Исторические формы мировоззрения в философии: МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЕГО ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ.

Первые исторические формы мировоззрения

Различные эпохи углубляли познание и расширяли кругозор человека, открывая все новые горизонты его видения и мира, и самого себя в нем. Тем самым увеличивалось, прирастало, обогащалось обыденное (эмпирическое) мировоззрение, на основе которого, как бы выкристаллизовываясь из него, постепенно формировались все более сложные структуры, что и привело в конечном счете к выделению в нем отдельных форм, иногда говорят — исторических типов мировоззрения.

Важнейшие из них:

  • — МИФ;
  • — РЕЛИГИЯ;
  • — ФИЛОСОФИЯ;
  • — НАУКА.

Исторически первыми формами мировоззрения были миф и религия, которые предшествовали философии и науке, что вполне согласуется с общей логикой эволюционного развития человечества. Так, по мере накопления навыков, опыта и элементарных знаний не только вставала проблема передачи их из поколения в поколение, но и все больше усложнялось само мировоззрение первобытных людей. На определенном этапе его развития, по достижении «критической массы» накопленных знаний, в нем, как и в любой другой достаточно сложной системе, стало проявляться действие законов самоорганизации.

Суть этого явления можно лучше понять, если обратиться к примеру с накоплением книг в домашней библиотеке. Когда их несколько, не требуется никакой систематизации и не принципиально, где они лежат и в каком отношении друг к другу находятся. Когда счет идет на десятки — их, для более удобного и оперативного использования, нужно хоть как-то расположить, систематизировать. И чем больше становится книг, тем более сложная система классификации, упорядоченности, рубрикации должна быть, чтобы с ними легче и с меньшими издержками можно было работать.

Именно такая упорядоченность по законам самоорганизации и возникла в достаточной степени развившемся мировоззрении первобытных людей вначале в виде мифа и первобытных форм религии.

Мифология

Понятие «миф» произошло от греческого слова, что означает повествование, сказание. Если не вдаваться в особенности современной мифологизации сознания, а ограничиться простым определением, передающим изначальный смысл этого слова, то можно сказать, что МИФ — это упорядочен нов, определенным образом систематизированное мировоззрение, передающее представление разных народов о происхождении мира, о явлениях природы, о фантастических существах, о делах богов и героев.

В мифе изначально объединились зачатки знаний, религиозных верований, различных элементов духовной культуры, искусства, социальной жизни и, таким образом, мировоззрению первобытных людей была задана некоторая упорядоченность, а их взгляды на мир сложились в определенную систему. Важнейшими формами этой систематизации являются: эпос, сказки, легенды, предания, посредством которых, в первую очередь, и передаются мифы. Тем самым обеспечивается также и закрепление в последующих поколениях накопленных знаний и опыта.

Специфика мифологического мышления состоит в том, что это не просто повествование, рассказ какой-то истории, а сопереживание, восприятие архаическим сознанием устного «священного» текста как некой действительности, влияющей на ход событий, на человека и мир, в котором он живет. Миф, в особенности на ранних этапах человеческой истории, выполнил важнейшую функцию регулятора поведения и взаимоотношения людей, так как в нем закреплялись обычаи, находили выражение и нравственные взгляды, и эстетическое отношение человека к действительности. Для мифологии характерно то, что в ней все слитно, едино, неразрывно; предметы и явления природы живут по тем же самым законам, что и человек, имеют те же, что и он, ощущения, желания, страдания и т. п.

Миф — не чья-то выдумка или «пережиток прошлого», а специфический язык, с помощью которого человек с древнейших времен описывал мир, обобщая, интерпретируя, классифицируя и приводя в определенную систему свои разрозненные все нарастающие знания.

В мифе главную роль играет традиция, авторитетное слово, исходящее из уст отца, вождя, старейшины… Отношение же к такому повествованию и его содержанию основано на вере, на непосредственном, эмоциональном восприятии действительности. Мифологическое мировоззрение — целостное миропонимание, в котором нет места сомнению.

Мифология (как совокупность мифов) тесно связана с мировоззрением не только древних людей. И сегодня мифы, живущие в обыденном сознании, зримо или завуалированно присутствующие в религии, философии, политике, искусстве, остаются (для одних — в большей, для других — в меньшей степени) составной частью мировоззрения любого человека, играя активную роль в жизни и творчестве людей. В условиях стремительно растущей информатизации общества миф посредством телевидения, радио, периодической печати, современных избирательных технологий нередко используется как средство манипуляции общественным сознанием, формирования заранее заданного общественного мнения и т. п.

Религия

Другая форма мировоззрения, исторически предшествовавшая философии, — РЕЛИГИЯ. Слово это происходит от латинского religio, что означает благочестие, набожность, святыня. Как и миф, религия в своей основе также имеет веру, чувства, эмоции. И хотя зачатки ее обнаруживаются уже на самых ранних этапах формирования мировоззрения «человека разумного», т. е. около 40-60 тыс. лет тому назад, в целом же она складывается как самостоятельная форма мировоззрения несколько позже, когда, в том числе и благодаря мифу, заметно усиливается способность человека к абстрактному мышлению.

Религию можно определить как мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия людей, которые основываются на вере в сверхесте-ственное (богов, «высшийразум», некий абсолют и т. п.).

Религия — сложное духовное образование и общественно-историческое явление, где вера неизменно ставится на первое место и всегда ценится выше знания.

По сравнению с мифом, религия выполняет уже более сложный комплекс функций, среди которых:

  • мировоззренческая, отвечающая на вопросы: как, когда и почему появилось все сущее, и как в этом проявилась первостепенная роль сверхестественной силы;
  • коммуникативная, обеспечивающая определенный тип общения и межличностных связей, способствующая солидаризации и целостности общества.
  • регулятивная, устанавливающая соответствующие нормы и правила, регулирующие поведение людей.
  • компенсаторная, компенсирующая недостаток информации, внимания, заботы, замещающая отсутствие смысла жизни, перспективы и т. п., т. е. восполняющая неудовлетворенные в обыденной жизни потребности человека.

Религия возникла как закономерное явление и имеет свои глубинные корни, как бы подпитывающие веру человека в сверхестественное. Эти корни кроются прежде всего в человеческой природе, в психологии людей, где независимо от уровня развития интеллекта и способности человека к критическому мышлению, всегда проявляется желание и даже потребность не только понимать, осознавать, но и просто верить.

Существенную подпитку религиозные взгляды получают в области познания. Здесь кроются так называемые гносеологические корни религии. С точки зрения рационального знания мир в своем многообразии представляется человеку бесконечно сложным и открывается его познанию лишь фрагментарно. По этой причине он для него полон загадок и чудес, разгадать которые (быть может, пока?) человек не в состоянии, как не удается ему, опираясь только на разум, ни доказать, ни опровергнуть и многое из того, что признается на веру. Как отмечают психологи, «сверхтрудная задача оглупляет», человек чувствует себя слабым, беспомощным перед лицом неразрешимых проблем и легко дополняет, а то и замещает доводы разума вымыслом, обращением к сверхестественному.

Причины религиозности обнаруживаются и в социальной сфере, ибо в обществе всегда существовали неравенство, нищета и бесправие, изменить или преодолеть которые люди при всем своем желании и многочисленных попытках никогда не могли. Ощущение несправедливости и несовершенства земного мира порождает чувство безысходности и отчаяния, легко перерастающее в веру в загробную жизнь, где, как учит любая религия, все устроено наилучшим образом и каждому воздается по его деяниям. Сталкиваясь с проблемами, трудностями и не находя опоры в реальной жизни, человек обращается к миру потустороннему, возлагая надежды на сверхъестественные силы. Уверовав в них, он обретает утешение и в конечном счете приходит к смирению и покорности судьбе.

Наконец, существенная и неизменная связь обнаруживается между религией и политикой. Различные политические силы, как правило, не упускают случая использовать религию в своих меркантильных целях и, таким образом, прямо или косвенно поддерживают ее, укрепляют ее роль и влияние в обществе.

Указанные причины живучести религии столь основательны, что даже впечатляющие достижения современной науки не поколебали основ религии, а развитие научного знания практически не меняет процентного соотношения числа верующих и неверующих даже среди ученых. Так, в 1916 г., когда бурно развивавшееся естествознание, казалось, сулило человеку безграничные возможности в познании мира, американский исследователь Джеймс Льюба опубликовал весьма любопытные результаты своих исследований, в соответствии с которыми 40% ученых США верили в Бога.

Еще большей сенсацией стали результаты нового исследования, проведенного в конце 90-х гг. американскими историками Э. Ларсоном и Л. Уитхемом, которые решили выяснить — насколько изменилось мировоззрение ученых под влиянием величайших открытий и научных достижений, совершенных в XX столетии. Опрос, который они провели среди тысячи случайно выбранных гуманитариев и представителей естествознания в США, показал, что все те же 40% ученых по-прежнему верят в Бога и загробную жизнь. При этом число неверующих и агностиков (отрицающих существование Бога) с тех пор также мало изменилось и составляет сегодня, как и прежде, примерно 45% и 15% соответственно.

Общий вывод о живучести религиозного мировоззрения независимо от времени, стран и континентов подтверждают и результаты опроса, проведенного фондом «Общественное мнение» в мае 2000 г. в России. Среди россиян, которые в XX столетии почти 80 лет жили в условиях воинствующего атеизма, использовавшего все возможные аргументы для «развенчания» религии, 2/3 населения страны считают себя верующими. 59 % опрошенных безразлично относятся к тому, верит ли президент России в Бога, 31 % считают, что президентом должен быть человек верующий, и лишь незначительная доля россиян (6 %) считает, что главой российского государства должен быть атеист.

История человечества знает множество разнообразных религий. Так, в первобытном обществе, где был крайне низкий уровень культуры и знаний, а человек не мог противостоять стихийным силам природы, которые были для него грозной, чуждой и таинственной силой, возникают ранние, еще весьма примитивные формы религии: фетишизм, анимизм, тотемизм, магия и др.

Исторические формы религиозных верований

Фетишизм, например, наделяет тот или иной предмет чудесными свойствами, способностями влиять на жизнь людей. Такой предмет обожествляется и становится объектом почитания и поклонения.

Анимизм (от лат. anima — душа) культивирует веру в существование душ и духов, а также в их способность влиять не только на жизнь людей, но и животных, на предметы и явления окружающего мира, так как с точки зрения анимизма весь мир одушевлен.

В тотемизме основой является вера в общее происхождение какой-либо группы людей с тем или иным животным, растением, предметом, объявляемым тотемом, т. е. предком, которому следует поклоняться, ибо он выступает могучим защитником, покровителем данного рода, обеспечивает пищей и т. п.

Магия (от греч. mageia — волшебство) — также одна из форм первобытной религии, в основе которой лежит вера в то, что без помощи естественных сил можно неким таинственным образом, например, совокупностью обрядов, специфических действий, воздействовать на вещи, людей, животных и даже на потусторонние силы — «духов», «демонов» и т. п.

Отмеченные древнейшие формы религии составили основу позднейших религиозных верований и в той или иной степени нашли отражение как в политеизме (поклонение многим богам), так и в монотеизме (поклонение одному богу). Частично они сохраняют самостоятельное существование и в настоящее время.

Около 10 тыс. лет тому назад, когда человек перешел к оседлому образу жизни, занявшись скотоводством и земледелием, свершилась так называемая неолетическая революция. На этой, более поздней ступени развития общества и возникает политеизм, так как общественное разделение труда, земные отношения господства и подчинения начинают больше соответствовать верованиям не в духов и фетиши, а в богов, которых люди наделили конкретными именами и обликами.

Дальнейшее становление и развитие государственности, появление великих культур древности, формирование рабовладельческих отношений, возникновение монархий и вытекающего отсюда единоначалия, способствовало тому, что и в религиозном мировоззрении наметились тенденции к единопочитанию, созданию культа одного бога. Выделяя из множества богов единого всемогущего бога, люди тем самым как бы приводили в некое соответствие свои представления о жизни реальной, где правит царь земной, с потусторонним миром, где обитает единый и всемогущий бог. Так зарождались монотеистические религии (от греч. mono — один и theos — бог): иудаизм (VII в. до н. э.), буддизм (VI-V вв. до н. э.), христианство (I в.), ислам (VII в.).

Исторические формы мировоззрения

В
зависимости от того, как решается вопрос
о соотношении духа и материи, мировоззрение
может быть идеалистическим или
мате­риалистическим, религиозным или
атеистическим.

Идеалистическое
и мате­риалистическое
мировоззрение.  Материализм есть
философское воззрение, признающее
субстанцией, сущност­ной основой
бытия материю. Согласно материализму,
мир есть движущаяся материя. Духовное
же начало, сознание есть свойство
высокоорганизованной материи — мозга.

Идеализм
есть философское мировоззрение, согласно
которо­му истинное бытие принадлежит
не материи, а духовному на­чалу —
разуму, воле. Но  мате­риальное и
духовное — это единое сущее. Вне этого
прин­ципа мы не можем понять смысл
сущего, его регулятивные принципы,
объективную целесообразность и гармонию в
мирозда­нии. В рамках только материализма
мы в принципе не в состоянии ответить
на вопрос: кто в универсуме так
мудро формообразует все и вся
и осуществляет регулятивную
функцию. Материализм несовместим с
признанием объективной целесообразности
в мире, а это неоспоримый факт в бытии
сущего.

С
нравственно-психоло­гической точки
зрения мировоззрение может характеризоваться
как оптимистическое или пессимистическое.
В практике обще­ния, в литературе
понятие мировоззрения употребляется
и в более узком смысле, например, говорят:
«философское мировоззрение», «политическое
мировоззрение» или «художественное
мировоззрение» и т.п.

По
критерию всеобщности можно выделить
такие типы мировоззрения, как
индивидуальное, групповое (профес­сиональное,
национальное, классовое), общечеловеческое
и др. Однако вне личности и без личности
не может существовать ни одна
мировоззренческая система. По степени
исторического раз­вития выделяют
такие типы мировоззрения, как античное,
сред­невековое, современное и др. По
степени теоретической «зрело­сти» —
жизненно-практическое и теоретическое.

Жизненно-практическое
мировоззрение представляет собой
совокупность разнообразных, иногда
взаимоисключающих ми­ровоззренческих
понятий, идей, взглядов, целей социального
субъекта. Такое мировоззрение порождается
непосредственными условиями жизни и
опытом людей, передающимся из поколения
в поколение. Оно носит стихийный,
несистематизированный ха­рактер,
составляя набор сентенций житейской
мудрости, выра­женных в пословицах,
поговорках, притчах и других фольклор­ных
формах. Этот уровень мировоззрения
существует в форме здравого смысла.

На
протяжении истории человеческой
цивилизации сформи­ровались такие
типы мировоззрения: мифологический,
религиоз­ный и философский.

 Мифологическое
мировоззрение. Мифология (от
греч. mifos — сказание и loqos —
слово,) является универсаль­ным типом
мировоззрения первобытных обществ; у
всех этносов первоначальным мировоззрением
была мифология, содержащая в своей
основе миф — выдуманный рассказ, плод
народной фан­тазии, в котором явления
природы или культуры представлены в
наивно-антропоморфной форме. Миф был
единой универсальной формой сознания.
Он отображал мироощущение, мировосприятие
и миропонимание той эпохи, в которую
создавался. В мифологическом сознании
закреплены поэтическое богатство и
мудрость разных народов.               

В
мифе невозможно отделить реальное от
фанта­стического, существующее от
желаемого, духовное от материаль­ного,
зло от добра и т. д. Поэтому миф приобрел
такую форму целостности, которая для
других форм сознания является невоз­можной.
Кроме того, миф для носителей мифологического
соз­нания был не вымышленным рассказом,
а самой реальностью. С развитием и
усложнением форм жизни мифологиче­ская
мудрость перестает удовлетворять
человека. Миф как специ­фическая
степень общественного сознания постепенно
изживает себя, разлагается, и из него
выделяется целый ряд направлений
духовной деятельности, которые характерны
уже для цивилизационно развитых обществ.

Религиозное
мировоззрение. Это второй исторический
тип ми­ровоззрения. Условиями для его
формирования стали: переход от первобытного
строя к рабовладельческому обществу и
определенные достижения в организации
общественного производства, в первую
очередь в разделении труда, в частности
выделении ум­ственного труда. Как
социально-историческое явление религия
изменялась вместе с изменением форм
общественной жизни, ко­торые она
отображала. Этапами ее эволюции были
первобытные верования (тотемизм, магия,
фетишизм, анимизм), националь­ные
(иудаизм, индуизм, синтоизм, даосизм,
конфуцианство) и мировые религии
(буддизм, христианство, ислам).

Религия
— явление многоплановое и многозначное.
Сегодня, несмотря на научные достижения,
которые, казалось бы, отрица­ют ее
мировоззренческие положения, религия
продолжает быть большой социально
организованной и организующей силой в
мире. С помощью обрядности религия
культивирует человеческие чувства
любви, добра, терпимости, сочувствия,
милосердия, долга, справедливости. Но
в религиоз­ном мировоззрении могут
отражаться и противоположные на­строения,
идеи: фанатизм, враждебное отношение к
людям дру­гой веры и т. п.

Философское
мировоззрение. Этот тип мировоззрения
в совре­менных условиях рассматривается
как один из влиятельных и действенных
типов. Он, как и религия, развился из
первичной мифологии, унаследовав ее
мировоззренческие функции. Но что же
роднит философию с рассмотренными
типами мировоззрения и что от них
отличает?

Объединяет
их общая направленность — дать картину
мира, включая человека с его отношением
к окружающей реальности, и выяснить
смысл человеческого бытия.

3. Исторические типы мировоззрения

47

ЛЕКЦИЯ 1 ТЕМА
№ 1: ФИЛОСОФИЯ
КАК
СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ
ФЕНОМЕН.

ПЛАН:

  1. Статус и роль
    философии в современной культуре.

  2. Понятие мировоззрения,
    его структура.

  3. Исторические типы
    мировоззрения.

  4. Предмет, методы
    и функции философии.

  1. Статус и роль
    философии в современной культуре.

Первым,
кто назвал себя философом, был Пифагор.
Он не считал себя «софистом» (мудрецом),
а лишь человеком, любящим мудрость и
испытывающим влечение к ней. Поскольку
мудростью могли обладать лишь боги, то
уделом философа провозглашалась любовь
к мудрости.

Сам
термин «философия» в переводе с
древнегреческого означает «любовь к
мудрости (Phileo
– люблю и Sophia
– мудрость).

Объяснение
и закреплние в европейской культуре
слова «философия» связано с именем
Платона (427 – 347 гг. до н. э.) Философы –
это, по его мнению, люди которые открывают
тайны природы и человеческой жизни,
учат действовать и жить в согласии с
природой и требованиями самой жизни.
Итак, философия является особым видом
знания – это «софийное», мудрое знание
и поучения на его основе. Это не просто
абстрактная теория, но и практическая
мораль.

Основой философии
является мировоззрение.

В
мировоззрении выделяют
два уровня
:
рационально-теоретический
и жизненно-практический.
Философия
представляет собой рационально-теоретическую
форму мировоззрения
,
которую следует отличать от, так
называемой, жизненной
философии, здравого смысла
,
соотносимого с жизненно практическим
уровнем.

Философия
– та форма духовной культуры, в которой
взгляды человека на мир и место нем
представлены в виде теорий, понятий
умозаключений.

  1. Понятие
    мировоззрения, его структура и функции

В
систему человеческих знаний термин
«мировззрение» был введен немецким
философом И. Кантом. В наипростейшем
понимании
Мировоззрение

– совокупность взглядов человека на
мир и смысл жизни. Это система взглядов,
идей и убеждений человека о мире и своем
месте в нем. Мировоззрение – способ
духовно-практического освоения мира
человеком в его теоретическом и
практическом отношении к действительности.

В
структуре
мировоззрения

можно выделить следующие основные
компоненты: знания;
ценности; убеждения, идеалы, верования,
чувства, эмоции, жизненные нормы.

Знания
как основной компонент в структуре
мировоззрения задают обобщенную модель
мира и место в нем человека.

Ценности
– Это
положительное или отрицательное
отношение к явлениям окружающего мира,
которое основывается на потребностях
и интересах людей, культуре определенного
социума.

Идеалы
– Это мировоззренческая форма
целенаправленного отображения
действительности, мысленный образец
совершенства, норма к которой следует
стремиться как к конечной цели

Эмоционально-чувственные
компоненты определяют личностно-субъективный
фон восприятия человеком окружающей
мира и своего места в нем.

Основные
функции мировоззрения
:


миропонимания, – мировосприятия, –
мироотношения.

Миропонимание
– картина мира. Оно может строится на
уровне обыденного сознания или на
теоретическом уровне.

Мировосприятие
– это эмоциональные предпочтения,
верования, специфические психологические
представления человека о мире и своем
месте в нем.

Мироотношение
– Это совокупность ценностных установок
человека, его убеждений, определяющих
позицию жизненным важным вопросам, его
готовность к определенному типу действий
и способам достижения целей.

Есть
три типа
мировоззрения
:
обыденное,
– религиозное, – и философское
.

Обыденное
мировоззрение –

порождается непосредственно условиями
жизни и передающимися из поколения в
поколение опытом людей.

Религиозное
мировоззрение

– дает неадекватную картину мира,
связано с признанием сверхъестественного
мирового начала и выражается преимущественно
в эмоционально-образной форме.

В
философском
мировоззрении

– теоретически обобщаются опыт духовного
и практического освоения мира.

В
исторической типологии мировоззрений
выделяют следующие типы мировоззрений:
мифологическое, религиозное, философское.

Мифологическое
мировоззрение – исторически первый
тип мировоззрения. В основе мифологии
лежит миф – выдуманный рассказ, плод
народной фантазии. Миф обычно совмещает
в себе рассказ о прошлом и объяснение
настоящего или будущего. Человек перенес
на объекты природы свои личные свойства,
приписывая им жизнь, человеческие
чувства. Мифы утверждали принятую в
данном обществе систему ценностей,
поддерживали определенные нормы
поведения.

Религиозное
мировоззрение
.
Религия –
мировоззрение и мироощущение, а также
соответствующее поведение и специфические
действия (культ), которые основываются
на вере в существование богов, «священного»,
т.е. такого начала которое находится за
чертой «естественного», недоступно
пониманию человека. Главный признак
религии – вера в сверхъестественное.
Если в мифологические персонажи живут
в реальном мире (на горе Олимп) , то в
религии сверхестественный мир недоступен
органам чувств, а поэтому в объекты
этого мира следует верить.

Философское
мировоззрение
.
Философское мировоззрение отличается
от религиозного тем, что оно основано
на знании, а не на вере; логично, опирается
на четкие понятия и категории. В нем
представления о мире и человеке
обосновываются рациональными средствами
с использованием теоретических понятий,
логических и гносеологических критериев.
В отличие от искусства и мифологии,
философия стремится прежде всего не к
чувствам, а к разуму; в отличие от религии
– опирается не на догматы и веру, а
системно и доказательно обосновывает
свои положения с использованием
рациональных аргументов и логических
доказательств.

Все исторические
типы мировоззрения объединяет общая
направленость – дать картину мира,
включая человека с его отношением к
окружающей реальности, и выяснить смысл
человеческого бытия.

Философия
как мировоззрение прошла три этапа
развития :

космоцентризм –
когда весь мир объяснялся через влияние
и могущество внешних сил – космоса;

теоцентризм –
объяснение всего сущего через господство
сверхъестественной силы – Бога;

антропоцентризм
– философское мировоззрение, основной
проблемой которого была судьба человека.

  1. Предмет, методы
    и функции философии.

Философия
это
тип рационального и критического
мировоззрения, в котором изучаются,
оцениваются и обосновываются наиболее
общие взаимоотношения человека с миром
и с самим собой.
.

Объектом
изучения философии является бытие в
целом. Предмет
философии

составляют наиболее общие законы,
принципы, способы и формы бытия, отношение
человека к окружающему миру и самому
себе. Философия – это тип научного
мышления о мироздании, материальном и
духовном и других проявления бытия.

Философия
– это наука о наиболее общих закономерностях
развитиях природы, общества и мышления
.
Эти
закономерности и являются предметом
философии. Предметом философии
являются
всеобщие связи в системе «человек –
мир». Философия – это рационально-теоретическое
осмысление этих связей.

Философия
исследует : 1) природу и сущность мира;
2) природу, сущность и назначение
человека; систему «Человек – мир» в
целом и состояние в котором она находится.
Если научное знание является точным.
однозначным, и поэтому общепринятым
для всех людей, то философское знание
является полифоничным, плюралистичным.
Это означает, что на одни и те же вопросы
в различных философских школах даются
разные неодинаковые ответы, которые
имеют равнозначное значение. Иначе
говоря в философии не существует
однозначных и общепринятых положений.
Именно поэтому философия является
особым видом знания – это «софийное»,
знание, понимаемое как мудрость. Наука
отвечает на вопрос «почему», а философия
– на вопрос6 «для чего, с какой целью»

В
ходе развития философии представления
о предмете менялись. Каждая эпоха давала
ответ на этот вопрос. Для греческого
мыслителя Сократа философия была
искусством самопознания.
Ученик Сократа Платон считал философию
познанием
истинно существующего бытия
,
т.е. мир идей, который он противопоставлял
миру материи. Философия по мысли Платона,
является размышлением, готовящим
человека к смерти. Аристотель считал
философию наукой,
изучающей первопричины вещей, и называл
ее госпожой наук
.
В средние века философия выступала
служанкой богословия и выполняла функцию
дополнительного инструмента в богословских
спорах. С точки зрения немецкого философа
И. Канта философия должна стать учением
о последних целях человеческого разума
.
Марксизм определяет философию, как
науку о
всеобщих законах природы, общества и
мышления
.
Экзистенциализм понимает философию
как размышление
о человеческом существовании
.
Философские системы всегда несут
отпечаток времени.

Философские
проблемы сфокусированы на человеке.
Философию не интересует мир сам по себе,
а только мир в контексте человеческой
жизнедеятельности. Наиболее точно и
кратко круг философских проблем очертил
И. Кант, сведя их к четырем вопросам:

Что я могу знать?
Что я должен делать? На что я смею
надеяться?

Эти три вопроса
объединяются в четвертом: Что такое
человек?

В
процессе развития философии сформировались
такие философские дисциплины как:
онтология – учение о бытии; гносеология
– теория познания; логика – наука о
формах правильного (т.е. доказательного)
мышления; философия истории – раздел
связанный с интерпретацией исторического
процесса; этика – учение о морали,
нравственности; эстетика – наука о
прекрасном, философия искусства.

Методы
философии.
В
общем смысле метод
определяется как система практических
или мыслительных приемов и правил,
следование которым ведет к достижению
желаемого результата.

Основным
методом философского познания является
теоретическое мышление, опирающееся
на совокупный опыт человека, на достижение
всех наук и культуры в целом.
Основными
методами с помощью которых осуществляется
философское знание, являются:

Диалектика
– метод философского исследования,
согласно которому мир находится в
процессе изменения и развития. Вещи
рассматриваются критически. последовательно
с учетом их внутренних противоречий,
изменений, развития.

Метафизика
– метод противоположный диалектике –
объекты рассматриваются обособленно,
статично, однозначно. В этом методе
абсолютизируется постоянство мира,
остаются в тени источники его развития.

Функции
философии
.
Основными функциями философии являются:

Мировозренческая
функция

способствует формированию целостности
картины мира, представлений об его
устройстве, месте человека в нем.

Методологическая
функция

абстрактно- теоретическое объяснение
мира, общие методы познания и освоения
действительности человеком.

Гносеологическая
функция

регламентирует механизм познания –
правильное и достовернон познание
окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая
функция

учит мыслить и теоретизировать, создавать
логические схемы, обобщать действительность.

Критическая
функция

проповедуемый всеми философами со
времен античной философии принцип –
подвергать все сомнению.

Аксиологическая
функция

оценка исследуемого объекта с точки
зрения различных ценностей (социальных
нравственных, и т.п.)

Социальная
функция

объясняет социальное бытие и способствует
его материальному и духовному изменению.

Воспитательно-гуманитарная
функция

прививает человеку и обществу
гуманистические цели и идеалы, укрепляет
мораль, помогает найти смысл жизни.

Прогностическая
функция

основана на способности философских
знаний прогнозировать развития, материи,
сознания, человека, природы и общества.

Список рекомендуемой
литературы

  1. Философия под.ред.
    Я. С. Яскевич – Мн., 2006.

  2. История философии
    под ред. С. П. Кулика. – Мн., 2007.

  3. Философия под
    ред. Ю.А. Харина – Мн., 2006.

  4. Берков В. Ф.
    Философия и методология науки – Мн.,
    2004.

  5. Мартынов М.Г.,
    Кравченко Л. Г. Философия. – Мн., 2007.

  6. Яскевич Я. С.
    Философия в вопросах и ответах. – Мн.,
    2003.

  7. Философский
    энциклопедический словарь. –
    М.,1989

  8. Чуешов
    В. И. Введение в современную философию
    – Мн., 1997.

. ТЕМА № 2:
Эволюция
философской мысли в истории культуры.

ПЛАН:

  1. Философия
    Древней Индии и Древнего Китая.

  2. Античная философия.

  3. Философия
    средневековья и эпохи Возрождения.

  4. Европейская
    философия Нового времени.

  5. Неклассическая
    философия в контексте европейской
    культуры ХХ века.

  6. Русская философия.

  7. Белорусская
    философская и общественно-политическая
    мысль 1Х-ХХв.

Исторические типы мировоззрения

Историческими типами мировоззрения являются:

1) мифология;

2) религия;

3) философия.

Мифология (от греч. mifos – предание, сказание и logos – слово, учение) – совокупность мифов, преданий о божествах и героях, о происхождении какого-либо народа и т. д., то есть своеобразное понимание мира, характерное для ранних стадий общественного развития, которое характеризуется целостным представлением о явлениях природы и общественной жизни, основы которых возводятся к сверхъестественному началу.

Таким образом, миф,

во-первых, объединил в себе зачатки знаний, религиозных верований, политических взглядов и т. д.,

во-вторых, миф выступал как единая, нерасчлененная универсальная форма сознания. Он выражал мироощущение, мировосприятие, миропонимание людей той эпохи, в которую создавался.

В мифологическом сознании человек, общество и природа представляют собой единое и неразрывное целое (синкретизм), связанное тысячью невидимых нитей взаимодействия и взаимопонимания.

Миф выполнял многообразные функции. С его помощью:

а) прошлое связывалось с настоящим и будущим;

б) обеспечивалась духовная связь поколений;

в) закреплялась принятая в данном обществе система ценностей;

г) поддерживались и поощрялись определённые формы поведения;

д) оформились коллективные представления того или иного народа об окружающем мире и месте в нём человека.

В процессе развития первобытных форм общественной жизни миф, как основа миропонимания, себя изжил и сошел с исторической сцены.

Однако, не прекратился начатый мифологией поиск ответов на особого рода вопросы — о происхождении мира, человека, культурных навыков, тайны рождения и смерти и многое другое т. е., которые составляют основу всякого мировоззрения. Их унаследовали от мифа две важнейшие исторические формы мировоззрения — религия и философия.

В поисках ответов на мировоззренческие вопросы религия и философия избрали разные пути.

Религия (от лат. religio — благочестие, набожность, святыня) — специфическая форма мировоззрения, в которой:

во-первых, понимание мира происходит через его удвоение на посюсторонний, т. е. земной, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний — «небесный»

во-вторых, в основе миропонимания, мироощущения и поведения людей – вера в существование Бога или богов, других сверхъестественных сил, которые господствуют над силами природы, людьми и оказывают на них определяющее воздействие.

Являясь своеобразным, фантастическим отражением действительности, религиозное мировоззрение, помимо представлений о «небесных» силах, обобщая многовековой опыт человечества, включает общечеловеческие нормы общежития и нравственные принципы, идеи добра и справедливости, сохранившие свое влияние на мораль современного общества.

Таким образом, религиозное мировоззрение:

во-первых, развилось из недр мифологии;

во-вторых, как и мифология, в первую очередь, апеллирует к чувствам и эмоциям человека, к глубинным структурам человеческого сознания;

в-третьих, в отличии от мифа, религия не смешивает земное и потустороннее, а глубочайшим образом разводит их на два противоположных полюса;

в-четвертых, в центр ставит поиск высших ценностей, истинного пути жизни и утверждает «вечную» жизнь после жизни.

Основные функции религии.

1. Мировоззренческая.

2. Воспитательная.

3. Интеграционная.

4. Нравственная.

5. Эстетическая.

Религия – сложное духовное образование и общественно-историческое явление. В рамках различных религиозных вероучений складывались единые каноны, формирующие нравственно-этические принципы. Благодаря этому религия выступает как мощное средство социальной регламентации и регуляции, упорядочения и сохранения духовной культуры народов. В этом проявляется культурно-историческая миссия религии.

Качественно новым типом является философское мировоззрение. От мифологии и религии оно отличается ориентацией на рациональное объяснение мира. Наиболее общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом теоретического рассмотрения и логического анализа. Философское мировоззрение унаследовало от мифологии и религии их мировоззренческий характер, всю совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека в мире и т. д., но в отличие от мифологии и религии, которые характеризуются чувственно-образным отношением к действительности и содержат художественные и культовые элементы, этот тип мировоззрения (философия) , представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновать свои положения и принципы.

мифологическое, религиозное, философское. — Студопедия

Тема 1. Предмет философии и его значение в жизни человека и общества.

Понятие мировоззрения. Основные исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.

В течение своей жизни каждому человеку приходится себе задавать и решать не только повседневные, насущные вопросы, но и вопросы более глубокого содержания. Отвечая на эти вопросы, индивид формирует систему взглядов на мир, т.е. мировоззрение. Мировоззрение – это система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также вытекающие из этих взглядов жизненные позиции людей, их убеждения и идеалы, принципы познания и практической деятельности, ценностные ориентации и устремления.

Мировоззрение есть невероятно сложный пласт духовного мира человека, который включает в себя разные элементы: знания, убеждения, верования, ценностные ориентации, идеалы, социокультурные установки и т.д. Мировоззрение не может сформироваться само по себе, вне духовно-практической деятельности человека, развития науки и техники, культуры общества. Без мировоззрения человек еще не есть человек и действовать он будет методом «проб и ошибок», т.е. неосознанно, вслепую. Следовательно, мировоззрение — это не только совокупный результат,итог, но и условиедля практической деятельности человека, изменения им внешнего мира и самого себя.

Что касается субъекта(носителя) мировоззрения, то им может выступать не только всякий мыслящийотдельный человек, у которого оно всегда индивидуально, неповторимо. Мировоззрением обладают и большие социальные группы людей (классы, слои и др.). В таком случае оно включает в себя типичные для этих групп взгляды, оценки и идеалы. Можно говорить, например, о мировоззрении русской интеллигенции XIX столетия. Социологи интересуются мировоззрением современной молодежи. Имеет место и мировоззрение исторически конкретного общества, например, мировоззрение античного общества, мировоззрение эпохи Возрождения и т.д.



Мировоззрение представляет собой сложное взаимодействие эмоциональных и интеллектуальных компонентов. Поэтому в его структуре принято выделять два следующих компонента: мироощущение и миропонимание.

Мироощущение (эмоционально-психологическая сторона мировоззрения) – это отношение человека к окружающей действительности, которое обнаруживается в его настроениях, чувствах и действиях. В качестве примера мироощущения могут выступить оптимистический и пессимистический взгляды на мир. Достаточно представить себе двух людей, в одинаковом социальном статусе и т.д., один из которых ведёт гармоничное осмысленное существование, другой всегда недоволен жизнью. Одна из наиболее широко распространённых в философии разных времён и народов установка на умение довольствоваться немногим, быть благодарным за всё, что имеешь и ценить это говорит прежде всего о духовной природе человека. Но социальный успех, слава, богатство обретаются теми, кто не будет довольствоваться малым. Человеку часто приходится выбирать между карьерой и семьёй и т.д. И здесь мироощущение играет важнейшую роль.


Миропонимание (познавательно-интеллектуальная сторона мировоззрения) включает в себя рационально обоснованные знания и представления человека об окружающем мире и о самом себе. Это хладнокровная работа ума, система нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. Например, убеждение человека о том, что он живет на планете Земля, одной из 9 планет Солнечной системы и т.д.

Кратко говоря, сказанное можно записать формулой: Мировоззрение = мироощущение(эмоционально-психологическая сторона М.) + миропонимание(рациональная сторона М.). Оба эти «полюса» в ткани мировоззрения органически взаимосвязаны, взаимообусловлены. Эмоции присутствуют даже в самых зрелых по мысли формах мировоззрения.

Следует отметить, что мировоззрение носит исторический характер, т.е. оно со временем претерпевает изменения. Выделяют три исторических типа мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское.

Самым ранним в истории человечества является мифологическое мировоззрение. В основе мифологического мировоззрениялежит фантазия, вымысел, передающий представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о Богах и героях. Первые мифы человечества возникли в глубокой древности и были повествованием о происхождении и судьбах мира. Например, в древнегреческой мифологии утверждалось, что мир возник из Хаоса. Затем появились Земля, День и Ночь, боги (всемогущие существа) – Зевс, Посейдон, Аид и другие, а сам этот мир стал ареной их деятельности и соперниче­ства. Мифология выразила сознание эпохи «детства» че­ловечества и по сути своей была эмоционально-образныммировоззрением людей того времени.

Одной из существенных черт мифологии является антропоморфизм, т.е. наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, фантастических созданий. Другой существенной чертой мифологического мировоззрения является синкретизм, т.е. нерасчленённость различных видов чего-либо, первоначальная слитность в каком-нибудь явлении, свойственная ранним стадиям развития. Синкретизм мифологического мировоззрения означает слитность, неразделимость всех форм духовной жизни (религии, морали, искусства, философии и т.д.), которые позднее разовьются в самостоятельные феномены культуры. Для носителей мифологического мировоззрения нет границ между реальным (естественным) и сверхъестественным (сакральным). Вообще можно сказать, что для носителя мифологического мировоззрения всё было священным, особенно жизнь.

Вторым историческим типом является религиозное мировоззрение. Религиозное мировоззрение опирается, в первую очередь, на такую духовную способность человека, как вера. Вера в сверхъестественное – главный признак религии. Поэтому религиючасто определяют как систему отношений, связывающих человека с Богом (или богами, духами). Таким образом, понятие религии непосредственно связано с понятиями «Бог», «сверхъестественное». «Бог» — верховная сверхъестественная сущность, которая, согласно различным религиозным учениям, наделена высшим разумом, абсолютным совершенством и всемогуществом, является творцом мира, обусловливает все, что в этом мире происходит. «Сверхъестественное» — под этим понятием понимается все, что выходит за рамки естественных законов природы, чувственного опыта людей, не подчиняется законам материальной природы и не имеет естественных причин.

В качестве третьего исторического типа мировоззрения выступает философия. Философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразила нараставшую в обществе жажду рационального знания мира и человека. Именно поэтому философию нередко называют систематизированным, максимально рационализированным мировоззрением своей эпохи[1]. Философия зародилась около 2,5 тысяч лет назад в странах Древнего Востока (Китай, Индия) и Греции. Наиболее развитые по тем временам формы она обрела в Древней Греции. Сам термин «философия» в переводе с греческого языка означает «любовь к мудрости» (от греч. phileo — люблю и sophia — мудрость), возникает в VI веке до н.э. Философия по самой своей сути призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека. Поэтому она во все времена ассоциировалась со стремлением отвозить на самые сложные вопросы, касающиеся сущности и природы мира, существования в нем человека. Специфика философии обусловливается следующими ее чертами:

1) Философское мировоззрение это теоретический взгляд на мир с позиций активного существа, осознающего как самого себя, так и то с чем ему приходится взаимодействовать с позиций разума. Всякая философия (иррационалистическая в том числе) есть рациональное построение человеческого духа;

2) Философия логична и доказательна, ее положения не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в соответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме;

3) Философское знание критично и антидогматично. По самой своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в догматы и постулаты;

4) Для философских утверждений характеры диалогичность и диалектичность, они являются результатом свободного размышления, постоянного обмена мнений;

5) Любые философские размышления индивидуальны, несут на себе печать личностимыслителя. В этом смысле, например, философия Аристотеля, конечно же, отличается от философии Вольтера, а творчество Платона совсем непохоже на творчество Маркса. Являя собой «дело свободною мышления», как ее характеризовал В. С Соловьев, она несет в себе личностное отношениемыслителя к рассматриваемым проблемам. Эта особенность философского знания является одной из причин огромного разнообразия в философии направлений и течений, школ и конкретных идей.

Таким образом, философия – это весьма древнее и многомерное явление духовной культуры человечества. Ее специфичность и особая роль в жизни общества и индивида (развитие способности к теоретическому мышлению и формирование мировоззрения) требует серьезного и вдумчивого отношения к ней.

миф, религия, философия — Студопедия

По мере становления и развития человека и общества росла потребность разобраться в окружающем мире, раскрыть его «тайны». Индивида всегда интересовали вопросы о том, как устроен мир, каково место в нем человека, является ли человек творцом своей судьбы, можно ли достичь счастья, в чем смысл человеческого существования. Ответы на эти и другие вопросы дает мировоззрение, формирующееся в культуре. Мировоззрение – способ духовной ориентации человека в окружающей действительности, определенный взгляд на мир; система общих представлений и знаний о мире и месте человека в нем, ценностях и убеждениях личности. Комплекс таких представлений необходим индивиду для организации его деятельности, поведения, общения, для самоутверждения, определения линии жизни и стратегии поведения. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

Ступени мировоззренческого освоения мира: «мироощущение», «мировосприятие», «миропонимание». Мироощущениепервая ступень мировоззренческого становления человека, представляющая собой чувственное осознание мира, когда мир дается человеку в форме образов, организующих индивидуальный опыт. Мировосприятие вторая ступень, позволяющая видеть мир в единстве сторон, давать ему определенную интерпретацию. Мировосприятие может базироваться на различных основаниях, не обязательно теоретически обоснованных. Мировосприятие может быть как положительно, так и негативно окрашенным (например, мировосприятие абсурдности, трагичности, потрясенности существования). Миропонимание высшая ступень мировоззренческого освоения мира; развитое мировоззрение со сложными переплетениями многогранных отношений к действительности, с наиболее обобщенными синтезированными взглядами и представлениями о мире и человеке. Эти ступени неразрывно связаны друг с другом, взаимно дополняют друг друга, образуя целостный образ мира и своего места в нем.



Стороны мировоззрения—Эмоционально-психологическая (сторона состоит из чувств, настроений, переживаний и оказывает существенное влияние на жизненную позицию человека, определяя её как пессимистическую или оптимистическую) и Интеллектуально-рациональная (состоит из взглядов, убеждений, оценок и идеалов).

Стороны мировоззрения: познавательная, аксиологическая, праксеологическая.


Познавательная сторона мировоззрения обязательно включает в себя так называемые натуралистический и гуманитарный аспекты.Натуралистический аспект познавательной стороны мировоззрения – это знания и представления о природе, космосе, универсуме, природной сущности человека. Здесь рассматриваются вопросы о том, как возник мир, что такое жизнь, и в каком отношении она относится к неживому, в каких формах жизнь существует во Вселенной. Гуманитарный аспект познавательной стороны мировоззрения — это осознание своей социальной природы, своего места в «мире людей». Он объединяет социологические, общественно-политические, этические и эстетические взгляды и представления индивида. Как устроено и функционирует общество, какова направленность исторического процесса, в чем смысл истории, предсказуемо ли социальное развитие – такого рода вопросы и ответы на них составляют суть гуманитарной проблематики.

Аксиологическая (ценностная) сторона. Понятие «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение явлений действительности; наиболее актуальное значение ценностная сторона мировоззрения всегда приобретала в эпохи крушения культурной традиции и дискредитации мировоззренческих устоев общества. Двумя типами ценностного отношения человека к миру являются так называемые предметные и субъектные ценности. Предметные ценности включают многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включённых в их круг природных явлений, которые рассматриваются с точки зрения этической проблематики. Субъектные ценности – это способы и критерии, на основании которых производятся процедуры оценивания соответствующих явлений. Это установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, которые закрепляются в общественном сознании в форме нормативных представлений и выступают ориентирами деятельности человека. Они формируются в процессе социализации личности.

Праксеологическая сторона — обеспечивает тесную связь познавательного и ценностного компонентов мировоззрения с деятельностью человека. Это духовно-практическая сторона мировоззрения, поскольку здесь мировоззрение осуществляет своеобразное «вписывание» различных программ деятельности, поведения и общения в практическую ситуацию. Таким образом, мировоззрение включает в себя определённые регулятивы духовной и практической деятельности индивида. Такие регулятивы могут задаваться через мифологические, религиозные, научные, философские и пр. воззрения. Кроме регулятивов и принципов, праксеологическая сторона мировоззрения включает и такой компонент как убеждение. Убеждение — это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера в правоту усвоенных идей. Знания могут и не переходить в убеждения, но убеждения основываются на рациональных знаниях. Убеждения — это звено перехода от знания к практике. Лишь тогда, когда знания становятся убеждениями, они становятся элементом мировоззрения (поэтому зачастую мировоззрение определяют как совокупность убеждений личности). Убежденность помогает человеку в жизни, дает возможность осуществлять выбор и разрешать сложные ситуации, которые порой кажутся не разрешимыми.

Итак, праксеологическая сторона мировоззрения включает в себя регулятивные принципы деятельности, поведения, общения и убеждения. В убеждениях синтезируются знания и взгляды мировоззренческого характера, вера в их истинность, социальные ценности и идеалы, готовность человека к действию. Таким образом, цепочка мировоззренческого становления человека включает: знания, ценности, убеждения и волю к действию.

Мифологическое мировоззрение. Ощущение человеком бытия, эмоциональное восприятие и доступное ему понимание природы выражались в древних сказаниях о всесилии богов, подвигах героев, осуществляемое в метафорической, художественно-образной форме. При всем многообразии древних мифов в них проявились сходные представления человека о мире, его устройстве и человеке. Мир здесь, как правило, представлялся в виде хаоса, столкновения случайностей и действий демонических сил. Мифологическое сознание не фиксировало различий между естественным и сверхъестественным, между реальностью и воображением. Существенным является и то, что сознание людей первобытного общества было полностью равнодушно к обнаруживающимся в сказаниях противоречиям. В мифе слиты воедино мышление и действие, нравы и поэзия, знания и верования. Подобная целостность, синкретичность (нерасчлененность) мифологического сознания была исторически необходимым способом духовного освоения реальности. Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что мифологическое мировоззрение есть совокупность представлений о мире, основанных на фантазии и вере в сверхъестественные силы, их сходстве с проявлениями человеческой активности и человеческими отношениями. Такое уподобление природного мира миру человеческому получило название «антропоморфизма».

Религиозное мировоззрение.Цивилизация вызвала к жизни новые типы мировоззрения — религию и философию. Главные признаки религиозного мировоззрения – вера в сверхъестественные силы и существование двух миров (высшего — совершенного, горнего и низшего — несовершенного, земного). В отличие от мифологического, религиозное мировоззрение только частично опирается на антропоморфные представления, ориентируя человека на осмысление своих отличий от природного мира и осознание своего единства с человеческим родом.

На всех вышеназванных уровнях в различной степени присутствует обыденное (житейское) мировоззрение, которое представляет собой совокупность воззрений на природную и социальную реальность, нормы и эталоны поведения человека, основанные на здравом смысле и повседневном опыте многих поколений в различных сферах своей жизнедеятельности. Оно ограниченно, несистемно и неоднородно. Содержание обыденного мировоззрения варьируется в довольно широком диапазоне, отражая специфику образа жизни, опыта и интересов определенных социальных групп. Параллельно с обыденным формируется и научное мировоззрение, которое представляет собой систему представлений о мире, его структурной организации, месте и роли в нем человека; эта система строится на основе научных данных и развивается вместе с развитием науки. Научное мировоззрение создает наиболее надежную общую основу для правильной ориентации человека в мире, в выборе направлений и средств его познания и преобразования.

Все типы мировоззрений имеют свои плюсы и минусы. Научное мировоззрение опирается на рациональное осмысление мира, не допуская интуитвного, иррационального понимания мира, и оно также не в полной мере может отразить и описать существующую реальность и рассмотреть все проблемы, связанные с пониманием человеком мира.

Философское мировоззрение возникло из потребности рационального и иррационального объяснения мира. Оно является исторически первой формой теоретического мышления. Объединяет и дополняет все недостающие моменты предшествующих типов мировоззрений. Философское мировоззрение является наиболее общим: оно касается отношения человека к миру, а все явления рассматривает с точки зрения не столько содержательных характеристик, сколько с позиции ценности их непосредственно для человека. Для данного типа мировоззрения характерно стремление выработать универсальные теоретические понятия (категории) и принципы и на их основе дать сущностный анализ действительности, выявить предельные, всеобщие основания, закономерности существования и развития человеческой культуры.

Философия появилась 2,5 тыс. лет назад в Индии, Китае, Греции.

2. Исторические формы мировоззрения. Миф, религия и философия. Их особенности, сходства и различия.

  1. Мифология

Исторически
первым был мифологический взгляд на
мир (миф — предание, сказание; логос —
слово, учение, понятие, закон) Миф — это
общественное сознание древнего
общества, наиболее ранняя форма
духовной культуры человечества, в
которой соединены зачатки знаний,
элементы верований, политических
взглядов, различных видов искусства,
собственно философии, выражающих
миропонимание и мировосприятие
того времени.

Темы
мифов:

1.
Космическая тема:

-происхождение
и строение Вселенной


важнейших явлениях природы (затмения,
наводнения, падения метеоритов)

о
мировой гармонии

2.
Тема человека:

-происхождение
человека

-стадии
его жизни

-проблема
жизни и смерти

3.
Тема культуры:

-проблема
достижений культуры (добывание огня,
изобретение ремёсел, обряды и т.д.)

Черты
мифологического мировоззрения:

-Эмоционально-образная
форма — проявляется при передаче
образов героев, богов, духов.

-Очеловечивание
природы — перенос человеческих черт
на окружающий мир, олицетворение и
одушевление космоса, природных сил.
Мифологии свойственны нежёсткие
разграничения:

-мира
природы и человека;

-мысли
и эмоции;

-художественных
образов и научного знания.

-Отсутствие
рефлекции. Рефлекция — это работа
сознания, мысли человека над собственным
сознанием.

Утилитарная
направленность мифологии проявляется
в том, что его мировоззренческие
проблемы тесно связаны с практическими
задачами: на удачу, счастливую жизнь,
защиту от голода, болезней.

Миф
умер как базовая форма мировоззрения
на этапе более высокого развития
человека, общества, знаний и культуры
в целом. На смену мифу пришли иные формы
мировоззрения.

2.
Религия (от лат. religio — благочестие,
святость) есть форма мировоззрения,
фундаментом которого служит вера в
наличие тех или иных сверхъестественных
сил, которые играют ведущую роль в
окружающем человека мире и конкретно
в судьбе каждого из нас. Мир и
религия взаимосвязаны.

Черты
религиозного мировоззрения.

а)
Религия опирается на образно-эмоциональную,
чувственно-наглядную форму восприятия.

б)
Религия не рефлексивный тип мировоззрения.

в)
Важнейшими атрибутами религии является
вера и культ. Вера – это способ осознания
мира религиозным сознанием, особые
состояния религиозного сознания
субъекта. В культе, системе ритуалов
и догматов является внешняя форма
проявления веры.

г)
Этическая направленность. В рамках
религиозных систем,религиозного
сознания большое значение приобретают
этические представления, нормы, идеалы,
ценности, культивируются чувства любви
человека к человеку, терпимости,
сострадания, совести, милосердия.
Религия формирует духовный мир человека.

В
дальнейшем, с развитием цивилизации,
люди стали подниматься к теоретическому
осмыслению мировоззренческих проблем.
Результатом этого явилось создание
философских систем.

3.
Философия — это предельно обобщённое,
теоретическое видение мира.

Термин
«философия» происходит от греческого
«филео» (любовь) и «софиа» –
(мудрость) и означает любовь к
мудрости, к теоретическим рассуждениям.
Впервые термин «философ» употребил
древнегреческий учёный и философ
Пифагор (580-500 г.г. до нашей эры) по
отношению к людям, стремящимся к
высокой мудрости и правильному образу
жизни.

Само
понятие мудрости несло в себе
возвышенный смысл, мудрость понималась
как научное постижение мира, основанное
на бескорыстном служении истине.

Мудрость
— это не что-то готовое, что можно
выучить затвердить и использовать.
Мудрость — это поиск, требующий
напряжения ума и всех духовных сил
человека.

В
следствии этого возникновения
развитие философии означало отмежевание
от мифологии и религии, а также выход
за рамки обыденного сознания.

Философия
и религия как мировоззрение часто
решают сходные задачи по объяснению
мира, а также воздействия на сознание
и поведение человека.

Их
коренное отличие состоит в том,
что религия в решении мировоззренческих
задач опирается на веру, а философия
есть отражение мира в теоретической,
рационально понятной форме.

Черты
философского мировоззрения:

1.
Философское мировоззрение это
теоретический взгляд на мир с позиций
активного существа, осознающего как
самого себя, так и то с чем ему приходится
взаимодействовать. Это совокупность
фундаментальных идей

о
человеке, о мире и об отношении человека
к миру. Эти идеипозволяют людям
сознательно ориентироваться в мире и
обществе, а также мотивировать свои
поступки.

2.
В философии сформировался жёсткий
категориальный аппарат: логос,причинность,
закон, идея, необходимость и т.д. Язык
философии — не образы, не картинки, а
категории.

3.
Философия логична и доказательна.Положения
философии не просто утверждаются, а
выводятся, доказываются всоответствующей
систематизированной, логически
упорядоченной форме.

4.
Философия — рефлективный тип
мировоззрения. В нём содержатся
размышления над собственными
представлениями о мире и месте человека
в этом мире т.е. размышления над
собственными размышлениями.

5.
Свободомыслие — объективный принцип
философии. По самой своей природе
философия требует размышления,
сомнения, допускает критику идей,
отказ от веры в догматы и постулаты.

Марксистское мировоззрение

Марксистское мировоззрение — интегрированная концепция
Марксистское мировоззрение основано на Карле Марксе и «Манифест Коммунистической партии», 1 Das Kapital, 2 и О религии (с Фридрихом Энгельсом). 3 Наши друзья из Summit Ministries помогли нам объяснить основы марксистского мировоззрения по десяти основным категориям. Чтобы получить полное представление о каждой концепции, нажмите ПОДРОБНЕЕ в конце каждого абзаца.

Марксистское мировоззрение — отдельные элементы
Для целей этой статьи (и других упомянутых) марксистское мировоззрение представлено как всеобъемлющая идеология философской линии Карла Маркса, Фридриха Энгельса и Владимира Ленина:

    Марксистское богословие — атеизм
    Маркс был атеистом до того, как стал социалистом. Энгельс и Ленин соглашались, что религия — это наркотик или «духовная выпивка», и с ней нужно бороться. Для них атеизм на практике означал «насильственное свержение всех существующих социальных условий», включая экономику, правительство, закон и т. Д.Коммунистическая партия не отступила от отношения своих отцов-основателей к Богу или религии. Этим объясняются преследования церкви в странах с коммунистическим правительством. ПОДРОБНЕЕ

    Марксистская философия — диалектический материализм
    В марксистском мировоззрении материализм — это еще одно название натурализма. Диалектика говорит, что во всем есть тезис (то, как есть вещи) и антитезис (противоположность тому, как есть вещи), которые неизбежно должны противоречить друг другу. Результатом борьбы и слияния, возникающего в результате столкновения, является синтез, который становится новым тезисом.Этот новый тезис в конечном итоге привлечет еще один антитезис и приведет к новому синтезу. Для марксистов диалектический материализм — это движущий процесс, который переместил материю из неорганического состояния в жизнь, затем к животным, затем к людям и, наконец, к организованным социальным институтам, таким как правительства и нации. ПОДРОБНЕЕ

    Марксистская этика — мораль пролетариата
    Марксистская этика исходит не из чувства абсолютных правил, а из дела коммунизма. Все, что продвигает пролетариат (рабочий класс), морально хорошо.Все, что продвигает дело коммунизма, морально хорошо, все, что препятствует его продвижению, является социальным, а человеческая эволюция — моральным злом. Поля смерти в Камбодже, Советском Союзе и на Украине, а также массовые убийства в Китае были практическим результатом пролетариата или классовой морали. ПОДРОБНЕЕ

    Марксизм и наука — прерывистая эволюция
    Марксистское мировоззрение также зависит от теорий эволюции и спонтанного зарождения. Карл Маркс очень ясно дал понять, что происхождение вида содержит научную основу его взглядов на классовую борьбу.Однако марксистский диалектический материализм призывал к чему-то большему, чем просто постепенный прогресс естественного отбора. Диалектике нужна теория со столкновениями и скачками. Это удовлетворяется прерывистым равновесием, которое гласит, что каждый вид оставался одним и тем же в течение длительных периодов времени (равновесие), а эволюция происходила через случайные разрывы или скачки (пунктуации) от одного вида к другому. ПРОЧИТАЙТЕ БОЛЬШЕ

    Марксистская психология — монизм (бихевиоризм)
    Бихевиоризм утверждает, что все, что человек делает, является результатом двух чисто материальных причин: физического состояния человека и влияния окружающей среды на нервную систему человека.Мозг — это просто совокупность нервов, кровеносных сосудов и тканей, которые запрограммированы на определенную реакцию. Программирование осуществляется окружением человека: его образованием, окружением, семьей, происхождением и т. Д. Точно так же, как Павлов заставлял своих собак выделять слюну, когда они слышали звонок, люди приучены чувствовать патриотизм, когда они видят флаг, или спасать детей. от утопления. Этот вывод логически следует из их материалистической философии (существует только материя). УЗНАТЬ БОЛЬШЕ

.

Светское мировоззрение

Светское мировоззрение — Человечество в центре
Светское мировоззрение — это религиозное мировоззрение, в котором «человек — мера» — человечество — высшая норма, по которой должны определяться истина и ценности. Согласно секулярному гуманизму, вся реальность и жизнь сосредоточены на людях. Фактически, мы действуем как Бог. Наши друзья из Summit Ministries помогли нам объяснить основы светского мировоззрения по десяти основным категориям. Чтобы получить полное представление о каждой концепции, нажмите ПОДРОБНЕЕ в конце каждого абзаца.

Светское мировоззрение — отдельные элементы
Светское мировоззрение — это всеобъемлющий взгляд на мир с материалистической, натуралистической точки зрения. Следовательно, секулярный гуманист не видит места сверхъестественному или нематериальному. «В гуманистическом мировоззрении нет места ни бессмертию, ни Богу в действительных значениях этих терминов. Гуманизм утверждает, что вместо богов, создающих космос, космос в индивидуализированной форме людей, дающих волю своему воображению, создал боги. 1 Следующие элементы светского мировоззрения естественным образом вытекают из этого основного основания:

    Светское богословие — атеизм
    Светские гуманисты верят, что Бога нет, что наука и научный процесс сделали Бога устаревшим. Гуманисты считают, что только материя — вещи, которые мы можем потрогать, почувствовать, доказать или изучить — существует и всегда существовала. Человек — это только материя (не душа или дух). Для существования этой материи не требуется никаких сверхъестественных объяснений.ПОДРОБНЕЕ

    Светская философия — Натурализм
    Натурализм утверждает, что существует только материя — вещи, которые вы можете потрогать, почувствовать и изучить. Гуманист доверяет научному методу как единственному надежному способу познания чего-либо, поэтому, если что-то нельзя наблюдать, проверять и экспериментировать, этого не существует. Поскольку вы не можете наблюдать за Богом, адом, человеческим разумом или духом или проводить над ними эксперименты, они не могут существовать и не существуют. ПОДРОБНЕЕ

    Светская этика — моральный релятивизм
    Поскольку светское мировоззрение отвергает существование Бога, люди сами выбирают стандарты и ценности.Гуманисты считают, что наука, разум и исторический опыт являются достаточными руководителями для определения того, что правильно или неправильно в любой ситуации. Эти стандарты не всегда будут одинаковыми, поскольку у каждого человека разный опыт и рассуждения. Следовательно, стандарты и ценности — этика — относительны. В «Гуманистическом манифесте II» говорится: «Мы подтверждаем, что моральные ценности берут начало в человеческом опыте. Этика автономна и ситуативна, не требует теологических или идеологических санкций.Этика проистекает из человеческих потребностей и интересов ». ПОДРОБНЕЕ

    Светская наука — неодарвинистская эволюция
    Теория неодарвинизма подразумевает, что естественный отбор воздействует на генетические вариации внутри людей в популяциях и что мутации (особенно случайные ошибки копирования в ДНК) являются основным источником этих вариаций. , Поскольку положительные мутации кажутся редкими, неодарвинизм утверждает, что эволюция будет медленным, постепенным процессом. Без натуралистической эволюции нет секулярного мировоззрения.Все остальное потребует Создателя, а это означало бы, что человек не является источником всего сущего. Светские гуманисты считают, что наука доказала теорию эволюции в той степени, в которой это уже не теория, а научный факт. Согласно этому «факту» человек является наиболее высокоразвитым из всех существ и теперь отвечает за управление эволюционным процессом и содействие ему. ПРОЧИТАЙТЕ БОЛЬШЕ

    Гуманистическая психология — монизм (самоактуализация)
    Светское мировоззрение фокусируется на присущей человеку добродетели и предсказывает, что каждый человек может достичь психического здоровья, удовлетворяя физические или материальные потребности.Это психология самоактуализации. Монизм означает, что человек — это только тело — души, разума или совести не существует. Если человек — всего лишь материя, то его действия — просто результат механических импульсов. Это понятие, называемое бихевиоризмом, противоречиво b

.

Философских основ христианского мировоззрения Дж. П. Морленда

Время и второе чтение, наряду с различными сдвигами в мировоззрении, могут в корне изменить восприятие автора. Моим первым опытом общения с Морлендом и Крейгом, в частности с Морлендом, было «Любите своего Бога всем своим разумом». Несмотря на пушистый, евангельский призыв к благочестию, LYGWALM на самом деле был очень строгим и, вероятно, сделал для моей интеллектуальной жизни больше, чем что-либо другое. ,

Я решил прочитать все Морленда (и Крейга).Поскольку * Философские основы

Время и второе чтение, наряду с различными изменениями в мировоззрении, могут коренным образом изменить восприятие автора. Моим первым опытом общения с Морлендом и Крейгом, в частности с Морлендом, было «Любите своего Бога всем своим разумом». Несмотря на пушистый, евангельский призыв к благочестию, LYGWALM на самом деле был очень строгим и, вероятно, сделал для моей интеллектуальной жизни больше, чем что-либо другое. ,

Я решил прочитать все Морленда (и Крейга).Поскольку «Философские основы христианского мировоззрения» вышли только в 2003 году, я подумал, что это будет хороший текст для чтения.

Когда я получил его, я испытал несколько разочарований. Это было просто над моей головой. А то, что я действительно понял, мне пришлось отвергнуть: молинизм и классические аргументы в пользу существования Бога. Я начал изучать этику, и раздел Морленда / Крейга по этике, в котором подчеркивалась роль нормативной, ситуативной и личной этики, был выдающимся.
Ценность книги:
Они показывают философские трудности со всей западной философией (и теологией).

The Book’s Highpoints:
1. Отличная, хотя и несколько интеллектуально болезненная, глава о том, как выполнять логику. Будьте осторожны, это очень и очень трудно читать.

2. Дает хорошее обсуждение того, действительно ли знание является «обоснованной, истинной верой».

3. Знакомит читателя с категориями времени, субстанции и пространства.

4. Очень хорошая внутренняя критика предпосылок Scient (ISM). Полностью опровергает современную науку.

5. Отличное обсуждение природы этического мышления.

6. Хорошая критика западной доктрины Абсолютной Божественной Простоты.

Минусы книги:
1. Эта книга слишком сложна и недоступна для большинства людей.

2. Я признаю — теперь я вижу, что их доказательства существования Бога логически совместимы. Я отвергаю предвзятую критику пяти путей. Однако кого на самом деле убедили эти рассуждения?

3. Глава, посвященная молинизму, очень интересна. Однако я не уверен, что молинизм сам по себе не является еще одним вариантом августинианского детерминизма.

Заключение:
Эта книга является выдающимся справочным ресурсом. Однако, чтобы полностью понять, что они говорят, нужно около года читать философию и богословие высшего уровня (мне пришлось учиться три или четыре года), чтобы действительно понять, что они говорят.

.

Индийская философия | Britannica

Общие проблемы

Различные индийские философии содержат такое разнообразие взглядов, теорий и систем, что практически невозможно выделить общие для них характеристики. Признание авторитета Вед характеризует все ортодоксальные ( астика, ) системы, но не неортодоксальные ( настика ) системы, такие как чарвака (радикальный материализм), буддизм и джайнизм. Более того, даже когда философы заявляли о своей верности Ведам, их верность мало что ограничивала свободу их спекулятивных предприятий.Напротив, признание авторитета Вед было удобным способом сделать взгляды философа приемлемыми для ортодоксов, даже если мыслитель выдвинул совершенно новую идею. Таким образом, можно цитировать Веды, чтобы подтвердить широкий спектр взглядов; они использовались мыслителями вайшешики (то есть теми, кто верит в высшие детали, как индивидуальные души, так и атомы), так же как и философы адвайта (монисты) веданты.

Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской.Подпишитесь сегодня

В большинстве индийских философских систем принятие идеала мокша , как и верность авторитету священных писаний, было лишь отдаленно связано с систематическими доктринами, которые предлагались. Многие эпистемологические, логические и даже метафизические доктрины обсуждались и принимались решения на чисто рациональных основаниях, которые не имели прямого отношения к идеалу мокши . Можно сказать, что только философия Веданты («конец Вед») и философия санкхьи (система, которая принимает реальный вопрос и множественность индивидуальных душ) имеют тесную связь с идеалом мокша .Логические системы — Ньяя, Вайшешика и Пурва-Мимамса — связаны между собой очень отдаленно. Кроме того, как философия, так и другие научные трактаты, включая даже Камасутру («Афоризмы о любви») и Артха-шастру («Наука о материальном обретении»), признали один и тот же идеал и заявили о своей эффективности. для его достижения.

Когда индийские философы говорят об интуитивном знании, они озабочены тем, чтобы освободить для него место и продемонстрировать его возможность с помощью логики — и на этом, в их отношении, задача философии заканчивается.Индийские философы не пытаются оправдать религиозную веру; самой философской мудрости придается достоинство религиозной истины. Теория не подчинена практике, но сама теория, как теория, считается в высшей степени достойной и действенной.

Три основных понятия составляют краеугольный камень индийской философской мысли: «я» или душа ( атман, ), дела (карма) и освобождение ( мокша, ). Если оставить в стороне чарваков, все индийские философии занимаются этими тремя концепциями и их взаимосвязями, хотя это не означает, что они принимают объективную значимость этих концепций совершенно одинаково.Из них концепция кармы, обозначающая моральную эффективность человеческих действий, кажется наиболее типичной для Индии. Концепция атмана , которая не полностью отсутствует в западной мысли, в определенном смысле соответствует западной концепции трансцендентного или абсолютного духовного «я», несмотря на важные различия. Представление о мокше как о наивысшем идеале также было одной из проблем западной мысли, особенно в христианскую эпоху, хотя, вероятно, никогда не было так важно, как для индуистского ума.Большинство индийских философий предполагают, что мокша возможно, а «невозможность мокши » ( анирмокша ) рассматривается как материальная ошибка, которая может опровергнуть философскую теорию.

Помимо кармы, отсутствие двух других проблем еще больше отличает индийскую философскую мысль от западной мысли в целом. Со времен греков западная мысль занималась математикой, а в христианскую эпоху — историей. Ни математика, ни история никогда не ставили перед индийцем философских проблем.В списках праман s, или способов познания, принятых в различных школах, нет ни одного, которое бы включало математическое или историческое знание. Возможно, с их безразличием к математике связан тот важный факт, что индийские философы не разработали формальную логику. Однако теория силлогизма (действительный дедуктивный аргумент, имеющий две предпосылки и вывод) развивается, и в логической теории было достигнуто много изощренного развития. Индийская логика предлагает поучительный пример логики познания ( джнанани ), а не абстрактных суждений — логики, не отделенной и не изолированной от психологии и эпистемологии, потому что она предназначена быть логикой реального человеческого стремления узнать, что есть правда мира.

Формы аргументации и представления

По отношению к западной мысли существует поразительное различие в способе представления индийского философского мышления, а также в способе его исторического развития. Из пресистемной эпохи ведических гимнов и Упанишад и множества различных философских идей, распространенных в добуддийскую эпоху, с наступлением эпохи сутр (афористических резюме основных положений системы) возникла аккуратная классификация. систем ( даршана с), классификация, которой никогда нельзя было противоречить, и к которой не добавляются никакие другие системы.Не было основано ни одной новой школы, не возникло нового даршана . Но этот конформизм, как и конформизм Вед, не остановил рост независимого мышления, новых инноваций или оригинальных идей. В индийской традиции, по-видимому, лежит основополагающее предположение о том, что ни один человек не может утверждать, что видел истину впервые, и, следовательно, что человек может только объяснять, утверждать и защищать в новой форме истину, которая была видел, заявлял и защищал бесчисленное количество других до него — отсюда традиция излагать свои мысли, присоединяясь к одному из даршанов .

Если кто-то должен считаться великим мастером ( ачарья ), он должен написать комментарий ( бхашья ) к сутрам даршаны , или он должен прокомментировать одну из бхашья . и напишите tika (подкомментарий). Обычный порядок сутры — бхашья варттика (сборник критических заметок) — тика . На любом этапе человек может представить новую и оригинальную точку зрения, но ни на каком этапе нельзя претендовать на оригинальность для себя.Даже авторы сутр не могли этого сделать, поскольку они всего лишь систематизировали мысли и прозрения бесчисленных предшественников. Таким образом, развитие индийской философской мысли смогло объединить почти уникальным образом соответствие традициям и приключения в мышлении.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *