Импровизация что это такое: Импровизация — это… Что такое Импровизация?

Содержание

Импровизация — это… Что такое Импровизация?

ИМПРОВИЗАЦИЯ (от латинского слова improvise — без подготовки, неожиданно) — сочинение поэтического произведения на любую заданную художнику тему без предварительной подготовки. Дар импровизации за редким исключением присущ каждому поэту в большей или меньшей степени. Как на исключительного импровизатора, указывают обычно на польского поэта Мицкевича. Так, описывают одно его импровизированное выступление в Москве в 1826 году на обеде, устроенном у княгини З. А. Волконской в честь Пушкина. Мицкевичу досталась по жребию тема: «Смерть Константинопольского патриарха, убитого турецкой чернью, которого тело было брошено в море и всплыло около Одессы». Простояв несколько минут в молчании и сосредоточившись, Мицкевич начал свою импровизацию; она была так удачна, что Пушкин, потрясенный ею глубоко, в восторге обнял Мицкевича и осыпал поцелуями (А. С. Пушкин, изд. А. Поливанова для семьи и школы, т. I — Мицкевич). И сам Пушкин удачно импровизировал рассказы перед своими лицейскими товарищами. «При таком случае он, еще в грубых чертах, разумеется, передал и две повести, им самим выдуманные: «Метель» и «Выстрел», которые позднее явились в повестях Белкина» (Анненков, А. С. Пушкин, 1873 г.).

А. П. Чехов, — рассказывает в своих воспоминаниях брат писателя, — чуть не каждый вечер выступал в семье в своих собственных импровизациях. То он читал лекцию и изображал при этом старого профессора, то выступал в роли зубного врача, то представлял афонского монаха. Его первое произведение, напечатанное в «Стрекозе» («Письмо к ученому») представляет собою импровизацию. Были и у Достоевского наклонности к шуточным импровизациям (в виде пародии на сцену из Гамлета). Об этом сообщает в своих воспоминаниях фон-Фогт. Художественный образ импровизатора дан Пушкиным в его «Египетских ночах». Для импровизатора, — говорит здесь устами поэта А. С. Пушкин, — не существует ни труда, ни охлаждения, ни того беспокойства, которые предшествуют вдохновению. Чужая мысль, чуть коснувшаяся его слуха, становится его собственностью, как будто бы он с нею носился, лелеял, развивал ее беспрестанно.

Чем объяснить дар импровизации? Как и талант поэтический, он неизъясним. Поэтому тут возможны только некоторые гипотезы.

«Художники — указывает Рибо в своей «Психологии чувств» — имеют по своей природе интенсивное стремление и сильно чувствуют: они переживают в мечтах оргии, любовные приключения, кровавые драмы, самопожертвования, добродетели и пороки всякого рода… Интенсивное представление должно объектироваться, т. е. из внутреннего обратиться во внешнее, и этого оно достигает двояким способом: путем реального акта — такова участь большинства людей; путем создания произведения искусства, которое освобождает от неотступного желания; это свойство художников». Последние, чтобы они начали творить, нуждаются зачастую в определенном стимуле. Большей частью эти стимулы — душевное настроение или явление внешнего мира, вызывающее работу памяти, воображения. Так, напр., Л. Н. Толстого на создание «Хаджи Мурата», как он об этом рассказывает, натолкнул куст «татарина», который он заметил, возвращаясь однажды домой полями «Куст «татарина» состоял из трех отростков. Один был оторван и, как отрубленная рука, торчал остаток ветки. На других двух было на каждом по цветку. Цветки эти были когда-то красные, теперь же были черные… И мне вспомнилась, — говорит он далее, — одна давнишняя кавказская история, часть которой я видел, часть слышал от очевидцев и часть вообразил себе».

Не всегда, разумеется, факты и события в жизни, обращающие на себя усиленное внимание художника, тут же настраивают его на творческую работу; тем более, что вседневная обстановка не всегда позволяет художнику предаваться вдохновенному труду. Однако, за порогом сознания, в поэтическом «я» работа ни на минуту не приостанавливается. Облекаясь в свои покровы, образы живут своей интенсивной жизнью и только ждут своей очереди.

«В голове у меня целая армия людей, просящихся наружу и ждущих команды», — пишет в одном из своих писем к А. С. Суворину А. П. Чехов (т. II, стр. 208).

И вот, переходя к вопросу об импровизации, мы можем допустить, что заданная импровизатору тема, и есть именно эта команда для просящихся наружу образов, которых у него всегда много, т. к. он беспрерывно наблюдает людей и жизнь и не бесстрастно, а всеми фибрами своей души, обогащаясь каждый раз новыми переживаниями.

И если даже заданная тема не будет командой для образов, просящихся наружу и выхваченных художником из личного опыта и наблюдений, то она будет командой для образов, теснящихся, как мы указали выше, в воображении.

Но по команде пишет любой художник — правда, доносящейся только до его внутреннего слуха и, следовательно, понятие «импровизация» можно расширить, называя им всякое художественное произведение в тот момент, когда оно создается начерно, в первой своей редакции. Конечно, с оговоркой — образы импровизированные, тем самым, что предстали перед публикой, поблекли уже в глазах художника, порвали с его душой свои интимные связи и умерли. В то время, как художественное произведение, впервые занесенное на бумагу, еще только начинает жить своей новой жизнью. Его художник опять и опять переделывает, внося в него новые варианты, пока оно не увидит света и тоже, как импровизация, поблекнет, станет отрезанным ломтем, упавшим с дерева плодом.

——

В истории народного творчества импровизация занимает видное место. Народные песни в том виде, как мы их знаем, в эмбриональном периоде представляют из себя одни импровизации. Как указывает А. Веселовский («Три главы из исторической поэтики»), текст, сопровождающий синкретические игры, у всех почти народов импровизируется. У кафров, например, присутствующие по очереди импровизируют какую-нибудь фразу, на которую отвечает хор.

Рядом с подобными импровизациями в истории народного творчества должны быть отмечены импровизации по поводу.

Когда, например, Дарвин приехал на Таити, одна девушка сложила про него четыре строфы, исполнение которых сопровождалось хором. Лопарь воспевает всегда то, что видит и слышит в данную минуту, приезд путешественника, чиновника и т. д.

В Италии, особенно в XVI и XVII в.в., было много импровизаторов в период расцвета commedia dell’arte (см. это слово).


Э. Лунин.
Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель,
1925

Импровизация — это… Что такое Импровизация?

        создание художественного произведения непосредственно в процессе его исполнения. И. возможна в поэзии, музыке, танце, театральном искусстве и др. Истоки И. в профессиональном искусстве восходят к народному творчеству. С древнейших времён у различных народов существовали особые категории певцов-импровизаторов (древнегреческие аэды, западноевропейские шпильманы, русские сказители, украинские кобзари, казахские и киргизские акыны и др.). В профессиональном искусстве наибольшее развитие получили поэтические и музыкальные И. Поэтические И. обычно выполняется на заданную тему. Блестящим поэтом-импровизатором был А. Мицкевич; среди русских поэтов искусством И. владели П. А. Вяземский, В. Я. Брюсов («Вешние воды») и др. Образ поэта-импровизатора запечатлел А. С. Пушкин в «Египетских ночах». К И. относят жанр Экспромта.
         Музыкальная И. в профессиональном художественном творчестве сформировалась под влиянием народного импровизирования и претворила его черты. Ранние её формы в Европе связаны со средневековой вокальной культовой музыкой. Поскольку записи этой музыки были неполными, приблизительными (Невмы, Крюки), каждый исполнитель должен был в той или иной мере импровизировать свою партию. Постепенно методы И. становились всё более регламентированными. Профессиональная квалификация музыканта, например органиста, долгое время определялась его мастерством в так называемой свободной И. полифонических музыкальных форм (прелюдий, фуг и др.). С конца 16 в., с утверждением гомофонно-гармонического склада (мелодия с аккомпанементом), распространяется система так называемого Генерал-баса (цифрованного баса), предусматривавшая И.

аккомпанемента к мелодии по правилам голосоведения. В 16—18 вв. стихия И. сказывается и в украшении инструментальных пьес и вокальных (оперных) партий (см. Рулада, Фиоритура). Высокохудожественное проявление И. находит в искусстве орнаментики. Однако злоупотребление И., превращавшейся во внешне-виртуозное, украшательское искусство, привело к её вырождению. Усложнение форм музыкального творчества и углубление его содержания в 18—19 вв. потребовали от композиторов более полной и точной записи музыкального текста произведений, устраняющей произвол исполнителя. Вместе с тем в 1-й половине 19 в. И. в форме так называемого свободного фантазирования занимает видное место в деятельности крупнейших композиторов-исполнителей (Л. Бетховена, Н. Паганини, Ф. Листа, Ф. Шопена). Ряд музыкальных жанров носит названия, указывающие на их частичную связь с И. (например, «Фантазия», «Экспромт», «Прелюдия», «Импровизация»). В современной музыкальной практике И. не имеет существенного значения, исключая джазовую музыку, которой органически присущи элементы И. (см. Джаз), и некоторые модернистские течения, широко применяющие произвольную И.

         И. в танце с древнейших времён является неотъемлемой частью народных обрядов, игр и празднеств. В странах Востока и Азии И. в танце сохраняется не только в народных представлениях, но и в профессиональном искусстве. И. варьируется от примитива до высокого профессионализма. Во многих народных танцах в ответ на «вызов» продемонстрировать силу, ловкость, удаль, импровизатор выходит за пределы устойчивых танцевальных форм (мужские грузинские, армянские и др. танцы). И. в народном танце проявляется также и в соревновании (русский перепляс и др.).

         Возросшее значение музыки в хореографическом искусстве начала 20 в. вызвало к жизни ещё один вид И.: интуитивное выражение музыки танцем. В большой степени импровизационным было искусство А. Дункан, породившее ряд подражательных школ. Во 2-й половине 20 в. И. остаётся обязательным элементом народного танца, широко используется в бальных танцах (чарлстон, липси, твист, шейк и др.).
         И. в театре — игра актёра, основанная на его способности строить сценический образ, действовать и создавать собственный текст на заданную тему или в обстоятельствах, предусмотренных сценарием, творя без предварительной подготовки, во время представления. Зародившись в народном театральном творчестве, свойственная народному искусству в разных его формах, И. была одним из существенных элементов сценического действия древнего театра Востока (существует и в настоящее время), присутствовала в античном, средневековом и ренессансном театре. Высокого уровня искусство И. достигло в народной итальянской комедии дель арте (См. Комедия дель арте) (16—18 вв.) и французском Фарсе (15—16 вв.). Позднее И. сохранилась на сцене как стилистический приём (например, у К. Гоцци).

         В начале 20 в. интерес к И. в русском и западноевропейском театре был связан со стремлением активизировать творческие силы актёра, обогатить современный театр путём приобщения его к истокам народной художественной культуры. К. С. Станиславский ввёл И. как метод в учебно-воспитательную работу с актёрами. Освоение приёмов И., идущих от итальянской комедии дель арте и русского балагана, характерно для режиссёрских исканий В. Э. Мейерхольда, творчества Е. Б. Вахтангова (в «Принцессе Турандот» Гоцци импровизационное начало пронизало собой всё режиссёрское решение представления). В 1919—38 в Москве существовал театр И. — «Семперанте». Искусство И. составляет один из основных элементов современной театральной педагогики.

         Лит.: Wehle G. F., Die Kunst der Improvisation, Bd 1—3, Münster, 1925—32; Fellerer К. G., Zur Geschichte der freien Improvisation, «Die Musikpflege», Jahng. II, 1932; Ferand E. Т., Die Improvisation, 2 Ausg., Köln, 1961.

Импровизация | Что такое Импровизация

Как бы мы мысленно ни готовились к предстоящим серьезным разговорам,

нам всегда приходится импровизировать.

Роберт Макки. История на миллион долларов

       Импровизация  как качество личности –  способность выступать, создавать, сочинять что-то без предварительных приготовлений и подготовки, экспромтом; сочинять стихи, музыку в момент исполнения.

    У одного известного мастера по борьбе было много учеников. Старший из них обучался долгие годы, и тренировался с прилежанием. Однажды он обратился к мастеру: — Скажите, есть ли ещё что-нибудь, чему вы меня не научили? — Я научил тебя всему, что знал. Ты усвоил все приёмы борьбы, известные мне. От этих слов молодой борец преисполнился гордости и объявил всем и всюду, что теперь он лучший борец в стране и мог бы победить даже своего знаменитого учителя. Сотни людей пришли посмотреть на этот поединок. После ровной и спокойной борьбы мастер вдруг неожиданным приёмом положил ученика на обе лопатки. — Странно, — сказал побеждённый, переводя дыхание, — я научился всему, что вы знали, но вы одолели меня неизвестным приёмом. — Друг мой, я действительно научил тебя всему, что знал, — ответил мастер, — но этот приём родился только сейчас, в процессе борьбы. Это импровизация! — Но этому вы меня не учили, — сказал ученик. — Этому я не могу тебя научить, этому ты должен учиться сам.

      Импровизация как качество личности предполагает способность войти, как в могучий поток, в состояние творческого самоосуществления, свободного полета своевольной фантазии и внезапно и быстро претворить волшебные замыслы ума в определенную литературную или музыкальную форму.

    Импровизация (improviso — значит по-латыни «без подготовки») — такой вид творчества, при котором и «замысел» произведения и «претворение» его в литературную форму совершаются одновременно, внезапно и быстро.  Для импровизации необходимо, чтобы тема была задана со стороны или чтобы она возникла внезапно, так сказать, на месте происшествия, и тут же была облечена в литературную форму.

     Борис Пастернак в стихотворении «Импровизация» писал:

Я клавишей стаю кормил с руки
Под хлопанье крыльев, плеск и клекот…

       В это метафоре импровизатор любого вида творческой деятельности найдет что-то своё: рассказчик – полет творческой фантазии, художник – окрыленность  кисти. Вспомним А.С. Пушкина:

 И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге.

Минута — и стихи свободно потекут.

       Импровизация как внезапная включенность ума позволяет мгновенно прочувствовать предложенную ей идею, построить образный ассоциативный ряд и воссоздать его в изумляющей окружающих форме. Импровизатор – мастер по публичному и безотлагательному выполнению творческого заказа. Импровизация, по мнению Б.М. Рунина, это – «умение сфокусировать в нужный момент все силы души и ума, все запасы памяти и все причуды воображения на одной, продиктованной кем-то специальной задаче. Да еще так, чтобы сразу превратить эту задачу в личную и насущную».

      Импровизатор проявляет своё волшебное качество «здесь и сейчас». Тютчев  видел в этом творчество «на лету и ненароком», Пастернак как творчество «навзрыд», Ахмадулина — как «мгновенная удача ума».

      А.С. Пушкин в «Египетских ночах» оставил замечательный психологический портрет импровизатора: «Садитесь где-нибудь и задайте мне тему. Чарский сел на чемодане (из двух стульев, находившихся в тесной конурке, один был сломан, другой завален бумагами и бельем). Импровизатор взял со стола гитару — и стал перед Чарским, перебирая струны костливыми пальцами и ожидая его заказа. — Вот вам тема, — сказал ему Чарский: — поэт сам избирает предметы для своих песен; толпа не имеет права управлять его вдохновением.

     Глаза итальянца засверкали, он взял несколько аккордов, гордо поднял голову, и пылкие строфы, выражение мгновенного чувства, стройно излетели из уст его… Вот они, вольно переданные одним из наших приятелей со слов, сохранившихся в памяти Чарского.

Поэт идет: открыты вежды,
Но он не видит никого;
А между тем за край одежды
Прохожий дергает его…
«Скажи: зачем без цели бродишь?
Едва достиг ты высоты,
И вот уж долу взор низводишь
И низойти стремишься ты.
На стройный мир ты смотришь смутно;
Бесплодный жар тебя томит;
Предмет ничтожный поминутно
Тебя тревожит и манит.
Стремиться к небу должен гений,
Обязан истинный поэт
Для вдохновенных песнопений
Избрать возвышенный предмет».
— Зачем крутится ветр в овраге,
Подъемлет лист и пыль несет,
Когда корабль в недвижной влаге
Его дыханья жадно ждет?
Зачем от гор и мимо башен
Летит орел, тяжел и страшен,
На чахлый пень? Спроси его.
Зачем арапа своего
Младая любит Дездемона,

Как месяц любит ночи мглу?
Затем, что ветру и орлу
И сердцу девы нет закона.
Таков поэт: как Аквилон
Что хочет, то и носит он —
Орлу подобно, он летает
И, не спросясь ни у кого,
Как Дездемона избирает
Кумир для сердца своего.

       Итальянец умолк… Чарский молчал, изумленный и растроганный. — Ну что? — спросил импровизатор. Чарский схватил его руку и сжал ее крепко. — Что? — спросил импровизатор, — каково? — Удивительно, — отвечал поэт. — Как! Чужая мысль чуть коснулась вашего слуха и уже стала вашею собственностию, как будто вы с нею носились, лелеяли, развивали ее беспрестанно. Итак, для вас не существует ни труда, ни охлаждения, ни этого беспокойства, которое предшествует вдохновению?.. Удивительно, удивительно!..

    Импровизатор отвечал: — Всякой талант неизъясним. Каким образом ваятель в куске каррарского мрамора видит сокрытого Юпитера и выводит его на свет, резцом и молотом раздробляя его оболочку? Почему мысль из головы поэта выходит уже вооруженная четырьмя рифмами, размеренная стройными однообразными стопами? — Так никто, кроме самого импровизатора, не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чуждой внешнею волею — тщетно я сам захотел бы это изъяснить».

Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

ИМПРОВИЗАЦИЯ — это… Что такое ИМПРОВИЗАЦИЯ?

  • Импровизация — (improviso значит по латыни «без подготовки») такой вид творчества, при к ром и «замысел» произведения и «претворение» его в литературную форму совершаются одновременно, внезапно и быстро. Для И. необходимо, чтобы тема была задана со стороны или… …   Литературная энциклопедия

  • импровизация — и, ж. improvisation f. 1. Сочинение стихов, музыки и т. п. во время исполнения их. БАС 1. < Импровизатор>.. вдруг шагнул вперед. сложил крестом руки на грудь .. музыка умолкла .. Импровизация началась. Пушк. Егип. ночи. || Сочинение чего л …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Импровизация —     ИМПРОВИЗАЦИЯ (от латинского слова improvise без подготовки, неожиданно) сочинение поэтического произведения на любую заданную художнику тему без предварительной подготовки. Дар импровизации за редким исключением присущ каждому поэту в большей …   Словарь литературных терминов

  • ИМПРОВИЗАЦИЯ — ИМПРОВИЗАЦИЯ, импровизации, жен. (книжн.). Действие по гл. импровизировать; словесное или музыкальное произведение, сочиненное в момент исполнения без предварительной подготовки. Блестящая импровизация. Стихотворная импровизация. «Господа! сказал …   Толковый словарь Ушакова

  • импровизация — юбиляция, экспромт, сочинение, фантазирование Словарь русских синонимов. импровизация экспромт Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • импровизация —     ИМПРОВИЗАЦИЯ, экспромт …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • Импровизация — (от латинского improvisus неожиданный, внезапный), вид творчества, при котором произведение (сочинение) рождается непосредственно в процессе исполнения (в музыке, театральном искусстве, поэзии, например экспромт, и др.). С точки зрения структуры… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ИМПРОВИЗАЦИЯ — (от лат. improvisus неожиданный внезапный), сочинение стихов, музыки и т. п. в момент исполнения; выступление с чем либо, не подготовленным заранее; произведение, созданное таким образом. Ср. Экспромт …   Большой Энциклопедический словарь

  • ИМПРОВИЗАЦИЯ — ИМПРОВИЗАЦИЯ, и, жен. 1. см. импровизировать. 2. Импровизированное произведение. Блестящая и. | прил. импровизационный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • импровизация — ИМПРОВИЗАЦИЯ, и, ж. Какое л. дело (преим. неудачное, сорвавшееся) …   Словарь русского арго

  • импровизация — Викисловарь

    Морфологические и синтаксические свойства

    падеж ед. ч. мн. ч.
    Им. импровиза́ция импровиза́ции
    Р. импровиза́ции импровиза́ций
    Д. импровиза́ции импровиза́циям
    В. импровиза́цию импровиза́ции
    Тв. импровиза́цией
    импровиза́циею
    импровиза́циями
    Пр. импровиза́ции импровиза́циях

    им-про-ви-за́-ци·я

    Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

    Корень: -импров-; интерфикс: -из-; суффикс: -ациj; окончание: [Тихонов, 1996].

    Произношение

    • МФА: [ɪmprəvʲɪˈzat͡sɨɪ̯ə]

    Семантические свойства

    Значение
    1. действие по значению гл. импровизировать; создание художественного произведения (стихов, музыки и т. п.) в момент исполнения, без предварительной подготовки ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
    2. результат такого действия; литературное или музыкальное сочинение (часто на заданную тему) без предварительной подготовки ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
    Синонимы
    1. частичн.: экспромт
    Антонимы
    Гиперонимы
    Гипонимы

    Родственные слова

    Этимология

    Происходит от итал. improvvisazione «импровизация», далее из improvvisare «импровизировать», далее из лат. improvisus «непредвиденный», далее из in- «не-, без-» + provisus «предусмотренный», прич. прош. от providere «предвидеть», далее из pro «вперёд, для, за, вместо» + vidēre «видеть», из праиндоевр. *weid- «знать, ведать; видеть». Русск. импровизация, вероятно, заимств. через нем. Improvisation или франц. improvisation. Использованы данные Толкового словаря русского языка с включением сведений о происхождении слов (2007). См. Список литературы.

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Перевод

    Морфологические и синтаксические свойства

    Ед. импровизация
    Ед. об. импровизация
    Ед. суб. импровизацията
    Мн. импровизации
    Мн. сов. импровизациите
    Числ.
    Зв.

    импровизация

    Существительное, женский род, склонение 47.

    Корень: .

    Произношение

    Семантические свойства

    Значение
    1. импровизация (аналогично русскому слову) ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).
    Синонимы
    Антонимы
    Гиперонимы
    Гипонимы

    Родственные слова

    Ближайшее родство

    Этимология

    Происходит от итал. improvvisazione «импровизация», далее из improvvisare «импровизировать», далее из лат. improvisus «непредвиденный», далее из in- «не-, без-» + provisus «предусмотренный», прич. прош. от providere «предвидеть», далее из pro «вперёд, для, за, вместо» + vidēre «видеть», из праиндоевр. *weid- «знать, ведать; видеть».

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    ИМПРОВИЗАЦИЯ — это… Что такое ИМПРОВИЗАЦИЯ?

    Обычно композитор, сочиняя какое-нибудь произведение, предварительно обдумывает его, делает наброски, а потом уже записывает сочинение на нотной бумаге, тщательно отделывая каждую деталь. Но бывает и так: музыкант садится за рояль, берет несколько несвязных аккордов, а затем, словно размышляя, начинает играть. Звучат пассажи, возникают и исчезают мелодии, вновь сменяясь разливами пассажей… Спросите этого музыканта, что он играл, и он ответит: да так, ничего, просто импровизировал. Латинское слово improvisus означает — непредвиденный. Импровизировать — значит играть, одновременно сочиняя, или, вернее, сочинять без предварительной подготовки, тут же исполняя сочиненное. Бывают импровизаторы не только музыканты, но и поэты. Об одном из поэтов-импровизаторов рассказывает Пушкин в оставшейся незаконченной повести «Египетские ночи». В старину искусство музыкальной импровизации было развито очень широко. Каждый музыкант, выступая в концерте, должен был импровизировать по заказу публики произведение в определенной форме — вариаций, фуги, сонаты, на тему, предложенную кем-нибудь из присутствовавших. Рассказывают такой случай. В XVII и XVIII веках было принято устраивать состязания между исполнителями. И вот, осенью 1717 года в Дрезден приехал весьма модный французский органист, клавесинист и композитор Луи Маршан. Туда же вызвали Иоганна Себастьяна Баха, в то время еще мало кому известного немецкого музыканта. За день до назначенного состязания Бах явился в королевский дворец послушать своего конкурента. Маршан играл блестяще. Ему много аплодировали, а потом предложили и немецкому музыканту «попробовать инструмент». Бах тут же повторил песенку, на тему которой импровизировал Маршан, и варьировал ее с огромным искусством, совершенно затмив соперника. Потом Бах написал на листочке бумаги мелодию и передал ее Маршану. Это была тема, на которую французский музыкант должен был назавтра импровизировать. Бах, в свою очередь, попросил у Маршана тему для своей импровизации. На следующий день придворное общество долго ожидало прибытия во дворец знаменитого француза, но он так и не явился.


    Оказалось, что он бежал, не решившись соперничать с гениальным импровизатором. А вот отрывок программы одного из концертов маленького Моцарта (вы, наверное, знаете, что Моцарт с самого раннего возраста проявил себя как гениальный музыкант. В шесть — семь лет он уже выступал с концертами в разных странах): «6. Ария, которую господин Амадео (так звали Моцарта в Италии) тут же сочинит на предложенные ему стихи и затем исполнит, аккомпанируя себе на клавикорде. 7. Соната на тему, которую предложит по своему выбору первый скрипач оркестра, сочинит и исполнит господин Амадео… 10. Фуга на тему, предложенную экспромтом…» В одном итальянском городе слушатели, которые не могли поверить, что ребенок способен так вдохновенно импровизировать, потребовали, чтобы он снял с пальца кольцо. Они решили, что кольцо волшебное и управляет руками мальчика. Конечно, сняв кольцо, Моцарт продолжал играть так же хорошо. Великолепным импровизатором был и Бетховен, и многие другие композиторы прошлого. О гениальном скрипаче и композиторе Никколо Паганини, например, рассказывали, что лучшие его произведения — не те, что записаны, изданы и известны всем, а те, что он импровизировал по настроению и никогда больше не повторял. В наше время искусство импровизации почти совсем забыто. Лишь крайне редко встречаются музыканты, способные сочинять «на глазах у публики». Произошло это прежде всего потому, что в музыке, как и во всех областях нашей жизни, господствует «узкая специализация»: композиторы теперь не являются одновременно концертирующими музыкантами-исполнителями, а профессиональные инструменталисты-концертанты, как правило, не обладают выдающимися композиторскими данными. Старые традиции импровизирования сохранились разве лишь у некоторых органистов. Так, в начале 60-х годов в нашу страну на гастроли приезжал Томанер-хор — хор лейпцигской церкви святого Фомы, в которой когда-то давно многие годы работал И. С. Бах. Руководитель хора Гюнтер Рамин импровизировал на клавесине прелюдию и фугу, темы для которых ему предложили советские музыканты, присутствовавшие на концерте.

    Творческие портреты композиторов. — М.: Музыка.
    1990.

    ИМПРОВИЗАЦИЯ — это… Что такое ИМПРОВИЗАЦИЯ?

  • Импровизация — (improviso значит по латыни «без подготовки») такой вид творчества, при к ром и «замысел» произведения и «претворение» его в литературную форму совершаются одновременно, внезапно и быстро. Для И. необходимо, чтобы тема была задана со стороны или… …   Литературная энциклопедия

  • ИМПРОВИЗАЦИЯ — 1) стихи, сказанные без приготовления, на заданную тему. 2) музыкальная пьеса сыгранная также без приготовления. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИМПРОВИЗАЦИЯ [фр. improvisation Словарь иностранных слов русского языка

  • импровизация — и, ж. improvisation f. 1. Сочинение стихов, музыки и т. п. во время исполнения их. БАС 1. < Импровизатор>.. вдруг шагнул вперед. сложил крестом руки на грудь .. музыка умолкла .. Импровизация началась. Пушк. Егип. ночи. || Сочинение чего л …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Импровизация —     ИМПРОВИЗАЦИЯ (от латинского слова improvise без подготовки, неожиданно) сочинение поэтического произведения на любую заданную художнику тему без предварительной подготовки. Дар импровизации за редким исключением присущ каждому поэту в большей …   Словарь литературных терминов

  • ИМПРОВИЗАЦИЯ — ИМПРОВИЗАЦИЯ, импровизации, жен. (книжн.). Действие по гл. импровизировать; словесное или музыкальное произведение, сочиненное в момент исполнения без предварительной подготовки. Блестящая импровизация. Стихотворная импровизация. «Господа! сказал …   Толковый словарь Ушакова

  • импровизация — юбиляция, экспромт, сочинение, фантазирование Словарь русских синонимов. импровизация экспромт Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • импровизация —     ИМПРОВИЗАЦИЯ, экспромт …   Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • Импровизация — (от латинского improvisus неожиданный, внезапный), вид творчества, при котором произведение (сочинение) рождается непосредственно в процессе исполнения (в музыке, театральном искусстве, поэзии, например экспромт, и др.). С точки зрения структуры… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ИМПРОВИЗАЦИЯ — ИМПРОВИЗАЦИЯ, и, жен. 1. см. импровизировать. 2. Импровизированное произведение. Блестящая и. | прил. импровизационный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • импровизация — ИМПРОВИЗАЦИЯ, и, ж. Какое л. дело (преим. неудачное, сорвавшееся) …   Словарь русского арго

  • Simple English Wikipedia, бесплатная энциклопедия

    Question book-4.svg Эта статья не имеет источников . Вы можете помочь Википедии, найдя хорошие источники и добавив их. (февраль 2016)

    Импровизация — это искусство исполнения без сценария и репетиции.

    В музыке импровизация — это искусство игры на инструменте (или пение), при котором музыкант или музыканты сочиняют музыку во время игры.Импровизация — это изобретение одновременно с чем-то. Некоторые музыканты играют музыку только тогда, когда они написали музыку перед ними, но импровизировать музыку может быть очень весело. Это способ сочинения. Импровизация — обычное дело во время джем-сейшна.

    Во времена барокко всех музыкантов учили импровизировать, потому что композиторы часто не утруждали себя записью всех нот. Музыканты импровизировали множество орнаментов, а то и целые отрывки.

    Многие великие композиторы, такие как Иоганн Себастьян Бах, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен и Ференц Лист, были известны своими клавишными импровизациями.

    Органисты часто импровизируют во время службы. Таким образом они могут заполнить пробелы в обслуживании, когда в противном случае была бы тишина, они могут установить плавную связь между одним музыкальным произведением и другим, и они могут создать правильную атмосферу. В эпоху барокко органисты лютеранской церкви импровизировали хоральную прелюдию. Это было музыкальное произведение, в котором использована мелодия хорала (гимна), который пел прихожане. Бах был одним из многих композиторов, написавших многие свои хоральные прелюдии.В последнее время некоторые известные концертные органисты часто заканчивают органный концерт импровизацией. Это может быть довольно длинное произведение с несколькими связанными движениями, заканчивающееся фугой. Кто-то может дать им тему, написанную на листе бумаги, так что она будет совершенно неподготовленной. Шарль Турнемир, Марсель Дюпре, Пьер Кошеро, Пьер Пенсемайль известны как великие импровизаторы органа.

    Многие люди, играющие народную музыку, импровизируют. Традиционная народная музыка не была бы записана.

    В традиционном джазе музыканты обычно импровизируют. Это довольно сложно, когда группа людей импровизирует вместе. Они должны слушать друг друга и получать друг от друга идеи. Это может быть очень увлекательный способ создания музыки.

    Импровизация также относится к типу исполнения. Импровизация (или для краткости импровизация) часто используется в комедии. Актеры или Импровизаторы создадут целое шоу, которое они сочинят по мере продвижения. Они часто просят у аудитории идею или предложение.Затем они сделают небольшое выступление на основе предложения. Это позволяет им делать много разных коротких выступлений во время каждого вечернего шоу. Это называется «Краткая импровизация».

    ,

    определение импровизации по The Free Dictionary

    Как бы то ни было, Tragedy — как и комедия, сначала была простой импровизацией. Один возник от авторов Дифирамба, другой — от авторов фаллических песен, которые все еще используются во многих наших городах.

    Итак, люди, начиная с этого природного дара, постепенно развивали свои особые способности, пока их грубые импровизации не породили Поэзию.

    Это была импровизация. Она низко села за инструмент, и линии ее тела превратились в некрасивые изгибы и углы, которые придавали ему вид уродства.Он имел обыкновение говорить, что единственным спасительным признаком нашего плена было то, что у него было достаточно времени для импровизации молитв — это становилось его одержимостью. Он взял свою скрипку из-за угла, и, когда я потянулся, он начал играть тихую, мечтательную, мелодичную музыку — несомненно, свою собственную, потому что у него был замечательный дар импровизации. Я смутно помню его изможденные конечности, серьезное лицо, взлеты и падения его смычка. Это была необычная импровизация. Он чувствовал, что глаза Дориана Грея были прикованы к нему, и осознание того, что среди его слушателей был тот, чей темперамент он хотел очаровать, казалось, придавало его остроту остроумию и окрашивало его воображение.На самом деле это не была полностью импровизация, но она обрела форму внутреннего разговора и вылетела наружу, как круглые зерна от плода, когда внезапная жара расколол его. Пантомима была в высшей степени хаотичной, но не вызывающей презрения; в нем пробежала ярость импровизации, исходившая главным образом от клоуна Крука. Он тоже покраснел и, конечно, выглядел так глупо, как можно ожидать от молодого человека, обладающего некоторым остроумием и самообладанием, когда он вошел со свитком музыку в его руке, и сказал с видом нерешительной импровизации: — Снаружи, в темноте, мою дерзкую роль было нетрудно сыграть; но проводить импровизацию за дверью означало сразу удвоить трудность и риск.Мы вместе рисовали и читали; или я слушал, как во сне, дикие импровизации его говорящей гитары. Размах его натуры переводил его от крайнего томления к пожирающей энергии; и, как я хорошо знал, он никогда не был таким поистине грозным, как тогда, когда целыми днями бездельничал в своем кресле среди своих импровизаций и печатных изданий.
    ,

    Импровизация — Википедия

    Импровизация bedeutet, etwas ohne Vorbereitung, aus dem Stegreif daroder herzustellen. Im allgemeinen Sprachgebrauch Versteht man unter Improvisation auch den spontanen praktischen Gebrauch von Kreativität zur Lösung auftretender Probleme.

    Die in der Ethnologie als «Wildes Denken» bezeichneten Weltanschauungen der naturangepassten- und archaischen Kulturen basierte im Wesentlichen auf der Improvisation, indem Bruchstücke der Erfahrung zu einem «miganmezenfüdengürten Günchen». [1]

    Das Verb implvisieren wurde im 18. Jahrhundert aus dem italienischen implvviso entlehnt, das zu implviso im Sinne von unvorhergesehen, unerwartet entstanden ist. Zugrunde liegt dem italienischen Wort das lat. im-pro-visus als eine Verneinungsform und lat. pro-videre как vorhersehen . Hiermit verwandt sind die deutschen Wörter Vision und Provision. [2]

    Die Fähigkeit zur Improvisation ist eine wichtige Voraussetzung für die Arbeit als Unterhaltungskünstler oder etwa als Fernsehmoderator, da eine Darbietung erst lebendig wird, wenn man auf die jeweilige kitann reagieren reagieren.Eine bekannte Größe auf diesem Gebiet war etwa Hans-Joachim Kulenkampff, dem es gelang, seine Fernseh-Shows teilweise um Stunden zu überziehen, ohne sein Publikum zu langweilen.

    Der Mülheimer Jazzmusiker Helge Schneider участвовал в Bühnenshows bekannt, in denen er implvisierte Geschichten und Lieder vorträgt. Свободная ассоциация и импровизация — это элемент сейнера Arbeit.

    Als Improvisation wird die Form musikalischer Darbietung Einzelner oder ein Zusammenspiel Mehrerer verstanden, deren Tonmaterial und Klangfolge in der Ausführung selbst entsteht und nicht vorher schriftlich fixiert worden ist.

    Unter dem Einfluss der Improvisation in der Musik, z. Б. Дурч Джон Кейдж, первый участник 1970-х годов, занимающийся контактной импровизацией. In der Контактная импровизация wird ohne feste Formen und ohne vorhersehbare Bewegungen getanzt. Die körperlichen Reflexe spielen daher eine besondere Rolle. Контактная импровизация Veranstaltungen werden (im Gegensatz zu z. B. Kursen) als Jam, abgeleitet von Jamsession, bezeichnet.

    In der Schauspielerausbildung ist Improvisation ein grundlegender Teil.Und sie wird vielfach in einer Inszenierung verwendet, um sich in deren Anfangsphase einem Stück annähern zu können. Darüber hinaus gab und gibt es auch immer wieder Theaterformen, die Improvisation vor das Publikum serve. Historisch sind dies vor allm die Stegreifkomödie und die Commedia dell’arte. Seit dem zweiten Drittel des 20. Jahrhunderts erlebt das Improvisationstheater eine Renaissance und erfreut sich zunehmender Popularität. Damit verbunden ist eine Entwicklung, in der Improvisation nicht mehr länger als Ersatz für die fehlende höherwertige Textvorlage angesehen wird: Театр импровизации, окруженный формой сичем цу einer eigenständigen Form, Die Auste verzie kompés de néste de nénés de nénés en de nénés.

    In der Organization der Betriebswirtschaftslehre verwendet man den Begriff der Improvisation in Zusammenhang mit fallweisen, ungeplanten Regelungen. Insbesondere im Zusammenhang mit der Lernenden Organization gibt es mittlerweile jedoch auch Ansätze hin zur implvisierenden Organization bzw. zum bewussten Einsatz von Improvisation im Management. Hierbei sind insbesondere die Arbeiten von Karl E. Weick (менеджмент), Кэтлин М. Эйзенхардт (организация) и Патрисия Шоу (менеджмент и организация) zu nennen.Die implvisierende Organization stellt im Kern eine besondere Form der Selbstorganisation dar. Dabei kommt es ebenso auf einen flexiblen Umgang mit Risikoberechnungsverfahren an, wie auch auf spontane Reorganisationsmöglichkeiten der Organisationsstrukturen und hochgradig personalisierbare IT-Systeme.

    Im Zentrum jedes Managementansatzes und jeder Organisationsstheorie steht stets die Frage nach der Strukturierung von Kommunikationsprozessen. Импровизация делает dabei die durch Keith Johnstone entwickelte Perspektive auf Status — für die Organization wurde diese Betrachtung u.а. durch Lehner und Ötsch vorgenommen. Aber auch Storytelling (Methode) — это элемент, который представляет собой элемент, um die Improvisationsfähigkeit einer Organization zu entwickeln (siehe dazu auch Patricia Shaw).

    Bei der Angewandten Improvisation werden Übungen aus dem Fundus des Improvisationstheaters zur Unterstützung von Organisations- und Personalentwicklung eingesetzt.

    • Ханс-Фридрих Борман, Габриэле Брандштеттер, Аннемари Мацке (Hrsg.): Improvisieren. Paradoxien des Unvorhersehbaren.Kunst — Medien — Praxis . стенограмма, Билефельд 2010, ISBN 978-3-8376-1274-5.
    • Кристофер Делл: Prinzip Импровизация. Buchhandlung Walther König, Köln 2002, ISBN 3-88375-605-9.
    • Рейнхард Гагель: Импровизация как soziale Kunst. Schott Verlag, Mainz 2010, ISBN 3-7957-0727-7.
    • Тео Йоргенсманн, Рольф-Дитер Вейер: Кляйне Этик дер Импровизация: vom Wesen, Zeit und Raum, Material und Spontangestalt. Augemus Musikverlag, Бохум 1991, ISBN 3-924272-99-9.
    • Карлхайнц Эссл, Джек Хаузер: Improvisation über «Импровизация». In: D. Schweiger, M. Staudinger, N. Urbanek (Hrsg.): Musik-Wissenschaft an ihren Grenzen. Manfred Angerer zum 50. Geburtstag. Lang, Франкфурт-на-Майне / Вена u. а. 2004 г., ISBN 3-631-51955-9.
    • Саймон Роуз: Живой опыт импровизации в музыке, обучении и жизни Публикация Intellect Ltd, Чикаго, 2017, 9-781-783-20673-5.
    • Вольфганг Старк, Давид Фоссебрехер, Кристофер Делл, Хольгер Шмидхубер (Hrsg.): Импровизация и организация. Muster zur Innovation sozialer Systeme . Расшифровка стенограммы, Билефельд, 2017 г., ISBN 978-3-8376-2611-7.
    • Marin Thomas Michka Herondart: La Grosse Bite de l’Improvisation , Paris 2019, ISBN 978-3-471-66553-4. [3]
    Spezielle Anwendungsbereiche
    • Шона Л. Браун, Кэтлин М. Эйзенхардт: Конкуренция на грани — Стратегия как структурированный хаос. Harvard Business School Press, 1998, ISBN 0-87584-754-4.
    • Герхард Эберт: Improvisation und Schauspielkunst. Henschelverlag, Берлин 1999, ISBN 3-89487-172-5.
    • Кристофер Делл: Организация импровизации . Расшифровка стенограммы, Билефельд, 2012 г., ISBN 978-3-8376-2259-1.
    • Фу Ли Хофманн: Theaterpädagogisches Schauspieltraining. Эйн Версух. Расшифровка стенограммы , Билефельд, 2014 г., ISBN 978-3-8376-3009-1.
    • Friederike Lampert: Tanzimprovisation: Geschichte — Theorie — Verfahren — Vermittlung. Transcript, Bielefeld 2007, ISBN 3-89942-743-2.
    • Парисия Шоу: Изменение разговоров в организациях. Routledge 2002, ISBN 0-415-24914-7.
    • Патриция Шоу, Ральф Стейси (редактировать): Испытывая риск, спонтанность и импровизацию в организационных изменениях. Routledge, 2006, ISBN 0-415-35129-4.
    • Питер Тизен: Drauflosspieltheater. 7. Auflage. Beltz, Weinheim / Basel 2012, ISBN 978-3-407-22074-5.
    • Жан-Пьер Тиолле: Импровизация для фортепиано .Невские издания, 2017, ISBN 978-2-35055-228-6.
    • Карл Э. Вейк: Осмысление организации. Blackwell Publishing 2001, ISBN 978-0-631-22319-1.
    1. ↑ Клод Леви-Стросс: Das wilde Denken. Übersetzung von Hans Naumann. Зуркамп, Франкфурт-на-Майне, 1968 год.
    2. ↑ Duden: Herkunftswörterbuch . Мангейм 2007, Lemma implvisieren.
    3. ↑ Christian Zentner: Mein Kampf . Hrsg .: Кристиан Центнер.Список в твердом переплете, Берлин 1991, ISBN 3-471-66553-6, S. 256.

    ,

    Что такое контактная импровизация?

    Контактная импровизация — это форма партнерского танца, основанная на физических принципах прикосновения, импульса, общего веса и, что наиболее типично — следование общей точке контакта. Форма была основана в 1972 году Стивом Пакстоном. Объединив свой опыт современного танцора и изучение боевых искусств айкидо, Стив разработал контактную импровизацию через исследования со своими учениками и коллегами того времени. Эта танцевальная практика исследует навыки падения, перекатывания, уравновешивания, подъема с минимальными усилиями, как сделать себя легче во время подъема, техники центрирования и дыхания, а также отзывчивости на наших партнеров и окружение.

    Контактная импровизация — это уважение к каждому моменту. Когда наши тела остаются верными тому, что происходит сейчас, и сейчас … и СЕЙЧАС, происходит сладкая сдача. Человек учится распознавать и различать тонкие импульсы в выборе движений и выборе партнера. Мы начинаем расшифровывать сигналы, которые мы даем и принимаем, которые говорят нам, когда вести или следовать, когда подниматься, когда спускаться, куда касаться, как поднимать, когда замедляться, а когда оставаться на месте. В этой форме человек учится оставаться целостным при каждом выборе, никогда не принуждать и не торопиться.Когда Тело, Разум и Дух объединены в их инстинктивной мудрости, каждый находит себя дома, выражающим свою истинную природу. — Моти Земельман

    Вот еще несколько определений:

    С сайта Ukrainian CI:
    Будучи в основном искусством, а не коммерческим направлением, этот вид современного танцевального искусства привлекает людей во всем мире своей глубиной, простотой и искренностью.Не будучи ограниченным культурными и национальными особенностями, он вызывает интерес и объединяет непредубежденных и чистосердечных людей, которые стремятся быть свободными и счастливыми в своей жизнедеятельности, социальном развитии и танцах.
    Универсальный и разносторонний характер контактной импровизации, ее простота и положительное влияние на здоровье привлекают не только художников, но и всех, кто любит танцы, движение и общение с другими людьми. Танец для удовольствия, танец для здоровья, танец, полный искусства, импровизации, счастья и спонтанной игры с пространством… Это лишь некоторые из слов, которые определяют сущность КИ, ее необходимость и полезность в любом цивилизованном и открытом обществе.
    http://www.contactfest.in.ua/rus/about

    Определение контактной импровизации из Википедии
    Контактная импровизация (КИ) — это танцевальная техника, в которой точки физического контакта служат отправной точкой для импровизации движений и исследования. Контактная импровизация — это форма танцевальной импровизации и одна из самых известных и характерных форм постмодернистского танца. Полное определение и история из Википедии здесь.

    Что такое контактная импровизация? Джим Дэвис
    Написание определений CI — это отдельная форма искусства, но я не практикую ее.Это определение дано здесь только для тех, кто просматривает веб-страницы и наткнулся на эту страницу. Те из вас, кто уже занимается CI, могут вернуться. Я никогда не видел определения контакта, которое мне действительно нравилось. Для некоторых это постмодернистский народный танец. Для других это процесс поиска новых хореографических идей. Некоторые люди выполняют это, другие делают это в качестве практики или дисциплины. Некоторые люди смотрят на него и видят гимнастику, борьбу или свинг. Что это за «простые факты»? Обычно это делается дуэтом (но иногда соло или в больших группах), обычно в тишине; и это импровизировано.Танцоры могут находиться на полу так же, как и стоять, и иногда они летают на чужих плечах.

    Что такое контактная импровизация? Эрни Адамс
    Контактная импровизация — это движущийся массаж. Это танец, который тонко настраивает ваши чувства и пробуждает вашу способность слушать и реагировать на то, что происходит в данный момент. Если бы вы могли заниматься айкидо, серфингом, борьбой и танцевать одновременно, вы бы имели представление о том, что такое контактная импровизация.Что отличает Контакт от других танцев, так это то, что партнеры часто входят в физический контакт и выходят из него, катясь по спирали, прыгая и падая. Они находят способы «наслаждаться поездкой» и импровизировать, одновременно поддерживая и следя за движениями друг друга. Танцы непредсказуемы и вдохновлены физическим и энергетическим контактом партнеров.

    Из словаря танца
    Стиль и техника, основанные на импровизации, в которых танцоры поддерживают и используют вес друг друга во время движения; приписывается танцевальному артисту Стиву Пакстону, работавшему в США с 1970-х годов; обычно исполняется дуэтом и без музыки, акцент делается на прикосновении, падении, подъеме, наклонении, скольжении, уравновешивании и поддержании веса другого человека.Характеристики совместного использования, сотрудничества, эгалитаризма и неформальности определяют социальную атмосферу среди исполнителей и с аудиторией.

    ,

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *