К чему может привести утрата норм морали в обществе: Уничтожение морали и нравственности в России. (Републикация) » Москва

Содержание

Моральные нормы и принципы — Студопедия

Мораль (от латинского moralis — нравственный; mores — нравы) является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.

Мораль — это один из способов регулирования поведения людей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение требований морали обеспечивается силой духовного воздействия, общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведение и сознание людей во всех сферах жизни (производственная деятельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мораль распространяется также на межгрупповые и межгосударственные отношения.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, создаваемые в длительном процессе исторического развития общества.

Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообразное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.



Мораль рассматривают и как особую форму общественного сознания, и как вид общественных отношений, и как действующие в обществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека — нравственную деятельность.

Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности — поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка — это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.


Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека — единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.

Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д.

В структуре морали принято различать образующиеееэлементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

Моральные нормы — это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при определенных условиях.

В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в обществе.

Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций – санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании воинских уставов последует соответствующая реакция.

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запрещающей форме (например, Моисеевы законы — Десять заповедей, сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

Моральные принципы — одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выражают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущности человека, характера взаимоотношений между людьми, определяют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.

Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.

К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как гуманизм — признание человека высшей ценностью; альтруизм — бескорыстное служение ближнему; милосердие — сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллективизм — сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма — противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма — предпочтения собственных интересов интересам всех других.

Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

Нравственные идеалы — понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности созерцание истины, то Иммануил Кант (1724—1804) характеризовал нравственный идеал как руководство для наших поступков, «божественного человека внутри нас», с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различные религиозные учения, политические течения, философы.

Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм.

Можно говорить и об. общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях высшей справедливости, гуманизма.

Моральные нормы, принципы, санкции

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Моральные нормы, принципы и санкции» из раздела кодификатора (1.15 Мораль)

Мораль — это не только особая сфера общественной жизни, основанная на оценке любых поступков и действий с точки зрения добра (блага) и зла, справедливости и несправедливости. Мораль — это особая форма общественного сознания, определяющая, буквально, всю жизнь человеческого общества. Именно от моральных установок и норм зависит формирование и развитие экономических, политических, социальных и иных общественных отношений.

Человек, как биосоциальное существо, формируется, развивается и живет в обществе, подчиняясь правилам, которые сложились в нем. Однако это не означает, что моральные нормы — это раз и навсегда определенные конструкции. Моральные нормы меняются, развиваются вместе с человеком. Выделяют различные морально-нравственные установки в разных обществах и в разные исторические периоды.

Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам по ведения.

В отдельно взятом случае практический результат действия может быть различным, зависящим и от случайных обстоятельств. В общесоциальном же масштабе в суммарном итоге выполнение моральной нормы отвечает той или иной общественной потребности, отображенной в обобщенном виде данной нормой. Поэтому форма выражения моральной нормы — это не правило внешней целесообразности (чтобы достичь такого-то результата, нужно поступать так-то), а требование, долженствование, которому человек должен следовать при осуществлении самых разных своих целей.

Например, во время Великой Отечественной войны многие подвиги и невероятное мужество защитников нашей Родины были проявлены именно потому, что в обществе было очень высоко значение моральных норм. Для рационально мыслящего, индивидуализированного человека, очевидно, что высшую ценность имеет только его жизнь, поэтому спасать ее следует любыми способами. Однако моральные нормы, будучи важнейшим императивом для наших соотечественников, требовали постоянного жертвования собой ради спасения своих раненых товарищей, попавших в окружение солдат, и наконец, миллионов сограждан, независимости своей страны. В моральных нормах отражаются потребности человека и общества не в границах определенных частных обстоятельств и ситуаций, а на основе громадного исторического опыта многих поколений. Именно поэтому они оцениваются как особенные цели, преследуемые людьми, так и средства их достижения.

Моральные нормы — это общественные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, которые обеспечиваются силой общественного мнения и внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетелях и пороках.

Эти оценочные понятия применяются к поведению человека и его деятельности. Норма морали формируются в практических отношениях людей между собой. То, что плохо и вредно для общества (т.е. поведение, не способствующее его стабильности), осуждается и запрещается, а то, что способствует согласию и мирному сосуществованию людей, оценивается положительно и одобряется большинством.

Носителями общественной морали является как общество в целом, так и отдельные люди. Придерживаясь положительных моральных норм, человек руководствуется ими в своих действиях и осуждает тех, кто их нарушает.

Реализация норм морали контролируется общественным мнением, поддерживается мерами духовного воздействия, а их нарушение пресекается с помощью общественного порицания и осуждения со стороны авторитетных для человека лиц.

Нарушение норм морали влечет за собой моральные санкции (поощрение или наказание). В соответствии с поступком моральные санкции могут быть положительными и отрицательными. Так, например, за помощь родителям, последует их одобрение, похвала, а за непослушание — осуждение.

В морали не существует четкой разницы между нормой и взглядами. То, что для одного является правилом поведения, для другого — не более чем возможная, но необязательная оценка (взгляд). Тем не менее, существует общественная мораль. Она включает те принципы, которые признаются общераспространенными и необходимыми во всем обществе.

Моральные принципы — это правила поведения, которые выполняются в соответствии с внутренними (духовными) убеждениями человека и определяют его отношение к миру.

К моральным принципам можно отнести: 

  • гуманизм (признание человека высшей ценностью), 
  • альтруизм (бескорыстная помощь другим людям), 
  • милосердие (сострадание), 
  • коллективизм (предпочтение общественных интересов личным).

Эти принципы представляют собой нравственные ценности и являются системообразующими началами, защита их объединяет большинство членов общества.

Моральные нормы тесным образом связаны с понятием красоты, прекрасного в человеке, в его поступках, в окружающем мире.

Прекрасное в обществе формируется и выражается эстетическими нормами.

Эстетические нормы — это представление общества (конкретного социума) о красиво, нет; что подобает носить; какая должна быть прическа, если говорить о приземленных вещах). Вообще, что есть красота, каковы ее каноны; что такое прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, трагическое и комическое. Таким образом, эстетические нормы являются наряду с моралью важнейшими ценностными регуляторами общественных отношений.

Что такое нравственные страдания — примеры из судебной практики. Физические или нравственные страдания в гражданском праве.

В жизни бывают ситуации, которые негативно отражаются на поведении человека. Виной всему являются умышленные действия отдельной персоны или целой организации. В результате пострадавший испытывает не только материальный ущерб, но и ощущает душевное волнение, которое, так или иначе, может воздействовать на дальнейшую жизнь потерпевшего.

Всё это в итоге порождает нравственные страдания, которые носят характер морального вреда. Он заключается в потере работы, разглашении врачебной тайны, распространению порочащих личность сведений, которые являются ложными, боль от увечий или от заболевания, которое стало результатом морального ущерба и прочее.

Нравственные страдания это чувства волнения тревоги, после определённых событий, произошедших в прошлом. Это может спровоцировать стресс, страх, чувство стыда. Пережитые эмоции могут влиять как на настроение, так и на психическое и даже физическое здоровье.

Нравственные страдания в понятии морального вреда

Мораль – это такой вид общественного сознания и общественных отношений. С помощью определённого типа норм она регулирует поведение человека. Такие понятия, как добро и зло, справедливость, гуманность легли в основу нравственности. Требования норм морали регулируются только силами духовного воздействия.

В свою очередь, моральный вред — это нравственные страдания, которые были нанесены с умыслом или без него. Они выражаются чувствами унижения, потери, волнения, которые могут оставить след на психике человека в дальнейшем. Ущерб в таком случае может носить как нематериальный характер, так и физические мучения.

Моральные страдания это такие эмоции, которые сопровождают человека при переживании страха, стыда, унижения, депрессии, апатии и прочих негативных чувств.

Нравственные страдания, могут быть результатом следующих ситуаций:

  • Покушение на жизнь и здоровье потерпевшего или его родственников;
  • Ограничение или лишение свободы незаконно;
  • Вред, нанесённый здоровью;
  • Раскрытие врачебной или личной тайны;
  • Клевета;
  • Нарушение авторского права;
  • Финансовые потери на возмещение морального вреда.

Что говорит гражданский кодекс

Физические или нравственные страдания в гражданском праве называются моральным вредом, который нарушает нематериальные права и блага человека. К нематериальным благам относятся жизнь, здоровье, достоинство личности, репутация, частная жизнь, семейная или личная тайна. Нематериальные права – это авторское право, право пользоваться именем. А также моральный вред может нарушить имущественные права человека. За причинённый моральный вред может последовать ответственность, рамки которой формируются судебным решением.

Получение личностью морального вреда, возможно, после определённых событий, а именно:

  • Смерти близких;
  • Невозможность вести нормальный образ жизни;
  • Потеря работы;
  • Огласка врачебной тайны;
  • Клевета, порочащая репутацию гражданина;
  • Физическая боль от увечий;
  • Болезни вследствие пережитых негативных событий.

Нравственные страдания, влияя на психическое и физическое здоровье личности, определяют характер физических и нравственных страданий. Исходя из этого, их можно подразделить на степени:

  1. Лёгкие страдания. Кратковременные негативные эмоции, которые не оставляют серьёзных последствий в будущем;
  2. Страдания средней тяжести. Длительные, могут оказывать влияние на психоэмоциональное равновесие личности, при воспоминаниях. Не несут последствий на будущее потерпевшего;
  3. Тяжкие. Вызывают психические расстройства и должны сопровождаться соответствующим лечением;
  4. Особо тяжкие страдания. Наносит серьёзный ущерб личности человека. В итоге может развиться серьёзное душевное расстройство;
  5. Пережитая ситуация способна полностью сломать психику человека, сопровождается распадом личности.

Для более полной оценки этих понятий, есть ряд признаков:

  • Сила страдания;
  • Длительность;
  • Уровень;
  • Содержание (развитие определённых комплексов, требующих разный подход к их исправлению).

А также при оценке морального вреда учитывают длительность негативных переживаний и влияние их на дальнейшую жизнь пострадавшего.

Доказательства в суде

Одного иска, написанного потерпевшим, бывает недостаточно. Нужно предъявить все возможные подтверждения пережитых нравственных страданий личности. Допускаются показания свидетелей. Важно задокументировать факт обращения гражданина к врачу, например, при возникновении депрессии, навязчивых страхов либо других проблем со здоровьем. Можно предъявить чеки за лечение или, например, за ремонтные работы, если вред нанесён имуществу гражданина.

Моральный вред определяется нематериальными благами, которым был принесён ущерб.

Нравственные страдания примеры для суда (образец):

Гражданин может подать иск в суд, если кто-то распространяет порочащую честь и достоинство информацию, при этом он вправе требовать компенсации за причинённый моральный ущерб, а также опровержения. Исковое заявление будет удовлетворено в том случае, если ответчик не докажет истинность своих слов.

Стресс, пережитый в результате потери работы, при несправедливом увольнении, может послужить основанием для подачи иска в суд на организацию, в которой работал гражданин.

  • Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
  • Федеральный номер —
  • Московская обл, г Москва —
  • Ленингр. обл, г Санкт-Петербург —
  • Это абсолютно бесплатно и быстро!

1.15 Мораль

Видеоурок: 

👉 Подписаться на YouTube канал «Школа обществознания»

                                                     «Крошка сын к отцу пришел,

                                                         и спросила кроха:

                                              — Что такое хорошо

                                                      и что такое плохо?».

                                                                                     (Маяковский В.В.)

Лекция: 

Понятие морали

Человеку свойственно задумываться над смыслом своих и чужих поступков, оценивая их как правильные или неправильные. Одним из наиболее важных социальных институтов, регулирующих поведение людей, является мораль. Она формирует представление человека о хорошем и плохом, добром и злом. Изучением морали занимается наука этика.

Мораль – это исторически сложившиеся в обществе общечеловеческие нравственные ценности и идеалы, принципы и нормы. 

Мораль формировалась по мере выделение человека из животного мира. Первобытное общество регулировало поведение через табу, устные сказания, которые с течением времени становились обычаями и традициями. Далее закрепились моральные правила: не лги для собственной выгоды, будь благодарен за помощь, выполняй обещания и др., имеющие общечеловеческую ценность. Моральные нормы держатся на идеалах (добро, справедливость, истина, красота) и помогают человеку справиться со сложными жизненными ситуациями. Мораль пронизывает все сферы жизнедеятельности общества: профессиональную деятельность человека, воспитание детей, распределение обязанностей в семье, отношение к родным, друзьям, обществу, природе и многое другое. Категориями морали: Добро и Зло, Совесть, Долг, Честь, Достоинство, Патриотизм, Справедливость, Счастье, Любовь и другие носят всеобщий характер. Роль морали в жизни общества и человека велика. От усвоения её норм зависит не только сам склад личности и поведение человека, но и то, как к нему будут относиться другие люди.

Функции морали

  • Мировоззренческая – мораль является одним из способов познания окружающего мира, помогающая человеку объяснять и оценивать, происходящие вокруг события с позиций добра и зла, совести и бессовестности, долга и безответственности. Например, через мораль, человек получает представление о добре и зле, чести и достоинстве. Пример функции: глубокое чувство патриотизма и любви к Отечеству помогло советскому народу победить фашизм.
  • Воспитательная – мораль ориентирует человека на общечеловеческие идеалы и ценности. Пример функции: мама объяснила маленькому Саше, что нужно делиться игрушками. 
  • Регулятивная – моральные нормы помогают человеку действовать в разных жизненных ситуациях правильно, поступать так, чтобы вызвать одобрение окружающих людей и избежать порицаний. Пример функции: Старшеклассники Сергей и Антон помогли первоклашкам перейти дорогу. 
  • Оценочная – мораль устремляет нас к идеалу, оценивая действительность. Пример функции: Марат, увидев пожилую женщину с тяжелыми сумками, захотел помочь донести их до дома.
  • Коммуникативная – любое действие человека приобретает моральный смысл в межличностных отношениях, через общение. Пример функции: Наташа всегда внимательно выслушивает собеседника, добра и терпелива к мнению других людей, поэтому к ней тянутся люди.

Связь морали с другими институтами духовной сферы

Как уже было сказано мораль носит всеохватывающий характер и этим отличается от других социальных институтов. Мораль тесно связана с религией. Оба института возникли издревле как регуляторы поведения человека и факторы единения общества. Мораль для верующего обычно сливается с религией. И мораль, и религия формируют представление о добре и зле. Золотое правило нравственности «Не делай другому того, чего не желаешь себе», тем или иным образом сформулировано во всех религиях.

Право также, как и мораль является основным регулятором общественных отношений. Человеческие поступки можно оценить и с точки зрения морали, и с точки зрения права. Если моральная оценка держится на силе общественного мнения и не имеет регламентирующих документов, то правовая устанавливается государством и закреплена в законах. Любому правовому поступку можно дать и моральную оценку. К примеру, человека, совершившего кражу, лишают свободы, сажая в тюрьму (правовая оценка), а знакомые и родные люди осуждают его, перестают уважать (моральная оценка). Но не каждый моральный поступок может быть оценен правом. Ведь нельзя, оштрафовать мужчину за то, что он не уступил место даме. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государственного принуждения: полицией, прокуратурой, судом и другими правоохранительными органами. Но в обществе нет специальных учреждений, следящих за соблюдением норм морали. Она зиждется на чувствах долга и совести самого человека. Право устанавливает внешние границы поведения человека, а мораль и внешние границы, и внутреннее самоопределение человека. Люди свободны в выборе пути добродетели или порока, но при этом несут ответственность за свой выбор.  


Дополнительные материалы к уроку:
👉 Образец плана для решения задания 28 ЕГЭ по теме «Мораль в системе социальных норм»


Интеллект-карта по обществознанию №15

Моральная паника — Субкультуры и социология

Что такое моральная паника?

Моральная паника — это ситуации, в которых широкая общественность испытывает неоправданную панику по поводу конкретной социальной проблемы; политики и другие заинтересованные стороны создают моральную панику, чтобы направить то, что беспокоит и на чем сосредотачивается общественность. В своей книге 1972 года « Народные дьяволы и моральная паника » Стэнли Коэн заложил основу для социологического исследования моральной паники, исследуя классическую моральную панику в Британии 1960-х годов, связанную с насилием между двумя субкультурными группами: модниками и рокерами.Коэн выразил мнение, что главной проблемой является «в корне неадекватная» реакция социальных фигур в обществе на произошедшие второстепенные события (Goode and Ben-Yehuda 1994). Коэн определил моральную панику следующим образом:

Общество то и дело подвержено периодам моральной паники. Состояние, эпизод, человек или группа лиц становятся определяемыми как угроза общественным ценностям и интересам; его природа стилизованно и стереотипно представлена ​​средствами массовой информации; на моральных баррикадах стоят редакторы, епископы, политики и другие здравомыслящие люди; социально аккредитованные эксперты ставят свои диагнозы и решения; способы совладания развиваются или (чаще) используются; затем состояние исчезает, погружается в воду или ухудшается и становится более заметным.Иногда объект паники совершенно новый, а иногда это то, что существует достаточно долго, но внезапно появляется в центре внимания (Cohen 1972: 9).

Со времени выхода книги Коэна о моральной панике все больше ученых продолжают расширять эту работу. Например, МакРобби и Торнтон (1995) утверждают, что создание моральной паники стало способом, которым средства массовой информации представляют публике повседневные события. Они заявляют, что как политики, так и компании используют ошибочную логику, чтобы апеллировать к эмоциям общества, которое, в свою очередь, служит их политическим и корпоративным интересам.Эта манипуляция моральной паникой приводит к моральному предпринимательству: когда группа заявляет, что она знает причину и лучшее решение социальной проблемы (Critcher 2003). СМИ также играют роль в таких манипуляциях. Они создают сигнификаторную спираль, в которой связывают различные социальные проблемы и вызывают тревогу в обществе (Hall et al. 1978). По спирали сигнификации СМИ превращают девиантных людей в легко узнаваемый и часто тревожный образ, чтобы создать козла отпущения по социальной проблеме.Связь между моральной паникой и девиантными субкультурами сильна, потому что многие моральные паники сосредоточены вокруг создания карикатуры на данную субкультуру; карикатура, которую часто дезинформируют и которая вселяет страх перед субкультурой в общественное сознание (Ben-Yehuda 1986). Некоторые примеры субкультур, вызывающих моральную панику в СМИ, — это готы, сатанинское поклонение, геймеры, рейв, хэви-метал и хип-хоп. Чтобы представить идею моральной паники в контексте, на странице можно найти несколько примеров из каждого периода времени, а также временную шкалу.

Хронология серьезных моральных паник

1950-е: комиксов

1960-е: Моды и рокеры

1970-е: Война с наркотиками, рост преступности, видеоигры и насилие, Crack Babies,

1980-е: Dungeons and Dragons, Satanic Ritual Abuse, Super-Predators, Rock and Roll

1990-е годы: Сексуальные преступники

2000-е: Торговля людьми

,

Молли Крокетт: «Неврология принятия моральных решений»

Представьте, что мы могли бы разработать точный препарат, который усиливает отвращение людей к причинению вреда другим; на этом препарате муху не обидишь, все, принимающие его, становятся как буддийские монахи. Кому следует принимать этот препарат? Только осужденные преступники — люди, совершившие тяжкие преступления? Следует ли положить его в водопровод? Это нормативные вопросы. Это вопросы о том, что нужно делать. Я чувствую себя совершенно не готовым ответить на эти вопросы с помощью имеющейся у меня подготовки, но это важные разговоры между дисциплинами.Психологам и нейробиологам необходимо поговорить об этом с философами. Это разговоры, которые нам нужны, потому что мы не хотим доходить до того момента, когда у нас есть технологии, но мы не вели этого разговора, потому что тогда могут случиться ужасные вещи.

МОЛЛИ КРОКЕТТ — доцент кафедры экспериментальной психологии Оксфордского университета; Научный сотрудник Wellcome Trust, Центр нейровизуализации Wellcome Trust. Молли Крокетт Edge Bio Page


НЕЙРОНАУКА ПРИНЯТИЯ НРАВСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ

Я нейробиолог Оксфордского университета в Великобритании.Я заинтересован в принятии решений, особенно в решениях, предполагающих компромиссы; например, компромисс между моими личными интересами и интересами других людей или компромисс между моими нынешними желаниями и моими будущими целями.

Одна вещь, которая всегда очаровывала меня, особенно в отношении принятия решений людьми, — это то, что у нас есть несколько противоречивых мотивов в нашем процессе принятия решений. И эти силы не только тянут нас в разные стороны, но и мы можем задуматься над этим фактом.Мы можем стать свидетелями перетягивания каната, которое происходит, когда мы пытаемся принять трудное решение. Одна вещь, которая хороша в нашей способности размышлять над этим процессом, заключается в том, что она предполагает, что мы можем каким-то образом вмешиваться в наши решения. Мы можем принимать более правильные решения — более самостоятельные или более нравственные решения.

Причина, по которой я заинтересовался нейробиологией принятия решений, заключается в том, что у меня есть ощущение, что разделение различных движущихся частей этого процесса и заглядывание под капот даст нам ключ к пониманию того, где мы можем вмешаться и сформировать нашу собственные решения.

,

моральных или ценностных конфликтов | Вне сложности

Автор
Michelle Maiese

Первоначально опубликовано в июле 2003 г .; Раздел «Текущие последствия» добавлен Хайди Берджесс в апреле 2017 года.

Что такое моральный конфликт?

MBI MOOS Logo Текущие последствия

Президентские выборы в США в 2016 г. стали «тревожным звонком» для многих. Многие из нас не осознавали глубины распределительного и морального разделения в этой стране.Подробнее …

Затяжной конфликт иногда является результатом столкновения разных мировоззрений. Наиболее фундаментальные и заветные предположения одной группы о том, как лучше всего жить, могут радикально отличаться от ценностей другой группы [1]. Партии могут иметь разные стандарты правильности и добродетели и давать принципиально разные ответы на серьезные моральные вопросы [2]. Когда группы имеют разные представления о хорошей жизни, они часто подчеркивают важность разных вещей и могут выработать радикально разные или несовместимые цели.Это может привести к конфликту.

Поскольку ценности и мораль, как правило, довольно стабильны, люди часто не желают вести переговоры или идти на компромисс по этим темам. В самом деле, если основные существенные проблемы конфликта глубоко укоренились в моральных устоях участников, эти вопросы, вероятно, будут довольно трудноразрешимыми. [3]

Моральный порядок группы связан с ее практиками, образцами мышления и образцами языка. По мере социализации члены группы учатся сосредотачивать свои суждения на ценностях и процедурах, лежащих в основе их собственной общей культуры.[4] Их моральный порядок предоставляет набор значений, с помощью которых они понимают свой опыт и выносят суждения о том, что является ценным и важным. [5] Эти смысловые паттерны формируют то, как люди понимают факты и проблемы, и помогают им развить чувство идентичности. Социальная реальность также диктует, что считается надлежащим действием, и устанавливает границы того, что люди могут делать. [6] Это даже влияет на то, как эмоции обозначаются, понимаются и реагируют на них. Таким образом, убеждения, высказывания и действия человека следует понимать в контексте определенного социального мира.

Люди одной культуры имеют более или менее одинаковые реальности и мировоззрение. Их ценности, предположения и процедуры становятся для них частью «здравого смысла». Однако, когда две стороны, которые не разделяют нормы общения [обычные модели и правила общения] и ожидания относительно поведения, должны взаимодействовать, они часто сталкиваются. [7] Каждая сторона может полагать, что ее образ действий и мышления о вещах является лучшим, и может считать другие способы мышления и действия неполноценными, странными или морально неправильными.[8]

Моральный конфликт возникает, когда участники диспута действуют в разных социальных мирах в разных смыслах. [9] Действительно, одна из причин, по которой конфликтующие группы не могут нарушить модель взаимодействия между ними, заключается в том, что каждая из них находится в ловушке своего собственного морального порядка. Когда две группы имеют радикально разные способы осмысления человеческой жизни, вполне вероятно, что действия, рассматриваемые одной стороной как хорошие и разумные, будут восприняты другой как злые или глупые [10]. Это потому, что действие, которое один моральный порядок считает вполне приемлемым, может считаться мерзостью для другого морального порядка.

Например, иногда люди проводят различие между моральными порядками, основанными на правах, и порядками, построенными на добродетелях. [11] Каждый связан с определенными формами общества и образами человеческого существования. В то время как подход, основанный на правах, ассоциируется с эпохой Просвещения и современностью, подход, основанный на добродетелях, исходит из традиционного общества. Когда модернисты совершают действия, которые считаются обязательными или благими в рамках их собственного морального порядка, «сами эти действия оскорбляют традиционалистов» [12]. Например, межрасовые или межрелигиозные браки многими рассматриваются как одно из проявлений инклюзивности и терпимости. ,Свобода вступать в брак с кем угодно — это «право». Однако традиционалисты сочли бы это злом — нанесением вреда своей расе или религии. Точно так же некоторые традиционные религиозные и политические действия, например, ограничение женской одежды, свободы передвижения, образования и / или общественного участия, считаются отталкивающими для современных западных обществ. Свобода носить то, что хочется, и делать то, что хочется, без ограничений, рассматривается как право женщины. Тем не менее, свобода, которую женщины демонстрируют в западных обществах, вызывает отвращение в некоторых очень традиционных мусульманских культурах, в которых женская скромность рассматривается как достоинство.Короче говоря, у этих двух групп конфликтующие концепции моральных ценностей.

Во многих случаях культура оказывает сильное влияние на нравственный порядок. Поскольку системы значений и способы мышления различаются от одной культуры к другой, люди из разных культур обычно развивают разные представления о морали и наилучшем образе жизни. У них часто разные концепции морального авторитета, истины и природы сообщества [13]. Например, в одних культурах большое внимание уделяется семье, в то время как в других подчеркивается важность индивидуальной автономии.Эти культурные различия становятся еще более проблематичными, когда группы имеют радикально разные ожидания относительно того, что добродетельно, что правильно и как справляться с моральными конфликтами. [14] Таким образом, культурные войны часто возникают из-за морального конфликта.

В некоторых случаях одна группа может рассматривать убеждения и действия другой группы как принципиально злые и морально недопустимые. Это часто приводит к враждебности и насилию и серьезно портит отношения между двумя группами. По этой причине моральные конфликты, как правило, весьма вредны и неразрешимы.

Особенности морального конфликта

Чтобы лучше понять моральный конфликт и эффективно с ним справляться, полезно знать его общие черты.

Недоразумения

Первая общая черта — это склонность каждой стороны неправильно понимать слова и действия другой стороны. У людей из несоизмеримых традиций могут быть проблемы с общением, потому что они полагаются на разные системы смысла, нормы общения и поведенческие ожидания.

Одна из возможностей состоит в том, что участники используют один и тот же словарь, но по-разному определяют и используют эти ключевые термины.Например, слово «честь» может означать боевое превосходство для одной стороны и экономический успех для другой. [15] Но также возможно, что группы просто полагаются на совершенно разные словари, которые подчеркивают важность разных ценностей. Если одна сторона считает ключевые термины, используемые другой, неважными, общение между ними будет весьма натянутым. Все это способствует недопониманию и мешает участникам «сформулировать логику социального мира другой стороны таким образом, чтобы другая сторона приняла ее.»[16]

Дальнейшее недопонимание и ошибочные представления могут возникнуть из-за того, что группы часто воспринимают, определяют и разрешают конфликты по-разному. [17] Из-за различий в культурных рамках, многие слова, используемые для описания надлежащего поведения во время конфликта, не отражают одно и то же содержание в разных культурах. Например, термины «конфликт», «агрессия», «мир», «время» и «переговоры» не лишены ценностей. Они несут с собой суждения и могут по-разному использоваться в разных культурах.[18] Агрессия, обычно определяемая как умышленное причинение вреда другому человеку, является отражением норм поведения, и то, что причиняет боль в одном обществе, может не быть тем, что причиняет боль в другом обществе. Таким образом, показатели агрессии могут различаться. [19] Например, на Ближнем Востоке прямой отказ считается враждебным жестом. Но в других культурах возражение принято и хорошо принято. Представления о справедливости и образы справедливости также могут различаться в разных группах.

Моральные позиции активистов, выступающих против абортов и сторонников выбора, иногда считаются несоизмеримыми.То есть стороны не только расходятся во мнениях по вопросам морали по существу, но и принципиально иначе подходят к вопросам морали. По этой причине дебаты об абортах являются ярким примером морального конфликта. Поскольку стороны вряд ли захотят поступиться своими самыми заветными ценностями, такие конфликты, вероятно, будут бесконечными и неразрешимыми.

Недоверие

Вторая общая черта морального конфликта состоит в том, что члены группы склонны испытывать чувство недоверия и подозрительности по отношению к другой группе — даже ощущение, что другая группа представляет опасность для самого их выживания.Учитывая разные ценности и системы смысла групп, действия, предпринятые одной стороной для разрядки или разрешения конфликта, часто могут восприниматься другой стороной как угроза [20]. Эта вторая сторона, вероятно, будет ошеломлена и оскорблена действиями другого и ответит отрицательно. Это способствует увековечиванию и / или обострению конфликта. Таким образом, различные концепции морали в группах приводят к недопониманию, что, в свою очередь, способствует эскалации конфликта.

Напряженное и враждебное общение

Еще одна общая черта моральных конфликтов — это враждебность, характерная для отношений и общения между сторонами.В то время как изощренная риторика состоит из обмена доводами в стремлении сформировать общие убеждения, образцы общения в моральных конфликтах состоят в основном из личных нападок, осуждений и проклятий [21]. Лозунги и песнопения заменяют аргументы, предназначенные для убеждения и информирования, и дискурс между двумя группами включает множество заявлений о том, что не так с другой группой. Таким образом, возможности противоборствующих групп разумно разговаривать и вместе рассуждать уменьшаются. Когда одна группа осуждается, ее члены, вероятно, займут оборонительную позицию, что может способствовать возникновению большего количества негативных эмоций и поведения.

Таким образом, дискурс часто переходит к широким обобщениям и абстрактным принципам. [22] Например, группы могут апеллировать к абстрактным идеалам религии, патриотизма, свободы или «что такое Америка», чтобы указать, почему действия другой группы являются морально неправильными. Во многих случаях группы полагаются на жесткие социальные или политические убеждения или идеологию, чтобы указать, почему их положение выше морального. Такая идеология часто сопровождается ощущением неотложной необходимости отстаивать эти идеалы.[23]

MBI MOOS Logo
Дополнительные сведения о моральных или ценностных конфликтах предлагаются участниками проекта Beyond Intractability.

Негативные стереотипы

Дискурс часто включает радикальные обобщения о членах другой группы. Люди в моральных конфликтах склонны к неприкрытой категоризации и осуждению личностей, интеллекта и социальных манер тех, с кем они не согласны.[24] Они могут формировать негативные стереотипы и приписывать моральную развратность или другие негативные характеристики тем, кто нарушает их культурные ожидания, в то время как они игнорируют свои собственные пороки и недостатки, считая свою собственную группу полностью добродетельной. Это то, что социальные психологи называют ошибкой атрибуции .

Например, участники диспута могут приписать «странное» поведение иностранцев нежелательным чертам характера, таким как моральная развратность или недостаток интеллекта, вместо того, чтобы понимать, что их кажущиеся неприемлемыми действия являются просто вопросом культурных различий.[25] Поскольку партии, как правило, неспособны дать подробный отчет о моральном порядке противостоящей группы, они, вероятно, приписывают все, что делает группа, ее глупости, злой природе и общей моральной развращенности. Группы с радикально различными концепциями морали могут чувствовать себя ошеломленными и оскорбленными действиями или словами другой группы и осуждать эти действия или группу в целом. [26]

Без права передачи

Эти системы убеждений объединяют фундаментальные предположения и глобальные точки зрения, которые в целом не допускают компромисса.[27] Строгое следование идеологии может сделать особенно трудным для людей непредвзятый подход к людям с разными мировоззрениями. Они приходят к пониманию конфликта исключительно с точки зрения выигрыша и проигрыша. Они могут даже доходить до того, что цель причинения вреда другому становится более важной, чем помощь самому себе. [28]

Последствия морального конфликта

Неудивительно, что моральный конфликт часто имеет пагубные последствия. Участники морального конфликта часто ведут себя аморально, даже в соответствии со своими собственными стандартами поведения, поскольку считают, что действия их врагов вынуждают их к этому.[29] Если группа считается морально испорченной, ее члены могут считаться менее человечными и не заслуживающими гуманного обращения. Демонизация или дегуманизация оппонента, которая часто возникает в моральном конфликте, прокладывает путь ненавистным действиям и насилию. Это часто приводит к нарушениям прав человека или даже попыткам геноцида, поскольку стороны могут прийти к выводу, что капитуляция или устранение другой группы — единственный способ разрешить конфликт. [30]

Почему невозможно разрешить моральный конфликт

Из-за своих глубоких корней моральные конфликты имеют тенденцию быть неразрешимыми и продолжительными.[31] Стороны в таком конфликте часто испытывают большие трудности с описанием основных вопросов в общих чертах. Поскольку они спорят с разных моральных позиций, они расходятся во мнениях относительно значения и значения важных вопросов [32]. Это само по себе делает переговоры или компромисс чрезвычайно трудными.

Разрешение становится еще более трудным, когда стороны расходятся во мнениях не только по вопросам существа, но и по поводу того, какие формы разрешения конфликта являются морально правильными, эстетически предпочтительными и политически разумными.[33] Стороны могут иметь очень разные представления о том, как собирать информацию, приходить к выводу, принимать решения и справляться с неопределенностью. [34]

В ходе конфликта исходные проблемы часто теряют актуальность, и новые причины конфликта порождаются действиями внутри самого конфликта. Это происходит потому, что в моральном конфликте, когда группы пытаются действовать в соответствии с тем, что они считают морально хорошим и справедливым, они «доказывают» другой стороне, что они дураки или злодеи [35]. Таким образом, средства, с помощью которых стороны ищут решения, часто просто провоцируют дальнейший конфликт.По мере продолжения конфликта существенные вопросы в значительной степени забываются, и «средства разрешения конфликта другой стороной сами по себе являются силой, которая управляет взаимодействием между различными конфликтующими сторонами» [36]. Таким образом, моральные конфликты являются самоподдерживающимися.

Стороны, вовлеченные в моральный конфликт, также обычно испытывают большие затруднения в представлении беспроигрышного решения данного конфликта. Существенные вопросы часто связаны с твердыми моральными убеждениями, основанными на фундаментальных предположениях, неверность которых невозможно доказать.[37] Эти фундаментальные моральные, религиозные и личные ценности нелегко изменить, и люди, которые придерживаются определенной идеологии, вполне могут не желать идти на компромисс со своим мировоззрением. Вместо этого, как отмечалось ранее, они могут вести обличительную речь, риторическую стратегию, дискредитирующую противников, характеризуя их как злых или морально неполноценных [38]. Такие характеристики часто приводят к подрывной деятельности, репрессиям и насилию. Поскольку рациональный дискурс стал бесполезным, каждая сторона может попытаться заставить другую сторону подчиниться.[39] В результате конфликт может обостриться и стать более затяжным.

Кроме того, те, кто вовлечен в моральный конфликт, могут считать продолжение конфликта добродетельным или необходимым. Они могут черпать часть своей идентичности из того, что они воины или противники своего врага, и заинтересованы в продолжении конфликта, потому что это дает им весьма желаемую роль [40]. Кроме того, поскольку борьба за ценности часто связана с претензиями на статус и власть, партии могут быть очень заинтересованы в нейтрализации, нанесении вреда или устранении своих соперников.Они могут рассматривать любой компромисс в отношении своих самых заветных ценностей как угрозу своей идентичности и серьезное зло. Действительно, моральные конфликты часто возникают из-за желания защитить основные потребности человека, такие как безопасность и социальное признание идентичности. В некоторых случаях продолжение конфликта может показаться предпочтительнее того, от чего пришлось бы отказаться, если бы другая сторона была улажена. [41]

К сожалению, те, кто вовлечен в моральный конфликт, могут быть не в состоянии распознать последствия конфликта, даже если сами эти эффекты угрожают основным человеческим потребностям, о которых идет речь.Поскольку моральные конфликты, как правило, неразрешимы и могут привести к насилию, мы должны искать новые способы управления ими.

Как разрешить моральный конфликт

Что можно сделать, когда стороны сталкиваются с моральными различиями, которые кажутся невыносимыми?

Изменение историй

В некоторых случаях каждая сторона может углубить свое понимание мировоззрения друг друга с помощью новых форм общения. Некоторые предлагают рассматривать моральный конфликт как особую форму общения и модель взаимодействия.На разных этапах морального конфликта люди могут по-разному разрешать свой конфликт. [42] Один из способов изменить модель конфликта — это рассказывать разные истории о том, что они делают. Используя повествования и рассказывание историй для общения, они могут обогатить взгляды каждой стороны на другую, часто обнаруживая общие черты среди всех различий.

Рефрейминг

Третьи стороны могут иногда помочь участникам спора переосмыслить или переосмыслить их конфликт, уделяя больше внимания достижимым интересам и меньше — не подлежащим обсуждению позициям или негативным стереотипам.Они также могут помочь сторонам добиваться взаимовыгодных результатов, а не конкурентных, беспроигрышных результатов. Даже если моральные разногласия устранить невозможно, иногда стороны разделяют интересы или потребности. Все стороны, например, нуждаются в безопасности, и усиление чувства безопасности одной стороны не снижает безопасность другой стороны, как это принято считать. Скорее наоборот: чем в большей безопасности чувствует себя одна сторона, тем меньше она чувствует потребности атаковать другую сторону; следовательно, тем более защищенным, вероятно, будет чувствовать себя другая сторона.Следовательно, переосмысление конфликта как проблемы (по крайней мере частично) безопасности иногда может помочь сторонам сосредоточиться на том, чего они могут достичь вместе, а не на своих не подлежащих обсуждению разногласиях.

Диалог

Подобно рассказыванию историй, диалог — это процесс глубокого общения, который позволяет сторонам лучше узнать друг друга и найти общие черты с другой стороной. Хотя существует множество форм и контекстов диалога, все они стремятся заменить повсеместную «диатрибу» моральных конфликтов уважительным общением, эмпатическим слушанием, улучшенным пониманием и уважением.В некоторых случаях эти новые формы общения могут помочь сторонам увидеть, что их моральные разногласия менее глубоки и фундаментальны, чем они думали ранее. Однако в других случаях вопросы существа действительно не поддаются компромиссу.

Некоторые предполагают, что в подобных случаях стороны должны стремиться создать пространство для гражданского публичного дискурса. [43] Несмотря на то, что стороны имеют радикально разные мировоззрения и не согласны по соответствующим вопросам, они, тем не менее, могут прийти к соглашению о том, как конструктивно бороться с моральными и политическими разногласиями.Другими словами, они могут прийти к соглашению о том, как не соглашаться. Таким образом, они могут найти способ управлять своим конфликтом таким образом, чтобы минимизировать затраты для обеих сторон.

MBI MOOS Logo Текущие последствия

Президентские выборы в США в 2016 г. стали «тревожным звонком» для многих. Многие из нас не осознавали глубины распределительного и морального разделения в этой стране. Хотя, несомненно, есть много причин, по которым выборы прошли именно так, некоторые наблюдатели полагают, что прошлые политические успехи левых в насаждении своих моральных взглядов на всю страну, по крайней мере частично (возможно, в значительной степени), были причиной негативной реакции. которые привели к власти Дональда Трампа.Христиане-фундаменталисты возмущались, когда им говорили, что они должны выдавать разрешения на брак для однополых пар (и по крайней мере один из авторов новостей отказался это сделать). Христианские пекари не хотели печь «веселые пирожки». А христианские больницы и предприятия не хотели, чтобы их заставляли делать аборты или противозачаточные таблетки.

Левые, тем временем, считали себя «правыми» (то есть правильными) и что остальная часть страны «двигалась по сторонам». Эти выборы, я думаю, показывают, что страна не так «сдвинулась», как мы думали.Мораль, как утверждается в этой статье, очень сильна, очень устойчива. А когда конфликт затрагивает такие проблемы, он, как правило, становится неразрешимым.

Когда я перечитал эту статью, чтобы написать эту заметку о «текущих последствиях», меня особенно поразил список «Особенности морального конфликта» Майэза.

1 — Недоразумения

2 — Недоверие

3- Напряженное и враждебное общение

4- Негативные стереотипы

5- Не подлежит обсуждению.

Все это сейчас свирепствует между правыми и левыми.Мы не понимаем мировоззрения друг друга и даже не пытаемся поговорить с другой стороной, чтобы узнать об их взглядах. Мы «знаем», что правы, а они неправы, и мы не заинтересованы в компромиссах или даже прислушиваться к другой стороне.

Все это способствует несговорчивости. Но обратите внимание! В этой статье перечислены некоторые положительные моменты, которые можно сделать для решения таких проблем … и эти предложения очень верны в данном случае.

Во-первых, люди могут изменить свои истории — они могут объяснить, кто они такие и почему они верят в то, что они делают, разными, а иногда и более убедительными способами.Когда я слушал, как избиратели Трампа объясняют, почему они проголосовали за него, я был удивлен и в некотором смысле сочувствовал. Возможно, я бы не сделал такой же выбор, будь я на их месте. Но я мог понять и посочувствовать их борьбе намного больше, чем раньше, когда я не слышал этих историй.

2. Рефрейминг. В той мере, в какой мы можем переосмыслить диалог, чтобы он был о «всех нас», а не «мы против них», тем лучше мы могли бы быть. На самом деле я тоже хочу «снова сделать Америку великой.»Итак, давайте поговорим о том, что это означает и как мы можем это сделать. Многие из моих друзей верят, что речь идет о движении назад — возвращении к 50-м годам и его настроениям против женщин и меньшинств. Это может быть частью этого, да , но это также касается фундаментальных вещей, таких как безопасность, работа и надежда. Мы все этого хотим. Поэтому, если мы сможем перефразировать разговор о том, как мы все можем их получить, мы сможем уйти от неразрешимого морального конфликта.

3. Напоследок диалог. Это очень эффективный способ заставить людей (желающих) слушать и учиться у «другого».«Он успешно использовался во многих контекстах и ​​имеет большое значение для смягчения моральных конфликтов. Тем не менее, это« процесс, ориентированный на таблицы », что означает небольшой масштаб, обычно с участием 10-20 человек. Нам нужно выяснить, как «масштабировать диалог», чтобы его преимущества могли испытать тысячи или сотни тысяч людей. Это серьезная проблема!

Хайди Берджесс, май 2017 г.

Вернуться к началу эссе


[1] W.Барнетт Пирс и Стивен В. Литтлджон. Моральный конфликт: когда социальные миры сталкиваются . (Thousand Oaks, CA: Sage Inc., 1997), 49.

[2] Отомар Дж. Бартос и Пол Вер. Использование теории конфликтов . (Нью-Йорк: Cambridge University Press, 2002), 41.

.

[3] Пирс и Литтлджон, 50.

[4] Пол Р. Киммел, «Культура и конфликт», в Справочник по разрешению конфликтов: теория и практика , ред. Мортон Дойч и Питер Т. Коулман. (Сан-Франциско: издательство Jossey-Bass, 2000), 456.

[5] Пирс и Литтлджон, 51.

[6] Там же, 54.

[7] Киммел, 453.

[8] Там же, 457.

[9] Пирс и Литтлджон, 55.

[10] там же, 50.

[11] Там же, 59.

[12] Там же, 60.

[13] Там же, 70.

[14] Там же, 62.

[15] Там же, 68.

[16] Там же, 68.

[17] Гай Оливер Фор, «Формирование конфликта: выход за рамки культурных взглядов на конфликт», в Конфликт, сотрудничество и справедливость, , ред.Мортон Дойч, Барбара Банкер и Джеффри Рубин. (Сан-Франциско: Jossey-Bass Publishers, 1995), 39.

[18] Фор, 41.

[19] Там же, 42.

[20] Пирс и Литтлджон, 68.

[21] там же, 75.

[22] Там же, 70.

[23] Дэвид П. Бараш и Чарльз П. Вебел. Исследования мира и конфликтов . (Калифорния: Sage Publications, 2002), 233.

[24] Пирс и Литтлджон, 74.

[25] Kimmel, 457.

[26] Пирс и Литтлджон, 73.

[27] Бараш, Вебель, 234.

[28] Пирс и Литтлджон, 73.

[29] Там же, 73.

[30] Там же, 68.

[31] Там же, 68.

[32] Там же, 71.

[33] Там же, 69.

[34] Киммел, 459.

[35] Пирс и Литтлджон, 69.

[36] Там же, 69.

[37] Бараш и Вебель, 234.

[38] Пирс и Литтлджон, 118.

[39] Там же, 119.

[40] Там же, 70.

[41] Там же, 70.

[42] Пирс и Литтлджон, 77.

[43] Там же, 104.


Используйте следующее для цитирования этой статьи:
Maiese, Michelle. «Моральные или ценностные конфликты». Неукротимый . Ред. Гай Берджесс и Хайди Берджесс. Консорциум информации о конфликтах, Университет Колорадо, Боулдер. Опубликовано: июль 2003 г. .


,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *