Формирование самосознания: Формирование самосознания | Блог 4brain

Содержание

Формирование самосознания | Блог 4brain

Самосознание — это осознание человеком самого себя, своей психики, потребностей, мотивов, чувств, мыслей, действий и инстинктов. Оно не появляется сразу, а формируется в процессе приобретения жизненного опыта. Тем не менее, это заложено внутри нас и каждый проходит примерно одни и те же этапы.

Наиболее важная функция правильно сформированного самосознания в том, что оно определяет качество жизни, ведь человек будет лучше справляться со многими своими проблемами и будет меньше подвержен разным психологическим расстройствам.

Стадии развития самосознания

О количестве стадий идет множество споров, выделяют четыре основных.

Первая стадия. Открытие собственного «Я» (в возрасте одного года).

Вторая стадия. Отделение результата своих действий от действий других (2-3 года). В это время ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами.

Третья стадия. Формирование способности оценивать себя, появление самооценки (около 7 лет). Крайне важная стадия, во время которой закладываются психические элементы, которые повлияют в дальнейшем на всю жизнь человека.

Четвертая стадия. Поиск себя, своего стиля, этап активного самопознания (подростковый и юношеский возраст). В это время идет осознание своих психических качеств, а самооценка приобретает ключевое знание. Если третья стадия было пройдена безболезненно, есть большая вероятность, что на данном этапе человек будет избавлен от большого количества комплексов.

Существуют такие основные направления становления и формирования самосознания:

  • Формирование самоуважения.
  • Формирование целостного представления о самом себе.
  • Осознание необратимости времени.
  • Открытие своего внутреннего мира.
  • Осознание любви.

Все эти направления настолько сложны, что дать несколько правильных советов родителям не представляется возможным. Однако можно помочь ребенку сформировать правильную самооценку, привить способность не бояться ошибок и научиться правильно оценивать других людей.

Самосознание и самооценка

Самосознание так или иначе формирует самооценку. Отсюда делаем крайне важный вывод — правильно сформированное самосознание влияет на качество жизни и оценку самого себя. В процессе развития ребенок или подросток пытается осознать свои психические качества. В этом ему помогают:

  • Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное». Последнее является представлением о себе как об идеале, о таком, каким бы человеку хотелось стать в результате реализации своих возможностей. Такое сравнение может привести как к позитивным, так и негативным последствиям. Если ребенок ориентирован на результаты, это может привести к формированию низкой самооценки, ведь он еще не достиг того, о чем мечтает. Если же помочь ребенку получать удовольствие и радость от самого процесса, тогда конфликта между «Я-реальное» и «Я-идеальное» не возникнет. В этом случае ребенок (или подросток) понимает, каков он есть. Такое положение дел его устраивает и при этом он стремится улучшать свое мастерство в деле, которым занимается. Однако к этому следует подходить с большой осторожностью, потому что есть большая вероятность навредить.
  • Оценка результатов своей деятельности. Как уже было сказано, хвалить ребенка и подростка (а в некоторых случаях и взрослого человека) следует и за усилия. Если хвалить его лишь за результаты, это может привести к очень серьезным психологическим проблемам. А самое плохое, к желанию избегать ошибки и неудачи. Если человек относится к неудачам совершенно нормально, они не будут негативно влиять на его самооценку. Поэтому крайне важно, чтобы ребенок понимал — его хвалят за усилия, за попытку, за сам процесс деятельности.
  • Оценки окружающих и статус в группе сверстников. От оценок окружающих никуда не деться, ребенок или подросток всегда будут находиться в подобной среде. Следует его приучить отделять оценку окружающих от собственной личности. Если он создал что-то и его раскритиковали, нужно объяснить, что это лишь частное мнение. К тому же это оценка деятельности, а никак не личности. Группа сверстников также дает свою оценку и здесь крайне тяжело что-либо посоветовать. Выделяться, не выделяться или самому быть тем, кто оценивает — здесь правильного ответа быть не может. Дети будут вступать в серьезные конфликты, причем иногда даже повод неважен.

Самооценка ребенка заложена в этих трех аспектах. Необходимо беседовать с ним, вовремя выявлять неверные представления о себе и формировать правильное мнение о себе. Помните, что несформировавшейся личности легко внушить все, что угодно. А избавиться от этого потом будет крайне сложно. Поэтому помогайте ребенку в формировании самооценки, ведь сам он не в состоянии это сделать правильно и впитывает как губка все, что о нем скажут.

С правильно сформированным самосознанием человек становится самодостаточным, уверенным в себе, а также независимым от окружающих, свободным в своем поведении с одновременным осознанием ограниченности такой свободы. Задаваться подобными вопросами следует не только родителям, но и педагогам. Советуем пройти курс по педагогике, где представлены как традиционные, так и современные педагогические методы, которые с успехом применяются по всему миру.

Также всем заинтересованным тематикой полезным будет курс по самопознанию, который поможет лучше понять себя и оценить свои способности.
Чтобы узнать о курсе больше и начать заниматься, перейдите по этой ссылке

Желаем вам удачи!

Развитие самосознания. Функции самосознания. Компоненты самосознания

Самосозна́ние — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я». « Ребёнок далеко не сразу осознает себя как Я; в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначала существует для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект»

Развитие самосознания. Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Стадии (или этапы) развития самосознания: Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.



К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля. К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка). Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют: Оценки окружающих и статус в группе сверстников. Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное». Оценка результатов своей деятельности. Компоненты самосознания

Компоненты самосознания по В. С. Мерлину: сознание своей тождественности; сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала; осознание своих психических свойств и качеств; определенная система социально-нравственных самооценок.

Функции самосознания. Самопознание — получение информации о себе. Эмоционально-ценностное отношение к себе. Саморегуляция поведения.


Значение самосознания. Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем. Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта. Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

В рамках социальных наук также используют термины «национальное самосознание», «этническое самосознание», «классовое самосознание», обозначающие осознание членами группы наличия данной группы, её особенностей и целей в социальном мире.

В философии самосознание есть осознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя. Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексии сознанием себя и как результат этой рефлексии — знание себя. Самосознание является условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживает себя как одно и то же сознание. При этом говорят о единстве самосознания. В свою очередь единство самосознания является условием всякого единства в мире (см. Кант). В строго философском смысле сознание есть всегда — оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в строго философском смысле оно понимается как само условие конституирования мира, как сам способ бытия и данности мира. Соответственно этому самосознание понимается как лежащее в основании всякого сознания единство субъекта.

Самосознание в психологии: теории, структура, проблемы

Фото 2132Внутреннее «Я» выражается разными факторами, проявлениями. Самосознание в психологии — сложный психический процесс, через который отражается внутренний мир человека. Каждый индивид по-разному думает о себе. При оценке собственных качеств, способностей человек познает свою индивидуальность.

Суть

Самосознание — сложный психический процесс, через который человек относится к своему телу, поступкам, оценивает личные чувства, переживания, интересы. Через него личность осознает место в социуме. Самосознание — результат человеческого развития.

Развитие самосознание происходит в несколько этапов:

  1. До года. Малыш учится отделять себя от окружающего мира и людей. Познание происходит через игры.
  2. От 1 до 3 лет. Ребенок пытается выполнять разные действия по времени.
  3. От 3 до 7 лет. Малыш учится говорить о себе в третьем лице, пытается показать свою независимость.
  4. От 7 до 12 лет. Ребенок пытается адаптироваться в социуме. Этому способствует обучение в школе.
  5. От 12 до 14. Дети интересуются собственной личностью. Ребенок пытается сравнивать себя со взрослыми.
  6. От 14 до 18 лет. Подростки пытаются «найти себя», повлиять на самосознание.

В процессе взросления ребенок усваивает:

  • ценности и нормы семьи;
  • собственный образ как источник индивидуальных качеств, способностей;
  • отношение родителей, выраженное эмоциональными и когнитивными оценками;
  • Фото 2133самооценку родителей и других близких родственников;
  • методы регуляции поведения ребенка со стороны взрослых.

История изучения

Самосознание начало изучаться еще несколько сотен лет назад, но активных работ в этой области не проводилось до начала XX века. Период между 20–30 годами был назван «подростковым бумом», при котором психологи активизировали деятельность в разных направлениях. Основные работы по изучению сознания, самосознания появились в периоде между 30–40 годами XX века. Большой вклад в изучение этих областей внесли и зарубежные психологи, и отечественные ученые.

Функции и цели

Цели:

  1. Познание, переживание внутреннего мира.
  2. Отражение мира.
  3. Изучение чувств, эмоций.
  4. Преодоление психологических барьеров, страхов, которые мешают развиваться, перекрывают определенные сферы жизни.

Главная функция самосознания — оценка себя со стороны, изучение личных мотивов, результатов поступков. Дополнительные задачи:

  • интерпретация опыта;
  • определение ожиданий;
  • обеспечение внутренней согласованности;
  • выявление личных границ.

Самосознание должно обеспечить сознательную адаптацию индивида по отношению к окружающей среде. После изучения личных особенностей индивид может изменяться для достижения идеала. Если индивид заблуждается относительно своих качеств и поступков, он столкнется с трудностями и разочарованиями.

Теории

Фото 2134Основу понятия самосознание сформулировал Рубинштейн. Индивид с помощью самосознания может понимать себя, структуру взаимоотношения с людьми, воспринимать личное окружение.

По теории Выготского, человек начинает полноценно осознавать себя только под конец подросткового периода. Он связал данный процесс с возможностями раздумывать, размышлять.

По теории Мерлина, функция понимания себя состоит из нескольких компонентов:

  1. Осознание себя как объекта деятельности.
  2. Понимание собственных чувств, эмоций.
  3. Выявление отличий от других людей.

Среди основных критериев оценки сознания можно выделить:

  1. Обособленность индивида от окружающего мира.
  2. Осознание возможности управления своими поступками, словами и т. д.
  3. Оценка качеств окружающих, примерка их к себе.
  4. Осознание личных потребностей и мотивов поступков.
  5. Выявление и понимание своих качеств.

Механизм формирования

Основные механизмы формирования самосознания:

  1. Принятие точки зрения других людей.
  2. Развитие межличностных отношений.
  3. Семейная идентичность.
  4. Система контроля за собственными эмоциями, чувствами, желаниями.
  5. Осознание психических явлений.

Механизмы запускаются с раннего возраста и наращивают темп до пика развития самосознания.

Уровни

Фото 2135Для определения своих индивидуальных качеств проводится самопознание, которое происходит путем:

  • самонаблюдения за результатами деятельности;
  • осознания оценки других людей относительно своих поступков;
  • анализа личных ощущений, эмоций.

При самопонимании человек оценивает мир и социум, в котором он живет. Индивид определяет:

  • стиль существования;
  • ценности общества;
  • мораль;
  • религиозность, духовность.

При изучении самосознания психологи выделяют несколько уровней этого психического процесса, которые имеют определенные особенности. Человек может принять выявленные особенности как данность или попытаться их изменить.

Чувственное

Это низший уровень. Ощущение психосоматических процессов, протекающих в организме совместно с переживаниями, чувствами, эмоциями. Благодаря этому можно достичь самоидентификации.

Образно-личностное

Осознание человеком себя как деятельного начала. Проявляется самоактуализацией, самопереживаниями.

Аналитическое

Осознание индивидом содержания мыслительных процессов. Благодаря этому осуществляется самоосмысление, самоанализ. Человек можно наблюдать за поведением, чувствами, эмоциями со стороны. Позволяет выявить основные ошибки в поведении и подобрать другую тактику действий.

Деятельное

Фото 2136Это синтез трех основных уровней — чувственного, образно-личностного, аналитического. Благодаря ему осуществляются мотивационные функции.

Структура

Самосознание имеет сложную структуру со множеством компонентов, которые отвечают за выполнение разных функций.

Самопонимание

Когнитивный элемент. Представление личности о своем темпераменте, внешности, способностях, талантах.

Самоотношение

К нему относится направленная на себя критика, оценка личных возможностей, самоконтроль. Они оцениваются с адекватной стороны. Проявляется как себялюбие и принятие всех недостатков.

Саморегуляция

Стремление к социализации. Любой человек хочет, чтобы его признавало общество, он получает от окружающих одобрительные отзывы относительной своих увлечений. Личности важно получить определенный социальный статус.

Самоактуализация

Многие специалисты считают самоактуализацию не одним компонентов из структуры самосознания, а тем, что связано с ним неразрывно, развивается совместно. Отвечает за развитие способностей до максимального уровня. При наличии конфликта могут привести к саморазрушению.

Самооценка

Фото 2137С помощью самооценки человек может объективно оценивать силы, возможности, распределять их для достижения цели. Самооценка бывает заниженной или завышенной, что будет влиять на восприятие личных способностей.

Притязания

Уровень самооценки, который определяет возможность достижения поставленной цели, дальнейшее развитие индивида.

Структура Я-концепции

Основной продукт самосознания — образы Я.  Основные:

  1. Я-фантастическое.
  2. Я-идеальное.
  3. Я-реальное.

Исследователи делят их на группы, разработанные Ш. Самуэлем.

Я-телесное

Каждый человек воспринимает свое тело по-разному. Чаще мысленное представление отличается от того, что индивид видит в зеркале. При формировании картины в мозгу задействуются сигналы, поступающие от отдельных участков тела.

Настоящее Я

Совокупность мнений о себе в настоящее время. Может не соответствовать реальности. Оно зависит от характера, наличия психических нарушений.

Я-динамическое

Представление о себе, но с проекции объекта, которым хочется стать. Зависит от социального статуса, успехов в прошлом, наличия умений, талантов. При этом динамическое Я может изменяться при появлении чувства зависти или жадности.

Я-фантастическое

Фото 2138Это фантастическое представление индвида о будущем, в котором все сложилось согласно желаниям. С возрастом Я-фантастическое прослеживается менее явно. Наиболее активно проявляется в юношеском возрасте.

Я-идеализированное

Комплекс представлений о том, кем хотелось бы видеть себя сейчас или в будущем. Зависит от ситуации в конкретный момент.

Я-представляемое

К нему относятся образы, которые личность выставляет на показ перед окружающими, чтобы скрыть недостатки, слабости. Я-представляемое отвечает за две функции — адаптацию, защиту.

Представляемое Я похоже на Я идеальное. Если они начинают сильно отличаться друг от друга, случается внутренний конфликт, который может привести к фрустрации.

Я-фальшивое

Его можно назвать самообманом личности. От фальшивого Я зависят патологические защитные механизмы личности.

Отклонения

Отклонения от нормы самосознания постепенно приводят к снижению самооценки, самоуважения, что проявляется:

  • социальной деградацией;
  • асоциальностью;
  • преступностью;
  • жестокостью.

Человек становится восприимчивым к влиянию извне, может втянуться в асоциальную группу, выбрать деструктивный образ жизни.

Фото 2139Методы совершенствования

Методики включают:

  1. Самопринятие.
  2. Изменение контроля над собой.
  3. Выделение себя из окружающей среды. Это умение относится к собственной индивидуальности как личности.

Ошибки

Возможные проблемы:

  1. Отказ от самопознания.
  2. Растрачивание потенциала в пустую.
  3. Размывка границ времени.
  4. Боязнь новых знакомств и отношений.

При наличии блоков, страхов, нужно обращаться к психологу, чтобы специалист смог определить причину дискомфорта.

Самосознание — совокупность представлений человека о самом себе, психический состояний, телесных ощущений. Оно берет начало из сознания, но формируется в процессе социализации личности, ее восприятии внешнего мира.

Самосознание личности – формирование, развитие, особенности

Человек является сложным существом не столько по своему физиологическому строению, сколько по психическому развитию. С самого рождения на каждом этапе происходят определенные изменения. Формирование самосознания личности начинается с рождения и продолжается на протяжении всей его жизни. Развитие осуществляется постоянное, учитывая особенности данной психической деятельности.

Что такое самосознание? Это когда человек обращается к самому себе, начинает познавать самого себя без попытки повлиять на свое состояние или ощущение, а лишь с целью рассмотреть, распознать, увидеть то, что происходит внутри. Самосознание человека не требует силы воли или усилий. Обычно самосознание становится пассивным процессом, в течение которого человеку остается лишь наблюдать за тем, кто он есть, что внутри происходит, как все трансформируется и пр.

Что такое самосознание личности?

К высшим видам психической деятельности личности сайт психологической помощи psymedcare.ru относит самосознание. Что это такое? Это способность индивида познать себя, внутреннее «Я», распознать и увидеть личные интересы, потребности, желания и переживания. Другими словами, это пассивный процесс созерцания за тем, что происходит в душе.

Самосознание личности является более сложным процессом, нежели познание окружающего мира. Однако и тот, и другой процессы происходят одновременно. Познание окружающего мира способствует познанию самого себя, также как и собственное созерцание позволяет понять, как человек влияет на окружающий мир.

Наиболее понятным процессом с самого рождения становится познание окружающего мира. Ребенок взаимодействует с окружающими объектами, видит их, слышит названия и пр., в процессе чего все ощущения объединяются и формируют единую картину. Представления об окружающем мире влияют на то, как человек начинает ощущать самого себя, что и становится процессом самосознания. Постепенно человек научается понимать, что он отделен от окружающего мира, что и заставляет его различать ощущения, которые поступают извне, от ощущений, возникающих внутри.

В начале жизни малыш не отделяет внешнее от внутреннего. Лишь потом он начинает отделяться, осознавая свою обособленность от окружающего мира и всех раздражителей, которые на него пытаются воздействовать.

Развитие самосознания проходит через два этапа:

  1. На первом этапе формируется представление о собственном «Я», которое зачастую базируется на реакциях окружающих людей.
  2. На втором этапе по мере интеллектуального развития и формирования понятийного мышления человек начинает не только ощущать, но и осознавать, оперировать понятиями для определения различных явлений.

Самосознание позволяет человеку ощутить себя целостным, полноценным, единым. В любой ситуации человек сохраняет ощущение самого себя, хотя сами события могут быть различные. Самосознание становится развитым, когда человек начинает осознавать свое единство. Это происходит через непрерывность его ощущений, которые он переживает. Каждый индивид имеет свое прошлое, живет настоящим и мечтает о будущем – это и становится целостной картиной.

Функция самосознания – показать человеку его мотивы и последствия его поступков, а также рассказать, кем он есть на самом деле.

Самосознание и развитие личности

Только что рожденный человек еще не обладает самосознанием. Его развитие занимает длительное время. Однако зачатки и склонность к осознанию самого себя наблюдаются еще с младенчества.

Развитие самосознания происходит в следующих этапах:

  1. Первый этап происходит до года, когда ребенок постепенно начинает отделять себя от окружающего мира. Поначалу он не отделяет себя, воспринимает чужое настроение за свое, чужие действия за собственные. Однако по мере того как ребенок начинает активно взаимодействовать с окружающими предметами, повелевать своими руками и ногами, тем более проявляет первые навыки речи, тогда он постепенно осознает, что он и окружающий мир не всегда идентичны.
  2. На втором этапе, который занимает от 1 до 3 лет, происходит духовное развитие ребенка. Он постепенно обучается координировать свои порывы к действиям во времени, когда не всегда получается все сделать сразу.
  3. На третьей стадии, которая занимает от 3 до 7 лет, самосознание развивается плавно. Здесь ребенок начинает пробовать собственную самостоятельность, противопоставлять себя окружающим. Это естественным образом ведет к ряду конфликтов. Теперь ребенок осознает себя и не говорит о себе в третьем лице.
  4. На четвертой стадии, которая занимает от 7 до 12 лет, никаких существенных скачков и кризисов не наблюдается. Самосознание меняется в зависимости от появления новых социальных условий жизни – школы.
  5. На пятом этапе, который отмечается в 12-14 лет, ребенок снова проявляет интерес к собственной личности и своей роли в социуме. Теперь он снова пытается противопоставить себя уже взрослым (родителям и учителям).
  6. На шестом этапе, который отмечается в 14-18 лет, каждый ребенок начинает взрослеть. Здесь он пытается понять и познать себя, найти свое место в этом мире. Он получает много информации о себе, познает себя, пробует свои силы, контактирует с окружающим миром и пытается найти такое место, в котором ему будет комфортно находиться.

Формирование самосознания личности

Окончательное формирование самосознания личности приходится на период от 11 до 20 лет (в подростковый и юношеский периоды), когда человек достигает пика своих познаний о самом себе, пробует себя в окружающем мире. На это все влияет его социальное положение в кругу сверстников, соответствие его идеального «Я» с реальным, его деятельность. Определяющими факторами становятся:

  • Самоутверждение – это поведение человека, которое направлено на повышение самооценки и своего положения в обществе. Как он будет поддерживать свой социальный статус или достигать желаемого статуса, зависит от воспитания, индивидуальных особенностей и возможностей. Одни могут приписывать себе чужие заслуги, а другие пытаются сами достигать определенных успехов.
  • Мировоззрение – это представления индивида о том, кем он является и какими есть другие люди. Это целый багаж знаний, который был накоплен до данного периода жизни за все время о самом себе и окружающем мире, взаимодействии и ролях каждой единицы по отношению к другим или даже целой системе.

Самосознание индивида включает следующие категории, помимо рассмотренных:

  1. Формирование самоуважения.
  2. Осознание необратимости времени и смысла жизни.
  3. Осознание собственной половой идентичности.
  4. Познание любви.
  5. Социальная роль – приписывание себе определенного статуса и развитие в себе конкретной модели поведения, которая соответствует ей.
  6. Социальный статус – определенное положение личности в обществе, которая обладает конкретными правами и обязанностями.

Особенности самосознания личности

Самосознание личности обладает следующими особенностями:

  1. Этапы – выделяют их 4:
  • Когнитивный – самое простейшее самосознание.
  • Личностный – самосознание посредством представлений о своих достоинствах и недостатках.
  • Интеллектуальный – самонаблюдение и самоанализ.
  • Поведенческий – включение предыдущих этапов с определенным поведением.

Согласно другой теории, самосознание имеет всего две фазы: пассивную и активную. Пассивная фаза развития является естественной, не требует от человека воли. На активной фазе человек намерено занимается процессом самосознания.

  1. Функция. Здесь выделяют следующие функции:
  • Самопознание – получение знаний о себе самом.
  • Эмоционально-целостное мировоззрение и формирование своего «Я».
  • Саморегуляция поведения.
  • Самозащита своего неповторимого «Я».
  1. Структура.

Самосознание постоянно меняется в зависимости от того, как развивается сама личность, что в ней открывается и совершенствуется. Основным представлением самосознания становится понимание самого себя. Человек формирует определенный образ «Я», который включает ценности, качества, желания, модели поведения и пр. Здесь также важными становятся:

  • Внешность, социальная значимость и способности индивида.
  • Стремление к получению уважения и одобрения со стороны окружающих.
  • Критичность, личное уважение и уничижение.

Также не следует игнорировать идеальное «Я», которое включает в себя образ того, каким хотел бы быть человек. Реальное «Я» может не совпадать с идеальным представлением о самом себе. Поведение и восприятие самого себя человеком во многом зависит от того, насколько сильно он не замечает реального себя и зациклен на своем идеале.

Самосознание и самооценка личности

Самосознание влияет на самооценку личности, которая является обязательным атрибутом психики. Человеку важно воспринимать себя определенным образом. Какая оценка будет выставляться, во многом зависит от окружающих людей, родителей и самого человека, когда он сможет сам на себя влиять.

Самооценка влияет на поведение человека, его мироощущение и отношения с окружающими людьми. В одной ситуации люди с различными самооценками будут вести себя по-разному:

  1. Завышенная самооценка заставляет индивида превозносить собственную значимость для окружающих. Он считает себя идеальным и совершенным, выше всех остальных. Он самолюбив, никогда не признает собственных ошибок и пробелов, ленив. Также у него могут наблюдаться жестокие и агрессивные модели поведения.
  2. Заниженная самооценка заставляет думать о себе как о никчемном человеке. Индивид становится застенчивым, нерешительным, неуверенным в себе, стеснительным. Цели он никогда не достигает, поэтому зачастую ставит их так, чтобы все-таки можно было достичь (то есть занижает.). Очень критичен к себе. При заниженной самооценке человек не может обойтись без посторонней поддержки, не реализовывает своих талантов, преувеличивает собственные неудачи.
  3. Адекватная самооценка заставляет индивида объективно смотреть на самого себя, оценивать свои таланты, не превозносить самого себя и адекватно на все реагировать. Также человек спокойно относится к неудачам.

Итог

Самосознание личности помогает индивиду понять и узнать самого себя. Если самосознание является пассивным процессом созерцания, то самосовершенствование и саморегуляция становятся активными действиями. Человек, который сам себя знает и понимает, способен сделать себя лучше, усовершенствовать, развивать в нужном направлении. А это очень важно в изменении своих качеств характера и поведения для улучшения качества жизни в работе, в отношениях с другими людьми и самооценке.

Самосознание позволяет человеку жить определенным образом, а окружающая реальность влияет на самосознание. Великим достижением каждого человека станет одержание победы над самим собой.

Формирование самосознания личности человека

Формирование самосознания неразрывно связано с личным опытом человека. Формирование самосознания личности приходится на юношеский возраст, когда оформляется мировоззрение, развивается и закрепляется способность к принятию самостоятельных решений.

Самосознание предполагает комплексное восприятие себя, осознание своего места в социуме, в мировом порядке, эмоциональное отношение к себе, осознание своих сильных и слабых сторон, оценка своих качеств. Также в это понятие включается и поиск своих жизненных путей, направления саморазвития и самосовершенствования.

Особенности мировоззрения человека напрямую связаны с его самоутверждением. В их основе – собственная, выстраиваемая каждым человеком, теория смысла жизни, счастья и любви.

Критериями самосознания часто становятся та социальная роль, которую взрослеющий, а потом и взрослый человек будет играть в обществе, и социальный статус, то есть положение, которое он займет.

Направления формирования самосознания

Формирование самосознания личности проходит сразу по нескольким направляющим. Выпадение или недоразвитие по какой-либо из них чревато формированием искаженного самосознания.

  • Открытие внутреннего мира.
  • Осознание ценности, конечности и смысла жизни. Определение жизненных целей и путей их достижения.
  • Формирование целостного восприятия себя (физической и духовной составляющих).
  • Обретение самоуважения.
  • Осознание любви и разграничение с чувственностью и сексуальностью.

Как обрести себя

Испытывая сложности с процессом формирования самосознания, многие подростки и молодежь обращаются за примером к своей социальной среде, выбирая за образцы тендерные образы сверстников, которые пользуются наибольшей популярностью. Такая практика, возникающая на фоне дефицита доверительного отношения со старшим поколением, чревата клонированием личностей, ориентированных на ложные временные ценности. Чтобы избежать таких трудностей у своих детей, уделяйте им время, тратьте на них силы и пройдите с ними оздоровительные и развивающие курсы в Центре М.С. Норбекова. Именно здесь они смогут понять, что главное в самосознании личности – это гармония души и поступков. Им помогут не только нужными словами, но и непридуманными примерами из реальной жизни. Возможно, благодаря занятиям в Центре, Вашим детям удастся избежать личностных кризисов и тяжелых перекосов в самосознании.

Самосознание личности – особенности, формирование, развитие

Кто такой человек? Люди могут задаваться вопросом: «Кто я?». Именно данный вопрос и определяет суть самосознания личности. Не с первых минут жизни человек начинает задаваться данным вопросом. Не всегда взрослого человека интересует данный вопрос. Формирование самосознания начинается с раннего детства, подвергаясь различным особенностям трансформации и развития.

Кто есть человек? Каждая личность уникальная по-своему. Каждый человек должен сам ответить себе, кем он является. Для этого всего лишь нужно перенести внимание на себя. Обычно люди занимаются тем, что изучают окружающий мир. Ребенок наблюдает за родителями, чтобы понять, каким ему стать. Детей обучают в школе различным наукам об окружающем мире. Но каким является сам человек в своей натуре? Обычно этим приходится заниматься лишь тогда, когда человек сталкивается с проблемами и нереализованными целями, из-за чего страдает.

Человека не обучают тому, чтобы он познавал самого себя. Почему? Потому что все, что связано с самим собой, называется эгоизмом. А эгоистами в наше время быть плохо. Читатель интернет-журнала psytheater.com станет эгоистом, если начнет познавать самого себя с целью решения множества своих проблем, преобразования своей жизни и достижения счастья. В обществе принято, чтобы люди занимались друг другом, помощью и поддержкой, но только не личными своими жизнями.

Страдания и проблемы человека не покидают, поскольку он элементарно не знает самого себя. Чего человек хочет? Какой жизнью желает жить? Что он делает ради собственного счастья? Обычно люди не задаются подобными вопросами, чтобы не быть эгоистами. А в итоге люди просто сами себя лишают возможности стать счастливыми, успешными, чтобы имеющимися ресурсами помогать окружающим.

Что такое самосознание личности?

Самосознанием личности называется способность человека взглянуть на самого себя и осознать собственное «Я». «Кто такой я?» — человек практически никогда не задается подобным вопросом, чем лишает себя возможности познать собственные интересы, потребности, желания, ценности, мотивы поведения и причины возникновения различных переживаний. Обычно человек обращается к друзьям, психологам или советчикам, чтобы они подсказали, как ему жить, что делать в той или иной ситуации, как решить проблему, почему он чувствует то, что ему неприятно, и пр. Хотя проще всего и эффективнее было бы обратиться к самому себе с подобными вопросами.

Познать самого себя! Обычно данным лозунгом люди часто пользуются, но никогда его не практикуют. Самосознание – это и есть самопознание. Необходимо обратить взор на самого себя, увидеть себя таким, каким вы являетесь, понять причины возникновения тех или иных реакций, повадок. Познать, какими ценностями и желаниями вы обладаете. Понять, какой вы на самом деле, а не каким вас видят окружающие люди.

Может оказаться, что окружающие люди являются глупцами, поскольку на самом деле вас не знают. Все, что они говорят о вас, даже не имеет никаких аргументов и реальных фактов, подтверждающих их слова. А человек обычно прислушивается к мнению окружающих, думая, что оно правильное. Хотя по факту может оказаться, что эти люди вовсе вас не знают, даже не попытались познать вас, чтобы делать какие-то выводы, в которые вы верите и считаете их истинными.

Человек начинает осознавать себя с самого рождения, однако сознательный процесс познания собственного «Я» происходит гораздо позже. Для сознательного самопознания необходимо волевое направление своего внимания внутрь самого себя. Однако человек этим практически не занимается с тех пор, как родители начинают заниматься его воспитанием, постоянно приучая устремлять свой взор на окружающий мир и мнение других людей.

Однако в процессе самопознания не следует увлекаться. Как и любой процесс, это может принести как пользу, так и вред. «Познай самого себя» — теперь каждый человек то и дело, что занимается познанием самого себя, поиском своего смысла жизни, устранением своих недостатков и самосовершенствованием. Пожалуй, помимо виртуальных игр и просмотра телевизора, это является еще одним способом пустой траты времени.

Вечный поиск себя  — отличный способ ничего не делать. Человек лишь посещает семинары и читает книги по самосовершенствованию, но при этом  не меняется. И поскольку не меняется сам человек, то не меняется и его жизнь.

Вы занимаетесь поиском самого себя, познанием и борьбой с собственными недостатками? Можно вас поздравить: вы тратите свое время впустую. Невозможно познать себя, поскольку с течением времени вы постоянно меняетесь. Невозможно найти себя, поскольку вы ищете себя там, где вас нет. Вы всегда находитесь рядом с собой. А пытаетесь найти себя где-то в другом месте, в каких-то вещах, увлечениях и отношениях. Более того, побороть свои недостатки невозможно, потому что они являются просто теми качествами, которыми вы не умеете правильно пользоваться.

В настоящее время многие люди увлеклись собственным самосовершенствованием. Они мучают себя диетами, косметическими процедурами, физическими нагрузками и т. д., чтобы стать внешне привлекательными, то есть подогнать себя под некий идеал красоты, который придуман людьми, а не природой. Они пытаются убрать из своего характера какие-то черты, вести определенный образ жизни, совершать одни поступки, укоряя себя за совершение других действий. Человек пытается поместить себя в какие-то рамки, которые придуманы обществом. Обратите внимание, что люди не себя совершенствуют и не себя пытаются найти, а стараются подогнать себя под некий идеал, которому должны соответствовать все люди.

Пока вы занимаетесь поиском самого себя, вы просто тратите свое время. Себя не нужно искать, вы и так все время живете сами с собой. Лучше не искать, а просто жить в свое удовольствие, строить свое счастье и достигать интересных вам целей. В этом и будете вы!

перейти наверх

Самосознание и развитие личности

Самосознание не является врожденным качеством, оно приобретается, постоянно трансформируясь в течение всей жизни человека. Самым элементарным самосознанием, которое можно наблюдать, является изучение ребенка своих частей тела с целью понимания того, как ими можно управлять. Однако самосознание происходит не только на уровне телесного познания. С годами человек может обращаться к своему внутреннему миру, который не виден глазу.

По мере развития личности самосознание становится следующим:

  1. До года – когда ребенок трудно отделяет себя от окружающих. Он активно начинает двигать ручками и ножками, проговаривает звуки, играет с игрушками, что дает ему первое понимание того, что он отделен от мира.
  2. От 1 до 3 лет – когда человек начинает активно учиться управлять своими движениями в пространстве и времени. Здесь он впервые осознает свое обособленное «Я», порой в негативной форме пытаясь отстоять свою самостоятельность.
  3. От 3 до 7 лет – когда ребенок осознает свою отдельность и от мира и перестает говорить о себе в третьем лице. Он все больше хочет стать самостоятельным, противостоя различным манипуляциям окружающих, которые раньше были приемлемыми.
  4. От 7 до 12 лет – когда кризисы и скачки в развитии отсутствуют. Просто ребенок постепенно закрепляет свое самосознание и обособленность.
  5. От 12 до 14 лет – когда ребенок вновь активно начинает задаваться вопросом, кто он, чтобы начать искать свой путь в этой жизни. Начинается активное «отрешение» от родительской опеки, что нередко сопровождается скандалами и ссорами.
  6. От 14 до 18 лет – когда подросток совершает множественные открытия для самого себя. Он наконец-то становится самостоятельной личностью, которая начинает взаимодействовать с окружающим миром, влиять на него и формировать свое будущее.

Самосознание требует обращения своего внимания на себя. Чтобы познать себя, нужно смотреть на свое естество открытыми глазами, ничего не приукрашивая и не оценивая. Самосознание не требует выявления в себе недостатков, чтобы срочно их в себе исправить, а также не побуждает человека понимать, в чем он еще не идеален, по мнению общества. Самосознание направлено на познавание самого себя как отдельной личности, которая никак не связана с окружающим миром.

перейти наверх

Формирование самосознания личности

Самосознание личности формируется благодаря следующим аспектам, которые нарабатываются с подросткового возраста:

  1. Мировоззрение – система взглядов на окружающий мир, которая базируется на имеющихся знаниях и опыте, полученном до настоящего момента.
  2. Самоутверждение – модель поведения, которая способствует повышению самооценки и своего социального статуса. Как именно человек будет самоутверждаться, зависит от его взглядов, воспитания, ценностей, опыта.
  3. Постижение любви и уважения – каждый человек начинает требовать к себе определенного отношения, когда он всего лишь желает быть принятым окружающими.
  4. Осознание смысла жизни – понимание того, ради чего человек живет. Данный вопрос становится актуальным, когда человек сталкивается с потерей чего-то ценного, а также должен определиться, какие цели ему достигать, чтобы жить и развиваться.
  5. Социальная роль – статус, который человек занимает в обществе.

перейти наверх

Особенности самосознания личности

Принято рассматривать несколько особенностей самосознания:

  1. Когнитивный – изучение физиологических и психологических процессов.
  2. Личностный – самооценка, отношение к своим достоинствам и недостаткам.
  3. Интеллектуальный – самонаблюдение и самоанализ.
  4. Поведенческий – сочетание всех предыдущих уровней, что выливается в определенное поведение.
  5. Пассивный – автоматическое изучение как следствие развития.
  6. Активный – контролируемый процесс развития.

По мере своего роста человек приобретает способность оценивать самого себя. Самооценка – это оценка того образа «Я», который человек сам в себе видит. Она влияет на его отношение к себе, поведение и процесс самосовершенствования. Делят самооценку на:

  • Завышенную – идеализирование и превозносение своей значимости для общества. Часто такие люди эгоистичные, жестокие и агрессивные, ленивые.
  • Заниженную – занижение собственных возможностей. Человек ставит цели, ниже тех, которых мог бы достичь. Считает, что нуждается в помощи. Очень критично к себе относится, стеснительный, замкнутый, неуверенный, застенчивый.
  • Адекватную – объективное восприятие себя и своих возможностей, нормальное отношение к собственным недостаткам и уровню притязаний.

перейти наверх

Как в итоге самосознание личности влияет на ее развитие?

Саморазвитие стало не просто психологическим понятием личностного роста, но и модным, престижным культурным времяпрепровождением. Тот, кто занимается своим ростом и стремлением достигать целей, тратит на это усилия и время. Но как люди умеют совершенствоваться путем саморазвития?

Сперва человек должен определиться, что именно он решил в себе видоизменять. Любые расплывчатые понятия не подходят, например, стать духовным, потому что у каждого свое понятие духовности. Следует четко обозначить свои новые черты личности, которые вы желаете в себе развить, чтобы предпринимать конкретные действия.

После постановки цели, начинайте двигаться к ней. Например, вы решили в себе умерить уровень агрессии, тогда каждый раз, когда чувствуете, что начинаете «гореть от ярости», старайтесь не поддаваться ей, не отвечать на реплики других людей и успокоить свой эмоциональный фон. Путем самостоятельной проработки тех или иных качеств своей личности можно достичь высоких результатов.

Считается, что тот, кто не растет, очень быстро погибает. Современный мир очень быстро видоизменяется, поэтому каждые полгода следует менять свой подход к одному и тому же делу. Саморазвитие способно помочь адекватно отнестись к постоянным изменениям и выстоять к вечной гонке на выживание и душевное счастье. К тому же, самоконтроль позволит раскрыть в себе энергию, новые способности и потенциал ко многим действиям.

План-конспект занятия (9 класс) на тему: О развитии самосознания личности

О развитии самосознания личности

Слайд 1.  

  • Добрый день уважаемые гости, родители!
  • Тема нашего собрания звучит так: «О развитии самосознания детей и подростков»
  • Цель: сформировать у родителей отчетливое представление о способах формирования у подростков адекватной самооценки.
  • Желаю всем нам плодотворной работы. 
  •  Давайте сначала попробуем выяснить, что такое самосознание? (ответы)

Слайд 2.

  • САМОСОЗНАНИЕ – ясное понимание своей сущности, своих отличительных свойств, своей роли в окружающей среде.  Толковый словарь Ушакова
  • САМОСОЗНАНИЕ — осознание и оценка человеком самого себя как личности своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения.

Большой Энциклопедический словарь

  • Из чего формируется самосознание человека? (ответы)

Слайд 3.

  • Что значит «иметь самосознание»? (ответы)
  • Наличие самосознания говорит о четком представлении своего места в мире и модели взаимодействия с ним. (Слайд 4.)
  • Что может затуманить самосознание подростка? (ответы)
  • Повлиять на становление самосознания могут…

Слайд  4. (работа в группах или парах)

  • Почему именно эти критерии и как они влияют на становление самосознания? Поработаем в группах. Попробуйте объяснить свой критерий.

(2-3 минуты, затем ответы родителей, мое обобщение)

Воспитание.  Нас учат вести себя определенным образом, говорят о чем-то, как о плохом, а о чем-то как о хорошем.

Массовая информация. Со всех сторон на нас обрушивается масса визуальной и текстовой информации, говорящей нам как жить и многие из этих воздействий могут изменить наше понимание того, как нам кажется, мы должны себя вести.

Друзья. Мы выбираем друзей, на которых бы хотели походить или мы ищем их одобрения. Таким образом, мы неосознанно принимаем модели поведения, необходимые для получения этого одобрения.

Общество. Мы осознаем формальности, приемлемые в обществе, осваиваем навыки социального поведения и живем по золотому правилу. Но пока мы не обрели самосознание, все эти навыки и модели поведения будут ограничениями, основанными на чувстве стыда (не так себя повел, значит, ненормальный), а не инструментами взаимодействия с людьми.

  • Формирование Я-концепции начинается с раннего детства, проходя ряд этапов: Формирование самосознания происходит в среднем по достижении 14 – 17 лет, а дальше только укрепляется под влиянием социума.
  • Что нужно делать, чтобы ребенок обладал  развитым самосознанием? (ответы)

Слайд 5.

Наблюдение. То есть вам необходимо взглянуть на прошлые проблемы, возникшие в процессе коммуникации с людьми и быть честным с самим собой. Иногда сама мысль о том, что мы неправы претит, и мы не позволяем сознанию рефлексировать над поступками, приведшими к усугублению или созданию конфликтной ситуации.

— за собой,

Анализ поступков героев

Почему он так поступил?

  • Индивидуальный образ своего «я» складывается из трех составляющих… Как вы думаете, каких? (ответы)

Слайд 6.

  • представление о самом себе (Формирование индивидуальности)

Личность формируется под влиянием тех событий и переживаний, которые она испытывает. Мы вольно или невольно всегда узнаем новое, прикладываем определенные усилия для реализации своих планов и мечтаний. Самосознанию принадлежит главная роль. Индивидуальность никому не обходится дешево, ее нужно отстаивать перед коллегами и даже близкими людьми.  

  • социальные ожидания (формирование  самозащиты)

Выстраивать свое поведение таким образом, чтобы как можно меньше испытывать на себе негативное влияние. Не секрет, что в социуме не любят тех, кто хоть как – то выделяется из толпы, демонстрирует неординарные способности или имеет другой, отличительный взгляд на давно известные вещи. Функции самосознания были бы неполными без этого важного элемента. Внутреннее чувство покоя и защищенности способствует личностному созреванию, формированию представления об индивидуальных возможностях. Некоторые люди вправе гордиться своим самосознанием.

  • мнение окружающих о себе (саморегуляция поведения).

Попадая в общество, ребенок учится управлять своим поведением, распознавать, что хорошо, а что плохо, как можно себя вести, а как не следует.

  • Самосознание все время находится в развитии, претерпевает значительные изменения. Если человек останавливается в чем – либо, он начинает двигаться назад.
  • Т.е. личность со сформированным самосознанием…
  • А в чем нарушение самосознания?

Нарушение самосознания может проявляться в том, что личность не хочет брать на себя ответственность за свои поступки, не спешит взрослеть и совершать конструктивные действия. Когда человек не готов просчитывать свои шаги и не смотрит в будущее, его нельзя назвать зрелым.

Самосознание и самооценка

Вряд ли можно умалять значение самосознания для личности. От того, какой уровень притязаний человек себе ставит, зависит очень многое в его жизни: степень известности, уверенность в себе, стремление к новым достижениям.

Слайд 7.

Результаты теста

Почему у одних людей самооценка занижена, а у других занижена?

Все дело в том, какой опыт личность получала в детстве, подростковом возрасте от окружения, каким видел ее социум. Если маленького ребенка часто заставлять чувствовать себя виноватым, то во взрослом возрасте этот человек продемонстрирует крайнюю зажатость, у него останется страх что- то сделать неправильно, разочаровать своих близких. В том случае, когда малышу все позволяется и любые прихоти тотчас исполняются, в жизнь выходит личность, не научившаяся принимать отказы. Такой человек еще долгое время остается инфантильным и зависимым от других.

Самосознание личности прямым образом влияет на ее самооценку. Чем более уверен в себе человек, тем меньше он позволит обществу вторгаться в его частную жизнь, руководить ею. Тот, кто берет на себя ответственность за исполнение индивидуальных стремлений, почти всегда обладает адекватной самооценкой, то есть знает свои сильные и слабые стороны, но не занимается самобичеванием при каждом удобном случае.

Слайд 8.

Нужно формировать адекватную самооценку.

  • Сейчас 9 класс. Какую сферу самосознания развить?

Слайд 9.

  • Профессиональное самосознание

Представляет собой совокупность представлений личности о самой себе как специалисте в той или иной области. Крайне важно, чтобы у человека в ходе развития профессиональных навыков формировался положительный образ самого себя. Чувство удовлетворения способствует дальнейшему развитию. Этот образ единый и складывается из нескольких важных компонентов.

  • Создание эталона конкретной профессии. Помогает личности выстроить вполне четкое видение, каким должен быть профессионал определенной категории. Включает в себя нормы, правила, модели поведения. Скажем, обучаясь на врача, будущий специалист уже знает, что нужно быть внимательным к людям, стремится сделать все возможное для восстановления их здорового состояния. Часто молодой студент идеализирует свою профессию, ему трудно представить себе все ее аспекты, пока недостаточно практики. Но именно данный образ помогает ему продвигаться в обучении, узнавать новые значимые детали. Все это достигается в результате самосознания.
  • Осознание важных качеств. Имеется в виду, что посредством самосознания личности каждый, кто готовится стать профессионалом в своем деле, в определенный момент начинает примерять на себя роль специалиста. Человек осознает  наличие или отсутствие у себя конкретных качеств характера, необходимых в профессии, сравнивает себя с другими коллегами. В результате этих сравнений происходит формирование профессиональной самооценки. При участии самосознания личность подготавливает себя к деятельности, стремится к профессиональному росту и совершенствованию.

Слайд 10. Подытожить

Развитие самосознания

Самосознание личности начинается с открытия собственной индивидуальности. Этот процесс, разумеется, не происходит в один момент, а может длиться годами, пока не сформируется ясность самосознания. Так человек постепенно приходит к пониманию своей уникальности, неповторимости. С помощью самосознания увеличивается способность корректировать собственные поступки и действия. Ниже представленные элементы способствуют  развитию самосознания личности.

  • Открытие своей индивидуальности. Начинается с выделения себя из окружающего мира. Ребенок, который растет в конкретной семье, со временем начинает понимать, что другие люди не всегда чувствуют  то же самое, что и он сам. Осознание своей неповторимости ускоряется в случае обладания четкими талантами, которые можно продемонстрировать родственникам. В этом случае у малыша будет формироваться положительное мнение о самом себе.  Самосознание личности начинается примерно с трех лет и полностью завершается к моменту вхождения в юношеский возраст.
  • Формирование отношения к себе. Во многом зависит от родителей ребенка. Развитие самосознания пойдет успешнее, если семья будет стараться замечать даже мелкие достижения своего чада, отмечать его успехи. Дети очень внимательны и чувствительны к любым оценкам на свой счет. Они неравнодушно относятся к критике и некоторые из них воспринимают ее слишком серьезно. Самосознание личности пробуждается постепенно, под влиянием стимулирующих факторов.
  • Пересмотр событий прошлого. С помощью самосознания можно иногда изменить свое отношение к тем событиям, которые невозможно исправить. О самосознании можно говорить, как чудодейственном лекарстве, которое способно врачевать израненные души. Что нужно сделать? Перестать концентрироваться на переживаниях, доставляющих сильное беспокойство и душевную боль. Собственным самосознанием можно преодолеть все.
  • Любовь к себе. Себя нужно ценить потому, что никто другой не сделает вас счастливым. Только вы сами можете принять такое решение. И во многом в этом вам посодействует влияние самосознания. Научитесь ценить себя просто за то, что вы есть, а не за какие – то большие достижения.
  • Развитие самосознания не может происходить безболезненно. Этот  процесс всегда требует от вас целиком погрузиться в глубокие переживания. Говоря о развитии самосознания, стоит отметить, что ведущая роль здесь принадлежит самому человеку.

Таким образом, самосознание личности в психологии – тема, приковывающая к себе много внимания. Самосознание личности тесно связано с психологией развития и возрастной психологией, затрагивает отдельные отрасли педагогики и социологии. Многие ученые современности обращаются к самосознанию, чтобы сделать научные открытия.

Слайд 11. (видео Юлей)

Есть ли у вас трудности c самосознанием?

Верный способ определить факт наличия проблемы с самосознанием — попытка обвинить в своих проблемах любого, но не себя, то есть желание переложить ответственность за свою жизнь на кого-то другого.

Например:

Вы не осознаете, что позволяли себе говорить грубые вещи своей дочери. Она просит остановиться, вы раздражаетесь на нее из-за обвинений в ваш адрес. Не понимая причин своих поступков, вы доводите свою агрессию до пика и произносите слова, которые уже не забрать назад. Ей очень обидно, она говорит, что пока это не прекратится, она не захочет вас больше видеть. В свою очередь, вы обвиняете ее и сообщаете окружающим, что понятия не имеете, как она до такого докатилась и  что внезапно она ни с того ни с сего начала угрожать, что больше никогда не захочет вас видеть.

— Как выйти из этой ситуации? (ответы)

Слайд 12.

О механизмах самосознания

В.В. Столин выделяет следующие феномены:

1) Принятие точки зрения другого на себя

а) ценности, параметры оценок и самооценок, нормы;

б) образ самого себя, как носителя определенных способностей и качеств;

в) отношение к себе родителей, выражаемое ими посредством эмоциональных и когнитивных оценок;

г) самооценки самих родителей, т. е. самооценка родителей или одного из них может стать самооценкой ребенка;

д) способ регуляции поведения ребенка родителями и другими взрослыми, который становится способом саморегуляции.

2) Прямое и косвенное внушение

Что хотят внушить и внушают своему ребенку? Перечислить все невозможно, назовем лишь некоторые феномены: волевые и моральные качества, дисциплинированность, интересы, способности, оценочные характеристики.

3) Трансляция ребенку оценок, стандартов

Родители всегда вооружают ребенка его конкретными оценками, целями поведения, идеалами, планами, стандартами исполнения действий. Если все они реалистичны, т. е. соответствуют возможностям ребенка, то достигая их, он повышает и свою самооценку, свой уровень притязаний, формируя тем самым позитивную «Я»-концепцию.

4) Система контроля

Речь идет о влиянии системы контроля за ребенком, стиля воспитания, избираемого родителями на Я-концепцию ребенка. Например, жесткая дисциплина преобразуется в самодисциплину, а контроль с помощью страха превращается в самоконтроль с постоянной оглядкой на мнение других и избегания негативных о себе мнений.

5) Система комплиментарных отношений

Речь идет о характере отношений, складывающихся между родителями и ребенком, которые могут предполагать:

а) равенство общающихся;

б) функциональное неравенство, т.е. неравенство, задаваемое ситуацией, статусами общающихся и т.п.;

в) систему трансакций – действий субъекта, направленных на другого с целью вызвать в нем желаемое субъектом состояние и поведение (трансакции по Э.

Берну).

6) Вовлечение ребенка в реальные взаимоотношения в семье

Речь идет о роли семьи в формировании самосознания ребенка.

самосознание ребенка будет определяться и психологической структурой семьи, т.е. той невидимой сетью требований, предъявляемых членами семьи друг к другу. В этой связи семьи различаются на:

Семьи с жесткими непроходимыми границами между ее членами. Родители чаще всего ничего не знают о жизни ребенка, и только какое-то драматическое событие может активизировать внутрисемейное общение. Такая структура – барьер на пути формирования у ребенка семейной идентичности. Ребенок как бы исключается из семьи;

Семьи с диффузными, спутанными границами (псевдовзаимные семьи). В них поощряется выражение только теплых, любящих, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев, раздражение и другие негативные чувства всячески скрываются и подавляются. Такая недифференцированная семейная структура создает у ребенка трудности в самоопределении, в формировании его «Я», развитии самостоятельности.

Представленные характеристики разные семей – это два противоположных полюса, а в центре между ними нормально функционирующая семья.

7) Идентификация

Одним из механизмов формирования самосознания является идентификация, т.е. уподобление Себя в форме переживаний и действий другому лицу.

Решение.

Мы разобрали…

Что нужно, чтобы полноценной личностью воспитать ребенка?

Осознать

Наблюдать…

 Чучело.

  1. http://bezobid.org/kak-razvit-i-ukrepit-samosoznanie/
  1. https://pro-psixology.ru/razvitie-soznaniya/59-samosoznanie-razvitie-samosoznaniya-i-ya-koncepcii.html 
  1. http://kuknar.ru/?p=615 
  1. http://www.psyhodic.ru/arc.php?page=553 

Развивайте самосознание с помощью вашей команды

Краткое содержание

Есть много веских причин для создания лучшей команды. Отличные команды быстрее добиваются более высоких результатов. Они более новаторские. Они призывают вас учиться быстрее и быть на высоте. И давайте посмотрим правде в глаза — с ними просто веселее работать. Но дополнительным преимуществом является то, что они также могут помочь в нашем самосознании. Вот важная связь: нам нужна обратная связь, чтобы помочь согласовать наше внутреннее представление о себе с внешним.А в лучших командах товарищи по команде не только готовы давать друг другу обратную связь, но и обязаны это делать. В высокоэффективных командах коллеги чувствуют ответственность за успехи друг друга и охотно предоставляют как щедрую поддержку, так и откровенную обратную связь, чтобы помочь каждому члену команды проявить себя наилучшим образом. Итак, окружите себя людьми, которые будут говорить правду, даже когда это трудно. А потом послушай. Когда вы это сделаете, вы увидите удивительно положительное влияние — на вас, на них и на общий успех вашей команды.

Дуг Перрин / Библиотека изображений природы / Getty Images

Есть много веских причин для создания лучшей команды. Отличные команды быстрее добиваются более высоких результатов. Они более новаторские. Они призывают вас учиться быстрее и быть на высоте. И давайте посмотрим правде в глаза — с ними просто веселее работать.

Недавно я нашел новую причину для создания лучшей команды — обратить внимание на тот факт, что большинству из нас на удивление не хватает самосознания. Исследователь и автор Таша Эйрих обнаружила эту тревожную статистику в ходе своего многолетнего исследования на тему самосознания: 95% из нас, , думают, что мы достаточно осведомлены о себе, но на самом деле только около 10-15% из нас.

Вы и ваша команда Серия

Эмоциональный интеллект

Так как же лучшие команды могут помочь с нашим самосознанием? Вот важная связь: нам нужна обратная связь, чтобы помочь согласовать наше внутреннее представление о себе с внешним. А в лучших командах товарищи по команде не только готовы давать друг другу обратную связь, но и обязаны это делать.

В высокоэффективных командах коллеги чувствуют ответственность за успех друг друга и охотно предоставляют как щедрую поддержку, так и откровенную обратную связь, чтобы помочь каждому члену команды проявить себя наилучшим образом.

За годы исследований командной работы я обнаружил четыре различных типа команд: от худших из худших, «диверсионных групп», до самых эффективных или «лоялистских команд». В то время как недоверие, политика, распри и сплетни являются отличительными чертами Команд саботажников (или «командного ада»), доверие, откровенность, обратная связь, общие цели и совместная ответственность составляют поведение команды лоялистов. Фактически, по сравнению с командами диверсантов, членов команды лоялистов:

человек.

  • 292 раза больше вероятность тратить время на обсуждение, обсуждение проблем и принятие решений
  • В 125 раз больше шансов быстро устранить неприемлемое поведение команды
  • В 106 раз больше шансов дать друг другу жесткую обратную связь
  • В 40 раз меньше шансов иметь «не подлежащие обсуждению», о которых команда не может говорить открыто

В командах лоялистов члены команды честно и открыто говорят о сильных сторонах и проблемах команды и отдельных членов команды.А поскольку члены команды доверяют друг другу, они принимают на себя позитивные намерения, когда происходят более жесткие разговоры. Таким образом, подлинные и откровенные отзывы легче услышать и оценить. Это нормально — быть несовершенным или терпеть неудачи. Быть уязвимым — это не так страшно.

Что, если бы вы могли получить честную информацию и обратную связь от коллег, которые действительно привержены вашему успеху, и видеть вас в действии все время, как в лучшие, так и в худшие дни? Вы можете и будете, если создадите команду лоялистов.Подумайте, насколько быстрее вы могли бы справиться с непредвиденными последствиями своих действий, если бы вас окружали люди, мотивированные дать вам полезную обратную связь.

Если вам нужны откровенные отзывы, доверие и поддержка со стороны товарищей по команде, попробуйте эти пять советов:

  1. Предположить положительное намерение . Дайте возможность товарищам по команде не сомневаться. Предположите, что они предоставляют обратную связь не для того, чтобы судить вас, а для того, чтобы сделать вас лучше.
  2. Говорите со своими товарищами по команде, а не о них. Сплетни не решают проблемы. Удаление воздуха без последующих действий гарантирует, что вы создадите клики и укрепите трещины. Это требует смелости, но если что-то пойдет не так, общение с товарищами по команде прямо и уважительно может решить многие недоразумения, не создавая драмы и не вовлекая в нее других.
  3. Заботьтесь об успехе товарищей по команде. Начните с интереса к успехам своих товарищей по команде. Задавайте вопросы об их проблемах, знайте, каковы их цели, помогайте, где можете, и будьте хорошим слушателем и сотрудником.Вы не можете быть верным товарищем по команде, если не знаете, что движет успехом других.
  4. Заставьте своих товарищей по команде делать свою работу как можно лучше, и наоборот. В командах лоялистов члены команды бросают вызов друг другу для достижения своих целей. Лоялисты не тратят энергию на то, чтобы присматривать за своей спиной, поэтому они рискуют и достигают большего. Начните с того, что попросите товарищей по команде бросить вам вызов. Приносите им идеи и спрашивайте их. Попросите отзыв о ваших планах. Примите идею о том, что товарищи по команде делают вас лучше.
  5. Попросите личный отзыв. Прежде чем предлагать отзыв, сначала попросите его. Спросите своих товарищей по команде, что вы могли бы сделать, чтобы лучше поддержать их успех. Спросите у коллег о том, как вы могли бы поработать, чтобы стать лучшим товарищем по команде. Разрешите товарищам по команде делиться отзывами, регулярно спрашивая об этом и открыто выслушивая. Поблагодарите других за отзыв.

Чтобы развить самосознание, работайте над созданием вокруг себя команды лоялистов, людей, которые доверяют вам, поддерживают вас и бросают вызов вам, чтобы стать лучше.Окружите себя людьми, которые будут говорить правду, даже когда это трудно. А потом послушай. Когда вы это сделаете, вы увидите удивительно положительное влияние — на вас, на них и на общий успех вашей команды.

,

Пройдите тренинг и упражнения по самосознанию для самопознания

Больше осознавайте, кто вы есть на самом деле и чего хотите.
Развивайте самосознание, чтобы раскрыть свой потенциал
и поддержать позитивные изменения в ВАШЕЙ жизни …

Каков ваш уровень переживания и проявления жизни? —
Люди обладают широким спектром осведомленности. …

self awareness training skills

Кто ты?
Что может сделать вас счастливым?
Каковы ваши убеждения в жизни?
Что вам мешает двигаться вперед?
Чего вы хотите достичь в жизни?

Удалось ли вам ответить на вопросы одним щелчком пальца? Ваша способность отвечать на эти простые, но важные вопросы отражает то, насколько вы действительно осведомлены о себе.

Самосознание — это путь к самопознанию. Все дело в понимании разных сторон себя — как вы думаете, что вы чувствуете, как вы реагируете на ситуацию,
насколько вы доверяете своему творчеству, интуиции и внутреннему руководству. Это все о
постепенно повышая свое сознание и осведомленность, чтобы вы могли
испытать больше жизни. Это о состоянии блаженства и ДА
это даже о Проявлении самого себя.

Укрепление самосознания может привести к:

  • исцеляющие внутренние блоки, чтобы вы раскрыли свою подлинную сущность
  • принятие эффективных решений в жизни
  • создание среды, которая лучше соответствует вашим потребностям
  • поддержание позитивных изменений в вашей жизни
  • сосредотачивайте свою энергию и время на том, что у вас действительно получается лучше всего
  • раскрыть свой истинный и безграничный потенциал

Мы разработали эту программу обучения осознанию и упражнения, чтобы пробудить ваше самосознание и задействовать часть вашего мозга.
и сердце, к которому редко обращаются.

Добро пожаловать в Higher Awareness. Мы Джон и Патрис Робсон, и мы обнаружили, что самосознание — это ключ, который открывает
и даже создает богатство жизни.

У каждого из нас есть ответы на все вопросы нашей жизни прямо внутри нас. Нам просто нужно научиться осознавать свою внутреннюю мудрость.

И да, мы знаем, что может быть очень трудно поверить, что у вас уже есть решения ваших проблем внутри вас, если вам не хватает уверенности в себе, застряли в сложных отношениях, разорены, боятся ухудшения здоровья или просто разочарованы и разочарованы с твоей жизнью.Но исходя из собственного опыта, мы можем заверить вас, что если вы хотите, чтобы ваша жизнь изменилась, тренировка самосознания — это путь к успеху.

Обучение самосознанию и упражнения найдут РЕШЕНИЕ каждой проблемы и ОТВЕТ на каждый вопрос внутри вас.

Развивайте самосознание с помощью наших 2 обучающих программ по электронной почте
и наш НОВЫЙ intuit и DO IT Awareness and Manifesting
Программа »

1.Путешествие к познанию себя — ежедневные электронные письма в течение 3 месяцев

Почувствуйте силу настоящего присутствия СЕЙЧАС! Мы поможем вам обратить внимание на свой опыт — на свои чувства, мысли, чувства и интуицию. И когда вы это сделаете, вы обнаружите, что для вас есть больше, чем вы когда-либо представляли!

Это серия электронных писем с инструкциями по развитию навыков самосознания путем ежедневного повторения семи ключевых шагов к более активному образу жизни.Уделите одну минуту каждый день, чтобы читать письмо. Затем сделайте шаг в жизнь вместе с вами. Наблюдайте за своим опытом изменения жизни!

2. Упражнения для повышения чувствительности и расширения восприятия

Оттачивайте свои навыки, чтобы быть более осознанными, с помощью упражнений на самосознание в серии из 30 электронных писем (5 в неделю). В каждом письме предлагается отдельное упражнение. Мы исследуем, как пробудить наши чувства, прислушаться к руководству нашего тела, почувствовать энергии, отстраниться от наших драм и многое другое.

Развивая навыки тренировки самосознания, вы откроете для себя простые, практичные и действенные способы вырваться из колеи, высвободить свои внутренние силы и насладиться большим самочувствием, изобилием, счастьем и удовлетворением.


3. «Лучшее из лучших» из 30 программ за 20 лет.
свернуты в
одна программа — наша НОВАЯ « intuit и DO IT Awareness и
Программа-манифест «.

В течение 3 месяцев вы будете получать 3 письма на каждый
неделю, шаг за шагом направляя вас через уровни осознания,
исцеление, цель, сознание, интуиция и проявление.

Направляйтесь на пути к самопознанию …

Как нам стало известно, шаги по внесению изменений легко освоить. Мгновение за мгновением, день за днем ​​небольшие сдвиги в самосознании способны чудесным образом изменить качество нашей жизни.

Проблема в формировании самосознания — это помнить о том, чтобы быть самосознательным и сознательным.
Обратить внимание!

Почему? Потому что большую часть времени мы без сознания! Мы живем на автопилоте, придерживаемся привычных старых привычек и не видим выхода.

Вот как эта серия писем может помочь …

С напоминаниями, напоминаниями, напоминаниями!
Напоминает СТОП и будьте внимательны! Осознавать себя! Чтобы открыться новому опыту.
Напоминания о том, чтобы отказаться от привычных способов делать то, что вам не помогло.

Процесс обучения тому, чтобы быть более настоящим и самосознательным, прост — , если вы не забываете это делать!

Мы поможем вам запомнить.

Испытайте эти программы обучения самосознанию
и многое другое …
в качестве члена Higher Awareness

Higher Awareness — это членский сайт.

Всего за 19 долларов в месяц вы можете получить все 3 сообщения о самосознании по электронной почте.

Click here for full access

PLUS, став участником , вы получите бесплатный доступ к более чем 250 другим ресурсам для личного развития. По правде говоря, каждое предложение на нашем сайте обучит вас развитию навыков самосознания. Свободно выбирайте из нашей богатой коллекции программ, чтобы повысить свою осведомленность и внести изменения. (Вот почему нас называют «Высшая осведомленность»!)

Самосознание Рабочие листы — Получите более глубокое представление о проблемах и возможностях на одной странице.

Самосознание Серия электронных писем с умными вопросами и советы — Прорвитесь через то, что вас сдерживает. Осознайте бессознательные программы, вызывающие боль.

Самосознание Инструменты и упражнения для ведения журнала — потоков осведомленности, составление списков, вопросы для ретритов и более 40 других.

Самосознание Списки выбора:

  • Упражнения на повышение осведомленности — Расширьте пределы своей осведомленности. Развивать навыки осведомленности
  • Ранние предупреждающие сигналы — Будьте более осведомленными, чтобы предотвратить надвигающуюся проблему
  • Эмоциональные особенности — Определите свой эмоциональный характер higher awareness new
  • Жизненные циклы человека — Работайте со своими циклами, а не против них
  • Намерения — Когда вы останавливаетесь и думаете, каково ваше намерение?
  • Особенности физического тела — Определите свой физический характер higher awareness new
  • Принятие себя — Полностью охватите себя и жизнь
  • Самосознание — Тренировка, чтобы открыться более глубоким и высшим аспектам себя
  • Сенсорный стимул — Сколько сенсорных входов вы используете?
  • Социальное влияние — Вы думаете или вас думают?
  • Методы мышления — Максимизируйте свои сильные стороны, работайте над слабыми сторонами

Самосознание Цитаты и советы о том, как присутствовать, уделять внимание и отпускать

Самосознание Статьи о сознании или бессознательном и пустота

Выберите ресурсы, которые лучше всего вас поддержат.Развивайте навыки осведомленности сегодня и уточняйте и углубляйте свой собственный план личного развития . Как участник, у вас есть доступ ко всему без дополнительной оплаты.
И лучше всего начать с

Познай себя лучше.

Пробуди свое осознание к новым измерениям того, кто ты есть!

Эти вдохновляющие программы, ресурсы и упражнения помогут вам выйти за рамки установленных вами ограничений и получить доступ к большему выбору и свободе.Откройте новые двери для творчества и интуиции. Станьте исследователем и получайте удовольствие от различных упражнений.

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *