, а становятся. Однако вопрос о том, кого можно считать личностью, так и остается открытым. До сих пор нет единого списка требований, описания свойств или классификации критериев. Но некоторые черты, свойственные сформированной личности, выделить можно.

  1. Активность. Подразумевает произвольность деятельности, умение управлять своей жизнью в любой ситуации.
  2. Субъектность. Предполагает контроль над своей жизнью и ответственность за выбор, то есть занимаемая роль автора жизни.
  3. Пристрастность. Умение оценивать окружающую действительность, принимать что-то или не принимать, то есть не быть равнодушным к миру и своей жизни.
  4. Осознанность. Способность выражать себя в общественных формах.

Критерии развития

Из описанного выше можно выделить критерии развития личности, или личностного роста:

  • усиление субъектности;
  • целостность и интегрированность в мир;
  • рост продуктивности;
  • развитие душевных (духовных) качеств и способностей.

Характерная черта зрелой личности – преодоление эгоцентризма и приобретение широкой идентичности (способность отождествлять себя с миром, обществом, ситуациями, природой; ощущение общности и понимания).

  • У детей и подростков развитие личности оценивается по характеристикам социализации и рефлексии.
  • У взрослых – по способности к самоактуализации, умению принимать ответственность и выделяться из общества, сохраняя связь с ним.

Самосознание как отдельный компонент и признак становления личности

Самосознание (продукт которого – Я-концепция) активно формируется в подростковом возрасте, хотя зарождение начинается куда раньше. Оно вытекает из сознания личности. Это система установок, отношение к самому себе. Подробнее о самосознании можно прочитать в статье «Самосознание – что это в психологии. Его структура и функции».

Процесс развития

Развитие личности можно охарактеризовать через развитие системы ее потребностей. То есть человек развивается как личность, когда:

  • протяженность действия потребностей увеличивается;
  • потребности становятся осознанными и приобретают социальный характер;
  • потребности переходят от низших к высшим (духовным, экзистенциональным).

Стадии развития личности

Цель развития личности – обретение личностной свободы. Существует несколько классификаций стадий развития личности.

Концепция Э. Эриксона

Интересной в плане рассмотрения развития личности мне кажется теория Э. Эриксона. Психоаналитик отметил 8 стадий, на каждой из которых человек сталкивается с противоположными силами своей личности. Если конфликт решается благополучно, то формируются определенные новые черты личности, то есть и происходит развитие. В противном случае человека настигает невроз и дезадаптация.

Итак, среди этапов развития личности можно выделить следующие:

  1. Противоречие доверия и недоверия к окружающему миру (от рождения до года).
  2. Противоречие независимости со стыдом и сомнениями (от года до 3 лет).
  3. Противоречие инициативности и чувства вины (от 4 до 5 лет).
  4. Противоречие трудолюбия и чувства неполноценности (от 6 до 11 лет).
  5. Противоречие осознания идентичности с каким-то полом и непонимания поведения, свойственного ему (от 12 до 18 лет).
  6. Противоречие стремления к интимным отношениям и чувству изолированности от окружающих (ранняя взрослость).
  7. Противоречие жизненной активности и сосредоточенности на своих проблемах, потребностях, интересах (средняя взрослость).
  8. Противоречие ощущения полноты жизни и отчаяния (поздняя взрослость).

Концепция В. И. Слободчикова

План жизни

Психолог рассматривал становление личности с позиции развития субъектности человека по отношению к его поведению и психики.

Оживление (до года)

Характерная черта этого этапа – знакомство ребенка со своим телом, его осознание, которое отражается в двигательных, сенсорных и общительных действиях.

Одушевление (от 11 месяцев до 6,5 лет)

Начинается определение ребенком себя в мире, для чего малыш учится ходить и орудовать с предметами. Понемногу малыш овладевает культурными навыками и способностями. В 3 года ребенок осознает свои желания и возможности, что выражается позицией «Я сам».

Персонализация (от 5,5 лет до 13-18 лет)

На этом этапе человек впервые осознает себя как творца (реального или потенциального) собственной жизни. Во взаимодействии со старшими наставниками и ровесниками личность выстраивает границы идентичности, начинает понимать собственную ответственность за будущее.

Индивидуализация (от 17-21 года до 31-42 лет)

На этом этапе человек присваивает и индивидуализирует все общественные ценности, пропуская их через призму собственного мировоззрения, личностной позиции. Человек преодолевает групповые ограничения, оценки окружения и выстраивает свою «самость». Он отходит от стереотипов, мнений извне и давления. Впервые он сам принимает или не принимает то, что дает ему мир.

Универсализация (от 39-45 лет и далее)

Для этапа универсализации характерен выход за рамки индивидуальности на уровень экзистенциальности. Человек осмысливает себя как элемент всего человечества в контексте того, что было в истории мира и что будет.

Как мы видим, развитие личности тесно связано с возрастным развитием. Но если обратить внимание на указанные в скобках сроки, то можно отметить их широкий разброс. Причем чем старше физиологически становится человек, тем шире разброс личностного развития. Из этого и возникает то, что в народе называют «развит не по годам» или «застрял в развитии». Но теперь-то вы знаете, что, возможно, никто нигде не застрял и не «убежал», дело в отличии физического и личностного развития.

Кроме этого, можно рассматривать развитие личности как изменение индивидуального психологического пространства человека, в которое входят:

  • тело;
  • окружающие личностно значимые предметы;
  • привычки;
  • отношения, связи;
  • ценности.

Эти элементы не появляются сразу, они накапливаются по мере физического развития ребенка. Но у взрослой личности можно выделить все эти элементы. Для благоприятного развития личности важна неприкосновенность названных выше компонентов.

Жизненный путь

Структура личности формируется в процессе жизненного пути, то есть в развитии человека как субъекта собственной жизни. Цели, мотивы и ценности личности отражаются в жизненном плане, который структурирует жизненный путь.

Проще говоря, это жизненный сценарий человека. До сих пор не существует единого мнения относительно этого вопроса.

  • Одни ученые (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев), преимущественно отечественные, придерживаются мнения, что исключительно человек формирует и регулирует свой сценарий. То есть сознательно выбирает путь, но не без помощи и влияния родителей.
  • Другие исследователи (Адлер, Берн, Роджерс) придерживаются теории бессознательного. А среди ведущих факторов, определяющих сценарий, называют стиль воспитания родителей и их личностные особенности, порядок рождения ребенка, имя и фамилию, случайные стрессовые факторы и ситуации, воспитание прародителями.

Личностный рост

Личностный рост – продукт жизненного пути, рассматриваемый через оценку способности личности управлять своей жизнью, строить отношения с окружающими, отстаивать свои убеждения, воспринимать жизнь едино во всем ее многообразии.

  • Основа этого – рефлексия. Качество, которое начинает формироваться еще в детском возрасте и которое подразумевает анализ человеком собственных поступков. Это элемент самосознания – самоанализ.
  • Второй базисный элемент, вытекающий из рефлексии – автономия личности, то есть владение собой, принятие ответственности за свой выбор и право этого выбора.

Личностный рост тесно связан с самооценкой и оценкой, а точнее это не что иное, как переход от системы внешних критериев к системе внутренних, основанных на личностных убеждениях.

Послесловие

Развитие личности – процесс трудный и противоречивый, протекающий всю жизнь. Остановка в развитии чревата деградацией и распадом личности.

Формирование личности – целенаправленный и организованный процесс. Вначале его организуют родители и окружение ребенка, позже – сам человек и окружение.

Таким образом, формирование и развитие личности происходит в процессе взаимодействия человека с окружающим миром и людьми. Однако для того, чтобы стать личностью, нужно научиться ставить границы между пониманием «себя» и «не себя».  Что подразумевает:

  • участие в жизни общества, но не тотальное растворение в нем;
  • умение противостоять и сохранять индивидуальность.

В последнее время актуально говорить не только о созидательном элементе личности, но и творческом начале, под чем и подразумевается «быть творцом жизни».

До сих пор не поставлена точка в вопросе границ влияния биологического и социального в человеке при развитии личности. Продолжаются исследования генов. Ученые не исключают, что в будущем какие-то феномены, признанные приобретенными, будут фактически переведены в категорию наследственных.

что это такое и какие есть стадии?

В отличие от других живых существ, человек имеет двойственную природу. С одной стороны, на его поведение влияют особенности анатомии, физиологии, психики. С другой – он подчиняется законам общества. Если в первом случае речь идет о становлении человека, как индивидуума, то во втором имеет место развитие личности. В чем же отличие этих процессов? Что такое личность? Почему она формируется в социуме? Какие этапы проходит в своем совершенствовании? Много ли уровней становления личности бывает? Какие механизмы запускают данный процесс? Рассмотрим эту тему.

Что такое развитие личности?

Развитие личности — это элемент общего формирования человека, связанный с его сознанием и самосознанием. Касается сферы социализации, поскольку вне общества человек живет по законам животного мира. Личность формируется при взаимодействии с другими людьми. Наедине, без культурного контакта и обмена информацией, этот процесс не возможен. Чтобы не возникало путаницы, приводим следующие смежные понятия:

  • Человек – представитель биологического вида Homo sapiens;
  • Индивид (индивидуум) – отдельно взятый организм, способный к самостоятельному существованию;
  • Личность – субъект социокультурной жизни, наделенный разумом, моральностью, духовными качествами.

Соответственно, личностное развитие определяет те стороны жизни, которые отдаляют нас от животной природы, наделяют социально значимыми качествами. Не стоит путать это понятие с личным развитием, которое охватывает все возможные сферы, включающие физическую форму, уровень интеллекта или эмоциональность. Личностное развитие связано с самоидентификацией. Оно не противопоставляется другим видам совершенствования, оправдывая высказывание «в здоровом теле – здоровый дух».

К слову, уровни развития личности отчасти повторяют ее потребности, отображенные в Пирамиде Маслоу. Начальным этапом становится удовлетворение необходимых для жизни функций, постепенно поднимаясь к уровню духовности и самосознания.

Пройти тест на тип личности

Уровни развития личности.

Классификаций структуры личностного развития придумано много. Усреднено выделяют семь основных уровней, которые предложены российскими социологами Дмитрием Невирко и Валентином Немировским. По их теории люди совмещают следующие последовательные уровни становления:

  • Выживание – сохранение физической целостности;
  • Размножение – воспроизводство и материальное потребление;
  • Управление – способность отвечать за себя и других;
  • Чувства – познание любви, милосердия, доброжелательности;
  • Совершенство – стремление к экспертности и созиданию;
  • Мудрость – совершенствование интеллекта и духовности;
  • Просветление – связь с духовным началом, ощущение счастья и гармонии.

Любой человек в идеале должен пройти каждый из этих уровней. При этом процесс развития личности связан с жизненными уроками. Если кто-то перепрыгивает через «ступень», то ему придется наверстать упущенное. Человек «застрявший» на одном из уровней, просто еще не усвоил свой урок, а возможно просто его еще не получил. Либо он проходит другой урок, либо еще не готов к новому. Один из первых мотивов личностного развития – самоутверждение, которое в дальнейшем сменяется заботой о ближнем. Именно этот переход от эгоцентризма к эмпатии (сочувствие) – один из наиболее сложных и ответственных этапов совершенствования. Подробнее об этом процессе поговорим в следующем разделе.

Пройти тест на эмпатию

Стадии развития личности.

Большинство проходит одни и те же закономерные этапы становления. Они обусловлены физиологическими и психическими особенностями. Каждый возраст отличается своими задачами и жизненными уроками.

Полное описание этих процессов включает теория личностного развития, сформулированная американским психологом Эриком Эриксоном, и включающая описание нормальных и нежелательных вариантов событий. Согласно этому учению, можно выделить следующие основополагающие постулаты:

  • Этапы развития личности идентичны у всех;
  • Совершенствование не прекращается от рождения и до смерти;
  • Развитие личности тесно связано с этапами жизни;
  • Переходы между различными этапами связаны с личностными кризисами;
  • Во время кризиса ослабевает самоидентификация человека;
  • Нет гарантии в благополучном прохождении каждой из стадий;
  • Социум не антагонист для человека в его совершенствовании;
  • Формирование индивидуальности предполагает прохождение восьми этапов.

Психология развития личности тесно связана с протеканием физиологических процессов в организме, которые отличаются в каждом конкретном возрасте. В психотерапевтической практике принято выделять такие стадии развития личности:

  • Оральная фаза – первый период жизни младенца, выстраивающий систему доверия и недоверия;
  • Творческая фаза – дошкольный период жизни, когда ребенок уже сам начинает придумывать себе занятия, не просто подражая другим;
  • Латентная фаза – охватывает возраст от 6 до 11 лет, проявляется в растущем интересе к новому;
  • Подростковая фаза – период с 12 до 18 лет, когда происходит кардинальная переоценка ценностей;
  • Начало зрелости – время близости или одиночества, поиск партнера для формирования семьи;
  • Зрелый возраст – период размышлений над будущим новых поколений, финальная стадия социализации личности;
  • Старость – баланс между мудростью, осмыслением жизни, чувством удовлетворения от пройденного пути.

Каждый этап развития личности привносит что-то новое в ее самоидентификацию, даже если физическое или психическое совершенствование остановлено, в силу физиологических особенностей конкретного возраста. В этом заключается феномен развития личности, не зависящий от состояния организма в целом. Сила или ум могут быть улучшены до определенных показателей, пока не наступит старение. Личностное развитие не останавливается и в глубокой старости. Чтобы этот процесс не прекращался, должны быть факторы, стимулирующие совершенствование.

Движущие силы развития личности.

Любое улучшение подразумевает выход из зоны комфорта. Соответственно условия развития личности, также «выталкивают» человека из привычного окружения, заставляя его мыслить по-другому. К основным механизмам личностного роста относятся:

  • Обособление – принятие своей индивидуальности;
  • Идентификация – самоотождествление человека, поиск аналогов;
  • Самооценка – выбор своей «экологической ниши» в социуме.

Именно эти механизмы развития личности заставляют пересматривать свое отношение к жизни, выходить из зоны комфорта, совершенствоваться в духовном плане.

После вопроса самооценки и удовлетворения своего «эго», человек задумывается по поводу помощи другим людям, своего следа в истории. Далее, отдельные личности переходят на этап духовного просветления, пытаясь осознать вселенскую истину, ощутить гармонию мироздания.

Основным механизмом «вертикальных» переходов является «горизонтальное» накопление опыта и знаний, которые позволяют подняться на качественно высокий уровень личностного развития.

Поскольку человек – явление биосоциальное, то его формирование подчинено целому ряду факторов, включающих животный и духовный компонент. Развитие личности начинается, когда более низкие уровни существования удовлетворены. Не стоит думать, что остальные аспекты жизни менее важны, ведь эмоции, сила и интеллект также формируют личность человека, помогают ему полноценно развиваться в духовном плане.

Пройти тест на самооценку

Развитие личности — Психология человека

Личность в человеке есть индивидуальное уникальное само-сосредоточение божественного духа.
Макс Шелер

Каждый человек – это личность! А личность должна развиваться, чтобы, как минимум – оставаться личностью, а как максимум – состояться в этой жизни. Мы никогда не будем полностью удовлетворены своей жизнью, если мы в ней так и останемся никем, то есть теми, кем нас делают другие люди, а не мы сами. Да, мы все уникальны, у каждого из нас своя судьба, которую мы строим своими руками, но при этом, лишь немногие из нас, хотят стать такой личностью, в существовании которой, был бы смысл. Люди рождаются и умирают, они приходят в этот мир и уходят из него, и лишь немногие из них, что-то в этом мире после себя оставляют, что-то такое, за что их уважают, любят, помнят, ценят, чтут.

Развитие личности – это развитие человеком всего себя. Мы не должны разделять себя на составные части и говорить о каждой из них в отдельности, говоря о развитии своей личности. Личность – это совокупность всех человеческих качеств – это весь человек, и это история о человеке. Давайте друзья, научимся сочинять о самих себе такую историю, которая станет историей о Великом Человеке!

Для начала, уясните одну простую, но очень важную вещь – вы всегда должны оставаться самими собой, лишь изредка надевая на себя нужную для той или иной жизненной ситуации «маску», чтобы произвести нужное вам впечатление на конкретных людей. Не надо, ни в коем случае, стесняться, бояться и избегать своего Я, его наоборот, необходимо развивать и всячески подчеркивать. Вы должны бороться за свою уникальность, за свои отличительные особенности, и активно развивать их в себе. Если вы будете пытаться кому-то подражать, быть на кого-то похожим, с кем-то себя сравнивать – вы потеряете свою личность, вы потеряете свое Я. А если вы потеряете свое Я, а следовательно, и свою личность, тогда и развивать вам будет нечего. Будьте самими собой, и работайте над тем и с тем, что дала вам природа, что дали вам ваши родители – дав вам жизнь, и ни в коем случае не считайте других людей лучше себя! Мы все разные, понимаете – разные! Вам не нужно себя ни с кем сравнивать – вам нужно быть самим собой и гордиться этим. Гордитесь своими генами, гордитесь своей внешностью, гордитесь каждой частичкой своего тела, гордитесь своими делами, своими мыслями, своими целями в жизни. Ведь чтобы развить свою личность – ее необходимо иметь.

Ваша личность – это ваша ценность, ваше достояние! Берегите ее, защищайте ее, цените ее, ценя себя и все свое превыше всего остального. Запомните, ваша личность – это то, чего вас хотят лишить другие люди, заинтересованные в том, чтобы вы стали их рабом, чтобы вы стали никем и вами было легко помыкать. Серая, посредственная личность, подавленная, запуганная, затюканная, абсолютно безынициативная и неуверенная в себе – это инструмент в руках сильной и уверенной в себе личности. И другие люди будут крутить-вертеть вами, как захотят, если вы не будете себя любить и уважать, а значит и не будете ценить свою личность. Мы всю свою историю жили и продолжаем жить в таком обществе, в котором всегда были и есть – господин и раб, в той или иной форме. У господина есть личность, которой он гордится и которую он развивает, а у раба личности нет, ее нет в его собственной голове. И вы должны понимать, что если вы сами не станете развивать свою личность, тогда никто не станет ее за вас и для вас развивать. Мало того, найдется масса желающих – вашу личность подавить, втоптать ее в грязь, размазать по стенке, унизить, уничтожить. Не рассчитывайте на добрых людей, рассчитывайте на людей злых и умейте им противостоять, а добрых людей цените и уважайте. Ваша личность – это противовес чужому злу, чужой агрессии, чужим интересам, которые пересекаются с вашими.

Так как же развивать свою личность? Об одном из способов это сделать, я вам уже сказал – нужно оставаться самим собой и любить себя всего – целиком, не сравнивая себя ни с кем. Что еще вы можете для себя сделать? Вы должны четко уяснить, дорогие друзья, что человека от животных отличает, помимо всего прочего, наличие у него более развитого мозга – это наше главное достоинство. Про душу и сознание я сейчас говорить не стану, ибо эти вещи пока еще не до конца изучены, и возможно, их так и не удастся полностью изучить. А вот что касается мозга, то он у нас точно более развит, чем у животных. И от того, насколько хорошо он развит у каждого из нас, зависит то, какой мы будем личностью. И качество нашей жизни, тоже зависит от развитости нашего мозга. Поэтому следующим моим советом вам, будет совет – развивайте свои мозги. Хотите быть развитой личностью – развивайте свой мозг. И неважно, насколько умным вы себя в настоящий момент считаете, ведь как показывает жизнь, чем человек глупее, тем более умным он себя считает, в любом случае и при любом раскладе, развивайте свои мозги – вам это нужно. Узнавайте об этом мире, как можно больше, не ограничивайте себя в знаниях, деля их на нужные и не нужные. Просто приоритеты правильно расставляйте, получая, сначала наиболее полезные, а затем менее полезные для вас знания. Чем больше вы будете знать об этом мире, тем шире будет ваш кругозор, а чем шире будет ваш кругозор, тем более развитой и более сильной личностью вы будете.

И все же, что значит, развивать свои мозги? Мы хоть и говорим с вами о знаниях, которые необходимо получать, то бишь, нужно учиться, читать умные книги, общаться с умными людьми, чтобы много знать. Но дело ведь, не только, а сегодня даже и не столько в знаниях. Действительно, получая новые знания, мы развиваем свой мозг и становимся умнее. Но, сегодня мы с вами живем в качественно новой информационной среде, чем та среда, в которой жили наши предки, сегодня нам не столько знания нужны, сколько, прежде всего, умение их отбирать из огромного потока информации, с которым мы каждый день сталкиваемся и к которому имеем доступ, и умение ими пользоваться. Поэтому под развитием мозга, я подразумеваю в первую очередь, развитие мышления, а лишь затем получение новых знаний. А что значит, развитие мышления, как его развивать? Это значит друзья, что вы должны уметь думать и рассуждать. Развитие мышления – это критическое отношение к получаемой и к уже полученной вами информации, это также создание человеком новой информации на основании имеющихся у него знаний и в целом творческое отношение к жизни. Личность, если она личность, а не ее жалкое подобие – не может являться простым носителем чужой информации, чужих знаний. Личность, на то и личность, чтобы уметь, во-первых, думать над получаемой информацией, выделяя из нее полезное и отсеивая вредное, а во-вторых, уметь свою собственную информацию создавать, а для этого необходимо уметь мыслить. Поэтому, когда вы получаете какие-нибудь знания – вы должны размышлять над ними, сомневаться в них, оценивать их, сравнивать с другими знаниями, а не просто принимать их на веру и запоминать. Обратите внимание, как многие люди быстро принимают на веру все, что получают из различных источников информации, особенно, из авторитетных источников информации, которым люди привыкли безоговорочно доверять. И лишь немногие, обычно, очень умные люди, сомневаются в достоверности того, что они узнают, особенно, из авторитетных источников информации. К любой информации и к любым знаниям, необходимо относиться критически, иначе ни о каком мышлении говорить не приходится. Нельзя ничего принимать на веру, несмотря на то, что это очень легко делать – просто верить и ни о чем не думать. Голова нам дана не для того, чтобы набивать ее чужими мыслями, а для того, чтобы иметь в ней свои собственные мысли.

Мыслящий человек должен уметь задавать вопросы, когда это необходимо и когда это уместно, и практически всегда он должен уметь задаваться вопросами, чтобы вести конструктивный внутренний диалог, то есть, вести общение с самим собой. Чем больше вопросов вы зададите, прежде всего, самому себе, тем лучше, тем более светлыми будут ваши мысли и тем более рациональным будет ваше поведение. Поэтому если вы хотите быть развитой личностью и желаете развивать ее постоянно – вы должны уметь задавать себе вопросы и уметь отвечать себе на них. Например, вы должны уметь отвечать на такой важный вопрос, как – «Почему?». Почему что-то так, а не иначе? Почему вы должны делать то, и не должны делать этого? Почему вы хотите того, чего хотите, и хотите ли вы чего-то на самом деле? Если человек – не человек, а биоробот, он вообще не думает над тем, что он делает – он действует инстинктивно, просто реагирует на внешние раздражители и все. А вот человек – умный, всегда думает, перед тем, как что-то сделать, он пытается понять и часто понимает – зачем он хочет что-то сделать, и нужно ли ему что-то делать вообще. Поэтому, повторюсь – развивайте свое мышление, задавайте вопросы себе и другим, в первую очередь себе, и отвечайте на эти вопросы, думайте над ними и отвечайте на них. Зачем? Почему? Для чего? Как? Кто? Кому? Куда? Чем больше вопросов – тем лучше, тем больше работы будет у вашего мозга, тем более развитым будет ваше мышление и тем активнее будет развиваться ваша личность. Начните изучать философию, чтобы она помогла вам развить свое мышление, иначе вы не сможете развить свою личность. Мы говорим, что человек является существом разумным, но это не так. Человек – склонен к тому, чтобы стать разумным. И если человек никаких шагов навстречу разуму не предпримет, тогда он никогда разумным не станет, и проживет всю свою жизнь на автомате, танцуя под чужую дудку. Развитая личность – это критически мыслящая личность. Это личность – склонная к рефлексии и самоанализу, к логическим рассуждениям и творчеству. А абсолютно не думающий и не мыслящий биоробот – это не личность, а функция.

Следующий шаг, который вам необходимо сделать, чтобы развить свою личность – это определиться с тем, ради чего вы вообще живете, то есть, со смыслом вашей жизни. Вы должны поставить перед собой этот вопрос, если вы существо разумное и ответить себе на него – сами ответить. Меня всегда удивляли люди, которые, пытались найти смысл жизни, вне своего собственного ума. А также я всегда с сочувствием смотрел на тех людей, которые считали, что ни о каком смысле жизни вообще думать не нужно, нужно просто жить и наслаждаться жизнью, пока она есть. Можно, конечно, так жить, но нужно ли, вот в чем вопрос. Человек, который не понимает, зачем он живет, который, скажем так – не решил для себя, зачем именно он живет, никогда не получит полного удовлетворения от своей жизни. Почему? А потому, что он, со всем его внутренним потенциалом, будет просто прожигать свою жизнь, и это будет давить на него, будет доставлять ему дискомфорт. Вы сами видите, как все эти, так называемые, материалисты, цепляются за свои вещи, как они стремятся чем-то обладать, чтобы что-то из себя представлять. Некоторые из них даже с жизнью готовы расстаться из-за денег или собственности, а то и вовсе из-за какого-нибудь барахла, в котором они даже не нуждаются. Разве нормальный человек, знающий себе цену и считающий себя личностью, не смотря на имеющееся или не имеющееся у него имущество – будет так поступать? Нормальный человек даже торговаться не станет, если его спросят о том, сколько стоит его жизнь, а вот бессмысленно живущий материалист задумается над этим вопросом, и даже может цену назвать. Вот вам и отсутствие у человека понимания того, зачем он живет, вот вам и не желание думать о смысле жизни. Так что если вы цените свою жизнь, тогда ответьте себе на вопрос – почему вы ее цените, за что вы ее цените, ради какой цели вы ее цените? Ведь желая развивать свою личность, вы должны видеть какую-то цель в жизни, ради которой вы это делаете, помимо своего внутреннего удовлетворения.

С другой стороны, вопрос о том, в чем он – этот смысл жизни заключается, тоже звучит довольно-таки странно, если задавать его другим людям. Вы что, хотите, чтобы кто-то другой, а не вы, дал вам на него ответ? Вы хотите, чтобы другой человек сказал вам, в чем заключается смысл вашей жизни? Вы это серьезно? Можно и даже нужно рассуждать о смысле существования всего человечества, выдвигая и рассматривая различные теории, но не о смысле жизни отдельно взятого человека, ибо это его личное дело. Лично я, могу только догадываться, в чем смысл существования всего человечества, и учитывая, пока еще, довольно-таки слабое развитие человека, я считаю, что люди, это просто промежуточное звено эволюции, которые в процессе своей жизни, возможно, должны создать новую, более совершенную форму жизни, тот же искусственный интеллект, к примеру. Но это всего лишь мои догадки, и то, по отношению ко всему человечеству, а вот что касается моей собственной жизни, то ее смысл я определяю так, как захочу. Вот каким я захочу, таким и будет смысл моей жизни. И вам, уважаемые читатели, я рекомендую поступить также. Если вы хотите быть развитой личностью, тогда не позволяйте никому другому решать, каким будет смысл вашей жизни, не позволяйте никому ставить перед вами жизненные цели и решать за вас, что для вас правильно, а что нет. Живите ради того, ради чего сами хотите жить, только прежде, хорошенько подумайте над своим желанием, а то вдруг оно окажется не вашим, или не совсем продуманным. Вы сами должны для себя решить – каких целей и для чего вы будете добиваться в своей жизни. В этом и заключается смысл развития личности, которая на то и личность, чтобы самой принимать решения, тем более по таким важным вопросам, каким является вопрос смысла ее жизни.

Ну последнее, о чем я хотел бы вам сказать, говоря про развитие личности – это творчество. Человек по природе своей творец и каждое его творение – это отражение его личности. Чем больше вы будете творить, тем активнее будет развиваться ваша личность, и чем активнее будет развиваться ваша личность, тем больше вы будете хотеть творить. Не будьте, всего лишь зарабатывающим деньги автоматом, биороботом, движимым своими низменными инстинктами, учитесь творить. Ну что это за жизнь – работа-дом-работа? Вы что, для этого были рождены, чтобы всю жизнь за деньги ишачить и как-то в свободное от работы время себя развлекать? Я так не думаю. Если бы вы были созданы исключительно для работы, тогда бы вы родились лошадью, или ослом, а для так называемой, интеллектуальной работы, вполне бы и не стриженная обезьяна сгодилась. Нет, друзья, на то вы и родились человеком, чтобы не только, а я считаю, и не столько работать, сколько творить. Развитая личность – не работает за деньги, развитая личность – работает для души, ради удовольствия, потому что ей так хочется. Вы знаете, что значит работать, потому что хочется, а не потому, что надо? Если вы всю жизнь работали только за деньги, то вы не можете этого знать, и понять вам это будет очень сложно. Для большинства видов работы, личность не нужна, для работы в основном нужны исполнители – покорные, нетребовательные, посредственные. Лишь в редких случаях для работы, для интересной работы, требуется творческий, инициативный, свободно мыслящий человек – настоящий творец. Так что о том, где и как вы будете творить, чтобы не просто выжить в этом мире, а добиться в нем большого успеха, вам обязательно надо будет подумать.

В общем друзья, в развитии личности, теоретически, ничего сложного нет. Речь идет об усложнении и усовершенствовании человеком во всех направлениях самого себя. А на практике, нужно хотеть развивать свою личность, чтобы заниматься этой работой. И я рекомендую вам захотеть это делать, потому что, развивая свою личность, вы будете проживать свою жизнь максимально эффективно. И к уже получаемым вами ощущениям, которые доставляют вам радость и удовольствие от жизни, добавятся новые ощущения, более высокого порядка, которые доставят вам ни с чем несравнимое удовольствие, истинное блаженство. Развивая свою личность, предложенными мною способами, а о других, менее значимых способах, я напишу чуть позже, вы точно будете знать – что ваша жизнь не проходит даром, что вы действительно живете, а не просто отживаете свое время!

Статья опубликована: 15.05.2012. Последнее обновление: 08.03.2020

Однозначного мнения по поводу того, что влияет на формирование личности, в психологии нет. При этом очевидно и неоспоримо одно: Платонами и Ньютонами не рождаются – ими становятся. А вопрос, какой из факторов – генетический, физиологический, социальный – играет решающую роль в организации личности, пока остается проблематичным.

 Формирование личности в психологии: зарубежные теории

Среди иностранных специалистов в области человековедения нет единодушия по поводу механизма становления индивидуальности. В основе разногласий лежит вариативное толкование значения социума в процессе личностного роста, а также законов, кризисов, стадий и стимулов развития.

1. Психоаналитическая концепция

Адепты психоанализа представляют развитие как приспособление биологической сущности человека к общественной жизни. В процессе такой адаптации у субъекта вырабатываются различные предохранительные механизмы и методы достижения жизненных нужд.

2. Теория черт

С точки зрения этого учения, формирование личности в психологии – это возникновение в течение жизни различных качеств человека без участия в этом биологического фактора. Речь идет как о приобретении индивидом человеческих черт, так и об их укоренении.

3. Концепция социального научения

Процесс формирования личности – это конструирование неких методов интерактивного взаимодействия членов общества.

4. Гуманистическая теория

Становление человеческого «Я» – не что иное, как процесс максимального выражения и утверждения индивидуальности, достижение самоcти как основополагающей цели в жизни.

5. Эго-концепция Эрика Эриксона

Американский ученый, последователь Фрейда, представил формирование личности в психологии как лестницу с восемью ступенями. По его мнению, основной «пружиной» продвижения по ней является эпигенетический, то есть наследственный, принцип. Он и определяет развитие человека на каждой из восьми ступеней его жизненного пути.

Эриксон описал критические периоды психосоциального роста, указав присущие им эволюционные задачи.

I. Рождение – первые 12 месяцев. В результате разрешения конфликта «базальное доверие – недоверие» возникает надежда.
II. 1-3 года. Победа самостоятельности над сомнением и стыдливостью, основной трофей – сила воли

III. 4-6 лет. Преодоление чувства вины предприимчивостью рождает цель в жизни.

IV. 7-12 лет. Конфронтация трудолюбия и неполноценности дает результат в виде компетентности

V. 13-19 лет. Самотождественное «Я», одерживая верх над смешением ролей, конформизмом и посредственностью, получает достойную награду – верность.

VI. 21-25 лет. Психологическая изоляция уступает место близости, и личность приобретает любовь.

VII. 36-64 года. На смену самопогруженности приходит время продуктивности, посвящения себя воспитанию потомства – возникает забота

VIII. 65 лет – финал жизни. Приобретение цельности своего «Я» в противовес отчаянию – пора истинной зрелости и мудрости.

Таким образом, формирование личности в психологии Эриксона – это череда поворотных моментов в жизни индивида. Каждый раз, делая шаг вперед по эволюционной лестнице, человек внутренне преображается и коренным образом меняет свои взаимоотношения с другими людьми.

В итоге на каждой стадии психосоциального роста происходит радикальное обновление личности, закрепляющееся на всю жизнь. Приобретаемые на следующем этапе черты обусловлены качествами, возникающими на предыдущей вехе развития.

Формирование личности в психологии: отечественная концепция

По мнению советских психологов, с самого рождения на человека действуют два фактора: социализация и воспитание. Семья – источник приобретения первых навыков поведения в обществе. Затем эстафета передается воспитательным учреждениям. Так, попадая с первых дней жизни в общественный «котел», человек превращается в социальное существо.

Современные отечественные ученые далеки от рассмотрения социализации как механического перенимания чужого опыта. Переработка и усвоение знаний, полученных от наставников, — процесс личностного их осмысления. Его результат зависит от приоритетов и целеустановок конкретного индивида.

Тождественные социальные среды – одна семья или школа – формируют совершенно разных людей. Из одинаковых жизненных тупиков они будут искать разные выходы. Так, одного человека сцена насилия заставит записаться в секцию по карате, чтобы овладеть приемами самообороны. Другой поступит на юрфак: наряду с проблемой, как побороть страх, его будет волновать вопрос, как победить бандитизм.

Помимо официальных образовательно-воспитательных учреждений, существенную роль в социализации играют неформальные организации, к примеру, клубы по интересам или интернет-сообщества, возникающие в ходе завязывания виртуальных отношений. Здесь социализация носит стихийный характер. Исход вращения подростка в таких «тусовочных» кругах всегда непредсказуем.

Другое дело – школа. Здесь учитель, представляющий государство, определяет и цели, и средства, и сроки воздействия на подрастающее поколение. Результаты такой регулируемой социализации во многом зависят от личности и мастерства педагога. Личный пример – основа воспитания. Он действует посильнее самых правильных слов.

Индивидуализация и / или социализация?

Вопрос формирования личности в психологии неоднократно порождал данную дилемму. Одних ученых волнует, не становится ли помехой социализация на пути реализации творческого потенциала человека? Другие считают индивидуализацию отдельных субъектов опасной для общества в целом.

По мнению российского психолога Артура Реана, рассматривать социализацию как процесс нивелирования личности, – глубокое заблуждение. Напротив, в процессе общественной адаптации раскрываются личностные черты. Индивидуальность и социальная среда, соприкасаясь, обогащают друг друга. Такое эффективное взаимодействие длится от начала и до конца жизни человека.

В процессе социализации происходит инкультурация индивида – овладение им плодами цивилизации, общечеловеческими культурными ценностями. Этот процесс смежен с самоактуализацией индивида, в ходе которой возникает потребность в мотивации личностного роста и выкристаллизовывается чувство индивидуальной ответственности.

Успех развития личности во многом зависит от жизнеопределяющих воззрений субъекта. Этот остов характера зачастую определяет всю судьбу человека.

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

Pinterest

LiveJournal

LinkedIn

Мой мир

E-mail


 

« Предыдущая запись Следующая запись »

Психологическая структура личности — BrainApps.io

В психологии понятие личности является одним из важнейших, поскольку эта наука занимается изучением человека как субъекта социальной среды. Давно установлено, что каждый человеческий организм индивидуален с физиологической и психологической точки зрения. Концепция индивидуальности позволяет считать каждого человека уникальным. Однако само это понятие вступает в силу только в процессе взаимодействия человека с другими людьми.

Под личностью подразумевается исключительно социальное существо, способное вступать в контакт с другими людьми. Характеристики личности имеют тенденцию меняться в зависимости от ситуации, но это понятие представляет собой неделимую структуру. В психологии и психиатрии предметом изучения является именно личность, в отличие от других медицинских наук, где действия направлены на физиологию человека.

Психологическая структура личности определяет качества, более характерные для конкретного человека.Совокупность таких свойств и параметров составляет целостную психологическую картину человека. Существует множество теорий, которые пытаются полностью охватить структуру личности. Некоторые из них сразу забываются, а большинство продолжает развиваться и совершенствоваться. Для психологии самой базовой является базовая модель, в основе которой лежат исходные критерии, определяющие личность:

  • Самосознание. Это способность человека осознавать свое «я» и свои отличительные черты.Самосознание подтверждает, что личность человека едина и устойчива.
  • Концепция подразумевает наличие каких-либо основных или приоритетных целей и задач личности. Это также включает отношение к себе, родственникам, вкусам, запахам, трудовой деятельности и другим важным компонентам.
  • Врожденное качество, основанное на преобладании процессов возбуждения и торможения нервной системы.
  • Частично наследственное, но в основном приобретенное свойство личности, определяющее особенности поведения или реакции в данной ситуации.
  • Психические процессы и состояния. Сюда входят основные когнитивные функции: ощущения, восприятие, выводы и другие.
  • Подразумевает врожденную предрасположенность человека к той или иной деятельности.
  • Опыт психологического нац

.

Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия

Личность — это термин, который описывает черты, которые человек постоянно проявляет в разное время и в разных ситуациях. Если мы поймем личность человека, мы сможем предсказать его поведение во многих ситуациях. Предсказуемость позволяет объяснить и понять поведение. Личность человека часто подсказывает его внутренние мысли, чувства и поведение. Внутриличностное функционирование — это термин, используемый для описания устойчивых процессов, лежащих в основе этих мыслей, чувств и поведения.Гордон Олпорт определил личность как «динамическую организацию внутри человека психофизических систем, которые создают характерные модели поведения, мыслей и чувств человека». [1]

Многие теоретики, такие как Гиппократ, имели собственное мнение о том, что влияет на личность. Гиппократ считал, что тело состоит из четырех жидкостей (биологических жидкостей): желтой желчи, черной желчи, крови и мокроты. Когда одно из этих четырех телесных жидкостей было ненормальным, это влияло на личность.Гиппократ связывал каждый из юморов с разными элементами и темпераментами:

  • Кровь ассоциировалась с воздухом и приводила к появлению оптимизма или надежды.
  • Черная желчь, связанная с землей, привела к меланхолическому темпераменту и к грусти.
  • Желтая желчь ассоциировалась с огнем и приводила к тому, что он назвал холерическим темпераментом, приводящим к раздражительности и агрессии.
  • Мокрота, связанная с водой, приводит к флегматическому темпераменту, связанному с апатией.

Гиппократ полагал, что если бы любой из четырех юморов был на ненормальном уровне, человек проявлял бы темперамент или признаки болезни. [1]

Различные перспективы исследования личности [изменить | изменить источник]

Изучая личность, нужно учитывать все разные точки зрения, чтобы понять, как создается личность. Некоторые из этих перспектив включают такие вещи, как теория черт, влияние мотивов, эволюционные теории и подход социального обучения.Каждая из этих теорий пытается объяснить, как создается личность и что влияет на ее развитие. [1]

Теория черт [изменить | изменить источник]

Теория черт предполагает, что в людях есть как черты, так и типы, которые создают личность. Типы — это прерывистые категории, которые имеют качественные различия. Черты — это устойчивые качества людей, которые имеют постоянные размеры и количественные различия. Примерами качеств являются справедливость, интеллект, уверенность и готовность помочь.Индивидуальные различия отражаются в количестве видимых черт. В рамках теории черт существует множество различных подходов к тому, как действуют черты и в какой степени. Номотетический взгляд на черты предполагает, что черты универсальны, и что их можно сравнивать между людьми. В нем также говорится, что люди отражают уникальную комбинацию черт, подразумевая, что, хотя все имеют одинаковые основные черты, не все люди имеют одинаковые уровни каждой черты. Идеографический взгляд на черты характера предполагает, что черты индивидуальны или не универсальны.Этот подход объясняет, что сравнения между людьми невозможны, потому что не все черты являются общими. В нем говорится, что черты характера могут различаться по важности для разных групп людей. [1]

Мотивы [изменить | изменить источник]

Мотивы — еще один важный фактор, который следует учитывать при изучении личности. Мотивы — это силы, на которые влияет глубинная потребность. Потребность — это проявление внутреннего биологического или психологического состояния. Нуждается в прямом поведении и влияет на состояние человека.Когда потребность не удовлетворяется, у человека появляется мотив удовлетворить эту потребность. Например, каждому человеку нужна вода. Мотивом будет жажда. Потребность в воде повлияла на мотив избавления от жажды. Пресса — это внешнее событие, которое запускает мотивы. Используя тот же пример, что и раньше, человек, испытывающий жажду, может начать пить воду, увидев чашку с холодной водой, которая служит прессом.

Стимулирующая ценность — еще одно важное понятие при рассмотрении теорий о мотивах.Стимулирующая ценность — это степень, в которой данное поведение может удовлетворить потребность. Этим объясняются различия между людьми. То, что может быть более удовлетворительным для одного человека, может отличаться для другого. У каждого человека своя мотивационная ценность. [1]

Эволюционные теории [изменить | изменить источник]

Другая теория личности — это теории наследования или теории эволюции. Эти теории предполагают, что личность имеет генетическую основу.Эволюционисты считают, что личность со временем адаптировалась, чтобы обеспечить выживание и воспроизводство. [1] [2] [3] [4]

Теория социального обучения [изменить | изменить источник]

Теория социального обучения предполагает, что личность формируется нашим опытом взаимоотношений, окружающей среды и социального мира в целом. [1]

Путем экспериментов и исследований психологи смогли выделить пять основных черт личности.Они известны как «Большая пятерка»: [1]

Невротизм [изменить | изменить источник]

Невротизм относится к эмоциональности человека. Человек с высоким невротизмом имеет низкий эмоциональный контроль и лабильность. Это может вызвать у них признаки нервозности, беспокойства и возбудимости. Невротик может также проявлять враждебность, депрессию, самосознание, импульсивность и уязвимость к стрессу.

Экстраверсия [изменить | изменить источник]

Экстраверсия также известна как общительность.Это означает их социальную адаптивность, напористость и уровень энергии. Экстраверсионный человек будет чрезвычайно теплым, позитивным и склонным к поиску возбуждения.

Открытость [изменение | изменить источник]

Открытость также известна как фактор интеллекта. Открытость связана с культурой и открытостью идеям и опыту. Человек с высокой открытостью будет отмечен творческим, знающим и изобретательным.

Доброжелательность [изменить | изменить источник]

Доброжелательность связана с соответствием, дружелюбием и симпатией.Человек с высоким уровнем покорности считается дружелюбным, добрым, внимательным и добродушным.

Добросовестность [изменить | изменить источник]

Добросовестность также известна как ответственность и сильное стремление к достижению. Человека с высокой сознательностью будут считать осторожным, целеустремленным, серьезным и трудолюбивым.

Изучая здоровые компоненты личности, психологи начали расширять знания о ненормальных аспектах личности.В «Руководстве по диагностике и статистике психических расстройств» десять расстройств личности сгруппированы в три кластера: кластер A, кластер B и кластер C. Кластер A состоит из странных и эксцентричных расстройств. Это параноики, шизоиды и шизотипы. Кластер B — драматические, эмоциональные и неустойчивые расстройства личности. Они антисоциальны, пограничны, театральны и нарциссичны. Кластер C характеризуется расстройствами личности, связанными с тревогой или страхом. Это группа избегающих, зависимых и обсессивно-компульсивных. [1]

Существует множество подходов к пониманию того, почему и как возникают расстройства личности. Пространственная перспектива предполагает, что расстройства личности — это просто крайние проявления черт, вызванных отклонением от культурных норм. Он рассматривает личностные расстройства как вмешательство и нарушение жизни человека, а также жизни других людей. Биологическая перспектива объясняет, что личность генетически детерминирована, следовательно, наше поведение — это просто продукт сложного биологического организма.Он утверждает, что генетика и биология влияют на все процессы в личности. [1]

Статья 2011 года описывает объяснение психологии личности, которое переплетается с пятифакторной моделью. В статье начинается обсуждение того, как в психологии личности переплетаются многие факторы. В нем обсуждаются познавательные способности мозга, а также обсуждаются черты личности и связи между этими двумя темами. Психология личности дополнительно объясняется через концептуальные и логические аспекты.Затем статья продолжает объяснение логических требований к согласованности личности. [5]

В 2006 году саморегулирующее поведение было проанализировано и сопоставлено с наукой о личности и поведением, связанным со здоровьем. Из этого следует, что личность человека является связующим звеном с саморегулируемым поведением индивида, пока поведение индивида в отношении здоровья. Все они связаны друг с другом и способствуют развитию личности. Здоровье человека и его поведение являются результатом науки об их личности. [6]

Опрос был проведен в 2007 году, чтобы лучше понять причины, по которым студенты выбирают свою специальность, и специально рассматривали специальность психология. Студентам было любопытно, что именно побудило студентов принять решение о том, что психологией станет их основной специализацией. Созданный опрос был основан на опроснике «Большой пятерки». Результаты опросов показали, что люди, которые выбирают психологию в качестве своей специализации, выбирают эту область не из-за большой зарплаты или чего-то еще, связанного с деньгами.Результаты продолжали свидетельствовать о том, что специалисты по психологии посвящали себя основной из-за их личного прошлого опыта. Это позволяет показать, как «большая пятерка» способствует принятию людьми основных решений. [7]

Адаптивная личность сравнивалась с моделью эмоционального интеллекта Мейера и Саловея. Некоторые из ожидаемых взаимосвязей действительно возникли в полученных корреляциях. В статье подчеркивается важность эмоционального знания в эмоциональном интеллекте.Это дает дополнительную информацию о консультировании и о том, насколько эмоциональные знания могут иметь большее влияние, чем предполагалось ранее в психологии личности. [8]

Большинство традиционных моделей черт личности подчеркивают, что биология человека очень важна для его черт личности, и даже подчеркивают, что этот аспект человека неизменен. Но в этой статье 2008 года идея социогеномной биологии выносится на размышления. Это вводится в статье и противоречит всему, что касается биологии, и того, что биология на самом деле может изменяться при определенных обстоятельствах.В статье подчеркивается, что ДНК можно изменить через среду, в которой человек живет. Утверждается, что это новое понимание биологии является новым современным взглядом на личностные черты. [9]

В 1977 году было проведено исследование положений во время сна, связанных с личностными качествами. В исследовании были основные моменты, которые настоятельно указывали на то, что положение сна отражает личность человека. Напротив, исследование личности, проведенное в 2012 году, показало, что положение, в котором человек спит, связано с конкретными чертами его личности.Их исследование состояло из 332 участников, специализирующихся в области психологии. Найденные результаты не соответствовали ранее сделанному заключению. Не было никаких сильных сторон, позволяющих доказать, что существует такая связь, и на самом деле результаты оказались довольно слабыми между этой связью. [10]

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 Карвер, Чарльз С., и Майкл Ф. Шайер. Перспективы личности: международное издание. Бостон: Пирсон, 2012. Печать.
  2. ↑ Пломин Р. и др. 2001. Поведенческая генетика , глава 12. ISBN 0-7167-5159-3
  3. ↑ Триверс Р. 1985. Социальная эволюция , глава 15. Benjamin / Cummings. ISBN 0-8053-8507-X
  4. ↑ Ричардс Р.Дж. 1987. Дарвин и появление эволюционных теорий разума и поведения . Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-71199-4
  5. ↑ Боаг, С.(2011). Разъяснение по психологии личности: «Вербальная магия» и пятифакторная модель. Philosophical Psychology Journal , Vol. 24, № 2, 223–243.
  6. ↑ Бермудес Дж. (2006). Наука о личности, саморегуляция и здоровое поведение. Прикладная психология: международный обзор , Vol. 55, № 3, 386-396.
  7. ↑ Маррс, Х., Барб, М., и Руджеро, Дж. (2007). Самооценка влияет на психологический выбор и личность. Исследование индивидуальных различий , Vol.5, No. 4, 289-299.
  8. ↑ Пеллиттери Дж. (2010). Эмоциональный интеллект в контексте адаптивной личности: значение для психологического консультирования. Consulting Psychology Quarterly , Vol. 23, № 2, 129–141.
  9. ↑ Робертс Б. и Джексон Дж. (2008). Социогеномная психология личности. Журнал личности , Vol. 76, No. 6, 1523-1544.
  10. ↑ Камау, Л., Любер, Э., и Кумар, В. (2012). Положения во сне и личность: большая пятерка Цукермана-Кульман, креативность, стили творчества и гипнотизируемость. Североамериканский журнал психологии , Vol. 14, № 3, 609-622.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.