Гештальт простыми словами: Что такое гештальт и кому интересна гештальт-психология

Содержание

Что такое гештальт и кому интересна гештальт-психология

Что такое гештальт?

Эта статья расскажет Вам об основных понятиях гештальт- психологии. Позволит окунуться в увлекательный мир гештальт-терапии и познания себя.

Значение слова гештальт

Слово гештальт происходит от немецкого, которое обозначает целостные, несводимые к сумме своих частей, образования сознания; образ; конфигурация частей. Gestalt «внешность; образ», от гл. stellen «ставить; представлять». Психология — это наука о творческом приспособлении , так говорил Ф. Перлз — основоположник гештальт психотерапии .

Гештальт простыми словами

Если описать гештальт простыми словами, то гештальтпсихотерапия основана на феноменологическом подходе, то есть на отслеживании своего тела, движений, голоса, ощущений  и понимании о том, как связать то, что я сейчас делаю с тем,  о чем я сейчас говорю.

Гештальт психология направлена на изучение отношений, а из них, как известно, состоит наша жизнь. Отношений с родителями, детьми, друзьями и партнерами, даже с домашними животными. Мы постоянно находимся в отношениях, даже когда Вы думаете,  Вы что-то  чувствуете, что-то в связи с отношениями. Если мы никак не относимся к столбу, то мы и не испытываем к нему никаких чувств.

Кому будет интересна гештальт-психология

Вам будет интересна гештальт терапия, если Вы интересуетесь психологией и хотите:

  • узнавать о взаимоотношениях людей, чтобы применять это как в личной жизни, так и на работе
  • научиться управлять своими чувствами
  • изменить свою жизнь
  • справляться со стрессом, тревогой, раздражением, подавленностью
  • поддерживать себя и найти свой интерес
  • развиваться и приносить новое в свою жизнь
  • принимать решения
  • развивать творчество и спонтанность

Основатели гештальтпсихотерапии

Основателем гештальтпсихотерапии считается — Фредерик Перлз немецких врач-психиатр, еврейского происхождения. Его называют творцом трех китов гештальт терапии: осознание, ответственность и выбор. Время появления первых идей гештальт подхода это 1940-1950 годы.

Бунтарь своего времени, он выступил против некоторых постулатов фрейдовской теории и стопроцентного принятия ее как истины.

Цитата основателя гештальт психотерапии Ф. Перлза:

«Вы пришли в этот мир не для того, чтобы жить в соответствии с моими ожиданиями. Так же, как и я пришел сюда не для того, чтобы оправдать ваши. Если мы встретимся и поладим — это прекрасно. Если же нет, то ничего не поделаешь.»

Что такое «закрыть гештальт»

Сейчас можно часто встретить фразу «закрыть гештальт». Что же она означает простыми словами? Если на примере, то это можно описать так: вы идете по улице, жарко, и вы понимаете, что хотите пить. Это ваше желание, на сейчас, и оно такое сильное, что вам уже не хочется идти дальше. Вы понимаете, что на сейчас главное для вас  — попить.

Так же вы понимаете, что люди вокруг не знают вашего желания и вам надо его как то самому удовлетворить. Вам жарко и вы везде обращаете внимание на все связанное с водой: кто-то идет пьет, где-то плакат с водой, вот в той далекой машине, водитель пьет. Вы можете не видеть, чего-то рядом, но все, что связано с вашим желанием — попить, вы будите замечать издалека.

И тут перед вами открывается множество выборов, как осуществить ваше желание. Купить воду, попросить, вернуться домой, украсть или как-то по-другому. Это ваш выбор и ваша ответственность.

А когда вы, допустим, купили воду, попили, все —  гештальт завершили. Потребность удовлетворена, идем дальше. Ничего не мешает пока…. Ну и так по жизни.

Интересные факты про гешатльт.

Метод гештальттерапии можно представить как симбиоз восточного и западного мировоззрения. Метод поддерживает такое движение клиента в терапии, которое ему подходит и сейчас самое доступное.

Гештальт терапия не тороплива и занимает  больше времени чем коучинг или тренинги, после которых могут произойти быстрые результаты, но неизвестно, когда может произойти откат назад.

В гештальт терапии никто не будет Вас менять или давать готовые ответы, эту работу делает клиент и у каждого в свои сроки закрывается гештальт.

Моя встреча в гештальтом  произошла три года назад. Когда одни важные отношения для меня закончились, после этого было много переживаний и осознаваний. Главное, что я поняла про гештальт, что важно строить свои отношения, а другим не мешать строить свои.

Добро пожаловать в гешальт! Если Вам интересны наши статьи  —  подписывайтесь на нас в социальных сетях.

Приходите в Верное пространство на наши лекции, мастер классы, группы и индивидуальные консультации. Не знаю как мир вокруг Вас, но Вы точно начнете меняться и жить своей жизнью, выбирать себя.

Будьте верны себе!

Что такое гештальт? | Простыми словами

Начнём с того, что gestalt (слово пришло из немецкого языка) означает «форма», «вид», «фигура». Это необходимо для дальнейшего раскрытия смысла слова.

Гештальт – это некий образ в мыслях, который сложно осознать и распознать. К гештальту можно отнести «что-то не то», «не знаю, чего хочу», «мне нужно разобраться в своих чувствах». Гештальт напрямую связан с незавершенностью чего-либо, отсюда и главное его свойство – стремление к завершению.

К примеру, как-то раз Вы решили написать свой рассказ – продумали основную сюжетную линию, важнейшие события, мораль и даже начали писать, но остановились. Образ Вашего рассказа останется у Вас в голове, и будет периодически всплывать. Это и есть гештальт. Чтобы от него избавиться, необходимо принять решение – дописать рассказ до конца или удалить все его исходники (записи на бумаге или файлы на компьютере), включая и старое, но незавершенное желание написать рассказ. В отношениях это обычно называется «отпустить», но в данном случае – «закрыть гештальт». Вы просто отказываетесь от этой идеи и удаляете всё, что с ней связано. В противном же случае, каждый раз при столкновении с этим образом, которое может быть вызвано чем угодно – рассказом друга об интересной книге, случайным попаданием на глаза файлов или бумаг с началом рассказа, мыслях о своих потенциалах и т. п., Вы будете испытывать неприятные ощущения, которые вызваны незавершенностью.

Увы, но человек не всегда может понять причину проблемы, поэтому и существует гештальт-терапия. Она помогает разобраться во всех терзающих человека мыслях, всплесках образов, который порой могут уходить даже в детство.

Самое главное – понять причину возникновения гештальта и завершить его. Если решать вопрос самостоятельно, то необходимо углубиться в свои мысли, выявить образ, проанализировать причину его возникновения. После этого потребуется сделать выбор – каким образом Вы должны завершить гештальт – доделать начатое, принять данность, отказаться от идеи и обосновать себе причину отказа. Выбор действия во многом зависит от самой проблемы.

Чтобы неприятные ощущения, связанные с незавершенностью Вас не посещали — старайтесь не откладывать что-то «на потом». А если Вас что-то терзает – разбирайтесь в проблеме, не копите их!

Что такое гештальт — простыми словами: cross_club — LiveJournal

«Тебе просто надо закрыть гештальт», — этот совет мы все чаще слышим от доброжелателей и «экспертов» всех мастей. Но чтобы понять, что такое гештальт и правильно использовать это понятие, нужно на какое-то время отвлечься от психотерапии и обратиться к психологии восприятия.

В буквальном переводе с немецкого Gestalt означает «форма, вид, фигура», а производное от него слово Gestaltung — «оформление». Другие более или менее подходящие по смыслу русские аналоги — «целостность», «структура» и «модель». Официальной датой рождения термина считается 1890 год, когда философ Кристиан фон Эренфельс опубликовал свой ключевой труд Über Gestaltqualitäten («О качествах формы»). Этот ученый поддерживал точку зрения Иммануила Канта — о том, что мы не можем воспринимать физический мир непосредственно. Человек всегда взаимодействует с информацией, полученной от органов чувств — дорабатывая ее в своем сознании. Таким образом, любое целое для нас больше суммы его частей, потому что мы вкладываем в него и свое восприятие.

Незавершенный гештальт может вызвать навязчивое желание вернуться в ситуацию и «переиграть ее»
Эта идея продолжала развиваться в течение 1910-х—1930-х годов, когда психологи начали активно изучать восприятие произведений искусства. Ученые выяснили, что когда мы смотрим на картину или статую, главную роль играет некое целостное восприятие объекта, несводимое к свойствам суммы составляющих ее элементов. Образно говоря, когда мы смотрим на картину Ренуара или другого импрессиониста, мы не замечаем и не оцениваем каждый мазок, а видим единое целое и именно это общее сочетание цветов и форм нас впечатляет. Такое целостное восприятие и стали называть «гештальтом».

Параллельно гештальт-подход к восприятию вырос в самостоятельное направление психологии — благодаря Максу Вертхаймеру, ученику фон Эренфельса. В 1912 году он опубликовал работу «Экспериментальные исследования восприятия движения». Ученый описал, как две вспышки света, сверкнувшие в двух разных местах в разное время, могут восприниматься как один источник света, переместившийся с одного на другое место— если правильно подобрать расстояние и временной интервал (оптический обман работал при интервале около 60 миллисекунд).

Таким образом, наблюдатель воспринимал не два отдельных элемента, а единое целое. Это подтвержало идею о том, что цельная модель отличается от простой суммы частей. Похожие эксперименты проводились и с музыкой — Эрнст Мах в своей работе «Анализ ощущений» доказал, что изменение тональности и темпа мелодии не мешает идентифицировать мотив. Похожий эксперимент — но только с текстом — сейчас широко тиражируется в соцсетях: благодаря способности мыслить гештальтами вы можете понять предложение, даже если в каждом слове поменять порядок букв и оставить на месте только начальные и конечные.

Нпармиер, вы лгкео мжотее почрстеь эту фазру.

Исследования гештальта продолжил датский психолог Эдгар Рубин. Он делил любое воспринимаемое человеком изображение на Фигуру (объект) и Фон. Фигура — это то, на чем сосредоточено наше внимание, а фон — все остальное. Чтобы показать, что фигура и фон являются взаимоисключающими, Рубин создал знаменитый рисунок, который можно «прочитать» либо как изображение вазы, либо как изображение двух лиц — смотря на чем сконцентрироваться. Когда объектом выступают лица, ваза становится фоном, но когда фигурой становится ваза, лица сразу и полностью отступают на задний план.

Из психологии термин перекочевал в психотерапию и прочно там обосновался, породив новое направление— гештальт-терапию. Ведь понятие фона и фигуры сохраняется и в повседневности — если представить, что реальность, в которой мы существуем – это фон, а различные объекты или процессы – это фигуры. Когда у нас появляются те или иные потребности, мы можем «выдергивать» фигуры из фона и сознательно с ними взаимодействовать, а по завершении взаимодействия, фигура снова сливается с фоном. Например, мы проголодались и ищем еду, а дожевав и проглотив гамбургер, забываем об этой потребности и отвлекаемся на что-то другое. По сути, «фигурой», гештальтом, может быть любой процесс — увлечение кем-либо, ссора или начатое дело.

Незавершенные процессы мы запоминаем лучше — это явление называется «эффектом Зингарник» по имени советского психолога Блюмы Зейгарник. Будучи еще студенткой, она подметила, что официанты в кафе прекрасно помнят все невыполненные заказы и моментально забывают выполненные. Позже Зингарник провела ряд экспериментов, подтвердивших, что невыполненные задачи создают определенное напряжение в человеческой памяти.

Это напряжение помогает нам не забыть о своих потребностях, но для того, чтобы человек был психологически здоров, гештальты надо своевременно доводить до логического завершения. Незавершенный гештальт может вызвать навязчивое желание вернуться в ситуацию и «переиграть» ее. И человек начинает повторять прежние схемы в изменившихся условиях — например, провоцирует в новых отношениях конфликты, нерешенные с прежним партнером.

Еще больше интересных и полезных авторских статей вы можете найти на нашем официальном сайте клуба!

Читать дальше>>>

Что такое гештальт простыми словами🙌

В повседневной речи каждый, вероятно, уже сталкивался с выражением «закрыть гештальт». Что он из себя представляет и зачем его закрывать? Рассказываем.

Гештальт (Gestalt) в дословном переводе с немецкого означает «форма», «структура», «фигура». Под этим термином понимают единицу анализа сознания и психики. Он обозначает цельные объекты, которые не сводятся лишь к сумме своих составляющих. Например, симфония — это больше, чем сумма партий каждого инструмента по отдельности.

Человек всегда имеет дело с информацией, уже пропущенной через «фильтр» органов чувств и нервной системы

Термин официально появился в 1890 году, когда философ Кристиан фон Эренфельс опубликовал свой главный труд Über Gestaltqualitäten («О качествах формы»). Этот ученый поддерживал точку зрения Иммануила Канта о том, что мы не можем воспринимать физический мир таким, каким он является в действительности. Человек всегда имеет дело с информацией, уже пропущенной через «фильтр» органов чувств и нервной системы. И уже этот сформированный материал дополняет с помощью своего сознания. Таким образом, любое целое для нас больше суммы его частей, потому что мы накладываем на него и свое восприятие.

Понятие о гештальте в рамках психологии появилось при изучении процессов восприятия и структурирования ощущений человека. Возникнув в психологии, сегодня термин «гештальт» используют еще для обозначения некоторых целостных и неделимых физических, физиологических и социальных феноменов.

«Гештальт — это то, что возникает вместе с появлением какой-либо нашей потребности, — объясняет гештальт-терапевт Айдар Аминев. В момент, когда у нас возникает нехватка чего-либо, у нас появляются чувства, мысли, идеи, воспоминания, образы, которые в конечном счете сподвигают нас заняться удовлетворением нашей потребности. Гештальт — это совокупность того, что у нас возникает внутри и того, что есть снаружи, что так или иначе связано с нашей потребностью и ее возможным удовлетворением. В момент формирования гештальта мы как будто собираем различные ингредиенты для приготовления какого-либо блюда. Блюдо, как и гештальт — это не просто сумма частей, это нечто большее.

Например, мне захотелось есть. Я осознаю свое желание поесть, и в этот момент начинается формирование гештальта: я начинаю думать о том, что именно хочу съесть, у меня возникают образы различных блюд в голове, это сопровождается конкретными ощущениями в теле, у меня формируется некоторый план того, как я могу удовлетворить свою потребность, я каким-либо образом осуществляю этот план: нахожу конкретное блюдо в окружающей среде и съедаю его. Все это — процесс формирования и закрытия гештальта.»

По сути, этим гештальтом, может быть какой угодно процесс — увлечение кем-либо, ссора или начатое дело.

«С точки зрения когнитивной психологии — то же самое можно без утраты смысла назвать когнитивным диссонансом, — утверждает психолог бихевиорист Макс Ильин. Выхода из него по сути два — либо аккомодация (изменение схемы для соответствия воспринимаемому опыту), либо ассимиляция (изменение трактовки опыта для помещения в устоявшуюся схему).»

Таким образом, сейчас понятие «гештальт» чаще употребляется приверженцами подхода именно в смысле «намерение к осуществлению». Незавершённый, или незакрытый гештальт – это намерение, которое не было реализовано, логически завершено с точки зрения нашего сознания.

Незавершенные процессы люди запоминают лучше — этот феномен называется «эффектом Зейгарник» по имени советского психолога Блюмы Вульфовны Зейгарник. Еще в студенческие годы она заметила, что официанты в кафе четко помнят все невыполненные заказы, а выполненные сразу же забывают. Позже Зейгарник провела ряд экспериментов, которые подтвердили, что невыполненные задачи создают определенное напряжение в человеческой памяти.

Это напряжение помогает нам помнить о своих потребностях, но для того, чтобы человек был психологически здоров, гештальты надо своевременно завершать. Незавершенный гештальт способен вызвать настойчивое желание снова воссоздать ситуацию и «переиграть» её. И человек начинает действовать по старым алгоритмам в изменившихся условиях — например, провоцирует в новых отношениях конфликты, которые не решил с прежним партнером.

Обнаружить и завершить незавершенные гештальты — цель гештальт-терапии. Это направление психотерапии, которое получило развитие во второй половине XX века. Гештальт-терапия рассматривает человека как целостную систему и изучает его телесные, эмоциональные, социальные и духовные проявления. Задача гештальт-терапии — обрести целостное представление о себе (гештальт) и начать жить не в мире устаревших и травмирующих шаблонов, которые человек просто переносит в новые декорации, а «здесь и сейчас».

С точки зрения гештальт-терапии, неврозы появляются из-за того, что человек не умеет жить в настоящем, потому что несет в себе незаконченные ситуации (незавершенные гештальты) из прошлого. В итоге ему не хватает ресурсов, чтобы целиком осознавать себя и действовать в соответствии с настоящим.

На сеансе клиент с поддержкой терапевта учится осознавать, что он чувствует здесь и сейчас. Выполняя специальные упражнения, он проживает свои внутренние конфликты, анализирует эмоции и ощущения, учится понимать «язык тела» и т.д. В результате он достигает осознания собственного «я», учится отвечать за свои чувства и поступки. И тогда начинает идти по жизни свободно, не таща на себе груз прошлого.

Гештальт — еще одна модель, которая помогает специалистам, изучающим человеческое восприятие, узнавать, как работает наша психика. А гештальт-терапевты с помощью этой модели помогают людям жить полноценной жизнью и не цепляться за прошлое.

Что такое гештальт? Что значит «закрыть гештальт» и как это сделать

Закрыть гештальт — это значит закончить незавершенное дело, которое не дает покоя, завершить начатое. В обыденной речи гештальт — незаконченное дело. Например, можно сказать: «Книга плохая, но я все-таки ее дочитаю, чтобы закрыть гештальт».

«Этот гештальт я закрыл», — объявил актер Максим Виторган, избив режиссера Константина Богомолова — любовника своей жены Ксении Собчак.

Вообще же немецкое слово Gestalt означает форму, фигуру, целостный образ. В психологии гештальт — это структура, которая воспринимается как единое целое, а не как сумма отдельных элементов. Классический пример: мелодия — это не набор отдельных звуков, а единое целое — гештальт. Поэтому мы можем узнать знакомую музыку, даже если она сыграна на разных инструментах.

Что такое гештальтпсихология?

Гештальтпсихология — это направление в психологии, которое объясняет человеческое восприятие, мышление и личность с помощью принципа целостности. Гештальпсихология появилась в первой половине XX века, ее основатели — Макс Вертгеймер, Вольфганг Кёлер и Курт Коффка. Они первыми начали изучать эффект гештальта — целостностного восприятия сложных явлений.

Человек воспринимает мир не в виде отдельных деталей, а в виде целостных образов — гештальтов, полагают гештальтисты.

Стремление объединять разрозненные данные и быстро сделать вывод закрепилось в процессе эволюции, полагают современные ученые — нашим предкам это умение спасало жизни. Например, заметив в кустах пятнистую шкуру, древний человек не тратил время на рассуждения, а мгновенно понимал, что это ягуар и нужно спасаться.

Простой пример гештальта. Взгляните на картинку ниже — вы видите черные пятна на белом фоне.

Оптическая иллюзия, иллюстрирующая эффект гештальта.

А теперь приглядитесь — в правой части рисунка изображен пес-далматинец. Как только вы его увидите, то больше не сможете «развидеть» — начнет работать эффект гештальта, ваш мозг сам научится объединять пятна в изображение собаки.

Этим же стремлением искать общий смысл в разрозненных фактах объясняются некоторые когнитивные искажения — ошибки человеческого восприятия. Так, по случайным поступкам мы судим о характере человека, а по нескольким совпадениям делаем вывод о причинно-следственных связях. Это удобно, но не всегда верно.

В делах человек также стремится к завершенности, полагают гештальтисты. Поэтому недочитанная книга или недосмотренный фильм запоминаются лучше. Даже неприятное или бессмысленное дело часто хочется завершить, а не бросить на середине. И поэтому так бросаются в глаза и раздражают идеальные вещи с одной маленькой ошибкой.

«Ад перфекциониста» — незакрытый гештальт.

В настоящее время гештальтпсихология — скорее историческое направление, отмечает в статье для «Постнауки» Мария Фаликман — доктор психологических наук, профессор НИУ ВШЭ. Гештальтпсихологии мышления как таковой не осталось. А гештальтпсихология восприятия существует в синтезе с когнитивной психологией.

Что такое гештальт-терапия?

Гештальт-терапия появилась в 1940-50-х годах, она не имеет прямого отношения к гештальтпсихологии. Этот вид психотерапии рассматривает человека как единое целое — общность духовных, физических, социальных особенностей. Во главу угла она ставит стремление к полной самореализации.

Отцом гештальт-терапии считается немецко-американский врач-психиатр Фриц Перлз. Перлз полагал, что задача психотерапевта — помочь человеку разобраться с нерешенными проблемами, ограничивающие личностный рост, закрыть деструктивные гештальты. Перлз не был гештальпсихологом, однако использовал термин гештальт в похожем смысле.

Фредерик (Фриц) Перлз. Фото: Wikimedia

Деструктивным гештальтом может быть незавершенное дело из прошлого. Например, неудачи пациентки в отношениях с мужчинами гештальт-терапевт может объяснять тем, что она все детство пыталась добиться расположения и похвалы отца, но так их и не получила. Если не осознать и не закрыть этот гештальт, женщина так и будет тянуться всю жизнь к эмоционально холодным мужчинам — доказывать им, что достойна любви.

Незакрытым гештальтом могут быть текущие проблемы, которые человек не способен полностью осмыслить, вписать в единую картину мира. Здесь, по версии гештальт-терапевтов, также необходимо всесторонне изучить проблему и закрыть гештальт, чтобы двигаться дальше. Эта идея перекликается с теорией когнитивного диссонанса Леона Фестингера.

Пациенты работают с гештальт-терапевтом либо индивидуально, либо в гештальт-группе. Конкретные методические приемы при этом могут быть разными. Самая известная техника гештальт-терапии — «метод пустого стула». Человек предлагают представить, что на пустом стуле напротив сидит он сам, и поговорить с собой. Терапевт в это время наблюдает за эмоциями и поведением говорящего.

что это такое простыми словами

Одним из величающих достижений человеческого разума является целостность восприятия мира.

Если представить процесс жизнедеятельности человека как ряд событий, то каждое событие в обязательном порядке должно быть осознано и оформлено в восприятии как унитарный феномен, законченное чувственно-созерцательное явление.

  • «Разум стремится к завершенности».

Проблема в том, что реальный мир далек от разумного идеала и зачастую жизненные ситуации остаются незавершенными. Однако, поскольку в «разумном» мире ничего незавершенного оставаться не может в принципе, на уровне подсознания продолжается активная работа по поиску способов добиться целостности и завершенности.

Так возникают навязчивые идеи, могущие преследовать человека годами, отравляя жизнь слабо осознаваемыми неудовлетворенностями и разочарованиями в собственной неспособности добиться идеального состояния существования.

Что такое гештальт и история появления гештальт-терапии

В терминологии психоанализ «гештальт» означает законченное, целостное событие, относительно восприятия, понимания и переживания которого человек принял окончательные решения, «подвязал все концы» и достиг гармонии.

Например, девушка собирается на свидание. Естественно, в девичьем сознании рисуются картины романтических отношений, через некоторое время завершающихся торжественной свадьбой и дальнейшим «жили они долго и счастливо».

Вот это представление о том, «как все должно происходить на свидании и что романтические отношения должны привести в итоге к счастливой свадьбе» – это и есть феномен гельштата – идеальная форма, (описание) события, нарисованная в воображении, сознании человека.

Конец 50-х Двадцатого века. Прошло совсем немного времени после Второй Мировой Войны. Бурное развитие цивилизации привело к повышению экономического благополучия населения и одновременно создало конфликт мировосприятия.

Старые «ценности» перестали удовлетворять народные массы. Как раз в этот период в Западных Странах приобрели огромную популярность восточные мистические учения и философия.

Один из убежденных последователей фрейдизма и психоанализа, немецкий врач и ученый Фриц Перлз, совместно с единомышленниками, женой Лаурой и другом Полом Гудменом, предприняли попытку интегрировать классический психоанализ Фрейда с восточными практиками саморазвития личности.

В результате возникла так называемая гештальт-терапия – практическая методика выявления и купирования неразрешенных и незаконченных ситуаций в жизни человека, приводящих к упомянутым навязчивым идеями и неудовлетворенности.

Сам Фриц Перлз на первоначальном этапе относился к гештальт-терапии именно как практике и, совершенно в духе восточного мистицизма, даже отрицал ценность какой-либо теоретической интерпретации и строгого научного объяснения данного феномена.

Читайте также: Что такое Тренд, СтартАп, FAQ и Хайп

Однако в академическом научном мире такая концентрация на не имеющей теоретического обоснования практике сама становится незавершенным событием.

Так что в последующие годы Пол Гудман попытался сформулировать теоретическую платформу гештальт-терапии и тем самым придал явлению вполне научный формат.

Основные принципы гештальтизма

В основе гештальт-терапии (как медицинской практики) лежат три базовых принципа:

  1. Осознанность.
  2. Актуальность.
  3. Ответственность.

Все эти принципы очевидно ведут прямой генезис из восточной философии.

  • Концентрация на сознании процесса жизни и каждого текущего события. Уйти от автоматизма. Перестать быть «биороботом», функционирующим по заложенной кем-то программе.
  • Жить «здесь и сейчас». Уйти от привычной рефлексии на ситуациях прошлого и планировании будущего.
  • Принять ответственность за себя, свои поступки и чувства.

Во время сеанса гештальт-терапии пациенту предлагается погрузиться в глубины подсознания и «вытащить» незавершенные события, тревожащие человека и неосознанно продолжающие оставаться в процессе попыток найти завершение.

Проблема невозможности добиться гармонии как раз в неосознанности незаконченной ситуации. Терапевт в данном случае выступает в качестве не столько лекаря, ставящего диагност и назначающего лечение, сколько в качестве консультанта, помогающего пациенту самостоятельно осознать свою проблему.

После того, как незавершенное событие обнаружено и осознано, начинается этап актуализации. Пациенту предлагается отнестись к прошлому событию как будто оно происходит здесь и сейчас и попытать найти решение проблемы в текущих, а не прошлых жизненных обстоятельствах.

Все это в комплексе научает человека самостоятельно анализировать события своей жизни и относиться в жизненному процессу осознанно и ответственно. Ответственно в том смысле, чтобы владеть способность принимать окончательные решения в сложных ситуациях и добиваться необходимой завершенности и целостности.

Что такое незавершенный гештальт

Человек разумный воспринимает окружающий мир не непосредственно, «как есть», а относительно каждой ситуации, каждого происходящего события формирует некую идеальную чувственно-образную форму «как все должно быть и происходить».

Немецкое слово Gestalt можно перевести в данном контексте как «целостный образ».

  • Например, девушка собирается на свидание. Естественно, спеша на встречу, девушка в своем воображении детально представляет, как все должно происходить и чем закончиться.
  • Однако в реальности молодой человек может оказаться неотесанным грубияном и своими бесцеремонными действиями грубо нарушить «гельштат», идеальную форму «правильного» свидания.
  • В результате и сама девушка повела себя не так, как собиралась, «что-то пошло не так» и молодые люди разругались в пух и прах.

У впечатлительных натур такое неудачное свидание, в процессе которого не была завершена идеальная форма (описание) «как все должно было произойти» вполне может привести к нервному срыву и глубокому разочарованию.

Бессонными ночами обиженная девушка будут раз за разом прокручивать события неудавшегося свидания в тщетных попытках разобраться и понять, что же она сделала не так, почему все пошло наперекосяк?

Но исправить уже ничего нельзя. В запущенных случаях все это может привести к нервным расстройствам, жизни, отравленной неприятными переживаниями и внутренним разочарованием, которые невозможно изменить и от которых невозможно откататься самостоятельно, без помощи психотерапевта.

Вот такое событие, когда «хотела любить и выйти замуж, да не получилось» и представляет сбой незавершенный гештальт, то есть жизненную ситуацию, которую не удалось реализоваться в идеальной форме, как о том мечталось.

Незаверенный гештальт – это событие, которое в прошлом не было доведено до разумно понимаемого и приемлемого финала и оказалось, так сказать, в подвешенном состоянии.

Поскольку базовый постулат нормального разумного мировосприятия гласит: «Ничто не может быть незавершенным, ничто не может быть фрагментированным», то вот эта прошлая незавершенность постоянно тревожит и как бы изнутри разъедает человека.

Какие проблемы решает этот вид психологии

Медицинская проблема в том, что неподготовленный человек обычно не способен четко осознавать незаконченные ситуации либо подсознательно не решается решительно обрубить все концы.

Иначе говоря, решить проблему незавершенного гештальта человеку мешают три внутренних «врага» (в терминологии восточной философии):

  1. Неосознанность жизни как процесса.
  2. Неспособность сосредоточиться на событиях, мыслях и чувствах здесь и сейчас, уход от реальности в мысли о прошлом или будущем.
  3. Непринятие ответственности за свои действия (безответственность).

Практика гештальт-терапии, образно говоря, может быть сформулирована так:

«Вместо того, чтобы дать голодному еды, лучше научить человека удить рыбу и помочь обрести способность самостоятельно добывать пищу».

Гештальт-терапия – это много больше, чем просто психологическая помощь людям, подверженным навязчивым идеям, стрессам и тревожности.

Она помогает выйти из полусонного состояния автоматизма, когда человек перемешается по жизни почти не осознавая, что происходит и почему он сам совершает те или иные действия, ощущает те или иные чувства.

Такая терапия одна из эффективных практик духовного саморазвития, помогающая человеку начать жить осознанно, в реальном мире и с полной ответственностью за свои решения.

О гештальт-подходе простыми словами, Гештальт Терапия – Гештальт Клуб

Была недавно на одном форуме тема о том, как
психолог объясняет клиенту, что за направление такое гештальт. Мне
клиенты такой вопрос не задавали, но возник спортивный интерес
объяснить простым языком для не психологов суть направления, в
котором я работаю.

 

Я не ставлю целью рассказывать здесь о
теоретических и практических аспектах гештальт-подхода, а напишу,
как я работаю в этом направлении.

Для меня важно, что в гештальте много внимание на
сессиях уделяется актуальным
ощущениям и чувствам клиента
, что позволяет
прожить болезненные переживания вместе с
психологом и преобразовать в опыт, о котором можно вспоминать
спокойно.

У современного человека очень сильно развита
интеллектуальная сфера, и большинство проблем он старается решить
через ум и логику. Но ведь люди также наделены разными чувствами:
приятными и не очень, их нельзя отключить по желанию кнопкой, но
можно игнорировать и вытеснять. Это помогает на какое-то
время, а потом начинает работать против человека. Потому что на
самом деле чувства не отключаются, они продолжают влиять на
мысли и поступки, только не осознаются и уже не доступны
для управления, ощущаются как непонятный дискомфорт и
тревога. Как будто бы внутри человека поселяется невидимый
саботажник, который вмешивается в самый неподходящий момент, ломая
продуманные планы и целенаправленные действия, делая жизнь сплошным
недоразумением. Я называю это внутриличностным
конфликтом
, когда умом человек знает, что делать,
но постоянно срывается и, в итоге, все получается совсем
не так, как задумывалось. Самыми распространенными проявлениями
конфликта могут быть выбор между хочу и надо, «правильно» и
желанно, чувствами и разумом.

Исследованием и разрешением
внутриличностных конфликтов я занимаюсь
, используя
гештальт-подход. Можно встретиться с представлением, что
гештальт-терапевты рекомендуют ориентироваться только на чувства,
приветствуют выражение любых чувств везде и каждому.
Это сильно утрировано и мало похоже на правду.
Гештальт-терапевты предлагают замечать свои
импульсы и чувства
принимать их во
внимание при своих решениях и
действиях
использовать наравне с
разумом, адекватно ситуации выражать
 в общении с
окружающими. И я помогаю клиенту в безопасной обстановке
обнаружить и развернуть свои скрытые импульсы и чувства,
исследовать их и дать возможность использовать себе на благо.
Оказывается, чувства можно не подавлять, ими можно управлять.
Благодаря этому высвобождается масса энергии и сил, которая раньше
уходила на внутриличностный конфликт, а теперь может использоваться
на создание той жизни, которую клиент хочет для себя. И более того,
замечая и принимая во внимание свои ощущения, начиная в своих
действиях ориентироваться и на них, и на мысли, человек
чувствуют себя намного увереннее и устойчивее. Потому что лучше
видит общую картину происходящего и может адекватней
оценивать себя, свои силы и возможности.

PS. А чем Вас привлекает
гештальт-подход?

Определение гештальта по Merriam-Webster

ge · stalt

| \ gə-ˈstält

, -ˈShtält, -ˈstȯlt, -shtȯlt

\

множественные гештальты также гештальты \
gə- ˈstäl- tᵊn
, — ˈshtäl-, — ˈstȯl-, — ˈshtȯl-
\

: то, что состоит из множества частей, но при этом чем-то больше или отличается от комбинации своих частей.

Когда он начинает катиться, ты не отвечаешь на отдельные шутки — смешной весь гештальт фильма.- Полин Кель

широко

: общее качество или характер чего-либо

Когда новые сотрудники набираются только что из колледжа и могут рассчитывать проработать в одной компании 40 лет, это меняет гештальт управления. — Брентон Р. Шлендер… Старый голливудский гештальт, где дочери обожали и романтизировали своих харизматичных, могущественных, часто недоступных отцов.- Нора Джонсон

Гештальт-психология — Simple English Wikipedia, бесплатная энциклопедия

Эта иллюзия представляет собой изменчивый гештальт: иногда можно увидеть кролика, иногда утку.

Гештальт-психология [1] — теория разума и мозга, сформированная в Берлине в начале 20 века.

Идея в том, что мозг видит вещи как единое целое. Гештальт-эффект наиболее отчетливо виден. Мы узнаем фигуры и целые формы, а не только набор линий и кривых. В психологии гештальтизм часто противопоставляется структурализму. Фраза «Целое больше суммы частей» часто используется при объяснении теории гештальт. [2] Лучше сформулировать: «Целое отличается от частей». [3]

«Мы от природы стремимся переживать вещи в как можно более хорошем гештальте.« Хорошо »может означать здесь много вещей, таких как регулярность, упорядоченность, простота, симметрия и т. Д., Которые затем относятся к определенным законам гештальта».
«Первоначальное наблюдение было сделано Вертхаймером, когда он отметил, что мы воспринимаем движение там, где нет ничего, кроме быстрой последовательности индивидуальных сенсорных событий.Это то, что он увидел в игрушечном стробоскопе, который он купил на вокзале Франкфурта, и то, что он увидел в своей лаборатории, когда экспериментировал с быстрыми вспышками света (например, рождественские огни, которые, кажется, движутся вокруг дерева, или причудливый неоновый свет). знаки в Лас-Вегасе, которые кажутся движущимися). Эффект называется кажущимся движением, и на самом деле это основной принцип кинофильмов ». [4]

Теоретики начала 20 века, такие как Курт Коффка, Макс Вертхаймер и Вольфганг Келер (ученики Карла Штумпфа) видели видение объектов как всех элементов, взятых вместе в глобальную конструкцию.Этот подход «гештальт» или «целостная форма» стремился понять восприятие — казалось бы, врожденные ментальные законы, определяющие способ восприятия объектов.
Он основан на том, что происходит здесь и сейчас, и на вашем взгляде на вещи. Его можно разбить на две части: фигура или фон, на первый взгляд вы видите фигуру перед собой или фон? [5]

Эти законы приняли несколько форм. Примером может служить то, как мы склонны рассматривать похожие объекты или близкие друг к другу объекты как значимо связанные.Гештальт критиковали за то, что он просто описательный, но он лег в основу многих дальнейших исследований восприятия паттернов и объектов, а также исследований поведения, мышления, решения проблем и психопатологии. [6]

«Я стою у окна и вижу дом, деревья, небо. Теоретически я могу сказать, что было 327 яркостей и оттенков цвета. У меня есть« 327 »? Нет. У меня есть небо, дом и деревья». Макс Вертхаймер Законы организации в формах восприятия .1923

Гештальт-психология была предшественницей современной когнитивной психологии. Это отличается от гештальт-психотерапии.

Гештальт-психологи первыми изучили решение проблем у людей и обезьян. Вольфганг Колер показал, что шимпанзе могут решать проблемы одной лишь мыслью; [7] Макс Вертхаймер изучал, как диаграммы помогают студентам решать геометрические задачи, [8] и Карл Дункер изучали решение общих задач. [9] [10] Как правило, и Вертхаймер, и Дункер предпочитали более широкий термин «продуктивное мышление», чем «решение проблем», но в настоящее время он мало используется.

  1. ↑ Немецкий: Гештальт — «сущность или форма полной формы сущности»
  2. ↑ Дэвид Хотерсолл 2004. История психологии , глава седьмая.
  3. ↑ Скучный Эдвин Г. 1950. История экспериментальной психологии . 2-е изд., Appleton-Century-Crofts, Нью-Йорк. Глава 23 Гештальт-психология.
  4. ↑ Бори, К. Джордж 2000. Гештальт-психология.
  5. ↑ Petermann, Bruno 1932. Гештальт-теория и проблема конфигурации .Кеган Пол, Лондон.
  6. ↑ Мандлер Г. 2007 История современной экспериментальной психологии: от Джеймса и Вундта до когнитивной науки . Кембридж, Массачусетс: MIT Press.
  7. ↑ Колер, Вольфганг. 1925. Психология обезьян , пер. из 2-го немецкого издания Эллы Винтер. Кеган, Тренч: Лондон и Харкорт, Brace and World: Нью-Йорк. Оригинал был Intelligenzprüfungen an Anthropoiden , Berlin 1917. Второе немецкое издание было озаглавлено Intelligenzprüfungen an Menschenaffen , Springer, Berlin 1921.
  8. ↑ Вертхаймер, Макс [1945] 1959. Продуктивное мышление . Harper & Row, расширенное издание.
  9. ↑ Дункер, Карл 1926. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления (решение понятных проблем). Педагогическая семинария и журнал генетической психологии 33 : 642–708. ISSN 0885-6559
  10. Дункер, Карл 1945. (1945). О решении проблем . APA Психологические монографии .58 # 5. OCLC 968793.

гештальт — определение и значение

  • Они даже болтают вместе: «Мы достигли того, что я называю гештальт », — говорит Гор.

    Друзья сейчас

  • Гештальт так же важен, как и элементы.

    Интервью о дизайне обложки книги — Сьюзан Венгер — авторством The Creative Penn | Творческий Пенн

  • Гештальт — это то, что вы действительно хотели передать, а не конкретное изображение.

    Блог Coyote »Архив блога» Обдумывая изображения

  • Вопрос, который возникает в результате эволюции гештальта , заключается в том, можно ли придерживаться тех же моральных стандартов, что и обычных людей, что-то, что не является человеческим, более чем человеческим.

    Что такое человек? «Так много книг

  • Описание: Стенограмма, 37 стр. Аннотация: Росс начинает с обсуждения своего раннего участия с Джоном Уордом в проекте Кейп-Код и своих ранних экспериментов в программировании гештальта с программистами Air Force и Emerson Electric Company на 1103 в Eglin Air Силовая база.

    Устное историческое интервью с Дугласом Т. Россом

  • Но — можно холодно спросить, с определенным изгибом гештальта — разве несчастные выжившие не делают виджеты лучше?

    Драма одаренного родителя

  • Но — можно холодно спросить, с определенным изгибом гештальта — разве несчастные выжившие не делают виджеты лучше?

    Драма одаренного родителя

  • Совершенно отходя от Брентано, Гуссерля и Хайдеггера, Мерло-Понти вводит идею гештальта и осмеливается исследовать живое тело.

    Мерло-Понти доводит традиции западной философии до предела

  • появился на канале PBS в США и стал увлекательным исследованием идеи гештальта , то есть, в котором целое рассматривается как нечто большее, чем сумма его частей.

    Гештальт

  • Совершенно отходя от Брентано, Гуссерля и Хайдеггера, Мерло-Понти вводит идею гештальта и осмеливается исследовать живое тело.

    Мерло-Понти и мать

  • Определение

    в кембриджском словаре английского языка

    Когда что-то имеет большую амплитуду, все составляющие элементы сходятся в один гештальт .

    Это интересное место для покупок, прогулок, обедов и наслаждения всем гештальтом .

    Еще примеры
    Меньше примеров

    То есть фрагмент гештальта требует непрерывного временного наблюдения. Как отдельная ячейка в многогранном гештальте , мои оговорки были почти неуместны, но они не остались незамеченными.Это было своего рода гештальт опыта, прямо сейчас.

    Оставьте два-три часа на то, чтобы усвоить и интегрировать гештальта опыта.Общая веганская еда и напитки добавлены к гештальту .

    Вместо этого он нашел то, что он называет «тонким переводом» и «фотографическим гештальтом » фильмов. Одна из причин может заключаться в том, что мы не знали об этом гештальте развития до появления социального познания.

    Вопрос в том, насколько эффективно мы передаем истинный гештальт , истинное послание.Другими словами, окаменелость затрагивает подсистемы межъязыкового общения только выборочно, а не его гештальт .

    Форма восприятия создается посредством активации процессов гештальта , , чтобы прибыть с артефактом наблюдения. Гештальт создает проблемы для разработки моделей дисфункции, а также для определения эффективных методов лечения.

    Дисциплина обратилась в другое место — бихевиоризм, гештальт , , исследования восприятия, социальная психология.Хотя большинство центров считают заражение этим вирусом противопоказанием к трансплантации, решения в конечном итоге должны быть основаны на доказательствах, а не отражать анекдоты, личную предвзятость или «гештальт ».

    Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Cambridge Dictionary, Cambridge University Press или его лицензиаров.

    гештальт-определений.Термины гештальт-терапии.

    Гештальт-определения. Термины гештальт-терапии.

    А

    Осведомленность (или понимание) — цель гештальт-терапии. Это включает в себя большую осведомленность в определенной области, а также большую способность клиента привносить в осознание автоматические привычки по мере необходимости. Осведомленность включает в себя знание окружающей среды, принятие ответственности за выбор, самопознание, принятие себя и способность устанавливать контакт.

    B

    С

    Слияние — это потеря различения Я и Другого и потеря осознания границы контакта. Другой случай: потеря границы между Вами и мной, чтобы стать, например, Мы. Бессознательная потеря себя в окружении, например, в менталитете толпы, также является Слиянием.

    D

    E

    F

    Разочарование — это обычная эмоциональная реакция на сопротивление. Связанный с гневом и разочарованием, он возникает из-за кажущегося сопротивления исполнению индивидуальной воли.Чем сильнее препятствие и чем сильнее воля, тем больше вероятность разочарования.

    G

    Гештальт (немецкий: гештальт «сущность или форма полной формы сущности») — это немецкое слово, означающее Целое или завершение, которое больше суммы его частей. Интегрированный человек осознает все элементы, которые объединяются, чтобы сделать его целостным тело, чувства, интеллект и чувства.

    Гештальт-молитва — это высказывание психотерапевта Фрица Перлза из 56 слов, которое считается классическим выражением гештальт-терапии как модели образа жизни, модель жизни которой д-р.Перлз был основателем.

    Гештальт-психология (или гештальтизм) — теория разума и мозга Берлинской школы; операционный принцип гештальт-психологии состоит в том, что мозг является целостным, параллельным и аналоговым, с тенденциями к самоорганизации. Принцип утверждает, что человеческий глаз видит объекты целиком, прежде чем воспринимать их отдельные части, предполагая, что целое больше, чем сумма его частей.

    Гештальт-терапия — это экзистенциальная / эмпирическая форма психотерапии, которая подчеркивает личную ответственность и фокусируется на опыте человека в настоящий момент, отношениях терапевта и клиента, экологическом и социальном контексте жизни человека и саморегулируемости. корректировки, которые люди вносят в результате общей ситуации.

    H

    Гомеостаз (гомеостаз или гомостаз) — это свойство системы, которая регулирует ее внутреннюю среду и стремится поддерживать стабильное, относительно постоянное состояние таких свойств, как температура или pH. Это может быть как открытая, так и закрытая система. Проще говоря, это процесс, при котором внутренняя среда тела поддерживается стабильной.

    I

    Insight — это понимание конкретной причины и следствия в определенном контексте. Понимание, которое проявляется внезапно, например, понимание того, как решить сложную проблему.

    Интроекция — это процесс, при котором субъект воспроизводит в себе поведение, атрибуты или другие фрагменты окружающего мира, особенно других субъектов.

    Самоанализ — это исследование собственных сознательных мыслей и чувств. В психологии процесс самоанализа основан исключительно на наблюдении за психическим состоянием, тогда как в духовном контексте он может относиться к исследованию своей души.Самоанализ тесно связан с саморефлексией человека и противопоставляется внешнему наблюдению.

    Дж

    К

    л

    M

    N

    O

    Проприоцепция (от латинского proprius, что означает «свой», «индивидуум» и восприятие) — это ощущение относительного положения соседних частей тела и силы усилия, прилагаемого при движении. Он отличается от экстероцепции, с помощью которой человек воспринимает внешний мир, и интероцепции, с помощью которой человек воспринимает боль, голод и т. Д., и движение внутренних органов.

    Q

    R

    S

    Самосознание — это способность к самоанализу и способность распознавать себя как личность, отдельную от окружающей среды и других людей.

    Т

    U

    В

    Вт

    Х

    Y

    Z

    Гештальт-психология — что это? Определение, примеры и многое другое

    «Гештальт-концепция заключается в том, что не только движение, но также направление и распределение процессов определяются динамическими взаимодействиями (Kohler, 1929).«

    Гештальт-психология помогает нам понять человеческое восприятие и осмысление. Предыстория гештальт-психологии представлена ​​наряду с различными сильными и слабыми сторонами, а также многочисленными примерами фактов и мер, которые могут использоваться организациями.

    Обзор техники

    Определение гештальт-психологии

    Гештальт-психология — это школа мысли, которая стремится определить природу «гештальтена» (организованного целого). Он предполагает, что целое не является простым сложением его составных частей, но имеет собственные характеристики, «определяемые внутренней природой целого» (Wertheimer, 1925).Например, когда мы читаем, мы обрабатываем каждое слово в целом, а не отдельные буквы (Graham, 2008).

    Описание гештальт-психологии *

    * Полный обзор техники будет скоро доступен. Свяжитесь с нами, чтобы зарегистрировать свой интерес к нашей платформе управления бизнесом и узнать все о гештальт-психологии.

    Деловые доказательства

    Сильные стороны гештальт-психологии *

    Слабости гештальт-психологии *

    Примеры гештальт-психологии *

    * Раздел бизнес-доказательств предназначен только для участников с премиум-статусом.Свяжитесь с нами, чтобы получить доступ к Деловым доказательствам.

    Бизнес-приложение

    Реализация гештальт-психологии *

    Факторы успеха гештальт-психологии *

    Меры гештальт-психологии *

    * Раздел бизнес-приложений предназначен только для премиум-членов. Свяжитесь с нами, чтобы получить доступ к бизнес-приложению.

    Дополнительная литература

    Интернет-ресурсы по гештальт-психологии *

    Ресурсы для печати по гештальт-психологии *

    Справочные материалы по гештальт-психологии (4 из 20) *

    • Блюкерт, П.(2006) Психологические аспекты коучинга руководителей, OUP, Беркшир, Великобритания.
    • Чен, Т., Дик, С. и Миллер, Дж. (2010). Обнаружение визуально похожих веб-страниц: приложение для обнаружения фишинга. В ACM Transactions on Internet Technology (TOIT), Vol. 10 (2).
    • Каммингс, Т. и Уорли, К. (2009) Развитие организации и изменения. Cengage Learning, Мейсон, Огайо.
    • Desolneux, A., Moisan, L. и Morel, J.M. (2008). От теории гештальта к анализу изображений: вероятностный подход.Междисциплинарная прикладная математика, 34, 275.

    * Раздел для дальнейшего чтения предназначен только для премиум-членов. Пожалуйста, свяжитесь с нами, чтобы получить доступ к дополнительному чтению.


    Узнайте больше о KnowledgeBrief Manage и о том, как вы можете вооружиться знаниями, чтобы преуспеть в гештальт-психологии и сотнях других основных методов управления бизнесом

    Восприятие | Введение в психологию

    Что вы научитесь делать: определять восприятие и приводить примеры принципов гештальта и мультимодального восприятия

    Увидеть что-то — это не то же самое, что понять то, что вы видите.Почему наши чувства так легко обмануть? В этом разделе вы увидите, что наше восприятие не безошибочно, и на него могут влиять предубеждения, предубеждения и другие факторы. Психологов интересует, как эти ложные представления влияют на наши мысли и поведение.

    Смотреть это

    Посмотрите это видео CrashCourse, чтобы получить хороший обзор восприятия.

    Цели обучения

    • Приведите примеры принципов гештальта, включая отношение фигуры к фону, близость, сходство, непрерывность и завершенность.
    • Определите основную терминологию и основные принципы мультимодального восприятия
    • Приведите примеры мультимодальных и кросс-модальных поведенческих эффектов

    В начале 20 века Макс Вертхаймер опубликовал статью, в которой продемонстрировал, что люди воспринимают движение в быстро мерцающих статических изображениях — понимание, которое пришло ему в голову, когда он использовал детский игрушечный тахистоскоп.Вертхаймер и его помощники Вольфганг Кёлер и Курт Коффка, которые позже стали его партнерами, считали, что восприятие включает в себя нечто большее, чем просто комбинирование сенсорных стимулов. Эта вера привела к новому движению в области психологии, известному как Гештальт-психология . Слово гештальт буквально означает форму или образец, но его использование отражает идею о том, что целое отличается от суммы его частей. Другими словами, мозг создает восприятие, которое представляет собой нечто большее, чем просто сумму доступных сенсорных входов, и делает это предсказуемым образом.Гештальт-психологи преобразовали эти предсказуемые способы в принципы организации сенсорной информации. В результате гештальт-психология оказалась чрезвычайно влиятельной в области ощущений и восприятия (Rock & Palmer, 1990).

    Один гештальт-принцип — это отношение фигура-фон . Согласно этому принципу, мы склонны разделять наш визуальный мир на фигуры и фон. Фигура — это объект или человек, являющийся фокусом поля зрения, а земля — ​​это фон.Как показано на рисунке 1, наше восприятие может сильно различаться в зависимости от того, что воспринимается как фигура, а что — как основа. Предположительно, наша способность интерпретировать сенсорную информацию зависит от того, что мы называем цифрой и что мы называем землей в каждом конкретном случае, хотя это предположение было поставлено под сомнение (Peterson & Gibson, 1994; Vecera & O’Reilly, 1998).

    Рисунок 1 . Концепция отношения фигуры к фону объясняет, почему это изображение может восприниматься либо как ваза, либо как пара лиц.

    Другой гештальт-принцип организации сенсорных стимулов в осмысленное восприятие — это близость . Этот принцип утверждает, что вещи, которые расположены близко друг к другу, имеют тенденцию группироваться вместе, как показано на рисунке 2.

    Рисунок 2 . Гештальт-принцип близости предполагает, что вы видите (а) один блок точек с левой стороны и (б) три столбца с правой стороны.

    То, как мы что-то читаем, является еще одной иллюстрацией концепции близости.Например, мы читаем это предложение так, а не иначе. Мы группируем буквы данного слова вместе, потому что между буквами нет пробелов, и мы воспринимаем слова, потому что между каждым словом есть пробелы. Вот еще несколько примеров: Cany oum akes enseo ft hiss entence? Что означают эти слова?

    Мы могли бы также использовать принцип подобия , чтобы сгруппировать вещи в наших визуальных полях. Согласно этому принципу, похожие вещи обычно группируются вместе (рис. 3).Например, при просмотре футбольного матча мы склонны группировать людей по цвету их формы. Наблюдая за наступательной атакой, мы можем получить представление о двух командах, просто сгруппировавшись по этому измерению.

    Рисунок 3 . Глядя на этот массив точек, мы, вероятно, воспринимаем чередующиеся ряды цветов. Мы группируем эти точки по принципу подобия.

    Два дополнительных гештальт-принципа — это закон непрерывности (или хорошее продолжение) и закрытия .Закон непрерывности предполагает, что мы с большей вероятностью воспринимаем непрерывные плавные плавные линии, а не неровные ломаные (рис. 4). Принцип замыкания гласит, что мы организуем наши восприятия в целостные объекты, а не как серию частей (рис. 5).

    Рисунок 4 . Хорошее продолжение предполагает, что мы с большей вероятностью воспримем это как две пересекающиеся линии, а не как четыре линии, пересекающиеся в центре.

    Рисунок 5 . Замыкание предполагает, что мы будем воспринимать полный круг и прямоугольник, а не серию сегментов.

    Согласно теоретикам гештальта, восприятие паттернов , или наша способность различать разные фигуры и формы, происходит при следовании принципам, описанным выше. Вы, вероятно, уверены, что ваше восприятие точно соответствует реальному миру, но это не всегда так. Наше восприятие основано на гипотезах восприятия : обоснованных предположениях, которые мы делаем при интерпретации сенсорной информации. Эти гипотезы основаны на ряде факторов, включая нашу личность, опыт и ожидания.Мы используем эти гипотезы для создания нашего перцептивного набора. Например, исследования показали, что те, кому дают вербальную прайминг, дают предвзятую интерпретацию сложных неоднозначных цифр (Goolkasian & Woodbury, 2010).

    Копай глубже: глубины восприятия: предубеждения, предубеждения и культурные факторы

    Из этого модуля вы узнали, что восприятие — это сложный процесс. Созданные на основе ощущений, но под влиянием нашего собственного опыта, предубеждений, предрассудков и культур, восприятие может сильно отличаться от человека к человеку.Исследования показывают, что скрытые расовые предрассудки и стереотипы влияют на восприятие. Например, несколько исследований показали, что участники не-чернокожего населения быстрее идентифицируют оружие и с большей вероятностью идентифицируют не-оружие как оружие, когда изображение оружия сочетается с изображением черного человека (Payne, 2001; Payne, Shimizu, И Джейкоби, 2005). Кроме того, белые люди принимают решение стрелять по вооруженной цели в видеоигре быстрее, когда целью является черный (Коррелл, Парк, Джадд и Виттенбринк, 2002; Коррелл, Урланд и Ито, 2006).Это исследование важно, учитывая количество очень громких случаев за последние несколько десятилетий, когда молодые чернокожие были убиты людьми, которые утверждали, что верят в то, что невооруженные люди были вооружены и / или представляли некоторую угрозу их личной безопасности.

    Подумай над

    Слушали ли вы когда-нибудь песню по радио и подпеваете только для того, чтобы позже узнать, что вы поете неправильные слова? Изменилось ли ваше восприятие песни после того, как вы нашли правильный текст?

    Рисунок 6 .То, как мы получаем информацию из мира, называется ощущением, а наша интерпретация этой информации — восприятием. [Изображение: Laurens van Lieshou]

    Хотя традиционно изучать различные органы чувств независимо друг от друга, в большинстве случаев восприятие действует в контексте информации, поступающей от нескольких сенсорных модальностей одновременно. Например, представьте, что вы стали свидетелем автомобильного столкновения. Вы можете описать стимул, вызванный этим событием, рассматривая каждое из чувств независимо; то есть как набор из унимодальных стимулов.Ваши глаза будут стимулироваться узорами световой энергии, отражающейся от задействованных автомобилей. Ваши уши будут стимулироваться образцами акустической энергии, исходящей от столкновения. Ваш нос может даже стимулировать запах горящей резины или бензина. Однако вся эта информация будет иметь отношение к одному и тому же: вашему восприятию столкновения автомобиля. В самом деле, если бы кто-то явно не попросил вас описать ваше восприятие в одномодальных терминах, вы, скорее всего, испытали бы событие как единый набор ощущений от нескольких органов чувств.Другими словами, ваше восприятие будет мультимодальным . Вопрос в том, обрабатываются ли различные источники информации, задействованные в этом мультимодальном стимуле, системой восприятия отдельно или нет.

    В течение последних нескольких десятилетий перцептивные исследования указали на важность мультимодального восприятия : воздействия на восприятие событий и объектов в мире, которые наблюдаются, когда есть информация от более чем одной сенсорной модальности. Большая часть этого исследования показывает, что в какой-то момент обработки восприятия информация от различных сенсорных модальностей составляет интегрированных .Другими словами, информация объединяется и рассматривается как единое представление мира.

    Поведенческие эффекты мультимодального восприятия

    Хотя нейробиологи, как правило, изучают очень простые взаимодействия между нейронами, тот факт, что они обнаружили так много кроссмодальных областей коры, кажется намеком на то, что наше восприятие мира по своей сути мультимодально. Наша интуиция о восприятии согласуется с этим; не похоже, что наше восприятие событий ограничено восприятием каждой сенсорной модальности независимо.Скорее, мы воспринимаем единый мир независимо от сенсорной модальности, посредством которой мы его воспринимаем.

    Вероятно, потребуется еще много лет исследований, прежде чем нейробиологи раскроют все детали нейронного механизма, задействованного в этом объединенном опыте. Тем временем психологи-экспериментаторы внесли свой вклад в наше понимание мультимодального восприятия, исследуя связанные с ним поведенческие эффекты. Эти эффекты делятся на два широких класса. Первый класс — мультимодальных феноменов — касается связывания входов от множества сенсорных модальностей и влияния этого связывания на восприятие.Второй класс — кроссмодальных феноменов — касается влияния одной сенсорной модальности на восприятие другой (Spence, Senkowski, & Roder, 2009).

    Мультимодальные явления

    Аудиовизуальная речь

    Мультимодальные явления касаются стимулов, которые генерируют одновременную (или почти одновременную) информацию более чем в одной сенсорной модальности. Как обсуждалось выше, речь является классическим примером такого рода стимулов. Когда человек говорит, он генерирует звуковые волны, которые несут значимую информацию.Если воспринимающий также смотрит на говорящего, то этот воспринимающий также имеет доступ к визуальным образцам , которые несут значимую информацию. Конечно, как известно любому, кто когда-либо пробовал читать по губам, существуют пределы информативности визуальной речевой информации. Даже в этом случае одного визуального речевого паттерна достаточно для очень надежного восприятия речи. Большинство людей полагают, что глухие люди читают по губам намного лучше, чем люди с нормальным слухом. Однако вы можете удивиться, узнав, что некоторые люди с нормальным слухом также замечательно умеют читать по губам (иногда это называют «чтением речи»).Фактически, как у людей с нормальным слухом, так и у глухих существует широкий диапазон способностей к чтению речи (Andersson, Lyxell, Rönnberg, & Spens, 2001). Однако причины такого широкого диапазона характеристик до конца не изучены (Auer & Bernstein, 2007; Bernstein, 2006; Bernstein, Auer, & Tucker, 2001; Mohammed et al., 2005).

    Как визуальная информация о речи взаимодействует со слуховой информацией о речи? Одно из самых ранних исследований этого вопроса касалось точности распознавания произнесенных слов, представленных в шумном контексте, во многом как в приведенном выше примере разговора на многолюдной вечеринке.Чтобы изучить это явление экспериментально, участникам был представлен некоторый не относящийся к делу шум («белый шум» — который звучит как радио, настроенное между станциями). В белый шум были включены произнесенные слова, и задача участников заключалась в том, чтобы идентифицировать слова. Было два условия: одно, в котором был представлен только слуховой компонент слов (состояние «только слух»), и одно, в котором присутствовали как слуховой, так и зрительный компоненты («аудиовизуальное» состояние). Уровни шума также варьировались, так что в некоторых испытаниях шум был очень громким по сравнению с громкостью слов, а в других испытаниях шум был очень мягким по сравнению со словами.Сумби и Поллак (1954) обнаружили, что точность определения произнесенных слов была намного выше для аудиовизуального состояния, чем для слухового состояния. Кроме того, структура результатов соответствовала принципу обратной эффективности: преимущество аудиовизуальной презентации было максимальным, когда качество слухового восприятия было самым низким (т. Е. Когда шум был самым громким). При таких уровнях шума аудиовизуальное преимущество было значительным: было подсчитано, что предоставление участнику возможности видеть говорящего равносильно уменьшению громкости шума более чем наполовину.Ясно, что аудиовизуальное преимущество может иметь драматическое влияние на поведение.

    Смотреть это

    Другой феномен использования аудиовизуальной речи — это очень известная иллюзия, называемая «эффектом Мак-Герка» (названная в честь одного из ее первооткрывателей). В классической формулировке иллюзии записывается фильм, в котором говорящий произносит слоги «гага». Другой фильм состоит из того же говорящего, говорящего по слогам «баба». Затем слуховая часть фильма «баба» дублируется на визуальную часть фильма «Гага».Этот комбинированный стимул предоставляется участникам, которых просят сообщить, что сказал оратор в фильме. МакГурк и Макдональд (1976) сообщили, что 98 процентов их участников сообщили, что слышали слог «дада», которого не было ни в зрительном, ни в слуховом компонентах стимула. Эти результаты показывают, что когда визуальная и слуховая информация о речи объединена, она может иметь глубокое влияние на восприятие.

    Тактильные / визуальные взаимодействия при владении телом

    Однако не все явления мультисенсорной интеграции относятся к речи.Одна особенно убедительная мультисенсорная иллюзия включает интеграцию тактильной и визуальной информации в восприятие владения телом. В «иллюзии резиновой руки» (Botvinick & Cohen, 1998) наблюдатель расположен так, что одна из его рук не видна. Поддельная резиновая рука помещается рядом с закрытой рукой, но на видном месте. Затем экспериментатор использует легкую кисть, чтобы одновременно погладить закрытую руку и резиновую руку в одних и тех же местах. Например, если чистится средний палец закрытой руки, то средний палец резиновой руки также будет очищен.Это устанавливает соответствие между тактильными ощущениями (исходящими от закрытой руки) и визуальными ощущениями (от резиновой руки). Через короткое время (около 10 минут) участники сообщают о том, что им кажется, что резиновая рука «принадлежит» им; то есть резиновая рука является частью их тела. Это чувство может быть настолько сильным, что удивление участника ударом молотка по резиновой руке часто приводит к рефлекторному отдергиванию закрытой руки, даже если это совсем не опасно.Таким образом, кажется, что наше осознание собственного тела может быть результатом мультисенсорной интеграции.

    Смотреть это

    Посмотрите иллюзию резиновой руки в следующем видео.

    Кроссмодальные явления

    Кроссмодальные явления отличаются от мультимодальных феноменов тем, что они касаются влияния одной сенсорной модальности на восприятие другой.

    Визуальное влияние на слуховую локализацию

    Рисунок 7 .Чревовещатели могут обмануть нас, заставив поверить в то, что то, что мы видим и слышим, — это одно и то же, в то время как, по правде говоря, это не так. [Изображение: Indiapuppet]

    Известная (и часто встречающаяся) кроссмодальная иллюзия называется «эффектом чревовещания». Когда чревовещатель, кажется, заставляет куклу говорить, он обманывает слушателя, заставляя думать, что источник звуков речи находится у рта марионетки. Другими словами, вместо того, чтобы локализовать слуховой сигнал (исходящий изо рта чревовещателя) в правильном месте, наша система восприятия локализует его неправильно (до рта марионетки).

    Почему это могло произойти? Рассмотрим доступную наблюдателю информацию о расположении двух компонентов стимула: звуков изо рта чревовещателя и визуального движения рта марионетки. В то время как совершенно очевидно, откуда исходит визуальный стимул (потому что вы его видите), гораздо труднее определить местоположение звуков. Другими словами, очень точное визуальное расположение движений рта, по-видимому, перекрывает менее точно определенное расположение слуховой информации.В более общем плане было обнаружено, что на расположение широкого спектра слуховых стимулов может влиять одновременное предъявление визуального стимула (Vroomen & De Gelder, 2004). Кроме того, эффект чревовещания был продемонстрирован для движущихся объектов: движение визуального объекта может влиять на воспринимаемое направление движения движущегося источника звука (Soto-Faraco, Kingstone, & Spence, 2003).

    Влияние слуха на зрительное восприятие

    Связанная иллюзия демонстрирует противоположный эффект: звуки влияют на зрительное восприятие.В иллюзии двойной вспышки участника просят смотреть в центральную точку на мониторе компьютера. На самом краю поля зрения участника один раз кратковременно вспыхивает белый кружок. Также имеется одновременное звуковое событие: один или два гудка в быстрой последовательности. Примечательно, что участники сообщают, что видели две визуальные вспышки , когда вспышка сопровождалась двумя звуковыми сигналами; тот же стимул рассматривается как одиночная вспышка в контексте одиночного сигнала или отсутствия сигнала (Shams, Kamitani, & Shimojo, 2000).Другими словами, количество слышимых звуковых сигналов влияет на количество увиденных вспышек!

    Другая иллюзия связана с восприятием столкновения двух кругов (называемых «шарами»), движущихся навстречу друг другу и продолжающихся друг через друга. Такие стимулы можно воспринимать либо как два шара, движущихся друг через друга, либо как столкновение между двумя шарами, которые затем отскакивают друг от друга в противоположных направлениях. Секулер, Секулер и Лау (1997) показали, что предъявление слухового стимула во время контакта между двумя шарами сильно влияет на восприятие события столкновения.В этом случае воспринимаемый звук влияет на интерпретацию неоднозначного визуального стимула.

    Межмодальная речь

    Несколько кроссмодальных явлений также были обнаружены для речевых стимулов. Эти кросс-модальные речевые эффекты обычно показывают измененную перцептивную обработку унимодальных стимулов (например, акустических паттернов) в силу предшествующего опыта с альтернативным одномодальным стимулом (например, оптическими паттернами). Например, Розенблюм, Миллер и Санчес (2007) провели эксперимент по изучению способности узнавать голос человека.Их первое интересное открытие было одномодальным: подобно тому, как это происходит, когда кто-то неоднократно слышит, как человек говорит, воспринимающие могут познакомиться с «визуальным голосом» говорящего. То есть они могут познакомиться со стилем речи человека, просто увидев, что он говорит. Еще более поразительным было их кросс-модальное открытие: знакомство с этой визуальной информацией также привело к усиленному распознаванию слуховой речи говорящего, с которой участники никогда не сталкивались.

    Аналогичным образом было показано, что когда воспринимающие видят говорящее лицо, они могут идентифицировать (только слуховой) голос этого говорящего, и наоборот (Kamachi, Hill, Lander, & Vatikiotis-Bateson, 2003; Lachs & Pisoni, 2004a, 2004b, 2004c; Розенблюм, Смит, Николс, Ли и Хейл, 2006). Другими словами, визуальная форма говорящего, занятого речью, по-видимому, содержит информацию о том, как этот говорящий должен звучать. Возможно, более удивительно то, что слуховая форма речи, кажется, содержит информацию о том, как должен выглядеть говорящий.

    Подумай над

    В конце 17 века ученый по имени Уильям Молинье задал известному философу Джону Локку вопрос, имеющий отношение к современным исследованиям мультисенсорной обработки. Вопрос был в следующем: представьте себе человека, слепого с рождения и способного с помощью осязания определять трехмерные формы, такие как сферы или пирамиды. А теперь представьте, что этот человек внезапно получает способность видеть. Сможет ли человек, не используя осязание, визуально идентифицировать те же самые формы? Могут ли современные исследования мультимодального восприятия помочь ответить на этот вопрос? Почему или почему нет? Как исследования кроссмодальных явлений сообщают нам ответ на этот вопрос?

    Глоссарий

    закрытие: организация наших восприятий в целостные объекты, а не как серию частей
    кроссмодальные явления : эффекты, которые касаются влияния восприятия одной сенсорной модальности на восприятие другой
    иллюзия двойной вспышки : ложная восприятие двух визуальных вспышек, когда одна вспышка сопровождается двумя звуковыми сигналами
    отношения фигура-фон: сегментирование нашего визуального мира на фигуру и фон
    гештальт-психология: область психологии, основанная на идее, что целое отличается от сумма его частей <
    хорошее продолжение: (также непрерывность) мы с большей вероятностью воспринимаем непрерывные плавные плавные линии, а не неровные ломаные линии
    интегрированный : процесс, с помощью которого система восприятия объединяет информацию, возникающую из более одной модальности
    Эффект МакГерка : эффект, в котором противоречивые визуальные и au вспомогательные компоненты речевого стимула приводят к иллюзорному восприятию
    мультимодальное : относящееся к нескольким сенсорным модальностям или относящееся к ним
    мультимодальное восприятие : эффекты, которые одновременная стимуляция более чем одной сенсорной модальности оказывает на восприятие событий и объектов в мир
    мультимодальный феномен : эффекты, которые касаются связывания входов от нескольких сенсорных модальностей
    восприятия паттернов: способность различать различные фигуры и формы
    перцепционная гипотеза: обоснованное предположение, используемое для интерпретации сенсорной информации
    принцип закрытия : организует восприятие в целостные объекты, а не как серию частей
    близость: вещи, которые расположены близко друг к другу, имеют тенденцию группироваться вместе
    иллюзия резиновой руки : ложное восприятие фальшивой руки как принадлежащей воспринимающему , благодаря мультимодальной сенсорной информации
    сенсорных модальностей : тип чувств; например, зрение или слух
    сходство: одинаковых вещей, как правило, группируются вместе
    унимодальные : относящиеся к одной сенсорной модальности или относящиеся к ней

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.