Генетический метод это в психологии: Генетический метод — это… Что такое Генетический метод?
Генетический метод — это… Что такое Генетический метод?
- Генетический метод
- — метод исследования явлений или процессов, основанный на анализе процесса возникновения, становления, последовательности стадий его развития. Генетический метод предполагает сведение многообразия явлений к фундаментальным исходным элементам и выведение из них исследуемого явления.
* * *
– способ исследования природных и социальных явлений, основанный на анализе их развития. Исторически Г. м. возник в результате утверждения в науке (начиная с XVIII в.) идеи развития: дифференциальное исчисление – в математике, теория Лайеля – в геологии, гипотеза Канта-Лапласа – в космогонии, эволюционная теория – в биологии и т. д.
Г. м. вошел в современную математику и логику как способ обоснования аксиоматического метода. Г. м. требует установления (1) начальных условий развития, (2) главных его этапов, (3) основных тенденций, линий развития. Основная цель такого исследования – выявление связи изучаемых явлений во времени, изучение переходов от низших форм к высшим. Г. м. не способен раскрыть всю сложность процесса развития. Поэтому, если Г. м. используется как единственный метод, если он не дополняется др. методами, он приводит к ошибкам и искажению действительности, к упрощению процесса развития, к вульгарному эволюционизму. В современной науке Г. м. используется в сочетании с методами структурно-функционального анализа, системного анализа, сравнительно-историческим методом и др. Применение Г. м. к анализу конфликтов является главным условием построения объяснительной модели конфликта. Г. м. – теоретическая и методическая основа системно-генетического анализа конфликтов.
* * *способ изучения психических явлений, состоящий в анализе процесса их возникновения и развития от низших форм к высшим.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.
- Генетический код
- Генетический скрининг
Смотреть что такое «Генетический метод» в других словарях:
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД — см. МЕТОД ГЕНЕТИЧЕСКИЙ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД — см. Педагогическая психология, Экспериментально генетический метод исследования психического развития. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД — метод науч. познания, исследующий возникновение, происхождение и становление развивающихся явлений. Г. м. предполагает анализ некоторого исходного состояния объекта и выведение из него последующих состояний. Попытки осмысления… … Философская энциклопедия
Генетический метод — (от гр. genesis происхождение, развитие) способ исследования природных и социальных явлений, основанный на анализе их развития. Генетический метод требует установления начальных условий развития, главных его этапов, основных тенденций, линий… … Исследовательская деятельность. Словарь
Генетический метод — научный метод познания явлений, объектов, людей, личностных признаков в их развитии, последовательном изменении от возникновения (зарождения) до существующего состояния. Это метод построения новых теорий на основе некоторой системы исходных… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД — ГЕНЕТИЧЕСКИЙ (от греч. genētikos – относящийся к рождению, происхождению) МЕТОД. Метод обучения, предложенный в середине XIX в. немецким лингвистом К. Магером. Он предлагал строить методику преподавания на базе сопоставления систем родного и… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД — – метод, исследующий взаимодействие и становление развивающихся педагогических явлений. Он предполагает, во первых, анализ некоторого исходного состояния явления, во вторых, выведение из него последующих состояний [91, c. 107] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД — способ задания содержания и сущности исследуемого предмета не путем конвенции, идеализации или логического вывода, а с помощью изучения его происхождения (опираясь на изучение причин, приведших к его возникновению, механизм становления). Широко… … Философия науки: Словарь основных терминов
Генетический метод — (от греч. genesis – генезис, происхождение) – способ научного познания, исследующий возникновение, происхождение и становление развивающихся явлений … Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура
Генетический метод защиты растений — группа мероприятий по защите растений, основанных или на стериализации самцов и вытеснении ими фертильных особей, или на направленном изменении биологических свойств организмов, делающих эти существа хозяйственно безвредными. См. также: Защита… … Финансовый словарь
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД — это… Что такое ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД?
метод науч. познания, исследующий возникновение, происхождение и становление развивающихся явлений. Г. м. предполагает анализ некоторого исходного состояния объекта и выведение из него последующих состояний. Попытки осмысления происхождения и возникновения бытия, мира, отд. процессов и явлений характерны уже для мифологии. Генезис природного и социального бытия был в центре внимания антич. мыслителей, выдвигавших различные исходные первоначала (атом у Демокрита, стихии у Аристотеля, субстанция и др.).
В ходе развития науки Г. м. складывается к кон. 18 — нач. 19 вв. и находит своё выражение в космогония, гипотезе Канта — Лапласа, атомистике Дальтона и др. В философии Гегеля Г. м. кладётся в основу фено-менологич. анализа сознания, который ставит своей целью показать историч. метаморфозы форм сознания и раскрыть становление науки вообще. Проникновение генетич. анализа в науки, исследующие процессы развития, привело к утверждению Г. м. как особого метода познания и к возникновению спец. отраслей знания (теория эволюц. происхождения видов Дарвина, генетич. психология, генетич. социология и др.).
В зап.-европ. философии 20 в. Г. м. преим. используется при анализе форм сознания, предрассудков, ценностных установок и т. д. (фрейдизм отстаивает идею выведения различных форм сознания из архетипов, неокантианство кладёт в основание теории познания принцип генезиса и идеального конструирования; в феноменологии выделяются статич. и генетич. подходы в теории сознания).
В совр. науке осознаётся необходимость соединения структурно-синхронич. и генетическидиахронич. изучения объектов. Эта тенденция выражается как в критике чисто эволюционистской трактовки Г. м., при которой выпадают из анализа законы функционирования исследуемого объекта, так и в стремлении модифицировать структурно-функциональный подход — расширить его так, чтобы сделать возможным изучение генезиса функций и структур и их развития.
Принципы синтеза структурно-функционального и генетич. изучения объектов были выдвинуты марксизмом, который вместе с тем подчеркнул специфику каждого из этих подходов. Так, анализ К. Марксом бурж. экономики включает в себя как исследование структуры развитого товарно-ден. общества, так и изучение процессов генезиса капитала и его различных форм.
Маркс К., Капитал, Маркс К, и Энгельс Ф., Соч , т. 23; его же, Теория прибавочной стоимости, там же, т. 26, ч. 1—3; Асмус В. Ф., Маркс и бурж. историзм, М.—Л , 1933; Г ? у ш и н Б. А., Очерки логики истории. исследования, М., 1961; Д о б ? и я н о в В. С., Методологии, проблемы теоре-тич. и историч. познания, М., 1968; Принцип историзма в познании социальных явлений, М., 1972, гл. 2—3.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия.
Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов.
1983.
Глава 9. Интерпретационные методы (подходы) — Студопедия
Еще больше чем организационные эти методы заслуживают наименования подходов, поскольку являются в первую очередь объяснительными принципами, предопределяющими направление интерпретации результатов исследования. В научной практике получили развитие генетический, структурный, функциональный, комплексный и системный подходы. Использование того или иного метода не означает отсечения других. Наоборот, обычным делом в психологии является сочетание подходов. И это относится не только к исследовательской практике, но и к психодиагностике, психологическому консультированию и психокоррекции [330, с. 8-9].
Генетический метод
Генетический метод – это способ исследования и объяснения явлений (в том числе психических), основанный на анализе их развития как в онтогенетическом, так и филогенетическом планах. При этом требуется установление: 1) начальных условий возникновения явления, 2) главных этапов и 3) основных тенденций его развития. Цель метода – выявление связи изучаемых явлений во времени, прослеживание перехода от низших форм к высшим.
Так что везде, где требуется выявление временной динамики психических явлений, генетический метод является неотъемлемым исследовательским инструментом психолога. Даже когда исследование нацелено на изучение структурных и функциональных характеристик явления, не исключено эффективное применение этого метода. Так, разработчики известной теории перцептивных действий при микроструктурном анализе восприятия отмечали, что «наиболее пригодным оказался генетический метод исследования» [131, с. 261]. Естественно, генетический метод особенно характерен для различных отраслей психологии развития: сравнительной, возрастной, исторической психологии [237]. Понятно, что и любое лонгитюдное исследование предполагает применение рассматриваемого метода.
Генетический подход, вообще-то, может рассматриваться как методическая реализация одного из основных принципов психологии, а именно принципа развития [303]. При таком видении другие варианты реализации принципа развития допустимо рассматривать как модификации генетического подхода. Например, исторический и эволюционный подходы.
Структурный метод
Структурный подход – направление, ориентированное на выявление и описание структуры объектов (явлений). Для него характерно: углубленное внимание к описанию актуального состояния объектов; выяснение внутренне присущих им вневременных свойств; интерес не к изолированным фактам, а к отношениям между ними. В итоге строится система взаимосвязей между элементами объекта на различных уровнях его организации [166,304, 323].
Обычно при структурном подходе не акцентируются соотношение в объекте частей и целого и динамика выявленных структур. При этом разложение целого на части (декомпозиция) может производиться по различным вариантам [80, с. 7]. Важным достоинством структурного метода является относительная легкость наглядного представления результатов в виде различных моделей. Эти модели могут даваться в форме описаний, перечня элементов, графической схемы, классификации и пр.
Неисчерпаемым примером подобного моделирования служит представление структуры и типов личности: трехэлементная модель по 3. Фрейду; типы личности по Юнгу; «круг Айзенка»; многофакторная модель Р. Ассаджиоли. Не отстала от зарубежной психологии в этом вопросе и наша отечественная наука: эндо- и экзопси-хика по А. Ф. Лазурскому и развитие его взглядов у В. Д. Балина [20]; структура личности из четырех сложных комплексов по Б. Г. Ананьеву; индивидно-индивидуальная схема В. С. Мерлина; перечни компонентов личности у А. Г. Ковалева и П. И. Иванова; динамическая функциональная структура личности по К. К. Платонову; схема личности по А. И. Щербакову и т. д.
Структурный подход – атрибут любого исследования, посвященного изучению конституциональной организации психики и строения ее материального субстрата – нервной системы. Здесь можно упомянуть о типологии ВНД И. П. Павлова и ее развитии Б. М. Тепловым, В. Д. Небылицыным и другими. Широкое признание получили модели В. М. Русалова, отражающие морфологическую, нейро- и психодинамическую конституции человека [334]. Структурные модели человеческой психики в пространственном и функциональном аспектах представлены в работах [80, 81, 242, 247]. Классическими образцами рассматриваемого подхода служат ассоциативная психология Ф. Гартли и ее следствия (в частности, психофизика «чистых ощущений» XIX века), а также структурная психология В. Вундта и Э. Титченера. Специфической конкретизацией подхода выступает метод микроструктурного анализа, включающий в себя элементы и генетического, ифункционального, и системного подходов [91, 130].
Функциональный метод
Функциональный подход, естественно, ориентирован на выявление и изучение функций объектов (явлений). Неоднозначность трактовки в науке понятия «функция» затрудняет определение данного подхода, а также идентификацию с ним тех или иных направлений психологических исследований. Будем придерживаться мнения, что функция есть проявление свойств объектов в определенной системе отношений, а свойства есть проявление качества объекта при его взаимодействии с другими объектами. Таким образом, функция – это реализация соотношения объекта и среды, а еще уже – «соответствие между средой и системой» [80, с. 8].
Следовательно, функциональный подход интересуется главным образом связями изучаемого объекта со средой. Он исходит из принципа саморегулирования и поддержания равновесия объектов действительности (в том числе психики и ее носителей).
Примерами реализации функционального подхода в истории науки являются такие известные направления, как «функциональная психология» и «бихевиоризм». Классическим образцом воплощения функциональной идеи в психологии является знаменитая динамическая теория поля К. Левина [455,456]. В современной психологии функциональный подход обогащен компонентами структурного и генетического анализа. Так, уже прочно установилось представление о многоуровневости и мно-гофазности всех психических функций человека, действующих одновременно на всех уровнях как единое целое [10,11,194,221, 323]. Приведенные выше примеры структур личности, нервной системы, психики с полным основанием можно взять и в качестве иллюстрации к функциональному подходу, так как элементы этих структур большинство авторов соответствующих моделей рассматривают также и как функциональные единицы, олицетворяющие определенные связи человека с действительностью.
Комплексный метод
Комплексный подход – это направление, рассматривающее объект исследования как совокупность компонентов, подлежащих изучению с помощью соответствующей совокупности методов. Компоненты могут быть как относительно однородными частями целого, так и его разнородными сторонами, характеризующими изучаемый объект в разных аспектах. Часто комплексный подход предполагает изучение сложного объекта методами комплекса наук, т. е. организацию междисциплинарного исследования. Очевидно, что комплексный подход предполагает применение в той или иной мере и всех предыдущих интерпретационных методов.
Яркий пример реализации комплексного подхода в науке – концепция человекознания, согласно которой человек как наисложнейший объект изучения подлежит согласованному исследованию большого комплекса наук. В психологии эта идея комплексности изучения человека была четко сформулирована Б. Г. Ананьевым [10,11]. Человек рассматривается одновременно как представитель биологического вида Homo sapiens (индивид), как носитель сознания и активный элемент познавательной и преобразующей действительность деятельности (субъект), как субъект социальных отношений (личность) и как уникальное единство социально значимых биологических, социальных и психологических особенностей (индивидуальность). Такой взгляд на человека позволяет исследовать его психологическое содержание в двух планах: субординационном (иерархическом) и координационном [243]. В первом случае психические явления рассматриваются как соподчиненные системы: более сложные и общие подчиняют и включают в себя более простые и элементарные. Во втором – психические явления рассматриваются как относительно автономные образования, но тесно связанные и взаимодействующие друг с другом. Подобное всеобъемлющее и сбалансированное изучение человека и его психики по сути смыкается уже с системным подходом.
Системный метод
Системный подход – это методологическое направление в изучении реальности, рассматривающее любой ее фрагмент как систему.
Наиболее ощутимым толчком к осознанию системного подхода как неотъемлемого методологического и методического компонента научного познания и к его строгому научному оформлению послужили работы австро-американского ученого Л. Берталанфи (1901-1972), в которых он разработал общую теорию систем [32, 33,429]. Система есть некоторая целостность, взаимодействующая с окружающей средой и состоящая из множества элементов, находящихся между собой в некоторых отношениях и связях. Организация этих связей между элементами называется структурой. Иногда структуру толкуют расширительно, доводя ее понимание до объема системы. Такая трактовка характерна для нашей житейской практики: «коммерческие структуры», «государственные структуры», «политические структуры» и т. д. Изредка такой взгляд на структуру встречается и в науке, хотя и с определенными оговорками [341, с. 105-117; 342, с. 126]. Элемент – мельчайшая часть системы, сохраняющая ее свойства в пределах данной системы. Дальнейшее расчленение этой части ведет к потере соответствующих свойств. Так, атом – элемент с определенными физическими свойствами, молекула – с химическими свойствами, клетка – элемент со свойствами жизни, человек (личность) – элемент социальных отношений. Свойства элементов определяются их положением в структуре и, в свою очередь, определяют свойства системы. Но свойства системы не сводятся к сумме свойств элементов. Система как целое синтезирует (объединяет и обобщает) свойства частей и элементов, в результате чего она обладает свойствами более высокого уровня организации, которые во взаимодействии с другими системами могут представать как ее функции. Любая система может рассматриваться, с одной стороны, как объединение более простых (мелких) подсистем со своими свойствами и функциями, а с другой – как подсистема более сложных (крупных) систем. Например, любой живой организм является системой органов, тканей, клеток. Он же является элементом соответствующей популяции, которая, в свою очередь, является подсистемой животного или растительного мира и т. д.
Системные исследования осуществляются с помощью системных анализа и синтеза. В процессе анализа система выделяется из среды, определяются ее состав (набор элементов), структура, функции, интегральные свойства и характеристики, системообразующие факторы, взаимосвязи со средой. В процессе синтеза создается модель реальной системы, повышается уровень обобщения и абстракции описания системы, определяется полнота ее состава и структур, закономерности ее развития и поведения.
Описание объектов как систем, т. е. системные описания, выполняют те же функции, что и любые другие научные описания: объяснительную и прогнозирующую. Но еще важнее, что системные описания выполняют функцию интеграции знаний об объектах.
Системный подход в психологии позволяет вскрыть общность психических явлений с другими явлениями действительности. Это дает возможность обогащения психологии идеями, фактами, методами других наук и, наоборот, проникновения психологических данных в другие области знания. Он позволяет интегрировать и систематизировать психологические знания, устранять избыточность в накопленной информации, сокращать объем и повышать наглядность описаний, уменьшать субъективизм в интерпретации психических явлений. Помогает увидеть пробелы в знаниях о конкретных объектах, обнаружить их неполноту, определить задачи дальнейших исследований, а иногда и предсказать свойства объектов, информация о которых отсутствует, путем экстраполяции и интерполяции имеющихся сведений.
В учебной деятельности системные методы описания дают возможность представить учебную информацию в более наглядной и адекватной для восприятия и запоминания форме, дать более целостное представление об освещаемых объектах и явлениях и, наконец, перейти от индуктивного изложения психологии к дедуктивно-индуктивному.
Предыдущие подходы являются фактически органичными компонентами системного подхода. Иногда даже их рассматривают как его разновидности [80, с. 7]. Некоторые авторы сопоставляют эти подходы с соответствующими уровнями качеств человека, составляющих предмет психологического исследования [173, 174, 194].
В настоящее время большинство научных исследований проводится в русле системного подхода [151, 373]. Наиболее полное освещение применительно к психологии системный подход нашел в следующих работах [80, 81,170,194, 195, 196, 320, 342, 346].
Генетический метод — это… Что такое Генетический метод?
- Генетический метод
- научный метод познания явлений, объектов, людей, личностных признаков в их развитии, последовательном изменении от возникновения (зарождения) до существующего состояния. Это метод построения новых теорий на основе некоторой системы исходных данных. С помощью этого метода изучается происхождение предмета познания, его становления, определяются причины изменений. Он используется в самых разных науках. В педагогике с его помощью проводят исследования по акмеологии – профессиональному становлению учителя, по отклоняющемуся девиантному поведению и др. Генетический метод есть разновидность индуктивного метода; он тесно связан с такими видами анализа, как системный, феноменологический, исторический, т.е. теми, которые имеют дело с динамикой развития предмета или явления, с выявлением этапов, стадий их развития, тенденций изменения и т.п. преобразований.
Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург.
В.С. Безрукова.
2000.
- Генетическая инженерия
- Гениальность
Смотреть что такое «Генетический метод» в других словарях:
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД — см. МЕТОД ГЕНЕТИЧЕСКИЙ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД — см. Педагогическая психология, Экспериментально генетический метод исследования психического развития. Большой психологический словарь. М.: Прайм ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003 … Большая психологическая энциклопедия
Генетический метод — метод исследования явлений или процессов, основанный на анализе процесса возникновения, становления, последовательности стадий его развития. Генетический метод предполагает сведение многообразия явлений к фундаментальным исходным элементам и… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД — метод науч. познания, исследующий возникновение, происхождение и становление развивающихся явлений. Г. м. предполагает анализ некоторого исходного состояния объекта и выведение из него последующих состояний. Попытки осмысления… … Философская энциклопедия
Генетический метод — (от гр. genesis происхождение, развитие) способ исследования природных и социальных явлений, основанный на анализе их развития. Генетический метод требует установления начальных условий развития, главных его этапов, основных тенденций, линий… … Исследовательская деятельность. Словарь
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД — ГЕНЕТИЧЕСКИЙ (от греч. genētikos – относящийся к рождению, происхождению) МЕТОД. Метод обучения, предложенный в середине XIX в. немецким лингвистом К. Магером. Он предлагал строить методику преподавания на базе сопоставления систем родного и… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД — – метод, исследующий взаимодействие и становление развивающихся педагогических явлений. Он предполагает, во первых, анализ некоторого исходного состояния явления, во вторых, выведение из него последующих состояний [91, c. 107] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ МЕТОД — способ задания содержания и сущности исследуемого предмета не путем конвенции, идеализации или логического вывода, а с помощью изучения его происхождения (опираясь на изучение причин, приведших к его возникновению, механизм становления). Широко… … Философия науки: Словарь основных терминов
Генетический метод — (от греч. genesis – генезис, происхождение) – способ научного познания, исследующий возникновение, происхождение и становление развивающихся явлений … Философия науки. Эпистемология. Методология. Культура
Генетический метод защиты растений — группа мероприятий по защите растений, основанных или на стериализации самцов и вытеснении ими фертильных особей, или на направленном изменении биологических свойств организмов, делающих эти существа хозяйственно безвредными. См. также: Защита… … Финансовый словарь
Генетическая психология — учение о происхождении и развитии интеллекта
Генетическая психология – это направление, развившееся в рамках Женевской школы. Предметом ее исследования является развитие и происхождение интеллекта, формирование понятий: время, пространство, объект и др. Генетическая психология изучает детскую логику, особенности мышления ребенка, механизмы познавательной деятельности, переход форм мышления от простых к сложным.
Основатель генетической психологии
Жан Пиаже – создатель школы генетической психологии, швейцарский ученый и философ. Известны его работы по психологии детей и теория когнитивного развития. Он рано увлекся биологией, до окончания школы написал несколько работ. Научная карьера Жана началась в 10 лет, когда был опубликован небольшой материал о воробьях-альбиносах. Ученый является автором множества книг и сотен статей. Жан Пиаже учился в Невшательском университете, там ему была присвоена степень доктора философии. Некоторое время работал в Париже с создателем IQ-теста Альфредом Бине. При обработке тестов обратил внимание, что дети делают одинаковые ошибки при ответе на определенные вопросы. Это привело ученого к идее, что мышление детей заметно отличается от такового у взрослых, и впоследствии определило интерес к теме развития мышления. В 1921 году Жан Пиаже вернулся в Женеву, где стал директором Института Руссо. С 1955 года до конца жизни он проработал в центре генетической эпистемологии.
Какие методы используются в генетической психологии
Генетическими психологами был разработан новый вид исследования, названный методом клинической беседы. Он предполагает изучение не внешних признаков и симптомов, а внутренних процессов, приводящих к возникновению какого либо явления.
Применение описанного метода позволило открыть главную черту мышления ребенка – эгоцентризм. Развитие же мышления предполагает переход через децентрацию от этой позиции к более объективной. Такой переход Жан Пиаже определил как главный закон психического развития.
Своеобразие развития интеллекта связано со структурами, которые формируются благодаря деятельности. Выполняемые ребенком действия постепенно схематизируются и благодаря символическим средствам (игре, рисунку, имитации, речи) постепенно трансформируются во внутренний план. Далее они соотносятся с другими действиями, сокращаются и примерно к 7 годам преобразуются в операции. Операция является в генетической психологии основной единицей мышления. Ход же психического развития женевские психологи делят на три периода, в рамках которых существуют отдельные стадии.
Помимо стадий, генетических психологов интересует и внутренняя логика преобразования интеллекта. Детское развитие изучается в биологическом аспекте.
Представители генетической психологии занимаются так же памятью, восприятием, воображением и эмоциями. Перечисленные процессы рассматриваются, как полностью подчиненные интеллекту.
Немалый интерес для женевских психологов представляют обучение детей в условиях разных культур, вопросы, связанные с диагностикой умственного развития и патологией мышления, исследования в психолингвистике.
Прав ли Пиаже?
Генетическая психология создавалась с такой целью, чтоб на ее платформе была построена эпистемология – учение о научном познании, его происхождении и развитии. Чтобы понять, как эволюционировало научное знание, по мнению Пиаже необходимо проследить в онтогенезе и изучить на детях, как проходило развитие физического, математического и логического знания.
Российский ученый Лев Выготский, проанализировал концепцию Пиаже, и пришел к такому выводу: поскольку ребенок всегда зависим от общества, то невозможно на его примере изучать движущие силы развития знания в целом. Таким образом, несмотря на множество достоинств генетической психологии, именно этот ее аспект не считается сильным.
Генетическая психология — Студопедия
Основатель генетической психологии швейцарский психолог Ж.Пиаже(1896-1980) является одним из наиболее известных ученых, чьи работы составили важный этап в развитии психологии.
Научные интересы Пиаже в юности были сосредоточены на биологии и математике. В 11 лет он опубликовал свою первую научную статью, посвященную воробьям-альбиносам. С этого же времени он начал свою работу в качестве помощника в музее биологии. В университете он занимался преимущественно биологией и философией ив 1918г. получил докторскую степень за работу о моллюсках. После окончания университета Пиаже уехал в Цюрих, где познакомился с работами К. Юнга и техникой психоанализа. В какой-то степени этот опыт был ему необходим, так как он стремился соединить строго экспериментальный, лабораторный метод, свойственный биологическим исследованиям, с более информативным и свободным методом беседы, принятым в психоанализе. Разработке такого нового метода, который он собирался применить для изучения мышления детей, Пиаже посвятил несколько лет. Этот метод получил название метода клинической беседы.
Большое значение для Пиаже имела его работа в течение двух лет в Париже, куда он был приглашен в 1919 г. в лабораторию А. Бине для исследования шкал измерения интеллекта. В это же время он начал уделять большое внимание изучению типичных ошибок, которые делают дети при решении достаточно простых на первый взгляд заданий теста Бине. В 1921 г. Пиаже возвратился в Женеву, так как Клапаред пригласил его на должность директора Института Ж. Ж. Руссо. Одновременно он начал читать лекции в Женевском университете и работать в Женевском доме малютки. Материалы, полученные им в этот период, легли в основу его первых книг «Мышление и речь ребенка» (1923), «Моральное суждение у ребенка» (1932). В них он изложил основы своей концепции когнитивного развития детей, рассматриваемого им как постепенный процесс, проходящий в своем развитии несколько стадий. Дневниковые записи, основанные на наблюдении за развитием собственных детей, дали ему дополнительный материал для этой концепции.
В последующие годы Пиаже сочетал преподавательскую работу (профессором Невшательского и Женевского университетов) с различными административными должностями, публиковал книги, в которых пересмотрел и дополнил свои теоретические воззрения на природу и развитие мышления у детей. В 1949-1951 гг. Пиаже создал свой основной труд «Введение в генетическую эпистемологию» (1951), а в 1955 г. возглавил созданный по его инициативе Международный центр по генетической эпистемологии в составе Женевского университета. Директором этого центра Пиаже был до конца жизни.
Свою теорию развития детского мышления Пиаже построил на основе логики и биологии. Он исходил из идеи о том, что основой психического развития является развитие интеллекта. В серии экспериментов он доказывал свою точку зрения, показывая, как уровень понимания, интеллект влияют на речь детей, на их восприятие и память. Так. дети в его опытах не видели и не помнили, на каком уровне была вода в сообщающихся сосудах, если не знали о связи между уровнем воды и пробкой, которой закрыт один из двух сосудов. Если же им рассказывали об этом свойстве сообщающихся сосудов, характер их рисунков изменялся и они начинали тщательно вырисовывать уровень воды (одинаковый или разный), а также пробку, которой был закрыт один из сосудов.
Таким образом, Пиаже пришел к выводу, что этапы психического развития — это этапы развития интеллекта, через которые постепенно проходит ребенок в формировании все более адекватной схемы ситуации. Основой этой схемы как раз и служит логическое мышление.
Пиаже говорил о том, что в процессе развития происходит адаптация организма к окружающей среде. Интеллект потому и является стержнем развития психики, что именно понимание, создание правильной схемы окружающего обеспечивает адаптацию к этому окружающему миру, причем адаптация не пассивный процесс, а активное взаимодействие организма со средой. Активность есть необходимое условие развития, так как схема, считает Пиаже, не дается в готовом виде человеку при рождении, нет ее и в окружающем мире. Схема вырабатывается только в процессе активного взаимодействия человека со средой, или, как писал Пиаже, «схемы нет ни в субъекте, ни в объекте, она является результатом активного взаимодействия субъекта с объектом». Одним из любимых примеров Пиаже был пример ребенка, не владеющего понятием числа, который осознает его значение, перебирая камушки, играя с ними, выстраивая их в ряд, и таким образом открывает понятия один, два, много.
Процесс адаптации и формирования адекватной схемы ситуации происходит постепенно, при этом ребенок использует два механизма построения схемы — ассимиляцию и аккомодацию. При ассимиляции построенная схема жесткая, она не изменяется при изменении ситуации, но, наоборот, человек пытается все внешние изменения втиснуть в узкие, заданные рамки имеющейся схемы. Примером ассимиляции Пиаже считал игру, в рамках которой ребенок познает окружающий мир. Аккомодация связана с изменением готовой схемы при изменении ситуации, таким образом, схема действительно является адекватной, полностью отражает все нюансы данной ситуации. Само развитие, по мнению Пиаже, представляет собой чередование процессов ассимиляции и аккомодации, причем до определенного предела ребенок старается пользоваться старой схемой, а затем изменяет ее, выстраивая другую, более адекватную.
Исследование этапов развития мышления и у самого Пиаже происходило постепенно. Так, в 20-е годы он, исходя из связи между мышлением и речью, строил исследование развития мышления через изучение развития речи детей, повторяя ошибку В.Штерна. Собирая типичные вопросы детей, например: «Почему дует ветер, ходит ли солнышко в гости к луне, откуда берется дождь?» и т. п., Пиаже начал задавать эти вопросы самим детям и анализировать их ответы. Он пришел к выводу, что развитие мышления — это процесс экстериоризации, т.е. мышление появляется как аутистическое, внутреннее, а затем, проходя стадию эгоцентризма, становится внешним, реалистическим. Таков же и процесс развития речи, которая из эгоцентрической речи, речи для себя, становится речью социальной, речью для других.
Эта позиция Пиаже вызвала критические нарекания со стороны других психологов, прежде всего Выготского и Штерна, которые доказали, что аутистическое мышление как более сложное не может предшествовать реалистическому (Штерн), а также то, что эгоцентрическая речь является промежуточной между внешней и внутренней, а не наоборот (Выготский). Однако и в этот период Пиаже сделал открытия, имевшие огромное значение для понимания психического развития детей, формирования их интеллекта. Это прежде всего открытие таких особенностей детского мышления, как эгоцентризм (неумение встать на чужую точку зрения), синкретизм (нерасчлененность детского мышления), трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее), артифициализм (искусственность, созданность мира), анимизм (одушевленность), нечувствительность к противоречиям.
Наиболее значимыми были его эксперименты по исследованию эгоцентризма. Так, Пиаже задавал детям простые вопросы, в которых надо было посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека. Например, он спрашивал ребенка, сколько у него братьев, и, услышав ответ: «У меня два брата» — задавал ребенку следующий вопрос: «А сколько братьев у твоего старшего брата?» Как правило, дети терялись и не могли правильно ответить на этот вопрос, отвечая, что у брата только один брат, и забывая при этом себя. Более сложным был проведенный им эксперимент с тремя горами, в котором детям предлагался макет с тремя горами разной высоты, на вершинах которых были расположены разные предметы — мельница, дом, дерево и т. п. Детям предъявлялись фотографии, и их просили выбрать ту из них, на которой все три горы видны в таком положении, в каком их видит ребенок в данную минуту. С этим заданием справлялись даже маленькие, 3-4-летние дети. После этого с другой стороны макета ставили куклу, и экспериментатор просил ребенка выбрать теперь ту фотографию, которая соответствует точке зрения куклы. С этим заданием дети уже не могли справиться, причем, как правило, даже 6-7-летние снова выбирали ту фотографию, которая отражала их позицию перед макетом, но не позицию куклы или другого человека. Это и позволило Пиаже сделать вывод о трудности для ребенка встать на чужую точку зрения, об эгоцентризме детей.
Уже этих открытий было бы достаточно, однако Пиаже, признавая справедливость критических упреков, пересмотрел свою позицию.
Второй этап исследований, начавшийся в 30-х годах, был связан с его изучением операциональной стороны мышления. Он пришел к совершенно справедливому выводу о том, что развитие мышления тесно связано не с речью, а с развитием мыслительных операций, и разработал эксперименты для их изучения. Необходимо отметить, что фактически Пиаже был единственным исследователем, уделявшим внимание именно этой проблеме, так как большинство ученых, в том числе таких известных, как Выготский, Штерн, Бюлер и другие, исследовали в основном не процесс мышления, а продукты мыслительной деятельности. Эта разница позиций видна даже в названиях тех этапов, которые описываются учеными, — понятий, или комплексов, у Выготского и сенсомоторных, или конкретных, операций у Пиаже.
В этот период он также пришел к выводу, что психическое развитие связано с интериоризацией, так как первые мыслительные операции — внешние, сенсомоторные — впоследствии переходят во внутренний план, превращаясь в логические, собственно мыслительные операции. Пиаже также открыл главное свойство этих операций — их обратимость. Характеризуя понятие обратимости, Пиаже привел в качестве примера арифметические действия -сложение и вычитание, умножение и деление, которые могут быть прочитаны как слева направо, так и справа налево.
Например:
5 + 3 = 8, 14:2 = 7, 8-3 = 5, 7∙2= 14,
т. е. эти операции обратимы.
Пиаже исследовал в своих экспериментах как переход от внешних операций к внутренним, логическим, так и формирование обратимости на каждом из этапов.
В экспериментах с маленькими детьми Пиаже исследовал их способность находить спрятанные вещи, в том числе те, которые пропали на их глазах. Детям 5-7 лет давали задания, в которых исследовалась их способность понимать сохранение веса, числа и объема предметов. Так, детям предъявлялось два ряда кубиков, расположенных на одинаковом расстоянии друг от друга. Поскольку число кубиков в обоих рядах, так же как и расстояние между ними, было одно и то же, то эти два ряда были одной длины. У детей спрашивали, одинаковое ли количество кубиков в двух рядах, и дети отвечали, что равное. Тогда на глазах у ребенка взрослый сдвигал кубики в одном ряду, так что они оказывались стоящими вплотную друг к другу. Естественно, что длина данного ряда уменьшалась. После этого он задавал ребенку вопрос о том, изменилось ли теперь количество кубиков в двух рядах. Дети, как правило, отвечали, что число изменилось и в коротком ряду кубиков стало меньше, чем в длинном. Аналогичные эксперименты были проделаны с исследованием сохранения массы (в круглом и сплющенном кусочках пластилина) и объема, когда вода переливалась в сосуды с широким и узким донышком так, что уровень воды в одном сосуде был намного выше, чем в другом. При этом даже многие 6-летние дети считали, что объем воды в сосудах изменился.
Таким же образом Пиаже доказывал, что не только обратимость, но и логические операции, например общие понятия, доступны детям только в конце дошкольного возраста. Он давал детям картинки, на которых были изображены две лошадки и четыре коровы, и спрашивал, каких животных больше. Дети правильно отвечали, что коров больше. Тогда Пиаже задавал вопрос о том, кого больше — животных или коров. И дети снова говорили, что коров больше, не понимая, что понятие «животные» шире и включает в себя и лошадей и коров.
Важное значение для Пиаже имели исследования, в которых доказывалась разница между образным и логическим мышлением. Так, он давал детям рисунок, на котором мишке надо было дойти до стула, находящегося на расстоянии в четыре красных кружка, а затем до стола, который отстоял от стула на расстоянии в три белых кружка. Детей спрашивали, каких кружков больше — белых или красных, и они правильно отвечали, что красных больше. Тогда их спрашивали, чего больше — кружков или красных кружков, и они, так же как в опыте с животными, отвечали, что красных кружков больше. На допрос экспериментатора, куда мишке дальше идти — до стула или до стола, дети правильно отвечали, что до стола путь длиннее, показывая это расстояние на рисунке. Однако на повторный вопрос о том, каких же кружков больше, дети снова повторяли, что красных.
Эти исследования привели Пиаже к выводу, что до семи лет дети находятся на предоперационной стадии, т. е. у них начинают формироваться внутренние мыслительные операции, но они еще несовершенны, необратимы. К семи годам дети начинают правильно решать предложенные задачи, но их логическое мышление связано только с конкретными проблемами, и формальная логика у них только начинает развиваться. И лишь к подростковому возрасту формируется конкретное и абстрактное логическое мышление.
Таким образом, периодизация интеллекта, разработанная Пиаже, приобрела законченную и широко известную в настоящее время форму — стадия сенсомоторного интеллекта, стадия конкретных операций и стадия формальных операций. При этом в каждой стадии Пиаже выделял два этапа — появление необратимой операции данного уровня, затем развитие ее обратимости, а сама периодизация отражает процесс сложного становления адекватной интеллектуальной схемы, который заключается в переходе операций во внутренний план и приобретении ими обратимого характера.
Хотя Пиаже и не отрицал полностью роль обучения, наибольшей критике как при его жизни, так и в настоящее время подвергается не сам его подход к мышлению ребенка, но его понимание обучения, недооценка им влияния среды и взрослых на психическое развитие детей. Современные исследования показали, что именно в этом вопросе позиция Пиаже может быть оспорена. Исследования П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Д.Брунера, М.Дональдсон свидетельствуют о том, что уже в дошкольном возрасте при правильном обучении у детей могут быть сформированы общие понятия, представления о сохранении числа, массы и объема и преодолен эгоцентризм.
В то же время Пиаже является одним из самых почитаемых и цитируемых исследователей, авторитет которого признан во всем мире; число его последователей не уменьшается и после его смерти. Главное, конечно, в том, что он первый понял, исследовал и выразил специфику, качественное своеобразие детского мышления, показал, что мышление ребенка не хуже, но оно совершенно отличается от мышления взрослого человека. Разработанные им методы исследования уровня развития интеллекта давно стали не столько экспериментальными, сколько диагностическими и играют большую роль в современной практической психологии. Те закономерности процесса мыслительной деятельности, которые открыл Пиаже, никто не оспорил, несмотря на множество новых данных о детском мышлении, полученных за последние десятилетия. Возможность понимать и формировать детское мышление также является одной из заслуг Пиаже.
Идеи Пиаже об этапах психического развития детей стали отправной точкой для исследований Л.Кольберга(1927-1987), одним из основных открытий которого стала теория развития нравственности у детей.
Кольберг исходил из того, что в психической эволюции детей не только формирование знаний об окружающем мире, о нравственных критериях, но и эмоциональное развитие, развитие половой идентификации связаны с познавательными процессами. Вслед за Пиаже Кольберг исследовал развитие нравственности у детей, расширив и углубив его идеи. В своих экспериментах он ставил перед детьми задачу оценить нравственную сторону проблемы выбора (причем выбора заведомо неоднозначного) и анализировал систему их рассуждений. Это позволило ему выделить три уровня развития нравственных суждений, каждый из которых состоит из двух стадий:
1) доусловный уровень, при котором дети оценивают действие исходя из его последствий;
2) уровень традиционной нравственности, на котором общественно признанные ценности превалируют над личными интересами ребенка;
3) посттрадиционный уровень; на нем люди обосновывают нравственные суждения принципами, которые сами создали и приняли. Отражая усвоенное детьми формальное, операциональное мышление, последний уровень характеризуется большим сдвигом к абстрактным нравственным принципам.
Кольберг, как и Пиаже, предполагал, что смена стадий нравственного развития связана с общими когнитивными возрастными изменениями, прежде всего с децентрацией и формированием логических операций. При этом Кольберг исходил из того, что на нравственное развитие влияет как уровень образования, так и общение ребенка со взрослыми и сверстниками, желание получить награду за хорошее поведение. Именно последний фактор вызывает наибольшее количество критических замечаний, хотя большинство исследователей в целом принимают последовательность этапов формирования нравственности, разработанную ученым.
Влияние уровня сформированности познавательных процессов на тенденции становления психики детей проявляется, по мнению Кольберга, и в том, что дети в русле общей тенденции формирования категорий достаточно рано и почти независимо от семейного окружения узнают о половых стереотипах. Это заставляет их искать дополнительную информацию о том, чем различаются поведение и ценности мальчиков и девочек. Получив понятия о мужественности и женственности, дети в силу их категоричности формируют негибкие стереотипы, определяющие их деятельность. Эти стереотипы учитываются и при интерпретации событий внешнего мира, в том числе при развитии нравственности.
Открытие новых закономерностей познавательного развития детей связано с именем известного американского психолога Д.С.Брунера (р. 1915). В своих исследованиях Брунер впервые начал изучение того, каким образом потребности и ценностные ориентации влияют на процесс восприятия. Полученные материалы привели его к выводу, что восприятие селективно и может искажаться под действием внутренних мотивов, целей, установок или защитных механизмов. Так, чем большую ценность приписывают дети определенным предметам, тем большими кажутся их размеры. Брунер также показал, что в состоянии фрустрации даже нейтральные слова часто воспринимаются детьми как тревожные и угрожающие, отсюда их неадекватно-агрессивное поведение в подобных ситуациях. На основе этих исследований Брунер ввел термин «социальное восприятие», подчеркивая зависимость восприятия от социального опыта детей.
Анализируя структуру восприятия, Брунер выделил в нем три компонента: представления об окружающем мире в форме действий, в форме образов и в форме слов (языковая форма). Исследование развития мышления привело Брунера к созданию теории перцептивных гипотез. С его точки зрения, все познавательные процессы представляют собой процессы категоризации, т. е. предметы окружающего мира объединяются друг с другом на основе усвоенных детьми правил объединения (категорий). В процессе объединения последовательно возникают гипотезы о том, какие качества являются основой для объединения данных предметов и все ли предметы имеют эти качества. Таким образом, овладение понятийным мышление происходит как обучение тому, какие свойства среды наиболее значимы для группировки объектов в определенные классы.
На основе проведенных кросскультурных исследований Брунер дал определение интеллекта как результата усвоения ребенком выработанных в данной культуре «усилителей», т. е. способов, знаков, операций, помогающих ребенку справиться с решением возникающих перед ним задач. Успешность повышается за счет искусственного усиления двигательных, сенсорных и мыслительных возможностей человека. Эти «усилители» могут быть как реальными, техническими, так и символическими, причем разные культуры вырабатывают разные «усилители».
Проведенное Брунером кросскультурное исследование феноменов Пиаже показало, что они по-разному проявляются в разных культурах. Поэтому он предложил трактовать феномены Пиаже и переход от конкретных операций к формальным как процесс усвоения ребенком тех требований, которые предъявляются ему обществом, в соответствии с тем, на какой стадии развития он находится. Брунер также разработал методику формирования искусственных понятий, которая была опробована на разных детях. На основании этих данных Брунер доказывал, что каждый ребенок при адекватном подходе к его обучению может овладеть любым предметом, так как всем детям присущи любопытство и желание научиться решать учебные задачи. Снижение познавательной активности детей происходит из-за столкновения со слишком сложными задачами, в результате чего возникает и повторяется ситуация неуспеха и появляется чувство скуки. Эти исследования Брунера оказали существенное влияние на систему американского образования.
Экспериментально-генетический метод
Психология наряду со структурно-аналитическим методом широко использует экспериментально-генетический метод исследования психического развития. Особенно большое значение он имеет для детской генетической психологии.
Экспериментатор с его помощью может исследовать происхождение и развитие у ребенка каких-либо психических процессов. В ходе исследования можно выяснить, какие этапы в него включены, какие определяющие факторы. Отслеживая и сравнивая выполнение одних и тех же задач на последовательных ступенях развития ребенка, можно ответить на эти вопросы. Данный подход в психологии называется генетическим или методом поперечных срезов.
Экспериментально-генетический метод был разработан и впервые применен Л.С. Выготским при исследовании формирования высших опосредованных форм внимания и памяти. Метод связан с теорией развития высших психических функций.
Смысл генетического метода состоит в разработке искусственных экспериментальных условий, которые способствуют созданию самого процесса возникновения высших форм психических функций. Два основных положения лежат в основе такого экспериментального изучения генезиса психических явлений:
- Первое положение связано со спецификой человеческих психических процессов. Это опосредованные процессы, использующие самые разнообразные психологические орудия-средства-знаки;
- Второе положение – психический процесс возникает и функционирует в 2-х планах – социальном и психологическом или как категория интерпсихическая, а потом как интрапсихическая.
Экспериментально-генетический метод с большим успехом применялся в исследованиях А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера. Большой вклад в его развитие внес П.Я. Гальперин, который разработал методику и теорию поэтапного формирования умственных действий. Позже он разработал методику целенаправленного формирования психических процессов с заранее заданными свойствами.
Черты и особенности экспериментально-генетического метода
Основной отличительной чертой этого метода является его соответствие предмету теории. Говоря другими словами, метод направлен на выявление закономерностей процесса происхождения и развития высших психических функций, т.е. социокультурного генезиса.
В связи с этим он может применяться для исследования любой высшей психической функции, но логика конкретного экспериментального исследования всегда будет сопровождаться внесением в его организацию и формы проведения неизбежных коррективов. Безусловно, все коррективы оказывают влияние на подбор экспериментальных средств, соответствующего стимульного материала и др. В качестве примера можно привести исследование закономерностей развития памяти и закономерностей развития мышления у детей разного возраста, которые во многом будут отличаться друг от друга.
Но тем не менее основные принципы экспериментально-генетического метода всегда сохраняются, а это значит, что в любом конкретном исследовании, всегда присутствуют общие принципы и специфические особенности.
Лонгитюдное исследование
Мы уже говорили, что лонгитюдное исследование является модификацией экспериментально-генетического метода. Рассмотрим его подробнее. В этом исследовании одна выборка обследуется дважды за определенный период времени. Нет четких правил по поводу того, когда исследование с повторным обследованием будет лонгитюдным. При использовании этого термина учитывают два приблизительных критерия:
- Первый критерий, когда речь идет об изучении естественных изменений, не вызванных экспериментальным путем;
- Второй критерий связан с употреблением данного термина в отношении регулярного обследования на довольно длительном временном интервале. Это значит, что обследование одних испытуемых, например, в течение одной недели несколько раз, не должно претендовать на название лонгитюдного. При этом надо заметить, что «довольно длительный временной интервал» зависит от уровня развития испытуемых. Рассматривать его как лонгитюдный можно было бы, если на момент первого обследования испытуемым было всего несколько дней от роду.
Так как на лонгитюдные исследования тратится больше времени, денег и усилий, они относительно редки. Широкие временные рамки этого исследования являются досадным практическим неудобством, не угрожающим валидности. Примером такого неудобства могут быть устаревшие используемые методики и оборудование.
Поскольку суть лонгитюдного плана сводится к сравнению полученных ранее результатов, с результатами более поздними, то исследователь должен использовать способы измерения, выбранные в самом начале. Ситуация складывается таким образом, что в ходе длительного исследования тест теряет свою теоретическую актуальность. Поэтому, естественно, то, что было интересно в 1990 году, может быть невостребованным в 2015 году.
Проблемы выборки исследования
Целый ряд проблем связан с характером выборки, потому что долгосрочные исследования требуют от испытуемых затрат времени и усилий. Вполне очевидно, что отбор в какой-то степени должен основываться на таком факторе, как вера испытуемых в ценность исследования. При такой ситуации выборка может оказаться не репрезентативной в отношении популяции, на которую можно перенести свои выводы. Кроме этого, испытуемые из лонгитюдной выборки в основном ровесники, относящиеся к одному поколению или когорте, а это значит, что любые результаты для данного поколения, будут в какой-то степени, специфичны.
Например, интересует вопрос, как изменяются люди в течение первых 30-ти лет жизни, при условии, что они родились в 1940 году. В этом случае с определенной долей уверенности можно сказать, как они изменялись в 1950-х, 1960-х, 1970-х годах. Результаты были бы иными, если испытуемые появились на свет раньше или позже.
Несмотря на то, что многие параметры лонгитюдной выборки, не соответствуют критерию репрезентативности, они все-таки дают возможность избегать при отборе систематических ошибок. Систематической ошибки быть не может, если каждый испытуемый сравнивается сам с собой. Но, на практике есть вероятность избирательного отсева, т.е. испытуемые, выбывшие из исследования, закономерно отличаются от тех, кто остался.
При лонгитюдном изучении интеллекта, например, у выбывших испытуемых он более низкий при первом же тестировании. Выпадение в результате низкого уровня компетентности оказывают влияние на результаты более молодых испытуемых. Следствием является «позитивное искажение» в пользу старших возрастных групп. Можно ограничить сравнение результатами, оставшихся в группе людей, которые влияют на итоговые показатели всех возрастных категорий. В этом случае выборка изначально не репрезентативная будет еще более таковой.
Можно сказать еще об одном признаке, отличающем участников лонгитюдного исследования от популяции, на которую исследователь хочет перенести свои выводы. В отличие от популяции участники лонгитюдного исследования регулярно проходят психологическое тестирование – в результате потенциальное значение имеют две причины искажения валидности:
- Первая причина связана с тестированием. На его результаты окажут влияние подобные тесты, или выполненные ранее;
- Вторая причина имеет более общий характер и связана с проблемой реактивности. На поведение человека может повлиять факт осознания того, что его изучают, поэтому ответы этих испытуемых не всегда отражают типичный процесс развития.
Это вовсе не значит, что данные проблемы характерны для всех лонгитюдных исследований. Наиболее выражены они в тех, которые связаны с частым и явным тестированием испытуемых зрелого возраста.
Возможности лонгитюдного исследования достаточно широки и не ограничиваются возможностью отслеживать развитие одной черты или одной формы поведения. Данное исследование позволяет изучить любые закономерности возрастных изменений при условии измерения необходимых параметров.
Как стать генетическим психологом
Что такое генетическая психология?
Генетическая психология, или поведенческая биология, изучает гены, которые наряду с окружающей средой влияют на личность. То, как люди думают и действуют, определяется как ДНК, с которой они родились, так и событиями, происходящими вокруг них. Исследования однояйцевых близнецов и детей, растущих в одной и той же и разной среде, показали сложное взаимодействие между генами детей и окружающей средой, которая формирует их личности.
Чем занимается генетический психолог?
Генетические психологи проводят исследования поведения и генов, чтобы выявить влияние определенных генов на то, как дети растут и как развиваются их личности. Когда-нибудь можно будет провести генетические исследования при рождении, чтобы определить, какая среда, то есть какое питание или какое поведенческое обучение и образование необходимо ребенку с данным набором генов, чтобы развиваться и полностью раскрыть свой потенциал. .Генетические психологи ищут новые знания, чтобы сделать эту цель реальностью.
Генетические психологи в основном занимаются исследованиями и учеными. Хотя они обычно работают в университете, у них есть как преподавательские обязанности, так и деятельность, которая связана с их исследованиями. Есть несколько независимых исследовательских центров, в которых работают генетические психологи, но большинство из них работает в университетах. В дополнение к любым академическим обязанностям, таким как обучение, консультирование и наставничество, исследовательская деятельность может включать:
- Написание грантов
- Изучение предыдущих исследований
- Разработка исследовательского исследования
- Сбор и интерпретация данных
- Представление и публикация результатов
Генетический психолог редко работает в одиночку.Исследовательская группа может состоять из психологов, нейробиологов, других ученых, лаборантов и аспирантов, а также других участников исследования. Исследования также могут проводиться аспирантами, работающими над получением ученой степени и контролируемыми преподавателями.
В отличие от клинического психолога, генетические психологи сосредотачиваются на том, как генетика играет роль в развитии человека. Они ищут генетическую связь с поведением, болезнью или будущими потребностями. Они не консультируют людей, но проводят исследования, необходимые другим в области психологии.В рамках своих исследований генетические психологи будут рассматривать конкретные группы населения. Это могут быть:
- Однояйцевые близнецы
- Те, у кого семейный анамнез психического здоровья
- Те, у кого изучается личностная черта
- Контрольные субъекты (те, у кого нет семейного анамнеза или личностных черт)
Они сравнивают ДНК их испытуемого, чтобы узнать, существует ли конкретный ген (или гены), связанный с особенностями, заболеванием или способностями.Они используют научный метод, чтобы доказать или опровергнуть свою гипотезу, и публикуют результаты, чтобы принести пользу всей области психологии и биологии. Они отвечают на извечный вопрос: природа против воспитания или, другими словами: генетические стихи окружающей среды. Получив собранную информацию, они и другие специалисты в области психологии могут в конечном итоге использовать исследования для прогнозирования сильных и слабых сторон людей задолго до того, как возникнет проблема, или для того, чтобы в полной мере воспользоваться преимуществами этих сильных сторон.
Каковы требования к образованию, чтобы стать генетическим психологом?
Первая ступенька к тому, чтобы стать генетическим психологом, — это бакалавриат. Многие четырехлетние университеты предлагают курсы психологии, биологии, генетики и биохимии. Некоторые университеты, такие как Колумбийский, предлагают комбинированные специальности по психологии и биологии для студентов, желающих изучать науку о поведении.
Курсы, предлагаемые для комбинированной специальности, включают неврологию поведения и физиологию стресса.UCLA предлагает специализацию по психобиологии с курсами биологии, химии, физики и психологии. Среди предлагаемых курсов — неврология, биология развития и физиология. Стэнфордский университет предлагает курсы познания и мозга, когнитивной нейробиологии в рамках своей программы психологии бакалавриата.
Студенты бакалавриата, специализирующиеся на психологии и желающие стать генетическими психологами, должны запланировать прохождение как можно большего числа занятий по биологии мозга и поведения.Старшеклассникам, которые думают о генетической психологии как о сфере обучения, следует ознакомиться с предлагаемыми курсами и обсудить их с консультантами колледжа, прежде чем выбирать университет.
Программы последипломного образования
После того, как студент получит степень бакалавра, ему или ей необходимо будет перейти в аспирантуру. Высшие школы изучают оценки поступающих в бакалавриат, письма от преподавателей и результаты тестов, чтобы определить, какие кандидаты, вероятно, преуспеют в своих докторских программах.Экзамен выпускников требуется для подачи заявки на участие в некоторых программах. Студенты должны ознакомиться с каталогами школ, в которых они заинтересованы, и поговорить с преподавателями аспирантуры о том, какие требования должны быть выполнены для поступления.
PhD
После поступления на программу доктора философии (PhD) аспирант должен выбрать консультанта факультета и аспирантский комитет, чтобы помочь ему или ей спланировать и провести исследование. При планировании исследования студент должен выбрать конкретную область, о которой мало что известно, сформулировать гипотезу и попытаться ответить на конкретный вопрос генетической психологии.Вопрос мог быть связан с определенным геном, который, как считается, связан с определенной психологической характеристикой, такой как агрессия или застенчивость.
Затем кандидат наук может найти добровольцев, демонстрирующих интересующую характеристику, и сравнить их генетический состав с контрольными участниками, не имеющими исследуемой характеристики. Исследования близнецов также могут быть полезными. Например, однояйцевые близнецы пациентов с диагнозом шизофрения имеют гораздо более высокий риск развития болезни, чем люди, у которых не было положительного семейного анамнеза шизофрении.
После того, как студент проведет свое исследование и проанализирует результаты, он или она должны будут представить эти результаты и окончательное заключение комитету факультета. В это время комитет факультета будет голосовать за выдачу диплома кандидату. Отчет должен иметь право на публикацию в научном журнале по биологии или поведенческой науке.
Каковы возможности карьеры в области генетической психологии?
Университеты, как центры обучения, также являются важными исследовательскими учреждениями.Докторант, который сможет занять позицию преподавателя, будет иметь возможности и время для исследований, а также возможность подавать заявки на исследовательские гранты. Недавно исследователи из Университета Западного Онтарио в Канаде опубликовали статью о генетическом анализе близнецов и их уровнях эмоционального интеллекта. Исследовательские институты также предлагают возможности для генетических психологов. Ученые из Института биологических исследований Солка изучили причины генетических заболеваний и их влияние на познание и поведение.
Какая зарплата генетического психолога?
По состоянию на май 2018 года Бюро статистики труда США указывает, что средняя зарплата биолога составляет 83 600 долларов в год. Бюро далее перечисляет среднюю зарплату профессора биологии в размере 93 010 долларов в год. Многие люди действуют как ученые и учителя.
Ссылки по теме
.
генетиков | История, биология, хронология и факты
Генетика , изучение наследственности в целом и генов в частности. Генетика составляет одну из центральных опор биологии и пересекается со многими другими областями, такими как сельское хозяйство, медицина и биотехнология.
Популярные вопросы
Что такое генетика?
Генетика — это изучение наследственности в целом и генов в частности. Генетика составляет одну из центральных опор биологии и пересекается со многими другими областями, такими как сельское хозяйство, медицина и биотехнология.
Является ли интеллект генетическим?
Интеллект — очень сложная человеческая черта, генетика которой некоторое время была предметом споров. Интеллект, даже приблизительно измеренный с помощью различных когнитивных тестов, показывает значительный вклад окружающей среды.
Как проводится генетическое тестирование?
Генетическое тестирование обычно выдается только после рассмотрения истории болезни, медицинского осмотра и построения семейной родословной, документирующей семейные генетические заболевания.Сами генетические тесты проводятся с использованием химических, радиологических, гистопатологических и электродиагностических процедур. Генетическое тестирование может включать цитогенетический анализ для исследования хромосом, молекулярный анализ для исследования генов и ДНК или биохимический анализ для исследования ферментов, гормонов или аминокислот.
С самого зарождения цивилизации человечество осознавало влияние наследственности и применяло ее принципы для улучшения сельскохозяйственных культур и домашних животных.Например, вавилонская табличка, возраст которой превышает 6000 лет, показывает родословную лошадей и указывает возможные наследственные характеристики. Другие старые резные фигурки показывают перекрестное опыление финиковых пальм. Однако большинство механизмов наследственности оставались загадкой до 19 века, когда зародилась генетика как систематическая наука.
Генетика возникла из идентификации генов, фундаментальных единиц, ответственных за наследственность. Генетику можно определить как изучение генов на всех уровнях, включая способы, которыми они действуют в клетке, и способы, которыми они передаются от родителей к потомству.Современная генетика фокусируется на химическом веществе, из которого состоят гены, называемом дезоксирибонуклеиновой кислотой или ДНК, и на способах его воздействия на химические реакции, которые составляют жизненные процессы внутри клетки. Действие гена зависит от взаимодействия с окружающей средой. Зеленые растения, например, имеют гены, содержащие информацию, необходимую для синтеза фотосинтетического пигмента хлорофилла, который придает им зеленый цвет. Хлорофилл синтезируется в среде, содержащей свет, потому что ген хлорофилла экспрессируется только при взаимодействии со светом.Если растение помещено в темную среду, синтез хлорофилла прекращается, потому что ген больше не экспрессируется.
Генетика как научная дисциплина возникла в результате работ Грегора Менделя в середине XIX века. Мендель подозревал, что черты наследуются как отдельные единицы, и, хотя в то время он ничего не знал о физической или химической природе генов, его единицы стали основой для развития современного понимания наследственности. Все современные исследования в области генетики восходят к открытию Менделем законов, управляющих наследованием признаков.Слово генетика было введено в 1905 году английским биологом Уильямом Бейтсоном, который был одним из первооткрывателей работ Менделя и стал поборником принципов Менделя наследования.
Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской.
Подпишитесь сегодня
Историческая справка
Древние теории пангенезиса и крови в наследственности
Хотя научные доказательства закономерностей генетической наследственности не появлялись до работы Менделя, история показывает, что человечество, должно быть, интересовалось наследственностью задолго до зарождения цивилизации.В первую очередь любопытство должно было быть основано на семейных сходствах людей, таких как сходство в строении тела, голосе, походке и жестах. Такие представления сыграли важную роль в создании семейных и королевских династий. Ранние кочевые племена интересовались качествами животных, которых они разводили и приручили, и, несомненно, разводили их выборочно. Первые поселения людей, которые практиковали земледелие, по-видимому, выбрали культурные растения с благоприятными качествами. На древних гробницах изображены племенные родословные скаковых лошадей, содержащие четкие изображения наследования нескольких отличительных физических черт лошадей.Несмотря на этот интерес, первые зарегистрированные предположения о наследственности не существовали до времен древних греков; некоторые аспекты их идей до сих пор считаются актуальными.
Гиппократ ( ок. 460– ок. 375 до н. Э.), Известный как отец медицины, верил в наследование приобретенных характеристик и, чтобы объяснить это, он разработал гипотезу, известную как пангенезис. Он предположил, что все органы тела родителей испускают невидимые «семена», которые были подобны миниатюрным строительным компонентам и передавались во время полового акта, собираясь в утробе матери, чтобы сформировать ребенка.
Аристотель (384–322 до н. Э.) Подчеркивал важность крови в наследственности. Он думал, что кровь является генеративным материалом для построения всех частей тела взрослого человека, и он полагал, что кровь является основой для передачи этой воспроизводящей силы следующему поколению. Фактически, он считал, что мужское семя — это очищенная кровь, а менструальная кровь женщины — ее эквивалент семени. Эти мужские и женские вклады соединились в утробе матери и родили ребенка. Кровь содержала какой-то тип наследственных сущностей, но он считал, что ребенок будет развиваться под влиянием этих сущностей, а не создаваться из самих сущностей.
Идеи Аристотеля о роли крови в деторождении, вероятно, явились источником все еще распространенного представления о том, что кровь каким-то образом участвует в наследственности. Сегодня люди все еще говорят об определенных чертах как о «кровных», о «кровных линиях» и «кровных узах». Греческая модель наследования, в которой использовалось огромное количество субстанций, отличалась от модели менделевской. Идея Менделя заключалась в том, что явные различия между людьми определяются различиями в единичных, но мощных наследственных факторах.Эти единичные наследственные факторы были идентифицированы как гены. Копии генов передаются через сперматозоиды и яйцеклетки и направляют развитие потомства. Гены также несут ответственность за воспроизведение отличительных черт обоих родителей, которые видны у их детей.
За два тысячелетия, прошедшие между жизнями Аристотеля и Менделя, было зарегистрировано несколько новых идей о природе наследственности. В 17-18 веках появилась идея преформации. Ученые, использующие недавно разработанные микроскопы, вообразили, что могут видеть миниатюрные копии человеческих существ внутри головок сперматозоидов.Французский биолог Жан-Батист Ламарк использовал идею «наследования приобретенных признаков» не как объяснение наследственности, а как модель эволюции. Он жил в то время, когда постоянство видов считалось само собой разумеющимся, однако он утверждал, что эта постоянство обнаруживается только в постоянной среде. Он провозгласил закон использования и неиспользования, который гласит, что, когда определенные органы становятся особенно развитыми в результате какой-либо экологической потребности, тогда это состояние развития является наследственным и может передаваться потомству.Он считал, что таким образом на протяжении многих поколений жирафы могли возникнуть от оленеводческих животных, которым приходилось вытягивать шеи, чтобы дотянуться до высоких листьев на деревьях.
Британский натуралист Альфред Рассел Уоллес первоначально постулировал теорию эволюции путем естественного отбора. Однако наблюдения Чарльза Дарвина во время его кругосветного плавания на борту HMS Beagle (1831–36) предоставили доказательства естественного отбора и его предположения о том, что люди и животные имеют общее происхождение.Многие ученые в то время верили в наследственный механизм, который был версией древнегреческой идеи пангенезиса, и идеи Дарвина, казалось, не соответствовали теории наследственности, которая возникла в результате экспериментов Менделя.
.
Список книг и статей по генетической психологии
Генетическая психология, также известная как поведенческая генетика, — это категория психологии, изучающая генетическое влияние на поведение человека. Эта область обучения включает в себя психологию, биологию, генетику и статистику. Психологи в этой области анализируют, насколько генетическая наследственность влияет на личность человека.
Относительно новое междисциплинарное направление, генетическая психология, находится на начальной стадии исследований.Теории, связанные с поведенческой генетикой, часто касаются проблемы природы и воспитания. Следуя по стопам Дарвина, Фрэнсис Гальтон опубликовал в 1869 году «Наследственный гений: исследование его законов и последствий». Гальтон изучал интеллектуальный и художественный гений различных английских ученых, ученых, государственных деятелей и художников. Его цель состояла в том, чтобы продемонстрировать, как когнитивные и поведенческие таланты наследуются генетически так же, как наследуются физические и биологические черты: «Я предлагаю показать в этой книге, что естественные способности человека передаются по наследству с точно такими же ограничениями, как и форма. и физические особенности всего органического мира.«
Психологи в этой области предпочитают анализировать близнецов, разлученных при рождении, отмечая, какие генетические черты преобладают, несмотря на их разнородное окружение. Исследования близнецов вызывают интерес генетиков и психологов с начала 20 века. Однояйцевые близнецы имеют наиболее сходный генетический состав, в то время как разнояйцевые близнецы имеют меньшее количество. В среднем братья и сестры разделяют около 50 процентов своего генетического состава. Исследователи исследуют три фактора: аддитивную генетику (унаследованные гены), общую среду (аналогичный опыт и происхождение) и уникальную среду (различия в их происхождении).Затем они могут определить, какие индивидуальные различия передаются по наследству, а какие зависят от окружающей среды.
Роберт Пломин, автор книги «Развитие, генетика и психология», анализирует современные работы генетических психологов. Он отмечает успехи и неудачи в этой области из-за устоявшихся предположений. Он говорит: «Ошибочное представление о том, что генетические влияния начинаются до рождения и остаются неизменными до сих пор, проникает в область психологии развития … Как только специалисты по развитию осознают, что гены вносят свой вклад в нестабильность, которая преобладает в большинстве сфер развития ребенка, интерес к поведенческим генетика будет расти.«
Пломин утверждает, что психология развития и генетическая психология должны работать рука об руку. Еще многое предстоит узнать о генетических изменениях в ходе человеческого развития. Поведенческая генетика развития добилась значительных успехов в изучении влияний окружающей среды. Пломин подчеркивает новую концепцию, которая обязательно окажет большое влияние на генетическую психологию: «Различия в окружающей среде, имеющие отношение к психологическому развитию, не разделяются членами семьи.. В то же время это исследование последовательно подчеркивает, что соответствующие факторы окружающей среды не разделяются детьми, растущими в одной семье. То есть у детей в одной семье не больше схожих жизненных переживаний, чем у детей, случайно взятых из популяции ». Такая идея отрицает основы природы и воспитания.
Многие исследователи пытаются применить результаты генетики поведения к демографическим исследованиям. Применяя принципы генетической психологии к большим популяциям, исследователи изучают, какие модели поведения в обществе являются наследственными.Эти поведенческие черты включают: фертильность, долголетие, развод, алкоголизм, курение, гомосексуализм, женственность, агрессию и ожирение. Некоторые исследователи утверждают, что генетическая психология неубедительна и основана на ложных предположениях. Даниэль Куржо и Атам Ветта, авторы книги «Демографическое поведение и генетика поведения», утверждают, что «генетика поведения путает статистические концепции с генетическими концепциями. Лучше изучать наследование признака, используя концепцию интенсивности наследования.«Они настаивают на том, что молекулярная наука вносит больший вклад в изучение демографического поведения, чем генетическая психология:« Молекулярные исследования показывают, что человеческие черты могут регулироваться генами ».
Некоторые оспаривают исследования генетической психологии по этическим соображениям. Калум Маккеллар в своей статье «Этика и генетика человеческого поведения» утверждает, что «исследования генетики человеческого поведения могут стать очень деликатным и сложным политическим вопросом. В прошлом это даже не одобрялось как потенциально опасное и опасное. разрушительный для общества.»Коммунистические и фашистские режимы неправомерно воспользовались поведенческой психологией. Научное стремление к знаниям в этих областях должно оставаться объективным, применение этих знаний подводит тонкую грань к неэтичным позициям. У» медикализации «или классификации есть свои плюсы и минусы. Маккеллар пишет: «Для некоторых черт, к которым приписывается определенная стигма,« медикализация »черт может подтвердить личную« невиновность »тех, кто в прошлом считался ответственным за существование этих черт.«С другой стороны, некоторые могут приравнивать генетическое наследование к неизбежности, вызывая безнадежность и незащищенность. Лица могут подвергаться дискриминации по наследственным генетическим признакам, в то время как других можно хвалить.
.
Логический позитивизм и научный метод в генетической алгоритмике | Кеки Бурджорджи
Логический позитивизм и научный метод в генетической алгоритмике
Генетический алгоритм обязан своей формой биомимикрии, а не производным от первых принципов. Таким образом, в отличие от обычных алгоритмов оптимизации, которые обычно очевидны из лежащих в основе математических выводов, работа генетического алгоритма требует пояснения. Попытки объяснить, как работают генетические алгоритмы, можно разделить на две части: те, которые в большей или меньшей степени основаны на научном методе, и те, которые отвергают научный метод в пользу логического позитивизма.
Позитивизм — это идея, что единственное истинное знание — это знание, которое можно проверить. Логический позитивизм — это идея о том, что верификация может быть осуществлена путем применения формальной логики к эмпирическим наблюдениям. Логический позитивизм зародился в первой четверти двадцатого века и был изучен и популяризирован Венским кружком, группой философов, ученых и математиков, которые регулярно встречались с 1924 по 1936 год в Венском университете.Поддерживаемые быстрым прогрессом в аксиоматизации математики, логические позитивисты полагали, что, как и математика, вся наука может быть выведена в рамках формальной аксиоматической системы, где список аксиом состоит из 1) эмпирических наблюдений, также известных как протокольных предложений и 2). аксиомы математики (например, ZFC). Движение переделать науку по этому образцу получило распространение в первой четверти двадцатого века, но впоследствии стало считаться несостоятельным. В 1971 году Вернер Гейзенберг предложил такое размышление о позитивизме в целом:
У позитивистов есть простое решение: мир нужно разделить на то, что мы можем четко сказать, и все остальное, о чем нам лучше молчать.Но может ли кто-нибудь представить себе более бессмысленную философию, видя, что то, что мы можем ясно сказать, практически ничего не значит? Если бы мы опустили все непонятное, у нас, вероятно, остались бы совершенно неинтересные и тривиальные тавтологии. (Гейзенберг 1971)
Неуниверсальность эмпирического наблюдения была особенно неприятной проблемой для логического позитивизма. Учитывая верификационные основы этого движения, только эмпирические наблюдения, сделанные в определенный момент времени и пространства, были допустимы в качестве протокольных предложений.Обобщение на другие точки времени и пространства не допускается. Это затрудняло доказательство большой ценности. Сторонники логического позитивизма связали себя узлами, пытаясь ответить на эту и другие критические замечания. К середине двадцатого века движение логического позитивизма в значительной степени рухнуло, и философия науки, выдвинутая Карлом Поппером, получила распространение.
В то время как универсальность научных теорий делает логическую проверку (то есть доказательство) трудной, если не невозможной, эта универсальность, как заметил Поппер (2007a, 2007b), опровергает ( i.е. фальсификация) гораздо более простой путь. Все, что требуется, — это один-единственный контрпример, то есть одно несостоятельное предсказание, чтобы опровергнуть теорию в ее нынешнем виде. Конечно, теория в первую очередь должна поддаваться фальсификации, и Поппер категорически предостерег против теорий, которые использовали так называемые стратегии иммунизации , чтобы избежать фальсификации. Такие теории (например, теория психоанализа Фрейда)
… оказались способными объяснить практически все, что происходило в тех областях, к которым они относились.Изучение любого из них, казалось, имело эффект интеллектуального обращения или откровения, открывая вам глаза на новую истину, скрытую от тех, кто еще не был посвящен. Как только ваши глаза были открыты, вы повсюду видели подтверждающие примеры: мир был полон проверок теории. Что бы ни случилось, это всегда подтверждало. Таким образом, его истина казалась очевидной, а неверующие явно были людьми, которые не хотели видеть явную истину. (Поппер, 2007a, стр. 45)
Напротив, научные теории — это теории, которые рискуют.Предсказывая странные явления (например, гравитационное линзирование в случае общей теории относительности Эйнштейна), они оставляют себя открытыми для опровержения. «Теория, которая не может быть опровергнута каким-либо мыслимым событием, ненаучна», — писал Поппер. «Неопровержимость — это не добродетель (как люди часто думают), а порок» (Поппер, 2007а, стр. 46).
Справедливо оспаривается, действительно ли повседневная наука с ее трайбализмом и политикой работает так, как описал Поппер (Kuhn 2012, Latour 1987).Тем не менее, трудно спорить с историческим успехом научного метода или с простым и элегантным использованием Поппером противопоставления для рамок нормативной научной практики :
Вот его собственные слова:
Как и многие Другие философы, я иногда склонен классифицировать философов как принадлежащих к двум основным группам — тем, с которыми я не согласен, и тем, кто согласен со мной. Я мог бы назвать их верификационистами или философами-юстификаторами знания или веры, фальсификационистами, фалибилистами или критическими философами гипотетического знания … быть поддержанным положительными причинами недостойно того, чтобы в них верили или даже не принимали во внимание.
С другой стороны, члены второй группы — фальсификационисты или фалибилисты — говорят, грубо говоря, что то, что (в настоящее время) в принципе не может быть опровергнуто критикой, (в настоящее время) не заслуживает серьезного рассмотрения; в то время как то, что в принципе может быть так ниспровергнуто и все же сопротивляется всем нашим критическим попыткам сделать это, вполне возможно, может быть ложью, но, в любом случае, достойно серьезного рассмотрения и, возможно, даже веры, хотя и лишь в предварительном порядке.(Поппер 2007a)
Известно, что Поппер утверждал, что «убил позитивизм». Если бы он был жив сегодня, он мог бы быть заинтригован возрождением позитивизма по крайней мере в одном уголке компьютерных наук. Рассмотрим следующий отрывок из книги Восе . Простой генетический алгоритм :
Моя основная цель при написании этой книги — дать введение в то, что известно о теории простого генетического алгоритма. Используется строгость математики, чтобы случайно не повторить мифы или пересчитать фольклор.
Решение принимать утверждения только в том случае, если они доказаны, не обходится без цены. Немногие (конечно, не я) овладели математикой настолько, чтобы ее применение было тривиальным. Другая цена заключается в том, что человек вынужден торговать тем, что считается истинным, на то, что можно проверить. Следовательно, в этом отчете ничего не говорится по многим интересным вопросам из-за отсутствия доказательств. (Vose 1999)
Упомянутые выше «мифы» и «фольклор» ссылаются на гипотезу строительного блока , идею о том, что генетические алгоритмы работают через иерархический состав коротких хромосомных фрагментов, которые обеспечивают приспособленность выше среднего.Изобретатель генетического алгоритма Джон Холланд выдвинул гипотезу о том, что этот тип иерархической композиции был причиной эффективности генетического алгоритма для решения ряда задач комбинаторной оптимизации. К сожалению, гипотеза о строительных блоках и другие гипотезы иерархической композиции (Watson 2006) поддерживались еще долго после того, как стало ясно, что таких гипотез не может быть
.