Функции социальной психологии в обществе: Функции социальной психологии — Студопедия

Функции социальной психологии:

  1. Методологическая
    функция
    .
    Связана с потребностью определения
    объекта и предмета социальной психологии.

  2. Теоретико-познавательная
    функция
    .
    Состоит в изучении общественно-психологических
    закономерностей и механизмов, вплетенных
    в ткань социальных процессов; в
    определении путей, методов и средств
    эффективного управления групповыми и
    массовидными процессами.

  3. Мировоззренческая
    функция
    .
    Синтезирует современные научные
    представления о природе общественной
    психологии людей.

  4. Регулятивная
    функция
    .
    Показывает, как и какое непосредственное
    воздействие социально-психологические
    явления и процессы оказывают на развитие
    и функционирование других экономических
    и общественных феноменов.

  5. Прогностическая
    функция
    .
    Раскрывает динамику развития социальной
    психологии на ближайшую и отдаленную
    перспективу, помогает определить
    оптимальное соотношение между
    индивидуальным и коллективным.

  6. Аксиологическая
    функция
    .
    Способствует формированию социальных
    ценностей и приоритетов в жизни и
    деятельности людей.

Социальная психология в системе наук

    • Философия,
      социология

      предоставляют для нее возможность
      методологически верно и теоретически
      правильно подходить к пониманию
      сущности социально-психологических
      феноменов.

    • Общая
      психология

      позволяет более точно понять особенности
      личности (индивида), являющейся субъектом
      общественных отношений.

    • Исторические
      науки

      показывают, как осуществляется развитие
      социальной психики и сознания людей
      на различных этапах становления
      общества.

    • Политические
      науки

      способствуют осмыслению того, как и
      какие политические явления (процессы),
      влияют на общественное сознание, как
      изменяется социальная психика людей
      в условиях политической деятельности.

    • Экономические
      науки

      раскрывают
      сущность и своеобразие функционирования
      экономических процессов в обществе.

    • Педагогические
      науки

      предоставляют информацию об основных
      направлениях обучения и воспитания
      людей.

    Модель
    статуса социальной психологии как
    сложившейся системы научного знания

    Становление социальной психологии

    • Первый
      этап

      – предыстория социальной психологии.
      Он включает Античность, Средневековье
      и Новое время до середины XIX
      века.

    • Второй
      этап

      – становление социальной психологии
      как науки – охватывает период с середины
      XIX
      века по 1908 год.

    Развитие:

      • в
        рамках социальной антропологии (В.
        Вундт, Х. Штейнталь),

      • английского
        эволюционизма (Ч. Дарвин, Г. Спенсер)

      • теории
        психологии народов Вундта;

      • теории
        психологии масс Лебона;

    • Третий
      этап

      развития социальной психологии
      продолжался до середины XX
      века и характеризовался появлением
      научных социально-психологических
      школ, ориентированных как на разработку
      фундаментальных концепций, так и на
      решение прикладных задач.

    • Четвертый
      этап

      в развитии социальной психологии
      начинается с середины XX
      века и продолжается до наших дней.
      Прикладная социальная психология
      обретает широкую популярность, в ее
      структуре появляются такие направления,
      как этническая
      и политическая
      психология, психология
      рекламы,
      управления,
      бизнеса
      и т.п.

    Функции социальной психологии — Студопедия

    Билет 1.

    Понятие, разделы и задачи социальной психологии.

    Социальная психология – наука, изучающая закономерности поведения, деятельности и общения людей, обусловленныефактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.

    Разделы социальной психологии:

    1.Социальная психология личности

    2.Психология межличностного взаимодействия (общения и отношений),

    3.Психология межгруппового взаимодействия,

    4.Психология малых групп,

    5.Психология больших социальных групп и массовых явлений.

    Задачи социальной психологии:

    1. Изучение специфики и своеобразия феноменов, составляющих общественное сознание людей;

    2. Изучение своеобразия явлений и процессов, возникающих в малой группе, и их влияния на поведение и общение включенных в нее людей.

    3. Изучение психологии больших социальных групп и специфики проявления мотивационных, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых и коммуникативно-поведенческих особенностей представителей этих групп.

    4. Выявление роли и значения социально-психологических феноменов в религиозной, политической, экономической и управленческой психологии.

    5. Выявление зак-тей функционирования социально-психологических явления и процессов в различных социальных условиях.

    6. Анализ факторов, обуславливающих специфику и эффективность совместной деятельности.

    Билет 2.

    Полемика о социальной психологии. Подходы к определению предметной области социальной психологии.



    Основная полемика касалась двух вопросов:

    1) понимания предмета социальной психологии и соответственно круга ее задач;

    2) соотношения социальной психологии с психологией с одной стороны, и с социологией — с другой.

    Все точки зрения по этим вопросам могут быть сгруппированы в 3 основных подхода:

    1. Первый подход, получивший распространение среди философов и социологов, трактует соц. психологию, как науку о «массовидных явлениях психики»

    2. Второй подход предполагает основным предметом — социальную психологию личности. С одной стороны, больший акцент делается на психологические особенности личности, с другой, выделяется положение человека в коллективе, межличностные отношения.

    3. Третий подход объединяет два предыдущих. Соц. психология рассматривается как наука, изучающая и массовидные явления психики, и положение личности в группе.


    Билет 3.

    Функции социальной психологии.

    1. Аксиологическая функция. Способствует формированию социальных ценностей и приоритетов в жизнедеятельности людей.

    2. Методологическая функция. Связана с определением объекта и предмета социальной психологии.

    3. Мировоззренческая функция. Синтезирует современные научные представления о природе общественной психологии людей.

    4. Прогностическая функция. Раскрывает динамику развития социальной психологии на ближайшую и отдаленную перспективу.

    5. Регулятивная функция. Показывает, как и какое воздействиесоциально-психологические явления оказывают на развитие и фун-е других экономических феноменов.

    6. Теоретико-познавательная функция. Состоит в изучении общественно-психологических закономерностей социальных процессов.

    Функции социальной психологии

          Подход 
    к проблеме.
    Само сочетание слов «социальная
    психология» указывает на специфическое
    место, которое занимает эта дисциплина
    в системе научного знания. Возникнув
    на стыке наук — психологии и социологии,
    социальная психология до сих пор сохраняет
    свой особый статус. Это приводит к тому,
    что каждая из «родительских» дисциплин
    довольно охотно включает ее в себя в качестве
    составной части. Такая неоднозначность
    положения научной дисциплины имеет много
    различных причин. Главной из них является
    объективное существование такого класса
    фактов общественной жизни, которые сами
    по себе могут быть исследованы лишь при
    помощи объединенных усилий двух наук:
    психологии и социологии. С одной стороны,
    любое общественное явление имеет свой
    «психологический» аспект, поскольку
    общественные закономерности проявляются
    не иначе как через деятельность людей,
    а люди действуют, будучи наделенными
    сознанием и волей. С другой стороны, в
    ситуациях совместной деятельности людей
    возникают совершенно особые типы связей
    между ними, связей общения и взаимодействия,
    и анализ их невозможен вне системы психологического
    знания.

         Другой 
    причиной двойственного положения 
    социальной психологии является сама
    история становления этой дисциплины,
    которая вызревала в недрах одновременно
    и психологического, и социологического
    знания и в полном смысле слова родилась
    «на перекрестке» этих двух наук. Все это
    создает немалые трудности как в определении
    предмета социальной психологии, так и
    в выявлении круга ее проблем.

         Вместе 
    с тем потребности практики общественного 
    развития диктуют необходимость исследования
    таких пограничных проблем, и вряд ли можно
    «ожидать» окончательного решения вопроса
    о предмете социальной психологии для
    их решения. Запросы на социально-психологические
    исследования в условиях современного
    этапа развития общества поступают буквально
    из всех сфер общественной жизни, особенно
    в связи с тем, что в каждой из них сегодня
    происходят радикальные изменения. Такие
    запросы следуют из области промышленного
    производства, различных сфер воспитания,
    системы массовой информации, области
    демографической политики, борьбы с антиобщественным
    поведением, спорта, сферы обслуживания
    и т.д. Можно утверждать, что практические
    запросы опережают развитие теоретического
    знания в социальной психологии.

         Все
    это, несомненно, стимулирует интенсивное 
    развитие социальной психологии на современном
    этапе. Необходимость этого усугубляется
    еще двумя обстоятельствами. Во-первых,
    тем, что в истории существования советской
    социальной психологии как самостоятельной
    науки был довольно длительный перерыв
    и новый этап бурного оживления социально-психологических
    исследований начался лишь в конце 50-х
    — начале 60-х годов. Во-вторых, тем, что
    социальная психология по своему существу
    является наукой, стоящей весьма близко
    к острым социальным и политическим проблемам,
    а потому принципиально возможно использование
    ее результатов различными общественными
    силами. Социальная психология на Западе
    имеет весьма солидную историю, которая
    также убедительно подтверждает эту истину.

          Таким
    образом, для социальной психологии,
    как, может быть, ни для какой другой
    науки, актуально одновременное решение
    двух задач: и выработки практических
    рекомендаций, полученных в ходе прикладных
    исследований, столь

     

          

    необходимых практике,
    и «достраивание» своего собственного
    здания как целостной системы научного
    знания с уточнением своего предмета,
    разработкой специальных теорий и специальной
    методологии исследований.

          Поскольку
    психологическая наука в нашей 
    стране в определении своего предмета
    исходит из принципа деятельности, можно
    условно обозначить специфику социальной
    психологии как изучение закономерностей
    поведения и деятельности людей, обусловленных
    включением их в социальные группы, а также
    психологических характеристик самих
    этих групп.

         Все
    это, несомненно, стимулирует интенсивное 
    развитие социальной психологии на современном
    этапе. Необходимость этого усугубляется
    еще двумя обстоятельствами. Во-первых,
    тем, что в истории существования советской
    социальной психологии как самостоятельной
    науки был довольно длительный перерыв
    и новый этап бурного оживления социально-психологических
    исследований начался лишь в конце 50-х
    — начале 60-х годов. Во-вторых, тем, что
    социальная психология по своему существу
    является наукой, стоящей весьма близко
    к острым социальным и политическим проблемам,
    а потому принципиально возможно использование
    ее результатов различными общественными
    силами. Социальная психология на Западе
    имеет весьма солидную историю, которая
    также убедительно подтверждает эту истину.

          Таким
    образом, для социальной психологии,
    как, может быть, ни для какой другой
    науки, актуально одновременное решение
    двух задач: и выработки практических
    рекомендаций, полученных в ходе прикладных
    исследований, столь

    необходимых
    практике, и «достраивание» своего
    собственного здания как целостной 
    системы научного знания с уточнением
    своего предмета, разработкой специальных
    теорий и специальной методологии исследований. 

          Так,
    по вопросу о предмете социальной
    психологии сложились три подхода.
    Первый из них, получивший преимущественное
    распространение среди социологов, понимал
    социальную психологию как науку о «массовидных
    явлениях психики». В рамках этого подхода
    разные исследователи выделяли разные
    явления, подходящие под это определение;
    иногда больший акцент делался на изучение
    психологии классов, других больших социальных
    общностей и в этой связи на таких отдельных
    элементах, сторонах общественной психологии
    групп, как традиции, нравы, обычаи и пр.
    В других случаях большее внимание уделялось
    формированию общественного мнения, таким
    специфическим массовым явлениям, как
    мода и пр. Наконец, внутри этого же подхода
    почти все единодушно говорили о необходимости
    изучения коллективов. Большинство социологов
    определенно трактовали предмет социальной
    психологии как исследование общественной
    психологии (соответственно были разведены
    термины: «общественная психология» —
    уровень общественного сознания, характерный
    для отдельных социальных групп, прежде
    всего классов, и «социальная психология»
    — наука об этой общественной психологии).

          Второй 
    подход, напротив, видит главным 
    предметом исследования социальной
    психологии личность. Оттенки здесь проявлялись
    лишь в том, в каком контексте предполагалось
    исследование личности. С одной стороны,
    больший акцент делался на психологические
    черты, особенности личности, типологию
    личностей. С другой стороны, выделялись
    положение личности в группе, межличностные
    отношения, вся система общения. Позднее
    с точки зрения этого подхода дискуссионным
    оказался вопрос о месте «психологии личности»
    в системе психологического знания (есть
    ли это раздел общей психологии, эквивалент
    социальной психологии или вообще самостоятельная
    область исследований). Часто в защиту
    описанного подхода приводился такой
    аргумент, что он гораздо более «психологичен»,
    что лишь на этом пути можно представить
    себе социальную психологию как органическую
    часть психологии, как разновидность именно
    психологического знания. Логично, что
    подобный подход в большей степени оказался
    популярным среди психологов.

          Наконец,
    в ходе дискуссии обозначился 
    и третий подход к вопросу. В каком-то
    смысле с его помощью пытались
    синтезировать два предыдущих. Социальная
    психология была рассмотрена здесь 
    как наука, изучающая и массовые
    психические процессы, и положение
    личности в группе. В этом случае, естественно,
    проблематика социальной психологии представлялась
    достаточно широкой, практически весь
    круг вопросов, рассматриваемых в различных
    школах социальной психологии, включался
    тем самым в ее предмет. Были предприняты
    попытки дать полную схему изучаемых проблем
    в рамках этого подхода. Наиболее широкий
    перечень содержала схема, предложенная
    Б.Д. Парыгиным, по мнению которого социальная
    психология изучает: 1) социальную психологию
    личности; 2) социальную психологию общностей
    и общения; 3) социальные отношения; 4) формы
    духовной деятельности (Парыгин, 1971). Согласно
    В.Н. Мясищеву, социальная психология исследует:
    1) изменения психической деятельности
    людей в группе под влиянием взаимодействия,
    2) особенности групп, 3) психическую сторону
    процессов общества (Мясищев, 1949). 

          Специфика
    социальной психологии, сложившейся 
    в нашей стране в конкретных исторических
    условиях, а именно в период существования 
    социалистического строя, естественно,
    породила и новую проблематику. Конечно,
    многие из открытых в традиционной социальной
    психологии явлений имеют место в любом
    типе общества: межличностные отношения,
    коммуникативные процессы, лидерство,
    сплоченность — все это явления, присущие
    любому типу общественной организации.
    Однако, констатируя этот факт, нужно иметь
    в виду два обстоятельства. Во-первых,
    даже и эти, описанные в традиционной социальной
    психологии, явления приобретают в различных
    социальных условиях порой совершенно
    иное содержание. Формально процессы остаются
    теми же: люди общаются друг с другом, у
    них формируются определенные социальные
    установки и т.д., но каково содержание
    различных форм их взаимодействия, какого
    рода установки возникают по отношению
    к определенным общественным явлениям
    — все это определяется содержанием конкретных
    общественных отношений. Значит, анализ
    всех традиционных проблем приобретает
    новые грани. Методологический принцип
    включения именно содержательного рассмотрения
    социально-психологических проблем продиктован
    в том числе и общественными потребностями.

          Во-вторых,
    новая социальная реальность рождает 
    порой и необходимость новых 
    акцентов при исследовании традиционных
    для данного общества проблем. Так,
    период радикальных экономических и политических
    преобразований, происходящих сегодня
    в России, требует особого внимания, например,
    к проблемам этнической психологии (особенно
    в связи с обострением межнациональных
    конфликтов), психологии предпринимательства
    (в связи со становлением новых форм собственности)
    и др. Идея о том, что общество диктует
    проблемы социальной психологии, должна
    быть дополнена идеей о том, что долг социального
    психолога — уметь выявить эти проблемы.

         Кроме
    задач общетеоретического плана 
    общество ставит перед социальной психологией 
    и конкретные прикладные задачи. Прикладные
    исследования не могут ожидать решения
    теоретических вопросов, они выдвигаются
    буквально из всех сфер общественной жизни.
    Ряд важнейших направлений прикладных
    исследований

     

         

    определяется 
    сегодня задачами, связанными с теми
    изменениями в массовом сознании,
    которые обусловлены именно радикализмом
    социальных преобразований. Здесь же коренятся
    и новые возможности для деятельности
    социального психолога-практика. 

          Главная
    задача, которая стоит перед социальной
    психологией, — раскрыть конкретный
    механизм «вплетения» индивидуального 
    в ткань социальной реальности. Это 
    необходимо, если мы хотим понять, каков 
    результат воздействия социальных условий
    на деятельность личности. Но вся сложность
    заключается в том, что этот результат
    не может быть интерпретирован так, что
    сначала существует какое-то «несоциальное»
    поведение, а затем на него накладывается
    нечто «социальное». Нельзя сначала изучить
    личность, а лишь потом вписать ее в систему
    социальных связей. Сама личность, с одной
    стороны, уже «продукт» этих социальных
    связей, а с другой — их созидатель, активный
    творец. Взаимодействие личности и системы
    социальных связей (как макроструктуры
    — общества в целом, так и микроструктуры
    — непосредственного окружения) не есть
    взаимодействие двух изолированных самостоятельных
    сущностей, находящихся одна вне другой.
    Исследование личности есть всегда другая
    сторона исследования общества.

          Значит,
    важно с самого начала рассмотреть 
    личность в общей системе общественных
    отношений, каковую и представляет собой
    общество, т.е. в некотором «социальном
    контексте». Этот «контекст» представлен
    системой реальных отношений личности
    с внешним миром. Проблема отношений занимает
    в психологии большое место, у нас в стране
    она в значительной степени разработана
    в работах В.Н. Мясищева (Мясищев, 1949). Фиксация
    отношений означает реализацию более
    общего методологического принципа —
    изучения объектов природы в их связи
    с окружающей средой. Для человека эта
    связь становится отношением, поскольку
    человек дан в этой связи как субъект,
    как деятель, и, следовательно, в его связи
    с миром, роли объектов связи, по словам
    Мясищева, строго распределены. Связь
    с внешним миром существует и у животного,
    но животное, по известному выражению
    Маркса, не «относится» ни к чему и вообще
    «не относится». Там, где существует какое-нибудь
    отношение, оно существует «для меня»,
    т.е. оно задано как именно человеческое
    отношение, оно направлено в силу активности
    субъекта.

          Но 
    все дело в том, что содержание,
    уровень этих отношений человека
    с миром весьма различны: каждый
    индивид вступает в отношения, но
    и целые группы также вступают
    в отношения между собой, и, таким 
    образом, человек оказывается субъектом 
    многочисленных и разнообразных 
    отношений. В этом многообразии необходимо,
    прежде всего, различать два основных
    вида

          отношений:
    общественные отношения и то, что 
    Мясищев называет «психологические» 
    отношения личности.

          Структура
    общественных отношений исследуется 
    социологией. В социологической 
    теории раскрыта определенная субординация
    различных видов общественных отношений,
    где выделены экономические, социальные,
    политические, идеологические и другие
    виды отношений. Все это в совокупности
    представляет собой систему общественных
    отношений. Специфика их заключается 
    в том, что в них не просто «встречаются» 
    индивид с индивидом и «относятся» 
    друг к другу, но индивиды как представители 
    определенных общественных групп (классов,
    профессий или других групп, сложившихся 
    в сфере разделения труда, а также 
    групп, сложившихся в сфере политической
    жизни, например, политических партий
    и т.д.). Такие отношения строятся
    не на основе симпатий или антипатий,
    а на основе определенного положения,
    занимаемого каждым в системе 
    общества. Поэтому такие отношения 
    обусловлены объективно, они есть
    отношения между социальными 
    группами или между индивидами как 
    представителями этих социальных групп.
    Это означает, что общественные отношения 
    носят безличный характер; их сущность
    не во взаимодействии конкретных личностей,
    но, скорее, во взаимодействии конкретных
    социальных ролей.

          Социальная 
    роль есть фиксация определенного положения,
    которое занимает тот или иной
    индивид в системе общественных
    отношений. Более конкретно под ролью
    понимается «функция, нормативно одобренный
    образец поведения, ожидаемый от каждого,
    занимающего данную позицию» (Кон, 1967.
    С. 12—42). Эти ожидания, определяющие общие
    контуры социальной роли, не зависят от
    сознания и поведения конкретного индивида,
    их субъектом является не индивид, а общество.
    К такому пониманию социальной роли следует
    еще добавить, что существенным здесь
    является не только и не столько фиксация
    прав и обязанностей (что выражается термином
    «ожидание»), сколько связь социальной
    роли с определенными видами социальной
    деятельности личности. Можно поэтому
    сказать, что социальная роль есть «общественно
    необходимый вид социальной деятельности
    и способ поведения личности» (Буева, 1967.
    С. 46—55). Кроме этого, социальная роль всегда
    несет на себе печать общественной оценки:
    общество может либо одобрять, либо не
    одобрять некоторые социальные роли (например,
    не одобряется такая социальная роль,
    как «преступник»), иногда это одобрение
    или неодобрение может дифференцироваться
    у разных социальных групп, оценка роли
    может приобретать совершенно различное
    значение в соответствии с социальным
    опытом той или иной общественной группы.
    Важно подчеркнуть, что при этом одобряется
    или не одобряется не конкретное лицо,
    а прежде всего определенный вид социальной
    деятельности. Таким образом, указывая
    на роль, мы «относим» человека к определенной
    социальной группе, идентифицируем его
    с группой.

    Структура и функции социальной психологии

    Структура социальной психологии может быть представлена по-разному. Советский социальный психолог А.Г. Ковалев предлагает такую систему:

    — группа психических свойств, которые представляют мотивы массового поведения: социальные потребности, интересы, установки, убеждения, идеалы;

    — группа психических явлений — процессов: социальное восприятие, память, мышление, эмоции, воля;

    — группа социальных состояний, отражающих относительно устойчивую активность социально-психологических явлений — позитивных и негативных;

    — группа социальных традиций, нравов, обычаев, знаний и навыков, обусловливающих определенную деятельность.

    Точка зрения другого отечественного психолога В.В. Ермолина на структуру социальной психологии:

    — группа социально-психологических свойств, мобилизующих людей: потребности, интересы, цели, воля;

    — группа социально-психологических состояний, проявляющихся в эмоциональных отношениях: чувства, эмоции, страсти, настроения, мнения, предрассудки, иллюзии;

    Внимание!

    Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
    профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
    корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

    — группа устойчивых социально-психологических форм и продуктов человеческой деятельности, закрепленных в человеческом поведении;

    — группа социально-психологических процессов, происходящих в непосредственном общении людей: внушение, убеждение, подражание.

    Функции социальной психологии.

    1) Аксиологическая функция. Способствует формированию социальных ценностей и приоритетов в жизнедеятельности людей.

    2) Методологическая функция. Связана с определением объекта и предмета социальной психологии.

    3) Мировоззренческая функция. Синтезирует современные научные представления о природе общественной психологии людей.

    4) Прогностическая функция. Раскрывает динамику развития социальной психологии на ближайшую и отдаленную перспективу.

    5) Регулятивная функция. Показывает, как и какое воздействие социально-психологические явления оказывают на развитие и функционирование других экономических феноменов.

    6) Теоретико-познавательная функция. Состоит в изучении общественно-психологических закономерностей социальных процессов.

    Другие функции:

    1) интеграция и трансляция социального опыта, на основе которого формируется единое направление мыслей, воли и чувств, в данной социальной группе;

    2) социальная адаптация – приведение индивидуального сознания в соответствие с принципами и нормами, господствующими в данной социальной группе;

    3) социальная корреляция – приведение поведения личности в соответствие с нормами, принятыми в данном социуме;

    4) социальный контроль – регуляция поведения личности системой неформальных санкций общества;

    5) психологическая разгрузка – освобождение от социально-психологического напряжения, без нарушения общепринятых норм;

    6) социальная активация – усиление человеческой деятельности благодаря активизации массовых эмоций.

    5. Взаимоотношение социальной психологии с другими науками

    Поможем написать любую работу на аналогичную
    тему

    Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
    учебному проекту

    Узнать стоимость

    Понятие, структура и функции социальной психологии — Студопедия

    Как известно, в понятии, в определении той или иной науки раскрывается ее объект и предмет.

    Термин «социальная психология» определяется следующим обра­зом: социальная психология — отрасль психологии, изучающая зако­номерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.

    Д. Майерс дает такое определение социальной психологии: «Социальная психология — это наука, которая изучает, что люди ду­мают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг к другу».

    По мнению ряда авторов, четкости в формулировке понятия соци­альной психологии до сих пор нет. Считается, что существует три подхода к социальной психологии.

    В рамках первого подхода отражается социологический взгляд на понимание социальной психологии, и ее рассматривают как науку о «массовидных явлениях психики». Сточки зрения социологов, предмет социальной психологии — общественная психология, изучающая психологию классов и иных больших социальных групп и общностей, в частности, исследующая традиции, обычаи, нравы. С другой стороны, сферой внимания общественной психологии являются закономерности формирования общественного мнения, а также психология коллективов.

    Во втором подходе отражаются взгляды тех психологов, которые считают предметом социальной психологии личность. При этом подходе акцент делается на характерологические черты или свойства личности, на психологическую типологию. Кроме того, предметом социальной психологии в рамках личностного подхода выступают межличностные отношения, поведение личности в группе, система общения между индивидами в целом.



    Третий подход рассматривает социальную психологию как науку, которая изучает и массовидные процессы психики, и психику личности в группе. Понятно, что с точки зрения этого синтезированного подхода социальная психология является наукой, исследующей широкий круг проблем, в частности, такие как социальная психология личности, социальная психология общностей, социальная психология общения, социальные отношения и др.

    Структура социальной психологии может быть представлена по-разному.

    Российский социальный психолог А.Г. Ковалев предлагает такую систему:

    — группа психических свойств, которые представляют мотивы массового поведения: социальные потребности, интересы, установки, убеждения, идеалы;


    — группа психических явлений — процессов: социальное воспри­ятие, память, мышление, эмоции, воля;

    — группа социальных состояний, отражающих относительно ус­тойчивую активность социально-психологических явлений — позитив­ных и негативных;

    — группа социальных традиций, нравов, обычаев, знаний и на­выков, обусловливающих определенную деятельность.

    Точка зрения другого отечественного психолога В.В. Ермолина на структуру социальной психологии:

    — группа социально-психологических свойств, мобилизующих лю­дей: потребности, интересы, цели, воля;

    — группа социально-психологических состояний, проявляющихся в эмоциональных отношениях: чувства, эмоции, страсти, настроения, мнения, предрассудки, иллюзии;

    — группа устойчивых социально-психологических форм и продук­тов человеческой деятельности, закрепленных в человеческом пове­дении;

    — группа социально-психологических процессов, происходящих в непосредственном общении людей: внушение, убеждение, подражание.

    Функции психологии в социальной работе — Студопедия

    Психология явилась одной из первых наук, заложивших методологические основания для социальной работы. В общем случае можно выделить теоретическую и методологическую функции психологии в социальной работе.

    Теоретическая функция психологии в социальной работе заключается в установлении устойчивых связей между целями, задачами, содержанием, путями и средствами решения задач социальной работы, с одной стороны, и индивидуальными, коллективно-психологическими явлениями, процессами, закономерностями, с другой стороны, и реализуется с помощью специальных психологических теорий — теорий личности, гуманистической психологии, когнитивных теорий и т.д.

    Методологическая функция психологии социальной работы выражается в ее использовании для исследования социально-педагогических процессов, конструирования методов социализации личности в изменяющихся условиях жизнедеятельности.

    В частности, психология в социальной работе выполняет такие функции, как объяснительная, диагностическая, проектирование, рогностическая, социализаторская (социально-терапевтическая), профилактическая.

    Объяснительная функция психологии в социальной работе заключается в том, что на ее основе выявляется внутренняя сущность процессов социализации личности. Эти знания позволяют выбирать стратегию и тактику социальной работы.

    С помощью психологии раскрываются сущностные характеристики решения социально-педагогических задач, выявляются пути активизации самодеятельности людей в ходе социальной защиты.



    Диагностическая функция психологии органически включается в социальную работу по двум позициям — диагностика личности и ее социальных качеств, диагностика групп и их развития.

    Диагностическая функция означает анализ социально-психологических проблем клиентов, выявление их психологических особенностей (как индивидуальных, так и социально-групповых, возрастных, этнических, профессиональных и т.д.) в их связи с социальной средой. Основная цель такого анализа — установление диагноза, т.е. психологической проблемы и степени психологического дискомфорта, неустроенности, неблагополучия, дезадаптации, неспособности к оптимальной адаптации и социализации.

    Особую группу среди дезадаптированных и плохо адаптированных индивидов составляют психически больные. Выявление конкретного диагноза психического заболевания и психологических отклонений от нормы и соответственно прямое лечение этих лиц является, прежде всего, задачей узких специалистов в области психиатрии.


    Социальный работник играет здесь, в основном, вспомогательную роль:

    1. он может определить общее нарушение психики клиента, не ставя конкретного диагноза и направив его к специалистам,

    2. он может и должен формировать общие социальные и психологические условия (климат, общение) для усиленного лечения заболевания, т.е. социальный работник, выполняя эти функции, безусловно, должен быть достаточно ориентирован в общих вопросах физиологии, психологии и психотерапии.

    В процессе диагностики личности людей как субъектов и объектов социальной работы значима их собственная активность.

    Профилактическая функция предполагает использование психопрофилактических методов по предотвращению негативных изменений поведения и деятельности клиентов, проведение своего рода профилактических прививок с целью закрепления социально — психологического иммунитета на будущее.

    Психологическая процедура проектирования социальной работы включает способы описания социально-психологических ситуаций, выявления связанных с ними проблем содержания, методов и форм организации социальной работы.

    Значимость психологических приемов проектирования социально-педагогической деятельности определяется тем, насколько психология интегрирована с педагогикой, социологией, медициной, правоведением и другими дисциплинами, используемыми в социальной работе.

    Прогностическая функция психологии состоит в определении перспективных личностных образований, опираясь на которые можно решать задачи социального развития личности, подъема людей на уровень социальной самопомощи.

    Социальная работа выигрывает оттого, что систематически ведется прогностическая психологическая работа, делающая эффективной социальную реабилитацию. Не менее важно формулировать социально-психологические проблемы и задачи социальной работы, тесно связанные с социальной психологией. Таким образом, психология вносит существенный вклад в теоретические и методологические основы социальной работы, придавая ей системный характер.

    Ведущей целью социально-педагогической работы является социализация личности, т.е. усвоение человеком системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноценного члена общества. ( Социализаторская (социально-терапевтическая) функция — это функция социальной терапии в широком смысле, выражающая разрешение установленных социально-психологических проблем на основе использования психолого-терапевтических методов и процедур (психологическое консультирование, социальная педагогика и пр.)

    Основные цели и задачи социальной терапии:

    а) сформировать или доформировать в сознании клиента систему установленных в обществе, общепринятых социально-гуманистических ценностей;

    б) обеспечить усвоение (особенно в социальной работе с молодежью, с несовершеннолетними) общепринятых норм и принципов поведения и деятельности;

    в) изменить (или способствовать изменению) негативной социально-мировоззренческой ориентации личности, укреплению или восстановлению ее социально-психологического иммунитета, устойчивости, сопротивляемости внешним негативным обстоятельствам, более оптимальной приспособленности к ним (если их сложно изменить), формировать умение по другому взглянуть на мир;

    г) преодолеть имеющийся диссонанс, разлад, дисгармонию во внутреннем мире и поведении самого индивида с целью утверждения гармонического единства мыслей, чувств, действий;

    д) по возможности, содействовать социально-психологическому изменению социальной среды (особенно ближайшей) в направлении создания необходимых оптимальных условий жизнедеятельности клиента;

    е) по мере возможности и необходимости активно вовлекать клиента в этот процесс совершенствования, научить самосовершенствоваться.

    В целом все эти цели и задачи, достигаемые в процессе реализации данной социально — терапевтической функции социальной работы, означают прямую помощь в совершенствовании социализации, социально — психологической адаптации и реабилитации индивидов (клиентов).

    Психологические компоненты социальной работы включают этнопсихологические, социопсихологические, групповые и индивидуальные характеристики. Все они оказывают определенное влияние на социальное восприятие содержания и процесса социализации личности.

    Включение в социальную деятельность постепенно формирует идеалы личности, ее социальное мышление. В процессе социального окрашивания деятельности (учеба, трудовая, художественная, спортивная и др.) и самой социальной деятельности формируются социально-психологические знания и опыт практического общения. Органической частью психологической модели социализации личности выступает формирование социальных чувств, настроений, направленности личности.

    Процесс социализации требует высокой собственной активности. На ее формируются способности саморегуляции, влияющие на все стороны личности (мотивы, интересы, направленность, включенность в общественную жизнедеятельность, социальное доверие и ответственность), проходящей социализацию.

    Функции социальной психологии

    Социальная психология и ее связь с другими науками

    Определение 1

    Социальная психология – это психологического знания, которая занимается изучением закономерностей возникновения и функционирования явлений психики, процесс существование и функционирование которых можно объяснить с позиций необходимости людей взаимодействовать внутри общества, а также их включенность в,разного рода, социальные группы.

    Связь социальной психологии с другими науками способствует определению ее функций, как науки и как самостоятельной области знаний:

    • философия и социология представляют для социальной психологии возможности методологически правильного и теоретически корректного подхода к пониманию сущности рассматриваемых феноменов социальной психологии;
    • общая психология дает возможность точного понимания личностных особенностей индивида, который выступает в роли субъекта общественных отношений.
    • исторические науки демонстрируют процесс осуществления развития социальной психики и сознания личности, при прохождении ее различных этапов становления общества.
    • политические науки помогают переосмыслить то, как и какие именно явления и процессы политической сферы, оказывают воздействие на сознание общества, каким образом изменяется социальная психика людей в рамках политической деятельности.
    • экономическими науками раскрывается сущность и своеобразные черты функционирования в обществе экономических процессов.
    • педагогические науки содержат информацию, касающуюся основных направлений обучения и воспитания детей.

    Функции социальной психологии

    Замечание 1

    Функции социальной психологии, как науки определены ее ролью в социальной жизни и разных видах деятельности людей, демонстрируя ее значение для исследования предметов и явлений действительности.

    Выделяют следующие функции социальной психологии как науки, зависят от следующих факторов:

    • определение специфики объекта и предмета ее познания;
    • зависимость от особой ее роли в совокупности областей обществоведческих наук, исследования явлений духовной жизни общества, а также формирование общественного сознания людей;
    • отражение ее роли и значения в раскрытии законов и закономерностей проявления особенностей психики и поведения людей и групп людей, а также их влияния на жизнь и деятельность целостного общества.

    Выделены следующие функции социальной психологии, как специфической отрасли знания: методологическая, связанная с потребностями определить объект и предмет социальной психологии; выявить ее принципы и методы познания феноменов, подвергаемых исследованию; формирование концептуального и инструментального аппаратов науки; определение путей практического применения в жизни общества и результатов эмпирических исследований.

    К числу теоретико-познавательных функций относятся:

    • изучение общественно-психологических механизмов и закономерностей;
    • выявление закономерностей и механизмов в соответствии с которыми функционируют факторы, детерминирующие общественно-психологические явления и процессы современного мира;
    • раскрытие сущносьти самих общественно-психологических явлений и процессов, их природы, а также внутренних закономерностей их возникновения и развития;
    • определение путей, методов, а также средств эффективного управления групповыми или массовыми общественно-психологическими процессами.

    Мировоззренческая функция – с одной стороны синтезирует известные современной науке представления, касающиеся природы, общественной психологии людей и ее место в системе сознания массового общества, а также духовной общественной жизни. Закономерности функционирования социально-психологических феноменов помогает выработать определенное видение социально-психологической картины мира, а с другой стороны – это показатель того, каким образом осуществляется процесс формирования правильной группы знаний, касающейся социально-психологических феноменов, а также их влияния на функции общественного организма внутри системы «человек – группа – коллектив – общность – общество».

    Регулятивная функция демонстрирует какие именно непосредственные воздействия, а также, какие общественно-психологические явления и процессы оказывают наибольшее влияние на процессы развития и функционирования всех экономических и общественных феноменов, которые отмечаются в жизни и деятельности людей;

    Прогностическая функция с одной стороны раскрывает динамику соотношения и взаимосвязи идеологии и общественной психологии в ближайшей и отдаленной перспективе, дает возможность правильного и всестороннего ее оценивания, а с другой стороны, эта функция позволяет определить оптимальное соотношение индивидуального, коллективного и общечеловеческого, включенного в психологию гармонично развивающегося современного человека;

    Аксиологическая функция позволяет дать определение реальным и мнимым социально-психологическим ценностям в жизни и деятельности людей, способствуя формированию социальных ценностей и приоритетов в жизни людей.

    Замечание 2

    Обобщая все сказанное выше, можно сделать вывод, что функции социальной психологии – это функции, выполняемые ею относительно общества, то есть закрепление социальных ролей, формирование психологической культуры групп людей, формирование благоприятных условий для жизни и развития общества и индивида в нем, а также многое другое.

    Для понимания, что же такое функции социальной психологии, как науки, следует вспомнить все те разнообразные ситуации, в которых человек сталкивается с психологической проблемой, которую человек не может самостоятельно решить.
    Благодаря знаниям, которые были накоплены психологией в течение многих десятилетий, на современном этапе человек имеет возможность значительно легче преодолевать те затруднения, с которыми он сталкивается на своем жизненном пути. Если человеку приходится обратиться к психологу для разрешения проблемы, возникшей в сфере социальной психологии, то в этом проявляется одна из социальных функций общей психологии и психологическая функция социальной психологии.

    История социальной психологии

    Социальная психология — это научное исследование поведения человека в социальных группах. Он изучает, как на поведение, мысли и чувства человека влияют другие. Он пытается понять природу и причины человеческого поведения в социальных ситуациях.

    Социальная психология возникла как новая дисциплина в 19 веке. Теория социальной психологии является продуктом схоластического вклада психологов и социологов.Это причина того, что социальная психология рассматривается как субдисциплина психологии и социологии. Психологи всегда были сосредоточены на понимании основных психологических факторов человеческого поведения, таких как воспоминания, обучение, уникальный опыт, эмоции, познания, отношения и чувства. Социологи всегда были сосредоточены на понимании социальных факторов человеческого поведения, таких как социальный опыт, нормы, ценности, обычаи, социальная динамика, социальные взаимодействия, социальное влияние других и окружающая среда.Следовательно, растущее внимание социологов к пониманию социально-психологических аспектов в рамках единой дисциплины привело к появлению социальной психологии.

    Историю социальной психологии можно объяснить следующими периодами:

    1. Рассвет социальной психологии (1964-1934)
    2. Ранний этап социальной психологии (1935-1945)
    3. Этап развития социальной психологии (1946 — 1984)
    4. Современный этап социальной психологии (с 1985 г. по настоящее время)

    РАССВЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (1962-1934)

    Немецкий психолог Вильгельм Вундт (1832–1921) считается основоположником психологии.Он был первым психологом, который в 1862 году предложил, чтобы одной из ветвей психологии была социальная психология. Он опубликовал множество статей под названием «Социальная психология», чтобы объяснить, что помимо психических процессов и психологических факторов существуют также социальные факторы, которые определяют поведение человека. Несмотря на его широко признанные усилия по созданию дисциплины социальной психологии, его идеи оказали небольшое влияние на американского социального мыслителя, поскольку его литературные произведения не переводились на английский язык.

    1898: Норман Триплет провел первый лабораторный эксперимент, чтобы понять взаимное влияние действий отдельных людей, и опубликовал результаты, которые позже были известны как социальная помощь.

    1900: Вильгельм Вундт опубликовал первый том, объясняющий социальное поведение, которое впоследствии стало важной теорией социальной психологии (Volkerpsychologie).

    1908: Учебники социальной психологии были опубликованы психологом Уильямом Макдугалом и социологом Эдвардом Россом.

    1920: Первый Институт социальной психологии был основан Вилли Хеллпахом в Германии, который позже закрылся в 1933 году во время правления Гитлера.

    1924: Флойд Олпорт опубликовал третий том «Социальной психологии», который охватывает важные области современной социальной психологии.

    1925: Шкала социальной дистанции была разработана Эдвардом Богардусом для измерения отношения индивида или группы к другой этнической группе.Эта шкала была развита Луи Терстоуном в 1928 году и Ренсисом Лайкертом в 1932 году.

    1934: Г. Х. Мид опубликовал известную книгу «Разум, Я и общество», в которой основное внимание уделялось взаимодействию «я» и других.

    РАННИЙ ЭТАП СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (1935-1945)

    Этот ранний этап социальной психологии объясняется следующим образом:

    1936: «Психология социальных норм» была опубликована Музаффаром Шерифом.

    1938: Гипотеза фрустрации-агрессии была введена Джоном Доллардом для понимания природы фрустрации, ведущей к агрессии в социальных взаимодействиях.

    1941–1945: Правительство США наняло многих социальных психологов, чтобы помочь жертвам мировой войны и понять социально-психологические факторы, ведущие к войнам и контролирующие их.

    СТУПЕНЬ РАСШИРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (1946 — 1984)

    Эта стадия расширения социальной психологии объясняется следующим образом:

    1949: Эксперимент по изменению отношения и убеждению, важным областям социальной психологии, был проведен, и его результаты были опубликованы Кар Ховландом.

    1954: Предрассудки — важная тема социальной психологии, которая была исследована и опубликована Гордоном Олпортом.

    1957: Теория когнитивного диссонанса была опубликована Леоном Фестингером. Теория когнитивного диссонанса — важная область предмета социальной психологии.

    1958: «Психология межличностных отношений» как основа теории атрибуции была опубликована Фрицем Хайдером.

    1963: Стэнли Милгрэм опубликовал результаты исследования «феномена послушания авторитетным людям».

    1965: Основано «Общество экспериментальной социальной психологии».

    1966: Основана «Европейская ассоциация экспериментальной социальной психологии».

    1968: Бибб Латейн и Джон Дарли представили «Модель вмешательства стороннего наблюдателя», чтобы объяснить, почему человек может не помочь в чрезвычайной ситуации.

    1968: Основано «Общество личности и социальной психологии» (SPSP).

    1981: Исследование под названием «Метаанализ гендерного неравенства в поведении» было проведено Элис Игли и ее сотрудниками.

    1985: Шелли Тейлор и Сьюзан Фиск опубликовали «Теорию социального познания», в которой подробно изложили когнитивные перспективы социальной психологии.

    СОВРЕМЕННЫЙ ЭТАП СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ (1985 г. — г.в.)

    Этот современный этап социальной психологии объясняется следующим образом:

    1986: Теория «Коммуникация и убеждение — центральные и периферийные маршруты» была опубликована Джоном Качиоппо и Ричардом Петти.Это объясняет два измерения убеждения для изменения отношения в социальной психологии.

    1989: Бренда и Дженнифер Крокер опубликовали статью под названием «Социальная стигма и самоуважение». Он фокусируется на том, как человек реагирует на стигматизацию и дискриминацию.

    1991: Синобу Китайма и Хейзел Маркус опубликовали статью о важной области социальной психологии «Как культура формирует личность».

    1995: Джошуа Аронсон и Клод Стил опубликовали статью под названием «Стереотипные угрозы и интеллектуальные результаты тестов». Он объясняет, как отрицательный стереотип влияет на интеллектуальную деятельность и идентичность.

    .

    Психология — Школа социальных и поведенческих наук

    Дэвид Бердик — профессор психологии, геронтологии и исследований в области устойчивого развития.
    Он присоединился к Стоктонскому факультету в 1984 году после получения степени бакалавра психологии и экологии.
    исследования Университета Альфреда (1977 г.) и его докторскую степень (1983 г.) по геропсихологии из
    Университет Нотр-Дам.Его карьера, ориентированная на сообщество, развивалась как штатный сотрудник
    Центра геронтологического образования, исследований и услуг Нотр-Дам и укрепил
    докторантом в области прикладной геронтологии Геронтологического общества
    Америки в 1984 году. В 2005 году он и профессор Линда Уортон возглавили Стоктон и сообщество
    партнерами в рамках годичного проекта «Путешествие к демократии», финансируемого американским
    Ассоциация колледжей и университетов, призванная усилить намерение Стоктона
    и сосредоточить внимание на гражданском участии и партнерстве с сообществами.Он выступает в качестве консультанта
    комитет Стоктонского центра по взаимодействию с общественностью и Фонд Стоктона
    Комитет по отбору стипендий, где он недавно ушел с поста сопредседателя.

    Постоянный участник нескольких усилий сообщества в качестве члена совета директоров, попечителя или
    консультант, занимал руководящие должности в различных государственных и национальных организациях.Он был выбран губернатором Кристин Тодд Уитман в 1995 году в качестве делегата Белого
    Домашняя конференция по проблемам старения и фасилитировала однодневную сессию на тему «Качество жизни».
    для делегации Нью-Джерси. Бывший президент Общества старения Нью-Джерси, он
    получил награду Общества Геронтолог года в 1997 году.Его научные интересы
    сосредоточены на отношениях между поколениями, технологиях и старении. Его научный
    работы / публикации включают совместно редактируемую книгу под названием «Геротехнология: исследования и практика».
    в области технологий и старения (Springer, 2005), приглашенный редактор специального выпуска по аккредитации
    по геронтологии для журнала Journal of Gerontology & Geriatrics Education (2012) и соавтор глав по технологиям и долгосрочному уходу в двух недавно вышедших книгах:
    (Фурфи, К., Линдстром-Хейзел, Д., и Бердик, Д. (2013). Вспомогательные технологии и старше
    взрослые люди. В Барни, К. Ф. и Перкинсон, М. А. (ред.). Трудовая терапия для пожилых людей: повышение качества жизни за счет сотрудничества
    Практика
    . Лондон, Сан-Диего: Elsevier, Inc .; Куцик Д. и Бердик Д. К. (2015). Использование технологий
    в длительном уходе.In Yee-Melichar, D, Cabigao, E.P. и Flores, C.M. (Ed.s). Администрирование и управление долгосрочным уходом: варианты, проблемы и тенденции в уходе за престарелыми . Нью-Йорк: Спрингер.

    Д-р Бурдик два срока работал в Исполнительном комитете Ассоциации
    Геронтология в высшем образовании, где он в настоящее время является сопредседателем Advancement
    Комитет.Он является членом Геронтологического общества Америки и Ассоциации
    по геронтологии в высшем образовании и входит в редколлегию журнала.
    геронтологии и гериатрического образования и журнал отношений между поколениями.

    Доктор Бурдик также является директором Стоктонского центра успешного старения (SCOSA)

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.