Функции социальной психологии: Функции социальной психологии — Студопедия

Содержание

Функции социальной психологии — Студопедия

методологическая:связана с потребностью определения объекта и предмета социальной психоло­гии; выявления ею принципов и методов познания исследуемых феноменов;

мировоззренческая:синтезирует современные научные представления о природе общественной психологии людей и ее месте в системе общественного сознания, духовной жизни общества; показывает, как должен осуществляться процесс формирования правильных знаний о социально-психологических фе­номенах;

регулятивная:показывает, какое непосредственное воздействие и каким образом общественно-психологические явления и процессы оказывают на развитие и функционирование всех других экономиче­ских и общественных феноменов, проявляющихся в жизни и деятельности людей;

прогностическая:с одной стороны, раскрывает динамику соотношения и взаимосвязи между идео­логией и общественной психологией на ближайшую и отдаленную перспективу, позволяет правильно и все­ сторонне оценить их; с другой — дает возможность определить оптимальное соотношение между индивиду­альным, коллективным, общечеловеческим в психологии гармонично развитого человека будущего;

аксиологическая:позволяет определить реальные и мнимые социально-психологические ценности в жизни и деятельности людей.

75. Связь социальной психологии с другими областями знаний.

Взаимосвязь социальной психологии с общественными и естественными науками предоставляет возмож­ность методологически точно и теоретически правильно подходить к пониманию сущности социально-психологических явлений, процессов и специфики общественного сознания, их происхождения, особенностей развития и роли в жизни и деятельности людей.



Общая психологияпозволяет социальной психологии более точно понять и методологически правильно осмыслить психологические особенности личности (индивида), являющейся субъектом общественных отноше­ний и носителем социальной психики.

Социологияпредставляет интерес для социальной психологии благодаря исследованиям проблем соотно­шения общества и личности, общественного сознания и социальных институтов, власти и справедливости и т.п.

Исторические наукипоказывают, как с помощью социальной психологии осуществляется развитие соци­альной психики и сознания людей на различных этапах становления общества и человеческих отношений.


Политические наукипомогают социальной психологии правильно понять, какие политические явления (процессы) и как влияют на общественное сознание людей, как изменяется социальная психика людей в усло­виях политической деятельности или под ее влиянием.

Экономические наукираскрывают социальным психологам сущность и своеобразие функционирования экономических процессов в обществе, показывают им, как они влияют на общественные отношения и на про­явление в них социальной психики и общественного сознания людей.

Культурология, этнология,исследуя особенности культурного и этнического развития различных этниче­ских общностей, дают возможность социальной психологии адекватно и правильно интерпретировать влияние культуры и национальной принадлежности на специфику проявления социально-психологических феноменов.

Педагогические наукипредоставляют социальной психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющую ей вырабатывать рекомендации по социально-психологическому обеспечению этих процессов.

Социальная психология, изучая условия и специфику формирования, развития и функционирования обще­ственной психики и сознания людей, позволяет естественным и общественным наукам более правильно интер­претировать законы отражения общественным сознанием объективной действительности.

76. Выделение социальной психологии в самостоятельную науку в середине XIX века.

1-й этап.Родоначальниками накопления социально-психологических знаний считаются китайские и греческие ученые, которые описывали некоторые социально-психологические особенности характеров людей и их предна­значения в обществе, устанавливали определенные психологические закономерности социального поведения инди­видов, выявляли мотивы объединения их в группы и т.д.

2-й этап.В средние века и позднее зарубежные и отечественные ученые занимались психологическим описа­нием анатомии и патологии общественной жизни с ее характерными социальными взаимоотношениями и тради­циями, накапливали и обобщали результаты немногочисленных исследований закономерностей уже известных со­циально-психологических явлений и процессов — общения и взаимодействия представителей различных общностей.

3-й этап. Всередине XIX в. за рубежом появились три социально-психологические теории — «психологии на­родов» (основатели — М. Лацарус, X. Штейнталь и В. Вундт), «психологии масс» (Г. Тард, С. Сигиле и Г. Ле-бон), «инстинктов социального поведения» (В. Макдаугалл), послужившие предпосылкой для превращения социальной психологии в самостоятельную отрасль знания. После этого начинается активная разработка методологических и теоретических основ социальной психологии.

Огромный импульс к развитию социально-психологических исследований и применению их результатов на практике придавали войны и военные конфликты, которыми изобиловал XX в. и во время которых особенно остро вставали вопросы, связанные с предотвращением и профилактикой отрицательных социально-психологических яв­лений и процессов (страха, паники, снижения сплоченности населения и военнослужащих в группах, социальной дезорганизации и дезинтеграции социальных конфликтов и т.д.), затрагивающих все стороны жизни и деятельно­сти людей.

4-й этап. В20-40-е годы XX в. социальная психология постепенно начинает превращаться в сугубо экспери­ментальную науку, занимающуюся прикладными исследованиями и разрабатывающую специфические методики изучения социально-психологических феноменов, проявляющихся в разнообразных областях жизни и деятельно­сти людей. Внутри социальной психологии начинают зарождаться, а в 60-90-е годы наиболее продуктивно совершенст­воваться ее новые отрасли: этнопсихология, политическая психология, психология управления, конфликтология и др. К сожалению, в СССР социальная психология в 30-50-е годы по политическим причинам практически не развивалась.

Социальная психология как наука и научная мыслительная парадигма очень молода, несмотря на то, что в лучших образцах философской мысли античного периода, средних веков и нового времени мы находим живой интерес исследователей к социальному бытию человека и порождаемым им на уровне массовых процессов и индивидуальной психики феноменам. Представляется, что есть веские основания для того, чтобы социальная психология в своей научной форме не могла появиться раньше рубежа XIX—XX веков. Для ее возникновения требовались определенные психологические, исторические, культурные предпосылки в их совокупности, на которых мы и остановимся.

XIX век во многих смыслах выступил «заказчиком» на новую науку, отсутствие которой стало сказываться на состоянии дел в других науках и различных сферах социальной практики человека.

1. Прежде всего — это изменение социального, политического климата в Европе, которое во многих отечественных обзорах характеризуется как возрастание роли масс и массовых движений. Это время богато на революции, массовые организованные выступления больших групп людей, которые кардинально отличались от «темных» бунтов предыдущих веков. «По аналогии с естественными науками правители всех уровней требовали от социальных наук скорейшего перехода к фазе управления. В связи с тем, что социальная психология оказалась наукой наиболее пригодной для исследования роли идей, мотивов, потребностей в детерминации поведения, ей этот социальный заказ был обращен в первую очередь» [

2. Многое убедительно свидетельствует о том, что образ мира человека второй половины XIX века существенно отличался от такового у его предшественников и был близок к нашему, современному. Н. Коперник, Ч. Дарвин, К. Маркс и З. Фрейд убедительно показали человечеству, что Земля и ее обитатели не являются ни центром мироздания, ни его вершиной, а всего лишь случайным эпизодом, действительно «игрушкой слепых сил»: космических, биологи­ческих или экономических. Но уже тогда, в середине XIX века набирала силу потребность в научном, объективном знании о природе человеческих отношений и о научно обоснованных приемах управления этими отношениями.

3. «Среднему» жителю XIX века стали доступны путешествия по Земле и личное знакомство с иными культурными пространствами. Такое расширение «культурных горизонтов» приводило к изменению устойчивых представлений о том, что «нормально» и что «не нормально», что является признаком «прогрессивности», а что — «отсталости». Видимо, новое представление можно сформулировать так: «Они — не хуже и не лучше нас, они — другие». Естественно, не в плане анатомии и физиологии, а в плане культуры, ценностей, традиций. Вместе с тем, все это оформлялось в некоторый общественный запрос на новое знание — этнопсихологи­ческое, по сути своей — социально—психологическое.

4. Г. М. Андреева выделяет еще одну область социальной практики, в рамках которой возник имплицитный запрос на научное социально—психологическое знание, — криминалистика. Меняется общая картина преступной деятельности, появляются новые виды преступлений, которые трудно объяснить чисто материальной безысходностью или патологическим типом личности. Особый интерес связан с самоубийствами. И дело не в том, что их число растет, — меняются причины. Все чаще в качестве таковой речь идет о потере жизненных смыслов.

77. Социально-психологические теории первой половины ХХ века (Ф.Олпорт, В.М. Бехтерев, Я.Морено, К.Левин и др.)

Г. М. Андреева именует этап развития социальной психологии XIX — начала XX века (он заканчивается на рубеже 10—20—х годов XX века) «описательным». Это название отражает важную особенность подходов того времени: по типу философских, литературных и прочих эссе они описывали социально—психологические явления, содержали умо­зрительные, общие оценки и прогнозы. Помимо этой особенности, существующие теории сближала проблематика: массовидные явления, большие социальные группы людей, механизмы массового воздействия и прочие социальные явления «большого калибра».
Существенную роль в построении целого ряда концепций сыграла идея социального подражания, на основе которой сформировались социально—психологические воззрения Г. Тарда, Г. Лебона, З. Фрейда. Социальное подражание (по—другому — имитирование, форма внушения) рассматривается как основа поведения человека в обществе, общество — как «достойный» итог такого положения дел: «Общество — это подражание, а подражание — это род сомнамбулизма» (Г. Тард). С. Московичи, посвятивший одну из своих самых известных работ психологии толпы, следующим образом определяет суть учения Г. Лебона, создателя учения, известного в нашей литературе как «Психология масс».«Толпа в психологическом смысле является человеческой совокупностью, обладающей человеческой общностью, а не скоплением людей, собранных в одном месте.»

Идеи Лебона нашли понимание у человека, который своими воззрениями многое определил в психологии ХХ века, — у З. Фрейда. В своих социально—психологических работах он активно использовал положения психологии масс Г. Лебона. Для него огромную роль в социальном устройстве мира играло внушение — подражание, подчинение лидеру (вожаку), неосознаваемые коллективные представления [121].

Идея подражания как основы социальной жизни в конце XIX — начале XX века была нечужда и российским философам и психологам. В работах Н. К. Михайловского и Г. В. Плеханова поднимается вопрос о происхождении склонности толпы к подражанию. Н. К. Михайловский видит корни этого явления в условиях жизни людей, обрекающих их на духовную пустоту, подчинение силе и магии авторитета героя. У Г. В. Плеханова мысль о том, что подражание герою — явление историческое, а не изначальное, звучит еще отчетливее: не отрицая роли подражания, он говорит об относительности его роли, о том, что существует и иной механизм формирования социального поведения человека — противодействие как отдельных людей, так и целых групп друг другу. Слепое подражание — феномен исторический, он связан с неразвитым самосознанием человека и целых социальных слоев общества. В силу своей относительности он может быть преодолен посредством развития самосознания

Известный отечественный психолог и физиолог В. М. Бехтерев тоже отводил механизму подражания существенную роль в системе своих научных взглядов. «Как только массы образовались, как только общий импульс их всех объединил, тогда внушение и взаимное внушение становятся решающим фактором для всех последующих событий».

Еще одна идея, вызвавшая к жизни социально—психологическое учение, сформировалась в немецкой философии, прежде всего — в работах Гегеля. Это идея «народного духа», самым ярким психологическим воплощением которой в конце XIX века стала «психология народов» В. Вундта. В качестве основного предмета изучения психологии народов автор выделил три большие области: язык, мифы и обычаи. Язык, с его точки зрения, содержит в себе общую форму представлений, имеющихся у данного народа; мифы позволяют выявить первоначальное содержание этих представлений, причину их возникновения; обычаи — есть «общие направления воли», возникшие на основе языка и мифов. В России сторонником идеи «народной психологии» был А. А. Потебня. Эта идея привлекла его возможностью изучения объективных оснований национальных различий и в языке, и в особенностях характера, организации душевной жизни

Заслуживает внимания еще одна идея, родившаяся в XIX веке и имеющая продолжение в социальной психологии века XX—го. В социальной английской философии, в частности — в трудах Г. Спенсера была предпринята попытка применения эволюционного учения к социальным процессам. Общество рассматривалось как коллективный организм, развивающийся по биологическим законам. В социальной психологии эта идея была воспринята и теоретически разработана У. Мак—Дауголлом в его теори

Функции социальной психологии — Студопедия

Билет 1.

Понятие, разделы и задачи социальной психологии.

Социальная психология – наука, изучающая закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленныефактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.

Разделы социальной психологии:

1.Социальная психология личности

2.Психология межличностного взаимодействия (общения и отношений),

3.Психология межгруппового взаимодействия,

4.Психология малых групп,

5.Психология больших социальных групп и массовых явлений.

Задачи социальной психологии:

1. Изучение специфики и своеобразия феноменов, составляющих общественное сознание людей;

2. Изучение своеобразия явлений и процессов, возникающих в малой группе, и их влияния на поведение и общение включенных в нее людей.

3. Изучение психологии больших социальных групп и специфики проявления мотивационных, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых и коммуникативно-поведенческих особенностей представителей этих групп.

4. Выявление роли и значения социально-психологических феноменов в религиозной, политической, экономической и управленческой психологии.

5. Выявление зак-тей функционирования социально-психологических явления и процессов в различных социальных условиях.

6. Анализ факторов, обуславливающих специфику и эффективность совместной деятельности.

Билет 2.

Полемика о социальной психологии. Подходы к определению предметной области социальной психологии.



Основная полемика касалась двух вопросов:

1) понимания предмета социальной психологии и соответственно круга ее задач;

2) соотношения социальной психологии с психологией с одной стороны, и с социологией — с другой.

Все точки зрения по этим вопросам могут быть сгруппированы в 3 основных подхода:

1. Первый подход, получивший распространение среди философов и социологов, трактует соц. психологию, как науку о «массовидных явлениях психики»

2. Второй подход предполагает основным предметом — социальную психологию личности. С одной стороны, больший акцент делается на психологические особенности личности, с другой, выделяется положение человека в коллективе, межличностные отношения.

3. Третий подход объединяет два предыдущих. Соц. психология рассматривается как наука, изучающая и массовидные явления психики, и положение личности в группе.


Билет 3.

Функции социальной психологии.

1. Аксиологическая функция. Способствует формированию социальных ценностей и приоритетов в жизнедеятельности людей.

2. Методологическая функция. Связана с определением объекта и предмета социальной психологии.

3. Мировоззренческая функция. Синтезирует современные научные представления о природе общественной психологии людей.

4. Прогностическая функция. Раскрывает динамику развития социальной психологии на ближайшую и отдаленную перспективу.

5. Регулятивная функция. Показывает, как и какое воздействиесоциально-психологические явления оказывают на развитие и фун-е других экономических феноменов.

6. Теоретико-познавательная функция. Состоит в изучении общественно-психологических закономерностей социальных процессов.

Структура и функции социальной психологии

Структура социальной психологии может быть представлена по-разному. Советский социальный психолог А.Г. Ковалев предлагает такую систему:

— группа психических свойств, которые представляют мотивы массового поведения: социальные потребности, интересы, установки, убеждения, идеалы;

— группа психических явлений — процессов: социальное восприятие, память, мышление, эмоции, воля;

— группа социальных состояний, отражающих относительно устойчивую активность социально-психологических явлений — позитивных и негативных;

— группа социальных традиций, нравов, обычаев, знаний и навыков, обусловливающих определенную деятельность.

Точка зрения другого отечественного психолога В.В. Ермолина на структуру социальной психологии:

— группа социально-психологических свойств, мобилизующих людей: потребности, интересы, цели, воля;

— группа социально-психологических состояний, проявляющихся в эмоциональных отношениях: чувства, эмоции, страсти, настроения, мнения, предрассудки, иллюзии;

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

— группа устойчивых социально-психологических форм и продуктов человеческой деятельности, закрепленных в человеческом поведении;

— группа социально-психологических процессов, происходящих в непосредственном общении людей: внушение, убеждение, подражание.

Функции социальной психологии.

1) Аксиологическая функция. Способствует формированию социальных ценностей и приоритетов в жизнедеятельности людей.

2) Методологическая функция. Связана с определением объекта и предмета социальной психологии.

3) Мировоззренческая функция. Синтезирует современные научные представления о природе общественной психологии людей.

4) Прогностическая функция. Раскрывает динамику развития социальной психологии на ближайшую и отдаленную перспективу.

5) Регулятивная функция. Показывает, как и какое воздействие социально-психологические явления оказывают на развитие и функционирование других экономических феноменов.

6) Теоретико-познавательная функция. Состоит в изучении общественно-психологических закономерностей социальных процессов.

Другие функции:

1) интеграция и трансляция социального опыта, на основе которого формируется единое направление мыслей, воли и чувств, в данной социальной группе;

2) социальная адаптация – приведение индивидуального сознания в соответствие с принципами и нормами, господствующими в данной социальной группе;

3) социальная корреляция – приведение поведения личности в соответствие с нормами, принятыми в данном социуме;

4) социальный контроль – регуляция поведения личности системой неформальных санкций общества;

5) психологическая разгрузка – освобождение от социально-психологического напряжения, без нарушения общепринятых норм;

6) социальная активация – усиление человеческой деятельности благодаря активизации массовых эмоций.

5. Взаимоотношение социальной психологии с другими науками

Поможем написать любую работу на аналогичную
тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Понятие, структура и функции социальной психологии — Студопедия

Как известно, в понятии, в определении той или иной науки раскрывается ее объект и предмет.

Термин «социальная психология» определяется следующим обра­зом: социальная психология — отрасль психологии, изучающая зако­номерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.

Д. Майерс дает такое определение социальной психологии: «Социальная психология — это наука, которая изучает, что люди ду­мают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу».

По мнению ряда авторов, четкости в формулировке понятия соци­альной психологии до сих пор нет. Считается, что существует три подхода к социальной психологии.

В рамках первого подхода отражается социологический взгляд на понимание социальной психологии, и ее рассматривают как науку о «массовидных явлениях психики». Сточки зрения социологов, предмет социальной психологии — общественная психология, изучающая психологию классов и иных больших социальных групп и общностей, в частности, исследующая традиции, обычаи, нравы. С другой стороны, сферой внимания общественной психологии являются закономерности формирования общественного мнения, а также психология коллективов.

Во втором подходе отражаются взгляды тех психологов, которые считают предметом социальной психологии личность. При этом подходе акцент делается на характерологические черты или свойства личности, на психологическую типологию. Кроме того, предметом социальной психологии в рамках личностного подхода выступают межличностные отношения, поведение личности в группе, система общения между индивидами в целом.



Третий подход рассматривает социальную психологию как науку, которая изучает и массовидные процессы психики, и психику личности в группе. Понятно, что с точки зрения этого синтезированного подхода социальная психология является наукой, исследующей широкий круг проблем, в частности, такие как социальная психология личности, социальная психология общностей, социальная психология общения, социальные отношения и др.

Структура социальной психологии может быть представлена по-разному.

Российский социальный психолог А.Г. Ковалев предлагает такую систему:

— группа психических свойств, которые представляют мотивы массового поведения: социальные потребности, интересы, установки, убеждения, идеалы;


— группа психических явлений — процессов: социальное воспри­ятие, память, мышление, эмоции, воля;

— группа социальных состояний, отражающих относительно ус­тойчивую активность социально-психологических явлений — позитив­ных и негативных;

— группа социальных традиций, нравов, обычаев, знаний и на­выков, обусловливающих определенную деятельность.

Точка зрения другого отечественного психолога В.В. Ермолина на структуру социальной психологии:

— группа социально-психологических свойств, мобилизующих лю­дей: потребности, интересы, цели, воля;

— группа социально-психологических состояний, проявляющихся в эмоциональных отношениях: чувства, эмоции, страсти, настроения, мнения, предрассудки, иллюзии;

— группа устойчивых социально-психологических форм и продук­тов человеческой деятельности, закрепленных в человеческом пове­дении;

— группа социально-психологических процессов, происходящих в непосредственном общении людей: внушение, убеждение, подражание.

Функции психологии в социальной работе — Студопедия

Психология явилась одной из первых наук, заложивших методологические основания для социальной работы. В общем случае можно выделить теоретическую и методологическую функции психологии в социальной работе.

Теоретическая функция психологии в социальной работе заключается в установлении устойчивых связей между целями, задачами, содержанием, путями и средствами решения задач социальной работы, с одной стороны, и индивидуальными, коллективно-психологическими явлениями, процессами, закономерностями, с другой стороны, и реализуется с помощью специальных психологических теорий — теорий личности, гуманистической психологии, когнитивных теорий и т.д.

Методологическая функция психологии социальной работы выражается в ее использовании для исследования социально-педагогических процессов, конструирования методов социализации личности в изменяющихся условиях жизнедеятельности.

В частности, психология в социальной работе выполняет такие функции, как объяснительная, диагностическая, проектирование, рогностическая, социализаторская (социально-терапевтическая), профилактическая.

Объяснительная функция психологии в социальной работе заключается в том, что на ее основе выявляется внутренняя сущность процессов социализации личности. Эти знания позволяют выбирать стратегию и тактику социальной работы.

С помощью психологии раскрываются сущностные характеристики решения социально-педагогических задач, выявляются пути активизации самодеятельности людей в ходе социальной защиты.



Диагностическая функция психологии органически включается в социальную работу по двум позициям — диагностика личности и ее социальных качеств, диагностика групп и их развития.

Диагностическая функция означает анализ социально-психологических проблем клиентов, выявление их психологических особенностей (как индивидуальных, так и социально-групповых, возрастных, этнических, профессиональных и т.д.) в их связи с социальной средой. Основная цель такого анализа — установление диагноза, т.е. психологической проблемы и степени психологического дискомфорта, неустроенности, неблагополучия, дезадаптации, неспособности к оптимальной адаптации и социализации.

Особую группу среди дезадаптированных и плохо адаптированных индивидов составляют психически больные. Выявление конкретного диагноза психического заболевания и психологических отклонений от нормы и соответственно прямое лечение этих лиц является, прежде всего, задачей узких специалистов в области психиатрии.


Социальный работник играет здесь, в основном, вспомогательную роль:

1. он может определить общее нарушение психики клиента, не ставя конкретного диагноза и направив его к специалистам,

2. он может и должен формировать общие социальные и психологические условия (климат, общение) для усиленного лечения заболевания, т.е. социальный работник, выполняя эти функции, безусловно, должен быть достаточно ориентирован в общих вопросах физиологии, психологии и психотерапии.

В процессе диагностики личности людей как субъектов и объектов социальной работы значима их собственная активность.

Профилактическая функция предполагает использование психопрофилактических методов по предотвращению негативных изменений поведения и деятельности клиентов, проведение своего рода профилактических прививок с целью закрепления социально — психологического иммунитета на будущее.

Психологическая процедура проектирования социальной работы включает способы описания социально-психологических ситуаций, выявления связанных с ними проблем содержания, методов и форм организации социальной работы.

Значимость психологических приемов проектирования социально-педагогической деятельности определяется тем, насколько психология интегрирована с педагогикой, социологией, медициной, правоведением и другими дисциплинами, используемыми в социальной работе.

Прогностическая функция психологии состоит в определении перспективных личностных образований, опираясь на которые можно решать задачи социального развития личности, подъема людей на уровень социальной самопомощи.

Социальная работа выигрывает оттого, что систематически ведется прогностическая психологическая работа, делающая эффективной социальную реабилитацию. Не менее важно формулировать социально-психологические проблемы и задачи социальной работы, тесно связанные с социальной психологией. Таким образом, психология вносит существенный вклад в теоретические и методологические основы социальной работы, придавая ей системный характер.

Ведущей целью социально-педагогической работы является социализация личности, т.е. усвоение человеком системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноценного члена общества. ( Социализаторская (социально-терапевтическая) функция — это функция социальной терапии в широком смысле, выражающая разрешение установленных социально-психологических проблем на основе использования психолого-терапевтических методов и процедур (психологическое консультирование, социальная педагогика и пр.)

Основные цели и задачи социальной терапии:

а) сформировать или доформировать в сознании клиента систему установленных в обществе, общепринятых социально-гуманистических ценностей;

б) обеспечить усвоение (особенно в социальной работе с молодежью, с несовершеннолетними) общепринятых норм и принципов поведения и деятельности;

в) изменить (или способствовать изменению) негативной социально-мировоззренческой ориентации личности, укреплению или восстановлению ее социально-психологического иммунитета, устойчивости, сопротивляемости внешним негативным обстоятельствам, более оптимальной приспособленности к ним (если их сложно изменить), формировать умение по другому взглянуть на мир;

г) преодолеть имеющийся диссонанс, разлад, дисгармонию во внутреннем мире и поведении самого индивида с целью утверждения гармонического единства мыслей, чувств, действий;

д) по возможности, содействовать социально-психологическому изменению социальной среды (особенно ближайшей) в направлении создания необходимых оптимальных условий жизнедеятельности клиента;

е) по мере возможности и необходимости активно вовлекать клиента в этот процесс совершенствования, научить самосовершенствоваться.

В целом все эти цели и задачи, достигаемые в процессе реализации данной социально — терапевтической функции социальной работы, означают прямую помощь в совершенствовании социализации, социально — психологической адаптации и реабилитации индивидов (клиентов).

Психологические компоненты социальной работы включают этнопсихологические, социопсихологические, групповые и индивидуальные характеристики. Все они оказывают определенное влияние на социальное восприятие содержания и процесса социализации личности.

Включение в социальную деятельность постепенно формирует идеалы личности, ее социальное мышление. В процессе социального окрашивания деятельности (учеба, трудовая, художественная, спортивная и др.) и самой социальной деятельности формируются социально-психологические знания и опыт практического общения. Органической частью психологической модели социализации личности выступает формирование социальных чувств, настроений, направленности личности.

Процесс социализации требует высокой собственной активности. На ее формируются способности саморегуляции, влияющие на все стороны личности (мотивы, интересы, направленность, включенность в общественную жизнедеятельность, социальное доверие и ответственность), проходящей социализацию.

Социальная психология

1. Предмет и задачи социальной психологии. Отрасли социальной психологии.

Социальная
психология

— это отрасль психологической науки,
изучающая
закономерности возникновения и
функционирования общественно-психологических
явлений1,
которые выступают ре­зультатом
взаимодействия людей (и их групп) как
представителей различных
общностей.

Предмет
– социально – психологические явления
и процессы, выступающие результатом
взаимодействия людей как представителей
различных социальных общностей.

Объект
– конкретные социальные общности(группы)
или отдельные их представители(люди).

Задачи
социальной психологии как науки.
Социальная
психо­логия
как отрасль научных исследований имеет
свои конкретные задачи, включающие:

  • изучение: а)
    специфики и своеобразия феноменов,
    составляю­щих
    общественное сознание людей; б)
    соотношения между его ком­понентами;
    в) влияния последних на развитие и жизнь
    общества;

всестороннее
осмысление и обобщение данных об: а)
источниках и
условиях возникновения, формирования,
развития и функциони­рования
социально-психологических явлений и
процессов: б) воздействии этих факторов
на поведение и поступки людей в составе
многочисленных общностей;

  • исследование
    наиболее значимых особенностей и
    отличий со­циально-психологических
    явлений и процессов от других
    психоло­гических
    и социальных феноменов, возникающих
    как результат взаимодействия, общения
    и взаимоотношений людей в различных
    общностях;

  • выявление
    закономерностей функционирования
    социально-психологических
    явлений и процессов в различных
    социальных ус­ловиях;

  • социально-психологический
    анализ взаимодействия, общения и
    взаимоотношений людей, а также факторов,
    обусловливающих специфику и эффективность
    их влияния на совместную деятель­ность;

  • всеобъемлющее
    изучение социально-психологических
    харак­теристик
    личности и своеобразия ее социализации
    в различных об­щественных
    условиях;

  • осмысление
    специфики функционирования
    социально-психо­логических явлений
    и процессов, возникающих в малой группе,
    и их влияния на поведение, общение и
    взаимодействие людей в ней;

  • исследование
    своеобразия психологии больших
    социальных групп и специфики проявления
    мотивационных, интеллектуально-познавательных,
    эмоционально-волевых и
    коммуникативно-пове­денческих
    особенностей людей, являющихся их
    членами;

  • выявление роли и
    значения религиозной психологии в
    жизни и
    деятельности людей, ее социально-психологического
    содержания и
    форм проявления, а также специфики ее
    влияния на общение и взаимодействие
    индивидов;

  • всестороннее
    изучен

Предмет психологии социальной работы, ее структура и функции — Студопедия

Теснейшая связь практики социальной работы с психологией нашла свое отражение в определениях предмета социальной работы у многих известных современных исследователей.

Так, Е.И. Холостова считает, что «предметом социальной работы как науки являются закономерности социальной деятельности и тенденции их изменения под влиянием психологических и управленческих факторов, влияющих на реализацию и защиту социальных прав и свобод в обществе».

По мнению авторов учебника «Основы социальной работы», она «представляет собой сферу человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности». Последнюю же можно конкретизировать «как профессиональную и общественную деятельность государственных организаций, специалистов и активистов, направленную на решение социальных проблем индивидов, семей, групп и слоев в обществе».

В «Теории и методологии социальной работы», подчеркивается, что «теория социальной работы – это наука о закономерностях и принципах функционирования и развития конкретных социальных процессов, их динамики под влиянием психолого-педагогических и управленческих факторов по защите гражданских прав и свобод личности в обществе».

По мнению А. И. Кравченко, «под социальной работой понимается специальная профессиональная область, являющаяся сферой практического приложения социологических и психологических принципов к решению проблем, выражающих общественное или индивидуальное неблагополучие».



За рубежом в последние десятилетия проблемы социальной работы активно разрабатывались в Швеции. Шведскими теоретиками социальная работа определяется как единство структурной и психосоциальной работы. Цель психосоциальной работы – позитивное развитие общественных условий жизни и личных ситуаций людей. В частности, по С.Хессле, социально-психологическая работа – это наведение мостов между индивидом и его окружением, «целью социально-психологической работы является усиление сопротивляемости индивида в отношении требований, предъявляемых средой, а также изменением среды и общества, так сказать, внутри самого индивида».

Социально-психологическая работа проводится среди людей с отклонениями от общепринятой нормы или сломленных жизнью и включает изменение как внутренней психологической жизни этих людей, так и их внешних жизненных обстоятельств.


По мнению Г. Бернлер и Л. Юнссон, социально-психологическая работа – это часть социальной работы. Социальная работа является одной из форм работы, направленной на изменение общества, на создание благоприятных условий жизни людей, которую проводят политические деятели, общественные движения, профсоюзы и т.п. Целью всех видов работы по изменению является позитивное развитие того человека или тех людей, на которых она рассчитана.

Социально-психологическая работа – это работа, направленная на изменение и осуществляемая 3-мя разными способами: психолог добивается изменений жизненных ситуаций клиента (клиентов) с помощью: а) собственных действий, без помощи клиента, б) путем прямого управления, в) путем косвенного управления.

Например: в первом способе социальной работник (психолог) помогает в выплате пособий, приобретении квартиры и пр., вплоть до того, что отбирает у алкоголика бутылку, чтобы тот совсем не спился; подбирает на улице пьяного подростка и доставляет его домой к родителям – т.е. во всех этих случаях социальный работник (психолог) принимает меры, не ожидая инициативы от клиента. После оценки внешних факторов, он либо снабжает клиента ресурсами, либо вмешивается непосредственно с целью осуществления благоприятного изменения ситуации.

Социальный работник при прямом управлении прямо руководит действиями клиента, предлагает, призывает, заставляет иногда клиента делать то-то и т.д. – т.е. здесь он берет ответственность за действия, но сами действия по улучшению ситуации производит клиент. Сюда относятся профилактические меры, консультации, беседы (например, социальный работник советует своему клиенту пройти курсы переподготовки, чтобы устроиться на работу).

При косвенном управлении используется рациональная терапия, аппелирование к сознанию клиента, побуждение его принять решение об улучшении своей ситуации и реализовать это решение. В процессе работы с клиентом социальный работник использует все виды работы.

Таким образом, анализ позиций о предмете социальной работы приводит к следующим общим выводам.

1. Психология составляет существенную часть содержания теории и практики социальной работы, ибо объект социальной работы индивид или группа индивидов, обладают определенными психологическими особенностями, которые необходимо учитывать в процессе работы с ними.

2. Основная цель социальной работы – улучшить жизнь клиентов путем изменения их внутреннего мира и внешних обстоятельств, которые влияют на этот мир, поэтому психологические основы социальной работы включают как общетеоретические психологические концепции, так и методы практической психологии.

3. Весь смысл социальной работы, всех ее принципов, методов заключается в улучшении социального положения, лучшей приспособляемости клиента к ситуации. Поэтому цель психологической практики социальной работы также заключается в развитии оптимальной социализации и вместе с тем социальной адаптации и реабилитации клиента.

Совершенствование социализации, социально – психологической адаптации и реабилитации составляют сердцевину всей социальной работы. Отсюда предмет психологии социальной работы, как науки и дисциплины заключается в изучении психологических концепций и методов, используемых их в практической социальной работе с клиентами (индивидами и психологической адаптации и реабилитации.

Таким образом, психология социальной работы по своей структуре включает 3 основных блока:

1) общетеоретические психологические идеи и концепции, составляющие

методологическую базу психологической практики социальной работы;

2) конкретные психотехнологии, т.е. психологические методы профилактики, диагностики и разрешения («лечения») социально-психологических проблем индивидов и отдельных групп, их социально-психологической адаптации и реабилитации.

3) особенности социально – психологической работы социальных работников с индивидами и разными группами населения, нуждающимися в психосоциальной помощи (что предполагает выявление и учет специфики их социально – психологического поведения, образа мышления и действий).

Важнейшими функциями психологии являются: диагностическая, социализаторская (социально-терапевтическая), прогностическая, профилактическая.

Диагностическая функция означает анализ социально-психологических проблем клиентов, выявление их психологических особенностей (как индивидуальных, так и социально-групповых, возрастных, этнических, профессиональных и т.д.) в их связи с социальной средой. Основная цель такого анализа – установление диагноза, т. е. психологической проблемы и степени психологического дискомфорта, неустроенности, неблагополучия, дезадаптации, неспособности к оптимальной адаптации и социализации.

Особую группу среди дезадаптированных и плохо адаптированных индивидов составляют психически больные. Выявление конкретного диагноза психического заболевания и психологических отклонений от нормы и соответственно прямое лечение этих лиц является, прежде всего, задачей узких специалистов в области психиатрии.

Социальный работник играет здесь, в основном, вспомогательную роль:

1. он может определить общее нарушение психики клиента, не ставя конкретного диагноза и направив его к специалистам,

2. он может и должен формировать общие социальные и психологические условия (климат, общение) для усиленного лечения заболевания, т.е. социальный работник, выполняя эти функции, безусловно, должен быть достаточно ориентирован в общих вопросах физиологии, психологии и психотерапии.

Социализаторская (социально-терапевтическая) функция – это функция социальной терапии в широком смысле, выражающая разрешение установленных социально-психологических проблем на основе использования психолого-терапевтических методов и процедур (психологическое консультирование, социальная педагогика и пр.)

Основные цели и задачи социальной терапии:

а) сформировать или доформировать в сознании клиента систему установленных в обществе, общепринятых социально-гуманистических ценностей;

б) обеспечить усвоение (особенно в социальной работе с молодежью, с несовершеннолетними) общепринятых норм и принципов поведения и деятельности;

в) изменить (или способствовать изменению) негативной социально-мировоззренческой ориентации личности, укреплению или восстановлению ее социально-психологического иммунитета, устойчивости, сопротивляемости внешним негативным обстоятельствам, более оптимальной приспособленности к ним (если их сложно изменить), формировать умение по другому взглянуть на мир; преодолеть имеющийся диссонанс, разлад, дисгармонию во внутреннем мире и поведении самого индивида с целью утверждения гармонического единства мыслей, чувств, действий;

д) по возможности, содействовать социально-психологическому изменению социальной среды (особенно ближайшей) в направлении создания необходимых оптимальных условий жизнедеятельности клиента; е) по мере возможности и необходимости активно вовлекать клиента в этот процесс совершенствования, научить самосовершенствоваться.

В целом все эти цели и задачи, достигаемые в процессе реализации данной социально-терапевтической функции социальной работы, означают прямую помощь в совершенствовании социализации, социально — психологической адаптации и реабилитации индивидов (клиентов).

Прогностическая функция выражается в установлении прогноза поведения личности, ее изменений и изменений социальной среды на основе выявленных закономерностей, особенностей их взаимодействия.

Профилактическая функция предполагает использование психопрофилактических методов по предотвращению негативных изменений поведения и деятельности клиентов, проведение своего рода профилактических прививок с целью закрепления социально – психологического иммунитета на будущее.

Введение в науку о социальной психологии

Мы живем в мире, где у людей любого происхождения все чаще есть смартфоны. В экономически развивающихся странах вышки сотовой связи зачастую дешевле в установке, чем традиционные стационарные телефоны. Во многих домохозяйствах в промышленно развитых странах каждый человек имеет свой собственный мобильный телефон вместо общего домашнего телефона. Поскольку эта технология становится все более распространенной, любопытные исследователи задаются вопросом, какое влияние телефоны могут иметь на отношения.Вы верите, что смартфоны помогают наладить более тесные отношения? Или вы считаете, что смартфоны могут мешать связи? В серии исследований исследователи обнаружили, что простое присутствие мобильного телефона, лежащего на столе, может помешать отношениям. В исследованиях разговоров как между незнакомцами, так и между близкими друзьями — разговоров, происходящих в исследовательских лабораториях и в кафе, — мобильные телефоны, по-видимому, отвлекали людей от общения друг с другом. Участники этих исследований сообщили о более низком качестве разговора, более низком доверии и более низком уровне сочувствия к другому человеку (Przybylski & Weinstein, 2013).Конечно, это не умаляет полезности мобильных телефонов. Это просто напоминание о том, что их лучше использовать в одних ситуациях, чем в других. Это также реальный пример того, как социальная психология может помочь понять, как мы понимаем друг друга и взаимодействуем друг с другом.

Социальная психология интересуется тем, как другие люди влияют на наши мысли, чувства и поведение. Исследователи изучают групповое взаимодействие, то, как культура формирует наше мышление, и даже то, как технологии влияют на человеческие отношения.[Изображение: Matthew G, https://goo.gl/En2JSi, CC BY 2.0, https://goo.gl/BRvSA7]

Социальная психология — это отрасль психологической науки, которая в основном занимается пониманием того, как присутствие других людей влияет на наши мысли, чувства и поведение. Подобно тому, как клиническая психология фокусируется на психических расстройствах и их лечении, а психология развития исследует то, как люди меняются на протяжении своей жизни, социальная психология имеет свои собственные направления. Как следует из названия, эта наука посвящена исследованию способов функционирования групп, издержек и преимуществ социального статуса, влияния культуры и всех других психологических процессов с участием двух или более людей.

Социальная психология — такая захватывающая наука именно потому, что она занимается проблемами, которые так знакомы и так важны для нашей повседневной жизни. Люди — «социальные животные». Мы, как пчелы и олени, живем вместе группами. Однако, в отличие от этих животных, люди уникальны тем, что мы очень заботимся о наших отношениях. Фактически, классическое исследование жизненного стресса показало, что самые стрессовые события в жизни человека — смерть супруга, развод и тюремное заключение — настолько болезненны, потому что влекут за собой потерю отношений (Holmes & Rahe, 1967) .Мы проводим огромное количество времени, думая о других людях и взаимодействуя с ними, и исследователи заинтересованы в понимании этих мыслей и действий. Отказ от места в автобусе другому человеку — это пример soc

.

Социальная психология — определения и значение

Социальная психология — это дисциплина психологии. Перед объяснением социальной психологии будет кратко представлена ​​общая психология. Психология всесторонне определяется следующим образом:

« Психология — это исследование человеческого поведения и психических процессов». (Р.С. Фельдман)

Психология изучает поведение человека в отношении основных психических процессов.Наше поведение всегда определяется нашим умственным процессом, таким как мышление, эмоции, чувства, познание, обучение, прошлый опыт и так далее. На эти лежащие в основе психические процессы также можно влиять внутреннее или внешнее влияние, что, в свою очередь, влияет на поведение человека. Следовательно, Психология пытается понять динамику человеческого поведения, а также психических процессов, например. что такое агрессивное поведение? Какие психические процессы связаны с агрессивным поведением? Как наши воспоминания или социальный опыт вызывают умственные процессы, приводящие к агрессивному поведению?

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Социальная психология, подраздел психологии, изучает поведение людей в группах.Слово «социальный» означает по отношению к другим. Следовательно, он изучает поведение человека в присутствии других. Он пытается понять, почему мы ведем себя в присутствии других, как мы ведем себя и как на наше поведение влияют другие.

Социальная психология разделена на две основные части:

  1. Изучение индивидуального поведения в группах
  2. Как на поведение человека влияют другие?

Кимбл Янг определил социальную психологию следующим образом:

«Социальная психология — это изучение поведения человека в группах и того, как на поведение, чувства и мысли человека влияют другие.”

Мы ведем себя по-разному в разных социальных ситуациях. Мы ведем себя очень уважительно перед нашими родителями, но мы ведем себя очень смело и с энтузиазмом перед нашими друзьями. Студент очень спокойно сидит в библиотеке, но тот же студент очень возбужденно (танцует и кричит) в концертном зале. Студент может очень спокойно сидеть в классе, пока учитель читает лекцию, но один и тот же студент может вести себя совершенно по-другому, когда он находится со своими друзьями в кафетерии.

Почему мы ведем себя по-разному перед разными людьми или в разных социальных ситуациях? Ответ состоит в том, что другие влияют на нас — именно так на наше поведение влияют другие. Когда мы взаимодействуем с другими людьми, они влияют на наши чувства, эмоции и мысли, которые, в свою очередь, формируют наше поведение по отношению к ним. Если кто-то ведет себя агрессивно по отношению к нам, мы также можем вести себя агрессивно по отношению к нему. Социальная психология пытается понять, как на наше поведение, чувства и мысли влияют другие.

Курт Левин , психолог, известный как основоположник современной социальной психологии, определил социальную психологию следующим образом:

«Социальная психология — это научное исследование поведения человека в социальных ситуациях».

Слова «поведение в социальной ситуации» означают ситуации, в которых задействовано больше людей. Мы по-разному ведем себя в разных социальных ситуациях. Мы можем петь песню, путешествуя в машине, но нам может быть очень неловко петь песню во всю мощь наших легких, путешествуя в общественном автобусе.Точно так же человек будет вести себя грустно в печальных случаях (например, в знак соболезнования в связи со смертью родственника), но тот же человек будет вести себя по-другому в счастливом случае (например, на свадьбе). Это потому, что каждая социальная ситуация имеет социальное влияние, которое соответственно влияет на наше поведение.

Гордон Олпорт , американский психолог, определил социальную психологию следующим образом:

«Психология — это научное исследование того, как на человеческое поведение, чувства и мысли влияет реальное, воображаемое или подразумеваемое присутствие других»

В приведенном выше определении говорится о трех типах присутствия других людей:

  1. Фактическое присутствие
  2. Воображаемое присутствие
  3. Подразумеваемое присутствие

1.Фактическое присутствие: Это просто означает физическое присутствие другого человека, например ведет себя в группе друзей в классе.

2. Воображаемое присутствие: Это означает, что человек воображает присутствие других людей, которых нет физически и фактически. Например, : вы готовите речь, которую произнесете через неделю перед многими людьми. Следовательно, репетируя свою речь дома, вы можете представить себе присутствие других людей, чтобы правильно подготовиться к произнесению речи.

3. Подразумеваемое присутствие: Означает косвенное присутствие других лиц, которое подразумевается. На поведение и чувства человека также может влиять косвенное или подразумеваемое присутствие других людей, например смотреть телевизор или следовать усвоенным нормам. Например, просмотр грустной сцены в фильме также может вызвать у вас эмоции грусти и сочувствия. Точно так же наши внутренние культурные нормы влияют на наше поведение, даже если реальной социальной ситуации нет.

Роберт Барон определил социальную психологию следующим образом:

«Социальная психология — это научное исследование природы и причин индивидуального поведения в социальных ситуациях»

Приведенное выше определение почти такое же, как и предыдущее, но объясняет предмет социальной психологии немного иначе.Поведение человека в социальной ситуации является продуктом взаимодействия социальных причин (присутствие других, усвоенные нормы, отношения с другими, роль, статус и т. Д.) и психологических причин (умственные процессы, например, чувства, эмоции, мысли и т. Д.). Социальное взаимодействие предполагает взаимное влияние друг на друга. Следовательно, чувства, эмоции и поведение человека находятся под влиянием других людей во время взаимодействия с ними. Точно так же учебные нормы также являются продуктом социальных взаимодействий.Все эти факторы определяют поведение человека. Социальная психология пытается понять все эти причины человеческого поведения в социальных ситуациях.

.

Социально-психологический нарратив, или, во всяком случае, что такое социальная психология?

Одно из основных предположений в этой области состоит в том, что на людей влияет не объективная среда, а их построение мира. Вы должны проникнуть в головы людей и увидеть мир таким, как они. Вы должны смотреть на повествования и истории, которые люди рассказывают себе о том, почему они делают то, что делают. Что иногда может доставить людям неприятности в их личной жизни или более социальных проблем, так это то, что эти истории идут не так.Люди заканчивают рассказами, которые в некотором роде дисфункциональны.

[33:25 минут]

ТИМОТИ Д. УИЛСОН, профессор психологии Шеррелла Дж. Астона в Университете Вирджинии, является автором Strangers To Ourself («Самая влиятельная книга, которую я когда-либо читал», Малкольм Гладуэлл), названной New York Times Magazine как одна из 100 лучших идей 2002 года. Он также является соавтором самого продаваемого учебника социальной психологии Social Psychology , вышедшего в седьмом издании.Его последняя торговая книга — Redirect: The Surprising New Science of Psychological Change.

Timothy D Wilson’s Edge Bio Page

THE REALITY CLUB: Стивен Пинкер, Дэниел Гилберт, Тимоти Уилсон, Хьюго Мерсье

Введение

Даниэль Гилберт

Психология всегда имела отношения любви-ненависти с бессознательным, но в основном ненавидела. Бессознательное было краеугольным камнем теорий Фрейда о разуме, но Уильям Джеймс выразил взгляды многих ученых начала 20-го -го -го века, когда он назвал его «суверенным средством для веры в то, что нравится в психологии, и для изменения того, что может превратить науку в площадку для причуд.»Антипатия Джеймса была заразительной, и его аргументы победили. Бессознательное было изгнано в подвал психологии более чем на полвека.

Но в середине 1970-х Тим Уилсон и Дик Нисбетт открыли дверь подвала своей знаменательной статьей под названием «Говоря больше, чем мы можем знать», в которой они сообщили о серии экспериментов, показывающих, что люди часто не знают истинных причин своих собственные действия, и когда их просят объяснить эти действия, они просто выдумывают.Люди, конечно, не осознают, что выдумывают; они искренне верят в рассказы о том, почему они сделали то, что они сделали. Но, как показали эксперименты, люди говорят больше, чем могут знать. Дверь подвала была открыта экспериментальным путем, и бессознательное поселилось на постоянной основе в гостиной. Сегодня психологическая наука изобилует исследованиями, показывающими необычайную силу бессознательных психических процессов.

Если бы освобождение бессознательного было единственным вкладом Вильсона в психологическую науку, этого было бы достаточно.Но это было только начало. С тех пор Уилсон обнаружил и задокументировал множество удивительных способов, которыми все мы «чужие для себя» (что также является названием его последней книги — книги, которую Малькольм Гладуэлл, правильно написав в газете New Yorker , названа лучшей популярной книгой по психологии, опубликованной за последние двадцать лет). Он провел блестящие исследования по самым разным темам, от «анализа причин» (оказывается, когда людей просят обосновать свои решения, они обычно делают плохие) до «аффективного прогнозирования» (оказывается, что люди не могут предсказать как будущие события заставят их чувствовать), но в центре всей его работы лежит одна загадочная идея: кажется, мы меньше знаем о мирах внутри наших голов, чем о мире, в котором находятся наши головы.

Тора задает этот вопрос: «Не является ли цветок тайной, которую цветок не может объяснить?» Некоторые ученые сказали «да», некоторые — нет. Уилсон сказал: «Пойдем выясним». Он всегда носил две профессиональные шляпы — шляпу психолога и шляпу методиста. Он много писал о важности использования экспериментальных методов для решения проблем реального мира, а в своей работе над наукой о психологических изменениях — он использует научный фонарик, чтобы отогнать множество теней, исследуя множество способов, которыми люди попытаться изменить себя — от самопомощи к психотерапии — и спросить, действительно ли это работает, и если да, то почему? Его ответы удивят многих и разозлят остальных.Я предполагаю, что этот новый w

.

История социальной психологии

Социальная психология — это научное исследование поведения человека в социальных группах. Он изучает, как на поведение, мысли и чувства человека влияют другие. Он пытается понять природу и причины человеческого поведения в социальных ситуациях.

Социальная психология возникла как новая дисциплина в 19 веке. Теория социальной психологии является продуктом схоластического вклада психологов и социологов.Это причина того, что социальная психология рассматривается как субдисциплина психологии и социологии. Психологи всегда были сосредоточены на понимании основных психологических факторов человеческого поведения, таких как воспоминания, обучение, уникальный опыт, эмоции, познания, отношения и чувства. Социологи всегда были сосредоточены на понимании социальных факторов человеческого поведения, таких как социальный опыт, нормы, ценности, обычаи, социальная динамика, социальные взаимодействия, социальное влияние других и окружающая среда.Следовательно, растущее внимание социологов к пониманию социально-психологических аспектов в рамках единой дисциплины привело к появлению социальной психологии.

Историю социальной психологии можно объяснить следующими периодами:

  1. Рассвет социальной психологии (1964-1934)
  2. Ранний этап социальной психологии (1935-1945)
  3. Этап развития социальной психологии (1946 — 1984)
  4. Современный этап социальной психологии (с 1985 г. по настоящее время)

РАССВЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (1962-1934)

Немецкий психолог Вильгельм Вундт (1832-1921) считается основателем психологии.Он был первым психологом, который в 1862 году предложил, чтобы одной из ветвей психологии была социальная психология. Он опубликовал множество статей под названием «Социальная психология», чтобы объяснить, что помимо психических процессов и психологических факторов существуют также социальные факторы, которые определяют поведение человека. Несмотря на его широко признанные усилия по созданию дисциплины социальной психологии, его идеи оказали небольшое влияние на американского социального мыслителя, поскольку его литературные произведения не переводились на английский язык.

1898: Норман Триплет провел первый лабораторный эксперимент, чтобы понять взаимное влияние действий отдельных людей, и опубликовал результаты, которые позже были известны как социальная помощь.

1900: Вильгельм Вундт опубликовал первый том, объясняющий социальное поведение, которое впоследствии стало важной теорией социальной психологии (Volkerpsychologie).

1908: Учебники социальной психологии были опубликованы психологом Уильямом Макдугалом и социологом Эдвардом Россом.

1920: Первый Институт социальной психологии был основан Вилли Хеллпахом в Германии, который позже закрылся в 1933 году во время правления Гитлера.

1924: Флойд Олпорт опубликовал третий том «Социальной психологии», который охватывает важные области современной социальной психологии.

1925: Шкала социальной дистанции была разработана Эдвардом Богардусом для измерения отношения индивида или группы к другой этнической группе.Эта шкала была развита Луи Терстоуном в 1928 году и Ренсисом Лайкертом в 1932 году.

1934: Г. Х. Мид опубликовал известную книгу «Разум, Я и общество», в которой основное внимание уделялось взаимодействию «я» и других.

РАННИЙ ЭТАП СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (1935-1945)

Этот ранний этап социальной психологии объясняется следующим образом:

1936: «Психология социальных норм» была опубликована Музаффаром Шерифом.

1938: Гипотеза фрустрации-агрессии была введена Джоном Доллардом для понимания природы фрустрации, ведущей к агрессии в социальных взаимодействиях.

1941–1945: Правительство США наняло многих социальных психологов, чтобы помочь жертвам мировой войны и понять социально-психологические факторы, ведущие к войнам и контролирующие их.

СТУПЕНЬ РАСШИРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (1946 — 1984)

Эта стадия расширения социальной психологии объясняется следующим образом:

1949: Эксперимент по изменению отношения и убеждению, важным областям социальной психологии, был проведен, и его результаты были опубликованы Кар Ховландом.

1954: Предрассудки — важная тема социальной психологии, которая была исследована и опубликована Гордоном Олпортом.

1957: Теория когнитивного диссонанса была опубликована Леоном Фестингером. Теория когнитивного диссонанса — важная область предмета социальной психологии.

1958: «Психология межличностных отношений» как основа теории атрибуции была опубликована Фрицем Хайдером.

1963: Стэнли Милгрэм опубликовал результаты исследования «феномена послушания авторитетным людям».

1965: Основано «Общество экспериментальной социальной психологии».

1966: Основана «Европейская ассоциация экспериментальной социальной психологии».

1968: Бибб Латейн и Джон Дарли представили «Модель вмешательства стороннего наблюдателя», чтобы объяснить, почему человек может не помочь в чрезвычайной ситуации.

1968: Основано «Общество личности и социальной психологии» (SPSP).

1981: Исследование под названием «Метаанализ гендерного неравенства в поведении» было проведено Элис Игли и ее сотрудниками.

1985: Шелли Тейлор и Сьюзан Фиск опубликовали «Теорию социального познания», в которой подробно излагаются когнитивные перспективы социальной психологии.

СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (1985 г. — г.в.)

Этот современный этап социальной психологии объясняется следующим образом:

1986: Теория «Коммуникация и убеждение — центральные и периферийные маршруты» была опубликована Джоном Качиоппо и Ричардом Петти.Это объясняет два измерения убеждения для изменения отношения в социальной психологии.

1989: Бренда и Дженнифер Крокер опубликовали статью под названием «Социальная стигма и самоуважение». Он фокусируется на том, как человек реагирует на стигматизацию и дискриминацию.

1991: Синобу Китайма и Хейзел Маркус опубликовали статью о важной области социальной психологии «Как культура формирует личность».

1995: Джошуа Аронсон и Клод Стил опубликовали статью под заголовком «Стереотипные угрозы и интеллектуальные результаты тестов». Он объясняет, как отрицательный стереотип влияет на интеллектуальную деятельность и идентичность.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *