Гуманистические идеи: история появления, идеи, гуманистические принципы и нормы прав человека
история появления, идеи, гуманистические принципы и нормы прав человека
За несколько тысячелетий человечество проделало огромный путь. Многие вещи, некогда считавшиеся нормой жизни, в наши дни считаются дикостью, варварством и преступлением. Современный гуманизм и его принципы ныне признаны естественными, став составной частью моральных устоев общества.
Впрочем, дискуссии вокруг данного понятия не утихают. Светски и религиозно настроенные люди, либералы, консерваторы и защитники прав различных меньшинств продолжают ожесточенно спорить о гуманности и ее критериях. Поэтому для начала обратимся к истории вопроса.
Что такое гуманизм
За последние несколько столетий разные мыслители и общественные активисты дали десятки трактовок данного понятия. Универсальное же и расширенное определение можно сформулировать следующим образом.
Гуманизм — учение, которое ставит во главу угла человеческую личность, ее жизнь, чувства, желания, права и свободы.
Происхождение слова
Термин восходит к латинскому корню и первоначально звучал как «studia humanitatis», то есть «изучение «человечности», понимаемой как полнота природы человека. Значение заимствовано из текстов римского оратора Цицерона, который видел ее как продукт развития античной культуры, зародившейся в греческих полисах. Первые гуманисты также называли себя ораторами или риторами, подчеркивая связь с традициями древности.
Долгое время понятие обозначало направление мысли, изучающей человека в целом и его земные нужды в противоположность теоцентризму — религиозному подходу, ставящему по главу угла вопросы бытия и высших смыслов.
Принято считать, что в современном понимании термин впервые был использован в 1808 году. После выхода труда немецкого историка Георга Фогта о философии Возрождения понятие плотно входит в научный дискурс. В итоге оно получило много разных формулировок.
Определение в Библии
«Душа по своей природе христианка», — так писал Тертуллиан, античный писатель, мыслитель и апологет. Писание говорит о сотворении людей по образу и подобию Бога и наделяет их высшей степенью достоинства. Принижение и обесценивание человеческой личности часто понимается в учении церкви как греховное деяние и вызов против божественной мудрости и порядка вещей.
Евангельская проповедь говорит о наличии в каждом человеческом существе искры божьей, тем самым уравнивая всех в изначальной ценности, дарованной Богом. Нет ни эллина, ни иудея — этот постулат близок идее равенства, отраженной во Всеобщей декларации прав человека уже в наши дни.
С другой стороны, в библейской концепции род людской не является вершиной мироздания. Говорится об изначальной поврежденности человеческой природы, обусловленной первородным грехом и преодолеваемой через искупление. Это положение может пониматься по-разному — оно стало предметом ожесточенных споров и очень часто гуманным не признается.
Значение понятия в философии
На протяжении веков мыслители пытались сформулировать его универсально, за рамками религии либо условностей данной культуры, времени и нравов. В конечном счете возникает постулат о человечности вне границ.
Его можно описать через следующие установки:
- ценность каждого индивида вне зависимости от происхождения, пола, религии, социальных и других отличий;
- изначально хорошее отношение к людям в конечном счете улучшает их;
- люди есть высшая ценность — важнее идей, материальных и других благ.
Гуманизм и гуманность
Оба понятия тесно связаны, а потому их часто путают, ибо второе во многом формируется на следовании принципам первого, понимается как свойство характера и тип поведения в обществе. Вести себя гуманно — это значит стремиться к сочувствию, состраданию и уклонению от причинения зла и жестокости.
Также гуманность можно описать как набор личностных установок личности в картине мира, который характеризуется способностью субъекта к сопереживанию, содействию и помощи окружающим. В психологии это также называется эмпатичностью, хотя данный термин более узкий и относится прежде всего к эмоциональной, а не поведенческой сфере. Можно сказать, что гуманность есть реализация гуманистических ценностей и установок на уровне индивидуальных свойств личности, ее идентичности и поведения в социуме.
Историческая справка
Встречается мнение, что основа для гуманистических идей была заложена еще в глубокой древности и нашла свое отражение как в античной мысли, так и в мировых религиях. Но все же точкой отсчета принято считать время Ренессанса. Именно тогда в работах ученых и философов появились тезисы, из которых непосредственно выросли современные гуманистические концепции.
История появления и развития
В раннее Средневековье цивилизация Европы переживает упадок и долгое время находится на очень низком уровне. В итальянских полисах благодаря активной международной торговле и развитой городской жизни происходит культурный обмен. Кризис и падение Византии способствует концентрации уцелевшего античного наследия на Аппенинах — многие труды греческих мыслителей обретены заново в оригинале или арабских переводах. Все это в конечном итоге рождает мышление нового типа — антропоцентризм, ставший альтернативой картине мира, установленной церковью.
Наступает эпоха Возрождения. Приверженцы антропоцентрического подхода стремятся сместить фокус внимания на человека, его желания и потребности. Под studia humanitatis понималось то, что сейчас скорее бы назвали вопросами саморазвития. Мыслители включают сюда взращивание таких качеств, как ученость, добродетель и благое поведение. Эти свойства увязывались с «возделанностью» индивида через классическое образование на основе античных образцов. Под влиянием стоицизма формируется новый идеал личности — исполненной разумом, силой духа и творчества, великодушной, справедливой и активно познающей мир.
В Новое время гуманистичность уже понимается иначе — влияние богословия и христианской идеи промысла Бога в жизни людей теперь окончательно отходит на второй план. Схоластики и богословы постепенно проигрывают светским философам. Утверждается деизм — идея, что влияние высших сил на этот мир в действительности гораздо меньше или отсутствует вовсе. Таким образом, человек, предоставленный Богом самому себе, признается вершиной мироздания и источником нравственного закона. Он имеет право на свободу, счастье и самосовершенствование.
Современное состояние
За последние два столетия мир переживает радикальные изменения. Колониализм, распространение и отмена рабства, отмирание сословных привилегий, мировые войны и процессы глобализации заставили людей неоднократно пересмотреть ценность личности и ее место в постоянно меняющемся обществе.
На данной стадии развития гуманистического движения можно выделить следующие этапы:
- Зарождение (середина XIX столетия — начало 1930-х годов).
- Становление и развитие (1930—1980-е годы).
- Возникновение и размежевания светского и религиозного направления (с 1980-х годов).
В 1933 году под руководством философа Роя Селларса и протестантского пастора Рэймонда Брэгга выходит Первый гуманистический манифест. В документе отражено стремление примирить веру с наукой и сформулировать некую новую религиозную концепцию, отвечающую нуждам времени. Так, признавалась несотворенность мира и теория эволюции, а также необходимость формулировать вопросы веры в научном ключе. Также отвергалось противопоставление священного и мирского, души и тела.
Второй манифест вышел в 1973 году и отражал реалии мира, уже пережившего ужасы Второй мировой войны и расколотого на два противоборствующих политических лагеря. Текст содержал призывы к объединению людей на основе общих принципов, борьбе с распространением оружия массового поражения, насилием и дискриминацией. Говорилось о правах и свободах людей в сфере общественной и личной жизни. Заявлялось, что не Бог спасает человека, а лишь он сам, беря на себя ответственность.
Следующий манифест был подписан в 2003 году и по объему был значительно меньше предыдущих. В нем призывается активно познавать мир, указывается неотъемлемая связь человечества с природой и его социальная сущность. Авторы призывают людей активно взаимодействовать и работать на благо общества.
Основные признаки
На сегодняшний день можно говорить о разделении движения на множество течений, разделенных по религиозным, политическим, идейным и этическим мотивам. Есть и тенденция к универсализму — стремление создать некий общий «гуманистический знаменатель», выносящий нравственные идеалы за рамки тех или иных учений и доктрин.
В целом же основу гуманистической концепции можно свести к следующим основным критериям:
- самодостаточность — свобода от влияния иных доктрин, идеи рождаются через нравственное развитие личности;
- первичность — гуманистические ценности есть главная основа социальной структуры общества;
- универсальность — применимость идей к любому человеку и типу социального устройства.
Принципы и нормы
Существует множество постулатов, признаваемых гуманистическими. Однако из-за сильной сегментации этого движения многие из них оспариваются или вовсе не признаются, особенно в контексте отношения к религии.
Поэтому лучшим здесь будет универсальный подход, согласно которому можно выделить следующие принципы:
- Свобода развития и выбора каждого индивидуума.
- Уважение достоинства и личных границ всех членов общества вне зависимости от происхождения, социального положения и взглядов.
- Демократический подход во взаимоотношениях между людьми.
- Прогресс и улучшение общества для повышения качества жизни и нравственного климата.
- Развитие организаций для защиты прав и свобод.
- Стремление к мирному урегулированию конфликтов между людьми и государствами.
- Признание человечества неотъемлемой частью природы и экологический активизм.
Основные виды
Изначально гуманистическое движение эволюционировало и разделялось именно в свете отношения к религии — можно проследить цепочку от сочетающих стоицизм и христианство мыслителей Ренессанса до воинствующих философов-атеистов Нового времени. Однако в прошлом столетии окончательно оформились и другие направления. Рассмотрим наиболее известные из них.
Литературный
Понимается как воплощение данных идей через литературное творчество. Авторы несут их читателю через создание образов, сюжетов, стараясь передать ему соответствующие ценности либо заставив задуматься об их актуальности.
Культурный
Так иногда именуют античное философское наследие, берущее свое начало в греко-римской цивилизации. Именно его рецепция в эпоху Ренессанса заложила базу для эволюции и утверждения гуманистических идеалов в современном понимании.
Философский
Данным термином можно именовать мировоззренческую базу или идейный фундамент для практической реализации гуманистических идей. Первоосновой здесь принято считать работы древнегреческих философов.
Религиозный
Сторонники этого движения стремятся к созданию общечеловеческой этики, своего рода религии без откровения и мистицизма, направленной на практическое решение земных вопросов. Однако термину нередко придается и другое значение — осмысление религиозных учений как источника гуманистичности, утверждение абсолютной ценности человеческого существа как божьего творения.
Светский
Пожалуй, самое известное направление. Его сторонники считают возможным вести этический и нравственный образ жизни без опоры на религиозную мораль или заповеди. Также свойственна вера в прогресс, силу науки и последовательная борьба за секуляризм — отделение религии и ее институтов от государства.
Народный
Достаточно редко встречаемое определение. Им иногда маркируют гуманистические идеи, имеющие специфику, которая обусловлена менталитетом того или иного народа либо этнической группы. На практике может пересекаться с религиозным или литературным, отражая особенности и верования конкретного социума.
Правозащитный
Сюда относится движение за защиту прав и свобод личности в общественной, политической и частной сфере. Активисты стремятся отстаивать интересы граждан, оказывающихся в уязвимом положении в плане взаимодействия с органами власти либо притесняемых другими людьми.
Пацифистский
Для гуманистического движения характерно негативное отношение к насилию в целом. Но пацифисты делают особый акцент на борьбе с войнами и другими вооруженными конфликтами. Декларируется необходимость решать политические и социальные противоречия путем переговоров. Пацифисты стали набирать силу в середине ХХ столетия на фоне войны во Вьетнаме.
Общественный
Во многом пересекается с правозащитным и порой трудно разграничить одно от другого. Акцент ставится на комплексную работу в целях улучшения нравов и морально-этического состояния социума в целом. Активисты занимаются волонтерской и благотворительной деятельностью.
Известные гуманисты
Первые деятели гуманистического движения были прежде всего теоретиками — изучали философию и формулировали идеи. Но далее те воплощались в жизнь другими людьми. Среди них писатели, ученые, врачи и представители многих других профессий.
Франческо Петрарка (1304—1374)
Выдающийся итальянский поэт эпохи Проторенессанса, знаток латыни и литературы Древнего Рима. Ученик Варлаама Калабрийского, греческого мыслителя-агностика. Автор исторических и полемических трудов, философских и лирических произведений. Признан основателем гуманистического направления в литературе.
Для творчества характерно отражение острого конфликта между зарождающими идеями гуманистичности и господствовавшей теоцентричной системой ценностей, основанной на католицизме. Вместе с тем лирика Петрарки отличается глубоким интересом к внутреннему миру личности, декларирует его многогранность и ценность.
Лоренцо Валла (1407—1457)
Итальянский мыслитель, историк и филолог, выросший в семье образованных чиновников, близких к папской курии. Занимался исследованиями древней философии, а также юриспруденции. Автор трактата «О подложности Константинова дара», стоявшего у основ исторической и филологической критики.
Симпатизировал античным идеям эпикурейства — учении о жизни как источнике удовольствия. Выступал против церковного аскетизма, полемизировал со схоластами и отстаивал способность самостоятельного выбора между добром и злом. За свои взгляды одно время преследовался инквизицией.
Эразм Роттердамский (1466—1536)
Голландский ученый, мыслитель, переводчик и богослов. Считается одним из крупнейших деятелей Северного Возрождения, заложивший традиции критического анализа и исследования библейских текстов. В области теологии активно разрабатывал и отстаивал учение о свободе воли. Жил и работал в Голландии, Франции, Англии и Швейцарии.
Был новатором в области педагогики, написал ряд трудов по вопросам воспитания детей. Рано осиротев, Эразм рос в приюте и много страдал от телесных наказаний. Во многом из-за пережитого ученый активно выступал за защиту ребенка от обыденного в то время бытового и воспитательного насилия.
Джордж Якоб Холиок (1817—1906)
Английский общественный деятель и публицист, участник рабочего движения. Родился в пролетарской семье, работал учителем, активно развивал создание кооперативов и написал по этому вопросу ряд трудов.
Был последним жителем Англии, осужденным за богохульство и антирелигиозные выпады. Известен введением в активное употребление понятия секуляризма, выступал за нравственное воспитание с использованием научных достижений и без участия церкви.
Пол Куртц (1925—2012)
Известный американский общественный деятель, университетский преподаватель и доктор философских наук. Придерживался скептицизма, опирался на критическое мышление и рационализм, яро критиковал описания паранормальных явлений. Куртц проявил себя как популяризатор научных знаний и был в числе ключевых фигур движения за секуляризацию общества. Он стал одним из авторов Второго гуманистического манифеста.
Елизавета Глинка (1962—2016)
Более известна как доктор Лиза. Российский врач, общественный деятель, филантроп и правозащитник. Была членом президентского Совета по развитию гражданского общества и правам человека, а также основателем нескольких благотворительных фондов.
Являлась одной из главных создателей отечественной паллиативной медицины — направления, занимающегося хосписами и поддержкой тяжелобольных либо неизлечимых пациентов. Активно помогала бездомным, инвалидам и детям — жертвам стихийных бедствий и военных конфликтов. Трагически погибла в авиакатастрофе.
Видео о времени заложения основ гуманизма
Эпоха Возрождения известна как время, когда были заложены основы современного гуманистического мировоззрения. Об этом видео.
Идеи гуманизма в педагогике
Слово «гуманизм» с латинского переводиться как человечность. В I в. до н.э. это слово уже употреблял греческий философ Цицерон (106-43 до н. э.). Для него humanitas — это развитие и обучение человека, которое способствует его возвеличиванию.
Как особенность мировой культуры, гуманизм появился еще в древнем мире. Древним египтянам удалось сформировать замечательные особенности нравственных поступков индивида.
Проявление гуманизма наблюдается на протяжении всей истории. Как направление в культуре, гуманизм появился в XIV веке в Италии, далее охватил Западную Европу в XV века. Эпоха Возрождения, или Ренессанс (от фр. renaitre — возрождаться) становится одной из ярчайших эпох в формировании европейской культуры, охвативших почти три столетия с середины XIV в. до первых десятилетий XVII в. В истории народов Европы это была эпоха перемен и нововведений. Наступает процесс рождения капиталистических отношений и распад феодализма, происходит формирование наций и появление крупных национальных государств, создается новая вид политического строя — абсолютная монархия, появляются новые социальные группы — буржуазия и наемный рабочий люд. Все это происходит в условиях высокого уровня городской цивилизации.
Изменился и внутренний мир человека. Люди в эпоху Возрождения были одержимы жаждой самоутверждения, великих побед, активно присоединялись к социальной жизни, по-новому смотрели на мир природы, тянулся к глубокому ее осмыслению, любоваться ее красотой. Для культуры Возрождения свойственно светское восприятие и постижение вселенной, установление ценности земного бытия, величественность ума и творческих возможностей человека, важность личности. Гуманизм становиться началом культуры Возрождения.
В некоторых итальянских высших учебных заведениях стали возвращаться к античным культурным и научным традициям. Чтобы усовершенствовать внутренний мир человека, главную роль отдавали совокупности дисциплин, состоящих из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти предметы стали теоретической базой ренессансной культуры и были названы гуманитарными дисциплинами. Латинское понятие «humanitas» в то время означало устремление к развитию человеческого достоинства, несмотря на длительное принижение значения всего, что связано с человеческой жизнью. Просвещенность и активность выступали идеалом для гармонии.
Основоположником идей гуманизма считается поэт и философ Франческа Петрарка (1304-1374). Петрарка был одним из первых величайшим гуманистом, поэтом и гражданином. В его творчестве прослеживаются истоки многих путей, с помощью которых формировалась ренессансная культура в Италии.
Ярким показателем этого подхода может служить, например, разносторонняя деятельность известного гуманиста Леона Баттисты Альберты. По словам Альберта, человек может одолеть все трудности лишь своей активностью.
Истинным гимном индивидуализму можно считать творчество Лоренцо Валлы. Личное благополучие выступает у него критерием нравственности.
Джованни Пико Делла Мирандола (1463-1494) в своей яркой «Речи о достоинстве человека» ставит личность в центр мира. Пико говорит о том, что достоинство человека заключено в его свободе: он может стать тем, кем только захочет.
Восхваляя мощь и величие человека, любуясь его удивительными творениями, мыслители эпохи Возрождения говорили о сближении человека с Богом.
В подобных рассуждениях Джанноццо Манетти (1396-1472), Марсилио Фичино(1433-1499), Томмазо Кампанеллы (1568-1639), Пико (1463-1494) и др. проявилась тенденция к обожествлению человека.
Однако гуманисты не были ни еретиками, ни атеистами. Наоборот, в подавляющем большинстве они оставались верующими. Но если христианское мировоззрение утверждало, что на первом месте должен стоять Бог, а затем — человек, то гуманисты выдвигали на первый план человека, а затем говорили о Боге.
Развитие гуманистических идей в России
Уже у первых великих поэтов XVIII века — Ломоносова и Державина — встречается секуляризованный национализм, объединенный с гуманизмом. Уже не святая, а Великая Русь волнует поэтов; любовь к отечеству, наслаждение величием России относятся всецело к эмпирическому бытию России вне всякого историософского обоснования. В этом послании к России есть, конечно, реакция против слепого поклонения Западу и презрительного отношения ко всему русскому, что так ярко выражаются в русском вольтерианстве.
Державин, настоящий «певец русской славы», отстаивает свободу и достоинство человека.
Выступая против слепого поклонения Западу, насмехаясь над жестокими нравами русской жизни того времени, Новиков с сожалением говорит о невыносимом положении крепостных. Работа мысли шла под знаком реакции тогдашним «западникам» и выработки нового национального самосознания. Однако в гуманизме XVIII века у русских людей на первое место ставиться основное значение морали и проповедуется превосходство нравственности над разумом.
Обратимся к следующему ярому распространителю русского гуманизма XVIII века — А. Н. Радищеву. Радищев стал неким знаменем, как яркий и предприимчивый гуманист, как усердный сторонник примата социальной проблемы.
В XVIII и начала XIX веков в России царствовало масонство. Привлекая большие слои русского общества, масонство, поднимало поэтические движения в душе, было школой гуманизма, и в то же время возбуждало умственные интересы. Давая свободу вольным поискам духа, масонство освобождало от бездумного и пошлого русского вольтерианства.
Гуманизм, подпитывающийся от масонства, мы знаем по фигуре Н. И. Новикова. В центре гуманизма располагалась реакция против ограниченного интеллектуализма эпохи. Основная мысль заключалась в том, что «просвещение без нравственного идеала несет в себе отраву». Прослеживается единство с проповедями Руссо, к возвеличиванию чувств, но есть и отголоски того течения в Западной Европе, которые были связанны с английскими моралистами, с созданием «эстетического человека» (особенно в Англии и Германии).
В русском гуманизме, который был связан с масонством, важную роль исполняли чисто моральные мотивы. В этом отношении гуманизм XVIII века непосредственно соединен с моральным патетизмом русской публицистики XIX века.
Особым гуманизмом нового подъема представляется философия экзистенциализма (от позднелатинского existentia — cуществование). Основателем экзистенциальной идеи для современного экзистенциализма стал Мартин Хайдеггер. Он воздействовал и на французский экзистенциализм.
В центре гуманизма находится любовь к детям и воспитание любви в детях. Все произведения знаменитых классиков педагогики и социальной педагогики пронизаны любовью к детям. И.Г. Песталоцци, организовавший приют для бездомных и стремившийся сделать его большой дружной семьей, в письме одному из своих приятелей писал:
Предложения со словосочетанием ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ
Гуманистические идеи одновременно формируются в искусстве, литературе, философии.
Гуманистические идеи академии очень ярко проявляются в её подходе к воспитанию.
Гуманистические идеи римского престола вызывали стойкое неприятие со стороны германских народов.
На него оказали заметное влияние европейские гуманистические идеи.
Я стал понимать, что всерьёз заинтересовался психологией мистицизма, модифицированной гуманистическими идеями и западным эмпирическим подходом.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова самопал (существительное):
Кристально
понятно
Понятно
в общих чертах
Могу только
догадываться
Понятия не имею,
что это
Другое
Пропустить
Эпоха возрождения и её значение для формирования гуманистических идей о достоинстве и правах человека (XIV — XVbb.).
Усиление борьбы за утверждение гуманистических идей в эпоху просвещения (XVIII в.).
Гуманистические идеи получили долгожданную свободу выражения.
С середины 30-х годов, вместе с широчайшим распространением гуманистических идей, происходит переориентировка французского гуманизма в религиозных вопросах.
Потому гуманистические идеи не просто корректируют распределяющую справедливость126, а формируют её содержание.
Гуманистические идеи коммунизма, социализма, демократии — только прикрытие.
И сегодня очень мало мужчин и женщин живёт гуманистическими идеями, пытается охватить различные области знания.
Оно придало гуманистическим идеям высший ценностный статус, соединив их с религиозно-нравственными ценностями.
По мере распространения гуманистических идей рабство, ещё несколько столетий назад распространённое по всему миру, изгонялось с одного континента за другим.
Внимание к нуждам человеческой личности, защита её свободы и права на счастье, обоснование равенства всех людей от природы, другие гуманистические идеи великих французских учёных — всё это характеризовало общественные воззрения, которые для своей эпохи носили революционный характер.
Реализуя синергетический принцип в процессе воспитания саморазвивающейся личности, педагогика может реализовать и антропологический подход, и гуманистические идеи, гармонично сбалансировав гуманитарное мировоззрение с естественнонаучным.
Лосев охарактеризовал всё это как «обратную сторону титанизма», из чего следует, что обрисованное падение нравов воспринималось им как прямое следствие гуманистических идей, основу которых составляла установка на индивидуалистическое самоутверждение личности.
С созданием отечественной системы ранней помощи и реализацией гуманистических идей воспитания личности маленькие дети с ограниченными возможностями здоровья получили возможность посещать не только специальные образовательные учреждения, но и массовые, в том числе центры игровой поддержки ребёнка.
Декоративно-прикладное искусство так же как и изобразительное, архитектура, музыка, театр, движение, хранит нравственные корни мировоззрения разных народов, способствует восприятию и переработке гуманистических идей.
Причём наблюдается весьма отчётливая зависимость между степенью влияния гуманистических идей на социальное устройство общества и силой воздействия уголовно-правовых принципов на законодательство.
Поэтому гуманистические идеи, направленные на преобразование и совершенствование отдельной просвещённой личности до разумного, свободного и достойного состояния, не могли найти отклик и оказать действенное влияние на массовое сознание.
Прекрасные гуманистические идеи типа «ликвидации эксплуатации человека человеком», «равенство», «справедливость» оказались дискредитированными.
Гуманистические идеи были подкреплены данными науки о более высокой эффективности ухода за пациентами в семье или сообществе себе подобных людей по сравнению с уходом в закрытом учреждении.
Конституционное провозглашение российского государства социальным, масштабные гуманистические идеи построения «общества для людей всех возрастов» превращают реализацию задач по созданию условий для повышения качества жизни граждан старшего поколения в одно из ключевых направлений государственной социальной политики.
Во-первых, глобальные проблемы, с которыми столкнулось человечество на пороге XXI века, породили стремление не только декларировать гуманистические идеи, но и добиваться их практической реализации во всех сферах жизни людей.
Любое современное общество должно с максимальной последовательностью направлять свои усилия на реализацию гуманистических идей и принципов, если оно хочет выжить, обеспечить динамизм и стабильность своего развития, высокий уровень благосостояния и благоустроенности жизни большинства своих членов, сделать их отношения более цивилизованными, а их самих более здоровыми и физически, и нравственно.
Общество воодушевится выдвинутыми автором гуманистическими идеями, идеями общечеловеческих ценностей.
— Пять столетий развития гуманистических идей не прошли даром!
Роботы искали ресурсы и других разумных существ, способных принять просветительские и гуманистические идеи искусственного интеллекта.
Гуманистические идеи, ослабление теоцентризма позволяют изменить социальные представления о взаимоотношениях отдельного человека, общества и государства.
Вишневская исходила из общей гуманистической идеи.
Они развивали гуманистические идеи образования и воспитания детей, призывали к гармоническому развитию физических и духовных задатков человека.
Но беда в том, что гуманистическая идея не понимает диалектический характер морали: без зла нет и не может быть никакого добра.
Обсуждали наилучшие способы распространения и изложения гуманистических идей.
Лекцию можно найти на аудиозаписи, и глубокий завораживающий голос автора вряд ли кого оставит равнодушным, как и гуманистические идеи, которые он несёт.
Но его гуманистические идеи в международном праве не теряют своей ценности и в настоящее время.
Обычно это адская смесь советов, «лайфхаков», красивых гуманистических идей о любви к ближнему и страшилок от психологии.
И всё же это была утрата одной из самых гуманистических идей.
Гуманистические идеи воспитания сохраняются ещё в сочинениях писателей XVI в.
Значит, спортивно-гуманистическая культура личности — это гуманистическое отношение индивида к спорту: процесс, средства и результаты деятельности по осмыслению, сохранению и развитию тех разновидностей, сторон, функций, компонентов спорта, которые индивид, ориентируясь на гуманистические идеи, оценивает как наиболее важные, т.
В пьесе изображено столкновение трёх культур: арабской, еврейской и христианской, и главный герой, Натан, проявляет поистине просветительское здравомыслие и толерантность, объявляя религии равноправными и одинаково подчинёнными высшей, наднациональной гуманистической идее.
Причём не исключено, что происходило это без особого влияния гуманистических идей и возвращения моды на античность, только благодаря изменению собственных вкусов в ходе приобретения жизненного опыта и оттачивания мастерства.
Роджерса имеет связь с гуманистическими идеями экзистенциальной философии, что привело к появлению тренингов социальных и жизненных умений, которые проводились в целях профессиональной подготовки менеджеров для их психологической поддержки и профессионального развития.
Своей практикой педагоги-новаторы утвердили гуманистические идеи сотрудничества и сотворчества с ребёнком, заложили основы внутренней свободы формирующейся личности, показали важность целесообразной помощи каждому и тем самым про ложили дорогу коренным демократическим изменениям в образовании, способствовали гуманизации общества.
Гуманистическая идея о человеке как самой большой ценности и высшей цели, сформулированная ещё античными философами, получила широкое распространение как в русской, так и в зарубежной современной социальной философии.
Во-первых, глобальные проблемы и трудности, с которыми столкнулось человечество уже на пороге XXI века, породили стремление не только декларировать гуманистические идеи, но и добиваться их практической реализации во всех сферах жизни людей.
гуманизм в искусстве — это… Что такое гуманизм в искусстве?
- гуманизм в искусстве
(от лат. humanus — человеческий, человечный) — отражение в произведениях искусства общечеловеческих прогрессивных идей, заключающихся в признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, в утверждении блага человека как критерия оценки общественных отношений.
Рубрика: литература и ее функции в обществе
«Высшая цель искусства — всестороннее развитие социально значимой и самоценной личности, формирование ее потребностей и ценностных ориентаций. Поэтому искусство способно одухотворить научный и технический прогресс, осветить его идеями гуманизма» (Ю.Б. Борев).
Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. От аллегории до ямба. — М.: Флинта, Наука.
Н.Ю. Русова.
2004.
- грустная интонация
- дактилическая клаузула
Смотреть что такое «гуманизм в искусстве» в других словарях:
ГУМАНИЗМ — (лат. humanus человечный) система мировоззрения, основу которого составляет защита достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье. Истоки современного Г. восходят к эпохе Возрождения (15 16 вв.), когда в Италии, азатем в… … Философская энциклопедия
ГУМАНИЗМ — (от лат. humanus человеческий) англ. humanism; нем. Humanismus. 1. Идеология и практика, основанные на принципах равенства, справедливости, рассматривающие человека как высшую ценность. 2. Направление в философии, науке и искусстве, акцентирующее … Энциклопедия социологии
ГУМАНИЗМ — [от лат. humanitas образованность, человечность], многозначный философский и культурно исторический термин, связанный с пониманием человека, его особого места в бытии, обнимающий ряд разнородных явлений жизни: 1) в педагогике воспитание и… … Православная энциклопедия
гуманизм (термин) — Историографическое значение термина гуманизм Относительно эпохи Гуманизма и Ренессанса существует бесчисленное множество критической литературы. Однако, ученые не только не достигли определенности и единодушного согласия в характеристике этой … Западная философия от истоков до наших дней
ГУМАНИЗМ — (от лат. humanus человеческий, человечный) совокупность идей и взглядов, выдвигающих на первый план человека, требующих уважения его достоинства, любви к нему и создания необходимых условий для гармонич. и всесторон. развития человеч. личности,… … Атеистический словарь
Гуманизм — или Возрождение (см.). Так называется движение, освободившее на Западе Европы личность и культуру от порабощения католическою церковью и положившее прочное начало новой независимой науке, светской философии, литературе, школе и самостоятельному… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Гуманизм, или Возрождение — (см.). Так называется движение, освободившее на Западе Европы личность и культуру от порабощения католическою церковью и положившее прочное начало новой независимой науке, светской философии, литературе, школе и самостоятельному искусству. Оно… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ГУМАНИЗМ — (от лат. humanus человеческий) англ. humanism; нем. Humanismus. 1. Идеология и практика, основанные на принципах равенства, справедливости, рассматривающие человека как высшую ценность. 2. Направление в философии, науке и искусстве, акцентирующее … Толковый словарь по социологии
ГУМАНИЗМ — 1) Мировоззрение, проникнутое любовью к человеку, уважением к его достоинству, заботой о благе людей и развитии у них высоких моральных качеств. 2) Прогрессивное движение в общественной мысли, литературе, искусстве и науке ряда стран Западной… … Словарь политических терминов
общечеловеческое в искусстве — отражение в искусстве общечеловеческих явлений, идеалов и ценностей. Рубрика: литература и ее функции в обществе Прочие ассоциативные связи: гуманизм в искусстве, национальное в искусстве, общечеловече … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Книги
- Палладио. Семь философских путешествий, Смирнов Глеб. На протяжении уже почти пяти столетий не было в искусстве архитектуры ничего более актуального, чем этот сверх-зодчий. Его имя стало мифом. В сознании просвещенногочеловечества Палладио… Подробнее Купить за 2442 руб
- В лабиринте проклятых вопросов. Эссе, Виктор Ерофеев. Второй том Собрания сочинений Виктора Ерофеева — значительно дополненное переиздание его книги `В лабиринте проклятых вопросов`, впервые вышедшей в 1990 г. после многолетнего замалчивания… Подробнее Купить за 690 руб
- Город — страна — планета. Модели гуманизма в художественной культуре, Елена Бурлина. Эта книга для тех, кто ищет в искусстве красоту и человечность, для тех, кто хотел бы видеть более гуманным и свободным свой город, страну, всю планету. Книга адресована ученикам, студентам,… Подробнее Купить за 340 руб
Другие книги по запросу «гуманизм в искусстве» >>
ГУМАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (основные идеи гуманистической педагогики и способы их реализации).
ПРОБЛЕМА
Российское общество находится на переломном этапе своего развития.
Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как к высшей ценности бытия, создание условий для развития каждого человека.
Поступательное движение к этому идеалу связано с гуманизацией жизни общества: в центре внимания должен находиться человек с его нуждами, интересами, потребностями.
Гуманизм – это целостная концепция человека как наивысшей ценности в мире.
В центре концепции гуманизма — устремленность субъекта к свободной реализации своих творческих потенций /А.Маслоу – основоположник гуманистической психологии/.
Гуманизм (от лат. humanitas — человечность) есть система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей;
считающая благо человека критерием оценки социальных институтов,
а принципы равенства, справедливости, человечности — критерием оценки отношений между людьми.
Гуманистические представления не являются чем-то постоянным и неизменным. Они меняются в процессе исторического развития.
Гуманизм, как и любая другая система взглядов, преломляясь в сфере политики, т.е. переходя от идеальных представлений о том, что должно быть или желательно, чтобы было, к тому, что есть в реальной жизни, ставит немало трудных вопросов. Например, кто более прав, более гуманен — Л.Н.Толстой, проповедовавший теорию непротивления злу насилием, или И.А.Ильин с его теорией сопротивления злу силою? Вопрос остается открытым.
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ – это обращенность образования к человеку,создание условий для проявления и развития его индивидуальности, на уважение прав участников образовательного процесса на сохранение и укрепление их здоровья, чувства собственного достоинства и развития личностного потенциала.
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА /в противовес авторитарной педагогике/ воплощается в личностно-ориентированном подходе, где в центре внимания находится уникальная целосная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных ситуациях. Гуманистическая педагогика – система научных теорий, утверждающая воспитанника в роли активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, развивающегося по своим возможностям.
Отличительные признаки гуманистической педагогики.
а. смещение приоритетов на РАЗВИТИЕ психических, физических интеллектуальных, нравственных и других сфер личности вместо овладения объемом информации и формирования определенного круга умений и навыков.
б. сосредоточение усилий на формировании свободной, самостоятельно думающей и действующей личности, гражданина-гуманиста, способного делать обоснованный ВЫБОР в разнообразных учебных и жизненных ситуациях.
Гуманизация учебно-воспитательного процесса предполагает переориентацию внутренних личностных установок учителя.
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ.
1. Личность – цель образовательной системы, а не средство для достижения внешних целей. Человек – это самоценность.
2. Приоритетные качества личности – высшие этические ценности.
3. Ребенок – субъект педагогического процесса.
4. Ориентация на лучшие качества личности.
5. Каждый ребенок обладает способностями. «Все дети талантливы».
Оптимистическая вера в ребенка, в его силы и возможности.
«В каждом ребенке – чудо, ожидай его»!».
Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.
6. В природе человека заложен потенциал к непрерывному развитию, стремление к самоактуализации.
Гуманистический подход предполагает раскрытие этого потенциала, культивирование импульса к самосовершенствованию.
7. Идея саморазвития, самовоспитания – ведущая в гуманистической педагогике. Ключевые процессы, протекающие в личности /компоненты саморазвития личности/: самопознание, самовыражение, самоутверждение, самоопределение, самореализация, саморегуляция, самореабилитация, самоорганизация.
8. Отсутствие прямого принуждения.
/Уточнение: необходимое принуждение не должно вызывать отторжения/.
Любое воздействие на личность (педагогическое, терапевтическое)должно быть косвенным, исключающим прямое внушение.
Замена принуждения желанием, порождающим успех. * Требовательность, основанная на доверии.
9. Приоритет положительного стимулирования.
Создавать личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность приносила радость.
10. Любое взаимодействие основывается на принципах равноправия, уважения к личности.
Уравнивание ученика и педагога в правах.
Соблюдение Конвенции о правах ребенка.
Общение, основанное на взаимопонимании.
12. Ставка на самостоятельность и самодеятельность детей.
13. Право ребенка на свободный выбор.
При возникновении проблемы следует создать для воспитуемого поле выбора, но оставить выбор за ним. /Человек как личность должен уметь делать свой выбор и нести за него ответственность/.
Право ребенка на ошибку.
15. Право ребенка на свободную точку зрения.
16. Принятие ребенка таким, каков он есть.
Терпимость к детским недостаткам.
Не акцентировать недостатки ребенка, понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба достоинству ребенка.
Индивидуальный подход.
Учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе.
Исходить из возможностей, которыми располагает ребенок, учить с учетом его потенциальных возможностей.
Конструирование индивидуальных программ развития.
Отказ от ориентирования на среднего ученика.
19. Эмпатическое отношение к ученику (сочувствие, сопереживание, милосердие).
Предложения со словосочетанием ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ
Но парню повезло: его мать придерживается гуманистических взглядов на воспитание и с уважением относится к позиции младшего члена семьи.
Нужен не сциентистский, а гуманистический взгляд на бытие.
Причём борьба подчиняется некоторым правилам, а если у сторон имеются ещё и гуманистические взгляды, они отказываются использовать все те возможности, которые открываются перед ними в случае победы над противником.
Древняя гуманистическая мысль, государственно-правовые взгляды и идеи передовых, прогрессивных мыслителей того времени, несомненно, стали первоосновой, предтечей всего последующего процесса развития гуманистических взглядов и идей, составивших впоследствии фундамент теории правового государства.
Но из-за гуманистических взглядов мезалийцев, первое направление скорей всего ожидало отвержения.
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: напромышлять — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Положительное
Отрицательное
Император со своими терпимыми и гуманистическими взглядами оказался, с одной стороны, совершенно одинок, а с другой — недостаточно силён и политически изощрён, чтобы найти конструктивное решение сложнейшей задачи — долговременного сохранения единства и мира в империи.
Огромную роль в распространении античного наследия и новых, гуманистических взглядов сыграло изобретение книгопечатания.
Его исследования самоактуализирующихся личностей позволили сформулировать позитивный, гуманистический взгляд на человеческую природу.
Сейчас я пишу о русской прозе конца века; мне стало ясно, что она связана с идеей исчезновения гуманизма, гуманистического взгляда на человека.
И, скорее, лишь как следствие личной сознательности и гуманистических взглядов, прослеживался в нём некий «протест» перед обыденностью — всегда у него было своё непоколебимое мнение и своя, отличающаяся от «официальной», строгая позиция.
Замечательными были и другие лицейские преподаватели, давшие глубокие знания, гуманистические взгляды, преподававшие ученикам свою мудрость не только в лекциях, но и в простых разговорах во время прогулок.
Подростковая бесчувственность была постепенно компенсирована работой мозгов, чтением и знакомством с гуманистическими взглядами.
Художники и писатели, учёные и мыслители, разделявшие гуманистические взгляды, во многом определяли духовный мир в течение более чем половины последнего тысячелетия.
Гуманистические взгляды могут помочь людям достичь временных облегчений и удовольствий.
Дело в другом: бескомпромиссные сторонники гуманистических взглядов до конца моих историй попросту не досиживают.
Возрождение, как пишется во всех учебниках и словарях, — система светских гуманистических взглядов на мир на основе возврата к культуре и философии античного мира.
Этот человек имел весьма гуманистические взгляды на лежавшую перед ним задачу.
Неточные совпадения:
На наш взгляд, основной гуманистический критерий конфликтной компетентности — это такое завершение конфликта, такой выход из него, который сопровождается личностным развитием участников, их самореализацией.
Гуманистический подход, соответствующий взгляд на пациента (клиента), создаёт и атмосферу психотерапевтического лечения, и условия для потенцирования процесса развития личности пациента (клиента).
На наш взгляд, сегодня в наибольшей полноте, развернутости психоаналитический комплекс идей развит и представлен в модифицированном варианте в гуманистической психологии.
гуманизм | Определение, принципы, история и влияние
Идеал humanitas
История термина гуманизм сложна, но поучительна. Впервые он был использован (как humanismus ) немецкими учеными XIX века для обозначения акцента эпохи Возрождения на классических исследованиях в образовании. Эти исследования проводились и поддерживались педагогами, известными еще в конце 15 века как уманисти , то есть профессорами или студентами классической литературы.Слово umanisti происходит от studia humanitatis , курса классических исследований, который в начале 15 века состоял из грамматики, поэзии, риторики, истории и моральной философии. studia humanitatis считались эквивалентом греческого paideia . Само их название было основано на концепции humanitas римского государственного деятеля Марка Туллия Цицерона, образовательного и политического идеала, который был интеллектуальной основой всего движения.Гуманизм Возрождения во всех его формах определялся стремлением к этому идеалу. Следовательно, никакое обсуждение гуманизма не может иметь смысла без понимания humanitas .
Цицерон, Марк Туллий Марк Туллий Цицерон, деталь мраморного бюста; в Капитолийских музеях в Риме. © AISA — Everett / Shutterstock.com
Humanitas означало развитие человеческой добродетели во всех ее формах в самом полном объеме. Таким образом, термин подразумевал не только те качества, которые связаны с современным словом человечество — понимание, доброжелательность, сострадание, милосердие, — но и такие более убедительные характеристики, как сила духа, рассудительность, благоразумие, красноречие и даже любовь к чести.Следовательно, обладатель humanitas не мог быть просто оседлым и изолированным философом или литератором, но обязательно был участником активной жизни. Точно так же, как действие без понимания считалось бесцельным и варварским, понимание без действия отвергалось как бесплодное и несовершенное. Humanitas призывает к тонкому балансу действия и созерцания, балансу, рожденному не компромиссом, а взаимодополняемостью.
Цель такой реализованной и сбалансированной добродетели была политической в самом широком смысле этого слова.В сферу деятельности гуманизма эпохи Возрождения входило не только воспитание молодежи, но и руководство взрослыми (включая правителей) с помощью философской поэзии и стратегической риторики. Он включал не только реалистичную социальную критику, но и утопические гипотезы, не только кропотливые переоценки истории, но и смелые преобразования будущего. Короче говоря, гуманизм призывал к всеобъемлющей реформе культуры, к преобразованию того, что гуманисты называли пассивным и невежественным обществом «темных» веков, в новый порядок, который отражал бы и поощрял величайшие человеческие возможности.Гуманизм имел евангельское измерение: он стремился передать humanitas от человека к государству в целом.
Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской.
Подпишитесь сегодня
Источником humanitas была классическая литература. Греческая и римская мысли, доступные в потоке переоткрытых или недавно переведенных рукописей, во многом обеспечили гуманизм его базовой структурой и методом. Для гуманистов эпохи Возрождения в трудах Аристотеля, Цицерона или Ливия не было ничего устаревшего или устаревшего.По сравнению с типичными постановками средневекового христианства, эти языческие произведения имели свежую, радикальную, почти авангардную тональность. Действительно, восстановление классики было для гуманизма равносильно восстановлению реальности. Классическая философия, риторика и история рассматривались как образцы правильного метода — попытки прийти к соглашению, систематически и без каких-либо предубеждений, с воспринимаемым опытом. Более того, классическая мысль рассматривала этику как этику, политику как политику: ей не хватало сдерживающего дуализма, порожденного в средневековой мысли часто противоречащими друг другу требованиями секуляризма и христианской духовности.Классическая добродетель, примерами которой изобилует литература, была не абстрактной сущностью, а качеством, которое можно было проверить на форуме или на поле боя. Наконец, классическая литература была богата красноречием. В частности, гуманисты считали Цицерона образцом изысканного и обильного дискурса, а также образцом красноречия в сочетании с мудрой государственной мудростью. В красноречии гуманисты нашли нечто большее, чем исключительно эстетическое качество. Как эффективное средство подтолкнуть лидеров или сограждан к тому или иному политическому курсу красноречие было сродни чистой власти.Следовательно, гуманисты культивировали риторику как средство передачи и воплощения всех остальных добродетелей.
Аристотель Фрагмент римской копии (II век до н. Э.) Греческого алебастрового портретного бюста Аристотеля, ок. 325 г. до н. Э .; в коллекции Римского национального музея. А. Дагли Орти / © De Agostini Editore / возраст fotostock
Гуманизм, таким образом, можно точно определить как движение эпохи Возрождения, в центре которого стоял идеал humanitas .Несмотря на более узкое определение итальянского термина umanisti , всех писателей эпохи Возрождения, которые культивировали humanitas , и всех их прямых «потомков» можно было бы правильно назвать гуманистами.
.
определение гуманистического по The Free Dictionary
Однако ускоренный прогресс в науке и технологиях, наряду с другими социально-экономическими и политическими факторами, вызвали постепенный переход от классического обучения к обучению, основанному на компетенциях, с упором на развитие и приобретение профессиональных знаний в ущерб гуманистическому восприятию. «Это очередной гуманистический шаг в соответствии с социальной политикой президента Азербайджана Ильхама Алиева», — добавил министр.«Гуманистический либерал» «страстно привержен абстрактным ценностям», глубоко озабочен гражданскими свободами и принимает социальный протест как необходимую социальную силу ». Суть гуманистической медицины -« целостное исцеление », которое определяется как лечение не только физического КАРАЧИ — Спикеры на международной конференции, состоявшейся в Университете Карачи (KU) в четверг, выразили обеспокоенность ростом случаев психических расстройств в стране, подчеркнув необходимость более гуманистического подхода. подход к пациентам.ИСЛАМАБАД — Председатель форума Hurriyat Мирваиз Умар Фарук призвал Индию и Пакистан принять реалистичный и гуманистический подход к разрешению спора об оккупированном Индией Кашмире, чтобы предотвратить убийства через Линию контроля. Киркбрайд, советник для взрослых и детей, и молодые люди, практикующие частную практику в Великобритании, предлагает руководство для консультирования молодых людей, основанное на доказательной и этической практике, согласованное с Компетенциями Британской ассоциации консультирования и психотерапии (BACP) по гуманистическому консультированию молодых людей (11-18 лет) ) основы и ее основы в гуманистическом консультировании.Литературная критика от Платона до постмодернизма: гуманистическая альтернатива, Джеймс Ситон, Университет гуманистических исследований и Тилбургский университет Преобразование исправительных учреждений: гуманистические подходы к исправлению и обращению с правонарушителями, второе издание, под редакцией Дэвида Полицци, Майкла Брасуэлла и Мэтью Дрейпера, Carolina Academic Press, Дарем, Северная Каролина, 2014, 366 стр. Литературная критика Джеймса Ситона от Платона до постмодернизма: гуманистическая альтернатива — это столь необходимая переоценка двух основных традиций западной литературной критики.,