Интерактивная психология представители: 4. Основные направления в психологии

Содержание

4. Основные направления в психологии

Таблица 2

Основные школы психологии хх в. И их представители

Направления

Основатели,
представители

Суть
теорий

Бихевиоризм

Джон
Уотсон

Эдуард
Торндайк

Беррес
Скиннер

Поведение
как основной объект исследования,
отказ от попыток исследования механизмов
деятельности психики

Психоанализ
(фрейдизм)

Зигмунд
Фрейд

Основная
роль в поведении человека принадлежит
подсознательным влечениям
и инстинктам,
недооценивается ведущая роль сознания.

Гештальпсихология

Макс
Вертхеймер

Вольфганг
Кёлер

Курт
Коффка

Попытка
объяснить феномены психической жизни
исходя из понятия целостного образа
(гештальта),
не сводимого к сумме отдельных элементов
восприятия.

Гуманистическая
психология

Карл
Роджерс

Абрахам
Маслоу

Гордон
Олпорт

Человек
воспринимается как активный, свободный,
креативный и автономный субъект,
обладающий стремлением к самореализации.

Когнитивная
психология

Ульрих
Найссер

Психика
рассматривается как системы когнитивных
операций,
основным методом выступает анализ
микроструктуры того или иного
психического процесса.

Трансперсональная
психология

Станислав
Гроф

Роберто
Асаджоли

Карлфрид
Дюркгейм

Изучаются
феномены сознания, выходящие за рамки
обыденного опыта: это — формы измененного
сознания
,
спиритический опыт, сверхсенсорное
восприятие, медитация, субъективный
наркотический опыт, а также техники
или вещества, изменяющие сознание.

Интерактивная
психология

Эрик
Берн

Человек
— существо, главной характеристикой
которого является общение,
взаимодействие между людьми. Цель
психологии – изучать законы общения,
взаимодействия, конфликтов.

Советская
психология

И.М.Сеченов,

И.П.Павлов,
В.М.Бехтерев

Изучили
условно-рефлекторные
связи
в
функционировании организма, ставшие
основой для выявления закономерностей
высшей нервной деятельности.

Л.С.Выготский

Разработал
и ввел в науку понятие высших
психических функций

(мышление, память, речь, внимание) как
социально обусловленных форм психики,
а также создал культурно-исторической
теорию

психического развития человека.

С.Л.Рубинштейн

Основоположник
теории
деятельности
,
разработал деятельностный подход к
анализу психических явлений (связь
сознания и деятельности).

А.Н.Леонтьев

Детально
обосновал общепсихологическую теорию
деятельности.

А.Р.Лурия

Основоположник
нейропсихологии,
изучил
мозговую
локализацию

высших психических функций и их
нарушений.

П.Я.Гальперин

Разработал
концепцию
последовательного
формирования умственных действий
.

БИХЕВИОРИЗМ. Направление
в психологии, возникшее в США в начале
ХХ в. Основоположником бихевиоризма
(от англ. behaviour
— поведение) был американский психолог
Джон Уотсон (1878-1958).
Он указал на несостоятельность
концепции сознания и зая­вил, что
интроспекция – не научный метод познания,
т.к. субъективен, не может быть проверен
объективными методами и зафиксирован,
чтопсихологии следует оказаться
от изучения сознания и сосре­доточить
свое внимание только на том, что доступно
наблюдению, то есть на поведении человека.
В рамках этой концепции психологи должны
изучать только поступки и реакции
человека и животных, не пытаясь проникнуть
в механизмы психической деятельности.
Последователи Дж. Уотсона – американские
психологиЭдуард Торндайк(1874-1949) иФредерик Скиннер (1904-1990)
– считали, что поведение
(реакция человека) всегда имеет причину
(стимул) и является или результатом
научения путем проб и ошибок, или
заученного «репертуара» навыков. Для
описания и объяснения поведения человека
и животных бихевиористы предложили
схему S
– R
(стимул – реакция) (Рис. 4).

Рис. 4. Представления
бихевиористов о принципе работы мозга

Они считали, что необходимо
накапливать наблюдения над поведением
с таким расчетом, чтобы можно было
сказать наперед, какая будет реакция
человека на соответствующую ситуацию
(стимул). Основной метод бихевиористов
— создание эксперимен­тальных
ситуаций, фиксация реакций на воздействие
и наблюдение.Они использовали
учение Павлова о рефлексах у животных
для объяснения сложной психики у человека
и считали, что нужное поведение у человека
можно сформировать с помощью соответствующих
стимулов, можно управлять поведением,
вознаграждая или наказывая. Тем не
менее, идеи бихевиоризма оказали
благотворное влияние на лингвистику,
антропологию, социологию, стали одним
из истоков кибернетики, внесли вклад в
разработку проблемы научения.

ПСИХОАНАЛИЗ. Направление в
психологии ХХ в., основателем которого
являетсяавстрийский
психиатр и психолог Зигмунд
Фрейд
(1856-1940). Он считал, что психология
должна изучать не стимулы поведения и
не сознание, абессознательное.Согласно учению Фрейда,
психика содержит, три образования: «Я»
(«Эго») — сознание, «Сверх–Я» («Супер-Эго»)
– сверхсознание, совесть, «Оно» («Ид»)
— бессознательное. Именно бессознательное
— желания, влечения, переживания, которые
человек не осознает или в которых не
может себе признаться, влияют и руководят
его поведением. Фрейд считал, что человек
рождается с двумя сильными влечениями
– к любви (эротическое влечение) и к
смерти (агрессия). Но общество (совесть)
не позволяет реализовать человеку эти
влечения во всю силу. Придерживаясь
правил поведения, человек вытесняет из
сознания свои желания в бессознательное.
Желания как бы исчезают, забываются, но
в реальности остаются в психической
жизни человека и стремятся к реализации,
побуждая человека к тем или иным
поступкам. Из бессознательного
желания могут «прорываться» в виде
сновидений, оговорок, агрессии, невроза
и пр. Чтобы исправить поведение человека,
нужно анализировать его желания в
подсознании. Для выявления этих трех
компонентов психики 3. Фрейд разработал
новый метод —психоанализ, позволяющий
вступать в контакт с бессоз­нательным
за счет ослабления контроля сознания,
используя принцип «свободных ассоциаций».
Этот метод лег в основу большинства
современных терапевтических систем.Наиболее яркими представителями
психоанализа являются Карл
Густав Юнг, Альфред Адлер, Эрик Эриксон,
Карен Хорни, Эрих Фромм.

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ.
Направление в психологии, возникшее в
Германии в начале ХХ в., выдвинувшее
программу изучения психики с точки
зрения целостных структур – гештальтов
(от нем. gestalt
форма, образ). Ее
основатели – немецкие психологи Макс
Вертхеймер
(1880-1943), Вольфганг
Кёлер
(1887-1967), Курт Коффка(1886-1941). Гештальтпсихология
критиковала бихевиоризм за исследование
изолированных сегментов поведения,
которое, по их мнению, является чем-то
большим, чем связка рефлексов, т.к. оно
целостно. Гештальтпсихологии считали,
что качество целостного образования,
будь то сознание, образ восприятия,
ситуация, несводимо к сумме элементов,
составляющих целое, и не может быть
выведено из них. Наоборот, целое определяет
качественные особенности элементов.
Их исследования в области восприятия
показали, что восприятие качественно
отличается от ощущений и не сводится к
их сумме, что для восприятия важно
соотношение фигуры и фона, а в построении
образа – роль контура. Гештальтпсихологи
противопоставляли свою трактовку
интеллекта позиции бихевиоризма, которые
сводили интеллект к стимульно-реактивным
действиям. Для исследования интеллекта
В.Кёлер избрал шимпанзе. Обезьяна после
нескольких безуспешных попыток достать
банан прекращала хаотичные движения,
как бы задумывалась, затем брала палку
и с ее помощью доставала плод. В.Кёлер
считал, что животное решало задачу через
перестройку ситуации, в результате чего
элементы ситуации оказывались в новых
взаимосвязях, приобретали новое значение
(палка начинала выступать как средство
достижения цели). Это явление было
названоинсайтом (инсайт –
схватывание, озарение, «ага-решение»).
Оно противопоставлялось методупроб
и ошибок
бихевиористов. В.Кёлер
подчеркнул, что «инсайтное поведение»
тесно связано со зрительным восприятием,
с творческим характером мышления. Идеи
гештальтпсихологии легли в основу
системного подхода, проблемного обучения,
исследований продуктивного творческого
мышления и восприятия.

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ.
Направление в психологии, возникшее в
50-е гг. ХХ в. в США. Ее представители –
американские психологи Карл
Роджерс
(1902-1987),
Абрахам Маслоу
(1908-1970), Гордон Оллпорт
(1897-1967) —
предметом психологических
исследований считают здоровую творческую
личность человека. Человек – не животное,
нельзя изучать его реакции, как
бихевиористы. Он от природы не агрессивен,
не надо изучать его бессознательное,
как психоаналитики. А.Маслоу считал,
что человек рождается с иерархией
потребностей: 1) физиологические (в пище,
тепле), 2) потребности в безопасности,
3) в принятии в обществе, в любви, 4)
потребность в уважении, самоуважении,
5) в самоактуализации – выполнить всё,
на что способен. Пока не будут реализованы
потребности низшего уровня, человек не
может перейти к высшим. Чем выше
поднимается по «лестнице» потребностей,
тем больше здоровья, гуманности будет
проявлять к другим. Человек, вышедший
на высокий уровень, – не злобный, не
завистливый, без пороков, не склонен к
депрессии, к пессимизму, эгоизму, с
высокой самооценкой, демократичен к
другим и пр. Согласно гуманистической
психологии, цель такой личности –
самоосуществление, рост конструктивного
начала человеческого «Я». Человек открыт
миру и наделен стремлением к непрерывному
развитию и самореализации. Любовь,
творчество, высшие ценность, смысл –
именно эти понятия характеризуют
базисные потребности человека. На
основе гуманистической психологии
строятся некоторые направления
психотерапии и гуманистическая
педагогика.

КОГНИТИВНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
(от лат. «когнито»
— знание). Направление в психологии,
возникшее в начале 60–х гг.ХХ
в. в США. Представители этого направления
– американский психолог Ульрих
Найссер
(род. 1928)
и другие — отводят в поведении субъекта
решающую роль знаниям.
Для них центральным становится вопрос
об организации знания в памяти субъекта,
о соотношении вербальных (словесных) и
образных компонентов в процессах
запоминания и мышления. Предмет
исследований когнитивной психологии
составляют познавательные процессы,
главной ее задачей является исследование
процессов приобретения, сохранения и
использования человеком своих знаний.
Современная когнитивная психология
работает в следующих исследовательских
областях:восприятие,
распознавание образов,внимание,
память,воображение,речь,
психология развития,мышлениеи решение задач, человеческийинтеллекти искусственный интеллект. Основным
методом выступаетанализмикроструктуры того или иного
психологического процесса.

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
(от лат.trans– сквозь, через;рersоna– личность).Направление
в психологии, возникшее в середине
60–х гг.ХХ в. в США..
Представители этого направления –
чешско-американский психолог Станислав
Гроф
, итальянский
врач и философ Роберто
Ассаджоли
(1889-1974),
Карлфрид Дюркгейм
(род. 1896)
и другие — рассматривают человека как
духовное космическое существо, неразрывно
связанное со всей Вселенной, Космосом,
человечеством, как существо, обладающее
возможностью доступа к общемировому
информационному космическому полю.
Через бессознательную психику человек
связан с бессознательной психикой
других лиц, с «коллективным бессознательным
человечества», с космической информацией,
с «мировым разумом». Психологи считали,
что психика связана с космосом через
бессознательное, у человека могут быть
мистические переживания, космическое
сознание, что психология должна изучать
предельные возможности психики,
измененные состояния сознания
(«трансперсональная» — за пределами
личности). Хотя многие положения
этого направления не могут пока получить
статус вполне научных, в практическом
плане многие находки получают дальнейшее
развитие. Это — гипнотические техники,
различные школы йоги, суфизма, даосизма,
шаманизма, опыт наркотического опьянения,
работа с различными энергетическими
центрами.

ИНТЕРАКТИВНАЯ
ПСИХОЛОГИЯ
(от англ.interactive– взаимодействующие
друг с другом).Направление
в психологии, возникшее в середине
вХХ в. в США,рассматривает
человека как общественное существо,
главной характеристикой которого
является общение, взаимодействие с
людьми. Цель психологии – изучать законы
общения, взаимодействия, конфликтов.
Представитель направления – американский
психотерапевт, психолог Эрик
Берн
(1902-1970),
создатель «трансактного анализа»,
ориентированного на выявление «сценариев»
жизненных планов индивида, которые
часто навязываются родителями.

СОВЕТСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ.
Важное
значение для развития психологической
науки рассматриваемого этапа имели
открытия и разработки российских ученых.
Исследовательская практика стала
ориентироваться на прикладные проблемы.

Одним
из основоположников научной психологии
в России является Иван
Михайлович Сеченов

(1829-1905) – великий русский физиолог и
психолог. В своей работе «Рефлексы
головного мозга» (1863) он заложил основы
учения о рефлекторной природе психики.
Сеченов не отождествлял психический
акт с рефлекторным, а только указывал
на сходство в их строении. Он смог
соотнести рефлекс с психикой благодаря
тому, что им было радикально преобразовано
само понятие рефлекса. Согласно Сеченову,
начальным звеном рефлекса является не
высший механический раздражитель, а
раздражитель-сигнал. Физиологическим
основанием психической деятельности,
по Сеченову, является саморегуляция
поведения организма посредством
сигналов. И. М. Сеченов показал, что
наряду с возбуждением в мозгу осуществляется
торможение. Раскрытие механизма
центрального торможения, который
позволяет задерживать рефлексы, позволило
показать, как внешние действия могут
преобразовываться во внутренние и таким
образом заложить основы для исследования
механизма интериоризации.

Иван
Петрович Павлов
(1849-1936)
– великий русский ученый-физиолог –
основатель учения о высшей нервной
деятельности, развил учение о рефлексе.
Он ввел понятие условного рефлекса. Это
означало, что организм приобретает и
изменяет
программу своих действий в зависимости
от условий — внешних и внутренних.

Владимир Михайлович Бехтерев
(1857-1927) — выдающийся русский
физиолог, психиатр и психолог — создал
первую в России экспериментально-психологическую
лабораторию (1885) и Психоневрологический
институт (1908), в которых проводились
комплексные психофизиологические
исследования. Разработал естественнонаучную
теорию поведения, научную рефлексологию.

Лев Семенович Выготский (1896-1934)
— выдающийся отечественный психолог —
создал культурно-историческую теорию
психики человека, с помощью которой
определил качественную специфику
психики человека, описал генезис
человеческого сознания и механизмы его
формирования. Л.С.Выготский различал
два уровня психики человека: низшие
натуральные и высшие социальные
психические функции. Натуральные функции
даны человеку как природному существу.
Они носят психофизиологический характер
— это сенсорная, моторная, пневмоническая
(непроизвольное запоминание). Высшие
психические функции носят социальный
характер. Л.С.Выготский выделяет три
стадии интериоризации:первая
взрослый действует словом на ребенка,
побуждая его что-то сделать;вторая— ребенок перенимает у взрослого способ
общения и начинает воздействовать
словом на взрослого;третья— ребенок
начинает воздействовать словом на себя.

Сергей
Леонидович Рубинштейн
(1889-1960)
– выдающийся отечественный психолог
и философ – основоположник теории
деятельности, разработал деятельностный
подход к анализу психических явлений
(связь сознания и деятельности).

Алексей Николаевич Леонтьев (1903
— 1979) — выдающийся отечественный психолог
— выдвинул и детально обосновал
общепсихологическую концепцию
деятельности.

Александр Романович Лурия (1902
— 1977) — выдающийся отечественный психолог,
основоположник нейропсихологии — изучил
мозговую локализацию высших психических
функций и их нарушений.

Петр
Яковлевич Гальперин
(1902
– 1988) – отечественный психолог —
разработал
концепцию
последовательного
формирования умственных действий
,
которая и сейчас реализуется в учебном
процессе многих отечественных и
зарубежных образовательных учреждений
всех уровней.

Интерактивная Психология

Интерактивная Психология это часть Общей Психологии, которую связывают с активным взаимодействием — будь то отдельные личности, или — социальные группы, или взаимодействие с живыми объектами окружающего мира и даже — взаимодействие с любыми другими объектами, не относящимися к живым в том понимании этого слово, которое у нас связано с существами органического мира. 

С английского «interactive» переводится, как «взаимодействие друг с другом«. По определениию  Эрика Берна целью интерактивной психологии является изучение законов общения, взаимодействия, как гармоничного и позитивного, так и дисгармоничного, конфликтного. Взаимодействие — это основа человеческих взаимоотношений. Без взаимодействия Человечества, как общественной структуры не существовало бы.

Интерактивную психологию можно смело отнести к тем видам психотерапии, которые затрагивают глубинные слои многоструктурной психики человека, поэтому одним из важнейших достижений в ходе практического применения методологии интерактивного взаимодействия является достижение участниками измененного состояния сознания.

Поскольку каждый человек — индивидуальность, каждое взаимодействие, которое он осуществляет в процесе своей жизнедеятельности — уникально. Интерактивная психология исходит из того, что кажущаяся похожесть многих ситуаций не только не подтверждает одинаковость их разрешений, но и полностью опровергает такую точку зрения.

Любая ситуация — уникальна, и задача психолога заключается в умении в каждом отдельном случае воспользоваться всеми своими знаниями и наработками, чтобы довести ее разрешение до логического заавершения.

Есть несколько форм работы над проблемами:

1. Личное интерактивное взаимодействие с психологом-консультантом,

2. Участие в групповом интерактивном тренинге по сходным ситуациям,

3. Индивидуальная самостоятельная работа над проблемойИнтерактивность в этом случае заключается в активном взаимодействии различных уровней сознания).

4.Смешаный тип, включающий на разных этапах и 1-е, и 2-е, и 3-е. 



Тема

Практика,

способы решения

Ближайшие

семинары

Запись

 

 

* Дальнейшая информация  готовится к публикации.

2.6. Интерактивная психология

Название данного
направления происходит от понятия
«интеракция» – социальное взаимодействие.
В отличие от других теоретических
подходов в социальной психологии
особенность интеракционизма заключается
в его тесной взаимосвязи с социологией.
Это направление служит наглядным
примером «социологической социальной
психологии», в которой связь социальной
психологии, философии и социологии
является настолько тесной, что между
ними практически невозможно провести
границу.

Основателем этого
направления считается философ Джордж
Мид (G.
Mead,
1864–1931). На протяжении 40 лет он читал
лекции в Чикагском университете и при
своей жизни не опубликовал ни одной
печатной работы по социальной психологии.
Он придерживался «устной традиции» и
высказывал свои научные идеи только
на лекциях и в процессе непосредственного
общения с учениками. Лишь после его
смерти его ученики опубликовали книги
Мида «Сознание, личность, общество»
(1934) и «Философия действия» (1938) и написали
вступительные статьи, обобщающие
основные идеи своего учителя.

2.6.1. Символический интеракционизм

Мид занимался
проблемой происхождения и развития
человеческого сознания. Свою теорию
он обозначил как «социальный бихевиоризм».
Термин «символический интеракционизм»
ввел позднее в 1937 г. Герберт Блумер (G.
Blumer),
его ученик и последователь.

Мид считал
отличительными признаками человека
способность к абстрактному мышлению,
формирование представлений о самом
себе как о чувственном объекте,
включенность в целенаправленное и
моральное поведение. Эти признаки
развились как специфическое приспособление
человека к потребностям жизни в группах
[Шибутани, 1998, с. 20].

Он проанализировал
понятие социальности как проявление
взаимоотношения объективного и
субъективного, как основополагающий
принцип человеческой жизни. Социальность
– не какой-то существующий над головой
человека общественный порядок или
общественная структура, она создана
человеком, который выступает и субъектом
и объектом социальности.

По мысли Мида,
человек социально отзывчив. Он
вырабатывает свое Я (self)
благодаря социальности. Self
– это способность воспринимать самого
себя как действующее лицо, отражать
себя, находить образ своего Я. Природа
Я социальна и возникает в процессе
осознания собственных и чужих действий.
В результате этой мыслительной
деятельности формируется такая
абстракция, которую Мид назвал «обобщенный
другой». Это последний этап формирования
индивидуальности. В абстрактном
понимании «обобщенный другой» равнозначен
обществу. Всю оставшуюся сознательную
жизнь человек живет, соотнося свои
поступки и мысли с этим обобщенным
другим.

Понятие обобщенного
другого необычно и бросает вызов
привычным представлениям. С одной
стороны, это понятие указывает на
социальную структуру и объективно
существующее общество. Но с другой
стороны, оно указывает и на субъективное.
Субъект, его self
конструирует обобщенного другого. Это
как бы личное общество. Поэтому понятие
обобщенного другого – это и есть связка
между индивидом и обществом. Можно
выразиться так: объективное общество
находится снаружи сознания, но каждый
человек к нему относится субъективно
[Почебут, 2002; с. 55–56; 2005б, с. 59–60].

Основные
положения символического интеракционизма
:

  1. Основы человеческого
    ума и способы его отношений с окружающим
    миром социальны. Создав язык, человек
    живет в символическом мире, где может
    сохранять дистанцию относительно
    других объектов. Основа общества – не
    человек как таковой, а проявление
    человеческой социальности. Сам человек
    является результатом этой социальности.
    Благодаря социальности он обретает
    самосознание и может строить свою
    жизнь как связную систему. В этом
    коренится созидательная сила человека.

  2. В идее о существовании
    обобщенного другого имплицитно
    содержится мысль об универсальной
    общности. Здесь заложена возможность
    встречи самых разных людей, несмотря
    на культурные и языковые различия. Эту
    возможность создает разговор. Поскольку
    психический мир людей создается именно
    в разговорах, есть потенциальная
    вероятность того, что люди договорятся.

  3. Понятие «обобщенного
    другого» демонстрирует нам деление
    окружающего мира по крайней мере на
    две категории – я и другие. «Обобщенный
    другой» – это когнитивная структура,
    созданная нашим сознанием.

  4. Самое существенное
    свойство человека – это владение
    языком. Способность говорить и
    обмениваться мыслями с другими людьми
    делает человека социальным существом.
    Благодаря своей социальности, он
    создает то, что в психологии называется
    «Я», становится личностью и приобретает
    способность воспринимать себя как
    действующего индивида. Человек по
    природе социально отзывчив, поскольку
    его «Я» строится на основе и собственных
    действий и действий других людей.

  5. Способность
    осознавать свое «Я» развивается в
    процессе социальной жизнедеятельности,
    посредством принятия на себя ролей и
    отражения отношения к самому себе
    других людей. Человек становится
    действующим социальным индивидом
    благодаря реакции других людей на его
    поведение. Рождение телесного организма
    – биологично, но происхождение сознания
    – социально.

  6. Способность
    человека взаимодействовать с другими
    людьми развивается на основе того, что
    выражение лица, отдельные движения и
    действия становятся «значимыми жестами»
    или «символами». Только человек способен
    создавать символы и только тогда, когда
    у него есть партнер по общению.

  7. Для успешного
    осуществления такой символической
    коммуникации человек должен обладать
    способностью «принять роль другого»,
    то есть войти в положение того человека,
    которому адресована коммуникация.
    Только при этом условии индивид
    превращается в личность, в социальное
    существо, которое способно отнестись
    к себе как к объекту – сознавать смысл
    собственных слов, поступков и
    представлять, как эти слова и поступки
    воспринимаются другим человеком.

Блумер, профессор
социологии Чикагского и Калифорнийского
университетов, в своей книге «Символический
интеракционизм: проблемы и перспективы»
(1969) отмечает, что термин «символическая
интеракция» относится к особому виду
интеракции. Ее особенность заключается
в том, что люди интерпретируют цели или
определяют действия друг друга, а не
просто реагируют на них. Люди ориентируются
на значения, которые они придают разным
действиям. Интеракция опосредуется
использованием символов, их интерпретацией
или приданием значения действиям
другого. Сформировать значение чего-то
– это значит выделить именно это из
окружения, отделить, придать этому
смысл или, по терминологии Мида,
превратить это в объект. Объект – это
то, что индивид мысленно обозначает.
Объект отличается от стимула. Это
отличие заключается в том, что объект
не может воздействовать на индивида
непосредственно, поскольку именно
индивид придает ему значение.

Поскольку человек
формирует значения, то соответственно
им он конструирует или строит свои
действия, а не просто спонтанно их
совершает. Индивид формирует значения
и интерпретирует их, учитывая предъявляемые
к нему социальные требования.
Следовательно, поведение
человека не является результатом
давления окружающей среды, стимулов,
мотивов, социальных установок или идей.
Оно возникает в результате того, как
он интерпретирует эти явления и
преобразовывает их в конструируемые
действия
.

Конструирование
индивидом действий посредством процесса
формирования значений всегда происходит
в социальном контексте, в группе.
Групповое действие принимает форму
приспособления друг к другу индивидуальных
линий действий. Каждый индивид
подстраивает свои действия под действия
других, выясняя значения их действий.
Это происходит в результате «ролевого
взаимодействия», которое предназначено
для выравнивания индивидуальных
действий при помощи интерпретации и
принятия во внимание действий других
людей. Посредством интеракций люди
развивают и приобретают общее понимание
или определение того, как надо действовать
в той или иной ситуации. Эти общие
представления дают людям возможность
действовать согласованно.

Т. Шибутани (T.
Shibutani)
отмечает, что данный подход в социальной
психологии сосредоточен на четырех
проблемных областях: социальном
контроле, мотивации, межличностных
взаимоотношениях и социализации. Он
выдвигает следующие положения
интеракционизма:

  • человеческая
    природа и социальный порядок являются
    продуктами коммуникаций. Поведение
    не может рассматриваться только как
    ответ на стимулы среды, или как выражение
    внутренних органических потребностей,
    или как проявление культурных шаблонов;

  • направление
    поведения человека – это результат
    взаимных уступок людей, взаимозависимых
    и приспосабливающихся друг к другу;

  • личность человека
    формируется в процессе повседневного
    взаимодействия с окружающими;

  • культура группы
    состоит из моделей соответствующего
    поведения, которые возникают в
    коммуникации и постоянно укрепляются
    постольку, поскольку люди сообща
    взаимодействуют с условиями жизни.

«Человеческие
существа, – считает Шибутани, –
отличаются своей многосторонностью.
Он всеядны и, будучи лишены одной пищи,
переключаются на другую. Свободно
передвигаясь, они легко покидают
неблагоприятное окружение. Но главное,
они могут изменять и в известной степени
контролировать условия жизни, выращивая
для себя пищу, домашних животных, изменяя
температуру и развивая систему обмена
излишними товарами. Все это оказывается
возможным благодаря удивительной
способности людей к сотрудничеству.
Люди зависят друг от друга в значительно
большей степени, чем другие живые
существа [Шибутани, с. 27–32].

Символический
интеракционизм включает в себя три
конкретные теории:

  1. Учение о структуре
    личности;

  2. Ролевая теория;

  3. Теория реферерентных
    групп.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В  ПСИХОЛОГИИ

Основные школы психологии ХХ в. и их представители















Направления

Основатели, представители

Суть теорий

Бихевиоризм

Джон Уотсон


Эдуард Торндайк


Беррес Скиннер

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Поведение как основной объект исследования, отказ от попыток исследования механизмов деятельности психики

Психоанализ (фрейдизм)

Зигмунд Фрейд

Основная роль в поведении человека принадлежит подсознательным влечениям и инстинктам, недооценивается ведущая роль сознания.

Гештальпсихология

Макс Вертхеймер


Вольфганг Кёлер


Курт Коффка

Попытка объяснить феномены психической жизни исходя из понятия целостного образа (гештальта), не сводимого к сумме отдельных элементов восприятия.

Гуманистическая психология

Карл Роджерс


Абрахам Маслоу


Гордон Олпорт

Человек воспринимается как активный, свободный, креативный и автономный субъект, обладающий стремлением к самореализации.

Когнитивная психология

Ульрих Найссер

Психика рассматривается как системы когнитивных операций, основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психического процесса.

Трансперсональная психология

Станислав Гроф


Роберто Асаджоли


Карлфрид Дюркгейм

Изучаются феномены сознания, выходящие за рамки обыденного опыта: это — формы измененного сознания, спиритический опыт, сверхсенсорное восприятие, медитация, субъективный наркотический опыт, а также техники или вещества, изменяющие сознание.

Интерактивная психология

Эрик Берн

Человек — существо, главной характеристикой которого является общение, взаимодействие между людьми. Цель психологии – изучать законы общения, взаимодействия, конфликтов.

Советская психология

И.М.Сеченов,


И.П.Павлов,  В.М.Бехтерев

Изучили условно-рефлекторные связи в функционировании организма, ставшие основой для выявления закономерностей высшей нервной деятельности.

Л.С.Выготский

Разработал и ввел в науку понятие высших психических функций (мышление, память, речь, внимание) как социально обусловленных форм психики, а также создал культурно-исторической теорию психического развития человека.

С.Л.Рубинштейн

Основоположник теории деятельности, разработал деятельностный подход к анализу психических явлений (связь сознания и деятельности).

А.Н.Леонтьев

Детально обосновал общепсихологическую теорию деятельности.

А.Р.Лурия

Основоположник нейропсихологии, изучил мозговую локализацию высших психических функций и их нарушений.

П.Я.Гальперин

Разработал концепцию последовательного формирования умственных действий.

БИХЕВИОРИЗМ. Направление в психологии, возникшее в США в начале ХХ в. Основоположником бихевиоризма (от англ. behaviour — поведение) был американский психолог Джон Уотсон (1878-1958). Он указал на несостоятельность концепции сознания и заявил, что интроспекция – не научный метод познания, т.к. субъективен, не может быть проверен объективными методами и зафиксирован, что психологии следует оказаться от изучения сознания и сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, то есть на поведении человека. В рамках этой концепции психологи должны изучать только поступки и реакции человека и животных, не пытаясь проникнуть в механизмы психической деятельности. Последователи Дж. Уотсона – американские психологи Эдуард Торндайк (1874-1949) и Фредерик Скиннер (1904-1990) – считали, что поведение (реакция человека) всегда имеет причину (стимул) и является или результатом научения путем проб и ошибок, или заученного «репертуара» навыков. Для описания и объяснения поведения человека и животных бихевиористы предложили схему S – R (стимул – реакция) (Рис. 4).

Рис. 4. Представления бихевиористов о принципе работы мозга

Они считали, что необходимо накапливать наблюдения над поведением с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию (стимул). Основной метод бихевиористов — создание экспериментальных ситуаций, фиксация реакций на воздействие и наблюдение. Они использовали учение Павлова о рефлексах у животных для объяснения сложной психики у человека и считали, что нужное поведение у человека можно сформировать с помощью соответствующих стимулов, можно управлять поведением, вознаграждая или наказывая. Тем не менее, идеи бихевиоризма оказали благотворное влияние на лингвистику, антропологию, социологию, стали одним из истоков кибернетики, внесли вклад в разработку проблемы научения.

ПСИХОАНАЛИЗ. Направление в психологии ХХ в., основателем которого является австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1940). Он считал, что психология должна изучать не стимулы поведения и не сознание, а бессознательное. Согласно учению Фрейда, психика содержит, три образования: «Я» («Эго») — сознание, «Сверх–Я» («Супер-Эго») – сверхсознание, совесть, «Оно» («Ид») — бессознательное. Именно бессознательное — желания, влечения, переживания, которые человек не осознает или в которых не может себе признаться, влияют и руководят его поведением. Фрейд считал, что человек рождается с двумя сильными влечениями – к любви (эротическое влечение) и к смерти  (агрессия). Но общество (совесть) не позволяет реализовать человеку эти влечения во всю силу. Придерживаясь правил поведения, человек вытесняет из сознания свои желания в бессознательное. Желания как бы исчезают, забываются, но в реальности остаются в психической жизни человека и стремятся к реализации, побуждая человека к тем или иным поступкам. Из бессознательного желания могут «прорываться» в виде сновидений, оговорок, агрессии, невроза и пр. Чтобы исправить поведение человека, нужно анализировать его желания в подсознании. Для выявления этих трех компонентов психики 3. Фрейд разработал новый метод — психоанализ, позволяющий вступать в контакт с бессознательным за счет ослабления контроля сознания, используя принцип «свободных ассоциаций». Этот метод лег в основу большинства современных терапевтических систем. Наиболее яркими представителями психоанализа являются Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Эрик Эриксон, Карен Хорни, Эрих Фромм.

 

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ.  Направление в психологии, возникшее в Германии в начале  ХХ в., выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур – гештальтов (от нем. gestalt —  форма, образ). Ее основатели – немецкие психологи Макс Вертхеймер (1880-1943), Вольфганг Кёлер (1887-1967), Курт Коффка (1886-1941). Гештальтпсихология критиковала бихевиоризм за исследование изолированных сегментов поведения, которое, по их мнению, является чем-то большим, чем связка рефлексов, т.к. оно целостно. Гештальтпсихологии считали, что качество целостного образования, будь то сознание, образ восприятия, ситуация, несводимо к сумме элементов, составляющих целое, и не может быть выведено из них. Наоборот, целое определяет качественные особенности элементов. Их исследования в области восприятия показали, что восприятие качественно отличается от ощущений и не сводится к их сумме, что для восприятия важно соотношение фигуры и фона, а в построении образа – роль контура. Гештальтпсихологи противопоставляли свою трактовку интеллекта позиции бихевиоризма, которые сводили интеллект к стимульно-реактивным действиям. Для исследования интеллекта В.Кёлер избрал шимпанзе. Обезьяна после нескольких безуспешных попыток достать банан прекращала хаотичные движения, как бы задумывалась, затем брала палку и с ее помощью доставала плод. В.Кёлер считал, что животное решало задачу через перестройку ситуации, в результате чего элементы ситуации оказывались в новых взаимосвязях, приобретали новое значение (палка начинала выступать как средство достижения цели). Это явление было названо инсайтом  (инсайт – схватывание, озарение, «ага-решение»). Оно противопоставлялось методу проб и ошибок бихевиористов. В.Кёлер подчеркнул, что «инсайтное поведение» тесно связано со зрительным восприятием, с творческим характером мышления. Идеи гештальтпсихологии легли в основу системного подхода, проблемного обучения, исследований продуктивного творческого мышления и восприятия.

 

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Направление в психологии, возникшее в 50-е гг. ХХ в. в США. Ее представители – американские психологи Карл Роджерс (1902-1987), Абрахам Маслоу (1908-1970), Гордон Оллпорт (1897-1967) — предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека. Человек – не животное, нельзя изучать его реакции, как бихевиористы. Он от природы не агрессивен, не надо изучать его бессознательное, как психоаналитики. А.Маслоу считал, что человек рождается с иерархией потребностей: 1) физиологические (в пище, тепле), 2) потребности в безопасности, 3) в принятии в обществе, в любви, 4) потребность в уважении, самоуважении, 5) в самоактуализации – выполнить всё, на что способен. Пока не будут реализованы потребности низшего уровня, человек не может перейти к высшим. Чем выше поднимается по «лестнице» потребностей, тем больше здоровья, гуманности будет проявлять к другим. Человек, вышедший на высокий уровень, – не злобный, не завистливый, без пороков, не склонен к депрессии, к пессимизму, эгоизму, с высокой самооценкой, демократичен к другим и пр. Согласно гуманистической психологии, цель такой личности – самоосуществление, рост конструктивного начала человеческого «Я». Человек открыт миру и наделен стремлением к непрерывному развитию и самореализации. Любовь, творчество, высшие ценность, смысл – именно эти понятия характеризуют базисные потребности человека. На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика.

 

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат. «когнито» — знание). Направление в психологии, возникшее в начале 60–х гг. ХХ в. в США. Представители этого направления – американский психолог Ульрих Найссер (род. 1928) и другие — отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям. Для них центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Предмет исследований когнитивной психологии составляют познавательные процессы, главной ее задачей является исследование процессов приобретения, сохранения и использования человеком своих знаний. Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект. Основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психологического процесса.

 

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от лат. trans – сквозь, через;  рersоna – личность). Направление в психологии, возникшее в середине 60–х гг. ХХ в. в США.. Представители этого направления – чешско-американский психолог Станислав Гроф, итальянский врач и философ Роберто Ассаджоли (1889-1974), Карлфрид Дюркгейм (род. 1896) и другие — рассматривают человека как духовное космическое существо, неразрывно связанное со всей Вселенной, Космосом, человечеством, как существо, обладающее возможностью доступа к общемировому информационному космическому полю. Через бессознательную психику человек связан с бессознательной психикой других лиц, с «коллективным бессознательным человечества», с космической информацией, с «мировым разумом». Психологи считали, что психика связана с космосом через бессознательное, у человека могут быть мистические переживания, космическое сознание, что психология должна изучать предельные возможности психики, измененные состояния сознания («трансперсональная» — за пределами личности). Хотя многие положения этого направления не могут пока получить статус вполне научных, в практическом плане многие находки получают дальнейшее развитие. Это —  гипнотические техники, различные школы йоги, суфизма, даосизма, шаманизма, опыт наркотического опьянения, работа с различными энергетическими центрами.

 

ИНТЕРАКТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (от англ. interactive – взаимодействующие друг с другом). Направление в психологии, возникшее в середине в ХХ в. в США, рассматривает человека как общественное существо, главной характеристикой которого является общение, взаимодействие с людьми. Цель психологии – изучать законы общения, взаимодействия, конфликтов. Представитель направления – американский психотерапевт, психолог Эрик Берн (1902-1970), создатель «трансактного анализа», ориентированного на выявление «сценариев» жизненных планов индивида, которые часто навязываются родителями.

 

СОВЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Важное значение для развития психологической науки рассматриваемого этапа имели открытия и разработки российских ученых. Исследовательская практика стала ориентироваться на прикладные проблемы.

Одним из основоположников научной психологии в России является Иван Михайлович Сеченов (1829-1905) – великий русский физиолог и психолог. В своей работе «Рефлексы головного мозга» (1863) он заложил основы учения о рефлекторной природе психики. Сеченов не отождествлял психический акт с рефлекторным, а только указывал на сходство в их строении. Он смог соотнести рефлекс с психикой благодаря тому, что им было радикально преобразовано само понятие рефлекса. Согласно Сеченову, начальным звеном рефлекса является не высший механический раздражитель, а раздражитель-сигнал. Физиологическим основанием психической деятельности, по Сеченову, является саморегуляция поведения организма посредством сигналов. И. М. Сеченов показал, что наряду с возбуждением в мозгу осуществляется торможение. Раскрытие механизма центрального торможения, который позволяет задерживать рефлексы, позволило показать, как внешние действия могут преобразовываться во внутренние и таким образом заложить основы для исследования механизма интериоризации.

Иван Петрович Павлов (1849-1936) – великий русский ученый-физиолог – основатель учения о высшей нервной деятельности, развил учение о рефлексе. Он ввел понятие условного рефлекса. Это означало, что организм приобретает и изменяет программу своих действий в зависимости от условий — внешних и внутренних.

Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927) — выдающийся русский физиолог, психиатр и психолог —  создал первую в России экспериментально-психологическую лабораторию (1885) и Психоневрологический институт (1908), в которых проводились комплексные психофизиологические исследования. Разработал естественнонаучную теорию поведения, научную рефлексологию.

Лев Семенович Выготский (1896-1934) — выдающийся отечественный психолог — создал культурно-историческую теорию психики человека, с помощью которой определил качественную специфику психики человека, описал генезис человеческого сознания и механизмы его формирования. Л.С.Выготский различал два уровня психики человека: низшие натуральные и высшие социальные психические функции. Натуральные функции даны человеку как природному существу. Они носят психофизиологический характер — это сенсорная, моторная, пневмоническая (непроизвольное запоминание). Высшие психические функции носят социальный характер. Л.С.Выготский выделяет три стадии интериоризации: первая — взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать; вторая — ребенок перенимает у взрослого способ общения и начинает воздействовать словом на взрослого; третья — ребенок начинает воздействовать словом на себя.

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) – выдающийся отечественный психолог и философ – основоположник теории деятельности, разработал деятельностный подход к анализу психических явлений (связь сознания и деятельности).

Алексей Николаевич Леонтьев (1903 — 1979) — выдающийся отечественный психолог — выдвинул и детально обосновал общепсихологическую концепцию деятельности.

Александр Романович Лурия (1902 — 1977) — выдающийся отечественный психолог, основоположник нейропсихологии — изучил мозговую локализацию высших психических функций и их нарушений.

Петр Яковлевич Гальперин (1902 – 1988) – отечественный психолог — разработал концепцию последовательного формирования умственных действий, которая и сейчас реализуется в учебном процессе многих отечественных и зарубежных образовательных учреждений всех уровней.

Поможем написать любую работу на аналогичную
тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Основные направления психологии

Основные направления психологииПосле выделения психологии в середине XIX в. в самостоятельную научную дисциплину произошла ее дифференциация на несколько направлений (или течений). Основные направления развития психологии в XX в.:

• бихевиоризм;
• психоанализ, или фрейдизм;
• гештальтпсихология;
• гуманистическая психология;
• генетическая психология;
• индивидуальная психология;
• и другие.

Бихевиоризм – одно из ведущих направлений, получившее широкое распространение в разных странах и в первую очередь в США. Родоначальники бихевиоризма – Э. Торндайк (1874–1949) и Дж. Уотсен (1878–1958). В данном направлении психологии изучение предмета сводится, прежде всего, к анализу поведения, которое широко трактуется как все виды реакций организма на стимулы внешней среды. При этом из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание и психику, которые невозможно наблюдать непосредственно. В качестве основных задач ставились следующие: научиться по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и, наоборот, по характеру реакции определить или описать вызвавший ее стимул. Согласно бихевиоризму человеку присуще относительно небольшое число врожденных поведенческих феноменов (дыхание, глотание и т.п.), над которыми надстраиваются более сложные реакции, вплоть до сложнейших «сценариев» поведения. Выработка новых приспособительных реакций происходит с помощью проб, осуществляемых до тех пор, пока одна их них не даст положительный результат (принцип «проб и ошибок»). Удачный вариант закрепляется и в дальнейшем воспроизводится.

Психоанализ, или фрейдизм – общее обозначение различных школ, возникших на базе психологического учения З. Фрейда (1856–1939). Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное. Его ядром является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека. По мнению З. Фрейда, действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от сознания. Он создал метод психоанализа, основой которого является анализ ассоциаций, сновидений, описок и оговорок и т.д. С точки зрения З. Фрейда, корни поведения человека находятся в его детстве. Основополагающая роль в процессе формирования человека отводится его сексуальным инстинктам и влечениям.

Гештальтпсихология – одно из крупнейших направлений зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения ее организации и динамики в виде особых неделимых образов – «гештальтов». Предметом изучения стали закономерности формирования, структурирования и трансформации психического образа. Первые экспериментальные исследования гештальтпсихологии были посвящены анализу восприятия и позволили в дальнейшем выделить ряд феноменов в этой области (например, соотношение фигуры и фона. Главные представители этого направления – М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка.

Гуманистическая психология – направление зарубежной психологии, в последнее время бурно развивающееся и в России. Главным предметом гуманистической психологии является личность как уникальная целостная система, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В рамках гуманистической психологии заметное место занимает теория личности, разработанная американским психологом А. Маслоу (1908–1970). Согласно его теории все потребности выстраиваются в своеобразную «пирамиду», в основании которой лежат низшие, а на вершине – высшие потребности человека (рис. 11. Ведущие представители этого направления: Г. Олпорт, К. Роджерс, Ф. Бэррон, Р. Мэй.

Генетическая психология – учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже (1896–1980) и его последователями. Предмет изучения – происхождение и развитие интеллекта у ребенка, главная задача – исследование механизмов познавательной деятельности ребенка. Интеллект исследуется как показатель индивидуального развития и как предмет действия, на основе которого возникает мыслительная деятельность.

Индивидуальная психология – одно из направлений психологии, разработанное А. Адлером (1870–1937) и исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как главного источника мотивации поведения личности.

Психология прошла длинный путь становления. На протяжении всего развития психологической науки в ней параллельно развивались разные направления. Учения, основанные на материалистических взглядах, прежде всего, способствовали развитию естественнонаучного понимания природы психических явлений и становлению экспериментальной психологии. В свою очередь, благодаря идеалистическим философским воззрениям в современной психологии рассматриваются такие проблемы, как нравственность, идеалы, личностные ценности и др.

Источник: Луковцева А. К. «Психология и педагогика. Курс лекций»

Бихевиористский подход. — Студопедия

Американский психолог Уотсон провозгласил в 1913 г., что психология получит право называться наукой, когда будет при­менять объективные экспериментальные методы изучения. Объективно можно изучать только поведение человека, возникающее в той или иной ситуации. Каждой ситуации соответ­ствует определенное поведение, которое следует объективно фиксировать. «Психология — это наука о поведении», а все по­нятия, связанные с сознанием, следует изгнать из научной пси­хологии. Основной недостаток бихевиоризма — в недоучете сложнос­ти психической деятельности человека, сближении психики животных и человека, игнорировании процессов сознания, твор­чества, самоопределения личности.

«Гештальтпсихология»возникла в Германии благодаря усилиям Т. Вертгеймера, В. Келера и К. Левина, выдвинув­ших программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов). Гештальтпсихология выступила против ассоциативной психологии В. Вундта и Э. Титченера, трактовав­шей сложные психические феномены в качестве выстроенных из простых по законам ассоциации.

Понятие о гештальте (от нем. «форма») зародилось при изу­чении сенсорных образований, когда обнаружилась «первичность» их структуры по отношению к входящим в эти образования ком­понентам (ощущениям). Например, хотя мелодия при ее испол­нении в различных тональностях и вызывает различные ощу­щения, она узнается как одна и та же. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия пси­хологического образа, в утверждении системного подхода к пси­хическим явлениям.



В начале XX в. в психологии возникло направление пси­хоанализа, или фрейдизма. 3. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механиз­мы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психи­ческих травм на поведение в зрелом возрасте и др. Однако уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что не сексуальные влечения, по преимуществу, а чувство неполноценности и необ­ходимость компенсировать этот дефект (А. Адлер), либо кол­лективное бессознательное (архетипы), вобравшее в себя обще­человеческий опыт (К. Юнг), определяют психическое развитие личности.

Психоаналитическое направление обратило усиленное внима­ние на изучение неосознаваемых психических процессов.

Связать природу бессознательного ядра психики челове­ка с социальными условиями его жизни пытались К. Хорни, Г. Салливен и Э. Фромм — реформаторы психоанализа Фрейда (неофрейдисты). Человеком движут не только биологические предопределенные бессознательные побуждения, но и приобре­тенные стремления к безопасности и самореализации (Хорни), образы себя и других, сложившиеся в раннем детстве (Салли­вен), влияния соцэкономической структуры общества (Фромм).


Представители когнитивной психологии У. Найссер, А. Пайвио и др. отводят в поведении субъекта решающую роль знаниям (от лат. cognito — знание). Для них центральным ста­новится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о со­отношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления.

Гуманистическая психология — ее виднейшие предста­вители Г. Оллпорт, Г. А. Мюррей, Г. Мэрфи, К. Роджерс, А. Маслоу предметом психологических исследований считают здоровую творческую личность человека.

Целью такой личности является не потребность в гомеостазе, как считает психоанализ, а самоосуществление, самоактуа­лизация, рост конструктивного начала человеческого «Я». Чело­век открыт миру, наделен потенциями к непрерывному разви­тию и самореализации.

Трансперсональная психология рассматривает человека как духовное космическое существо, неразрывно связанное со всей Вселенной, космосом, человечеством, обладающее возмож­ностью доступа к общемировому информационному космичес­кому полю. Через бессознательную психику человек связан с бессознательной психикой других лип, с «коллективным бессоз­нательным человечества», с космической информацией, с «ми­ровым разумом».

Интерактивная психология рассматривает человека как существо, главной характеристикой которого является общение, взаимодействие между людьми. Цель психологии — изучать законы взаимодействия, общения, взаимоотношений, конфлик­тов (Э. Берн).

Значительный вклад в развитие психологии XX в. вне­сли наши отечественные ученые Л. С. Выготский (1896—1934), А. Н. Леонтьев (1903—1979), А. Р. Лурия (1902—1977) и П. Я. Гальперин (1902—1988).

Л. С.Выготский ввел понятие о выс­ших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как специфи­чески человеческой, социально-обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека. Названные функции первона­чально существуют как формы внешней деятельности, и лишь позже — как полностью внутренний (интрапсихический) процесс. Они происходят из форм речевого общения между людьми и опосредованы знаками языка. Система знаков определяет пове­дение в большей степени, чем окружающая природа, поскольку знак, символ содержит в свернутом виде программу поведения. Развиваются высшие психические функции в процессе научения, т. е. совместной деятельности ребенка и взрослого.

А. Н. Леонтьев провел цикл экспериментальных исследова­ний, раскрывающих механизм формирования высших психичес­ких функций как процесс «вращивания» (интериоризации) выс­ших форм орудийно-знаковых действий в субъективные струк­туры психики человека.

А. Р. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических функ­ций и их нарушений. Он явился одним из создателей новой об­ласти психологической науки — нейропсихологии.

П. Я. Гальперин рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления включительно) как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Сама психика в историческом плане возникает лишь в ситуации подвижной жизни для ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа. П. Я. Гальперин — автор концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий). Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.

  1. Общение: сущность, содержание. Основные концептуальные подходы к исследованию.

Общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди.

Общение — процесс взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, осуществляемый с помощью средств речевого и неречевого воздействия и преследующий цель достижения изменений в познавательной, мотивационной, эмоциональной и поведенческой сферах участвующих в общении лиц.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства.
Содержание общения — информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являються люди.
Цель общения — отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.
Средства общения — способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации — это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Изучение процесса общения показало, насколько это сложное, многообразное явление. Так, например психологи выделяют познавательный, эмоциональный и поведенческий компоненты в структуре общения.

1) содержание и направленность: общение может быть идентифицирующим и обособляющим, содействующим и противодействующим;

2) форма: вербальное и невербальное общение, непосредственное, межличностное и опосредованное;

Популярные направления психологии

Является ли психология наукой или это отдельное направление философии, основанное на духовных и даже космических представлениях? Этот вопрос неизбежно возникает у всех, кто начинает глубоко изучать психологию и стремится найти однозначный ответ. Выделению психологии как научной дисциплины поспособствовали с одной стороны размышления и труды выдающихся философов древнего мира, а с другой – практическое и научное познание психологии людей.

Термин «психология» для обозначения науки был введён в XVI в. немецким философом Рудольфом Гоклениусом, после чего в тесной связи с развитием техники и научной мысли произошёл окончательный разрыв с религиозными представлениями и было положено начало современному научному знанию. Однако, неоднородность выдвигаемых суждений о сущности психики человека закладывает основу разнообразных современных направлений психологии, имеющих две конфликтующие тенденции: материалистическая и идеалистическая.

Классический психоанализ, 1900

История психоаналитического направления начинается с 1900 г., когда вышел в свет первый тираж книги австрийского невролога и психолога Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений». В дальнейшем теория З. Фрейда приобретает огромную популярность как среди психологов, так и среди общественности. Этим объясняется быстрое развитие психоанализа в Америке и Европе, а также образование целого психоаналитического «семейства», куда, помимо классического психоанализа, вошли также:

  • аналитическая психология;
  • индивидуальная психология;
  • трансактный анализ.

Отличие психоаналитического видения от бихевиорального заключается в отнесении движущих сил деятельности человека к внутренним компонентам организма, а не к формирующимся в результате внешнего взаимодействия с миром. В классическом психоанализе теория основывается на разработанной З. Фрейдом двухмерной структурной модели психики человека, исходя из которой составляющими психики являются сознательное и бессознательное с одной стороны и элементы «Оно», «Я» и «Сверх-Я» – с другой стороны. Разложение психики на компоненты объясняет источник образования неврозов как конфликт импульсов, исходящих из «Оно» и «Сверх-Я», для разрешения которого «Я» использует в первую очередь вытеснение сознательного в бессознательное. Таким образом, классический психоанализ одновременно относится и к нозологической, и к антропологической осям.

Аналитическая психология, 1912

Ещё одним направлением, получившим свой старт в начале XX в. и имевшим интерес в профессиональной среде, является аналитическая психология психиатра и педагога из Швейцарии Карла Густава Юнга. В своих работах К. Юнг разлагает структуру личности на слои: персона, эго, тень, Анима у мужчин и Анимус у женщин, самость.

Цель человека, определяющая жизненный смысл и основную потребность, по теории К. Юнга, направлена на достижение самости путём прохождения сознательных слоёв (персона, эго) и бессознательных (коллективное бессознательное следует за индивидуальным). Самый верхний слой бессознательного – тень, т.е. двойник «Я», самый нижний – самость, т.е. реальное «Я». Именно К. Юнгу принадлежит разделение бессознательного на индивидуальное и коллективное. Таким образом, смысловым ядром аналитической психологии является вопрос индивидуации, то есть нахождение человеком самости как уникальной целостности, поскольку каждый индивидуум изначально имеет вектор на саморазвитие.

Индивидуальная психология, 1912

Одно из востребованных по сегодняшний день направлений глубинной психологии, основанной в результате психоаналитического движения в начале 20-го века и переработки концепций классического психоанализа, – индивидуальная психология. Данное течение получило известность благодаря трудам австрийского психолога Альфреда Адлера.

Индивидуальная психология основывается на постулате, что личность является неделимой, целостной частью социума. Человек обладает сознанием и определяет своё положение в жизни путём собственного выбора, нахождения смысла и стремления к самоактуализации. Отсюда теологическая концепция, означающая, что любое поведение человека обусловлено целями, которые возникают в результате восприятия мира, осмысления и принятия решения. Сознательное и бессознательное, исходя из позиции индивидуальной психологии, не противоборствуют, а имеют однонаправленность. Движущими силами выступают чувство неполноценности, его компенсация, стиль жизни, чувство принадлежности к обществу, социальные мотивы, желание превосходить. Ключевым отличием индивидуальной психологии от психоанализа З. Фрейда и аналитической психологии является важность учёта пройденного опыта, настоящей ситуации и вектор движения.

Бихевиоризм, 1912

Самым ранним направлением, сводящим психологию к рефлексам и имеющим значимость по настоящее время, является бихевиоризм. Предпосылками для его развития служат исследования американского психолога и педагога Эдварда Ли Торндайка над поведением животных, основу которых составляли проблемы навыка. В понимании психологии человека концепцию Э. Л. Торндайка перенёс американский психолог Джон Бродес Уотсон, в 1912 г. отразивший принципы нового направления психологии в своей статье [1]. В России представителями бихевиоризма или поведенческой психологии считаются И. П. Павлов и В. М. Бехтерев, изучавшие рефлексологию.  

Изначальная методологическая позиция психологов данного направления заключается в предоставлении клиенту контроля над своими действиями, что позволяет добиться изменений в его поведении. Именно поведение, а не сознание, рассматривается как предмет психологии. Поведение характеризуется ответными движениями (реакциями) организма на внешние воздействия (стимулы) среды. Приверженцы бихевиорального направления в основу своей работы закладывают изучение условий возникновения, закрепления, исчезновения привычек и навыков. Такому подходу присущи научный прагматизм, контроль результатов и сведение сознания к физиологическим процессам, что служит поводом для критики со стороны представителей личностно-ориентированных направлений.

Гештальтпсихология, 1912

Борьба направлений с механистическими и идеалистическими установками и метафизичность распространённых теорий неизбежно приводит к выдвижению во втором десятилетии XX в. целостных принципов и образованию гештальтпсихологии, основанной на исследованиях восприятия. Основатели направления, венгерский психолог – Макс Вертгеймер, немецкий психолог – Вольфганг Кёлер и американский психолог – Курт Коффка, определяют «гештальт» как целостное образование, имеющее качество формы, не сводимое к свойствам его частей.  

По основному принципу гештальтпсихологии, все психические процессы объясняются динамическими, изменяющимися соотношениями, которые устанавливаются непосредственно в процессе, а не независимо от него, и определяют его путь механистическими связями. Действия человека исходят из восприятия ситуации и выступают конечной стадией саморегулирующегося динамического процесса. Как видно, гештальтпсихологи в своих положениях тесно связывают идеализм с механицизмом. Другими словами, они выступают против принципа расчленения сознания на компоненты и придерживаются идеи воссоздания психикой целостного понятного образа. Например, воспринимая слово с пропущенной буквой, мы стремимся воссоздать его целиком.

Основной постулат современных гештальтистов состоит в том, что человек стремится к целостности и завершённости, координирует различные части личности в единое целое. Главная жизненная цель – самоактуализация, сосредоточенная только на настоящем и действительном.

Гуманистическое направление, 1951

В 60-х г. XX в. активно развиваются гуманистические подходы в психологии, центрированные на уникальности личности. Одним из представителей и лидеров гуманистического направления является американский психолог Карл Рэнсом Роджерс. По его мнению, «я-концепция» выступает фундаментом структуры личности и образуется в результате взаимодействия человека с окружающей социальной средой. Основные постулаты гуманистического подхода:

  • стремление человека развиваться и реализовывать свой потенциал врождённое;
  • внутренняя сущность человека позитивна и социальна;
  • гуманистическая направленность и конструктивность – залог выживания и эволюции человека;
  • для раскрытия внутренней природы человека необходимо соблюдение трёх условий: подлинность в общении, безусловное принятие, проявление эмпатии.

Когнитивизм, 1955

В конце 50-х – начале 60-х гг. XX в. происходит когнитивный переворот в психологии, поставивший на первое место значение внутренних когнитивных процессов, определяющих поведение человека. По данному принципу человек не просто реагирует на внешние стимулы, а перерабатывает информацию извне и создаёт собственные модели реальности.

Одним из основателей когнитивного подхода принято считать американского психолога Альберта Эллиса. По его мнению, человек обладает выраженной саморефлексией и имеет врождённые разнонаправленные группы установок: рациональные и иррациональные, конструктивные и деструктивные, стремящиеся к любви, росту и стремящиеся к разрушению, самообвинению. Их сочетание в конечном счёте определяет модели поведения. Дополняет концепцию когнитивного направления концептуальная схема ABC А. Эллиса, где A – активирующее событие, B – мнение о событии, C – последствие события (эмоциональные и поведенческие).

Трансактный анализ, 1956

История трансактного анализа начинается в 1956 г., когда американскому психологу и психиатру Эрику Берну профессиональная психоаналитическая организация в очередной раз отказывает в членстве, что послужило стимулом к самостоятельной деятельности и разработке собственного направления. Как наука, трансактный анализ был признан после смерти основателя и получил максимальное развитие в конце XX в. По мнению представителей трансактного анализа, личность многосубъектна и имеет три компонента: экстеропсихику, неопсихику и археопсихику, которые выражаются эго-состояниями «Родитель», «Взрослый» и «Ребёнок».

Эго-состояние родителя определяется установками, полученными в первую очередь от родителей, т.е. перенятые извне. Эго-состояние взрослого не зависит от возраста человека и внешних установок, оно способствует объективному и рациональному восприятию действительности и принятию решения. Эго-состояние ребёнка содержит все установки и побуждения, имеющие место в детстве. Каждое из этих эго-состояний формируется в результате полученного опыта, начиная от рождения, и в совокупности определяет поведение человека.

Концепция современной психологии

История психологии многоаспектна и имеет протяжённый путь от космических и религиозных размышлений, практического познания человека и естествознания до глубинной психологии, основанной на наблюдениях за бессознательными психическими процессами. Для одних психика (душа) материальна и поведение сводится к механическим реакциям, а для других носит исключительно идеалистический характер.

При установлении отличий, сходства и концепций исторически сложившихся направлений психологии проясняется, что основные разногласия лежат в первую очередь в предметной области. В V-III в. до н.э. Платоном, Сократом, Аристотелем и другими философами того времени предметом психологии была определена душа. В XI-XIII в. психология рассматривалась с позиции разума. В XV-XVI в. начали придавать значение чувствам. В XVII-середине XIX в. популяризируется понятие сознания. Вторая половина XIX-середина XX в. – знаменуется изучением поведения.

Со второй половины XX в. психология неразрывно связана с понятием психики как совокупности душевных процессов, связанных с окружающей средой и выражающихся в отображении объективной реальности. Материалистическая основа психологии становится очевидной, а идеалистическая часть проявляется как следствие. Именно такое определение примиряет две конфликтующие точки зрения, с которых мы начали рассмотрение наиболее популярных направлений психологии.

Список использованных источников:
  • 1.  J. B. Watsоn, Psychology as the Behaviorist Views, «Psychological Review», v. 20, 1931.
  • 2.    Фрейд З. Толкование сновидений / Пер. с нем. – Мн.:Харвест, 2004. – 432 с.
  • 3. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 480 с.
  • 4. Роджерс К. Р. Клиентцентрированная психотерапия: теория, современная практика и применение: пер. с англ – М. : Психотерапия, 2007. – 560 с.
  • 5.  Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002 . – 720 с.
  • 6. Прашко, Я. Когнитивно-бихевиоральная терапия психических расстройств / Я. Прашко, П. Можны, М. Шлепецки и др. — М. : Институт общегуманитарных исследований, 2015. — 1072 с.
  • 7. Перлз Ф. Гудмен П. Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии — М.: «Психотерапия», 2007. — 227 с.
  • 8. Адлер А. О нервическом характере/ А. Адлер. — М.: Университетская книга, 1997. — 385 с.
  • 9. К.Г. Юнг. Шедевры мировой науки. Том 2. Либидо, его метаморфозы и символы. – М.: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1994. – 416 с.
  • Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психиатрия: Пер. с англ. –  2е издание. –  М. Академический Проект; Гаудеамус, 2013. – 320с.

Автор: Лилия Ростамовна Курмалеева, психолог

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Педагогическая психология Интерактивное: когнитивное развитие

Педагогическая психология, интерактив: когнитивное развитие

Теория когнитивного развития Пиаже

Образец цитирования: Huitt, W., & Hummel, J. (2003).
Теория когнитивного развития Пиаже. Педагогическая психология Интерактивный .
Валдоста, Джорджия: Валдостский государственный университет. Получено [дата] из
http://www.edpsycinteractive.org/topics/cognition/piaget.html


Вернуться в: | Обзор когнитивной системы | Главная |
более подробная статья |


Жан Пиаже (1896-1980) был одним из
из самых влиятельных
исследователи в области психологии развития в ХХ веке.Изначально Пиаже обучался в области биологии и философии и считал себя «генетическим эпистемологом». Он был
в основном интересуется биологическим влиянием на то, «как мы узнали». Он
считал, что то, что отличает людей от других животных, — это наша способность делать
«абстрактное символическое рассуждение». Взгляды Пиаже часто сравнивают со взглядами
Лев Выготский
(1896-1934),
которые больше смотрели на социальное взаимодействие как на основной источник познания и поведения.
Это в некоторой степени похоже на различие между
Фрейд
и Эриксон с точки зрения развития
личность.Произведения Пиаже (например, 1972, 1990; см. Piaget, Gruber, & Voneche)
и Выготского (например, Выготский, 1986; Выготский, Выготский, 1980), наряду с работами
Джон Дьюи (например, Dewey, 1997a,
1997b), Джером Брунер
(например, 1966, 1974) и Ульрик Нейссер (1967) составляют основу конструктивистской теории обучения и обучения.

При работе в
Бине
В лаборатории тестирования IQ в Париже Пиаже заинтересовался тем, как думают дети. Он заметил, что
ответы детей младшего возраста качественно отличались от ответов детей старшего возраста, которые предполагали
ему, что младшие не были глупее (количественная позиция, поскольку
старше и у них будет больше опыта, они станут умнее), но вместо этого ответили
вопросы иначе, чем их старшие коллеги, потому что они думали иначе.

В его теории есть два основных аспекта: процесс познания и этапы
мы продвигаемся вперед, постепенно приобретая эту способность.

Процесс когнитивного развития . Как биолог Пиаже интересовался, как
организм приспосабливается к окружающей среде (Пиаже описывается как интеллект).
(адаптация к окружающей среде) контролируется через ментальные организации, называемые схемами
(иногда называется схемой или схемами)
что индивид использует для представления мира и обозначения действия.Эта адаптация
движимый биологическим стремлением к достижению баланса между схемами и окружающей средой
(уравновешивание).

Пиаже предположил, что младенцы рождаются со схемой, действующей при рождении, которую он
так называемые «рефлексы». У других животных эти рефлексы контролируют поведение на всем протяжении
жизнь. Однако у людей в младенчестве эти рефлексы используются для адаптации к
В окружающей среде эти рефлексы быстро заменяются построенными схемами.

Пиаже описал два процесса, используемых человеком в его попытке адаптироваться:
ассимиляция и размещение.Оба эти процесса используются в нашей жизни как
человек все более и более комплексно адаптируется к окружающей среде.

Ассимиляция — это процесс использования или преобразования окружающей среды таким образом, чтобы она могла быть
помещены в уже существующие когнитивные структуры. Размещение — это процесс изменения
когнитивные структуры, чтобы принять что-то из окружающей среды. Оба процесса
используются одновременно и попеременно на протяжении всей жизни. Примером ассимиляции может быть
когда младенец использует схему сосания, которая была разработана путем сосания маленькой бутылочки, когда
пытается сосать большую бутылку.Примером размещения может быть когда ребенок
необходимо изменить схему сосания, разработанную путем сосания соски, на такую, которая была бы
подходит для сосания бутылки.

По мере того, как схема становится все более сложной (т. Е. Отвечает за более сложные
поведения) они называются структурами. По мере того, как структуры становятся более сложными, они
организованы по иерархическому принципу (т.е. от общего к частному).

Этапы когнитивного развития . Пиаже идентифицировал четыре
этапы познавательной
развитие:

  1. Сенсомоторная ступень (младенчество).В этот период (который состоит из 6 этапов) интеллект
    демонстрируется через двигательную активность без использования символов. Познание мира
    ограничен (но развивается), потому что основан на физических взаимодействиях / опыте.
    Дети приобретают постоянство объекта примерно в 7-месячном возрасте (память). Физическое развитие
    (мобильность) позволяет ребенку начать развивать новые интеллектуальные способности. Некоторые символические
    (языковые) способности развиваются в конце этого этапа.
  2. Предоперационный этап (Малыш и раннее детство).В этот период (который
    два подэтапа), интеллект демонстрируется посредством использования символов, использования языка
    созревает, память и воображение развиваются, но мышление осуществляется нелогичным,
    необратимым образом. Преобладает эгоцентрическое мышление
  3. Конкретный операционный этап (Начальный и ранний подростковый возраст). На этом этапе
    (характеризуется 7 видами консервации: число, длина, жидкость, масса, вес, площадь,
    том), интеллект демонстрируется через логическое и систематическое манипулирование
    символы, относящиеся к конкретным объектам.Развивается оперативное мышление (умственные действия, которые
    обратимы). Уменьшается эгоцентрическая мысль.
  4. Формальная операционная стадия (Отрочество и взросление). На этом этапе интеллект
    демонстрируется посредством логического использования символов, относящихся к абстрактным понятиям. В начале
    период возврата к эгоцентрической мысли. Только 35% выпускников средней школы в
    промышленно развитые страны получают официальные операции; многие люди не мыслят формально
    в зрелом возрасте.

Многие дошкольные и начальные программы построены по модели теории Пиаже, которая, как указано
ранее предоставил часть фундамента для
конструктивист
обучение. Открытое обучение и поддержка развивающихся интересов ребенка
два основных учебных метода. Родителям и учителям рекомендуется
бросать вызов способностям ребенка, но НЕ предоставлять слишком далеко идущие материалы или информацию
выше уровня ребенка. Также рекомендуется, чтобы учителя использовали самые разные
конкретный опыт, который поможет ребенку учиться (например,g., использование манипуляторов, работающих в
группы, чтобы получить опыт видения с другой точки зрения, экскурсии и т. д.).

Методы исследования Piaget основывались в основном на тематических исследованиях (т. Е. Были описательными).
Хотя некоторые из его идей были поддержаны более корреляционными и
экспериментальные методики, другие нет. Например, Пиаже считал, что биологические
развитие приводит к переходу от одной когнитивной стадии к другой. Данные из
поперечные исследования детей в различных западных культурах, кажется, подтверждают это
утверждение для этапов сенсомоторной, предоперационной и конкретной
операций (Renner, Stafford, Lawson, McKinnon, Friot & Kellogg,

1976).

Однако данные аналогичных поперечных исследований подростков не подтверждают
утверждение, что все люди автоматически перейдут к следующему когнитивному этапу, когда они
биологически зрелый просто благодаря нормальному взаимодействию с окружающей средой
(Джордан и Браунли, 1981). Данные из подростков
указывает, что только от 30 до 35% старшеклассников достигли когнитивных
стадия развития формальных операций (Kuhn, Langer, Kohlberg & Haan, 1977).Для формальных операций кажется, что созревание устанавливает
основы, но для большинства подростков и взрослых требуется особая среда.
этот этап.

Есть ряд конкретных примеров
о том, как использовать теорию Пиаже в процессе преподавания / обучения.

Список литературы

  • Брунер Дж. (1966). Исследования когнитивного роста: сотрудничество в Центре
    Когнитивные исследования
    . Нью-Йорк: Wiley & Sons.
  • Брунер Дж. (1974). К теории обучения . Кембридж: Гарвардский университет
    Нажмите.
  • Дьюи, Дж. (1997a). Опыт и образование . Нью-Йорк: MacMillan Publishing Co.
  • Дьюи, Дж. (1997b). Как мы думаем . Нью-Йорк: Dover Publications.
  • Джордан, В. Б., и Браунли, Л. (1981, апрель). Мета-анализ
    Связь между тестами Пиаже и школьными достижениями
    . Бумага
    представлен на ежегодном собрании Американского образовательного центра
    Association, Лос-Анджелес, Калифорния.
  • Кун, Д., Лангер, Дж., Кольберг, Л., и Хаан, Н. С.
    (1977). Развитие формальных операций. с точки зрения логики и морали.
    Монографии по генетической психологии, 95 , 97-188.
  • Нейссер, У. (1967) Когнитивная психология . Нью-Йорк: Appleton-Century Crofts.
  • Пиаже, Дж. (1972). Психология ребенка . Нью-Йорк: Основные книги.
  • Пиаже, Дж. (1990). Представление ребенка о мире .Нью-Йорк: Литтлфилд
    Адамс.
  • Piaget, J., Gruber, H. (Ed.), & Voneche, J.J. (Ed.). Главное Piaget
    (100-летие ред.). Нью-Йорк: Джейсон Аронсон.
  • Реннер, Дж., Стаффорд, Д., Лоусон, А., Маккиннон, Дж., Фриот, Э., и Келлог,
    Д. (1976). Исследования, преподавание и обучение с Piaget
    модель
    . Норман, ОК: Университет Оклахомы Press.
  • Л. Выготский (1986). Мысль и язык . Бостон: MIT Press.
  • Выготский, Л., и Выготский, С. (1980). Разум в обществе: Развитие высшего
    Психологические процессы
    . Кембридж: Издательство Гарвардского университета.

| Интернет-ресурсы | Электронные файлы |


Вернуться к:

Все материалы на сайте
[http://www.edpsycinteractive.org] являются, если не указано иное, собственностью
Уильям Г. Хайтт. Авторские права и другие законы об интеллектуальной собственности защищают эти
материалы.Воспроизведение или ретрансляция материалов, полностью или частично,
каким-либо образом без предварительного письменного согласия правообладателя является
нарушение закона об авторском праве.

.

эвристических примеров репрезентативности в психологии

Эвристика репрезентативности

Согласно Тверски и Канеман (1974), многие вероятностные вопросы, с которыми сталкиваются люди, могут быть охарактеризованы как «какова вероятность того, что объект A принадлежит классу B» или «какова вероятность того, что событие A возникнет из процесса B». ? » Чтобы ответить на подобные вопросы, люди используют репрезентативную эвристику, в которой вероятности оцениваются по степени сходства A с B.

Репрезентативная эвристика — это тенденция оценивать вероятность того, что объект принадлежит определенной категории, на основании того, насколько объект похож на типичные характеристики категории (или насколько репрезентативный относится к категории).

Например, решение, что собака, которую вы видели прошлой ночью в парке, вероятно, была пуделем, потому что у нее была вьющаяся шерсть, подстриженная в стиле пуделя, иллюстрирует эвристику репрезентативности. Эта эвристика, основанная на том, насколько цель похожа на типичный случай, сродни категоризации Открывается в новом окне