Фотографическая память это: Фотографическая память. Как развить, что это такое, упражнения, как работает
Zillion — Развитие памяти и мышления
Для того чтобы разгадать секрет фотографической памяти, мы должны понимать, как в принципе работает память каждого из нас. Существует научная гипотеза о том, что эмоции, слова, события, образы, люди, места, запахи, вкусы и сны формируют память человека уже после третьего месяца внутриутробного развития. Это работает как механизм для записи, хранения и классификации информации. Когда мы видим или узнаем что-то новое, это записывается в память через одно из пяти чувств, а затем становится тем, что мы называем воспоминаниями. Они формируют сеть нервной ткани мозга. Чем больше воспоминаний накапливается, тем больше мы забываем или, по крайней мере, вспоминаем сложнее. Новые связи между нейронами (сформированные последними воспоминаниями) являются наиболее доступными и активируются быстрее, именно поэтому мы вспоминаем легче ту информацию, которая зашифрована в них.
Это и есть естественный механизм нашей памяти – научиться забывать, чтобы узнавать новое. На первый взгляд, звучит совсем не логично, но это действительно один из ключевых принципов нашей памяти, сформулированный известным профессором Стэнфордского университета Робертом Бьорком.
Профессор Стенфордского университета. Доктор философских наук. Почетный профессор психологии в UCLA (Distinguished Professor). Создатель парадигмы направленного забывания (Directed Forgetting Paradigm). Специализации Роберта Бьорка: память и обучение.
Это можно проиллюстрировать следующим примером. Представьте, что вы не помните, где припарковали машину. Если бы наш мозг не имел такого механизма забывания, при первой же попытке вспомнить место парковки, вы бы получили все воспоминания, связанные с парковкой автомобиля в вашей жизни. Поиск в памяти был бы похож на электронный поиск файлов с ключевыми словами «парковка автомобиля». Конечно, это запутало бы еще больше, а полученную информацию все равно невозможно было бы использовать, чтобы найти машину. Таким образом, мозг производит классификацию информации и воспоминаний, делая менее важную информацию недоступной и оставляя ту информацию, которая наиболее важна для ежедневного выживания.
Чем больше воспоминаний накапливается, тем больше мы забываем. Естественный механизм нашей памяти – научиться забывать, чтобы узнавать новое. |
В отличие от обычной памяти фотографическая память фиксирует изображение любой сцены жизни, книжной страницы, лица (любой информации, которую можно воспринять зрительно) точно так же, как это делает фотоаппарат. При этом несущественные детали не удаляются, изображение не меняется с течением времени, а ранние изображения не вытесняются новыми. Можно сказать, что память «считывает» изображение так, как если бы оно находилось перед глазами каждый раз, когда вы пытаетесь вспомнить. Также фотографическая память может хранить тысячи разных изображений абсолютно нетронутыми, независимо от прошедшего времени. Теоретически, человек, обладающий такой памятью, может хранить целый архив документов и книг в голове – и использовать его в любое время. Если представить фотографическую память на линии графика с двумя противоположными концами, то на одном из них расположилась бы амнезия, а на другом фотографическая память. Подавляющее большинство людей находятся где-то между и имеют обыкновенную память, и только у единиц развивается фотографическая память.
В истории существует лишь несколько подтвержденных случаев обладания фотографической памятью. Например, Ким Пик, вдохновивший писателя Барри Морроу и режиссера Барри Левинсона на создание фильма «Человек дождя», мог прочитывать книжные страницы за 4 секунды и запоминать всю информацию. В конце жизни он помнил более 12 000 страниц.
Американец с феноменальной памятью: запоминал до 98% прочитанной информации, за что получил прозвище «Ким-пьютер». Прототип героя Дастина Хоффмана в фильме «Человек дождя».
Ученый Джон фон Нейман мог запомнить текст любой сложности, включая ссылки и номера страниц, и в любой момент прочесть по памяти какой угодно параграф, словно книга все еще была перед его глазами.
Венгеро-американский математик. Сделал важный вклад в квантовую физику, квантовую логику, функциональный анализ, теорию множеств, информатику, экономику и другие отрасли науки. Создатель архитектуры современных компьютеров, а также теории игр и концепции клеточных автоматов. Участник Манхэттенского проекта.
Хотя свидетельства существования фотографической памяти неоспоримы, ученые не находят четких объяснений этому явлению, но при этом практически все согласны с тем, что фотографическую память нельзя развить с помощью тренировок или специальных упражнений.
Тем не менее, существуют специальные техники, которые позволяют значительно улучшить память за очень короткое время и практически навсегда запомнить большой объем информации: несвязанных данных, цифр, текстов, иностранных слов. Это возможно благодаря методам мнемоники (слово «mneumonica» происходит из греческого языка и означает «искусство запоминания»).
Практически все мнемонические методы основаны на создании для запоминаемой информации ассоциаций с очень яркими, гротескными образами, которые сложно стереть из памяти.
4 шага для запоминания ассоциативным методом:
- Кодировать информацию в яркие образы.
- Создавать гротескные ассоциативные связи между образами.
- Запоминать последовательность связей через гротескный сюжет или сцену.
- Мысленно визуализировать сюжет или сцену для закрепления последовательности связей.
Этот метод используется для запоминания такой информации как не связанные между собой данные, длинные номера, исторические даты. Освоив эту технику, вы можете запомнить все эти данные в считанные секунды и практически навсегда сохраните их в памяти. Чудо? Нет, это просто еще одна врожденная способность нашего мозга – возможность создавать ассоциативные связи между воспоминаниями.
Память запоминает простые образы, которые используются в качестве точек опоры, чтобы воссоздать более сложные изображения или сцены. Говоря на языке информатики, такие образы являются корневым каталогом для нашей памяти.
Чем более простыми и гротескными являются образы, в которые кодируется информация, тем лучше они будут удерживаться в памяти и никогда не смешаются с похожими изображениями. Можно проиллюстрировать применение этого метода на практике с помощью наглядного примера. Вам необходимо запомнить, каким клиентам вашей фирмы и в каком порядке нужно позвонить в течение дня. Даже если вы запомните имена клиентов, все еще будет трудно вспомнить, в какой последовательности вы должны пообщаться с ними. Предположим, вы потратите немалое время для того, чтобы выучить последовательность телефонных звонков, но уже на следующий день не сможете точно вспомнить всю информацию, а через неделю забудете даже последовательность из четырех клиентов. Если же вы проявите креативность и создадите яркие образы, которые ассоциируются с каждым из клиентов, а затем придумаете ассоциативную связь, то без труда вспомните все спустя месяц и даже год.
Предположим, в списке телефонных звонков клиенты находятся в такой последовательности: Мария (домохозяйка), Петр (адвокат в юридической фирме), Люсия (продавец цветов), Андрес (пилот самолета), Моника (секретарь консалтингового холдинга), Николас (инженер), Изабель (водитель автобуса), Кармен (профессор психологии).
- Шаг первый: кодируем информацию в образы.
Мария (домохозяйка): можно представить себе девушку в купальнике с огромной МАРкой на спине (начальные буквы слова помогают запомнить имя), летящую на метле вдоль берега (метла ассоциируется с ведением домашнего хозяйства). Редко можно увидеть на море девушку с метлой, не так ли? Это и есть гротескный образ, который воспринимается нашим сознанием очень легко. Его не спутать с реальным изображением из жизни.
Теперь нужно построить гротескный образ для следующего клиента, Петра. Можно представить одетого в старинную мантию мужчину с ПЕТухом в руке (ассоциация по начальным буквам имени). Одежда, в которой мы представляем Петра, сразу ассоциирует его с профессией адвоката. Чтобы еще лучше запомнить образ, можно добавить больше деталей (например, необычная прическа или выражение лица).
- Шаг второй: создаем ассоциативную связь между созданными образами.
Например, Петр хочет поймать и защитить Марию, так как ее разыскивает инквизиция по подозрению в колдовстве. Это гротескная связь, которая вряд ли бы была возможна в реальном мире, поэтому наша память не сможет спутать ее с реальным событием.
- Шаг третий: запоминаем последовательность связей путем построения сюжета.
Теперь нужно придумать конкретное действие, которое свяжет персонажей в определенной последовательности. Это должно быть именно действие, а не статичное изображение, если мы хотим надолго запомнить всю цепочку клиентов в определенной последовательности. Например, мы можем представить, что Петр бежит вдоль береговой линии, выпустив впереди себя петуха, чтобы догнать Марию, которая летит впереди на метле.
- Шаг четвертый: мысленно визуализируем сцену.
Представляем придуманный сюжет как кино на экране. Получившаяся сцена должна быть яркой, со всеми деталями, которые мы придумали для персонажей. Это позволит запомнить всю цепочку на очень долгое время, если не навсегда.
Метод может показаться сложным, но если каждый раз, когда необходимо запомнить не связанную информацию с разными параметрами (как в описанном примере), вместо зубрежки использовать образы и связи, вы сможете развить свою креативность настолько, что на продумывание сюжета будет уходить несколько минут. Кроме улучшения памяти, это еще и развивает творческие способности, что высоко ценится сегодня в любой профессии.
Другой метод мнемоники называется метод локации (Method of Loci), или метод дворца памяти (Memory Palace). Его суть в том, что необходимо представить себе очень хорошо знакомое помещение или маршрут и «расставить» данные, которые нужно запомнить, в определенных местах помещения или маршрута, использовав гротескные образы. Пример: предположим, вы должны запомнить список и последовательность покупок. Представьте себе дорогу (место), которую вы знаете во всех деталях. Это может быть ваша комната, дом, путь на работу или в университет. Затем расставьте все объекты из списка покупок на определенных местах, связав их гротескными образами с объектами, которые там уже находятся. Например, «разместите» корову со стаканом молока у двери вашего дома, мысленно «развесьте» стаканчики с йогуртом на заборе. Представьте плавающую рыбу в затопленной автобусной остановке. Вообразите, что, садясь в машину, вы видите цыпленка вместо пассажира на переднем сиденье и т. д. Теперь проделайте в уме известный вам путь из дома на работу: вы выходите, видите забор, идете по улице, видите остановку, садитесь в машину, едете в офис. Создав гротескные образы, вы уже наверняка не запутаетесь, что и в какой последовательности нужно купить.
Уточним, что этот метод хорошо работает, только если вы почти наизусть знаете дорогу или место, которое используете для создания гротескных сцен и запоминания информации. Несмотря на кажущуюся простоту, благодаря этому методу можно запоминать практически неограниченное количество данных в определенной последовательности.
Техники мнемоники многообразны и не ограничиваются методами, о которых мы рассказали. Существуют более сложные методики, такие как численно-буквенный код, ассоциации с помощью рифм и т. п. Они требуют гораздо больше времени и усилий для освоения, но вместе с тем позволяют запоминать большие объемы информации в самых разных областях. Но даже сделав первый шаг и научившись применять ассоциации, вы почувствуете, что память намного улучшилась, стала более ясной. Вы также сможете без труда визуализировать идеи, а это очень полезно в бизнесе и карьере.
Стоит ли тренировать фотографическую память?
Положительная тенденция развивать свою память порождает массу противоречивых статей и мифов о том, какие виды памяти важнее для человека и способны ли мы их развивать. Информация о работе нашего мозга постоянно обновляется в ходе исследований и получения новых данных, однако, действительно существует условное деление памяти по типу получаемой информации и способности к ее воспроизведению.
Масса источников предлагает обзавестись феноменальной фотографической памятью, используя незамысловатые тренажеры, однако носителей такой способности вовсе не стает больше и их можно перечислить в рамках небольшой работы. Почему же так происходит и какой секрет в себе таит фотографическая память? Об этом и будет данная статья, а также мы коснемся вопросов тренировки памяти и ее практической пользы.
Врожденные феномены памяти
Некоторых людей по праву относят к особой группе за их способности к запоминанию информации, однако такой дар вовсе не является плодом их усердных тренировок, они попросту с ним родились. Именно поэтому принято считать, что феноменальные типы памяти являются исключительно врожденными и не поддаются эффективной тренировке. Впрочем, не стоит расстраиваться, ведь такая способность является не только приятным даром, но и тяжелой ношей, так как при этом у ее носителей нарушены процессы забывания, что ведет к значительной нагрузке на мозг.
Эйдетическая память
Это та самая пресловутая фотографическая память, когда человек после кратковременного созерцания графической информации, способен в точности и деталях ее воспроизвести или использовать ее. Примечательно, что такой тип памяти отмечается не только у взрослых людей, но даже чаще у детей, однако такое явление остается очень редким и выражается единичными случаями в мировой практике.
Ученые предполагают, что уникальность фотографической памяти продиктована толстыми нервными пучками, идущими от глазного аппарата к центрам в мозгу, способными передавать огромный поток детальной информации, однако эта особенность присуща каждому человеку, а уникальной способностью к точному запоминанию обладает меньше 1% людей. Вполне резонно предположить, что секрет кроется именно в процессе затухания памяти, а не в особенностях получения информации, однако точный ответ на этот вопрос требует намного больше времени и исследований.
Абсолютная автобиографическая память
Еще один подвид врожденной феноменальной памяти, ее обладатели с очень высокой точностью могут вспомнить практически всю свою жизнь и смогут назвать дату и приблизительное время того или иного своего занятия. Такая способность столь же редко встречается, как и фотографическая память и по наблюдениям нейрофизиологов, ее нельзя целенаправленно развить посредством умственных упражнений.
Всяческие программы, предлагающие по их окончании обзавестись уникальной памятью, как минимум неэффективны, и секрет кроется в нарушенном процессе угасания воспоминаний. Не стоит расстраиваться из-за невозможности приобретения такого «дара», ведь часто мы стремимся поскорее что-то забыть, а эти люди сделать так не могут. Такая нагрузка на нервную систему чрезмерна и даже если бы нашелся способ получить желаемую память, большинство не выдержало бы эмоционально.
Уникальные носители фотографической памяти
В мировой истории не так уж много личностей, продемонстрировавших необыкновенные способности своей памяти. Возможно, на самом деле таких людей было больше, просто они не смогли реализовать такой дар и попасть в историю.
- Известный воинственный деятель Александр Македонский не только обладал способностями к стратегии, но и мог в лицо узнать любого из своей армии, он помнил их имена и краткую информацию о каждом, а это приблизительно 30 тысяч человек.
- Древний мыслитель и философ Сенека также отличился выдающимся умением, в то время, когда о мнемотехниках никто и не слышал, он мог повторить около 2 тысяч несвязанных между собой слов, услышанных всего лишь один раз.
- Еще один философ и исследователь глубоких жизненных вопросов Сократ, по сохранившемся данным, знал в лицо и помнил имена всех жителей Афин того времени, а это по разным источникам близко к 20 тысячам человек.
- В наше время также встречаются подобные умения, стала известной на весь мир работница колл-центра в Австралии Паула, которая знает на память в районе 130 тысяч телефонных номеров организаций, помнит их адреса и краткую информацию.
Как вы наверное заметили, тренировать такую память неэффективно, так как она присуща небольшому числу людей с рождения, однако это вовсе не значит, что вы не сможете улучшить свою память в этом направлении, всегда можно и нужно заняться своей зрительной памятью, это неотъемлемая часть комплексного саморазвития.
Работа зрительной памяти и ее польза
Зрительные образы имеют огромное преимущество над слуховыми и тактильными, глаза могут передавать намного больше информации, к тому же такая способность поддается тренировке и может быть подспорьем для некоторых манипуляций с памятью.
Лучшая сохранность информации
В нашей статье о видах памяти по содержанию, вы наверное заметили, что только кратковременная память использует аудио образы, в том числе и прочитанной информации, более длительное время хранения непременно требует визуализированного полного образа. Часто, достаточно связать услышанное с каким либо увиденным образом, не обязательно тематическим, и эта информация воссоздается в памяти намного легче и точнее.
Способность воссоздания деталей
Наш мозг имеет возможности шире нашего представления, например нам кажется, что мы можем запомнить только базовые характеристики увиденного объекта, однако те, кто хоть немного времени уделяют развитию зрительной памяти, смогут из зрительного образа воссоздать еще и мелкие детали, которые были упущены нашим вниманием.
Обязательная база для мнемотехник
Желающие обладать феноменальными способностями памяти, успешно используют различные мнемотехники, которым мы уделили отдельную статью, однако без достаточного развития зрительной памяти и отдела пространственной ориентации, такие способности развивать просто невозможно. Это еще один аргумент в пользу занятий собственной памятью.
Эксперименты с вымышленными событиями
В рамках исследований работы с вымышленными образами, были проведены наблюдения над группами людей, доносящими ложные события собеседнику. В случае, когда разговор проходил в форме опроса, где наблюдаемому задавались вопросы о событии, а он лишь кратко отвечал, большинство уже не смогли воссоздать своей истории через двое суток.
Та группа, где участники сами вели рассказ, подкрепляя его деталями и логическими доводами, справилась намного лучше и детальная история сохранилась в памяти на долгое время.
Вывод из этого наблюдения прост: чем больше уделить внимания информации, тем на дольше она сохраниться, образовав стойкий и детальный образ, именно такой, как нужен нашей долгосрочной памяти.
Тренировка зрительно-образной памяти
Предлагаем вашему вниманию четыре признанных и наиболее эффективных техник тренировки своей зрительной памяти. Вы сможете выбрать наиболее подходящий для вас вариант или использовать техники поочередно для получения максимального эффекта.
Черная комната
Методика может напомнить сцену из фильма о тайных агентах, где на допросе герой сидит в темной комнате с одной лампой, а перед ним только стол. Это идеальное пространство, лишенное отвлекающих факторов, максимально позволяющее сконцентрироваться на предмете запоминания. В качестве такого предмета предлагается взять простой лист бумаги формата А4 с напечатанной информацией.
Техника следующая: вы садитесь за стол, на котором только этот лист и выключаете свет, после этого включаете свет на определенное время и концентрируетесь на этом листе, снова выключаете свет и по памяти воссоздаете в темноте этот лист в своей голове, пытаетесь прочитать то что на нем. Для удобства источником света может послужить настольная лампа. Такое упражнение направлено на развитие зрительной памяти и концентрации, что приближенно напоминает фотографическую память.
Таблица Шульте
Данная таблица представлена в разделе тренажеров, и хотя она позиционируется как упражнение на внимательность, в изначальном варианте без усложнений, она позволяет увидеть все поле таблицы и запомнить расположение цифр на нем. Данная тренировка эффективна для развития зрительной памяти.
Метод художника
Данной методикой пользуются многие художники, увлекающиеся пейзажной живописью, однако она стала известной благодаря И.Айвазовскому, который для воссоздания реалистичных волн на полотне, долгое время наблюдал за морем, а потом, закрыв глаза, пытался воссоздавать эту картину в памяти.
По его методу можно наблюдать любую картину происходящего, главное замечать множество деталей, а потом, закрыв глаза, тренироваться воссоздавать то же самое в памяти.
Предметы на столе
Для упражнения понадобится два идентичных набора предметов любого характера и размера, помещающихся на столе. Один из них нужно хаотично бросить или разложить на стол, другие же понадобятся чтобы повторить расположение первых в другом месте.
Сначала вы наблюдаете за положением предметом и мельчайшими деталями их размещения, после чего уходите в другую комнату и пытаетесь повторить ту же картину другим набором предметов. По началу, можно повторно давать себе время наблюдения и корректировать расположение второй группы.
Как видите, фактически, невозможно тренировать феноменальные типы памяти, вызванные особенностью функций головного мозга, однако занимаясь тренировкой памяти и саморазвитием, можно добиться желаемого результата, хоть это и будет называться другими терминами, главное чтобы польза от этих умений качественно изменила вашу жизнь.
Как развить фотографическую память быстро и понятие эйдетизма
Память человека так же индивидуальна, как и лицо, мы все похожи друг на друга но в тот же час имеем отличительные черты. Память можно развить в любом возрасте –начинать игровые занятия с маленькими детьми или тренировать в взрослой жизни. Внимательность и наблюдательность никогда не будут лишними, а наоборот очень пригодятся в решении повседневных задач.
Что такое фотографическая память?
Эйдетизм – способность человеческого мозга сохранять и воспроизводить ранее запечатлённые образы, предметы, явления и обстоятельства с точными деталями. Его ещё принято называть феноменальной памятью. Слово эйдетизм имеет греческие корни — «эйдос» значит образ, облик, внешний вид. До сих пор эйдетизм в психологии – реальный необъяснимый феномен отдельно взятых людей, иногда он сопровождается высокими вычислительными способностями – выше, чем у современных компьютеров последнего поколения.
Можно ли развить фотографическую память?
Фотографическая память может быть врожденной особенностью или приобретенной методом системных тренировок. Психологи объясняют, что такая память позволяет эйдетику воспроизводить минувшие события с подробными мельчайшими деталями, где основой является картинка, но к ней подключаются другие виды памяти – тактильная, слуховая и даже обонятельная. Человек воспроизводит в голове сюжет, как будто попадает реальную ситуацию.
Эйдетическая память имеет свойство вырезать минувшие моменты, заменяя их сюжетами на основе испытанных в то время эмоций или переживаний. Ученые утверждают, что фотографическая память присуща всем с раннего детства, но с годами она теряет свои свойства. Преднамеренно развить в себе способность к данному виду памяти, и обладать ею как прирожденные эйдетики, к сожалению нельзя, но достичь высоких результатов и повысить способность к запоминанию можно.
Как быстро развить фотографическую память?
Для того чтобы выработать фотографическую память и развить ее, как минимум, до уровня известного Шерлока Холмса, надо приложить большие усилия. Научиться не просто видеть картинку, а тренироваться замечать мельчайшие детали. Сконцентрированное разглядывание окружающих предметов, учитывая мелочи на сознательном уровне – первый шаг к развитию супер памяти. Тренировка и развитие памяти на начальном этапе будет проходить осознанно, через определенный период времени такое изучение плавно перейдет на бессознательный уровень.
Изучение и воспроизведение минувшего дня или просмотренного фильма в мельчайших деталях с правильной последовательностью, должно производиться в сознании каждый день – это поможет развить данный вид памяти быстрее. Детальный анализ картин или картинок методом внимательного изучения подробностей на протяжении 30 сек., в самом начале тренировок должно быть систематичной привычкой, обычным явлением. Целесообразно уменьшать интервал изучения, после каждого успешного раза.
Как развить фотографическую память — упражнения
Тренировка фотографической памяти – это работа мозга, он не должен простаивать в бездействии. Привычным занятием для людей, которые хотят развить память, должно быть разгадывание кроссвордов, головоломок, логических задач изучение иностранных языков – занятия нейробикой. Гениальный Леонардо да Винчи развивал свои способности, изучая стены с брызгами красок, но современная методика предлагает начать упражнения с элементарных задач по запоминанию, которые помогут развить заложенные задатки эдейтизма:
- Выбрать в книге абзац и попробовать изучить его, не читая с начала до конца – а запечатлеть весь текст, будто на пленку фотоаппарата, понять смысл изложенной информации. Начинать надо с небольших заданий. Проверять свои навыки обязательно на бумаге, наглядный пример покажет упущенные моменты.
- Таким же способом проводятся тренировки на цифрах – надо попросить кого-то записать ряд или столбик с числами и показать их на несколько секунд, запомненное записать на листке бумаги и сверить с оригинальной записью.
- Поможет развить необходимые способности изучение формул – математика, физика или химия не важно, по какому предмету будут проходить тренировки, максимум 20 сек. просмотра и проверка запомнившегося материала по листочку с записью.
Игры на развитие фотографической памяти
Игры на развитие фотографической памяти – способствуют тренировке правого полушария мозга. Задачи, которые развивают фотографическую память в любом возрасте:
- Читать задом наперед. Следует начать с простых слов, потом тренироваться на словосочетаниях и фразах.
- Подслушать чужой разговор. Находясь в общественном месте надо уловить отрывок чужого разговора, потом воспроизвести все услышанные слова и интонацию — изобразить чужие эмоции.
- Проводить ассоциации – сравнивать предметы и обстановку с привычными и стандартными вещами.
- Изучение стихов хорошо помогает развить память.
- Чтение вслух с интонацией и расставленными акцентами, текст не должен звучать монотонно в нем должна быть передача мыслей и переживаний.
- Кидание спичек – произвольно бросить спички на стол или пол, отвернуться и воспроизвести такую же расстановку.
Фотографическая память, вред алкоголя и другие мифы о нашем мозге | Futurist
Миф №1. Чем больше, тем лучше
Размер мозга кашалота, одного из крупнейших китов, в шесть раз больше человеческого, однако его когнитивные способности значительно уступают нашим.
Миф № 2. Алкоголь убивает клетки мозга
Алкоголь воздействует на связи между нейронами, и эти повреждения чаще всего обратимы.
Миф № 3. Мы используем лишь 10% нашего мозга
Все 100% нашего мозга работают ежедневно, 10% хватило бы лишь для человека, находящегося в коме. Это можно понять исходя из того, сколько энергии он потребляет – составляя лишь 3% массы вашего тела, он использует около 20% всей энергии, потребляемой вами. Откуда же появился миф про 10%? Подобное утверждение часто приписывается Альберту Эйнштейну, однако нет никаких свидетельств, что он когда-либо говорил об этом. Скорее всего, этот «факт» берет начало в работе 1906 года психиатра Уильяма Джеймса, который писал, что люди используют лишь малую часть своих ментальных возможностей.
Миф № 4. У каждого человека более развито одно из полушарий мозга
Несмотря на то, что левое и правое полушарие отвечают за выполнение разных функций, мы пользуемся каждым из них одинаково. Еще со школы все помнят, что правое полушарие мозга выполняет все креативные задачи, в то время как левое справляется с логическими, такими как математика и восприятие языков. Это правда, но вовсе не означает, что все люди делятся лишь на математиков и художников.
Впервые исследование работы двух полушарий мозга было проведено Роджером У. Сперри (Roger Wolcott Sperry) в 1961 году, который занимался лечением больных эпилепсией с помощью комиссуротомии. Так называемая операция расщепления мозга заключается в хирургическом рассечении мозолистого тела – сплетения нервных волокон, соединяющих два полушария. Последствия подобной операции, например, проблемы с памятью, были незначительными для пациентов, избавляемых от серьезных приступов эпилепсии. Так как после процедуры связь между полушариями была разорвана, Сперри решил, что это отличная возможность изучить функции каждого из них по-отдельности. Его открытия стали революционными и навсегда изменили область нейробиологии. На тот момент уже было известно, что левое полушарие отвечает за работу правой стороны нашего тела и, наоборот, правое полушарие – за левую сторону. Поэтому Сперри провел тест, в котором пациенту показывалось изображение таким образом, что могло быть воспринято лишь одним полушарием мозга. Испытуемые концентрировали внимание на центре монитора, на правой или левой стороне которого возникало изображение, но исчезало слишком быстро, чтобы оба полушария могли его проанализировать. В итоге, лишь левое или правое полушарие успевало получить информацию. Например, если на левой стороне экрана был изображен ключ, пациент замечал небольшой блестящий предмет, но не мог назвать его. Учитывая отсутствие связи между полушариями, Сперри смог заключить, что левая сторона мозга отвечает за язык. Дальнейшие исследования помогли ему прийти к уже известному нам факту разделения функций двух полушарий на более логические в левом и творческие в правом. Несмотря на то, что сам Сперри был противником обобщения этих выводов, после их ложного упрощения в СМИ, начался настоящий бум в поп-психологии – появилось множество тестов и литературы для определения того, какое полушарие у вас доминирует и, следовательно, к какому из двух «типов» можете себя отнести. Таким образом, абсолютно логичное научное заключение о делегировании процессов между двумя полушариями было заменено мифом о большей активности одного из них у каждого человека. В 2013 году группа американских ученых решила провести эксперимент, чтобы окончательно опровергнуть это заблуждение. Они просканировали 1000 здоровых испытуемых с помощью МРТ, которая показывает приток крови в различных областях мозга – чем более активна определенная часть мозга, тем больше крови туда поступает. Как и следовало ожидать, ни у одного из пациентов не была зафиксирована большая активность в одном из двух полушарий. Несмотря на то, что каждое из них отвечает за свои функции, они одинаково активны в каждом из нас даже при выполнении простейших задач.
Как развить фотографическую память 🚩 Работа над собой
Фотографическую память еще называют эйдетической. Она является уникальным феноменом человеческого мозга. С ее помощью можно запоминать всех встреченных людей, мельчайшие детали разнообразных событий, текста прочитанных книг и многое другое.
Людей, обладающих эйдетической памятью, не так много. Но ее можно развивать. Естественно, всеми способностями, которые имеют люди с врожденным навыком, вы обладать не будете. Но благодаря регулярному выполнению упражнений вы сумеете значительно улучшить память.
В свою тренировку фотографической памяти следует включить данную методику. Есть мнение, что Айвазовский был способен воспроизводить увиденный морской пейзаж практически со стопроцентной точностью. Именно поэтому его картины были реалистичными.
Немного позже психологи разработали метод, направленный на развитие фотографической памяти. Его назвали в честь известного художника-мариниста. Надо выполнить следующие действия:
- выберите какой-то один предмет;
- в течение 5 минут внимательно его рассматривайте;
- закройте глаза и нарисуйте предмет в мыслях, опишите его в мельчайших подробностях;
- откройте глаза и посмотрите, в чем ошиблись;
- если неточности были — повторите упражнение;
- если ошибок не допустили — возьмите более сложный предмет и уменьшите время наблюдения.
Как развить фотографическую память? Научитесь в своем сознании формировать ассоциации. Например, Дед Мороз в нашей памяти прочно связан с зимой, праздником и подарками. Ваша задача заключается в создании подобных связей.
Ассоциации должны быть нестандартными, оригинальными, яркими и звонкими. В противном случае их можно будет просто забыть.
Запоминание текста — еще одно прекрасное упражнение для фотографической памяти. Необходимо на одном листке распечатать обычный текст. На втором листе надо распечатать тот же самый текст, но с 2-3 новыми словами. Эту задачу должен выполнить другой человек.
Вам необходимо прочитать исходный вариант текста, запомнить его, а потом взять второй листок и найти те слова, которые были добавлены позднее. В процессе тренировки фотографической памяти можно добавлять больше слов и сокращать время на запоминание.
- На одном столе в произвольном порядке разместите несколько спичек. Желательно, чтобы их было не слишком мало, но и не много. 6 будет достаточно. Запомните их положение, потом отвернитесь и на другой поверхности точно в таком же положении разместите другие спички. Это надо сделать по памяти. Затем сравните две картинки.
- Во время похода в магазин или по пути на работу старайтесь запоминать встречающиеся объекты. Надо считать дома, деревья, вывески, скамейки и т.п. На обратном пути повторите процедуры. Полученные цифры должны совпадать.
- Регулярно меняйте маршруты. Например, ходите на работу по одной дороге, а возвращайтесь — по другой.
- Чаще посещайте места, в которых раньше не были.
- Перед сном прочитайте несколько раз определенный текст, а наутро постарайтесь повторить его.
Развивая феноменальную память, вы открываете для себя новые возможности. Будет проще добиваться успехов во всех сферах жизнедеятельности. Однако не стоит забывать и о вреде. Если увлечься развитием памяти слишком сильно, внутренние образы могут со временем затмить реальность.
Существует ли «фотографическая память» на самом деле
Многим людям легче вспомнить лицо, чем имя, которое с этим лицом связано
Источник перевод для mixstuff – Света Гоголь
Вот что говорит о феномене «фотографической памяти» профессор неврологии и когнитивистики из медицинской школы Университета Джонса Хопкинса:
Интуитивное понятие «фотографическая память» предполагает, что мы якобы можем извлекать из своей памяти информацию в виде своего рода «снимков», которые можно рассмотреть в деталях, концентрируя внимание на интересующих нас фрагментах. Однако предположения о существовании памяти такого рода не нашли подтверждения.
Тем не менее, большинство из нас действительно обладает неким подобием «фотографической памяти» — визуальная информация, к примеру, запоминается лучше и более детально, чем другие виды информации. Многим людям легче вспомнить лицо, чем имя, которое с этим лицом связано. Но это нельзя назвать истинной фотографической памятью; просто разные типы памяти функционируют по-разному.
Даже память людей, которая, как нам кажется, близка к «фотографическому идеалу», на самом деле оказывается результатом комбинации врождённых способностей, упорных тренировок и степенью знакомства с материалом — например, с изящными искусствами.
Мало того — выдающаяся память одного типа (зрительная, например) не может служить гарантией великолепной памяти в целом. Люди, у которых превосходно развиты все виды памяти, встречаются крайне редко, если такие вообще существуют. Чемпионка мира по запоминанию, например, всё равно вынуждена лепить на холодильник записочки, чтобы не забыть о важных делах и событиях.
Так как же возникает выдающаяся память, которую мы называем «фотографической»? Это зависит от набора обстоятельств, включая наследственность, развитие мозга и опыт.
Довольно сложно отделить способности памяти, которые возникают на раннем этапе жизни от тех, которые развиваются позже — вследствие увлечений и тренировки. Большинство людей, демонстрирующих выдающиеся способности к запоминанию какого-либо рода, как правило, владеют этой способностью всю свою жизнь, оттачивая её тренировками.
Разные зоны мозга достигают зрелости в разное время, причём самое важное для подобных изменений время — это юность.
Как работает память с точки зрения науки?
Есть такой замечательный сайт — Brainfacts.org. Это совместная инициатива Общества нейронаук, фонда Кавли и фонда Гэтсби. На этом сайте есть огромное количество статей и интерактивных схем, выпускаемых под пристальным вниманием редакторов-ведущих мировых учёных в области нейронаук. А ещё там есть раздел «Спроси эксперта», где специалисты отвечают на вопросы простых смертных. Мы выбрали три вопроса о работе памяти и перевели их для вас.
Ларри Сквайр,
профессор психиатрии, нейробиологии и психологии в Калифорнийском университете Сан-Диего. Исследует организацию и неврологические основы памяти.
Говоря о фотографической памяти, обычно имеют в виду способность человека очень подробно запоминать визуальную информацию. Предполагается, что такие люди словно делают мысленные снимки так же, как фотоаппарат создаёт статичные изображения, а потом могут вспоминать их без ошибок. Однако фотографической памяти в этом смысле не существует.
Это легко продемонстрировать, попросив людей, которые считают, что обладают фотографической памятью, прочитать две-три строки текста, а затем воспроизвести текст по памяти в обратном порядке. Если бы память работала как фотография, у них бы это получилось, но в жизни такого не происходит.
Память больше похожа на кусочки головоломки, чем на фотографию. Чтобы вспомнить событие прошлого, мы собираем вместе самые запоминающиеся элементы и обычно забываем то, что творилось на фоне, цвет стен, картину на заднем плане, точные формулировки. Пропуская детали, мы формулируем основное содержание. Мы хорошо помним суть случившегося и плохо — частные элементы. Это выгодно, потому что содержание события важнее, чем детали.
Конечно, у разных людей способность к запоминанию отличается. То, насколько хорошо мы запоминаем вещи, зависит от того, насколько сильно мы обращали на них внимание. Кроме того, на способность запоминать влияет то, как мы воспроизводим материал в сознании и соотносим его с уже известным.
Некоторые люди с хорошей памятью используют специальные техники для её развития. Другие могут без усилий вспомнить большое количество автобиографической информации из разных сфер жизни. Исследователи узнают больше о памяти и её механизмах, изучая таких людей, а также тех, кто страдает нарушениями памяти из-за болезни или травм.
Томас Кэрью,
профессор нейронаук в Нью-Йоркском университете. Изучает, как мозг получает информацию, где её хранит и как использует.
Всякий, кто когда-либо готовился к экзаменам, однажды задавал себе вопрос — как поместить в мозг побольше информации и подольше её сохранить? Вот два практических способа, основанных на экспериментальных данных.
Совет 1: больше отдыхать
Около 130 лет назад немецкий психолог Германн Эббингаус провёл значимую серию исследований по изучению памяти человека. Результаты показали, что отдых перед новым обращением к материалу даёт преимущества. Это наблюдение теперь известно как эффект интервального повторения.
С момента открытия Эббингауса сотни исследований подтвердили: занятия, которые разнесены во времени, приносят больше пользы в плане запоминаемости материала, чем то же количество занятий, следующих друг за другом впритык.
Мы всё ещё изучаем, как именно работает интервальный механизм. Чтобы сформировать долговременную память, синапсические связи укрепляются, а это требует производства клеточных белков. Есть основания предполагать, что разнесённое обучение улучшает производство этих белков.
Таким образом, для более успешных результатов требуется делать перерывы во время занятий и, когда это возможно, дробить уроки на части.
Совет 2: многократная проверка
Кажется логичным, что всё главное, что связано с запоминанием материала, случается, когда мы учимся чему-то впервые, а последующие контрольные и тесты нужны только для измерения и оценки. Однако проверка знаний имеет большее значение, чем кажется на первый взгляд.
Работы исследователей памяти выявили важность обучения с расширенным тестированием. Главный вывод заключается в том, что регулярная проверка может значительно улучшить способность вызывать материал в памяти. Интересно, что повторное изучение материала не принесло таких результатов. Это указывает на то, что при формировании долговременных воспоминаний восстановление информации в памяти может играть более значимую роль, чем запоминание.
Неврологическая основа этого явления неясна. Однако популярная гипотеза предполагает, что припоминание уже известного активизирует процесс укрепления нейронных связей.
Используйте больше викторин и тестов, как на уроках, так и в домашней работе, чтобы помочь ученикам вспоминать материал почаще.
Говард Айхенбаум,
директор Центра памяти и мозга, Лаборатории когнитивной нейробиологии и Центра нейронауки в Бостонском университете.
Дежавю — это странное чувство, когда нам кажется, что с нами уже происходило то, что мы вообще-то совершенно точно переживаем в первый раз. Изучать дежавю в лабораторных условиях трудно, ведь явление это редкое и трудно воспроизводимое.
Тем не менее, есть нечто общее между дежавю и более распространенной ситуацией, при которой кто-то кажется знакомым, хотя вы не помните имени этого человека и обстоятельств знакомства. В отличие от дежавю, учёные могут воспроизвести такое ощущение узнавания в лаборатории. Один из способов сделать это — попросить участников исследования оценить лица и места, как виденные ранее, так и нет.
Такие исследования помогли учёным понять, что узнавание и воспоминание — это две разные формы памяти, которые работают вместе. Чувство смутного узнавания люди испытывают легко, а вот конкретное воспоминание, требующее установления ассоциаций и критического подхода, занимает больше времени. Например, если какой-то человек кажется вам знакомым, вы сможете разобраться, кто он такой, поговорив с ним и достроив картину.
Функциональные исследования с помощью МРТ показали, что в распознавании знакомых изображений участвуют перирхинальная кора и прилегающая область, называемая корой парафтопампала. Оба этих отдела отправляют информацию в гиппокамп, который также участвует в работе памяти. Полный опыт воспоминания может представлять собой объединение сходящихся сигналов от перирхинальной и парафтопампальной области.
Скопировать ссылку
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Фотографическая память — Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия
Фотографическая память , или эйдетическая память, [1] — это способность запоминать изображения или объекты в мельчайших деталях после того, как увидели их в течение короткого времени. Существование этой способности оспаривается.
Заявления несколько различаются, но подчеркивают отзыв визуальной информации. Примеры информации: страницы из книг, журналов и автомобильные номера. Утверждается, что люди с фотографической памятью, как правило, имеют более высокий IQ, чем люди без нее. [2] [3] Человек с этой способностью не использует мнемонику.
Считается, что эта способность проявляется в раннем детстве у небольшого числа детей (от 2 до 10 процентов) и обычно не встречается у взрослых. [2]
Некоторые не верят, что это умение существует. Американский ученый-когнитивист Марвин Мински в своей книге The Society of Mind (1988) считал сообщения о фотографической памяти «необоснованным мифом». [4]
Адриан де Гроот изучал способность шахматных гроссмейстеров запоминать расположение шахматных фигур на шахматной доске. [5] Сначала люди думали, что у них фотографическая память, потому что они могут запоминать гораздо больше информации, чем неспециалисты. Однако расстановки фигур, которые никогда не могли возникнуть в игре, их запомнили не лучше, чем у неспециалистов. Это говорит о том, что у них есть способность запоминать только определенные типы информации, а не фотографическую память.
Примерно в 1970 году Чарльз Стромейер изучал свою будущую жену Элизабет. Он утверждал, что она могла вспомнить стихи, написанные на иностранном языке, которого она не понимала.Она могла вспомнить стихи спустя годы после того, как впервые увидела стихотворение. Она также могла, по-видимому, вспомнить случайные точечные узоры, чтобы объединить два узора в стереоскопическое изображение. [6] [7] Она — единственный человек, который прошел такое испытание. Методы, используемые в процедурах тестирования, не были ясны. [8] Кроме того, тесты никогда не повторялись (Элизабет постоянно отказывалась их повторять). [9] Это вызвало дополнительные опасения и увеличило скептицизм по поводу того, были ли фотографические воспоминания реальностью.
- ↑ Слово eidetic происходит от греческого слова εἶδος eidos , «увиденный». «Эйдетик». Словарь американского наследия, 4-е изд. . 2000. Проверено 12 декабря 2007.
- ↑ 2,0 2,1 «Эйдетический образ», Британская энциклопедия
- ↑ Хабер Р. 1979. Двадцать лет преследующих эйдетических образов: где призрак? Поведенческие науки и науки о мозге. 2 (4) 583-594. [1]
- ↑ Мински, Марвин (1998). Общество Разума . Саймон и Шустер. п. 153. ISBN 978-0-671-65713-0 .
… мы часто слышим о людях с «фотографической памятью», которая позволяет им быстро запоминать все мельчайшие детали сложной картинки или страницы текста за несколько секунд. Насколько я могу судить, все эти сказки — необоснованные мифы, и только профессиональные фокусники или шарлатаны могут производить такие демонстрации.
- ↑ де Гроот А. 1946. Het denken van den schaker .Амстердам: Северная Голландия
Uitgevers Maatschappij; и 1965. Мысль и выбор в шахматах . В
Гаага: Мутон. - ↑ Стромейер К.Ф. И Псотка Дж. (1970). «Детальная текстура эйдетических образов». Природа . 225 (5230): 346–349. DOI: 10.1038 / 225346a0. PMID 5411116.
- ↑ Томас Н.Дж.Т. 2010. Другие квази-перцептивные явления. В Стэнфордская энциклопедия философии.
- ↑ Блейкмор С; Брэддик О.& Грегори Р.Л. 1970. Подробная структура эйдетических образов: обсуждение. Природа . 226 , 1267–1268.
- ↑ Фоер, Джошуа 2006. Синдром Каавья: Обвиняемый Гарвардский плагиат не имеет фотографической памяти. Никто не делает. Сланец . [2]
.
Что такое фотографическая память? (с картинками)
Согласно теории, человек с фотографической памятью способен запоминать сцены и события как подробные и точные изображения. Многочисленные научные исследования показали, что фотографическая память, вероятно, является чисто легендарной, поскольку никаких демонстраций подлинной фотографической памяти никогда не было задокументировано. У некоторых людей, однако, есть так называемая эйдетическая память — связанное, но несколько иное понятие. Термины «эйдетический» и «фотографический» иногда путают, особенно в популярных средствах массовой информации, и некоторые люди могут ссылаться на фотографическую память, когда на самом деле имеют в виду эйдетическую память.
Человек с фотографической памятью может полностью описать картину в деталях, увидев ее только один раз.
Сторонники веры в то, что фотографическая память действительно существует, говорят, что некоторые люди способны хранить информацию в виде подробных изображений, которые можно вызывать по желанию.Человек с такой памятью, например, сможет подробно описать картину, увидев ее один раз, или сможет цитировать отрывки из книги, которую он или она видели лишь мимоходом. На самом деле люди способны на такие подвиги, но, похоже, это результат строгой умственной тренировки, а не реальной фотографической памяти.
Человек с фотографической памятью может в совершенстве повторять отрывки из книги, лишь мельком прочитав их.
В эйдетической памяти люди хранят визуальную информацию с высоким уровнем точности, и это позволяет им повторять информацию с исчерпывающими подробностями, но обычно только вскоре после того, как они столкнулись с ней. Эйдетическая память, по-видимому, наиболее распространена у детей и обычно ослабевает с возрастом, и некоторые исследователи предположили, что это может быть связано с тем, что дети с большей вероятностью хранят информацию чисто визуально, а не пытаются словесно описывать то, что они видят.Например, человек с эйдетической памятью может посмотреть на изображение собаки, а затем описать его очень точно, но если он или она скажет «собака», глядя на изображение, уровень воспоминаний, по-видимому, снизится.
У детей обычно проявляется эйдетическая память, которую многие называют фотографической памятью.
В случае людей с эйдетической памятью, они, по-видимому, хранят информацию принципиально разными способами, что способствует очень высокому уровню припоминания. Этот тип памяти не совсем то же самое, что знаменитая «фотографическая память», которая периодически появляется в популярных средствах массовой информации, не в последнюю очередь потому, что фотографические воспоминания часто приписываются взрослым, а у детей на самом деле больше шансов иметь эйдетическую память.
Фотографии могут вызвать воспоминания.
Многие люди на протяжении всей истории демонстрировали поразительную способность запоминать вещи, от строк сотен пьес до деталей визуальных сцен, которые они позже могут воспроизвести на холсте.Иногда говорят, что у этих людей есть фотографическая память, но правда в том, что они, вероятно, тренировались в течение многих лет. Для профессионалов, которые работают в областях, где хорошая память является ключевым, например, актеров, художников, музыкантов, развитие различных уловок памяти является жизненно необходимым для успеха, и эти запоминаемости подвиги были достигнуты благодаря упорному труду и преданности делу, а не волшебной памяти.
Использование эйдетической памяти обычно исчезает с возрастом..
ФОТО ПАМЯТЬ | Определение
в кембриджском словаре английского языка
Но у других людей есть фотографическая память .
Моя фотографическая память меня не обслуживает по этому поводу.
Эти примеры взяты из Cambridge English Corpus и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Cambridge Dictionary, Cambridge University Press или его лицензиаров.
Еще примеры
Меньше примеров
С его фотографической памятью все, что ему нужно сделать, это обработать свои фотографии.Она может понимать язык деревьев и многих животных, обладает большой ловкостью и острым чутьем, в том числе фотографической памятью .Из
Википедия
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.
У него также есть фотографическая память , но он склонен держать этот факт при себе, опасаясь, что его сочтут ботаником.Из
Википедия
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.
Он внимательно изучал биологию и уже был опытным естествоиспытателем и орнитологом; он изумительно читал с почти фотографической памятью ..
У вас есть фотографическая память? Пройдите тест на фотографическую или эйдетическую память
Что такое фотографическая или эйдетическая память?
Некоторые люди обладают способностью вспоминать многие детали сцены, как если бы сцена на самом деле была прямо перед ними, как фотография, хранящаяся в их мозгу. Говорят, что у этих людей есть фотографическая или эйдетическая память. Эйдетические образы — это точные копии реального изображения, и они могут оставаться в сознании человека с фотографической памятью без каких-либо искажений или изменений.
- Это особенно полезная черта. Например, во время экзамена человек с фотографической памятью мог просто мысленно просматривать страницы учебника, извлекая необходимую информацию. Эти воспоминания могут длиться несколько дней, а иногда и недель.
- Эйдетические образы чаще всего встречаются у детей. Число людей, способных создавать такие изображения, сокращается в подростковом возрасте и очень редко во взрослом возрасте.
- Большинство «знатоков памяти» (вроде тех, кто может запоминать колоды карт) не обладают эйдетической памятью.Вместо этого они, как правило, полагаются на хорошую организацию информации и использование техник запоминания, таких как мнемоника и повествовательная цепочка.
Тест на эйдетическую память: тест на эйдетическую память
У вас есть фотографическая память? Чтобы проверить свою память, наблюдайте за изображением ниже в течение 20 секунд. Не читайте текст под картинкой, пока не закончите.
Хорошо, а теперь попробуем ответить на эти вопросы:
- Дымоход в доме слева или справа от крыши?
- Медведь в зеленом комбинезоне справа или слева?
- Сколько столбов забора видно?
- Какого цвета дверь в дом?
- Какого цвета пуговицы на комбинезоне медведей?
- Сколько там облаков?
- Откуда появляется радуга?
- У какого медведя закрыты глаза?
- Какого цвета ручка зонта?
- Сколько у медведей пальцев на ногах?
Если вам удалось успешно ответить на все эти вопросы, у вас может быть эйдетическая память!
.