Идеи сократа: Cократ основные идеи — Kratkoe.com

Содержание

Cократ основные идеи — Kratkoe.com

Автор J.G. На чтение 2 мин.

Какие основные идеи философии Сократа, древнегреческого мыслителя и философа, Вы узнаете из этой статьи.

Сократ является автором теории подлинного красноречия, которое основано на знании истины. Его беседы и выступления записаны учениками мыслителя, и сегодня мы имеет прекрасную возможность узнать о философских и педагогических идеях Сократа.

Основные философские идеи Сократа

  • Предмет философии, главная цель и основная задача — познание «естества» человека, мышления и образа жизни, а также первоисточника его дел и поступков. Сократ утверждал «познай самого себя». В этом и есть смысл назначения и призвания каждого человека.
  • Человеческая сущность сосредоточена в его душе. А ценность души лежит в познании. Для ее возрастания необходимо вести добродетельную жизнь.
  • Он разработал метод субъективной диалектики, благодаря которому можно установить истину. Сократ считал, что истина – это объективно независимое знание, получаемое в ходе беседы диалога, когда уточняются понятия.
  • Знания  носят понятийный характер. Это понятия об общем, мысль, которые через определения раскрываются.
  • Философ утверждал, что материальный мир невозможно познать (агностицизм), но для познания доступна душа.
  • Его  главное дидактическое достижение – майэвтика. Это диалектический спор, подводящий к истине.
Основные идеи Сократа кратко о педагогике
  1. Главный педагогический тезис Сократа о том, что нравственное самосовершенствование является основным среди всех человеческих жизненных целей.
  2. Счастье состоит в устранении противоречий между общественным и личным бытием. Иначе все приведет к дисгармонии с обществом и душевному разладу.
  3. Основная педагогическая идея Сократа — «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может», то есть самопознание.
  4. Связывал природные способности человека с его правом на образование.
  5. Учительская деятельность дороже жизни. Ведь учитель формирует личность человека, а в дальнейшем и общество.
  6. Главная задача учители и наставника состоит в пробуждении мощных душевных сил в ученике.
  7. Беседы являются фундаментом любого учения, ведь только благодаря им можно заложить истину и знания в сознание ученика.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какие основные идеи Сократа.

Философия Сократа: кратко и понятно

Сократ – афинянин, родившейся в простой семье, стал самым известным древнегреческим мыслителем своего времени. В чем заключалась философия Сократа, биография и высказывания в материале статьи.

Биография Сократа

фото 592

Сократ родился в обычной семье в 5 веке до н.э. Отец работал скульптором, а мать – повитухой. Будущий философ учился самостоятельно. От отца перенял умение скульптора. Он собирал молодых людей, которые жаждали получить новые знания. Проводил беседы на прогулках, площадях, оказывая влияние на окружение. Выступая, как учитель, не брал денег за беседы, считая недопустимым торговлю мудростью. Его жизнеописание велось слушателями, учениками и друзьями, поскольку сам он ничего не записывал. Философия изложена в трудах Ксенафонта и Платона. Но Платон вставлял собственные рассуждения в записи, представляя их в виде дискуссий между Сократом и участниками беседы.

Личность Сократа привлекательна для современников. Они образовали другие философские школы. Каждая продолжала его учение. В нем видели основателя новой философии. Он был учитель, образец ясного ума и внутреннего спокойствия. Его внешняя заурядность опровергала укоренившиеся представления греков о том, что красивая душа находится только в красивом теле. Нос мудреца был приплюснут, ноздри – широкими и вздернутыми.

Он беседовал с людьми, из разных социальных классов, и для каждого стремился так поставить вопрос, чтобы собеседник смог правильно понять смысл сказанного Вопросы заставляли собеседника думать. Беседы с желающими привели его в темницу. Ему было предъявлено обвинение в антигосударственной деятельности и служении демону. Демоном назывался внутренний голос, подсказывающий философу рассуждения и мысли. Он отказался бежать из тюрьмы, несмотря на план побега, организованный его учениками и соратниками. Весной 399 года до н.э. философ выпил из кубка, в котором был яд, парализующий дыхание. До последнего дня он был спокоен и продолжал философские беседы и рассуждения с самим собой.

Значение философии Сократа

Сократ запомнился истории реформатором теоретической и практической философии. Аристотель отметил, что именно Сократ основал научную методологию в форме индуктивного рассуждения и определения.

Сократический метод

Главная идея сократического метода заключается в поиске истины через беседу, или спор. Из него пошла идеалистическая диалектика. Диалектика – искусство нахождения истины через раскрытие противоречий в рассуждениях собеседника и их преодоление. Метод основан на двух частях:

  1. Иронии.
  2. Майевтике.

Сократический метод основан на систематических вопросах, задаваемых собеседнику, целью которых было привести его к пониманию собственной невежественности. Это ирония. Но ироническое представление противоречий не является сутью метода. Главное в нем – найти истину через раскрытие противоречий. Майевтика продолжает и дополняет сократический метод.

Сам мыслитель говорил, что его метод, подобно повитухе помогает рождать истину. Мысль разделяется на звенья. Из каждой формируется вопрос, на который есть короткий, или заранее понятный ответ. Говоря проще, это диалог с перехватом инициативы.

Перечислим достоинства сократического метода:

  1. Внимание собеседника сосредоточено и не рассеивается.
  2. Нелогичность в цепочке рассуждений быстро замечается.
  3. Участники спора находят истину.
  4. В цепочке рассуждений разрешаются другие вопросы, не имеющие отношения к первоначальной теме.

Учение Сократа о добре

Рассмотрим, как Сократ понимал добро. Улучшение условий воспитания – священный долг людей. Самое важное – образование как личное, так и других людей. Высшая человеческая мудрость в умении отличить доброе от злого. Каждый человек должен руководствоваться справедливостью в поступках. Тому, кто следит за здоровьем, врач не даст полезный совет. Знание – есть единственное благо, а невежество – единственное зло. Тот, кто идет на поводу своих удовольствий не сможет сохранить чистыми тело и душу. Кто хочет сдвинуть мир, тот должен сначала сдвинуть себя.

Женская любовь страшнее мужской ненависти. Это яд, опасный сладостью. Миром и небом правит мудрость. Пьянство обнаруживает порок, а счастье не меняет характер. Умение радоваться малому – признак богатой натуры. Зло возникает, когда человек не познал добро.

фото 593

Об истине

Мнение других не имеет значения. Побеждает не решение большинства, а единственного человека.

Учение Сократа о Боге

Богословие стало завершением философии мудреца. Он утверждает, что люди не способны к пониманию истины, все знает только Бог. Афинский философ не испытывал страха перед смертью, поскольку не знал является ли она добром, злом, или высшим благом, и говорил, что человек перед лицом смерти может прорицать. Знамение не оставляет его по дороге в суд и выходящего из зала суда, все происходит так, как нужно. В противном случае, его остановили бы знамением. Хорошего человека Боги оберегают при жизни и после смерти, заботясь о его делах. О Боге Сократ говорил так: «Я знаю, он есть и знаю чем он является». Материя в его определении – выражение божественных мыслей. Отвергал изучение природы, считая это вмешательством в дела богов.

Люди совмещают в себе две противоположности – душу и тело, из которых они состоит. Душа стремиться познать знание и добродетель, тело стремиться к комфорту и низменным желаниям. Различие целей предполагает конфликт между душой и телом. Нужно проявить заботу о душе, а телесные потребности игнорировать. Идеал выше блага даже под угрозой жизни и здоровья.

Нравственный характер разума ставит его выше тела. Разум обладает сверхличной универсальной частью. Эта часть – Вселенский разум, или Бог.

Философ ставил единого Бога выше признанных греческих. Божественное проявляется в душе человека, а истина спрятана внутри него. Бог – не человек, а мироустройство, наделенное разумом. Мудрость человека не стоит ничего.

Этика

В чем заключается этика Сократа? Этический смысл в его философии – добродетель, знание добра и поступки, в соответствии с этим знанием. Храбрый человек знает правильное действие и совершает его. Справедливый – тот кто знает, как поступить в государственных делах и поступает. Благочестивый человек знает религиозные обряды и соблюдает их. Сократ говорил о неразделимости добродетели и знания. Поступая безнравственно, люди заблуждаются и страдают от непонимания добра и зла.

Добродетель достигается только благородными людьми. Среди о добродетелей философ выделил:

  1. Сдержанность – способность совладать со страстью.
  2. Мужество – способность преодолевать опасность.
  3. Справедливость – соблюдение закона людей и бога.

Добродетели философ считал неизменными и вечными.

Рассмотрим философскую этику Сократа:

Познание космоса невозможно, человек не найдет выход из противоречий. Он в состоянии познать то, что ему принадлежит – собственную душу. Отсюда вышло требование философа «Познай самого себя». Цель познания в направлении человека в жизни. Ценность познания явлений в умении жить разумно.

Цитаты Сократа

Его высказывания совмещают мудрость и простоту. Приведем высказывания древнего философа:

  1. «Брак – необходимое зло».
  2. «Женись. Хорошая жена сделает тебя исключением, с плохой – станешь философом».
  3. «Работа без цели лучше бездействия».
  4. «Сила не сохраняет дружбу». Друзья – ловятся и приручаются через любовь и доброту».
  5. «Ешьте, чтобы жить, не живите чтобы есть».

Философия у Сократа – попытка познания себя и других людей своей эпохи. Тема человеческой личности впервые стала центральной за весь период развития философии как науки, который стал называться «Досократовским».

Человек становится единственной формой бытия. Прошлый период философии был сосредоточен на поиски бытия вне человека. Это стало коренным переворотом в разработке проблематики мировоззрения. Сократ первым формирует вопросы отношения субъекта и объекта, духа и природы, мышления и бытия. Философия рассматривает не разделение понятий между собой, а их соотношение друг с другом.

Сократ говорил об объективном характере познания, уделял значение человеку с точки зрения существа, обладающего нравственностью. Верил в родство духовного и божественного, размышлял о бессмертии души. Бог – источник добродетели и справедливости, нравственная, а не природная сила, как считали ранее.

фото 594

Занимался укреплением и совершенствованием этического идеализма, но не ограничивался этим. Цель философского поиска Сократа – в понимании добродетели и следовании ей.

Сократ говорил, что отношения государства с человеком сравнимы с отношениями родителей и детей. Дети обязаны слушаться родителей, так и человек обязан выражать подчинение государству. Исходя из этого принципа, философ не стал избегать смертного приговора и не совершил побега из тюрьмы. Следование истине и справедливости стоило ему жизни, а смерть показала, что мудрец шел до конца в своих рассуждениях и жил в соответствии с ними.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ УЧЕНИЯ СОКРАТА — Студопедия

КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Сократ (469 – 399 гг. до н.э.)

Платон (427 – 347 гг. до н.э.)

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.)

Именно в учениях классической античной философии были достигнуты наиболее существенные ее идеи. Существенное место в развитии античной философии занимает учение Сократа. С его учением связан принципиальный поворот в развитии античной философии: Сократ обосновал идею о том, что центральной проблемой философии является проблема человека. Если до Сократа разрабатывали натурфилософию (учения о природе, космосе), то начиная с Сократа философия изучает природу для того, чтобы полнее раскрыть, исследовать проблему человека.

Какого-либо текста, содержащего учение, Сократ не оставил. Об идеях Сократа судят главным образом по тому, как они изложены в произведениях его ученика Платона. Вступая с различными людьми в беседу, Сократ стремился к тому, чтобы человек попытался выразить свои мысли, показать свои знания по тому или иному вопросу.

1) Сократ исходил из того, что мышление человека, как его важнейшее качество, имеет диалогичную природу, т.е. человек мыслит и получает новые знания тогда, когда он пытается ответить на вопрос либо заданный другим, либо поставленный самим собой. Поэтому для того, чтобы получить новые знания, человек должен использовать метод диалога. В процессе диалога сталкиваются противоположные точки зрения, мнения, аргументы и в споре рождается истина. Если Гераклит выявил универсальную противоречивость вещей природы, то Сократ выявил противоречивость мышления, которая проявляется в диалоге.



2) Сократ подчеркивал, что для человека важно не просто усвоить знания, но гораздо важнее уметь самостоятельно получать новые знания. Поэтому Сократ и указывал, что человек всегда должен отдавать себе отчет в собственном незнании и стремится к самостоятельному получению новых знаний, а для этого человек должен прежде всего не природу познавать, а способности собственного мышления. Всвязи с этим Сократ выдвинул тезис: «Познай самого себя».

3) Стремясь к новому знанию в процессе диалога, человек должен это новое знание уметь выразить в форме понятия. Сократ – первый мыслитель, который показал роль понятия как универсальной основной фундаментальной формы выражения знаний. Поэтому получение нового знания – по сути есть умение строго определить соответствующие понятия. Позднее ученик Сократа Платон показал, что понятие выражает общие существенные признаки некоторого класса вещей, а ученик Платона Аристотель сформулировал те логические требования, правила, которые необходимо соблюдать при определении понятий.

Дальнейшее развитие идеи Сократа получили в учении Платона.

Философские идеи Сократа

В становлении и
развитии философии в Древней Греции
выдающееся место принадлежит Сократу
(470–469 – 399 до н. э.). Сделав философию
своей специальностью, а судя по дошедшим
сведениям это так и было, поскольку
кроме нескольких лет, проведенных в
качестве воина, Сократ ничем другим не
занимался, древнегреческий мыслитель
тем не менее не оставил после своей
кончины философских произведений.
Объясняется это просто: свои идеи Сократ
предпочитал высказывать в устной форме
ученикам, слушателям и оппонентам.

То, что известно
о жизни и деятельности Сократа, дошло
до нас благодаря работам Ксенофонта,
Платона и Аристотеля. Именно на основании
их воспоминаний, главным образом первых
двух, можно излагать взгляды Сократа,
так как у Аристотеля, по существу, нет
ничего иного, чего бы не было у Ксенофонта
или Платона. Современников поражало у
Сократа многое: неординарная наружность,
образ жизни, высокая нравственность,
парадоксальность суждений и глубина
философского анализа.

Сократ является,
по существу, первым древнегреческим
философом, кто отходит от натурфилософского
истолкования мира и философски, то есть
путем рассуждений и умозаключений,
пытается найти истину, ответы на
поставленные им самим и его
предшественниками-философами вопросы.
Другими словами, предметом его философских
рассуждений являются человеческое
сознание, душа, человеческая жизнь в
целом, а не космос, не природа, как это
было у его предшественников. И хотя он
еще не дошел до платоновского или
аристотелевского понимания философии,
несомненно то, что он заложил основы их
воззрений.

Анализируя проблемы
человеческого бытия, Сократ главное
внимание в своих речах и беседах уделял
вопросам этики, то есть тем нормам, по
которым человек должен жить в обществе.
При этом способ доказательства и
опровержения высказываемых суждений
отличался у Сократа разносторонней и
неотразимой формой воздействия.

В своей философской
деятельности Сократ руководствовался
двумя принципами, сформулированными
оракулами: необходимостью каждому
“познать самого себя” и тем, что “ни
один человек ничего не знает достоверно
и только истинный мудрец знает, что он
ничего не знает”. С одной стороны, эти
принципы были ему необходимы для борьбы
против софистов, которых Сократ резко
критиковал за бесплодность их учения,
претензии на знание истины и громогласные
заявления об обучении истине. С другой
стороны, принятие этих принципов должно
было побуждать людей к расширению своих
знаний к постижению истины. Важнейшим
средством, а если говорить на современном
философском языке – методом для
приобщения людей к познанию выступает
ирония, существенной частью которой
является признание своего невежества.
В интерпретации Сократа ирония выступает
способом самоанализа человеком самого
себя, результатом чего является признание
собственного невежества, что, в свою
очередь, побуждает человека к расширению
своих знаний. По свидетельствам Ксенофонта
и Платона, в своих беседах и речах Сократ
мастерски владел иронией, ставя порой
собеседников и слушателей, которые до
встречи с Сократом считали себя
образованными, в положение ничего не
знающих и не понимающих людей.

Познание самого
себя, по Сократу, – это одновременно
поиск настоящего знания и того, по каким
принципам лучше жить, то есть это поиск
знания и добродетели. По существу, он
отождествляет знание с добродетелью.
Однако не ограничивает сферу познания
утверждением о том, что ему нужно, или
тем, что должно быть, и в этом смысле
знание одновременно выступает как
добродетель. Это фундаментальный принцип
этической концепции и наиболее полно
он представлен в диалоге Платона
“Протагор”. Невежество большинства
людей проявляется в том, что знание и
добродетель они рассматривают как две
различные субстанции, независимые друг
от друга. Они считают, что знание не
оказывает никакого влияния на поведение
человека, и человек нередко поступает
не так, как того требует знание, а в
соответствии со своими чувственными
импульсами. По Сократу, наука, а в более
узком смысле – знание, которая
демонстрирует свою неспособность влиять
на человека особенно в моменты воздействия
чувственных импульсов, не может считаться
наукой. В свете сказанного становится
ясным, что этическая концепция Сократа
базируется не только, а возможно, не
столько на нравственности, сколько на
преодолении невежества и на знании.
По-видимому, его концепцию можно
представить так: от невежества, через
знание, к добродетели, а дальше – к
совершенному человеку и добродетельным
отношениям между людьми.

Рассматривая
другие идеи Сократа, оказавшие огромное
влияние на дальнейшее развитие философии,
важно отметить его роль в разработке
общих определений и индуктивных
рассуждений. “Две вещи можно по
справедливости, – пишет Аристотель, –
приписывать Сократу – доказательства
через наведение и общие определения”.*
При этом общие определения, с помощью
которых Сократ стремится отыскать
“сущность вещей”, Аристотель увязывает
с появлением диалектического анализа,
который, по существу, отсутствовал до
Сократа. “Ведь тогда еще не было, –
объясняет свою мысль Аристотель, –
диалектического искусства, чтобы можно
было, даже не касаясь сути, рассматривать
противоположности”.*

*Аристотель.
Соч. в 4 томах. Т. 1, М., 1976, С. 327.

Индуктивное
рассуждение предполагает, что в процессе
анализа определенного числа вещей или
отдельных суждений можно сделать общее
суждение через понятие. Так, например,
(в диалоге Платона “Горгий”) из
утверждений о том, что тот, кто изучил
архитектуру, является архитектором,
кто обучался музыке, является музыкантом,
тот, кто изучал медицину, стал врачом,
Сократ приходит к общему утверждению,
то есть к понятию, что тот, кто изучил
науку, – это тот, кто сделал саму науку.
Таким образом, индуктивное рассуждение
предназначено для определения понятия
и это понятие должно выражать сущность
или природу вещи, то есть чем в
действительности она является. С полным
основанием можно утверждать, что Сократ
стоял у истоков формирования в философии
общих понятий.

Существенным, как
уже отмечалось выше, является вклад
Сократа в развитие диалектики. Аристотель,
например, считает, что до Сократа не
существовало диалектики. Учению Гераклита
о постоянной текучести чувственных
вещей он противопоставляет идеи Сократа
о диалектике, так как последний никогда
не наделял общее обособленным
существованием. Чтобы познать истину,
необходимо, согласно Сократу, преодолеть
противоречие. Диалектика Сократа – это
учение о преодолении противоречия,
отрицания противоречия, недопущения
противоречия. К сказанному необходимо
добавить, что диалектика и идеи о познании
у Сократа тесно переплетены с его
телеологией, то есть учением о
целесообразности.

Таким образом,
Сократом завершается натурфилософский
период в истории древнегреческой
философии и начинается новый, можно
сказать, философский этап, который
получает свое дальнейшее развитие в
работах Платона и Аристотеля.*

* Хотя попытки
вырваться из объятий натурфилософии
предпринимались, правда скорее стихийно,
чем сознательно, и до Сократа, например,
Гераклитом и Пифагором то удалось это
осуществить только ему.

Философия Платона

Выдающееся место
в истории древнегреческой философии
принадлежит Платону (428–347 до н. э.).
Строго говоря, о философии в Древней
Греции со значительной степенью
определенности можно говорить, только
начиная с Платона. Главным аргументом
в подтверждение этой мысли является
то, что о всех предшествующих мыслителях
и их деятельности можно было судить с
очень низкой степенью достоверности.
Как уже говорилось раньше, некоторые
из них, например, Сократ, а возможно, и
Фалес не писали философских работ, от
остальных остались небольшие фрагменты,
истинность и авторство которых
подвергаются сомнению и в наше время.
Получается, что современные суждения
об их творчестве в основном базируются
на воспоминаниях и суждениях о них
последующих авторов. Нетрудно предположить,
что в этих воспоминаниях, кстати, об
этом прямо заявлял Аристотель, возможно
искаженное изложение не только идей
великих предшественников, но и неадекватное
их истолкование.

Платон является,
по существу, первым древнегреческим
философом, о деятельности которого
можно судить по его собственным
произведениям.* О жизни и деятельности
Платона, особенно юношеских годах,
сохранилось немного сведений. Главным
источником, позволяющим реконструировать
биографию великого мыслителя, его
духовные интересы на заре его деятельности,
является седьмое письмо Платона. Эти
сведения дополняются воспоминаниями
учеников и последователей древнегреческого
мыслителя.

* Не о всех диалогах,
приписываемых Платону, однозначно можно
сказать, что они написаны им. Однако
авторство основных диалогов Платона,
дающих представление о его философии,
по существу, никем не оспаривается, и
они считаются подлинными, то есть
написанными Платоном.

Платон родился в
Афинах в аристократической семье. В
юношеские годы подружился с Кратилом,
одним из учеников Гераклита, и это дает
основание полагать, что в этот период
он познакомился с его идеями. В юношеские
годы Платон хотел посвятить себя
политической деятельности, что не
удивительно, так как среди политиков
того времени у него были родственники
и друзья. Но судьба распорядилась
по-другому. В двадцатилетнем возрасте
он познакомился с Сократом, и это
знакомство стало решающим в его
последующей жизни и деятельности. До
последнего дня жизни Сократа, в течение
восьми лет, Платон оставался восторженным
учеником и последователем своего
учителя, которого он впоследствии
называл “самым достойным и справедливым
человеком”.

После смерти
учителя Платон из-за неблагоприятной
политической обстановки покидает Афины.
О его последующей деятельности нет
достоверных данных. Известно, что он
посетил в 389 г. Южную Италию и Сицилию,
где имел контакты с пифагорейцами, а
следовательно, и с их учением. Не
исключено, что Платон побывал и в других
странах, в частности, в Египте, но точных
данных об этом не имеется. Судя по всему,
Платон не хотел оставаться только
“человеком чистой науки”. Так, когда
его знакомый Дион, который к тому же был
дядей тирана Сиракуз Дионисия Младшего,
пригласил его принять участие в реализации
реформ, Платон откликнулся на просьбу
и отправился в 361 году на Сицилию. К
сожалению, эта поездка оказалась
неудачной, так как знания Платона
остались невостребованными, и он вернулся
в Афины. Здесь, неподалеку от Афин, в
пригороде под названием Академа, Платон
приобрел рощу и создал знаменитую
Академию, в которой прожил всю оставшуюся
жизнь и которая просуществовала почти
тысячу лет.

Свои идеи Платон
излагает в форме диалога. Такой
литературный прием выбран не случайно.
Диалог, по мнению Платона, – это более
или менее адекватное отображение “живой
и одушевленной речи знающего человека”.
Логично поэтому считать, что живая, то
есть устная речь мудреца является более
совершенной формой изложения своего
мнения. О том, что это так, свидетельствует
следующее рассуждение Платона. Тот, кто
рассчитывает письменно запечатлеть
свое искусство и тот, кто черпает знания
из письменных источников в надежде на
то, что оно прочно сохранится там на
будущее, в сущности, заблуждаются, так
как записанную речь они ставят выше,
чем речь человека, сведущего в том, что
записано. Письменные источники схожи
с живописью. Подобно картинам, которые
выглядят как живые, а спроси их – они
величаво и гордо пребывают в молчании
и неподвижности, письменные сочинения
точно также на любой вопрос отвечают
одно и то же. Такое “сочинение, –
продолжает Платон, – однажды записанное,
находится в обращении везде – и у людей
понимающих, и равным образом у тех, кому
вовсе не подобает его читать, и оно не
знает, с кем оно должно говорить, а с кем
нет. Если им пренебрегают или несправедливо
его ругают, оно нуждается в помощи своего
отца, само же не способно ни защититься,
ни помочь себе”.* Самой же совершенной
формой изложения идей является то
“сочинение, которое по мере приобретения
знаний пишется в душе обучающегося; оно
способно себя защитить и при этом умеет
говорить с кем следует, умеет и промолчать”.

* Платон. Собр. соч.
в 4 томах. Т; 2, М., 1993, С. 187.

Диалог является
для Платона единственным средством,
формой с помощью, которой можно познакомить
других с процессом философского
творчества, поэтому через диалог он
выражает свои идеи.

Для понимания
философского наследия Платона большое
значение имеет уяснение того, почему у
него нет систематического, последовательного
и продуманного изложения и развития
выдвинутых им идей и концепций.
Действительно, Платон сформулировал
множество глубоких идей, но не только
не систематизировал их, но даже, похоже,
и не пытался это сделать. Разумеется,
такая позиция была не случайной.

Даже в зрелом
возрасте Платон не стремился к
систематическому изложению своих
взглядов, так как был убежден в том, что
философствование, поиск, исследование
не могут закончиться каким-либо стабильным
результатом. В этом плане диалоги
являются этапами, фазами поиска,
исследования и достигнутые благодаря
диалогам результаты могут носить только
временный характер.

Философские идеи
Платона, как уже отмечалось раньше, не
представляют собой логически стройной
философской системы. Порой его суждения
противоречивы, что однако не означает
их обязательную ложность. Однако Платона
не случайно считают родоначальником
объективного идеализма, так как принципы
идеализма и, в частности, примат сознания,
идеи над бытием, явлением изложены им
достаточно последовательно и глубоко.
Более того, этот принцип хорошо
просматривается в его основных диалогах.

У Платона нет
работы или работ, специально посвященных
разработке проблемы познания, бытия
или диалектики. Его идеи по этим проблемам
высказаны во многих диалогах. Учение о
бытии в основном изложено в диалогах
“Государство”, “Теэтет”, “Парменид”,
“Филеб”, “Тимей”, “Софист”, “Федон”,
“Федр” и письмах Платона.

В основу учения о
бытии Платоном положены три субстанции:
единое, ум и душа. Однозначно определить
сущность этих понятий невозможно, так
как Платон дает общую характеристику
сущностей этих понятий, которая очень
противоречива и, порой, содержит суждения,
взаимно исключающие друг друга. Попытка
определить природу происхождения этих
первооснов окажется трудновыполнимой
из-за приписывания этим сущностям
свойств, нередко несовместимых и даже
исключающих друг друга.

С учетом этих
предварительных замечаний проанализируем
сущность отмеченных первоначал. Единоетрактуется Платоном главным образом
как основа всякого бытия и действительности,
как первоначало. Единое не имеет никаких
признаков или каких-либо свойств, по
которым можно было бы определить его
сущность. Оно не имеет частей, и,
следовательно, не может иметь ни начала,
ни конца, ни середины. Одновременно
единое не есть бытие, а выступает как
ничто. Единое выступает как единое, но
одновременно как многое и бесконечное
множество. В конечном итоге единое
трактуется Платоном как нечто, о чем
вообще ничего определенного сказать
нельзя, так как оно выше всех доступных
человеческому разуму пониманий –
превосходит всякое бытие, любые ощущения
и всякий уровень мышления. Единственное,
о чем с определенностью можно сказать
о едином, отмечает Платон в “Пармениде”
– это то, что “если единое не существует,
то и иное не существует”.

Первопричиной
всякого сущего – явления и вещи – у
Платона выступает также ум. Разумеется,
ум трактуется Платоном не только
онтологически, но и гносеологически.
Рассматривая ум как одну из первопричин,
Платон считает, что именно ум вместе с
другими первопричинами составляет суть
Вселенной, и поэтому мудрецы считают,
что “ум у нас – царь неба и земли…”…
Ум не только одна из основных составляющих
Вселенной, он также вносит порядок и
разумение в нее. “Ум устрояет все”, в
том числе явления, достойные “мирового
порядка – Солнца, Луны, звезд и всего
круговращения небесного свода”. У
Платона встречаются высказывания, в
которых ум выступает как жизнь, как
нечто живое, но, в действительности, ум
рассматривается не как какое-либо живое
существо или свойство, а скорее как
рациональное родовое обобщение всего
того, что живет, обладает способностью
жить. Выражено это в достаточно обобщенной,
можно сказать, метафизической форме.

Третьей основной
онтологической субстанцией у Платона
выступает душа, которая подразделяется
на “мировую душу” и “индивидуальную
душу”. Естественно, что в качестве
субстанции выступает “мировая душа”.
Происхождение души трактуется Платоном
неоднозначно. Как и при характеристике
сущности двух предыдущих субстанций у
Платона встречается немало противоречивых
суждений. С учетом сказанного платоновскую
“мировую душу” можно представить как
нечто созданное из смешения вечной
сущности и той сущности, которая зависит
от времени. Душа выступает как сущее
для того, чтобы объединить мир идеи с
телесным миром. Она возникает не сама
по себе, а по воле демиурга, под которым
подразумевается “вечносущий бог”.
Когда весь состав “души был рожден в
согласии с замыслом того, кто его
составлял, этот последний начал устраивать
внутри души все телесное и приладил то
и другое друг к другу в их центральных
точках. И вот душа, простертая от центра
до пределов неба и окутывающая небо по
кругу извне, сама в себе вращаясь,
вступила в божественное начало
непереходящей и разумной жизни на все
времена. Притом тело неба родилось
видимым, а душа невидимой…”

Подытоживая
онтологическое учение Платона, следует
сказать, что в качестве первопричины
всего сущего он рассматривает идеальные
субстанции – “единое”, “ум”, “душу”,
которые существуют объективно, независимо
от сознания человека.

Теория познания
Платона базируется не на чувственных
знаниях, а на познании, любви к идеи.
Схема этой концепции строится по
принципу: от вещественной телесной
любви по восходящей линии к любви души,
а от нее к чистым идеям. Платон считает,
что ни чувства, ни ощущения в силу своей
переменчивости никогда и ни при каких
условиях не могут быть источником
истинного знания. Самое большее, что
могут выполнить чувства – это выступить
в качестве внешнего стимулятора,
побуждающего к познанию. Результат
ощущений чувств – это формирование
мнения о предмете или явлении, истинное
знание – это познание идей, возможное
только с помощью разума.

Большое внимание
Платон уделяет разработке вопросов
диалектики. При этом следует учесть,
что его отношение к диалектике менялось
по мере эволюции его философских взглядов
вообще. Наиболее полно свое учение о
диалектике Платон выразил в диалогах
“Парменид” и “Софист”. Если в целом
резюмировать его взгляды по этой
проблеме, то следует отметить, что
диалектика у него выступает как основная
наука, так как с ее помощью определяется
сущность всех других наук. Достигается
это благодаря тому, что диалектика
выступает и как наука, и как метод. Вот
лишь одно из диалектических рассуждений
Платона, с помощью которого раскрывается
сущность понятий: “Небытие, таким
образом, необходимо имеется как в
движении, так и во всех родах. Ведь
распространяющаяся на все природа
иного, делая все иным по отношению к
бытию, превращает это в небытие, и,
следовательно, мы по праву может назвать
все без исключения небытием и в то же
время, так как оно причастно бытию,
назвать его существующим”.

В качестве метода
диалектика выступает благодаря тому,
что помогает четко разделять единое на
многое, сводить многое к единому,
позволяет представить целое как
раздельно-единую множественность. Вот
какой путь исследования предлагает
Платон философу-диалектику: “Различать
все по родам, не принимать один и тот же
вид за иной и иной за тот же самый –
неужели мы не скажем, что это (предмет)
диалектического знания? – Кто, таким
образом, в состоянии выполнить это, тот
сумеет в достаточной степени различить
одну идею, повсюду пронизывающую многое,
где каждое отделено от другого; далее
он различает, как многие отличные друг
от друга идеи охватываются извне одною
и, наоборот, одна идея связана в одном
месте совокупностью многих, наконец,
как многие идеи совершенно отделены
друг от друга. Все это называется уметь
различать по родам, насколько каждое
может взаимодействовать (с другим) и
насколько нет.”

Большой интерес
представляет социальная философия
Платона. По существу, он был первым из
греческих мыслителей, кто дал
систематическое изложение учения о
государстве и обществе, которые он, судя
по всему, в действительности, отождествлял.
Государство, по Платону, возникает из-за
естественной потребности людей к
объединению с целью облегчения условий
своего существования. Согласно Платону,
государство “возникает…, когда каждый
из нас не может удовлетворить сам себя,
но нуждается еще во многом– Таким
образом, каждый человек привлекает то
одного, то другого для удовлетворения
той или иной потребности. Испытывая
нужду во многом, многие люди собираются
воедино, чтобы обитать сообща и оказывать
друг другу помощь: такое совместное
поселение и получает у нас название
государства…”

Разрабатывая
концепцию идеального государства,
Платон исходит из того соответствия,
которое, по его мнению, существует между
космосом в целом, государством и отдельной
человеческой душой. В государстве и в
душе каждого отдельного человека имеются
одни и те же начала. Трем началам
человеческой души, а именно: разумному,
яростному и вожделеющему в государстве
соответствуют три аналогичных начала
– совещательное, защитное и деловое, а
последнее в свою очередь формирует три
сословия – философов-правителей,
воинов-защитников и производителей
(ремесленников и земледельцев).
Государство, по Платону, может считаться
справедливым лишь в том случае, если
каждое из трех его сословий выполняет
в нем свое дело и не вмешивается в дела
других. При этом предполагается
иерархическая соподчиненность этих
начал во имя сохранения целого.

В государстве
могут существовать три основные формы
правления – монархия, аристократия и
демократия. В свою очередь, каждая из
них делится на две формы. Законная
монархия – это власть просвещенного
царя, незаконная – тирания; власть
просвещенных и немногих – аристократия,
власть немногих, думающих только о себе,
– олигархия. Демократия как власть всех
может быть законной и незаконной.
Симпатии Платона однозначно на стороне
царской власти.

Каждая форма
государства, по Платону, гибнет из-за
внутренних противоречий. Поэтому, чтобы
не создавать в обществе предпосылок
для волнений, Платон ратует за умеренность
и средний достаток и осуждает как
чрезмерное богатство, так и крайнюю
бедность.

Управление
государством Платон характеризует как
царское искусство, главным для которого
является наличие истинного царского
знания и способность управлять людьми.
Если правители имеют такие данные, то
будет уже неважно, правят ли они по
законам или без них, добровольно или
против воли, бедны они или богаты:
принимать это в расчет никогда и ни в
коем случае не будет правильным.

идеи Сократа

Размещено
на http://www.allbest.ru/

Философские
идеи Сократа (сущность человека, Этические
принципы, «сократический метод»)

Сократ
— это легендарный античный философ,
учитель Платона, воплощенный идеал
мудрости. С его именем связан поворотный
пункт в развитии античной философии.
Переход от космоцентризма к антропоцентризму.
Антропоцентризм ставится в центр.
Значительным достижением Сократа стало
«учение о человеке». Сущность человека
есть его душа. Под душой он понимает
разум, разуму противостоят страсти,
идущие от тела и провоцируемые внешним
миром. Страсти способствуют неумеренности,
они постоянно грозят нарушить равновесие
души. В отличие от страстей, разум
логичен, последователен. Он является
источником самообладания. Через разум
человек приходит к власти над собой,
над стихийными порывами – к свободе.
Свободен тот, кто умеет управлять
страстями. Традиционно считалось, что
герой это тот, кто побеждает врагов
внешних. У Сократа героем становится
мудрец, который побеждает врагов
внутренних.

Сократ
является основоположником этики — учения
о морали, нравственности. Античная этика
включала в себя: 1)учение о благе. 2)учение
о добродетелях. 3)учение об обязанностях.

Благо
— понятие, определяющее цель человеческой
жизни, ее ценность. Важнейшее: хорошее
здоровье (телесные силы), духовное
здоровье (умственные способности, все
способности души), искусственные науки,
дружба, основа которой правдивость,
согласие между родителями и детьми,
гражданская общность (государство).

Вторая
часть — «учение о добродетелях». Они
необходимы для достижения блага. Три
основные: воздержанность (самообладание),
храбрость, справедливость. Все это
вместе — мудрость.

Третья
часть — «учение об обязанностях».
Обязанность — это закон, которому каждый
разумный человек должен следовать в
своей жизни. Закон состоит в том, чтобы
избегать дурного и стремиться к благу,
для этого нужно ограничить потребности
и чувственное удовольствие. Сократ
выдвинул концепцию прямой логической
обусловленности, нравственности, знания.
Ее основные положения: 1)добродетель
всегда есть знание, порок это всегда
невежество. 2)никто не грешит сознательно,
зло совершается только по незнанию.

Метод
Сократа.

Метод-
диалектика. Основными элементами
диалектики Сократа являются:
1)вопросно-ответный метод (правило
начинать беседу с вопросов партнеру по
беседе. Умение правильно ставить вопросы,
только в определенном месте переходить
к изложению собственных взглядов).
2)ирония (игра, шутка или хитрость,
направленная на то, чтобы собеседник
обнаружил себя. За иронией скрывается
уловка, заключающаяся в притворстве,
собственном невежестве). Майэвтика
(повивальное искусство. Это метод,
помогающий рождению человеческой мысли.
Философ, действующий поэтому методу,
уподобляется акушеру, повитухе,
принимающей роды). «знание о незнании».
(«я знаю, что я ничего не знаю». Вызывало
благотворное удивление зрителей,
стимулировало диалог).

Философия
Аристотеля (критика теории идей Платона,
учение о форме, проблемы государства и
права)

философия
идея сократ аристотель

Аристотель
(384-322 гг до н.э.)- древнегреческий философ
классического периода, воспитанник
Платона. Самый универсальный мыслитель,
который оказал исключительно большое
влияние на развитее философии, науки и
всей культуры. Философию Аристотель
делил на 3 вида: 1)теоретическую, изучающую
проблемы бытия, происхождения всего
существующего, причины различных
явлений. 2)практическую, изучающую
деятельность человека и устройство
государства. 3)поэтическую (творчество).

Аристотель
разработал логику как науку о законах
и формах правильного мышления.

«учение
о первопричинах или первоначалах всего
существующего»: 1)материальное;
2)формальное; 3)движущее; 4) целевая

Аристотель
подверг критике учение Платона об идеях:
1)идеи Платона это двойники, копи
чувственных вещей, они не отличаются
от них по своему содержанию. Например:
идея человека ничем не отличается от
общих признаков, присущих отдельному
человеку. 2)отделив мир идей от мира
вещей, учение Платона не помогает
объяснить, как относятся идеи к вещам.
Несмотря на то, что Платон утверждает,
что вещи, причастны идеям, но эта
причастность только метафора. Кроме
того, Платон отрицает способность идей
быть непосредственно сущностями вещей.
3)следуя Платону, мы как бы умножаем
сущность вещей и предметов, например:
имеется реальный человек Сократ, в мире
идей ему будет соответствовать идея
Сократа, но еще идея человека, потому
что он был человеком, а еще идея грека.
Таким образом, на одного реального
Сократа приходится несколько сущностей,
то есть идей. Получается, что над миром
вещей возвышается уже не один мир
сверхчувственных идей. Аристотель
доказывал, что идеи должны быть в самих
вещах, а не вне этих вещей, не в каком-то
втором мире идей.

Обособив
мир идей, мир вечных сущностей, отличных
от изменчивого, чувственно — воспринимаемого
мира, Платон лишил себя возможности
объяснить факты рождения, гибели и
изменения идей.

Согласно
Аристотелю всякая единичная вещь
представляет собой единство материи и
формы. Материя инертна и пассивна, она
представляет первичный материал,
возможность вещей. Форма- это активное
начало, она превращает возможность в
действие, например медный шар, представляет
собой единство вещества- меди и формы-
шаровидности, которую мастер придает
меди.

Конечным
источником движения всего космоса
выступает Бог.

«Учение
о государстве, о формах государственного
правления».

Власть
может исходить от одного человека, от
нескольких или от большинства. Исходя
из этого, Аристотель выделяет 3 правильный
формы государственного правления:
1)монархия. 2)аристократия. 3)полития. При
не соблюдении законности эти три формы
могут переходить в свои отрицательные
двойники: 1)тирания. 2)олигархия.
3)демократия. Наилучшая форма правления
— полития. По Аристотелю — стабильность
государства обеспечивается принадлежностью
власти среднему классу. Если власть
будет принадлежать меньшинству, кучки
богатых то большие различия между
богатыми и бедными приведут к
нестабильности. политическая стабильность
предполагает необходимость учета
народного мнение и управление государством
на основе законов. Аристотель объясняет
происхождение государства теорией его
естественного происхождения (подобно
живым организмам). Полис принадлежит
естественным преобразованиям, человек
от природы политическое животное.
Конечная цель полиса и индивида
заключается в счастливой и прекрасной
жизни. Основной задачей государства
оказывается воспитание граждан в
нравственной добродетели. Сословная
дифференциация социальных функций
(стратификация) Платона заменяется у
Аристотеля возрастной. В молодости
граждане идеального полиса выполняют
военную функцию, в старости — политическую.
Идея рабов — это физический труд и
торговля. Отличительный признак
свободного человека — досуг, необходимый
для реализации счастья в эстетической
или умозрительной деятельности.

Таким
образом, философское учение Аристотеля
отличается систематизмом и энциклопедическим
охватом действительности. Разработанный
им понятийный аппарат сохраняет свою
значимость в наши дни.

Размещено
на Allbest.ru

Simple English Wikipedia, бесплатная энциклопедия

Портрет Сократа, римская копия греческой статуи, музей Лувр

О бразильском футболисте см. Сократе

Сократ (469 г. до н.э. — 399 г. до н.э.) был одним из величайших греческих философов. Он не предлагал никаких конкретных знаний или политики. Он показал, как аргументы, дебаты и дискуссии могут помочь людям понять трудные вопросы. Большинство вопросов, которыми он занимался, были лишь внешне политическими.За ними стояли моральные вопросы о том, как следует прожить жизнь. [1] Влияние Сократа настолько велико, что философы до него называются досократическими философами. [2]

Сократ нажил себе врагов, трое из которых предъявили ему обвинения. Сократа судили за свою жизнь в 399 г. до н.э., признали виновным и казнили, выпив болиголов (травяной яд). [1] История его суда и смерти является предметом трактата Платона, который называется Apologia .

Большая часть того, что мы знаем о Сократе, исходит из работ Платона, который был его учеником. Сократ жил в греческом городе Афины. Его метод обучения заключался в диалоге с отдельными учениками. Они предлагали какую-то точку зрения, а Сократ задавал им вопросы, спрашивая, что они имели в виду. Он делал вид: «Я ничего не знаю; я просто пытаюсь понять, что вы говорите», или слова в этом смысле. Теперь это называется сократовским методом обучения.

Сократа иногда называют «отцом западной философии».Это потому, что в ходе дискуссий он раскрыл некоторые из самых основных вопросов философии, которые до сих пор обсуждаются. Некоторые из людей, которых он обучал, стали важными и успешными, например Платон и Алкивиад.

Жизнь СократаEdit

Сократ никогда ничего не писал. Все, что мы знаем о Сократе, — это то, что о нем писали другие люди. Наш главный источник того, что мы знаем о Сократе, — это труды его ученика Платона. Некоторые из диалогов Платона, такие как Crito и Phaedo , слабо основаны на фактах.Это не письменные записи, а художественное воссоздание Сократа в действии. [1]

Другой ученик Сократа, Ксенофонт, также писал о Сократе. Аристофан, автор блестящих сатирических комедий, написал о нем в пьесе под названием Облака . Сократ был легкой добычей для сатиры. Он ходил босиком и хвастливо. Иногда он часами стоял в трансе. [1] p8 В Облака Сократ — сумасшедший человек, который пытается обмануть людей с их деньгами.Платон писал, что Сократ учил бесплатно.

Мы не знаем, является ли описание Сократа Платоном точным или нет. Это называется «проблема Сократа». Хотя многое из того, что Платон писал о Сократе, признается историками, некоторые считают, что Платон (который видел Сократа как героя) изображал Сократа более великим человеком, чем он был на самом деле. Некоторые думают, что Платон использовал характер Сократа как инструмент, чтобы выразить свое собственное мнение, а не точно писать о Сократе. Это то, что делает Сократа такой загадочной исторической фигурой.Диалоги Платона — это прекрасно написанные произведения искусства. По общему мнению, они основаны на реальности, но, без сомнения, скорректированы для целей написания.

Биографические данные Редактировать

Отец Сократа был скульптором, а его мать была акушеркой, помогавшей женщинам рожать детей. [1] Он мог быть каменщиком, как и его отец, и Платон писал, что служил в афинской армии гоплитом (тяжелой пехотой). Мы знаем, что на него повлиял более старый философ Архелай, и что он разговаривал со всеми, у кого были интересные идеи в Афинах, но кроме этого ничего не известно.

Сократу было около 50, когда он женился на гораздо более молодой женщине, Ксантиппе. У них было трое детей вместе. Сократ жаловался на свою жену, но никто не знал, говорит ли он правду.

Говорят, что один из друзей Сократа пошел спросить оракула в Дельфах, есть ли кто-нибудь мудрее Сократа в Афинах. Оракул сказал, что нет более мудрого человека. Оракул был известен тем, что говорил двусмысленные или неясные вещи. Здесь не говорилось, что Сократ был самым мудрым, просто не было человека мудрее.

Озадаченный этим, Сократ наконец решил, что его мудрость заключается в знании того, что он невежественен. Его попытки показать гражданам, что некоторые из их идей были абсурдными, могут помочь объяснить его непопулярность. В произведениях Платона Сократ говорит, что ничего не знает, но может черпать идеи других людей, как его мать помогала другим женщинам рожать.

Смерть Сократа Редактировать

Обвинения Редактировать

В 399 г. до н.э., когда Сократ был стариком, трое граждан — Мелет, Анит и Ликон — предъявили Сократу обвинения.Был проведен суд. В древних Афинах процедура сильно отличалась от нынешней. Жюри состояло из 500 человек из числа граждан. И обвинители, и подсудимый должны были лично выступить перед присяжными. Вина или невиновность принимались большинством голосов. Если приговор был «виновным», не было заранее установленного наказания. И обвинитель, и подсудимый произносили речи, предлагая, каким должно быть наказание. Снова было проведено голосование. [1] p17

Ему предъявлено два обвинения.Общая тема заключалась в том, что Сократ представляет угрозу для общества. Первым обвинением было ересь , неверие в богов. Вероятно, это должно было вызвать предубеждение среди присяжных. Фактически, Сократ соблюдал все правильные процедуры религии своего времени. Обвинение было успешно использовано против другого философа, Анаксагора. [1] p17

Второе обвинение заключалось в том, что он развратил молодежь своим учением. Что имелось в виду под этим? Видимо, дело не в его личных отношениях с учениками.Речь шла о том, как он, как думали, влиял на их политические взгляды. В его круг входил ряд аристократов правого толка, идеи которых теперь отвергались большинством граждан. Гениальный Алкивиад, когда-то великий вождь Афин, теперь считался предателем. [1] p17

Судебный процессПравить

Крито, друг Сократа, незаконно заплатил тюремным охранникам, чтобы они позволили Сократу бежать. Однако Сократ решил не убегать. Когда Сократа предали суду, он произнес длинную речь, чтобы защитить себя от претензий афинского правительства.

У нас есть версия Платона о том, как Сократ защищался, в Apologia . Это начинается:

«Я не знаю, какое влияние на вас оказали мои обвинители, господа, но я был увлечен ими; их аргументы были настолько убедительны. С другой стороны, едва ли ни одно слово из того, что они сказали, было правдой «. [1] p19

Приговор Редактировать

Когда Сократа попросили предложить свое наказание, Сократ сказал, что правительство должно давать ему бесплатные обеды до конца его жизни за все то хорошее, что он сделал для общества.Суд провел голосование между наложением штрафа и казнью Сократа. Вердикт был таков, что Сократа предстояло казнить.

Смерть СократаПравить

Сократ не боялся смерти. Он не пытался избежать смерти, извиняясь за свои действия, потому что считал морально правильным придерживаться своих принципов. Сократу было приказано выпить чашку болиголова (ядовитая жидкость, полученная из растения). [3] Он выпил это и вскоре умер.

Платон о суде и смерти СократаEdit

Есть несколько диалогов Платона, которые имеют прямое отношение к суду над Сократом и периоду до его смерти.Они в порядке событий:

  1. Апология или Апология . Это касается, в частности, защиты Сократа на суде. Он считается точным по существу и, возможно, в деталях.
  2. Крито . Это касается месяца между судом над ним и его смертью. В частности, Сократ объясняет своему другу Крито, почему он не собирается сбегать или позволяет своим друзьям подкупить тюремщика.
  3. Федо . Это более поздняя работа.Он написан как бы очевидцем последнего дня жизни Сократа. В своей работе Федон Илии сообщает группе друзей о том, что Сократ сказал в свой последний день. Это называется «сообщаемый диалог» или один диалог внутри другого. Phaedo длиннее двух других.

Идеи СократаEdit

Сократ помог людям увидеть, что не так в их идеях. Иногда им это нравилось, иногда они не были счастливы или благодарны. Он сказал, что он, Сократ, не был мудр, но что он «знал, что ничего не знает.«Поскольку другие люди думают, что они что-то знают, но на самом деле никто ничего не знает, Сократ утверждал, что знает больше, чем кто-либо другой. Он сказал, что люди, которые делают плохие вещи, делают это потому, что не знают ничего лучшего.

Люди думают, что Сократ был хорошим человеком, потому что он не причинял вреда, за исключением того, что он задавал вопросы обо всем. Однако в течение его жизни многие люди думали, что он плохой человек, потому что он задавал эти вопросы и потому что он расстраивал молодых людей за их жизнь.

Кто-то однажды написал, что Сократ сказал, что «жизнь, которую не исследовали, не стоит того, чтобы жить».Это означает, что кто-то должен думать о своей жизни и ее цели. Некоторые люди считают, что большинство людей будут счастливее, если не будут слишком много думать о своей жизни.

Сократ также учил, что многие люди могут смотреть на что-то и не видеть этого по-настоящему. Он задавал вопросы о смысле жизни и добре. Это все еще очень важные вопросы. Большая часть философии (любви к мудрости) посвящена этим вещам.

Некоторые люди считают Сократа мучеником, поскольку он умер добровольно, чтобы поддержать идею о том, что знания и мудрость очень важны для нашей жизни.

Сократ известен как один из самых важных философов в истории. Его часто называют отцом западной философии. Он не основал западную философию, но оказал на нее большое влияние. До Сократа философия в основном касалась математики и ответов на вопросы о нашем естественном мире. Сократ расширил это и добавил к философии вопросы об этике, политике и эпистемологии.

Ссылки Редактировать

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Сократом .
  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 Платон. Последние дни Сократа . Перевод и введение Хью Треденник. Пингвин, Лондон
  2. ↑ Guthrie W.K.C. 1962. История греческой философии . Издательство Кембриджского университета, Лондон. Том 1 Ранние досократики и пифагорейцы . Том 2 Досократическая традиция от Парменида до Демокрита .
  3. ↑ Болиголов получают от любого из ядовитых зонтичных растений рода Conium ( Conium maculatum и Conium chaerophylloides ) и Cicuta

.

Что такое метод Сократа? (с иллюстрациями)

Метод Сократа — один из старейших и наиболее эффективных подходов к обучению и развитию навыков критического мышления. Избегая претензий на определенность, этот метод призван спровоцировать более глубокое понимание любого предмета. По сути, вы должны подвергать сомнению все; не оставлять ни одной возможности нетронутой.

Socrates attempted to define broad ideas like justice and courage.
Сократ попытался дать определение широким идеям, таким как справедливость и отвага.

Метод Сократа назван в честь Сократа, философа, жившего в Афинах около 470 г. до н. Э. Сократ прославился тем, что часто вовлекал других в беседы, в которых пытались дать определение широким идеям, таким как красота, добродетель, справедливость, отвага, умеренность и дружба, обсуждая их двусмысленность и сложности. Во время бесед Сократ ставил себя в положение ученика, заставляя своих респондентов выступать в роли учителя. Однако, поскольку многие считали, что Сократ лучше разбирается в обсуждаемых предметах, его смена ролей стала известна как Сократова ирония.

Socrates lived in the ancient Greek city state of Athens.
Сократ жил в древнегреческом городе-государстве Афины.

Хотя метод Сократа можно эффективно использовать для того, чтобы направлять других к лучшему пониманию установленных предметов, таких как математика, он очень часто используется для стимулирования положительного роста качества человеческого дискурса.Таким образом, метод направлен на устранение всех представлений о полном понимании любой темы, чтобы устранить барьеры, которые окружают более высокий уровень знаний. Сократ сказал, что единственное, что он знал, это то, что он вообще ничего не знал.

The Socratic Method seeks true meaning through dialogue.
Сократический метод ищет истинный смысл через диалог.

Метод Сократа признает, что вера во что-либо, кроме тени сомнения, может быть опасным, и что цепляние за то, что мы думали, что мы знали, может заманить нас в ловушку, удержать нас от истинного знания чего-либо. Признавая эти основные принципы, метод открывает возможность для диалога, стремящегося раскрыть истинный смысл. Однако, когда все предвзятые представления удалены, люди могут чувствовать себя напуганными, защищаться или тревожиться; эмоции, которые могут превратить равноправный диалог в спор, одна сторона против другой.

В методе Сократа вопрошающий играет второстепенную роль, ищущую знания. Это очень важно, поскольку позволяет ослабить защиту и обеспечивает комфортный уровень, позволяющий спрашивающему и респонденту говорить свободно и открыто. Метод основан на искренней скромности задающего вопросы.Смирение и общие цели не дают спрашивающему и респонденту стать противниками.

Метод Сократа начинается с того, что спрашивающий задает респонденту такой вопрос, как «Что такое красота?» После того как респондент отвечает, спрашивающий задает респонденту ряд целенаправленных вопросов, которые побуждают респондента ответить, доказывая, что их первоначальный ответ на «Что такое красота» ложный.Как только респондент узнает, что его первоначальный ответ неверен, спрашивающий снова спрашивает: «Что такое красота?» Устранение уверенности респондента в том, что он имеет четкое представление о красоте, подготавливает респондента к критическому мышлению.

Истинная цель Сократического метода состоит не в том, чтобы дать определение красоты, справедливости или любого другого сложного предмета, а, скорее, в улучшении человеческих существ путем расширения их понимания.Этот метод использует ваши собственные слова, чтобы убедить вас, что вы знаете меньше, чем думали изначально. Когда вы менее уверены, вы вынуждены открывать свой разум для различных возможностей, которые не рассматривали.

Ответы на вопросы, которые приведут вас к открытию ответа или нового образа мышления, дают вам полезное чувство эффективности, которое также может повысить вашу уверенность.Вместо того, чтобы просто говорить, как или что думать, метод Сократа позволяет вам думать самостоятельно. Эта уникальная способность находить свой собственный путь приносит удовлетворение и удовлетворение; самое главное, это длительно.

The Socratic Method is named for Socrates, who said that the only thing he knew was that he knew nothing at all.
Метод Сократа назван в честь Сократа, который сказал, что единственное, что он знал, — это то, что он вообще ничего не знал..

Метод Сократа: что это такое и как его использовать в классе

Люди:

В сообщении ниже рассматривается метод Сократа в обучении. Это из информационного бюллетеня Speaking of Teaching, выпускаемого Центром преподавания и обучения (CTL) Стэнфордского университета, http://ctl.stanford.edu/Newsletter/ Fall 2003, Vol. 13, №1. «Говоря об обучении» составлено и отредактировано заместителем директора CTL Мариатте Денман на [mdenman @ stanford.edu.] Перепечатано с разрешения.

С уважением,

Рик Рейс

reis @ stanford.edu

UP NEXT: мой ребенок плохо тестирует

Преподавание и обучение завтрашнего дня

—————————————- 1864 слова ——- ———————————

Метод Сократа: что это такое и как его использовать в классе

Профессор политологии Роб Райх, лауреат Премии Уолтера Дж. Гореса 2001 года за выдающиеся достижения в области преподавания, выступил с докладом 22 мая 2003 года в рамках серии лекций Центра преподавания и обучения, удостоенных награды «Учителя за преподавание».В своем выступлении профессор Райх обсудил сократовский метод обучения — метод, который в последние десятилетия встречал некоторую критику, но также признан основой западной педагогической традиции. Профессор Райх призвал аудиторию творчески использовать метод Сократа как подходящую основу для активного вовлечения студентов в процесс критического мышления.

Этот выпуск журнала Speaking of Teaching посвящен сократовскому методу и воспроизводит суть выступления профессора Райха на эту тему.После краткого введения, в котором Райх определяет, что такое метод Сократа (и за что его часто ошибочно принимают), он услужливо разбивает метод на конкретные компоненты, а затем предлагает советы, как использовать его в классе. Он также предлагает отличную модель метода Сократа на практике.

Как и большинство других выступлений из серии «Учителя, отмеченные наградами», видеозапись выступления профессора Райха доступна для просмотра в видеотеке Центра преподавания и обучения на четвертом этаже Sweet Hall.

Что такое метод Сократа?

Сократовское исследование категорически не «учит» в обычном смысле этого слова. Лидер сократовских исследований — не поставщик знаний, заполняющий пустые умы в основном пассивных студентов фактами и истинами, приобретенными за годы обучения. Как сказали бы люди в Школе образования, учитель Сократа — это не «мудрец на сцене». В методе Сократа нет лекций и нет необходимости заучивать наизусть.Но, как и следовало ожидать, учитель Сократа также не является «проводником на стороне».

В методе Сократа классная практика — это общий диалог между учителем и учениками, в котором оба несут ответственность за продвижение диалога через вопросы. «Учитель» или руководитель диалога задает зондирующие вопросы, пытаясь выявить ценности и убеждения, которые формируют и поддерживают мысли и утверждения участников опроса. Учащиеся также задают вопросы учителю и друг другу.

Исследование проходит в интерактивном режиме, и учитель является таким же участником, как и проводником обсуждения. Кроме того, расследование является бессрочным. Нет заранее определенного аргумента или конечной точки, к которой учитель пытается вести учеников. Те, кто практикует метод Сократа, не используют слайды PowerPoint. Без плана урока группа следует диалогу, где бы он ни был.

Основные компоненты метода Сократа

1. Метод Сократа использует вопросы для изучения ценностей, принципов и убеждений учащихся.

Опрашивая, участники стремятся сначала определить, а затем защитить свои моральные интуитивные представления о мире, лежащие в основе их образа жизни. Сократическое исследование имеет дело не с изложением фактов или вопрошанием логики различных и разного рода абстракций, которые предлагаются для сравнения, а с требованием, чтобы участники отчитывались сами за себя, свои мысли, действия и убеждения. Сократическое исследование направлено на выявление мотивов и предположений, на которых студенты живут.Таким образом, практикующие сократовский метод могут захотеть, чтобы студенты знали факты, но они хотят больше сосредоточиться на том, что думает ученик об этих фактах, а не на том, что думают другие! Нет смысла цитировать авторитеты.

2. Метод Сократа фокусируется на нравственном воспитании, на том, как следует жить.

Сократовское исследование неизбежно происходит в стиле ad hominem. То есть, вместо того, чтобы приводить аргументы или задавать вопросы, призванные убедить кого-либо или всех, все комментарии в сократовском исследовании адресованы конкретным участникам дискуссии.Предметом исследования является не то, что думают или говорят о мире в целом, а то, что каждый участник думает или говорит о мире. Цель состоит не в том, чтобы рассматривать обезличенные предложения и абстракции, а в том, чтобы исследовать основные ценности и убеждения каждого исследователя.

Поскольку сущность сократического исследования — это система убеждений и ценностей участников, когда эти убеждения или ценности оспариваются или опровергаются, на кону оказывается не что иное, как согласованность жизней людей.Как часто говорит Сократ в диалогах Платона, его в первую очередь заботит то, как следует жить. В «Горгии» Платона Сократ говорит: «Не воспринимайте то, что я говорю, как будто я просто играю, потому что вы видите предмет нашей дискуссии — и по какому вопросу должен быть более серьезен даже человек со слабым интеллектом? — а именно, какого рода жизни надо жить … »

Опровержение убеждений о том, как лучше всего жить, дает неявный приговор, что, перефразируя стихотворение Рильке «Архаический торс Аполлона» (1908), вы должны изменить свою жизнь.Сократ известен тем, что сказал: «Неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить». Столь же верно, хотя и менее ценно, тот факт, что непрожитая жизнь не заслуживает изучения.

3. Метод Сократа требует среды в классе, характеризующейся «продуктивным дискомфортом».

В лучших сократических диалогах собеседники испытывают настоящую напряженность. Ставки высоки. Кто-то будет призван, привлечен к ответственности?

4. Метод Сократа лучше использовать для демонстрации сложности, сложности и неопределенности, чем для выявления фактов о мире.

Бертран Рассел однажды написал: «Как обычно в философии, первая трудность состоит в том, чтобы понять, что проблема трудна. Если вы скажете человеку, не обученному философии:« Откуда вы знаете, что у меня два глаза? » он или она ответят: «Какой глупый вопрос! Я вижу, что вы задали». Не следует думать, что, когда наше исследование будет завершено, мы придем к чему-либо, радикально отличному от этой нефилософской позиции. Произойдет только то, что мы увидим сложную структуру, в которой, как мы думали, все было Это просто, что мы осознаем полутень неопределенности, окружающую ситуации, которые не вызывают сомнений, что мы найдем сомнения более оправданными, чем мы предполагали, и что даже самые правдоподобные предпосылки окажутся способными давать неправдоподобные выводы.Конечный результат состоит в том, чтобы заменить невнятную уверенность в словесной нерешительности «.

Сократический профессор

В методе Сократа сократический профессор не является противником в споре, и он или она не из тех, кто всегда играет адвоката дьявола, по существу говоря: «Если вы утверждаете это, я это отрицаю. Если вы отрицаете это, я подтверждаю это. . » Иногда это случается, но не по педагогическому принципу.

Также сократический профессор не обладает всеми знаниями или ответами, и он или она не «просто проверяет» студентов.Профессор — участник диалога и всегда должен быть открыт для самостоятельного изучения. Из этого следует, что сократический профессор не ищет уважения к своему авторитету. Он также не создает культ личности, казаясь отчужденным, холодным и отстраненным. Вместо этого сократический профессор знает имена своих студентов, а студенты знают имена друг друга.

Профессор Сократа стремится к «продуктивному дискомфорту», ​​а не к панике и запугиванию. Цель состоит не в том, чтобы вселить страх в сердца студентов, чтобы они пришли к уроку подготовленными; но вселить страх в сердца студентов, что они либо не могут четко сформулировать ценности, которыми они руководствуются, либо что их ценности и убеждения не выдерживают критики.

Советы по использованию метода Сократа

1. Установите правила общения:

* Выучите имена учащихся и попросите учащихся выучить имена друг друга.

* Объясните, что участие требует слушания и активного участия, и что недостаточно просто вставить один комментарий в классе, а затем хранить молчание до конца дня.

* Подчеркните, что студенты должны сосредоточить свои комментарии на концепциях или принципах, а не на рассказах от первого лица.

2. Задавайте вопросы и наслаждайтесь тишиной. Молчание продуктивно. Будьте готовы подождать, пока студенты ответят. Нет необходимости заполнять пустоту в разговоре; молчание создает своего рода полезное напряжение. Используйте правило «десяти секунд ожидания», прежде чем пытаться перефразировать свои вопросы!

3. Найдите способы вызвать «продуктивный дискомфорт». Холодные звонки работают, но смягчите их работой в небольших группах, чтобы ученики могли поговорить со своим соседом.

4. Прежде всего, задавайте уточняющие вопросы! Заставьте студентов отчитываться о себе, а не просто бездельничать чтения и лекции.

5. Всегда будьте открыты для изучения чего-то нового. Не будьте мудрецом на сцене или проводником на стороне. Будьте готовы сказать: «Я не знаю ответа на этот вопрос».

6. Приветствуйте «безумную идею», которая предлагает новый взгляд на тему, но не одобряйте те идеи, которые не являются серьезными.

7. Мы приветствуем краткость и краткие выступления профессора. Никаких выступлений или длинных лекций.

8. Не поощряйте подобострастное почтение к власти и статусу.Разбейте это, если возможно. Студенты Стэнфорда слишком опытны в том, чтобы «учиться в школе» и открывать для себя то, что им нужно знать.

9. Найдите в классе пространство, способствующее общению. Сиденья, прикрепленные болтами к полу, немедленно ставят одного в невыгодное положение.

10. Наконец, не бойтесь размеров! Все это возможно даже в больших классах. Метод Сократа возможен в классе до 70 человек. Просто используйте больше маленьких групп.

В конце своего выступления профессор Райх привел пример упражнения по сократовскому методу, в котором он поставил перед своей аудиторией моральную дилемму (вы — проводник поезда, который потерял тормоза, и вы должны сделать выбор). либо убить пятерых рабочих на путях альтернативного маршрута, либо рискнуть убить всех 300 пассажиров поезда) и попросили их привести аргументы в пользу того, что следует делать.Затем он провокационно следил за каждым предложением, подталкивая каждого выступающего к защите и формулированию причин и ценностей, лежащих в основе их решения (лучше ли спасти многих за счет немногих?), А затем применил их рассуждения к другим моральным дилеммам, в которых их выводы могут быть не столь оправданными.

В каждом раунде допроса профессор Райх пытался сосредоточиться на разрушении предположений респондентов в попытке «доказать истину» — что и является задачей профессора Сократа в классе.Когда его спросили, будет ли он когда-либо отстаивать свои собственные взгляды в классе, профессор Райх ответил, что обычно он ждет, пока обсуждение не завершится, и даже тогда он может участвовать в небольшом «педагогическом обмане» (занимая позицию, которую он не обязательно занимает. ), чтобы подтолкнуть студентов к осмотру собственных помещений.

Хотя модель метода Сократа, разработанная Райхом, не полностью основана на методах Сократа в диалогах Платона, она далека от конфронтационного унижения, которое ошибочно связывают с подходом Сократа.Вместо этого, как практикуется Райхом и другими, метод Сократа представляет собой динамический формат, помогающий нашим ученикам брать на себя подлинный интеллектуальный риск в классе и изучать критическое мышление.

Библиография

Грегори Властос, ред., Философия Сократа, Нотр-Дам: University of Notre Dame Press, 1971.

Грегори Властос, Socratic Studies, Кембридж: Cambridge University Press, 1995.

Дэвид Хансен, «Был ли Сократ« учителем Сократа? »» Образовательный

.

Сократ: проблема Сократа

Получите БЕСПЛАТНОЕ членское видео ! Подписывайтесь на нашу новостную рассылку.

Ниже приводится стенограмма этого видео.

В этой лекции мы исследуем то, что известно как проблема Сократа, то есть проблема того, можем ли мы прийти к знанию исторического Сократа, или он всегда останется не чем иным, как произведением художественной литературы. Мы также смотрим на диалоги Сократа или Платона и рассматриваем вопрос о том, использовал ли Платон Сократа в качестве рупора для своих собственных взглядов или поддерживал фактические идеи настоящего Сократа.

Дополнительные ресурсы

Хорошие места для начала изучения Сократа
Философия 101 Сократа: Введение в философию через Апологию Платона (2012) — Питер Крифт
До и после Сократа (1932) — Фрэнсис Корнфорд
Сократ (1975) — А.Э. Тейлор ( Обратите внимание, что издание в твердом / мягком переплете найти трудно, но издание kindle доступно на amazon.com)
Сократ: жизнь исследована (2007) — Луис Навиа
Греческие философы: от Фалеса до Аристотеля (1960) — W.K.C Guthrie

Более продвинутые работы о Сократе
Сократ (1972) — В. К. К. Гатри
Сократ: иронист и моральный философ (1991) — Грегори Властос

Диалоги Платона
Практически во всех диалогах Платона Сократ является главным собеседником. Однако многие ученые придерживаются мнения, что только в ранних диалогах Платона мы имеем доступ к историческому Сократу и его идеям. Хотя в более поздних диалогах Платона считается, что Платон использует Сократа в качестве рупора для своих личных идей.Ниже приводится список того, что обычно считается ранними диалогами Платона (и, следовательно, диалогами, в которых можно найти информацию об историческом Сократе).

Евтифрон
Извинение
Крит
Чармид
Малый Гиппий
Протагор
Республика

Дополнительная литература

Связанные

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *