Гештальтпсихология картинки: подход — Фотография Тесты обзоры советы уроки

Содержание

подход — Фотография Тесты обзоры советы уроки

 

Гештальт-подход

Вы никогда не задумывались о том, как вы узнаете, что мелодия, сыгранная в одном ключе, это та же мелодия, что и сыгранная в другом, хотя все ноты различны? С начала XX века этот и смежные
вопросы, такие, например, как механизм сегментации сцены на объект и фон, изучаются направлением в психологии, названным гештальт-школой. Гештальт подход к восприятию рассматривает, как разум
организует бессмысленные разрозненные стимулы в значимые общие перцепции.

 

Датой возникновения Гештальта считают 1890 год, когда Кристиан фон Эренфельс (Christian von Ehrenfels, 1859-1932) опубликовал свой ключевой труд «Über Gestaltqualitäten» (“О Качествах формы”). В
работе заявлено фундаментальное мнение о том, что «целое больше суммы его частей». То, что фон Эренфельс подразумевал под этой сейчас уже классической фразой, было развитием и продолжением точки
зрения, высказанной ранее философом Иммануилом Кантом (1724-1804). Кант придерживался мнения о том, что представление реальности разумом требует активной обработки сенсорной информации. Кант
назвал человеческие представление о реальности феноменальным миром, а саму реальность – миром нуменальным (или физическим). Таким образом, мы воспринимаем феноменальный мир только путем
преломления внешнего нуменального мира через наш разум. Нуменальный Мир состоит из «вещей в себе» и не может восприниматься непосредственно, а феноменальный мир создается путем добавления
интуиции и концепций к сенсорному восприятию. Поэтому «Качество формы» по фон Эренфельсу не может быть объяснено лишь через ассоциирование элементарных сенсорных ощущений, но требует ментального
взаимодействия с ощущениями.

 

Прямого аналога немецкому термину «Gestalt» не существует, обычно используются термины «конфигурация»,  «форма», «структура» и «модель». Гештальт описывает цельные конфигурации или формы.
Постулируя то, что разум активно организует разобщенные стимулы из внешнего мира, гештальт вступил в противоречие с философией структурализма, выдвинутой Вильгельмом Вундтом (Wilhelm Wundt,
1832-1920) и активно развиваемой в США его учеником Эдвардом Титченером (Edward Titchener, 1867-1927). Структурализм исходит из предпосылки, что все психологические факты состоят из не связанных
между собой инертных частей, которые могут быть объединены только ассоциациями. Структуралисты использовали интроспекцию в подтверждение теории о том, что сознание состоит из механистического
объединения стимулирующих элементов без какого-либо скрытого смысла, связывающего их вместе. Вундт и Титченер рассматривали психологию как науку, в которой предмет – сознание — является набором
идентифицируемых частей, которые можно выделить и изучить как элементы периодической таблицы, по аналогии с физикой и химией.  Гештальт же сосредоточился на феноменологии, то есть изучении
значимого, наполненного смыслом и цельного опыта, не анализируемого и не сводимого к разрозненным составляющим. Квадрат имеет единство и самобытность, которые не могут быть в полной мере
определены его описанием как четырех прямых линий, соединенных под прямым углом.

5 принципов гештальт-психологии для создания запоминающихся изображений


Гештальт-психология — это теория визуального восприятия, разработанная немецкими психологами в начале 1920-х годов. Она была призвана объяснить, как людям удается выносить осмысленные суждения о мире, пребывающем в постоянном хаосе. Слово «гештальт» означает «единое целое». Именно этот термин отражает процесс восприятия, обработки и синтеза разрозненных частей реальности.


Основное заблуждение о сущности гештальта связано с неверным переводом термина на английский язык: «Целое больше суммы своих частей».


На самом же деле, идея гештальта состоит в том, что «целое отличается от суммы его частей». Это значит, что наше восприятие целого существует независимо от восприятия его частей. Или, другими словами, при соединении частей образуется целое, которое имеет новое измерение существования.

Принципы гештальта: близость, сходство, завершенность, непрерывность и фигура-фон.


Маркетологи могут почерпнуть из гештальт-психологии много полезного. Ведь человеческий разум перестает пользоваться логикой, когда дело касается визуального восприятия. Оптические иллюзии — один из примеров, доказывающих это.


Люди не принимают решения самостоятельно. На их действия влияют предубеждения, внешние обстоятельства, а также множество других факторов. Это означает, что знание того, как они реагируют на зрительные стимулы, может быть крайне полезным. Гештальт-психология не только сделает ваше визуальное сообщение более эффективным, но и даст простор для творчества.


Посмотрим, как перечисленные выше принципы гештальт-психологии могут быть задействованы в визуальном маркетинге.

Читайте также: Визуальное восприятие и применение принципов гештальта в веб-дизайне


Закон близости


Закон близости утверждает, что расположенные недалеко друг от друга объекты мы подсознательно воспринимаем как объекты одной группы. Наш мозг стремится к непрерывности восприятия, и эта подсознательная группировка дает нам ясную интерпретацию взаимосвязи между объектами. 

Закон близости: расположенные рядом объекты группируются вместе. Круги слева нам кажутся вертикальными колонками, а круги справа кажутся сгруппированными в горизонтальные ряды.


Маркетологи и рекламодатели могут использовать закон близости, чтобы создать запоминающееся и привлекательное визуальное сообщение, как это сделала компания Prada в печатной рекламе ниже. Расположение различных элементов рядом друг с другом на равном расстоянии дает поразительный визуальный эффект.


Закон сходства


В соответствии с законом сходства мы воспринимаем объекты с общими элементами так, как будто они являются частью друг друга. «Общими элементами» здесь выступают форма, цвет, размер, текстура или любой другой визуальный элемент.

Закон сходства: схожие объекты группируются вместе.

Большинство людей видят вертикальные ряды квадратов и кругов.


В веб-дизайне закон сходства полезен, когда вам нужно сгруппировать разнородные объекты, такие как изображения и тексты разных размеров. Один из способов создать визуальное единство в данном случае — это придать им общее свойство. Например, цвет фона. 


На странице eBay выше,изображения и тексты различных размеров принадлежат одной группе за счет общего зеленого цвета. Такой подход помогает потребителям легче связывать детали и быстрее обрабатывать информацию.


Другой способ применения закона подобия – это его нарушение. Вы можете привлечь внимание к отдельному элементу, визуально отделив его от остальной части страницы. Кнопка призыва к действию на картинке ниже является прекрасным примером этого. Она выделяется на синем фоне, и ее невозможно не заметить.

Читайте также: Оптимизация визуального дизайна согласно гештальт-принципам сходства и близости


Закон завершения образа


Этот закон говорит, мы обычно связываем реально не связанные элементы в знакомые нам формы. Мозг стремится добавить недостающие звенья, хотя у него нет на это оснований. Естественно, мы объединяем элементы только в те формы, которые нам уже знакомы.


Примером этого является изображение ниже. Быстро взглянув на картинку, вы увидите круги и треугольники, которых там нет.

Закон завершения образа: объект, сгруппированные вместе, выглядят как целое.

Мы игнорируем пробелы и заканчиваем проведение линий. На рисунке нет треугольников и кругов, но наш мозг вписывает недостающую информацию для создания знакомых форм и изображений.


Можно найти использование закона завершения образа на логотипах некоторых известных брендов, таких как WWF или Apple. Смотря на картинку WWF, мы автоматически заполняем пробелы и видим панду.


Маркетологи также могут использовать этот закон для создания более привлекательного и запоминающегося контента.


Закон непрерывности


Закон непрерывности утверждает, мы предпочитаем интерпретировать визуальную информацию как непрерывную. Ниже вы можете увидеть пример, на котором разрозненные точки кажутся нам гладкими линиями.

Закон непрерывности: Кажется, что линии очерчивают гладкую линию.

Верхняя ветк кружком на рисунке будто исходит из первого сегмента линии. Из-за этого нам кажется что перед нами цельная, непрерывная линия.


Из-за склонности нашего мозга видеть в линиях направленность, закон непрерывности иногда используется в логотипах, где ломаные линии образуют непрерывную форму. В приведенном ниже примере логотипа IBM мы можем легко прочесть надпись несмотря на пробелы. 


Закон фигуры и фона


Закон фигуры и фона показывает, как мы фокусируем зрительное внимание, отделяя фигуру от фона. Фигура является частью композиции, на которую мы обращаем внимание.


Этот закон объясняет, что фигура является визуальным элементом, который требует наименьшие усилия для распознавания. Другими словами, это та часть изображения, которая выделяется больше всего. Остальная часть визуального ряда является фоном.


Существует 3 типа отношений между фигурой и фоном. Все они имеют отличные возможности для построения эффективной визуальной коммуникации.


  • Фигура может быть четко отделена от фона (устойчивое отношение).

  • Часть изображения может быть воспринята и как фигура, и как фон (двусмысленное отношение).

  • И фигура, и фон имеют одинаковый визуальный вес. Глаз переключается с одного на другое (реверсивное отношение). Взгляните на «Вазу» Рубина:


Устойчивое отношение наиболее популярно у маркетологов. Пространство и контраст могут создать эффект, который легко привлечет внимание к нужному месту.


Домашняя страница iPhone 7 – очень яркий пример устойчивого отношения «фигура-фон».


На этой странице подчеркнут сильный контраст между текстом белого заголовка и черным фоном. Даже сам продукт почти сливается с новом, благодаря чему текст отчетливо виден.

Читайте также: Когнитивная психология и пользовательский опыт: 7 гештальт-принципов визуального восприятия


Вывод


На протяжении многих лет гештальт-психология позволяла профессионалам из разных областей, включая маркетологов и рекламодателей, понять то, как их аудитория интерпретирует визуальную информацию и видит мир.


Гештальт-психология помогает создать визуальный контент, который стимулирует активность клиентов. Поэтому определенно стоит использовать ее принципы в дизайне лендингов..


Высоких вам конверсий!

По материалам: neurosciencemarketing.com.

10-07-2017

Гештальт-терапия картинки

1.Поиск психолога.

Человек чувствует, что ему нужна помощь психолога и начинает его искать разными способами. И находит информацию о нем: это может быть анкета на сайте психологов, реклама в Интернете, сайт психолога в интернете, аккаунт в соц.сетях, возможно клиент прочитал статью психолога в журнале и решил к нему обратиться за помощью или кто-то ему порекомендовал именно этого специалиста. Вариантов может быть много.

2. Первый звонок, запись на консультацию психолога.

Как обычно происходит запись на первую встречу к психологу?
Клиент либо звонит сам психологу, либо пишет ему сообщение и тогда психолог перезванивает ему сам. При первом звонке психолог интересуется, что случилось у клиента, и почему он решил обратиться к нему.

Дальше психолог смотрит свое расписание и предлагает разные варианты первой встречи по Skype или очную встречу в удобное время.

3. Первая встреча.

На первой встрече клиент рассказывает о себе, о том, что привело его к психологу, интересуется самим психологом. А психолог, постепенно знакомясь с трудностью клиента, в завершении встречи обычно сообщает, возьмет ли он его в терапию и если нет, то по каким причинам. Клиент тоже присматривается к терапевту и по своим ощущениям решает, будет ли работать именно с этим психологом, подходит ли он ему.

На первой встрече обычно психолог, гештальт-терапевт озвучивает «терапевтический контракт», а если проще, то особенности и правила взаимодействия. По-возможности, на первой встрече определяется основной запрос на терапию. Это может быть не только решение какой-то конкретной сложившейся ситуации, а также формирование новых способов поведения или даже коррекция характера.

К первой консультации никак готовиться не нужно, а в дальнейшем, возможно, клиенту понадобится небольшой блокнот для записей. При долгосрочной работе, скорее всего, психолог будет давать небольшие домашние задания.

4. Вторая встреча. Начало терапии.

Клиент приходит с актуальным запросом, с той темой, которая волнует. Каждая встреча длится от 50 до 55 минут. Обычно в самом начале клиент говорит о своей проблеме и что он хочет с ней что-то сделать и даже понимает какого примерно результата хочет. Это называется «запрос».

Психолог интересуется, что именно беспокоит клиента, интересуется его чувствами и как именно человек совершает то или иное действие, или не совершает вовсе.

Пространство кабинета психолога можно использовать по-разному: от сидения «кучкой» до вольяжной полулежачей позы или «танцев с бубном» — если это эксперимент, например.

Работа с психологом может в какие-то моменты окрылять, вдохновлять, веселить, а в какие-то моменты может быть трудной и тяжелой.

5. Терапевтические встречи. Эксперименты.

В своей работе гештальт-терапевт ориентирован на ценности, выборы и приоритеты клиента. Основная цель в работе с клиентом, чтобы он обрел счастье там, где его не хватает.

При долгосрочной работе сеансы, как правило, проходят с частотой один раз в неделю. Если встречи будут реже, то снизится эффективность терапии.

В процессе терапии психолог предлагает различного рода эксперименты, и если по каким-то причинам клиент сочтёт их небезопасными, то он всегда может сказать психологу об этом и отказаться от выполнения упражнения. Если клиенту вдруг не нравится совместная работа, то важно сообщать об этом психологу, а не умалчивать, чтобы психолог и клиент смогли найти решение, устраивающее клиента.

Гештальт-терапевт интересуется чувствами клиента и его потребностями, а также специалист может предлагать вам разные эксперименты, например, предложить «посадить» на пустой стул вашего знакомого, на которого вы сильно злитесь и пообщаться с ним. Это классический эксперимент в гештальт-подходе.

6. Терапевтические встречи. Отношения и реакции.

Гештальт-терапевт интересуется, как именно клиент рассказывает свою историю, в какой позе сидит, как двигается, как дышит и как меняется его мимика, как проявляет свои чувства или сдерживает их по отношению к внешнему миру, к себе, а также по отношению к психологу.

В ходе беседы обычно клиент начинает лучше себя понимать, свои потребности и желания и вместе с психологом вырабатывать новые возможные решения трудности.

Между гештальт-терапевтом и клиентом постепенно формируются отношения, в которых клиент может «расти», находясь в безопасной обстановке с гештальт-терапевтом, даже если у клиента возникла злость на психолога. Это важная составляющая клиент-терапевтических отношений.

В дальнейшем такой опыт можно перенести на ту среду, в которой находится клиент без психолога.

7. Работа со сновидениями.

Гештальт-терапевт может работать со снами клиента. Например, если у клиента есть неоднократно повторяющийся сон, который чем-то его «цепляет» или же клиенту приснился очень яркий сон и он не может его забыть и хочет понять о чем он, что он значит и как это его касается.

8. Безопасность и новый опыт.

Кстати, на встречах с гештальт-терапевтом клиент может быть в разных чувствах и состояниях и это нормально. Например: смеяться, радоваться, грустить и плакать, злиться, возмущаться, топать ногами, шутить, ругаться матом, молчать…

А также психолог может попросить клиента сделать что-то, чего давно хочется клиенту и потренироваться в безопасной обстановке в кабинете психолога. Речь не о танцах в кабинете, а о новом опыте поведения.

9. Завершение терапии.

Если клиент принял решение прекратить терапию, то важно сообщить психологу об этом заранее, чтобы клиент и специалист смогли плавно завершить занятия.

На последней встрече они вместе подведут итоги, обозначат незавершённые темы и обменяются впечатлениями о пройденном пути.

Фигура и фон в гештальтпсихологии

Начнем с понятия «гештальт»

Сегодня оно довольно распространено и широко применяется практическими психологами и теоретиками. С середины прошлого века нам известен гештальт-подход в психологии, который стал настоящим прорывом гуманистического направления в этой науке.

Немецкая лексема «гештальт» очень сложна для перевода научного термина. В буквальном смысле ее семантика – «фигура, форма», но вывести это понятие на язык научной терминологии и объяснить, в чем же заключается направление психологии, обозначенное этим понятием, непросто лишь на основе лингвистического подхода. Прояснить эти аспекты поможет тезис, привнесенный психологами-гештальтистами: «Целое всегда больше его составляющих». Иными словами, воспринимая объект различными органами чувств, мы создаем комплек сное, единое представление о нем. К примеру, стул – это место для сидения на четырех ножках, желтое, прохладное, полукруглое, потертое. Но такое детальное наблюдение за объектом возможно только тогда, когда произойдет полная концентрация именно на нем, когда он окажется вычлененным на общем фоне. И тогда мы выходим на философский тезис о том, что каждый наблюдающий окружающую реальность словно воссоздает ее заново, исходя из собственных акцентов и особенностей восприятия (кто-то мог и не заметить потертости, кому-то важнее оказались цветовые характеристики, а кто-то вообще обратил внимание только на устойчивость и прочность стула). Но основополагающим является единый принцип: чтобы воспринять именно данный предмет, его нужно вычленить из общего фона, так как в силу устройства мозга человек не в состоянии воспринимать сразу всю картину целиком, эклектично. Так формируется соотношение фигуры и фона – оно всегда в динамике, обусловлено внутренним состоянием воспринимающего субъекта. В момент восприятия фигуры на фоне, когда она является предметом внимания, границы ее четко очерчены и отделены от фона. Все в комплексе это и составляет то, что психологи обозначают как «гештальт».

Что такое «фигура» и «фон»?

geshtalt1Строго говоря, это термины, применяемые для объяснения «перцептивной связи между объектом фокусирования (фигурой) и остальной частью перцептивного поля (фоном)» [1]. Фигура чаще всего структурирована, она постепенно выделяется на общем фоне, становясь основным объектом восприятия, а фон – нечто вторичное в процессе восприятия. Эти взаимосвязи можно менять, концентрируя внимание, наоборот, вначале на фоне, а потом на фигуре. Главное, что остается константным, — это четкая линия границы между одним и вторым, эта линия отделяет фигуру от фона, при том что «физически принадлежит им обоим, но перцептивно принадлежит только фигуре. Следовательно, фигура наделяется формой и очертаниями, а фон остается нечетким и бесформенным» [1]. Примеров рисуночных тестов на определение фигуры и фона множество, и интересно, что каждый субъект вычленяет разные объекты первичного восприятия. То, что для одного воспринимающего субъекта является фигурой, для другого в аналогичной ситуации будет фоном, и наоборот. Но это буквальное зрительное восприятие, а данные понятия актуальны для комплексных внутренних процессов и связаны с представлениями о «поле» (речь о психической реальности, в которой сформирована общая картина взаимодействующих элементов, стимулом к чему является реальный мир), а также с понятием создания и деструктуризации гештальтов. Нередко мы слышим: «гештальт завершен» — ситуация, когда для достижения равновесия человеку необходима была важная составляющая психического поля, ее отсутствие воспринималось весьма болезненно, но наконец все сложилось в сознании субъекта.

Как это работает в терапии?

geshtalt2Если вы окажетесь на консультации гештальт-психолога, он обязательно будет вас ориентировать на происходящее «здесь и сейчас», справедливо полагая, что актуальные процессы общения и взаимодействия иллюстрируют те стратегии поведения, которые используются и в других, «не кабинетных» условиях. Значит, важный шаг в коррекции поведения – осмысление того, что происходит, смена фокуса внимания на иную фигуру. С сознанием можно экспериментировать, можно свободно его расширить, выйти на метапозицию, перестав быть только участником событий, а став еще и наблюдателем одновременно. Такой прием не просто расширяет грани восприятия, но и помогает снизить интенсивность эмоционального накала, абстрагироваться от узкого, «тоннельного» видения ситуации, да и попросту обогащает личностный опыт. Нередко этого вполне достаточно для решения поведенческих проблем. К примеру, человек переживает по поводу отсутствия работы. Он концентрирует внимание на нехватке материальных средств, невозможности что-то приобрести, а это стрессовые каждодневные переживания. Можно попробовать сместить фокус внимания на иное – на возможности, которые дает данная ситуация: свободу в выборе вариантов, четкое определение своих целей, ряд собеседований с разными работодателями, чтобы понять значимые преимущества желаемой работы и т. п. Можно «фигурой» сделать ситуацию дефицитарности, а можно – свободу выбора, определение вектора в будущее. И в зависимости от этого будет существенным образом меняться внутреннее состояние человека при одних и тех же исходных данных.

Реструктуризация процесса восприятия

Реструктуризация процесса восприятия – это буквально то, что предлагает гештальтпсихология для изменения стратегий мышления и поведения. Что нужно для того, чтобы запустить процесс терапии?

Прежде всего, значимый другой, который может «отразить» процессы, происходящие в психике клиента «здесь и сейчас». Это психолог (в идеале) либо просто внимательный и сочувствующий собеседник.

Осознание неэффективности прежнего угла восприятия. Говоря научным языком, это смена фигуры на фоне восприятия, осознание взаимосвязей составляющих общей картины друг с другом и с фоном.

Благодаря расширению восприятия формируются новые соотношения между вещами и объектами, увеличивается возможность прогнозировать события, расширять диапазон собственных реакций и действий, т. е. меняются стратегии поведения: неэффективные уходят на задний план, пробуются и закрепляются новые.

Практические упражнения

Чтобы понять, «как это работает», можно поэкспериментировать: найти в комнате нечто объемное, сфокусировав на нем свое внимание. Это и есть главная фигура, которую вы вычленили на общем фоне. А дальше надо постараться сконцентрировать внимание лишь на какой-то его части. А потом еще вычленить более мелкий фрагмент. С каждым подходом фигура и фон в соотношении будут меняться, но вашей задачей является понаблюдать и за своими внутренними процессами: насколько легко вам было переключаться? Какой была скорость смены фиксации? Комфортно ли это ли это для вас? Как менялось ваше внутреннее состояние? Важно поэкспериментировать со скоростью переключения, убыстряя и замедляя его темп. Если пробовать этот навык периодически, он окажется полезным для ориентировки даже в экстремальных ситуациях.

Упражнения точно такого же рода можно выполнять не только в отношении визуального восприятия, но и слухового, кинестетического (прислушиваясь к ощущениям тела), эмоционального, даже в смысле философском, мировоззренческом. Эти процессы помогают произвести саморефлексию, сделать себя не пассивным, но активным участником любых событий, влиять на многие не только внутренние, но и внешние процессы (более подробно с практическими упражнениями можно ознакомиться, к примеру, в монографии: [2]). Становясь навыком, это умение оказывается терапевтичным в ряде ситуаций, и тогда можно будет обходиться и без сторонней психологической помощи.

Литература:
  • 1. Фигура – фон // Национальная психологическая энциклопедия. – Электронный ресурс. Дата доступа – 18.12.2017. Режим доступа — https://vocabulary.ru/termin/figura-fon.html
  • 2. Яро Старак, Тони Кей, Джеймс Олдхейм. Техники гештальт-терапии. – М.: «Психотерапия», 2009.

Автор: Павловская Гражина, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна


Купить книгу на ОЗОН Купить книгу в Лабиринте

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Фигура и фон | Обучение гештальт-терапии

Гештáльтпсихолóгия (от нем. Gestalt — личность, образ, форма) — это общепсихологическое направление, которое связано с попытками объяснения прежде всего восприятия, мышления и личности. В качестве основного объяснительного принципа гештальтпсихология выдвигает принцип целостности. Основана Максом Вертгеймером, Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой в 1912 году.

Основные теоретические положения

Первичными данными психологии являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов.

Гештальтам присущи собственные характеристики и законы, в частности, «закон группировки», «закон отношения» (фигура/фон).

«Целое — это некая реальность, отличная от суммы его частей».

Гештальт (нем. Gestalt — форма, образ, структура) — пространственно-наглядная форма воспринимаемых предметов, чьи существенные свойства нельзя понять путём суммирования свойств их частей. Одним из ярких тому примеров, является мелодия, которая узнаётся даже в случае, если она транспонируется в другие тональности. Когда мы слышим мелодию во второй раз, то, благодаря памяти, узнаём её. Но если её тональность изменится, мы все равно узнаем мелодию как ту же самую.

Если сходство двух явлений (или физиологических процессов) обусловлено числом идентичных элементов и пропорционально ему, то мы имеем дело с суммами. Если корреляция между числом идентичных элементов и степенью сходства отсутствует, а сходство обусловлено функциональными структурами двух целостных явлений как таковых, то мы имеем гештальт.
— Карл Дункер.

Гештальтпсихология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое. Например, при восприятии букв с «дырами» (недостающими частями) сознание стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.

Гештальтпсихология обязана своим появлением немецким психологам Максу Вертгеймеру, Курту Коффке и Вольфгангу Кёлеру, выдвинувшим программу изучения психики с точки зрения целостных структур — гештальтов. Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, они предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений.

Принципы гештальтизма

Все вышеперечисленные свойства восприятия: константы, фигура, фон — вступают в отношения между собой и являют новое свойство. Это и есть гештальт, качество формы. Целостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:

  • Принцип близости
  • Принцип схожести
  • Принцип замкнутости

Гештальткачества

Сформировавшиеся гештальты всегда являются целостностями, завершёнными структурами, с чётко ограниченными контурами. Контур, характеризующийся степенью резкости и замкнутостью или незамкнутостью очертаний, является основой гештальта. Одним из фундаментальных свойств гештальта является стремление к завершённости, проявляющееся, в частности, эффектом Зейгарник.

Эффект Зейгарник — психологический эффект, заключающийся в том, что человек лучше запоминает прерванные действия, чем завершённые.

При описании гештальта употребляется также понятие важности. Целое может быть важным, члены — неважными, и наоборот. Фигура всегда важнее основы — фона. Важность может быть распределена так, что в результате все члены оказываются одинаково важными (это редкий случай, который встречается, например, в некоторых орнаментах).

Члены гештальта могут иметь различные ранги. Так, например, в круге: 1-му рангу соответствует центр, 2-й ранг имеет точка на окружности, 3-й — любая точка внутри круга. Каждый гештальт имеет свой центр тяжести, который выступает или как центр массы (например, середина в диске), или как точка скрепления, или как исходная точка (создается впечатление, что эта точка служит началом для построения целого, например, основание колонны), или как направляющая точка (например, острие стрелы).

Качество «транспозитивности» проявляется в том, что образ целого остаётся, даже если все части меняются по своему материалу, например, если это — разные тональности одной и той же мелодии, но может теряться, даже если все элементы сохраняются, как в картинах Пикассо (например, рисунок Пикассо «Кот»).

В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности (Prägnanz). Прегнантность (от лат. praegnans — содержательный, обремененный, богатый) — одно из ключевых понятий гештальтпсихологии, означающее завершённость гештальтов, приобретших уравновешенное состояние, «хорошую форму». Прегнантные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые, отчётливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму фигуры. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения», «фактор общей судьбы».

Закон «хорошего» гештальта, провозглашенный Метцгером (1941), гласит: «Сознание всегда предрасположено к тому, чтобы из данных вместе восприятий воспринимать преимущественно самое простое, единое, замкнутое, симметричное, включающееся в основную пространственную ось». Отклонения от «хороших» гештальтов воспринимаются не сразу, а лишь при интенсивном рассматривании (например, приблизительно равносторонний треугольник рассматривается как равносторонний, почти прямой угол — как прямой).

Константы восприятия
Константность размера
Константность размера состоит в том, что воспринимаемый размер объекта остается постоянным, вне зависимости от изменения размера его изображения на сетчатке глаза. Восприятие простых вещей может показаться естественным или врождённым. Однако в большинстве случаев оно формируется через собственный опыт. Так в 1961 году Колин Тернбулл отвёз пигмея, жившего в густых африканских джунглях, в бескрайнюю африканскую саванну. Пигмей, никогда не видевший объектов на большом расстоянии, воспринимал стада буйволов как скопища насекомых, пока его не подвезли поближе к животным.

Константность формы
Константность формы заключается в том, что воспринимаемая форма объекта постоянна при изменении формы на сетчатке. Достаточно посмотреть на эту страницу сначала прямо, а затем под углом. Несмотря на изменение «картинки» страницы, восприятие её формы остается неизменным.

Константность яркости
Константность яркости заключается в том, что воспринимаемая яркость объекта постоянна при изменяющихся условиях освещения. Естественно, при условии одинакового объекта и фона.

Фигура и фон
Простейшее формирование восприятия заключается в разделении зрительных ощущений на объект — фигуру, расположенный на фоне. Выделение фигуры из фона и удержание объекта восприятия включает психофизиологические механизмы. Клетки головного мозга, получающие визуальную информацию, при взгляде на фигуру реагируют более активно, чем при взгляде на фон (Lamme, 1995). Фигура всегда выдвинута вперед, фон — отодвинут назад, фигура богаче фона содержанием, ярче фона. И мыслит человек о фигуре, а не о фоне. Однако их роль и место в восприятии определяется личностными, социальными факторами. Поэтому становится возможным явление обратимой фигуры, когда, например, при длительном восприятии, фигура и фон меняются местами.

Гештальтпсихология считала, что целое не выводится из суммы свойств и функций его частей (свойства целого не равны сумме свойств его частей), а имеет качественно более высокий уровень. Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы. Гештальтпсихология наряду с феноменологией и психоанализом легла в основу гештальт-терапии Ф. Перлза, который перенёс идеи гештальтпсихологов с когнитивных процессов до уровня миропонимания в целом.

 

 

В процессе саморегуляции здоровый человек из всего обилия информации выбирает ту, которая для него в данный момент наиболее важна и значима. Это фигура. Остальная информация временно отодвигается на задний план. Это фон. Нередко фигура и фон меняются местами. Если человек испытывает жажду, то стол, уставленный любыми яствами, будет только фоном, а стакан воды — фигурой. Когда жажда удовлетворена, фигура и фон могут поменяться местами.

Отношение между ними — одно из центральных понятий гештальт-психологии. Перлз применял это положение к описанию функционирования личности.

В его понимании фигура выступает в качестве доминирующей потребности, а ритмическая смена фигуры и фона лежит в основе саморегуляции организма.

В качестве фигуры (гештальта) могут выступать желание, чувство, мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальными желаниями, чувствами, мыслями. Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается, теряет свою значимость и отодвигается на задний план, уступая место новому. Этот ритм формирования и завершения гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности организма, посредством которого он поддерживает свой динамический баланс, или гомеостаз.

Иногда потребность удовлетворить нельзя. В таком случае гештальт остается незавершенным, а поэтому не может уступить место другому. Такая потребность без реагирования становится причиной многих незавершенных проблем, которые через некоторое время начинают оказывать воздействие на текущие психические процессы. К примеру, если человек не выразил сразу и прямо свой гнев и злобу, то в последующем эти чувства не исчезнут, а проявятся в более скрытых и коварных формах. Полная блокировка незавершенных гештальтов может привести к неврозу. Не закончив одно дело, невротик принимается за другое, в результате оказываясь перед конгломератом незавершенных гештальтов, не будучи в состоянии определить, какое незавершенное дело важнее, какая потребность доминирующая, и тогда все действия оказываются неэффективными.

Задача гештальт-терапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и, в конечном итоге, нейтрализовать (завершить) ее.

Основным условием, необходимым для того, чтобы сформировать и завершить гештальт, является способность человека осознать себя и свою доминирующую потребность в данный момент. Этот принцип получил название «здесь и сейчас».

Человек, у которого много незавершенных гештальтов, незаконченных дел и ситуаций, не способен активно жить в настоящем, ему не хватает энергии и осознания, поскольку его внимание, мысли частично отвлечены незавершенными гештальтами. Важно сосредоточиться на осознании того, что переживается здесь и сейчас. Тревожность Перлз определял как напряжение между «сейчас» и «тогда». Неспособность принять ее заставляет невротика планировать, репетировать свое будущее. Это отвлекает от настоящего, постоянные репетиции создают неоконченные ситуации, вызывают тревогу: «А вдруг станет хуже?» Мысли о прошлом и будущем не дают человеку успешно функционировать и быть счастливым «здесь и сейчас».

Для удовлетворения своих потребностей человек должен быть в контакте с законами своего внутреннего и внешнего мира.

Неврозы, как считал Перлз, возникают в результате сосредоточения индивидуума на средней зоне при исключении событий, происходящих во внутренней и внешней областях. Эту среднюю зону он называл зоной фантазий. Она содержит незавершенные гештальты из прошлого, а поскольку их деструктивная природа проявляется в настоящем, то невротику трудно жить в нем. Перлз утверждал, что корни невроза лежат в тенденции фантазировать (умничать) там, где нужно просто осознавать момент.

Саморегуляция организма зависит от степени осознания настоящего, от способности жить в полную меру «здесь и сейчас».

Смысл гештальт-терапии состоит не в том, чтобы исследовать прошлое в поисках замаскированных травм, а в том, чтобы помочь пациенту сфокусироваться на осознании текущего.

Осознавать означает фиксировать внимание на постоянно возникающих и исчезающих в собственном воображении фигурах. Перлз писал, что у человека существуют три зоны осознания: себя (внутренняя зона), мира (внешняя зона) и того, что лежит между тобой и миром (третья зона).

Он выделяет два критерия психологического здоровья и зрелости: опора на себя и переход на саморегуляцию, тогда как незрелый человек пытается манипулировать другими людьми и менять ситуации.

Для индивидов, достигших такой зрелости, характерны свободное изменение и отчетливое формирование фигуры и фона, выражение своих потребностей в формировании (контакт со средой) и завершение гештальта (уход из среды). Они знают о своих способностях и возможностях выбирать средства для удовлетворения потребностей, когда те возникают. Они осознают границы между собой и другими и внимательны к различению своих фантазий, касающихся других и среды, и того, что воспринимается в непосредственном контакте. Пути психологического роста Перлз видит в завершении ситуаций или гештальтов.

7 советов по использованию гештальт-теории для лучшей композиции

Гештальт-теория появилась примерно в 1920-х годах и объясняет некоторые способы, при помощи которых люди воспринимают собственный окружающий мир. Основная идея заключается в том, что, сталкиваясь с визуально хаотической картиной, человеческий разум упрощает ее до более узнаваемых моделей и форм. Теория гештальта дает представление о процессе распознавания образов, который происходит, когда люди смотрят на фотографии. Как только вы поймете принципы этой теории, вы сможете использовать их для улучшения композиции своих фотографий.

Несколько полезных аспектов гешталь-теории

Несколько полезных аспектов гешталь-теории

  1. Близость

Пара или группа объектов, которые находятся близко друг к другу, с большей вероятностью будут восприниматься как гармоничные, нежели если они находятся далеко друг от друга. На этом портрете близость девушки и лошади предполагают тесную ментальную связь между ними. Если вам необходимо показать близость, не располагайте объекты так, чтобы их головы были на расстоянии одна от другой.

Несколько полезных аспектов гешталь-теории   Несколько полезных аспектов гешталь-теории

  1. Сходство

Объекты, которые похожи по форме, размеру или цвету, рассматриваются как гармоничные. На пейзажной фотографии три камня на среднем расстоянии друг от друга связаны близостью (предыдущий пункт) и их сходством по текстуре, цвету и форме.

Несколько полезных аспектов гешталь-теории   Несколько полезных аспектов гешталь-теории

  1. Смыкание

Разум имеет свойство дополнять формы, которых не существует. Это принцип, используемый в некоторых оптических иллюзиях, но он также применим и к фотографии. Частью навыка составления композиции является обучение распознаванию форм и построения дизайна изображения вокруг них. Принцип замыкания помогает увидеть фигуры в объекте.

Например, взгляните на пейзаж ниже. Синие колокольчики образуют сплошной цветовой блок в нижних двух третях фотографии с выразительной горизонтальной линией вдоль верха. Линия прерывается деревьями, проходящими через нее, но мы все еще ощущаем, что это непрерывная прямая линия. Разум автоматически заполняет все пробелы.

Несколько полезных аспектов гешталь-теории   Несколько полезных аспектов гешталь-теории

  1. Простота

Фотография пейзажа ниже содержит несколько линий, все из которых ведут к точке схождения на горизонте. Линии, которые находятся близко друг к другу, как кабели, свисающие с телеграфного столба, упрощаются умом, и человек в итоге воспринимает их как одну линию.

Несколько полезных аспектов гешталь-теории   Несколько полезных аспектов гешталь-теории

То же самое касается забора. Этот набор коротких вертикальных линий упрощается до одной длинной диагональной линии, которая следует за обочиной дороги. Человек воспринимает параллельные линии, которые расположены близко друг к другу, как одну линию.

  1. Продолжение

Разум предполагает, что линии в кадре простираются за пределы кадра. На пейзажной фотографии выше этот принцип помогает создать ощущение глубины (наряду с использованием широкоугольного объектива), так как визуальное восприятие говорит о том, что дорога продолжается за пределы точки схождения.

  1. Изоляция

Чтобы человеческие фигуры были узнаваемы, они должны выделяться. Таким образом мы можем легко их идентифицировать, даже если в кадре они достаточно маленькие.

Несколько полезных аспектов гешталь-теории   Несколько полезных аспектов гешталь-теории

Это полезный принцип, так как, следуя ему, вы можете включить в пейзаж маленькие человеческие фигуры для обозначения масштаба. Но важно, чтобы они не слились с фоном, иначе их будет трудно увидеть.

В этом пейзаже человек, уходящий от камеры, является темной фигурой на светлом заднем плане (тональный контраст в действии) и его легко увидеть и распознать.

  1. Появление

Зритель может не заметить чего-то на фотографии, когда впервые смотрит на нее, и обратить внимание на деталь после некоторого времени, проведенного за изучением снимка. Это важная концепция, потому что таким образом можно сделать фотографии более интересными, подарив зрителю что-то, что поначалу не бросается в глаза, но проявляется после продолжительного просмотра изображения.

Эдакий своеобразный способ вознаградить зрителя, который дает фотографиям постоянную силу. Например, сколько времени вам понадобилось, чтобы увидеть кота на фотографии на снимке ниже? Или голову коровы на фотографии певца вверху статьи?

Несколько полезных аспектов гешталь-теории

Гештальтпсихология — Дима Печкин — психолог — ЖЖ

Пора уже развлечь друзей научно-популярным постиком.
Вы помните, как я пытался популярно рассказать о гештальттерапии? А сейчас пришло время осветить базис – гешьтальтпсихологию или гештальт подход (далее ГП). Я вижу это направление наиболее простым и естественным, а кроме того достаточно экзистенциальным, чтобы избавить его содержание от ложных проекций, придумок и ригидной позиции авторов.
Итак, ГП возникала на родине научной психологии – Германии. Своим возникновением она обязана немецким психологам, проводившим эксперименты с восприятием. В результате этих исследований было установлено важное свойство сознания – его тенденция объединять единицы внешней информации и впоследствии, воспринимать эти единицы как целостность.

Немецкое слово gestalten (гештальтен) в русском переводе означает оформлять, компоновать, складывать, формировать. Все эти значения обращают наше внимание на процесс формирования единицы из множества или одной фигуры из нескольких.
Феномен гештальтпсихологии виден уже в первом предложении этого текста – четыре разных смысла составляют значение одного слова, складываются в единое целое.

Например, немецкий психолог Вильгельм Вундт, исследуя звуковое восприятие, установил, что простой ритмичный звук метронома объединяется сознанием в двухтактную связку. Эта особенность так очевидна, что мы не обращаем на неё внимания – она срабатывает как бы естественно, автоматически.
Кроме того, им было обнаружено, что человеческое сознание может запоминать практически безграничное количество звуковой информации, в том случае если оно объединяется в более и более крупные единицы. То, что мы слышим в музыке мелодию, а не хаотичный набор звуков, является простым гештальт-свойством психики.

Самым простым примером возникновения гештальта в визуальной сфере является трёхмерное восприятие объектов. Суть этого процесса в том, что два изображения, увиденные нами с разных точек «собираются» в единое целое мозгом и воспринимаются им соответственно. Изображение принимает глубину.

Ещё одним примером является восприятие букв с недостающими частями. Сознание, используя прошлый опыт, стремится восполнить пробел, и мы узнаём целую букву.

Или, обращаясь уже не к буквам, а к словам, можно привести следующий пример: в слове грамматически корректно пишется первая и последняя части слова, а середина заполняется абракадаброй. Сознание «формирует гештальт» и мы, естественно узнаём правильное слово.

В ГП есть два базовых понятия – фигура и фон. В мире звуков, фигурой будет являться отдельный звук или мелодия, а фоном тишина или другие, не оформленные сознанием в данный момент звуки. В видимом мире, фигура это отдельные визуальные элементы, а фон – все, что не ощущается как целостность в момент их восприятия. Приведу несколько классических изображений дающих представление о формировании гештальта и его ключевых свойствах:

Если мы посмотрим на эти чёрточки, то увидим интересный эффект, те из них, что расположены ближе друг к другу группируются в целостные элементы – фигуры на фоне. Вы можете попробовать «собрать» фигуры из линий расположенных дальше друг от друга и при достаточном усилии сможете это сделать. Но! Как только вы расслабитесь и перестанете принудительно собирать эти фигуры, прежняя ситуация восстановится как бы «сама собой». Здесь мы видим два важных феномена образования гештальта:
1. он возникает из фигур обладающих похожими или подобными свойствами;
2. элементы, из которых он собирается, стремятся к естественному равновесию, т.е. для формирования гештальта не требуется дополнительных усилий, они требуются лишь в том случае, когда мы с помощью сознания пытаемся собрать «неестественную» фигуру.

Этот рисунок даёт нам представление о ещё одном важном свойстве – взаимодействии фигуры и фона. Можно сказать, что фон находится за пределами восприятия, однако, именно он влияет на формирование фигуры. На нём, несмотря на то, что линии по-прежнему находятся на том же расстоянии, нетрудно сформировать и удерживать фигуры находящиеся дальше друг от друга, так как они ограничивают внутреннее пространство с помощью дополнительных отрезков – вступают во взаимодействие с фоном.

Нельзя выяснить, как формируются группы или единицы, рассматривая поочередно сначала одну точку, затем другую, т. е. рассматривая их, независимо друг от друга.

Приблизиться к пониманию этих фактов можно, только принимая во внимание, как местные условия на всем поле влияют друг на друга. Сам по себе белый цвет не делает белую линию, начерченную на черном фоне, реальной оптической единицей в поле; если нет фона другого цвета или яркости, мы не увидим линию. Именно отличие стимуляции фона от стимуляции внутри линии делает ее самостоятельной фигурой. То же самое касается единиц более высокого порядка: не независимые и абсолютные свойства одной линии, затем другой и т. д. объединяют их в одну группу, а то, что они одинаковы, отличны от фона и находятся так близко друг к другу и взаимодействуют с ним.

Этот рисунок, показывает нам следующий феномен — не имеет значения, какого рода различие свойств элементов. Члены ряда «одного качества» образуют группы, и когда качество меняется, мы видим новую группу.

Этим наши наблюдения не кончаются. Если снова взглянуть на ряд параллельных прямых, мы видим, что образование групп касается не только параллельных линий. Все пространство внутри группы, наполовину ограниченное ближайшими линиями, несмотря на то, что оно такое же белое, как и вся остальная бумага, отличается от нее, воспринимается по-другому. Внутри группы есть впечатление «чего-то», мы можем сказать «здесь что-то есть», тогда как между группами и вокруг рисунка впечатление «пустоты», там «ничего нет».
Это различие, названное различием «фигуры» и «фона», еще более удивительно тем, что вся группа с заключенным в ней белым пространством, кажется «выступающей вперед» по сравнению с окружающим фоном – фигура как бы стремится навстречу к воспринимающему, выступая из фона.

Теперь вы понимаете, почему у меня в своё время «свернуло крышу» на ГП?)))

И последний рисуночек, так сказать: на десерт. Он отражает ещё одно, архиважное свойство образования гештальта – динамику.

Гештальт-психология Статья: «Паттерны» Новая психология

Гештальт-психология Статья: «Паттерны» Новая психология

Психология — это наука об управлении вещами. Вождение автомобиля, пилотирование самолета, строительство дома, написание книги о строительстве машины, победа в войне, достижение успеха в бизнесе; все это составлено из человеческих мыслей и действий.Думать и делать; это материалы жизни или земли. Объяснить и то, и другое — задача психологии.

В течение одного поколения появилось три выдающихся набора психологических теорий. Не так давно психологи объясняли все, что человеческие существа делали или думали, как следствие таинственного чего-то, называемого разумом, как один объясняет движения линкора по приказу капитана в боевой рубке.

Однако некоторые психологи полагали, что люди часто совершали совершенно необоснованные поступки, например, совершали убийства в припадке ярости или инвестировали в акции, заведомо бесполезные.В таких абсолютно необоснованных действиях и мыслях обвиняли эмоции или порывы. На одной из форм этой идеи была построена теория психологии, связанная с именем Фрейда.

Затем последовала бихевиористская психология, которой в основном настаивал доктор Джон Б. Уотсон, ранее работавший из Университета Джона Хопкинса. Для крайнего бихевиориста человек — это не что иное, как совокупность действий и реакций, которую нужно изучать так же, как механик изучает работу автомобильного двигателя или как биолог изучает поведение белой крысы в ​​клетке.Как сказал один критик, «бихевиористы забывают, что человек иногда бывает в сознании».

Наконец, в течение последних нескольких лет появился еще более новый набор теорий, так называемая «гештальт-психология» или психология паттернов, поскольку «гештальт» означает паттерн на немецком языке. Неудивительно, что среди этих противоречивых теорий многие непрофессионалы и даже некоторые психологи сбиваются с толку и воображают всю науку в состоянии непрерывного взрыва.

Это неправда. Предполагаемые «революции» в современной психологии были подобны чипам, разбрасываемым по поверхности реки, в то время как постоянный поток тщательных научных исследований непрерывно тек вниз.

Новейшая гештальт-психология, например, выросла из фактов, постепенно обнаруживаемых в течение многих лет при изучении органов чувств, таких как зрение и слух, и может быть легко проиллюстрирована некоторыми фактами об оптических иллюзиях.

Если типография этого журнала, например, случайно пропустила одну букву слова в этом предложении, многие читатели не заметят опечатку. Они мысленно восполнят недостающую букву; большинство взрослых и многие маленькие дети читают целые слова как отдельные глаза, а не каждую букву в отдельности.В музыке мелодия распознается как одна и та же, независимо от того, в какой конкретной тональности она исполняется. Среднестатистическое ухо не воспринимает разницы, потому что слышен паттерн тонов, а не отдельные тоны по отдельности.

Даже карикатуры в воскресной газете являются примерами того, как почти каждый бессознательно использует это восприятие шаблонов или «гештальтов». Лица и тела героев мультфильмов сильно искажены художниками. Настоящий мужчина, который выглядел бы точно так же, как Энди Гамп или маленький Джефф, был бы хуже, чем урод из шоу.Даже целые части лиц или тел можно исключить из мультфильмов, не сделав этих знакомых персонажей неузнаваемыми. Глаза или умы обычных читателей немедленно восполняют недостаток. Обычно все воспринимается как единое целое.

Гештальт-психология, которой в основном придерживаются выдающиеся немецкие студенты-психологи, доктор Курт Коффка и доктор Вольфганг Колер, делает своим центральным выводом идею о том, что это автоматическое завершение шаблонов и распознавание шаблонов является универсальной привычкой разума. не только из чувств.Согласно этой теории, любой привычный вид, звук или идея воспринимается целиком, когда предоставляется достаточная их часть. Если эта новая точка зрения окажется в целом верной для сложных идей и психических состояний, а также для простых вещей, таких как мультфильмы и музыкальные мелодии, ее практическое значение будет зависеть от ее предложений о том, как люди изучают новые идеи или приобретают новые привычки.

Это обучение, по словам гештальт-психолога, не является трудоемким, единичным методом, при котором средний ребенок выучивает буквы алфавита.Вместо этого изучаются более или менее сложные шаблоны в целом, точно так же, как в наши дни многие дети учатся читать целыми словами, а не буквами. К примеру, вся картина «КОШКА» означает животное; не комбинация отдельных изображений C, A и T.

Это, конечно, означает, что то, что вы узнали, должно контролировать весь набор своих восприятий, мыслей, умственных характеристик и действий. Только люди, которые узнали англоязычное значение паттерна CAT, придадут ему это значение.Для других это будет бессмысленно или будет означать что-то другое.

Крайняя интерпретация гештальт-психологии, казалось бы, говорит о том, что все зависит от того, какой набор паттернов жизни или мышления человек усвоил; поскольку эта идея, по-видимому, применима как к морали, религии и социальным обычаям, так и к восприятию закономерностей, усвоенных на слух или глазом. Для объяснения импульсивных, необоснованных действий, таких как насильственные преступления или глупые обещания, гештальт-психолог не будет винить подавляющие эмоции или слабые мыслительные способности, а просто предположит, что жертва такой временной неразумности усвоила неправильный образ мыслей или действий, который шаблон, вызывается и запускается какое-то последующее событие.

Эта концепция человеческой природы может легко возникнуть в результате, как это сделали многие из ее предшественников, предлагая эксперименты и способствуя неуклонному развитию психологии. Поначалу гештальт-психология может показаться просто разработкой бихевиористской теории. На самом деле это противоречие. Бихевиоризм утверждает, что определенные раздражители вызывают определенные реакции — например, удар кулака по лицу субъекта заставляет его вздрагивать. Гештальт говорит, что реакция зависит от обстоятельств, в которых применяется стимул, и от условий организма, к которому он применяется — иными словами, от всего паттерна, а не от одного стимула.Таким образом, удар кулака друга вызывает реакцию, отличную от реакции незнакомца.

Психология профессора Зигмунда Фрейда из Вены, первая из новых психологических точек зрения последних лет, может быть описана как упрощенная и усиленная версия гораздо более старой идеи импульсов. Профессор Уильям Джеймс и другие психологические лидеры прошлого века считали человека движущимся под действием множества импульсов, как часовой механизм с множеством разных пружин. Действительно, излюбленной фразой того времени были «источники человеческого действия».«Такие побуждения или« мотивы »были перечислены в большом количестве: эгоизм, честность, амбиции, праздность, великодушие, патриотизм и т. Д. Психологи усердно исследовали сотни этих различных мотивов.

Одна из великих заслуг доктора Фрейда состоит в том, что он осознал невозможную сложность этого поиска и стремился сократить эти загадочные источники человеческого действия до меньшего числа.В конце он пришел к выводу, что для того, чтобы заставить разум вращаться, необходима только одна основная пружина.Эту единственную движущую силу он нашел в сексуальных порывах.

Однако этот конкретный выбор не является реальной необходимостью фрейдистской психологии. Моряк, потерпевший кораблекрушение на необитаемом острове, вероятно, нашел бы движущую силу своих действий в жажде еды. Есть люди, которые, кажется, всю жизнь руководствуются отдельными мотивами религии, патриотизма, научных исследований или чего-то еще безличного. Теоретики Фрейда ни в коем случае не игнорируют эти примеры явно бесполых мотивов, но приписывают их силам сексуальных эмоций, которые были «сублимированы» или превращены в другие, менее личные каналы.

Один из бывших учеников доктора Фрейда, доктор Альфред Адлер, который теперь представляет противоречивую психоаналитическую школу, выбирает в качестве единственного мотива или «движущей силы» желание самовыражения. Он считает, что каждое человеческое существо рождается с каким-то умственным побуждением, которое должно выражаться в течение жизни, чтобы принести нормальность и счастье. Другие психоаналитические школы выбрали еще одну единственную движущую силу человеческой движущей силы.

Существенной их составляющей является идея с одним мотивом.Независимо от того, высвобождается ли этот импульс, подавляется, подавляется, сублимируется или иным образом устраняется, объясняются все часто необоснованные действия человечества, как утверждают психоаналитики, а также так называемые разумные. Они утверждают, что отказ от разумного выражения одного доминирующего мотива может привести ко многим видам психических или телесных нарушений; эффекты «подавленных желаний».

Психоанализ — это просто процедура, с помощью которой опытный психолог может проникнуть в скрытую часть разума своего пациента, часто называемую «подсознательным» или «бессознательным», и обнаружить, что случилось с этим единственным человеческим мотивом секса или чего-то еще. в мыслях или действиях этого человека; какие «комплексы», «запреты» или прошлый опыт подавляют или извращают какой-то взрывной мотив, который следует более безопасно высвободить.

Идеи Фрейда не смогли проникнуть в научный мир без серьезных возражений и аргументов. Надежда разрешить некоторые из этих аргументов с помощью реального эксперимента была одним из источников вдохновения для новой бихевиористской психологии доктора Ватсона, точки зрения которой едва ли исполнилось двадцать лет. То, что люди говорят о себе, признают все, зачастую далеко от истины. Почему бы не попытаться обнаружить движущие силы человеческой природы, спросил доктор Ватсон, исследуя то, что делают люди?

Бихевиоризм начался с изучения психологических реакций животных на различные контролируемые условия.По мнению доктора Ватсона, аналогичные тесты можно использовать для проверки людей. Например, с очень маленькими младенцами было обнаружено, что огонь, живые животные и тому подобное, которые обычно считаются опасными и страшными, не вызывают страха. У этих младенцев были обнаружены только два истинно человеческих страха: страх падения и страх громкого резкого шума. Бихевиористические методы до сих пор остаются практически единственными доступными для изучения младенцев.

Как философия, бихевиоризм подразумевает, что все человеческие мысли и действия являются результатом более или менее механических и автоматических реакций на внешние раздражители; как торговый автомат, который всегда отказывается от жевательной резинки, когда вставляешь пенни.Для воображаемого капитана в боевой рубке бихевиоризм заменяет компетентный, но безвольный автомат. Все, что касается правильного стимула, дает соответствующий результат.

На спор между фрейдистской идеей одного мотива — единственной главной движущей силой, управляющей человеческими действиями, и более старой идеей о множестве таких управляющих мотивов, эксперименты бихевиористов и других, похоже, дали ответ. Ни одно из мнений неверно. Теперь можно с уверенностью сказать, что человеческими существами не управляет какой-либо один мотив или побуждение, например секс или самовыражение.С другой стороны, человеческий разум определенно не обладает огромным набором сложных мотивов, о которых говорили ранее психологи.

Истина, кажется, заключается в том, что человечество находится под влиянием нескольких основных мотивов, но лишь относительно немногих, включая самосохранение, стремление к комфорту, голод, секс, а также такие вещи, как предполагаемая главная движущая сила самовыражения доктора Адлера. Сегодняшних знаний недостаточно, чтобы позволить сформулировать хотя бы частичный перечень этих психологических основ, но можно сказать, что их не так много, как предполагалось когда-то.


Прочтите классические исследования психологии на Kindle


См. Следующую ссылку для получения полной информации.

Psychology On Kindle


Вернуться к началу страницы

Вернуться на главную страницу журнала Psychology Magazine

Перейти от статьи о гештальт-психологии Вернуться на главную страницу

.

История гештальт-психологии Учебник

В этом уроке мы обсудим определение и основы другой важной теории в истории психологии, а именно гештальт-психологии. Конкретные области внимания включают:

  1. Гештальт-психология
  2. Принципы гештальт-психологии
  3. Влияние гештальт-психологии

1. Гештальт-психология

Gestalt — немецкое слово, означающее целую форму или форму чего-либо.Таким образом, вы можете рассматривать гештальтпсихологию как своего рода преемника функционализма.

Как вы узнали ранее, теория функционализма утверждает, что ментальные процессы не могут быть разрушены, потому что они являются потоком или потоком сознания. С другой стороны, структурализм утверждает, что психические процессы можно разбить на составные части.

Гештальт-психология говорит нечто очень похожее на функционализм. Согласно гештальт-психологии, нам нужно изучать мышление, обучение и восприятие как единое целое, а не как более мелкие части.

Другой термин, который вы можете услышать в связи с гештальтпсихологией, — холистический, что означает, что вы можете взять что-то целиком.

В английском языке часто встречается фраза, что целое больше суммы частей; мелкие детали не говорят вам о чем-то всего.

Гештальт-психология особенно подчеркивает отношения между разными вещами, потому что цель состоит в том, чтобы понять, как отдельные части связаны друг с другом, чтобы создать нечто большее.

Важная фигура, которую следует запомнить в теории гештальт-психологии, — это Макс Вертхаймер , психолог австрийского происхождения, который работал в Германии, а затем иммигрировал в Нью-Йорк в начале 1900-х годов. Многие работы Вертхаймера были сосредоточены именно на восприятии; он использовал идею гештальт-психологии для объяснения таких вещей, как оптические иллюзии.

Гештальт
Форма, узор или целое.Мышление, обучение, личность нельзя разбить на части — их нужно изучать как единое целое, нужно понимать отношения.
Макс Вертхаймер
Основатель гештальт-психологии

2. Принципы гештальт-психологии.

Давайте используем оптическую иллюзию ниже в качестве примера, чтобы выделить четыре основных принципа, лежащих в основе гештальт-психологии.

File:6014-optical_illusion.jpg

1. Эмерджентность : Первый принцип — эмерджентность, означающий, что сложные модели возникают из относительно простых правил.

ПРИМЕР

Думайте об этом как о игре в шашки, в которой фактические правила, описывающие, как фишки движутся вместе, относительно просты, но когда вы смотрите на игру в целом, она намного сложнее.

1. Reification : Второй принцип — овеществление, что означает, что вы можете построить больше смысла из чего-то, чем позволяет ваше зрение и восприятие.

ПРИМЕР

В примере с оптической иллюзией на самом деле не так много смысла приписывают этой конкретной картинке, но вы можете увидеть ее либо как утку, либо как кролика.

3. Мультистабильность : Третий принцип — мультистабильность, что означает, что неоднозначные стимулы или переживания (например, те, которые вы видите на картинке) могут различаться в этих двух различных интерпретациях.

ПРИМЕР

Глядя на оптическую иллюзию, вы можете видеть утку одну секунду, а кролика — другую.То, что вы видите, может измениться.

4. Инвариантность : Четвертый принцип — инвариантность, который гласит, что формы можно распознавать независимо от того, как они поворачиваются.

ПРИМЕР

Представьте, что вы должны взять блок и перевернуть его на торец или переместить вперед или назад. Вы все равно будете воспринимать это как блок. Это восприятие не меняется; в нем есть определенная постоянство.


3.Влияние гештальт-психологии

Хотя все эти примеры проистекают конкретно из восприятия, вы можете применить принципы гештальта и к другим концепциям в психологии.

ПРИМЕР

Когда у вас есть озарение, подобное тому, что произошло в знаменитой истории «Эврика!», Оно обычно приходит сразу в определенный момент, а не по частям. Вы воспринимаете все как единое целое. Вы не можете разбить понимание на составные части.

Это всего лишь один пример; как вы продолжите видеть на протяжении этого курса, существует множество способов, которыми гештальт-психология влияет на более широкую область психологии и на наше понимание в целом.


На этом уроке вы узнали о Гештальт-психология как о теории психологии, утверждающей, что мышление, обучение и восприятие нужно изучать как единое целое, а не как более мелкие части. Теория была основана психологом Максом Вертхаймером , и есть четыре основных принципа гештальт-психологии: возникновения , овеществления , мультистабильности и инвариантности .

Теперь вы понимаете, что, хотя большая часть работы Вертхаймера была сосредоточена на восприятии, влияние гештальт-психологии распространяется на более широкую область исследования и влияет на наше понимание психологии в целом.

Удачи!

.

Психология в дизайне. Принципы, помогающие понять пользователей

Некоторые люди привыкли думать о дизайне как о чисто художественной работе, но за этим стоит гораздо больше. Чувства красоты и вдохновения недостаточно для создания качественного дизайна. Поэтому дизайнеры должны обладать определенными знаниями и навыками в различных науках, чтобы правильно выполнять свою работу. И это не только искусство дизайна, но и различные области знаний и практики, которые помогают им работать эффективно и продуктивно.Одним из основных исследований, помогающих дизайнерам понять пользователей, является психология. Сегодня мы выясним, какую большую роль играет психология в дизайне и какие психологические принципы необходимо помнить в процессе проектирования.

tubik typography books design

tubik typography books design

Роль психологии в дизайне

Сегодня тенденция дизайна, ориентированного на пользователя, заставляет дизайнеров пересматривать подход к своей работе и углубляться в понимание целевой аудитории. Дональд А.Норман в своей книге «Дизайн повседневных вещей» определяет дизайн как акт коммуникации, что означает глубокое понимание человека, с которым общается дизайнер. Чтобы лучше понять потребности людей, дизайнерам рекомендуется помнить о психологических принципах человеческого поведения, стремлений и мотиваций.

Результат работы может быть еще более позитивным, если дизайнер применяет психологию в творческом процессе, поскольку наука дает хорошее представление о целевой аудитории.Знания психологии помогают создать дизайн, который заставит пользователей выполнять ожидаемые действия, например, совершать покупку или связываться с командой.

Дизайнеры могут рассматривать психологию как сложный подход к улучшению дизайна и по этой причине пренебрегать этой частью исследования и анализа. Однако вам не обязательно быть доктором философии. в психологии, чтобы эффективно использовать его в своей работе. Все, что вам нужно учитывать, — это основные принципы, постоянно присутствующие в дизайне. Основываясь на нашем опыте и проведенных исследованиях, мы определили шесть эффективных психологических принципов, которые часто применяются в процессе проектирования.

tubik quotes about design

tubik quotes about design

Принципы гештальта

Этой психологической теории почти 100 лет, но она не утратила своей актуальности. Слово «гештальт» означает «единое целое», поэтому теория исследует визуальное восприятие элементов пользователями по отношению друг к другу. Другими словами, это показывает, как люди склонны объединять визуальные элементы в группы. Принципы, по которым пользователи формируют группы, включают:

Сходство . Если пользователь видит объекты, которые чем-то похожи, он может автоматически воспринимать их как отдельные элементы одной группы.Сходство между элементами обычно определяется формой, цветом, размером, текстурой или значением. Сходство дает пользователям ощущение согласованности между элементами дизайна.

Продолжение . Это принцип, согласно которому человеческий глаз естественным образом перемещается от одного объекта к другому. Часто это происходит путем создания изогнутых линий, позволяющих взгляду плавно перемещаться по линии.

Закрытие . Это техника, основанная на способности человеческого глаза видеть замкнутые формы.Замыкание работает, когда объект неполный, но пользователь воспринимает его как полную форму, заполняя недостающие части.

Близость . Когда объекты расположены в непосредственной близости, глаз воспринимает их как группу, а не по отдельности, даже если они не похожи.

Рисунок / Земля. Этот принцип демонстрирует тенденцию глаза отделять объекты от фона. Существует множество примеров изображений, на которых изображены два лица в зависимости от того, где ваш взгляд сфокусирован на объекте или фоне.

Tubik Studio Photography Workshops

Tubik Studio Photography Workshops

Сайт фотомастерских

Принципы гештальта подтверждают на практике, что наш мозг имеет тенденцию трюки с нами, поэтому дизайнеры должны учитывать этот факт в процессе создания, чтобы исключить возможность недопонимания.

Висцеральные реакции

Было ли у вас когда-нибудь такое чувство, когда вы влюблялись в веб-сайт с первой секунды, когда вы его открыли? Или, может быть, приложение заставило вас заболеть только беглым взглядом на него? Если да, то вы уже знаете, что такое внутренняя реакция.Такая реакция исходит от части нашей головы, называемой «старым мозгом», ответственной за инстинкты, и реагирует намного быстрее, чем наше сознание. Висцеральные реакции заложены в нашей ДНК, поэтому их легко предсказать.

Как дизайнеры используют эти знания? Их цель — создать положительное эстетическое впечатление своим дизайном. Нетрудно догадаться, что нравится людям, а что нет, если вы знаете свою целевую аудиторию и ее потребности. Так что тенденция использовать красивые фотографии с высоким разрешением или красочные картинки на целевых страницах, веб-сайтах или любых других веб-и мобильных продуктах не случайна.

jewellery ecommerce app concept

jewellery ecommerce app concept

Приложение для электронной коммерции ювелирных изделий

Психология цвета

Наука, изучающая влияние цветов на разум, поведение и реакции человека, называется психологией цветов. Сегодня мы не будем углубляться в аспекты этого исследования, так как оно сложное и заслуживает специального поста, посвященного ему (над которым, к тому же, мы уже работаем). В двух словах, основная идея исследования заключается в том, что цвета имеют большое влияние на восприятие пользователями.Вот почему дизайнеры должны сознательно выбирать цвета, чтобы убедиться, что их работа передает правильное сообщение и настрой.

Вот список основных цветов и значений, с которыми они обычно ассоциируются:

Красный . Цвет обычно ассоциируется со страстными, сильными или агрессивными чувствами. Он символизирует как хорошие, так и плохие чувства, включая любовь, уверенность, страсть и гнев.

Оранжевый . Энергичный и теплый цвет, вызывающий волнение.

Желтый . Это цвет счастья. Он символизирует солнечный свет, радость и тепло.

Зеленый . Цвет природы. Он приносит успокаивающие и обновляющие чувства. Также может означать неопытность.

Синий . Часто представляет собой какие-то корпоративные изображения. Обычно он показывает спокойные чувства, но как холодный цвет он также ассоциируется с отстраненностью и грустью.

Фиолетовый . Давно ассоциировались с королевской властью и богатством, поскольку многие короли носили фиолетовую одежду.Это также цвет тайны и волшебства.

Черный . Цвет имеет множество значений. Он ассоциируется с трагедией и смертью. Это означает загадку. Он может быть традиционным и современным. Все зависит от того, как вы его используете и какие цвета сочетаются с ним.

Белый . Цвет означает чистоту и невинность, а также целостность и ясность.

slopes website design animation

slopes website design animation

Сайт склонов

Шаблоны распознавания

Вы могли заметить, что веб-сайты или приложения, объединенные одной темой, обычно имеют общие шаблоны в своем дизайне.Причина в психологии пользователей. Дело в том, что люди, посещающие веб-сайт или использующие приложение, ожидают увидеть определенные вещи, связанные с определенным типом продукта.

Например, посещая веб-сайт парикмахерской, пользователи не ожидают увидеть яркие цвета или картинки с кошками или что-то подобное, потому что если они их увидят, это определенно заставит их подумать о веб-сайте как о ненадежном ресурсе.

Однако важны не только цвета и изображения.Некоторые очевидные и обычные вещи, такие как список сообщений на главной странице блога или фильтры на веб-сайте электронной коммерции, также важны для успешной навигации. Пользователи быстро привыкают к вещам, и их отсутствие заставляет их чувствовать себя некомфортно.

todolist app tubik studio

todolist app tubik studio

Концепция списка дел

Шаблоны сканирования

В нашей статье «Советы по применению копирования содержимого в пользовательских интерфейсах» мы уже упоминали, что перед чтением веб-страницы люди просматривают ее, чтобы понять, заинтересованы ли они.Согласно различным исследованиям, включая публикации Nielsen Norman Group, команды UXPin и других, существует несколько популярных шаблонов сканирования веб-страниц, среди которых шаблоны «F» и «Z».

F-шаблон считается наиболее распространенным шаблоном сканирования глаз, особенно для веб-страниц с большим объемом контента. Пользователь сначала просматривает горизонтальную линию в верхней части экрана, затем немного перемещается вниз по странице и читает по горизонтальной линии, которая обычно покрывает более короткую область.И последний — это вертикальная линия вниз в левой части копии, где они ищут ключевые слова в начальных предложениях абзацев. Обычно это происходит на страницах с большим количеством текста, таких как блоги, новостные платформы, тематические редакционные статьи и т. Д.

Z-шаблон применяется к страницам, которые не так сильно сконцентрированы на копии. Пользователь сначала просматривает верхнюю часть страницы, начиная с левого верхнего угла, в поисках важной информации, а затем переходит к противоположному углу по диагонали, заканчивая горизонтальной линией внизу страницы, снова слева направо. право.Это типичная модель сканирования целевых страниц или веб-сайтов, не загруженных копией и не требующих прокрутки страницы вниз, что означает, что все основные данные отображаются в области предварительной прокрутки.

Зная эти шаблоны, дизайнеры могут эффективно размещать элементы для восприятия пользователями и помогать им выполнять ожидаемые действия.

Bakery website design case study tubik

Bakery website design case study tubik

Дизайн сайта пекарни

Закон Хика

Закон гласит, что чем больше вариантов доступно пользователям, тем больше времени у них уходит на принятие решения.Это означает, что чем больше вариантов вы дадите пользователям, будь то продукты на выбор или изображения для просмотра, тем больше времени и энергии потребуется для принятия решения о следующем шаге взаимодействия. Возможный результат здесь состоит в том, что пользователи делают выбор, но после использования продукта испытывают неприятные ощущения, или, в худшем случае, они могут не захотеть предпринимать такие значительные усилия и просто уйдут.

Вот почему дизайнерам рекомендуется свести к минимуму любые параметры, включая кнопки, изображения, страницы.Избавившись от ненужных вариантов, вы повысите эффективность использования продукта.

ui animation cafe app tubikstudio

ui animation cafe app tubikstudio

Приложение с купонами для кафе

Психология — это эффективный инструмент в дизайне, который делает творческий процесс более продуктивным, а результат — более ориентированным на пользователя. Мы рассказали вам о шести полезных принципах, но они — только верхушка айсберга, потому что по этой теме можно узнать гораздо больше. Не пропустите наши следующие сообщения в блоге, продолжающие эту полезную тему!

Рекомендуемая литература:

Вот еще несколько статей, которые мы могли бы порекомендовать тем, кто хотел бы углубиться в тему:

Гештальт-теория для эффективного UX: принцип подобия

Гештальт-теория для UX-дизайна: принцип близости

Цвет в дизайне: влияние на действия пользователя

Детонационный дизайн в форме: Психология форм

UX Design: как сделать веб-интерфейс сканируемым

Визуальная иерархия: эффективная организация содержимого пользовательского интерфейса

Два типа мотивации пользователей: дизайн для удовлетворения

Геймификация в UX: повышение вовлеченности пользователей


Добро пожаловать, чтобы увидеть проекты Tubik Studio на Dribbble и Behance

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *