Искусство говорить: Риторика — искусство говорить красиво и правильно
Глава первая. Искусство разговаривать. Как легко поставить собеседника на место
Глава первая. Искусство разговаривать
Есть одна важная и яркая черта человеческого существования, которая выделяет homo sapiens из прочей среды обитателей нашей планеты и поднимает его на одну ступень над миром животных – это умение говорить. В своем искусстве разговаривать мы научились передавать эмоции, настроение в словах и интонациях. К этому мастерству люди шли тысячелетиями, а риторика как наука красноречия появилась еще в эпоху Античности. Сегодня классические ораторы трибун достаточно редки, но зато бытовое и профессиональное общение с каждым годом требует все более виртуозных навыков вести беседу.
Наверное, каждому современнику знакомо имя древнегреческого философа Диогена, которого подавляющее большинство помнит из школьного курса как чудака, проживавшего в бочке на берегу моря. Этот мудрый человек обладал, помимо сильного духа и недюжинного ума, силой слова. Он мастерски отвечал на любые выпады собеседников, вне зависимости от их чина, чем снискал себе славу остроумного оратора.
Однажды сам Александр Македонский, посетив Диогена на берегу и глядя на странное жилище мудреца, спросил: «Что бы я мог сделать для тебя? Проси чего хочешь!». На что философ ответил «Отойди, царь, ты закрываешь мне солнце».
Такое умение своевременно объединить в емкой и лаконичной фразе соль ситуации, остроумную шутку и правдивость всегда пользовалось уважением, потому как не оставляло собеседнику шансов на реабилитацию, заставляя его тушеваться и отступать пред неоспоримыми фактами, поданными в красивой форме. Совершенно неумно и неуместно в споре кидаться агрессивными фразами и открыто вступать в словесную перепалку. Существует особая категория людей, для которых споры на повышенных тонах – смысл жизни, и в такие моменты эти люди ощущают настоящий выброс адреналина. Переспорить их, а тем более перекричать – невозможно. Для того чтобы выйти победителем из короткого разгромного боя, надо вовремя среагировать небольшим высказыванием, которое будет законченным и не даст возможности противнику продолжить диалог.
Но чтобы выражаться емко и остроумно, надо в первую очередь уметь формулировать свои мысли, попросту говоря – надо уметь разговаривать.
Наверняка каждому из нас в жизни приходилось сталкиваться с людьми, выражающимися путанно и странно, и понять их бывает подчас очень сложно, а переспрашивать в двадцатый раз как-то вроде и неудобно. Поэтому в большинстве случаев мы машем рукой и оставляем попытки разговора с такими людьми. И вряд ли кто задумывается, что хотя бы раз в жизни и сам бывал на месте непонятого собеседника.
Для того чтобы вас понимали окружающие, надо в первую очередь самому понимать себя и проговаривать всю цепочку своих умозаключений, а не часть ее, упуская как сами собой разумеющиеся некоторые свои домыслы. Например, если вы хотите рассказать собеседнику какое-то свое умозаключение, начните с того, о чем хотите сказать, затем проговорите ему всю цепочку мыслей и озвучьте выводы, к которым пришли. Только в таком случае у вас есть шанс быть понятым. Но если вы что-то не проговорили, а опустили из рассказа, подразумевая, то такое место для подразумевания и является «черной дырой» разговора. Вы подразумеваете одно, собеседник понимает другое и общий итог диалога заводит вас в дебри недопонимания, а бывает даже и – конфликта. Поэтому важно выражать свои мысли максимально доступно и учитывать то, как может трактовать вас тот, к кому вы обращаетесь.
Крайне глупо тянуть собеседника за уши на свой уровень понимания вопроса. Если вы компетентны в чем-либо, а человек, разговаривающий с вами, обладает лишь поверхностными знаниями в данной области, совершенно неуместным с вашей стороны будет использование специализированных терминов и глубокие рассуждения. Вы гарантировано будете не поняты. Это часто касается диалогов взрослых и детей, подростков, молодежи и стариков, менеджеров и клиентов компаний. Чтобы полноценно общаться, надо говорить на одном языке.
Искусство разговаривать познается человеком с самого детства. Сперва мы учимся произносить отдельные слова, потом строить фразы и использовать художественные обороты, далее изучаем глубину общения. И уже в совершеннолетнем возрасте постигаем тайны обтекаемых фраз, намеков, которые могут как облегчить жизнь, так и существенно усложнить ее. Умение парировать колкостью приходит уже тогда, когда человек в совершенстве обладает искусством разговора. Согласитесь, сложно себе представить человека, сыплющего остротами, словарный запас которого находится на уровне туземца африканского племени, да и сам термин «остроумие» говорит нам об обязательном наличии гибкого и живого интеллекта.
Как можно научиться красиво говорить? Человек перенимает искусство речи у себе подобных, поэтому чтение художественной и публицистической литературы, прослушивание аудиоматериалов и живое общение с людьми дадут ту необходимую базу знаний и словарного запаса, который позволит вести беседу на высоком уровне. Интересный собеседник – тот, который в красное словцо может облечь собственную точку зрения, мнение по любому вопросу, который обладает индивидуальностью. Нельзя игнорировать изучение собственного родного языка и быть при этом красноречивым и популярным оратором. Только доскональное знание практических оборотов, широкий кругозор и свободная связная и понятная речь могут быть приятными для слушателя.
Небольшой эксперимент был проведен в 2010 году на одной из радиостанций BBC. Цель его была – выявить насколько обычные люди с улицы владеют разговором и могут быть интересны широкой публике. А также – что нужно для того, чтобы стать приятным собеседником. Для этого в студию к микрофону были приглашены добровольцы, прошедшие элементарные тесты на вменяемость и наличие приемлемого запаса слов и чистой речи. Эти люди должны были в прямом эфире радио вкратце рассказать занимательный случай из жизни и ответить на несколько заковыристых вопросов профессиональных радиоведущих. Результаты были ошеломляющими. Простые люди – студенты, водители такси, преподаватели, продавцы соседних магазинов – сначала стеснялись, но, преодолев волнение, легко и непринужденно беседовали на различные темы, шутили и даже адресовали ведущим смешные колкости. Но более всего поразил слушателей профессор астрономии одного из американских высших университетов, который оказался невероятно интересным для аудитории оратором, несколько раз остроумно заткнув за пояс профессионалов. Организаторы эксперимента пришли к выводу, что любой из нас, обладая базовыми знаниями, жизненным опытом, позитивным мышлением и желанием, может стать красноречивым собеседником, способным емкой точной фразой сокрушить или ободрить аудиторию. Кстати, профессор астрономии с тех пор ведет собственную тематическую рубрику на радио, интерес к которой не угасает вот уже три года.
Для того чтобы искусство разговаривать было понятным и простым, можно условно разделить диалоги на массовые, групповые или тет-а-теты. Массовый диалог скорее напоминает лекцию, когда один говорящий воспринимается большим количеством слушателей. Обычно в таких случаях происходит не диалог, а монолог с последующим за ним батлом вопрос-ответ. Но допустима и диалоговая форма общения многих людей с одним говорящим или нескольких людей с другой группой. Такая форма носит название группового диалога и часто используется в бизнесе и корпоративных практиках. На любом предприятии конференции и обсуждения текущих вопросов имеют положительные характеристики, так как проговаривание вопроса с разных сторон может открыть подводные риски или скрытые возможности. Такие коллективные обсуждения позволяют бизнесу использовать потенциал сотрудников, а каждому работнику – проявить себя как грамотного и сильного специалиста.
Диалог может быть и между несколькими людьми. Например, встреча друзей после трудовой недели за столиком в кафе – это ли не повод поговорить по душам и расслабиться. Но и в такой ситуации умение вести диалог и остроумно парировать добродушные колкости товарищей только поспособствует отдыху и принесет позитивный заряд всеобщему настроению.
Но самым сложным видом диалога всегда были и остаются разговоры лицом к лицу. Даже очень близкие люди иногда избегают их, предпочитая, чтобы в разговоре участвовало еще одно или несколько лиц, ведь выдержать правильный тон или отразить лобовую атаку одного собеседника всегда сложнее, чем даже защищаться от нападок группы людей. И тут на помощь приходит мастерство речи, эрудированность и чувство такта.
Поэтому, прежде чем постигать мастерство словесных атак, надо помнить, что, только научившись говорить красиво, можно эффектно парировать и ставить на место любого зарвавшегося собеседника.
Книги – первый и самый важный источник знаний, которые к тому же тренируют память, визуальную грамотность, расширяют словарный запас и кругозор. Изучение иностранных языков и общение с друзьями из разных точек Земли, чтение зарубежной прессы и литературы тоже способствует оттачиванию остроумия. Ведь наиболее интересным нам всегда будет казаться тот, кто умеет говорить емко, уверенно, внятно, чьи фразы стройные и насыщенные, речь не пестрит словами-паразитами, тот, кто знает, о чем говорит и делает это ярко. Только такой собеседник может смело вступать в любую дуэль и выходить из нее победителем.
Если резюмировать все сказанное в этой главе и сделать это в двух словах, то звучать это будет так: чтобы грамотно парировать и ставить собеседника на место, надо в идеале владеть искусством разговаривать, развивать которое в себе нужно постоянно. Ведь лишь регулярное общение позволит поддерживать себя в форме.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
как научиться красиво и правильно говорить
Разумная речь – одно из главных отличий человека от животного. Это прекрасный способ обмена информацией, выражения чувств и эмоций. Некоторым людям ораторское мастерство дано от природы: слушая замысловатые словесные обороты, иногда хочется позавидовать полезным для жизни способностям. Как научиться красиво и правильно говорить, чтобы плавный поток речи вызывал положительное настроение у собеседника? Первые успехи при регулярных занятиях не заставят себя ждать.
Учимся говорить правильно
Дар красноречия – врожденная особенность. Однако умение лаконично излагать мысли и вести разговор так, что вас будут готовы слушать часами, можно развить в себе самостоятельно. Навык богатой разговорной речи, когда после каждого высказывания слышишь: «Сказано красиво!», становится настоящей визитной карточкой человека, позволяя ему без трудностей общаться с окружающими людьми, отстаивать собственную точку зрения и четко доносить личное мнение до собеседников.
Как правильно научиться разговаривать? Существуют 9 проверенных способов, позволяющих безупречно освоить ораторское мастерство.
Чтение художественной литературы
Добавить в собственную речь красивых оборотов, эпитетов и метафор поможет регулярное прочтение произведений русских классиков. Чем больше человек читает, тем богаче и ярче его словарный запас, а кругозор – шире. Полученные знания индивидуум применяет на практике, поэтому разговор становится более насыщенным и познавательным.
Табу на слова-паразиты
Как научиться говорить грамотно? Необходимо устранить из лексикона все жаргонизмы, слова типа «ну», «это самое», «блин», «короче» и похожие, а также матерные обороты. Они отвлекают от ниточки повествования, делают разговор некультурным и бесполезным, и существенно снижают репутацию оратора.
Пересказывание рассказов
Как научиться красиво разговаривать? Прочтите недлинный рассказ или отрывок произведения и постарайтесь его пересказать близко к тексту. Проговаривая фразы, обращайте внимание на соответствие их построения написанному в оригинальном источнике. Для удобства можно записать речь на диктофон и прослушивать запись, определить все имеющиеся недочеты, над которыми следует поработать.
Дыхательная гимнастика
Искусство говорить красиво невозможно освоить без умения контролировать свое дыхание. Техника речи подразумевает, что оратор во время разговора дышит глубоко и спокойно, практически незаметно. Все дикторы обязаны уметь управлять процессом диафрагмально-реберного дыхания. В этом случае верхние отделы грудной клетки и линия плеч остаются неподвижны, задействованы лишь диафрагма, вместительная нижняя часть легких и межреберные мышцы.
Скороговорки
Как говорить внятно и четко? Сделать дикцию более мелодичной и понятной помогут легкие логопедические упражнения – проговаривание вслух скороговорок. Многие специалисты советуют проводить занятия, засунув в рот большой круглый предмет, заставляя язык максимально напрягаться и четко выдавать каждый звук.
Описание предмета
Если вам природа не подарила красивую речь, как научиться говорить красиво собственными силами? Прекрасное упражнение – описание любой вещи, которая попалась на глаза. Цветочный горшок, порванный ботинок у мусорного бака, пролетевшая над головой птица – старайтесь составить последовательный и информативный рассказ о том, что увидели. Это помогает развивать воображение и учит доступно и ярко излагать мысли.
Репетирование
Грамотная речь – это правильная манера общения с окружающими. Практикуйте ораторское мастерство на незнакомых людях. Родственники и близкий круг общения обычно быстро привыкает к стилю разговора человека, однако незнакомцы живо отреагируют на неинтересный, сбивчивый и неинформативный рассказ. По поведению публики можно легко определить, какие оплошности совершены и к следующему выступлению их исправить.
Отработка стиля подачи материала
Как говорить грамотно и красиво? Следует поработать над методикой преподнесения информации. Сухая подача редко заинтересует слушателя, каждая фраза должна иметь эмоциональную окраску. Говорить следует искренне, голосом расставляя акценты на ключевых моментах беседы. Важно поработать над мимикой лица. Допустимо использовать уместные жесты.
Обуздание тревоги
Когда мы учимся красиво говорить, нам приходится прощаться со страхами. Тревога обычно делает голос дрожащим и слабым, в нем не слышатся лидерские нотки, а слушатель негативно реагирует на беспокойство оратора. Будьте уверены в своих разговорных способностях, не торопитесь, говорите медленно и размеренно, представляя собственную речь плавным течением небыстрой реки.
Способность разговаривать красиво и грамотно выгодно выделяет человека из серой массы. Такой личности доверяют и позволяют вести за собой на свершение великих дел.
Вам может быть интересно: Как правильно подобрать очки по типу лица Стирка пуховика в стиральной машине Смягчение воды: быстрое удаление вредных примесей
Техника речи — искусство говорить красиво. Как научиться технике правильной речи?
Как приятно слушать человека, речь которого грамотная и интересная одновременно. К сожалению, таких людей очень мало. Чаще всего подавляющее большинство косноязычны, не могут построить речь грамотно, как грамматически, так и стилистически, используют бедный словарный запас. А если таким людям приходится еще и выступать перед публикой, то последняя достойна сожаления.
Составляющие красивой речи
Техника речи — это совокупность нескольких составляющих, зная которые можно постепенно научиться этому искусству. Она включает в себя несколько факторов. И основной среди них — дикция. Техника речи была бы невозможна без четкого произнесения звуков — гласных и в особенности согласных. Кажется, что говорить внятно и четко — легко. В действительности же дела обстоят с точностью до наоборот, и обучение дикции может занять немало времени.
Кроме того, очень важно уметь говорить убедительно и эмоционально. Именно таким образом можно управлять аудиторией и влиять на нее. Выразительная, живая речь способна настолько увлечь людей, что они согласятся со всеми доводами оратора, сами того не желая.
И еще. Важно знать, что говорить. Техника речи скрывает в себе множество нюансов, которые просто необходимо учитывать и держать постоянно в голове.
Может, к логопеду?
Очень может быть, что вам придется вспомнить такого специалиста, несмотря на то, что вы уже вышли из того возраста, когда он так необходим. У некоторых людей во рту настоящая каша, и некоторые звуки произносятся абсолютно не так, как надо.
Иногда достаточно одного понимания, что вы делаете неправильно, чтобы начать говорить верно. Но нередко бывает так, что поправить ситуацию очень сложно, поэтому не стоит даже начинать. История знает немало примеров известных ораторов, у которых имелись непоставленные звуки, однако это не помешало им завоевывать аудиторию.
Идем на урок русского языка?
А вот русский язык вспомнить бы не помешало. Отличная техника речи немыслима без мастерски используемого родного языка. Мы очень обедняем и уродуем нашу речь, употребляя слова-паразиты и неправильно расставляя ударения. Что уже говорить о простых обывателях, если с экранов телевизоров или по радио — из уст профессиональных дикторов или журналистов — то и дело сыплются ляпы. Что из этого следует? Что современное телевидение очень вредно, даже с точки зрения одной техники речи. А уж о достоверности информации и говорить не хочется, тем более что это тема совсем иного разговора. А посему вернемся к рассматриваемой нами проблеме. Понятие техники речи очень емкое, но грамотность там занимает первое место. Хотите быть действительно хорошим оратором? Будьте добры, проштудируйте соответствующую литературу, научитесь излагать мысли грамотно, последовательно, четко и ясно. Возможно, потребуется нанять репетитора, но затраченные усилия того стоят.
И еще один нюанс. Почти каждый из нас говорит очень быстро, «съедая» многие слова и окончания. В быту это нормально, ибо здесь царит диалог — что не услышал, можно переспросить. Хотя, конечно, нужно стремиться к тому, чтобы и разговорная речь была чистой и красивой. Ну а уж на трибуне и подавно! Ведь здесь уже одна сторона слушает, а домысливать, что хотел сказать оратор, порой очень тяжело. А что мы наблюдаем в действительности?
Правильное дыхание
Оказывается, техника речи, дыхание, голос, дикция — это все одна связка, которая при исключении какого-либо элемента неминуемо распадется.
Дыхание, как правило, вызывает большое недоумение у людей. Все мы дышим и без этого не можем существовать. Что же тут сложного? Однако трудности есть, и немалые. Оратор подобен певцу или музыканту, играющему на духовых инструментах, которым просто необходимо правильно поставленное дыхание. Именно оно поможет сохранить четкость повествования, правильную интонацию, не даст голосу сорваться в ненужном месте.
Существует несколько видов дыхания. А именно: грудное, при котором плечи поднимаются вверх, брюшное и диафрагментальное. Как правило, женщины дышат грудью, в отличие от мужчин. Возможно, именно поэтому среди прекрасной половины человечества меньшее число хороших ораторов. Ведь в этом искусстве требуется диафрагментальное дыхание, то есть такое, при котором работает диафрагма.
Для его постановки необходимо выполнять нехитрые упражнения, но важно делать это регулярно. После небольшого периода постоянных и упорных занятий, которые по своей нагрузке ничем не отличаются от физических упражнений, вы заметите, что станете дышать совсем по-другому.
Как тренировать дыхание?
Правильная техника речи включает в себя ежедневные упражнения на развитие и оптимизацию дыхательного аппарата. Мы говорим всегда на выдохе, и особенно важно, чтобы он был длинным, но не доводил нас до изнеможения. В отличие от выдоха, вдох должен быть энергичным и коротким. В противном случае между словами возникали бы длинные неловкие паузы. Хотя сами по себе они тоже просто необходимы для красивой речи, тем не менее, эти промежутки не должны быть затянутыми. Вот почему необходимо выполнять упражнения на длительный вдох, при этом нужно следить, чтобы воздух заполнял собой область диафрагмы, а затем медленно, порционно расходовался. При этом не нужно доводить себя до состояния, когда человек уже израсходовал весь воздух, но продолжает говорить. Это выглядит не очень красиво. Лучше остановиться и вновь «взять дыхание».
Дикция тоже требует тренировки
Одновременно с выполнением упражнений на дыхание не стоит забывать и о дикции. Ей следует уделять небольшое количество времени, минут по 10-15 ежедневно. Очень скоро вы заметите, как ваша речь станет внятной и хорошо понятной для окружающих. Существует немало различных упражнений на дикцию. Но для начала нужно трезво оценить свою речь. Для этого достаточно будет просто записать свой голос на диктофон, а потом очень внимательно прослушать запись. Неплохо бы попросить кого-то другого оценить вашу дикцию, возможно, посторонние заметят то, что ускользает от вашего внимания и слуха.
Итак, обращайте внимание на следующие моменты:
- Согласные звуки. Какие они: правильные или нет, не сглатываем ли их?
- Как звучат мягкие согласные.
- Как вы произносите согласные на стыке двух слов.
- Как произносятся безударные гласные.
- Как звучат согласные в разных частях слова.
Как правило, вы заметите какую-то общую тенденцию или ошибку. Возможно, другие, слушая запись, услышат что-то еще. Все это — фронт для предстоящей работы над голосом и речью в целом.
Понятие артикуляции
В общем-то, можно сказать, что дикция и артикуляция — это одно и то же. Существуют артикуляционные мышцы, которые участвуют в процессе становления звуков, и их необходимо тренировать. Эти мышцы формируют правильные звуки, вот почему важно, чтобы они были крепкими и сильными.
Для их укрепления можно и нужно выполнять специальную зарядку, которая включает в себя комплекс упражнений для языка, челюстей, губ и даже щек.
Можно просто покорчить рожицы, а потом слегка помассировать щеки и губы. Кроме этого, существует масса упражнений для детей с логопедическими проблемами. Самые распространенные из них — это «иголка», когда нужно сделать острый язык и тянуться как можно выше в носу, и «лопата», когда язык максимально расслаблен.
Поиски учителя
Если вас сильно заботит техника речи, курсы — это лучшее, что вам нужно. Можно долго учиться говорить красиво и правильно дома и не замечать грубых ошибок, которые сводят на нет все старания. Опытный педагог и наставник вовремя поправит и не даст закрепиться ошибке. Техника речи педагога будет выступать эталоном и путеводной звездой, которая не даст сбиться с пути. Именно специалист подскажет, когда вы уже будете вполне готовы для выступления перед людьми, и остановит, если еще слишком рано, и нужно еще потренироваться.
Что и как говорить?
Итак, даже если вы уже давно занимаетесь дикцией, постановкой дыхательного аппарата, но не знаете, что говорить, то вам ораторствовать еще рано. Нужно, чтобы в голове вовремя созревали красивые обороты и фразы, вовремя вспоминались нужные слова, и речь лилась ручьем. Для этой цели просто необходимо много читать и размышлять на разные темы. Нужно стараться подыскивать синонимы ко многим словам и увеличивать свой лексикон.
Речь многих людей пестрит словами-паразитами. Как правило, таким образом они заполняют неловкие паузы, возникающие время от времени. За этим нужно следить и не бояться тех самых пауз. Остановки в речи возникают тогда, когда мы недостаточно подготовлены, «спотыкаемся» и подбираем нужные слова и выражения. Этого не должно быть. Никаких экспромтов в начале пути! Чтобы достичь легкости и плавности повествования, необходимо много и упорно трудиться. Экспромты придут позже.
Также очень важно следить за темпом речи. Многие люди тараторят, сами того не замечая. Это очень мешает полноценно воспринимать речь. Нужно следить за тем, в каком темпе мы говорим, это не так уж трудно. Поначалу придется обращать на это внимание, а потом это войдет в привычку.
Жестикуляция
Жесты — наш второй язык. Он нам просто необходим, однако и тут есть свои правила. Жестов не должно быть слишком много. Также очень отвлекают размашистые движения. Вот почему нужно научиться управлять своим телом. Существует целая наука, изучающая мимику и жесты. Это кинесика. Даже поверхностное знакомство с ней принесет большую пользу, ибо вы научитесь хоть немного читать язык тела. Следует продумать каждый жест. Для начала изучите и объективно проанализиуйте те движения, которыми вы часто пользуетесь, а потом уже вносить коррективы.
Желательно все жесты продумать заранее, порепетировать перед зеркалом, продемонстрировать лучшим друзьям.
Если вы всем говорите: «Хочу говорить красиво… Техники речи такие сложные!», то вы вряд ли чего-то достигнете. Красивая и правильная речь идет рука об руку с верой в свои силы и успех. Все они необходимы практически каждому из нас, ведь успех и вера в себя — одни из главных составляющих современного мира.
Практикуйтесь — и у вас, несомненно, все получится!
Учимся говорить об искусстве | Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер»
Лиана Хазиахметова
«Да, красиво», — многие из нас примерно так выражают любовь к искусству. Куда исчезает наше красноречие, когда мы хотим поделиться впечатлениями о картине? Почему нам не хватает слов, когда речь заходит об искусстве? Бриджит Пейн в книге «Как искусство может сделать вас счастливее» пишет, что речь помогает формировать вкус и развить чутье, поэтому важно научиться выражать словами то, что мы видим.
Скажем, вы провели субботний вечер в музее или в свой обеденный перерыв просматривали арт-блоги и где-то там увидели что-то, что вам действительно нравится. Что-то, что заставляет ваши глаза и мозг светиться, как новогодняя елка. Используйте слова. Вы можете записать их, сказать другу или просто произнести мысленно.
Фрида Кало, автопортрет, 1932 год. Источник
Как зовут художника?
Фрида Кало.
К какому периоду/эпохе/стилю/движению она принадлежит?
Мексиканский сюрреализм двадцатого века.
Как простыми словами выразить то, что нравится в ее работах?
Цвета. Странность. Чувство, которое они у меня вызывают.
Копнем глубже. Что с цветами?
То, как они резонируют.
Что с субъектом?
Женщина в центре внимания.
Какие чувства вызывают ее работы?
Любопытство. Страх. Счастье.
Пока используйте простой повседневный язык. Со временем, возможно, вы узнаете больше нужных терминов, но на данном этапе это неважно. Благодаря приведенному выше коротенькому интервью у вас уже есть полдюжины зацепок: Кало, сюрреализм, мексиканское искусство, резонанс, феминизм, эмоциональность.
По мере того, как вы будете узнавать об искусстве все больше и больше, вы сможете использовать различные термины, чтобы разобраться со своими предпочтениями более детально. Что из перечисленного выше вызывает у вас неослабевающий интерес? Возможно, вы поймете, что вам нравится мексиканская живопись двадцатого века. Или обнаружите, что вам плевать на время или место, но для вас важен цвет. Может быть, вы выясните, что пять из этих шести зацепок ведут в тупик, а вам просто нравится творчество Кало.
Так или иначе, вы используете слова как кирпичики, из которых выстраиваете дворец своего вкуса.
Да, очень важно использовать слова. Но бывают случаи, когда они нас подводят. И это нормально. У этого может быть две основные причины.
Первая и лучшая: вы настолько поражены чем-то, что не находите слов. Вы просто стоите с открытым ртом. И если бы кто-то подошел к вам и потребовал, чтобы вы объяснили словами, почему вам так сильно понравилось то, на что вы смотрите, вы не смогли бы дать логичный ответ, как бы ни старались. Что ж, поздравляю! Вы обрели трансцендентный опыт, и это намного важнее, чем возможность добавить еще один кирпичик к вашему построенному из слов дворцу знаний.
Потренируйтесь на этой картине, расскажите о своем впечатлении. Питер Брейгель Старший, Вавилонская башня. Источник
Язык также может подвести вас не потому, что вы поражены, а просто потому, что у вас не хватает необходимой информации.
Допустим, вы увидели картину, которая вам понравилась, в лобби общественного здания, заметили классную настенную роспись из окна движущегося поезда или увидели в журнальной рекламе красивый каллиграфический росчерк неизвестного автора. Вы не знаете, кто создал этот объект, и не можете определить, к какому стилю, школе или движению он относится. Или, возможно, вы видели этот объект лишь мельком и не поняли, что именно привлекло ваш взгляд. И это тоже нормально. Просто чем больше вы будете замечать то, что вас привлекает, тем лучше.
Даже если у вас не хватает слов для того, чтобы объяснить, почему вам нравится то, что нравится, вы тренируете свой мозг любить то, что ему нравится, и знать, что ему нравится. И вас можно за это только похвалить!
По материалам книги «Как искусство может сделать вас счастливее»
Обложка поста: pixabay.com
5 секретов овладения искусством публичных выступлений
Хорошим ораторам для достижения успеха нужно нечто большее, чем просто природный талант.
Искусство публичных выступлений — это навык , которому нужно научиться: если вы когда-либо раньше слушали великого оратора, то знаете, что есть что-то действительно вдохновляющее и воодушевляющее в том, чтобы сидеть перед уравновешенным и отполированным оратором. . Публичные выступления — это не просто акт — это искусство. Это искусство, которому вы тоже можете научиться и овладеть, если вы готовы потратить время на работу над ним.
Если вы не стремитесь практиковаться и работать над оттачиванием своего мастерства, вы никогда не сможете овладеть искусством публичных выступлений. Однако, если вы хотите потратить время и усилия, следуя некоторым советам о публичных выступлениях, вы можете развить свои навыки и стать настоящим мастером публичных выступлений — независимо от того, насколько вы застенчивы, нервничаете или опасаются по этому поводу.
Хотите узнать секреты? Вот несколько советов по публичным выступлениям (но мы будем называть их «секретами», потому что они в некотором роде таковы), которые помогут вам окончательно овладеть уникальной формой искусства публичных выступлений.
Секрет № 1
Все боятся публичных выступлений
Один из самых больших секретов овладения искусством публичных выступлений — это осознание того факта, что большинство людей по-своему боятся публичных выступлений, даже если они профессиональные ораторы.
Не бойтесь нервничать, когда говорите. Это совершенно естественно, поэтому знайте, что люди, с которыми вы говорите, вероятно, знают вашу боль и понимают нервы. Фактически, из всех фобий в мире публичные выступления считаются наиболее распространенными — 3 из 4 человек страдают речевым беспокойством, и люди боятся публичных выступлений больше, чем пауков, высоты или даже смерти.
Как только вы сможете перестать выделять себя из-за своего страха публичных выступлений или думать, что вы одиноки в своем страхе, вставание и выступление перед другими не будет таким подавляющим.
Есть определенный уровень комфорта, зная, что все в комнате испытывают такой же страх, что и вы.
Секрет № 2
Станьте на сторону аудитории, и все станет проще
Публичные выступления — это не о вас; все дело в вашей аудитории. Если вы сможете встать на сторону своей аудитории и подключиться к ней, вы почувствуете себя более комфортно, и все в вашей речи станет проще.
Когда вы стоите перед большой группой и видите, как люди кивают, улыбаются и общаются с вами, это признак того, что вы действительно овладели искусством публичных выступлений. Подумайте о том, чтобы передать сообщение, которое ваша аудитория хотела бы услышать, но не пытайтесь слишком обобщать вещи.
Помните, ваша аудитория — это группа людей, и не все в толпе будут думать, чувствовать или действовать одинаково.Вы не хотите отталкивать кого-либо в своей аудитории, потому что если вы это сделаете, то потеряете их.
Если это не абсолютная причина вашего выступления, не касайтесь деликатных тем, таких как религия и политика, и не будьте чрезмерно самоуверенными. Старайтесь оставаться нейтральным в вопросах. Вам также следует убедиться, что вы смотрите на толпу в поисках общих сигналов, чтобы вы могли почувствовать комнату и придерживаться того, что работает (или изменить то, что не работает, пока вы говорите).
Секрет № 3
Расскажите аудитории что-нибудь, но не все
Иногда ораторы (особенно начинающие ораторы) встают перед аудиторией и пытаются доказать, что они знают.
Некоторые ораторы просто рады поделиться своим богатством, некоторые считают, что им есть что доказать, другие могут использовать это как механизм, потому что боятся говорить вообще.
Лучшие ораторы в мире — это те, кто не собирается подходить и рассказывать вам все, что они знают. Люди хотят чему-то научиться, но не хотят учиться всему. Если вы перегружаете их знаниями, они будут подавлены и не запомнят большую часть того, что вы им сказали.
Зрители любят узнавать малоизвестные факты, кусочки информации, которые они могут пересказывать другим, или секреты, а также инсайдерские знания, которые известны только профессионалам. Вы можете много знать о своей области или теме, но главное — это , а не , выкидывающий слишком много информации на вашу аудиторию. Вы должны дать им ровно столько, чтобы они помнили, не причиняя вреда их мозгу.
Вот отличный способ убедиться, что вы доставляете нужное количество знаний:
Расскажите знакомую сказку, будь то об известном человеке или исторически значимом событии в истории.Это просто должно быть то, что знает большинство людей. Рассказывая эту историю, начните добавлять в нее дополнительные факты, о которых большинство людей не знает.
Это отличный способ дать людям немного дополнительных знаний, которые они жаждут от выступления, не заставляя их чувствовать себя так, будто они только что прочитали лекцию.
Секрет № 4
Не перестарайтесь
Когда вы думаете о человеке, который по-настоящему овладел публичными выступлениями, вы, скорее всего, думаете о чем-то, что говорит с энтузиазмом и дает запоминающиеся, цитируемые и вдохновляющие речи для своей аудитории.
Страстная речь — это здорово, но для этого нужны границы.
Страсть важна, но это еще не все. Вам нужно знать, когда использовать эти моменты страсти, чтобы ваше сообщение действительно закрепилось. Если вы хотите произнести речь, которая действительно вызовет отклик у вашей аудитории, вам необходимо создать баланс между моментами страсти и моментами спокойствия.
Это единственный способ получить по-настоящему страстные моменты и моменты страсти, чтобы сильно ударить и произвести впечатление.Если вы все время говорите на 10/10 и пытаетесь сделать каждое предложение как можно более ярким и страстным, это не сработает. В вашей речи должны быть приливы и отливы между спокойствием и страстью, чтобы действительно произвести впечатление. Это один из наиболее важных советов по публичным выступлениям.
Секрет № 5
Щедрость — долгая жизнь
Это не то, о чем большинство людей думает, когда готовится выступить с речью, но щедрость на самом деле может быть большим «секретным оружием», когда дело доходит до овладения искусством публичных выступлений.В общем, быть щедрым — это хорошо, но это также помогает вам общаться со своей аудиторией так, как вы, возможно, никогда не думали, что это возможно.
Это не обязательно должен быть большой грандиозный жест, это может быть небольшой акт великодушия, который поможет вам казаться более представительным и добрым и напомнит вашей аудитории, что вы — реальный человек , разговаривающий с ними, а не просто лицо за трибуной, извергающее информацию.
Эти небольшие акты щедрости включают в себя комплименты вашим конкурентам, предложение бесплатной помощи или консультаций другим, обмен вниманием с кем-то еще или искреннюю благодарность и благодарность тем, кто вам помог.
Вы также можете отдать что-нибудь, будь то приз, книга или даже деньги. Есть один популярный спикер в социальных сетях, который во время своего выступления на самом деле бросает в аудиторию золотые яйца, наполненные купюрами по 100 долларов. Это грандиозный жест, но он оказывает влияние.
Независимо от того, как вы решите продемонстрировать свою щедрость, выделение этой части вашей личности может иметь очень большое значение для установления связи с вашей аудиторией, когда вы начнете учиться овладевать искусством выступления на публике.
Ищете другие советы по публичным выступлениям, которые меняют правила игры?
.
Искусство публичных выступлений
Искусство публичных выступлений состоит из нескольких основных рекомендаций и основных правил. Следующая статья поможет вам понять эти основные правила искусства публичных выступлений.
Пандит Джавахарлал Неру был прекрасным оратором и обладал врожденными способностями к публичным выступлениям. Хотя это утверждение верно, оно, тем не менее, является прекрасным примером преувеличения. Эти брови поднимаются? Опустите их, потому что ни один человек в истории не обладал или не будет иметь «врожденных» навыков публичных выступлений.Это искусство, которому можно научиться, прилагая постоянные усилия и систематический подход. Несомненно, Джавахарлал Неру был одним из величайших ораторов, свидетелем которых был мир, но он тоже развил свои навыки благодаря многолетнему опыту и практике. Его знаменитая речь «На заре независимости» до сих пор остается одной из лучших в мире. Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг-младший и Авраам Линкольн — это несколько других великих имен, известных своими великолепными ораторскими способностями и красноречием, которые восхищали слушателей.Весь народ выбегал на улицы, чтобы послушать их речи. Их слова были настолько сильны, что мотивировали миллионы людей. Публичные выступления — это искусство, и, как и в любом другом искусстве, необходимо соблюдать некоторые основные правила и рекомендации. Любой человек может научиться и освоить этот навык с тяжелой работой и практикой. Вот несколько вещей, которые нужно изучить, прежде чем овладеть искусством публичных выступлений.
Искусство публичных выступлений
Провести исследования
В чем разница между хорошим динамиком и отличным динамиком? В то время как хороший оратор достаточно хорошо разбирается в теме, великий оратор проводит обширное исследование, чтобы хорошо разбираться в тонкостях и мельчайших деталях рассматриваемого предмета.Хорошее знание темы делает говорящего уверенным и готовым к любым неожиданным вопросам.
Подчеркивание и фокусировка
Великие ораторы помогают своей аудитории сосредоточиться на послании речи. У них есть привычка использовать небольшие анекдоты, юмористические рассказы и анекдоты для связи с темой сообщения. Этим они в основном занимаются, чтобы подчеркнуть сообщение, не теряя фокуса.
Ясный и лаконичный
Одна из самых обычных черт великого оратора — его лаконичность и отсутствие каких-либо расплывчатых вводящих в заблуждение фактов.Великие ораторы верят в то, что их сообщение должно быть громким и ясным. Для этого необязательно, чтобы речь была двухстраничной. Короткая и четкая речь, в которой подробно описаны все основные указатели и ясно передает сообщение, — это все, что нужно.
Эффективное использование цитат и метафор
Эффективное использование метафор — обычная черта красноречивых ораторов. Они знают, что то, что прямой язык никогда не может передать, можно легко выразить с помощью метафор.Кроме того, использование цитат, фактов и статистики для дополнения идей в выступлении — отличный способ сделать выступление более эффективным. Это помогает людям понять сообщение.
Динамический язык тела
Вы, должно быть, видели впечатляющий язык тела известных лидеров и политиков. Они используют свой динамизм, чтобы увлечь аудиторию. Они перемещаются по сцене, иногда проходят через аудиторию, максимально используя доступное им пространство.Хороший оратор никогда не застаивается. И даже если это так, он использовал бы свои руки и глаза, чтобы подчеркнуть сообщение.
Измените свой тон
Помните, что концентрация людей очень ограничена, и монотонный голос способствует потере концентрации. Оратор должен использовать высокие и низкие тона в своей речи, чтобы держать аудиторию в потоке. Позвольте вашим слушателям почувствовать сообщение, когда вы измените свой тон.
Связь с аудиторией
Во время разговора лучше всего смотреть в глаза как можно большему количеству людей.Спикер может сделать все общение интерактивным, задав вопросы. Таким образом он не даст им уснуть. Взаимодействие поможет установить дружескую атмосферу между спикером и аудиторией.
Драматизируйте свои идеи
Хороший оратор наверняка умеет драматизировать свои идеи. Он эффективно меняет выражение лица в соответствии с речью. Он улыбнется шутке или юмористическому комментарию, сохранит твердость, говоря что-то важное, и будет серьезным, если будет говорить о чем-то грустном или сентиментальном.Пусть аудитория прочувствует тему вашего сообщения.
Соответствующие паузы
В речи эффективного оратора следует отметить уместное использование пауз и знаков препинания. Пауза между двумя предложениями помогает аудитории подумать, а также дает оратору время для анализа реакции аудитории. Правильное использование знаков препинания в предложениях предотвращает банальность речи.
Говоря убежденно
Великие ораторы обладают силой убеждения, и они заставляют вас верить каждому своему слову.Их слова основаны на убедительных фактах и редко отклоняются от темы их сообщения. Они используют свои убеждения, чтобы убедить аудиторию.
Эффективное использование технологий
Если вы используете слайды или другие наглядные пособия, попробуйте их как средство, а не сообщение. Слайды следует использовать только для отображения графиков или статистики, а не для слов, поскольку люди могут читать быстрее, чем слушать. Чрезмерное использование технологий делает презентацию или выступление неэффективными, и люди часто их забывают.
Правильный вывод
Помните, что начало и завершение речи — самые важные части. Завершите свою речь интересным замечанием или подходящей финальной фразой, которая оставит у вашей аудитории положительное впечатление. Никогда не задавайте аудитории открытый вопрос в качестве заключения, поскольку это сведет на нет всю ценность вашей речи и заставит аудиторию вернуться в исходное положение, в котором они находились до выступления.
Теперь, когда вы узнали основные правила и рекомендации публичных выступлений, используйте их, чтобы овладеть искусством публичных выступлений. Удачи!
.
Искусство говорить
Хью Эштон
Искусство передачи речи в письменной форме, то есть. Есть несколько писателей, которыми я действительно восхищаюсь за их умение вести диалог: Джон ле Карре и Элмор Леонард. Два очень разных писателя, но в их творчестве есть общий элемент; возможность поместить персонажа в социальный контекст всего несколькими словами. Герои Ле Карре почти сразу же после открытия рта точно позиционируют себя в сложной британской классовой системе, и персонажи Леонарда точно так же указывают на свое происхождение в словах.
Во многих отношениях мастерство Элмора Леонарда выше, поскольку одно из его правил написания диалогов — не использовать диалект при сообщении речи персонажей. Другие правила, которые он устанавливает для писателей, заключаются в том, чтобы не использовать наречия при описании диалогов персонажей (в одной из его книг один персонаж сам является писателем и утверждает, что написал романы, «полные изнасилований и наречий»), и не использовать наречия. любое слово, кроме «сказал», для описания речевого акта персонажа.
Возможно, это происходит из его опыта сценариста, когда актеру дают слова и просят их интерпретировать.На начальном этапе сценария предоставляются только слова — затем режиссер и актеры согласовывают интерпретацию. Однако это может быть сделано эффективно только в том случае, если сами слова передают значение, а это означает, что слова, которые вы вкладываете в уста персонажей, должны быть точными; что именно этот персонаж сказал бы в той ситуации.
Возьмите этот обмен у Леонарда:
«Чувак, ты же знал это, не так ли? Вы смотрите на это дерьмо, лежащее на дне, вы знали, что оно не сработает.Ты поднял на меня цену, и тебе не о чем беспокоиться.
Крис сказал: «Вот почему такие люди, как я, любят, когда их нанимают такие, как вы».
(Freaky Deaky, Элмор Леонард)
Видите, нет наречий, нет «жаловался» или «скулил» для первого говорящего. Просто слова, мэм — и они так хорошо работают без каких-либо украшений. Вы знаете тон голоса обоих говорящих — вы можете определить тип говорящего, и вы даже можете представить себе их относительное положение и телесное положение во время разговора.
Иногда я нарушаю правило наречий Элмора, но с тех пор, как я узнал об этом, мой коэффициент наречия радикально уменьшился, как и использование таких слов, как «восклицал», «кричал», «протестовал», поскольку я научился использовать свое внутреннее больше слуха, чтобы слушать разговоры моих персонажей.
Хотите улучшить свой английский за пять минут в день? Получите подписку и начните получать наши ежедневные советы и упражнения по написанию!
Продолжайте учиться! Просмотрите категорию художественной литературы, проверьте наши популярные публикации или выберите связанную публикацию ниже:
Хватит делать эти досадные ошибки! Подпишитесь на Daily Writing Tips сегодня!
- Вы улучшите свой английский всего за 5 минут в день, гарантировано!
- Подписчики получают доступ к нашим архивам с более чем 800 интерактивными упражнениями!
- Вы также получите три бонусные электронные книги совершенно бесплатно!
Попробовать бесплатно
.