Характеристика непосредственного общения: Непосредственное общение, для чего нужно человека, особенности
Непосредственное общение, для чего нужно человека, особенности
Непосредственное общение, осуществление которого, у живых существ происходит с помощью органов, данных им природой, чаще всего визуальное. Именно его считают самой первой, исторической формой коммуникативного взаимодействия между людьми. Позже, с развитием человеческой цивилизации, появились и другие виды общения. В первую очередь опосредованное общение, при котором используют такие средства как радио, телефон, письменность, даже следы на песке, прочерченные тонкой палочкой.
Одна из особенностей человеческого существования — потребность в общении, являющаяся его главным условием.
С помощью непосредственного общения происходит процесс реализации отношения человека к окружающему миру, установление новых контактов между людьми и развитие старых.
Отличия непосредственного общения и опосредованного
Непосредственное общение также называют прямым, так как его участники не используют при этом каких-либо технических средств. Такая коммуникация очень удобна, так как человек, сообщивший определенную информацию способен сразу же увидеть реакцию своих собеседников на сказанные им слова. Любое несоответствие данным условиям означает лишь одно — общение будет опосредованным.
Влюбленные, сидящие в кафе за одним столиком, нежно держатся за руки и смотрят друг другу в глаза. Они переговариваются простыми короткими фразами, которые, тем не менее, говорят им о многом. Их общение, в этой ситуации, можно назвать непосредственным. Ведь они находятся в одном месте и видят, как реагирует на их речь тот, к кому они обращаются.
А вот если мужчину отправят в командировку и пара на некоторое время расстанется, вид их общения изменится. Они станут постоянно звонить любимому человеку и отправлять сообщения. Их разговор можно назвать опосредованным или косвенным, так как он будет происходить с помощью телефона.
В том случае, если непосредственного контакта нет, например, во время телевизионных мостов, различных теле- и радиопередач, когда зрители или слушатели звонят в студию или участвуют в СМС-голосовании, то общение все равно относится к опосредованному, несмотря на эмоциональную, доброжелательную атмосферу.
При непосредственном общении огромное значение имеют:
- Различные движения тела и жесты, которые могут нести определенный смысл. И являться каким-либо символом или знаком.
- Мимика лица и ее отражательная функция, соответствующая психическому и эмоциональному состоянию человека. А также взгляд, величина зрачка и блеск роговицы.
- Положение рук, особенность рукопожатия.
Во время непосредственного контакта получаемые визуальным путем данные позволяют понять уровень интереса у собеседника. Более точно регулировать продолжительность разговора.
Опосредованное общение таких возможностей не предоставляет, чувства и состояние собеседника, говорящий человек вынужден проверять словесно.
Непосредственное общение — это еще один шаг к дружбе
Непосредственное или прямое общение наиболее часто представлено в виде диалогов. Однако возможен и монолог, в том случае, если один из собеседников слушает обращенную к нему речь молча и не выдает ответных реплик.
При кратких непосредственных контактах и длительных беседах очень важным считается понимание таких невербальных средств как:
- позы участников разговора;
- тембр речи и интонация;
- с какой они произносят фразы и отдельные слова;
- как используют свободное пространство при общении.
Межличностное общение всегда бывает неофициальным. В зависимости от обстоятельств, его можно отнести как к непосредственному, так и опосредованному. Это переписка в соцсетях, разговоры по телефону, обычные письма, дружеские разговоры.
Зачем необходимо непосредственное общение с сотрудниками — видео
18. Характеристика непосредственного (контактного) общения.
Так уж сложилось, что жизнь каждого
человека — это сплошное общение и
практически нет моментов, когда он
находится наедине с самим собой — вне
общения. Есть многочисленные виды
общения в психологии, которые классифицируют
по целям, функциям, содержанию, видам,
средствам и формам. Специалисты выделяют
такие его виды в социальной психологии
как:
— непосредственное общение, которое
исторически является начальной формой
общения одних людей с другими.
Осуществляется оно с помощью — голосовых
связок, головы, рук и т. д.. Именно
непосредственное общение, впоследствии
— на последующих этапах развития
цивилизации и стало основой для
возникновения различных видов и форм
иного общения, ведь оно играет ключевую
роль в психологии общения с мужчинами
и женщинами — противоположным полом;
— прямое общение — наиболее распространенная
форма общения — контакт непосредственно
«лицом к лицу», в котором вся информация
передается непосредственно от собеседника
к собеседнику, следуя принципу: «я —
тебе, а ты — мне». Психология общения с
девушками, парнями, мужчинами и т.д.,
может быть в форме косвенного общения,
которое предполагает участие «посредника»
непосредственно в самом процессе
общения, именно с использованием которого
и передается необходимая информация;
— многочисленные контакты и связи в
обществе, между совершенно незнакомыми
людьми и общение с использованием:
радио, телевидения, газет и журналов —
средств массовой информации называется
массовым общением;
— с контактами людей в парах либо группах
связано межличностное общение, которое
подразумевает знание, восприятие и
понимание индивидуальных особенностей
партнера, как впрочем, и его понимания
и сопереживания;
Кроме того, виды общения в психологии
делят на 3 типа межличностного общения:
диалогическое, манипулятивное и
императивное:
1 — диалогическое общение, которое
выступает своего рода альтернативной
манипулятивному и императивному,
основано которое на полном равноправии
партнеров, позволяя перейти от
фиксированной непосредственно на своей
личности установки к установке на
реального партнера либо собеседника
по общению;
2 — манипулятивное, основная цель которого
заключается в оказании определенного
воздействия на партнера, осуществляемое
скрытно. Манипулятивное общение не
предполагает восприятия партнера как
целостной уникальной личности, поскольку
партнер воспринимается как носитель
определенных, «необходимых» манипулятору
качеств и свойств. Хотя, необходимо
отметить, что манипулятивное отношение
к людям способно нарушить доверительные
связи возникшие ранее, построенные на
любви, взаимной привязанности, дружбе;
3 — императивное общение, так называемый
директивный (авторитарный) способ
воздействия на партнера. Основная его
цель — подчинение одним партнером
другого, а также достижение полного
контроля над мыслями и поведением
собеседника.
19. Особенности общения по телефону, радио, tv, в интернете.
Главные требования культуры общения
по телефону — краткость (лаконичность),
четкость и ясность не только в мыслях,
но и в их изложении. Разговор должен
проводиться без больших пауз, лишних
слов, оборотов и эмоций.
Телефон налагает на того, кто им
пользуется, и ряд иных требований. Ваш
собеседник не может оценить, ни во что
вы одеты, ни выражения вашего лица, ни
интерьера помещения, где вы находитесь,
ни других невербальных аспектов, которые
помогают судить о характере общения.
Однако есть невербальные стимулы,
которыми можно манипулировать в общении
по телефону, к ним относятся: момент,
выбранный для паузы и ее продолжительность;
молчание; интонация, выражающая энтузиазм
и согласие или обратные реакции.
Анализируя особенности общения по радио
и телевидению, выделим два ключевых
момента: 1) влияние характера радио- и
телевизионной аудитории на поведение
выступающих; 2) причины, определяющие
привлекательность либо непривлекательность
вида выступающего в очах аудитории.
Рассматривая
характерные особенности радио- и
телевизионной аудитории, отечественный
психолог А.А. Леонтьев направил внимание
на ряд психологических проблем, с
которыми не встречается выступающий в
«живой» аудитории, но которые появляются
у человека во время выступления по радио
либо телевидению. Во-первых, коммуникатор
не видит собственной аудитории,
следовательно, он лишен способности
конкретно регулировать средства действия
на слушателей, сообразуясь с их реакцией.
Чтобы выйти из затруднения, вызванного
отсутствием обратной связи, нужно
предсказывать, представить, как эта
невидимая аудитория может реагировать
на то, что было сказано. Во-вторых, радио-
и телевизионная публика не просто
рассредоточена в пространстве — она
рассредоточена психологически. Люди
стают радио- либо теле аудиторией
случаем, без объединяющего их мотива,
энтузиазма, цели. В-третьих, аудитория
телевизионного и радиовыступления
фактически не поддается «заражению»,
поэтому манера обращения, сам метод
говорить с нею обязан различаться от
обыкновенной общественной речи.
В-четвертых, человек слушает и глядит
радио- и телепрограммы, так сказать, в
«мягких туфлях», в домашней обстановке,
что не может не влиять на требования
как к форме, так и к содержанию выступления.
В-пятых, аудитория радио и телевидения
еще более разнообразна, чем аудитория
«живого» общественного выступления.
Особенности
общения через Интернет:
Анонимность.
Несмотря на то, что иногда возможно
получить некоторые сведения анкетного
характера и даже фотографию собеседника,
они недостаточны для реального и более
менее адекватного восприятия личности.
Кроме того, наблюдается скрывание или
презентация ложных сведений. Вследствие
подобной анонимности и безнаказанности
в сети проявляется и другая особенность,
связанная со снижением психологического
и социального риска в процессе общения
— аффективная раскрепощенность,
ненормативность и некоторая
безответственность участников общения.
Человек в сети может проявлять и проявляет
большую свободу высказываний и поступков
(вплоть до оскорблений, нецензурных
выражений, сексуальных домогательств),
так как риск разоблачения и личной
отрицательной оценки окружающими
минимален.
Своеобразие протекания процессов
межличностного восприятия в условиях
отсутствия невербальной информации.
Как правило, сильное влияние на
представление о собеседнике имеют
механизмы стереотипизации и идентификации,
а также установка как ожидание желаемых
качеств в партнере.
Добровольность и желательность контактов.
Пользователь добровольно завязывает
контакты или уходит от них, а также может
прервать их в любой момент.
Затрудненность эмоционального компонента
общения и, в то же время стойкое стремление
к эмоциональному наполнению текста,
которое выражается в создании специальных
значков для обозначения эмоций или в
описании эмоций словами (в скобках после
основного текста послания).
Стремление к нетипичному, ненормативному
поведению. Зачастую пользователи
презентируют себя с иной стороны, чем
в условиях реальной социальной нормы,
проигрывают не реализуемые в деятельности
вне сети роли, сценарии, ненормативного
поведения.
Виды общения — формы, функции, средства
Непосредственное и опосредованное
Непосредственным, или прямым, общением является такое общение, при котором участники коммуникации общаются напрямую, без применения искусственных средств общения.
Автор речи при этом сразу же может отследить результат своих слов.
Отступление от этих условий делает общение опосредованным.
Например, отец и сын разговаривают во время рыбалки. Это непосредственное общение. Разговор между ними по телефону опосредован современными коммуникативными средствами, в частности телефоном. Беседа с тем или иным человеком, если они находятся в одно и то же время в одном месте, непосредственно видят друг друга, — это непосредственный контакт. Беседа с радио- или телезрителями, несмотря на возможную непринужденную атмосферу, — это опосредованный контакт.
Непосредственное общение
При непосредственном контакте огромную роль играют жесты, мимика, рукопожатия и т.д., они позволяют понимать, например, степень заинтересованности собеседника, регулировать длительность разговора и т.д. При опосредованной беседе (например, телефонном разговоре) этих средств нет, поэтому понимание настроения собеседника приходится проверять или подтверждать словесно
(Ты меня слышишь? Что ты молчишь? Понимаешь? Вот это да! Ну и ну…).
Непосредственное общение — основное, первичное, проявляется в основном в диалогической форме (хотя возможен и монолог).
Опосредованное общение
Опосредованное — может быть и монологом и диалогом. Преимущественно опосредованным является общение с текстами художественной литературы. Тексты официально-делового стиля (законы, договоры и т.д.) тоже принадлежат к опосредованному виду.
Вербальное и невербальное общение
Как уже говорилось, при непосредственной беседе важную роль играют несловесные (невербальные средства): мимика, жесты, позы, тембр, интонация, использование пространства общения и т.д.. Невербальными средствами пользуются такие искусства, как живопись, архитектура, музыка, пантомима, балет.
Вербальное и невербальное общение
Примером чисто невербального общения может быть такая ситуация: Вы оказались далеко от своего собеседника и машете ему рукой, прощаясь.
Невербальные средства используют не только при непосредственном, но и при опосредованном контакте:
тип бумаги, формат, почерк, знаки препинания (например, при несогласии — ?! или !!!), шрифты. К невербальным средствам общения относят рисунки, диаграммы, схемы.
Нужно помнить, что вербальное и невербальное общение, как правило, выступают вместе.
Межличностное общение
Межличностное общение
характеризуется тем, что партнеры выступают в нем как личности, принимают во внимание общие и индивидуальные черты и свойства. К межличностному виду контакта относится дружеская беседа, семейная ссора, выяснение отношений. Межличностное общение бывает как непосредственным, так и опосредованным (телефонные разговоры, переписка по электронной почте, письма). Межличностная беседа всегда неофициально
Представительское и ролевое общение
В представительском варианте участники выступают как представители определенных социальных групп, обществ, организаций.
И именно это качество важно при контакте (например, при деловых переговорах участники являются представителями организаций, при переговорах издательства и автора каждый выполняет определенную роль).
Представительское общение
Представительская беседа нередко включает в себя ролевое общение, т.к. и в том и в другом участники выполняют определенные социальные роли, при которых индивидуальные качества человека практически не должны учитываться. Однако ролевой контакт может выходит за рамки представительского. Так, человек, например, может играть в разговоре с другими определенную психологическую роль ( бунтаря, пессимиста, неудачника, роковой красавицы и т.д.).
Представительское общение всегда официально, протекает в более или менее официальной обстановке.
Групповое общение
Это общение групп людей или общение одного человека с группой людей (например, разговор ведущего и зрителей). Групповой контакт связан с публичной деятельностью и массовой коммуникацией.
Публичное общение предполагает, что человек знаком с аудиторией, непосредственно видит ее, может сразу реагировать на то, как воспринимают его слова.
Групповое общение
Публичное общение осуществляется в жанрах лекции, доклада, религиозной проповеди, парламентской речи и т.д. Массовая коммуникация представляет собой речевое воздействие на анонимную, неоднородную, рассредоточенную аудиторию. К средствам массовой коммуникации относят периодическую печать (газеты и журналы), радио, телевидение, Интернет.
Средства массовой коммуникации могут оказывать огромнейшее воздействие на людей, внедряя в них определенные стереотипы (поведения, внешности, социальных установок). Конечно, телевидение и радио, например, стремятся преодолеть опосредованность общения: используется прямой эфир, шоу со зрителями в студии и т.д.
К сожалению, доля непосредственного общения, по данным ученых, уменьшается, соответственно, растет доля опосредованного.
Наша презентация по теме:
Общение культур
Ни одна культура не существует замкнуто, изолировано. Отношения между культурами могут быть различны. Так, чужая культура может рассматриваться как эталон, образец (англомания — подражание всему английскому) или вызывать неприязнь, даже враждебное отношение (ксенофобия — неприязнь ко всему чужому).
На самом деле люди разных культур должны понимать, что главное в диалоге культур — толерантность (уважение к правам каждого человека и каждой культуры на сохранение индивидуального и культурного разнообразия). Толерантность межкультурных отношений — моральный долг, политическая и правовая потребность («Декларация принципов толерантности» Генеральной конференции ЮНЕСКО 16.11.1995).
Разные культуры постоянно взаимодействуют друг с другом, что проявляется, в частности, в языке: например, слово монумент пришло к нам из латинского языка, слово оранжевый — из французского, слово тайга – диалектов Сибири
Общение информативной и регулятивной направленности
Основной целью общения информативной направленности является изменение знаний адресатов с помощью сообщения им новой информации.
Цель общения регулятивной направленности управление поведением адресата. Так, информационные телевыпуски, научно-популярные передачи имеют информативную направленность. Публицистические очерки, обращения, декларации — регулятивную.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь
Общение может быть непосредственными опосредованным — Студопедия
Виды общения.
Тема 2. Основные виды и типы общения.
Выделяют различные виды общения, которые чаще всего определяются по специфике обратной связи.
Непосредственное общение – это прямое естественное общение «лицом к лицу», когда субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются посредством речи и паралингвистических средств. Непосредственное общение является наиболее полноценным видом взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную информацию. Они видят человека, с которым разговаривают, могут правильно оценить не только содержание сказанного, но и отношение к нему говорящего. Если один человек стремится обмануть другого, то ему это не так просто сделать при непосредственном общении, когда он должен подтвердить свою информация невербальными средствами.
Непосредственное общение может быть формальным и межличностным. Оно может также осуществляться между двумя субъектами и одновременно между несколькими субъектами в группе.
Опосредованное или косвенное общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут друг другу письма. Опосредованное общение представляет собой неполный психологический контакт. Обратная связь здесь затруднена или отдалена. Опосредованное общение, так же как и непосредственное, может осуществляться между двумя субъектами и в группе.
2. Массовое общение.
Представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Массовое общение может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение происходит на различных митингах, больших собраниях, демонстрациях, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории, массе. Многочисленные контакты в общественном транспорте также могут быть отнесены к непосредственному массовому общению.
Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации. Почти каждый цивилизованный человек включен в поток мировой информации благодаря прессе, радио, телевидению, компьютерной связи.
Многие средства массовой коммуникации создают иллюзию общения. Работа за компьютером или просмотр вечерних телевизионных программ способствует развитию ощущения взаимодействия с другими. Так, например, социологи определили, что средний городской современный человек проводит у телевизора около 5 часов в день. Это весьма опасная тенденция, поскольку у субъекта, смотрящего интересную для него информационную программу, создается иллюзия присутствия другого человека и общения с ним, но на самом деле никакого общения не происходит.
Это квазиобщение, т. е. мнимое общение, воображаемое, кажущееся.Приставка квази (от лат. quasi) употребляется перед словом для выражения сомнительности, мнимости обозначаемого явления. Увеличение доли квазиобщения во взаимодействии человека с окружающим его миром – также одна из особенностей современного общения.
18. Характеристика непосредственного (контактного)общения. Особенности общения по телефону, радио, tv, в интернете.
Содерж.
Общен.-научн. И житейск. Знания,опыт
чел., св-ва личности, переживания,возраст,
пол. Говорящий оказ. На слушающего
сложн. Информационно-личностные
воздействия. Общен. И техн. Устр. Общение
по телефону: обратная связь сущ.;но не
зрительная,а слуховая: мы пытаемся
говорить более развёрнуто т.к. не видим
реакцию слуш.; идеалируем чел. Общен.
По радио. Оказ. Сльное воздейств на
слуш., происходит одновременно и
говорение и восприятие. Общен. По
телевизору. Обрат. Связи нет.,но
присутсптвует визуальная; поэтому
любая заминка,ошибка сглаживается
картинками и рекламой. Эта связь явл.
Проще,чем общен. По радио.
19. Особенности парного и внутригруппового общения;«мозговой штурм».
Виды
общения: 1. Парное и диарное общен. S1=S2.
В онтогинезе первично диарное общен.
В нем наиболее точно реализ. Полное
общен.,оно индивидуализировано,способств.
Развитию индивидуальности, появл.
Образа (Я). Наболее успеш. Протекает
парное общен.,т.к. воздействие
индивидуализировано,возник. Более
глубокие и содержательные отношения.
Групповое общение.: S1=S2=S3.
Имеет выс. Темп,приводит интелект. И
эмоц. Напряжению. В группе происходит
эмоц. Зараж. Мозговой штурм-группа
собранная для решен. Проблем,поиска
нов. Идей в процес. Груп. Общен.
20. Понятие языка и речи. Родной и второй язык.
Язык-
система лексич. И граммат. Средств,кот.
Чел. Польз. Для организации своей
психологич. Жизни. Язык явл. Ср-вом
познания,мышления,воспитания и
обуч.,воздейств. На другог чел. Речь-
процесс пользов. Языком. Язык созд.
Предметное содерж. Общен. Слова наз.
Понятия, а грамматич. Ср-ва оформ.
Мысль,мы польз. Тем предметн. Содерж.,кот.
Отраж. В языковой памяти. Сущ. Активный
и пасивный словарн. Запас. Акт. Мы польз.
В речи, оформляем свою мысль. Пасивн.
Обеспеч. Понимание речи. Есть мертвые
и живые языки. Влад. 2-м языком-свободное
пользован. Или благодаря достаточному
развитию внутр. Речи на этом языке.
Показателем влад. 2-м языком явл. Темп
речи и скрытый период речевой реакции.
Влад. 2-м языком завис. От возроста,в
кот. Языком начин овладев., и усл.
Овладения.
21. Сравнительная характеристика устной и письменной речи.
Они
явл. Качественно разными видами речи.
Устн.: необратима,имеет повторы,граммат.
И лекс. Проста, допустимы ошибки,неправельн.
Поряд. Слов,пропуски,предложения
короткие. Письмен. Речь:
обратима,нормативна,недопустимы
пропуски слов,длинные предложения,граммат.
Литер. И редко употребл. Лексика,недопустимы
повторы.
22. Речевые процессы.
Есть
4 вида реч. Процессов:
говорение,слушание,чтение,письмо.
Центр. Звено реч. Процессов- внутр. Речь.
Внутр. Речь- универсальн. Механизм
сознаня; бессознат. Имеет очень высокий
темп, свёрнута,связана с образами и
переживанием. Если внутр. Речь приимущ.
Словестн.,то мышлен. Словестно-логичное.
Если мышлен. Оьразное,чел. Не осозн. На
каком языке он говорит. В говорении и
письме первична внутренняя, в слушании
и чтении- внутрен. Вторична. Внутр. Речь
обеспеч. Эффективность всех реч.
Процессов.Говорение и слушание –
одноврем. Процессы. Письмо самый слож.
Вид речи.
18. Характеристика непосредственного (контактного)общения. Особенности общения по телефону, радио, tv, в интернете.
Содерж.
Общен.-научн. И житейск. Знания,опыт
чел., св-ва личности, переживания,возраст,
пол. Говорящий оказ. На слушающего
сложн. Информационно-личностные
воздействия. Общен. И техн. Устр. Общение
по телефону: обратная связь сущ.;но не
зрительная,а слуховая: мы пытаемся
говорить более развёрнуто т.к. не видим
реакцию слуш.; идеалируем чел. Общен.
По радио. Оказ. Сльное воздейств на
слуш., происходит одновременно и
говорение и восприятие. Общен. По
телевизору. Обрат. Связи нет.,но
присутсптвует визуальная; поэтому
любая заминка,ошибка сглаживается
картинками и рекламой. Эта связь явл.
Проще,чем общен. По радио.
19. Особенности парного и внутригруппового общения;«мозговой штурм».
Виды
общения: 1. Парное и диарное общен. S1=S2.
В онтогинезе первично диарное общен.
В нем наиболее точно реализ. Полное
общен.,оно индивидуализировано,способств.
Развитию индивидуальности, появл.
Образа (Я). Наболее успеш. Протекает
парное общен.,т.к. воздействие
индивидуализировано,возник. Более
глубокие и содержательные отношения.
Групповое общение.: S1=S2=S3.
Имеет выс. Темп,приводит интелект. И
эмоц. Напряжению. В группе происходит
эмоц. Зараж. Мозговой штурм-группа
собранная для решен. Проблем,поиска
нов. Идей в процес. Груп. Общен.
23. Понятие личности; личность, индивидуальность,индивид.
Личность
– чел. В совокупн. Его соц. И жизнен.
Важных качеств,приобретённых им в
процессе соц. Развития. Личность-
конкретн. Чел.,взятый в системе его
устойч. Соц. Обусловленных психологич.
Характеристик,кот. Проявл. В общественных
связях и отношениях, опред. Его
нравственные поступки и имеют сущ.
Знач. Для него самого и окружающи.
Индивид- принадлежность конкретного
чел. К человеческому роду;как носитель
опред. Биологич. Свойств. Появившись
на свет как индивид,чел. Включается в
систему общественных взаимоотношений
и процессов, в результате чего он
становится личностью. Это проис. Потому
что чел., включаясь в систему общест.
Связей выступает в качестве
субъекта-носителя сознания,которое
формируется и развивается в процессе
деятельности. Индивидуальность-
неповторимость и своеобразие определённого
человека.
25. Структура личности.
Структура
личности – основн. части личн. и спос.
взаимодейств. между ними, то, из чего
(из каких элем.) и как постр. личн.
Основные
элементы
В
сам. разн. модел., за сам. разн. описан.
структ. личн. можно встрет. элементарн.
и составн. Элементарн.: восприят., желан.,
влечен., состоян., опыт и способности:
умен., навык., привыч.
Впечатлен.,
интересы, чувства, эмоции, мотивы и цен.
являются составн. элемен., составлен.
(по разному) из восприят., верован.,
влечен., состоян. и привыч. Знан. составлен.
из мног. восприят. и впечатлен. работой
ума и привычки. Убежден. и верован. –
составл. из знаний, чувств и привычки.
Позиция
– действия – пережив.
Личность
составл.яют личностн.ые роли и позиц.ии,
осуществляем.ые ею внутрен.ние действ.ия
и наполн.яющие ее впечатл. и пережив.
Например,
сост. «Хорошо» состоит из нескольк.
«слоев»: это внутр. душевн. позиция:
«Мир прекрасен!», это внутр. душевн.
действ. («радование миру») и это
также многоплан. впечатл. (видение
красоты) и пережив. (удовольствие жить)
как результат внутрен. позиции и внутрен.
действий.
Общая характеристика общения — Студопедия
Социальную жизнь человека составляют две стороны – деятельность и общение. Поэтому, изучая человека, недостаточно знать, какую деятельность он выполняет, необходимо также изучать особенности его общения. Необходимость общения обусловлена самой совместной жизнедеятельностью людей. Вне общения не может развиваться человеческое общество. Без общения невозможно было бы и психическое развитие ребенка, усвоение им социального опыта и развитие личности в целом.
Общение является одной из основных категорий психологии. В отечественной психологии общение часто связывают с категорией деятельности, но дается и самостоятельная характеристика общения.
Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия и понимание другого человека.
В общении выделяются три стороны – коммуникативная сторона, интерактивная и перцептивная сторона.
Коммуникативная сторона – это обмен информацией между людьми (идеями, чувствами, установками, интересами и т. п.).
Передача любой информации возможна с помощью знаков, знаковых систем. Различают вербальные и невербальные средства общения, которые используют свою знаковую систему.
На вербальном уровне основным средством передачи информации является речь, то есть система фонетических знаков. Речь является самым универсальным средством коммуникации, так как с помощью речи менее всего теряется смысл сообщения. При помощи речи происходит кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе обращения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует информацию.
Но чтобы состоялось речевое общение, необходимо наличие общих, одинаковых средств и правил передачи мысли. Этим общим, системой правил, служит язык. Язык, представляя собой систему словесных знаков, является средством, с помощью которого осуществляется общение между людьми.
Речь – процесс пользования языком, то есть процесс общения, обмена мыслями, взаимного понимания.
Язык и речь неразрывно связаны и представляют собой единое целое.
Язык – общественно‑историческое, обусловленное национальными особенностями явление. Речь – это общечеловеческое явление, вместе с тем в каждом отдельном случае речь строго индивидуальна. Эта индивидуальность объясняется разным уровнем владения языком (словарным запасом, грамматикой, фонетикой). Индивидуальность речи проявляется в ее построении, произношении и т. п.
Различают три основных вида речи: устная, письменная и внутренняя.
Устная речь представляет собой обычную разговорную речь, которой человек пользуется при непосредственном общении с другими людьми.
По своей форме, в зависимости от определенных условий общения, устная речь может быть диалогической или монологической.
Диалогическая речь – это разговор между двумя или несколькими собеседниками, когда ставятся вопросы, тут же находятся ответы на них, высказывается одобрение или возражение и так далее.
В обычном разговоре диалогическая речь не имеет специально преднамеренного характера и предварительного, заранее подготовленного плана. Как правило, содержание, характер диалогической речи определяется непосредственными условиями разговора, конкретным содержанием разговора. Диалогическая речь характеризуется большей свободой в построении связной и развернутой речи, чем речь монологическая и особенно письменная. Это объясняется непосредственностью условий разговора, а также тем, что, как правило, собеседники находятся в одинаковой обстановке, воспринимают одни и те же факты и явления, говорят об одном и том же и вследствие этого легко понимают друг друга, не пользуясь своими мыслями в развернутой речевой форме.
Большое место в практике общения людей занимает монологическая речь, проявляющаяся в разнообразных устных и письменных выступлениях. Монологические формы речи – это лекции, доклады, выступления на собраниях, объявления, приказы, различные устные и письменные сообщения.
Монологическая речь является более сложной и трудной формой речи по сравнению с диалогической. Монологические выступления требуют предварительного продумывания и планирования. Являясь относительно развернутой, монологическая речь по своему содержанию и грамматической форме во многом совпадает с письменной речью.
Письменная речь является такой же широкой формой общения, как и устная речь. Однако обмен мыслями, знаниями в устной и письменной речи происходит по‑разному. Устная речь основывается на членораздельных звуках. Письменная речь представляет собой графические изображения, выраженные с помощью письменных знаков (букв), каждый из которых обозначает конкретный звук устной речи.
Особенностью письменной речи является то, что письменная речь как в плане исторического развития, так и в жизни конкретного человека возникает позже устной речи и формируется на ее базе. Из‑за отсутствия непосредственного контакта между пишущим и читающим письменная речь является более развернутой и связной по сравнению с устной речью. Роль письменной речи значительно повышается в связи с тем, что она раздвигает границы, пределы общения между людьми и расширяет возможности познания действительности.
Внутренней речью называется речь «про себя».
Внутренней речью человек пользуется в процессе мышления. Часто внутренняя речь предшествует такой же по содержанию письменно или устно выраженной мысли. Причем мысль, недостаточно оформленная во внутренней речи, так же неотчетливо выражается и во внешней (письменной или устной) речи.
Невербальные средства общения можно разделить на 4 группы: оптико‑кинетическую (мимика, жесты, пантомимика), пара– и экстралингвистическую (интонация, тембр, темп речи, паузы, кашель и т. п.), пространственно‑временную организацию общения, визуальный контакт (контакт глаз).
Интерактивная сторона общения описывает его как взаимодействие. Выделяют несколько стратегий взаимодействия:
1. Сотрудничество – направлено на полное удовлетворение потребностей участников взаимодействия.
2. Компромисс – реализуется в частичном достижении целей партнеров ради условного равенства.
3. Уступчивость – предполагает жертву собственных целей для достижения цели партнера (альтруизм).
4. Избегание – уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.
5. Противодействие – предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнера.
Выделяют также различные типы взаимодействия, например кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и оппозиция.
Перцептивная сторона общения включает восприятие и понимание человека человеком. Выделяют 4 основные функции социальной перцепции – познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление эмоциональных отношений.
Для эффективного понимания друг друга в процессе общения задействуются различные межличностные механизмы:
1. Идентификация – уподобления себя другому человеку.
2. Эмпатия – сочувствие, сопереживание другому человеку.
3. Рефлексия – способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению.
4. Каузальная атрибуция – приписывание причин поведения партнера по общению.
Знание закономерностей общения и возможностей развития коммуникативных свойств личности очень важно для педагога. Свои профессиональные задачи он выполнит в том случае, если сможет включить учеников в совместную с ним деятельность, обеспечить обмен информацией, взаимодействие, взаимоотношение, взаимопонимание с детьми с помощью различных коммуникативных средств.
Педагогическое общение, по А. А. Леонтьеву, – это общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, обеспечивает управление социально‑психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя.
Прямая характеристика — Примеры и определение прямой характеристики
Определение прямой характеристики
Прямая характеристика означает способ, которым автор или другой персонаж в рассказе описывает или раскрывает персонажа с помощью описательных прилагательных, эпитетов или фраз. Другими словами, прямая характеристика происходит, когда писатель откровенно раскрывает черты персонажа или через комментарии, сделанные другим персонажем, связанным с ним в сюжетной линии.
Прямая характеристика помогает читателям понять тип персонажа, о котором они собираются читать. Например, в книге Артура Миллера The Crucible он описывает своего персонажа Джона Проктора следующим образом: «Он был из тех людей — сильных телом, уравновешенных и нелегко руководимых, — которые не могут отказать партизанам в поддержке, не нарисовав их. их глубочайшее негодование ».
Примеры прямой характеризации в литературе
Пример № 1: Самая опасная игра (Ричард Коннелл)
«Первое, что увидел Рейнсфорд, был самый крупный человек, которого когда-либо видел Рейнсфорд — гигантское существо, прочно сделанное. и черная борода до пояса.…
»« Иван невероятно сильный парень, — заметил генерал, — но он имеет несчастье быть глухим и немым. Простой парень, но, боюсь, как и вся его раса, немного дикарь «.
Приведенный выше отрывок показывает хороший пример прямой характеристики. Здесь Заров подробно описал другого персонажа Ивана в рассказе Самая опасная игра , не оставив у читателей больше вопросов о нем. Иван — мускулистый, огромный мужчина с длинной черной бородой.По словам Зарова, он глухонемой, но при этом силен.
Пример № 2: Старик и море (Эрнест Хемингуэй)
«Старик был худым и изможденным, с глубокими морщинами на затылке. Коричневые пятна доброжелательного рака кожи, которые солнце приносит из своего отражения в тропическом море, были на его щеке… Все в нем было старым, кроме глаз, и они были того же цвета, что и море, и были жизнерадостными и непобедимыми ».
Хемингуэй использует метод прямой характеристики для описания черт личности старика, особенно ярких глаз его главного героя, старика Сантьяго, в своем романе.
Пример № 3: Hedda Gabler (Henrik Ibsen)
«МИСС ДЖУЛИАНА ТЕСМАН в шляпе с зонтиком входит из холла, за ней следует БЕРТА, которая несет букет, завернутый в бумагу. МИСС ТЕСМАН — хорошенькая и симпатичная женщина лет шестидесяти пяти. Она красиво, но просто одета в серый прогулочный костюм. БЕРТА — женщина средних лет, простая и довольно древняя внешность … ДЖОРДЖ ТЕСМАН входит справа во внутреннюю комнату … Он среднего роста, молодой на вид мужчина … Он носит очки и несколько небрежно одет в удобную домашнюю одежду. ,
В этом отрывке Хенрик Ибсен описал трех персонажей: мисс Тесман, Берту и Джорджа Тесмана. Он ясно показал их личности и манеры через прямую характеристику.
Пример № 4: Гордость и предубеждение (Джейн Остин)
«Мистер. Бингли был красив и похож на джентльмена; у него было приятное лицо и непринужденные манеры. … он был обнаружен гордым, стоящим выше своей компании и выше удовольствия; и не все его обширное поместье в Дербишире могло спасти его от того, что у него было очень непристойное, неприятное лицо, а также от того, что он недостоин сравниваться со своим другом.
Мистер Бингли, романтический интерес Джейн и его друга, мистера Дарси, описаны в этом отрывке посредством прямой характеристики. Она восхищалась мистером Бингли за его приятное лицо, сравнивая его с мистером Дарси.
Пример № 5: Кентерберийские рассказы (Джеффри Чосер)
«Да нет, это текст, запряженная курица,
Тот сейт, который охотится на хулиганов,
Не то, что монах, когда он рекчеле» …
Его внимание было притуплено, это шуметь, как любое стекло.
Его глаза степи и качели в его внимании,
Это парило, как прорывы света;
Его суп ботинок, его закуска в знак приветствия «.
Через портрет монаха, его физическую и социальную жизнь читатели видят сатиру на религиозных деятелей, которые должны вести настоящую монашескую жизнь, полную тяжелого труда и лишений. Достижение описания Чосера состоит в том, что он описал персонажа посредством прямой характеристики.
Функция прямой характеристики
Прямая характеристика показывает черты характера, а также мотивацию персонажа.Мотивация может относиться к желаниям, любви, ненависти или страху перед персонажем. Это важная часть, которая делает историю захватывающей. Описания поведения, внешности, манеры речи, интересов, манер и других аспектов персонажа привлекают внимание читателей и заставляют персонажей казаться реальными. Кроме того, хорошие описания развивают у читателей сильный интерес к рассказу.
.
Что такое прямая характеристика? (с иллюстрациями)
Прямая характеристика — это процесс, с помощью которого автор сообщает читателю что-то о конкретных чертах персонажа. В этом случае писатель просто говорит читателю то, что он или она хочет, чтобы читатель знал. Прямая характеристика контрастирует с косвенной характеристикой, последняя представляет собой процесс, посредством которого автор раскрывает информацию через мысли, слова или действия персонажа. Оба имеют место в литературе, но бывают случаи, когда один метод обычно предпочтительнее другого.
Сообщение читателям о том, что персонаж жестоко обращается с животными без причины, является примером прямой характеристики.
С точки зрения описания, для большинства писателей зачастую проще всего дать прямую характеристику. Многие критики и учителя также считают его более скучным и лишенным воображения, чем косвенная характеристика.Тем не менее, выбор техники часто является индивидуальным предпочтением писателя. Это также может зависеть от общего тона прозы и от того, что автор считает наиболее важным передать в этом конкретном месте.
Прямая характеристика — это процесс, с помощью которого автор рассказывает читателю что-то об особенностях персонажа.
В качестве одного примера, прямой характеристикой может быть автор, говорящий читателям, что персонаж жестоко обращается с животными без причины. Косвенная характеристика описывала бы человека, который пинал маленького щенка, когда он проходил мимо по тротуару, и, возможно, позже его спрашивали другие персонажи о его мотивах. В обоих случаях читателю остается информация о том, как человек относится к животным.В последнем случае письмо может быть более наглядным, но обычно требует больше слов и времени.
Многие произведения литературы имеют как прямую, так и косвенную характеристику.
Хотя прямая характеристика, возможно, не самый популярный литературный инструмент в настоящее время, некоторые известные авторы использовали его.Эрнест Хемингуэй, который часто писал в минималистском стиле и не был известен своей потерей слов, очень часто использовал этот тип характеристики. Это позволило Хемингуэю писать в очень уникальном стиле, который характеризовался короткими, прямыми и активными голосовыми предложениями.
Помимо литературного письма, этот тип характеристики часто используется в документальной литературе, особенно в газетах и журналах.В таком письме главное — передать как можно больше информации на как можно меньшем пространстве. Следовательно, косвенная характеристика может занять много ненужного места. Некоторые журналисты могут использовать косвенную характеристику только при написании очерков, где им предоставляется больше литературной свободы и используется более повествовательный стиль.
Другое преимущество прямой характеристики состоит в том, что она не дает читателю возможности неверно истолковать то, что автор хочет, чтобы читатель понял о персонаже.В некоторых случаях читатель может получить неправильную идею или истолковать, что мысль была основана на недоразумении или что действие, вероятно, было ошибкой. Когда автор рассказывает читателю напрямую, шансов на это мало.
Прямая характеристика может зависеть от тона прозы и от того, что автор считает важным передать.,
Руководство по характеристике
Одна из самых сложных задач для любого писателя — создание правдоподобных персонажей. В отличие от фильмов или телевидения, где рассказчик может использовать визуальные подсказки, чтобы сообщить зрителю подробности о том, что делает персонаж или как он выглядит, у писателя есть только слова, с которыми можно работать. Это означает, что автор должен тщательно выбирать, какие детали он хочет передать читателю, чтобы создать прочного персонажа, которого читатели смогут понять и ответить.Писатели могут по-разному описывать людей в романах, рассказах и пьесах, и независимо от того, читаете ли вы или пишете, стоит знать, как эти персонажи оживают.
Что такое характеристика?
Процесс создания персонажа называется характеристикой. Вы можете думать об этом как о том же процессе, который вы использовали бы, чтобы описать кого-то, кого вы знаете. Допустим, вы хотели поощрить друга позволить вам устроить ей свидание вслепую. При описании этого потенциального свидания вы бы выбрали характеристики, которые, по вашему мнению, ей бы понравились: может быть, вы опишете его волосы или какую одежду он носит, или, может быть, вы сосредоточитесь на его личности и расскажете историю о том, что он сделал хорошо. для тебя однажды.Все это примеры характеристик: из всех способов, которыми вы могли бы описать этого парня, вы выбираете конкретные, чтобы создать его образ для своего друга. Когда они пишут, авторы должны делать то же самое.
Прямая и косвенная характеристика
Все различные способы, которыми писатели могут дать характеристику, можно сгруппировать в две большие категории.
Прямая или явная характеристика
Прямая характеристика происходит, когда писатель просто рассказывает читателю что-то о персонаже.В приведенном выше примере, когда вы описываете, как выглядит потенциальное свидание вашего друга или чем он занимается (у него длинные волосы; он в группе), это прямая характеристика. Этот тип также называется явной характеристикой, поскольку детали, которые автор хочет, чтобы читатель знал, изложены прямо.
Косвенная или неявная характеристика
Когда подробности о персонаже предлагаются через действие или диалог, а не прямо указываются, это так называемая косвенная характеристика.Когда вы рассказываете другу историю о том, как это потенциальное свидание однажды подобрало вас, когда ваша машина сломалась, вы косвенно говорите своему другу, что этот парень несет ответственность и помогает. Этот тип характеристики также называется неявным, поскольку атрибуты человека подразумеваются, а не прямо заявляются.
Методы характеризации
Описания
Самый простой способ рассказать читателю что-то о персонаже — это просто указать его. Такая прямая характеристика может быть эффективной, но она также может быстро надоесть, если читателей просто засыпают списком личностных качеств и физических характеристик.Просто рассказывая читателю факт о персонаже, вы избавляете читателя от необходимости обращать внимание и формировать собственное мнение. Хотя использование описаний совершенно нормально — и все авторы в тот или иной момент это делают, — также почти важно, чтобы они использовались экономно.
Пример
«[Джек был] высоким, худым и костлявым […] некрасивым без глупости». (Это описание Джека в «Повелитель мух » Уильяма С. Голдинга рассказывает читателю, как выглядит персонаж.)
Действия
Рассказывать читателю о том, что делает персонаж, — хороший способ рассказать об этом человеке, не прибегая к скучным описаниям. В нашем примере выше рассказ об автомобиле является примером характеристики через действие: слушатель узнает, что это за человек, глядя на то, что он делает.
Пример
«Он годами читал чикагскую газету только для того, чтобы хоть мельком увидеть имя Дейзи». (Когда читатель узнает, на что Гэтсби из «Великий Гэтсби » готов пойти, чтобы быть рядом с Дейзи, это проливает свет на отчаяние персонажа для читателя.)
Речь
В дополнение к описанию того, что делает персонаж, писатель также может рассказать читателю, что он говорит. Диалог — отличный способ быстро развить личность человека и раскрыть факты его жизни, не заявляя их прямо. Просто представьте ссору, которую вы устроили с другом или членом семьи, а затем подумайте, сколько человек, слушающий этот разговор, может узнать о вас из того, что было сказано.
Пример
«Мне тридцать. Я на пять лет слишком стар, чтобы лгать себе и называть это честью.«(Здесь Ник Каррауэй говорит о себе в« Великий Гэтсби », и читатель узнает, насколько он на самом деле благороден.) писатели могут дать читателю доступ к мыслям персонажей. Показ того, как персонаж приходит к принятию того или иного решения, или объяснение его эмоциональной реакции на событие во многом повлияет на то, как читатель видит этого человека.
Пример
«Я внезапно было такое сумасшедшее чувство, как будто я хотел выскочить из машины и бежать по полям, пока я больше не смогу бегать.«(Когда Пол сталкивается со своим новым домом в Tangerine Эдвардом Блуром, его мысли сообщают читателю, насколько он несчастен.)
Другие персонажи
Иногда писатель может захотеть рассказать читателю о персонаже, сказав другие люди в рассказе высказывают свое мнение или реакцию на этого персонажа. Наблюдая за тем, как другие персонажи взаимодействуют и что они говорят друг о друге, автор может косвенно сказать вам, читателю, как увидеть этого персонажа.
Пример
«Ненавижу беспечных людей. Вот почему ты мне нравишься». (Когда Джордан Бейкер говорит Нику Каррауэю, что ей нравится Ник, потому что он не беспечный человек в Великий Гэтсби , читатель узнает, как другие воспринимают Ника.) читателю. Одним из наиболее распространенных из них является символизм, в частности, связывание персонажей с объектами или идеями, которые несут определенное сообщение или значение.Например, в The Great Gatsby Гэтсби изображен в его ярко-желтом спортивном автомобиле, объекте, который многие люди ассоциируют с кричащей роскошью, а в Macbeth кровь на руках леди Макбет символизирует ее вину.
Создание персонажа
Важно помнить, что все эти различные методы объединяются для создания одного сложного персонажа. В хорошем рассказе они строят одно над другим и подпитываются друг другом, добавляя слои нюансов и оттенков, чтобы нарисовать полный портрет человека.Когда все сделано хорошо, персонаж должен чувствовать себя настоящим человеком из плоти и крови, которого вы, возможно, знаете — вы можете представить, как они выглядят и как себя ведут, и вы можете предсказать, как они могут реагировать на ситуации в мире книга.
Однако, когда все сделано плохо, характеристика создает сбивающих с толку или равнодушных людей, чьи мотивы и действия загадочны или необъяснимы. В лучшем случае эти персонажи будут скучными для читателя, а в худшем случае плохая характеристика заставит читателя подвергнуть сомнению мир истории и отбросить книгу.Еще одна проблема с плохо сложенными персонажами заключается в том, что читателям часто приходится заполнять пробелы своим собственным опытом или убеждениями, которые, хотя иногда и полезны, часто могут затопить кусок художественной литературы.
Анализ характеристик
Итак, что все это значит, если вы, , пишете статью на английском языке ? Наряду с темой, сюжетом, сеттингом и стилем характеристика является одной из основных областей анализа, охватываемых большинством классов английского языка, что означает, что понимание характеристик важно, когда речь идет о научных статьях и эссе .Часто использование автором характеристики может быть предметом его собственного эссе, но даже если вы пишете на другую тему, важно понимать, как складываются персонажи.
Когда вас попросили проанализировать характеристику, начните с вопроса, как бы вы описали персонажа. Какие прилагательные вы бы использовали, чтобы описать его? Как вы думаете, как он выглядит? Нравится он вам или не нравится, и если да, то почему? Подумайте, как бы вы описали персонажа другому человеку.
Как только вы поймете, как вы воспринимаете персонажа, пора вернуться к тексту и определить отрывки, которые помогли создать этого персонажа.Ищите слова или отрывки, которые напрямую способствуют вашему пониманию персонажа, и постарайтесь уточнить, что именно в тех разделах, которые заставляют вас изображать персонажа определенным образом. Уделите особое внимание перечисленным выше методам характеристики (описание, действия, речь, мысли, другие символы и символика) и постарайтесь определить, какие методы используются автором. В большинстве художественных произведений автор будет использовать все эти методы наряду с другими, поэтому часть вашего анализа должна включать определение того, какие из этих методов являются успешными и почему авторы предпочитают использовать эти методы.Помните, что каждое слово в истории служит определенной цели, поэтому постарайтесь выяснить, чего автор пытается достичь с помощью выбранных им приемов характеризации.
Вернуться ко всем сообщениям.