Главнейшее средство общения людей это: Что относят к средствам общения людей друг с другом: какие бывают основные

Урок 13. общение — Обществознание — 6 класс

Обществознание, 6 класс

Урок 13. Общение

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми.
  2. Зачем людям общение?
  3. Главное средство общения.
  4. Общение без помощи речи.

Тезаурус

Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании друг друга.

Цель общения – это то, ради чего у человека возникает какой-либо вид активности.

Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, позволяющая человеку познавать окружающий мир.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2017.
  2. Клюева И.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997.
  3. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. – Минск, 1994.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании друг друга.

Вы, наверное, замечали, что некоторые люди коммуникабельны, общительны, умеют создать благоприятную атмосферу и поддержать хорошее настроение.

Другие, наоборот, неразговорчивы, угрюмы. Они вносят напряжённость и могут испортить настроение себе и другим.

Без общения человек не станет личностью. Уже с первых дней жизни младенец с помощью крика, мимики, жестикуляции выражает свои желание. Общение в таком возрасте сводится к удовлетворению самых простых потребностей ребёнка.

По мере взросления общение усложняется. В подростковом возрасте общение становится ведущим видом деятельности. У людей должна сформироваться культура общения, развиться способность регуляции речевых оборотов в зависимости от ситуации общения. Ребёнку необходимо общаться с взрослыми и сверстниками. Если он растёт без общения с людьми до пяти-шести лет, то ему трудно уже развиваться как полноценному человеку.

Общение присутствует в любом виде деятельности. Ведь общаться можно не только с человеком, но и с природой, и с любимым питомцем, и с книгой, и даже со своими игрушками. Не бывает бесцельного общения. Иногда оно нужно для того, чтобы поддержать разговор или разрядить обстановку. И только на первый взгляд кажется будто подобное общение «ни о чём». Самая главная цель общения – это общение ради самого общения. Оно нужно каждому из нас, чтобы разделить душевное состояние, посоветоваться, поделиться своей радостью или огорчениями.

Помимо цели в структуре общения учёные выделяют и его содержание. Это та информация, которой обмениваются люди в процессе общения. Она может быть самой разной. Мы рассказываем о том, как у нас дела, делимся впечатлениями от прочитанной книги, обсуждаем погоду, перенимаем опыт ухода за питомцем.

В ходе общения человек многое узнаёт о самом себе и оценивает себя глазами других людей. Поэтому в результате общение люди меняются, их личность развивается.

Речь является главным средством общения людей. Речевое общение бывает устным (например, разговор по телефону) и письменным (например, сообщение в социальных сетях). Вербальное общение осуществляется с помощью слов, к нему относится человеческая речь. Считают, что современный человек за день произносит примерно 30 тысяч слов. В письменном или устном тексте реализуется система языка. Язык – это система знаков и способов их соединения, которая служит для выражения мыслей или чувств и является важнейшим средством человеческого общения. К основным невербальным или неречевым средствам общения относятся жесты, мимика, пантомимика – походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

Есть и другие способы общения: от простых прикосновений до значков – символов общения в Интернете. Общение без помощи речи называют неречевым общением.

Слова не нужны, чтобы выразить внутреннее душевное состояние, чувства и эмоции. Как такое возможно?

Особое значение в общении имеет взгляд. Неслучайно говорят, что «глаза – это зеркало души». Они выражают интерес и внимание, радость и тревогу. Чем чаще люди смотрят друг на друга, тем лучше они начинают друг друга понимать.

В общении важна и мимика, т.е. движение мышц лица. Любые эмоции могут отражаться на лице человека. Особенно ярко это проявляется в детстве. Если у вас есть младший брат или сестра, обратите внимание на их мимику. Вы обязательно увидите, например, радость или раздражение, удивление или страх.

А по походке можно угадать не только настроение, но и профессию человека. Например, моряка, военного, балерину.

Люди далеко не всегда говорят то, что думают. Скрытые чувства находят выход через жесты. Например, скрещённые на груди руки сообщают о стремлении человека сохранить автономию. Вскинутая голова и задранный подбородок – признак агрессивности и враждебности. Низкую самооценку выдаёт опущенная голова.

Самые разнообразные чувства можно передать голосом, интонацией. Одни и те же слова, сказанные с разной интонацией, обладают различным смыслом. Например, слово «молодец» может выражать и похвалу, и разочарование в поступке другого человека.

Выделяют несколько видов общения. Деловое общение – это процесс взаимодействия между людьми, при котором осуществляется обмен информацией, касающейся каких — либо деловых задач. При досуговом общении организуются культпоход в театр, кино, галерею или выставку для приобретения школьниками социальных знаний. Межкультурное общение это связь и общение между представителями разных культур народов мира. Изучая иностранный язык или страны и народы мира, вы получаете знания по межкультурному общению. В типичных жизненных ситуациях установить контакт помогает ритуальная форма общения, которое проходит строго в соответствии с общепринятыми нормами и правилами этикета. Некоторые люди в силу профессии либо социального статуса не могут позволить себе общаться в другом стиле, к примеру, демократическом. Ритуальное общение – индивидуальный стиль общения, свойственный очень многим людям.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Что относится к неречевому общению? Выберите несколько вариантов ответа.

Приглашение в гости.

Рукопожатие с приятелем.

Беседа с учителем.

Скучающий вид.

Письмо бабушке.

Прощальный взмах рукой.

Ответ:

Рукопожатие с приятелем.

Скучающий вид.

Прощальный взмах рукой.

Пояснение: Вспомним, что означает понятие «неречевое общение» (или «невербальное общение»). Это взаимодействие между людьми без использования слов. Из приведённого списка примерами такого общения являются рукопожатие с приятелем, скучающий вид и

прощальный взмах рукой. В остальных ситуациях речь присутствует в письменной или устной форме.

Задание 2. Установите соответствие.

Деловое общение

Получение инструкций от начальника

Досуговое общение

Принятие военной присяги новобранцами

Ритуальное общение

Обучение европейца есть палочками в японском ресторане

Межкультурное общение

Обсуждение в кругу друзей прочитанной книги

Ответ:

Деловое общение

Получение инструкций от начальника

Досуговое общение

Обсуждение в кругу друзей прочитанной книги.

Ритуальное общение

Принятие военной присяги новобранцами.

Межкультурное общение

Обучение европейца есть палочками в японском ресторане.

Пояснение: Чтобы установить верное соответствие, необходимо обратиться к теории. Деловое общение представляет собой взаимодействие в профессиональной сфере. Ярким примером этого вида общения является получение инструкций от начальника.

Досуговое общение связано с приятным времяпрепровождением, отдыхом. К нему относится обсуждение в кругу друзей прочитанной книги.

Ритуальное общение это общение людей, которое проходит строго в соответствии с общепринятыми нормами и правилами этикета. Например, принятие военной присяги новобранцами.

Обучение европейца есть палочками в японском ресторане. Данный пример иллюстрирует межкультурное общение, потому что европеец и японец – это представители различных культур народов мира.

Охарактеризуйте речь как главное средство общения.

Речь является основным средством человеческого общения.

Речь это процесс общения людей между собой посредством языка. С помощью её человек получает и передаёт информацию. В речи фиксируется то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, законы, правила). Письменная речь позволяет получить информацию о жизни предыдущих поколений. Благодаря речи личный опыт человека обогащается опытом других людей.

Выделяют 4 основные функции речи :

Выражение высказываем своё отношение к определённому объекту, ситуации, человеку.

Сообщение посредством слов идёт обмен информацией между людьми.

Обозначение называем предметы и явления.

Воздействие оказываем влияние на мысли, эмоции, поведение других людей.

С функциями речи непосредственно связаны и её основные свойства:

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

—   Содержательностьобъем и глубина выраженной в речи информации.

—   Понятность умение употреблять соответственно ситуации слова, предложения, понятия.

—   Выразительность – эмоциональная насыщенность и окраска, содержание образных выражений, метафор, способность вызывать отклик в собеседнике.

—   Воздейственность – способность влиять на других людей ) их убеждения, эмоции, мотивацию и т.д.)

Речь  предполагает использование языка – средство общения людей друг с другом; система знаков.

Язык – общественно-историческое, обусловленное национальными особенностями, явление. Он существует независимо от отдельного человека. Язык, который не употребляется для живого общения, но сохраненный в письменных источниках, называется мёртвым (например, латынь).

Знак – это любой материальный, чувственно воспринимаемый элемент действительности, выступающий в определённом значении и используемый для хранения и передачи информации. Языковые знаки не существуют изолированно друг от друга, а образуют систему, которая строится по определённым правилам, создают грамматику языка.

  Знаки, входящие в состав языков как специальные средства общения между людьми, называют знаками общения:

Естественные языки  это слова, принятые выражения, грамматически правильно построенные предложения и т.д., которые состоят из звуковых знаков и соответствующих им письменных знаков. К  ним относится и принятые системы комбинаций положений пальцев (язык глухонемых), наколки на бумаге (язык слепых). В качестве языковых знаков могут использоваться телеграфный код, сигналы, подаваемые флагами, система ударов  барабана и др.

Искусственные – кодируют естественные языки (азбука Морзе, знаки дорожного движения и др.)

Речь без усвоения языка невозможна, однако язык может существовать и развиваться независимо от человека.

Индивидуальность речи объясняется возрастом, разным уровнем владения языка (словарным запасом, грамматикой, фонетикой), образованием, общекультурным уровнем. В речи отдельных людей проявляются их профессиональные особенности, особенности построения и произношения  (например, один человек произносит звуки чётко, ясно, громко, другой – невнятно, тихо, медленно, третий – картавит и т.д.), интерес.

Человек может пользоваться одним языком или несколькими.

Виды речи

1. Внешняя речь —  ориентирована на других людей при помощи разговора или различных технических устройств.

Устная речь —  общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух.

Она подразделяется:

  • Монологическую речь – развёрнутая речь человека, обращённая к другим людям. Это речь оратора, лектора, докладчика или любого другого человека, передающего какую-либо информацию. Она разворачивается в форме доклада, рассказа, лекции, выступления.

Монологическая речь – связная, контекстная, строится по плану, должна быть последовательна и доказательна, предложения построены грамматически безукоризненно. Её выразительность создаётся за счёт голосовых средств (интонация, паузы, ударения, повторы, замедление или ускорение речи, громкости и др.). Монолог предполагает скупость и сдержанность жестов. Человек, произносящий монолог, должен учитывать все возникающие реакции  слушателей и рефлексировать, т.е. осознавать то, как его речь воспринимается и при необходимости корректировать её (вводить или опускать подробности, вносить образные сопоставления, усиливать доказательность и др.).

  • Диалогическая речь —  самый древний вид речи.

Диалог —  это непосредственное общение 2-х или нескольких человек, это обмен репликами (ответ, возражение, замечание  одного собеседника на слова другого. Может выражаться возгласом, возражением, замечанием по содержанию речи говорящего, а также действием, жестом, даже молчанием) или развёрнутыми прениями. Это  свёрнутая речь, в ней много подразумевается, благодаря знанию и пониманию ситуации собеседником. Невербальные средства (жесты, мимика) нередко подменяют высказывание.

Тематически направленный диалог называют беседой (должна быть цель и выясняется определенный вопрос). В диалоге цель отсутствует.

Иногда диалогическая речь приобретает форму диспута, спора, в процессе которого может выясниться какой-либо вопрос.

Ситуативная диалогическая речь – связана с ситуацией, в которой возникло общение. Может быть понятна только двум общющимся.

Контекстуальный диалог – все предшествующие высказывания обусловливают последующие. Это более сложное общение, т.к. должно быть развёрнутое построение мыслей для обмена идеями. По существу – это короткие монологи. Это и открытые дискуссии по поводу решения творческих задач, а также в философских и научных произведениях.

  • Письменная речь —  разновидность монологической речи, которая строится при помощи письменных знаков. Для смыслового выделения, выражения отношения используются не интонации, а лексика (выбор сочетания слов), грамматика, знаки препинания, типичные синтаксические конструкции и стили, особая композиционная структура. Письменная речь допускает разрыв во времени и пространстве между моментом её создания и восприятия другими (письма, литературные произведения и др.).

  2.  Внутренняя речь особый вид беззвучной речевой деятельности («про себя» и «на себя»). Характеризуется предельной свернутостью грамматической структуры и содержания.

  • Собственно внутренняя речь – свёрнута, в ней опускается большинство второстепенных членов предложения, нередко остаётся только подлежащее, являющееся для человека центром мысли, вокруг которого объединяются образы. Могут быть изменения и в самом слове, например, в русском языке в слове выпадают гласные, не несущие смысловых нагрузок. Слова понятны только субъекту. Может также строиться по типу конспекта, оглавления: о чём идёт речь, что должно быть сказано, опуская известное.
  • Внутренне проговаривание – совпадает по структуре с внешней речью.

Внутренняя речь выполняет планирующую и контролирующую функции. Так, она является начальным моментом речевого высказывания, его программированием перед реализацией; средством рефлексивных действий, позволяющих строить самоустановки при общении с другими людьми и при осуществлении самоанализа, самооценки.

3.   Эгоцентрическая речь — промежуточное звено в переходе от внешней речи к внутренней. Около 3-х лет ребёнок начинает говорить вслух с самим собой, планировать в речи свои действия.

 

Позы и походка: психологическая интерпретация

Поможем написать любую работу на аналогичную
тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ — это… Что такое СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ?



СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ.

Языковой, фонетический, лексический, грамматический и речевой материал, усваиваемый в процессе обучения в виде правил, инструкций, текстов, языковых моделей и речевых образцов с целью практического применения в процессе речевой деятельности. В совокупности с речевыми навыками и умениями С. о. составляют содержание обучения. Процесс обучения складывается из обучения иноязычному языковому материалу (средствам общения) и обучения деятельности общения; оба аспекта обучения одинаково важны.

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР.
Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин.
2009.

  • СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИЕ
  • СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

Смотреть что такое «СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ» в других словарях:

  • Средства общения — поведенческие проявления, которые в ходе общения адресованы партнеру. Из них складывается живая ткань общения. По терминологии А.Н. Леонтьева и М.И. Лисиной в структуре коммуникативной деятельности они равнозначны операциям. Это те операции, с… …   Психологический лексикон

  • СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ ВЕРБАЛЬНЫЕ — СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ ВЕРБАЛЬНЫЕ. См. вербальные средства общения …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ — СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ. См. лингвистические средства общения …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ НЕВЕРБАЛЬНЫЕ — СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ НЕВЕРБАЛЬНЫЕ. См. невербальные средства общения …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ РЕЧЕВЫЕ — СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ РЕЧЕВЫЕ. См. речевые средства общения …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ — СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ. См. экстралингвистические средства общения …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ — СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ. Специальные программы, позволяющие организовать общение с помощью компьютера – чаты, форумы, блоги, гостевые книги, списки рассылки, социальные сервисы и др …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Средства общения народов разных государств —   Языки, служащие средством общения народов разных государств. Подразделяются на естественные и искусственные языки. Международные естественные языки в древнюю и средневековую эпохи, как правило, функционировали в сфере религии, а также науки,… …   Словарь социолингвистических терминов

  • средства общения народов разных государств — Языки, служащие средством общения народов разных государств: 1) естественные и 2) искусственные языки. Международные естественные языки в древности и в средние века обычно функционировали в сфере религии, науки, образования, литературы. Их… …   Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • Средства общения народов разных государств —    Языки, служащие средством общения народов разных государств: 1) естественные и 2) искусственные языки. Международные естественные языки в древности и в средние века обычно функционировали в сфере религии, науки, образования, литературы. Их… …   Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник

Книги

  • Специфические средства общения глухих, И.Ф. Гейльман. По словам автора, цель книги дать наиболее полное описание ручной коммуникации как специфического средства общения глухих, зафиксировать современную мимику, общепринятую в ареале Советского… Подробнее  Купить за 2353 грн (только Украина)
  • Специфические средства общения глухих, И.Ф. Гейльман. По словам автора, цель книги – дать наиболее полное описание ручной коммуникациикак специфического средства общения глухих, зафиксировать современную мимику, общепринятую в «ареале Советского… Подробнее  Купить за 2092 руб
  • Становление речи как средства общения. Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Выпуск 2. ФГОС, Ершова Наталья Васильевна, Аскерова Ирина Владимировна. Пособие входит в серию рабочих тетрадей, созданных данными авторами, для развития речи детей-дошкольников в самом широком смысле. В каждой теме представлены рассказы с опорными картинками,… Подробнее  Купить за 174 руб

Другие книги по запросу «СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ» >>

Язык (средство общения) — это… Что такое Язык (средство общения)?

Язык, стихийно возникшая в человеческом обществе и развивающаяся система дискретных (членораздельных) звуковых знаков (см. Знак языковой), предназначенная для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний и представлений человека о мире. Признак стихийности возникновения и развития, а также безграничности области приложения и возможностей выражения отличает Я. от так называемых искусственных, или формализованных, языков, которые используются в других отраслях знаний (см. Искусственные языки, Информационные языки, Язык программирования, Информационно-поисковый язык), и от различных систем сигнализации, созданных на основе Я. (азбука Морзе, знаки уличного движения и др.). По признаку способности выражать отвлечённые формы мышления (понятие, суждение) и связанному с этой способностью свойству дискретности (внутренней членимости сообщения) Я. качественно отличается от т. н. Я. животных, представляющего собой набор сигналов, передающих реакции на ситуации и регулирующих поведение животных в определённых условиях. Сообщение животных может быть основано только на непосредственном опыте. Оно неразложимо на различительные элементы и не требует речевого ответа: реакцией на него служит определённый образ действий. Владение Я. составляет одну из важнейших черт, выделяющих человека из мира животных. Я. есть в одно и то же время условие развития и продукт человеческой культуры.

Будучи в первую очередь средством выражения и сообщения мыслей, Я.


самым непосредственным образом связан с мышлением. Не случайно единицы Я. (слово, предложение) послужили основой для установления форм мышления (понятия, суждения). Связь Я. и мышления трактуется в современной науке по-разному. Наибольшее распространение получила точка зрения, согласно которой мышление человека может совершаться только на базе Я., поскольку само мышление отличается от всех других видов психической деятельности абстрактностью (абстрактными понятиями). Вместе с тем результаты научных наблюдений врачей, психологов, физиологов, логиков и языковедов показывают, что мышление происходит не только в абстрактно-логической сфере, но и в ходе чувственного познания, в пределах которого оно осуществляется материалом образов, памяти и воображения; мышление композиторов, математиков, шахматистов и т. п. не всегда выражается в словесной форме. Начальные этапы процесса порождения речи (т. н. интенция) тесно связаны с различными невербальными (несловесными) формами мышления. По-видимому, мышление человека представляет совокупность различных типов мыслительной деятельности, постоянно сменяющих и дополняющих друг друга, а словесное мышление ‒ лишь главный из этих типов. Поскольку Я. тесно связан со всей психической сферой человека и выражение мыслей не составляет его единственного назначения, он не тождествен мышлению.

Связь с отвлечённым мышлением обеспечивает Я. возможность, осуществляя коммуникативную функцию, передавать любую информацию, в том числе общие суждения, сообщения о предметах, не присутствующих в ситуации речи, о прошлом и будущем, о фантастических или просто не соответствующих действительности ситуациях (ср. ложные высказывания). С другой стороны, благодаря наличию в Я. знаковых единиц (слов), выражающих отвлечённые понятия, Я. определённым образом организует знания человека об объективном мире, расчленяет их и закрепляет в человеческом сознании. В этом состоит вторая основная (после коммуникативной) функция Я. ‒ функция отражения действительности, т. е. формирования категорий мысли и, шире, сознания. Взаимообусловленность коммуникативной функции Я. и его связи с сознанием человека была указана К. Марксом: «Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 29). Наряду с двумя основными Я. выполняет ряд других функций: номинативную (наименование объектов действительности), эстетическую (ср. эстетическое воздействие поэтического слова), магическую (культовую, ритуально-религиозную), эмоционально-экспрессивную (выражение эмоциональных реакций), апеллятивную (воздействие на адресат) (см. Функция в языкознании).

Различаются две формы существования Я., соответствующие противопоставлению понятий «язык» и речь. Я. как система имеет характер своеобразного кода; речь является реализацией этого кода. Речь может рассматриваться в статическом аспекте ‒ как текст, и в динамическом аспекте ‒ как речевая деятельность, представляющая собой форму социальной активности человека. Я. обладает специальными средствами и механизмами для образования конкретных речевых сообщений. Действие этих механизмов (например, отнесение имени к конкретному предмету) позволяет «старому» Я. прилагаться к новой действительности, создавая речевые высказывания. Как одна из форм социальной активности речь (речевая деятельность) обладает признаками сознательности (намеренности) и целенаправленности. Без соотнесения с определённой коммуникативной целью предложение не может стать фактом речи (речевого общения). Коммуникативные цели, имеющие универсальный характер, разнородны (сообщение некоторого суждения, запрос о получении информации, побуждение адресата к действию, принятие на себя обязательства и пр.). Некоторые действия, поступки немыслимы без речевых актов (обещание, извинение, поздравление и пр.). Речь необходимо участвует и во многих других видах социальной активности. Все формы литературной деятельности, пропаганда, полемика, спор, договор и др. возникли на базе Я. и осуществляются в форме речи. При участии речи происходит организация труда, а также многих других видов общественной жизни людей.

Я. обладает лишь ему свойственными чертами, делающими его уникальным явлением. В той и другой форме существования Я. выделяются национально-специфические и универсальные признаки. К числу универсальных относятся все те свойства Я., которые соответствуют общечеловеческим формам мышления и видам деятельности. Универсальны и те свойства Я., которые позволяют ему осуществлять своё назначение (наличие различительных элементов формы и значения, дискретность), а также те его характеристики, которые возникают как следствие единых для всех языков закономерностей развития (например, асимметрии в отношении формы и содержания). К числу национально-специфических относятся конкретные особенности членения, выражения и внутренние организации значений.

Совпадение структурных черт объединяет языки в типы (ср. флективные, агглютинативные и другие языки). Близость материального инвентаря единиц, обусловленная общностью происхождения, объединяет языки в группы, или семьи (индоевропейская, тюркская и другие семьи языков). Структурная и материальная общность, сложившаяся в результате языковых контактов, объединяет языки в языковые союзы (ср. балканский языковой союз).

Знаковая природа Я. предполагает наличие в нём чувственно воспринимаемой формы ‒ плана выражения, и некоторого чувственно не воспринимаемого смысла ‒ плана содержания, материализуемого при помощи этой формы. Звуковая материя (см. Звуки речи) является основной и первичной формой выражения смысла. Существующие виды письменности (кроме иероглифической; см. Письмо) ‒ лишь транспозиция звуковой формы в зрительно (или осязательно) воспринимаемую субстанцию. Они являются вторичной формой плана выражения. Поскольку звуковая речь развёртывается во времени, она обладает признаком линейности, который обычно сохраняется и в формах письменности.

Связь между сторонами языкового знака ‒ означающим и означаемым ‒ произвольна: то или другое звучание не предполагает с необходимостью строго определённого значения, и наоборот. Произвольностью знака объясняется выражение в разных языках разными звуковыми комплексами одного и того же или сходного значения (ср. русское «дом», английское house, французское maison). Поскольку слова родного языка вычленяют понятия, разграничивают их и закрепляют в памяти, связь между сторонами знака для носителей языка не только прочна, но и естественна, органична.

Способность соотносить звук и значение составляет существо Я. Материалистический подход к Я. подчёркивает неразрывность связи значения и звучания и в то же время её диалектически противоречивый характер. Естественно развивающиеся языки (в отличие от искусственных кодов) допускают варьирование звуков, не связанное с изменением значения, а также изменение значения, не влекущее за собой с необходимостью варьирования звучания. В результате этого одному значению могут соответствовать разные последовательности звуков (т. н. гетерофония, см. Синонимы), и одному звучанию ‒ разные значения (т. н. гомофония, см. Омонимы). Асимметрия в соотношении звуковой и смысловой сторон языковых знаков не препятствует коммуникации, поскольку арсенал средств, выполняющих смыслоразличительную роль, состоит не только из постоянных, образующих систему Я. единиц, но и из множества переменных, которыми пользуется человек в процессе выражения и понимания некоторого содержания (порядок следования единиц Я., их синтаксическая позиция, интонация, ситуация речи, контекст, паралингвистические средства ‒ мимика, жесты и др.).

В большинстве языков выделяется следующий ряд звуковых единиц: фонема (или звукотип), в которой слиты акустические черты (дифференциальные признаки фонемы) благодаря единству (симультанности) произношения; слог, объединяющий звуки выдыхательным толчком; фонетическое слово, группирующее слоги под одним ударением; речевой такт, объединяющий фонетические слова при помощи ограничительных пауз, и, наконец, фонетическая фраза, суммирующая такты единством интонации.

Наряду с системой звуковых единиц существует система знаковых (двусторонних) единиц, образуемая в большинстве языков морфемой, словом, словосочетанием и предложением. Благодаря наличию в Я. значимых единиц, различные комбинации которых создают высказывания, а также вследствие теоретической неограниченности объёма предложения из конечного набора исходных элементов (словаря) может быть создано бесконечное количество сообщений.

Членение (сегментация) речи на звуковые элементы не совпадает с её членением на двусторонние (знаковые) единицы (т. н. принцип двойного членения). Различие в сегментации определяется не только тем, что слог не совпадает в части языков с морфемой, но и разной глубиной деления речи на звуковые (односторонние) и значимые (двусторонние) единицы: пределом сегментации звукового потока является звук (единица артикуляции, фонема), не обладающий собственным значением. Этим обеспечивается возможность создания огромного числа различающихся по звуковому составу значимых единиц (морфем, слов) из очень ограниченного инвентаря звуков (фонем).

Знаковый, или семиотический, характер Я. как системы предполагает, что она организована принципом различительности образующих её единиц. При минимальности различий звучания или значения единицы Я. образуют оппозиции по определённому признаку (см. Оппозиция в лингвистике). Противопоставленные единицы находятся между собой в парадигматических отношениях, основанных на их способности к различению в одной и той же речевой позиции. Между единицами Я. возникают также отношения по смежности, определяющиеся их способностью к сочетаемости (см. Синтагматические отношения). Парадигматические и синтагматические отношения соответствуют двум основным принципам построения речи: выбору элементов для выражения некоторого содержания и их комбинации.

Передачу информации языком можно рассматривать не только с точки зрения организации его внутренней структуры, но и под углом зрения организации его внешней системы, т. к. жизнь Я. проявляется в общественно-типизированных формах его использования. Социальная сущность Я. обеспечивает его адекватность общественному устройству. Функции Я. социально обусловлены.

Все виды варьирования Я., возникающие под действием внешних факторов (временных, пространственных, социальных) и имеющие ту или иную функцию в социуме, составляют внешнюю систему данного Я. в данный период времени. Общей основой и источником организации внешней системы являются языковое состояние и языковая ситуация. Компоненты, характеризующие состояние Я., слагаются из форм существования Я. и форм их реализации (устная, письменная). К основным формам существования Я. относят диалект (территориальный и социальный) и литературный язык. Между этими крайними позициями располагаются различные типы обиходно-разговорные койне и просторечие. Территориальный диалект является территориально-ограниченной формой существования Я. Его коммуникативная сфера замыкается бытовым общением, функционально-стилевые возможности минимальны. В донациональный период общественного развития диалекты были основной формой существования Я. функционально-стилистическая дифференциация в этот период может вообще отсутствовать, но чаще всего из диалектов, оказавшихся в единой ситуации, выдвигаются какой-то диалект или диалекты на роль тех или иных функциональных стилей (см. Стиль языковой, Стилистика). Такой способ формирования функционально-стилистических систем называется экстенсивным. Появление наддиалектных форм, имеющих характер функционально-стилистических образований (обиходно-разговорная речь, формы речи, связанные со сферами поэзии, религиозных культов, сакрально-правовых и социально-правовых отношений и т. д.), знаменует собой новый этап в развитии языковых состояний и функциональных систем. Наддиалектное состояние носит экстенсивно-интенсивный характер, поскольку оно определяется не просто набором отдельных диалектов-стилей, но своеобразным сводом обобщённых форм речи (на базе диалектов), используемых в функциональных целях.

В период существования нации и национального языка диалекты оказываются в единой ситуации с литературным языком и противостоят ему как низшие формы речи высшей. Термином «социальные диалекты» обозначают варианты речи (лексические подсистемы), которые сложились в некоторых социальных группах общества: профессиональные лексические системы (язык рыболовов, охотников и т. д.), групповые, или корпоративные, жаргоны (учащихся, спортсменов, коллекционеров, солдат и т. д.), жаргоны деклассированных элементов (воровские жаргоны), условные, или тайные, языки (ремесленников, торговцев, нищих и т. д.). Социальные диалекты имеют территориальные различия. Их употребление сходно с использованием функциональных стилей, однако в функциональной системе языка они занимают периферийное, а не центральное положение. Обиходно-разговорные койне складываются из концентрации диалектов и выступают в качестве устной формы общения на территории, где сосуществуют несколько диалектов, или в городах (городские койне). Просторечие относится к средствам регионально-неограниченного устного общения. В нём используются нелитературные пласты лексики и нерегламентированные синтаксические построения. В отличие от устной формы литературного языка, к просторечию прибегают только при неофициальном общении.

Литературный язык имеет ряд признаков, которые принципиально отличают его от др. форм существования языка: обработанность, нормированность, широта общественного функционирования, общеобязательность для всех членов коллектива, развитость функционально-стилистической системы. Полнота проявления этих признаков достигается в период формирования нации, когда литературный язык сам становится важным фактором национальной консолидации. Он является высшей формой национального языка и противостоит в этом смысле всем др. формам существования языка, одновременно взаимодействуя с ними.

Я. возник одновременно с возникновением общества в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей. «… Формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась путем модуляции для все более развитой модуляции, а органы рта постепенно научились произносить один членораздельный звук за другим» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 489). Биологическими предпосылками человеческого Я. явились сложные двигательные и звуковые формы сигнализации, существовавшие у высших животных, прежде всего антропоидных обезьян, сравнительно высокое развитие их мозга, периферического голосового аппарата и стадный образ жизни со сложными внутристадными отношениями. В процессе перехода от животных предков к человеку, длившегося миллионы лет, на стадии питекантропов и синантропов, когда возник труд в собственном смысле слова, связанный с изготовлением орудий, начинает формироваться вторая, речевая, сигнальная система; звуки из средств выражения эмоций и инстинктов поведения постепенно становятся средством обозначения вещей, их свойств и отношений, начинают выполнять функции преднамеренного сообщения; складывается относительно устойчивая связь между представлением о предмете и ощущениями речедвигательного аппарата со слуховым образом звука. От элементарных, нечленораздельных звуковых комплексов первобытные люди ‒ по мере усложнения процесса материального производства, общественных отношений и сознания ‒ постепенно переходили ко всё более сложным обобщённым звуковым комплексам. Как показывают археологические материалы, формирование членораздельной речи с её специфическими чертами происходило на стадии кроманьонца (поздний палеолит), о чём свидетельствует, в частности, строение его периферических органов речи. Это было связано с возникновением homo sapiens и родового общества.

Возникновение членораздельной речи явилось мощным средством дальнейшего развития человека, общества и сознания. Через Я. реализуется преемственность различных поколений и исторических эпох. История каждого Я. неотделима от истории народа, владеющего им. Первоначально родоплеменные Я. по мере слияния племён и образования народностей трансформировались в Я. народностей, в дальнейшем, с образованием наций в период становления буржуазных отношений, возникли единые национальные языки.

Будучи связан с мышлением и психологией человека, его жизнью и общественным сознанием, историей народов и их обычаями, отражая национальную специфику и культуру народов, являясь формой выражения для литературы и фольклора как видов искусства, будучи основным источником знаний о внутреннем мире людей, обладая определённой чувственно воспринимаемой формой, Я. является источником получения косвенных данных для гуманитарных и естественных наук: философии, логики, истории, этнографии, социологии, юриспруденции, психологии и психиатрии, литературоведения, информатики, семиотики, теории массовой коммуникации, физиологии мозга, акустики и др. Я. во всей совокупности образующих его аспектов является непосредственным объектом изучения языкознания.

Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., Немецкая идеология, Соч., 2 изд., т. 3; Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; Ленин В. И., Философские тетради, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29; Потебня А. А., Мысль и язык, 3 изд., Хар., 1913; его же, Из записок по русской грамматике, т. 1‒2, М., 1958; Сепир Э., Язык, пер. с англ., М. ‒ Л., 1934; Вандриес Ж., Язык, пер. с франц., М., 1937; Балли Ш., Общая лингвистика и вопросы французского языка, пер. с франц., М., 1955; Есперсен О., Философия грамматики, пер. с англ., М., 1958; Ельмслев Л., Пролегомены к теории языка, пер. с англ., в сборнике: Новое в лингвистике, в. 1, М., 1960; Бодуэн де Куртенэ И. А., Избранные труды по общему языкознанию, т. 2, М., 1963; Карцевский С., Об асимметричном дуализме лингвистического знака, пер. с франц., в кн.: Звегинцев В. А., История языкознания XIX ‒ XX вв. в очерках и извлечениях, 3 изд., ч. 2, М., 1965; Виноградов В. В., Проблемы литературных языков и закономерностей их образования и развития, М., 1967; Будагов Р. А., Литературные языки и языковые стили, М., 1967; его же, Человек и его язык, 2 изд., М., 1976; Блумфилд Л., Язык, пер. с англ., М., 1968; Общее языкознание, т. 1‒ Формы существования, функции, история языка, М., 1970; Панфилов В. 3., Взаимоотношение языка и мышления, М., 1971; Общее языкознание, т. 2‒ Внутренняя структура языка, М., 1972; Бенвенист Э., Общая лингвистика, пер. с франц., М., 1974; Соссюр Ф. де. Труды по языкознанию, пер. с франц., М., 1977; HumboIdt W. von, Gesammelte Schriften, Bd 1 ‒ Werke, B., 1903; Bühler K., Sprachtheorie, Jena, 1934; Gramsci A., Opere, v. 2‒11 materialismo storico e la filosofia di Benedetto Groce, 4 ed., Torino, 1952; Havranek B., On comparative structural studies of slavic standard languages, t, 1, Prague, 1966.

Н. Д. Арутюнова, Б. А. Серебренников (язык и мышление), Г. В. Степанов (формы существования языка), А. Г. Спиркин (происхождение языка).

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.
1969—1978.

Речь и язык как средство общения — Студопедия

При всей общности понятий речи и языка их нельзя отождествлять. Речь возникает и развивается у человека в процессе его общения с окружающими людьми, благодаря которому он овладевает их языком. В процессе общения речь приобретает важнейшее значение для развития мышления, всей психической деятельности.

Люди говорят и пишут на определенном языке. Не может быть речи вне языка, без языка. Язык – это исторически сложившаяся у отдельного народа или народности система средств общения, система лексических и грамматических форм, их изменений и сочетаний. Речевая деятельность – это процесс общения людей посредством языка. Речь – это язык на службе у конкретного человека.

Язык и речь едины в том, что отражают две стороны одного и того же явления – общения людей. Однако, испытывая потребность в обмене мыслями с другими людьми, человек использует тот или другой язык, принадлежащий его народу. Язык – это всегда продукт народа, его истории. Речь представляет собой практическое использование людьми языка.

Язык – это система средств общения людей друг с другом, способов выражения мысли; система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации.

Язык нужен людям не только для непосредственного общения, но и для хранения опыта многих поколений. Новорожденный ребенок застает уже готовый язык, на котором говорят окружающие его люди. В процессе развития ребенок овладевает языком, пользуется им при речевом общении и усваивает с его помощью знания и умения.



Речь не существует вне языка, но и язык невозможен вне речи. Он «умирает», если люди перестают им пользоваться. К «мертвым» языкам относятся латынь, древнегреческий, древнеславянский, и др. Но речь нельзя отождествлять с языком. Язык развивается в общественно-исторических условиях, в процессе трудовой деятельности многих тысяч поколений, а речь человека развивается в условиях непосредственного общения людей в семье, в школе, на производстве. Язык не может подвергаться патологическим нарушениям, для речи отдельного человека это не исключено.

Речь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Речь это специфически человеческая форма деятельности, использующая средства языка.


Речь тесно связана с мышлением. Человек не только выражает свои мысли и воспринимает мысли других людей с помощью речи, но он и думает словами. Неразрывная связь речи и мышления проявляется в значении слова. Однако слово не просто называет те или иные предметы, оно выделяет в этих предметах определенные признаки, по которым и осуществляется процесс обобщения предметов. Таким образом, обобщающее логическое мышление невозможно без речи.

Речь воздействует на процессы, происходящие в организме. Слово может вызвать учащенное сердцебиение, заставить покраснеть или побледнеть. Слово бодрит и угнетает, бросает в жар и в холод, может нанести тяжелые травмы нервной системе. И это понятно. Человек реагирует не только на непосредственные впечатления от вещей, но и на их словесные обозначения как «сигналы сигналов». Содержание и сила воздействия слов зависят от важности для личности обозначаемых ими явлений жизни.

Речью обладают только люди. Голосовые реакции животных нельзя считать речью. Выполняя сигнальную функцию, они лишены предметного содержания, не обозначают сущности предмета, смысла явления. Тем более они не могут передать, от чего зависит то или иное явление, чем оно порождено. Голосовые реакции позволяют животным выражать свое состояние и сигнализировать о близости пищи, об опасности и т. д. Голосовые реакции животных не являются обобщениями и всегда стоят на уровне первой сигнальной системы.

С усложнением трудовых отношений, развитием техники люди стали замечать однородные явления, предметы, действия, свойства предметов. Это породило первые обобщения и отвлечения от конкретного. Возникли понятия. По мере умножения форм трудовой деятельности и познания окружающего мира понятия обогащались содержанием и взаимными связями. Появление грамматических форм и категорий – высокая стадия развития речи в единстве с мышлением.

Большое значение имеет смысловая сторона речи, она находит выражение не только в отдельных словах, но и в их соотношении, в системе слов, в которую слово в данный момент включено и требует единства речевого процесса.

Язык и другие (невербальные) средства общения.

Когда
говорят, что язык – основное или важнейшее
средство человеческого общения, то тем
самым подразумевают, что он – не
единственное средство общения между
людьми, что есть и менее важные, не
основные средства общения.

К
таким средствам относится, например,
жестикуляция (от франц. gesticuler– «жестикулировать») – это значимые
телодвижения, главным образом движения
головы или рук (речь идет о жестах,
которые распространены в обществе,
обслуживаемом звуковыми языками; жесты
как самостоятельная и притом единственная
система общения, используемая, например,
глухонемыми, представляют собой
эквиваленты выражений звукового языка).
Жесты – дополнительное, несамостоятельное
средство общения: жест может добавляться
к высказыванию, подчеркивая его или
усиливая его выразительность (ср.,
например, произнесение Нет с одновременным
покачиванием головы вправо-влево), либо,
в сравнительно редких случаях, замещать
собой слово или высказывание, когда
общение происходит непосредственно
(контактно) и собеседник видит мимическое
и жестовое поведение говорящего (так,
покачивание головой вправо-влево может
замещать собой отрицание Нет).

Мимика
(от греч. mimikos–
«подражательный») – это значимые
движения мышц лица, такие, например, как
улыбка, поднятие бровей в знак удивления
или нахмуренные брови, означающие
недовольство. Движения лица, подобно
жестам, также дополняют и усиливают
словесные средства, используемые в
общении. В особенности это касается
выражения эмоций. Например, выражая
удивление с помощью восклицаний типа
Да что вы!, Не может быть! и подобных,
слушающий может при этом высоко поднять
брови, округлить глаза и т.п. Запрещая
что-либо ребенку, вы можете не только
воскликнуть Нельзя! (словесное средство),
но и погрозить ему пальцем (жест), сдвинуть
брови к переносице (мимика). Отдельные
телодвижения, а также положение
собеседников в так называемом речевом
пространстве (т. е. в том пространстве,
в котором происходит устное речевое
общение) также нередко служат
дополнительными средствами передачи
информации о намерениях говорящего,
его внутреннем состоянии, его отношении
к собеседнику и т. д. В следующих устойчивых
выражениях отражается роль подобных
средств в человеческом общении: повернулся
спиной (к собеседнику) – что означает
«не желает разговаривать», надул губы
(«обиделся»), поник головой (выражение
уныния, печали).

Так
же, как и язык, системы жестикуляции и
мимики (невербальные средства общения)
сложились в обществе постепенно и в
достаточной степени стихийно. Но есть
и такие невербальные знаковые системы,
которые были специально разработаны
людьми для более удобной передачи
информации, связанной с определенными
видами деятельности. Такие знаковые
системы принято называть искусственными.
К числу искусственных знаковых систем
относятся, например, азбука Морзе,
морская сигнализация, знаки дорожного
движения, форменные знаки различия
военнослужащих (погоны, нашивки, кокарды
и др.), нотное письмо и некоторые другие,
искусственно созданные системы передачи
информации.

Сопоставление
человеческого языка (вербального
средства общения) с другими известными
нам невербальными знаковыми средствами
общения позволяет увидеть важное
свойство, отличающее человеческий язык
от всех прочих знаковых систем, –
универсальность. Мимика и жестикуляция
в подавляющем большинстве случаев
только сопровождают звуковую речь,
придавая ей добавочные эмоциональные
или смысловые оттенки. Искусственные
знаковые системы могут передавать лишь
ограниченные по своему содержанию типы
сообщений, связанные с той предметной
областью, для которой они созданы. Язык
же способен передавать сообщения любых,
ничем не ограниченных типов содержания,
кроме того, язык позволяет осуществлять
дистантную коммуникацию (т. е. передавать
информацию на расстоянии и хранить ее
во времени). Это свойство человеческого
языка и называется универсальностью.

Одним
словом, невербальные средства общения
не могут сравниться с языком по богатству,
гибкости выразительных средств и
разнообразию функций. В то же время все
они, в большей или меньшей степени,
ориентированы на языковую знаковую
систему.

Средства связи

Средства связи помогают нам передавать наши сообщения и идеи из одного места в другое. В современном мире средства связи стали очень важными. Раньше было очень трудно отправлять наши сообщения и получать сообщения из отдаленных мест. Такая отправка и получение сообщений и идей называется общением. Ниже приведены основные средства связи.

Почта и телеграф . В Правительстве нашей страны есть Департамент почты и телеграфа.У него тысячи почтовых отделений по всей стране. Почтовое отделение доставляет нашу почту, денежные переводы и посылки во все уголки нашей страны и мира и доставляет их нашим друзьям и родственникам, для которых они предназначены. Почта отправляется автомобильным, железнодорожным или авиационным транспортом. Письма — самое дешевое средство связи.

Радио, телевидение и газета — средства массовой информации. С помощью этих средств мы можем общаться с тысячами людей. В нашей стране очень много радиостанций.Эти станции транслируют радиопрограммы. По радио транслируются новости, музыка, спектакли, рассказы, сельскохозяйственная информация, выступления, реклама и другие важные объявления. Телевидение также предоставляет людям новости, информацию, образование, музыку и развлечения. Разница между радио и телевидением заключается в том, что последнее использует движущиеся картинки для передачи сообщения. Почти в каждом доме есть радио и телевизор. Они приносят нам полезную информацию о последних событиях в стране и мире.Газеты, журналы и книги — хорошие средства массовой информации. Это печатное средство массовой информации, которое распространяется далеко и широко. Газеты имеют очень широкий тираж, и каждый грамотный человек старается их просмотреть. Они приносят нам последние новости, рекламу и другую информацию. Щиты и рекламные щиты используются правительством и рекламодателями для информирования населения.

Сегодня мы не можем представить свою жизнь без Интернета . Интернет — это источник информации о нашем мире.Интернет — это новейшее средство связи. Это сеть компьютеров по всему миру. Электронная почта помогает нам отправлять сообщения через компьютеры. Когда почта доставляется в почтовый ящик пользователя, пользователь читает письмо, составляет новое и отвечает на него.

В последнее время стали популярными сотовых телефонов . У этого типа телефона нет проводов, и человек может носить его с собой, куда бы он ни пошел. Миллионы людей связаны друг с другом с помощью сотовых телефонов. С помощью мобильного телефона мы можем в любое время позвонить в любую страну мира.Мы можем использовать наш мобильный телефон для отправки коротких сообщений (SMS).

Я не очень часто читаю газеты. Я читаю их только в том случае, если происходит что-то очень важное или если я нашел там что-нибудь, что мне действительно интересно. Я слушаю радио довольно часто. Несмотря на музыку, которую они играют, я могу найти там много информации. Я считаю, что Интернет — лучший способ общения. Там много информации, вы также можете смотреть телевизор через Интернет или слушать радио, а также читать газету или журнал.

1. Какие средства связи вы знаете?

2. Как мы можем позвонить в государственный департамент, который занимается нашей почтой, денежными переводами и посылками?

3. Как можно перевезти нашу почту?

4. Письма — самое дешевое средство связи, не так ли?

5. Какие программы транслируют радиостанции?

6. В чем разница между радио и телевидением?

7.Как Интернет помогает людям общаться?

8. Мобильный телефон беспроводной, не так ли?

9. Что такое SMS?

10. Какие средства связи вы предпочитаете использовать? Зачем?

Словарь и речевые упражнения


Дата: 17.12.2015; просмотр: 3169


.

Важность средств связи


Устройства, используемые для разговора или отправки сообщений с одного конца на другой; или от одного человека к другому называются средствами связи. Средства общения — необходимая часть настоящей жизни. Студенты должны знать о важности этих средств связи. В этой статье мы описали детали и важность этих устройств с некоторыми привлекательными изображениями.

Важность средств связи

Что такое общение?
Общение — это способ выражения наших мыслей.Другими словами, коммуникация означает отправку или получение сообщения от одного конца к другому. Мы можем выражать свои чувства другим людям, говоря, письменно или молча. Все живые существа общаются друг с другом по-разному. У них разные типы голосов, и они понимают значение голоса своего вида. Человек также развил свой диалект для общения с другими людьми. Мы изучаем разные языки, чтобы понимать значение других диалектов.
Pigeon image

Что такое средства связи?

Устройства, используемые для разговора или для отправки сообщения от одного конца к другому или от одного человека другому, называются средствами связи.Средства общения — самая необходимая часть современного образа жизни. В наше время существует множество средств коммуникации, таких как газета, телефон, мобильная связь, телевидение, Интернет и т. Д. Они играют очень важную роль в нашей повседневной жизни. Важность средств связи в жизни каждого человека в эту эпоху огромна.

Средства связи в древности
В древности голуби использовались для отправки писем. Это было медленное и ненадежное средство связи.В ранние века всадники также использовались для отправки королевских посланий.

Средства связи в современную эпоху
Телефонная и мобильная связь
Телефоны и мобильные телефоны являются наиболее часто используемыми средствами связи. Они не только очень быстрые, но и мгновенно связывают удаленные места. Они связывают не только крупные города, но и деревни всего мира. Услуги STD (набор абонентской внешней линии) используются для связи с людьми в одной стране, а услуги ISD (международный набор абонентских линий) — для связи людей из разных стран.

Телефоны статичны, в то время как мобильные телефоны можно носить где угодно, поэтому сейчас они очень популярны. Они помогают любому общаться с другими в любое время и в любом месте.
Telephone communication device image
Письма
Письма являются наиболее распространенным средством общения. Для написания писем используются открытки, внутренние письма, конверты, почтовые марки и т. Д. Денежный перевод может использоваться для отправки денег, а экспресс-почта и курьерские службы могут использоваться для отправки срочных сообщений по почте. Для быстрых и очень срочных сообщений можно отправить телеграмму через телеграф.
Letter image
Средства массовой коммуникации
Когда мы хотим передать сообщение очень большому количеству людей в разных местах, мы можем использовать любую из газет, журналов, кино, радио и телевидения и т. Д. Это называется массовой коммуникацией.

Газеты и журналы
Газеты используются для передачи новостей обо всем, что происходит во всем мире. Газета и журналы печатаются на разных языках.

Интернет
Email image
В современную эпоху Интернет является очень дешевым и надежным средством не только для общения, но и полезным для работы и обучения.Интернет превратил весь мир в очень маленькое рабочее место. Мы можем искать любую информацию в Интернете. Поисковые системы помогают найти эту информацию в кратчайшие сроки. Электронную почту можно использовать для отправки небольшого или большого количества информации в любую часть мира.

Радио и телевидение
Новости и развлекательные программы передаются по радио и телевидению. Радио можно использовать только для передачи звука, тогда как телевидение может передавать как аудио, так и видео для связи.
Radio communication device image

Радары и искусственные спутники

Radar image, Satellite Communication Image
Радары в основном используются вооруженными силами для получения информации о противнике. Их можно использовать для определения местоположения самолетов противника в воздухе. Они очень полезны для управления воздушным движением в аэропортах.

Искусственные спутники используются для связи с очень удаленными местами. Они используются для прямой трансляции матчей и других программ по всему миру.

Раскраски о средствах связи см. На странице Средства связи Раскраска

Некоторая важная информация о средствах связи приведена ниже:

• Александр Грэм Белл изобрел телефон, работая с глухими в 1874 году.
• Первым спутником Индии был «Арьябхатта».
• Чарльза Бэббиджа называют отцом компьютера

Чтобы узнать больше об изобретениях, посетите страницу раскраски Великие изобретения

.

Средства связи

Дата публикации: 5 июня 2012 г. | Обновлено: 5 июня 2012 г. | Категория: Общие | Автор: Niral | Уровень пользователя: Золотой | Баллы: 35 |


Человек не может жить один в этом мире. Мы хотим делиться знаниями и идеями с другими, что происходит только посредством общения. Средства коммуникации действуют как среда для распространения коммуникации. Это важнейшая часть общественной жизни человечества. В этой статье я сосредоточусь на некоторых важных средствах коммуникации, таких как газеты, письма, радио, телевидение и Интернет.

Введение

Отправка и получение сообщений / идей из одного места в другое называется общением. Проще говоря, это обмен идеями, фактами и мнениями, а необходимая для этого среда называется «Средства коммуникации». Современная наука творит чудеса. Развитие науки и техники привело к появлению множества новых способов коммуникации. Как кто-то правильно сказал, наука дала глаза слепым, уши глухим и конечности калекам.В нынешнем веке современные средства связи превратили мир в маленькую деревню. Он играет ключевую роль в нашей жизни. Без этого не может существовать ни один бизнес. Мы можем связаться с нашими родственниками, друзьями и миром в течение нескольких секунд.

Газета

Газета — печатный источник информации. Это одно из самых дешевых и старых средств связи. Мы приветствуем газеты ежедневно с рассветом. Они своего рода зеркало, в котором отражаются текущие события и движения.Есть два типа газет: одна — политическая, другая — экономическая. На них тоже есть реклама. Если человек увлекается чтением, он может получить от газеты массу удовольствия. Для чтения газет не требуется электричество, а значит, экономия энергии. Но газеты не обладают гибкостью, потому что, когда что-то происходит, мы не можем прочитать это до следующего дня.

Письма

Есть два типа писем: формальные письма и неофициальные. Письмо, отправленное в колледж, школу, бизнес или любое учреждение (частный или государственный сектор), называется официальным письмом.Официальные письма по-прежнему широко используются для жалоб, предложений и информирования. Письма, которыми обмениваются друзья и родственники, называются неформальными письмами. В настоящее время неофициальные письма устарели из-за наличия других современных средств связи, таких как телефон и Интернет. Каждый может использовать это средство очень легко, так как нет необходимости в каком-либо конкретном устройстве. Получатель письма может вести физический учет писем.

Радио

Радио было изобретено Гульельмо Маркони.Это слуховой аппарат. Он прост в эксплуатации и имеет невысокую стоимость. Радио транслирует последние местные, национальные и международные новости. Помимо новостей, это важное средство полезного и интересного досуга. Мы можем слушать комментарии о крикете, новейшую и классическую музыку, драмы, рассказы, сельскохозяйственную информацию, важные объявления правительства, прогнозы погоды, речи и рассказы. Радио лучше всего подходит для информирования людей об образовании взрослых и планировании семьи.Так что это благо как для грамотных, так и для неграмотных. Как правило, машинисты поездов, полиция и промышленные рабочие используют радио для связи.

Телевидение

Телевидение (телевидение) было изобретено Джоном Бэрдом. Телевидение объединяет глаз и слух и преодолевает повальное увлечение радио. Теперь телевизор становится членом семьи в нашем доме. Это одно из самых мощных и полезных средств коммуникации современности. Это источник образования и развлечений. Мы можем смотреть последние и классические фильмы, матчи по крикету, сериалы, реалити-шоу и т. Д. По телевизору.Нельзя забывать о вкладе каналов Discovery и National Geographic. Новостные каналы играют ключевую роль в общении с правительством и народом. Люди могут выразить свое удовлетворение или недовольство политикой правительства с помощью новостных каналов.

Телефон

Телефон был изобретен Александром Грэмом Беллом. Мы можем разговаривать с людьми, которые находятся далеко от нас, по телефону или мобильному телефону. Мобильные телефоны также предоставляют услугу SMS (служба коротких сообщений). Это помогает нам передавать и получать срочные сообщения.Мы можем поговорить с любым человеком в разных городах и даже в разных странах с помощью звонков STD (Subscriber Trunk Dialing) и ISD (International Subscriber Dialing). Но телефоны не идеальны. Мы не можем носить с собой телефоны, когда выходим из дома. Мобильные телефоны преодолели этот недостаток. Они помогают нам общаться с другими в любое время и в любом месте.

Интернет

Интернет объединил людей во всем мире и произвел революцию в области средств связи.Это самый дорогой, но самый быстрый способ связи по сравнению с другими. Благодаря использованию Интернета мы можем создавать безбумажные коммуникации. Электронная почта (e-mail) — это способ отправки сообщений с одного компьютера на другой. Средство позволяет отдельным лицам и группам общаться друг с другом. Это быстро, просто и эффективно. Он широко используется между людьми, учреждениями и предприятиями. Из-за посещения веб-сайтов социальных сетей, таких как facebook, twitter и orkut, использование электронной почты сокращается, особенно среди молодежи.Это позволяет нам творчески и привлекательно общаться с коллегами. Мы можем общаться не только с друзьями и родственниками, но и с незнакомыми людьми. Таким образом, безбумажная связь косвенно снижает вырубку лесов.

.

Интернет как средство социальной и политической коммуникации

Abstract
Никто не станет спорить, что за последние десять-пятнадцать лет в обществе многое изменилось, в первую очередь из-за массового проникновения Интернета в культуру и сознание. Сегодня влияние Интернета и новых информационных технологий на общественность возрастает настолько быстро, что возникает необходимость пересмотреть его роль и значение в общественной жизни и общественной деятельности.

Стремление построить открытое информационное общество, основанное на человеческих интересах, в котором отдельные люди и сообщества могут реализовать свой потенциал, является важной глобальной тенденцией.Широкое использование Интернета как средства социальной и политической коммуникации на всех уровнях взаимодействия между людьми заставляет рассматривать Интернет как инновационный фактор социализации. Увеличение количества информации в процессе коммуникации в сети, а также свободный доступ к данным, в свою очередь, способствуют социализации, расширяют участие людей в жизни общества. (Hassan 2007) Потому что информация в современной жизни очень важна, так как позволяет людям ориентироваться в сложных социальных, экономических, политических и культурных процессах, происходящих в обществе.Интернет позволяет увеличивать объем информации и различных видов общения, создавать информационный ресурс и расширять коммуникативное пространство. (Хасан 2008; МакЧесни 2007)

В этой статье необходимо рассмотреть новые медиа и их роль в обществе, уделяя особое внимание блогам. Необходимо говорить о сущности блогосферы, ее значении и роли как отдельных людей, так и общества.

Влияние Интернета и цифровых СМИ на социальную жизнь каждого человека и общества в целом

В начале 21 века Интернет — это современное коммуникативное пространство, которое влияет на жизнь людей и общества в целом.Как техническое средство массовой коммуникации Интернет значительно расширяет типы каналов связи и изменяет взаимодействие отдельных лиц и социальных групп. (McChesney 2007) Интернет-сети используются для различных типов общения: межличностного, внутригруппового, группового, массового, для выражения и защиты интересов отдельных лиц и социальных групп. Диалог между властью и обществом в сети способствует вовлечению граждан в процесс принятия решений, их участию в управлении, тем самым способствуя процессу демократизации.(Хасан 2008; МакЧесни 2007)

Глобальная информационная сеть

предлагает большие возможности не только в различных сферах, но и становится основой жизни многих людей, которые сегодня не представляют свою жизнь без использования Интернета на работе, в политической и экономической сферах и в повседневной жизни. Все это свидетельствует не только о принципиально новом типе публичной коммуникации, но и о переходе на новый уровень общественного развития. (Макчесни 2007)

Чтобы понять суть этого нового вида общения и социального взаимодействия с помощью Интернета, давайте рассмотрим суть блогов (и блогосферы), которые стали одним из самых популярных способов онлайн-общения.Поэтому необходимо учитывать природу блогов и многочисленных онлайн-дневников. В чем его назначение и функция? Какое влияние блоги оказывают на читателей и общество? Кому они нужны и зачем? И как они влияют на культуру и массовое сознание? Почему люди должны писать свои мысли на открытом пространстве? Что они хотят сказать и кому? На эти вопросы нелегко ответить.

Блоги как новая сфера массовых коммуникаций и обмена информацией

Блоги сейчас называют основными альтернативными СМИ в 21 веке из-за их огромной популярности и огромной аудитории.И это понятие появилось не так давно: слово «блог» вошло в обиход лет десять назад, когда Интернет только набирал обороты. В декабре 1997 года Йорн Баргер предложил термин «веб-журнал» для онлайн-дневников (от фразы «ведение журнала в сети», что означает «запись сетевых событий»). Чуть позже это слово было сокращено до «мы блог», и с тех пор оно стало общепринятым определением интернет-журнала. (Реттберг, 2008 г.)

В 2004 году самый полный английский словарь Merriam-Webster назвал «блог» — сетевой дневник — словом года.Массовое признание блога наступило тогда, когда возможность вести личный блог получил каждый, даже не очень опытный пользователь Интернета. В 1999 году был открыт сайт «Блоггер», а затем «Живой журнал» (Livejournal.com). Эпитет «живой» отражает идею хорошего общения между многими людьми, которые сами пишут заметки и могут оставлять комментарии в дневниках других людей. Это самая важная часть ведения блога — неограниченное общение и обмен информацией между любыми пользователями. (Реттберг, 2008 г.)

Хотя большинство блогов не содержат свежей или интересной информации и часто используют чьи-то идеи и мысли, тем не менее они несут массовое распространение идей и информации.Благодаря широкому использованию Интернета и цифровых медиа у людей есть возможность делиться любыми идеями, быть услышанными, а также услышать другие мнения и идеи из любой точки мира. Это новый вид свободы, свобода самовыражения, которую цифровые СМИ привносят в нашу жизнь.

Блоги и онлайн-журналы имеют огромную аудиторию, у которой нет ограничений по полу, возрасту или стране. Ежедневно миллионы людей читают, пишут и обмениваются своими идеями. (Rettberg 2008) Это новая форма общения и социального взаимодействия для тех, у кого есть доступ к Интернету, а это большинство людей в Европе, Америке, Азии и других странах.Интернет и цифровые медиа дают нам возможность безграничного общения. Может быть, таким образом Интернет дает возможность исправить то, что он создал: изолировать людей друг от друга, резко сократить личное общение, диалог лицом к лицу?

Блог — очень важная форма общения. Он отличается от статических веб-сайтов и блогов прежде всего тем, что дает посетителю возможность прокомментировать каждое сообщение, погоду, чтобы критиковать или одобрять. То есть каждый имеет право высказать свое мнение, и именно комментарии делают блог или журнал «живым».(Реттберг, 2008 г.)

Более того, блог — это сообщество, поскольку каждый блог рано или поздно получает читателей, и у некоторых из них есть желание подписаться на получение сообщений электронной почты о новых записях в блоге. На коллективном хостинге блогов таких подписчиков называют друзьями, а сообщения от всех друзей образуют ленту друзей. Друзья читают друг другу записи и обмениваются информацией. Авторы публикуют отдельные блоги, называемые «списком блогов», со ссылками на своих любимых авторов. (Реттберг, 2008 г.)

За 10 лет блоги стали реальной альтернативой СМИ, своего рода «теневой» медиа-империей, конкурирующей с точки зрения социального и политического влияния, которая превращается в информационный канал для серьезных новостей и комментариев.Постепенно стирается грань между политическими блогами и «большой журналистикой», и все еще остается спорным вопрос, следует ли относить блоги к новым СМИ.

Объем информации, передаваемой через блоги, может быть сопоставим с информацией, которая поступает через СМИ, но есть существенная разница. К СМИ предъявляются строгие требования к форме и содержанию информации: уровень журналистских материалов должен быть высоким, информация СМИ должна быть точной, соответствовать принятым стандартам (не оскорблять, воздерживаться от поспешных выводов и компромиссов, не быть незаконно заимствованным из других СМИ (плагиат) и т. д.), должны соответствовать определенному жанру, быть актуальными и т. д., но эти требования не являются обязательными для блогов. Кроме того, в блогах информация приобретает специфические черты: она становится массовой не только потому, что нацелена на широкую аудиторию, но и потому, что производится массовой аудиторией. Итак, учитывая общий размах аудитории блогосферы, можно подсчитать, что информацию в ней распространяют сотни и даже тысячи независимых и беспристрастных авторов. (Реттберг, 2008 г.)

Также важно отметить, что блог — это канал бесплатного доступа для массовой аудитории.Благодаря популярности и авторитету аудитории блоги используются как канал бесплатного массового распространения информации, способной активизировать аудиторию и спровоцировать ее на действия. С одной стороны, блоги предоставляют определенный контент бесплатно, с одной стороны, они предоставляют доступ массовой аудитории. Блоги также являются пространством, в отношении которого иногда нарушается закон об авторском праве: например, многие СМИ, запрещая использование своего контента без предварительного письменного согласия редакции, предоставляют на сайте специальные коды «для размещения в блогах», которые поощряет незаконное распространение контента через этот канал.Вероятно, они воспринимают блогосферу прежде всего как источник аудитории — а уж потом только как конкурента. Блоги с точки зрения СМИ имеют самый ценный ресурс в информационном пространстве — аудиторию.

Поэтому важно сказать о другой стороне ведения блогов — их использовании для воздействия или побуждения массовой аудитории к действию или реакции. Это связано с тем, что ведение блога — это способ попасть в массовую аудиторию за счет популярности и авторитета аудитории.Вот почему блоги используются как канал распространения информации, способный активизировать и побудить аудиторию к действию. Блогосфера стала одним из средств возбуждения и воздействия на аудиторию. Типы воздействия и продвижения через блогосферу аудитории:

  • мотивация к конкретным физическим действиям — к встрече, написанию писем и др .;
  • поощрять чтение СМИ, например электронную рекламу газет, аудио- или видео-версии СМИ;
  • использование доступа к аудитории для изменения своего мнения, попытки общественных деятелей извиниться, восстановить свой имидж;
  • использование доступа к массам для рекламы — прямое использование блогов в рекламных целях.

Доказательство тому — многочисленные массовые протесты и гражданские выступления во многих странах: волна гражданских протестов в Канаде и Великобритании, экономические забастовки в Европе и Израиле, а также «Арабская весна 2011» — волна революций в Ливия, Египет, Тунис и ряд других африканских стран в начале года. Примером может служить недавнее событие в Нью-Йорке «Захвати Уолл-стрит», которое было попыткой людей выразить свою социальную позицию. Общей чертой протестов на Востоке, в Европе и Америке является огромная роль социальных сетей и блогов в организации протестов.Во всех этих событиях социальные сети и блоги сыграли огромную роль как средство распространения идей, побуждая людей к массовым протестам.

Массовые протесты 2011 года показали, что цифровые СМИ, такие как блоги и социальные сети, можно использовать для мобилизации граждан на протесты, чтобы вовлечь население в эпицентр событий. Роль социальных сетей и блогов для координации массовых демонстраций сейчас является предметом общественного внимания во всем мире.

Цитированных работ:

Хасан, Роберт.Информационное общество. Wiley, 2008
Листер М., Дови Джон, Грант I. Новые медиа: критическое введение. Рутледж, 2008
Макчесни Р. Коммуникационная революция: критические моменты и будущее средств массовой информации. Нью-Йорк: New Press, 2007.
Marshall, P.D. Новые медиа-культуры. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 2004.
Реттберг, Джилл В. Блоггинг. Polity Press, 2008

,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *