Функции мировоззрения в жизни человека: Функции мировоззрения и его структура Формируем свою картину мира
Функции мировоззрения и его структура Формируем свою картину мира
Здравствуйте, уважаемые читатели! С вами Юрий Окунев.
А вы знали, что ежедневно ставя перед собой те или иные вопросы и находя ответы на них, мы имеем дело с самыми настоящими философскими понятиями? Одним из них является «мировоззрение».
Функции мировоззрения во многом определяют то, о чем мы думаем, какие переживания испытываем, какие цели и ценности ставим во главу угла.
Все это напрямую отражается на наших поступках и качестве жизни. А потому чрезвычайно важно смотреть на мир правильно! Как? Давайте разбираться!
Структура мировоззрения
Мировоззрение — это система взглядов человека на окружающий его мир и свое место в нем.
«Каково мое предназначение?», «Что является добром, а что — злом?», «Что самое главное в жизни?», «Как общаться с людьми?», «Как добиться успеха?» — ответы на подобные вопросы будут зависеть от того, под каким именно градусом вы смотрите на Вселенную в целом, и на соседа Васю, в частности.
Как и любая система, мировоззрение имеет структуру. И, надо сказать, весьма не простую. Поскольку именно структура определяет список функций, начнем с нее. Нарисуем табличку.
Компонент мировоззрения | На чем базируется | Какими вопросами занимается |
Познавательный | Обобщенные повседневные, научные, профессиональные знания. Социальные, политические, этические, антропологические взгляды людей. | Как появился мир? Что является истиной? Что представляет собой организм человека? Что мы знаем о природе? |
Ценностно-нормативный | Ценности и идеалы. Социальные нормы, принятые в определенной культурной, национальной, религиозной, правовой среде. | В чем смысл жизни? Что такое счастье? Что можно считать добром, а что — злом? Как вести себя с другими людьми? Чего я хочу добиться? |
Эмоционально-волевой | Взгляды. Верования. Убеждения. | На этом уровне человек пропускает первые два компонента через себя, получая на выходе устойчивое представление о чем-то и уверенность в выбранной позиции. На данном этапе мы вырабатываем тактику поведения. |
Практический | Понимание того, что и как делать. | Мы все обдумали, сформировали собственное мнение, создали план и теперь начинаем активно претворять его в жизнь. |
Наверняка перечисленные выше моменты знакомы каждому читателю, ведь все мы думаем, принимаем решения, совершаем какие-то поступки. Оказывается философы уже подвели под наше поведение теоретическую базу. Но не будем задерживаться. Едем дальше!
Подробно о функциях
В качестве основных функций представлены:
- Познавательная функция (гносеологическая). Мы изучаем процессы, явления, людей, которые встречаются на жизненном пути.
- Ценностная (аксиологическая). Под воздействием различных факторов создаем список значимых для нас вещей. И в дальнейшем опираемся на него при принятии решений, совершении поступков.
- Прогностическая. Пытаемся предугадать тенденции развития мира, страны, общества, а также сферы деятельности, в которой мы заняты. Строим планы относительно своей обожаемой персоны, личностного и карьерного роста, относительно близких нам людей.
- Поведенческая. Действуем в соответствии со своими принципами, целями, убеждениями.
Но на этом список функций мировоззрения не заканчивается, есть и такие:
- Методологическая. Познавать мир — это, знаете ли, не дули воробьям крутить. Здесь нужна система. Поэтому мы накапливаем, отбираем и систематизируем методы изучения интересных нам вещей.
- Критическая. «Земля круглая?! С чего вы взяли? Кто сказал? Давайте проверять!», — вот вам яркий пример критического мировоззрения. Получив какую-то информацию, вы подвергаете ее сомнению и стараетесь изучить вопрос. Это позволяет либо подтвердить первоначальное знание, либо опровергнуть его.
- Воспитательная. Человек, находящийся в процессе неустанного развития, самовоспитания просто-таки обречен на успех.
А теперь о самом главном!
Уровни мировоззрения
Философы выделяют два таких уровня:
- Жизненно-практический.
Это обыденный формат, представляющий собой систему взглядов о мире, стихийно сформированную на основе личного опыта, а также национальных традиций, религиозных верований, семейных ценностей, общественных устоев и пр.
Этому уровню свойственны многочисленные заблуждения, предрассудки, противоречия. Задерживаясь на этой ступени, мы не можем оценить происходящее вокруг по-настоящему грамотно. А значит, нам не удастся избежать ошибок и горьких поражений.
- Теоретический (философский).
Имеет ключевое значение в жизни человека. На этом уровне мы критически оцениваем устоявшиеся убеждения, общепринятые нормы, знания. Фактически переосмысливаем картину мира, добиваясь наиболее точной ее оценки.
Как результат — адекватно оцениваем происходящее, делаем правильные выводы, формируем эффективный план действий и добиваемся желаемого.
Много всего сказали.
Подведем итоги:
- У каждого из нас есть свое собственное мировоззрение.
- Оно складывается из различных элементов — знаний, норм, ценностей, убеждений, верований и пр.
- Мировоззрение определяет наше отношение к жизни, наше поведение, цели, победы и провалы.
- Научиться правильно оценивать происходящее вокруг и принимать грамотные решения можно только выйдя на более высокий уровень анализа и оценки.
«Что же необходимо для воплощения в жизнь 4 пункта?», — поинтересуетесь вы. Вариантов множество. И один из них — мой курс тайм менеджмента, в рамках которого вы, в частности, проверите свою картину мира на эффективность, сформируете единственно правильный для вас список ценностей и выработаете результативную личностную стратегию развития.
А если у вас остались ещё вопросы, приглашаю на индивидуальную консультацию. Подробности здесь.
О некоторых практических аспектах работы с мировоззрением можно почитать в моей статье:
Мировоззрение и его структура: откуда растут наши победы и поражения
На этом все. Жду ваших комментариев. Подписывайтесь на блог, чтобы не пропустить другие интересные публикации. Всего доброго!
Ваш Юрий Окунев.
Мировоззрение . Конспект по обществознанию, кратко.
Мировоззрение
Раздел ЕГЭ: 1.2. Мировоззрение, его виды и формы
Под влиянием общества и собственного жизненного опыта человек принимает и осознаёт окружающую его действительность под определённым углом, выработав своё мировоззрение.
Мировоззрение — устойчивая система ценностей, норм поведения и жизненных установок, которой руководствуется человек при определении окружающего мира и своего места в нём.
ОТЛИЧИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ ОТ ОСТАЛЬНЫХ ДУХОВНЫХ КАТЕГОРИЙ
Мировоззрение отражает определённое отношение человека к окружающей его действительности, но при этом имеет свои особенности.
Мировоззрение | Остальные духовные категории |
Отражает взгляд человека на мир в целом. | Отражают взгляд человека на конкретную сторону жизни. |
Показывает отношение человека к окружающему его миру. | Замкнуты на конкретной стороне жизни. |
ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
В мире не существует людей с одинаковым мировоззрением, поскольку оно формируется под воздействием множества факторов. В той или иной степени на человеческое мироощущение влияет вся окружающая его действительность. Особое место также занимает историческая эпоха, в которой существует человек, так как она накладывает свой отпечаток на все сферы жизни.
Основные источники формирования мировоззрения
- окружающие люди и их поведение;
- система ценностей, принятая в среде индивида;
- наука, уровень знаний;
- быт, условия жизни;
- искусство;
- интуитивное познание.
СТРУКТУРА И ЭЛЕМЕНТЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Мировоззрение является составной категорией и включает в себя несколько аспектов:
- ценностно-нормативный;
- эмоционально-волевой;
- познавательный;
- практический.
Мировоззрение представляет собой набор взглядов и ценностей человека, определяющих его отношение к действительности. Оно имеет сложную структуру и строится на основе многих составляющих, объединяя их в одно целое. Именно совокупность всех элементов приводит к формированию устойчивой картины мира.
ВИДЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Различают несколько видов мировоззрения в зависимости от подходов выработки установок миропонимания. Общепринятой считается нижеприведённая классификация.
Вид мировоззрения | Характеристика |
Обыденное | Основано на личном жизненном опыте человека. Плюсы: соответствует реалиям, в которых живёт человек. Минусы: практически не использует опыт других людей, учений, науки. |
Религиозное | Основано на религиозных учениях. Плюсы: решение проблем, связанных с духовным миром человека. Минусы: перерастание в экстремизм; частое игнорирование достижений науки. |
Научное | Основано на обобщении научной картины мира. Плюсы: доказанность, приобщение к реальным целям и идеалам. Минусы: не решает духовные проблемы. |
Гуманистическое | Основано на нормах человеколюбия. Плюсы: направленность на всестороннее развитие общества. Минусы: слабо распространено в связи с тем, что только начинает зарождаться. |
РОЛЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ
Мировоззрение, выступая в качестве регулятора поведения, даёт человеку:
- ориентиры и цели жизнедеятельности, способы их достижения;
- методы познания действительности и деятельности;
- определение истинных ценностей;
- понимание мира.
Вы смотрели конспект «Мировоззрение».
Роль мировоззрения в жизни человека. Понятие мировоззрения и его структура
Самым важным в жизни человека является то, как он воспринимает этот мир. В зависимости от того, как мы к нему относимся, формируется очень многое в нашем поведении и в отношении, и в индивидуальном осознавании жизни. Темой данной статьи станет проблема определения мировоззрения. Что означает данное понятие, и каковы его типы?
Характеристика мировоззрения
Это самая ключевая проблема, которой занимается философия. Эта наука исследует, анализирует, изучает отношение человека к тому, что его окружает. Не просто связку «мир», не просто человека в отрыве от него, от культуры, от цивилизации. Философия исследует взаимосвязь, взаимоотношение, взаимопроникновение среды и человека.
Альбер Камю подметил, что мир сам по себе совершенно неразумный и бессмысленный; абсурдным считал он также желание человека наделить все окружающее антропоморфными чертами, назвать его человеческим. Без развитого комплексного подхода к жизни невозможно представить себе полноценную личность, поэтому нельзя переоценить роль мировоззрения в жизни человека. Понимание этого факта благоприятно скажется на развитии индивидуума.
Роль мировоззрения в жизни человека
В сборнике знаменитого одно время советского философа Щедровицкого Георгия Петровича говорится о том, что человеку сегодня, как ни печально, мышление как таковое не нужно, мы не используем его в современном мире. На первый взгляд эта фраза может показаться парадоксальной и непонятной, не встраивающейся в наш привычный уклад, в наше представление о себе и мышлении. Но если поразмыслить над высказыванием Щедровицкого, можно обнаружить в нем здравое зерно. Современный человек живет в очень стабильном мире без упоминания, конечно, тех пограничных точек, когда мы сталкиваемся со смертью близких, болезнями, стихийным бедствием, катаклизмами. Солнце с завидным постоянством светит над головой, нет ядерной войны, а каждый день напоминает день сурка, и это очень привычная ситуация. Более того, за нас с вами уже много подумали очень известные ключевые аналитики современности, когда решали, что нам есть, что нам покупать из одежды, что представляет собой идеальный человек, взаимоотношения между людьми, любовь, дружба. Именно они заложили нам в голову идею об «американской мечте». Так люди учатся погружаться в состояние постоянства.
Современные трактовки
В чем заключается роль мировоззрения в жизни человека? Сегодняшние философы и психологи определяют мышление как способность человека решать одни логические задачи, создавать другие, ставить вопросы, которые еще не ставились до них, умение находить выход из сложных запутанных противоречивых ситуаций, основываясь на «рацио», то есть рациональном компоненте своей жизни.
Если проанализировать наше повседневное бытие, то мы, к сожалению, в подавляющем большинстве скажем, что трудно участвовать в такого рода процессах, то есть нам непросто решать логические задачи. Многим из нас гораздо удобнее закрыть глаза на возникшую проблему, уверить себя, что все пройдет само собой, нужно просто подождать или переложить ответственность на других. И все это вытекает из человеческого восприятия. Какую роль в жизни человека играет мировоззрение?
Мысли материальны?
Мы помним о том, что мысли можно воплотить в жизнь, вкладывая в это какой-то мистический подтекст. Да, они на самом деле имеют свойства материализовываться, но работает все не по щелчку пальцев.
В зависимости от того, как мы думаем, какие именно вещи представляем себе, что именно проецируем, в конце концов выстраивается наша реальная жизнь. Так какую роль в жизни человека играет мировоззрение? На этот вопрос можно найти бесчисленное количество ответов. Однако одно из наиболее популярных и известных сегодня определений звучит следующим образом: «Мировоззрение – это совокупность наиболее общих представлений человека о мире, о его месте в нем, о возможностях и способах превращения возможностей в действительность».
Эта трактовка предполагает подход к каждой отдельной ситуации индивидуально в зависимости от конкретной ситуации, создающей тот или иной фон для действий. Все люди по-разному относятся к своим возможностям и превращают их в действительность, имеют различные совокупные представления о том, что есть хорошо, а что есть плохо. В философии эти понятия получили название «О сущем и о должном»: то, что есть, и то, что должно быть на самом деле.
Право на мнение
Как утверждает философия, играет и должно играть огромную роль в жизни человека мировоззрение в современном мире, потому что все это в целом помогает человеку формировать мнение. Настоящее, свое собственное, неподдельное, оригинальное, не подверженное какому-то стандартному шаблонному поведению, пропитанному заготовленными ярлыками, предрассудками, стандартными установками. Само явление и его структура будут представлены ниже в статье.
Понятие, типы, уровни
Что же на самом деле это такое, и какую роль мировоззрение играет в жизни человека? Используемое в привычном для нас ключе понятие впервые употребил представитель классической немецкой философии Фридрих Шеллинг. Он предположил, что есть такая интересная вещь под названием «взгляд на мир» и что этим воззрением обладает каждый человек.
Сегодня мы говорим о том, что определение «мировоззрение» включает в себя несколько компонентов: во-первых, это мироощущение, мировосприятие, это собственно уровень мировоззренческий, и миропонимание. Рассмотрим подробнее.
Мироощущение
Это первичное пребывание человека в этом мире, уровень комфортного либо дискомфортного нахождения в окружающей среде. Особенности мировоззрения заключаются в том, что даже у младенцев, которые еще не являются в полном смысле личностями, которые еще не социализированы, уже имеют зачатки мировоззренческого уровня.
Если понаблюдать за маленькими детьми, то можно увидеть необычные вещи. К примеру, поза ребенка, когда он спит, раскидав в стороны руки и ноги. Это положение полного принятия мира, когда ребенок чувствует себя в безопасности и уюте, ему хорошо и комфортно.
И есть другой тип детей, которые живут в домах малютки, от которых отказались родители. Эти дети, которым еще далеко до становления личности, редко кричат. По одной простой причине: потому что понимают, что им кричать бесполезно, ведь все в таких местах происходит в строго определенные часы. Таким образом уже этот несформировавшийся человек заботится о том, чтобы ресурсы не тратились напрасно. Он сохраняет свои силы и энергию.
И вот такой момент нахождения комфортности – это уровень нашего эмоционального чувственного состояния, наших настроений, переживаний, текучих, пластичных, изменчивых эмоциональных состояний. По той же причине, проснувшись и увидев на улице снежную сказку, красоту, мы ощущаем, что внутри что-то встрепенулось, появилась радость. А если за окном дождь, слякоть, состояние очень неприятное, мы включаем грустную музыку и впадаем в меланхолию.
Образ жизни, который ведут люди, не поддается такому жесткому осмыслению, развитию мировоззрения.
Мировосприятие
Компонент нашего мировосприятия – это то, как мы смотрим на мир, взаимоотношения, это уровень рассудка, здравого смысла, уровень формирования элементарных связей между собой, другими людьми, индивидом и окружающим. Уровень мировоззрения, как уже упоминалось, – совокупность более общих представлений о себе и месте в этом мире.
Миропонимание
Это уже совокупность (система) понятий, которые являются отвлеченными абстрактными дефинициями, то есть взаимосвязи между представлениями, которые существуют в психике каждого человека. К особенностям мировоззрения можно отнести еще тот факт, что оно может существовать и без языковых средств, у нас есть внутреннее ощущение, и мы можем не высказывать его вслух.
Но миропонимание невозможно без языкового аналога, то есть нельзя уяснить и понять какие-то вещи без их проговаривания.
Элементы мировоззрения
В компоненте современного мировоззрения обычно в литературе выделяют четыре элемента. Во-первых, это познавательный и когнитивный аспект, все те практические, элементарные, житейские знания, которые каждый из нас приобретает на протяжении всей своей жизни. Как правило, на него оказывают огромное влияние такие моменты, как географическая составляющая (место рождения человека), исторический момент (эпоха), присутствующий в жизни абсолютно любого человека эмоциональный фон, темперамент, особенности нервной системы, отличительные черты среды, в которой мы вырастаем, характер (сангвиники, флегматики, холерики, меланхолики), акцентуация характера (педантизм, абсолютная свобода).
Сюда также можно отнести такое явление, как нормы и ценности. Важно учесть нормы религиозные, социальные, ценностные, исторические.
Мировоззрение и жизненные ценности зависят не только от страны, эпохи, географии, но еще и от пола. Все это закладывается в нас практически с самого момента появления на свет. Например, до сих пор девочки и мальчики воспитываются по-разному, то есть их по-разному учат относиться к боли, к другому человеку.
Еще одна составляющая формирования мировоззрения — это практика. Без претворения его в жизнь этот фактор не существует. Как в свое время сказал Карл Маркс, «практика — критерий истины». То есть мы можем иметь разные взгляды и представления о мире, но без претворения их в реальность успеха добиться невозможно. Мировоззрение, дающее нам какие-либо дивиденды, считается удачным.
Виды мировоззрения
В философской литературе выделяется два вида: обыденное и научное. Сегодня мы говорим о том, что у обыденного мировоззрения наблюдается стихийный характер. Это обозначает, что мы не прикладываем никакого осознанного усилия к формированию мировоззрения, то есть оно обусловлено настоящим моментом, сиюминутной текучей данной ситуацией. Для него характерна методологическая всеядность, то есть впитывание разных взглядов, подверженность чужому мнению без особой критики. Таким образом, обыденный взгляд на мир чисто субъективный, основанный на суждениях, которые в свою очередь имеют тенденцию заменяться, порой даже на противоположные.
Научный же вид характеризуется следующими чертами: логическая непротиворечивость (наличие у человека такой системы, которая позволяет ему объяснять, опираясь на свою систему, все события, которые происходят с ним, выстраивать свою жизнь, совершать какие-то поступки), системность сознания, его структурность, самостоятельность мышления. Такой личности трудно навязать чужое мнение.
Типы мировоззрения
Понятие мировоззрения и его структура могут быть представлены в различных ключах, однако исторически основы мировоззрения сложились из трех типов. Первый тип самый основной, самый глобальный, который возникает раньше всего. Это мировоззрение мифологическое. Оно зарождается в области легенд и преданий.
Человек, находящийся во власти мифологического мировоззрения, — это несвободная личность. Наподобие человека архаического, скованного цепями неволи, который был зависим от всех природных явлений и собственных соплеменников, ведь он не имел права на свое личное мнение. В случае ослушания его могли подвергнуть смерти или остракизму (изгнанию).
Мифологический тип
Мифология по своей сути является фантастическим отражением действительности, которое вместе с тем претендует на статус реальности. Это не просто сказки, легенды, притчи. Это возможность человека описать этот мир.
Но зачем объяснять пространство, окружающее нас? Чтобы перестать его бояться. Потому мифология и имеет антропоморфный характер, ведь все божества, представляющие стихии, наделены человеческим обликом. До сих пор, как и раньше, мифология играет ведущую роль в современном мире. Она сохраняется благодаря той же смысловой нагрузке и заряду, что были рождены в первобытном обществе.
Дело в том, что люди привыкли достраивать целостную картину мира в своем воображении, иначе они чувствуют себя некомфортно в подвешенном состоянии. Крохи имеющегося знания вызывают ужас перед всеобъемлющим неведением, поэтому человек научился самостоятельно преобразовывать пространство вокруг себя.
Религиозный тип
Второй тип – это тип религиозного мировоззрения. Ученые связывают появление религии с развитием классового общества, зарождением неравенства как социального, так и материального.
Так возникла железная необходимость избавиться от возможного общественного напряжения, переворотов, революций. Религия легко и удобно перехватила эстафетный флаг у мифологии в целях избегания смуты. Даже сам термин «релегае» означает «связывать». Религиозное мировоззрение, значение которого состоит в большей прогрессивности для общества, в этом смысле обходит мифологическое. В религии человек имеет право на некую свободу. Особенно ярко это выражено в христианстве через свободу воли: бог управляет мирозданием, а за свою судьбу мы в ответе сами.
Если сравнивать божеств Древней Греции и христианских, то можно увидеть, что греческие боги обладали явственной сущностью и не всегда превосходили человека, в то время как боги в современных религиях являются сверхъестественными. Несмотря на кажущуюся секуляризацию, верования в высших существ уходят с ведущих позиций, однако еще ближайшие годы они точно будут крепко держаться на троне всемирной власти.
Философский тип
Третий тип мировоззрения – философское. Оно характеризуется наличием свободной критической оценки себя, другого человека, мира, общества, своего места в этой жизни.
Оно является одним из самых прогрессивных мировоззрений на данный момент. Ведь оно выражается в умении отстаивать свою позицию, опираясь исключительно на рациональный аспект, независимо от чувственного осознания себя в этом мире. Это умение использовать «рацио», интеллект. Самым важным в философском мировоззрении является выработка собственного мнения, взгляда на жизнь. Оно может быть присуще абсолютно любому человеку, необязательно философу.
Можно ли поменять мировоззрение?
Не секрет, что на протяжении всей жизни взрослый человек растет психологически над собой, приобретая новые знания и опыт. Иногда совершенно крутые повороты способны изменить человека до неузнаваемости. Бывало такое, что ярые церковные фанатики становились заядлыми атеистами, бывало и наоборот. Успешные люди могут бросить многомиллионный бизнес и отправиться путешествовать или жить в какую-нибудь деревеньку. Мировоззрение — как пластилин, его можно мять, менять и строить через совершенствование, стремление к нравственным идеалам, путешествуя по свету. Для познания самого себя нужно читать немало философской и психологической литературы.
Мировоззрение в ХІХ веке
После распада СССР многие люди испытали мировоззренческий кризис, который появился из-за крушения надежд и идеалов, заложенных в коммунистическом обществе. Сейчас все базируется на потреблении, все всего достойны, понятия чести, уважения, любви ушли на второй план. Эпоха потребителей заложила мысль в обществе: «Жизнь — удовольствие». Это чистый гедонизм во всем его проявлении. С другой стороны, это не такой уж и плохой способ отвлечь людей от негативных мыслей.
Надеемся, данная статья максимально ясно осветила понятие мировоззрения и его структуру, ведь простота изложения – залог понимания информации.
Лекция 1. Мировоззрение и его роль в жизни человека и общества — Студопедия
1. Понятие мировоззрения.
2. Структура мировоззрения: компоненты, уровни, формы.
3. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.
1. Для того чтобы изучать философию необходимо, прежде всего, понять, что она исследует и какое место занимает в жизни общества и человека. Является ли она просто одной из наук или же философия есть нечто большее, чем наука? Зачем она вообще необходима людям, какова ее роль в функционировании общества? Есть ли какой-то единый стержень в ее разнообразной проблематике и если есть, то, как вокруг него организуются в единое целое ее части, основные философские дисциплины?
Известный немецкий философ Г.В.Ф. Гегель как-то заметил, что человек рождается дважды. Первое рождение связано с фактом начала его биологического существования, второе является духовным становлением, когда человек обретает свое видение мира в попытке ответить на вопросы о происхождении мира, его становлении, границах, существовании Бога и смысле человеческой жизни. Подобные вопросы принято называть мировоззренческими. Их особенность состоит в том, что любой человек, даже не склонный к общим размышлениям все равно ставит и отвечает на них. Другой вопрос, – каким образом он отвечает. Характер ответов на мировоззренческие вопросы формирует определенную матрицу понимания окружающей реальности.
Принято считать, что сам термин «мировоззрение» был введен в научный оборот во второй половине XVIII в. Его происхождение восходит к немецкому слову Weltanschauung, что в буквальном переводе означало «взгляд на Вселенную». Естественно, что развитие представлений о мировоззрении началось задолго до употребления указанного термина. Древнейшими эквивалентами мировоззрения были понятия «мудрость», «высшее знание».
Природа мировоззренческих вопросов коренится в целостности и единстве окружающего человека мира, его взаимосвязанности, с которой человеку необходимо каким-то образом соотнести свою жизнь, свои представления в условиях конечности своего существования. Человек смертен и эта мысль, постоянно присутствует во всех аспектах его жизни. При этом, осознание своей смертности происходит на фоне «вечности» природы, ее цикличности. Это означает, что возникает потребность увидеть себя, свою жизнь в рамках чего-то более целостного, единого, вечного и абсолютного. Стремление целостно охватить свою жизнь диктует необходимость целостного осмысления окружающего мира.
В современной литературе мировоззрениерассматривается как система взглядов на мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры. Иными словами мировоззрение есть способ целостного освоения человеком окружающего мира и самого себя через осознание своего места в окружающем мире.
2.Чтобы понять какое-либо явление – необходимо помимо всего прочего понять его структуру и характер взаимосвязей образующих его элементов. Сложность подобного анализа мировоззрения связана с тем, что, несмотря на общие для всех людей черты – оно у каждого всегда имеет свой собственный оттенок. Для того чтобы учесть подобную сложность и многогранность, принято выделять не только компоненты мировоззрения, но и его уровни и формы.
Компоненты мировоззрения. В структуре мировоззрения, по мнению профессора А.А. Радугина,[13] традиционно выделяют четыре основных компонента:
— Познавательный компонент включает в себя, прежде всего знания, полученные самым различным способом – повседневные, профессиональные, научные. Это конкретно-научная и универсальная картина мира, в которую в систематизированной и обобщенной форме входят индивидуальные и общественные знания.
— Ценностно-нормативный компонент основывается на различных ценностях, идеалах, убеждениях. В него входят верования и нормы, которые призваны регулировать межличностные и общественные отношения. Ценностями принято обозначать свойства какого-либо предмета и явления удовлетворять потребности и желания людей. В систему ценностей входят представления о смысле жизни, счастье и несчастье, добре и зле. Существует определенная иерархия ценностей. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы, которые разделяются на моральные, религиозные, правовые. По сравнению с ценностями они обладают бóльшими запретительными свойствами.
— Эмоционально-волевой компонент представляет собой эмоциональную окраску ценностей, убеждений, верований, а также психологическую установку на готовность действовать в соответствии с ними.
— Практический компонент это реальная готовность человека действовать, определенным образом поступать в конкретных обстоятельствах.
Несмотря на то, что у всех людей имеются данные компоненты, согласуются они каждый раз в зависимости от конкретного человека, что и порождает особые, свойственные только ему индивидуальные черты.
В различных формах мировоззрения по-разному представлены эмоциональный и интеллектуальный опыт людей — чувства и разум. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением (или мировосприятием, если используются наглядные представления), познавательно-интеллектуальную же его сторону характеризуют как миропонимание.
Уровни мировоззрения. Традиционно в отечественной и зарубежной философской традиции принято выделять жизненно-практический и теоретический уровни мировоззрения. Оба они играют важную роль в жизни человека и взаимосвязаны в рамках единого целостного мировоззрения. Их различие состоит в глубине знаний, критичности и обоснованности суждений, структурированности. Основу мировоззрения каждого человека составляет жизненно-практический уровень, в который входят повседневные знания, ценности, нормы и установки. На данном уровне закладываются ведущие основы человеческой личности. Вместе с тем, данный уровень может и не предполагать наличия осознанности целей и задач деятельности человека. Определенной заменой рациональности выступают традиции и обычаи, жизненный мир человека – мнения родственников и друзей, социальные стереотипы.
Теоретический уровень мировоззрения обычно надстраивается над жизненно-практическим, хотя и продолжает испытывать его влияние на протяжении всей жизни. Он формируется в процессе образования или соприкосновения с рациональной культурной традицией. Теоретический уровень мировоззрения отличается систематичностью, и наличием иерархии. Принципиально важно, что целостность мировоззрения возможна и в рамках жизненно-практического уровня, однако, в сравнении с теоретическим мировоззрением ее объем будет намного меньшим.
Формы мировоззрения.Поскольку человек не есть отдельно стоящий индивид, но всегда зависимый от социального окружения, его мировоззрение может выступать в различных формах. Наиболее распространенным является выделение в мировоззрении индивидуального, группового и общественного. Индивидуальное мировоззрение представляет собой нормы, ценности, идеалы, знания и представления, присущие каждому человеку отдельно и вытекающие из особенностей его характера, способностей и жизненного опыта. Групповая форма мировоззрения представляет собой также знания, интересы, нормы и ценности, но сформированные у индивида в процессе взаимодействия с членами родственной ему социальной группы (семья, трудовой коллектив, социальная страта). Общественное в мировоззрении представляет собой более обширную форму мировоззрения, сформированную под воздействием на индивида макросоциальных групп (нация, народ, этнос). К общественным формам мировоззрения также может быть отнесено и гражданское сознание. Важно отметить, что сами по себе (как самостоятельные сущности) групповые и общественные формы мировоззрения не существуют. Они возникают в процессе деятельности индивидов и коммуникации между ними.
3. Несмотря на то, что в историческом процессе изменяются государства, этнический состав, технологии, уровень знаний, мировоззренческие вопросы продолжают оставаться нерешенными, что и сегодня делает их современными. Всего в процессе известной истории принято выделять 3 основных исторических типа мировоззрения: мифологию, религию и философию. Сразу необходимо оговориться, что последовательность рассмотрения указанных исторических типов мировоззрения не представляет собой их эволюции. Первоначально мировоззрение существовало в форме мифов, затем они получают свое развитие в философских учениях, и затем формируется религиозное мировоззрения. Предельно важно, что ни один из упомянутых типов мировоззрения не исчезает в процессе развития общества, трансформируясь в современные формы.
Мифологическое мировоззрение представляет собой исторически первый тип мировоззрения или способ оформления мировоззренческих представлений и возникает в эпоху становления человеческого общества. Это мировоззрение было свойственно первобытнообщинному строю и раннеклассовым формам общества, хотя и сегодня некоторые исследователи полагают, что мифология и мифотворчество продолжают существовать (А.Ф. Лосев). Сам термин мифология происходит от древнегреческого термина mythos — предание, сказание и logos — слово, понятие, учение. Архаическая мифология посвящена выявлению самых общих вопросов происхождения, развития и описанию гибели Вселенной. Мифы о происхождении космоса традиционно называются космогоническими, а о его грядущей гибели – эсхатологическими. В мифах, по сути, были собраны разнообразные начатки знаний, верований первобытного человека, хотя изложенная в них информация во многом смешана с фантастическим образами или элементами воображения. Характерными особенностями мифологии как исторического типа мировоззрения являлись синкретизм (целостность, нерасчлененность различных элементов знания, ценностей, воображения), антропоморфизм (перенесение человеческих качеств на природу и Вселенную), генетизм (стремление к поиску «первопредка» природных или общественных явлений). Надо сказать, что и в современное время мифологическое мировоззрение сохраняется, правда не в традиционных, архаических формах, а в виде различных социальных мифологий – научных, политических, этнических, культурных. В качестве, примера, можно вспомнить о мифологической вере современного человечества в торжество науки и техники или мифологизированный характер нацизма или коммунизма. Реклама, которая окружает современного человека повсюду, также формирует особый мир мифообразов[14].
Религиозное мировоззрение— это способ освоения действительности через ее удвоение на естественную, земную, посюстороннюю, и сверхъестественную, небесную, потустороннюю. В отличие от мифологии, которая представляла собой преимущественно знание, существующее в той или иной оценочной форме, религия, сохраняя многие космологические и эсхатологические элементы, выполняет, прежде всего, оценочно-регулятивную функцию. Имущественное расслоение, появление семьи, частной собственности и государства требовало прочной системы ценностей и норм, регулирующей повседневную жизнь челна общества. Социальное неравенство способствовало формированию идеи удвоения мира. Другими следствиями удвоения мира на потусторонний и посюсторонний явилось появление феномена чуда, как явления потустороннего мира. Также развивается мысль о культе и священнослужителях как единственных посредниках во взаимоотношении между мирами. Религии монотеистичны, то есть предполагают наличие одного Бога, но не как общего «первопредка», а как иного существа, творящего Вселенную и человека.
Философское мировоззрение появляется в процессе выделения умственного труда и формирования интеллектуальных кружков в высоких культурах Древности. Появлению философии способствовало также накопление знаний и кризис мифологического мировоззрения, неспособного соответствовать новым реалиям социально-экономической и культурной жизни. Термин «философия» в переводе с древнегреческого означает «любовь к мудрости» (philio – люблю, Sophia -мудрость). Принято считать, что первым данный термин употребил в V в. до н.э. древнегреческий мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Философское мировоззрение направлено на уже известные мировоззренческие вопросы, однако. Ее отличие от религии и мифологии состоит в способе решения указанных проблем. Отличительными чертами философии являются ее критичность (стремление использовать рациональную аргументацию и критическое сомнение в процессе познания мира), универсализм (стремление к созданию единой и целостной картины мира) и субстанциализм (стремление к постижению единого первоначала, первопричины всех вещей).
Все вышеперечисленные исторические формы мировоззрения в определенных формах сохранились до наших дней и продолжают присутствовать (трансформировавшись) в художественной литературе, обычаях и традициях, менталитете того или иного народа, искусстве, науке, обыденных представлениях. Это в свою очередь ставит вопрос о прогрессивном развитии человеческой культуры и о том, действительно ли изменяются самые общие, базовые, фундаментальные ценности человека и человечества?
Рекомендуемая литература к лекции
1. Алексеев, П.В. Философия: учебник / П.В.Алексеев, А.В.Панин; МГУ.-4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2010.
2. Грядовой, Д.И. Основы философских знаний: учебник для вузов / Д.И. Грядовой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2007.
3. Философия: учебник для ВУЗов / под общ. ред. В.В. Миронова. – М.: Норма, 2008.
4. Философия: энциклопедический словарь / под ред. д. филос.н., профессора А.А. Ивина. – М.: Гардарики, 2004.
5. Мифологический словарь / под ред. Е.М. Мелетинского. – М.: Советская энциклопедия, 1990.
6. Языческие божества Западной Европы. Энциклопедия. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
7. Лосев, А.Ф. Диалектика мифа / Философия. Мифология. Культура. – М.: Политиздат, 1990.
8. Лосева, И.Н. Миф, религия в отношении к рациональному познанию // Вопросы философии. – 1992. — №7.
9. Радугин, А.А. Философия. — М.: Центр, 2004.
10. Фрезер, Дж. Золотая ветвь. — М.: Политиздат, 1989.
11. Фрейд, З. Будущее одной иллюзии // Сумерки богов. — М.: Политиздат, 1989.
Роль мировоззрения в жизни человека
Мировоззрение
дает человеку целостную систему
ценностей, идеалов, приемов, образцов
для жизни. Оно упорядочивает окружающий
мир, делает его понятным, указывает на
самые короткие пути достижения целей.
Напротив, отсутствие цельного мировоззрения
превращает жизнь в хаос, а психику — в
совокупность разрозненных переживаний
и установок. Состояние, когда прежнее
мировоззрение разрушено, а новое еще
не сформировано (например, разочарование
в религии), называется мировоззренческим
кризисом. В
такой ситуации важно восстановить
мировоззренческую целостность личности,
иначе ее место будет заполнено химическими
или духовными суррогатами — алкоголем
и наркотиками или мистикой и сектантством.
С
понятием «мировоззрение» сходно понятие
«менталитет» (от фр. mentalite — склад
ума). Менталитет —
это уникальный сплав психических
качеств, а также особенностей их
проявлений. По сути это духовный мир
человека, пропущенный через призму его
личного опыта. Для нации это духовный
мир, пропущенный через исторический
опыт народа. В последнем случае менталитет
отображает национальный характер («душу
народа»).
2.
Мировоззрение
и его основной вопрос
Зачастую
понятия «мировосприятие«,
«миропонимание»
и «мировоззрение»
употребляются в качестве синонимов.
Между ними действительно существует
тесная связь и единство, но последнее
не исключает, а, скорее, предполагает
их существенные различия.
Мировосприятие —
это пассивное созерцание человеком
мира на феноменальном уровне в форме
эмоционально окрашенных ощущений,
восприятий, представлений. Достоинство
мировосприятия заключается в том, что
оно является предпосылкой для миропонимания
и мировоззрения, условием их осуществления.
Недостаток
мировосприятия кроется в его субъективности.
Фрэнсис Бэкон, — один из основоположников
философии Нового времени, — отмечал, что
ум человека «уподобляется неровному
зеркалу, которое, примешивая к природе
вещей свою природу, отражает вещи в
искривленном и обезображенном виде»,
что каждый человек смотрит на мир как
бы из своей пещеры и тем самым «ослабляет
и искажает естественный свет природы».
С одной стороны, без ощущений, восприятий,
представлений не состоится образ
мировосприятия. С другой стороны,
субъективность может исказить лик мира,
выдать желаемое за действительность.
Миропонимание —
более активная форма освоения мира в
системе гносеологического отношения
субъекта к объекту. Опираясь на
мировосприятие, миропонимание оперирует
категориями определенности, обусловленности
и целостности. Это позволяет миропониманию
ориентироваться на постижение сущности
мира и ее обоснование. Но из этого не
следует, что миропонимание лишено
каких-либо недостатков и является
универсальным средством постижения и
освоения мира. Историко-философская
традиция свидетельствует о проблемном
характере понятийного постижения мира,
о невозможности построения единого
категориального каркаса миропонимания.
И
тем не менее, человек в своем отношении
к миру востребует те возможности,
которыми он располагает.
Составляя
эмоционально-ценностное и интеллектуальное
отношение человека к миру, мировосприятие
и миропонимание являются предпосылкой
его мировоззрения.
Мировоззрение —
это система взглядов на мир в целом,
совокупность знаний, оценок, принципов,
определяющих самое общее видение,
понимание мира и место в нем человека».
Мировоззрение
формируется стихийно и сознательно. В
первом случае оно складывается
эмпирическим путем, методом проб и
ошибок. Во втором — через освоение опыта,
накопленного человечеством. Первый
путь кажется простым, поскольку не
требует специальных усилий, но обходится
он дороже, ибо скоротечность жизни не
располагает к экспериментам. Каждая
прожитая минута нам уже не принадлежит.
Да и качество стихийно сложившегося
мировоззрения ограничено только личным
опытом, что несет в себе опасность
приумножить субъективность мировоззрения,
довольствоваться неполным знанием и
ложными ценностями миропонимания.
Мировоззрение, складывающееся стихийно,
уступает мировоззрению, которое
формируется на основе сознательного
освоения общечеловеческого опыта,
вобравшего в себя всю мудрость и страдания
прошлых поколений. И сегодня, и в далеком
вчера, и в будущем, человека волновали
и будут волновать такие вопросы: как
устроен мир; что есть человек; каково
его место в мире.
Все люди, так или
иначе, ставят мировоззренческие вопросы,
пытаются осмыслить и решить их с учетом
специфики содержания и возможностей
своей исторической эпохи. Мировоззрение
задает систему координат, значимость
которых не ниже, а, может быть, и выше
ценностей системы пространственно-временных
параметров. Не позавидуешь человеку,
который вдруг потерял привычное для
него пространство, более того — и ориентир
во времени. Еще хуже, если утрачены
мировоззренческие координаты, когда
человек обречен жить в режиме «здесь
и только сейчас». Он обречен быть
заложником обстоятельств или чужой
воли, ибо не в состоянии соотнести знания
о себе со знанием о мире и найти свое
место в мире.
Объем мировоззренческих
вопросов на протяжении человеческой
истории не практически не претерпел
изменений. Изменились лишь формы, в
которых происходила постановка и решение
мировоззренческих проблем. Для каждой
исторической эпохи характерен
специфический тип мировоззрения,
формирующийся на основе определенного
способа познавательного отношения к
миру, системы этических и эстетических
ценностей, понимания природы человека.
Основными
типами мировоззрения
являются: миф, религия, философия, наука, искусство.
Философия возникла как интеллектуальная
реакция на недостаточность мифа и
религии и, поэтому, для уяснения сущности
философского рассмотрения, необходимо
знать особенности предшествующих ему
мировоззрений.
Исторически
и гносеологически первым типом
мировоззрения является миф. В переводе
с древнегреческого слово это буквально
означает: «сказание, предание». В
русском языке его часто использует в
качестве синонимов слов «вымысел»,
«сказка». У древних греков миф — это
сказание о происхождении мира, о явлениях
природы, о богах и героях.
Основными
чертами мифологического мышления являются:
»
Метафорическое сопоставление природных
и культурных объектов, очеловечивание
природы и космоса в целом;
» Замена
объяснения мира рассказом о нем, о его
сотворении;
» Отрицание строгих
причинно-следственных связей, признание
всеобщего оборотничества;
» Центральной
категорией мифа является судьба. Жизнь
человека, его будущее зависит не от него
самого, а от судьбы.
» Мифологическое
мировоззрение рассчитано на человека,
в котором эмоциональное волевая сфера
и логическая еще не отделены достаточно
четко;
» В мифе, под уже имеющиеся
эмпирические отношения подводится
объяснительная схема, а не
наоборот.
Указанные черты
мифологического мировоззрения позволяют
сделать вывод о том, что миф является
исторически и гносеологически первой
формой систематического взгляда человека
на мир в целом и на самого себя. В мифе
много правды, он позволил человеку
развить интеллект и фантазию, дал
возможность эмоциональной разгрузки.
Элементы мифологического мировоззрения
всегда присущи людям, даже в самых
высокоразвитых цивилизациях: вера в
приметы, судьбу, наличие в реальности
скрытых сил, недоступных разуму, — все
это признаки мифологичности нашего
сознания. Но в качестве типа мировоззрения
миф уступил место другим способам и
формам осмысления действительности.
Главная
причина, повлиявшая на уход мифа, состояла
в том, что он провозглашал полную
неопределенность человеческого бытия.
Хотя миф и содержал знания об окружающем
мире и давал возможность эмоциональной
разрядки, со временем он перестал
удовлетворять потребности человека в
надежных знаниях о мире. Люди испытывают
психологическую потребность в ощущении
надежности мира, в чувстве уверенности
в завтрашнем дне. Дискомфорт бытия
побуждает человека к поиску новых
объяснительных схем, нового упорядочивающего
начала, задающего смысл всему, что есть.
Господство
мифологического мировоззрения
препятствовало и развитию хозяйственной
деятельности, которая нуждалась в
положительных знаниях о природе. Масса
обрывочных эмпирических сведений из
самых различных областей не укладывалась
в схемы, предлагаемые в мифах. Необходима
была новая обобщающая база.
Как
реакция на все указанные недостатки
мифа родилась следующая форма мировоззрения
— религия. Религия — это вера человека в
сущ
ествование
сверхъестественных сил, которые оказывают
причинное воздействие на мир в целом и
судьбу отдельных людей. Мир в религии
как бы удваивается: наряду с чувственно
воспринимаемым миром утверждается
объективное (то есть независимое от
человека) существование сверхчувственного,
идеального мира. Он первичен по отношении
к миру чувственных вещей и выступает в
качестве идеала нравственного и
эстетического совершенства и критерия
истины.
Первые
формы религии характеризовались:
» Анимизмом,
то есть разделением всех предметов и
процессов на душу и тело, причину и
следствие, повеление и
исполнение.
» Традиционализмом
и авторитаризмом.
» Консерватизмом.
Религиозное
мировоззрение возникает тогда, когда
люди не понимают событий происходящих
в окружающем их природном и социальном
мире, испытывают экзистенциальный
дискомфорт из-за неопределенности
бытия. Один из наиболее доступных выходов
состоит в том, чтобы приписать
детерминирующее воздействие определенным
объектам, скрытым от чувств и разума,
незримо присутствующим в реальности.
В
религии человек и окружающий его
чувственный мир объявляются чем-то
временным, несущественным и преходящим,
имеющим смысл лишь в том случае, если
допускается существование чего-то
вечного, незыблемого, безусловного.
Этим безусловным началом в религиях
считается бог, обожествленный природный
объект и т.д.
Признавая
наличие абсолютного начала, религия
восполняет главный недостаток мифа —
отрицание упорядоченности мира,
отсутствие в нем логики, центра порядка
и власти. С признанием бога мир и человек
оказываются вовлеченными в некое
единство, организующим и смысловым
центром которого является бог. Но не
это обстоятельство считается спецификой
религиозного мировоззрения, а утверждение
о том, что это безусловное начало, Бог,
Абсолют непостижимы посредством
человеческого разумения. В существование
бога можно только верить, то есть общаться
с ним посредством особого
эмоционально-мистического переживания.
Человек объявляется ограниченным
существом, с низменными страстями и
заботами. Непосредственная его земная
жизнь не является самоцелью и самоценностью.
Она имеет смысл лишь постольку, поскольку
есть бог. Отрицание бога означает
признание случайности человеческого
бытия. Человек в этом случае брошен на
произвол судьбы: он пришел неизвестно
откуда и уйдет неизвестно куда. В мире
господствуют силы более могущественные,
чем он сам и, поэтому, без бога, человек
вряд ли может рассчитывать на успех.
Таким
образом, можно сделать вывод, что религия
сыграла значительную психотерапевтическую
роль, пробудив в человеке надежду на
то, что он не одинок в мире, что он защищен
от тотального произвола и фатальных
случайностей. Кроме этого, религия
способствовала укреплению обычаев,
традиций и нравов людей; на её базе
сформировалась мораль как система
заповедей, предписаний и табу, укрепляющих
человеческие общности.
По
мере роста производственного и социального
могущества людей, то есть по мере того,
как природный и социальный мир все более
становился подконтрольным человеку,
изменялось и самосознание последнего.
Он уже не довольствуется пассивной
ролью «сосуда Божия», а хочет
участвовать в обустройстве мира и самого
себя. Активности человека требует и
хозяйственная деятельность. Существующие
знания нуждаются в пополнении и
систематизации, а сделать это можно
только при условии полного задействования
возможностей человеческого разума. Но
для этого, предварительно, необходимо
было выяснить, что такое разум, какова
его сущность, границы применимости и
полномочия. Поиск ответов на эти вопросы
входит в компетенцию философии — особого
типа мировоззрения и способа познавательного
и практического отношения к миру.
Мировоззрение и его роль в жизни общества
Размещено на http://www.allbest.ru/
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО
ОБРАЗОВАНИЮ
Уральский государственный
экономический университет
Центр дистанционного образования
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Философия»
Исполнитель: студент гр.
УК11СР
Голубев. А.А.
Серов 2012
Содержание
Введение
1. Мировоззрение: его сущность,
структура и роль в жизни
человека и общества
1.1 Мировоззрение и его
сущность
1.2 Мировоззрение и его
функции в построении картины
мира
1.3 Структура мировоззрение
1.4 Роль мировоззрения
в жизни человека и общества
2. Основные исторические
типы мировоззрения
2.1 Мифологическое мировоззрение
2.2 Религиозное мировоззрение
2.3 Философское мировоззрение
3. Философия и мировоззрение.
Роль философии в формировании
мировоззрения современного
Заключение
Список литературы
Введение
Человек разумное социальное
существо. Его деятельность целесообразна.
И чтобы действовать
в сложном реальном мире, он должен
не только много знать, но и уметь.
Уметь выбрать цели, уметь принять
то или иное решение. Для этого
ему необходимо, в первую очередь,
глубокое и правильное понимание
мира — мировоззрение. Но способность
к разумному мышлению у человека
не является врождённой — ей необходимо
обучаться; при этом лучшая школа
разумного мышления — усвоение высших
достижений философской культуры.
Ведя ограниченное пространством
и временем существование, человек
стремится к безграничному. Философия,
которая является «человеческим» знанием,
отвечает глубинным человеческим потребностям,
также противоречива. Философия — это «жизненный
разум», это выражение высшей потребности
разума как части человеческой жизни обосновать
своё собственное существование.
Философия говорит нечто
о мире, но не является обычной наукой,
решает «человеческие» вопросы, но отделяет
себя от морали, не может обойтись без
понятия Бога, но не является религией.
Философ не равнодушен к социальным
преобразованиям, но не является политиком
и идеологом. Философия причастна
любой форме культуры, но не сливается
с ней.
Современные философы отказываются
от построения многоступенчатых классификаций
философского знания. Философия берёт
на себя смелость прикасаться к любой
сфере деятельности, к любому предмету,
любому движению человеческой души — для
философии нет запретных тем.
Условие одно — любая тема размышлений
должна быть формой поиска той целостности,
осколком которой мы себя ощущаем.
1. Мировоззрение: его
сущность, структура и роль в жизни человека
и общества
1.1 Мировоззрение и
его сущность
Человек рождается дважды.
В первый раз он приходит в мир
как живое существо, а затем, приспосабливаясь
к нему и одновременно «приспосабливая»
его к себе, он упорядочивает и
гармонизирует свою личность, создает
себе «карту-схему» действительности,
формирует принципы мироздания и
принципы жизни, осмысливает окружающее,
проясняет и конструирует смысл
жизни. Утверждая себя с помощью
познавательных способностей, человек
вырабатывает интеллектуальное и ценностно-эмоциональное
отношение к миру, которое в
виде системы взглядов, идеалов, принципов
познания и деятельности составляет мировоззрение. Мировоззрение — это не столько
содержание, сколько способ освоения окружающего
мира на основе обобщения естественнонаучного,
технического, социально-исторического
и философского знаний. В мировоззрении
мир предстает в его опосредованности
практической и духовной деятельностью
человека, в его преобразованном виде.
Термин «мировоззрение»
появился лишь в конце XVIII века как
перевод немецкого слова
что значит «взгляд на Вселенную»,
а широкое его распространение началось
лишь во второй половине XIX в. Однако отдельные
представления о самом мировоззрении,
отражающем его различные стороны, свойства,
стали складываться гораздо раньше. Как
правило, это были представления о некоем
высшем знании, наиболее ценном и трудно
постижимом, обладание которым делает
человека мудрым, так как не только вооружает
его пониманием всего происходящего в
мире и самого себя, но и учит его правильно
жить, согласовывать свои действия с действиями
всеобщих сил или с непреходящими законами,
господствующими в мире и над самими людьми.
Зачатки таких представлений можно встретить
в поэмах Гомера.
На протяжении нескольких
десятков веков мыслители ставили
вопрос об источнике мировоззренческих
знаний, критерии их истинности. Однако
проблема мировоззрения наиболее определенно
была сформулирована в Германии в
конце XVIII века. Немецкий естествоиспытатель
и философ И. Кант, введший понятие «мировоззрение»,
пришел к выводу, что если существует наука,
действительно нужная человеку, то это
та, которая дает ему возможность знать,
«как надлежащим образом занять свое
место в мире и правильно понять, каким
надо быть, чтобы быть человеком» (И.
Кант. Приложение к «Наблюдениям над
чувством прекрасного и возвышенного».
1764 // Соч. 6 т. М., 1964. — т.2. — С.204).
В современной литературе мировоз
взглядов на объективный мир и место человека
в нем, на отношение человека к окружающей
действительности и самому себе, а также
обусловленные этими взглядами основные
жизненные позиции людей, их убеждения,
идеалы, принципы познания и деятельности,
ценностные ориентации» (Философский
энциклопедический словарь. М., 1989. — С.
375).
В мировоззрении аккумулируются
самые разнообразные знания о
мире и человеке. Но не всякое знание,
даже самое проверенное наукой, является
составной мировоззрения. Его специфика
состоит в том, что в нем
создается не какая-то обобщенная людьми
модель действительности и бытия человека
в ней, а главным образом происходит переосмысление
различных типов отношения «человек
— мир». С этой точки зрения в мировоззрении
принято выделять четыре аспекта — онтологический,
гносеологический (познавательный), аксиологический
(ценностный) и практический. Они фиксируют
и раскрывают основные способы и грани
человеческого бытия. Онтологическое
(онтология — учение о бытии) отношение
человека к миру проявляется в стремлении
объяснить происхождение мира и человека,
раскрыть их структурные особенности,
характер взаимосвязи. Познавательное
отношение человека к миру характеризуется
направленностью на отражение материальной
действительности в ее объективных, всеобщих
измерениях. В связи с этим формулируются
взгляды на возможности познания, его
границы, наиболее оптимальные формы и
методы познавательной деятельности.
Практическое или
отношение к миру — это отношение человека
к миру и самому себе с точки зрения возможностей,
границ и способов деятельности человека.
Доминирующим является ценностное
(аксиологическое) отношение — отношение
человека к миру и своей жизнедеятельности
через представление о смысле
жизни. Через него преломляется все
остальное мировоззренческое
о мире и человеке, происходит осмысление
ценностей человеческой жизни (нравственных,
эстетических, социально-политических
и т.д.).
Таким образом, в мировоззрении
посредством различных форм отражения
раскрывается вся совокупность отношений
«человек — мир», которые называются
духовно-практическими. Иногда их подразделяют
на духовные и практические. При
таком подходе онтологическое и
праксеологическое отношения признаются
отражением практических отношений, гносеологическое
и аксиологическое отношения — духовных.
Однако провести четкую грань в отношениях
«человек — мир» и определить их как
сугубо практические и духовные можно
лишь при больших допущениях, т.е. разделении,
например, познания и практики на самостоятельные,
автономные, существенно не взаимосвязанные
друг с другом реальности.
По своей природе духовное
и практическое — это два неразрывных
момента человеческого бытия. С
одной стороны, практическая де
2. Понятие, структура и функции мировоззрения
Мировоззрение
– это система обобщенных представлений
о мире как целом, о месте человека в нем,
о смысле человеческой жизни, смысле
истории, об основаниях и границах
человеческого познания. Носителями
мировоззрения являются индивидуальные
и коллективные субъекты. В центре
мировоззрения как картины мира – его
носитель, т.е. субъект.
Структура
мировоззрения:
Теоретический уровень мировоззрения
– это научно обоснованное знание.
Сакральный
уровень мировоззрения – это ценности,
идеалы – как светские, так и религиозные.
Обыденный уровень мировоззрения – это
стандарты повседневных практик, обычаи,
суеверия.
Все
уровни мировоззрения взаимодействуют
друг с другом.
1)
гносеологическая (познавательная)
функция состоит в том, что мировоззрение
дает знание о конечных причинах сущего;
2) аксиологическая (ценностно-ориентационная)
функция, позволяющая выработать оценку
– отношение к окружающему и происходящему;
3) праксиологическая (практическая)
функция, позволяющая стать руководством
к действию (человек ведет себя в
соответствии со своими мировоззрением)
.
Эти функции характеризуют мировоззрение
в самом общем виде, фиксируя только
основное из того, что дает мировоззрение
для человеческого существования.
3.
Предмет и задачи философии
Термин
«философия» состоит из двух греческих
слов phileo
— любовь и sophia
—
мудрость и означает любовь к мудрости.
Философия
– область человеческих знаний, предмет
её изменялся в интеллектуальной истории
человечества в зависимости от характера
эпохи.
Предметом
философии являются наиболее общие
природные и общественные закономерности
– во взаимосвязи с теми предельными
основаниями в человеческом мышлении,
на основе которых они получены и могут
быть преумножены. Философии – это
понятия, обладающие высоким уровнем
общности, т.е. категории. В философии
существуют разные направления, школы,
учения. В каждом из них свой язык,
понятийный аппарат (например, язык
позитивизма отличается от языка
психоаналитической философии).
Соответственно: в каждом философском
учении есть своя методология.
Предмет
ф. н. ― общие закономерности и тенденции
научного познания как особой деятельности
по производству научных знаний, взятых
в развитии и рассмотренных в исторически
изменяющемся социокультурном контексте.
Одной
из важнейших задач является исследование
того, как исторически меняются способы
формирования нового научного знания и
каковы механизмы воздействия
социокультурных факторов на этот
процесс.
Ф.
н. развивается вместе с самой наукой.
Она выступает своего рода самосознанием
науки.
Ф.
н. как дисциплина возникла в ответ на
потребность осмыслить социокультурные
функции науки в условиях НТР.
Как
дисциплина, ф. н. испытывает на себе
огромное влияние философско-мировоззренческих
концепций и теоретических разработок.
Однако цель
ее
— в интегративном анализе и синтетическом
подходе к широкому спектру обсуждаемых
проблем.
Философа
науки интересует научный поиск,
«алгоритм открытия», динамика развития
научного знания, методы исследовательской
деятельности.
4.
Функции философии
Функции
философии
— основные направления применения
философии, через которые реализуются
ее цели, задачи, назначение. Выделяют:
мировоззренческую;
способствует формированию целостной
картины мира, представлений об его
устройстве, месте человека в нем,
принципов взаимодействия с окружающим
миром.
методологическую;
заключается
в том, что философия вырабатывает
основные методы познания окружающей
действительности
мыслительно-теоретическую;
выражается в том, что философия учит
концептуально мыслить и теоретизировать
— предельно обобщать окружающую
действительность, создавать
мыслительно-логические схемы, системы
окружающего мира.
гносеологическую;
имеет целью достигнуть правильного и
достоверного познания окружающей
действительности (то есть изучить
механизм познания).
критическую;
подвергать
сомнению окружающий мир и существующее
знание, искать их новые черты, качества,
вскрывать противоречия.— расширение
границ познания, разрушение догм, его
модернизация.
аксиологическую;
в
оценке вещей, явлений окружающего мира
с точки зрения различных ценностей:
морально-нравственных, этических,
социальных, идеологических и др. Цель
аксиологической функции — быть «ситом»,
через которое пропускать все нужное,
ценное и полезное и отбрасывать тормозящее
и отжившее.
социальную;
объяснить общество, причины его
возникновения, эволюцию, современное
состояние, его структуру, элементы,
движущие силы; вскрыть противоречия,
указать пути их устранения или смягчения,
совершенствования общества.
воспитательно-гуманитарную;
культивировать гуманистические ценности
и идеалы, прививать их человеку и
обществу, помочь человеку адаптироваться
в окружающем мире и найти смысл жизни.
прогностическую
функции.
на
основании имеющихся философских знаний
об окружающем мире и человеке, достижениях
познания спрогнозировать тенденции
развития, будущее материи, сознания,
познавательных процессов, человека,
природы и общества.
Жизненные роли, истории, мировоззрение и тип личности
Д-р А.Дж. Дрент
Кто я? Что мне делать со своей жизнью? Кем я хочу стать? Это важные вопросы, с которыми мы также должны бороться, вступая во взрослую жизнь.
Меня лично заинтриговали эти опасения с тех пор, как я впервые сдал экзамен Майерс-Бриггс в колледже. Было что-то поистине волшебное в идее понять себя и узнать, для чего я рожден.
Несмотря на этот давний интерес к самопознанию, только пару лет назад я увлекся идеей ролей в человеческой жизни (также известных как «жизненные роли»).
Ваша роль в мире
Хотя среди психологов растет интерес к ценности личных историй для обретения смысла и идентичности в современной жизни, истории менее поддаются теоретическому анализу и обобщению, чем роли. В отличие от рассказов, роли можно представить концептуально, .Например, понятие «писатель» вызывает образ человека, регулярно выполняющего определенный вид деятельности. Еще более широкими, но, тем не менее, ценными являются архетипические роли, такие как исследователь, мудрец, создатель и т. Д.
Во многих случаях (хотя, конечно, не во всех) наши роли совпадают с нашей карьерой. Действительно, люди, ищущие правильную карьеру, на самом деле часто ищут карьерную роль , то есть деятельность, которая эффективно объединяет и символизирует их способности, ценности и интересы.
Но почему мы вообще заботимся о том, чтобы найти свою роль (роли)? Одна из причин заключается в том, что наша социальная идентичность во многом построена на тех ролях, которые мы играем и с которыми отождествляем себя. Хотя роли, по общему признанию, опускают многие детали и тонкости того, кто мы есть, они служат своего рода социальным снимком или отправной точкой для того, что нас волнует.
Возможно, самое главное, роли, которые мы принимаем, обеспечивают путь к цели в этом мире. Когда мы преследуем то, что нам нравится и в чем мы хорошо разбираемся, мы испытываем приятное чувство потока, погруженности и личных достижений.
Тип личности и жизненные роли
Есть множество причин, по которым нужно знать и понимать свой тип личности, будь то ради личного роста, развития карьеры, улучшения ваших отношений и т. Д. Но одна из вещей, которые я больше всего ценю в типографии, — это то, что она дает объективное представление о типах. ролей, которые нам лучше всего подходят.
Тип личности → Наша природная роль (и)
Это осознание вдохновило наши посты о соответствующих ролях 8 функций, а также о ролях типов INFP и INFJ.Важность ролей и их основ в типе также подчеркивается в нашем онлайн-курсе «Найти свой путь как INFP, INTP, ENFP и ENTP».
Конечно, существуют альтернативные источники руководства для определения жизненного пути (например, религия), но подход, основанный на типах, помогает гарантировать, что роли, которые мы играем, соответствуют нашим врожденным талантам и предпочтениям.
Ваше мировоззрение и история жизни
Знать свою роль в мире, несомненно, важно, но этого недостаточно.Чтобы прожить лучшую жизнь, также необходимо сформировать осмысленное мировоззрение и переплетать его с историей нашей жизни.
Мировоззрение — это, по сути, то, что мы считаем истинным в отношении мира, включая то, как и почему он стал таким, какой он есть. Как правило, мировоззрение представляет собой совокупность семейных, культурных, религиозных, философских и / или научных убеждений и ценностей.
Во многих отношениях мировоззрение похоже на истории. Они дают отчет о том, что происходило в прошлом до настоящего момента, рассказывают, почему все обстоит именно так.
История нашей жизни обычно тесно связана с нашим мировоззрением. В нем освещаются ключевые идеи, людей и опыт — как хорошие, так и плохие — которые повлияли на нашу жизнь и повлияли на нее.
Наше мировоззрение и история жизни составляют почву, которая питает и поддерживает нашу роль в мире. Во многих отношениях они дают столь необходимые ответы на наши вопросы «почему», ответы, которые оправдывают и подтверждают выбранную нами роль. Таким образом, когда мы сомневаемся или сомневаемся в своем нынешнем пути, мы обращаемся к прошлому — к нашим давним историям, убеждениям и ценностям — за воодушевляющими людьми
.
Основы Евангелия — CWV-106HN Христианское мировоззрение — GCU
Дайна Прайор
CWV-
25 октября 2017 г.
Профессор Ламка
Основы Евангелия — христианское мировоззрение
В современном мире многое происходит с христианским мировоззрением и
Христианская вера. Христианское мировоззрение — это не только то, как мы смотрим на мир сегодня, но и то, как
мы рассматриваем различные основы, такие как христианство или Бог. В учебнике «Книга мудрости»
Христианское мировоззрение в основном оценивает личные обязательства и исследует принципы (Дж.Мюррей, 1957). Христианское мировоззрение состоит из разных частей, включая природу, сверхприрода,
и человечество. Люди разные друг от друга. У некоторых людей разные взгляды и
значения того, что такое мировоззрение или что оно означает. Из-за нашего мировоззрения мы склонны придерживаться
к нашей морали или тому, как мы контролируем то, что происходит с нашей жизнью. Все разные, и они
следуйте разным убеждениям. Мы мало знаем, что основы Евангелия являются частью мудрости, которую мы
нести сегодня. Основы Евангелия — это Бог, Человечество, Иисус, Восстановление, Анализ и
Отражение.Бог есть любовь. Он любит нас и хочет, чтобы мы преуспели в достижении наших жизненных целей, прогрессировали в них и
будь лучшим. Бог также есть троица. Изучение Бога состоит в том, что есть один и только один Бог; Бог
существует в трех людях — Отце, Сыне и Святом Духе. Бог создал Землю, как в Бытии; в
история создания. Говорят, что он, имея в виду Бог, создал вселенную, как сказано в Бытие 1: 1.
Также Бог создал историю об Адаме и Еве; он создал Адама из праха и создал Еву из
одно из ребер Адама (Бытие 2).Адам и Ева разрушили свои жизни, будучи искушаемыми сатаной
(змей). Характеристики Бога — это справедливость, например, святость; доброта, например любовь;
прощения; ревность; и многое другое (Theism 12FA PowerPoint, 2017). Не только Бог
имеет много характеристик, но он также имеет много природных атрибутов, таких как
Трансцендентность / Имманентность, Всемогущество, Вездесущность, Всеведение, Дух и Личность
(PowerPoint, 2017).
Человеческая природа — третий элемент любого мировоззрения, относящийся к вопросам о реальности.
и что значит быть человеком или частью человечества («Книга мудрости», п.19). Человек
цель состоит в том, что мужчины и женщины должны создавать из себя цель и решать, что
цель должна означать (лекция 2, 2017). Люди должны иметь возможность выбирать свою цель для
реальность, и они должны быть в состоянии выполнить свою задачу. Основная причина человеческих проблем
греховность. Хотя люди не созданы для греховности, они считаются подарком от
Бог (лекция 3, 2017). Бытие 1 утверждает, что «вершиной творения является человечество в
образ Божий »(Лекция 3, 2017).В лекции 6 говорится, что при повороте событий человеческое сердце может
быть восстановленным, называемым оправданием верой (Лекция 6, 2017). Поворот событий человеческого сердца
находится в Новом Завете.
Иисус родился около 6 г. до н. Э. когда Цезарь и царь Ирод правили Иерусалимом. В
обстоятельства рождения Иисуса показали истинную бедность («Иисус Христос: жизнь и учение», 2017).
Жизнь Иисуса была основана на Евангелиях от Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Иисус проповедовал и учил
люди о Боге. Это привело к тому, что Иисуса назвали Мессией или «Помазанником».» Он сказал, что
он послал своих апостолов распространять слово Иисуса Христа. «Вначале Слово уже
существовал; Слово было у Бога, и Слово было Бог »(Иоанна 1: 1). Иисус — тринитарий, который
означает любовь к Отцу и Святому Духу. Мало того, что троица идентифицирует Бога как неотъемлемую часть
любящий, но это показывает, что Бог был создан из ранее существовавшей любви, а не для того, чтобы обрести любовь
(Лекция 5, 2017). Гностицизм берет на себя Иисуса; альтернатива первоначальному христианству. Иисус
Христианство может влиять на мыслительные способности и поведение человека, не имея правильных
количество данной веры.Это мировоззрение основано на представлениях о мире и понимании мира; это
то, как мы смотрим на мир с религиозной точки зрения. Это как смотреть в зеркало или линзу. меня
будучи христианином, я верю в то, что мир, в котором мы живем, станет лучше.
Когда-нибудь я верю, что мы сделаем мир лучше. В конце концов, Бог выбрал
этот мир для нас, и он выбрал нас, чтобы жить на этой планете. Но я считаю, что у нас есть
обязанность взглянуть на другие мировоззрения помимо нашего собственного и понять суть того, что другие люди
считать.Я думаю, что вера — важнейший момент христианства. Бог поверил всем нам, и мы
должны также поверить в него. Серьезно, где же наша вера, если мы не отдаем Богу веру?
он нам дал?
Христианское мировоззрение не только для наших целей, но и для других людей.
и что все думают о мировоззрении. У всех разные мнения, а также то, что они
думаю, что это Бог или Иисус. Это то, что у нас могут быть разные взгляды на человечество или восстановление
Бога и Иисуса.Мы по-разному относимся к этим основам Евангелия.
как мы склоняемся к любви к Богу. Мы так стараемся смотреть на то, как другие
просмотрел эти предметы первой необходимости. Хотя все разные, христианская вера все еще играет в
ладонь наших рук. Бог доверил нам жизнь, а это значит, что мы можем контролировать то, во что верим.
ставится в сторону. Все в этом эссе связано воедино и объединяет веру,
люди имеют для Бога и для Иисуса.
Ссылки
Баукхэм, Р., Берридж, Р., Эрман, Б. (а и б), Хенгель, М., Макнейл, Дж. Т., Солженицын, А.,
Уиллард, Д. (1992-2012). Начало мудрости. Полученное из
http://lc.gcumedia.com/cwv101/the-beginning-of-wisdom-an-introduction-to-christian-
мысль-и-жизнь / v2.1 / # / chapter /
Разоблачение христианства. (нет данных). Получено 2 ноября 2017 г. с сайта http: //www.debunking-
christianity.com/2012/06/confusing-and-contradictory-doctrines.html
Мюррей, Дж. (1957). Принципы поведения (стр.233). Лондон: Тиндейл. Полученное из
http://lc.gcumedia.com/cwv101/the-beginning-of-wisdom-an-introduction-to-christian-
мысль-и-жизнь / v2.1 / # / chapter / Введение
Норман, С. (22 мая 2012 г.). Из книги Р. Стэнтона Нормана «Человеческая греховность» в А
Богословие для церкви, изд. Дэниел Л. Акин (Нэшвилл: издательская группа B&H, 2007).
Получено с https://www.baptistmessenger.com/a-christian-worldview-and-human-
греховность /
.
Атеизм — это мировоззрение? | CARM.org
от Мэтта Слика
Чтобы узнать, является ли атеизм мировоззрением, нам нужно сначала определить наши термины. Мировоззрение — это набор утверждений, убеждений и предположений, которые человек использует при взаимодействии и интерпретации мира вокруг него. Если этого определения недостаточно, рассмотрите следующее определение:
«Общая перспектива, с которой человек видит и интерпретирует мир. Набор представлений о жизни и вселенной, которых придерживается человек или группа.»(thefreedictionary.com, answers.com/topic/worldview)
Так атеизм — это мировоззрение? Да, это так. Подумай об этом. Христианское мировоззрение состоит в том, чтобы утверждать, что Бог существует, что Он дал нам нашу цель, что мы не развивались и что есть добро и зло, которые Бог открывает нам в Библии. Мы, христиане, смотрим на мир с этой точки зрения. Точно так же атеизм — это мировоззрение, потому что оно касается тех же проблем. Он говорит, что Бога не существует, что мы сами определяем свою цель, что мы развивались, что мы развиваем нашу собственную мораль и т. Д.Атеизм, или, лучше сказать, атеисты, имеют ответы на те же вопросы, что и христиане относительно мира, цели, морали и т. Д., Которые основаны на отсутствии Бога и / или отрицании влияния Бога в мире. мораль, существование и т. д. Следовательно, это мировоззрение.
Но некоторые атеисты могут возразить и сказать, что нет такой книги, как Библия, из которой они получали бы ответы на различные вопросы. Но они выводят свои убеждения и предположения с точки зрения того, что Бога нет.Это означает, что даже если разные атеисты будут иметь разные ответы на вопросы, так же, как христиане могут иметь разные ответы на вопросы, общий знаменатель отрицания Бога, отсутствие конечной цели и субъективная мораль обязательно являются частью атеистического мировоззрения.
Вопросы о мировоззрении
Мировоззрения важны, потому что в них задаются очень важные вопросы и, надеюсь, даются ответы. Например . . .
- Что мы?
- Мы были созданы или развивались?
- Какова наша цель в жизни?
- Существует ли Бог?
- Откуда мы черпаем нашу мораль?
- Существуют ли моральные абсолюты?
- Почему в мире есть страдания?
Как атеисты и христиане могут ответить на эти вопросы, исходя из своего мировоззрения?
Атеист | Кристиан | ||
1. | Что мы? | Мы — один из многих видов жизни на Земле, которые произошли от низших форм жизни. Мы здесь, чтобы наслаждаться жизнью, работать продуктивно и делать мир лучше. | Мы люди, созданные Богом по Его образу. Мы здесь, чтобы прославлять Бога (Исайя 43: 7), подготавливая учеников все народы (Матф. 28:19). |
2. | Мы были созданы или развивались? | Мы не созданы. Мы развивались. | Мы были созданы. Мы не развивались. |
3. | Какова наша цель в жизни? | Наша цель самоопределена; поэтому у разных людей он разный. | Наша цель определяется нашим Создателем и реализуется в жизнях отдельных христиан, как это показано в Писании. |
4. | Существует ли Бог? | Нет Бога; и / или Бог непознаваем; и / или нет доказательств в пользу Бога; и / или неверие в Бога. | Да, Бог существует. |
5. | Откуда мы черпаем нашу мораль? | Наша мораль определяется нашими личными предпочтениями, обществом и / или разумом. | Мы черпаем свою мораль из слова Божьего, Библии. |
6. | Существуют ли моральные абсолюты? | Нет абсолютной морали, которой подчиняются все люди. | Есть абсолютная мораль, которой подчиняются все люди. |
7. | Почему в мире есть страдания? | Есть страдание из-за того, что человек не заботится о людях в мире должным образом и не заботится о них. | Из-за последствий греха в мире страдают люди, которые ослепили людей и заставили их восстать против Бога. |
Что атеисты говорят о мировоззрении?
В недавнем обсуждении, которое я вел в чате CARM (21.10.11), я спросил атеистов об их мировоззрении.Они сказали, что атеизм — это не мировоззрение. Я сказал, что это было. Итак, я попросил их определить, что такое мировоззрение. Они отказались и попросили меня дать определение. Итак, я сказал: «Мировоззрение — это набор предположений, предпосылок, убеждений и т. Д., С помощью которых вы относитесь к миру». Они сказали, что определение слишком общее. Поэтому я попросил их определить, что такое мировоззрение, и они не смогли ничего придумать. Итак, я экспериментировал и делал некоторые комментарии о Боге и Библии, чтобы увидеть, какова была их реакция — и увидеть проявление их атеистического мировоззрения.Я получил следующие заявления.
- «То, что говорит Библия, не имеет отношения к атеисту».
- «потому что нет физических доказательств существования Бога, поэтому он и ваше богословие не имеют отношения к моему мировоззрению».
- «Я смотрю на мир так, как смотрю на мир; богословие не имеет к этому никакого отношения».
- «Отсутствие веры в Бога имеет мало общего с тем, как человек смотрит на мир».
Как мы видим, сами атеисты комментировали Библию, существование Бога и теологию (которая включает мораль, творение, природу человека и т. Д.)). Они действуют в рамках атеистического мировоззрения, именно поэтому они и сделали свои комментарии.
Атеизм — это мировоззрение? Абсолютно!
.
ограничений проекта «Геном человека»: анализ на основе христианского мировоззрения
Ограничения проекта «Геном человека»
«Я бы сказал, что проект« Геном человека », вероятно, более значим, чем расщепление атома или полет на Луну». (Фрэнсис Коллинз) Проект генома человека, начатый в 1988 году, нанес на карту все гены человеческого тела и секвенировал их. Сейчас исследователи работают над пониманием функций всех генов.Это захватывающее новое достижение в биологии открыло совершенно новые области в генетическом мире. Проект «Геном человека» стал огромным достижением в области биологии; однако есть ограничения на то, что он может объяснить.
С тех пор, как Уотсон и Крик создали модель ДНК в виде двойной спирали, область генетики стремительно расширяется. Как только ученые обнаружили, как кодируется необходимая информация клеткам, они перешли к расшифровке кода, обнаружив гены и их функции.Это привело к появлению совершенно новой области биотехнологий. Используя методы recDNA, можно изменить генетическую информацию организма. Ученые создали генетически модифицированные культуры и использовали генную терапию для улучшения здоровья людей. Однако самым захватывающим достижением в этой области является секвенирование всех генов человеческого тела в ходе проекта «Геном человека». Каковы некоторые последствия мысли, что каждый из нас является продуктом программы, определенной в базовых последовательностях? Одним из основных следствий этого является то, что человек может рассматриваться как не более чем сложная машина.Машина не несет ответственности за свои действия; он просто следует порядку своего программирования. Это может привести к тому, что у людей появится еще один повод не брать на себя ответственность за свои действия. Кроме того, машина не представляет особой ценности. Если считается, что он поврежден непоправимо, его выбрасывают. Это может привести к низкому восприятию человеческой жизни. Люди были созданы по образу Бога и поэтому имеют ценность, намного превышающую их генетическую ценность. Кроме того, не совсем правильно думать о человеке как о…
Продолжить чтение
Присоединяйтесь к StudyMode, чтобы прочитать полный документ
.