Характеристика коллектива понятие признаки функции: Вопрос 31. Понятие коллектива, его основные признаки и этапы развития — Студопедия
Вопрос 31. Понятие коллектива, его основные признаки и этапы развития — Студопедия
Коллектив — группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально-ценной совместной деятельности высокого уровня развития. В последние годы слово «коллектив» часто заменяется словом «команда». Коллектив является одним из видов малой группы. В коллективе межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении и т.п. Для того, чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду весьма высоких требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами, иметь высокую мораль, хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, быть способной к творчеству, т.е. как группа давать людям больше, чем может дать сумма того же количества индивидов, работающих в отдельности. Признаки коллектива Чтобы считаться коллективом, группа должна удовлетворять нескольким признакам, главным из которых можно считать наличие общей цели у всех ее членов. Она может формироваться в результате взаимного влияния индивидуальных целей каждого, или задаваться извне, но всегда будет единой для всех, а не просто одинаковой, схожей.Другим признаком коллектива является психологическое признание членами группы друг друга и отождествление себя с нею, в основе чего лежат совместные интересы, идеалы, принципы, сходство или взаимная дополняемость характеров, темпераментов и т.п. Такое психологическое признание делает возможным практическое взаимодействие людей, в результате чего потенциал коллектива оказывается существенно большим, чем сумма потенциалов каждого из его членов.
Еще одним признаком коллектива можно считать наличие определенной культуры, выраженное в общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения, вступления или выхода из него, требованиях к физическому и моральному облику участников. У каждого коллектива существует склонность к идеализации прошлого, представлению своей истории в наиболее выгодном свете, поддержанию традиций. Это формирует комплекс представлений о собственном превосходстве, придает дополнительную силу, устойчивость, сплоченность, препятствует дезорганизации.
Этапы развития коллектива
1)Притирка. Этап первичного знакомства и адаптации. Люди постепенно знакомятся друг с другом, налаживают деловые и личностные взаимоотношения, возникают первые симпатии и антипатии.
На этом этапе развития часто наблюдается так называемая «псевдосплоченнность» коллектива. На первый взгляд новый коллектив выглядит деловым и организованным, но на самом деле люди пока только изучают друг друга, пытаются определить своих вероятных противников и сторонников. Подлинные чувства часто скрываются. Подлинного обсуждения целей и методов работы почти нет. Люди еще мало знают своих коллег, почти не слушают друг друга, а творческая коллективная работа фактически отсутствует.
Вариантом псевдосплоченности может являться ситуация «козла отпущения», которого «пинают» все кому не лень, вымещая на нем свои негативные чувства. Такая роль изгоя обычно отводится члену коллектива, резко отличающемуся своим поведением или внешним видом от других.
2)Этап «Дворцовых переворотов». Это период борьбы за лидерство. Освоившись в коллективе, некоторые его члены стремятся занять доминирующие позиции. Большинство новообразованных коллективов проходят через период переворотов, когда образуются кланы, группировки, разногласия выражаются более явно, вплоть до открытых столкновений. Коллектив начинает обсуждать, как достичь согласия, и пробует улучшить взаимоотношения. На этой стадии развития иногда происходит силовая борьба за лидерство, в результате которой может произойти как смена лидера, так и расформирование коллектива (банкротство фирмы, дележка вкладов). На этом этапе действующий лидер должен подтвердить свои полномочия или уступить место более сильному.
3)Результативность. Потенциал коллектива возрастает, и перед ним встает вопрос, как использовать имеющиеся теперь способности и ресурсы. Методы работы пересматриваются, появляется желание экспериментировать, и принимаются меры по повышению производительности. Чаще всего быстро достигаются высокие результаты.
4)Эффективность. Коллектив приобретает опыт в успешном решении проблем и использовании ресурсов. Акцент делается на правильное использование времени и на уточнение задач. Сотрудники начинают гордиться своей принадлежностью к «команде-победительнице». На проблемы смотрят реалистически и решают их творчески. Управленческие функции плавно переходят от одного сотрудника к другому в зависимости от конкретной задачи.
5)Мастерство. В развитом коллективе действуют прочные связи между его членами. Людей принимают и оценивают по достоинству, а не по претензиям. Отношения носят неформальный характер, но приносят удовлетворение. Личные разногласия быстро устраняются. Коллектив превращается в благополучную ячейку общества и вызывает восхищение посторонних. Он способен показывать превосходные результаты и устанавливает высокие стандарты достижений.
6)Старение. Внешние условия изменились, а коллектив продолжает работать над ранее поставленными целями, уже не отвечающими задачам нового времени. Длительное время структура, функции, положения, инструкции и методы работы не меняются. На этой стадии развития коллективу еще удается за счет опыта и былого мастерства «держаться на плаву», но по результативности он уже проигрывает более активным конкурентам. В коллективе накопилась усталость.
7)Смерть.Происходит крупная реорганизация предприятия или его полная ликвидация, коллектив формально прекращает свое существование, и люди трудоустраиваются в другие места. Иногда смерть коллектива происходит по причине ухода или смерти лидера, когда группа не приемлет руководителя с абсолютно другим стилем и типом взаимоотношений. В процессе реорганизации результативность работы коллектива очень низкая, и лучше этот процесс сократить до минимума («быстрая кончина»).
Понятие коллектив и его основные признаки — Студопедия
Коллектив от латинскогоkollektivus, что значит собирательный, т. е социальная группа, объединённая на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентирах и совместной деятельности.
В рамках реальной жизни существуют разные виды коллектива:
- Учебные,
- Производственные,
- Студенческие,
- Спортивные,
- Творческие,
- Первичные,
- Зрелые,
- Рабочие.
Первым коллективом для ребёнка становится:группа детского сада, затем школьный класс, внешкольные коллективы, учебная группа колледжа, учебная группа ВУЗа, производственный коллектив.
Коллектив –группа людей объеденнёных общественно-значимой целью и деятельностью, отражающей интересы каждой личности при взаимном уважении и взаимной ответственности на более или менее длительный промежуток времени.
Что же даёт коллектив личности:
- Удовлетворение потребностей личности в общении и самоутверждении.
- Является сферой его жизнедеятельности, т.к человек вступает в разнообразные взаимоотношения с другими людьми.
- Богатый эмоциональный опыт.
- Создают условия для познания себя и своих достоинств, а так же недостатков.
- Предоставляет возможность проявить свою индивидуальность, самовыразиться избрав то, что интересно и соответствует собственным способностям.
Признаки коллектива:
1. Сознательный характер деятельности.
2. Единство общих и личных ценностей членов коллектива.
3. Относительная устойчивость и длительность функционирования.
4. Наличие органов самоуправления.
5. Сплочённость.
6. Благоприятный микроклимат.
7. Защищённость каждого члена коллектива и чувства эмоционального комфорта.
8. Коллективная деятельность и единый результат достигаются усилиями каждого члена группы.
Существенные признаки коллектива и его функции. — Студопедия.Нет
Коллектив — это такая группа людей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.
Объединенные единством цели и деятельности члены коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их равной ответственности перед коллективом. Каждый коллектив имеет свои органы управления и является частью более общего коллектива, с которым связан единством цели и организации. Из этого видны основные характерные признаки коллектива:
постановка и достижение общественно значимых целей и задач ;
включение воспитанников в различные виды социальной деятельности ;
формирование отношений ответственной зависимости как основы равноправия и сплочения коллектива;
выработка правильного общественного мнения
появление, поддержание и накопление положительных традиций в коллективе;
организация действенной работы органов самоуправления;
мажорный стиль жизни коллектива: постоянная готовность воспитанников к действию, ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности всего коллектива.
Важно иметь в виду, что признаки, характерные для развитого коллектива, возникают не сразу и не автоматически. Только высокоразвитый коллектив успешно выполняет свои социальные функции, а именно: является естественной формой социальной жизнедеятельности членов общества и в то же время главным воспитателем личности. Выделяют три воспитательных функции коллектива:
организационную — коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью;
воспитательную — коллектив становится носителем и пропагандистом определенных идейно-нравственных убеждений;
функцию стимулирования — коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.
Большое значение для развития коллектива имеет организация перспективных устремлений воспитанников. Если развитие и укрепление коллектива во многом зависит от содержательности и динамики его деятельности, то он должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Поэтому необходимым условием развития коллектива является постановка и постепенное усложнение перспектив: близких, средних и далеких. Их уместно в соответствии с требованиями задачного подхода соотнести с оперативными, тактическими и стратегическими задачами и помочь каждому воспитаннику на фоне общей коллективной перспективы выделить и свою личную.
Важным условием развития коллектива является организация самоуправления. Особого внимания заслуживает вывод о том, что самоуправление не может создаваться «сверху», т.е. начиная с создания органов, — оно естественно должно вырастать «снизу», с самоорганизации тех или иных видов деятельности. При этом самоуправление в первичном коллективе и в масштабах всей педагогической системы в своем формировании должно подчиняться следующим довольно жестким алгоритмическим шагам: разделение конкретного дела на законченные части и объемы; формирование микрогрупп соответственно частям и объемам; выбор ответственных за каждый участок деятельности; объединение ответственных в единый орган самоуправления; выбор главного ответственного лица.
С условиями развития коллектива тесно связано такое условие, как накопление и укрепление традиций. Традиции — это такая форма коллективной жизни, которая наиболее ярко, эмоционально и выразительно воплощает характер коллективистических отношений и общественное мнение. Ничто так не укрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их — чрезвычайно важная задача в воспитательной работе. [484,575]
Виды коллектива: классификация, определения и понятия
Мы ежедневно сталкиваемся с различными коллективами. Приходя на работу, общаемся со своими коллегами, возвращаясь домой встречаемся с семьей. И каждая группа людей относится к тому или иному виду коллектива. Современная наука выделяет несколько разновидностей таких сообществ, о которых мы поговорим в этой статье. Постараемся разобраться в их функциях и задачах.
Понятие и виды коллективов
Коллектив — это группа людей, которые имеют общую цель и задачи. Участники его всегда действуют сообща, иначе они просто не смогут достичь необходимого уровня развития. Современное общество все чаще заменяет понятие коллективов простым словом «команда».
Если вы являетесь участником такого общества, то обязаны строить свои отношения с другими его участниками на основе доверия, взаимоуважения и честности, в противном случае вы не сможете достичь положительного результата в своей деятельности. Вообще коллектив — это одна из разновидностей малых групп. Однако, чтобы заслужить такой статус, группа людей, собравшихся вместе, должна соответствовать определенным критериям:
- В первую очередь они должны успешно выполнять все те задачи, которые были поставлены перед людьми как перед коллективом.
- В команде должно царить уважение, отношения должны выстраиваться на принципах высокой морали.
- Каждый участник должен иметь возможность развиваться как личность.
- От работы в коллективе человек должен получать удовольствие, брать для себя что-то новое.
Если во время работы с группой людей человек не чувствует себя комфортно и не получает больше пользы, чем он получал бы от самостоятельной работы, то такую группу людей коллективом называть нельзя.
Признаки коллектива
Чтобы действительно называться коллективом, собранная группа людей должна иметь несколько основных признаков, которые будут отличать ее от других команд.
Первым и, пожалуй, самым главным признаком считается наличие общей цели. Здесь имеется в виду, что члены коллектива должны работать сообща, двигаться к единственной цели, всегда обсуждать свои действия, советоваться друг с другом. Эту цель определяют сами участники, сформулировав ее из своих индивидуальных стремлений, а также она может даваться извне.
Следующий признак коллектива заключается в том ,что каждый его член признает себя частичкой команды и признает всех остальных ее членов. Если же этого не происходит, то люди просто не смогут работать сообща.
И третий признак коллектива затрагивает культурную сторону каждого его участника. Люди, работающие вместе, должны иметь общие понятия о красоте, правилах поведения, нормах морали.
Этапы развития коллектива
Сейчас ученые выделяют семь основных этапов развития. Они относятся к основным видам коллектива в организации. Следует рассмотреть каждый из них и понять, с чего начинается общая работа людей и чем она завершается.
Притирка
Вполне логичное название первого этапа, поскольку здесь люди только встречаются, знакомятся, начинается процесс адаптации. На этом этапе можно заметить, что у людей возникают первые симпатии, а также антипатии. На этом этапе они еще плохо могут взаимодействовать друг с другом. Это связано с тем, что им необходимо узнать оппонентов поближе, изучить их характеры, понять намерения. Поэтому в это время не может происходить обсуждения общих целей и задач.
«Дворцовые перевороты»
И снова название говорит само за себя. В этот период все уже освоились и поняли, чего можно ожидать от других участников, поэтому наступает время, когда активизируется активная борьба за место лидера. Если в коллективе уже есть лидер, то ему важно удержать свою позицию или же, если он чувствует свою слабость, лучше сразу уступить место более сильному кандидату. Это довольно сложный период в жизни любого коллектива, поскольку здесь могут образовываться отдельные группы, которые будут навязывать другим свое мнение. Есть большой риск того, что команда просто развалится.
Результативность
Итак, если коллектив смог пройти предыдущие два этапа, то теперь участники могут смело браться за обсуждение имеющихся ресурсов и поставленных задач. Здесь уже появляются общие методы и формы работы. Участники довольно быстро вливаются в процесс. Показывают высокую результативность.
Эффективность
На этом этапе люди, работающие в коллективе, имеют большой опыт в решении различных проблем и достижении целей. Здесь уже никто не обсуждает, что нужно делать. Здесь акцент делается на поиске того, как можно скорее все это осуществить. Каждый участник команды реально оценивает положение и вносит свои творческие решения относительно достижения поставленных целей и выполнения имеющихся задач.
Мастерство
На этом этапе люди уже научились действовать сообща. Их отношения приобретают больше неформальный характер. Работать вместе становится намного проще. Такой коллектив очень нравится окружающим, здесь приятно и легко находиться. Даже если между участниками есть разногласия, то их можно довольно быстро устранить. Такая команда всегда добивается только положительных результатов в своей деятельности.
Старение
Обычно, когда наступает этот этап, коллектив существует уже не один год. Значительно меняются внешние требования, а ранее поставленные задачи и цели им уже не соответствуют. Сейчас эта команда еще находится в лидерах не благодаря современным задачам, а благодаря опыту, который был наработан за долгие годы. Однако такую группу довольно быстро вытеснят из лидирующих позиций более новые формирования. За такое длительное время формируется некая усталость.
Смерть
Это последний этап существования коллектива. Обычно он характеризуется тем, что лидер уходит и вслед за ним распадается сообщество. Лучше не пытаться реорганизовать людей, ставить им нового лидера, поскольку такие реформы все равно не принесут результата.
Классификация коллективов
Есть несколько видов коллективов, каждый из которых имеет свои особенности. Итак, различают статусы:
- Официальные. Обычно это коллективы, которые были созданы на определенном предприятии. Они имеют особые права и обязанности и действуют в соответствии с имеющимся законодательством. Здесь всегда есть подчиненные и вышестоящие люди, и на основе их положения в группе строятся взаимоотношения
- Неофициальные. Здесь люди объединяются сами по себе. Такой коллектив не оформляется юридически и не имеет определенного лидера. Здесь люди объединяются из-за общих интересов, желания действовать совместно, возможно, у них есть какие-то личные симпатии. Спустя какое-то время в таком коллективе определяется лидер. Но формально его никто таковым не назначает.
Далее коллективы можно разделить по механизму образования. Здесь также выделяют два вида: те, которые были созданы по распоряжению начальства и те, в которые люди объединились неофициально, по собственному желанию.
В зависимости от того, как долго существует или планирует существовать объединенная группа людей, различают временные и постоянно действующие коллективы в организации.
Есть в понятии коллектива виды, которые делят в зависимости от их размера.
- Малые. В состав такого коллектива входит не более семи участников.
- Средние. Здесь счет идет уже на десятки, но не может превышать тридцати человек.
- Большие. Такие коллективы встречаются, к примеру, на особо крупных предприятиях, когда в одной группе одновременно может работать от нескольких десятков до нескольких сотен человек.
Последние два вида коллективов могут также делиться еще на несколько групп или подгрупп.
Трудовой коллектив
В зависимости от вида деятельности коллектива можно назвать несколько их разновидностей, но самым популярным и известным является трудовой коллектив.
Считается, что совместный труд имеет результаты значительно выше, чем если ту же работу будут выполнять разные люди по отдельности. Ведь во время совместной работы можно не только применять свои знания и умения, но и перенимать чужой опыт, реализовывать его на практике. Именно благодаря этому работа трудового коллектива считается более успешной и результативной.
Основа зарождения трудового коллектива — вид производства. Это должна быть деятельность, которую удобнее и эффективнее выполнять вместе. Такие коллективы — основа любого крупного производства, их можно видеть на различных заводах и фабриках. Но, к примеру, мастер по ремонту часов справляется с работой в одиночку.
Преимущества коллективного труда
- Работая в трудовом коллективе, можно делиться накопленными знаниями и умениями, а взамен получать новый опыт.
- Человек может выполнять куда более серьезные и масштабные задачи, чем он мог бы сделать в одиночку.
- Можно получать некоторые советы от своих коллег, ощущать их поддержку. Часто это касается не только трудовой деятельности, но и обычной жизни.
- В коллективе люди учатся ответственности. Причем здесь они могут отвечать не только за свою работу, но и за труды своих коллег.
- Человек может проявить себя творчески, научиться принимать общие решения, участвовать в различных дискуссиях и обсуждениях, выражать свою точку зрения.
- Каждый член коллектива вправе указывать остальным на их ошибки, порицать их, если те не придерживаются норм морали.
Психология трудового коллектива
Все виды и формы коллективов имеют свои психологические особенности. Рассмотрим пример трудового сообщества:
- Морально-психологический климат. Здесь следует обратить внимание на цели, которые люди поставили перед собой, на то, какие задачи были сформулированы. Также нужно учитывать вид отношений в коллективе: каким образом люди собираются достигать поставленных целей, как они взаимодействуют.
- Учитывается, насколько смогли сплотиться люди, выполняя общее дело.
- Проводятся исследования относительно того, насколько люди подходят друг другу по характеру и типу темперамента.
- Оценивается, насколько велик уровень психологического давления в группе, и сходятся ли мнения ее участников.
Управление коллективом
Есть несколько видов управления коллективом. Основная классификация приведена ниже:
- Организационное управление. Здесь преобладает диктатура. Каждый участник должен выполнять все указания лидера. Все должно быть выполнено точно и в назначенный срок. Участники коллектива не могут обсуждать или оспаривать решения лидера. От них требуется лишь вовремя исполнять приказы.
- Экономическое управление. Если перед людьми ставится определенная задача, то лидер должен мотивировать их, чтобы задачу решали эффективнее и быстрее. В трудовом коллективе, например, качестве поощрения назначают премии, продвигают по служебной лестнице.
- Психологическое управление. Такой стиль управления можно выбирать там, где господствует демократия. Здесь перед лидером стоит задача найти индивидуальный подход к каждому члену коллектива. Это нужно для того, чтобы суметь правильно организовать его работу, суметь заинтересовать человека, увлечь той задачей, которая будет ему не просто доступна к исполнению, но и интересна.
§5. Основные характеристики коллектива, его формирование и управление
Социальная
психология рассматривает
коллектив как особое качество группы,
связанное с общей деятельностью. Это
особое качество представляет собой
продукт развития групп, существующих
внутри определенной системы социальной
деятельности. С этой точки зрения не
каждая группа может быть рассмотрена
как коллектив, а лишь такая, которая
сформировала определенные психологические
характеристики, возникающие как результат
развития ее основной деятельности
и представляющие особое значение для
ее членов.
Можно выделить
основные характеристики, которые
указываются различными авторами как
обязательные признаки коллектива.
Прежде всего,
коллектив — это объединение людей во
имя достижения
определенной,
социально одобряемой цели
(в этом смысле коллективом не может быть
хотя и сплоченная, но антисоциальная
группа, например, группа преступников).
Во-вторых, это
добровольный характер объединения,
причем под «добровольностью» здесь
понимается не стихийность образования
коллектива, а такая характеристика
группы, когда она не просто «задана»
внешними обстоятельствами, но стала
для индивидов, в нее входящих, системой
активно построенных ими отношений, на
базе общей деятельности. Существенным
признаком коллектива является его
целостность. Это выражается в том, что
коллектив выступает как некоторая
система деятельности с присущей ей
организацией, распределением функций,
определенной структурой руководства
и управления. Наконец, коллектив
представляет собой особую форму
взаимоотношений между его членами,
которая обеспечивает принцип развития
личности не вопреки, а вместе с развитием
коллектива.
В настоящее время
существует несколько «моделей» развития
коллектива, каждая из которых фиксирует
особые стадии в этом движении.
Наиболее развернутая
концепция развития коллектива принадлежит
А.В.Петровскому. Она представляет группу,
состоящую из трех страт (слоев). Каждый
из них характеризуется определенным
принципом, по которому строятся отношения
между членами группы.
В первом слое
реализуются прежде всего
непосредственные контакты между людьми,
основанные на эмоциональной приемлемости
или неприемлемости;
во втором слое эти
отношения опосредуются
характером совместной деятельности; в
третьем слое,
названном ядром группы, развиваются
отношения, основанные на принятии всеми
членами
группы единых целей групповой деятельности.
Этот слой соответствует высшему уровню
развития группы и, следовательно, его
наличие позволяет констатировать, что
перед нами коллектив.
В настоящее время
авторы предпочитают рассматривать
уровни групповой структуры в обратном
порядке, начиная с характеристики
ядерных отношений.
Центральное
звено групповой структуры образует
сама предметная деятельность группы,
причем это обязательно социально-позитивная
деятельность. Доказать достаточную
степень ее развития можно при помощи
трех выделенных критериев: 1) оценка
выполнения группой основной общественной
функции; 2) оценка соответствия группы
социальным нормам; 3) оценка способности
группы обеспечить каждому ее члену
возможности для полноценного (или
социально приемлемого) развития личности.
Второй слой
групповой структуры
представляет собой фиксацию
отношения каждого члена группы к
групповой деятельности, ее целям и
задачам. Это
слой в настоящее время описывается не
только как совпадение ценностей,
касающиеся совместной деятельности,
но и как развитие определенной мотивации
членов группы, эмоциональной идентификации
с группой.
Третий слой
фиксирует собственно межличностные
отношения, опосредованные деятельностью.
Четвертый слой
групповой структуры
фиксирует поверхностные связи
между членами
группы. Это
те же межличностные отношения, однако
та их часть, которая построена на
непосредственных эмоциональных
контактах, где ни коллективные цели
деятельности, ни общезначимые для
коллектива ценности ориентации не
выступают в качестве основного фактора,
опосредующего личные контакты членов
группы.
При создании
коллектива нужно начинать с постановки
ясных целей,
которые представляют собой довольно
мощное объединяющее средство. Сначала
эти цели не обязательно должны быть
большими и сложными, чтобы люди могли
в них легко разобраться и наверняка
добиться успеха. Успех порождает доверие,
согласие и взаимопонимание, а это ключ
к новому успеху. Ничто так не сплачивает
коллектив, как совместный поиск решений,
поэтому с людьми нужно как можно чаще
советоваться. Творчество людей дает
возможность раскрывать по-новому
потенциал коллектива.
Существуют два
вида коллективов — формальные и
неформальные. Формальные создаются
руководством на определенный срок,
временно или постоянно, в целях выполнения
какой-то официальной работы. Это могут
быть подразделения, находящиеся в рамках
иерархической структуры предприятия
или учреждения, а могут быть и
межфункциональные, необходимые для
корректировки деятельности основных
подразделений, совместного поиска
важных решений.
Одновременно с
созданием формальных групп спонтанно
возникает множество неформальных,
вместе образующих неформальную
организацию. В нее объединяются те же
самые сотрудники формальных коллективов
для достижения своих собственных целей,
далеких от официально установленных,
находя в процессе повседневного
служебного общения все больше точек
соприкосновения.
В отличие от
формального коллектива,
неформальный никто
специально не создает — он
образуется спонтанно. Западные
специалисты выделяют
пять ступеней этого процесса.
На первой люди объединяются неосознанно,
стихийно, реагируя на какие-либо события,
например, на опасность. На второй ступени
основой объединения бывают обычно более
осознанные эмоции — ненависть или,
наоборот, приверженность к чему-либо
или к кому-либо. На третьей ступени
неформальный коллектив уже организационно
сплачивается, чтобы совместно бороться
с какой-либо внешней постоянной
опасностью. На четвертой ступени
объединяющим людей фактором выступает
уже нечто позитивное — стремление на
долгий срок утвердиться в конкурентной
борьбе или вступление в престижный
клуб. И все же такие неформальные
объединения временны. Постоянными они
становятся на пятой ступени, когда люди
объединяются для решения крупных
долгосрочных целей, достичь которых
иначе нельзя. Так появляются профессиональные
союзы и политические партии, которые
по своему характеру уже приближаются
к формальным.
В любом коллективе
существует так называемая «шкала
престижа», где работники занимают место
в соответствии с признанием коллег. Это
место далеко не всегда совпадает с
формальным положением человека в
официальной «табели о рангах». Часто
бывает так,
что наиболее
высоким авторитетом в коллективе
пользуется человек, формально не
занимающий никаких ответственных
должностей. Такой человек становится
неформальным лидером данного коллектива.
Лидер и руководитель
— это не одно и то же. Различие тут такое
же, как между формальной и неформальной
группой.
Лидер — это
такой человек, который по отношению к
группе может рассматриваться как его
зеркало. Им может быть только тот, кто
несет на себе черты, приветствуемые и
одобряемые именно в данной группе.
Поэтому пересаживание лидера в другую
группу или назначение его сверху в
качестве руководителя малоэффективно.
Выделяют:
1.
Лидер-организатор.
Его главное отличие в том, что нужды
коллектива он воспринимает как свои
собственные и активно действует. Этот
лидер оптимистичен и уверен, что
большинство проблем вполне разрешимо.
За ним идут, зная, что он не станет
предлагать пустое дело. Умеет убеждать,
склонен поощрять, а если и приходится
выразить свое неодобрение, то делает
это, не задевая чужого достоинства, и в
результате люди стараются работать
лучше. Именно такие люди оказываются
на виду в любом неформальном коллективе.
2.
Лидер-творец.
Привлекает к себе прежде всего способностью
видеть новое, браться за решение проблем,
которые могут показаться неразрешимыми
и даже опасными. Не командует, а лишь
приглашает к обсуждению. Может поставить
задачу так, что она заинтересует и
привлечет людей.
3.
Лидер-борец.
Волевой, уверенный в своих силах человек.
Первым идет навстречу опасности или
неизвестности, без колебания вступает
в борьбу. Готов отстаивать то, во что
верит, и не склонен к уступкам. Однако
такому лидеру порой не хватает времени,
чтобы обдумать все свои действия и все
предусмотреть. «Безумство храбрых» —
вот его стиль.
4.
Лидер-дипломат.
Если бы он использовал свои способности
во зло, то его вполне можно было бы
назвать мастером интриги. Он опирается
на превосходное знание ситуации и ее
скрытых деталей, в курсе сплетен и
пересудов и поэтому хорошо знает, на
кого и как можно повлиять. Предпочитает
доверительные встречи в кругу
единомышленников. Позволяет открыто
говорить то, что всем известно, чтобы
отвлечь внимание от своих неафишируемых
планов. Правда, такого сорта дипломатия
нередко лишь компенсирует неумение
руководить более достойными способами.
5.
Лидер-утешитель.
К нему тянутся потому, что он готов
поддержать в трудную минуту. Уважает
людей, относится к ним доброжелательно.
Вежлив, предупредителен, способен к
сопереживанию.
Группа, решающая
значимую проблему, всегда выдвигает
для ее решения лидера. Без лидера ни
одна группа существовать не может.
Многие считают, что все проблемы решаются,
если менеджеру удается совместить в
своей деятельности функции лидера и
руководителя. Но эти функции на практике
часто не только не совмещаются, но и
противоположны. Руководитель может
лишь частично брать на себя функции
лидера. Если для лидера нравственные
критерии стоят на первом плане, то
руководитель занят главным образом
функциями контроля и распределения.
Слово «руководитель»
буквально означает «ведущий за руку».
Это же значение лучше выражено в
практически не употребляемом ныне слове
«надсмотрщик»». Для каждой организации
необходимо иметь человека, отвечающего
за надзор над всеми подразделениями в
целом, а не только полностью поглощенного
выполнением специализированных задач.
Этот вид ответственности — следить за
целым — составляет суть работы
руководителя.
Особенности
администраторских и лидерских качеств
руководителя определяет и его
управленческий стиль. Здесь существует
определенная классификация.
Авторитарный.
Наилучший с точки зрения администратора,
который в любом деле прежде всего ценит
единоначалие.
Авральный.
«Давай-давай, потом разберемся» — девиз
руководителя-авральщика. Мера, подходящая
для исключительной ситуации, став
системой, дезорганизует нормальную
работу, ведет к конфликтам, недовольству
в коллективе, не говоря уже о скромных
трудовых результатах.
Деловой.
Противоположен авральному, предполагает
работу по рассчитанным и оптимальным
схемам. Такой стиль можно было бы
предпочесть всем прочим, если только
работа позволяет это: не содержит
неожиданных сюрпризов и поддается
прогнозу.
Демократический.
К нему склонны лидеры-организаторы,
управляющие по принципу: «Моя точка
зрения — одна из возможных». Именно
такой стиль способен давать наилучшие
результаты, но до известных границ, за
которыми дело подменяется его обсуждением.
Либеральный.
Годится для сплоченного коллектива
единомышленников. Вместо самостоятельности
способствует безответственности и
уверенности в том, что «работа не волк».
Компромиссный.
В его основе — способность руководителя,
уступая людям с различными интересами,
добиваться своих целей. Но если компромиссы
войдут в привычку и заменят принципиальность
соглашательством, то хорошего от такого
руководителя ждать не приходится.
Силу всякого
коллектива составляет его сплоченность.
Формально или неформально сложившийся
коллектив может быть весьма различным
с точки зрения сплоченности его членов.
Последняя может быть очень высокой,
когда люди тесно связаны друг с другом
и совместно отвечают за достижение
целей, стоящих не только непосредственно
перед ними, но и перед организацией в
целом, а поэтому делают все для их
успешного достижения. Она может быть и
очень низкой, когда коллектив не получает
даже четкого организационного оформления,
отсутствует общая цель и каждый действует
сам по себе, на свой страх а риск, стараясь
продемонстрировать индивидуальные
результаты даже в ущерб другим.
Во многом
сплоченность коллектива зависит от
стадии его зрелости.
Таких стадий психологи выделяют пять.
Первая называется притиркой.
На этой стадии люди еще приглядываются
друг к другу, решают, по пути ли им с
остальными, стараются показать свое
«Я». Взаимодействие происходит в
привычных формах при отсутствии
коллективного творчества. Решающую
роль в сплочении группы на этой стадии
играет руководитель.
Вторая стадия
развития коллектива — «конфликтная»
— характеризуется тем, что в его рамках
открыто образуются кланы и группировки,
открыто выражаются разногласия, выходят
наружу сильные и слабые стороны отдельных
людей, приобретают значение личные
взаимоотношения, начинается силовая
борьба за лидерство
и поиски компромиссов между враждующими
сторонами. На этой стадии возможно
возникновение противодействия между
руководителем и отдельными подчиненными.
На третьей стадии
— стадии экспериментирования —-
потенциал коллектива возрастает, но он
часто работает рывками. Поэтому возникает
желание и интерес работать лучше, другими
методами и средствами.
На четвертой
стадии в коллективе появляется опыт
успешного решения проблем,
к которым подходят, с одной стороны,
реалистически, а с другой — творчески.
В зависимости от ситуации функции лидера
в таком коллективе переходят от одного
его члена к другому, каждый из которых
гордится свой принадлежностью к нему.
На последней —
пятой — стадии внутри коллектива
формируются прочные связи.
Людей принимают и оценивают по достоинству,
а личные разногласия между ними быстро
устраняются. Отношения складываются в
основном неформально, что позволяет
демонстрировать высокие результаты
работы и стандарты поведения. Далеко
не все коллективы выходят на высшие (4,
5) уровни.
Опора на коллектив
позволяет в большинстве случаев
отказаться от тотального контроля и
развивать более эффективный самоконтроль,
расширять границы полномочий в процессе
выполнения людьми своих обязанностей,
отказаться от силового решения вопросов
сверху, когда в этом нет большой нужды.
Для менеджера
коллектив — главная опора в его работе.
Ведь коллектив потенциально может
добиться большего, чем каждый из его
членов в сумме. Кроме того, в коллективе
люди, как правило, меньше подвержены
стрессам, зато вырабатывают больше идей
и лучше решают крупные междисциплинарные
проблемы. В коллективе всегда возникает
особый дух соревнования, подтягивающий
отстающих и существенно повышающий
общую эффективность работы.
Коллектив
потенциально может добиться большего,
чем каждый из его членов в сумме. Несмотря
на это, коллективам часто не удается
задействовать даже малую часть своего
потенциала. Обычно приходится наблюдать,
что взаимодействие в коллективе
безжизненно, направлено на защиту, не
приносит удовлетворения, запутано и
неэффективно. Вместе с тем коллективная
работа может открыть огромные новые
возможности. Коллектив однажды назвали
«самым мощным орудием, известным
человеку».
Он потенциально
является невероятным стимулом, фактором
поддержки и воодушевления. Люди могут
получать удовольствие от членства в
коллективе, посвящать себя ему, ставить
высокие цеди, создавать стимулирующую
и творческую среду. Умение добиться
полного раскрытия творческого потенциала
коллектива свидетельствует о высоких
организационных способностях руководителя.
Характеристика
руководителя с высокой способностью
создавать коллектив отвечает признакам,
изложенным в правой колонке таблицы, а
характеристика руководителя, которому
не удается выработать коллективный
подход, отвечает признакам, изложенным
в левой колонке (табл. 2.1).
Таблица 2.1
Особенности
взаимодействия личности и коллектива
представлены на схеме 2.3.
Понятие детского коллектива. Признаки, функции, структура — Студопедия
. В современной литературе употребляют два значения понятия “коллектив”. Первое – под коллективом понимается любая организованная группа людей, второе – только высокоорганизованная группа. В педагогической литературе коллективом называют объединение воспитанников, отличающееся рядом важных признаков: общая социально значимая цель, общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности, отношения ответственной зависимости, общий выборный руководящий орган, благоприятный психологический климат. Эти же признаки можно отнести и к детскому коллективу.
Детский коллектив как система – это:
- органическая часть более сложного объединения – воспитательного коллектива, включающего, помимо детского, и коллектив педагогов;
- относительно автономная система, которой свойственны процессы саморегуляции, самоорганизации, самоуправления;
- скоординированное единство двух структур: официальной, которая складывается под влиянием взрослых, определяющих организационное строение и деятельность коллектива, а также неофициальной, складывающейся в значительной степени в процессе межличностного общения;
- субъект деятельности по реализации единых общественно значимых целей;
- носитель общего интегративного свойства – его поля (атмосферы, психологического климата), характеризующего коллектив как целостное образование, отличное от суммы составляющих его индивидов и входящих в него микрогрупп, и проявляющегося в общественном мнении коллектива, в его эмоциональных реакциях, в нормах и традициях, определяющих поведение его членов;
- субъект воспитания по отношению к личности каждого из входящих в него членов.
Детский коллектив выполняет следующие функции: воспитательная, организационная, регулятивная, стимулирующая, консолидационная.
Рассматривая детский коллектив как систему, необходимо четко обозначить ее структуру. Она состоит из первичных коллективов (классов, отрядов), которые объединяют детей в совместной учебной или внеучебной работе. Для выполнения той или иной деятельности могут создаваться на более или менее продолжительное время так называемые временные объединения (дети занимаются в кружках, коллективах художественной самодеятельности и т.п.)
В структуре детского коллектива большую роль играют органы самоуправления. Эти органы и “лидеры” считаются формальными или официально оформленными (избранными, назначенными). Помимо этих “формальных” структур существуют “неформальные”, которые официально не избираются и не назначаются, но реально влияют на коллективную деятельность и общественное мнение. Их принято называть “малыми группами” и “неофициальными лидерами”. Формальные структуры коллектива базируются на деловых, социальных отношениях, а в основе неформальных “малых групп” и “лидерства” отдельных ребят лежат отношения психологические – личная симпатия и антипатия, а также узкогрупповые интересы и стремления. В любом коллективе независимо от возраста его членов и их сплоченности есть микрогруппы, связанные неформальными отношениями.
В подростковом возрасте неформальные группы приобретают все более устойчивый характер. Эти группы возникают на основе приятельских отношений, личностных симпатий. В старшем подростковом возрасте в неформальной структуре коллектива большое место занимают дружеские группы с более узким устойчивым составом партнеров. Образование таких групп связано с усиливающимся в этом возрасте стремлением к самопознанию.
Под влиянием малых групп трансформируются ценности коллектива, формируется общественное мнение, определяется ранговое положение в системе неформальных отношений.
Особенно велика роль лидирующей группы, авторитет которой среди сверстников высок. Нередко она становится эталонной. Таким образом, неофициальная структура коллектива в значительной мере и степени определяет его качество и возможности как субъекта и инструмента воспитания.
В тех случаях, когда неформальная группа становится носителем позитивных социальных ценностей и когда она авторитарна для ребенка, ее влияние обогащает процесс социального развития личности, дополняя и углубляя влияние коллектива.
Однако влияние микрогруппы часто расходится с влиянием коллектива. В таких случаях процесс социального развития личности затрудняется.
Таким образом, внимание к коллективу должно быть усилено, потому, что он среди других средств воздействия на личность остается наиболее влиятельным, а главное – управляемым.
Коллектив – это нередко единственное средство уберечь личность от опасного воздействия негативно направленных неформальных объединений. Он усиливает воздействие всех имеющихся в распоряжении педагогов (вожатых, воспитателей) средств личного примера и становится той естественной средой, где ребята приобретают собственный социальный опыт, включаясь в совместную со сверстниками общественно полезную деятельность. Особую значимость приобретает детский коллектив в условиях летнего оздоровительного периода.
Современный детский летний оздоровительный центр представляет собой разнообразную и сложную структуру, сейчас более либеральную и центрированную на ребенке. Поэтому, организуя жизнедеятельность детей в оздоровительно-образовательном учреждении, важно иметь в виду, что любая деятельность должна быть посильной для конкретной личности и в то же время достаточно сложной для нее же, требующей интеллектуального, физического, эмоционального усилия. Она должна быть привлекательна – соответствовать интересам личности, иметь четко выраженный результат, содержать эффект новизны, позволять проявлять творчество и самостоятельность, допускать возможность вариативности в выборе способов достижения заданных (или поставленных самостоятельно) целей, способствовать удовлетворению потребности личности в самоутверждении и самопроявлении.
Круглосуточное пребывание детей в лагере обуславливает соединение во времени и пространстве нескольких сфер их жизнедеятельности, в течение всего года автономных и нередко никак не взаимосвязанных. Эта объективно задаваемая реальность способствует интенсификации психических и социальных проявлений (реакций) личности. В лагере ребенок ведет себя одновременно, как дома, в школе, на улице в своей компании, в кружках. Все это происходит в одном и том же месте на виду у одних и тех же людей, за ограниченный период времени. Временное детское объединение существует не более 30 дней, а нередко срок таких объединений – 10–20 дней. За это время в ребенке возрастных изменений не происходит. Однако ребята привносят в коллектив детского оздоровительного лагеря свой опыт деятельности и отношений. Временный детский коллектив способствует интенсивности новых связей, контактов.
Входящая в обязанности педагога организация жизнедеятельности детей далеко не всегда воспринимается ими, как желаемая и необходимая данность. В условиях летнего лагеря ребенок стремится действовать в соответствии с собственными представлениями о том, чем стоит заниматься в свое свободное время.
Создавая дифференцированные условия для самоорганизации каждым ребенком, вожатые и воспитатели получают возможность решать поставленные перед ними разноуровневые задачи, в том числе и формирование иерархии отношений во временном детском коллективе: личностные отношения – партнерские отношения – мотивационные отношения – коллективистская идентификация.
Таким образом, именно летом, когда самостоятельность и творчество ребенка проявляются в полной мере, временные детские коллективы предоставляют ребенку широкие возможности:
- проживания в условиях демократического детского коллектива;
- самоопределения и самореализации в предлагаемых видах деятельности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
- приобретение опыта общения и отношений на основе культурных норм проживания и деятельности;
- получение организаторского опыта и опыта самоорганизации;
- расширение сферы познавательных интересов о себе и окружающем мире;
- собственного оздоровления и физической закалки;
- в приобретении новых друзей и впечатлений.
2.1. Понятие и основные признаки коллектива
Группа
может выступать в качестве управляющей,
управляемой или самоуправляемой
структуры с различной степенью
сплоченности ее членов — от неорганизованной
толпы до единого коллектива.
Чтобы считаться коллективом, группа
должна удовлетворять не скольким
признакам, главным из которых можно
считать наличие общей
цели
у всех ее членов. Последняя может
формироваться в результате взаимного
влияния их индивидуальных целей или
задаваться извне в соответствии с
миссией организации, но всегда будет
совместной, единой для всех, а не просто
одинаковой, схожей.
Другим
признаком коллектива является
психологическое
признание
членами группы друг друга и отождествление
себя с нею в основе чего лежат совместные
интересы, идеалы, принципы, сходство
или взаимная дополняемость характеров,
темпераментов и т.п., хотя переоценивать
эти моменты не следует.
Такое
психологическое признание делает
возможным постоянное практическое
взаимодействие людей,
в результате чего потенциал коллектива
оказывается существенно большим, чем
сумма потенциалов каждого из его членов.
Во-первых,
взаимодействие позволяет преодолеть
ограниченность физических и интеллектуальных
способностей каждого в отдельности.
Во-вторых, на его основе удается выполнить
гораздо больший объем обычной работы
вследствие разделения и специализации
труда и возникновения помимо воли
участников духа соревнования,
мобилизующего скрытые резервы и
существенно повышающего интенсивность
деятельности. В-третьих, создаются
условия для успешного решения проблем
там, где по тем или иным причинам
невозможно распределить обязанности
между отдельными членами группы.
Четвертым
признаком коллектива можно считать
наличие определенной культуры,
выраженное в общих ценностях, символике,
нормах и правилах поведения в коллективе,
вступления или выхода из него, требованиях
к физическому и моральному облику его
членов. У каждого коллектива существует
склонность к идеализации прошлого,
представлению своей историю в наиболее
выгодном свете, поддержанию традиций.
Это формирует комплекс представлений
о собственном превосходстве даже в
какой-то узкой области, придает ему
дополнительную силу, устойчивость,
сплоченность, препятствует дезорганизации.
Коллектив
играет огромную роль в жизни каждого
человека, которую трудно переоценить.
Прежде всего, в его рамках удовлетворяется
естественная потребность людей в общении
и деловом взаимодействии, в принадлежности
к группе себе подобных; у коллектива
человек в необходимых случаях обретает
поддержку и защиту; в своем коллективе
он в первую очередь находит признание
успехов и достижений. В то же время,
наряду с желанием быть в коллективе,
люди хотят отличаться от других,
оставаться какими они есть индивидуальностями,
достойными уважения.
Воздействуя
на поведение людей, коллектив во многом
способствует его изменению. Здесь
человек имеет возможность по-новому
взглянуть на себя со стороны, оценить
себя и свою роль в обществе. Коллектив
изменяет человека, так как ему приходится
учиться жить и работать в окружении
других людей, приспосабливать к ним
свои желания, стремления, интересы.
Коллектив в значительной мере стимулирует
творческую активность большинства
людей, пробуждает в них стремление к
совершенствованию, к первенству в
соревновании.
В
зависимости
от характера самого коллектива его
влияние на личность может быть как
позитивным, так и негативным. Сплоченный,
но не настроенный на конструктивное
поведение коллектив, может разлагающе
влиять на нее, вынуждать к антисоциальному
поведению. В свою очередь, человек также
пытается воздействовать на коллектив,
делать его более «удобным» для себя.
Результативность
такого воздействия зависит от силы
обеих сторон. Сильная личность может
подчинить себе коллектив, в том числе
и
в результате конфликта с ним; слабая,
наоборот сама ему подчиняется
и растворяется в нем, а коллектив взамен
берет на себя заботу о благополучии.
Идеальная
с управленческой точки зрения ситуация
располагается где-то
посредине и характеризуется доверительными
партнерскими
отношениями между трудовым коллективом
и его участниками, не
отказывающимися от собственных позиций,
но уважительно относящимися
к общим целям и нуждам.
Характеристики хорошей / эффективной команды
Успех на рабочем месте зависит от вашей способности создавать команду, а также от взаимодействия с другими членами этой команды. Вместе люди могут сделать то, что не может один человек. Это известно как синергия.
Ниже приведены характеристики хорошей / эффективной команды:
- Четкая, возвышающая цель: Это цель, о которой всем сообщили.
- Структура, ориентированная на результат: Цель была совместно решена всеми членами команды.Они полностью привержены его достижению.
- Компетентные члены: Каждый член команды обладает необходимым набором навыков для достижения целей группы.
- Единое обязательство: В разрозненных хранилищах ничего не происходит. При полной приверженности членов команды достижение целей организации становится проще.
- Атмосфера сотрудничества: Приверженность членов команды и хорошее руководство ведет к совместной команде с продуктивной рабочей средой.
- Стандарты качества: Ориентация на качество жизненно важна для успеха любой организации.
- Внешняя поддержка и признание: Признательность, а также оценка необходимы для поддержания высокого морального духа команды.
- Принципиальное лидерство: Лидерство определяет команду. Способное руководство может наметить путь команды к успеху.
- Каждый член команды активно и позитивно участвует во встречах и проектах.Это показывает приверженность человека проекту, а также его понимание.
- Цели команды понятны всем: Коммуникация жизненно важна для успешного завершения любого проекта.
- Отдельные члены подумали о творческих решениях проблемы команды. Нестандартное мышление жизненно важно в сегодняшнем экономическом сценарии.
- Участников выслушивают внимательно, а также получают продуманные отзывы. Слушание — важный навык для любой команды.Каждый член команды важен. К мыслям и идеям каждого члена команды нужно прислушиваться с уважением, как бы глупо они ни казались поначалу.
- Каждый проявляет инициативу, чтобы добиться результата. Нет концепции перекладывания ответственности. Это показатель четкого общения, ведущего к пониманию индивидуальных обязанностей.
- Каждый член команды доверяет мнению других: Взаимное доверие и уважение очень важны для команды.Это единственный способ достичь целей организации.
- Команда должна быть готова идти на риск: Риск — это уверенное отношение. Уверенность в себе и в команде, помимо способности противостоять всем последствиям.
- Каждый должен поддерживать проект, а также других. Команда — это одно целое. Без этих сплоченных сил команда никогда не сможет работать достаточно эффективно.
- Между членами команды существует достаточная связь.
- Командные решения принимаются не только логическими, но и организованными методами.
- Особые мнения никогда не игнорируются: Фактически, они всегда записываются, чтобы их можно было пересмотреть, если этого потребуют будущие ситуации.
- Команды получают реалистичные сроки: Внешняя поддержка, а также помощь жизненно важны для успеха любой команды.
Эффективная команда нуждается в поддержке как изнутри, так и извне. Он должен отвечать индивидуальным потребностям своих членов для достижения целей организации.
Авторство / ссылки — Об авторе (ах)
Статья написана «Прачи Джунджа» и проверена группой Management Study Guide Content Team . В состав группы MSG по содержанию входят опытные преподаватели, профессионалы и эксперты в предметной области. Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг ISO 2001: 2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала в учебных и образовательных целях бесплатно.Укажите авторство используемого содержимого, включая ссылку (-ы) на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы содержимого.
.
Определение, характеристики, типы и состав эффективной команды
Что такое команда?
Команда становится чем-то большим, чем просто собрание людей, когда сильное чувство взаимной приверженности создает синергию, тем самым повышая производительность, чем сумма результатов ее отдельных членов.
Один из многих способов организации сотрудников — это команды. Команда состоит из двух или более человек, которые работают вместе для достижения общей цели.
Команды предлагают альтернативу вертикальной цепочке команд и представляют собой гораздо более всеобъемлющий подход к организации бизнеса. Команды сегодня становятся все более распространенными в деловом мире.Эффективные команды могут повысить мотивацию сотрудников и повысить продуктивность бизнеса.
Команду также можно определить следующими способами:
- Группа людей, которые соревнуются в каком-либо виде спорта, игре и т. Д. Против другой группы.
- Группа людей, которые работают вместе.
- Группа из двух или более животных, используемых для буксировки повозки, телеги и т. Д.
- Группа людей, образующих одну из сторон в игре или соревновании.
- Ряд лиц, участвующих в совместных действиях: группа экспертов.
Характеристики эффективных команд
Хотя ни одна команда не существует без проблем, некоторые команды, особенно те, которые научились противостоять негативной командной динамике, кажутся особенно хорошими в предотвращении многих проблем.
Мы составили список того, что можно считать наиболее важными составляющими для создания эффективных команд:
- Идеальный размер и членство.
- Справедливость в принятии решений.
- Творчество.
- Подотчетность.
- Цель и задачи.
- Планы действий.
- Роли и обязанности.
- Обмен информацией.
- Хорошие данные.
- Навыки и методы встреч.
- Принятие решений.
- Участие.
- Основные правила.
- Очистить роли.
- Принятое лидерство.
- Эффективные процессы.
- Прочные отношения.
- Отличная коммуникация.
Идеальный размер и членство
Группа должна быть минимального размера, необходимого для достижения целей группы, и включать членов с правильным сочетанием навыков и талантов для выполнения работы.
Справедливость в принятии решений
В идеале команды должны принимать решения консенсусом. Когда достижение консенсуса невозможно, команды будут использовать справедливые процедуры принятия решений, с которыми все согласны.
Креативность
Эффективные команды ценят оригинальное мышление и разрабатывают новые и уникальные подходы к организационным проблемам.
Подотчетность
Члены должны нести ответственность друг перед другом за выполнение своей работы по графику и соблюдение правил и процедур группы.
Цель и задачи
Каждый член команды должен четко понимать цель и задачи объединения этой конкретной группы людей.
Планы действий
Помогите группе определить, какие советы, помощь, обучение, материалы и другие ресурсы могут потребоваться.
Роли и обязанности
Команды работают наиболее эффективно, если они задействуют таланты каждого. Все участники понимают свои обязанности и знают, кто за что отвечает.
Обмен информацией
Эффективные обсуждения зависят от того, насколько хорошо информация передается между членами команды — накопление информации недопустимо. Распространение новых технологий сделало это проще, чем когда-либо.
Хорошие данные
Вместе с обменом информацией возникает потребность в надежных данных. Команды, использующие надежные данные для решения проблем и принятия решений, гораздо легче находят окончательные решения проблем.
Навыки и практика проведения встреч
Все члены команды должны придерживаться единого метода проведения встреч.Не существует «лучшего» метода, но все должны быть на одной странице.
Принятие решений
Это действительно подмножество «Навыков и практик». Не существует «единственного пути» для принятия решения, но он должен быть признанным и прозрачным для всех членов команды.
Участие
Поскольку каждый член команды заинтересован в достижениях группы, каждый должен участвовать в обсуждениях и решениях, разделять приверженность успеху команды и вкладывать свои таланты.
Основные правила
Группы неизменно устанавливают основные правила (или «нормы») того, что будет и что не будет допускаться в группе. Многие участники захотят пропустить установление основных правил, но в конечном итоге предварительные инвестиции предотвратят серьезные проблемы в будущем.
Четкие роли
То, как мы распределяем цели команды, в значительной степени будет определять синергию команды. Высокопроизводительные команды используют разные роли отдельных людей в сравнении с коллективными рабочими продуктами.
Следовательно, важно, чтобы каждый член команды четко понимал свою роль, а также роль каждого другого члена команды. Роли связаны с дизайном, разделением и развертыванием работы команды.
Хотя концепция убедительно логична, многим командам сложно ее реализовать. Часто существует тенденция доводить определение ролей до крайностей или не заходить достаточно далеко.
Признанное лидерство
Высокопроизводительным командам требуется компетентное руководство.Когда такого руководства нет, группы могут быстро сбиться с пути. В то время как обычная важная задача может быть самым большим вкладом в эффективность команды, неадекватное командное руководство часто является единственной самой большой причиной неэффективности команды.
В большинстве организационных условий именно лидер определяет цель команды и способствует обсуждению ее значения и характера. Видение, приверженность и коммуникация лидера определяют оптику, с помощью которой отдельные члены команды видят цель команды и согласовываются с ней.
Эффективные процессы
Команды и процессы работают вместе. Бригаде хирургов, строительной бригаде, струнному квартету или съемочной группе никогда не придет в голову подходить к задачам без четко определенных процессов. В учебнике футбольной команды или в протоколе струнного квартета четко прописаны необходимые процессы.
У бизнес-команд также есть процессы, которые могут включать в себя решение проблем, принятие решений, управление совещанием или разработку продукта.
Прочные отношения
Одно из самых больших заблуждений в мире команд и совместной работы — это вера в то, что для эффективной работы и общения члены команды должны быть друзьями.
Фактически, разнообразие навыков, опыта и знаний, необходимых для эффективного разделения задач, почти исключает высокий уровень дружбы, которая чаще всего основана на общности — в том, как люди думают, их интересы или убеждения.
Отличное общение
Общение — это само средство сотрудничества. Один из основных мотивов компаний, решающих внедрять команды, заключается в том, что командные организации более отзывчивы и быстрее развиваются. Команда не может двигаться быстрее, чем общается.
Быстрая, четкая, своевременная и точная коммуникация является отличительной чертой высокого уровня командной работы. Высокопроизводительные команды овладели искусством откровенного разговора; мало движения теряется из-за непонимания или путаницы.
Типы команд
Существуют разные типы команд, их функции и цели также различаются. Типы команд обсуждаются ниже:
- Исполнительная группа,
- Командная группа,
- Проектные команды,
- Консультативные команды,
- Рабочие команды,
- Действующие команды,
- Спортивные команды,
- Виртуальные команды,
- Рабочие команды,
- Самостоятельная команда,
- Параллельные команды,
- Команды управления,
- Управляемая команда.
Команда руководителей
Группа руководителей — это группа руководителей, которая составляет планы действий, а затем руководит ими.
Примером исполнительной бригады может служить проектирование строительной бригады. чертежи нового здания, а затем руководить строительством здания, используя эти чертежи.
Командная группа
Задача команды — объединить инструкции и координировать действия руководства. Другими словами, командные группы выступают в роли «посредников».
Например, курьеры на строительной площадке, передающие инструкции от исполнительной группы строителям, могут быть примером команды.
Команды проекта
Команда, используемая только в течение определенного периода времени и для отдельной, конкретно определенной цели, часто становится известной как проектная группа. В эту категорию команд входят подтипы команд переговоров, сострадания и дизайнеров.
В целом, эти типы команд обладают разносторонними талантами и состоят из людей, обладающих опытом во многих различных областях.Члены этих команд могут принадлежать к разным группам, но получают задание на выполнение действий для одного и того же проекта.
Группы консультантов
Группы консультантов вносят предложения по конечному продукту. Например, группа контроля качества на сборочной линии может быть примером группы консультантов. Они будут изучать производимые продукты и вносить предложения о том, как улучшить качество производимых продуктов.
Рабочие группы
Рабочие группы несут ответственность за фактическое действие по созданию материальной ПР
.
типов команд — постоянные команды, временные команды, оперативные группы, виртуальные команды и т. Д.
Когда люди с общими интересами, целями, отношениями, потребностями и восприятием объединяются, формируется команда. Людям необходимо собираться и работать вместе, чтобы сформировать команду для выполнения сложных задач. В команде все члены команды вносят равный вклад и прилагают все усилия для достижения цели команды, которая должна быть заранее определена.
В любой организации никто не работает в одиночку. Каждый сотрудник является частью команды и работает в тесном взаимодействии с членами команды, чтобы добиться наилучшего результата и, в свою очередь, принести пользу организации.Члены команды должны дополнять друг друга и при необходимости удовлетворять потребности друг друга.
Команды можно формировать где угодно и когда угодно, когда задача небольшая и сложная. Давайте подробно разберемся с различными типами команд.
- Постоянные команды — Эти команды работают на постоянной основе и не распускаются после выполнения задачи. Давайте разберемся с концепцией на примере.
Майк, Питер, Джо и Ана имели сильную склонность к брендингу, а также к продвижению по службе и, следовательно, были частью команды брендинга с ведущей организацией.Они несли основную ответственность за продвижение своего бренда и разработку маркетинговых стратегий для получения максимальной прибыли для своей организации. Они очень много работали и всегда добивались поставленных целей заранее, но их команда всегда была на месте и никогда не распадалась. Их организация никогда не просила их уйти и никогда не распускала свою команду. Такие команды называются постоянными командами.
Работать или не работать, команда по персоналу, операционная группа, административная команда всегда эффективно функционируют в течение года и, следовательно, являются постоянными командами.
- Временные команды — В отличие от постоянных команд, временные группы теряют свою важность после выполнения задачи. Такие команды обычно формируются на более короткий срок либо для оказания помощи постоянной команде, либо для работы, когда члены постоянной команды заняты каким-либо другим проектом.
Когда в организациях возникает избыток работы, они обычно формируют временные группы, которые работают вместе с членами постоянной группы для выполнения задачи в установленные сроки.
- Целевая группа — Такие группы формируются для специальной цели работы над каким-либо конкретным проектом или поиска решения очень важной проблемы.
Правительство обычно назначает специальные группы для расследования критических проблем, таких как взрывы бомб, террористические атаки и так далее. Целевая группа исследует все возможные причины, которые привели к серьезной проблеме, и пытается решить ее в установленные сроки.
- Комитет — Комитеты обычно формируются для работы над конкретным заданием на постоянной или временной основе.Люди с общими интересами, более или менее из одного и того же происхождения и взглядов собираются на общей платформе, чтобы сформировать комитет и работать над любым вопросом.
Для организации любого культурного мероприятия организации обычно создают комитеты для сбора средств, приглашения знаменитостей и решения всех основных задач, связанных с успешной организацией любого мероприятия. Члены комитета работают вместе, разрабатывают стратегии для успешного выполнения задачи.
В учебных заведениях создаются различные комитеты, где студенты, имеющие общие интересы, объединяются для организации культурных мероприятий и различных других мероприятий, необходимых для всестороннего развития студентов.
- Организация / рабочая сила — Такие группы формируются в организациях, где члены команды работают вместе под опытным руководством лидера. Лидер или руководитель, как правило, назначается среди самих, и он вместе с членами своей команды усердно работает для достижения общей цели. Лидер на всем протяжении должен поддерживать свою команду и извлекать лучшее из каждого члена команды. Он не должен недооценивать никого из членов своей команды и брать свою команду с собой, чтобы избежать конфликтов.
Сэмюэл работал в ведущей рекламной фирме, и ему подчинялись два сотрудника.Самуэль всегда верил в членов своей команды и работал вместе со своей командой, и без сомнения, его команда всегда творила чудеса и была намного впереди других.
- Самоуправляемые команды — Самоуправляемые команды состоят из людей, которые снова работают вместе для общей цели, но без надзора со стороны какого-либо руководителя. Здесь, как следует из названия, каждый человек несет ответственность за свои личные достижения. Члены самоуправляемых команд должны уважать друг друга и никогда не терять фокус на своей цели.Лидер не назначается, и члены команды должны нести свою ответственность. Люди берут на себя инициативу и сами являются наставниками и наставниками.
- Межфункциональная группа — Давайте разберемся в этом с помощью примера.
Мария и Энди были частью команды брендинга. Они получили задание от начальства, которое нужно выполнить в течение двух дней. К сожалению, Энди попал в аварию, и ему посоветовали полностью постельный режим. Чтобы избежать задержек, Питер из операционной группы был переведен в отдел маркетинга, чтобы на время помогать Марии и формировать команду.Такие команды называются кросс-функциональными командами. В идеале сотрудники должны быть более или менее одного уровня, чтобы избежать проблем с эго. Люди из разных областей собираются и работают вместе для достижения общей цели, чтобы сформировать многофункциональную команду. В таких командах люди из разных сфер, интересов и симпатий объединяются, чтобы выработать уникальную идею успешного выполнения задачи.
- Виртуальные команды — Виртуальные команды состоят из людей, разделенных расстоянием и связанных через компьютер.Здесь люди общаются друг с другом в режиме онлайн через Интернет. Сэм в Лос-Анджелесе может сформировать команду с Мэнди в Мексике и Сарой в Денвере, которые работают для общей цели, но общение осуществляется полностью в цифровом формате через Интернет. Такие команды полезны, когда сотрудникам необходимо общаться друг с другом и они находятся в разных местах. Лица, поддерживающие любое сообщество на сайтах социальных сетей, таких как facebook или orkut, также образуют виртуальную команду, поскольку все участники находятся из разных мест, но поддерживают общее сообщество.У всех них общая цель — поддерживать и продвигать свое сообщество.
Авторство / Ссылки — Об авторе (ах)
Статья написана «Прачи Джунджа» и проверена группой Management Study Guide Content Team . В состав группы MSG по содержанию входят опытные преподаватели, профессионалы и эксперты в предметной области. Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг ISO 2001: 2015 .Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала в учебных и образовательных целях бесплатно. Укажите авторство используемого содержимого, включая ссылку (-ы) на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы содержимого.
.
Десять важных характеристик высокопроизводительных рабочих команд
Высокопроизводительные рабочие группы представляют собой группу талантливых и мотивированных профессионалов, работающих вместе для достижения общей цели или бизнес-задач. Высокопроизводительные команды обеспечивают высочайший уровень производительности и продуктивности, в отличие от обычных команд, за счет оптимального использования бизнес-ресурсов и наилучшего использования имеющихся талантов или компетенций. Такие команды способствуют совершенствованию бизнеса и достигают синергии в бизнесе посредством эффективного планирования и реализации стратегий.
Давайте проанализируем десять основных характеристик высокопроизводительных команд:
- Четко определенная миссия и цели: Высокопроизводительные команды выделяют рабочие цели или миссию, которые по своей сути подразумевают причину их существования. Помимо этого, команды периодически устанавливают промежуточные цели и отвечают за планирование и реализацию соответствующих решений или стратегий. Ожидания четко определены, и члены команды существуют с твердым чувством цели.
На этапе постановки ожидания лидер команды учитывает следующие факторы:
- Наблюдение за тем, чтобы ожидания были адекватно и эффективно доведены до сведения членов команды.
- Обеспечивает понимание ожиданий членов команды путем определения и реализации эффективных коммуникационных стратегий.
- Убедиться, что члены команды с готовностью принимают и действуют в соответствии с заранее установленными ожиданиями.
- Обеспечение необходимой мотивации и ресурсной поддержки членам команды для обеспечения реализации ожиданий.
- Открытое общение: Члены высокопроизводительных рабочих команд могут свободно делиться или обмениваться различными типами информации, могут общаться открыто и прозрачно и давать / получать конструктивную обратную связь для повышения производительности на работе. Помимо этого, команда устанавливает особый процесс распространения важной информации среди членов команды.
- Взаимное доверие и сплоченность среди членов команды: Члены высокопроизводительных команд имеют взаимное доверие, разделяют прочные связи, уважают друг друга, сотрудничают и поддерживают друг друга для достижения высших целей. Такие команды предоставляют максимальные возможности для социального взаимодействия в кросс-функциональной структуре и способствуют надежности и единству, предлагая членам возможности участвовать в кросс-функциональных программах обучения.
- Упреждающее и качественное принятие решений и решение проблем: Члены высокопроизводительных команд активны и являются экспертами в решении сложных проблем и успешной реализации жизненно важных решений вместе как группа. Реализуемые решения могут быть по своей природе или инициативными.
- Эффективный механизм разрешения конфликтов: Высокопроизводительные рабочие группы быстро и активно понимают триггерные факторы или потенциальные источники конфликтов и разрешают их с взаимного согласия членов команды.Такие команды характеризуются высоким уровнем солидарности и единства, в результате чего они эффективны в управлении конфликтами посредством эффективных методов общения и разрешения. Члены групп обучены навыкам управления конфликтами и отрабатывают навыки межличностного общения и общения на работе для достижения продуктивных результатов. Члены команды работают в культуре участия и свободно делятся своими новаторскими идеями или участвуют в беседах.
- Встречи продуктивны в высокопроизводительных командах: Встречи хорошо спланированы и организованы, с большим вниманием к факторам, которые могут помочь в повышении общей производительности команды и максимальной производительности.Члены команды вносят на встречи блестящие идеи для решения рабочих проблем, участвуют в принятии решений, а на встречах делятся важной информацией.
- Ясность ролей: Члены высокопроизводительных команд четко понимают свои роли, а также обязанности других в команде. Они осознают свои обязанности и ответственность за выполнение своих рабочих обязанностей и взаимозависимость каждого члена команды для реализации конечной миссии или целей.
- Высокопроизводительные рабочие команды являются новаторскими и обеспечивают продуктивные результаты: Члены высокопроизводительных команд более продуктивны и обладают большим опытом в применении передовых инновационных методов на рабочем месте, проведении реформ в системах / процессах и достижении рекордных результатов. вехи. Члены команды являются экспертами в установлении эталонов и определении мер для оценки продуктивности с точки зрения эффективности (анализ эффективности командных процессов) и результативности (качества результатов).Инновации и продуктивность измеряются по восьми параметрам: улучшение качества, экономия времени, контроль и сокращение затрат, увеличение производительности, соблюдение установленных сроков, соблюдение правил техники безопасности и минимизация аварий, оптимизация существующих систем / процессов и улучшение межличностные связи.
- Сильное лидерство: Руководители высокопроизводительных команд играют решающую роль в создании стратегической основы и курса действий для членов команды.Они определяют цели и приоритеты, обеспечивают эффективную координацию в различных аспектах и создают среду сотрудничества для расширения возможностей и достижения успешных результатов. Лидеры способствуют формированию культуры участия, поощряют активное участие членов команды в принятии важнейших решений и обеспечивают необходимую поддержку, а также руководство для членов команды.
- Обеспечьте максимальные возможности для развития членам команды: Члены команды могут иметь доступ к максимальным возможностям личного и профессионального развития для членов команды.Члены команды могут отточить свои кросс-функциональные навыки посредством экспериментального обучения и участвовать в проектных заданиях. Различные мероприятия по развитию, которые периодически проводятся в таких командах, такие как обучение в классе, обучение на открытом воздухе, самостоятельное обучение, коучинг и наставничество, а также занятия с обратной связью, приносят пользу членам команды.
Для облегчения запоминания характеристики высокопроизводительных команд можно объяснить с помощью акронима « PERFORM »:
P подразумевает цель существования и сильную ценностную ориентацию;
E подразумевает расширение прав и возможностей членов команды;
R предлагает отношения и открытое общение, основанные на принципах доверия и сотрудничества;
F означает гибкость и адаптируемость;
O означает оптимальные результаты и производительность, которые можно измерить с помощью конкретных мер;
R предполагает признание, вознаграждение и признание выдающихся результатов;
M подразумевает моральный дух.
Авторство / ссылки — Об авторе (ах)
Статья написана «Прачи Джунджа» и проверена группой Management Study Guide Content Team . В состав группы MSG по содержанию входят опытные преподаватели, профессионалы и эксперты в предметной области. Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг ISO 2001: 2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала в учебных и образовательных целях бесплатно.Укажите авторство используемого содержимого, включая ссылку (-ы) на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы содержимого.
.