Характеристики сознания в психологии: 46. Характеристики сознания. Общая психология
46. Характеристики сознания. Общая психология
46. Характеристики сознания
В структуре сознания отечественные психологи вслед за А. В. Петровским рассматривают четыре основные характеристики.
1. Сознание является совокупностью знаний об окружающем мире. Кроме того, оно позволяет делать эти знания совместными для всех людей. Само слово «сознание» подразумевает это: сознание – совместное, совокупное знание, т. е. индивидуальное сознание не может развиваться обособленно от общественного сознания и языка, являющегося основой абстрактного мышления – высшей формы сознания. Таким образом, в структуру сознания входят все познавательные процессы – ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых человек непрерывно пополняет свои знания о мире и о самом себе. Нарушение любого из познавательных процессов автоматически становится нарушением сознания в целом.
2. В сознании зафиксировано четкое различие между субъектом и объектом, между «я» и «не я». Человек – единственное существо, которое способно выделить себя из остального мира и противопоставить себя ему. На начальной стадии своего развития человеческое сознание направлено вовне. Человек, наделенный от рождения органами чувств на основе данных, доставляемых анализаторами, осознает мир как нечто отдельное от него, и более не отождествляет себя со своим племенем, с явлениями природы и т. п.
Помимо этого, только человек способен обращать свою психическую деятельность на самого себя. Это означает, что в структуру сознания входят самосознание и самопознание – способность производить сознательную оценку своего поведения, своих индивидуальных качеств, своей роли и места в общественных отношениях. Выделение себя как субъекта и развитие самосознания происходило в филогенезе и происходит в процессе онтогенеза каждого человека.
3. Сознание обеспечивает осуществление целепола-гающей деятельности человека. По окончании трудового процесса достигается реальный результат, который в идеальной форме уже был сформирован в сознании, прежде чем трудовой процесс был начат. Человек заранее представлял конечную цель и продукт своей деятельности, формируя тем самым мотивацию. Он планировал действия в соответствии с этим представлением, подчинял ему свои волевые усилия, корректировал деятельность уже на стадии ее осуществления, чтобы конечный результат максимально соответствовал изначальному представлению о нем. Нарушение в осуществлении целеполагающей деятельности, ее координации и направленности является одним из видов нарушений сознания.
4. В структуру сознания входит и эмоциональная сфера человека. Она отвечает за формирование эмоциональных оценок в межличностных отношениях и самооценки, эмоциональных реакций на явления окружающего мира, на внутренние явления. Если эмоциональные оценки и реакции человека адекватны, это способствует регулированию его психических процессов и поведения, коррекции взаимоотношений с другими людьми. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания выражается расстройством именно в сфере чувств и отношений.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
6.Основные психологические характеристики сознания.
Сознание
— высший уровень психического отражения
и регуляции, присущий только человеку.
Благодаря сознанию формируется внутренняя
модель внешнего мира, в следствие чего
становится возможным его познание и
преобразование.
К
неотъемлемым признакам сознания
относятся: речь, мышление и способность
создавать обобщенную модель окружающего
мира в виде совокупности образов и
понятий.
Сознание
выполняет четыре основных функции:
отражение, регулятивно-оценочную,
рефлексивную, порождающую.
Благодаря
сознанию, человек может построить модель
своей личности и на этой основе строить
взаимоотношения с другими людьми.
Человек
принципиально отличается от животного
тем, что он овладел природой с помощью
орудий. Это наложило отпечаток на его
психику, — он научился овладевать
собственными высшими психическими
функциями.
Характеристики
сознания:
1.
Познавательные процессы (ощущение,
восприятие, мышление, память). На их
основе формируется совокупность знаний
об окружающем мире.
2.
Различение субъекта и объекта
(противопоставление себя окружающему
миру, различение «Я» и «не Я»).
Сюда входят самосознание, самопознание
и самооценка. Имеет рефлексивный хар-р
(дает возможность человеку выделить
себя из окружающей среды, проанализировать
и оценить свои действия и поступки).
3.
Отношения человеку к себе и окружающему
миру (его чувства, эмоции, переживания).
4.
Креативная (творческая) составляющая
(сознание формирует новые образы и
понятия, которых ранее не было в нем с
помощью воображения, мышления и интуиции).
5.
Формирование временной картины мира
(память хранит образы прошлого, воображение
формирует модели будущего).
6.
Формирование целей деятельности (исходя
из потребностей человека, сознание
формирует цели деятельности и направляет
человека на их достижение
7.Сознание
имеет социальный хар-р, ибо оно возникает
только в общественном, социальном
обществе.
8.Коммуникативная
особенность сознания дает возможность
передать информацию от одного к др.
9.Интеллектуальная
особенность сознания дает возможность
анализировать, обобщать, абстрагировать,
классифицировать предметы, явления,
рассуждать, делать выводы, умозаключения
об явлениях природы и общества.
11.Воображаемая
особенность сознания дает возможность
фантазировать, мечтать, заглянуть в
будущее.
Свойства
сознания:
1.
Сознание индивида характеризуется
активностью, которая обусловлена
внутренним состоянием в момент действия,
наличием цели
2.
Интенциональность – направленность
на какой-либо предмет
3.
Способность к рефлексии, самонаблюдению,
т.е. осознание сознания
4.
Оно всегда мотивированно, преследует
цели
Одна
из функций сознания – формирование
целей деятельности, предварительное
мысленное построение действий и
предвидение их результатов, что
обеспечивает разумное регулирование
поведения человека.
7.Сравнительный анализ психики животных и человека.
Почти
все, что имеется в психологии и поведении
животного, приобретается им одним из
двух возможных путей: передается по
наследству или усваивается в стихийном
процессе научения. То, что передается
по наследству, обучению и воспитанию
не подлежит; то, что появляется у животного
спонтанно, может возникнуть и у человека
без специального обучения и
воспитания..Внимательное изучение
психологии поведения животных, их
сравнение с психологией и поведением
человека позволяют установить то, о чем
нет необходимости проявлять специальную
заботу при обучении и воспитании людей.
Сравнение
психики животного с человеческой
позволяет выделить следующие основные
различия между ними.
1.
Животное может действовать только в
рамках ситуации, которая воспринимается
непосредственно, а все осуществляемые
им акты ограничены биологическими
потребностями, то есть мотивация всегда
биологическая.
Животные
не делают ничего такого, что не обслуживает
их биологических потребностей. Конкретное,
практическое мышление животных делает
их зависимыми от непосредственной
ситуации. Лишь в процессе ориентированного
манипулирования животное способно
решить проблемные задачи. Человек же
благодаря абстрактному, логическому
мышлению может предвидеть события,
делать согласно познавательной
необходимости — сознательно.
Мышление
тесно связано с вещанием. Животные лишь
подают сигналы своим родственникам по
поводу собственных эмоциональных
состояний, тогда как человек с помощью
языка информирует других во времени и
пространстве, передавая общественный
опыт. Благодаря языку каждый человек
пользуется опытом, который выработан
человечеством в течение тысячелетий и
которого он никогда не воспринимал
непосредственно.
2.
Животные способны использовать предметы
в качестве орудия, но ни одно животное
не может создать орудие труда. Животные
не живут в мире постоянных вещей, не
выполняют коллективных действий. Даже
наблюдая за действиями другого животного,
они никогда не будут помогать друг
другу, действовать сообща.
Только
человек создает орудие по продуманному
плану, использует их по назначению и
сохраняет на будущее. Он живет в мире
постоянных вещей, пользуется орудиями
совместно с другими людьми, перенимает
опыт пользования орудиями труда и
передает его другим.
3.
Отличие психики животных и человека
состоит в чувствах. Животные также
способны переживать положительные или
отрицательные эмоции, но только человек
может сочувствовать в горе или радости
другому человеку, наслаждаться картинами
природы, переживать интеллектуальные
чувства.
4.
Условия развития психики животных и
человека являются четвертым отличием.
Развитие психики в животном мире
подчинено биологическим законам, а
развитие психики человека детерминируется
общественно-историческими условиями.
И
человеку, и животному свойственны
инстинктивные реакции на раздражители,
способность приобретать опыт в жизненных
ситуациях. Однако присваивать общественный
опыт, который развивает психику, способен
лишь человек.
С
момента рождения ребенок овладевает
способами использования орудий и
навыками общения. Это, в свою очередь,
развивает чувственную сферу, логическое
мышление, формирует личность индивида.
Обезьяна в любых условиях будет проявлять
себя как обезьяна, а человек только
тогда станет человеком, если его развитие
проходит среди людей. Это подтверждают
случаи воспитания человеческих детей
среди животных
Сознание и его психологические характеристики
Высшая степень развития психики, свойственная только человеку, называется сознанием. Оно возникло и развивалось в общественно-исторических условиях существования человека. На возникновение и развитие сознания повлияла совместная продуктивная, опосредованная речью, орудийная деятельность людей.
«Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь, — писал Ф. Энгельс, — явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны превратился в человеческий мозг».
Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми.
Какова же структура сознания, его важнейшие психологические характеристики?
Первая его характеристика дана уже в самом его наименовании: сознание. Оно включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. В его структуру, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С ПОМОЩЬЮ ощущений И восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент. Память позволяет
Возобновить в сознании образы прошлого, воображение — строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время, мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных познавательных процессов, неизбежно становится расстройством сознания.
Вторая характеристика сознания — его рефлексивная способность, то есть готовность к познанию других психических явлений и самого себя, закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, то есть того, что принадлежит «Я» человека и его «не-Я». Человек, впервые в истории органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя окружающему, продолжает сохранять в своем сознании это противопоставление и различение. Он единственный среди живых существ способен к самопознанию, то есть может обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и себя самого в целом. Отделение «Я» от «не-Я» — путь, который проходит каждый человек в детстве, осуществляется в процессе формирования его самосознания.
Третья характеристика сознания — обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий, вносятся необходимые коррективы. Всякое нарушение в осуществлении целеполагаю-щей деятельности в результате болезни или по каким-то иным причинам рассматривается прежде всего как нарушение сознания.
Наконец, четвертая характеристика сознания — включение в его состав определенного отношения. В сознание человека неизбежно входит мир чувств, представлены эмоциональные оценки межличностных отношений. И здесь, как и во многих других случаях, патология помогает лучше понять сущность нормального сознания. При некоторых душевных заболеваниях нарушение сознания характеризуется именно расстройством в сфере чувств и отношений: больной ненавидит мать, которую до этого горячо любил, со злобой говорит о близких людях и т. д.
Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является владение языком. В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний, обогащение человека опытом, выработанным до него человечеством, передаваемым ему с помощью языка. Язык — особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание. Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится его реальным сознанием. Маркс отмечал, что
«язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание…».
Понятие «сознание» употребляется в психологии, психиатрии и других науках в смысле, отвечающем приведенным выше его основным характеристикам. При этом для психиатра, перед которым постоянно возникает вопрос о наличии, сохранении или нарушении сознания у больного, важно установить, имеется ли у данного человека возможность отдавать отчет о месте, времени, окружающей обстановке, состоянии и образе действий собственной личности. Человек, у которого сознание остается ясным, оценивает вновь поступающую в мозг информацию с учетом уже имеющихся у него знаний и опыта и выделяет себя из окружающей среды, сохраняет сложившуюся систему отношений к другим людям и условиям деятельности и на основе этого управляет своим поведением.
Психологическая характеристика сознания. — Студопедия
Мы уже не раз употребляли такое понятие, как «сознание», и вы знаете, что сознание – это высший уровень психического отражения объективной реальности, а также высший уровень саморегуляции, присущий только человеку как социальному существу. Давайте более подробно рассмотрим данное определение.
С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире. Однако, как мы уже отмечали ранее, можно предположить, что похожая или близкая к ней психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у более развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины, обезьяны и др. Чем же психическое отражение объективного мира человеком отличается от аналогичных процессов у животных? Человека отличает от животных прежде всего не наличие процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а специфические механизмы его протекания. Именно механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание.
В отличие от психики животныхпсихика человека, его сознание имеют следующие существенные особенности.
I. Наряду с наследственно и эмпирически приобретенными формами поведения человек владеет принципиально новым средством ориентировки в окружающей действительности – знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством слова. («Сознание» буквально и означает «совместное, совокупное знание».)
Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального опыта.
II. Сознание человека отражаетсущественные стороны,закономерные взаимосвязи действительности.
Сознание – это отношение человека к мирусо знаниемего объективных закономерностей. Оно дает возможность решать жизненные проблемы не с помощью метода проб и ошибок, а на основе установления устойчивых, закономерных связей и отношений между различными сторонами окружающей среды. (Жарким летом человек заготавливает топливо, зная, что неминуемо наступит зима.)
III. Сознание характеризуетсяосознанностью целей деятельности, понятийным моделированием будущих событий, предвосхищением результатов своих действий в системе общечеловеческих понятий, знаний.
Человек заранее предвидит, планирует ожидаемый результат своих действий и выбирает адекватные средства и способы их достижения. Он строит программу своей деятельности, первоначально моделируя ее в уме. Эта деятельность не ограничена непосредственным восприятием ситуации, а строится на основе знания закономерностей ее развития. Сознание человека прогнозирует закономерное наступление событий, как бы с опережением отражая действительность.
IV. Индивидуальное сознание обусловленообщественным сознанием.
Различаются четыре формы, или сферы,общественного сознания:
1) наука – система научных знаний, представлений, концепций и мировоззренческих ориентации;
2) соционормативиая сфера общественного сознания – система нравственных, идеологических, политических и правовых ценностей и норм данного общества;
3) искусство – специфический вид духовно-практического освоения действительности образными средствами, образное моделирование различных сторон человеческого бытия;
4) религия, вера – культ сверхъестественной силы, воплощающей в себе идеальные качества, духовная опора верующих людей. Вера в сверхъестественную божественную силу обеспечивает концептуальную определенность миропонимания. Вера – особое психическое явление, сверхсознательная связь с идеальным объектом, не определяемая эмпирическими и логическими основаниями.
Все формы общественного сознания вместе формируют идеологию – систему базовых ценностей, основополагающих идей, которая регулирует отношение людей к действительности и друг к другу, жизнедеятельность общества. Однако идеология может быть прогрессивной и реакционной, реалистической и утопической. Утопические идеологии могут получить широкое распространение на основе мифологизации массового сознания.
V.Сознание связано с самосознанием, с саморефлексией.Осознавая мир вокруг себя, человек соотносит себя с ним.Самосознание – это система ценностно-смысловых, личностных отношений человека к миру. Самосознание определяет не только содержательную сторону сознания, но влияет и на его процессуальную сторону, ясность и широту охвата действительности. Свое поведение человек регулирует исходя из представлений о самом себе, объединенных в целостный образ «Я».
Самосознание определяет уровень самоорганизации индивида, принципы его поведенческой саморегуляции, самопостроения и самоутверждения. Самосознание – саморефлексия, самоопределение индивида – может быть истинным и ошибочным, порождающим возвышенные устремления и роковые жизненные заблуждения, увлекающим индивида в мир эфемерных мечтаний или затягивающим его в омут бездуховности.
Успех жизнедеятельности индивида зависит от его способности к самоанализу, от приведения его внутреннего мира в соответствие с объективными внешними условиями, от вычленения в них существенного и несущественного, социально санкционированного полезного и вредного.
Концептуально организованная, одухотворенная личность не идет на поводу у случайных обстоятельств, сиюминутных гедонических устремлений, ее поведение детерминируется системой базовых духовных ценностей, принципами нравственности, добра, справедливости и человеческого достоинства.
Сознание как характерная особенность человеческой психики реализуется через механизмбидоминанты – внутриличностной коммуникации, общения человека с самим собой. И этот внутриличностный диалог опосредуется социальными критериями. Наше внутреннее «Я» – интериоризированный «другой» – внедренное в нас социальное начало (alter ego).
Явления действительности отражаются сознаниеминтенционально (от лат. intentio – стремление) – пристрастно-избирательно в зависимости от их значимости в практике человека. При этом одни явления связываются в индивидуальном сознании с комплексом других, сопровождаются, как писал У. Джеме, «психологическими обертонами», вставляются в оправу других известных индивиду явлений, включаются в спектр усвоенной индивидом общечеловеческой культуры. Все это позволяет говорить о едином потоке сознания, который становится основой поведенческой системы индивида: все поведенческие акты человека имеют личностную обусловленность.
Сознание шире, чем мышление. Оно является целостным, интегрированным отражением внешнего мира, включающим в себя все формы психической деятельности: и формы чувственного отражения мира (ощущение, восприятие, представление), и рациональное познание (обобщенно-теоретическое отражение мира), и эмоционально-волевую сферу психической саморегуляции.
Необходимо отметить, что не вся получаемая информация об окружающей действительности и собственном состоянии осознается человеком. Значительная часть информации оказывается вне нашего сознания. Это происходит вследствие ее низкой значимости для человека или «автоматического» реагирования организма в ответ на привычный раздражитель. Проблема соотношения бессознательного и сознательного в поведении человека чрезвычайно сложна. Но что обусловливает возникновение и развитие сознания у человека.
В отечественной психологии этот вопрос, как правило, рассматривают, основываясь на сформулированной А. Н. Леонтьевым гипотезе о происхождении сознания человека. Для того чтобы ответить на вопрос о происхождении сознания, необходимо остановиться на принципиальных отличиях человека от других представителей животного мира.
Одно из главных отличий человека от животного заключается в его отношениях с природой. Если животное является элементом живой природы и строит свои отношения с ней с позиции приспособления к условиям окружающего мира, то человек не просто приспосабливается к природной среде, а стремится в определенной степени подчинить ее себе, создавая для этого орудия труда. С созданием орудий труда изменяется образ жизни человека. Способность создавать орудия для преобразования окружающей природы свидетельствует о способности сознательно трудиться. Труд – это специфический, присущий только человеку вид деятельности, заключающейся в осуществлении воздействий на природу с целью обеспечения условий своего существования.
Основная особенность труда заключается в том, что трудовая деятельность, как правило, осуществляется только совместно с другими людьми. Это справедливо даже для простейших трудовых операций или деятельности, имеющей индивидуальный характер, поскольку в процессе их выполнения человек вступает в определенные отношения с окружающими его людьми. Например, труд писателя может быть охарактеризован как индивидуальный. Однако, для того чтобы стать писателем, человек должен был научиться читать и писать, получить необходимое образование, т. е. его трудовая деятельность стала возможна только вследствие включенности в систему отношений с другими людьми. Таким образом, любой труд, даже кажущийся на первый взгляд сугубо индивидуальным, требует сотрудничества с другими людьми.
Следовательно, труд способствовал образованию определенных человеческих сообществ, которые принципиально отличались от сообществ животных. Эти отличия заключались в том, что, во-первых, объединение первобытных людей было вызвано стремлением не просто выжить, что характерно в определенной мере и для стадных животных, а выжить путем преобразования природных условий существования, т. е. с помощью коллективного труда.
Во-вторых, важнейшим условием существования человеческих сообществ и успешного выполнения трудовых операций является уровень развития коммуникации между членами сообщества. Чем выше уровень развития коммуникации между членами сообщества, тем выше не только организация, но и уровень развития психики человека. Так, высший уровень человеческой коммуникации – речь – обусловила принципиально иной уровень регуляции психических состояний и поведения — регуляции с помощью слова. Человеку, способному общаться с помощью слов, для формирования своего поведения или представления о реальном мире нет необходимости вступать в физический контакт с окружающими его объектами. Для этого ему достаточно иметь информацию, которую он приобретает в процессе общения с другими людьми.
Следует отметить, что именно особенности человеческих сообществ, заключающиеся в необходимости коллективного труда, обусловили возникновение и развитие речи. В свою очередь, речь предопределила возможность существования сознания, поскольку мысль человека всегда имеет вербальную (словесную) форму. Например, человек, по определенному стечению обстоятельств попавший в детские годы к животным и выросший среди них, не умеет говорить, а уровень его мышления хотя и выше, чем у животных, совершенно не соответствует уровню мышления современного человека.
В-третьих, для нормального существования и развития человеческих сообществ законы животного мира, основанные на принципах естественного отбора, непригодны. Коллективный характер труда, развитие коммуникации не только повлекли вслед за собой развитие мышления, но также обусловили формирование специфических законов существования и развития человеческого сообщества. Эти законы известны нам как принципы нравственности и морали.
Таким образом, существует определенная последовательность явлений, обусловивших возможность появления сознания у человека: труд привел к изменению принципов построения взаимоотношений между людьми. Это изменение выразилось в переходе от естественного отбора к принципам организации социального общежития, а также способствовало развитию речи как средства коммуникации. Появление человеческих сообществ с их моральными нормами, отражающими законы социального общежития, явилось основанием для проявления критичности мышления человека. Так появились понятия «хорошо» и «плохо», содержание которых определялось уровнем развития человеческих сообществ. Постепенно, с развитием общества, эти понятия усложнялись, что в определенной мере способствовало эволюции мышления. В то же время происходило развитие речи. У нее появлялись все новые и новые функции. Она способствовала осознанию человеком своего «Я», выделению себя из окружающей среды. В результате речь приобрела свойства, позволяющие рассматривать ее как средство регуляции поведения человека. Все эти явления и закономерности определили возможность проявления и развития сознания у человека.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что подобная логическая последовательность является лишь гипотезой, изложенной с рационалистических позиций. Сегодня существуют и другие точки зрения на проблему возникновения сознания человека, в том числе излагаемые с иррациональных позиций. Это не удивительно, поскольку по многим вопросам психологии единого мнения не существует. Мы отдаем предпочтение рационалистической точке зрения не только потому, что подобных взглядов придерживались классики отечественной психологии (А. Н. Леонтьев, Б. Н. Теплов и др.). Существует целый ряд фактов, позволяющих установить закономерности, которые определили возможность появления сознания у человека.
Прежде всего следует обратить внимание на то, что возникновение сознания у человека, появление речи и возможности трудиться были подготовлены эволюцией человека как биологического вида. Прямохожденне освободило передние конечности от функции ходьбы и способствовало развитию их специализации, связанной с хватанием предметов, их удержанием и манипулированием ими, что в целом способствовало созданию для человека возможности трудиться. Одновременно с этим происходило развитие органов чувств. У человека зрение стало доминирующим источником получения информации об окружающем мире.
Мы вправе полагать, что развитие органов чувств не могло происходить изолированно от развития нервной системы с целом, поскольку с появлением человека как биологического вида отмечаются существенные изменения в строении нервной системы, и прежде всего головного мозга. Так, объем головного мозга человека превышает объем мозга его ближайшего предшественника — человекообразной обезьяны — более чем в два раза. Если у человекообразной обезьяны средний объем мозга равен 600 см куб., то у человека он составляет 1400 см куб. Еще в большей пропорции увеличивается площадь поверхности больших полушарий, так как количество извилин коры головного мозга и их глубина у человека значительно больше (рис.).
Рис. Строение головного мозга у акулы (Л), кролика (Б), ящерицы (В), человека (Г)
Однако с появлением человека происходит не только физическое увеличение объема головного мозга и площади коры. Происходят существенные структурные и функциональные перестройки мозга. Например, у человека по сравнению с человекообразной обезьяной уменьшилась в процентном соотношении площадь проекционных нолей, связанных с элементарными чувствительными и двигательными функциями, и увеличилось процентное содержание интегративных полей, связанных с высшими психическими функциями.
Такое резкое разрастание коры головного мозга, ее структурная эволюция прежде всего связаны с тем, что ряд элементарных функций, которые у животных целиком осуществляются низшими отделами мозга, у человека уже требуют участия коры. Происходит дальнейшая кортикализация управления поведением, большее подчинение элементарных процессов коре по сравнению с тем, что наблюдается у животных. Можно предположить, что эволюция коры головного мозга в процессе филогенеза человека, наряду с его социально-историческим развитием, обусловила возможность появления высшей формы развития психики – сознания.
Сегодня благодаря клиническим исследованиям мы знаем, что сознательная деятельность и осознанное поведение человека в значительной степени определяется переднелобными и теменными полями коры головного мозга. Так, при поражении переднелобных полей человек теряет способность сознательно и разумно управлять своей деятельностью в целом, подчинять спои действия более отдаленным мотивам и целям. В то же время поражение теменных полей приводит к утрате представлений о временных и пространственных отношениях, а также логических связей. Интересен тот факт, что лобные и теменные поля у человека по сравнению с человекообразными обезьянами развиты в наибольшей степени, особенно лобные. Если лобные поля у обезьян занимают около 15 % площади коры головного мозга, то у человека они занимают 30 %. Кроме этого, переднелобные и нижнетеменные участки у человека имеют некоторые нервные центры, отсутствующие у животных.
Следует также отметить, что на характере структурных изменений головного мозга человека отразились результаты эволюции двигательных органов. Каждая группа мышц тесно связана с определенными двигательными полями коры головного мозга. У человека двигательные поля, связанные с той или иной группой мышц, имеют разную площадь, размер которой напрямую зависит от степени развития той или иной группы мышц. При анализе соотношений размеров площади двигательных полей обращает на себя внимание то, насколько велика но отношению к другим полям площадь двигательного поля, связанного с кистями рук. Следовательно, кисти рук человека имеют наибольшее развитие среди органов движения и наиболее связаны с деятельностью коры головного мозга. Необходимо подчеркнуть, что подобный феномен встречается только у человека.
Таким образом, мы можем сделать двоякий вывод о взаимосвязи труда и психического развития человека. Во-первых, сложнейшее строение, которое имеет человеческий мозг и которое отличает его от мозга животных, скорее всего, связано с развитием трудовой деятельности человека. Подобный вывод является классическим с точки зрения материалистической философии. С другой стороны, учитывая, что объем мозга современного человека со времен первобытных людей существенно не изменился, можно говорить о том, что эволюция человека как биологического вида способствовала появлению у людей возможности трудиться, что в свою очередь явилось предпосылкой для появления сознания у человека. Отсутствие неоспоримых доказательств, подтверждающих или опровергающих один из выводов, породило различные точки зрения на причины возникновения и развития сознания у человека.
Однако мы не будем сосредоточивать наше внимание на теоретических спорах, а лишь отметим, что появление у человека сознания как высшей из известных форм развития психики стало возможным вследствие усложнения строения головного мозга. Кроме того, нужно согласиться с тем, что уровень развития мозговых структур и способность к выполнению сложных трудовых операций находится в тесной взаимосвязи. Поэтому можно утверждать, что появление сознания у человека обусловлено как биологическими, так и социальными факторами. Развитие живой природы привело к возникновению человека, обладающего специфическими особенностями строения тела и более развитой по сравнению с другими животными нервной системой, что в целом определило возможность человека заниматься трудом. Это в свою очередь повлекло за собой появление сообществ, развитие языка и сознания, т. е. той логической цепи закономерностей, о которой говорилось выше. Таким образом, труд явился тем условием, которое позволило реализовать психические потенциалы биологического вида Ноmо Sарiens.
Необходимо подчеркнуть, что с появлением сознания человек сразу выделился из животного мира, но первые люди по уровню своего психического развития значительно отличались от современных людей. Прошли тысячи лет, прежде чем человек достиг уровня современного развития. Причем основным фактором поступательного развития сознания явился труд. Так, с приобретением практического опыта, с эволюцией общественных отношений шло усложнение трудовой деятельности. Человек постепенно переходил от простейших трудовых операций к более сложным видам деятельности, что влекло за собой и поступательное развитие мозга и сознания. Это поступательное развитие свидетельствует о социальной природе сознания, что отчетливо проявляется в процессе развития психики ребенка.
Структура сознания
Изучая структуру индивидуального сознания, А.Н. Леонтьев выделил три его составляющих – чувственную ткань сознания, значение и личностный смысл.
Чувственная ткань сознания,по словам А.Н. Леонтьева, «образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающий в памяти. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивости и т.д. …Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Что, иначе говоря, именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает для субъекта как существующий не в сознании, а внеего сознания — как объективное «поле» и объект его деятельности». Чувственная ткань — переживание «чувства реальности».
Значения –это то общее содержание слов, схем, карт, чертежей и т.п., которое понятно всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам, прошедшим сходный исторический путь. В значениях обобщается, кристаллизуется и тем самым сохраняется для последующих поколений опыт человечества. Постигая мир значений, человек познает этот опыт, приобщается к нему и может внести в нее свой вклад. Значения, писал А.Н. Леонтьев, «преломляют мир в сознании человека… в значениях представлена преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытой совокупной общественной практикой». Универсальным языком значений является язык искусства — музыки, танца, живописи, театра, язык архитектуры.
Преломляясь в сфере индивидуального сознания, значение приобретает особый, только ему присущий смысл. Например, все дети хотели бы получать пятерки. Отметка «пять» имеет общее для них всех значение, закрепленное социальным нормативом. Однако для одного эта пятерка — показатель его знаний, способностей, для другого — символ того, что он лучше других, для третьего — способ добиться обещанного подарка от родителей и т.п. То содержание значения, которое оно приобретает лично для каждого человека, называется личностным смыслом.
Личностный смысл, таким образом, отражает субъективную значимость тех или иных событий, явлений, действий действительности к интересам, потребностям, мотивам человека. Он «создает пристрастность человеческого сознания».
Многие проблемы, связанные с воплощением своих мыслей в слова как раз и связаны с различием между личностным смыслом и значением. Недаром воскликнул поэт: «О, если б без слова, сказать душой было можно!».
Несовпадение личностных смыслов создает трудности понимания. Случаи непонимания людьми друг друга, возникающие из-за того, что одно и то же событие, явление имеет для них разный личностный смысл, получило название «смыслового барьера». Этот термин ввела психолог Л.С. Славина. Изучая младших школьников, она искала причины того, почему некоторые дети совершенно невосприимчивы к воздействиям со стороны педагога. Выяснилось, что во многом это связано с тем, что предъявляемое к ребенку требование имеет для него совершенно другой личностный смысл, чем для учителя. Например, учитель задает ребенку вопрос, пытаясь понять, что он знает или даже «вытянуть» его на лучшую отметку, а ученик считает, что тот к нему придирается. Учитель ставит отметку, которая кажется ему правильной, а ученик полагает, что к нему несправедливы, и отметка занижена. Конечно, смысловой барьер может возникать не только между учителем и учеником, но и между ребенком и родителями, между взрослыми людьми. Важно то, что при достаточно частом повторении такого взаимонепонимания, смысловой барьер может расширяться, захватывать все новые и новые области взаимоотношений, и тогда любые воздействия, идущие, например, от педагога перестают восприниматься. Возникает то, что в житейской психологии, грубо, но точно описывается словами, «как от стенки горох». В работах Л.С. Славиной описаны конкретные способы профилактики и преодоления этого явления.
Все эти составляющие вместе и создают ту сложную и удивительную реальность, которая и есть человеческое сознание.
понятие, структура, свойства. Теории происхождения сознания. — Студопедия
Ответ:
Сознание—это способность человеческого мозга целенаправленно, обобщённо и оценочно отражать объективную реальность в чувственных образах или логических понятиях.
Характеристики сознания:
-Сознание имеет социальный хар-р, ибо оно возникает только в общественном, социальном обществе.
-Имеет рефлексивный хар-р (дает возможность человеку выделить себя из окружающей среды, проанализировать и оценить свои действия и поступки).
-Коммуникативная особенность сознания дает возможность передать информацию от одного к др.
-Интеллектуальная особенность сознания дает возможность анализировать, обобщать, абстрагировать, классифицировать предметы, явления, рассуждать, делать выводы, умозаключения об явлениях природы и общества.
-Воображаемая особенность сознания дает возможность фантазировать, мечтать, заглянуть в будущее.
-Творческий хар-р сознания способствует созданию новых идей, образов, материальных и культурных ценностей.
В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:
1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.
2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.
3. Отношения человеку к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).
4. Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).
5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).
6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).
Свойства сознания:
1) сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена прежде всего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью для ее достижения;
2) сознанию присуща интенциональность, т. е. направленность на какой-либо предмет. Сознание – это всегда сознание чего-либо;
3) способность человеческого сознания к рефлексии, самонаблюдению, т. е. возможность осознания самого сознания;
4) сознание имеет мотивационно-ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-либо цели, что обусловлено потребностями организма и личности.
Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке зрения:
· теория монад (монадология) — первоначально выдвинута Лейбницем, согласно которой в мире существует огромное количество неделимых и бессмертных монад — первичных духовных единиц, в которых заключена энергия Вселенной и которые явл-ся основой сознания и порождаемой им материи;
· теория Шардена, согласно которой сознание — надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи;
· теория Толбета, согласно которой Вселенная — гигантский разум, сознание — результата взаимодействия полей, которые образуют материю;
· теория психосферыРейзера, согласно которой Галактика — громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом;
· теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая и все ее проявления) имеет душу, одушевленность — свойство материи.
Проблема человека в психологии. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.
Ответ:
Человек — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности. Человек, как субъект и продукт трудовой деятельности в обществе является системой, в которой физическое и психическое, генетически обусловленное и прижизненно сформированное, природное и социальное образуют нерасторжимое единство. Человек -сложное явление. Он «объективно выступает в системе своих бесконечно многообразных качеств, свойств, отношений. Человек-это физическое тело, организм, индивид, личность, индививидуальность».
Понятия «Индивид», «Индивидуальность», «Личность» имеют свою специфику, но все они взаимосвязаны.Индивид (родовая принадлежность) – это человек, как единичное природное существо, представитель вида Homosapiens, индивидом рождаются. (Леонтьев). Человек как индивид обладает определенными свойствами. Б.Г.Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. Первичные свойства, присущие всем люд: возрастные особенности (соответствие определенному возрасту), половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), конституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. Личность характеризует человека как объект реального мира. Под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Следующее понятие – субъект деятельности. Это понятие по своему содержанию занимает промежуточное положение между понятиями индивид и личность. Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека. Субъект деятельности — всегда направленная активность и не только на предмет деятельности, но и самого себя. Понятие субъект употребляется совместно с понятием объект (это существующие независимо от нашего сознания предмет или явление реального мира, выступающие в виде цели, на которое обращена активность чел – субъекта воздействия.
Психологическая характеристика сознания
Укажем основные эмпирические характеристики сознания, отличающие эту форму психического отражения от других его форм (психики животных).
1. Сознательное отражение действительности всегда включает ощущение самого себя в качестве познающего субъекта. С возникновением сознания у человека появилась способность выделять себя из природы, познавать и овладевать ею.
2. Сознание человека рефлексивно. На определенном этапе развития индивидуального сознания у него появляется рефлексивная способность, т. е. готовность сознания к познанию собственных психических процессов и самого себя. Рефлексия является совершенно необходимой характеристикой сознания, которую признают все исследователи. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.
3. Сознание человека имеет культурно-историческую природу. Индивидуальное сознание человека формируется в процессе воспитания, усвоения им социального опыта. В этом состоит принципиальное отличие между психикой животного и сознанием человека. Все формы жизнедеятельности животного являются врожденными, а индивидуальное поведение появляется в результате их упражнения. В отличие от этого, ребенок с момента рождения приобретает формы индивидуального поведения под влиянием культурно-исторической среды. Даже те поведенческие акты, которые связаны с удовлетворением органических потребностей, осуществляются человеком в соответствии с требованиями, предъявляемыми ему культурой. Так, потребность в пище является биологически заданной, но способ ее удовлетворения при помощи ложки, сидя на стуле за столом, определяется культурными нормами. Это чисто социальное наследование форм жизнедеятельности, т.е. наследование таких ее форм, которые не передаются генетическим путем, а только через воспитание, через процессы в ходе которых человек как биологический вид превращается в представителя человеческого рода (т.е. всей конкретной совокупности людей, находящихся в системе общественных отношений),- наличие этого специфического отношения порождает сознание как специфически человеческую форму психики.
4. Сознание человека объективировано, т.е. позволяет строить картину мира, которая воспроизводит его свойства, не зависящие от присутствия в нем познающего субъекта. Эта характеристика сознания во многом парадоксальна: ведь исходным «психическим материалом», из которого строится картина окружающего нас мира, служат такие характеристики этого мира, которые обусловлены особенностями познающего субъекта. В самом деле, такие качества предметов как шероховатость, гладкость; такие свойства звуковых волн как громкость, или световых волн как цвет, могут быть открыты в самих этих предметах только при их взаимодействии с самими органами чувств. Ведь световой волне, самой по себе, качество цвета не присуще. Но, тем не менее, из подобного «субъективного» психического материала, человек в своем сознании выходит за пределы свойств мира, обусловленных своей собственной чувственностью, и открывает «сверхчувственные» свойства. Сама возможность построения, например, физической картины мира предполагает воспроизведение таких взаимосвязей и свойств этого мира, которые присущи миру «самому по себе», без человека и его сознания.
5. Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует. Благодаря способности к речи у человека появляется возможность передачи другим лицам того, что он знает, т.е. человеческое сознание обладает способностью к коммуникации. Хотя коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но только человек способен передавать другим людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это — главное в общении животных), но и знания, т.е. объективную информацию об окружающем мире.
Названные свойства могут иметь разную степень выраженности в конкретных случаях, что позволяет различать разные уровни сознания. Например, рефлексивность может быть большей или меньшей по отношению к актам сознания. Это позволяет различать сознательные и неосознаваемые процессы, а также измененные состояния сознания.
Психологические свойства сознания
Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.
Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, т.е. к получению более или менее достоверных знаний о нем. Человек осознает эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразить их в словах, понятиях, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь и т.п.) такая способность теряется.
Мысленное представление и воображение действительности – вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.
Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей (воображения, грезы, мечты, фантазия), выступает как одна из важнейших психологических характеристик сознания. В данном случае человек произвольно, т.е. сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей, и сосредотачивает все свое внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своем воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии увидеть. Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует. В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них – осмысленность представляемого или осознаваемого, т.е. его словесно- понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.
Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, т.е. то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.
Третья характеристика человеческого сознания – это его способность к коммуникации, т.е. передачи другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в языке и общении животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, т.е. объективную информацию об окружающем мире. Еще одной особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Схемой называется определенная умственная структура, в соответствии с которой человеком воспринимается, перерабатывается, и храниться информация об окружающем мире и о самом себе. Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение ее к той или иной категории. Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, т.е. отвлечение от всего второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном. Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это главное затем становиться достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и учится пользоваться им как средством общения и мышления.
Обобщенное отражение действительности и составляет содержание индивидуального сознания. Вот почему мы говорим о том, что без языка и речи сознание человека немыслимо.
Язык и речь формируют два разных, но взаимосвязанных в своем происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Система словесных значений составляет пласт общественного сознания, которое в знаковых системах языка существует независимо от сознания каждого отдельно взятого человека.
Смыслом слова в психологии называют ту часть его значения, которое слово приобретает в речи употребляющего его человека. Со смыслом слова, кроме ассоциированной с ним части значения, связано множество чувств, мыслей, ассоциаций и образов, которые данное слово вызывает в сознании конкретного человека.
Сознание существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музыка. Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.
Поможем написать любую работу на аналогичную
тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Карточки с характеристиками сознания от Джеммы Ш
близко
Геном знаний TM
Сертифицировано Brainscape
Просмотрите более 1 миллиона курсов, созданных лучшими студентами, профессорами, издателями и экспертами, которые охватывают весь мир «усваиваемых» знаний.
Вступительные экзамены
Экзамены AP
Экзамены GCSE
Вступительные экзамены в магистратуру
Вступительные экзамены в университет
Профессиональные сертификаты
MPRE
Бар экзамен
Водитель Эд
Финансовые экзамены
Медицинские и сестринские сертификаты
Военные экзамены
Сертификаты технологий
TOEFL
Другие сертификаты
Иностранные языки
арабский
китайский язык
французский язык
Немецкий
иврит
Итальянский
японский язык
корейский язык
Лингвистика
португальский
русский
испанский
TOEFL
Другие иностранные языки
Наука
Анатомия
Астрономия
Биохимия
Биология
Клеточная биология
Химия
наука о планете Земля
Наука об окружающей среде
Генетика
Геология
Здоровье
Наука о жизни
Морская биология
Метеорология
Микробиология
Океанография
Органическая химия
Периодическая таблица
Физическая наука
Физика
Физиология
Растениеводство
Наука
Зоология
Английский
Американская литература
Британская литература
Писательское творчество
английский
Художественная литература
Средневековая литература
Акустика
Поэзия
Пословицы и идиомы
Шекспир
Орфография
Vocab Builder
Гуманитарные и социальные исследования
Антропология
Гражданство
Гражданское
Классика
Связь
Уголовное правосудие
География
История
Философия
Политическая наука
Психология
Религия и Библия
Социальные исследования
Социальная работа
Социология
Математика
Алгебра
Алгебра II
Арифметика
Исчисление
Геометрия
Линейная алгебра
Математика
Таблицы умножения
Precalculus
Вероятность
Статистические методы
Статистика
Тригонометрия
Медицина и уход
Анатомия
Анестезиология
Аудиология
Бактериология
Биохимия
Биоэтика
Биомедицинская наука
Кардиология
Сердечно-сосудистые
Роды
Хиропрактика
Стоматология
Дерматология
Диагностическая визуализация
Наркотики
Эндокринология
Эпидемиология
ER
Гастроэнтерология
Генетика
Гериатрия
Общая анатомия
Гинекология
Гематология
Гормоны
Инфекционное заболевание
Медицинские осмотры
Медицинская терминология
Микроанатомия
Скелетно-мышечный
Нейроанатомия
Неврология
Нервно-мышечный
Нейрохирургия
Уход
Питание
Акушерство
Трудотерапия
Онкология
Офтальмология
Оптометрии
Ортодонтия
Ортопедия
Отоларингология
Фельдшер
Пассивный уход
Патология
Педиатрия
Пародонтология
Фармакология
Аптека
Флеботомия
Физиотерапия
Физиология
Подиатрия
Дородовой
Легочный
Рентгенография
Радиология
Почечный
Респираторный
Ревматология
Скелетный
Анатомия позвоночника
.
Психология сознания Роберта Эвана Орнштейна
Этот автор опередил свое время в 1972 году, предложив множество рекомендаций, которые, наконец, выполняются (для улучшения человечества) сегодня.
Мне очень понравилось его исследование сознания, объективно рассматривая как западную, так и восточную психологию. Он исследует области знаний, которые западные люди отвергали десятилетиями, потому что наша парадигма не была достаточно широкой, чтобы поверить в такую возможность. Теперь, когда в некоторых областях мы можем с научной точки зрения увидеть истинность отклоненных претензий usin
. Этот автор опередил свое время в 1972 году, предложив множество рекомендаций, которые, наконец, выполняются (на благо человечества) сегодня.
Мне очень понравилось его исследование сознания, объективно рассматривая как западную, так и восточную психологию. Он исследует области знаний, которые западные люди отвергали десятилетиями, потому что наша парадигма не была достаточно широкой, чтобы поверить в такую возможность. Теперь, когда в некоторых областях мы можем с научной точки зрения увидеть истинность отклоненных заявлений с использованием западных методов, наша парадигма изменилась.
Это постоянная проблема с новыми идеями, и это одна из причин, по которой прогресс идет намного медленнее, чем мог бы.
Я восхищен многими его рекомендациями, которые перекликаются с моими собственными рекомендациями на сегодняшний день. Тот факт, что кто-то так давно отстаивал эти полезные шаги, а мы до сих пор не приняли их, демонстрирует прилипчивость устаревших идей, не имеющих прочной основы. Это также показывает, что любой, кто хочет найти лучший путь, ведущий к лучшей жизни для себя, своих семей и детей, может это сделать. Знание существует. Так же, как некоторые из них являются первопроходцами новых технологий, ничто не мешает некоторым извлечь выгоду из этих идей — нам не нужно ждать, пока толпа воспользуется ими.
Мне очень понравились некоторые из использованных им историй и аналогий, которые не зарекомендовали себя в результате повторного использования в других местах.
Несмотря на то, что я знаком с большей частью того, о чем он писал, я обнаружил, что его взгляды помогли мне еще больше расширить мою точку зрения в нескольких областях … таким образом, создав еще более четкую картину реальности и человеческого потенциала.
.
Структурализм против. Функционализм в контексте психологии
Структурализм и функционализм были первыми двумя теоретическими подходами к психологии, которые пытались использовать научный подход для изучения человеческого поведения и разума. Прочтите этот пост PsycholoGenie, чтобы узнать подробнее об их функционировании и целях.
Знаете ли вы?
Несмотря на то, что структурализм и функционализм были первыми школами мысли, возникшими в области психологии, в конечном итоге обе они утратили господство и были заменены другими теориями, такими как психоанализ, гуманизм, и бихевиоризм.
Психология возникла как отдельная дисциплина и предмет, отличающийся по своей структуре и форме от таких предметов, как философия и биология в конце 1900-х годов. И вместе с этим появилось несколько теорий, которые пытались теоретически изучить суть человеческого поведения. Основной принцип этих теорий основывался на предпосылке, что, как и другие предметы, должно быть возможно изучать человеческое поведение, а различные теории были сосредоточены на способах, с помощью которых это можно было бы сделать наиболее эффективным образом.Двумя из первых теоретических подходов к психологии были теории структурализма и функционализма, которые резко различались в своем исследовании человеческого разума.
Хотите написать для нас? Что ж, мы ищем хороших писателей, которые хотят распространять информацию. Свяжитесь с нами, и мы поговорим …
Давайте работать вместе!
В этой статье PsycholoGenie мы расскажем вам об основополагающих принципах этих теорий, о том, что они воплощают, чем отличаются их подходы и как они работают.
Структурализм против. Функционализм
Теория структурализма
История структурализма восходит к Вильгельму Вундту, которого чаще всего называют отцом структурализма и психологии. Вундт сформулировал, что можно изучать человеческое поведение как научное предприятие, как и другие науки, и для этого в 1879 году он основал первую лабораторию, посвященную психологическим исследованиям.
Характеристики
Вундт был твердо убежден в том, что разум можно эффективно изучать, изучая сознательные мысли человека.Однако именно его ученик Эдвард Б. Титченер развил идеи, изложенные Вундтом, и разработал теорию структурализма в том виде, в каком мы ее знаем сегодня. Он определил сознание как совокупность умственных переживаний, которые человек имеет в любой данный момент, а ум — как накопленный опыт за всю жизнь. Он твердо верил, что если эти основные компоненты ума можно понять, определить и классифицировать, то можно будет определить и структуру ментальных процессов и высшего мышления.
Основа рассуждений, которые он использовал для изучения структуры разума, заключалась в том, чтобы понять, что представляет собой каждый элемент разума, как эти элементы взаимодействуют друг с другом и почему они взаимодействуют таким образом. Титченер также пытался классифицировать структуры разума, как это делали другие науки: физика с ее фундаментальными законами и химия с ее периодическими таблицами.
Подобно Вундту, Титченер также использовал интроспекцию в качестве основного метода исследования.Самоанализ направлен на то, чтобы научить людей концентрироваться на различных стимулах, которые им предъявляются, и впоследствии сообщать о своих сознательных переживаниях, когда они на них реагируют. Однако, в отличие от Вундта, Титченер придерживался очень строгих правил проведения интроспективного анализа.
Сильные стороны теории
► Структурализм был первой серьезной школой психологии, проложившей путь для процветания других психологических идей.
► Структурализм повлиял на появление экспериментальной психологии.
Критика теории
Эта теория подверглась критике по нескольким ключевым факторам; во-первых, предмет, который он выбрал для изучения, ― сознание. Было сказано, что сознание нельзя изучать с помощью контролируемых экспериментов, потому что это субъективный вопрос, который нельзя наблюдать и, таким образом, измерять. А во-вторых, инструмент, который использовался для измерения сознания, то есть интроспекция, не является научным методом, и поэтому, даже с учетом того, насколько строго используются руководящие принципы, он все равно не является надежным методом, поскольку он может давать разные результаты. исходя из темы.
Теория функционализма
Хотите написать для нас? Что ж, мы ищем хороших писателей, которые хотят распространять информацию. Свяжитесь с нами, и мы поговорим …
Давайте работать вместе!
Теория функционализма возникла как реакция на теорию структурализма. Первым сторонником этой теории был Уильям Джеймс, которого часто называют отцом теории функционализма; он основал теорию на эволюционной теории (теории естественного отбора) Чарльза Дарвина.
Характеристики
Теория функционализма фокусировалась на объяснении сознания более систематическим и точным образом. Вместо того, чтобы концентрироваться на различных элементах сознания, он сосредоточился на цели сознания и поведения.
Теория изучала психическую жизнь и поведение людей на основе их адаптации к окружающей среде. При этом теория не столько концентрировалась на изучении состава ума, сколько на изучении способов, которыми ум приспосабливается к изменяющейся среде и ситуациям.
Эта теория считала, что мозг эволюционирует с целью повышения выживаемости его носителя. Таким образом, если характеристики вида (включая процессы мозга) не служат какой-либо цели, они не будут выбраны природой для выживания.
Сильные стороны теории
► Эта теория повлияла на появление теорий бихевиоризма и прикладной психологии.
► В конечном итоге он стал применяться в образовательной системе при принятии различных школ обучения.
Критика теории
Теория подверглась критике на основе области ее исследования. Психологи утверждали, что теория была чрезвычайно объективной в своем подходе и полностью игнорировала субъективные тенденции человеческого поведения. В связи с этим было просто невозможно наблюдать и изучать человеческое поведение столь объективным образом.
Сходства и различия между структурализмом и функционализмом легко перечислить; в то время как обе теории используют изучение человеческого сознания в своей основе, способы, которыми эти исследования проводятся, совершенно разные.Если структурализм концентрируется на «элементах» сознания, то функционализм сосредотачивается на «цели» того же самого. Какие бы идеи ни воплощались в этих теориях, тот факт, что они являются предшественниками различных школ психологии, гарантирует, что они занимают особое место в изучении этого предмета.
.