Гуманистический подход в педагогике это: Гуманистический подход в педагогике — Психологос

Содержание

Гуманистический подход в педагогике — Психологос

Фильм «Эхо Москвы»

Гуманистами сегодня нередко называют тех, кто хочет добра детям, но это неверно. Добра детям хотят многие замечательные люди, но не все из них придерживаются гуманистического подхода. К гуманистам можно отнести Ж.-Ж. Руссо, Н.К. Крупскую, В.А. Сухомлинского. А вот А.С. Макаренко, названный ЮНЕСКО лучшим педагогом ХХ века, с гуманистической идеологией всю свою жизнь воевал. Что жа это за подход — гуманистическая идеология?

В 1988 ЮНЕСКО назвал четырех педагогов, определивших педагогическое мышление в ХХ веке. Это — Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори и Антон Макаренко.

Гуманистическая идеология в педагогике (гуманистическая педагогика) исходит из следующих посылок:

  1. В каждом ребенке есть позитивное ядро, которому надо только помочь развиться. (Интересно, см.→)
  2. Ребенок рождается изначально свободным. Свобода нам дана, ею владеет каждый ребенок. Изначальная свобода ребенка — абсолютная самоценность, которая не может быть променена на другие, внешние, социальные ценности окружающих. (Здесь интересно сравнить с Свобода и подчинение — видение С.И. Гессена)
  3. Ребенка нельзя воспитывать в рамках определённого мировозрения, свое мировоззрение каждый должен выработать сам. (Смотри Толстой о воспитании)
  4. Недирективность. В воспитании не могут применяться давление, принуждение и манипуляции, превращающие ребенка в послушную марионетку в руках воспитателя.
  5. Идеал развития — свободная, творческая и гармонически развитая личность, личность с равномерным развитием всех своих сторон.

Гуманистический подход в педагогике выступает против дисциплинарного подхода и за свободное воспитание. Гуманистическая педагогика — поле богатейшего практического опыта и источник приложения разработок гуманистической психологии. См.→

Гуманистический подход и свободное воспитание

Течение свободного воспитания подготовило рождение гуманистического подхода, и в настоящее время именно гуманистический подход стал идейной основой свободного воспитания. Однако не все разновидности свободного воспитания укладываются в рамки гуманистического подхода. См.→

Клуб distant-nik

Сентябрь 2020

Свободное воспитание и гуманистический подход

Течение свободного воспитания подготовило рождение гуманистического подхода, и в настоящее время именно гуманистический подход стал идейной основой свободного воспитания. Однако не все разновидности свободного воспитания укладываются в рамки гуманистического подхода.

Гуманистический подход в психологии и педагогике исходит из следующих посылок:

  1. В каждом ребенке есть позитивное ядро, которому надо только помочь развиться.
  2. Идеал развития — гармонически развитая личность (личность с равномерным развитием всех сторон)
  3. Ребенок рождается изначально свободным. Свобода нам дана, ею владеет каждый ребенок.
  4. Изначальная свобода ребенка — абсолютная самоценность, которая не может быть променена на другие, внешние, социальные ценности окружающих.
  5. Ребенка нельзя воспитывать в рамках определённого мировозрения. (Смотри Толстой о воспитании)
  6. В воспитании не могут применяться давление, принуждение и манипуляции, превращающие ребенка в послушную марионетку в руках воспитателя.

Если это так, то можно констатировать, что педагогическая концепция Ж.-Ж. Руссо, основоположника свободного воспитания, не вполне может быть отнесена к гуманистическому подходу, поскольку предполагает и открыто пропагандирует скрытые, манипулятивные методы влияния воспитателя на воспитанника (см.→). Можно заметить, что мягкие формы манипулятивных влияний используют и другие психологи и педагоги, относящие себя как к лагерю свободного воспитания, так и к гуманистическому подходу (А. Нилл, Карл Роджерс).

Клуб distant-nik

Сентябрь 2020

Гуманистическая методология педагогики

Методология педагогики – это совокупность теоретических положений, рассматривающих педагогическое познание и его преобразование в действительности, отражающих сущность гуманизации образования.

На сегодняшний день нет точного определения понятия гуманистической методологии педагогики. Это связано с тем, что гуманизация образования находится на этапе своего развития. Гуманизм только начинает внедряться в учебно-воспитательный процесс образовательных организаций.

Основы гуманистической методологии педагогики

Создание и развитие гуманистической методологии педагогики заключается в том, что ученые-педагоги постоянно находятся в поисках оптимального пути воспитания детей, который бы способствовал развитию многогранной и самостоятельной личности. В процессе мировоззренческой оценки окружающего мира и его взаимодействия с детьми, педагоги пришли к выводу, что наиболее приемлемой системой воспитания и обучения детей является система, основанная на гуманизме.

Гуманистическая педагогика предполагает организацию и реализацию учебно-воспитательного процесса, во главе угла которого стоит личность ребенка. Взамен существовавшей многие годы авторитарной педагогики, в настоящее время осуществляется переход к педагогике гуманистической направленности.

Готовые работы на аналогичную тему

Основой гуманистической методологии педагогики являются ее приемы и конкретные установки:

  • Работа с детьми основана на взаимном доверии, заботе и уважении. Каждый ребенок является равноправным членом воспитательно-образовательного процесса. Взаимное уважение, забота и доброта устанавливаются не только между педагогом и ребенком, но и между детьми коллектива (группы, класса и т.д.). Основная роль, на установление благоприятных взаимоотношений, ложится на педагога, который в первую очередь должен создать комфортную психологическую атмосферу для работы и общения с детьми и между детьми.
  • Гуманистическая педагогика предусматривает формирование и развитие у каждого ребенка такого качества как ответственность. Ребенок должен научиться нести ответственность за свои поступки и слова, а также давать им оценку и предусматривать последствия.
  • Формирование у ребенка здравомыслия. Под здравомыслием в гуманистической педагогике понимают здравый смысл, которым руководствуется ребенок при совершении поступков.
  • Гуманизация процесса обучения и воспитания ребенка находится в зависимости от формирования нравственных качеств и компетенций. Нравственно воспитанная личность является по своей сути гуманной по отношению к окружающим людям, животным, природе и т.д. Нравственные качества и компетенции позволяют видеть прекрасное в окружающем вокруг.
  • Процесс гуманистического воспитания, осуществляется посредством обучения решению практических жизненных задач и проблем, а также методами творческого подхода к решению.

Замечание 1

Общим для всех приемов и установок является то, что педагог не заставляет ребенка учиться, принуждая или навязывая ему различные теории, пути решения, мнения и т.д., он только направляет и побуждает его, прививая ребенку такие чувства как ответственность при выполнении поручения или просьбы, доверие к другу в различных жизненных ситуациях и т.д.

Невозможно обучить ребенка всему этому в том случае, если педагог стоит «над» ребенком. Именно поэтому гуманистическая методология педагогики предусматривает воспитание и обучение ребенка с помощью таких методов, при которых ребенок и педагог стоят на одном уровне. Педагог не довлеет над ребенком, а обогащает его жизненный опыт и внутренний мир, путем совместной работы.

Принципы методологии гуманистической педагогики

Основу гуманистической методологии педагогики составляют принципы, которые основаны на аксиологическом подходе к смыслу гуманизации процесса обучения и воспитания.

Аксиологические принципы гуманистической методологии педагогики заключаются в следующем:

  1. Принцип равноправия различных взглядов на гуманизацию педагогики. Все существующие взгляды на систему гуманистических ценностей имеют равное значение для существования и дальнейшего развития гуманистической педагогики, так как каждый из них несет в себе разнообразные культурные и этические особенности.
  2. Принцип равнозначности традиций и творчества в процессе обучения и воспитания. Гуманистическая методология образования предусматривает использовать в воспитательно-образовательном процессе не только инновационных технологий, но и традиций прошлого. Использование в обучении и воспитании традиций способствует приобщению к духовному, обогащению знаний о прошлом, взаимовыгодному диалогу между традициями и современностью.
  3. Принцип равенства всех людей. Данный принцип предусматривает равноправие всех людей, уважение прав и свобод каждого человека. Применительно к методологии гуманистической педагогики принцип предусматривает уважение каждого ребенка и его мнения, недопустимость какого-либо насилия (физического или морального) в процессе воспитания и обучения. В воспитательно-образовательном процессе все участники имеют равное положение. Педагог не просто уважительно относится в личности ребенка, но и к его точке зрения, уважает его мнение и решение по различным вопросам.

Таким образом, одной из первостепенных задач гуманистической методологии является проявление гуманистической сущности педагогики, ее отношения к человеку как к субъекту познания, общения и творчества. Все это ведет к рассмотрению человеческих ценностей как основы педагогического познания, сущности культуры в целом.

Гуманистическая методология педагогики находится на пути формирования и развития, так как гуманизация педагогического процесса пребывает в стадии внедрения в воспитательно-образовательный процесс. Сложность общей гуманизации воспитания и образования заключается в том, что многие педагоги до сих пор ориентированы на авторитарный стиль общения с учениками и очень сложно это мнение изменить, и как-то «переломить» ситуацию в целом.

Воспитание в гуманистической педагогике

Определение 1

Воспитание – это целенаправленный процесс, который направлен на передачу опыта подрастающему поколению.

Сущность гуманистического воспитания

Определение 2

Гуманистическое воспитание – это процесс воспитания, основанный на уважении личности ребенка, его прав и свобод.

Сущность гуманистического воспитания заключается в том, что оно направлено на воспитание гуманной и всесторонне развитой личности. Каждый воспитанник является равноправным участником воспитательного процесса. Педагог уважает права и свободы детей, прислушивается и учитывает мнения всех воспитанников.

Основная цель гуманистического воспитания заключается в развитии духовности личности. Духовное развитие связано с интеллектуальным и эмоциональным развитием ребенка, в котором отражаются общечеловеческие и нравственные ценности общества.

Развитие личности каждого ребенка осуществляется под воздействием внешней окружающей среды и общества, так же большое значение имеет влияние родителей. Однако основное воздействие, целенаправленное, оказывает воспитание. Именно воспитание способно ускорить, либо замедлить формирование определенных черт личности ребенка.

Готовые работы на аналогичную тему

Гуманистическое воспитание должно обеспечивать положительную мотивацию к процессу преодоления возможных жизненных трудностей. Основой полноценного и эффективного воспитания является формирование самооценки собственной личности каждым ребенком, осознанием своего «Я», его роли и месте в обществе.

Процесс гуманистического воспитания заключается в передаче правил поведения в обществе, знакомстве и усвоении этических норм. Во время воспитательного процесса ребенок обогащает свой жизненный и культурный опыт.

Гуманная и всесторонне развития личность формируется под воздействием различных видов воспитания:

  • нравственное воспитание;
  • эстетическое воспитание;
  • умственное воспитание;
  • физическое воспитание;
  • трудовое воспитание.

Немаловажным является условие комплексного сочетания разнообразных видов воспитания.

Эффективность процесса воспитания предполагает гуманистический подход к каждому воспитаннику.

Гуманизация образовательного процесса, связана с созданием благоприятных условий для максимального раскрытия всех потенциальных возможностей, заложенных в ребенка от рождения.

Правильно организованный и реализованный процесс воспитания, основанный на гуманистических идеях, направлен на саморазвитие, самовоспитание и самореализацию личности ребенка.

Основной задачей педагогического коллектива является овладение гуманистическими методиками и технологиями воспитательного процесса, для достижения цели гуманистического воспитания детей.

Компоненты гуманистического воспитания

По своей сути гуманистическое воспитание состоит из трех основных элементов.

Первым элементом выступает культура, которая имеет все признаки национального воспитания, являющегося основным источником воспитания в целом.

Вторым немаловажным элементом является культура личности каждого отдельного человека.

Третий элемент – это способность к саморазвитию личности человека.

Основными компонентами гуманистического воспитания являются:

  1. Воспитание свободной личности. Данный компонент гуманистического воспитания, заключается в развитии у ребенка самосознания, чувства собственного достоинства, умения принимать решения, брать на себя ответственность и т.п.
  2. Воспитание гуманной личности. Основой данного компонента является воспитание гуманности, уважения к окружающим, любви к природе, сопереживанию, стремлению делать добрые дела, оказывать помощь ближним и т.п.
  3. Воспитание духовной личности. Предполагает воспитание у ребенка стремления в познании и самопознании, поиска смысла жизни, рефлексии. А так же потребности в прекрасном, умении видеть и находить прекрасное в повседневной жизни.
  4. Воспитание творческой личности. Предусматривает воспитание разносторонней личности, которая обладает обширными знаниями, а так же умеет ими пользоваться в повседневной жизни и практической деятельности. Творческая личность обладает развитым интеллектом, разнообразными творческими способностями и умениями.
  5. Воспитание практической личности. Данный компонент гуманистического воспитания подразумевает овладение знаниями, в различных областях (экономика, компьютерная грамотность, хозяйственность, правильные манеры и т.п.). Помимо обладания данными знаниями, необходимо научить ребенка применять их с пользой в процессе жизнедеятельности.

Методы воспитания в гуманистической педагогике

Определение 3

Метод воспитания – это упорядоченная совместная деятельность воспитателя и воспитанников, которая направлена на достижение целей воспитательного процесса.

Методология воспитания в гуманистической педагогике находится во взаимосвязи с передачей накопленного жизненного опыта между поколениями.

Основными методами воспитания, основанного на гуманизме, являются:

  • Воспитание доверием, заботой и уважением. Во время воспитательного процесса вокруг ребенка создается комфортная атмосфера, основанная на взаимном доверии между воспитанником и воспитателем, ребенок чувствует заботу и уважение к себе со стороны педагога. Не допускается применение насилия (физического или морального) в отношении ребенка.
  • Воспитание ответственностью. В процессе воспитания педагог учит ребенка нести ответственность за свои слова и поступки. Понимать и осознавать последствия своих действий.
  • Воспитание творчеством. Гуманистическое воспитание предполагает всестороннее развития личности, в том числе и его творческого потенциала. Воспитательный процесс организован с использованием различных творческих заданий и упражнений, которые способствуют развитию у ребенка нестандартного решения различного рода ситуаций, креативности и т.п.
  • Воспитание через здравомыслие. Основой данного метода выступает развитие у ребенка здравого смысла, которым он руководствуется во время принятия решений в повседневной жизни.
  • Воспитание через обучение этическому исследованию и процедурам принятия нравственных, гражданских, правовых и экологических решений;
  • Воспитание посредством обучения решению экзистенциальных (жизнесмысловых) проблем, а также методам прояснения, конституирования (установления) и творчества смыслов.

Сторонники гуманистической концепции воспитания постоянно подчеркивают необходимость того, чтобы ребенок чувствовал себя находящимся в атмосфере любви и благожелательности.

Основы гуманистической педагогики

Понятие и сущность гуманистической педагогики

Замечание 1

Гуманистическая педагогика провозглашает основой учебного процесса личность ребенка, ее полноценное и комплексное развитие. Гуманизация педагогического процесса подразумевает равноправие педагогов и учащихся, проявление их равной активности в процессе обучения.

Сущность гуманистической педагогики состоит в создании оптимальных условий для полноценного развития гармоничной личности, обогащение ее жизненного опыта, реализацию творческого потенциала и личных стремлений, а также в установлении гармоничных взаимоотношений с окружающими (людьми, обществом в целом, природой и т.д.).

Гуманистическая педагогика подразумевает своего рода «очеловечивание» знаний, то есть придание им такого вида, при котором они приобретают личностный смысл для каждого участника учебного процесса.

Таким образом, сущность гуманистической педагогики заключается в том, что не ребенок создан для учебы, а процесс обучения необходимо создавать специально для ребенка, учитывая его возможности и потребности.

Готовые работы на аналогичную тему

Цель и задачи гуманистической педагогики

Замечание 2

Цель гуманистической педагогики – это гармоничное и полноценное развитие личности, путем формирования гуманных взаимоотношений между участниками педагогического процесса.

  1. Для достижения цели гуманистической педагогики необходимо решение следующих задач:
  2. Формирование у детей общей картины мира, понимание смысла жизни, обозначение своего положения в мире и обществе, осознание собственной уникальности.
  3. Формирование личностных компетенций, которые отражают физическое и духовное развитие каждого ребенка, развитие творческих задатков и потенциала, осознание ответственности за свои жизненные поступки.
  4. Приобщение ребенка к культурным ценностям, формирование уважения к национальной и общечеловеческой культуре. Выработка у ребенка своего личностного отношения к достояниям культуры.
  5. Развитие у ребенка таких гуманистических качеств как доброта, милосердие, взаимоуважение, сочувствие, эмпатия и т.д. Формирование и культивирование интеллигентности как одного из значимых параметров личности.
  6. Развитие свободной интеллектуально и нравственно мыслящей личности, которая способна на адекватную оценку поступков и поведения окружающих, а также на самооценку самого себя. Выработка саморегуляции поведения и деятельности, рефлексии собственного мировоззрения.
  7. Формирование чувства патриотизма, развитие общечеловеческих ценностей, уважения к Родине, ее законам и общечеловеческим правам личности. Достигается путем возрождения национальных традиций, ментальности, рассказами о легендарных воинах прошлого и настоящего, встречами с выдающимися личностями. Развитие у ребенка желания и стремления сохранения престижа и богатства собственной Родины, а также желания встать на защиту своего Отечества.
  8. Формирование положительного отношения к труду, как основного источника благосостояния каждого человека и государства в целом. Воспитывать у ребенка уважительного отношения к своему труду, труду окружающих, к материальным фондам и духовному потенциалу страны.
  9. Формирование правильного отношения к своему здоровью, его сохранению и укреплению. Развитие физических качеств, привычки ведения здорового образа жизни.

Решение задач, стоящих перед гуманистической педагогикой дает возможность заложить фундамент по формированию гуманной личности, развитии ее культурных ценностей, способствующих дальнейшему строительству и совершенствованию мира, общества и себя.

Исходя из поставленной цели и задач, принято выделять следующие основные положения гуманистической педагогики:

  • Гуманное отношение к личности каждого ребенка.
  • Уважение основных прав и свобод личности.
  • В процессе обучения предъявления к воспитанникам адекватных и разумных требований.
  • Уважительное отношение к позиции каждого ребенка.
  • Уважение права ребенка быть самим собой.
  • Доведение до каждого ребенка основных целей воспитания.
  • Реализация учебного процесса без применения насильственных методов и средств.
  • Не допущения различного рода унижений в отношении личности ребенка (физических или моральных).
  • Признание права ребенка на отказ от формирования тех личностных качеств, которые по различным причинам противоречат его убеждениям.

Признаки гуманистической педагогики

В процессе развития гуманистической педагогики учеными-педагогами были разработаны положения, которые являются её отличительными признаками:

  1. В процессе обучения должна быть создана эмоционально благоприятная и стимулирующая атмосфера.
  2. Осуществление поощрения активной инициативы в воспитательно-образовательном процессе со стороны ребенка.
  3. Установление между детьми и педагогом конструктивных межличностных отношений для реализации эффективного учебного процесса.
  4. Организация эффективных образовательных программ, направленных на максимальное развитие творческого потенциала и способностей личности ребенка.
  5. Осуществление совместного обсуждения проблем, учебного материала и т.д. между учащимися и педагогом, с целью развития и поддержания у детей познавательного интереса.
  6. Не заострять внимание ребенка на оценках, особенно если ему с трудом дается усвоение учебного материала. Оценка должна поддерживать и стимулировать ребенка и его желание учиться.

Таким образом, гуманистическая педагогика направлена на формирование и развитие разносторонней, творческой, самостоятельной и свободной личности, которая полностью оценивает свои действия и соотносит их с реальной действительностью и потребностями общества. Основой гуманистической педагогики является личность ребенка, ее права и свободы. Гуманистическая педагогика на сегодняшний день находится на стадии внедрения в современный воспитательно-образовательный процесс.

Общие основы педагогики. Шпаргалка (Е. Г. Колычева)

13 ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Одним из принципов организации педагогического процесса является принцип его гуманистической направленности. Данный принцип выражает необходимость сочетания целей общества и личности при несомненном приоритете интересов личности по отношению к интересам государства. Гума—нистичность, демократичность, нравственность свойственны подлинно педагогическому общению и выражаются в стремлении педагога видеть в учащемся индивидуальность, личность, обладающую чувством собственного достоинства, самолюбием, имеющую свои интересы, планы, намерения, свое окружение и образ жизни.

Педагог должен обладать следующими качествами личности: искренностью и неподдельностью, объективным отношением и оценкой личности, терпимостью, эмпатийностью (умением сопереживать).

Принцип гуманного подхода в организации воспитания и обучения предполагает постоянную любовь к ребенку, сочетание уважения, заботы о человеке и разумной требовательности к нему. Песталоцци говорил, что воспитывающее влияние на людей прямопропорционально любви к ним. Доброжелательность, понимание, уважение, стремление помочь человеку – извечные ценности педагога, получившие новое развитие в идеях современного гуманизма. К человеку следует относиться как к личности, уважать его права и свободы, интересоваться его мнением, понимать его желание быть индивидуальностью, не увлекаться запретами, стараться не прибегать к принуждению, не унижать, постоянно искать взаимопонимание, находить способы влияния на его поведение через пробуждение интереса, увлечений.

При этом нельзя забывать о справедливой требовательности, соразмерной, индивидуально направленной, сочетающейся с тактом и этичностью. Гуманистическая педагогика отдает предпочтение демократическому стилю общения педагога и учащегося. При таком стиле общения учащийся выступает не как пассивный объект педагогического воздействия, а как полноправный, активный творческий субъект, обладающий знанием, позицией, наделенный способностью самостоятельного мышления и внутренней нравственностью.

Учащийся лучше воспринимает педагога, если тот строит свои отношения с ним на основе искренней заинтересованности, стремления сделать жизнь интереснее, радостнее. В процессе педагогического общения время от времени возникают конфликтные ситуации, созданные в силу неумении педагога встать на позицию собеседника, отнестись к нему без предвзятости. Поэтому терпимость является очень важным качеством педагога.

Взаимоотношения педагога и учащихся, предполагающие совместную работу по эффективному достижению педагогических целей, носят название педагогики сотрудничества и обеспечивают субъект—субъектное взаимодействие. Такое взаимодействие зарождает и усиливает мотивацию учащихся к добросовестному учению и работе над собой, широко воздействует на личность, влияя на ее развитие.

Гуманистическая педагогика — это… Основы, принципы, развитие и представители науки

Гуманистическая педагогика — это направление, которое предполагает преодоление разрыва и установление гармонии между научным знанием, мировоззрением, практикой.

Многие гуманисты были убеждены в том, что при передаче знаний от одного поколения к другому позволяет развивать патриотическую личность.

Проанализируем развитие гуманистической педагогики, отметим специфику данного направления.

гуманистический подход в педагогике это

Специфика воспитания

Нет необходимости проводить специальные эксперименты для того, чтобы понимать, что сидение за монитором компьютера приводит к превращению в интеллектуально ограниченного человека.

Современная гуманистическая педагогика особое значение уделяет этическому, ценностному воспитанию. П. Куртц считал, что цель этического воспитания является двоякой:

  • формирование в подрастающем поколении личностного начала, которое позволяет им мыслить самостоятельно, применять моральные правила не только в отношении к себе, но и к другим людям;
  • воспитание возможности этического развития, а также формирование навыков ведения критического исследования.

современная гуманистическая педагогика

Ценностная основа

Основные принципы гуманистической педагогики – это применение гражданско-правовых, нравственных, экологических, правовых норм при воспитании подрастающего поколения. Центр тяжести переносится на инструментальную и методологическую составляющую воспитательного процесса, на приемы совместной деятельности ребенка и педагога. Концепция гуманистической педагогики заключается в выработке навыков самоорганизации, самопознания.

Принципы

Основы гуманистической педагогики основываются на трех принципах:

  • научности, объективности, непредвзятости;
  • самодетерминации и саморегуляции;
  • объяснения.

Достижение научности, непредвзятости, объективности является сложной процедурой очистки педагогического процесса от внушения, навязывания школьникам системы атеистических, религиозных взглядов, политических убеждений. Данный процесс не всегда возможен, поскольку педагог имеет собственную точку зрения, обладает определенными эмоциями.

Сама атмосфера воспитательного процесса в какой-то мере пропитана идеологическими подходами, поэтому требуется немало усилий для того, чтобы педагог в полном объеме соблюдал свободу убеждений и совести.

развитие основ гуманистической педагогики

Специфика процесса

Самодетерминация и саморегуляция предполагают перевод воспитания во внутренний мир ребенка. Гуманистическая педагогика в образовании предполагает овладение учениками алгоритмов интеллектуальной, психологической, интеллектуальной, ценностной мотивации, самооценки. Все эти действия связаны с личностным творчеством, самостоятельным развитием своего интеллекта и сознания.

Важность заключается не в содержании определенных учебных дисциплин, а передаче умений, навыков, методов работы над собой, то есть важна общая эффективность жизнедеятельности.

гуманистическая педагогика в образовании

Основная задача

Она заключается в пробуждении у воспитанника тяги к самостоятельности и самопознанию.

Гуманистический подход в педагогике — это процесс воспитания гуманного, позитивно настроенного к миру человека, который способен делать свободный, осмысленный, ответственный выбор во всех областях социальной и культурной жизни.

Самым ответственным компонентом педагогического процесса является предлагающее объяснение. Суть его заключается в пояснении учащимся правомерности, оснований, психологической и моральной корректности процедур и методов обучения и воспитания.

Гуманистический подход в педагогике — это пояснение педагогом любого вопроса, заданного ребенком, без ущемлений и оскорблений его личности.

концепция гуманистической педагогики

Этика гуманизма

Данный подход связан с полным отказом от любых политических, конфессиональных, идеологических нагрузок. Все представители гуманистической педагогики отмечали важность саморазвития личности. Подобный подход не означает признания гуманистической педагогикой произвола и анархии. Учитывая, что ребенок живет в обществе, он обязан выполнять общепринятые этические и гражданские требования.

Гуманистическая педагогика — это направление, в котором предполагается свободное, осмысленное, добровольное соблюдение моральных и юридических норм, что позволяет ребенку стать достойным гражданином страны.

Классическая педагогика не учитывала индивидуальности детей, не позволяла им в полной мере проявлять свои творческие способности.

Гуманистическая педагогика — это направление, позволяющее преодолевать отчуждение школьника от самого себя, своих потребностей и способностей. В рамках такого подхода этические принципы каждым воспитанником проверяются в конкретных ситуациях, позволяют формировать уникальный жизненный опыт.

При обсуждении ценностных проблем учитель должен использовать личный опыт детей, обогащать их внутренний мир.

В настоящее время гуманистическая педагогика — это конструктивная этическая альтернатива, которая способна обеспечивать устойчивость личности в сложных социальных, психологических, правовых проблемах. По своему духу она противостоит догматизму и иррационализму.

специфика гуманистической концепции в педагогике

Отличительные черты

Она побуждает личность к самостоятельному осмыслению ценностей. Гуманизм, не связанный с политическими и религиозными доктринами, позволяет формировать в подрастающем поколении демократическое мышление.

Гуманисты считают, что образование должно быть открытым и независимым. Ребенок получает возможность изучать все достижения культуры, знакомиться с альтернативными этническими, философскими, эстетическими системами, учится анализировать социальные теории, историю всех стран мира. Из предлагаемой системы идей ребенок должен самостоятельно выбрать ту, что в полной мере соответствует его наклонностям и основным потребностям.

Важные аспекты рассматриваемого вопроса

Гуманистическая педагогика — это объективная подача определенного материала воспитанникам, не сопровождаемая навязыванием им позиции учителя. Дети должны своими глазами увидеть красоту жизни, наполнить ее смыслом и вдохновением.

Предназначение педагога состоит в помощи осмысления определенных этических принципов. Он не должен принудительным образом внедрять их в сознание своих воспитанников.

основные принципы педагогики

Личностные качества педагога-гуманиста

Учитель обязан быть в максимальной степени корректным, демонстрировать нейтральность в отношении политических, религиозным ценностей. Корректность педагога-гуманиста состоит в уважении достоинства детей, поощрении их творческих инициатив.

Подобная педагогика открывает максимальные возможности для свободы и развития, она не предполагает закрепощения школьников жесткими нормами. Ее основной задачей считается оказание помощи личности, приобщение подрастающего гражданина к истинным человеческим ценностям, его своевременная помощь и поддержка.

Значимость и актуальность

Гуманистическая педагогика учит ребенка творчеству, свободе, ответственности, самостоятельности. Ребенку не приходится отказываться от конкретной цели, образа мыслей, идеи, идеалов. Подобная воспитательная методика способствует формированию раскованного, ответственного, свободного человека, это позитивно отражается на эмоциональном и интеллектуальном климате в коллективе.

В процесс воспитания происходит внутренне усвоение, обработка гуманистических ценностей и норм поведения, что способствует адаптации подрастающего поколения в социальном обществе.

Основное предназначение

Одной из своих основных задач гуманистическая педагогика считает преодоление мелких проблем, концентрацию внимания ребенка на серьезных и актуальных вопросах. Те несущественные проблемы, которые появляются из-за недостаточности понимания какого-то явления, утраты этических норм, могут быть упущены при традиционной методике образования. Гуманистическое воспитание ориентируется не только на простую передачу информации, но и на ее детальную проработку на эмоциональном уровне.

В процессе проведения различных занятий, отработки универсальных навыков в рамках лабораторных практикумов, школьники осознают значимость личности, Педагог в рамках подобной концепции выступает в качестве наставника – тьютора. Он помогает воспитаннику выстраивать собственную образовательную и развивающую траекторию.

Для того чтобы выявлять творческие и интеллектуальные способности и возможности, педагоги совместно с психологами организуют диагностическую работу, направленную на выявление одаренности.

Воспитание патриотизма

Предназначением гуманистической педагогики является преодоление безразличия, нигилизма, инфантильности в подрастающем поколении россиян. Для решения этих сложных задач в начальной школе, а также в средних классах вводятся специальные краеведческие курсы.

Подобные новшества стали возможны после введения в российскую образовательную систему федеральных стандартов второго поколения.

В рамках курса ребята не просто знакомятся с историческими корнями своего региона, получают информацию о выдающихся людях, но и получают возможность для демонстрации своих творческих способностей. Например, им предлагается творческий проект «История моей семьи в истории страны».

Школьники собирают информацию о своих предках, знакомят с материалом одноклассников, педагогов. Исследование, при проведении которого они могут привлекать и своих родителей, способствует формированию коммуникативных навыков, развитию патриотизма и гражданственности.

ФГОС нового поколения предполагают проведение систематической проектной и исследовательской деятельности в качестве обязательного элемента всех предметных областей. Это позволяет педагогам создавать оптимальные условия для раскрытия их воспитанниками интеллектуального и творческого потенциала. Гуманистическая педагогика стала основной для разработки не только учебных планов, но и создания воспитательных дополнительных программ.

Если раньше при объяснении учебного материала педагоги использовали монолог, то в настоящее время устанавливается полноценный контакт между педагогом и классом, что положительно отражается на эмоциональном состоянии детей. Они становятся более раскованными, уверенными в себе, в своих силах людьми, гордящимися своей страной, своим народом.

гуманистических подходов к обучению

гуманистических подходов к обучению

Проблемы с бихевиоризмом — как учитель-гуманист сохраняет свое
студентов мотивировано

Гуманизм будет сосредоточен на развитии детского
Я-концепция. Если ребенок хорошо себя чувствует, тогда
это положительное начало. Чувствовать себя хорошо
вовлекать понимание своих сильных и слабых сторон, и
вера в свою способность совершенствоваться. Обучение — это не конец
сам; Это средство продвижения к вершине саморазвития,
что Маслоу называет «самоактуализацией».Ребенок учится, потому что
он или она движимы внутренне, и получает свою награду от
чувство достижения, которое дает знание чего-то.
Это отличалось бы от бихевиористского взгляда, который ожидал
внешние награды, чтобы быть более эффективными. Внешние награды
награды из внешнего мира, например хвала, деньги, золотые звезды,
и т. д. Внутренние награды — это награды изнутри, скорее
как удовлетворение потребности. Это согласуется с гуманистическим
подход, при котором образование действительно создает потребность в
ребенок, или внушение ребенку самомотивации.Бихевиоризм — это вознаграждение от других. Гуманизм о
награждая себя!

Большая часть усилий учителя-гуманиста будет вложена в
развитие у ребенка самооценки. Это было бы важно для
детям, чтобы они были довольны собой (высокая самооценка), и чтобы
чувствуют, что могут ставить и достигать соответствующие цели (высокая самоэффективность).
Эта форма образования известна как ориентированная на ребенка и типична
ребенок берет на себя ответственность за свое образование и владеет
их обучение.Бихевиористы могут выступать за позитивные
подкрепление, такое как похвала, и наказание в виде
отрицательная критика. И похвала, и порицание отвергаются
гуманисты. Дети могут пристраститься к похвале и многое
усилия, чтобы получить похвалу от своих учителей. Такие дети
часто работают ради похвалы и не работают, если их усилия
незамеченной. Это так не похоже на заинтересованного взрослого,
Интернет, который получает удовольствие от изучения чего-либо
новый, хотя никто не стал свидетелем этого приобретения
знание.Если образование готовит ребенка к взрослой жизни, оно
Казалось бы, гуманистический подход правильный.

Учитель-гуманист — помощник, а не распространитель
знание. Будут предпочтительны методы участия и открытия
вместо традиционного дидактизма (т.е. изучать попугайскую моду
все, что говорит учитель). А также академическая
учителя-гуманиста заботятся о детском
аффективные (или эмоциональные) потребности. Чувство и мышление очень
много взаимосвязано.Позитивное отношение к себе способствует
обучение.

Гуманистический — Важна личность или личность. Не
сходства между людьми, а также индивидуальность
люди.

Важные термины:

Клиентоориентированная терапия — клиенты определяют проблемы, предлагают
решение и внедрить его. (напротив — «Директивная терапия»)
«Феноменология» — мир, воспринимаемый
индивидуально, а не как есть на самом деле.
«Гуманизм» — литература, философия, психология —
исторически — озабочены человеческим достоинством, индивидуальностью,
человечность, свобода личности определять личные
действия.Высоко ценится развитие человеческого потенциала;
не придают значения достижению материальных целей.
«Самоактуализация» — цель, к которой все люди
стремиться.

Роджерс
против Скиннера

Скиннер — совершенное общество, описанное в его романе Уолден II,
1948 г. — положительное подкрепление,
нет отвращения.
Пытаясь создать лучшее общество, открыто контролируя его
жители с положительным подкреплением.
Роджерс
считает, что Скиннер предполагает, что социальный контроль будет в
лучше интересов общества, но сомневается, что это действительно
бывает.
Скиннер — выживут самые эффективные практики.
Роджерс
— общество должно самореализоваться.

  • 1) Реальность феноменологична — у каждого свой мир, не может
    быть действительно известным никому.
  • 2) Необходимость самореализации — это мотивация
    поведение. Не нужен список потребностей, движений или
    цели, просто потребность в самореализации.
    Проблема определения «самореализации» Это
    включает в себя стать тем, через что можно пройти
    деятельность, определяемая самим собой (Маслоу, 1970).
    Самоактуализация — направленный процесс — созревание —
    повышение компетентности, выживаемости, воспроизводства и т. д. Другое
    теоретики увидят в этом цели, но Роджерс
    видит в них просто тенденции, характеризующие
    приоритетный процесс.
    Самоактуализация — движение к самоуправлению, саморегулированию
    и автономия. Уходит от «гетеронимного контроля»,
    или контроль внешних сил ».
    Самоактуализация — нужно развиваться в направлении
    здоровое, компетентное и творческое функционирование.Если
    нездоровый — это может быть из-за плохого жизненного опыта.
  • 3) Поведение находится в контексте личных реалий.
    нам нужно понять точку зрения другого в
    чтобы понять их поведение. Важно иметь
    открытое общение.
  • 4) Я конструируется индивидуумом. Мы слушаем
    другие, и в зависимости от того, что они говорят, мы можем интроецировать
    и верю, что это то, что мы есть. Мы также можем наблюдать
    эффективность того, что мы делаем, чтобы информировать нас о себе.
  • 5) Мы ведем себя в соответствии с нашим представлением о себе. Без разницы
    мы верим, что способны, мы стремимся делать. Если мы
    не очень способны, мы можем заболеть, например, как
    это послужило бы оправданием, приемлемым для нашей концепции
    самостоятельно.

Оценка

  • Интуитивно правильно
  • Непонятно некоторые термины, особенно «Самореализация».
    Не основано на повторяемых точных исследованиях. Но полезный способ
    посмотрите на человечество.
  • Двусмысленный, расплывчатый и нечеткий.
  • Студенты веселятся, но изучают ли они то, что им следует изучать?
  • Кто определяет, что детям нужно учить?
  • Но школа не должна становиться полностью гуманистической. Гуманизм
    может применяться к учебной программе, методу обучения или стилю учителя
  • На самом деле учитель может выбрать любой подход, который подходит конкретному
    урок преподается; Можно использовать Скиннера, Пиаже, Выготского и Роджерса.
  • Поскольку учителя часто используют комбинацию подходов, трудно
    определите, какой подход наиболее эффективен.

Учебные последствия гуманистической теории.

Обучение, ориентированное на студентов.
социальное развитие личности.
Снижение внимания к строгим, ориентированным на производительность, ориентированным на тестирование
подходы. Дайте возможность добиться успеха.
Discovery Learning.
Уважает чувства и стремления студентов. Право на самоопределение.

Гуманистический подход — это широкий термин, охватывающий три основных
подходы (Киршенбаум 1975):

  1. Учебные планы с гуманистическим содержанием — темы преподавания, имеющие непосредственное отношение к делу
    в жизни студентов (например, осведомленность о наркотиках)
  2. Учебная программа по гуманистическому процессу — ориентирована на учащегося в целом и может
    Включите, например, обучение самоуверенности.
  3. Гуманистическая школа и групповые структуры — перестройка всего расписания
    и школьная среда, чтобы способствовать гуманистическому обучению или просто
    индивидуальные занятия.Подход включает:

    • На уровне школы — открытые классы, классные собрания и поиск
      альтернативные способы оценки.
    • На уровне класса:
      • Студенты осуществляют выбор и контроль над деятельностью
      • Учебный план фокусируется на том, что волнует детей.
      • Сосредоточьтесь на жизненных навыках — навыки мышления в сочетании с социальными навыками
        (например, обмен и общение). Кооперативное обучение
      • Самооценка и самоконтроль
      • Учитель становится фасилитатором.

Контроль поведения Роджерсом
(Роджерс и Скиннер, 1956)

  • 1 Ценить человечество как процесс самореализации; стоимость
    творческий подход.
  • 2 Используйте науку, чтобы определить условия, которые лучше всего ведут
    к вышеизложенному.
  • 3 Отдельные лица или группы должны быть самомотивированными. Устанавливать
    свои собственные цели.
  • 4 Студенты становятся самостоятельными, добиваются успехов в
    самореализация, гибкий, творческий.Потому что они
    иметь автономию.
  • 5 Все это создает социальную систему — (Ценности, знания,
    адаптивные навыки, концепция науки) — все это
    постоянно изменяться и расти.

Гуманистическое движение в образовании.

Бихевиоризм
Фрейд
Гуманизм — третья сила в психологии

  • 1) Уникальность и важность личности.
  • 2) Реакция на чрезмерную механистичность и бесчеловечность
    подходы.

Принципы гуманистического воспитания

Текущее и будущее благосостояние студентов
ценность и права личности
Открытость, честность, самоотверженность, альтруизм.
Традиционный подход —

  • большие номера, регламентация, анонимность,
  • конкурс на академическую успеваемость.
  • Мало времени и энергии.

Может быть учителем-гуманистом в традиционном классе учителя.

Общий акцент на гуманистических подходах к
образование.

  • 1 Аффект — акцент на чувстве и мышлении.
  • 2 Я-концепция — позитивная, важна Я-концепция Многие
    студенты — это «незваные студенты» (Бортон,
    1970). [посмотрите на рамку p250].
  • 3 Общение — позитивное и честное
  • 4 Личные ценности — Важность личных ценностей,
    способствовать развитию положительных ценностей. Должен знать
    себя, самовыражения, самоидентификации, актуализации
    самих себя.

Традиционный

  1. Уровень владения академическим содержанием
  2. хорошее гражданство
  3. спортивного мастерства.

Гуманистические подходы используют групповые процессы.

Группы

Студенты могут более открыто выражать свои чувства, открывать и
прояснить свои чувства. Изучите межличностные отношения
Сформулируйте личные ценности. Игры — в том числе ролевые.
Проблемы — Начинающему учителю не хватает конкретных рекомендаций.

3 подхода

  • 1) Открытый класс
  • 2) Стили обучения
  • 3) Кооперативное обучение

Проблемы с традиционной школой

Обязан посещать
Небольшой выбор содержания учебной программы, ценность которой
может быть неочевидным.
Делитесь временем учителя и другими ресурсами с другими учениками.
Одноклассники отличаются друг от друга способностями и опытом.
Приходится мириться с учебным темпом, который часто бывает либо
слишком быстро или слишком медленно.Свод правил — не разговаривать, двигаться,
собирается в туалет. [Не удобно!] Несомненно, что
некоторые предпочитают традиционные школы.

Открытый класс

Цели — индивидуальный рост, критический
мышление, самостоятельность, сотрудничество, приверженность
обучение.
Самый главный человек — ученик, а не учитель.
Без привязки к учебной программе
Без привязки к возрасту / классу.
Ориентация на ученика — интенсивный, но непринужденный контакт учителя и ученика.
Низкое соотношение учителей и учеников.
не выделяет расписания.
Почти нет контроля или конкуренции
Трудно провести грань между хаосом и порядком,
бунтарство и выражение прав.
Время продуктивное и непродуктивное.
Студенты, как правило, лучше понимают себя и более творческие
и кооперативный, но не хватает академических достижений.

Разрешить учащимся использовать стиль обучения, который
им подходит.
например работа на мягком ковре или вокруг стола
четко структурированных уроков, взаимное обучение, с помощью компьютера
инструкция, самообучение.
Предметы чередуются для обучения в разное время дня.

Оценка.

Данн и Григгс (1988) — 10 учений
посещены школы, ориентированные на стили, учащиеся хорошо справляются с
разнообразие показателей успеваемости.
Много сданных предметов, ранее не сданных. Самая любимая школа.
Трудно измерить (Snow and Swanson, 1992) — текущий список
стили обучения и инструменты, используемые для их измерения:
неорганизованные, длительные, включают в себя большой набор привычек,
личностные характеристики и способности.

Студенты часто соревнуются с
друг друга или должны работать индивидуально для достижения своих
личные цели.
Кооперативное обучение не только сочетает когнитивное и эмоциональное
аспекты обучения, а также акцентирование внимания на участии и
активное участие, но также подчеркивает академические достижения и
четко определенные учебные цели.

Причины совместного обучения

Определение

  • 1 Требуется личное общение —
    обычно от 4 до 6 студентов.
  • 2 отношения между членами группы
    является положительной взаимозависимостью (сотрудничать в
    распределение ресурсов, распределение ролей и разделение труда
    для достижения целей)
  • 3 Назначает индивидуальную ответственность
    для обмена, сотрудничества и обучения.
  • 4 Цели и награды зависят от
    производительность и вклад всех членов группы.
  • 5 Требуются навыки межличностного общения, например,
    по очереди, содействие, сотрудничество и т. д.
  • Джонсон и др. (1984) выделяют 4 компонента кооперативного обучения:

    1. Положительная взаимозависимость — учащиеся работают ради общей цели и разделяют
      материалы.
    2. Индивидуальная ответственность — каждый студент должен участвовать в финале
      исход
    3. Развитие навыков межличностного общения и работы в малых группах — цель имеет встроенный
      компонент социальных навыков.
    4. Личное взаимодействие — неотъемлемая часть этой стратегии развития.
  • 1 учимся вместе

    От 4 до 6 учеников должны иметь рабочий лист
    учиться или завершать вместе.
    призваны помогать друг другу.
    Благодарность за сотрудничество и выполнение задания.
    Нет конкуренции среди групп.

    2 студенческие команды — Отдел достижений (STAD)

    То же, что и выше, за исключением:
    В каждой команде есть ученики с высокими и низкими способностями,
    разного этнического происхождения, дети обоих полов.
    Новый материал в классическом стиле. Следующий
    Этим группам предоставлен материал для изучения и рабочие листы для заполнения.
    могут работать индивидуально или вместе.
    Приветствуются помогать друг другу.В конце материала той недели,
    студенты отвечают на вопросы индивидуально.
    Подсчитываются командные очки. Наибольшее признание получила команда
    , которая больше всего улучшилась.
    Славин (1983) «Студенты вместо этого рассматривают учебную деятельность как социальную.
    изолированного, забавного, а не скучного, под собственным контролем
    вместо
    учителя Больше помогайте друг другу, не высмеивайте тех, кто учится
    трудности.

    Команды-игры-Турниры (TGT)

    То же, что и выше, но турниры в конце.
    Разделены на отдельных участников, из разных групп
    аналогичная способность. По трое они по очереди тянут карты, и
    задайте вопрос, напечатанный на нем. Могу оспорить ответы. Oни
    сохраните карту, если она верна. В конце баллы складываются и
    зачисляется в исходную (обучающую) группу ученика.

    Головоломка

    Каждый участник получает отдельные части
    все. Должен преподавать то, чему они научились, других членов
    группа.

    Групповое расследование

    Студенты выбирают тему — затем делятся на
    подтемы, основанные на интересах студентов.Группы формируются для
    исследуйте каждую подтему.
    Каждая группа формулирует план и распределяет обязанности.
    участники могут работать индивидуально или с другими. В конце группы
    участники встречаются, чтобы поделиться информацией. Затем они решают, как
    представьте эту информацию остальному классу.
    Учителя помогают с академическими и социальными навыками.

    Взаимное обучение

    Студенты обучали специальным процедурам в
    задавая вопросы, уточняя, обобщая и предсказывая. Затем они
    должны преподавать часть материала своему учителю.(Palinsar
    и Браун, 1984)

    Преимущества кооперативного обучения

    1 В отличие от подхода «стили обучения»,
    не требует серьезной перестройки школьного дня.
    2 Способствует сотрудничеству между учениками с разными способностями,
    этническое происхождение, возраст и пол.

    Сколько?

    Используется вместе с традиционными
    уроки от 60 до 90 минут в день. Остальные рекомендуют 70% класса
    время использовать таким образом. 20% индивидуализм. 10% конкурентоспособные.(Джонсон и Джонсон, 1975).

    Недостаток

    Тщательная подготовка материалов,
    рабочие листы, вопросы, справочные материалы и т. д.

    Johnson et al (1981) проанализировано 122 исследования.
    1 Лучшая успеваемость во всех классах и по всем предметам, потому что
    групповое обсуждение и сотрудничество способствуют открытию.
    Разрабатывайте более качественные когнитивные стратегии.
    Повышает мотивацию, понимание (за счет обучения студента)
    обогатить обучение за счет студентов с разными способностями и
    опыт.Способствует очень позитивным отношениям в группе
    члены.
    израильских и арабских студентов не только успели лучше учиться,
    но также проявляли меньше признаков этнической напряженности в своих
    язык (Шаран и Шахар, 1988).
    Bossert (1988) соглашается, но говорит, что эффект может быть вызван тем, что
    уроки более структурированы и систематичны, чем
    эффект из-за взаимодействия со сверстниками.

    Недостаток

    Некоторые студенты тратят время на разговоры о
    не относящиеся к делу вопросы. Некоторые члены доминируют, а другие игнорируются.

    Почему это работает

    Славин (1990)
    1 Стимул к сотрудничеству
    2 Индивидуальная ответственность
    Выготский (1978) Теория утверждает, что обучение сильно зависит от
    1 Социальное взаимодействие
    2 Язык.

    Недостаток

  • 1 Боссерт (1988) низкое достижение
    Студенты иногда смущаются своими выступлениями
    и стыдно занизить групповые оценки. Мотивация и
    самооценка ухудшается. Чтобы противодействовать этому, убедитесь, что
    вы награждаете группу, показавшую наибольшее улучшение.
  • 2 Bossert (1988) — Одна из причин, почему
    техника работает, потому что это изменение от нормального
    классное обучение. Если учитель переходит на 100% кооператив
    обучения, это преимущество теряется.
  • 3 Bossert (1988) — Также важно для
    студент, чтобы научиться соревновательным и индивидуалистическим навыкам.
  • Учителя-гуманисты стремятся к хорошему,
    но они четко не определены. Также нелегко измерить.
    Гуманистические подходы сильно зависят от способностей
    учителя.
    В целом, «Открытые школы не показывают успеваемость,
    но безоценочные школы (без возраста / класса и без оценок
    табели успеваемости), положительно влияют на достижения (Гутьеррес
    & Славин, 1992).
    Представить структурированную учебную программу в неклассифицированной и надежной среде.
    Но
    Критика не может быть направлена ​​на обучение, ориентированное на стили
    школы и кооперативное обучение. школы многих стилей обучения
    использовать групповые методы, предполагающие совместное обучение.

    ,

    Гуманистических подходов к изучению английского языка

    Взрыв новых и радикальных подходов к изучению языка обнаружился в 1970-х годах. Эти подходы часто группируются под названием гуманистические подходы из-за их метода концентрации, затрагивающего врожденные способности и способности, которыми, как предполагается, обладают все учащиеся.

    Посмотреть большую версию всеми методами

    Суггестопедия

    Этот метод основан на идее, что разум обладает огромным потенциалом и может удерживать информацию с помощью силы внушения.Этот метод обучения использует расслабление как средство сохранения новых знаний.

    На начальных уроках учащиеся получают большое количество информации на новом языке. Текст переводится, а затем читается вслух под классическую музыку в фоновом режиме.

    Цель состоит в том, чтобы создать атмосферу полного расслабления, в которой понимание является чисто случайным, и подсознательным. Использование большого количества лингвистического материала дает представление о том, что понимание языка — это легко и естественно.

    На следующем уроке учащиеся используют материал в различных коммуникационных мероприятиях. Оригинальные методы обучения и теория, разработанные Георгием Лозановым, с тех пор превратились в движение ускоренного обучения.

    Резюме
    Когда — 1970–1980
    Фокус — содержательные тексты и словарный запас
    Характеристики — расслабляющая атмосфера, с музыкой; поощрять подсознательное изучение английского языка
    Сторонники — Георгий Лозанов

    Общий физический отклик (TPR)

    Разрешить учащимся производить продукцию, когда они «готовы».Улучшение происходит благодаря предоставлению коммуникативных материалов, а не принуждению к производству.
    — Доктор Стивен Крашен

    Этот метод основан на основных принципах того, как маленькие дети учат свой первый язык. Этот метод обучения, разработанный Джеймсом Ашером, включает в себя широкий спектр физических нагрузок, много слушания и понимания, а также упор на обучение как на увлекательное и стимулирующее.

    Total Physical Response имеет ограничения, особенно при обучении абстрактному языку и заданиям, но широко считается эффективным для начинающих и по-прежнему является стандартным подходом для молодых учеников.

    Резюме
    Когда — 1970-е годы, широко используется сегодня для молодых людей
    Фокус — понимание на слух
    Характеристики — разговоры по-английски откладываются до готовности учащихся; смысл разъясняется через действия и визуальные эффекты
    Сторонники — Джеймс Ашер

    Тихий путь

    Другой пример метода, отнесенного к категории гуманистических подходов, при использовании этой техники предполагается, что учитель практически молчит — отсюда и название метода — и избегает объяснять все ученикам.

    Этот метод основан на подходе к решению проблем к обучению, в соответствии с которым обучение студентов становится автономным и совместным.

    Цель состоит в том, чтобы помочь учащимся выбрать подходящие фразы и научиться управлять ими с хорошей интонацией и ритмом. Учитель не повторяет материал и не предлагает фразы, которые ученик должен имитировать, и не использует родной язык ученика.

    Шаблоны содержат словарный запас, а цветные руководства по произношению используются, чтобы помочь учителю направлять понимание учениками, говоря как можно меньше.

    Сводка
    Когда — 1970-е
    Фокус — взаимодействие учеников, а не взаимодействие с учителем
    Характеристики — Учитель молчит, чтобы ученик знал, как работает английский
    Сторонники — Калеб Гаттегно

    Также придерживаясь многих из тех же принципов, что и Silent Way, эта техника просуществовала относительно недолго. Рассматривая ученика как «цельную» личность, в методе учащиеся сидели в кругу и побуждали их использовать свои чувства, интеллект, отношения и реакции.

    Резюме
    Когда — 1970-е
    Направление — взаимодействие со студентами
    Характеристики — Понимание английского языка через активное взаимодействие со студентами
    Сторонники — Чарльз Артур Карран

    Алекс Тейлор

    Подробнее:

    ,

    подходов к обучению | SkillsYouNeed

    За прошедшие годы было разработано множество теорий для изучения процессов, связанных с обучением. Большинство теорий обучения сосредотачиваются на значении того, как осуществляется обучение.

    Существует много различных способов обучения как формально, так и неформально: в составе группы, например, в классе, индивидуально, например, в форме наставничества или коучинга, и самообучения.

    Более того, люди учатся по-разному в разное время своей жизни и в разных обстоятельствах.

    На этой странице рассматриваются три основных подхода к обучению. Большинство теорий обучения относятся к одному или нескольким из этих подходов.

    Эти подходы к обучению следующие:


    • Поведенческий подход
      , который связан с реакцией учащихся на какую-либо форму стимула.
    • Когнитивный подход
      , основанный на знаниях и их сохранении.
    • Гуманистический подход
      , основанный на объяснениях личного опыта.

    Бихевиористский подход к обучению

    Этот подход к обучению основан на идее, что учащиеся реагируют на стимулы в своей среде. Роль фасилитатора обучения, таким образом, заключается в предоставлении актуальных и полезных стимулов, чтобы учащийся реагировал на требуемые знания или опыт и приобретал их.

    Бихевиористский подход к обучению основан на убеждении, что правильному поведению можно научить путем постоянного повторения задания в сочетании с обратной связью от фасилитатора.Положительная обратная связь поощряет и укрепляет успех, а отрицательная обратная связь и немедленное исправление препятствуют повторению ошибки или нежелательного поведения.

    В 1927 году Иван Павлов провел знаменитый эксперимент с собаками. Павлов «научил» животных выделять слюну при звонке в колокольчик, связав время кормления со звуком звонка. Позже он перестал кормить их таким способом, но у собак продолжали выделять слюну, когда они услышали звонок. Другими словами, усвоенное поведение было результатом последовательности пережитых событий, а не сознательного мыслительного процесса.Павлов открыл то, что сейчас называют «классическим кондиционированием» .

    Этот вид кондиционирования может использоваться для развития повторяющихся действий во время тренировки, например, когда вы смотрите в зеркало и пристегиваете ремень безопасности перед тем, как уехать в машине.

    Связь между стимулом и ответом можно сделать более эффективной с помощью подкрепления. Именно эта идея лежит в основе теории, позже развитой Б.Ф. Скиннером (1957). Подкрепление может работать как положительно, так и отрицательно.Положительное подкрепление — это все, что усиливает желаемую реакцию. Например, на тренинге, где целью является обучение, это может быть стимулировано словесной похвалой, хорошей оценкой или чувством достижения. С другой стороны, отказ от словесной похвалы будет иметь отрицательный эффект и мотивация к обучению снизится.

    Один из основных способов использования поведенческого подхода к обучению при обучении и преподавании — это определение четких поведенческих целей в начале, а затем предоставление возможностей обучения, обеспечивающих достижение этих целей.

    Подход также основан на представлении о том, что есть один правильный путь, одна истина, которую ученик должен усвоить, и что знания одинаковы для всех учеников. По этой причине подчеркивается контроль со стороны учителя или тренера; тренер использует внешнее подкрепление, чтобы мотивировать и побуждать обучаемых к достижению заявленных целей.


    Р. М. Ганье — Теория обучения

    Более позднего сторонника бихевиористского подхода можно найти в работах Ганье.В своей теории обучения Ганье предполагает, что обучение происходит иерархически. Он предлагает восьмиступенчатую модель, каждая из которых связана с типом обучения, влияющим на способ преподавания. Ганье говорит, что обучение на одном уровне возможно только в том случае, если обучение на предыдущем уровне уже имело место.

    Восемь типов обучения Ганье:

    • Обучение / распознавание сигнала (распознавание того, что что-то происходит).
    • Обучение стимулу / реакции (обучение реакции на стимул).
    • Обучение моторной цепи (обучение необходимой последовательности действий).
    • Обучение вербальной цепочке (соединение слов по порядку).
    • Множественная дискриминация (выбор соответствующих ответов на определенные стимулы).
    • Изучение концепций (общий ответ на класс стимулов).
    • Приобретение правил (объединение концепций для управления поведением)
    • Решение проблем (объединение правил для создания новой возможности)

    (Адаптировано из Gagné R M.Условия обучения (1977). Нью-Йорк: Холт, Райнхарт и Уинстон. Государственный университет Флориды, Таллахасси)


    Теория социального обучения

    Теория социального обучения — это развитие теории раннего бихевиоризма. Он предполагает, что люди могут учиться прямо и косвенно, наблюдая за другими. Чтобы это обучение стало частью их репертуара поведения, его необходимо подкрепить.

    В последовательности три этапа:

    • Сосредоточено внимание с помощью модели (напр.г., ребенок и родитель).
    • Обучение происходит через наблюдение за поведением модели и его последствиями (например, ребенок наблюдает, как родитель разговаривает по телефону).
    • Субъект анализирует и кодирует обучение. Если возможно имитация модели, это поможет в процессе подкрепления (например, если ребенок может копировать действия родителя, обучение будет подкреплено).

    Подход социального обучения придает большое значение обучению с другими людьми посредством межличностного взаимодействия, как лицом к лицу, так и в команде. Одна из проблем этого подхода заключается в том, что люди не копируют все, что видят, но как личности склонны быть избирательными в том, что они выбирают для копирования. Поэтому важно, чтобы другие продемонстрировали передовой опыт при использовании этого подхода к обучению и быстро выявили ошибки.


    Когнитивный подход к обучению

    Бихевиористские теории обучения по существу подчеркивают важность напористости наставника и пассивного участника, которому не предоставляется большой выбор, кроме как реагировать заранее определенным образом.

    В отличие от когнитивные теории касаются роли активного разума в обработке возможностей обучения и развития.

    Преподаватель (если присутствует) и участник оба используют знания; роль наставника — выбрать лучший способ передать понимание.

    Работа двух известных теоретиков когнитивной теории приводится ниже:

    Джон Дьюи

    Дьюи (1938) считает, что обучение включает в себя «обучение мыслить». Он говорит, что процесс обучения — это больше, чем выполнение задачи или деятельности; это также требует размышлений и извлечения уроков из этого. Для Дьюи цель мысли — достичь состояния равновесия, позволяющего человеку решать проблемы и готовить их к дальнейшим исследованиям.

    Часто ассоциируемый с «прогрессивным образованием», Дьюи отвергал традиционные формы обучения, основанные на подкреплении информации, в которых учащийся играет пассивную роль, предполагая, что этот тип обучения был поверхностным.Он сказал, что обучение происходит только в том случае, если ученик играет активную роль в этом процессе. Для того, чтобы обучение происходило, оно должно быть значимым для каждого человека, и студенты должны критически относиться к представленной информации; они должны иметь возможность «прочувствовать» информацию, и способ облегчить это — использовать прошлый опыт. Таким образом, можно утверждать, что Дьюи был одним из главных сторонников экспериментального обучения .

    Учителя или инструкторы, использующие подход Дьюи к обучению, играют ключевую роль в развитии учащихся, но более косвенным образом, чем это подразумевается в бихевиористской модели.Например, занятия по планированию, которые поощряют взаимодействие с представленным материалом и рефлексивное мышление, а также создают атмосферу, в которой учащиеся или обучающиеся могут структурировать свое обучение.

    Б. С. Блум

    Другой теоретик, разработавший когнитивный подход, Блум, считал, что обучение происходит как в «когнитивной области , », связанной с памятью и пониманием, так и в «аффективной области », в которой чувства или эмоции меняются в результате обучение. Блум предполагает, что параллельное обучение между когнитивной и аффективной областями происходит кумулятивным образом в зависимости от степени сложности. Степень, в которой учащиеся используют когнитивные и аффективные области, будет зависеть от человека.

    Примеры каждого типа включают:

    Когнитивный Действующий
    Знания Прием
    Понимание Ответ
    Приложение Оценка
    Анализ-синтез Концептуализация
    Оценка Организация

    Блум, Б.С. (1965). Таксономия образовательных целей: Классификация образовательных целей . Нью-Йорк: David McKay Company, Inc.


    Гуманистический подход к обучению

    Более поздние гуманистические теории , учитывают то, как в нашем обществе ранее поляризованные взгляды на добро и зло растворились во множестве потенциально равноценных истин, то есть в плюралистическом подходе. Упор на признание разнообразия во многих организациях и в обществе в целом является отражением этой идеологии.

    Акцент на активном обучении лежит в основе этих гуманистических подходов к обучению. Термины « андрагогика » и « педагогика » подчеркивают разницу между более ранними моделями обучения и более обычным подходом в настоящее время.

    Педагогика и андрагогика

    Педагогика и андрагогика — это термины, производные от греческих слов, означающих «ребенок» и «мужчина» соответственно.

    Педагогика в основном основана на обучении; знание передается формально от того, кто знает, к тому, кто не знает.Этот тип модели часто используется в институциональных условиях, где с административной точки зрения может быть проще взять на себя управление процессом обучения, игнорируя при этом способность или потребности человека участвовать в самостоятельном обучении — например, в школах и других образовательных учреждениях. учреждения. К сожалению, эта модель может вызвать сопротивление или бунт, особенно у детей старшего возраста, подростков и взрослых.

    Можно утверждать, что педагогика на самом деле упускает из виду главное: предоставление обучения или образования не обязательно означает, что учащийся получит удовольствие или запомнит этот опыт, а тем более перенесет его в полезные условия.

    Andragogy , однако, предоставляет нам модель процесса, в которой учащийся обнаруживает знания в удобном для него темпе, при поддержке фасилитатора, возможно, коуча или наставника.

    Андрагогическая теория основана на четырех предположениях, определяющих ее уникальное положение по сравнению с педагогикой или традиционными методами обучения:

    • Учащемуся нужна свобода для развития собственного обучения.
    • Существующий опыт учащегося имеет фундаментальное значение для эффективного понимания и нового обучения.
    • Человек должен быть готов учиться, в отличие от страха или принуждения.
    • Ориентация на обучение имеет первостепенное значение: другими словами, она ориентирована не на предмет, а на учащегося.

    Неформальная индивидуальная поддержка важна в теории андрагогики, так же как и развитие групповой среды, которая одновременно является позитивной и принимающей. Обмен опытом может углубить индивидуальное обучение не только когнитивных (интеллектуальных), но также аффективных (эмоциональных) процессов.Методы участия основываются на индивидуальном и групповом опыте, помогая рефлексии, увеличивая объем внимания и повышая самосознание. Такое обучение часто называют «экспериментальным обучением» .


    Дэвид Колб — Экспериментальный подход

    Эмпирическая модель обучения, которую предлагает Дэвид Колб, лежит в основе большей части работы современных провайдеров обучения взрослых.

    По сути, Колб считает, что обучение — это динамический процесс, в котором мы постоянно можем конструировать собственное обучение и развитие, проходя следующий цикл.

    Kolb

    Четыре аспекта цикла обучения Колба, в которых опыт постоянно анализируется, а впечатления оспариваются или подтверждаются, составляют основу теории экспериментального обучения. Последовательность объясняется следующим образом: жизненный опыт человека формирует основу для его наблюдений, а размышления о том, с чем он столкнулся, побуждают к обучению. Это, в свою очередь, ассимилируется с тем, что уже известно, обеспечивая новую концептуальную карту, на которой будут основаны дальнейшие действия, таким образом формируя новый опыт.Чтобы завершить цикл, люди также должны иметь возможность практиковать полученные навыки, чтобы обучение имело для них истинное значение.

    Таким образом, с точки зрения обучения, обучение облегчается, если содержание курса и процесс являются ключевыми в существующем опыте участников и разработаны таким образом, чтобы стимулировать размышления и формирование новых концепций.


    Теория самоэффективности Бандуры

    Альберт Бандура был одним из ключевых сторонников социального обучения, который также популяризировал идею самоэффективности .

    Теория Бандуры принимает во внимание то, как люди воспринимают себя или как они оценивают свой уровень компетентности в процессе обучения. Люди с низкой самоэффективностью будут зацикливаться на своей несостоятельности и трудностях своей ситуации. И наоборот, люди с высокой самоэффективностью будут рассматривать ситуацию как вызов, а не как проблему, и сосредоточиться на том, что нужно сделать. Они хорошо справляются с угрозами и могут применять свои знания в различных ситуациях.

    Самоэффективность может быть определена как суждения людей о своих способностях организовывать и выполнять действия, необходимые для достижения определенных видов деятельности. Бандура предполагает, что сила убеждения человека в его / ее собственной эффективности определяет, будет ли он / она даже пытаться справиться с трудными ситуациями. Он отмечает, что уровень самоэффективности может влиять на производительность человека следующим образом:

    • Количество усилий и настойчивости, которые человек вкладывает в задачу : Например, если человек начинает деятельность со слабыми ожиданиями или самоэффективностью, но за этим следует положительный опыт, он с большей вероятностью будет продолжать.Однако люди, у которых есть сильные ожидания, продолжат упорствовать, несмотря на негативный или отговаривающий опыт.
    • Действия или задачи, которые выбирают люди: Люди будут более склонны выполнять задачи, от которых у них есть сильные ожидания, и менее склонны выполнять задачи, связанные со слабыми ожиданиями.

    Бандура, А. (1977). Теория социального обучения . Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси: Prentice Hall.

    Самоэффективность получена из ряда источников, включая:

    • Достигнутые результаты: Это наиболее надежный источник ожиданий эффективности, поскольку они основаны на собственном личном опыте.Успехи повышают ожидания мастерства, а повторяющиеся неудачи понижают их.
    • Заместительный опыт: Наблюдение за тем, как другие предпринимают опасные действия без негативных последствий, может вызвать у наблюдателей более позитивные ожидания. Иногда это называют «моделированием».
    • Устное убеждение: Людей можно убедить, что они могут успешно справиться. Однако ожидания, созданные таким образом, имеют тенденцию быть слабыми, если они не сопровождаются подлинной эмпирической базой.
    • Эмоциональное возбуждение: Люди частично полагаются на свое физиологическое возбуждение, чтобы судить о состояниях тревоги. Сильное отталкивающее возбуждение снижает производительность, тогда как при спокойном или низком уровне возбуждения успех более вероятен.

    Последствия для дизайна обучения различны и включают постановку реалистичных, но не слишком легких целей, чтобы люди могли почувствовать, что они чего-то достигли, и обеспечение поддержки и вознаграждения людей за их обучение на рабочем месте или в другом обучении. и учебная среда.


    ,

    Образование требует гуманистического подхода — trenducation

    e Контекст обучения меняется. В обществе идет оживленная дискуссия об основополагающих принципах образования. Переосмысление образования влияет на организацию обучения. Это включает в себя признание, проверку и оценку обучения во множественном и взаимосвязанном мире. Я написал еще одну запись в блоге о гуманизме, которая может добавить некоторые детали к этому сообщению. Но сначала наслаждайтесь этим постом и не стесняйтесь комментировать или делиться.

    переосмысление образования

    Политика в основном сосредоточена на социально-экономическом развитии. Это можно считать узким, и это часть глобального дискурса. Переосмысление образования утверждает, что необходимо выйти за рамки строго утилитарного видения и подхода, основанного на человеческом капитале. Он выступает за комплексный подход к образованию, в котором одинаковое значение придается экономическому, социальному, культурному и гражданскому аспектам обучения. Это отражено в четырех столпах: научиться знать, делать, быть и жить вместе (Delors et al., 1996). Интегрированный подход находится под фундаментальной угрозой в нынешней системе, в частности; учимся быть и жить вместе.

    гуманистических принципов

    Гуманистический подход к образованию и развитию основан на комплексном подходе к знаниям, обучению и развитию. Важны некоторые основные принципы: уважение к жизни и человеческому достоинству; равные права и социальная справедливость; уважение культурного разнообразия, а также чувство общей ответственности и приверженность международной солидарности.Все эти принципы являются фундаментальными аспектами нашей общей человечности. Это подход, который признает разнообразие систем знаний, мировоззрений и концепций благополучия как источника богатства. Он признает разнообразие жизненных реалий, подтверждая при этом общее ядро ​​универсальных ценностей. Гуманистический подход подразумевает центральную заботу об устойчивом человеческом и социальном развитии, в котором основной целью образования должно быть поддержание и повышение достоинства, возможностей и благосостояния человеческой личности по отношению к другим людям и природе.
    Это подразумевает инклюзивное формирование политики, а также прозрачность и подотчетность в предоставлении значимых возможностей обучения для всех.

    важность учителей

    Требуется дальнейшее осознание и признание важности неформальных и менее институциональных образовательных пространств в рамках непрерывного обучения. Вместе с обновленным признанием важности профессии учителя мы можем получить прочный опыт обучения. Педагоги играют решающую роль в качестве наставников, которые позволяют учащимся развиваться и продвигаться через постоянно расширяющийся лабиринт знаний на протяжении всей их жизни.Чтобы обеспечить это, учителям и педагогам необходимо предлагать более привлекательные, мотивирующие и стабильные условия жизни и работы, включая заработную плату и карьерные перспективы.

    жидкостный подход

    Контекст обучения быстро развивается. Отчасти это результат быстрого развития цифровых технологий, которые меняют образовательный ландшафт. Это ослабило монополию официальных учебных заведений на создание, передачу и подтверждение знаний.Эта трансформация требует более гибкого подхода к обучению как континууме, в котором учебные заведения формального образования более тесно взаимодействуют с другими, менее формализованными образовательными процессами на протяжении всей жизни.

    гуманистический подход

    Основным направлением гуманистического подхода является развитие учащегося в целом с упором на эмоциональные аспекты учащегося. Обучение концентрируется на развитии самооценки студентов. Если ученик доволен собой, это хорошее начало.Хорошее мнение о себе требует понимания своих талантов, сильных и слабых сторон и веры в свои способности к совершенствованию.

    Обучение не является самоцелью. Это средство продвижения к вершине саморазвития (самоактуализации). Студент учится, потому что он или она внутренне движимы, и получает свою награду от чувства достижения, которое дает изучение чего-либо. Это отличается от взглядов бихевиористов, которые ожидают, что внешние вознаграждения будут более эффективными.

    В рамках гуманистического подхода образование заключается в создании потребности в ученике или сотрудничестве с учеником в его самомотивации. Гуманизм — это вознаграждение себя. Внутреннее вознаграждение — это награда изнутри, скорее как удовлетворение потребности.

    Гейдж и Берлинер (1991) описали 4 основные цели:

    1. Продвигать и развивать позитивное саморегулирование и независимость;

    2. Развивайте способность брать на себя ответственность за то, чему научились;

    3.Продвигать и развивать творческие способности;

    4. Продвигайте и развивайте любопытство.

    гуманистических ценностей

    При гуманистическом подходе к образованию и обучению студенты лучше всего узнают то, что они хотят и должны знать. То есть, когда они выработали навыки анализа того, что для них важно и почему. Кроме того, им необходимы навыки управления своим поведением в соответствии с этими желаниями и потребностями. Результат: они будут учиться легче и быстрее.

    Уметь учиться важнее, чем приобретать много знаний.В нашем современном обществе, где знания быстро меняются, многие педагоги разделяют эту точку зрения с когнитивной точки зрения.

    Самооценка — наиболее значимая оценка работы студентов. Акцент здесь делается на внутреннем развитии и саморегуляции. Большинство преподавателей, вероятно, согласятся с этим акцентом, но также выступят за необходимость развития у учащихся способности соответствовать внешним ожиданиям.

    Чувства так же важны, как и факты. Большая часть работы с гуманистической точки зрения, кажется, подтверждает эту точку зрения, и это одна из областей, где гуманистически ориентированные педагоги вносят значительный вклад в нашу базу знаний.

    гуманистических приложения

    Чтобы начать с того, чтобы сделать ваше обучение более человечным, могут помочь следующие выводы:

    • Разрешить учащемуся иметь выбор в выборе задач и занятий, когда это возможно;
    • Помогите студентам научиться ставить реалистичные и сложные цели;
    • Предложите учащимся участвовать в групповой работе, особенно в совместном обучении, с целью развития социальных и эмоциональных навыков;
    • Учитель при необходимости выступает в качестве координатора групповых обсуждений;
    • Учитель будет примером для подражания в отношении взглядов, убеждений и привычек, которые вы хотите развивать.

    Винд ik leuk:

    Like Laden …

    Gerelateerd

    ,

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *