Характер имеет различную степень выраженности: Различная степень выраженности характера (вспоминаем 1 курс общая психология)
Различная степень выраженности характера (вспоминаем 1 курс общая психология)
Практически все авторы подчеркивали, что характер может быть более или мене выражен. Представьте себе ось, на которой изображена интенсивность проявлений характеров. Тогда на ней обозначатся следующие три зоны:
зона абсолютно «нормальных» характеров,
зона выраженных характеров (они получили название акцентуаций),
зона сильных отклонений характеров, или психопатии.
Первая и вторая зона относятся к норме (в широком смысле), третья — к патологии характера. Соответственно, акцентуации характера рассматриваются как крайние варианты нормы. Они, в свою очередь, подразделяются на явные и скрытые акцентуации.
Ось степени выраженности характера:
I — «средние» характеры;
II — акцентуированные характеры: а — скрытые акцентуации; б — явные акцентуации;
III — психопатии.
Обозначения: Н — норма, П — патология
Понятие акцентуации было предложено К. Леонгардом в 1968 году. Акцентуированная личность – крайний вариант нормы; это не считается диагнозом; приблизительно 50% людей являются акцентуированными.
В советской психологии наиболее распространенной является классификация А.Е. Личко, которая определяет акцентуацию: Акцентуация характера – крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Наиболее известными классификациями акцентуации являются:
ü Леонгарда (1968)
ü Личко (1975)
Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий.
Наибольшую известность получил термин K. Leongard (1968) – акцентуированная личность. Однако правильнее говорить об акцентуациях характера (Личко; 1977).
Отличия между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях П. Б. Ганнушкина (1933) – О. В. Кербикова (1962). При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни относительной стабильности характера на протяжении жизни, ни тотальности его проявлений во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации как следствия тяжести аномалии характера. Во всяком случае, никогда не бывает соответствия всем этим трем признакам психопатии сразу.
Различение между патологическими и нормальными характерами, включающими акцентуации, очень важно. По одну сторону черты, разделяющей вторую и третью зоны, оказываются индивиды, подлежащие ведению психологии, по другую — малой психиатрии. Конечно, «черта», эта размыта. Тем не менее существуют критерии, которые позволяют ее приблизительно локализовать на оси интенсивности характеров. Таких критериев три, и они известны как критерии психопатий Ганнушкина —Кербикова:
Характер можно считать патологическим, т. е. расценивать как психопатию, если он относительно стабилен во времени, т. е. мало меняется в течение жизни.
Второй признак — тотальность проявлений характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду: и дома, и на работе, и на отдыхе, и среди знакомых, и среди чужих, короче говоря, в любых обстоятельствах. Если же человек, предположим, дома один, а «на людях» — другой, то он не психопат.
Наконец, третий и, пожалуй, самый важный признак психопатий — это социальная дезадаптация. Последняя заключается в том, что у человека постоянно возникают жизненные трудности, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и тот и другие вместе.
24. Понятие «характер». Типологии характеров. Формирование характеров.
В
психологии сущ-т разные взгляды на
природу характера: одни считают,что он
наследственно обусловлен,другие – что
он целиком определяется условиями
жизни,третьи – что хар-р имеет как
наследственные так и приобретенные
св-а. Хар-р – это совокупность индивидуальных
св-в личности, проявляющаяся в поведении
и поступках. С одной стороны он представляет
собой отпечаток воспитания и
деятельности,которые формируют личность.
Но с определенного момента человек сам
начинает чеканить,ковать свой хар-р. С
другой стороны,хар-р объединяет все
поступки,мысли и чувства человека.
Самыми важными показателями хар-а
являются поступки и поведение человека.
Единицей хар-а является его черта – это
то существенное св-о человека из которого
с определенностью вытекает одна линия
поведения и которая исключает другую
линию поведения. Структура хар-а – это
взаимосвязь м/у отдельными чертами
хар-а. выделяют черты хар-а:
коммуникативные,отношение к труду,
отношение к объектам природного или
объектного мира,рефлексированные
качества- то,как мы относимся к себе(
самокритичность), волевые черты
хар-а.Точной классификации и типологии
хар-ов еще не сущ-т,поэтому при хар-ке
человека обычно указывают на наиболее
выделяющиеся его черты. Основными путями
формирования хар-а: труд,влияниеколлектива,личный
пример, самовоспитание,индивидуальный
подход
25. Степень выраженности характеров: акцентуация, психопатия.
Характер
в узком смысле слова определяется как
совокупность устойчивых свойств
индивида, в которых выражаются способы
его поведения и способы эмоционального
реагирования. Степень выраженности
хар-а:норма,акцентуация(чрезмерная
выраженность отдельных черт характера
и их сочетаний), психопатия(зона сильных
отклонений хар-а). Акцентуации мб: явными
и скрытыми(которые могут переходить
друг в друга под влиянием различных
факторов, среди которых важную роль
играют особенности семейного воспитания,
социального окружения, профессиональной
деятельности, физического здоровья).
выделяются следующие основные типы
акцентуации:
1)
циклоидный — чередование фаз хорошего
и плохого настроения с различным
периодом;2) гипертимный — постоянно
приподнятое настроение, повышенная
психическая активность с жаждой
деятельности и тенденцией разбрасываться,
не доводить дело до конца;3) лабильный
— резкая смена настроения в зависимости
от ситуации;4) астенический — быстрая
утомляемость, раздражительность,
склонность к депрессиям и ипохондрии;5)
сензитивный — повышенная впечатлительность,
боязливость, обостренное чувство
собственной неполноценности; 6)
психастенический — высокая тревожность,
мнительность, нерешительность, склонность
к самоанализу, постоянным сомнениям и
рассуждательству, тенденция к образованию
обсессий и ритуальных действий;
7)
шизоидный — отгороженность, замкнутость,
интроверсия , эмоциональная холодность,
проявляющаяся в отсутствии сопереживания
, трудностях в установлении эмоциональных
контактов, недостаток интуиции в процессе
общения;
8)
эпилептоидный — склонность к
злобно-тоскливому настроению с
накапливающейся агрессией, проявляющейся
в виде приступов ярости и гнева (иногда
с элементами жестокости), конфликтность,
вязкость мышления, скрупулезная
педантичность;
9)
застревающий (паранойяльный) — повышенная
подозрительность и болезненная
обидчивость, стойкость отрицательных
аффектов, стремление к доминированию,
неприятие мнения других и, как следствие,
высокая конфликтность;
Признаки
психопатии:1) ригидность-неизмененностьхар-а
во времени и отсутствие чувствительности
к изменяющимся условиям жизни; 2)
тотальность- проявление потологическихявлхар-а
в различных сферах жизни человека; 3)
социальная дезоптация-у человека
постоянно возникают жизненные трудности,
причем эти трудности испытывает либо
он сам, либо окружающие его люди, либо
и тот и другие вместе.
Характер. Часть 1 (Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию)
Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 257-280.
Лекция 15. Характер (часть 1)
Общее представление и определение.
Различные степени выраженности: психопатии, их признаки, примеры акцентуаций, их типы, понятие места наименьшего сопротивления.
Как и полагается, следует начать с определения характера. Однако этого нельзя сделать без некоторых предварительных замечаний.
Дело в том, что «характер» трактуется в психологии далеко не однозначно. Выше уже обсуждались трудности различения характера и темперамента. Еще больше спорных вопросов возникает при попытке развести понятия «характер» и «личность».
В психологической литературе можно найти всевозможные варианты соотнесения этих двух понятий: характер и личность практически отождествляются, т. е. эти термины употребляются как синонимы; характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура; наоборот, личность понимается как специфическая часть характера; личность и характер рассматриваются как «пересекающиеся» образования.
Избежать смешения понятий характера и личности можно, если придерживаться более узкого их толкования. Представление о личности в узком смысле было уже разобрано в начале предыдущей лекции. Более специальное понимание характера также существует, и я собираюсь вас с ним познакомить.
Характер в узком смысле слова определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.
При таком определении характера его свойства, так же как и свойства темперамента, могут быть отнесены к формально-динамическим особенностям поведения. Однако в первом случае эти свойства, если можно так выразиться, предельно формальны, во втором же они несут признаки несколько большей содержательности, оформленности. Так, для двигательной сферы прилагательными, описывающими темперамент, будут «быстрый», «подвижный», «резкий», «вялый», а качествами характера – «собранный», «организованный», «аккуратный», «расхлябанный». Для характеристики эмоциональной сферы в случае темперамента применяют такие слова, как, «живой», «импульсивный», «вспыльчивый», «чувствительный», а в случае характера – «добродушный», «замкнутый», «недоверчивый». Впрочем, как уже говорилось, граница, разделяющая темперамент и характер, достаточно условна. Гораздо важнее глубже понять различие между характером и личностью (в узком смысле).
Рассмотрим, как употребляются эти понятия в обыденной речи. Прежде всего обратим внимание на то, как сильно различаются наборы прилагательных, которые применяют для описания личности и характера. Говорят о личности «высокой», «выдающейся», «творческой», «серой», «преступной» и т. п. В отношении характера используются такие прилагательные, как «тяжелый», «жестокий», «железный», «мягкий», «золотой». Ведь мы не говорим «высокий характер» или «мягкая личность».
Таким образом, анализ житейской терминологии показывает, что налицо разные образования. Но еще более убеждает в этом следующее соображение: когда даются оценки характера и личности одного и того же человека, то эти оценки могут не только не совпадать, но и быть противоположными по знаку.
Вспомним для примера личности выдающихся людей. Возникает вопрос: известны ли истории великие люди с плохим характером? Да сколько угодно. Существует мнение, что тяжелым характером отличался Ф. М. Достоевский, очень «крутой» характер был у И. П. Павлова. Однако это не помешало обоим стать выдающимися личностями. Значит, характер и личность далеко не одно и то же.
Интересно в связи с этим одно высказывание П. Б. Ганнушкина. Констатируя тот факт, что высокая одаренность часто сочетается с пcихопатией, он пишет, что для оценки творческих личностей недостатки их характера не имеют значения. «Историю, – пишет он, – интересует только творение и главным образом те его элементы, которые имеют не личный, индивидуальный, а общий, непреходящий характер» [25, с. 267].
Итак, «творение» человека есть по преимуществу выражение его личности. Потомки используют результаты деятельности личности, а не характера. А вот с характером человека сталкиваются не потомки, а непосредственно окружающие его люди: родные и близкие, друзья, коллеги. Они несут на себе бремя его характера. Для них, в отличие от потомков, характер человека может стать, и часто становится, более значимым, чем его личность.
Если попытаться совсем кратко выразить суть различий между характером и личностью, то можно сказать, что черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности – то, ради чего он действует. При этом очевидно, что способы поведения и направленность личности относительно независимы: применяя одни и те же способы, можно добиваться разных целей и, наоборот, устремляться к одной и той же цели разными способами.
Теперь обратимся к описаниям характера и к обсуждению основных проблем, которые поднимались в связи с ними.
Наиболее интересные и жизненно правдивые описания характера (известные как «типологии характера») возникли в пограничной области, на стыке двух дисциплин: психологии и психиатрии. Они принадлежат талантливым кл
Степени выраженности характера. Акцентуации — Студопедия.Нет
Степени выраженности характера в системе отношений:
1. «Человек – окружающий мир» — убежденный, беспринципный
2. «Человек – деятельность» — деятельный, бездеятельный
3. «Человек – другие люди» — общительный, замкнутый
4. «Человек – Я» — эгоистический, альтруистический
Акцентуации характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, представляющие крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями.
Типы акцентуации:
1. Циклоидный – чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом.
2. Гипертимный – постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность
3. Лабильный – резкая смена настроения в зависимости от ситуации
4. Астенический – быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессиям
5. Сензитивный – повышенная впечатлительность, обостренное чувство неполноценности
6. Психастенический (тревожный) – высокая тревожность, мнительность, склонность к самоанализу, сомнениям
7. Шизоидный – замкнутость, эмоциональная холодность, трудности в установлении контактов
8. Эпилептоидный – склонность к злобно-тоскливому настроению с агрессией, педантичность
9. Застревающий – повышенная подозрительность, обидчивость, стремление к доминированию
10. Демонстративный – высокая потребность к признанию, вниманию, лживость, ипохондрия.
11. Дистимный – преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии
12. Неусточивый – легко поддаются влиянию окружающих, поиск новых приключений, компаний
13. Конформный – чрезмерная подчиненность и зависимость от мнения других, консерватизм.
Понятие воображения. Функции и свойства воображения
Воображение – это психический процесс, который заключается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта.
Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать, Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.
Функции:
1. в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность
2. Представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.
3. участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями
4. состоит в формировании внутреннего плана действий — способности выполнять их в уме, манипулируя образами.
5. планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации. С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность.
Свойства:
1. Творчество – деятельность, результатом которой выступает создание новых материальных и духовных ценностей.
2. Мечта – эмоциональный и конкретный образ желаемого будущего, характеризующийся слабым знанием способов его достижения и страстным стремлением к претворению его в действительность.
3. Агглютинация – создание новых образов на основе «склеивания» частей, имеющихся образов.
4. Акцентирование – создание новых образов путем подчеркивания, выделения тех или иных черт.
5. Галлюцинация – нереальные, фантастические образы, возникающие у человека во время болезней, влияющих на состояние его психики.
Различная выраженность характера.
Отрицательные черты характера: импульсивность, необдуманность решений, поведения и высказываний, необязательность, леность, легкомысленность, раздражительность, фразёрство и склонность к позёрству.
Выгодные ситуации: общение в процессе работы; множество поверхностных контактов, необходимость оперативных решений без их тщательной проработки.
Проигрышные ситуации: необходимость спокойного анализа, ответственных решений. Работа в неспешном ритме. Вынужденное одиночество или однообразие обстановки. Ситуации, где строго регламентируется поведение, где нет свободы для проявления инициативы, где есть монотонный труд или вынужденное бездействие. Во всех этих ситуациях гипертимы дают взрывы или срывы. Например, если у подростка такого типа слишком опекающие родители, которые контролируют каждый его шаг, то очень рано он начинает протестовать, давать острые негативные реакции вплоть до побегов из дома.
Проективная акцентуация, возбудимый тип:
Бессознательный или сознательный перенос своего состояния на мир вовне. В результате этого поведение таких людей часто непредсказуемо. В гневе могут совершаться поступки, о которых сам человек потом жалеет. Контроль за своим поведением вообще ослаблен, потому что человек увлечён какой-то своей мыслью или идеей.
Положительные черты характера: энергичность, деловитость, инициативность, домовитость, хозяйственность, добросовестность, любовь к детям и животным. Отрицательные черты характера: раздражительность, склонность к гневу, нетерпимость к противоречиям и самостоятельности других, безудержность в увлечениях, способность к агрессивным действиям.
Выигрышные ситуации: Умственная и физическая активность, работа в одиночестве. Проигрышные ситуации: Ситуации обвинения, противодействия, причинения морального и материального ущерба.
Эмоцентрическая акцентуация, эмотивный тип:
Эмоции доминируют в содержании поведения. Любое событие и свой вклад в него переживается необычайно глубоко и длительно. Часто проявляется тонкость чувств, сострадание к людям и животным. Мягкость, участливость, альтруизм, стремление помочь делом. Умение прощать.
Положительные черты характера: Добросердечие, эмоциональность, исполнительность, чувство долга, доброжелательность и тактичность.
Отрицательные черты характера: Крайняя впечатлительность, потребность в особом стиле отношений, неумение увидеть главное и увязание в эмоционально окрашенных деталях.
Выигрышные ситуации: Общение в сфере искусств, необходимость эмпатического проникновения в переживания других, отсутствие формального контроля, официальных ограничений в общении.
Проигрышные ситуации: проблемы и болезни семьи, грубые отношения, конфликты, несправедливость со стороны близких или начальства.
Дистимическая, депрессивная акцентуация; Дистимический тип.
Настроение преимущественно пониженное. Это люди тихие и пессимистические, зачастую лелеющие отрицательное развитие событий или апатично относящиеся к ним. Положительные черты: серьёзность, ответственность, добросовестность, пунктуальность, чувство справедливости.
Отрицательные черты: инертность, замедленность, пассивность, пессимизм, отшельничество, то есть стремление к изолированности: неумение радоваться вместе с окружающими, поддерживать группу.
Психология характера. Ось степени выраженности черт характера. Акцентуация характера
Характер (с др. греч. «character» — отпечаток, печать) – это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для индивида способы поведения. Характер – это целостное образование, сложное и неделимое сочетание всех психических качеств личности (волевых, чувств и интеллекта). Характер определяет способ деятельности, как определённая программа поведения, обеспечивающая типичные реакции в типичных условиях.
Ось степени выраженности характера: 1 — «средние» характеры; 2 — акцентуированные характеры: а — скрытые акцентуации; б — явные акцентуации; 3 — психопатии. Обозначения: Н — норма, П — патология.
Понятие «акцентуация» впервые ввел немецкий психиатр и психолог Карл Леонгард.
Определение. Акцентуация — это дисгармоничность развития характера, которая проявляется в чрезмерной выраженности отдельных его черт или соединений, обуславливающая повышенную уязвимость личности в отношении определенного рода воздействий и затрудняющая её адаптацию в некоторых специфических ситуациях.
Акцентуация — это не болезнь, не патология, не психопатия, а крайнее выражение нормы. Это заострение каких-либо индивидуальных черт, которое при определенных неблагоприятных условиях может привести к патологии — психопатии.
Психические познавательные процессы, их краткая характеристика
Ощущение – простейший познавательный психический процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, ее предметов и явлений, связей между ними, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств человека.
Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств
Представление – это психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта. Представления возникают не сами по себе, а в результате практической деятельности.
Воображение – это познавательный психический процесс, заключающийся в создании человеком новых образов на основе имеющихся у него представлений. Воображение тесно связано с эмоциональными переживаниями человека
Мышление – это высший познавательный процесс, порождение нового знания, обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Суть данного познавательного психического процесса заключается в порождении нового знания на основе преобразования человеком действительности
Память – это форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия
Основные теории психического развития
Биогенетические концепции развития
Большое влияние на возникновение первых концепций детского развития оказала теория Ч. Дарвина, впервые четко сформулировавшая идею о том, что развитие, генезис, подчиняется определенному закону. Затем Э. Геккель и И. Мюллер сформулировали знаменитый биогене-тический закон: в ходе внутриутробного развития животное или человек повторяет кратко те стадии, которые проходит данный вид в своем филогенезе.
Биологический фактор (саморазвитие психики, саморазвертывание) рассматривался им как основной. К. Бюлер настаивал на биологической обусловленности развития в детстве, на наследственной природе способностей, однако подчеркивал, что без упражнения природные задатки не раскроются в полной мере.
Инстинкт – низшая ступень развития; наследственный фонд способов поведения, готовый к употреблению и нуждающийся лишь в определенных стимулах. Инстинкты у человека – расплывчатые, ослабленные, расщепленные, с большими индивидуальными различиями. Набор готовых инстинктов у ребенка (новорожденного) узок – крик, сосание, глотание, защитный рефлекс.
Дрессура (образование условных рефлексов, прижизненно склады-вающиеся навыки) дает возможность приспособиться к различным жизненным обстоятельствам, опирается на награды и наказания, или на успехи и неудачи. Детская игра, по К. Бюлеру, – естественное продол-жение игры у животных, возникает на данной стадии.
Интеллект – высшая стадия развития; приспособление к ситуации путем изобретения, открытия, обдумывания и осознания проблемной ситуации. К. Бюлер всячески подчеркивает «шимпанзеподобность» поведения детей первых лет жизни.
Социогенетические концепции развития
Истоки социогенетического направления – в идеях философа XVII в. Джона Локка. Он считал, что ребенок появляется на свет с чистой как восковая доска душой. На этой доске воспитатель может написать все, что угодно, и ребенок, не отягощенный наследственностью, вырастет таким, каким его хотят видеть близкие взрослые.
Теория конвергенции двух факторов
В. Штерн считал, что психическое развитие – это не простое проявление врожденных свойств и не простое восприятие внешних воздействий. Это – результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни. В. Штерн писал, что ни об одной функции, ни об одном свойстве нельзя спрашивать: происходит ли оно извне или изнутри? Закономерен лишь вопрос: что именно происходит в ней извне и что изнутри? Потому что в ее проявлении действуют всегда и то, и другое, только всякий раз в разных соотношениях.
Психоаналитические теории детского развития
За рамки концепции двух факторов развития не удалось выйти даже такому выдающемуся ученому, как 3. Фрейд. Метод психоанализа позволил 3. Фрейду создать структурную теорию личности, в основе которой лежит конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества.
Типы акцентуации характера по А. Е. Личко
Характер представляет собой сравнительно устойчивое сочетание психологических черт и качеств личности, которые проявляются в деятельности и общении, и характеризуют типичные для человека способы поведения. Например, по отношению к людям он может быть общительным или замкнутым, к окружающему миру – убеждённым или беспринципным, к деятельности – активным или бездеятельным, к самому себе – эгоистичным или альтруистичным.
Характер человека формируется в зависимости от образа жизни и социальной среды (воспитание и семья, учебные заведения, трудовой коллектив и т.д.). Важно, какая социальная группа более предпочтительна человеку. Характер тесно связан с темпераментом. Но темперамент неизменен, он закреплён генетически, а характер может формироваться в течение всей жизни человека. В зависимости от ситуации, например, в час пик люди ведут себя по-разному: кто-то спокойно терпит давку в метро, а кто-то изрядно показательно нервничает, кто-то на замечание реагирует спокойно, а кто-то лезет в драку. Это зависит от типа темперамента и характера человека.
Типологией характера и личности занимались многие как отечественные, так и зарубежные выдающиеся психологи и психиатры: Э. Кречмер, К. Леонард, А. Личко, Д. Кейси, Н. Обозов, А. Ганнушкин и др. Исследования показали, что характер человека имеет свою вариативность: когда та или иная черта оказывается на границе нормы, то мы имеем дело с акцентуацией.
Что следует понимать под акцентуацией характера?
Акцентуация характера – это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определённого рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. (А. Е. Личко)
Характерологические черты личности, в зависимости от ситуации, могут развиваться как в положительном, так в и отрицательном направлении, и могут достичь крайнего варианта нормы, граничащего с психопатией. То есть, акцентуация – это как мостик между нормой и патологией. Исходя из степени выраженности акцентуация может быть скрытой или явной. Людей, обладающих такими чертами, называют акцентуированными.
Необходимо разграничить акцентуацию от психопатии. Психопатия – это патология характера. Человек не может адекватно адаптироваться в социальной среде, происходит дисгармония склада характера, темперамента и поведения. Он не может справиться с жизненными трудностями, это вызывает сильное нервно-психическое напряжение, от которого страдает сам, и страдают окружающие его люди.
Классификация акцентуации характера достаточно сложна. Наиболее известны исследования К. Леонгарда и А. Личко, они как бы дополняют друг друга. Я предлагаю вам классификацию отечественного психиатра, доктора медицинских наук, профессора Александра Евгеньевича Личко (1926 – 1994 г.), которой пользуются специалисты в психологической диагностике.
Классификация типов акцентуации характера
Гипертимный тип
Гипертимы очень общительны, даже болтливы, активны в работе, очень подвижны, неусидчивы. Любят быть в центре внимания и командовать группой. У них много увлечений, но, как правило, они поверхностны и быстро проходят. При физических нагрузках, требующих активности и энергии, довольно долго сохраняют силы. Почти всегда в хорошем настроении. Аккуратность не является их отличительной чертой.
Половое чувство пробуждается рано, бывает сильным, реакции, связанные с формированием сексуального влечения, проявляются ярко. Гипертимы рано вступают в сексуальные связи, а вот романтические увлечения обычно непродолжительны. С объектом влюблённости стремятся быстро вступить в половую связь, а если это не получается, то не отказываются от случайных знакомств.
Циклоидный тип
Этот тип характеризуется многократной сменой периодов полного расцвета сил, энергии, здоровья, хорошего настроения и периодов депрессии, пониженной работоспособности, отчего их называют циклоидами. Для циклоидов фазы обычно непродолжительны и длятся 2-3 недели. В период депрессии у них повышенная раздражительность и склонность к апатии. В это время общество их раздражает, они избегают встреч и компаний, становятся вялыми домоседами.
Депрессия может смениться обычным состоянием или периодом подъёма, когда циклоид превращается в гипертима, быстро заводит знакомства, стремится к компании, претендует на лидерство и быстро навёрстывает упущенное.
Лабильный тип
В поведении представители данного типа непредсказуемы и крайне изменчивы в настроении. Поводы для неожиданной смены настроения могут быть различны: оброненное кем-то слово, чей-то приветливый взгляд. В связи с настроением для них будущее то рисуется яркими красками, то представляется серым и унылым. Такое же и отношение к людям: одни и те же для них то милые, интересные и привлекательные, то надоевшие, скучные и безобразные.
Мало мотивированная смена настроения иногда создаёт впечатление легкомыслия, но это не так. Они способны на глубокие чувства, на большую и искреннюю привязанность. А какая-нибудь приятная беседа, интересная новость, мимолётный комплимент, может поднять им настроение, отвлечь от неприятностей, пока они снова не напомнят о себе.
Астеноневротический тип
Характеризуется мнительностью, капризностью, повышенной утомляемостью, склонностью к ипохондрии (болезненная мнительность, выражающаяся в навязчивой идее болезни). Они внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, охотно лечатся. В мыслях о будущем особое место у них занимает забота о собственном здоровье. Тянутся к друзьям и компании, но быстро устают от них, после чего ищут одиночества или общения с близким другом.
Сенситивный тип
Повышенная чувствительность и впечатлительность у них сочетаются с высокими моральными требованиями к себе и окружающим. Не любят больших компаний и подвижных игр. С чужими людьми робки и застенчивы, производят впечатление замкнутых. Открыты и общительны только с теми, кто им хорошо знаком. Очень послушны, привязаны к родителям. В работе старательны, хотя пугаются контроля.
Люди сенситивного типа видят в себе много недостатков, особенно морально-этических и волевых. Робость и застенчивость ярко проявляются, когда они испытывают первую любовь. Отвергнутая любовь ввергает их в отчаяние и обостряет чувство собственной неполноценности. Самобичевание и самоукоры иногда доводят их до суицидных мыслей. В ситуации, требующей смелости, могут спасовать.
Психастенический тип
Характеризуется склонностью к рассуждениям и размышлениям, к «мудрствованию» и самоанализу. Часто нерешительны, тревожны, мнительны. Обращают внимание на приметы и ритуалы. В подростковом периоде сексуальное развитие опережает физическое. Спорт даётся им плохо. Особенно слабы у психастеников руки, но при этом сильные ноги. Отличаются неустойчивым настроением и повышенной утомляемостью.
Шизоидный тип
Шизоиды характеризуются замкнутостью, отгороженностью, неспособностью и нежеланием устанавливать контакты с людьми. Проявляется сочетание противоречивых черт личности, таких как холодность и утончённость чувств, упрямство и податливость, настороженность и легковерие, апатичная бездеятельность и напористая целеустремлённость, необщительность и неожиданная назойливость, застенчивость и бестактность и др. Они живут в мире своих иллюзий и с пренебрежением относятся ко всему, что наполняет жизнь других.
Шизоиды чаще всего сами страдают от неспособности к общению, сопереживанию, пытаются найти друга по душе. Очень любят читать книги. Коллективным спортивным играм предпочитают гимнастику, плаванье, йогу. Не путать шизоида с шизофреником (больным шизофренией)!
Эпилептоидный тип
Яркие черты эпилептоида – склонность к аффективной взрывчатости, малоподвижность, тяжеловесность, инертность. Дисфории (озлобленность, досада, раздражение), длящиеся часами и днями, отличаются злобно-тоскливой окраской настроения, поиском объекта, на котором можно сорвать зло. Аффекты не только сильны, но и продолжительны. Спонтанность дисфорий сопровождается апатией, бездельем, бесцельным сидением с угрюмо-хмурым видом. В аффектах эпилептоидов наблюдается безудержная ярость (нецензурная брань, жестокие побои, безразличие к слабым и беспомощным др.).
Сексуальное влечение у них пробуждается с силой. Но любовь у них окрашена приступами ревности, измен мнимых и реальных они никогда не прощают. Невинный флирт своего партнёра расценивают как предательство.
Истероидный тип
Главные черты истероида – эгоцентризм, ненасытная жажда внимания к своей особе, восхищения, удивления и сочувствия. Среди поведенческих проявлений – суицидальный шантаж. Формы такого шантажа разные: изображение попытки прыгнуть из окна, порезы вен на предплечье, запугивание приёмом лекарств из домашней аптечки и др. Употребление наркотиков ( мнимое или эпизодическое) ради намерения обратить на себя внимание. Особенно часто это проявляется в 15-16 лет. Подростки прогуливают занятия, убегают из дома, не хотят работать, т.к. «серая жизнь» их не устраивает.
В сексуальном поведении много театральной игры. Мужчины могут скрывать сексуальные переживания, а женщины наоборот любят афишировать свои действительные связи или придумывать несуществующие. Способны к самооговорам, дабы изобразить из себя распутниц для впечатления окружающих. Сексуальное влечение у астероидов не отличается ни силой, ни напряжением.
Неустойчивый тип
Обладают повышенной тягой к развлечениям, безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьёзные и профессиональные интересы. истинной любви к родителям не испытывают. К их бедам и заботам относятся равнодушно и безразлично. Они не могут занять сами себя каким-то делом, поэтому плохо переносят одиночество и тянутся к друзьям. Трусость и малая инициативность не позволяет им стать лидерами. Они ведомы. Спорт не любят.
Сексуальные увлечения не отличаются силой. Романтическая любовь проходит мимо них, на искреннюю любовь они не способны, а вот познакомиться с развратом и извращениями не откажутся.
О будущем не заботятся, живут настоящим, пытаясь получить больше развлечений и удовольствий.
Конформный тип
Главнвя черта конформистов – чрезмерная склонность приспосабливаться к своему окружению. Они подчиняются любым авторитетам, большинству в коллективе. Трудно осваиваются в новой обстановке. Неинициативны, отсутствует стремление к лидерству. Увлечения целиком определяются средой и модой времени. Лишённые собственной инициативы, легко управляемы, могут быть втянуты в правонарушения и алкогольные или наркотические компании. Таким образом, самое слабое звено конформистов – чрезмерная податливость влиянию среды и чрезмерная привязанность ко всему привычному.
В заключение
Итак, мы выяснили, что акцентуация характера представляет собой хоть и крайние, но варианты нормы, а не зачатки патологии. Особенности акцентуации проявляются не всегда, а только при психотравмирующих или фрустрационных условиях. И если акцентуация характера диагностирована, то это нельзя расценивать как психиатрический признак. Подчёркиваю, это не патология, а крайний вариант нормы. Исследования показывают, что акцентуированных людей среди нас не менее половины. Акцентуированные личности вполне удовлетворительно социализируются, строят отношения, создают семьи и полноценно проживают свою жизнь.
Я вначале статьи писала, что классификация сложна, т.к. при диагностике можно допустить ошибку, приняв акцентуацию за психопатию. Иногда человек ведёт себя так, что его поведение производит впечатление психопатического. Поэтому диагностику необходимо проходить со специалистом. Часто психологи консультируются в этом вопросе с психиатрами, дабы не допустить ошибки, и это правильно.
База данных
— зачем указывать длину для символов разных типов
Переполнение стека
- Около
Товары
- Для команд
Переполнение стека
Общественные вопросы и ответыПереполнение стека для команд
Где разработчики и технологи делятся частными знаниями с коллегамиВакансии
Программирование и связанные с ним технические возможности карьерного ростаТалант
Нанимайте технических специалистов и создавайте свой бренд работодателяРеклама
Обратитесь к разработчикам и технологам со всего мира- О компании
Загрузка…
.
Серьезность дефекта — основы тестирования программного обеспечения
СТЕПЕНЬ ДЕФЕКТА или Влияние — это классификация дефекта (ошибки) программного обеспечения, указывающая степень отрицательного воздействия на качество программного обеспечения.
Определение ISTQB
- серьезность : Степень влияния дефекта на разработку или работу компонента или системы.
Классификация
Фактическая терминология и ее значение могут различаться в зависимости от людей, проектов, организаций или инструментов отслеживания дефектов, но следующая классификация является общепринятой.
- Критическое состояние: Дефект влияет на критически важные функции или важные данные. У него нет обходного пути. Пример: неудачная установка, полный отказ функции.
- Major: Дефект влияет на основные функции или основные данные. Есть обходной путь, но он неочевиден и труден. Пример: функция не работает в одном модуле, но задача выполнима, если 10 сложных непрямых шагов выполняются в другом модуле / модулях.
- Незначительный: Дефект влияет на второстепенные функции или некритические данные.У этого есть простой обходной путь. Пример: второстепенная функция, которая не работает в одном модуле, но та же задача легко выполняется из другого модуля.
- Простой: Дефект не влияет на функциональность или данные. Это даже не требует обходного пути. Это не влияет на производительность или эффективность. Это просто неудобство. Пример: мелкие неточности в оформлении, орфографические / грамматические ошибки.
Уровень серьезности также обозначается как
- S1 = критическое
- S2 = Major
- S3 = Незначительный
- S4 = Тривиальный
Осторожно
Уровень серьезности дефекта
— одна из наиболее частых причин вражды между тестировщиками и разработчиками.Типичная ситуация — когда тестировщик классифицирует серьезность дефекта как критическую или серьезную, но разработчик отказывается принять это: он / она считает, что дефект имеет незначительную или тривиальную серьезность.
Хотя в этой статье мы предоставили вам некоторые рекомендации по интерпретации каждого уровня серьезности, это все еще очень субъективный вопрос, и высока вероятность того, что один не согласится с определением другого. Однако вы можете уменьшить вероятность расхождения во мнениях в своем проекте, обсудив (и задокументировав, если необходимо), что означает каждый уровень серьезности, и согласившись хотя бы с некоторыми стандартами (при необходимости подкрепив их примерами.)
Обычно последнее слово по серьезности дефекта остается за тестировщиками, в то время как последнее слово по приоритету дефекта остается за менеджментом проекта / продуктом / клиентом.
СОВЕТ: Постарайтесь избавиться от этого щекотливого дефекта и удачи!
Подробнее о дефектах см. Дефект.
.
с различной степенью серьезности ▷ испанский перевод
с различной степенью серьезности ▷ испанский перевод — примеры использования различной степени серьезности в предложении на английском языке
Конъюнктивит различной степени тяжести , обычно называют «розовый глаз».
Conjuntivitis de diferente severidad , normalmente llamado «ojo rosado».
Папулы на веках вызывают блефарит разной степени тяжести .В основном это были психические отклонения , различной степени тяжести от средней до тяжелой.
La mayoría eran defenceiencias mentales de distinta gravedad , de leves a graves.
.
различной степени серьезности ▷ испанский перевод
различной степени серьезности ▷ испанский перевод — примеры использования различной степени серьезности в предложении на английском языке
Конъюнктивит различной степени тяжести , обычно называемый «розовый глаз».
Conjuntivitis de Diferente severidad , normalmente llamado «ojo rosado».
Папулы на веках вызывают блефарит различной степени тяжести .
Лас-папулас-де-лос-парпадос производит блефаритис de gravedad variable .
Большинство составляли умственной отсталости различной степени тяжести от средней до тяжелой..