Характеристика научного мировоззрения: Научное мировоззрение и его особенности — Студопедия.Нет

Особенности научного мировоззрения. — Мегаобучалка

В чем заключаются особенности научного мировоззрения? Этот вопрос звучал неоднократно в истории философской и научной мысли, и ответ на него зависел от того, как рассматривалась наука. Если она включалась в натурфилософию, то отличие научного мировоззрения понималось лишь в степени умозрительности и всеобщности. На этом основании Аристотель различал «первую философию» (впоследствии понимаемую как метафизика) и «вторую философию» (впоследствии понимаемую в качестве науки, прежде всего физики). Если наука, что было характерно для позитивизма, противопоставлялась другим мировоззренческим формам, то научное мировоззрение трактовалось как выражение зрелости человеческого духа, сознания. Эти идеи развивал О. Конти его последователи, считая, что только научное мировоззрение отвечает задачам дальнейшего развития человечества. Данные подходы были односторонними и не учитывали специфики научного мировоззрения.

Вопрос специфики научного мировоззрения обсуждался и в научной среде. К примеру, В.И. Вернадский в своих лекциях по истории современного научного мировоззрения, говорил не столько об отличии научного мировоззрения от других мировоззренческих форм, сколько о неразрывной их взаимосвязи. При этом научное мировоззрение понималось не в качестве уже законченного, ясного, готового, а рассматривалось в его конкретно исторических формах, в процессе своего становления, влияния на него других мировоззренческих форм — философии, религии, искусства.

Научное мировоззрение, считал Вернадский, нетождественно истине. Истину ищет не только наука. Поэтому неверно полагать, что научно, то и служит выражением чистой и неизменной истины. Истина — это, скорее всего, идеал, не всегда достигаемый. Только некоторые небольшие части научного мировоззрения, выраженные в неопровержимо доказанных фактах и их эмпирических обобщениях, являются научными истинами, а гипотетические и теоретические построения — это лишь вспомогательные «леса» возводимого храма науки и научной истины.

У современных ученых получает поддержку точка зрения, согласно которой наука не должна отгораживаться глухой стеной от других форм исканий истины. Считается перспективным привлечение древнейших учений, отличающихся от современных более широкими космическими основаниями.

Современная наука продолжает выражать ментальную структуру, сформировавшуюся в Новое время. В её основе лежит субъект-объектное отношение человека к миру. Специфику этого отношения уловил И. Кант, сравнивая её с отношением судьи и свидетеля. Ученый, как и судья, задает вопросы, предполагая, что природа, как и свидетель, не намерена раскрывать свои тайны. Опыт есть своего рода «дознание», расследование. Ученый выдвигает версии, гипотезы, но решающее значение имеют опытные данные, своего рода «вещественные доказательства».

Научное мировоззрение дает ответ не только на вопрос «как?», но и на вопрос «почему?». Сущность научного мировоззрения заключается в достоверном обобщении фактов, а также в том, что по случайному он видит необходимое, закономерное, а за единичным — общее. И на основании этого научное мировоззрение предполагает разнообразные явления, объекты и события. Предсказание является вершиной научной деятельности человека. Весь процесс научного знания связан с ростом силы и диапазона научного предвидения. А предсказание дает возможность контролировать процессы и управлять ими. Научное мировоззрение, таким образом, открывает возможность не только предвидение будущего, но и сознательного его формирования. Жизненный смысл каждой науки можно кратко сформулировать так: знать, чтобы уметь предвидеть, предвидеть, чтобы эффективно действовать.

Существенным признаком научного мировоззрения является его системность, то есть такая совокупность знаний, которая организована на основе определенных теоретических принципов. Простая совокупность различных знаний, не объединенных в взаимосвязанную систему, это еще не научное мировоззрение. Основой научных знаний есть определенные исходные положения, закономерности, которые и позволяют объединять соответствующие знания в единую систему. Знания превращаются в научные тогда, когда целенаправленный сбор фактов и их описание доводится до уровня введения их в систему понятий, то есть в состав теории.

Научное мировоззрение в корне отличается от религиозного. И основой этих различий является отношение их к вере. Как известно, религиозная вера — это фактическое принятие за истину того, что в принципе не поддается никакой практической проверке и логическому доводке. Унаследовав от религиозного мировоззрения понятие веры, научное мировоззрение качественно по-новому трактует это понятие. Вера в науке рассматривается прежде всего как уверенность, что основывается на знании, которое имеет системно-теоретическую организацию и практически-логическое подтверждение. Научная вера дает человеку силу по отношению к природе и общественной жизни. Научная вера существует как логическую связь в системе знания и воспринимается как необходимость, которая вытекает из фактов, или из ранее установленных истин. Вот почему аргументированные результаты научного мировоззрения приобретают качества всеобщности и проявляют силу убеждения.

3. Особенности научного мировоззрения

В самом начале
нашего века в журнале «Вопросы
философии и психологии» появилась
статья акад. В.И. Вернадского «О научном
мировоззрении». Высказанные в ней
мысли остаются настолько важ­ными (и
одновременно не услышанными большинством
ученых и сегод­ня), что стоит привести
здесь некоторые отрывки из его работы.

«Именем научного
мировоззрения мы называем представление
о явлениях, доступных научному изучению;
под этим именем мы подразумеваем
определенное отношение
к
окружающему
нас миру явлении, при котором каждое
явление входит в рамки научного изучения
и не противоречит принципам научного
искания. Отдельные частные явле­ния
соединяются вместе как части одного
целого, и, в конце концов, получается
одна картина Вселенной, Космоса, в
которую входят и движения небесных
светил, и строения мельчайших организмов,
превращения человеческих обществ,
исторические явления, логические законы
мышления или законы формы и числа,
даваемые математикой. В него входят
также теории и явления, вызываемые
борьбой или воз­действием других
мировоззрений, одновременно живущих в
челове­честве. Наконец, безусловно,
оно проникнуто сознательным
волевым стремлением человеческой
личности

расширить пределы знания, охва­тить
мыслью все окружающее» [3. С. 202].

«Весьма часто
приходится слышать, что то, что научно,
то верно, правильно, то служит выражением
чистой и неизменной истины. Но это не
так. Только некоторые все еще очень
небольшие части

научного мировоззрения неопровержимо
доказаны или являются научной истиной.
Отдельные его части, комплексы фактов,
точно и строго наблюдаемые, могут вполне
соответствовать действительности, но
их объяснение,
их связь с другими явлениями природы,
их значение рисуются и представляются
нам различно в разные эпохи. Истинное
и верное тесно перемешано и связано с
построениями нашего разума. Научное
мировоззрение не дает нам картины мира
в действительном его состоянии»

[3. С. 197].

«В основе научного
мировоззрения лежит метод научной
работы. Как искусство немыслимо без
определенной формы выражения, как
религия не существует без общего многим
людям культа и без той или иной формы
выражения мистического настроения, как
нет философии без рационалистического
самоуглубления в человеческую природу
или в мышление, так нет науки без научного
метода. Этот научный метод не есть всегда
орудие, которым строится научное
мировоззрение, но это есть всегда то
орудие, которым оно проверяется» [3
.С. 202].

Итак, главным
отличием науки от других способов
познания миро­здания является научный
метод,
хотя,
как подчеркивает Вернадский, лишь один
этот метод не есть достаточное средство
для построения научного мировоззрения
и достижения научной истины. Нет ли
здесь противоречия? Исходным материалом
для научной работы, как уже отмечалось,
являются эмпирические факты — будь то
факты, получен­ные в эксперименте,
путем наблюдения за природой, литературные
или исторические источники. Но прежде
чем заняться сбором этих фактов,
необходимо определить, ради чего они
собираются. Часто можно услышать, что
накопление фактов проводится для
проверки какой-либо научной же идеи. Но
это только часть правды. Вернадский
напо­минает, что «источники наиболее
важных сторон научного мировоз­зрения
возникли вне области научного мышления,
проникли в него извне» — из религиозного
и философского мировоззрения, общественной
жизни, искусства. И вот только когда
сформулирован вопрос, начи­нается
сбор и анализ фактов, необходимых для
получения на него ответа. При этом
научным
считается факт, обладающий той или иной
степенью воспроизводимости или
непротиворечиво описанный незави­симыми
наблюдателями. Каждая научная дисциплина
выработала собственную методику сбора,
анализа и оценки достоверности фактов.

Ответом на
поставленный в начале исследования
вопрос считается «объяснение»
явления, т.е. выдвижение гипотезы
или теории
(отличия между ними лишь количественные,
но не качественные), способной объединить
факты в некую общую и понятную
картину.

Все это похоже на
тот индуктивный метод, который был
предло­жен Ф. Бэконом, но опыт,
накопившийся за время существования
нау­ки, свидетельствует, что сходство
это лишь внешнее. Как отмечает В. Хэтчер,
правил для формулирования плодотворных
гипотез или теорий не существует. Каждый
данный набор фактов всегда ограничен,
и он может, в принципе, «объясняться»
бесчисленным числом способов, поскольку
в любой теории факты объединяются в
целостное представ­ление за счет
привлечения допущений и предположений,
число которых может быть любым. Правда,
чем меньше таких допущений, чем реаль­нее
возможность их проверки, тем плодотворнее
выдвинутая теория. Наиболее плодотворной
считается теория, обладающая
предсказательной силой, позволяющая
включить в общую систему ранее
разроз­ненные факты и направляющая
мысль ученого на изучение новых явлений
и фактов.

Каким образом
ученому приходит в голову плодотворная
теория, объяснить он, как правило, не
может. Предания о Ньютоновом «ябло­ке»
или о «вещем сне» Менделеева служат
прекрасными тому иллюст­рациями. Не
менее необъяснимо с позиции науковедения
и то, что одни и те же плодотворные
«объяснения» эмпирических фактов,
одного и того же фрагмента реальности
(даже если наборы этих фактов сильно
отличаются по объему и не совпадают),
часто независимо друг от друга предлагаются
разными учеными, представителями разной
культуры, национальности, религии. Таких
примеров в истории науки множество.
«Достигнув нового и неизвестного, мы
всегда с удивлением находим в прошлом
предшественников» [6. С. 259].

Так или иначе,
теория всегда недообусловлена фактами.
И именно на этой стадии выступает на
первый план научный
метод,
который
представляет собой наборы способов
проверки, верификации теорий и гипотез.
Эти способы или методики постоянно
совершенствуются и, конечно, различаются
в каждой научной дисциплине. Здесь и
сбор дополнительных фактов, и проверка
следствий из теории, соответствия ее
положений логике (вот где требуется
опыт, наработанный схоластикой). Но
никогда нельзя быть уверенным, что не
найдется фактов, не укладывающихся в
рамки теории, что кто-нибудь не выдви­нет
логического или математического ее
опровержения. Поэтому, как это ни
парадоксально, в рамках науки можно
доказать лишь неполноту или ложность
научных теорий, но нельзя доказать их
истинность. Но парадокс этот кажущийся,
поскольку любая теория, как уже отмечалось
выше, — это «объяснение» явления с
выходом за круг при­влеченных для ее
построения фактов.

Какова же роль
научных гипотез и теорий? «Основное
значение гипотез и теорий (как конечных
продуктов науки), — пишет В.И. Вернадский,
— кажущееся. Несмотря на то огромное
влияние, которое они оказывают на научную
мысль и научную работу данного момента,
они всегда более преходящи, чем
непререкаемая часть науки, которая есть
научная истина и переживет века и
тысячелетия» [3. С. 96]. Для обозначения
этой «части науки» Вернадский ввел
понятие, значение которого, вероятно,
до сих пор не оценено. Речь идет об
эмпирическом обобщении.

ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ — СИСТЕМА УРОКОВ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ — ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ 10 КЛАСС — конспекты уроков — План урока — Конспект урока — Планы уроков

СИСТЕМА УРОКОВ ПО ОСНОВАМ ФИЛОСОФИИ

 

УРОК 3

ТЕМА. ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

 

Цель: раскрыть понятие «научное мировоззрение» и его особенности; воспитывать у учащихся уважение к различных типов мировоззрения; развивать умение анализировать факты и делать выводы.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: конференция.

Оборудование: мультимедийное оборудование.

Ход урока

I. Организационный момент

 

II. Мотивация учебной деятельности

Учитель. На предыдущих уроках мы розглядували понятие сознания и религиозного мировоззрения. Они перекликаются с материалом, который сегодня нам необходимо будет изучить во время ведения нашей конференции. А тема ее сложная и многогранная: «Особенности научного мировоззрения». Что же именно мы понимаем, когда говорим о научное мировоззрение, чем он отличается от религиозного, его особенности — вот те ключевые вопросы, которые встанут перед нами во время урока.

 

III. Конференция

Лекция «мир современной науки»

Чтобы постичь мир во всей его целостности, человек должен отвечать ему. Для этого ей нужно мобилизовать все свои сущностные способности и свойства. Мировоззрение — это не только «обзор» мира, а нечто гораздо большее и существеннее. Мировоззрение представляет собой определенный образ мира, также и определенную проекцию на мир человеческих переживаний, стремлений, ожиданий. Вместе с тем это некоторое усилие, определенная мобилизация внутренних ресурсов человека, побуждения и привлечения ее к миру.

Это последнее является очень важным для характеристики мировоззрения. Он является не столько воспроизведением мира как такового, сколько мобилизационной программой относительно включения человека в отношения с миром. Наличие в мировоззрении этого настановчого, направляющего начала придает ему духовно-практического характера. Относительно мира и самого человека мировоззрение выступает как духовно-практический способ их освоения. Образ мира и самообраз человека, возникшие на почве знания, корректируются, а то и трансформируются в рамках мировоззрения благодаря оценкам и ценностным установкам, наиболее общими из которых являются принципы. Поэтому мировоззренческое обобщение, которое придает завершенности и целостности мировоззренческой модели мира, представляет собой мышление не по логике объективного знания, а по логике постулатов и принципов.

Таким образом, мировоззрение представляет собой осуществляемый в процессе духовно-практического освоения мира синтез образа мира, самообразу человека, ее самопроекції на мир и самоопределение в мире. Это придает ему признаков человеческого самосознания. Но, в отличие от индивидуальной или групповой самосознания, которая легко поддается влиянию при определенных жизненных ситуаций, мировоззрение представляет собой довольно устойчивое образование. Это самосознание человека, четко сориентированной в мире. Но постоянства и прочности позиции человека в мире предоставляет связь ее с другими людьми, обязательная включенность ее к миру социальному. Итак, мировоззрение представляет собой общественную форму самосознания человека.

Современная наука направляет свои усилия на то, чтобы сформировать целостное мировоззрение человека на базе различных знаний. Какие же науки сегодня являются наиболее актуальными в отношении формирования мировоззрения современного человека?

 

Выступления учащихся

Ученики выступают с сообщениями о развитии научных знаний в различных отраслях.

 

Научное мировоззрение

Научное мировоззрение — целостная система научных, философских, политических, нравственных, правовых, эстетических понятий, взглядов, убеждений и чувств, которые определяют отношение человека к окружающей действительности и самой себя.

Его основу составляют взгляды и убеждения, сформировавшиеся на базе знаний о природе и обществе и превратились во внутреннюю позицию личности.

Взгляды — принятые человеком в качестве достоверных идеи, знания, теоретические концепции, предположения, объясняющие явления природы и общества, являются ориентирами в поведении, деятельности, отношениях.

Убеждение — психическое состояние личности, который характеризуется устойчивыми взглядами, уверенностью в правильности собственных мыслей, взглядов, это совокупность знаний, идей, концепций, теорий, гипотез, в которые человек верит как в истину.

Неотъемлемой частью убеждений человека являются его чувства. Воплощение мировоззренческих убеждений в жизни, их отстаивание и защита человек переживает эмоционально.

Важный элемент мировоззрения — теоретическое мышление — способность анализировать, синтезировать, сравнивать, делать выводы. Оно дает возможность творчески осмысливать знания, расширять кругозор. Составляющей мировоззрения является также воля человека, сознательная саморегуляция человеком своего поведения и деятельности, регулирующая функция мозга, заключающаяся в способности активно достигать сознательно поставленной цели, преодолевая внешние и внутренние препятствия. Реализуя мировоззренческие идеи в практической деятельности, человек проявляет волевые качества (целеустремленность, решительность, принципиальность, самообладание).

Что же характерно для научного мировоззрения?

 

Особенности научного мировоззрения

Для научного мировоззрения характерно правильное понимание прошлого и современного мира.

Научная картина мира — это система представлений о наиболее общие законы строения и развития Вселенной и его отдельных частей. Она в определенной степени становится элементом мировоззрения каждого человека, ведь каждый хочет составить определенное представление о том, «откуда взялся мир», «как появилась жизнь на Земле». На основе научных данных о тенденциях развития явлений природы можно предвидеть их в будущем (так, астрономы определяют, когда произойдет следующее затмение Солнца, ученые-геофизики — землетрясения).

Научное мировоззрение проявляется в поведении человека и определяется оптимальным усвоением понятий, законов, теорий, готовностью отстаивать свои идеалы, взгляды, убежденностью в ежедневном поведении и деятельности.

Акцентируя внимание на определяющей роли мировоззрения в поведении человека, В. Сухомлинский писал: «Убеждение — это не только осознание человеком истинности мировоззренческих и нравственных понятий, но и личная ее готовность действовать согласно этих правил и понятий. Убежденность мы наблюдаем тогда, когда деятельность человека мотивируется мировоззрением, когда истинность того или иного понятия не только не вызывает у человека сомнений, но и формирует его субъективное состояние, ее личное отношение к истине».

 

Сосуществование религиозного и научного мировоззрения

С научным сосуществует религиозное мировоззрение.

Профессор П. Щербань так определяет место научного и религиозного мировоззрений в системе воспитания: «Однако, есть ли Бог, или его нет — это не проблема педагогики. Бог существует для тех, кто верит в Него. Главное назначение научного мировоззрения — ответить на вопрос: «Который есть мир?», а религиозного — «Как жить в мире?» Поэтому лучше было бы, если бы они не враждовали между собой. Религия обращается к чувствам людей и в этом подобна искусству. А потому следует избавиться от пренебрежительного отношения к религии и вместе с тем не спешить отказываться от материалистических убеждений… Что же до дискуссий на мировоззренческие темы, то они были и будут, но полезными станут только в случае уважительного отношения к оппоненту. Вполне может случиться, что взгляды оппонентов не столько противоречат, сколько дополняют друг друга».

 

Как школа и учителя должны формировать научное мировоззрение учащихся?

Большие возможности для формирования научного мировоззрения заложен в учебном процессе в школе. Каждая наука изучает закономерности явлений определенной области объективного мира, и, соответственно, каждый учебный предмет вносит свой вклад в формирование научного мировоззрения учащихся. Предметы естественнонаучного цикла способствуют формированию системы понятий о явлениях и процессах природы, о ее закономерности, развивают активное преобразовательное отношение к природе. Во время изучения гуманитарных, общественных дисциплин учащиеся ознакомятся с этапами развития человеческих цивилизаций, сущностью явлений, которые в них происходили.

Изучение родного языка и литературы, истории своего народа, географии родной страны, способствует формированию у них идеалов, взглядов на развитие общества, пониманию ими смысла жизни людей, определению цели деятельности, направленности своего поведения.

Поскольку мировоззрение является системой научных, политических, философских, правовых, эстетических, нравственных понятий, взглядов и убеждений, определяющих отношение человека к окружающей среде и собственно к себе, то каждый учебный предмет — составляющая единого целого в его формировании. Учитель может успешно формировать мировоззрение учащихся лишь при условии, что он хорошо знает не только свой предмет, но и смежные учебные дисциплины и поддерживает в процессе обучения межпредметные связи. Это позволяет раскрыть научную картину мира, показать его единство. Ведь сформировать научное мировоззрение учащихся в целом, средствами одного учебного предмета невозможно.

В процессе изучения дисциплин естественнонаучного цикла раскрывают естественно-научную картину мира; общественные науки показывают закономерности общественного развития; во время трудового и производственного обучения учащиеся знакомятся с развитием экономики и производственных отношений и др. Усвоение совокупности всех этих предметов способствует формированию целостного научного мировоззрения.

Преобразования знаний на мировоззренческие взгляды и убеждения тесно связано с формированием у учащихся системы отношений к окружающей среде и к себе. Правильное отношение к ним формируется в ситуациях, когда индивид действует определенным образом. Поэтому в процессе формирования мировоззрения учителя создают условия, в которых ученик мог бы проявить свое отношение к событиям, явлениям, о которых идет речь, не побоялся дать им принципиальную оценку, высказать свое мнение. Это способствует формированию единства слова и дела, мировоззрения и поведения, активной жизненной позиции.

В формировании мировоззрения важно использовать философский смысл, традиции, обычаи и обряды народного календаря как источники глубокого осмысления учащимися экологических, нравственных и эстетических проблем. В народном понимании неоценимое воспитательное значение имеют народные философские идеи о безграничности мира, вечность жизни и его постоянное обновление, цикличность природных явлений (солнце как источник жизни, земля как кормилица всего живого), а также прогностическая функция народного календаря («Венца вокруг Солнца — на дождь», «Небо над лесом посинело — будет тепло», «Звезды прыгают — на мороз», «Дождь на троицу — будут большие достатки» и др.). Материалы народного календаря используют на уроках народоведения, родного языка, литературы, географии, физики, астрономии, в многогранной внеклассной и внешкольной работе.

Соответствующую роль в формировании научного мировоззрения учащихся играет внеклассная воспитательная работа. Воспитательные мероприятия обогащают их мировоззренческими понятиями, представлениями, идеями, теориями, способствуя формированию взглядов и убеждений.

 

IV. Итоги урока

Дискуссия «Какое мировоззрение лучше?»

 

V. Домашнее задание

Подготовить «Советы учителю по формированию у учащихся научного мировоззрения».

Особенности формирования научного мировоззрения у младших школьников

Мировоззрение — это комплекс представлений и взглядов на окружающий мир, на свое определение в этом мире, на связь с реальностью. Это система философских, научных, политических, правовых, нравственных, эстетических идеалов и убеждений людей. Мировоззрение связывает всеобщую направленность деятельности и поведения человека. Мировоззрение — это комплекс взглядов, понятий и представлений об окружающем нас мире, т.е. о природе, обществе и мышлении. Естественно выходит, что научное мировоззрение учеников, формируется на протяжении всего школьного курса, так как учащиеся переходя из класса в класс, все полнее познают реальный мир, и в связи с тем, что все более многосторонней и яркой становится его учебная деятельность и общественно полезный труд. У учащихся младших классов привыкание к самостоятельной работе познавательного характера воспитываются на основе выполнения элементарной работы, которая связана либо с подготовкой внеклассных мероприятий по определенной теме, либо с поисковой работой, связанной с анализом творчества художника, поэта. Большие познания дают ученика младших классов экскурсии на производства. Школьник – это активная, формирующаяся личность, это примечается не только в том, что он сам старается смастерить что то, но и в том, что с удовольствием узнает, как делают тот или иной предмет. На это стремление школьника надо опереться в его ознакомлении с трудом людей, ведь труд — это великая область окружающего мира, основа общественной жизни. В младших классах ученикам даются элементы научного миропонимания, закладывается основы реалистических взглядов на явления природы и общественной жизни в соответствии с перспективой развития у них целостного мировоззрения.

Формирование мировоззрения в наши дни, тесно связано с квалифицированной пропагандой наших исторических достижений. Развивать, возвышать духовные интересы школьников, активно влиять на политический и нравственный облик ученика важнейшая миссия учителя. Основные знания, которые получают дети в начальных классах, помогают им уже на этой ступени познания осознать существенные связи и зависимости в явлениях природы и обществе, усвоить ряд главных идей, которые определяют запросы к их деятельности, поведению и духовным требованиям. В области явлений природы ученики младших классов познают в системе, например, следующие взаимосвязи: в природе происходит смена времен года, которая повторяется, для каждого времени года присущи свои признаки, в разные времена года многообразен труд людей в сельском хозяйстве; сезонные изменения связаны прежде всего с изменением температуры, которая зависит от положения местности по отношению к солнцу и от ветров.

Интеллектуальное развитие учеников младших классов в условиях современного подхода к учебному процессу несет в основную цель – формирование творчески мыслящей личности.

Следовательно, главнейшей задачей воспитания учащихся формулируются следующим образом:

  • организация и развитие внутренней культуры личности современного ученика, познавательных мотивов его деятельности;
  • формирование навыков умственной деятельности учащихся и их диалектического мышления;
  • совершенствование у учеников навыков рациональной организации учебного труда;
  • формирование у учащихся научного мировоззрения.

На главных ступенях направляющими факторами интеллектуального развития школьников стоят следующие факторы:

а) окружающая нас среда;

б) средства массовой информации;

в) новейшие достижения науки и техники;

г) развитие различных видов искусства.

В современных школах выделяются главные пути развития интеллектуальной культуры школьников:

  1. систематическое обучение учащихся, которое выстроено на основе принципов развивающего обучения;
  2. внеклассная работа по развитию умственных способностей.

Умственные способности связаны с формированием научного мировоззрения учащихся. Главную роль при этом играют мировоззренческие умения: обобщать теоретические факты и делать мировоззренческие выводы; умение выявлять содержание мировоззренческих идей, оценивать природные и социальные явления; уметь отстаивать и аргументировать свою позицию, доказывать несостоятельные идеи собеседника.

Прежде всего обратимся к толкованию самого понятия «мировоззрение». Термин — «мировоззрение», возник в конце ХVIII в. и впервые использовался немецкими философами.

В педагогике мировоззрение надо представить как характерную форму сознания человека, которая включает в себя систему его знаний, взглядов, убеждений, идеалов и которое выражает его отношение к природе и обществу и которые определяют его социальную и нравственно-эстетическую позиции и поведение в различных жизненных сферах (по И.Ф.Харламову).

Объективная характеристика суждений человека может быть разной. В зависимости от содержания мировоззрения и его отношений с научными знаниями, жизненными познаниями людей в истории развития человечества можно выделить главные пункты мировоззрения:

  • мифологическое – несуществующие представления людей о мире в силу отсутствия научных знаний о явлениях природы;
  • религиозное – представления о жизни и происхождении мира с позиций различных вероисповеданий; вера в существование бога, бессмертие души и т.д.; в то же время использование физических, исторических, философских и социальных знаний для объяснения некоторых явлений;
  • обыденное (житейское) – духовный опыт; разумный смысл; стихийные и не всегда классифицированные представления человека о мире;
  • научное – осмысление причинно-следственных связей, объясняющие развитие природных и общественных явлений.

Научное мировоззрения является объективно верным, так как собственно, различные науки служат источником развития мировоззренческих взглядов и убеждений.

Мировоззрение как целостно-психологическое образование имеет сложную и многогранную строение. Рассматривая определения мировоззрения, произведённые учеными с философской, педагогической и социологической точек зрения, можно заключать, что суть мировоззрения составляют знания, взгляды, убеждения, идеалы. Причем эти объекты рационально представить в виде объективного и субъективного компонентов в структуре мировоззрения.

Знания – комплекс научных истин, которые связаны с осознанием и владением сущности природных и общественных явлений. Для того, чтобы знания содействовали развитию и формированию научного мировоззрения, они должны приобрести для человека индивидуальный смысл.

Взгляды – понятия, индивидуальный вывод человека, который связан с пояснением природных и общественных явлений и проявляет его отношение к этим явлениям.

Убеждения –комплекс глубоко осознанных и экспансивно пережитых идей, определяющих решительность жизненных позиций личности, характер ее деятельности и поведения. Убеждения – это твёрдость человека в точности своих взглядов, которую он приобрел в результате своего жизненного опыта.

Идеал – это понимание и экспансивное принятие наивысшего достоинства в различных жизненных сферах.

Академик Б.Т.Лихачев в ряду структурных элементов называет также интеллектуальные чувства и теоретическое мышление, относя их к субъективному компоненту. Интеллектуальные чувства при этом, Б.Т.Лихачев рассматривает как органические свойства убеждений в виде радости познания, веры в истину, социальный оптимизм и целеустремленность. Теоретическое мышление он представляет как воспитанную человеческую способность созидательного осмысления знаний, явлений действительности, совершенствования мировоззрения и направления воли на реализацию убеждений.

Мировоззрение реализовывает ряд значительных общественных функций. В современной педагогике существуют различные классификации функций мировоззрения. Рассмотрим некоторые из них.

Функции мировоззрения по Б.Т.Лихачеву: просветительная, воспитательная, развивающая, организационная, прогностическая.
Просветительная – научное мировоззрение облегчает ученику понимать такие понятия, как явления природы, обеспечивает его методами познания действительности, наполняет системой духовно-ценностных ориентаций.

Воспитательная – определенные учеником взгляды и убеждения требуют от него проявления определенных морально-волевых качеств и эстетического отношения к действительности.

Развивающая – индивидуальная духовная работа по освоению содержания мировоззрения вовлекает в активную деятельность мышление, делая его гибким и творческим.

Организационная – научное мировоззрение проявляется окончательной позицией в практической деятельности учащихся.
Прогностическая – научно-теоретическое и практическое осмысление тенденций развития природы и общества, выдвижение созидательных идей, направленных на преобразование окружающей действительности.

Дидактические условия формирования научного мировоззрения:

а) донесение научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости всех усваиваемых выводов мировоззренческого характера:

  • представление информации в ярких и убедительных фактах и их глубокого анализа;
  • снабжение научного разъяснения всех изучаемых явлений, процессов и их причинно-следственных связей;
  • направление учащихся к выяснению всех возникающих у них в ходе обучения вопросов, развитие заинтересованного отношения учащихся к изучаемой информации.
  • тесная связь обучения с жизнью; втягивание школьников в практическую деятельность, позволяющую осмыслить изучаемый материал.

б) изучение исторического изменения при изучении программного материала.

в) воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся в процессе урочных и внеурочных занятий (факультативов, кружков).

г) учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса (младшие школьники в силу отсутствия жизненного опыта не могут иметь сформированное мировоззрение).

д) воздействие учителя (престиж педагога, показ им собственных мировоззренческих позиций, которые основаны на верном понимании эпизодов развития природы и общества, являются примером для учащихся).

Нравственные нормы – это «выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни» (И.Ф.Харламов).

Это выражение направляет нас к толкованию термина «мораль». С латинского языка — «моралис» обозначает уклад, привычку, нравы. В современном толковании мораль обозначает следующее: «Мораль – особый способ духовного освоения действительности, организующий и регулирующий общественную жизнь человека через выработку общечеловеческих духовных ценностей и свободное, добровольное и бескорыстное следование им» (В.А.Кондрашов «Нравственные ценности и личность»).
По этическим нормам – мораль объясняют как систему выработанных в обществе норм, правил и требований, относящихся к личности в различных сферах жизни и деятельности.

Таким образом нравственность – это личностная характеристика, которая объединяет такие качества и свойства как доброта, честность, справедливость, трудолюбие, ответственность, порядочность и т.д. (В.А.Сластенин).

И.Ф.Харламов в свою очередь определяет нравственность человека как совокупность его сознания, чувств, навыков и привычек поведения, связанных с соблюдением этих норм и требований.

Исходя из сказанного выше можно определить цель нравственного воспитания – формирование у учеников младших классов нравственного сознания, нравственных чувств, нравственных навыков и привычек поведения.

Нравственное сознание – знание этических взглядов и норм, осмысление соответствия своей моральной позиции принятым в окружении нормам (Б.Т.Лихачев).

Нравственные ценности – значительность объектов окружающего мира для человека, группы людей, общества в целом; оценка этой значимости, исходя из моральных принципов, норм, идеалов, установок, целей (БЭС). Все нравственные ценности В.С.Кукушин делит на объективные (ценности вокруг нас – добро, справедливость, милосердие и т.д.) и субъективные (ценности внутри нас – качества личности). Задача учителя – объективные ценности переместить в область внутренних качеств личности.

Нравственные чувства – субъективное восприятие учеником нравственных норм, принципов, идеалов, выражающееся в его отношении к себе, к окружающим людям, к природе, к совершающимся событиям, ко всей окружающей действительности.
Нравственное поведение – умышленное следование человека в собственных поступках и действиях моральным принципам и нормам (Б.Т.Лихачев).

Критерии нравственной воспитанности личности (Н.Горожанкина):

  •  глубина осмысления правил морали;
  •  степень развитости и сформированности нравственных умений, навыков и привычек нравственного поведения;
  • характер моральной ориентации в сложных нравственных ситуациях;
  •  степень принципиальности;
  •  меры нравственной требовательности к себе, к людям;
  • характер поведения наедине с собой и в коллект

11.3. Формирование научного мировоззрения

11.3. Формирование научного мировоззрения

Научное мировоззрение позволяет человеку правильно воспринимать и осмысливать факты и явления окружающего мира, давать им правильную научную оценку.

Мировоззрение есть обобщенная система научных знаний, взглядов, убеждений и идеалов человека, в которых выражается его отношение к развитию природы, общества и человеческого мышления. Оно выполняет следующие функции:

  • ориентационную;
  • информационно-отражательную;
  • оценочную.

Свои взгляды и убеждения, свое отношение к происходящим в природе и обществе явлениям имеются у каждого человека. Но в зависимости от научной подготовки человека, его опыта эти взгляды, убеждения и отношения могут быть различными. В этой связи выделяют:

  • обыденное мировоззрение, основанное на житейском опыте и здравом смысле;
  • религиозное мировоззрение, основанное на религиозной идеологии;
  • научное мировоззрение, основанное на осмыслении сущности и причинно-следственных связей, характеризующих природные и общественные явления.

Структурными компонентами мировоззрения выступают: система научных знаний, взгляды, убеждения и идеалы человека. Научные знания составляют объективный компонент мировоззрения, а взгляды, убеждения и идеалы – субъективный.

Знания представляют собой систему научных истин. Они связаны с осмыслением объективной стороны происходящих природных и общественных явлений. Овладение научными знаниями и заключенными в них мировоззренческими идеями создает основу для формирования у учащихся других компонентов научного мировоззрения: взглядов, убеждений, идеалов.

Взгляд есть суждение человека, связанное с объяснением тех или иных природных и общественных явлений, выражением своего отношения к этим явлениям.

Взгляды как субъективный компонент мировоззрения не всегда определяют соответствующие поступки и поведение человека. Очень часто правильные взгляды и оценочные суждения не подкрепляются соответствующими действиями и поступками.

Определяющее влияние на деятельность и поведение, личностное формирование человека оказывают его убеждения.

Убеждения есть совокупность глубоко осмысленных и эмоционально пережитых идей, которые определяют жизненную позицию человека, характер и направленность его деятельности и поведения. Они представляют собой продукт жизненного опыта, т.е. интеллектуально-эмоциональных и волевых процессов, в результате которых усвоенные мировоззренческие идеи становятся мотивами деятельности и поведения человека.

Идеал – это осознанное высшее совершенство, то, что становится целью жизни, деятельности, устремлений личности.

На формирование научного мировоззрения учащихся оказывают влияние все изучаемые предметы. Философские, научные, политические, экономические, правовые, этические, эстетические знания дают обобщенную научную картину окружающего мира, которая складывается в процессе усвоения ими учебного материала.

Работа по формированию у учащихся научного мировоззрения на занятиях должна дополняться и расширяться в процессе внеучебной деятельности.

Формированию мировоззрения учащихся способствуют следующие дидактические и воспитательные условия:

1) развитие активности и познавательной самостоятельности учащихся как предпосылки прочного усвоения знаний и мировоззренческих идей;

2) обеспечение научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости теоретических выводов и фактов мировоззренческого характера;

3) осуществление в процессе обучения межпредметных связей;

4) придание обучению мировоззренческой направленности, которая обеспечивается:

* четким выделением и подчеркиванием мировоззренческих выводов и обобщений;

* показом той борьбы, которая велась и ведется между учеными и представителями религиозного культа;

* разоблачением религиозной идеологии;

5) соблюдение принципа историзма при изучении программного материала;

6) обеспечение связи обучения с жизнью, вовлечение учащихся в активную общественно полезную деятельность.

Целенаправленная работа по формированию у учащихся мировоззрения начинается с первого класса. Однако в отношении младших школьников вряд ли можно говорить о их мировоззрении как стройной системе взглядов и убеждений. Содержание начального образования охватывает изучение простейших природных и общественных явлений на уровне представлений. Младшие школьники в силу возрастных особенностей не в состоянии иметь устойчивые суждения и тем более убеждения. Поэтому в младших классах работа по формированию мировоззрения носит скорее предварительный характер и создает основу для последующего воспитания у учащихся мировоззренческих взглядов и убеждений.

В процессе организации учебно-познавательной деятельности педагогам необходимо стремиться к тому, чтобы у учащихся накапливался запас хорошо осмысленных фактов и примеров по вопросам развития природы и общества, побуждать их делать обобщающие выводы, вытекающие из изучаемых явлений.

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

ЗЕЙНАЛОВА Самира Мариф кызы,

учитель ГБОУ Школа №1130, г. Москва.

Е-mail: [email protected] 

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

Мировоззрение — это комплекс представлений и взглядов на окружающий мир, на свое определение в этом мире, на связь с реальностью. Это система философских, научных, политических, правовых, нравственных, эстетических идеалов и убеждений людей. Мировоззрение связывает всеобщую направленность деятельности и поведения человека. Мировоззрение — это комплекс взглядов, понятий и представлений об окружающем нас мире, т. е. о природе, обществе и мышлении. Естественно выходит, что научное мировоззрение учеников, формируется на протяжении всего школьного курса, так как учащиеся переходя из класса в класс, все полнее познают реальный мир, и в связи с тем, что все более многосторонней и яркой становится его учебная деятельность и общественно полезный труд. У учащихся младших классов привыкание к самостоятельной работе познавательного характера воспитываются на основе выполнения элементарной работы, которая связана либо с подготовкой внеклассных мероприятий по определенной теме, либо с поисковой работой, связанной с анализом творчества художника, поэта. Большие познания дают ученика младших классов экскурсии на производства. Школьник – это активная, формирующаяся личность, это примечается не только в том, что он сам старается смастерить что то, но и в том, что с удовольствием узнает, как делают тот или иной предмет. На это стремление школьника надо опереться в его ознакомлении с трудом людей, ведь труд — это великая область окружающего мира, основа общественной жизни. В младших классах ученикам даются элементы научного миропонимания, закладывается основы реалистических взглядов на явления природы и общественной жизни в соответствии с перспективой развития у них целостного мировоззрения.

Формирование мировоззрения в наши дни, тесно связано с квалифицированной пропагандой наших исторических достижений. Развивать, возвышать духовные интересы школьников, активно влиять на политический и нравственный облик ученика важнейшая миссия учителя. Основные знания, которые получают дети в начальных классах, помогают им уже на этой ступени познания осознать существенные связи и зависимости в явлениях природы и обществе, усвоить ряд главных идей, которые определяют запросы к их деятельности, поведению и духовным требованиям. В области явлений природы ученики младших классов познают в системе, например, следующие взаимосвязи: в природе происходит смена времен года, которая повторяется, для каждого времени года присущи свои признаки, в разные времена года многообразен труд людей в сельском хозяйстве; сезонные изменения связаны прежде всего с изменением температуры, которая зависит от положения местности по отношению к солнцу и от ветров.

Интеллектуальное развитие учеников младших классов в условиях современного подхода к учебному процессу несет в основную цель – формирование творчески мыслящей личности.

Следовательно, главнейшей задачей воспитания учащихся формулируются следующим образом:

– организация и развитие внутренней культуры личности современного ученика, познавательных мотивов его деятельности;

– формирование навыков умственной деятельности учащихся и их диалектического мышления;

– совершенствование у учеников навыков рациональной организации учебного труда;

– формирование у учащихся научного мировоззрения.

На главных ступенях направляющими факторами интеллектуального развития школьников стоят следующие факторы:

а) окружающая нас среда;

б) средства массовой информации;

в) новейшие достижения науки и техники;

г) развитие различных видов искусства.

В современных школах выделяются главные пути развития интеллектуальной культуры школьников:

1– систематическое обучение учащихся, которое выстроено на основе принципов развивающего обучения;

2 – внеклассная работа по развитию умственных способностей.

Умственные способности связаны с формированием научного мировоззрения учащихся. Главную роль при этом играют мировоззренческие умения: обобщать теоретические факты и делать мировоззренческие выводы; умение выявлять содержание мировоззренческих идей, оценивать природные и социальные явления; уметь отстаивать и аргументировать свою позицию, доказывать несостоятельные идеи собеседника.

Прежде всего обратимся к толкованию самого понятия «мировоззрение». Термин — «мировоззрение», возник в конце ХVIII в. и впервые использовался немецкими философами.

В педагогике мировоззрение надо представить как характерную форму сознания человека, которая включает в себя систему его знаний, взглядов, убеждений, идеалов и которое выражает его отношение к природе и обществу и которые определяют его социальную и нравственно-эстетическую позиции и поведение в различных жизненных сферах (по И.Ф. Харламову).

Объективная характеристика суждений человека может быть разной. В зависимости от содержания мировоззрения и его отношений с научными знаниями, жизненными познаниями людей в истории развития человечества можно выделить главные пункты мировоззрения:

  • мифологическое –несуществующие представления людей о мире в силу отсутствия научных знаний о явлениях природы;

  • религиозное – представления о жизни и происхождении мира с позиций различных вероисповеданий; вера в существование бога, бессмертие души и т.д.; в то же время использование физических, исторических, философских и социальных знаний для объяснения некоторых явлений;

  • обыденное (житейское) – духовный опыт; разумный смысл; стихийные и не всегда классифицированные представления человека о мире;

  • научное – осмысление причинно-следственных связей, объясняющие развитие природных и общественных явлений.

Научное мировоззрения является объективно верным, так как собственно, различные науки служат источником развития мировоззренческих взглядов и убеждений.

Мировоззрение как целостно-психологическое образование имеет сложную и многогранную строение. Рассматривая определения мировоззрения, произведённые учеными с философской, педагогической и социологической точек зрения, можно заключать, что суть мировоззрения составляют знания, взгляды, убеждения, идеалы. Причем эти объекты рационально представить в виде объективного и субъективного компонентов в структуре мировоззрения. 

Знания –комплекс научных истин, которые связаны с осознанием и владением сущности природных и общественных явлений. Для того, чтобы знания содействовали развитию и формированию научного мировоззрения, они должны приобрести для человека индивидуальный смысл.

Взгляды – понятия, индивидуальный вывод человека, который связан с пояснением природных и общественных явлений и проявляет его отношение к этим явлениям.

Убеждения –комплекс глубоко осознанных и экспансивно пережитых идей, определяющих решительность жизненных позиций личности, характер ее деятельности и поведения. Убеждения – это твёрдость человека в точности своих взглядов, которую он приобрел в результате своего жизненного опыта.

Идеал – это понимание и экспансивное принятие наивысшего достоинства в различных жизненных сферах.

Академик Б.Т. Лихачев в ряду структурных элементов называет также интеллектуальные чувства и теоретическое мышление, относя их к субъективному компоненту. Интеллектуальные чувства при этом, Б.Т.Лихачев рассматривает как органические свойства убеждений в виде радости познания, веры в истину, социальный оптимизм и целеустремленность. Теоретическое мышление он представляет как воспитанную человеческую способность созидательного осмысления знаний, явлений действительности, совершенствования мировоззрения и направления воли на реализацию убеждений.

Мировоззрение реализовывает ряд значительных общественных функций. В современной педагогике существуют различные классификации функций мировоззрения. Рассмотрим некоторые из них.

Функции мировоззрения по Б.Т. Лихачеву: просветительная, воспитательная, развивающая, организационная, прогностическая.

Просветительная – научное мировоззрение облегчает ученику понимать такие понятия, как явления природы, обеспечивает его методами познания действительности, наполняет системой духовно-ценностных ориентаций.

Воспитательная – определенные учеником взгляды и убеждения требуют от него проявления определенных морально-волевых качеств и эстетического отношения к действительности.

Развивающая – индивидуальная духовная работа по освоению содержания мировоззрения вовлекает в активную деятельность мышление, делая его гибким и творческим.

Организационная – научное мировоззрение проявляется окончательной позицией в практической деятельности учащихся.

Прогностическая – научно-теоретическое и практическое осмысление тенденций развития природы и общества, выдвижение созидательных идей, направленных на преобразование окружающей действительности.

Дидактические условия формирования научного мировоззрения:

а) донесение научной доказательности, логической убедительности и непротиворечивости всех усваиваемых выводов мировоззренческого характера:

  • представление информации в ярких и убедительных фактах и их глубокого анализа;

  • снабжение научного разъяснения всех изучаемых явлений, процессов и их причинно-следственных связей;

  • направление учащихся к выяснению всех возникающих у них в ходе обучения вопросов, развитие заинтересованного отношения учащихся к изучаемой информации.

  • тесная связь обучения с жизнью; втягивание школьников в практическую деятельность, позволяющую осмыслить изучаемый материал.

б) изучение исторического изменения при изучении программного материала.

в) воспитание познавательной активности и самостоятельности учащихся в процессе урочных и внеурочных занятий (факультативов, кружков).

г) учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса (младшие школьники в силу отсутствия жизненного опыта не могут иметь сформированное мировоззрение).

д) воздействие учителя (престиж педагога, показ им собственных мировоззренческих позиций, которые основаны на верном понимании эпизодов развития природы и общества, являются примером для учащихся).

Нравственные нормы – это «выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни» (И.Ф. Харламов).

Это выражение направляет нас к толкованию термина «мораль». С латинского языка — «моралис» обозначает уклад, привычку, нравы. В современном толковании мораль обозначает следующее: «Мораль – особый способ духовного освоения действительности, организующий и регулирующий общественную жизнь человека через выработку общечеловеческих духовных ценностей и свободное, добровольное и бескорыстное следование им» (В.А. Кондрашов «Нравственные ценности и личность»).

По этическим нормам – мораль объясняют как систему выработанных в обществе норм, правил и требований, относящихся к личности в различных сферах жизни и деятельности.

Таким образом нравственность – это личностная характеристика, которая объединяет такие качества и свойства как доброта, честность, справедливость, трудолюбие, ответственность, порядочность и т.д. (В.А. Сластенин).

И.Ф. Харламов в свою очередь определяет нравственность человека как совокупность его сознания, чувств, навыков и привычек поведения, связанных с соблюдением этих норм и требований.

Исходя из сказанного выше можно определить цель нравственного воспитания – формирование у учеников младших классов нравственного сознания, нравственных чувств, нравственных навыков и привычек поведения.

Нравственное сознание – знание этических взглядов и норм, осмысление соответствия своей моральной позиции принятым в окружении нормам (Б.Т. Лихачев).

Нравственные ценности – значительность объектов окружающего мира для человека, группы людей, общества в целом; оценка этой значимости, исходя из моральных принципов, норм, идеалов, установок, целей (БЭС). Все нравственные ценности В.С. Кукушин делит на объективные (ценности вокруг нас – добро, справедливость, милосердие и т.д.) и субъективные (ценности внутри нас – качества личности). Задача учителя – объективные ценности переместить в область внутренних качеств личности.

Нравственные чувства – субъективное восприятие учеником нравственных норм, принципов, идеалов, выражающееся в его отношении к себе, к окружающим людям, к природе, к совершающимся событиям, ко всей окружающей действительности.

Нравственное поведение – умышленное следование человека в собственных поступках и действиях моральным принципам и нормам (Б.Т. Лихачев).

Критерии нравственной воспитанности личности (Н. Горожанкина):

  • глубина осмысления правил морали;

  • степень развитости и сформированности нравственных умений, навыков и привычек нравственного поведения;

  • характер моральной ориентации в сложных нравственных ситуациях;

  • степень принципиальности;

  • меры нравственной требовательности к себе, к людям;

  • характер поведения наедине с собой и в коллективе;

  • наличие гуманистических черт характера и поведения;

  • степень уважительного и доброжелательного отношения к людям;

  • уровень развития чувства собственного достоинства;

  • уровень развития совести, чести, стыда.

 Список литературы

1.Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения / Б.П. Есипов. М.: Логос, 2002. 284 с. 2. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении: Единство и особенности овладения учащимися знаниями и методами самостоятельной познавательной деятельности. / П.И. Пидкасистый, В.И. Коротяев. М.: Педагогика, 2012. 183 с. 3. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. /Д.Б. Эльконин. М., 2008. 275 с.4. Педагогика. Харламов И.Ф. Учебник. Опубликовано в Литература. 29 Сен 2013.5. Лихачев Б.Т. Л65 Философия воспитания: спец. курс / Б.Т. Лихачев. —Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.

Научный мировой журнал | Хиндави

Статья исследования

11 августа 2020 г.

Интернет-зависимость, практика гигиены полости рта, клинические результаты и самооценка здоровья полости рта у молодых саудовских взрослых

Асим Аль-Ансари | Маха Эль Тантави | … | Али АльБати

В исследовании оценивалась взаимосвязь между интернет-зависимостью и практикой гигиены полости рта и клиническими исходами, а также влияло ли на это восприятие здоровья полости рта. В 2017 году в кросс-секционное исследование были включены студенты университетов Восточной провинции Саудовской Аравии.Анкеты оценивали демографический фон, гигиену полости рта (потребление сахара, табак и гигиену полости рта), воспринимаемое здоровье полости рта и интернет-зависимость. Наличие кариеса и гингивита оценивали с использованием критериев Всемирной организации здравоохранения. Многофакторный общий линейный анализ оценивал взаимосвязь между зависимыми переменными (практика гигиены полости рта, DMFT и гингивит) и воздействием (интернет-зависимость). Данные были доступны для 919 участников, 75,4% женщин, средний возраст 19 лет.8 лет и 1,6% со значительными проблемами использования Интернета. Средний процент зубов с гингивитом составил 8,5%, а средний показатель DMFT — 2,9. Среди тех, кто хорошо воспринимает здоровье полости рта и по сравнению с участниками со значительной проблемой использования Интернета, средние пользователи Интернета потребляли меньше сахара и табака ( B, = −6,52 и B = −2,04,), более эффективные методы гигиены полости рта. ( B = 2,07), более высокий DMFT ( B = 2,53) и меньший гингивит ( B = -15.45,). Интернет-зависимость была связана с негативной практикой гигиены полости рта и плохими клиническими результатами среди молодых саудовцев. Целостные подходы к укреплению здоровья должны учитывать негативное влияние интернет-зависимости на здоровье и состояние здоровья полости рта для этой возрастной группы риска.

Статья исследования

11 августа 2020 года

Послеоперационное обезболивание среди дипломированных медсестер во вьетнамской больнице

Фыонг Хоанг Ву | Дык Вьет Тран | … | Tu Huu Nguyen

В этом исследовании изучалась практика послеоперационного обезболивания у дипломированных медсестер в городской больнице во Вьетнаме.Были собраны данные 90 медсестер о методах послеоперационного обезболивания и обезболивания в отделении. Результаты показали, что 83,3% медсестер сообщили, что они регулярно оценивали степень боли у послеоперационных пациентов. Только 32,2% использовали инструменты оценки, такие как числовая оценочная шкала, для измерения боли. Опыт в лечении боли и наличие руководящих принципов в отделении были связаны с более высоким баллом в практике лечения боли. Полученные данные свидетельствуют о том, что следует уделять первоочередное внимание облегчению использования инструментов для снятия боли и разработке рекомендаций по обезболиванию.

Исследовательская статья

11 августа 2020 года

Возможные механизмы взаимосвязи между полем тепловых нейтронов и биосферой

Сыроешкин Антон Васильевич | Ирина Валерьевна Тарабрина | … | Мария Петровна Макарова

В статье предлагаются некоторые результаты, касающиеся взаимодействия живого вещества разных уровней организации (прокариот и эукариот) с потоком тепловых нейтронов. Явление виртуальной нейтронной ловушки было проверено при прохождении термализованных нейтронов от пары Pu-Be через плоский слой E.coli суспензия. Мы изучили метаболические характеристики цист A. salina до и после воздействия искусственного нейтронного потока. Показано, что концентрации некоторых металлов в образцах живых и мертвых цист, облученных искусственным потоком тепловых нейтронов, не равны. Содержание Mn в живых образцах A. salina увеличилось более чем в 10 раз после их взаимодействия с потоком нейтронов, а количество As уменьшилось в 2 раза после воздействия.Уровни других элементов (Al, Cr, Ni, Cu, Cd и Pb) не показали значительной разницы. Микроэлементный состав цист оценивали методом атомно-абсорбционной спектроскопии с электротермической атомизацией и поправкой на фон Зеемана.

Статья исследования

07 августа 2020

Определение уровня кассиарина А в Листья кассии сиамеа , полученные из различных регионов Индонезии с использованием метода ТСХ-денситометрии

Wiwied Ekasari | Юлий Видиястути | … | Dwi Setyawan

Лист кассии сиамеи , как было доказано, in vitro и in vivo обладают сильной противомалярийной активностью с кассиарином А в качестве активного соединения. Чтобы получить источник лекарственного растения C. siamea с высоким уровнем активного противомалярийного соединения (кассиарина А), необходим действующий метод определения уровня кассиарина А. По этой причине в данном исследовании проводится проверка содержания кассиарина А методом определения с использованием денситометрии тонкослойной хроматографии (ТСХ), которая включает определение селективности ( R s), линейности (r), точности, прецизионности, предела обнаружение (LOD) и предел количественной оценки (LOQ).Кассиарин А хроматографировали на диоксиде кремния

.

Наука и научный метод: определение

Наука — это систематический и логический подход к открытию того, как устроены вещи во Вселенной. Это также совокупность знаний, накопленных в результате открытий обо всех вещах во Вселенной.

Слово «наука» происходит от латинского слова scientia , которое, согласно словарю Merriam-Webster, означает знание, основанное на очевидных и воспроизводимых данных. Верная этому определению, наука стремится к измеримым результатам посредством тестирования и анализа.Наука основана на фактах, а не на мнениях или предпочтениях. Научный процесс предназначен для оспаривания идей посредством исследований. По данным Калифорнийского университета, одним из важных аспектов научного процесса является то, что он фокусируется только на мире природы. Все, что считается сверхъестественным, не подходит под определение науки.

Научный метод

При проведении исследований ученые используют научный метод для сбора поддающихся измерению, эмпирических данных в эксперименте, связанном с гипотезой (часто в форме утверждения «если / тогда»), результаты которого направлены на поддержку или опровержение теория.

«Как полевой биолог, моя любимая часть научного метода — это сбор данных в полевых условиях», — сказал Live Science Хайме Таннер, профессор биологии в Marlboro College. «Но что действительно делает это забавным, так это знать, что вы пытаетесь ответить на интересный вопрос. Поэтому первый шаг в выявлении вопросов и выработке возможных ответов (гипотез) также очень важен и представляет собой творческий процесс. Затем, когда вы соберете данные, вы проанализируйте его, чтобы увидеть, подтверждается ваша гипотеза или нет.»

Шаги научного метода выглядят примерно так:

  1. Сделайте наблюдение или наблюдения.
  2. Задайте вопросы о наблюдениях и соберите информацию.
  3. Сформируйте гипотезу — предварительное описание того, что наблюдали, и сделайте прогнозы, основанные на этой гипотезе.
  4. Проверьте гипотезу и прогнозы в эксперименте, который может быть воспроизведен.
  5. Проанализируйте данные и сделайте выводы; примите или отклоните гипотезу или измените гипотезу, если необходимо.
  6. Воспроизводите эксперимент, пока не обнаружите расхождения между наблюдениями и теорией. «Воспроизведение методов и результатов — мой любимый шаг в научном методе», — сказал Live Science Моше Прицкер, бывший научный сотрудник Гарвардской медицинской школы и генеральный директор JoVE. «Воспроизводимость опубликованных экспериментов — основа науки. Нет воспроизводимости — нет науки».

Некоторые ключевые основы научного метода:

  • Согласно данным Университета штата Северная Каролина, гипотеза должна быть проверяемой и опровергнутой.Фальсифицируемость означает, что на гипотезу должен быть возможен отрицательный ответ.
  • Исследование должно включать дедуктивные и индуктивные рассуждения. Дедуктивное рассуждение — это процесс использования истинных предпосылок для достижения логического истинного заключения, в то время как индуктивное рассуждение использует противоположный подход.
  • Эксперимент должен включать зависимую переменную (которая не изменяется) и независимую переменную (которая изменяется).
  • Эксперимент должен включать экспериментальную группу и контрольную группу.Контрольная группа — это то, с чем сравнивается экспериментальная группа.

Научные теории и законы

Научный метод и наука в целом могут расстраивать. Теории почти никогда не доказываются, хотя некоторые теории действительно становятся научными законами. Одним из примеров могут быть законы сохранения энергии, которые являются первым законом термодинамики. Доктор Линда Боланд, нейробиолог и заведующая кафедрой биологии Университета Ричмонда, штат Вирджиния, сказала Live Science, что это ее любимый научный закон.«Это тот закон, которым руководствуется большая часть моих исследований электрической активности клеток, и в нем говорится, что энергия не может быть создана или уничтожена, а только изменена по форме. Этот закон постоянно напоминает мне о многих формах энергии», — сказала она.

Закон просто описывает наблюдаемое явление, но не объясняет, почему это явление существует или что его вызывает. «В науке законы — это отправная точка», — сказал Питер Коппингер, доцент кафедры биологии и биомедицинской инженерии Технологического института Роуза-Халмана.«Отсюда ученые могут задавать вопросы:« Почему и как? »»

Законы, как правило, считаются действующими без исключения, хотя некоторые законы были изменены с течением времени после того, как дальнейшие испытания обнаружили расхождения. Это не означает, что теории не имеют смысла. Чтобы гипотеза стала теорией, необходимо провести тщательную проверку, как правило, в нескольких дисциплинах отдельными группами ученых. Сказать, что что-то является «просто теорией», — это термин непрофессионала, не имеющий отношения к науке.Для большинства людей теория — это догадка. В науке теория — это основа для наблюдений и фактов, — сказал Таннер Live Science.

Некоторые вещи, которые мы сегодня считаем само собой разумеющимися, были придуманы исключительно умственными способностями, другие — совершенно случайно. Но как много вы знаете о происхождении вещей? Здесь мы изобрели викторину о 15 самых полезных изобретениях в мире на основе клеев

Викторина: Величайшие изобретения в мире

Краткая история науки

Самые ранние свидетельства науки можно найти в доисторические времена. такие как открытие огня, изобретение колеса и развитие письма.Ранние таблички содержат цифры и информацию о солнечной системе. Однако со временем наука стала явно более научной.

1200s : Роберт Гроссетест разработал основу для правильных методов современного научного экспериментирования, согласно Стэнфордской энциклопедии философии. Его работы включали принцип, согласно которому расследование должно быть основано на измеримых доказательствах, подтвержденных посредством тестирования.

1400s : Леонардо да Винчи начал свои записные книжки в поисках доказательств того, что человеческое тело является микрокосмическим.Художник, ученый и математик также собрал информацию об оптике и гидродинамике.

1500-е годы : Николай Коперник продвинул понимание солнечной системы, открыв гелиоцентризм. Это модель, в которой Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца, которое является центром Солнечной системы.

1600s : Иоганн Кеплер построил на этих наблюдениях свои законы движения планет. Галилео Галлилей усовершенствовал новое изобретение, телескоп, и использовал его для изучения Солнца и планет.В 1600-х годах также произошел прогресс в изучении физики, когда Исаак Ньютон разработал свои законы движения.

1700-е годы : Бенджамин Франклин обнаружил, что молния является электрической. Он также внес свой вклад в изучение океанографии и метеорологии. Понимание химии также развивалось в течение этого столетия, когда Антуан Лавуазье, которого называют отцом современной химии, разработал закон сохранения массы.

1800-е годы : Вехи включают открытия Алессандро Вольта в области электрохимических рядов, которые привели к изобретению батареи.Джон Дальтон также представил атомную теорию, в которой говорилось, что вся материя состоит из атомов, которые объединяются в молекулы. Основы современного изучения генетики были продвинуты, когда Грегор Мендель открыл свои законы наследования. Позже в этом веке Вильгельм Конрад Рентген открыл рентгеновские лучи, а закон Джорджа Ома послужил основой для понимания того, как использовать электрические заряды.

1900-е годы : Открытия Альберта Эйнштейна, наиболее известного своей теорией относительности, доминировали в начале 20-го века.Теория относительности Эйнштейна на самом деле представляет собой две отдельные теории. Его специальная теория относительности, которую он изложил в статье 1905 года «Электродинамика движущихся тел», пришел к выводу, что время должно изменяться в зависимости от скорости движущегося объекта относительно системы отсчета наблюдателя. Его вторая общая теория относительности, которую он опубликовал как «Основы общей теории относительности», выдвинула идею о том, что материя вызывает искривление пространства.

Медицина навсегда изменилась с разработкой вакцины против полиомиелита в 1952 году Джонасом Солком.В следующем году Джеймс Д. Уотсон и Фрэнсис Крик обнаружили структуру ДНК, которая представляет собой двойную спираль, образованную парами оснований, прикрепленными к сахарно-фосфатному остову, согласно Национальной медицинской библиотеке США.

2000-е годы : В 21 веке был завершен первый набросок генома человека, что привело к более глубокому пониманию ДНК. Это продвинуло изучение генетики, ее роли в биологии человека и ее использования в качестве предиктора заболеваний и других расстройств.

Дополнительные ресурсы

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *