Функции общения и характеристики общения: Общение: общая характеристика

Функции делового и коммуникативного общения

функции общения фотоФункции общения очень важны для характеристики общения. Ведь общение является сложнейшим многосторонним процессом коммуникативного взаимодействия между человеческими индивидами, заключающимся во взаимном обмене данными, постижении и восприятии партнерами по коммуникационному взаимодействию друг друга. Коммуникативное взаимодействие считается одним из стержневых понятий в психологической науке сегодня. Вне коммуникаций невозможно постигнуть процесс формирования личности отдельного индивида, проследить закономерности общественного развития.

Общение характеризуется многофункциональностью. Выделяют пять основных функций коммуникативного взаимодействия. Главным образом коммуникации выполняют в общественной людской деятельности связующую роль. Данная функция условно называется прагматической и выступает в качестве важнейшего фактора объединения индивидов в ходе любой общей деятельности.

Виды и функции общения

Коммуникативное взаимодействие наряду с внешней простотой представляет собой сложнейший многогранный процесс, содержащий в себе установление, формирование и развитие межличностных контактов. Общение – это физическое проявление потребности индивидов в коллективном взаимодействии. В процессе коммуникаций происходит взаимообмен сообщениями, восприятие и постижение партнера. Коммуникативное взаимодействие обладает собственной индивидуальной структурой, имеет собственные цели, виды и функции.

Уровни, виды, средства и функции общения психология характеризует с разных аспектов, которые помогают лучше понимать механизм коммуникативного взаимодействия. Без учета характеристик общения очень сложно результативно взаимодействовать с людьми. Виды общения и его функции считаются одними из стержневых характеристик, позволяющих понять саму сущность взаимодействия с другим субъектом или социумом.

Виды коммуникаций разделяют на формальный, примитивный, формально-ролевой, деловой, межличностный, манипулятивный и светский.

Формальная коммуникация предполагает применение во время общения привычных моделей поведения (маски) для того чтобы спрятать свои настоящие эмоции. При таком общении стремление понять партнера отсутствует.

Примитивная коммуникация подразумевает под собой взаимное оценивание индивидами друг друга в качестве объекта способного помочь или, наоборот, мешающего. При таком общении субъект, получив желаемое, прекращает взаимодействие.

Формально-ролевая коммуникация выстраивается на соотношении различных социальных ролей.

Деловая коммуникация заключается в учете при общении особенностей личности индивида, его настроения. В основе данной коммуникации всегда лежат общие деловые интересы.

Межличностная коммуникация базируется на глубоком понимании, восприятии и поддержке индивидами друг друга.

Манипулятивная коммуникация заключается в приобретении выгоды от общения. Светская коммуникация представляет собой беспредметное взаимодействие субъектов, при котором они беседуют о том, что необходимо и принято в социуме, а не свои истинные мысли.

Функции общения делятся на внутриличностную, прагматическую, функцию формирования, развития, подтверждения, организации и поддержания, объединения, разъединения и социальные. Внутриличностная коммуникативная функция подразумевает общение индивида с самим собой. Прагматическая коммуникативная функция содержит в себе мотивационные причины. Способность воздействовать на партнеров содержит в себе формирующая и развивающая функция. Функция подтверждения заключается в возможности индивидуального познания и подтверждения себя. Целью функций организации и поддержания межличностного взаимодействия является налаживание и сохранения плодотворных связей. Функция объединения и разъединения содействует трансляции необходимых данных или дифференциации.

Только при понимании механизмов общения, индивид сможет по-другому оценить этот главнейший социальный инструмент, позволяющий самосовершенствоваться и достигать целей. Социальные функции общения представляют собой организацию совместной деятельности, которая охватывает управление и контроль над поведением, деятельностью.

Функции общения психология считает стержневыми свойствами, разделяющими проявления общения.

Коммуникативная функция общения

Коммуникативная функция общения осуществляется посредством взаимообмена сообщениями. В процессе коммуникаций субъекты обмениваются между собой информацией, представлениями, мыслями, идеями, интересами, чувствами, настроениями, установками и др. Однако в ходе общения происходит не только простой обмен данными, но и выработка общей сути, что будет возможным только при условии понятия и осмысления информации. Именно поэтому каждый процесс общения объединяет в себе деятельность, непосредственно общение и, конечно же, познание.

Осуществление коммуникативной функции содержит несколько уровней. Выравнивание отличий в отправной информированности, которая изначально имеется у субъектов, вступающих в контакт, осуществляется на первом уровне. Второй уровень тесно связан с трансляцией и принятием смыслов. В данном случае коммуникативное взаимодействие выступает в качестве информирования, обучения, своеобразного инструктажа и т. д. Третий уровень имеет связь со стремлением субъектов понимать воззрения и установки собеседников. На этом уровне общение направлено на вырабатывание оценок получаемых результатов (например, согласие-несогласие).

В структуре коммуникативного взаимодействия выделяют такие элементы, как адресант, адресат, сообщение, код, цель, канал связи и результат. Адресант – это лицо, которое отправляет сообщение, т.е. субъект общения. Адресатом называют лицо, которому направляют сообщение. Сообщение – это информация, которая передает содержание. Кодом называют форму, с помощью которой идеи и цели выражаются в виде сообщения. Такой код может содержать вербальные средства, математические символы, невербальные инструменты. Вербальные средства – это речь, которая основывается на языковых системах.

Функции языка в общении лежат в человеческой возможности полноценного коммуникативного взаимодействия с себе подобными. Цель коммуникативного взаимодействия заключается в мотиве направления сообщения (зачем оно направлено). Канал связи означает среду, обеспечивающую взаимосвязь адресанта с адресатом. Таким каналом связи может выступать голос, информационные табло, связь через эфир и т.п. Результатом является конечный итог коммуникации, т.е. то, что достигнуто по завершению общения.

С позиции трансляции и понимания смысла информации такая схема, как адресант-сообщение-адресат является асимметричной. Так как для самого адресанта смысл сообщение предшествует процессу шифрования (высказыванию). Ведь он вначале имеет конкретную задумку, которую впоследствии воплощает в систему знаков. Смысл воспринимаемого сообщения для адресата раскрывается одновременно с расшифровкой. Адресант сможет оценить точность понимания адресатом сути информации только при условии смены коммуникативных ролей. Другими словами тогда, когда адресат трансформируется в адресанта и собственной репликой ознакомит с тем, как он понял смысл воспринятой информации.

Функции делового общения

Добиться эффективной реализации в бизнесе, подняться по карьерной лестнице, стать успешным поможет знание стержневых функций деловых коммуникаций.

Выверенные деловые коммуникации между субъектами (начальством, партнёрами, сотрудниками) продемонстрируют, насколько качественно и уместно будет развиваться компания, своевременно осуществляться проекты.

Выделяют три первостепенные функции деловых коммуникаций: информационная, регуляционная, аффективно-коммуникативная. Информационная коммуникативная функция предполагает накопление, вырабатывание, трансляцию и прием сообщений. В процессе коммуникативного взаимодействия происходит не только перемещение информации, но и взаимная трансляция зашифрованных данных между двумя субъектами общения. Отсюда следует, что происходит обмен информацией. Однако при этом субъекты не просто обмениваются определениями, они стремятся к тому, что бы выработать общий смысл. Выработка общего смысла возможна только при условии принятия информации с последующим осмыслением. Во время обмена сообщениями могут появляться коммуникативные преграды, которые могут нести психологические или социальные предпосылки.

Сами по себе сведения, исходящие от коммуникатора, могут быть побудительными, т.е. служащими стимулами к какому-либо действию, и констатирующими, имеющими место в разных образовательных системах.

Для трансляции любое сообщение должно быть закодировано. Т.е. передача данных возможна только при помощи языковых знаковых систем. В этом и заключаются основные функции языка в общении.

Регуляционная коммуникативная функция лежит в корректировке поведения, а также содержит способы воздействия на партнера, например, внушение или убеждение. То есть характеризует такие компоненты коммуникаций, которые непосредственно тесно связаны с взаимодействием индивидов, с организацией их коллективной деятельности. Аффективно-коммуникативная функция заключается в становлении эмоциональной оболочки личности. Другими словами это процесс принятия и постижения субъектами друг друга.

Все перечисленные функции общения тесно взаимосвязаны, друг друга гармонично дополняют и являют собой коммуникативный процесс в целом.

Функции и структура общения

Человеческий индивид представляет собой социальную особь, обитающую в условиях взаимодействия с людьми. Общественная жизнь зарождается, а затем развивается в дальнейшем в силу наличия зависимостей между индивидами, что образует условия взаимодействия субъектов друг с другом. Человеческие индивиды вступают в контакт, вследствие непосредственной зависимости друг от друга. Коммуникативное взаимодействие заключает в себе действия субъектов, характеризующиеся обоюдной направленностью. Общественная связь содержит зависимость индивидов, реализованную посредством социальных поступков, воплощаемую с ориентацией на остальных людей и ожиданием должной ответной реакции партнера. В общественной связи выделяют: субъекты и предмет связи, «я»-механизм регулировки взаимоотношений.

Общением называется специфическая форма взаимоотношений индивида с остальными субъектами как членами социума. В общении осуществятся социальные контакты людей.

Социальная суть общения заключается в трансляции форм культуры, нравственных ориентиров и общественного опыта всего человечества. Ведь только в ходе коммуникативного взаимодействия детей с родителями или другими опытными индивидами, у него зарождается и развивается сознание, а затем и речь. Без коммуникаций с другими людьми у детей не будет формироваться психика, сознание. Общение является одним из главнейших условий для формирования и становления личности. Поведение, отношение индивида к среде и собственной персоне во многом обусловлено его коммуникативным взаимодействием с другими индивидами.

Структура коммуникативного взаимодействия имеет семь этапов. На первом этапе потребность в коммуникациях побуждает индивида к вступлению в отношение с другими субъектами. Затем происходит ориентировка в задачах и мотивах общения. Третий этап характеризуется ориентировкой в личности партнера по коммуникации, на смену которой приходит планирование содержания и сути своего сообщения (субъект, обычно бессознательно, представляет себе, какую именно информацию он скажет). На пятом этапе индивид бессознательно (реже сознательно) выбирает определенные инструменты общения, речевые высказывания, которые будет использовать, решает, каким образом себя вести и как говорить. Шестой этап предполагает восприятие и оценивание ответного поведения собеседника, контроль над эффективностью коммуникации на основе обратной связи. Заключительный этап подразумевает корректировку направления, модели и стиля, манеры и методов общения.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Мы в телеграм! Подписывайтесь и узнавайте о новых публикациях первыми!

Характеристика основных функций общения — Студопедия

Выделяются следующие функции (они же стороны) общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.

Коммуникативная функция общения, или коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная функция заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания. Близкая классификация предлагается в работах Б. Ф. Ломова: информационно-коммуникативная, охватывающая процессы приема – передачи информации; регуляционно-коммуникативная, связанная со взаимной корректировкой действий при осуществлении совместной деятельности; аффективно-коммуникативная, относящаяся к эмоциональной сфере человека и отвечающая потребности в изменении своего эмоционального состояния. Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследований.

Общение полифункционально — это означает, что по отношению к конкретному человеку, группе, их деятельности или обществу в целом оно выполняет различные функции. Являясь важнейшей формой жизнедеятельности людей, общение выступает как необходимое условие и средство воспроизводства сознательно действующих личностей.



С этой точки зрения можно выделить следующие функции общения:

  • Социальная функция. Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и усвоения общественного опыта. Благодаря и посредством общения формируются и реализуются все виды общественных отношений, создаются социальные общности.
  • Инструментальная функция заключается в обслуживании различных видов совместной пpедметно-напpавленной деятельности.
  • Общепсихологическая функция общения заключается в том, что оно является для человека средством развития у него высших психических функций, средством его самовыражения, позволяющем раскрыть свой внутренний мир для других людей.

В качестве основной рабочей функции А. А. Брудный выделяет инструментальную функцию общения, необходимую для обмена информацией в процессе управления и совместного труда; синдикативную функцию, которая находит свое выражение в сплочении малых и больших групп; трансляционную, необходимую для обучения, передачи знаний, способов деятельности, оценочных критериев; функцию самовыражения, ориентированную на поиск и достижение взаимного понимания (эта функция особенно характерна для творческих личностей).

Понятие, виды и функции общения — Мегаобучалка

Введение

Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности». Общение – необходимое условие нормального развития человека как члена общества и личности, условие его духовного и физического здоровья. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в XX в.

В данной контрольной работе мы рассмотрим подробнее некоторые социально-психологические процессы в деловом общении, раскроем понятие, виды и функции общения, а также определим роль восприятия в процессе общения. Соотнесем и охарактеризуем понятия «стереотип» и «предубеждение» и их определения, приведем конкретные примеры из деловой практики, иллюстрирующие эти явления.

 

 

Задание 1

Понятие, виды и функции общения.

Общение— сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность.

Виды общения:

— Материальное — обмен предметами или продуктами деятельности.

— Когнитивное — обмен информацией, знаниями. (мы узнаём у знакомых о погоде на улице, ценах на продукты, времени начала концерта, способах решения математической задачи)

— Кондиционное (эмоциональное) — обмен эмоциональными состояниями между общающимися индивидами (развеселить грустного друга). В его основе лежит феномен эмоционального заражения.

— Мотивационное — обмен желаниями, побуждениями, целями, интересами или потребностями. Имеет место как в деловом, так и в межличностном общении (мотивация персонала на успешную работу на предприятии (деловое общение), разговор, направленный на то, чтобы уговорить друга пойти с Вами на концерт (межличностное общение).

— Деятельностное — обмен навыками и умениями, который осуществляется в результате совместной деятельности (обучение вышиванию крестиком в кружке вышивания).

В зависимости от используемой техники общения и его целей можно выделить следующие виды:

— Контакт масок — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику.

— Светское — его суть в беспредметности: люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникации (формальная вежливость, ритуальное общение).

— Формально-ролевое — регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

— Деловое общение — процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата. Общение целенаправленное. Оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности. При деловом общении учитывают особенности личности, характера, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

— Межличностное (интимно-личностное) — раскрываются глубинные структуры личности.

— Манипулятивное общение — направлено на получение выгоды от собеседника.

Функции общения:

-Инструментальная — характеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

-Интегративная — раскрывает общение как средство объединения людей.

-Самовыражение — определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

-Трансляционная — выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок.

Среди других функций общения можно назвать: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами).

Деловое общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели. Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция, то есть с помощью переписки или технических средств. Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы.

В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером. В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить в любой момент.

Деловое общение реализуется в различных формах:

— деловая беседа;

— прием подчиненных;

-деловые переговоры;

— деловые совещания и собрания;

— публичные выступления.

Особенности делового общения заключаются в том, что:

— партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;

— общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;

— основная задача делового общения — продуктивное сотрудничество.

Общение – необходимое условие нормального развития человека как члена общества и личности, условие его духовного и физического здоровья. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в XX в.

Задание 2

Функции общения в психологии: основные понятия и примеры

Рады вас приветствовать, уважаемые читатели! Человек социальный по своей сути, и без контакта с другими людьми будет постепенно деградировать, то есть, не просто перестанет развиваться, но и начнёт утрачивать навыки, которыми обладал ранее. Поэтому сегодня мы поговорим о том, какие существуют функции общения в психологии, чтобы лучше понимать, почему это столь жизненно необходимо каждому из нас.

Основные функции

Компания людей общается за столомКомпания людей общается за столом

Существует масса теорий и классификаций, но основными, фундаментальными функциями общения являются: коммуникативная, интерактивная и перцептивная. Давайте каждую из них рассмотрим подробнее.

Коммуникативная

Обеспечивает обмен информацией между людьми. Чтобы он состоялся, важно заранее предусмотреть, какой именно материал подвергнется к передаче. Так как собеседнику он может показаться сложным, и понимание не будет достигнуто. Для этого учитываются его индивидуальные особенности, сфера деятельности, интересы и прочее.

Чтобы понять, насколько процесс коммуникации оказался успешным, необходимо получить, так называемую, «обратную связь» от партнёра. То есть, он должен поделиться своими впечатлениями, эмоциями или мыслями, которые возникли в ответ на ваши слова.
Проверить, насколько вы коммуникативный человек, можете, нажав на эту ссылку.

Интерактивная

Она оказывает влияние на всех участников общения, только вдобавок ещё и с помощью действий. Благодаря этой функции взаимодействие становится более активным, дополненным и имеет больше влияния, если используется в разговоре, хотя бывают случаи, когда поступки намного красноречивее слов. Это помогает привлекать окружающих на свою сторону, добиваться расположения противоположного пола и прочее.

Перцептивная

В переводе с английского – восприятие. Оно задействует все органы чувств, также память, воображение, внимание и даже волю. Это действительно уникальный и достаточно сложный процесс. Человеку приходится одновременно обрабатывать большой объем информации, так как, помимо того, что он слышит, он вспоминает, что было ранее известно по поводу темы разговора и личности собеседника.

Также следит за невербальными проявлениями говорящего, чтобы заметить, лжет он или нет, и какие чувства вообще испытывает в данный момент. После чего анализирует весь полученный материал, и только тогда уже можно сказать, что он воспринял сказанное.
Примеры того, как распознавать скрытые за мимикой, жестами и позами истинные эмоции, вы получите в этой статье.

Дополнение

Компания людей прислушивается, чтобы лучше понять друг другаКомпания людей прислушивается, чтобы лучше понять друг друга

Хочу представить вам расширенную сферу влияния общения на личность. Итак, помимо основных, существуют ещё и такие функции:

  • контактная. Согласно названию, она помогает установить контакт, который является, по факту, фундаментом. Без него не произойдет дальнейшей взаимосвязи, передачи или принятия материала и прочее.
  • информационная. Её целью является обеспечение обмена сообщениями.
  • побудительная. Она мотивирует на выполнение действий, которые необходимы или выгодны партнёру.
  • координационная. Делает возможной организацию совместной деятельности. Это важно не только в рабочей обстановке, но и в обыденной жизни. Структура позволяет снизить уровень тревоги, так как действия становятся более согласованными и понятными для всех участников коммуникации.
  • эмотивная. Она вызывает у собеседника различные чувства, либо же способствует их смене.
  • формирующая отношения. Чем чаще люди встречаются, тем ближе друг к другу они становятся. При условии, что ведут открытые, искренние беседы, как говорится, по душам. Тогда их связь становится более крепкой, и переходит на определённый уровень. То есть, они становятся или друзьями, или партнёрами, супругами и прочее.
  • оказывающая влияние. Все мы манипулируем окружающими, происходит это порой осознанно, порой не очень. Но по большей части наши слова и действия вызваны потребностью достичь желаемого. И не важно, это потребность изменить эмоциональное состояние другого человека, или же направленность его действий, активности, поведения в целом. Важен результат – реализация своих, в принципе, и не только своих, целей, намерений и планов.
  • самопознания. Только благодаря контакту с другими мы познаём себя. Так как получаем знания после сравнения себя с ними. Путем обнаружения схожестей и отличий. Получая обратную связь и «примеряя» сказанное, был ли прав собеседник, или же всё-таки ошибся, и его мнение ну никак не относится к вам.
  • социализации. Личность вырабатывает необходимые навыки и умения для интеграции в общество. А это позволяет ей достигать успеха и реализовывать себя, свои потребности, как в бизнесе, так и в личной жизни.

Заключение

Девушка показывает что-то на планшете коллегамДевушка показывает что-то на планшете коллегам

Не всегда контакт с другим человеком приносит пользу и удовольствие. Но в любом случае оно помогает нам развиваться и становится более опытным. Чтобы в дальнейшем не допускать ошибок, совершенных по незнанию. Так что старайтесь общаться как можно чаще, знакомьтесь с новыми людьми и не забывайте поддерживать «старые» связи. Это позволит стать более коммуникабельным и обогатит вашу личность. Если у вас с этим небольшие сложности, можете воспользоваться рекомендациями, которые указаны тут.

Материал подготовила психолог и гештальт-терапевт, Журавина Алина

его виды , функции и основные средства.

Общая
характеристика общения и его функции

Существование
множества различных определений понятия
“общения” связано с различными взглядами
ученых на эту проблему. В кратком
психологическом словаре предлагается
определить общение как “сложный
многоплановый процесс установления и
развития конфликтов между людьми,
который включает в себя обмен информацией,
выработку единой стратегии и взаимодействия,
восприятие и понимание другого человека”.
А.А. Бодалев предлагает рассматривать
общение как “взаимодействие людей,
содержанием которого является обмен
информацией с помощью различных средств
коммуникации для установления
взаимоотношений между людьми”. А.А.
Леонтьев понимает общение не как
интериндивидуальный, а как социальный
феномен”, субъект которого “следует
рассматривать не изолировано”. Точка
зрения А.А. Леонтьева на “общение как
вид деятельности” поддерживают и другие
авторы, например В.Н. Панферов.

Общение —
связи между людьми, в ходе которой
возникает психологический контакт,
проявляющийся в обмене информацией,
взаимовлиянии, взаимопереживании,
взаимопонимании.

Проблема
общения рассматривается также в трудах
философов (Б.Д. Парыгина, Л.П. Буевой,
М.С. Каган, В.С. Коробейников и др.)

Исходя
из этого обилия взглядов на проблему
общения, ее нужно рассматривать с
философской, социологической и
психологической сторон.

Философский
подход основывается на том, что именно
общественная концепция обосновывает
общение как способ осуществления
внутренней эволюции социальной структуры
общества, группы при диалектическом
взаимодействии личности и общества.

При
психологическом подходе общение
определяется как специфическая форма
деятельности и как самостоятельный
процесс взаимодействия, необходимый
для реализации других видов деятельности
личности. Психологи отмечают наличие
главной потребности у личности — в
общении, как важного фактора
самоформирования личности.

Общение
характеризуется: содержанием, функциями
и средствами.

Содержание
общения может быть различным:

  • передача
    информации

  • восприятие
    друг друга

  • взаимооценка
    партнерами друг друга

  • взаимовлияние
    партнеров

  • взаимодействие
    партнеров

  • управление
    деятельностью и т.д.

Функции
общения выделяются в соответствии с
содержанием общения.

Имеется
несколько классификацией функций
общения. В. Н. Панферов выделяет их шесть:

  • коммуникативная (осуществление
    взаимосвязи людей на уровне индивидуального,
    группового и общественного взаимодействия)

  • информационная (обмен
    информацией между людьми)

  • когнитивная (осмысление
    значений на основе представлений
    воображения и фантазии)

  • эмотивная (проявление
    эмоциональной связи индивида с
    действительностью)

  • конативная (управление
    и коррекция взаимных позиций)

  • креативная (развитие
    людей и формирование новых отношений
    между ними)

В
других источниках выделяют четыре
основные функции общения:

  • инструментальную (общение
    выступает как социальный механизации
    управления и передачи информации,
    необходимый для совершения определенного
    действия)

  • синдикативную (общение
    оказывается средством объединения
    людей)

  • самовыражения (общение
    выступает как форма взаимопонимания,
    психологического контекста)

  • трансляционную (передача
    конкретных способов деятельности,
    оценок)

И
дополнительные:

  • экспрессивную (взаимопонимание
    переживаний и эмоциональных состояний)

  • социального
    контрол
    я
    (регламентации поведения и деятельности)

  • социализации (формирование
    навыков взаимодействия в обществе в
    соответствии с принятыми нормами и
    правилами) и др.

Общение
страдает, если нарушена или отсутствует
хотя бы одна из перечисленных функций,
поэтому при анализе реальных процессов
общения полезно вначале проводить
диагностику представленности этих
функций, а затем принимать меры для их
коррекции.

Структура
общения

Понятие
“общение” является сложным, следовательно
необходимо обозначить его структуру.
В психологической литературе при
характеристике структуры общения
выделяют обычно три
её взаимосвязанных стороны
:
коммуникативной, интерактивной и
перцептивной.

Коммуникативная
сторона

Коммуникативная
сторона общения состоит в обмене
информацией между людьми. Понимание
человека человеком связано с установлением
и сохранением коммуникации.

Источники
информации в общении:

  • сигналы
    непосредственно от другого человека;

  • сигналы
    от собственных сексорно-перцептивных
    систем;

  • информация
    об итогах деятельности;

  • информация
    от внутреннего опыта;

  • информация
    о вероятном будущем.

В
зависимости от требований момента на
передний план выступают разные источники
информации и разное их содержание.

Человек
должен уметь каким-то образом отличать
“хорошую” информацию от “плохой”.
Каким образом это происходит? Интересное
объяснение предложил психолог Б. Ф.
Поршнев. Он пришел к выводу, что речь
является способом внушения, или суггестии,
но имеется “налицо и встречная
психологическая активность, называемая
контрсуггестией, противовнушением,
которая содержит в себе способы защиты
от действия речи”.

Б.
Ф. Поршнев выделил 3
вида контрсуггестии
:
избегание, авторитет и непонимание.
Избегание подразумевает уклонение от
контактов с партнером (человек
невнимателен, не слушает, не смотрит на
собеседника, находит повод отвлечься).
Избегание проявляется не только уходе
от общения с другим человеком, но и
уклонение от определенных ситуаций.
Например, люди, которые не хотят, чтобы
на их мнение или решение оказывали
влияние просто не приходят на заседания
или на назначенную встречу. Действие
авторитета заключается в том, что,
разделив всех людей на авторитетных,
человек доверяет только первым и
отказывает в доверии вторым. Можно найти
много оснований для присвоения конкретному
человеку авторитета (статус, превосходство
в параметрах, привлекательность в
конкретных ситуациях и т.п.) Определяются
основания собственной историей и
основными ценностями. Эффективность
общения будет зависеть от характера
формирования представлений об авторитете
у собеседника. Иногда опасная информация
может исходить и от людей, которым мы в
целом доверяем. В тихом случае защититься
мы можем с помощью своеобразного
непонимания самого сообщения.

Практически
для всех людей важно, чтобы их слушали
и слышали. Для всех, кто заинтересован
в эффективной коммуникации важно уметь
преследовать психологические барьеры,
т.е. уметь управлять вниманием.

Существует
целая группа приемов привлечения
внимания:

  • прием
    нейтральной
    фразы
    ”.
    В начале общения произносится фраза,
    не связанная с основной темой, но имеющая
    смысл и ценность для всех присутствующих.

  • прием
    “завлечения
    — говорящий вначале произносит очень
    тихо, очень непонятно, неразборчиво,
    что заставляет других вслушиваться.

  • прием установления
    зрительного контакта
     —
    пристально глядя на человека, мы
    привлекаем его внимание; уходя от
    взгляда, мы показываем, что не желаем
    общаться. Но в общении важно не только
    привлечь внимание, но и его поддержать.

Первая
группа приемов поддержания внимания —
приемы “изоляции” (изолировать общение
от внешних факторов — шума, освещения,
разговора или уметь изолироваться от
внутренних факторов — вместо того,
чтобы слушать, обдумывает свои реплики
или просто ожидает конца речи, чтобы
вступить в разговор самому).

Вторая
группа приемов связана с “навязыванием
ритма”. Внимание человека постоянно
колеблется, поэтому изменяя характеристики
голоса и речи, мы не даем возможности
собеседнику расслабляться и пропустить
нужную информацию.

И,
наконец, третья группа приемов поддержания
— приемы акцентировки. Обратить внимание
на нужную информацию можно с помощью
определенных слов (“прошу обратить
внимание на …”), “важно отметить,
что…” и т. п.) или за счет контрасты с
окружающим фоном.

Интерактивная
сторона

Для
правильного понимания процесса общения
важно представлять себе действия своего
партнера, которые осуществляются в
определенных ситуациях. Второй стороной
общения является интерактивная, которая
заключается в организации взаимодействия
между индивидами, т.е. обмене не только
знаниями, но и действиями.

Одним
из возможных способов понимания ситуации
общения является восприятие позиций
относительно друг друга. Подход к анализу
ситуации в зависимости от позиций
развивал Э. Берн в русле трансактного
анализа и его последователи (Т. Харрис,
М. Джеймс и Д. Джонджевал и др.) С точки
зрения Э. Берна, вступая в контакт люди
находятся в одном из базовых состояний:
ребенок, взрослый или родитель. Состояние
ребенка — это актуализация установок
и поведения, выработанного в детстве
(эмоциональность, подвижность, игривость
или подавленность и т. п.). Состояние
взрослого обращено к реальной
действительности (внимательность,
максимальная направленность к партнеру).
Родитель — это такое состояние ЭГО,
чувства и установки которого относятся
к роли родителя (критичность,
снисходительность, надменность,
обеспокоенность и т. п.). Успех общения
зависит от того, соответствуют ли друг
другу эго — состояния коммуникантов.
Так, благоприятными для общения являются
такие пары эго — состояний как “ребенок
— ребенок”, “взрослый — взрослый”,
“родитель — ребенок”. Для успеха в
общении все другие сочетания эго —
состояний должны быть приведены к
вышеперечисленным.

Перцептивная
сторона

Третьей
важной стороной общения является
перцептивная. Она означает процесс
восприятия друг друга партнерами по
общению и установления на этой почве
взаимопонимания. С точки зрения восприятия
важно верно сформировать первое
впечатление. Психологи обнаружили, что
образ другого человека может строится
по разным типовым схемам. Часто применяется
схема восприятия по типу переоценки
качеств людей. При встрече с человеком,
превосходящим нас по важному партнеру,
мы оцениваем его более положительно. А
если мы имеем дело с человеком, которого
мы превосходим, то мы его недооцениваем.
Следует при этом знать, что превосходство
фиксируется по одному параметру, а
недооценка происходит по нескольким
параметрам. Эта ошибка в восприятии
имеет свое название — фактор превосходства.

Не
менее важный параметр при восприятии
другого человека является то — нравится
нам внешне этот человек или нет. Если
человек внешне нам нравится, то мы
склонны считать его более умным,
интересным и т. д. Эта ошибка в восприятии
связана с переоценкой или недооценкой
свойств человека и называется фактором
привлекательности
.

Следующая
схема связана с так называемым фактором
“отношения к нам”. Те люди, которые к
нам относятся хорошо, кажутся нам лучше
тех, кто к нам относится плохо.

При
формировании первого впечатления эти
схемы восприятия людей называются
эффектом ореола. Эффект
ореола
проявляется
в том, что при формировании первого
впечатления общее позитивное впечатление
о человеке приводит к переоценке
неизвестного человека. Из этого следует,
что наше первичное впечатление всегда
ошибочно. Но это не так. Специальные
исследования показывают, что взрослый
человек, имеющий опыт общения, способен
точно определить характеристики
партнера, эта точность бывает только в
нейтральных ситуациях. В реальной жизни
всегда присутствует тот или иной процент
ошибок.

При
длительном общении продолжают действовать
результаты первого впечатления. В
постоянном общении при этом становится
важным более глубокое и объективное
понимание партнера. Известно, что
способности адекватноговосприятия других
индивидов у разных людей различные.
Почему? Некоторые считают, что это
зависит от жизненного опыта (но есть
молодые люди, которые могут увидеть в
партнере и понять, что с ним происходит
и т. п.)

Психологические
исследования показывают, что весь
внешний облик (лицо человека, его жесты,
мимика, походки, манера стоять, сидеть)
несет информацию о его эмоциональных
состояниях, об отношении к окружающим,
об отношении к себе.

Для
того, чтобы понимать партнера в общении,
необходимы не только знания и опыт —
нужна направленность на него (желание
понять, о чем он думает, отчего переживает
и т. п.) Механизмом этого типа восприятия
другого являетсяэмпатия.
Она основана на умении поставить себя
на место другого, почувствовать его
состояние и позицию и всё это учесть в
своём поведении.

Важно
в общении учитывать пути и механизмы
построения взаимодействия. Как на
практике человек объясняет поведение
других людей? В психологии возникло
целое направление: исследование процессов
и результатов каузальной атрибуции
(приписывания причин) поведения. Когда
происходит каузальная атрибуция? Тогда,
когда возникают трудности при совместной
деятельности. Например, работник
оказывает на работу. И может по-разному
трактовать причину опоздания, — это
связано с атрибуцией (можно видеть
причину опоздания в обстоятельствах,
т.е. мотивировать внешней атрибуцией;
можно искать причину в себе, т.е.
мотивировать внутренней атрибуцией).
Важным при понимании сущности общения
является вопрос о средствах и механизмах
воздействия участников общения друг
на друга.

Средства
общения

Главным
средством общения является язык. “Язык
— это система знаков, служащая средством
человеческого общения”. Знаком является
любой материальный объект (предмет,
явление, событие). Общее содержание,
которое вкладывается в знак, называется
его значением. Усваивая значения знаков,
способы их организации для передачи
сообщения, люди учатся разговаривать
на том или ином языке.

Все
знаки подразделяются следующим образом:

  • интенциональные —
    специально производимые для передачи
    информации

  • неинтенциональные —
    непреднамеренно выдающие эту информацию.

В
качестве неинтенциональных знаков
могут выступать признаки эмоций (волнение
выдают дрожащие руки), особенности
произношения, акцент могут стать
показателем места происхождения,
социальной среды человека. Эти знаки
говорят о самом человеке, поэтому важно
научиться их замечать и верно
расшифровывать.

Основными
механизмами познания другого человека
в процессе общения являются: идентификация,
эмпатия и рефлексия.

Идентификация
означает простой факт, что одним из
способов понимания другого человека
является уподобление себя ему. В ситуации
взаимодействия люди часто пользуются
таким приемом, когда предположение о
внутреннем состоянии партнера строится
на основе попытки поставить себя на его
место.

Эмпатия —
это способность к постижению эмоционального
состояния другого человека. Человек
может отождествлять себя с партнером
по общению, принимать. Процесс понимания
друг друга осложняется явлением
рефлексии. Это не просто знание или
понимание партнера, а знание того, как
партнер понимает меня, своеобразный
процесс зеркальных отношений друг с
другом.

Общение
включает в себя и определенные способы
воздействия партнеров друг на друга. К
ним относятся: заражение, внушение,
убеждение и подражание.

Заражение —
это бессознательная подверженность
определенным психическим состояниям.
Оно проявляется через передачу
определенного эмоционального состояния
(например “боление” на стадионах во
время спортивных состязаний)

Внушение —
это целенаправленное неаргументированное
воздействие одного человека на другого.
Внушение — это эмоционально-волевое
воздействие. Внушение зависит от
возраста, от утомленности. Решающим
условием эффективного внушения являются
авторитет внушающего.

Убеждение —
аргументированное воздействие на
сознание личности.

Подражание —
при нем осуществляется воспроизведение
черт поведения другого человека, т.е.
речь идет об усвоении предложенных
образцов поведения.

Виды
и уровни общения

В
научной литературе выделяют следующие
виды общения:

  • Контакт
    масок

    — формальное общение, когда отсутствует
    стремление понять собеседника,
    используются привычные маски (вежливости,
    скромности, безразличия и т.п., набор
    выражений лица, жестов, позволяющих
    скрыть истинные эмоции, отношение к
    собеседнику).

  • Примитивное
    общение
     —
    когда оценивают другого человека как
    нужный или мешающий объект. Если нужен
    человек, то активно вступают с ним в
    контакт, если он мешает — отталкивают.
    При получении желаемого теряют дальнейший
    интерес к собеседнику и не скрывают
    этого.

  • Формально —
    ролевое общение — это такое общение,
    когда регламентировано и содержание,
    и средства общения. Вместо знания
    личности партнера обходятся знанием
    его социальной роли.

  • Деловое
    общение
     учитывает
    особенности личности партнера, его
    характера, возраста, но интересы дела
    являются более значимыми.

  • Духовное,
    межличностное общение возможно тогда,
    когда каждый участник имеет образ
    собеседника, знает его личностные
    особенности, может предвидеть его
    реакции, учитывает интересы и убеждения
    партнера.

  • Манипулятивное
    общение
     направлено
    на извлечение выгоды от собеседника,
    используя разные приемы (лесть, обман,
    демонстрация доброты и т.п.) в зависимости
    от особенностей личности собеседника.

  • Светское
    общение
     —
    его характеризует беспредметность
    (люди говорят не то, что думают, а то,
    что положено говорить в подобных
    случаях). Это общение закрытое, так как
    точка зрения людей по тому или иному
    вопросу не имеет никакого значения и
    не определяет характера коммуникаций.

Вступая
в общение, человек вступает в бесконечное
множество отношений, т.е. общение
осуществляется на разных уровнях.

Существует
несколько точек зрения на существование
уровней общения.

Американский
психолог Э.Т. Шостром считает, что
существует два основных уровня и два
типа общения — манипуляция и актуализация.
Манипуляция — это есть отношение и
обращение с людьми как с вещами.
Актуализация — это признание независимости
другого и его права быть другим; это
естественность; полнота личностной,
эмоциональной жизни в данный миг.

Советский
исследователь В.Н. Сагатовский определяет
четыре уровня общения:

  • Уровень
    манипуляции
    .

  • Уровень
    рефлексивной
    игры

    означает, что собеседники, в общем,
    признают, что у каждого из них есть свои
    цели и планы взаимоотношений, но
    стремятся в общении “обыграть” партнера
    и показать несостоятельность его
    планов.

  • Уровень
    правового общения
    .
    Здесь главным является согласование
    поведения на основе норм и правил,
    которые должны выполнятся партнерами.

  • Уровень
    нравственного общения
    .
    На этом уровне взаимодействия происходит
    на основе единения внутренних, духовных
    начал. Американский психолог Э.Берн
    считает, что можно выделить шесть
    основных способов общения “нуль-общение”
    — уход в себя: например, молчаливая
    очередь у кабинета врача, пассажиры в
    метро. Никто при таком общении не
    говорит, но все приглядываются друг к
    другу (симпатичен — несимпатичен, кто
    это и т.п.)

Ритуалы —
это формированные обществом нормы
общения (здороваться, благодарить,
прощаться и т. п.)

Работа —
каждый знает, что такое плодотворное
рабочее общение.

Развлечения —
в этом варианте общения тоже много
формализации. Каждый знает, какой тон
принят для встреч с близкими, какой —
для общения в незнакомой компании.

Игры —
это повторяющееся общение на двух
уровнях, когда человек изображает одно,
на деле имеет ввиду совсем другое,
например, разговор врача и пациента.

Близость —
это высший уровень общения. Человек
обращается к другому “всеми силами
души”. Э. Берн считает, что близость
может быть и односторонней (“ослепление
чувств”). Таким образом, современный
человек, стремящийся научиться понимать
себя и других должен знать, что такое
общение, его структуру (устройство),
чтобы учитывать в общении разницу
уровней, несовпадение позиций и суметь
переориентироваться по ходу взаимодействия,
“услышать” другого, найти с ним “общий
язык”.

Характеристики связи

Связь

1. Общение — это целенаправленная деятельность по обмену информацией и идеями между двумя или более людьми с использованием различных технических или естественных каналов.

Для связи требуется:

1. отправитель,

2. сообщение, (декодирование и кодирование),

3. средний,

4. получатель, а также

5.шум. (физическая, социологическая, семантическая — двусмысленность слов)

Получатель не должен присутствовать или знать о намерении отправителя установить связь во время связи; общение может происходить на огромных расстояниях во времени и пространстве.

Источник создает и передает сообщение.

Получатель получает сообщение от источника.

Сообщение — это стимул или значение, создаваемое источником для получателя. (назначение)

Канал — это способ передачи сообщения от источника к получателю.

Feedback — это сообщение, которое получатель отправляет в ответ источнику.

Окружающая среда — это физическая атмосфера, в которой происходит общение.

Контекст включает в себя психологические ожидания источника и получателя.

Шум, помеха — это все, что блокирует или искажает процесс связи.

1. Межкультурное общение — это форма общения, цель которой — обмен информацией между представителями разных культур и социальных групп.В этом смысле он пытается понять, как люди из разных стран и культур

действовать, общаться и воспринимать окружающий мир. Многие люди, участвующие в межкультурном деловом общении, утверждают, что культура определяет, как люди кодируют сообщения, какой носитель они выбирают для их передачи и способ интерпретации сообщений.

Характеристики связи

Коммуникация — это динамический процесс. Вы не можете сказать точное начало или конец комм. Обмен. Значения динамичны, они постоянно меняются в зависимости от ранее использованных изменений восприятия. Как только слово или действие применены, от них нельзя отказаться. Люди не могут испытать одно и то же с тем же чувством.

Общение интерактивное. Требуется активное участие как минимум двух человек, обменивающихся сообщениями. На кодирование и декодирование влияют предшествующие взаимодействия между коммуникаторами.

Связь носит символический характер. Символы — это средства, с помощью которых мысли и мысли одного человека могут быть переданы другому. Мы используем символы для создания смысла. Использование вербальных / невербальных средств.

Связь контекстная. Коммуникация зависит от контекста, в котором она происходит (культурная, физическая, реляционная и перцептивная (коннотативная / денотативная) среда, в которой происходит общение)

3.Коннотативное и денотативное значение


Дата: 28.02.2015; вид: 1078


.

Что такое менеджмент? определение, характеристики, уровни и функции

Определение : Управление можно определить как процесс администрирования и управления делами организации , независимо от ее характера, типа, структуры и размера. Это действие по созданию и поддержанию такой бизнес-среды, в которой члены организации могут работать вместе и эффективно и результативно достигать бизнес-целей.

Менеджмент действует как руководство для группы людей, работающих в организации и координирующих свои усилия для достижения общей цели.

Другими словами, это касается , оптимально использующего 5М, то есть людей, машины, материалы, деньги и методы , и это возможно только при наличии надлежащего направления, координации и интеграции процессов и действий для достижения желаемых результатов. .

Характеристики менеджмента

characteristics of management

  • Универсальный : Все организации, независимо от того, являются ли они коммерческими или нет, нуждаются в управлении для управления своей деятельностью.Следовательно, он универсален по своей природе.
  • Целенаправленно : Каждая организация настроена с заранее определенной целью, и руководство помогает своевременно и плавно достичь этих целей.
  • Непрерывный процесс : Это непрерывный процесс, который имеет тенденцию сохраняться, пока существует организация. Это требуется во всех сферах деятельности организации, будь то производство, человеческие ресурсы, финансы или маркетинг.
  • Многомерный : Управление не ограничивается только управлением людьми, оно также управляет работой, процессами и операциями, что делает его междисциплинарной деятельностью.
  • Групповая деятельность : Организация состоит из разных членов, которые имеют разные потребности, ожидания и убеждения. Каждый человек присоединяется к организации с разными мотивами, но, став частью организации, они работают для достижения той же цели. Это требует надзора, командной работы и координации, и, таким образом, управление становится очевидным.
  • Динамическая функция : Организация существует в деловой среде, которая имеет различные факторы, такие как социальные, политические, правовые, технологические и экономические.Небольшое изменение любого из этих факторов повлияет на рост и эффективность организации. Итак, чтобы преодолеть эти изменения, руководство формулирует стратегии и реализует их.
  • Нематериальная сила : Управление нельзя ни увидеть, ни потрогать, но можно почувствовать его существование в том, как функционирует организация.

Точно все функции, виды деятельности и процессы организации взаимосвязаны друг с другом. И задача руководства — собрать их так, чтобы они помогли достичь желаемого результата.

Уровни управления

levels of management

  1. Высшее руководство : это самый высокий уровень в организационной иерархии, который включает Совета директоров и руководителей высшего звена. Они несут ответственность за определение целей, разработку планов, стратегий и политик.
  2. Менеджмент среднего уровня : Это второй и самый важный уровень в корпоративной лестнице, поскольку он создает связь между высшим и низшим уровнем управления.В его состав входят руководителей отделов и подразделений, которые отвечают за реализацию и контроль планов и стратегий, которые формулируются высшим руководством.
  3. Управление нижнего уровня : иначе называется управлением функциональным или операционным уровнем. В его составе руководителя первого звена, мастера, контролеров. Поскольку руководство более низкого уровня напрямую взаимодействует с рабочими, оно играет решающую роль в организации, поскольку помогает сократить потери и время простоя рабочих, улучшая качество и количество продукции.

Три уровня управления образуют иерархию управления, которая представляет на диаграмме положение и ранг руководителей и менеджеров.

Функции управления

functions of management

  • Планирование : Это первая и самая важная функция управления, то есть заранее решить, что делать в будущем. Он включает в себя формулирование политики, установление целей, планирование действий и так далее.
  • Организация : После того, как планы сформулированы, следующим шагом будет организация действий и ресурсов, например, определение задач, их классификация, распределение обязанностей между подчиненными и распределение ресурсов.
  • Штатное расписание : Подразумевает наем персонала для осуществления различных видов деятельности организации. Это необходимо для того, чтобы на правильную работу был назначен правильный человек.
  • Направление : Задача менеджера — направлять, контролировать, руководить и мотивировать подчиненных, чтобы гарантировать, что они работают в правильном направлении в том, что касается целей организации.
  • Контроллинг : Контрольная функция руководства включает в себя ряд шагов, которые необходимо предпринять, чтобы убедиться, что производительность сотрудников соответствует планам.Он включает в себя установление стандартов производительности и сравнение их с фактическими показателями. В случае каких-либо отклонений необходимо предпринять необходимые шаги для их исправления.

Координация — важная особенность управления, которая означает интеграцию действий, процессов и операций организации и синхронизацию усилий, чтобы гарантировать, что каждый элемент организации способствует ее успеху.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.