Функции мимики: Мимика как элемент невербальной коммуникации

Содержание

25. Мимика | НЛП для начинающих

Мимика, в первую очередь, передаёт эмоции. Все эти раздражён, обижен, взволнован, счастлив, радостен и удивлён.

Эмоции появились давно, у всех высших млекопитающих они есть: дельфинов, кошек, собак, обезьян… У нас с ними куча общих эмоций: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, горе, стыд, интерес, вина, смущение. У людей эмоций на порядок больше, перечислять их все я не буду — просто много.

И мимика у обезьян (и у людей) как раз развивалась, чтобы демонстрировать эмоции — как средство коммуникации. Так что рассказ о мимике будет сильно связан с рассказом об эмоциях.

Иллюстрация и реакция

Эмоции можно разделить на те, которые происходят как реакция: ему сказали — он огорчился. Эти сообщения более «искренние», но при этом зачастую менее выражены. И есть эмоции-иллюстрации: наглядные демонстрации состояния. Они боле нарочиты и гротескны, зато более понятны. «Неправильная» их демонстрация — это как говорить очень невнятно и неразборчиво: «Хчу сбщть вм вжную ность.» Общаться с таким человеком очень сложно: «речь» неразборчива, что хочет сказать непонятно.

Понятно: эмоции-иллюстрации больше для общения

И если эмоции-реакции как раз удобнее калибровать — они сообщают об «искренней» оценке ситуации, — то эмоции-иллюстрации стоит научиться  показывать «правильно» (то есть так, как принято это показывать в данной культуре) и правильно расшифровывать.
Но, самое главное, тренируйтесь отличать первые от вторых. Эмоции-иллюстрации для получения информации о «искренней» реакции годятся мало.

Эмоция-реакция и эмоции-иллюстрации

При этом эмоции-иллюстрации ни в коем случае не являются чем-то «плохим» — мы постоянно их используем. На то они и «иллюстрации» — они помогают лучше понять слова, удержать внимание, передать «интонацию» и т.д. «Правильные» эмоции-иллюстрации один из главных инструментов оратора, политика, актёра. Да и в повседневной жизни, когда мы рассказываем что-то, то должны правильно транслировать эту самую невербальную информацию. И когда слушаем — показывать, что мы слышим и сочувствуем.
И ещё одна важная вещь:

большинство людей одни и те же эмоции демонстрирует более-менее одинаково.

По крайней мере эмоции-реакции. С эмоциями-иллюстрациями бывают проблемы, так как не все понимают, как их правильно демонстрировать.

Микровыражения

Всё тот же Пол Экман, который занимается калибровкой лжи, говорит о микровыражениях — очень быстрых мимических демонстрациях эмоций. Люди регулярно стараются контролировать собственные эмоции. Вернее, их демонстрацию. Но бессознательное намного быстрее сознания, и эмоция-реакция обычно всегда успевает показаться до того, как человек решит продемонстрировать вместо неё что-то другое.

Естественно, совершенно не обязательно что человек будет свои эмоции скрывать. Но такое бывает довольно часто. Ну, от него ждут или требуют другую эмоцию, она неприлична в этом обществе, её демонстрация ведёт к неприятным последствиям, а демонстрация более подходящей — к правильным.

Правда эти самые микровыражения срабатывают только для сильных «базовых» эмоций. А их Экман выделяется всего семь: презрение, отвращение, гнев, удивление, счастье, страх и печаль. И эти эмоции действительно должны быть сильными.

Вообще, сколько специалистов по эмоциям — столько и мнений, какие эмоции базовые.

На что смотреть

Приведу опять картинку с демонстрациями «базовых» эмоций.

Признаки базовых эмоций

И, можно заметить, что в первую очередь обращать внимание нужно всего на несколько вещей:

губы, брови, глаза.
Что женщина красят — на то и смотрим ;).

Собственно, у смайликов, которые используют как раз для обозначения эмоции, как раз и есть только брови, глаза и губы. И этого хватает.

Признаки базовых эмоций

Тренируемся

В повседневной жизни нам не так часто попадаются жуткие специалисты по скрыванию эмоций — большинство людей их демонстрирует достаточно наглядно. Просто нужно научиться их калибровать (и «правильно» демонстрировать). Так что тренируемся. Основные эмоции: радость, счастье, удивление, страх, печаль, презрение, отвращение, гнев, возмущение, недовольство.

Понятно, что эмоций намного больше и они часто бывают «смешаны». Но об этом мы поподробнее поговорим, когда будем разбирать мета-сообщения.

Посмотрите на картинку и определите «основную» эмоцию. Напоминаю, смотрим в первую очередь на: губы, брови и глаза. Под картинкой условно-правильные ответы.

Картинки из роликов канадского канала Just For Laughs Gags: они создают различные ситуации и снимают реакцию случайных прохожих. Так что эмоции здесь вполне искренние, а не сыгранные актёрами.

Эмоции для калибровки

Ответ

1. Верхняя губа напряжена и приподнята, брови опущены, складка между бровями, щёки подняты: отвращение.

2. Мышцы лица расслаблены, губы расслаблены, рот приоткрыт, глаза широко открыты: удивление.

3. Симметричная расслабленная улыбка, брови расслаблены, мышцы в уголках глаз напряжены: радость.

4. Мышцы лица напряжены, глаза широко открыты, брови подняты: страх.

5. Нижние веки расслаблены, верхние веки слегка опущены, губы расслаблены, уголки губ вниз, брови приподняты: печаль.

6. Симметричная улыбка, морщинки в уголках глаз, брови расслаблены: радость.

7. Губы напряжены, верхняя губы поджимает нижнюю, уголки губ вниз, брови напряжены: недовольство.

8. Брови опущены и напряжены (складка между бровями), губы напряжены, уголки губ вниз, щёки напряжены, глаза открыты: гнев, возмущение.

9. Брови сведены и опущены, губы напряжены, уголки губ вниз: недовольство.

10. Брови сведены, нос сморщен, верхняя губа приподнята, уголки губ вниз: отвращение.

11. Лицо расслаблено, губы расслаблены, брови подняты: удивление.

12. Симметричные улыбки, губы расслаблены, брови расслаблены: радость.

Значение эмоций

Одна из функций эмоций информационная: они нам сообщают об оценке ситуации. А другим, о нашем отношении (к себе, информации или слушателю).

Эмоции ведь так называемые мета-состояния: это оценочные состояния «по поводу». То есть «просто так» эмоций не бывает — всегда есть событие, по поводу которого эта оценка делается.

Сама ситуация может быть и в прошлом, и в будущем, и происходить в настоящем — эмоции всегда сейчас. Так что передают они нам нашу бессознательную оценку ситуаций, к которым относятся. А как иллюстрации сообщают о нашем отношении.
Радость: удовлетворена какая-то ценность.
Страх: будет сильно неприятное событие. (Страх всегда относится к событиям в будущем).
Удивление: произошло событие, сильно нарушившее ожидания.
Недовольство: нарушены какие-то ценности.
Счастье: основные ценности удовлетворены. (Счастье, на самом деле, не бывает очень долгим переживанием — оно возникает только когда мы начинаем оценивать ситуацию).
Печаль:  были приятные события в прошлом, которые больше не повторятся, упущенные возможности.
Горе: потеря чего-то важного.
Раздражение: серьёзное нарушение ожиданий.
Азарт: есть вероятность удовлетворения важных ценностей (выигрыша).
Отвращение: поведение человека или происходящее событие неприемлемо.
Презрение: ощущение превосходства.
Восторг: ожидания более чем удовлетворены.

Проверь себя

1. Наиболее полезны для калибровки эмоции-иллюстрации или эмоции-реакции?

2. При публичных выступлениях чаще используют эмоции-иллюстрации или эмоции-реакции?

3. Где скорее всего эмоция-реакция, а где — эмоция-иллюстрация?

Эмоции для калибровки

4. Какие эмоции скорее всего будут у человека, если у него:

1. Удовлетворена какая-то ценность.
2. Основные ценности удовлетворены.
3. Ожидания более чем удовлетворены.
4. Есть возможность выигрыша.
5. Нарушены его важные ценности.
6. Потеря важного для него человека.
7. Нарушены какие-то ценности.
8. В будущем будет опасная ситуация.
9. Нарушение ожиданий.

Где проходим

Тренинг:: Мастерство Коммуникации

По теме

Статья:: Структура эмоций

Вебинар:: Структура Эмоций

Вебинар:: Невербальные Сообщения

Видео:: Управление Эмоциями

Мимика лица — Кинесика — речь тела

  Мимика (от греч. подражатель) — выразительные движения лица человека, приводящие к сокращению лицевых мышц, происходят в соответствии с теми или иными психическими состояниями человека, образуя то, что называют мимикой или экспрессией лица. С художественной и театральной точек зрения — это уменье или способность произвольно пользоваться такими движениями мышц, что можно назвать «искусством выражать чувства и настроение.

Відео YouTube

   Общение является одним из центральных аспектов повседневной жизни, что находит свое отражение в широком разнообразии способов которыми люди обмениваются информацией. И это происходит не только с помощью слов, но и с помощью мимики и движений тела. Выражение лица можно сказать многое. Кивок означает понимание, хмурое выражение может сказать: «Я не понимаю! Пожалуйста, объясните еще!»
   Ученые из Института Макса Планка по биологической кибернетики в Тюбингене (Германия) обнаружили, что мы можем классифицировать выражение лица гораздо лучше, когда оно движется естественным образом, а не когда «заморожено» в фотографии. Для того, чтобы проявилось преимущество динамической информации, мы должны видеть изменяющуюся мимику лица, по меньшей мере, 100 миллисекунд. Если видеоряд короче, наш мозг не способен правильно интерпретировать выражение лица. Некоторые выражения проявляются в изменении ориентации головы, например кивок или покачивание головой. Другие основаны на сложных деформациях лицевой части. Например, морщины нашего носа сигнализирует об отвращении или о том, что человек хмуриться.

  Не только эмоции могут вызывать непроизвольную мимику, но и мимика может вызывать эмоции. Это своего рода обратная связь. Человек, который пытается изобразить на сво

Какой отдел головного мозга регулирует мимику

Мимика – отражение эмоционального состояния человека с помощью лицевой экспрессии – выразительных движений мышц лица. Люди разных национальностей, традиций и социального положения одинаково проявляют основные эмоции:

  • гнев;
  • печаль;
  • страх;
  • отвращение;
  • удивление;
  • счастье.

Ученые связывают это с необходимостью передачи информации невербальным способом, которая была актуальна еще во времена зарождения человечества.

Находясь в утробе матери, эмбрион на 20-ой неделе уже проявляет мимические реакции. При рождении новорожденный имеет полностью сформированную мускулатуру лица для проявления своих эмоций с помощью мимики.

Важно. В течение жизни мимический облик личности изменяется. Влияют условия жизни, климат, перенесенные болезни. Испытанные эмоции тоже накладывают свой отпечаток на выражение и мимику лица.

Психологи, совместно с нейробиологами и анатомами, изучают феномен – мимику человека, проводят исследования с целью узнать, какой мозг регулирует мимику. Результаты имеют прикладное значение в психодиагностическом направлении «Профайлинг», где по психологическому портрету определяют преступников, террористов и потенциально опасных людей.

Где генерируется мимика

Где генерируется мимика

 

Где зарождаются эмоции

Для исследования эмоций человека ученые из университета Л. Максимилиана в Германии проводили опыты с применением снимков на аппарате МРТ. Добровольцы разного возраста и пола должны были вообразить сильные эмоции. Под их влиянием усиливалось кровообращение в различных участках мозгового вещества. На основе этого были сделаны выводы о том, какой отдел головного мозга регулирует мимику.

Сильные чувства, вызванные стыдом и виной, активировали извилины передней поясной коры височных долей. Они отвечают за взаимосвязь с внешней средой, сообщают об ошибках, передают сведения о прошедших событиях.

Кроме этого, возбуждались участки, контролирующие функции организма – кровяное давление, сердцебиение. Затрагивались доли, регулирующие основные эмоции.

Гнев и страх побуждают миндалевидные тела головного мозга к активности. Находясь под воздействием этих эмоций, мозг оценивает обстановку, обращается к опыту и памяти, нормализует выработку гормонов для испытания этих чувств.

Смех, счастье и радость активизируют множество участков, охватывая практически весь мозг. Возбуждается кора лобных долей обоих полушарий, отвечающая за способность ставить и достигать цели, планировать, импровизировать.

Миндалевидные тела и гиппокамп разграничивают важные или незначительные события, второстепенные быстро забываются, а сильные эмоции сохраняются надолго.

При исследовании эмоциональных переживаний, связанных с лаской и нежностью, ученые-нейробиологи установили связь между тактильными ощущениями и всплеском активности в соматосенсорной коре. Прикосновения руки человека в момент горя, печали или боли высвобождали нейромедиаторы – вещества, способствующие передаче импульсов между нейронами. В этот момент уменьшалась боль, исчезала тревожность.

Особенности мимических мышц, их строение

Мимическая мускулатура отличается от других видов мышц человеческого тела – скелетных, гладких и поперечнополосатых. Представляет собой пучки из мелких тонких волокон, сгруппированных вокруг рта, глаз, ушей.

Окончания их вплетены в слизистую и эпителий. Сокращения вызывают движения кожи лица. Вокруг отверстий мышцы расположены в виде колец для их замыкания или расширения сфинктеров. Также участвуют в процессе жевания и речи.

Различают:

  1. мышцу гордецов;
  2. круговую глаза;
  3. сморщиватель бровей;
  4. малую и большую скуловые;
  5. мышцу смеха;
  6. опускающую угол рта;
  7. нижней губы;
  8. поднятия кожи подбородка;
  9. круговую рта;
  10. носовую.

Все они работают совокупно, придавая лицу то или иное выражение. В движение приводятся нервными импульсами из разных отделов мозга, отвечающих за мимику. Лицевой нерв, имеющий сложное разветвленное строение, передает сигналы от головного мозга и обратно.

Особенности мимических мышц

Особенности мимических мышц

Какой мозг контролирует мимику

Самый сложный орган тела человека – головной мозг. Его функции и возможности до сих пор изучены не до конца. Он руководит и контролирует все совершаемые действия и чувства, испытываемые при этом.

Состоит из пяти основных отделов:

  • переднего мозга – левого и правого полушария;
  • основного продолговатого;
  • заднего – моста и мозжечка;
  • среднего;
  • промежуточного.

Они объединены в три части: оба полушария, мозжечок и главный ствол.

Основные защитные рефлексы – дыхание, глотание, мигание, кашель, отделение желудочного сока – контролирует продолговатый мозг.

Полушария отвечают за умственную деятельность человека, его мышление, воображение и память. Мозжечок позволяет сохранять равновесие, координировать движения тела.

За движения глазных яблок и сокращения мимических мышц отвечает Варолиев мост. В его функции входит передача информации от вкусовых рецепторов, части головы и зубов в кору больших полушарий. Он расположен под мозжечком и является проводником между ним и продолговатым мозгом.

Мост имеет длину 2,4-2,6 см, весит около 7 г. Рядом расположен выход тройничного нерва, ответственного за жевание. В борозде моста заложено ядро лицевого нерва, иннервирующего мимические мышцы.

Помимо регулирования мимики, Варолиев мост:

  1. обеспечивает сознательное движение и контроль над положением тела;
  2. получает и передает информацию от сосочков языка, слизистых оболочек носа, глаз, кожи лица;
  3. отвечает за слюноотделение, жевание, глотание;
  4. ответственен за слух.

В основании моста расположены пути, по которым передаются сигналы из коры головного мозга в другие отделы – продолговатый, спинной и мозжечок.

Важно. Таким образом, мимику регулирует отдел среднего мозга – Варолиев мост. Его повреждения приводят к инвалидизации человека.

Обратная связь мимики и эмоций

Первым гипотезу об обратной связи мимических реакций и эмоций выдвинул Чарльз Дарвин в 1872 году. Он предположил, что свободное выражение эмоций усиливает ее, а подавление мимики, наоборот, смягчает.

Ученые, проводя опыты и исследования, не раз опровергали влияние лицевой экспрессии на переживания или подтверждали новыми результатами. У этой теории есть как сторонники, так и противники.

Существуют методики изменения психофизического состояния человека с помощью мимических упражнений. Создавая образ положительных эмоций на лице, человек может реально повысить свое настроение и выработать позитивный взгляд на происходящее.

Еще одна версия получила подтверждение – действие асимметрии мозга на человеческую мимику. Правое и левое полушария имеют функциональные различия и отражаются в мимике частей лица по-разному.

Возникает асимметрия лица – правая часть отражает духовную, генетическую часть личности, левая – социальную, жизненную. При проведении видеокомпьютерной диагностики отчетливо видны различия сторон лица.

Для гармонизации психических процессов и психофизической саморегуляции, а также лечения пациентов с депрессией, повышенной тревожностью проводят анализ портретов, составленных из двух левых и двух правых частей лица. Путем обратной связи между мимикой и эмоциями в мозг поступают сигналы. При этом выравниваются способности человека, уменьшаются проявления расстройств, даже происходит омоложение.

Эмоции рождаются в различных отделах головного мозга и путем нейронных реакций попадают в Варолиев мост. Лицевой нерв, начинающийся в бороздке моста, передает сигналы мускулатуре лица. Мимические мышцы отличаются от всех остальных строением, функциями, назначением. Существуют методы лечения и омоложения, использующие обратную связь между лицевой экспрессией и эмоциональным и физическим состоянием человека.

Самые свежие новости в нашей группе: Школа ораторского искусства Владимира Подопригора

Мимика. Психология общения и межличностных отношений

Мимика — это сокращение различных мышц лица для выражения своих переживаний и отношения к чему— или кому-либо. Для понимания состояния и намерений собеседника важно следить за его мимикой. Мимика является одним из средств экспрессивного проявления эмоций. Последние контролируются правым полушарием, и поэтому труднее скрыть эмоции именно на левой стороне лица. Правда, положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих сторонах лица, но отрицательные эмоции более отчетливо выражены на левой стороне. Особенно экспрессивны губы и глаза человека. Последние, например, могут характеризоваться широкой раскрытостью или суженностью, блеском или тусклостью (что зависит от количества слезной жидкости, кровенаполнения сосудов слизистой оболочки), величиной зрачка. «Брови и рот по-разному изменяются при различных причинах плача», — говорил Леонардо да Винчи, а Л. Н. Толстой описал 85 оттенков выражения глаз и 97 оттенков улыбки.

Улыбка может выражать радость и доброжелательное отношение к человеку, поэтому писатель В. Солоухин справедливо отметил ее важную роль для взаимоотношений людей и их самочувствия: «Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся и ты никому не улыбнулся тоже. Душа зябнет и каменеет». Однако улыбки бывают разные. Если человек допустил ошибку, он может виновато улыбаться, как бы прося извинения. Улыбка старшего может являться знаком одобрения поступка или действия ребенка. Улыбка может выражать дружелюбие, стремление войти в контакт. Но она может отражать и сарказм, иронию, и лицемерное дружелюбие, и превосходство человека (снисходительная улыбка). Улыбка может быть «дежурной», по сути обозначая безразличное отношение к человеку. При заискивании у человека может проявляться чрезмерная улыбчивость. Улыбка, сопровождаемая поднятием бровей, обозначает, как правило, готовность подчиниться, а улыбка с опущенными бровями выражает превосходство и стремление осуществлять социальный контроль (И. Атватер, 1983).

Неоднозначность толкования мимики относится и к другим выражениям лица: разлету бровей, движениям глазных яблок, прищуру век и т. п. Мимика может иметь универсальный характер (например, опущенные уголки губ свидетельствуют об отрицательных эмоциях, переживаемых человеком: гневе, презрении, страдании) и специфичный (например, суженные глазные щели при презрении и страдании). С другой стороны, одно и то же состояние может выражаться разными неспецифическими мимическими средствами. Так, гнев и радость могут выражаться как суженными, так и широко раскрытыми глазами. В этом случае для правильного распознавания эмоции требуются дополнительные признаки. Простые мимические признаки входят в состав мимических симптомокомплексов, отражающих различные сочетания положения глаз, губ, век, бровей (рис. 2.2), подвижность лица и его частей. Опознание эмоций зависит от участия в их отражении многих лицевых мышц.

По выражению лица можно предугадать намерения человека. Если человек в процессе общения занимает агрессивно-жесткую позицию, то он обычно смотрит собеседнику прямо в глаза, широко открыв свои, губы у него твердо сжаты, брови нахмурены, часто он при этом говорит сквозь зубы, почти не двигая губами. Если человек расположен к контактам, взаимодействию, то у него может быть легкая улыбка, миролюбиво изогнутые брови, отсутствие морщин на лбу, взгляд из-под прикрытых век. Один из американских психологов говорит, что продавец может угадать то, что у покупателя на уме. Если глаза покупателя опущены к земле, а лицо отворачивается в сторону, сделка не состоится. Напротив, если рот расслаблен, без вынужденной улыбки, подбородок выставлен вперед, то много шансов на то, что покупатель обдумывает сделанное ему предложение. Если его взгляд на несколько секунд встречается с взглядом продавца и при этом он улыбается легкой боковой улыбкой, то это означает, что он склоняется на сторону продавца. Наконец, если покупатель опускает голову, склоняясь к продавцу, улыбается расслабленно с энтузиазмом — покупка действительно будет сделана.

Рис. 2.2. Мимические симптомокомплексы

Дж. Фаст (J. Fast, 1978) отмечает, что из всех частей тела, которые используются для передачи информации, глаза являются самой важной и наиболее приспособленной для передачи наиболее тонких нюансов. Хотя глазное яблоко само по себе ничего не показывает, глаза оказывают эмоциональное воздействие благодаря тому, что они используются во взаимодействии с лицом. Они создали обманчивое представление о своих возможностях из-за того, что с помощью изменений в продолжительности взгляда, движения век, прищуривания и десятка других манипуляций, производимых кожей и глазами, можно передать почти неограниченное количество информации. Самым главным в управлении глазами является взгляд, который может быть мимолетным и упорным, настойчивым, скользящим по поверхности и острым, цепляющимся за каждый предмет, проникающим в душу, прямым и косым, взглядом украдкой, расчетливым или оценивающим, наблюдающим и спрятанным за прикрытыми ресницами.

Быстрый взгляд и опущенный взор говорят «Я тебе доверяю. Я тебя не боюсь» или что мы уважаем уединение человека и не думаем «глазеть» на него. С другой стороны, длительный, дольше времени, допустимого по нормам вежливости, взгляд используется, когда хотят «поставить человека на место». Длительный взгляд может означать осуждение, неодобрение (поведения, одежды, прически и т. п.).

Б. Аргайл (Argyle, 1983) рассматривает значение длительности контакта глаз общающихся друг с другом людей. Он в какой-то мере опровергает бытующее мнение, что люди, которые не смотрят нам в глаза, что-то скрывают. Он подсчитал, что люди смотрят друг на друга от 30 до 60 % всего времени общения. Он также заметил, что если два человека во время разговора смотрят друг на друга больше 60 % времени, то они, вероятно, более заинтересованы в самом собеседнике, чем в том, что они обсуждают (например, влюбленные или люди, готовые к драке). Б. Аргайл полагает также, что абстрактные мыслители стремятся к активному контакту глаз в отличие от тех, кто мыслит конкретными образами, потому что у первых больше способности к интегрированию поступающей информации и их труднее отвлечь.

Датский ученый Г. Нильсен выявил, снимая интервью на пленку, что человек, который чаще других глядел на своего интервьюера, отворачивался в сторону 27 % всего времени, занятого беседой. Человек, который реже смотрел на интервьюера, бросал взгляды в сторону 92 % времени. Половина людей смотрела в сторону 50 % того времени, которое ушло на интервью. Он обнаружил также, что люди больше склонны к контакту глаз, когда они слушают, чем когда говорят. Они отводят глаза также тогда, когда задаются вопросом, от которого чувствуют себя неудобно, ощущают вину. Многие люди начинают говорить, глядя в сторону от своих собеседников. Г. Нильсен полагает, что таким образом люди стараются создать себе условия, чтобы их ничего не отвлекало от их речи.

Экслайн и Винтерс (Exline, Winters, 1965) показали, что взгляд связан с процессом формирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек только формулирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону («в пространство»), когда мысль полностью готова — на собеседника. Если речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается — больше (Waid, Orne, 1981). Вообще, тот, кто говорит, меньше смотрит на партнера — только чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающий же больше глядит в сторону говорящего, «посылая» ему сигналы обратной связи (Argyle, 1983). Как показал Меграбян (Mehrabian, 1972), обмениваться взглядами очень важно для процесса общения и установления положительных отношений. В его эксперименте интервьюер брал интервью одновременно у двух человек, но смотрел преимущественно на одного. В результате тот, на которого смотрели больше, оценивал интервьюера более положительно, а тот, на кого смотрели мало, — более негативно, считая при этом, что то, что он говорил, было ему не интересно.

По данным Р. Экслайна, женщины чаще смотрят на интервьюеров, чем мужчины. Когда людей расспрашивали об их личных проблемах, они смотрели на интервьюера не столь часто, как в тех случаях, когда их расспрашивали об отдыхе, интересе к литературе и спорту. Когда кто-то смотрел в сторону, это означало, что он еще не закончил свое объяснение и не хочет, чтобы его прерывали. Если его глаза скрещивались с глазами партнера по общению, то таким образом он подавал сигнал: «Вот что я хочу сказать. А что по этому поводу думаете вы?» Если слушающий собеседника человек глядит мимо него, то он подает сигнал: «Я не совсем удовлетворен тем, что вы сказали. У меня другое мнение». Возможна и другая интерпретация: «Я не хочу, чтобы вы знали, что я думаю по этому поводу».

Бердвистл перечислил 23 различных положения века, которые легко могли идентифицировать пять женщин. Однако все они пришли к выводу, что лишь четыре положения века (глаза открытые, приспущенные веки, косящий взгляд и плотно закрытые глаза) имеют какой-то смысл и несут определенную информацию. Сами же женщины смогли воспроизвести только пять положений век. Мужчины же смогли воспроизвести десять таких положений, а некоторые — и пятнадцать.

Некоторые специалисты утверждают, что в отношении бровей существует 40 позиций, но лишь меньшая их часть имеет смысловое значение. Соединение же движений век, бровей и лба создает бесчисленное количество различных комбинаций.

Экспрессия лица наиболее информативна при передаче правдивой информации и наименее информативна при передаче лживой информации (Mehrabian, 1972). Следовательно, когда человек хочет скрыть свои переживания или намерения, лицо становится малоинформативным, так как мимика довольно хорошо контролируется человеком, а главным источником информации для партнера является тело.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Мимика — Студопедия

Под мимикой понимают движения мускулатуры лица. Мимика бывает сильно подвижная, малоподвижная, монотонная и сопряженная. Сильно подвижная мимикасвидетельствует об оживленности и быстрой сменяемости восприятия впечатлений и внутренних переживаний, о легкой возбудимости от внешних раздражителей. Малоподвижная мимикауказывает на постоянство душевных процессов. Подобная мимика ассоциируется со спокойствием, постоянством, рассудительностью, надежностью, превосходством и уравновешенностью. Малоподвижная мимическая игра может при сниженной активности (двигательная сила и темперамент) производить также впечатление созерцательности и уюта. Причиной монотонной мимикимогут быть двигательные нарушения, скованность или парализованность. Такое поведение характерно при депрессивных состояниях, печали, эмоциональной бедности. Большинство мимических проявлений являются сопряженными.Они состоят из множества отдельных выражений, но связаны между собой. Высказывания вроде «он разинул рот и раскрыл глаза», «холодные глаза противоречат смеющемуся рту» и другие свидетельствуют о гармонии или дисгармонии эмоциональных процессов и их проявлений в конкретном случае.

Вспомогательную функцию выражения глаз в большинстве случаев выполняет мускулатуралба. Из-за связанных с активностью глаз мускульных движений образуются морщины. Продольные морщины над переносицей являются признаком зафиксированного в уме желания. Вертикальные морщины являются выражением душевного или физического напряжения. Причинами их возникновения могут стать твердая решимость, упрямство, своенравие, недовольство и раздраженность.



Поперечные морщины на лбу возникают при поднятых бровях и широко раскрытых глазах, что свидетельствует о желании воспринять как можно больше информации. Это мимика страха, ужаса, непонимания, удивления и неожиданного просветления (уяснения чего-то).

Очень информативными в выражении эмоций являются брови. Наморщенные брови обычно связаны с напряжением, критикой, неудовольствием, выходящем за рамки нормального физической или духовной деятельностью, гневом, бешенством и потрясением. Брови в виде выпуклого полумесяца — наоборот — выражают в определенных ситуациях удивление, недоумение, а в других, в сочетании с улыбкой — радость, удовольствие.

Если наморщить нос,то наискосок к спинке носа появится скопление морщин. Они свидетельствуют об отвращении, смущении, дискомфорте и неприязни. Процесс наморщивания носа являет собой составную часть реакции на горечь, когда немного приподнимается и верхняя губа. При частом активизировании задействованных мышц образуется так называемая морщина чувствительного человека. При этом верхний кончик носогубной складки глубже врезается в угол носа. Если носогубная складка отчетливо заметна не только в своей верхней части, но и на участке от уголков носа до линии рта, то тогда ее называют также «интенсивной складкой». Она сигнализирует об энергичности, жизненной силе и способности переносить большие нагрузки.


Роттакже в значительной степени определяет выражение лица. Рот — самая подвижная часть лица. Он — центр любой улыбки и всякой боли. Губы, выпяченные вперед, следует расценивать как враждебный выразительный сигнал, а если они поджаты, то это уже символ ухода в себя, производящий скорее впечатление испуга. Если поджатые губы напряжены, сжаты, этим выражается бессильный гнев. Если рот искажается во время разговора или смеха и чередование движений дисгармонично, то это выражает негативные стремления даже в том случае, если все остальные сигналы носят положительный характер и лицо кажется дружелюбным. Если рот скривлен в одну сторону и это не вызвано состоянием здоровья, то тогда можно говорить о склонности данного человека к издевательскому и презрительному отношению. Подергивание и дрожание рта является сигналом тревоги, предупреждением о повышенной нервозности и призывающим к осторожности. Опущенные уголки рта Дарвин называл «рудиментом плачущего человека». Такие уголки рта являются элементом реакции горечи. Треугольная мышца, называющаяся также «мышцей печали», оттягивает уголки рта вниз. Расслабленно опущенные вниз уголки рта свидетельствуют о безрадостном состоянии, печали, разочаровании и болезненном отказе от чего-то. Нередко они являют собой выражение негативной жизненной установки. Это выражение характеризуют также слова: ми «у него вытянулось лицо».

Улыбка. Чем свободнее и непринужденнее кажется нам улыбка, тем в большей степени она является выражением наивной, чистой радости. Такая улыбка является самой очаровательной формой в мимическом репертуаре, обладая исключительно приятным для окружающих содержанием. Вынужденная деланная улыбка «по заказу» превращается в движение намерения с довольно небольшим содержанием чувства. Она неожиданно возникает и так же неожиданно исчезает. Из-за этого скрываемые за ней лицемерные намерения становятся очевидными. К улыбкам «по заказу» относится также и улыбка смущения. Она тоже неорганична. Это вымученная улыбка, которая нередко используется в качестве компенсации, например при выражении сочувствия. Приторная улыбка как чуть заметное растяжение губ производит утрированное, слегка наигранное впечатление, выражая больше того, что испытывают на самом деле. Усмешка, при которой губы остаются сомкнутыми в довольно напряженном состоянии. За счет этого в этом виде улыбки выражается некоторое волевое усилие. Напряжение может сигнализировать как о внимании, так и о тенденции к господству. Сжатые губы выражают отстраненность. Нередко усмешка содержит в себе и ехидное выражение. В таком случае она превращается в мимическое выражение радости по поводу того, что должно держаться в тайне. Ухмылка — улыбка-гримаса. По такой улыбке можно судить о том, что возможно перед вами наглый или провоцирующий коварный человек. Опущенные вниз уголки рта («кислая» реакция) придают лицу выражение «переполненного сарказмом» человека. При кривой усмешке (или фальшивом смехе) только один из уголков рта либо приподнимается, либо опускается. Проявляемое таким образом органическое рассогласование выражает состояние внутреннего разлада. Эта улыбка дает возможность скрыть подлинное мнение за напускным дружелюбием (например, когда начальник или уважаемое лицо рассказывает какой-нибудь анекдот и сотрудникам из вежливости приходится смеяться, хотя и сам анекдот был уже не новым, да и смешного в нем было мало). При уничижительной улыбке уголки рта немного опущены. Форма рта выражает одновременно утверждение и отрицание. Уничижительная улыбка является ослабленным вариантом язвительной. Так улыбается человек, настроившийся на юмор висельника или отказывающийся от всего, а также высокомерно-ироничный, всезнающий или злорадствующий по тому или иному поводу.

Голове как носителю важнейших органов человека в динамичном языке тела отводится особое значение. Многочисленные выразительные модели поведения проявляются, например, в том, что для улучшенного восприятия голова выдвигается вперед, в целях обороны она отводится назад, при уклонении от чего-то — в сторону, а при сближении — склоняется вперед. Если голова свисает без напряжения, то это означает безволие, апатию, отсутствие порыва и безнадежность. При отсутствии напряжения затылочной мышцы голова падает на грудь. Если голова склонена, и при этом взгляд обращен вниз, то это говорит о подчинении. Если такой наклон головы используется при приветствии, то мы имеем дело с сознательным, соответствующим вежливости подчинением, т.е. символическим подчинением. В сочетании с поклоном так выражается отказ от проявления своей воли или же молчаливое одобрение. В зависимости от степени наклона головы и продолжительности отсутствия зрительного контакта можно говорить либо о стыдливости, либо о проявлении подчинения.

Взгляд исподлобья при склоненной голове сигнализирует о готовности к борьбе, агрессивности, выдает чувство радости от пребывания в оппозиции и упрямство. Если взгляд направлен слегка в сторону, то по нему можно сделать вывод о коварстве или об осознании своей вины. Так осуществляется наблюдение, полное ожидания, или скрываемый поиск слабых мест у кого-то другого. В сочетании с широко раскрытыми глазами, расслабленными мышцами шеи и положением глаз, когда зрительные оси почти параллельны друг другу, проявляется состояние, когда человек «напал на какой-то след».

Тот, кто предстает перед вами с поднятой головой, чувствует себя свободным и уверенным, не испытывая страха. В соответствии е этим поднятие головы означает чувства собственного достоинства и готовности приступить к какому-либо делу. Нередко с выпрямлением головы сопряжен глубокий вдох. Такое одновременное пополнение запасов воздуха свидетельствует о наличии воли к действию и готовности к откровенному разбирательству. Если голова задирается вверх, тем самым выражается гордая неприступность и заносчивость. Это производит также вызывающее впечатление на окружающих.

Если голова, которую держали прямо, вяло откидываетсяназад, то это выражение самоотдачи. В отличие от подчинения, когда опускание головы наряду с уменьшением воздействия приводит и к одновременной защите шеи, в данном случае беззащитно отдаются во власть другого человека. По данной позе можно также судить, что тот или иной человек пребывает во власти воспоминаний, удовольствий, испытываемых при наслаждении тем или иным видом искусства, и т. п. В сочетании со смехом подчиненность трансформируется в наигранность и выражает беспомощность. От этого положения головы следует отличать положение головы, расслабленнооткинутой назад. В таком положении говорят о снижении концентрации внимания, нередко оно наблюдается у людей в мечтах и при созерцательном поведении. Если такое положение головы «не вписывается» в ситуацию, то можно говорить о мягкотелости, лености и жажде наслаждений. Еще одно почти аналогичное положение головы — запрокинутое — но уже с напряженной шеей, свидетельствует об агрессии, напористости, смелости. В сочетании с пронзительным взглядом запрокидывание головы производит впечатление наглости, а при повороте всего корпуса в сторону визави еще к тому же и навязчивости. Чем порывистее совершается движение, тем больше в нем заключено нервного возбуждения. В таких случаях подобным образом могут быть выражены решительный протест и оскорбление чувства чести собственного достоинства. При спокойном варианте исполнения этого движения можно сделать вывод о поведении превосходства. Так может быть выражено либо безмолвное приглашение, либо немой вопрос.

Голова, выставленная вперед, говорит о желании приблизить органы чувств к источнику раздражения, то есть свидетельствует о наличии интереса. Также это положение головы используется при угрожающем поведении. Человек как бы демонстрирует: «Я воспринимаю все раздражители, передаваемые тобою, и не боюсь их». Полный поворот головы и легкое напряжение свидетельствуют о заинтересованности, выражаемой без всякой сдержанности или каких-либо задних мыслей. При неполном повороте головы не все лицо обращено к партнеру. Из-за неполного поворота головы зрительный контакт устанавливается при помощи взгляда, направленного из уголков глаз, наискосок, что сигнализирует о заинтересованности человека. При сдержанном проявлении интереса поворот головы замедляется. Создается впечатление, что данный объект или партнер не достоин того, чтобы поворачиваться к нему всем лицом. Поэтому такое поведение воспринимается как оскорбительное. Если голову отворачивают, то заинтересованность в созерцаемом объекте отпала. Быстрота и степень напряженности выполняемого движения дают довольно важную дополнительную информацию. Если отворачивание продиктовано гневом, то в нем всегда заключено сильное напряжение.

Жесты.

В деловом общении выделяется несколько основных типов жестов, отражающих состояние человека. Жесты открытостисвидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно. К ним относят «раскрытые руки» (протянутые в сторону собеседника ладонями вверх) и «расстегивание пиджака» . Тот, кто меняет свое решение в благополучную сторону, обычно разжимает руки и автоматически расстегивает пиджак. Когда становится ясно, что возможно соглашение или позитивное решение по поводу обсуждаемого вопроса, а также в том случае, когда создается позитивное впечатление от совместной работы, сидящие расстегивают пиджаки, распрямляют ноги и передвигаются на край стула, ближе к столу, который отделяет их от сидящих напротив собеседников. К жестам скрытностиотносят потирание лба, висков, подбородка, стремление прикрыть лицо руками, избегание контакта глазами. Жесты и позы защитыявляются знаками того, что собеседник чувствует угрозу. Наиболее распространенным является скрещивание рук на груди.Руки могут принимать несколько характерных положений (СНОСКА: Бороздина Г. В. Психология деловою общения. М., 2002. С.138-139.).

Простоескрещивание рук является универсальным жестом, обозначающим оборонительное или негативное состояние собеседника. Этот жест влияет и на поведение других людей. Если в группе из четырех человек или более один из них скрещивает руки в защитной позе, то вскоре члены группы последуют его примеру. Иногда этот жест может означать просто спокойствие и уверенность, когда атмосфера беседы не носит конфликтного характера. Скрещивание рук помогает сосредоточиться, когда человек рассуждает вслух или вспоминает какое-либо событие.

Если помимо скрещенных на груди рук собеседник еще сжимает пальцыв кулак, то это свидетельствует о его враждебности или наступательной позиции. Чрезмерное возбуждение собеседника можно снять, если замедлить свою речь и движения, снижая общий темп и эмоциональность беседы.

Жест, когда кисти скрещенных рук обхватывают плечи(иногда кисти рук впиваются в плечи или бицепсы так крепко, что пальцы становятся белыми), обозначает сдерживание негативной реакции собеседника на позицию партнера по обсуждаемому вопросу. Этот жест появляется, когда собеседники полемизируют, стремясь во что бы то ни стало убедить друг друга в правильности своей позиции, причем нередко сопровождается холодным, чуть прищуренным взглядом и искусственной улыбкой. Такое выражение лица означает, что ваш собеседник на пределе, в результате чего может произойти срыв переговоров.

Жест, когда руки скрещены на груди,но с вертикально выставленными большими пальцами,передает двойной сигнал: первый — о негативном отношении (скрещенные руки), второй — о чувстве превосходства, выраженном большими пальцами рук. Человек при этом обычно поигрывает одним или обоими пальцами, а в положении стоя покачивается на каблуках. Такой жест выражает еще и насмешку или неуважительное отношение к человеку, на которого указывают большим пальцем как бы через плечо.

Жесты размышления иоценки отражают состояние задумчивости и стремление найти решение проблемы. К ним относятся «рука у щеки» (собеседника что-то заинтересовало), «пощипывание переносицы», которое обычно сочетается с закрытыми глазами (напряженное размышление), «почесывание подбородка» (принятие решения). Когда собеседник подносит руку к лицу, опираясь подбородком на ладонь, а указательный палец вытягивает вдоль щеки (остальные пальцы находятся ниже рта) — это является свидетельством того, что он критически воспринимает доводы партнера по общению.

Жесты сомнения и неуверенности чаще всего связаны с почесыванием указательным пальцем правой руки под мочкой уха или же в боковой части шеи, а также прикосновение к носу или его легкое потирание («синдром Пиноккио»).

Жесты и позы, свидетельствующие о нежелании слушать и стремлении закончить беседу: почесывание уха или потягивание за мочку уха, развертывание корпуса в сторону двери, подергивание ступней. Если человек носит очки, то для него характерный жест желания окончания беседы — снятие очков и откладывание их в сторону.

Жесты, свидетельствующие о желании преднамеренно затянуть время, обычно связаны с очками: собеседник снимает их и надевает, протирает. В этом случае рекомендуют подождать, когда партнер снова очки наденет. Иногда человек начинает расхаживать, когда принимает трудное решение, и здесь важно ему не мешать.

Жесты уверенности и превосходства: закладывание рук за спину и захватом запястья (от этого жеста следует отличать жест «руки за спиной в замок», в таком случае человек расстроен или рассержен и пытается взять себя в руки), закладывание рук за голову (этот жест обычно очень раздражает собеседников). В этом случае психологи рекомендуют задать какой-либо уточняющий вопрос, желательно в наглядной форме (показать предмет или рисунок), чтобы собеседник наклонился вперед.

Жесты несогласия: собирание несуществующих ворсинок с костюма, взгляд в пол.

Жесты готовности сигнализируют о желании закончить разговор и выражаются в подаче корпуса вперед, замедлении темпа речи и усилении ее громкости. Психологи советуют в таком случае первым предложить закончить беседу, что позволит сохранить психологическое преимущество и контролировать ситуацию. С помощью потирания ладоней передаются позитивные ожидания. Сцепленные пальцы рук обозначают разочарование.

При анализе пантомимики важно обращать внимание на непроизвольные, идеомоторные движения. Нужно учитывать, что верхняя часть туловища контролируется лучше, чем нижняя, а правая сторона тела для правшей контролируется лучше, чем левая. Особенно информативными являются движения ногами. Подергивание ступни свидетельствует о нетерпении или раздражении. Барабанят пальцами в нетерпеливом ожидании. Вертят что-либо в руках при неуверенном поведении. Важно обратить внимание на непроизвольные подергивания не ведущей рукой (если они имеют место), когда человек выслушивает неожиданный неприятный вопрос.

Потребности в системе общения Потребность в безопасности. Человек чувствует себя в безопасности, если нет агрессии (реальной или потенциальной) со стороны других людей. Одним из серьезных агрессивных действий является

Мимика. Как поиметь мир [Настоящие техники подчинения, влияния, манипулирования]

Мимика является одним из инструментов влияния.

Предположим, ваша цель – подавить персону.

Техника проста: вы смотрите мимо человека, на лице у вас легкая полуулыбка – чуть-чуть приподнятые уголки губ. Вы переводите взгляд на человека – и ваша улыбка пропадает. Снова отводите взгляд в сторону – улыбка появляется.

И так несколько раз.

Это практически незаметно, но действует в обход сознания. Через пять-шесть повторений ваши действия – появление и исчезновение улыбки – начинают влиять на психику собеседника, на его внутреннее состояние. Человек начинает подозревать, что с ним что-то не в порядке, оглядывать свою одежду и так далее. При этом он не понимает, почему он чувствует себя дискомфортно.

Если же вы, напротив, хотите поднять персоне настроение, расположить ее к себе, вытащить на позитивное общение – вы должны действовать противоположным образом.

Вы сохраняете нейтральное выражение лица, когда отводите взгляд от человека, и слегка улыбаетесь, когда переводите взгляд на него. И точно так же повторяете это несколько раз. Улыбаться надо именно слегка, широкая улыбка может привести человека к мысли, что вы над ним смеетесь.

Ваш собеседник получает позитивный эмоциональный фон, привязанный к вашей персоне. Это направленное в обход сознания воздействие на вызов позитивных эмоций.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Проявление функции «этика эмоций» в мимике разных типов

Так как мимика отражает душевные переживания, то при типировании она используется и для определения  положения ЧЭ (этики эмоций) в структуре психики. Если сравнить проявления эмоций у людей разных типов, то будет видно, что чем более осознана этика эмоций, тем более яркая, разнообразная, лучше контролируемая мимика у человека и тем точнее его мимика соответствует текущей ситуации. И наоборот, чем ниже в структуре психики расположена ЧЭ, тем менее подвижной будет мимика человека, и тем меньше она будет соответствовать текущей ситуации. Таким образом, перемещая мысленно ЧЭ по структуре типа вверх или вниз, мы можем получить шкалу постепенного изменения эмоциональной и мимической активности психотипов.

Мимика Дюмы и Есенина

Наиболее ярко  мимика проявляется у типов с ЧЭ во 2-й функции. Это поистине творцы эмоций и выдающиеся «мимисты», если можно так назвать людей с чрезвычайно развитыми мышцами лица. Эмоции и мимика людей этих типов чрезвычайно подвижны, они умеют передавать тончайшие оттенки переживаний с помощью незаметных на первый взгляд движений мышц, которые совершают очень быстро.

Мимика Гюго и Гамлета

У типов с ЧЭ в 1-й функции лицо тоже обладает высокой подвижностью, мимика яркая, но немного более сдержанная по сравнению со 2-й функцией. Известная эмоциональная экспрессивность людей этих типов достигается за счет фиксированности мимики, когда мимическое выражение принимается и удерживается неизменным некоторое время. Это позволяет Гюго и Гамлетам создавать и выдерживать сильный и длительный эмоциональный напор, практически недоступный представителям других типов.

Мимика Джека и Штирлица

Подвижность мышц лица у типов с ЧЭ в 3-й функции тоже довольно высокая, но в ней уже нет игры и изменчивости. Их мимика гораздо более сдержана, т.к. «ролевая» ЧЭ достаточно медленная и мало осознанная. Люди этих типов стремятся выглядеть эмоциональными, но силы ЧЭ в 3-й функции хватает только для того, чтобы поддерживать стабильный эмоциональный фон. В мимике это стремление выражается как некоторая натянутость, когда настроение выражается немного преувеличенно по отношению к реальной ситуации. У Джеков это дает знаменитую рекламную улыбчивость и показной энтузиазм, а у Штирлицев демонстративную строгость и серьезность.

Мимика Бальзака и Габена

В 4-й функции ЧЭ уведет себя же совершенно по-другому, в отличие от предыдущих мимика у людей этих типов очень сдержанная, жестко контролируемая от излишней подвижности.  Они выражают эмоции лишь в крайних случаях, мышцы лица движутся совсем слабо, а часто не движутся вообще. Это обусловлено «болевой» этикой эмоций, когда человек с опасением относится к любым эмоциональным  изменениям в себе и в окружающим мире.

Мимика Дон Кихота и Жукова

Еще менее осознана ЧЭ в 6-й функции, где она активизируется только извне. Хотя на первый взгляд кажется, что мимика у людей этих типов достаточно разнообразная, но при ближайшем рассмотрении нетрудно заметить, что она неустойчивая и почти неконтролируемая. На мимику эмоции этих и описанных далее типов оказывают влияние в большей степени внешние воздействия, чем желания и состояние самого человека. Если предыдущие восемь типов в разной мере могут управлять своими эмоциями, мимикой и настроением окружающих, то люди с ЧЭ в 5, 6, 7 и 8 функциях эмоционально больше зависят от окружающей среды, чем влияют на нее. Они скорее защищаются от эмоций окружения, чем изменяют их сами. В мимике Дон Кихота и Жукова это передается зажатыми и зафиксированными мышцами лица, которые выглядят как угрюмость и жесткость. Но в отличие от Штирлица эта зажатость присутствует почти постоянно и выключается ненадолго только за счет сознательных усилий.

Мимика Робеспьера и Максима

В 5-й функции ЧЭ проявляется как вялое, апатичное, застывшее выражение лица, как у Робеспьера и Максима. Этим типам эмоции почти полностью внушаются со стороны, они очень слабо могут выдавать какие-то эмоции по собственной инициативе. Их мимика большую часть времени как бы отсутствует, а меняется лишь тогда, когда извне происходит активное эмоциональное воздействие.

Мимика Драйзера, Достоевского, Наполеона и Гексли

Наконец в 7-й и 8-й функциях эмоции почти никогда не меняются ни по желанию самого человека, ни при воздействии извне. Каким бы это ни казалось странным, но у этических типов Драйзера, Достоевского, Наполеона и Гексли проявления эмоций совсем нетворческие. Они хоть и яркие, но фиксированные. Внешне это выглядит так, что люди этих типов как бы постоянно эмоционально «заряженные», но эмоции у них однообразны. Соответственно и мимика у этих типов активная, но однообразная, она больше соответствует их отношению к окружающим, чем реальным внутренним переживаниям, испытываемым самими человеком в данный момент.

Популярность: 0 [?]

Related posts:

Выражений лица · EIA

Наши лица — самые сложные и многогранные из всех животных с множеством различных функций. Мы можем показать другим свое эмоциональное состояние, что помогает общаться с другими, обеспечивая понимание и намерение.

Выражение лица — это невербальная система, передающая социальную информацию вашим коллегам, друзьям, семье и незнакомцам. Обдумайте все, что можно сказать, просто выражением лица, улыбнитесь, чтобы показать счастье или согласие, нахмуриться, чтобы сообщить кому-то, что вы несчастны, опустите брови, чтобы показать кому-то, что вы сердитесь или разочарованы, и поднимите брови, чтобы задать вопрос или подчеркнуть слово .

Это все способы, которыми мы намеренно манипулируем мышцами нашего лица, чтобы показать другому человеку определенное сообщение, мысль или чувство. 43 мускула на лице располагаются прямо под поверхностью кожи, и при движении и манипуляциях они могут образовывать тысячи различных комбинаций на наших лицах. Из всех этих комбинаций 7 отражают так называемые универсальные выражения лица (1), относящиеся к эмоциям: счастье, грусть, гнев, страх, удивление, презрение и отвращение.

Эти общие выражения лица встречаются у всех людей (и у некоторых животных) и были впервые описаны Гийомом Дюшенном, а затем развиты Чарльзом Дарвином (2).В каждом выражении лица между людьми могут быть небольшие различия из-за разнообразия форм лица, травм или других факторов взаимодействия, таких как наркотики. В основном они выглядят одинаково у людей во всем мире. Ниже приведены 7 выражений и их определяющие особенности.

Цифры и метки (единицы действия) в правой части изображения выше показывают движения отдельных мышц при каждом выражении, они обозначают конкретные задействованные мышцы и отличительные особенности, видимые на поверхности лица.Они получены из Системы кодирования лица (FACS) (3), которая представляет собой таксономию, используемую для исследования выражений лица, опубликованную доктором Полом Экманом и Уоллесом Фризеном.

Конечно, есть много других выражений лица, например, замешательство, сосредоточенность и стыд, однако в настоящее время нет никаких исследований, подтверждающих их универсальность для всех обществ и культур.

Два типа мимики

В способе создания выражения лица есть два существенных различия —

  1. Позиционирование
    Выражения, которые отправитель намеревается показать для социальной коммуникации.Эти выражения создаются сознательно, путешествуя через кору головного мозга нашего мозга, которая играет роль в мысли, языке и сознании (среди других функций). Поскольку он проходит через нашу кору, мы контролируем их, здесь управляются правила отображения, например, вы не будете смеяться над увольнением коллеги (даже если они вам не нравятся).
  2. Эмоциональное
    Эти типы выражений подпитываются врожденными эмоциональными реакциями на стимулы и не проходят через кору головного мозга, не оставляя времени для сознания или осознания, что также приводит к микровыражениям, которые раньше считались утечкой наших истинных внутренних эмоций. у нас есть время, чтобы осознать эмоцию и, возможно, контролировать ее тем или иным способом (мы рассмотрим Микровыражения более подробно).Это подтверждается универсальностью эмоций и их выражений, а также исследованиями, показывающими выражения у младенцев, врожденно слепых детей и спортсменов (4).

Чем полезны выражения лица?

Способность читать и понимать выражение лица человека, с которым вы общаетесь, дает вам более глубокий уровень понимания его точки зрения и внутреннего состояния. При конструктивном использовании может привести к эффективному общению, повышению сходства, более высокому эмоциональному интеллекту и лучшему взаимопониманию — это лишь некоторые преимущества (5).

Если вы замечаете выражение печали (например, опущенные уголки губ и приподнятая середина бровей) на лице вашего коллеги, тогда вы должны подумать, почему это было отображено, связано ли это с тем, что вы только что сказали, или потому, что они у них на уме что-то еще? В этом примере именно здесь мягкий вопрос может помочь вам понять, а затем, при необходимости, предложить помощь.
Возможность предложить помощь, помощь или проявить понимание другому человеку, когда он ничего не сказал, показывает уровень осведомленности и сочувствия, за который другие будут помнить вас.

Кроме того, вы можете использовать распознавание мимики, чтобы дать вам преимущество. Во время переговоров о коммерческой сделке или покупке новой машины вы можете оценить реакцию другого человека по выражению его лица. Если вы входите с низким предложением и видите отвращение на лице вашего собеседника, вы можете считать его оскорбленным числом, которое вы указали, или, возможно, оскорбленным агрессивностью, с которой вы представили предложение, в любом случае, вы можете оцените, куда вы хотите пойти дальше в переговорах.

Более глубокий взгляд на выражения лица — микровыражения

Выражение лица также может отображать скрытые чувства и мысли, они появляются без нашего ведома, спонтанно или неосознанно, они известны как микровыражения лица или микровыражения (6). Эти непроизвольные выражения лица могут появиться менее чем за полсекунды, и из-за того, что человек не осознает, что они отображают эти выражения, это дает представление об их истинных мыслях и эмоциях.

В отличие от мимики, используемой при открытом общении, микровыражения трудно подделать из-за быстрого и бессознательного отображения, они появляются быстро, прежде чем отправитель полностью осознает, и не может контролировать свою эмоциональную реакцию.Это может затруднить их обнаружение и распознавание, но с обучением и практикой можно читать других во время разговора.

Микровыражения полезны для обнаружения лжи и обмана; если слова, которые кто-то говорит, противоречат эмоциям, которые вы видите в микровыражении, у вас есть противоречие с контролируемым общением (словами) и неконтролируемыми микровыражениями лица, что может свидетельствовать об отсутствии доверия к рассказу / ответу, который они предоставляют.

Офицер полиции — «Вы выпили, сэр»?
Пьяный мужчина — «не офицер» *, пока они высвечивают микровыражение страха.

Микровыражение страха не соответствует их реакции, зачем показывать страх, если они действительно не пили? Требуются дополнительные вопросы, чтобы понять, почему этот человек может испытывать страх. Возможно, они пьяны и не хотят, чтобы их поймали, или, возможно, у них был плохой опыт общения с полицейским в прошлом, в любом случае, есть скрытые эмоции, которые можно уловить и которые могут помочь вам более четкое понимание другого человека.

Выражение лица также выглядит как смесь двух пережитых эмоций, чувство отвращения и гнева (презрения) может проявлять черты обоих универсальных выражений. Например, опущенные брови при гневе и приподнятая верхняя губа при выражении отвращения.

Как читать выражения лица и микровыражения

Научиться точно читать выражения лица может быть сложно, точное распознавание микровыражений требует обучения и большой практики. Вы можете научиться распознавать микровыражения с помощью онлайн-обучения или более глубоких семинаров.Они дают представление о том, что вызывает эмоции и их выражения, а также фокусируют их на желаемом результате, улучшении коммуникации и эмоциональном интеллекте или обнаружении обмана и анализе поведения.

После тренировки ключом к чтению микровыражений является внимательность, действительно сосредоточение внимания на другом человеке, чтобы понять, что он говорит и что сигнализирует его лицо, является важным шагом на пути к применению этих навыков в вашей личной жизни и работе.

Поскольку микровыражения настолько быстрые (менее 0,5 секунды), наконечник должен мягко сфокусироваться на переносице человека и позволить вашему периферийному зрению снова уловить движения нижней части лица и бровей, это может потребовать практики, и есть инструменты которые помогают развить этот навык.

Стать экспертом в мимике FACS — это вершина, хотя это руководство и самоучка предназначены для исследователей, которые разбивают все возможные движения лица, позволяя кодировать любое выражение, которое вы видите.Есть тест, чтобы стать квалифицированным кодировщиком FACS. Для подавляющего большинства достаточно распознать 7 универсальных выражений эмоций, если они будут сопровождаться другими каналами коммуникации.

Какое будущее у мимики?

За последние 5-10 лет наблюдается значительный рост исследований и разработок технологий в области мимики. Мы видели использование веб-камер для анализа эмоций пользователей, реагирующих на онлайн-рекламу, которая затем переросла в распознавание лиц в проходах супермаркетов с покупателями.

Аниматоры, такие как Pixar и Disney, изучали FACS, чтобы гарантировать, что их персонажи максимально реалистичны, передают гораздо более глубокий смысл и влияют на точную мимику. Затем это распространилось на разработку видеоигр и теперь переходит в персонажей и роботов с искусственным интеллектом. с помощью машинного обучения.

Крупные кадровые компании и начинающие компании ищут новые способы сделать глобальный набор персонала более эффективным и заслуживающим доверия.Потенциальные сотрудники присылают записанное видео, на котором они отвечают на структурированные вопросы, которые затем анализируются с помощью программного обеспечения для обнаружения выражений с акцентом на выявление конкретных черт и доверия к кандидату.

Аэропорты, военные и охранные фирмы изучают возможность использования камер и программного обеспечения, чтобы объединить наши знания о мимике и обмане, чтобы помочь в следственном допросе и первичном обнаружении потенциальных подозреваемых в больших и загруженных местах.

Текущий статус этой технологии далек от полной функциональности и надежности, возможности этих алгоритмов и оборудования улучшаются, но проблема заключается в основных мотивах и поведении техников, которые улавливают определенные выражения.Высокотехнологичная камера может уловить пассажира авиакомпании, стоящего на линии безопасности, демонстрируя аналогичные черты как выражение страха, но программное обеспечение легко обмануть, разве это гримаса? Неловкая улыбка? Даже если обнаруженное выражение страха является точным, нет ярлыков, путешественник может бояться быть пойманным со злым умыслом, но также может бояться полета, признаки те же, это последующий допрос и анализ хорошего поведения и обман обнаружение, которое может убедить офицера в намерениях человека.

Резюме

Хотя выражения и микровыражения чрезвычайно полезны для понимания других и улучшения коммуникации, они не являются полной картиной, если вы хотите преуспеть или повысить уровень обнаружения обмана. Они должны быть частью более глубоких знаний вербального и невербального общения, которое может включать голос, вербальный стиль, вербальное содержание, язык тела и психофизиологию. Все эти каналы ведут к пониманию поведения других, которое вы можете направить к желаемому результату, будь то укрепление отношений или исследование доверия.

.

ГЛАВНЫЙ СПИСОК слов для описания выражений лица — Брин Донован

Этот основной список выражений лиц для писателей — одна из моих самых популярных публикаций, и не без оснований. Писателям необходимо хорошее описание выражения лица при написании, чтобы помочь читателям представить персонажей, передать эмоции и выстроить диалоги без необходимости писать «сказано» или какие-либо его синонимы. Однако нам легко полагаться на одни и те же описания снова и снова.А иногда посреди письма, когда мы пытаемся найти слова, чтобы описать гневное или грустное выражение, мы рисуем пробел.

Я создал этот список слов для выражения лица, чтобы решить эту проблему. Выражения лица разбиты по частям лица. Обратите внимание, что некоторые из них работают с более чем одной эмоцией — например, человек может сузить глаза из-за мстительности или скептицизма, а его лицо может покраснеть от гнева или смущения.

Некоторые из них требуют дополнительных пояснений с вашей стороны. Вы должны будете сказать, на что она смотрит, или если его лицо искажается от ярости, горя или чего-то еще. И не все из них подойдут для каждого персонажа — это зависит от того, как они выглядят и как обычно реагируют на вещи.

Некоторые из них не точно выражений лица, но полезны для тегов диалога. Во многих случаях я давал несколько способов описать одно и то же.Хотя я включил несколько более длинных фраз, они не являются собственностью, и их можно использовать.

Вот список слов выражения. Не забудьте закрепить его или добавить в закладки для использования в будущем!

WORDS TO DESCRIBE FACIAL EXPRESSIONS: A Master List for Writers! #Master Lists for Writers free pdf #Master Lists for Writers free ebook #expression words list #facial expression descriptions #list of facial expressions for writers #master lists for writers #ways to describe facial expressions #words for facial expressions

ГЛАЗА / БРОВИ

его глаза расширились
ее глаза округлились
ее веки опустились
его глаза сузились
его глаза загорелись
его глаза метнулись
он прищурился
она моргнула
ее глаза мерцали
его глаза блестели
ее глаза искрились
его глаза вспыхивали
его глаза блестели
его глаза горели …
ее глаза горели …
ее глаза искрились …
ее глаза мерцали …
_____ светились в его глазах
уголки его глаз сморщились
она закатила глаза
он смотрел в небо
она взглянула на потолок
она подмигнула
слезы наполнили ее глаза
его глаза навернулись
ее глаза заполнились слезами
его глаза залиты слезами
ее глаза были влажными
его глаза блестели
слезы мерцали в ее глазах
слезы блестели в его глаза
ее глаза были блестящими
он сдерживал слезы
слезы текли по ее щекам
его глаза закрыты
она зажмурилась закрытыми глазами
он закрыл глаза
его л пепел развевался
она хлопала ресницами
его брови нахмурились

frowning, glaring man

ее лоб сморщился
его лоб нахмурился
ее лоб сморщился
между ее бровями появилась линия
его брови сдвинулись
ее брови сдвинулись вместе
его брови приподнялись
она приподняла бровь
он приподнял бровь
его брови качнулись
она дала ему некогда
он оценил ее вверх
ее глаза сверлили в него
она увидела …
он посмотрел
она посмотрела
он пристально посмотрела
она посмотрела
он смотрел
она внимательно
он изучал
она изумленно смотрела
он наблюдала
она обследовала
он таращился
он пристально смотрел
его зрачки (были) расширены
ее зрачки были огромными
его зрачки расширились


НОС

ее нос сморщился
нос сморщился
она усмехнулась
его ноздри раздулись
она высунула нос в воздух
он понюхал
она принюхалась

РОТ

она улыбнулась
он ухмыльнулся
она улыбнулась
он посмеялся
она просияла
ее рот изогнулся в улыбке
уголки его рта приподняты
угол ее рта приподнят
угол его рта приподнят
его рот дернулся
он полуулыбался
она криво ухмыльнулась
его рот искривился

woman
он изобразил улыбку на лице
она заставила улыбнуться
он изобразил улыбку
ее улыбка исчезла
его улыбка соскользнула
он поджал губы
она надула
его рот закрылся
ее рот установлен в твердую линию
он сжал губы
она закусила губу
он сжал нижнюю губу между зубами
она закусила нижнюю губу
он закусил нижнюю губу
его челюсть
ее челюсти стиснуты
его челюсть сжалась
мышца в ее челюсти дернулась
он заточил челюсть
он зарычал / его губы растянулись в рычании
ее рот открылся
его челюсть отвисла
ее челюсть отвисла
он стиснул зубы
она скрежетала зубами
нижняя губа задрожала
его нижняя губа задрожала


КОЖА

она побледнела
он побледнел
она стала белой
цвет сошел с его лица
его лицо покраснело
ее щеки стали розовыми
его лицо покраснело
она покраснела
он покраснел
она стала алой
он стал малиновым
покраснел вверх ее лицо

ВСЕМ ЛИЦОМ и др.

он скривил лицо
она сморщила лицо
он поморщился
она поморщилась
она бросила на него грязный взгляд
он нахмурился
она нахмурилась
он сердито
все ее лицо осветилось
она посветлела
его лицо потемнело
ее лицо искажено
его лицо искривлено
выражение ее лица закрыто
выражение его лица потускнело
ее выражение стало жестким
она пошла в покер
на его шее появилась вена
благоговение изменило его лицо
страх пересек ее лицо
печаль омрачило его черты
ужас настигла его лицо
признание осенило ее лицо

*

У меня есть много подобных списков в моей книге Основные списки для писателей: тезаурусы, сюжеты, черты характера, имена и многое другое. Я считаю, что это отличный инструмент для упрощения «шоу, не говори» и для вдохновения на всех этапах процесса написания. Проверьте это!

Master Lists for Writers by Bryn Donovan #master lists for writers free pdf #master lists for writers free ebook

И если вы не хотите пропустить будущие бесплатные списки писателей и другие сообщения о писательстве, следите за блогом — внизу есть место для регистрации. Удачного письма!

Master Lists for Writers by Bryn Donovan #master lists for writers free pdf #master lists for writers free ebook

Нравится:

Нравится Загрузка …

Связанные

.

Выражение лица — определение выражения лица The Free Dictionary

Они сидели, скорее, как превосходная группа восковых фигур, с фиксированным, но неопределенным выражением лица и с тем странным, что воздушные восковые фигуры осознают, что их существование — всего лишь притворство. и чтобы она могла рассказать все. На его лбу появились глубокие морщинки; для футбольного энтузиаста — ужасная вещь, когда он вынужден аплодировать в самый разгар розыгрыша Кубка исключительно с помощью выражения лица.В это тяжелое время он находил Изабель для него все большим утешением: они находились слишком далеко, чтобы европейцы знали, выражают ли их выражения жалость или гнев, но, как бы то ни было, никто не предлагал вмешиваться. он видел удивление, вызванное его замечанием, и, хотя он ничего не понимал в разговорной речи этих странных людей, их жесты и мимика говорили ему о многом. Они проглатывали все это с множеством выражений восторга на лицах, сопровождаемых громкими поцелуями. одобрения, хотя ликер был достаточно сырым и достаточно едким, чтобы обжечь их слизистые оболочки.Его быстро меняющееся выражение лица могло передать каждую мысль и настроение, но язык, волей-неволей, с трудом повторял, повторяя, как второй Босуэлл. После просмотра более 1000 исследований пятеро исследователей пришли к выводу, что связь между выражением лица и эмоциями существует. туманные, запутанные и далеко не универсальные. По данным Университета Кейс Вестерн Резерв, исследователи объединили «два видеофильтра предварительной обработки с другой парой существующих программ, чтобы помочь роботу классифицировать эмоции на основе более чем 3500 вариантов выражения лица человека.«Быстро развивающееся распознавание выражения лица — одна из важных технологий распознавания биологических особенностей с высокой прикладной ценностью. Распознавание выражения лица остается сложной задачей в области понимания человеческого поведения, особенно когда такие выражения лица, как счастье, гнев, печаль, удивление Отвращение, страх и нейтралитет необходимо распознавать по статическим изображениям. Например, для отвращения требуется всего лишь одно выражение лица, чтобы донести свою точку зрения по всему миру.
.

Выражений лица — определение выражений лица от The Free Dictionary

Они находились слишком далеко, чтобы европейцы могли понять, выражают ли их выражения жалость или гнев, но, как бы то ни было, никто не предлагал вмешиваться. Тарзан видел удивление, вызванное его замечанием, и хотя он не мог понять ничего из разговорный язык этих странных людей, их жесты и мимика говорили ему о многом. Они глотали еду с множеством выражений восторга на лицах, за которыми следовало громкое чмокание губами одобрения, хотя ликер был достаточно сырым и достаточно едким, чтобы сжечь их слизистые. мембраны.Его быстро меняющееся выражение лица могло передать каждую мысль и настроение, но язык, по воле случая, с трудом бежал за ним, повторяя, как второй Босуэлл. Они сидели, скорее, как очень превосходная группа восковых фигур, с фиксированным, но неопределенным выражением лица и с эти странные воздушные восковые фигуры осознают, что их существование — всего лишь подделка. Он отказался от выражения лица, давая понять, что ему интересно и что она может рассказать все. На его лбу появились глубокие морщинки; для футбольного энтузиаста — ужасная вещь, когда он вынужден аплодировать в самый разгар розыгрыша Кубка исключительно с помощью выражения лица.В это время страданий он находил Изабель для него все большим утешением. Резюме: камеры анализируют выражения лиц клиентов до и после обработки их транзакций. Они представлены универсальными выражениями лиц во всех культурах. «Это достаточно сложно для людей. — и даже труднее для роботов — понять, что кто-то чувствует, основываясь исключительно на его выражении лица или языке тела. В статье, написанной совместно с исследователями из Университета Теннесси, Ноксвилля и Техаса A&M, рассматривались данные, полученные за почти 50 лет проверки данных. Выражения лица могут заставить людей почувствовать эмоции, связанные с этими выражениями.Американские психологи изучили данные за почти 50 лет, чтобы проверить, могут ли выражения лица вызывать у людей эмоции, связанные с этими выражениями.
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *