Функции чувств и эмоций: Функции эмоций и чувств — Мегаобучалка
Функции эмоций и чувств — Мегаобучалка
Билет №12: Эмоции и чувства. Функции эмоций. Классификация эмоций (К.Изард)
Эмоции и чувства. Виды эмоциональных состояний.
Эмоции – особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.
Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний – это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т.е. передаются другим людям, сопереживаются.
Аффекты – это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец.
Страсть – еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).
Чувства, их виды.
Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.
Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями.
По силе стремления к объекту выделяются страсти и увлечения.
Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические и интеллектуальные.
Моральным (нравственным) чувством называется эмоциональное отношение личности к поведению людей и своему собственному.
К моральным чувствам относятся чувства симпатии и антипатии, привязанности и отчужденности, уважения и презрения, признательности и неблагодарности, любви и ненависти.
Среди моральных чувств особо следует выделить чувство товарищества и дружбы, чувство долга и совести.
Переживания, возникающие в процессе умственной деятельности, называют интеллектуальными чувствами. Любопытство, любознательность, удивление, уверенность в правильности решения задачи и сомнение при неудаче , чувство нового, побуждающее к поискам более глубоких знаний – вот примеры такого чувства.
Интеллектуальные чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познавательной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее.
К интеллектуальным чувствам относятся и чувства юмора и иронии, в которых выступает отношение человека к познанному и оцененному им объекту.
Эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии и создании человеком прекрасного.
Функции эмоций и чувств
Эмоции и чувства выполняют следующие функции.
1. Сигнальная (коммуникативная) функция выражается в том, что эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движение мышц лица), пантомимическими (движение мышц тела, жесты), изменениями голоса, вегетативными изменениями (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления эмоций и чувств сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек; они позволяют ему передать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности.
2. Регулятивная функция выражается в том, что стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как выделение слезной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач).
3. Отражательная (оценочная) функция выражается в обобщенной оценке явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.
4. Побудительная (стимулирующая) функция. Чувства как бы определяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и свое пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.
5. Подкрепляющая функция выражается в том, что значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти. Так, эмоции «успеха — неуспеха» обладают способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности или угасить ее.
Функции эмоций и чувств. — Студопедия
Значимость эмоций в жизни человека выражается в их функциях. В психологии принято выделять ряд функций.
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значение для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком в качестве его собственных внутренних переживаний, передаются другим людям, сопереживаются. Эмоции относительно слабо проявляются во внешнем поведении, иногда извне вообще незаметны для постороннего лица, если человек умеет хорошо скрывать свои чувства. Они, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются, хотя всякое поведение, как мы выяснили, связано с эмоциями, поскольку направлено на удовлетворение потребности. Эмоциональный опыт человека обычно гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний. Чувства человека, напротив, внешне весьма заметны.
1. Отражательно-оценочная функция. Эмоции оценивают значимость предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей субъекта; являются той системой сигналов, посредством которой субъект узнает о значимости происходящих, прошлых и будущих событий.
2. Побудительная функция. Из оценки происходящего вытекает побуждение к действию. По мнению С.Л. Рубинштейна, «…эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или от него».
3. Активирующая функция непосредственно связана с побудительной. Эмоции обеспечивают оптимальный уровень деятельности центральной нервной системы и ее отдельных структур. Эмоциональные состояния по-разному влияют на динамику протекания деятельности, на ее темп и ритм. Эмоции радости уверенности в успехе придают человеку дополнительные силы, побуждают к более интенсивной и напряженной работе. Д.Хебб экспериментальным путем получил кривую выражающую зависимость между уровнем эмоционального возбуждения человека и эффективностью его деятельности. Из нее явствует, что между эмоциональным возбуждением и эффективностью деятельности человека существует криволинейная зависимость. Для достижения наивысшего результата деятельности нежелательны ни слишком слабые, ни излишне сильные эмоциональные возбуждения. Слишком слабая эмоциональная возбужденность не обеспечивает должной мотивации деятельности, а слишком сильная разрушает ее, дезорганизует и делает неуправляемой. Для каждого человека имеется собственный оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Он зависит от многих факторов: особенностей выполняемой деятельности, условий, в которых она протекает, индивидуальности включенного в нее человека и многого др.
4.Регулирующая функция. Эмоции влияют на направление и осуществление деятельности субъекта. Возникновение того или иного эмоционального отношения к объекту, предмету, явлению влияет на мотивацию на всех этапах протекания деятельности. Оценивая ход и результат деятельности, эмоции придают субъективную окраску происходящему вокруг нас и в нас самих. Это значит, что на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать различно.
5. Синтезирующая функция. Эмоции соединяют, синтезируют в единое целое отдельные сопряженные во времени и пространстве события и факты. А.Р. Лурия показал, что совокупность образов, прямо или случайно связанных с ситуацией, породившей сильное эмоциональное переживание, образует в сознании субъекта прочный комплекс. Актуализация одного из элементов влечет, иногда против воли субъекта, воспроизведение в сознании других его элементов.
6. Смыслообразование. Эмоции служат сигналом смыслообразующей силы мотива. Так, например, А.Н. Леонтьев писал: «День, наполненный множеством действий, казалось бы, вполне успешных, тем не менее может испортить человеку настроение, оставить у него некий неприятный эмоциональный осадок. На фоне забот дня этот осадок едва замечается, но вот наступает минута, когда человек как бы оглядывается и мысленно перебирает прожитый день, в эту-то минуту, когда в памяти всплывает определенное событие, его настроение приобретает предметную отнесенность, возникает аффективный сигнал, указывающий, что именно это событие и оставило у него эмоциональный осадок. Может статься, например, что это его негативная реакция на чей-то успех в достижении общей цели, единственно ради которой, как ему думалось, он действовал, и вот оказывается, что это не вполне так и что едва ли не главным для него мотивом было достижение успеха для себя».
7. Защитная функция. Такое сильное эмоциональное переживание, как страх, предупреждает человека о реальной или мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи. Тем самым страх защищает человека от неприятных последствий, а возможно, и от гибели.
8. Экспрессивная функция. Эмоции за счет своего экспрессивного компонента принимают участие в установлении контакта с другими людьми в процессе общения с ними и воздействия на них.
Многообразие проявлений эмоциональной жизни человека ставит психологию перед необходимостью их более четкой дифференциации. По степени активации немецкий философ И. Кант выделил два вида эмоциональных состояний: стенические эмоции – переживания, повышающие активность личности, и астенические – переживания, снижающие активность личности. Эмоции могут быть приятными и неприятными, положительными и отрицательными. Можно различать эмоции по их интенсивности, длительности, степени осознанности причин, их вызвавших.
4.2. Основные свойства эмоций.
Среди основных свойств, характеризующих эмоции, выделяют следующие.
1. Универсальность — независимость эмоций от вида потребности и специфики деятельности, в процессе которой они возникают. Надежда, тревога, радость, гнев могут возникнуть при удовлетворении любой потребности. Это значит, что механизмы возникновения эмоций являются специфичными и независимыми от механизмов возникновения конкретных потребностей. Так, удовольствие можно испытывать от различных ощущений, образов восприятия и представления (хорошая книга, кинофильм, собеседник, воспоминание и др.).
2. Динамичность эмоций проявляется в фазовом характере их протекания, т. е. в нарастании напряжения и его разрешении. Эмоциональное напряжение значимо нарастает в ситуации ожидания, чем ближе предстоящее событие, тем сильнее нарастает напряжение. То же самое отмечается при продолжающемся воздействии на человека негативного раздражителя. Разрешение возникшего напряжения происходит при осуществлении события, при этом оно переживается человеком как облегчение, умиротворение или полная обессиленность.
3. Суммация проявляется тем, что наиболее сильное удовольствие или неудовольствие человек испытывает не при первом, а при последующих воздействиях эмоциогенного фактора. Эмоции, связанные с одним и тем же объектом, суммируются в течение жизни, что приводит к увеличению их интенсивности, упрочению чувств, в результате чего их переживание в виде эмоций становится сильнее. Характерным для суммации эмоций является скрытость, незаметность этого процесса, когда человек не отдает себе отчета в его причинах.
4. Адаптация выражается в притуплении, снижение остроты эмоциональных переживаний при длительном повторении одних и тех же впечатлений.
5. Пристрастность или субъективность выступает как личностное свойство эмоциональных проявлений. В зависимости от особенностей личности (вкусы, интересы, установки, опыт) и темперамента, от ситуации, в которой находятся люди, одна и та же причина может вызывать у них разные эмоции, например опасность у одних вызывает страх, а у других — приподнятое настроение.
6. Заразительность проявляется в том, что человек, испытывающий ту или иную эмоцию, может невольно передавать свое настроение, переживание другим людям, которые с ним контактируют. Именно из-за этого возникают такие явления, как всеобщее веселье, паника.
7. Пластичность, подвижность эмоциональных переживаний наблюдается, когда одна и та же по модальности эмоция переживается с различными оттенками и даже как эмоция различного знака (приятная или неприятная). Например, страх может переживаться не только негативно, при определенных условиях люди могут получать от него удовольствие, испытывая «острые ощущения».
8. Удержание в памяти эмоций связано с особым видом памяти — эмоциональной.
9. Иррадиация означает возможность распространения настроения (эмоционального фона) с обстоятельств, его первоначально вызвавших, на все последующие события, воспринимаемые человеком. Счастливому все кажется приятным и радостным, тогда как обозленного человека все раздражает.
10. Перенос является свойством, близким к иррадиации, когда чувства переносятся на другие объекты. Например, влюбленный человек испытывает выраженные эмоциональные переживания не только при виде любимого человека, но и при восприятии предметов, связанных с ним (письмо, записка, вещи т.д.).
11. Амбивалентность — двойственность эмоций, которая проявляется в том, что человек в связи с каким-либо объектом может одновременно испытывать и положительные и отрицательные эмоциональные переживания (любовь и ненависть).
12. Переключаемость означает, что объектом одной эмоции становится другая эмоция (человек испытывает стыд от своей радости, упивается своей грустью и т. п.).
Жизненные функции эмоций и чувств — Студопедия
1. Сигнальная функция. Эмоции в сознании человека могут служить сигналом происходящих в данный момент процессов в организме человека. Эмоции и чувства сопровождаются выразительными движениями: мимическими (движения мышц лица), пантомимическими (движения мышц тела, жесты), изменение голоса, вегетативные изменения (потоотделение, покраснение или побледнение кожи). Эти проявления сигнализируют другим людям о том, какие эмоции и чувства переживает человек. Они позволяют человеку передать свои переживания другим людям, информировать их о своём отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. В данной функции, прежде всего, выступают такие эмоции, как настроение, биологические эмоции и аффекты.
2. Регулятивная функция. Стойкие переживания направляют наше поведение, поддерживают его, заставляют преодолевать встречающиеся на пути препятствия. Регулятивные механизмы эмоций снимают избыток эмоционального возбуждения. Когда эмоции достигают крайнего напряжения, происходит их трансформация в такие процессы, как секреция слёзной жидкости, сокращение мимической и дыхательной мускулатуры (плач). С жизненным опытом люди, как правило, приобретают определённые умения управлять внешними проявлениями эмоций. Нередко под приподнятой весёлостью маскируется смущение, растерянность, а за видимым спокойствием скрывается неудовольствие. Поэтому для распознавания эмоций, действительно переживаемых человеком в данный момент, необходимо наблюдать за проявлениями эмоций в различных ситуациях.
3. Коммуникативная функция. С помощью эмоций люди общаются друг с другом, передают важную для их жизни информацию. Данную функцию реализуют не сами эмоции как внутреннее переживание человека, а сопровождающие эмоции телодвижения и телесные изменения (жесты, мимика, пантомимика, модуляция голоса, покраснение, побледнение, высыхание или увлажнение кожи и др.). Такой способ коммуникации в какой-то мере заменяет и дополняет общение с помощью слов. Если в процессе общения с людьми человек никаким образом не выражает свои эмоции, от этого его общение становится бедным и поверхностным.
4. Мотивационная функция. Эмоции могут выступать в качестве самостоятельных источников активности или поведения человека, т.е. в качестве мотивов поведения. В данной функции эмоций есть две стороны: 1) эмоции могут явиться отдельными, вполне самостоятельными мотивами. Эту роль в жизни людей играют, например, чувства и страсти; 2) эмоции могут направлять и поддерживать активность человека на определённом уровне. В данной роли кроме чувств и страстей выступают настроения, биологические эмоции, аффекты.
5. Предохранительная (защитная) функция. В некоторых жизненных ситуациях эмоции могут предохранять организм от различного рода угроз для его благополучия. Проявляется в следующих вещах: эмоции мобилизуют организм на преодоление препятствий, представляющих угрозу для организма, предохраняют организм от перегрузок, экономя энергию, необходимую для жизни. Аффекты, например, способствуют мобилизации энергии организма или её разрядке, если она является излишней и угрожает благополучию организма; стрессы, делая организм малоактивным, способствует экономии и использованию его энергии для выполнения наиболее важных жизненных функций.
6. Отражательная (оценочная) функция. Выражается в обобщённой оценке явлений и событий. Чувства охватывают весь организм и позволяют определить полезность или вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие.
7. Побудительная (стимулирующая). Чувства как бы определяют направление поиска, способное обеспечить решение задачи. Эмоциональное переживание содержит образ предмета, удовлетворяющего потребности, и своё пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию.
8. Подкрепляющая функция. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстро и надолго запечатлеваются в памяти. Так, эмоции «успеха – неуспеха» обладают способностью привить любовь к какому-либо виду деятельности или угасить её.
9. Переключательная функция. Обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность (борьба между страхом и чувством долга). Привлекательность мотива, его близость личным установкам направляет деятельность личности в ту или другую сторону.
10. Приспособительная функция. Эмоции возникают как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий с целью удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.
В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжительности различают виды эмоциональных состояний:
Настроение – это эмоциональное состояние, которое отличается слабой или средней силой и значительной устойчивостью. Оно может продолжаться целые дни, недели, месяцы. Это не специальное переживание по поводу какого-либо конкретного события, а «разлитое» общее состояние. Настроение обычно «окрашивает» все другие эмоциональные переживания человека, отражается на его активности, стремлениях, действиях и поведении. Обычно по преобладающему у данного человека настроения мы называем его весёлым, жизнерадостным либо, наоборот, грустным, апатичным. Такого рода преобладающее настроение является чертой характера. Причиной определённого настроения может быть какое-либо значимое событие в личной или общественной жизни, состояние нервной системы человека и общее состояние его здоровья.
Страсть — длительное и устойчивое эмоциональное состояние. Но, в отличие от настроения, страсть характеризуется сильным эмоциональным напряжением. Страсть представляет собой справ эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определённого вида деятельности или предмета (человека). Возникает при сильном стремлении к определённым действиям, к достижению какой-либо цели и помогает этому достижению. Позитивные страсти служат стимулом к большой сознательной деятельности человека (к науке, спорту, труду, искусству, литературе и др.). Отрицательные страсти могут нанести вред не только самому человеку, но и другим людям (к картам, фанатизм спортивных болельщиков, алкогольная или наркотическая зависимость).
Аффект – чрезмерно сильные, быстро возникающие и бурно протекающие кратковременные эмоциональные состояния (аффекты огорчения, ярости, ужаса). Действия человека при аффекте происходят в виде «взрыва». Сильное эмоциональное возбуждение проявляется в бурных движениях, в беспорядочной речи. Иногда может проявляться в напряжённой скованности движений, позы, речи (например, это может быть растерянность при приятном, но неожиданном известии). Аффекты негативно сказываются на деятельности человека, резко снижается уровень его организованности. В состоянии аффекта может наблюдаться временная потеря волевого контроля за своим поведением, человек может совершать необдуманные поступки. Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Аффект – это уже не радость, а восторг, не горе, а отчаяние, не страх, а ужас, не гнев, а ярость. Аффекты возникают при ослаблении воли и являются показателем несдержанности, неспособности человека к самообладанию.
Стресс – состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс вызывается экстремальными для данной личности условиями и переживается с большой внутренней напряжённостью. Стресс могут вызывать опасные условия для жизни и здоровья, большие физические и умственные перегрузки, необходимость принимать быстрые и ответственные решения.
При сильном стрессе учащается сердцебиение и дыхание; повышается кровяное давление, возникает общая реакция возбуждения, выраженная в той или иной степени дезорганизации поведения (беспорядочные, нескоординированные движения и жесты, сбивчивая, несвязная речь), наблюдаются растерянность, трудности в переключении внимания, возможны ошибки восприятия, памяти, мышления. Частые и длительные стрессы оказывают негативное воздействие на физическое и психическое здоровье человека. Однако при слабом стрессе появляются общая физическая собранность, активизация деятельности, ясность и чёткость мысли, сообразительность.
краткое определение в психологии, функции
Жизнь человека в социуме заставляет его ежеминутно испытывать разные отношения к происходящим вокруг событиям. Это выражается в эмоциональных переживаниях: хороших или плохих. Эмоции и чувства в психологии рассматриваются как разнящиеся понятия, но эта наука смогла выявить их общую основу в плане физиологии.
Человеческие эмоции
Определение эмоций и чувств в психологии
Определения эмоций и чувств – это в психологии не самые сложные формулировки. К эмоциям относятся переживания и ощущения индивида, ограниченные настоящим моментом или определённым временным промежутком. Чувства – это вид личностных черт человека.
К сведению! Чувства ещё можно определить как субъективное устоявшееся отношение к миру и социальному окружению.
Чем отличаются друг от друга
Чувства определение в психологии которых описывается как состояние души или сознания, проявляются в определённых эмоциях. Различие между эмоциями и чувствами заключаются ещё и в том, что эмоции скоротечны. Эмоциональные переживания есть у всех животных, чувства присущи только людям, они более устойчивы.
Психологи утверждают, что два этих понятия настолько переплетаются, что сложно их делить, зачастую чувства могут сложиться на основании повторяющихся эмоций. К примеру, может возникнуть симпатия к человеку, вызывающему положительные эмоции, в дальнейшем перерастающая в такое чувство, как любовь.
Важно! Чтобы изменилась эмоция, достаточно измениться обстоятельствам. Чтобы изменились чувства, необходимо изменить объективное отношение к субъектам, объектам или условиям.
Пример эмоции – «Мне страшно!», образец чувства – «Я боюсь этого человека!». Если обратиться к этим двум примерам, то можно сказать, что эмоции объяснить невозможно. Почему ему страшно, человек может объяснять долго и сбивчиво. Чувства поддаются объяснению: «Я боюсь этого человека, потому что он выглядит угрожающе и ведёт себя вызывающе!».
Различия между чувствами и эмоциями
Функции и виды эмоций
Важность эмоции определяется функцией, которую она несёт. Психологи, работая в этой области, выделили следующие функции:
- активирующая;
- регулирующая;
- синтезирующая;
- смыслообразующая;
- коммуникативно-экспрессивная;
- защитная.
Активирующая функция побуждает человека к действию. Центральная нервная система работает в оптимальном режиме под воздействием эмоций и придаёт индивиду дополнительные силы.
Регулирующее действие эмоций выражается в их влиянии на ход и направление деятельности человека. Такая функция основана на оценке событий, происходящих вокруг индивида, и его реакции на них.
Синтезирующая функция позволяет различные события, происходящие вокруг человека в определённом месте и времени, объединить в одно целое и вызвать эмоцию, которая может породить их комплексы.
Любые действия человека обретают смысл, опираясь на эмоции. В этом и заключается их смыслообразующая функция. Мотивация всегда подкрепляется эмоциональной составляющей.
Коммуникативно-экспрессивное действие эмоции выражено в её влиянии на общительность человека. Наиболее чётко эмоциональное состояние проявляется при общении в виде невербальных сигналов: мимики, положения тела, интонации голоса и т.д.
Одной из эмоций, несущих защитную функцию, является страх. Инстинкт самосохранения, индикатором которого является страх за жизнь и здоровье, позволил человечеству выжить в агрессивной среде обитания.
Некоторые функции эмоций
Кстати! И. Кант, немецкий философ, разделил эмоциональные состояния по степени влияния на активность человека. Он обособил стенические (повышающие) и астенические (понижающие) эмоции.
Основных чувств человека в психологии несколько видов.
Если перечислять человеческие чувства или эмоции, то можно выделять следующую краткую классификацию, предложенную Кэрролом Изардом:
- радость – удовольствие;
- интерес – возбуждение;
- удивление – испуг;
- страдание – горе;
- гнев – ярость;
- страх – ужас;
- омерзение – отвращение;
- унижение – стыд.
К сведению! К. Изард – американский психолог, один из создателей теории дифференциальных эмоций, где элементы человеческих эмоций сводятся в одну базовую схему.
Основные эмоции человека, представленные разными психологами
Базовыми считаются эмоции, которые присущи людям с нормальным здоровьем и проявляются, независимо от пола, расы и места проживания. Несмотря на то, что многие психологи-практики предлагают свои модели, куда включают различное число основных эмоций, специалисты едины в том, что базовые проявления эмоционального состояния закладываются при рождении. Однако в процессе жизни, работы над своими личностными характеристиками человек может управлять или вовсе изменять свои базовые эмоциональные реакции.
Доказано! Такие чувства, как любовь, счастье, печаль, волнение, страх и гнев, лежат в основе целого букета эмоций.
Если перечислить список производных от этих чувств, то можно увидеть такие эмоции, как:
- раздражение, обида, вина, разочарование – производные гнева;
- скука, одиночество, опустошение – признаки печали;
- восторженность, обожание, теплота – относятся к проявлению любви;
- возбуждение, трепет, переживание – присущи волнению;
- встревоженность, напряжённость, растерянность – в основе лежит страх.
Изменить реакцию сознания и организма на различные жизненные обстоятельства и избавиться от многих негативных переживаний помогают аутотренинг, самогипноз и позитивное мышление. Работая над собой и создавая подсознанию новые установки, индивид может не только взять под контроль основные эмоциональные элементы, но и научиться распознавать базовую эмоцию, лежащую в основе.
Таблица эмоциональной окраски чувств
Что такое эмоциональные состояния (ЭС)
Чувства человека психология предпочитает рассматривать как процесс движения от одного функционального состояния эмоций к другому и возникающие в связи с этим переживания. Эмоции управляют индивидом, даже если он пытается их скрыть.
Интересно! Отсутствие эмоций психологи считают особенностью поведения и также относят к эмоциональному состоянию.
Эмоциональное состояние – это понятие, объединяющее следующие моменты:
- настроение;
- аффект;
- стресс;
- фрустрацию;
- страсть.
Эмоциональные личности переносят своё состояние на окружающих людей, на свою жизнь. Качество жизни таких индивидов целиком зависит от эмоционального фона.
При ближайшем рассмотрении эмоциональных состояний (ЭС) можно выделить их особенности.
Настроение – самое длительное ЭС. Все психические процессы в организме происходят именно на этом фоне. Настроение может быть хорошим или плохим, причём для позитивной его окраски требуется больше времени, чем для того, чтобы его испортить. Настроение – это реакция на происходящие события в свете значимости для человека и его ожиданий. Когда всё идёт по плану, и ожидания оправдываются, настроение отличное, а когда наоборот – ужасное.
Отмечена зависимость настроения от темперамента и характера личности. Например, у холериков настроение меняется по сто раз на дню. Сангвиники преимущественно имеют бодрое настроение, а меланхолики длительно пребывают в негативе.
В своей работе «Психология и педагогика» (курс для студентов социологических факультетов) А.И. Кравченко в разделе «Эмоции и чувства» отмечает, что настроение передаётся от одного человека к другому.
Например, начальник накричал на подчиненного на работе. Вернувшись домой в плохом расположении духа, муж наорал на жену, а та, в свою очередь, – на детей. В результате плохое настроение завладело всей семьёй. И, наоборот, человек с отличным настроем может «заражать» своим позитивом целые коллективы.
Аффект обычно взаимосвязан с шоком, потрясением и торможением сознания. Под воздействием аффекта у человека происходит дезорганизация двигательных функций. Это эмоциональный взрыв, вызывающий бессознательные действия, которые индивид не может контролировать. В состоянии аффекта люди совершают действия, которые в нормальном состоянии даже на ум не могли прийти.
Стресс возникает у людей в экстремальной ситуации. Это сильное, но не длительное ЭС. В отличие от аффекта, стресс имеет два качества:
- положительное – мобилизует защитные силы организма для преодоления опасности;
- отрицательное – может вызвать психические расстройства и заболевания, когда человек длительно находится в таком состоянии.
Если ожидания личности не оправдываются (желания не совпадают с возможностями), то человек может впасть в состояние фрустрации. Она проявляется в негативных переживаниях.
Страсть захватывает индивида целиком. Ей подчиняются все его помыслы, действия и желания. Это сильное и устойчивое состояние может распространяться на духовные и материальные ценности. Страсть может быть как положительной, так и отрицательной, в зависимости от своего объекта и потребности им обладать.
Психофизиология и потребности
Социальные и биологические потребности являются основной силой, которая движет психикой человека и его поведением. Они зависят от среды обитания и развития организма. Исследуя центральную нервную систему (ЦНС) человека, учёные выделили в ней образования для эмоциональных состояний. На них действуют функции лимбической системы, гипоталамуса и таламуса. В этих образованиях ЦНС и расположены центры эмоций: положительных и отрицательных.
Потребности человека по А. Маслоу (американский психолог)
Для человека важны любые эмоции и эмоциональные состояния, кроме напряжённости. Повышенная напряжённость однозначно приведёт к страхам, тревожности и фобиям. Необходимо сознательно исключать все негативные эмоции, ведущие к беспокойству.
Видео
Чувства и эмоции в психологии: сущность, функции и виды
Эмоции и чувства — это неизменные спутники человека, которые появляются в ответ на раздражители и события внешнего мира, а также внутренние мыслительные процессы. Эта тема с незапамятных времен исследуется психологами, но нельзя сказать, что она изучена досконально.
Определение понятий
Эмоции и чувства составляют основу внутреннего мира человека. Это психические процессы, которые представляют собой отражение действительности в форме переживаний. А еще они демонстрируют степень удовлетворенности человеческих потребностей.
Чувства — это состояние, которые отражают наше отношение как к самому себе, так и к окружающим. Это субъективный показатель удовлетворенности личности внешними обстоятельствами. Специалисты утверждают, что чувства присущи только человеку. Причем по характеру протекания чувства разных людей не одинаковы.
Эмоции — это проявления, посредством которых обнаруживается чувство. Например, если человек любит музыку — это чувство. Когда он слышит красивую мелодию, то испытывает положительную эмоцию «наслаждение», а если исполнение фальшивое, слушатель испытывает негативную эмоцию «возмущение».
Чем отличаются чувства от эмоций
Эти две категории тесно взаимосвязаны, поэтому люди редко задумываются о том, что это не одно и то же. Да и среди ученых нет единства по данному вопросу. Можно представить их как разные части одного целого. Попытаемся в общих чертах объяснить, чем отличаются чувства от эмоций. Материал для удобства восприятия оформим в виде таблицы.
Эмоции | Чувства |
Проявляются в конкретных ситуациях, отражая отношение индивида к себе или окружению, не привязываясь к конкретным объектам | Возникают на основе простых эмоций |
Врожденная спонтанная реакция на внешний раздражитель | Формируется в процессе приобретения жизненного опыта |
Человек осознает причину возникновения эмоций | Практически невозможно оценить происхождение и степень полноты чувства |
Кратковременны, быстро сменяют друг друга | Сохраняют актуальность на протяжении длительного периода времени |
Одни и те же эмоции могут выражать абсолютно разные чувства | Не изменяются в зависимости от внешнего контекста |
Переживания: основные группы
Вся жизнедеятельность человека сопровождается проявлением чувств и эмоций. Их великое множество. Но наиболее распространены такие пары эмоциональных переживаний:
- Удовольствие и недовольство. Эти эмоции связаны со степенью удовлетворения потребностей человека.
- Напряжение и облегчение. Первая эмоция связана с появлением чего-то незнакомого или переломом привычного жизненного уклада. Когда этот процесс заканчивается, наступает облегчение.
- Возбуждение и успокоение. Когда в кору головного мозга поступает импульс, активизируются мозговые центры. Когда кора начинает тормозить импульсы, наступает успокоение.
Виды состояний
Чувства и эмоции могут проявляться с разной продолжительностью и степенью интенсивности. В связи с этим можно выделить такие основные виды эмоциональных состояний:
- Настроение — состояние слабой или средней силы, а также значительной устойчивости. Может оставаться неизменным от нескольких часов до нескольких месяцев. Это общее состояние, которое не касается какого-то конкретного события, а обусловливает все переживание, сказывается на поведении и физической активности.
- Аффект — очень сильное, бурное и кратковременное состояние. Действия, которые его сопровождают, напоминают «взрыв». Это, как правило, проявляется в беспорядочной прерывистой речи и бурных движениях. Но может быть и обратная реакция — напряженность и скованность. Состояние аффекта сопровождается временной потерей воли и самоконтроля, вследствие чего человек совершает необдуманные поступки.
- Воодушевление имеет огромную силу и характеризуется устремлением к определенному виду деятельности (мобилизация физических и душевных сил). Оно возникает, когда человек имеет четкое представление о способе действия и ожидаемых результатах. Воодушевление может принимать коллективные формы.
- Стресс — это устойчивое чрезмерное психологическое напряжение, которое возникает в результате перегрузки нервной системы или попадания в экстремальные условия. Состояние сопровождается учащенным сердцебиением, затрудненным дыханием, повышением артериального давления, дезорганизацией поведения.
- Фрустрация — это дезорганизация сознания и деятельности, вызванная наличием непреодолимых препятствий на пути к цели. Как результат, происходит внутренний конфликт между устремлением личности и реальными возможностями. Как правило, фрустрация сопровождается сильным нервным потрясением, которое выражается в форме досады, подавленности, безразличия, самобичевания или озлобленности.
Основные эмоции
Эмоции и чувства в психологии изучаются вот уже на протяжении нескольких столетий. Они настолько многогранны и многочисленны, что трудно выделить какую-то базу. Например, по Изарду, основными человеческими эмоциями являются следующие (см. таблицу).
Эмоция | Окрас | Описание |
Интерес | Положительный | Побуждает к пополнению знаний, развитию умений и навыков |
Радость | Положительный | Связано с возможностью полного удовлетворения актуальной потребности после периода неопределенности |
Удивление | Положительный/ отрицательный | Реакция на внезапно появившиеся обстоятельства. Имеет свойство тормозить другие переживания, чувства, эмоции |
Страдание | Отрицательный | Реакция на получение информации о невозможности удовлетворения актуальной потребности, что до определенного момента расценивалось оптимистично |
Гнев | Отрицательный | Реакция на внезапно возникающее препятствие на пути удовлетворения потребности или достижения целей |
Отвращение | Отрицательный | Состояние, вызванное столкновение с объектом или ситуацией, противоречащими моральным принципам и иным установкам |
Презрение | Отрицательный | Зарождается ввиду рассогласованности жизненных позиций индивидов |
Страх | Отрицательный | Появляется в ответ на информацию о возможной угрозе жизни, здоровью и благополучию |
Стыд | Отрицательный | Эмоция вызвана несоответствием убеждений, действий и внешности ожиданиям окружающих и собственным желаниям |
Основные чувства
Как можно видеть, достаточно обширным является список эмоций и чувств человека. Среди последних стоит уделить наиболее пристальное внимание следующим (см. таблицу).
Чувство | Окрас | Описание |
Симпатия | Положительный | Устойчивое положительное отношение к субъекту или группе субъектов, проявляющееся в доброжелательности, восхищении, желании общаться |
Привязанность | Положительный | Чувство близости, основанное на устойчивой симпатии |
Дружба | Положительный | Избирательная привязанность, связанная с потребностью в общении с конкретным субъектом |
Влюбленность | Положительный | Устойчивое эмоциональное отношение, вызванное страстным влечением к субъекту |
Враждебность | Отрицательный | Неприязненное отношение, обусловленное конфликтом или эмоциональной несовместимостью |
Зависть | Отрицательный | Враждебность по отношению к материальному и моральному превосходству субъекта |
Ревность | Отрицательный | Подозрительное отношение к субъекту, вызванное сомнениями в его приверженности чувствам и взятым обязательствам |
Счастье | Положительный | Состояние внутренней удовлетворенности условиями жизни и осуществлением человеческого предназначения |
Функции чувств и эмоций человека
Большинство людей недооценивают значение эмоциональной составляющей в своей жизни. Тем не менее она оказывает существенное влияние абсолютно на все сферы деятельности. Вот какие функции выполняют эмоции и чувства в психологии:
- Сигнальная (или коммуникативная) — эмоциональные проявления сопровождаются двигательной, мимической, вегетативной активностью. Подобные проявления дают окружающим понимание того, какие именно эмоции вы переживаете.
- Регулятивная — устойчивые переживания руководят поведением человека и поддерживают его определенную направленность. Регулятивный механизм снижает эмоциональное возбуждение, трансформируя накал в слезы, дыхательные рефлексы, мимику и так далее.
- Отражательная (или оценочная) — выражает обобщенную оценку действительности. Благодаря этому человек формирует отношение к окружающим предметам и явлениям, а также собственным действиям.
- Побудительная (или стимулирующая) — подразумевает чувственное направление, обеспечивающее решение актуальных задач. Переживание дает человеку образ объекта, способного удовлетворить потребности.
- Подкрепляющая — обеспечивает быстрое и надежное запоминание событий, вызывающих сильные эмоциональные реакции. Причем это сопровождается любовью или неприязнью к каким-либо объектам или видам деятельности.
- Переключательная — проявляется в случае конкуренции мотивов с целью определения доминирующих потребностей (например, колебания между чувством долга и страхом).
- Приспособительная — установление значимости определенных условия для удовлетворения потребностей.
Таблица соответствия
Каждое чувство порождает огромное количество эмоций. В связи с этим психологи провели некоторое обобщение и группировку. В результате появилась таблица чувств и эмоций, которая поможет нам разобраться в том, что же именно вы испытываете в конкретной ситуации.
Гнев | Страх | Грусть | Радость | Любовь |
Бешенство Ненависть Злость Презрение Обида Уязвленность Зависть Возмущение Отвращение Неприязнь Досада Ревность Негодование Раздражение Истерика Ярость | Ужас Испуг Подозрение Боязнь Замешательство Вина Смущение Ошеломленность Сломленность Опасение Сомнение Растерянность Унижение Беспокойство Тревога Оцепенение Отчаяние | Горечь Жалость Отчаяние Душевная боль Отчужденность Потрясение Скука Печаль Безысходность Сожаление Разочарование Беспомощность Отрешенность | Счастье Ликование Оживление Увлечение Забота Возбуждение Надежда Нетерпение Изумление Вера Любопытство Предвкушение Ожидание Интерес Умиротворение Восторг | Нежность Сочувствие Доверие Благодарность Симпатия Гордость Уважение Влюбленность Очарованность Искренность Доброта Дружелюбие Восхищение Спокойствие Блаженство |
Основные теории возникновения эмоций
Развитие эмоций и чувств происходило параллельно развитию человеческой цивилизации. И с незапамятных времен ученые интересовались происхождением и природой этого явления. Вот основные теории, поясняющие возникновение эмоций:
- Эволюционная теория Дарвина. Заключается в том, что эмоции имеют исторически обусловленное физиологическое проявление, которое либо полезно, либо имеет остаточный характер. Например, испытывая гнев, человек инстинктивно сжимает кулаки, готовясь к драке, как его далекие предки.
- Ассоциативная теория Вундта. Эмоции представляют собой внутренние изменения под непосредственным влиянием чувств. Так, мимика и жестикуляция возникли в связи с элементарными ощущениями, а высшие чувства развились позже. Тем не менее при возникновении каких-либо эмоций тело реагирует ассоциативно, беря за основу какое-то низшее по уровню схожее чувство.
- Периферическая теория Джемса — Ланге. Эмоции напрямую связаны с физиологическими реакциями. Например, радость сопровождается усилением моторной иннервации и расширением сосудов, что становится причиной смеха, громкой речи и активной жестикуляции.
- Психоаналическая теория Фрейда. Мир чувств и эмоций основан на влечениях и мотивирующих факторах. Чувственные проявления являются прямым следствием бессознательных инстинктов.
- Сосудистая теория Уэйнбаума. Лицевые мышцы находятся в тесном взаимодействии с мозговым кровообращением. Таким образом, мускулатура может регулировать кровоток, усиливая или ослабляя приток крови к мозгу, обусловливая те или иные эмоциональные реакции.
Эмоциональные свойства
Настроения, чувства и эмоции у разных людей проявляются неодинаково и с разной интенсивностью. Это обусловлено эмоциональными свойствами. Вот о чем идет речь:
- Эмоциональная возбудимость — готовность человека реагировать на разного рода раздражители. На данную характеристику существенное влияние оказывает гормон адреналин.
- Эмоциональная глубина — степень интенсивности чувственных проявлений.
- Эмоциональная ригидность — стабильность («вязкость») эмоций, чувств, отношения к чему-либо, вызванная фиксацией внимания на значимых событиях.
- Эмоциональная устойчивость — устойчивость нервной системы человека к условиям, стимулирующим генерацию чувств.
- Экспрессивность — степень проявления эмоций.
Советы по управлению эмоциями
До бесконечности можно продолжать список чувств и эмоций. Все они ежедневно и ежечасно охватывают человека, пронизывая все сферы его деятельности. Вот как можно контролировать эмоциональные проявления и уменьшать их негативное воздействие:
- Сосредоточение внимания на тактических задачах, а не на глобальных целях.
- Переоценка значимости события или действия в сторону уменьшения его существенности.
- Поиск дополнительной информации, направленной на устранение неопределенности.
- Расширение временных рамок достижения целей в случае невозможности получения сиюминутных результатов.
- Привычка тщательного анализа ситуации в письменной форме с целью поиска положительных моментов.
- Прослушивание спокойной гармоничной музыки.
- Позитивная мимика и жестикуляция в ответ на негативные переживания.
- Развитие чувства юмора.
- Мышечная релаксация.
что это такое, виды, функции чувств человека, понятия невербальных и вербальных выражений
Эмоциональная стабильность — главная составляющая гармоничной личности. Эмоции и чувства в психологии — это связь между внутренним состоянием человека и внешними обстоятельствами, которые его окружают. Поведенческие реакции, взаимодействие с окружающими людьми, обстоятельствами напрямую зависят от умения вовремя разобраться со своими эмоциями, грамотно их преподнести. Общество требует повышенного самоконтроля, но не во всех случаях это оправданно, проходит без последствий. Учиться управлять чувствами полезно, ведь эмоциональный комфорт напрямую связан с физическим состоянием, болезнями, неудачами.
Виды эмоций и чувств человека
В психологии эмоции — это реакция личности на окружающую обстановку. Желание или нежелание участвовать в событиях вокруг, демонстрация внутреннего состояния: гнев, тоска или радость, влюблённость. Строится такая реакция на субъективной оценке реальности. Доказано, что чувства напрямую зависят от отношения к самому себе, строятся исходя из внутреннего мировосприятия, а также особенностей нервной системы. На одну и ту же ситуацию реакция может быть различной у разных людей.
Эмоции в психологии делятся на три категории по проявлению:
- Позитивные несут положительный заряд. К ним относятся интерес, радость, восторг, ликование.
- Негативные заряжены отрицательно. Для этой категории список значительно шире: гнев, обида, тоска, горе, стыд, вина, страх, неуверенность.
- Нейтральные бывают с позитивным или негативным оттенком, но не несут сильной эмоциональной окраски, не имеют бурных проявлений. Это любопытство, удивление, оживление.
Каждая реакция сопровождается вербальными проявлениями: жестами, взглядом, словами, интонациями. Если уметь вовремя определять, какая из эмоций захватила в конкретный момент, можно научиться их контролировать.
Таблица чувств и эмоций человека
Несмотря на многообразие проявлений, виды эмоций в психологии сводятся к четырём базовым: радость, грусть, страх, гнев. У каждой существуют подвиды. Степень проявления зависит от личности и ситуации.
Базовая реакция | Расширенное понятие | Проявления |
Радость | Оживление | Блеск глаз, улыбка, желание обнять, раскрытые ладони, смех, расслабленность, готовность помочь. |
Счастье | ||
Предвкушение | ||
Надежда | ||
Восторг | ||
Ликование | ||
Интерес | ||
Принятие | ||
Страх | Испуг | Мурашки по телу, широко раскрытые глаза, дрожь, напряжение, дрожание голоса, боль за грудиной, желание спрятаться, позывы уйти. |
Ужас | ||
Беспокойство | ||
Подозрение | ||
Тревога | ||
Растерянность | ||
Неуверенность | ||
Вина | ||
Грусть | Тоска | Потухший взгляд, рассеянность взгляда, тихий голос, опущенная голова, слабость рук, уголки губ опущены, плечи приподняты, дыхание слабое. |
Печаль | ||
Безысходность | ||
Уныние | ||
Сожаление | ||
Горечь | ||
Лень | ||
Жалость | ||
Гнев | Злость | Ладони сжаты в кулаки, напряжение тела, злой блеск глаз, оскал, голос громкий, крик, резкость фраз, взгляд исподлобья, глаза навыкате или прищурены, брови сведены. |
Ярость | ||
Ненависть | ||
Недовольство | ||
Высокомерие | ||
Ирония | ||
Отрицание | ||
Возмущение |
Демонстрация эмоций и чувств
Открыто демонстрируют свои чувства только дети. Им незнакомо порицание за гнев или излишнюю радость. Всё, что находит отклик в их личности, тут же прорывается наружу.
Чем старше становится человек, тем больше у него возможностей контролировать эмоциональный фон. Сознательно или под влиянием окружающих взрослый обучается держать реакцию на окружающие события внутри себя. Контролировать себя можно двумя способами:
- Сдерживаться против воли, не высказывать гнев, не проявлять любовь. Этот способ — результат либо воспитания, либо перенесённого психологического потрясения.
- Проявлять эмоции по ситуации, нежелательные прорабатывать мысленно, превращая из деструктивных в конструктивные или нейтральные. Такой способ — результат работы над собой. Он считается безопаснее для психического и физического здоровья.
Тем, кому внушили, что реагировать на ситуации — это неправильно, возможно, не обойтись без консультации специалиста. Психолог-гипнолог Батурин Никита Валерьевич поможет разобраться в себе, расскажет, как полезно управлять своим эмоциональным фоном, предложит способы для этого.
Личность, способную не закрываться, а контролировать своё состояние, а также безошибочно распознавать эмоции и чувства других, соотносят с таким понятием в психологии, как эмоциональный интеллект. Степень проявления их собственных реакций соразмерна ситуации: такие личности не выходят из себя по поводу сломанного ногтя, недосоленного супа, но умеют поддержать, приободрить, если близкий человек испытывает грусть или гнев.
Чем чувства отличаются от эмоций?
Близкими по значению, но всё-таки неидентичными являются понятия эмоции и чувства. В научной психологии эти термины определяют разные составляющие единого эмоционального фона.
Чувства — это состояния более глубокие, определяющие устойчивое отношение личности к окружающим событиям. Они часто бывают менее выраженными, имеют сглаженные проявления. Эмоции — реакция-всплеск на конкретную ситуацию, вызывает яркие проявления, зачастую рождается бессознательно. В психологии чувства — более осознанные проявления отношения к тому или иному объекту. Личность может испытывать всю гамму эмоций, но при этом не проявлять чувств, если для этого нет предпосылок. Например, не испытывать ненависть к врагу, если врага не существует. При этом проявлять гнев, если что-то послужило для этого поводом.
На чувства, присущие конкретному человеку, значительно влияет общество, окружающее пространство. Эмоции же — субъективная оценка, основанная на внутреннем понимании действительности и особенностях нервной системы.
Виды чувств
По сути, эту часть восприятия окружающего сложно классифицировать, так как она многогранна и разнообразна. Условно в психологии определены виды чувств:
- нравственные;
- интеллектуальные;
- праксические;
- эстетические.
Категория | Подкатегория | Проявления | Характеристика |
Нравственные | Моральные | Гуманность | Взаимоотношения людей, отношение к собственному положению в обществе, определение приемлемого для себя поведения, рамок дозволенного. |
Патриотизм | |||
Чувство долга | |||
Любовь | |||
Аморальные | Жестокость | ||
Эгоизм | |||
Ненависть | |||
Жадность | |||
Интеллектуальные | Специфические | Вдохновение | Определяют отношение к интеллектуальным потребностям. |
Целеустремлённость | |||
Жажда познания | |||
Удовлетворение от новых знаний, открытий | |||
Неспецифические | Любопытство | ||
Удивление | |||
Юмор | |||
Ирония | |||
Праксические | Выбор деятельности | Профессия | Определяют отношение к повседневным заботам, обязанностям, взаимосвязи с обществом. |
Любимый досуг | |||
Интересные занятия | |||
Эстетические | Удовлетворение от созерцания, прикосновения, прослушивания | Любовь к природе | Определяют круг интересов, направленных на удовлетворение эстетических потребностей |
Любовь к технике | |||
Любимая музыка | |||
Произведения искусства, зодчества, скульптуры |
Бывают более сложные чувства, которые нельзя однозначно отнести к одному из видов. Так, например, любовь пробуждает личность стремиться к познанию, раскрытию эстетического потенциала, вдохновляет, определяет выбор деятельности.
Для чего нужны чувства?
Функции чувств в психологии определены их способностью оставлять информацию о значимых событиях и объектах.
- отражательная — оценка происходящего с целью определить степень опасности, чтобы найти способы предотвратить её;
- стимулирующая — чувства побуждают искать пути решения тех или иных задач, определить цели на будущее;
- подкрепляющая — благодаря чувствам личность запоминает значимые события, давая собственную субъективную оценку;
- переключательная — помогают расставлять приоритеты, определять более важные объекты, действия, решения. Иными словами, это сила воли;
- приспособительная — на основе испытанных когда-то чувств человек может легче приспособиться к новой реальности;
- коммуникативная — язык чувств один из эффективных способов взаимодействовать с окружающими.
Управление эмоциями
Созидание и разрушение — две крайности, к которым приводят эмоции человека. В психологии есть важное правило: чтобы быть гармоничной личностью, надо учиться управлять самими эмоциями, а не только их проявлениями.
Недопонимание, конфликты, ссоры возникают из-за отсутствия контроля. Физические болезни, нервное истощение, другие психосоматические явления — результат неверной проработки: попыток проявить радость вместо печали, скрыть гнев внутри.
В книге психолога-гипнолога Батурина Никиты Валерьевича «55+ упражнений от паники и страха. Как управлять эмоциями» вы найдете упражнения, техники, которые способны научить вас контролировать себя, свои эмоции и тело.
Как возникают эмоции?
Чтобы лучше понимать себя, вовремя прорабатывать опасные ситуации, нужно разобраться в основах психологии эмоций.
Базовые реакции человек перенимает от тех, кто за ним ухаживает в первый год жизни: родители, близкие родственники, няни, опекуны. Ребёнок учится реагировать на мир подобно тому, как это делают окружающие.
Тяга к обучению правильно реагировать заложена на генетическом уровне, подкрепляется взаимодействием с обществом. А вот на вопрос существуют ли врождённые эмоции и чувства, психология пока не даёт однозначного ответа. Скорее всего, новорожденный умеет на бессознательном уровне только реагировать: округлить глаза при страхе, закричать от возмущения, если ему дискомфортно, следить за игрушкой, которая интересна. Но моменты, когда их проявлять, всё-таки остаются за той средой, где младенец находится. Поэтому одни дети просыпаются от каждого шороха, а других не разбудит ни лай собак, ни шум за окном: на привычную обстановку они эмоционально не реагируют.
Во взрослом состоянии личность уже имеет собственный набор реакций на окружающие события, индивидуальную «картотеку» чувств. Это в психологии называется эмоциональным фоном. У одних он стабилен, у других нет. Кого-то мы считаем спокойным, уверенным, последовательным. Другие запоминаются тревожными, у них нет уверенности в себе и окружающих, они «истерят» без видимых причин, излишне беспокоятся.
Чем выше эмоциональный интеллект, тем комфортнее общаться с личностью. Психолог Никита Батурин одним из базовых методов расположить к себе людей называет именно контроль собственного эмоционального фона. К таким личностям тянутся самые разные люди, остаётся лишь научиться выбирать самых нужных, аккуратно избавляясь от энергетических вампиров.
Невербальное выражение эмоций
Чтобы научиться контролировать себя и прочитывать других, нужно знать, что такое эмоции и чувства в психологии, и как они проявляются. Особенно полезно знать язык тела.
В художественной литературе встречаются фразы вида «Ничего не выдавало его волнение, кроме лёгкого подрагивания правого колена». Иногда даже малозаметных символов достаточно, чтобы прочесть человека на определённом моменте, а затем воспользоваться полученными знаниями с выгодой.
Движения, жесты, взгляды, наклон головы или прямая осанка — всё это может много рассказать о состоянии человека. К невербальным признакам относятся:
- взгляд: горящий, потухший, бегающий;
- цвет, состояние кожи: бледный, красный, с проступившим потом, покрытый морщинами;
- тремор: дрожание рук, пальцев, губ, ресниц, ног;
- сердцебиение: быстрое, медленное;
- дыхание: сбивчивое, размеренное, шумное, тягучее;
- осанка: сутулость, плечи высоко, плечи расправлены, спина излишне прямая, осанка расслабленная;
- предметы в руках, которые человек крутит, перебирает, неосознанно держит. Он может делать это быстро, медленно, хаотично, по порядку.
Невербальных проявлений на самом деле очень много. Язык тела нужно изучать долго, последовательно.
Именно на невербальных проявлениях, которые обычный нетренированный человек не может контролировать, строится принцип работы детектора лжи. Чуткие датчики считывают малейшие изменения реакций клиента, делают вывод: лжец или честный человек проходит тестирование.
Вербальное выражение эмоций
Этот пункт включает всё, что связано с речью. От конкретных словесных формулировок вида «Я счастлив», «я очень сильно злюсь», «мне грустно» до слов, вплетённых в контекст. Чем сильнее эмоция или чувство, тем ярче звуковая окраска выражений. Восклицание для радости, крик для гнева, шёпот или глухой тон для тоски. Повышенный тон, лёгкая грусть, добавление эмоционально окрашенных слов из категории состояния (хорошо, плохо, неуютно, здорово).
Изменения тона и тембра голоса человек учится читать с первых месяцев жизни, как только мозг подключает органы восприятия. Мы соотносим оттенки речи с невербальными проявлениями и окружающей ситуацией. Уже к 1,5–2 годам ребёнок обучается определять по голосу эмоциональный фон его близких. К подростковому возрасту формируется личный набор эмоциональных красок речи, основанный на стиле жизни и реакциях окружающего общества.
Слова, использованные в контексте, могут не иметь яркой окраски, не давать чёткого понимания настроения. Но благодаря психологии чувств мы читаем эмоции, которые передаёт автор сообщения. Этот приём часто используют обманщики, излагая мысли в таком контексте, чтобы у слушающего возникло нужное им впечатление.
Внешнее проявление эмоций
Всё было бы очень просто, если бы каждый говорил то, что он чувствует. Но чем старше становится человек, тем ловчее он может маскировать одни переживания другими. Например, он печален, но добавив к голосу радости и улыбнувшись, будет казаться безмятежным и весёлым. Тем собеседникам, которые не обладают чуткостью, этого вполне достаточно, чтобы не вдаваться в подробности эмоционального фона. Но о близости, разговорах по душам при таком отношении не может быть речи.
Чтобы научиться общаться с людьми, надо уметь читать их внутренний мир. За радостью видеть печаль, за поддельным спокойствием определять нервозность. Важно также понимать, насколько сильно то или иное скрытое чувство, нуждается ли человек в поддержке и помощи.
Функции эмоций и чувств. — Студопедия
Эмо́ция—эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям.
Чу́вство — эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений.
ЭМОЦИИ – это реакция! ЧУВСТВА – это отношения!
Функции эмоций
В современной психологии выделяют несколько основных функций эмоций: сигнальную, оценочную, приспособительную, регуляторную, коммуникативную, стабилизирующую, мотивирующую.
Сигнальная (информационная)функцияэмоций.Возникновение эмоций и чувств информирует о том, как идет процесс удовлетворения потребностей субъекта.
Оценочная функция эмоций. Эмоция выступает обобщенной оценкой ситуации, в которой находится субъект. Эмоции и чувства помогают ему ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности.
Приспособительная функция эмоций.Благодаря вовремя возникшей эмоции субъект имеет возможность быстро среагировать на внешнее или внутреннее воздействие и целесообразно приспособиться к сложившимся условиям.
Регуляторная функция эмоций возникает на основе информационно-сигнальной функции. Отражая и оценивая действительность, эмоции и чувства направляют поведение субъекта в определенную сторону, способствуют проявлению определенных реакций.
Коммуникативная функция эмоций свидетельствует о том, что без эмоциональных проявлений трудно представить какое-либо взаимодействие между людьми. Выражая эмоции через чувства, человек проявляет свое отношение к действительности и к другим людям в выразительных движениях (жесты, мимика, пантомимика, интонация голоса).
Стабилизирующая (защитная) функция эмоций. Эмоции являются регулятором поведения, который удерживает жизненные процессы в оптимальных границах удовлетворения потребностей и предупреждает разрушительный характер каких-либо факторов для жизнедеятельности данного субъекта.
Мотивирующая функция эмоций. Эмоции (страх, удивление, беспокойство и др.), сообщая нам о характере воздействий внешней среды, побуждают нас к определенным действиям.
Эмоциональная функция
Что хорошего в эмоциях? Почему у нас эмоции? Пока мы не начнем понимать функции эмоций, почему они у нас есть, как они влияют на других, мы не можем ожидать, что сами изменим их.
DBT рассматривает три основные функции эмоций:
1. Эмоции общаются с другими и влияют на них.
2. Эмоции организуют и мотивируют действия
3. Эмоции могут быть самоочевидными
Часть 1: Эмоции взаимодействуют с другими и влияют на них.
Мы передаем свои эмоции другим вербальным и невербальным (мимика, телодвижения или позы) языком. Некоторые выражения эмоций автоматически влияют на другие. Когда есть разница в том, что человек сообщает невербально и вербально, другой человек обычно реагирует на невербальное выражение.
В течение многих лет у меня почти не было выражения на лице, когда я испытывал очень сильные чувства, и я не получал ответа от других.Другие люди говорили о том, чтобы демонстрировать очень сильные эмоции на лице, но выражать менее сильные эмоции своим голосом. Люди откликнулись на выражения лиц.
DBT учит, что одна из основных проблем, с которыми сталкиваются люди с пограничным расстройством личности, заключается в том, что их невербальные эмоциональные выражения не соответствуют их внутренним чувствам. Поэтому нас часто неправильно понимают. Люди неправильно понимают, что мы чувствуем.
Упражнения
Приведу собственный пример. Когда я вошел в свой класс, услышав, что мой отец тяжело болен, мне стало очень грустно, и мое лицо выглядело печальным. Люди спрашивали меня, что случилось, и когда я им отвечал, они выражали сочувствие и утешение.
Одна из тех, с кем я обучаю, часто находится в очень подавленном состоянии, что проявляется в ее позе тела и выражении лица. Я пытаюсь успокоить ее и подбодрить.
Иногда эта стратегия приводила к обратным результатам, и мое выражение эмоций давало мне то, чего я не хотел. Подруга предложила пойти на прогулку, и я очень обрадовался и продолжал говорить ей, как счастлив я поехать. В конце концов, она не пошла. Я был очень разочарован. Подумав немного, я понял, что не моя вина, что она решила не ехать.Я не могу этого добиться. Я могу нести ответственность только за себя.
.
Что для вас значит выражение этих эмоций? Как они влияют на
других? Что они сообщают?
Часть 2. Эмоции организуют и побуждают к действию
Эмоции подготавливают к действию и мотивируют его.Есть жесткое побуждение к действию, связанное с определенными эмоциями. (См. Диаграмму в Раздаточном материале 3 «Регулирование эмоций»). «Зашитый» означает, что это автоматическая, встроенная часть нашего поведения. Например, если вы видите своего двухлетнего ребенка посреди улицы и приближающуюся машину, вы испытаете эмоцию, страх, и эта эмоция побудит вас бежать, чтобы спасти ребенка. Вы не перестаете думать об этом. Просто сделай это. Ваши эмоции мотивируют ваше поведение, и вам не нужно думать об этом.
Эмоции также могут помочь нам преодолеть препятствия в нашем окружении. В книге приводится пример беспокойства, которое испытывает кто-то перед экзаменом. Это беспокойство, хотя и вызывает дискомфорт, помогает мотивировать вас учиться, чтобы вы хорошо справились с тестом.
Гнев может мотивировать и помочь людям, протестующим против несправедливости. Гнев может преодолеть страх, который они могут испытывать во время демонстрации или протеста.
Вина может заставить человека, соблюдающего диету, придерживаться своей диеты.(Это не означает, что вы должны чувствовать себя виноватым, просто это эмоция, которая побуждает некоторых людей довести до конца диету или другой трудный проект.)
Упражнения
Посмотрите, сможете ли вы придумать пару примеров, когда ваша эмоция побуждала вас к действию, прежде чем вы об этом подумали.
Посмотрите, сможете ли вы придумать ситуацию, в которой эмоция поможет вам преодолеть препятствие в вашем окружении (в сообществе, дома, в школе), где, например, вам будет легче что-то сделать.Возможно, это неприятные эмоции (мы упомянули здесь вину, гнев, страх), но они действительно помогают вам выполнить работу.
В течение недели замечайте, когда эмоции мотивируют ваше действие, экономят ваше время или помогают что-то сделать.
Часть 3. Эмоции могут подтверждаться самостоятельно
Эмоции могут дать нам информацию о ситуации или событии.Они могут сигнализировать нам, что что-то происходит.
Иногда сигналы о ситуации улавливаются бессознательно, и тогда у нас может возникнуть эмоциональная реакция, но мы не можем быть уверены, что вызвало реакцию. Ощущение «что-то не так» или «у меня было ощущение, что что-то должно произойти, и это произошло» — вот некоторые из сигналов, которые мы можем получить.
Подумайте о некоторых случаях, когда ваше чувство ситуации оказывалось правильным. Было ли время, когда вы испытывали беспокойство или опасения, которые оказались оправданными? Или что у вас было хорошее предчувствие по поводу того, кто оказался прав?
Когда мы имеем дело с нашими чувствами, этот способ доводится до крайностей, однако мы можем думать об эмоции как о факте.«Я люблю его, поэтому он хороший человек». Если я чувствую себя глупо, я глуп ». Хотя наши эмоции всегда действительны, это не обязательно делает их фактами.
Это сложно для людей с пограничным расстройством личности и других, потому что одна из наших самых больших проблем заключается в том, что у нас были в обесценивающей среде — настолько сильно, что мы не доверяем своим эмоциям.
Если наши эмоции сведены к минимуму или обесцениваются, трудно серьезно относиться к нашим потребностям. Таким образом, мы можем усилить интенсивность наших эмоций, чтобы получить наши потребности удовлетворены.А затем, если мы уменьшим интенсивность наших эмоций, мы снова можем обнаружить, что нас не воспринимают всерьез.
Подумайте о некоторых случаях, когда эмоции подтверждают себя. Например: я собираюсь на вечеринку, но мне это не по себе, как будто что-то должно произойти. На вечеринке мы с другом поругались, и я ухожу. Мое мнение о том, что что-то происходит, верно.
Я на работе, и вроде бы много напряжения. Я чувствую, что что-то не так. За обедом мои коллеги устраивают для меня вечеринку по случаю дня рождения.И снова мои эмоции подтверждаются.
Я дома один и чувствую себя очень одиноким. Я становлюсь все более тревожной и злой. Я звоню друзьям и пытаюсь уговорить кого-нибудь остаться со мной. Никто не придет. Таким образом, эта сильная отрицательная эмоция также подтверждает мое чувство, что я одинок и никому нет дела.
Придумайте несколько собственных примеров. Помните, что мы не оцениваем и не осуждаем чьи-либо чувства или поведение. Мы просто пытаемся понять, как действуют эмоции.
Упражнение: дневник эмоций (стр.163)
Заполните дневник эмоций на несколько дней. На каждый день выберите свою самую сильную эмоцию, или ту, которая длилась дольше всего, или была самой тяжелой или болезненной. Опишите побуждающее событие, событие, которое вызвало или спровоцировало эмоцию. И опишите функцию эмоции:
И помните, НЕ СУДИТЕ СЕБЯ !!
.
Как измерить эмоции и чувства (и разницу между ними)
- Продукт
- Программное обеспечение iMotions
- Платформа iMotions
- Новые функции и выпуск 8.1
- Survey Tool
- API
- Ценообразование
-
- Biosensors Отслеживание взгляда: на основе экрана
- Отслеживание взгляда: очки
- Отслеживание взгляда: VR
- Программное обеспечение iMotions
- FEA — Анализ выражения лица
- EDA — Электродермальная активность (GSR)
- EEG — Электроэнцефалография
- ЭКГ — Электрокардиография
- ЭМГ — Электромиография
- Обзор услуг
- Внедрение
- Академия iMotions
- Семинары и обучение
- Консультационные услуги
- Справочный центр
- Академия
- Психология
- Когнитивные процессы
- Эмоции / принятие решений
- Информатика
02
- Данные Машинные науки
- Данные Emotion AI
- Медицинские исследования
- Психиатрия
- VR-терапия
- Данные Машинные науки
- Психология
- Образование
- Исследования в области образования
- Электронное обучение
- Бизнес-школы Связь
- Поведенческие / нейроэкономические
- Потребительские нейронауки / нейромаркетинг
- Школы прикладных исследований
- НИОКР / инженерия
- UX / человеческий фактор
- Реклама / маркетинг
- Исследования в области образования
- Business
- Пользовательский опыт и интерфейсы
- Тестирование мобильных устройств / приложений / веб-сайтов
- Игры
- Техника и инженерия
- Дизайн и тестирование продукта
Взаимодействие программного обеспечения и машин
- Пользовательский опыт и интерфейсы
- Поведение потребителей
- Тестирование рекламы и рекламы
- Исследования покупателей и брендов
- Сенсорное тестирование
- Производительность и обучение Полет / автомобилестроение
- Рабочая среда
- Индивидуальная производительность
- Развлечения
- Изучение водителей
- Архитектура / дизайн
- Психиатрия и взаимодействие с пациентами
- Обучение медицине / виртуальной реальности
- Тестирование устройств
- Ресурсы
- Истории успеха клиентов
- Руководства и брошюры
- Публикации
- Блог
- Вебинары
- События
- Кто мы
- О нас
- Вакансии
- Партнеры
- Пресса
- Продукт
- Academia
- Business
- Центр знаний
- Мои iMotions
- Свяжитесь с нами
- Программное обеспечение iMotions
- Платформа iMotions
- Новая платформа f0006 Особенности и выпуск 8.1
- Survey Tool
- API
- Цены
- Биосенсоры
- Отслеживание глаз
- Отслеживание глаз: на основе экрана
- Отслеживание глаз: VR
- FEA — Анализ мимики лица
- EDA — Электродермальная активность (GSR)
- EEG — Электроэнцефалография
- EMG — ECG
— Электрокардиография 9116
- Отслеживание глаз
- Услуги iMotions
- Обзор услуг
- Внедрение
- Академия iMotions
- Семинары и обучение
7
- Распределение
- Блог
- Español
- Английский
- Товары
- Сервисы
- Приложения
- О нас
- Связаться с нами
- Сухая ЭЭГ — электроэнцефалограмма
- Полусухая ЭЭГ — электроэнцефалограмма
- Усилитель биосигналов (ЭМГ, ЭКГ, КГР и др.)
- Биосенсоры (GSR, BVP)
- IPS — Система позиционирования в помещении
- Отслеживание глаз
- Программные инструменты Bitbrain
- SennsLab — Синхронизация
- SennsMetrics
- Лаборатории потребительских исследований
- Лаборатория когнитивных улучшений
- Развитие технологий
- Консультации по исследованиям
- Нейромаркетинговые исследования
- Другие услуги
- Интерфейс мозг-компьютер
- Исследования в области нейробиологии и психологии
- Нейромаркетинг
- О Bitbrain
- Карьера
- Приглашение для проектов
Товары
аппаратные средства
- Сухая ЭЭГ — электроэнцефалограмма
- Полусухая ЭЭГ — электроэнцефалограмма
- Усилитель биосигналов (ЭМГ, ЭКГ, КГР и др.)
- Биосенсоры (GSR, BVP)
- IPS — Система позиционирования в помещении
- Отслеживание глаз
Программное обеспечение
- Программные инструменты Bitbrain
- SennsLab — Синхронизация
- SennsMetrics
7 9006 Консультационные услуги ,
В чем разница между чувствами и эмоциями?
Перейти к основному содержанию
Переключить навигацию
английский
аппаратные средства
Программное обеспечение
Комплексные решения
Сервисы
Сферы использования
О нас
.
забавных заданий на языке эмоций
Использование TPR, рисунков, историй и игр, чтобы сделать лексику чувств запоминающейся и увлекательной
Мимы чувств
Мимика «счастливый», «грустный» и «сердитый» — очень хороший способ прояснить значение слов. Его также можно превратить в практическое занятие, в котором один человек берет карточку со словом чувств и / или изображением на ней и воспроизводит ее, чтобы одноклассники могли угадать. Например, ученик берет карточку, топает ногами и показывает зубы, пока кто-нибудь не закричит «сердито».
Вы можете сделать эту игру более сложной, добавив к ней чувства, которые сложнее воспроизвести, например «смущение» и «разочарование». Вы также можете попросить их воспроизвести целые предложения вроде «Я раздражаюсь, потому что у меня чешется кожа» или «Я чувствую усталость, потому что сейчас 4 часа утра».
Вы можете сделать имитацию более активной и усложнить угадывание, попросив учащихся скрыть лица. Самый простой способ добиться этого — заставить их имитировать спину к партнерам.
Звуки чувств
Вместо того, чтобы имитировать, ученики держат руки неподвижно и просто издают звуки, чтобы показать свои чувства, например зевание на «усталость», вздох на «скучно», рычание на «злость» и стон на «разочарование». В этой игре вы также можете использовать более длинные фразы, например рев, а затем крик: «Я боюсь, потому что есть лев».
За этой игрой можно было бы продолжить урок о том, как звуки представлены в английском языке, например такими словами, как «ай», «вау» и «уф» (все они связаны с чувствами).Тот факт, что в L1 они разные, обычно увлекает студентов.
Словарь чувств
Учащиеся рисуют что-то, изображающее одно чувство, пока их партнер не угадает, какое это чувство, например рисование лица и слез для «грустного». Это также можно сделать с полными предложениями, например «Мне скучно, потому что я делаю домашнее задание». Вы также можете объединить это с недавним словарным вопросом, нарисовав «счастливую морковку» (словарь еды) или «разъяренную машину» (транспорт). То, как рисуются лица, чтобы показать чувства, на удивление зависит от культуры, поэтому привлечение типичных рисунков из других стран могло бы добавить приятный культурный аспект к уроку.Затем вы можете перейти к увлекательной теме смайлов в разных странах.
Игра определения чувств
Человек с карточкой описывает, как его одноклассники могут угадать чувство, например «Так чувствует себя слон, когда видит мышь» вместо «испуганный» и «так я себя чувствую на уроке математики» — «смущенный». Они не могут произносить слово на карточке или другие части речи того же слова (например, «гнев» вместо «гнев»).
Игра «Определения чувств» 2
Учащиеся пытаются объяснить то, что связано с определенными чувствами.Это могут быть вещи, которые заставляют вас чувствовать себя определенным образом, например «Это шумно. Это в небе. Это пугает »за« гром ». Это также могут быть действия, которые люди совершают, когда чувствуют определенные чувства, например «Ты делаешь это, когда злишься. Он издает шум об пол », что означает« топать ногами »и« Ты делаешь это, когда тебе холодно или страшно. Все ваше тело немного шевелится », что означает« дрожь ».
Завершение предложения «Чувства»
Это хороший способ добавить персонализации к теме эмоций.Предложите учащимся предложения с пробелами, которые они могут заполнить, чтобы сказать что-то правдивое о себе, например «Я чувствую _________________ на уроках физкультуры» и «______________ вызывает у меня отвращение». Учащиеся зачитывают только ту часть, которую они заполнили, а другие участники их группы пытаются угадать, из какого предложения взяты эти слова. Например, один ученик читает «Рыба с жареным картофелем», а другие люди делают предположения, пока не узнают, что это «Рыба с жареным картофелем делает меня сытым» (а не «Рыба с жареным картофелем вызывает у меня отвращение»!)
Рассказы Добавьте чувства
Найдите или напишите рассказ, в котором много прилагательных, связанных с чувствами, а затем удалите эти слова.Учащиеся читают рассказ и пытаются восполнить недостающие слова. Если вы не можете найти или поместить достаточно слов о чувствах на одной странице, вы можете использовать различные короткие выдержки, например найденные через поиск в Интернете по каждому прилагательному «чувства».
Рассказы Добавьте чувства 2
Попросите учащихся написать рассказы, используя как можно больше прилагательных «чувства», а затем попросите их вычеркнуть их, чтобы другие ученики могли догадаться.
Игра-рассказчик «Чувства»
Раздайте ученикам колоду карточек с прилагательными «эмоции» и попросите их по очереди продолжить рассказ, используя как можно больше слов.Например, один человек начинает рассказ со слов «Диллон проснулся в очень сварливом настроении», а следующий продолжает словами «От радостного лица жены ему стало только хуже». Это можно превратить в соревнование, раздав карты между учениками и сделав победителем человека, который использует все их карты.
Разыграйте свои чувства
Попросите учеников каждый раз читать диалог с разными эмоциями, например сердито, ласково и грустно.
Разыграйте свои чувства 2
Учащиеся проводят диалог или сценарий и записывают чувства рядом с строками.Затем эти сценарии случайным образом раздаются всему классу для исполнения перед классом или другими группами. Слушающие люди пытаются понять, какие чувства выражаются и / или какая группа разыгрывает сценарий, по которому их группа написала это чувство.
Разыграйте свои чувства 3
Раздайте ученикам рабочий лист с записанными на нем чувствами и попросите их написать диалог, который соответствовал бы этим эмоциям в тех местах, где написаны эти слова.
Разыграйте свои чувства 4
Учащиеся кладут на стол колоду карточек чувств лицевой стороной вниз.Каждый человек переворачивает карточку перед тем, как говорить, и должен продолжить (импровизированный) разговор с этой эмоцией.
Мозговой штурм чувств
Попросите учащихся провести мозговой штурм как можно больше вещей, связанных с одним чувством, например вещи, которые делают людей счастливыми, и / или то, что люди делают, когда они счастливы, например «смеются» и «улыбаются». Это может быть организовано как гонка, когда их список проверяется другой группой, и группа с наиболее правильными словами и выражениями выигрывает.
Почувствуйте видео
Самый простой способ использовать видео для выражения чувств — это просто выкрикивать прилагательное «эмоции», когда они видят на экране кого-то, кто так чувствует. Вы также можете попросить их составлять целые предложения, например «Мужчина испытывает отвращение из-за того, что ему в лицо попала пеленка».
Пощупать видео 2
Учащиеся угадывают, как персонажи будут чувствовать себя на листе с диалогами и описанием происходящего, а затем посмотрите, чтобы проверить свои ответы.
Почувствуйте видео 3
Раздайте ученикам рабочие листы со списком чувств в том же порядке, что и на видео. Ученики должны угадать, что заставляет персонажей так себя чувствовать и / или как они реагируют, а затем смотреть и проверять.
Дизайн-проекты чувств
Студенты соревнуются в дизайне и рисовании вещей, которые вызывают определенные чувства, например спроектировать целый тематический парк с особыми аттракционами, которые заставят вас почувствовать страх, возбуждение, отвращение, головокружение и т. д.
,