Как быстро подготовить пересказ по литературе: «Как быстро выучить пересказ?» – Яндекс.Кью
Как быстро запомнить и пересказать текст?
Не только в школе возникает необходимость запомнить и выучить текст, какую-либо информацию. Школьная зубрежка не позволяет вникнуть, вчитаться в материал. Если для учителя достаточно бессмысленного повторения текста, то во взрослой жизни нам точно необходимо понимание, тем более если требуется пересказ прочитанного. Далеко не всем от природы даны острая память и способность схватывать налету, но можно научиться запоминанию.
Способы запоминания текста
Мозг нуждается в постоянной тренировке. Если этого не происходит, он будет отключаться и довольно скверно усваивать информацию. Чтобы быстро запоминать текст, можно использовать разные методики. Специалисты рекомендуют так тренировать память:
вспоминать разные неприятные ситуации и конспектировать воспоминания письменно;
менять обстановку, когда заучиваете разные вещи, например переходите из комнаты в комнату;
проговаривайте громко и четко все фразы вслух, используйте жесты, эмоции;
сделайте аудиоверсию текста и прослушайте перед тем, как лечь спать;
хождение во время заучивания отлично стимулирует память;
запоминая слова, используйте метод 60 секунд – выделяя по 1 секунде на каждое слово;
учите иностранные языки – это эффективно тренируют мозг и память.
Очень важно отказаться от зубрежки – этот метод не имеет к заучиванию никакого отношения. Зубрежка подразумевает бездумное заучивание фраз и слов в нужной последовательности, занимает много времени, смысл при этом теряется.
Наиболее эффективно усваивать и пересказывать материал, здесь нет стопроцентной точности, зато смысл запоминается максимально верно. Но этот метод не подходит для заучивания формул и других точных понятий.
Основной способ эффективного запоминания состоит из нескольких частей:
прочитывание текста несколько раз;
вникание в суть, выявление главного;
составление плана.
Полезно разбивать текст на части и запоминать «порционно» – это называется структуризация. Максимально сосредотачиваться рекомендуется на середине, так как начало и конец, как правило, содержат много общей информации.
Используйте способы быстрого запоминания:
распечатка отрывков и развешивание их в наиболее посещаемых зонах жилья;
закрытый паблик в соцсетях и публикация по таймеру частей текста;
даже чтение мимоходом откладывает в памяти значимую информацию;
перевод слов в зрительный образ – прекрасный способ запоминания;
назначение наград за каждый выученный отрывок – вход в соцсеть, чай с печеньем, отдых, короткая прогулка;
лучше всего запоминается текст, прочитанный утром, – вне зависимости от особенностей биоритмов в идеале именно после пробуждения и умывания повторять выученное накануне.
Отличный метод запоминания – пересказ текста. Особенное значение эта техника приобретает в том случае, если необходимо не только выучить, но и пересказать текст.
Как подготовиться к пересказу?
Пересказ, или вольное изложение, прочитанного может требоваться в разных форматах: близко к тексту, максимально приблизительно. Но если у вас плохая память, то любой вариант вызовет трудности. Мышление – процесс непростой, учиться пересказывать необходимо еще в детстве. Если вы хотите научить или научиться этому, нужно заниматься регулярно. Чтобы улучшать свои способности в этой области, нужно периодически что-либо пересказывать другому лицу.
Специалисты рекомендуют соблюдать некоторые правила при подготовке к пересказу:
при проговаривании или чтении не используйте шепот – это делается либо про себя, либо четко вслух;
если статья или текст носят сложный научный, технический характер, делайте заметки: тезисы, опорные слова;
откажитесь от подготовки к пересказу вечером и тем более ночью – лучше всего мозг работает в первой половине дня.
Если вы замечали, что пересказ фильма или книги редко вызывает у людей проблемы, то по большей части это происходит потому, что сюжет чаще всего является предметом обсуждений сразу после просмотра или прочтения. Поэтому текст, который вам важно качественно пересказать, нужно обсудить. Готовиться к пересказу нужно в тихом месте, спокойном, где ничего не отвлекает, с качественным освещением.
Если вам необходимо подготовить к пересказу ребенка, учтите следующие особенности:
для домашних занятий выбирайте книги с простым сюжетом и предсказуемым финалом;
предварительно расскажите ребенку о содержании объекта тренировки;
сюжеты читайте по многу раз, но меняйте интонацию, голос;
на протяжении чтения задавайте вопросы;
школьник самостоятельно читает книгу, но лучше, если он сделает это вслух, контролируйте темп – он должен быть размеренным;
всегда объясняйте то, что непонятно;
составьте план и список вопросов, периодически обсуждайте на этой основе текст.
Развитие навыка пересказа поможет ребенку учиться легко, думать образнее, это развивает речь, тренирует память и мышление.
Практические советы
Научиться пересказывать прочитанное желательно еще до школьного возраста. Но далеко не все взрослые могут легко пересказать текст. Чтобы этот процесс не доставлял трудности, необходимо постоянно практически совершенствоваться. Для этого разбейте работы на этапы.
Этап словарной работы. В научном или техническом тексте не всегда все слова знакомы и понятны. Их необходимо выписать и узнать значение. В художественном произведении это можно делать в процессе второго этапа.
Этап знакомства с текстом. Определяются части смыслового порядка, выделенные определенной мыслью в научном тексте. В любом случае необходимо отвечать на вопрос «о чем здесь говорится» на протяжении чтения. К концу должен быть составлен план из ключевых моментов. Конспект можно зафиксировать на бумаге.
Этап обобщения. Здесь произведение оценивается, делаются выводы, подводятся итоги, вычленяются идеи. Главное – определить впечатление, произведенное текстом. После этого этапа лучше сделать паузу, отвлечься и заняться другими делами.
Завершающий этап. Повторное чтение необходимо, чтобы освежить в памяти моменты, которые остались за пределами первого прочтения. После этого нужно пересказать текст, по возможности не заглядывая в первоисточник, пользуясь конспектом.
Чтобы начало пересказа не вызвало затруднений, используйте ассоциации – запомните обстановку, в которой происходило заучивание, сам текст, книгу. В произведении художественного плана можно вспомнить, с кем ассоциировались герои. Размышляя таким образом, подглядывайте в книгу. Есть несколько хитростей, которые способствуют более качественному запоминанию и пересказу:
визуализируйте картинку в подробностях, со звуками, ароматами, снимайте в голове кино;
проговаривать вслух при первом прочтении не нужно, иначе целостной картинки в голове не сложится;
пересказывать легче, если есть человек, который готов вас слушать;
читайте как можно больше книг – это расширяет словарный запас и тренирует память;
самые сложные моменты перечитайте несколько раз;
не используйте электронные носители информации, вычитка печатного текста более продуктивна.
Как быстро научиться пересказывать текст ℹ️ правила и виды пересказа, как подготовить ребенка любого возраста, примеры изложения
Важность изложения
Пересказ текста заключается в изложении прочитанного материала своими словами. Сегодня пересказыванию различных произведений учат в первых классах. Но лучших результатов в учёбе добиваются ребята, которых родители решают подготовить ещё до школы. Нередко дети пытаются заучивать параграфы и небольшие рассказы наизусть, но в их памяти ничего не остаётся. Они должны понимать смысл прочитанного, чтобы усвоить новую информацию и суметь воспроизвести её письменно или вслух.
Изложение материала помогает тренировать память, анализировать разные темы и пополнять словарный запас. Родители не должны заставлять своё чадо заучивать фразы и тексты. Им необходимо объяснить, как надо правильно усваивать материал. Чтобы школьник мог качественно пересказать прочитанное, ему следует выделять в тексте важные факты, искать причинно-следственные связи и улавливать логику изложения. Лучше усвоить материал поможет конспект.
Возможные проблемы
Когда взрослые учат своих детей пересказывать различные тексты, они сталкиваются с трудностями. Некоторым малышам сложно передать прочитанную информацию своими словами. Это может быть вызвано несколькими причинами:
- Маленький словарный запас. Когда ребёнок только познакомился с определёнными словами, он не может объяснить их или подобрать к ним синонимы, поэтому малыш начинает жестикулировать.
- Отсутствие общения с другими ребятами. Обычно малыши ведут себя смело со своими сверстниками и стараются донести до них свои мысли и идеи. Однако дети не такие терпеливые, как взрослые, поэтому при общении каждый говорит быстро и чётко. Поскольку родители всегда выслушают до конца своё чадо, малыш не старается подбирать нужные слова и рассказывает о чём-нибудь медленно.
- Ребёнок не умеет читать. Общения с родственниками и сверстниками недостаточно для развития речи. Малыша необходимо научить читать ещё до школы. Если пропустить этот этап, ему будет сложно поспевать за сверстниками. С помощью чтения он сможет пополнять пассивный словарный запас, выходящий за рамки быта. В дальнейшем новые слова помогут с пересказом прочитанной информации.
Во время пересказа нередко возникают и другие проблемы. Дети часто нарушают порядок повествования. Иногда они придумывают события или персонажей, которых не было в тексте. Часто дошкольники неправильно употребляют падежи или повторяют одни и те же слова. Также бывает, что одну часть материала дети описывают слишком кратко, а другую — подробно.
Только регулярные тренировки помогут малышам правильно пересказывать текст и выстраивать грамотную речь.
Разновидности пересказа
Существует несколько разновидностей изложения текстов. В каждом случае ребёнок может совершать разные ошибки из-за особенностей изложения.
Основные виды пересказа:
- Подробный. Самый распространённый вид изложения отличается максимальной точностью и близостью к оригинальному тексту. Ребятам бывает сложно начать и закончить пересказ. Нередко они искажают факты и говорят с ошибками. При подробном изложении ребёнку следует тщательно изучить и проанализировать текст, а затем пересказать его по частям. Также нужно обращать внимание на художественные приёмы, синтаксис и литературные средства выражения.
- Выборочный. Этот вариант требует изложения только части материала. Пересказ должен ответить на главный вопрос. Ребёнок обычно не может выделить основную мысль в тексте, поэтому ему надо указать на ключевые моменты рассказа или сказки.
- Сжатый. Такая разновидность изложения сложнее подробной. В этом случае требуется кратко представить прочитанный текст, не упустив главные детали. Дети часто исключают основные факты, искажают суть темы или теряют логику повествования. Кроме того, могут возникнуть проблемы в передаче диалогов. В этом случае следует поработать с детьми над косвенной речью и планом.
Также есть творческий тип изложения, при котором можно изменять план повествования, дополнять пересказ новыми идеями, инсценировать его или передавать информацию с помощью рисования. Такой вид подачи прочитанного текста даёт возможность рассмотреть его с разных сторон, а также поработать с языковыми средствами.
Основные правила
Чтобы ребёнок научился грамотно излагать мысли, он должен знать правила пересказа текста. Если малыш спокойный и усидчивый, тогда будет легко заняться с ним пересказом текстов.
План изложения материала:
- прочитать текст;
- найти значение незнакомых слов;
- проанализировать текст, определив главную мысль;
- разделить текст на смысловые части и устно составить план изложения;
- придумать заголовки к каждому этапу повествования;
- обсудить все части по отдельности, выделив интересные моменты;
- описать главных героев и их поступки;
- определить последовательность событий в рассказе или сказке;
- соединить все части и пересказать их.
Чтобы ребёнку было легче пересказывать, родителям следует задавать наводящие вопросы, например, когда началось событие или как закончилась история. Подсказывать малышу не рекомендуется, поскольку он сам должен вспомнить прочитанное. Вначале ребёнок может отвечать одним предложением. С постоянными тренировками он научится излагать мысли развёрнуто.
В первый раз взрослому следует пересказать текст вместе с малышом. А потом он может сделать вид, что забыл какое-то событие. В этот момент чадо может продемонстрировать хорошую память и напомнить родителю о позабытой части рассказа.
Многие дети любят рисовать. Ребята могут изобразить на бумаге последовательность событий прочитанного произведения в виде людей и предметов. Если они не умеют рисовать, тогда подойдёт и схема из стрелок, которые станут логическими переходами от одной мысли к другой.
Работа с детьми старшего возраста
Многие учащиеся начальной или старшей школы тоже не всегда могут качественно пересказать материал научной или художественной литературы. При работе со школьниками изложение текстов необходимо разбить на несколько этапов:
- Работа со словарём. Изучая научную литературу, ученики сталкиваются с множеством новых понятий. Сначала им необходимо выписать незнакомые слова и найти их значение в словаре. Объяснить новые понятия могут родители или преподаватели. Со временем ребята научатся самостоятельно пользоваться словарями и справочниками.
- Знакомство с материалом. Школьники должны разделить текст на смысловые части. В научной литературе они выделены абзацами и параграфами. Ученики читают каждую часть и определяют главную мысль.
- Составление плана. На основе ключевых моментов школьники конспектируют материал по пунктам. Позже они научатся мысленно составлять план.
- Обобщение материала. Вместе с учителем учащиеся определяют цель и главную идею текста, а также подводят итог.
- Небольшой отдых. После проделанной работы детям следует дать передышку на 5−10 минут, чтобы они немного отвлеклись и отдохнули. Если задание выполняется в школе, тогда преподаватель даёт школьникам упражнение, которое не связано с текстом. Ученики могут почитать интересные факты об авторе произведения или найти примеры из жизни, связанные с темой урока.
- Повторное чтение. Учащиеся ещё раз читают материал, чтобы лучше его запомнить.
- Устный пересказ. Работу завершают изложением прочитанного текста.
Пересказ следует делать на основе конспекта. Если ребёнку сложно даётся изложение материала, тогда в первый раз он может подглядывать в книгу или учебник.
Ассоциации помогут начать пересказ. Учащимся следует мысленно вспомнить обстановку, которая была при прочтении рассказа или параграфа. Картинки, фотографии и другие изображения на странице с текстом тоже станут опорой для вступления изложения. Если дети работают с художественной литературой, тогда они вспоминают, какие ассоциации у них вызывали герои и события в прочитанном произведении.
Ошибки родителей
Детям интересно познавать что-то новое с родителями. Однако некоторые взрослые не всегда ведут себя правильно по отношению к ребёнку, который только осваивает очередные навыки.
Типичные ошибки родителей:
- Привычка перебивать своё чадо. Если во время пересказа взрослый часто останавливает ребёнка и указывает на его ошибки, тогда малыш может разозлиться, замкнуться в себе и больше не пытаться рассказать прочитанное.
- Открытое недовольство. Некоторые родители жёстко критикуют своих детей, когда они недовольны их результатами в учёбе. Такое отношение отбивает у ребёнка желание познавать новое, поскольку его самооценка резко понижается. Взрослым необходимо быть терпеливыми. Психологи подтвердили, что для ребёнка очень важны поддержка и понимание близких.
- Заучивание материала. Если заставлять малыша учить текст наизусть, тогда он не будет понимать и запоминать новую информацию. Без важного навыка осмысления ребёнок не научится выстраивать грамотную речь.
- Отсутствие похвалы. Любому ученику приятно, когда родители хвалят его за старания. Многие дети ленятся учиться и не желают запоминать новую информацию. Когда родители хвалят ребёнка не только за его победы, но и за старания, у него возникает желание дальше учиться и браться за очередные задачи.
- Сравнение с другими детьми. Когда взрослые сравнивают своё чадо с его друзьями или одноклассниками, которые успешнее его в учёбе, они не понимают, что таким образом развивают в нём комплекс неполноценности. Ребёнок перестаёт ценить себя и в последующем не может справиться с другими задачами.
- Сложная литература. При обучении ребёнка пересказу следует выбирать такие произведения, которые заинтересуют малыша. Он быстрее научится пересказывать увлекательные сказки или стихотворения, чем скучные и сложные рассказы. Кроме того, необходимо начинать с коротких текстов, постепенно переходя к объёмным произведениям.
Дети часто делают ошибки, поэтому важно правильно отнестись к этому и помочь им в развитии нового навыка. Научиться излагать мысли и пересказывать прочитанное довольно сложно для любого ребёнка. После первых попыток пересказа детей надо хвалить и спокойно объяснять, где следует исправиться.
Полезные советы
Существуют различные методы, которые позволяют овладеть навыком пересказа. Быстро выучить нужный материал помогут следующие рекомендации:
- При чтении текста нужно мысленно рисовать картину, отражающую суть произведения. Такой метод помогает лучше запомнить образы и события.
- При знакомстве с текстом не следует сразу выделять ключевые моменты или проговаривать незнакомые слова вслух. Когда ребёнок читает про себя, он лучше воспринимает смысл текста.
- Сложную информацию, особенно научную литературу, надо читать с толком и расстановкой.
- Объёмный текст лучше разделить на 5−7 частей, которые затем следует пересказать по очереди.
- Текст запоминается быстрее, если читать его перед сном. Такой метод применяют, когда необходимо выучить большой текст или любое произведение в короткие сроки.
- Ребёнку будет легче пересказывать материал, если для него найти хорошего и внимательного слушателя.
Научиться пересказывать тексты нельзя за несколько дней. Только постоянные тренировки позволят обрести новый навык и повысить успеваемость в учёбе. Кроме того, умение излагать мысли грамотным языком поможет развить коммуникабельность. Родителям нужно быть терпеливыми и сделать работу для ребёнка максимально интересной, чтобы добиться быстрых результатов.
Как научиться пересказывать текст | otvetclub.com
Проговаривая вслух литературные факты, помогает закрепить текст, сюжеты, образы в памяти. Пересказ способствует развитию логического мышления, это весьма полезно для учащихся. Все помнят изложения, сочинения, кому-то этот процесс давался проще, кому-то сложнее. Часто учителя задают пересказ, как домашнее задание. Именно в школьном возрасте, формируется мышление и речь. Как ясно излагать своим мысли, помочь научиться этому ребёнку, попробуем разобрать рекомендации.
Как научиться пересказывать текст
Проще говоря, пересказ, это и есть изложение прочитанного, кажется, что тут сложного, прочитал, рассказал. Но не всё так легко, мышление, это сложный психологический процесс. Начиная от рождения, малыш познает мир, воспринимает всё новое. Позже, с помощью взрослых, ребёнок начинает называть своими именами окружающею его среду, формируются понятия, и соответственно, из внешней речи, идёт формирование внутренней, которая и является мышлением. Кажется, что это сложно, хотя на самом деле, всё предельно ясно, уровень развития речи ребёнка влияет на процесс развития мысли и отражает его.
Именно по этому, учат в раннем возрасте, ясному мышлению. Но помощь родителей будет не лишней, чтобы для ребёнка не стал процесс изложения мучением. Необходимо регулярно затрачивать на обучение время, но не заставлять через силу.
Как пересказывать прочитанный текст
Благодаря чтению, человек не только получает необходимую информация, приятно проводит время, обучается либо работает, но и способствует развитию памяти, грамотности мышления. Для улучшения способностей пересказа, рекомендуется рассказывать кому-то о прочтенном материале. К примеру, Вы прочитали статью о природных явлениях, либо об экономической ситуации, и тут же перескажите другу. Вот несколько советов по улучшению запоминания прочтённого:
- При чтении вслух, не говорите шепотом, советуется либо проговаривать ясно текст, либо мысленно. Вообще, чтение в полный голос немного утомляет нервную систему, рассеивая внимание. Не стоит злоупотреблять этим способ заучивания, периодически меняйте стиль.
- Если Вы читаете сложную научную или техническую статью, то без заметок не обойтись. Записывайте прочтённое, цитаты, афоризмы, или даже наиболее сложно запоминающиеся текста.
- Не пытайтесь вечером или ещё хуже, ночью читать и заучивать. Мозг человека так устроен, что его активность приходится на первую половину дня. Но есть и свои исключения, если Вы точно чувствуете, что прочтённое вечером лучше усваивается в памяти, то конечно, Вам это никто не запретит.
- С книгами, как и с фильмами, одни откладываются в нашей памяти достаточно ясно, другие, сложно даже вспомнить начало. Это объясняется тем, что вероятнее всего после прочтения, Вы обсудили книгу с кем-то, поделились впечатлениями.
- Перед началом чтения, ознакомьтесь с анонсом или критикой данного произведения. Это поможет составлению собственного мнения о том, что произойдёт в книге.
- Рекомендуется находиться в более тихом, спокойном месте, чтобы было комфортно. Позаботьтесь о хорошем освящение.
Как быстро научиться пересказывать тексты
Для быстроты запоминания прочтенного, повторите прочитанный кусочек, с выражением. Так Вы выделите интересные места голосом и поможете памяти их усвоить. У всех разные способы восприятия информации, и могут для этого использоваться виды пересказа: сжатые, подробные, краткие, творческие. К примеру, если у Вас последний вид способа, то лучше подойдёт инсценировки сценок из текста, разбор по ролям, основываясь на образах литературных героев. Но такой вид сложнее применить, если необходимо пересказать научного характера текст, тут могут пригодиться другие советы. После прочтения, сформируйте основу текста, выделите некоторый материал.
Для короткого пересказа, определите значимость, главное и вторичное, возможно, конкретного персонажа. Для пересказа выборочного, объедините все темы текста, и сведите их к одной. Ну а для творческого, составьте словесное рисование, перескажите отдельные эпизоды. Разберите логическую часть текста, фразу, слова. При необходимости, записывайте себе вопросы, они помогут с пересказом. Пересказывая текст в первый раз, положите свой листок — подсказку с заметками рядом, а второй раз, несмотря на него, попробуйте пересказать без помощи.
Самое дельное, это если кто-то будет слушать, при отсутствии такой возможности, записывайте себя на диктофон. После завершения, сопоставьте свой рассказ с текстом оригинала и повторяйте работу пока все недочеты не будут исправлены, и сами не будите, уверенны в себе.
Как научить ребёнка пересказывать
Вообще это умение нужный навык в жизни в целом, не только в школе. Как уже было упомянуто ранее, он формируется у детей и важно правильно научить, помочь им в этом. Детям важно осознавать сюжетную линию, главных героев, события, чтобы сформировать последовательность грамотного текста. Советы по действию учения детей пересказу:
- Выберите книгу с банальным и простым финалом. Вспомните только, как свободно читаются и долго хранятся в голове сказки. На пример, сказка «Репка».
- Покажите для начала просто книгу и дайте предположить ребёнку об её содержании.
- Зачитывайте один и тот же сюжет несколько раз, но используйте разные интонации, меняйте голос, это больше увлечет ребёнка.
- Затем, задавайте ряд вопрос «Почему», ну например, почему дед позвал внучку и тому подобное.
- Если Вы занимаетесь с ребёнком школьного возраста, пусть самостоятельно читает текст. Попросите его замедлить темп речи, читая наиболее внимательно.
- Объясняйте слова, которые не понятны ребёнку и видят в первый раз.
- Составьте план действий, задавайте по нему потом вопросы в последовательности прочтённого текста.
Очень важно помочь детям освоить навык пересказа, ведь в школе много подобных заданий, и ему позже будет проще с ними справиться. Чем раньше Вы разовьёте в малыше этот навык, тем легче будут достигнуты поставленные цели. Хорошая разговорная речь, гарантирует не только успехи в школе, но и облегчит в дальнейшем коммуникативные навыки.
Как пересказать текст и составить план пересказа. Пересказ текста.
Разберем в этой статье, что же такое пересказ, как научить детей пересказывать тексты и составлять план и какие существуют виды пересказа.
Школьная система обучения построена таким образом, что большинство знаний дети получают посредством пересказа. И здесь выясняется, что наши дети не умеют пересказывать. Они заучивают большие тексты и сбиваются при малейших вопросах или просто не могут вспомнить основную мысль и последовательность событий. Не стоит ругать детей, их нужно научить пересказывать текст.
Что такое пересказ
Пересказом считается изложение текста своими словами. Это живая речь в строгом соответствии с оригиналом, наполненная эмоциональной выразительностью.
К пересказу предъявляется ряд требований:
• отсутствие зубрежки и заучивания отельных фраз;
• соблюдение логики изложения, установление причинно-следственных связей;
• использование авторских образных выражений;
• полнота;
• эмоциональная выразительность.
Последнее требование имеет отношение не только к художественным текстам. Любой пересказ должен быть интересным. Как часто нам приходится слушать монотонный скучный рассказ: исторический, географический и т.д. Любую информацию можно и нужно передавать так, чтобы ее хотелось слушать. Главное, правильно подобрать средства выразительности в соответствии с содержанием.
Учим детей пересказывать
Чтобы пересказать текст, его нужно понять. Понимание текста начинается с его полного восприятия.
Но до чтения нужно разобраться с непонятными словами в тексте. Именно в этом заключается предварительная работа. Нужно выписать новые и сложные слова и разобрать их с детьми.
Запомните: текст для пересказа всегда читается дважды.
Первичное чтение
Первый раз мы читаем текст полностью, чтобы понять общий смысл. Любой текст посвящен одной теме или событию, поэтому важно прочесть его от начала до конца. Позаботьтесь, чтобы ничто не отвлекало ребенка от чтения. Дошкольникам и первоклассникам текст читают взрослые. Как только техника первичного чтения станет достаточно высокой, пусть ребенок читает сам. Младшие школьники читают текст вслух, а затем можно разрешать ребенку читать про себя.
После прочтения задайте ребенку несколько вопросов, чтобы понять целостность восприятия прочитанного:
— О чем текст (рассказ, сказка)?
— Что нового (интересного) ты узнал?
— Что произошло (описывается)?
— Кто главный герой?
— Что тебе больше всего запомнилось?
Разбиваем текст на смысловые части – составляем план. В научных текстах есть параграфы, и детям не составит труда их выделить. Называем части и определяем их содержание, читая выборочно начало и конец, кратко формулируя основные идеи.
Переходим к работе над образами, вспоминаем, как автор описывает те или иные события, зачитываем характеристики из текста. Рассматриваем иллюстрации, если они есть. Просим ребенка высказать свое мнение о прочитанном.
Далее нужно сделать небольшую передышку.
Часто родители сетуют: ребёнок не любит читать. Сделать из ребенка читателя — цель благая, и мы собрали советы психологов и писателей на эту тему.
Читать дальше
|
Повторное чтение
Перед повторным чтением нужно сделать установку на пересказ: сейчас прочти (прочтем) еще раз, а ты постарайся запомнить и пересказать.
Художественные тексты читаем целиком, а научные можно разбить на смысловые части (параграфы) и пересказывать по частям.
Собственно пересказ
Важно не подглядывать, а пересказывать полностью самостоятельно. Не перебивайте ребенка. Выслушивайте его, учите его строить монолог. Если ребенок не знает, как начать, то задайте ему наводящий вопрос, но не учите первое предложение. После пересказа предложите заглянуть в текст, чтобы понять, что он забыл или пропустил, помогите ему.
Таким образом, пересказывается весь текст.
Виды пересказа
Школьники должны овладеть различными видами пересказа.
Вид пересказа
|
Особенности
|
Проблемы освоения
|
Как помочь детям
|
Подробный
|
Пересказ учебного или художественного материала близко к тексту.
|
Незнание, с чего начать.
Отсутствие эмоциональной окраски.
Неиспользование лексики текста, образных выражений.
Потеря деталей или отдельных событий.
|
Не заучивайте отдельные фразы. При анализе текста спросите, с чего начинается текст? Как еще можно было начать?
Обращайте внимание на средства выражения в тексте, просите их повторить.
Используйте метод схематизации.
|
Выборочный
|
Пересказ части текста, с целью ответа на вопрос.
|
Неумение выбрать нужный отрывок, пересказ всего текста.
|
Составляйте план текста, делите текст на смысловые части.
|
Сжатый
|
Краткий пересказ сути и основных событий.
|
Неумение передать коротко содержание текста, уход в подробный пересказ.
|
Учите выделять главные мысли. Составляйте план текста.
|
Творческий
|
Изменение текста и включение в него новых героев, диалогов, своей концовки, собственных выводов.
|
Неспособность придумать нового героя или концовку, сделать свои выводы.
|
Рассмотрите различные варианты действий, предложите подобрать героев из других произведений. Учите высказывать свою точку зрения с помощью наводящих вопросов:
— Что бы ты изменил?
— Хотел бы ты жить там и почему?
— Чтобы ты сделал, если бы оказался в этом месте?
|
Маленькие хитрости
Читайте текст с интересом, учите ребенка мысленно рисовать картинки.
С младшими дошкольниками можно рассматривать иллюстрации сразу при чтении, а с более старшими детьми иллюстрации рассматривают после прочтения.
Используйте схематизации или метод бутерброда после первого прочтения. Разрешите ребенку использовать свои зарисовки при пересказе.
Станьте благодарным слушателем. Подчеркивайте как интересно то, что рассказывает ребенок.
Пересказу нужно учить, начиная с дошкольного возраста. Этот навык не появляется за один день или месяц. Здесь требуется кропотливая постоянная работа. Однако этот труд будет вознагражден самостоятельным качественным выполнением домашних заданий вашими детьми в будущем. Согласитесь, что очень заманчивая перспектива.
Фото: www.pexels.com globallookpress.com
Обзор литературы | Полное пошаговое руководство
Обзор литературы — это обзор научных источников по определенной теме. В нем представлен обзор текущих знаний, позволяющий выявить соответствующие теории, методы и пробелы в существующих исследованиях.
Написание обзора литературы включает в себя поиск подходящих публикаций (например, книг и журнальных статей), их критический анализ и объяснение того, что вы нашли. Есть пять ключевых шагов:
- Найдите для соответствующей литературы
- Оцените источников
- Определите тем, дебатов и пробелов
- Набросайте структуру
- Напишите обзор литературы A
Хороший обзор литературы не просто обобщает источники — он анализирует, синтезирует и критически оценивает, чтобы дать четкое представление о состоянии знаний по этому вопросу.
Зачем писать обзор литературы?
Когда вы пишете диссертацию, диссертацию или исследовательскую работу, вам нужно будет провести обзор литературы, чтобы разместить свое исследование в рамках существующих знаний. Обзор литературы дает вам возможность:
- Продемонстрировать свое знакомство с темой и научным контекстом
- Разработать теоретическую основу и методологию для вашего исследования
- Поставить себя по отношению к другим исследователям и теоретикам
- Показать, как ваше исследование решает пробел или способствует дискуссии
Возможно, вам также придется написать обзор литературы как отдельное задание.В этом случае цель состоит в том, чтобы оценить текущее состояние исследований и продемонстрировать свои знания научных дискуссий по теме.
В каждом случае содержание будет немного отличаться, но процесс обзора литературы следует тем же этапам.
Шаг 1. Поиск соответствующей литературы
Прежде чем вы начнете поиск литературы, вам нужна четко определенная тема.
Если вы пишете обзор литературы в диссертации или исследовательской работе, вы будете искать литературу, имеющую отношение к вашей исследовательской проблеме и вопросам.
Если вы пишете обзор литературы как отдельное задание, вам нужно будет выбрать фокус и разработать центральный вопрос, который будет направлять ваш поиск. В отличие от вопроса диссертационного исследования, на этот вопрос нужно ответить без сбора исходных данных. Вы должны иметь возможность ответить на него только на основе обзора существующих публикаций.
Пример вопроса исследования Каково влияние социальных сетей на имидж тела среди поколения Z?
Составьте список ключевых слов
Начните с создания списка ключевых слов, связанных с вашим вопросом исследования.Включите каждое из ключевых понятий или переменных, которые вас интересуют, и перечислите все синонимы и связанные с ними термины. Вы можете добавить в этот список, если обнаружите новые ключевые слова в процессе поиска литературы.
Пример ключевых слов
- Социальные сети, Facebook, Instagram, Twitter, Snapchat, TikTok
- Образ тела, самовосприятие, самооценка, психическое здоровье
- Поколение Z, подростки, подростки, молодежь
Поиск соответствующих источников
Используйте свои ключевые слова, чтобы начать поиск источников.Вот некоторые полезные базы данных для поиска журналов и статей:
Вы можете использовать логические операторы, чтобы сузить область поиска:
- И , чтобы найти источники, содержащие более одного ключевого слова (например, социальные сети И изображение тела И поколение Z )
- ИЛИ , чтобы найти источники, содержащие один из ряда синонимов (например, поколение Z ИЛИ подростки ИЛИ подростки)
- НЕ , чтобы исключить результаты, содержащие определенные термины (например, яблоко НЕ фрукт)
Прочтите аннотацию к узнайте, соответствует ли статья вашему вопросу.Когда вы найдете полезную книгу или статью, вы можете проверить библиографию, чтобы найти другие соответствующие источники.
Чтобы определить наиболее важные публикации по вашей теме, обратите внимание на повторяющиеся ссылки. Если в вашем чтении продолжают появляться одни и те же авторы, книги или статьи, обязательно поищите их.
Какой у вас балл за плагиат?
Сравните вашу статью с более чем 60 миллиардами веб-страниц и 30 миллионами публикаций.
- Лучшее средство проверки плагиата 2019 года
- Отчет и процент плагиата
- Самая большая база данных плагиата
Scribbr Проверка плагиата
Шаг 2: Оцените и выберите источники
Вы, вероятно, не сможете прочитать абсолютно все, что было написано по теме — вам нужно будет оценить, какие источники наиболее актуальны для ваших вопросов.
Для каждой публикации спросите себя:
- Какой вопрос или проблему решает автор?
- Каковы ключевые концепции и как они определены?
- Каковы основные теории, модели и методы? Используются ли в исследовании установленные рамки или новаторский подход?
- Каковы результаты и выводы исследования?
- Как публикация соотносится с другой литературой в данной области? Подтверждает ли он, дополняет или оспаривает существующие знания?
- Как публикация способствует вашему пониманию темы? Каковы его основные идеи и аргументы?
- Каковы сильные и слабые стороны исследования?
Убедитесь, что используемые вами источники достоверны, и убедитесь, что вы прочитали все важные исследования и основные теории в своей области исследований.
Вы можете узнать, сколько раз статья цитировалась в Google Scholar — большое количество цитирований означает, что статья оказала влияние в данной области и, безусловно, должна быть включена в ваш обзор литературы.
Объем вашего обзора будет зависеть от вашей темы и дисциплины: в естественных науках вы обычно просматриваете только недавнюю литературу, но в гуманитарных науках вы можете использовать долгую историческую перспективу (например, чтобы проследить, как концепция изменилась по значению в течение время).
Делайте заметки и цитируйте свои источники
По мере чтения вы также должны начать процесс написания. Делайте заметки, которые позже можно будет включить в текст обзора литературы.
Во избежание плагиата важно отслеживать источники с цитированием. Может быть полезно составить аннотированную библиографию, в которой вы собираете полную информацию о цитировании и пишете абзац резюме и анализа для каждого источника. Это поможет вам запомнить то, что вы читаете, и сэкономит время позже в процессе.
Вы можете использовать наш бесплатный генератор цитирования для быстрого создания правильных и последовательных цитирований APA или цитирования в формате MLA.
Шаг 3. Определите темы, дискуссии и пробелы
Чтобы начать систематизировать аргументы и структуру вашего обзора литературы, вам необходимо понять связи и отношения между источниками, которые вы прочитали. Основываясь на чтении и примечаниях, вы можете искать:
- Тенденции и закономерности (теоретически, метод или результаты): становятся ли определенные подходы более или менее популярными со временем?
- Темы: какие вопросы или концепции повторяются в литературе?
- Дебаты, конфликты и противоречия: Где расходятся источники?
- Основные публикации: Есть ли какие-либо влиятельные теории или исследования, которые изменили направление этой области?
- Пробелы: чего не хватает в литературе? Есть ли слабые места, которые необходимо устранить?
Этот шаг поможет вам разработать структуру обзора литературы и (если применимо) показать, как ваше собственное исследование будет способствовать развитию существующих знаний.
Примеры тенденций и пробелов Изучая литературу по социальным сетям и имиджу тела, вы отмечаете, что:
- Большинство исследований сосредоточено на молодых женщинах.
- Интерес к визуальным аспектам социальных сетей растет.
- Но до сих пор нет надежных исследований на таких платформах с высокой визуализацией, как Instagram и Snapchat — это пробел, который вы могли бы устранить в своем собственном исследовании.
Шаг 4. Обозначьте структуру обзора литературы
Существуют различные подходы к организации основной части обзора литературы.Перед тем, как начать писать, вы должны иметь приблизительное представление о своей стратегии.
В зависимости от объема обзора литературы вы можете комбинировать несколько из этих стратегий (например, ваша общая структура может быть тематической, но каждая тема обсуждается в хронологическом порядке).
Хронологический
Самый простой подход — проследить развитие темы во времени. Однако, если вы выберете эту стратегию, будьте осторожны, чтобы не просто перечислять и резюмировать источники по порядку.
Попытайтесь проанализировать закономерности, поворотные моменты и ключевые споры, которые сформировали направление поля. Дайте свою интерпретацию того, как и почему произошли определенные события.
Тематический
Если вы обнаружили несколько повторяющихся центральных тем, вы можете разбить свой обзор литературы на подразделы, посвященные различным аспектам темы.
Например, если вы просматриваете литературу о неравенстве в отношении здоровья мигрантов, ключевые темы могут включать политику в области здравоохранения, языковые барьеры, культурные отношения, правовой статус и экономический доступ.
Методологические
Если вы черпаете свои источники из разных дисциплин или областей, которые используют различные методы исследования, вы можете сравнить результаты и выводы, сделанные из разных подходов. Например:
- Посмотрите, какие результаты были получены в качественных и количественных исследованиях
- Обсудите, как к теме подошли эмпирические и теоретические исследования
- Разделите литературу на социологические, исторические и культурные источники
Теоретические
Обзор литературы часто является основой теоретической основы.Вы можете использовать его для обсуждения различных теорий, моделей и определений ключевых понятий.
Вы можете отстаивать актуальность конкретного теоретического подхода или комбинировать различные теоретические концепции, чтобы создать основу для вашего исследования.
Шаг 5: Напишите обзор литературы
Как и любой другой академический текст, ваш обзор литературы должен содержать введение, основную часть и заключение. Что вы включаете в каждый из них, зависит от цели вашего обзора литературы.
Введение
Введение должно четко определять направленность и цель обзора литературы.
Обзор литературы по диссертациям Если вы пишете обзор литературы в рамках своей диссертации или диссертации, повторите основную проблему или исследовательский вопрос и дайте краткое изложение научного контекста. Вы можете подчеркнуть актуальность темы («многие недавние исследования были посвящены проблеме x») или выделить пробел в литературе («хотя было проведено много исследований по x, лишь немногие исследователи приняли во внимание y»).Автономный обзор литературы Если вы пишете отдельную статью, дайте некоторую справочную информацию по теме и ее важности, обсудите объем литературы, которую вы будете рассматривать (например, период времени ваших источников), и укажите свою цель. Какие новые идеи вы почерпнете из литературы?
Тело
В зависимости от объема обзора литературы вы можете разделить его на подразделы. Вы можете использовать подзаголовок для каждой темы, периода времени или методологического подхода.
В процессе написания вы можете следовать этим советам:
- Обобщите и синтезируйте: дайте обзор основных моментов каждого источника и объедините их в единое целое
- Анализируйте и интерпретируйте: не просто перефразируйте других исследователей — по возможности добавляйте свои собственные интерпретации, обсуждая значимость результатов по отношению к литературе в целом
- Критически оценивайте: упомяните сильные и слабые стороны ваших источников
- Напишите хорошо структурированными абзацами: используйте переходные слова и тематические предложения для установления связей, сравнений и противопоставлений
Пример абзаца в обзоре литературы
Заключение
В заключение вам следует обобщить основные выводы, которые вы извлекли из литературы, и подчеркнуть их важность.
Обзор диссертационной литературы Если обзор литературы является частью вашей диссертации или диссертации, покажите, как ваше исследование устраняет пробелы и способствует получению новых знаний, или обсудите, как вы опирались на существующие теории и методы, чтобы построить основу для своего исследования. вы пишете отдельную статью, вы можете обсудить общие значения литературы или сделать предложения для будущих исследований на основе выявленных вами пробелов.
Когда вы закончите писать и проверять обзор литературы, не забудьте тщательно вычитать его перед отправкой.В нашем кратком руководстве по корректуре есть несколько полезных советов и рекомендаций!
Бесплатные слайды лекций
Эта статья была преобразована в слайды лекций, которые вы можете использовать, чтобы научить своих студентов писать обзор литературы.
Слайды Scribbr можно бесплатно использовать, настраивать и распространять в образовательных целях.
Открыть слайды Google Загрузить PowerPoint
Часто задаваемые вопросы об обзорах литературы
- Какова цель обзора литературы?
Есть несколько причин для проведения обзора литературы в начале исследовательского проекта:
- Чтобы ознакомиться с текущим уровнем знаний по вашей теме
- Чтобы убедиться, что вы не просто повторяете то, что уже есть у других выполнено
- Для выявления пробелов в знаниях и нерешенных проблем, которые могут быть решены в вашем исследовании
- Для разработки вашей теоретической основы и методологии
- Для обзора основных выводов и дебатов по теме
Написание обзора литературы покажет вашему читателю как ваша работа соотносится с существующими исследованиями и какие новые идеи она внесет.
.
Как подготовить пересказ на английском — Иностранные языки
Пересказ текста требует от говорящего сразу нескольких навыков: во-первых, хорошей памяти, во-вторых, умения говорить «экспромтом», заранее продумывая ход мыслей. Очевидно, что если все это делать на неродном языке, задание усложняется в несколько раз, и, возможно, именно поэтому упражнение так популярно среди учителей и так не нравится ученикам.
Инструкция
один
Перевести текст на русский язык.Недостаточно просто полностью разобраться в содержании — перевести текст и записать его на листе бумаги (или шрифте), чтобы можно было работать в абсолютно комфортной для вас обстановке.
2
Разбейте текст на абзацы. Делать это можно логически или абзац за абзацем — в итоге у вас должно получиться несколько заголовков, кратко передающих суть материала.
3
Пересказать текст на русском языке по абзацам. Делать это нужно 3-4 раза, пока вся последовательность действий полностью не отложится в голове.На этом этапе следует выполнить первую часть работы: подготовить пересказ текста.
четыре
Начать перевод. Используя фразы из исходного текста, напишите небольшое резюме каждого из ранее составленных пунктов. В то же время старайтесь использовать слова и конструкции, которые вы не понимаете или можете забыть как можно больше: у вас всегда будет время пополнить словарный запас, теперь поработайте над устной речью. Если на этом этапе вы не чувствуете себя более-менее уверенно, то сотрите уже созданный вариант и продублируйте работу заново — это будет в несколько раз эффективнее, чем запоминание уже созданной схемы.
пять
Попробуйте еще раз написать пересказ, но уже без помощи исходного текста. Не торопитесь — сначала придумывайте предложения на русском языке, а затем переводите их. Поймите, что на этом этапе вы уже полностью пересказываете себя — единственное, что вам нужно, это то, что вы делаете это письменно.
6
Наконец, попробуйте пересказать текст устно 2-3 раза. Ведь
.
Как пересказать текст
Зачем пересказ?
Пересказ
- — отличный способ поделиться информацией о тексте с другими людьми
- — отличный способ запомнить прочитанное.
- помогает убедиться, что вы действительно понимаете текст.
Пересказ — важный базовый навык для изучающих язык. Он способствует пониманию рассказов и помогает учащимся развить выразительный словарный запас. Когда учащиеся могут пересказать историю, они активируют свои мыслительные способности и воображение.Они также развивают навыки построения последовательности, работая над объяснением и пересказом событий истории в том порядке, в котором они их читают. Учащиеся, которые умеют читать текст и пересказывать рассказ, понимают сюжет рассказа.
Здесь можно найти полезных фраз, как пересказать текст .
Начало отрисовки текста
- Я расскажу вам о тексте, который я только что прочитал.
- Я постараюсь сказать несколько слов о прочитанном тексте.
- Я прочитал отрывок из книги… авторства…
- Я хочу прокомментировать книгу, которую прочитал.
Название текста
- Текст озаглавлен…
- Заголовок прочитанной мною статьи:
- Заголовок гласит:
Автор книги; когда и где было опубликовано
- Автор книги…
- Текст написан…
- Опубликовано в…
Основная идея текста
Этот текст касается….
Рассказ о…
Статья посвящена…
Текст затрагивает…
Рассказ представляет собой драматический (интересный, забавный, забавный, захватывающий) эпизод о…
В статье много информации по…
Цель текста — дать читателю некоторую информацию о…
Цель текста — познакомить читателя с материалом (данными) по…
Содержание текста
Автор начинает с рассказа читателям о…
Текст начинается с описания…
В тексте описывается…
Автор пишет (констатирует, подчеркивает, думает, указывает)…
По тексту…
Далее в тексте говорится…
В заключение…
Автор приходит к выводу, что…
Ваше мнение о тексте
Я нашел текст интересным (забавным, смешным, важным, скучным, бесполезным, информативным, слишком сложным для понимания).
На мой взгляд…
Насколько я понимаю…
На мой взгляд
Как по мне
Я думаю
Мне кажется
Я верю
считаю
Я думаю
,
Рассказывание историй — преимущества и советы | TeachingEnglish | Британский совет
- Что может предложить рассказывание историй?
- Рассказ и межкультурное понимание
- Другие преимущества использования рассказывания историй в классе
- Общность культур мира
Что может предложить сторителлинг?
У детей врожденная любовь к рассказам. Истории создают волшебство и чувство удивления в мире.Истории рассказывают нам о жизни, о нас самих и о других. Рассказывание историй — это уникальный способ для учащихся развить понимание, уважение и признательность по отношению к другим культурам, а также может способствовать положительному отношению к людям из разных стран, рас и религий.
Рассказывание историй и межкультурное понимание
Существует несколько способов, с помощью которых рассказывание историй может улучшить межкультурное понимание и общение. Истории могут…
- позволяют детям исследовать свои культурные корни
- позволяют детям познакомиться с различными культурами
- позволяет детям сопереживать незнакомым людям / местам / ситуациям
- знакомит с традициями и ценностями
- помочь детям понять, насколько мудрость присуща всем народам / всем культурам
- предлагает понимание универсального жизненного опыта
- помочь детям осмыслить новые идеи
- выявить различия и сходства культур по всему миру
Другие преимущества использования рассказывания историй в классе
Рассказы…
- Обеспечивает чувство благополучия и расслабления
- Повышение готовности детей выражать мысли и чувства
- Поощрять активное участие
- Повышение уровня устной речи
- Поощрять использование воображения и творчества
- Поощрять сотрудничество между студентами
- Улучшить навыки аудирования
Общность культур во всем мире
Истории раскрывают универсальные истины о мире.Из историй мы видим, как очень разные люди разделяют один и тот же жизненный опыт и как человеческая природа может превзойти культуру.
Техника исполнения
Рассказ истории может увлечь аудиторию; то есть с правильной техникой и небольшой практикой.
Вспоминая и пересказывая сюжет:
- карта графика как техника памяти
- используйте сюжетные скелеты, чтобы помочь вам запомнить ключевые события
- воспринимайте сюжет как фильм или серию связанных изображений
- расскажи себе историю своими словами
- создайте свою версию истории (адаптируйте и импровизируйте)
- пересказывайте это много раз, пока не почувствуете, что это история
Исполнительское мастерство
Не забудьте…
- изменяйте громкость, высоту и темп вашего голоса (произносите четко и преувеличивайте выражение)
- используйте свое лицо, тело и жесты (пусть ваше тело говорит)
- заставьте ваше тело и лицо откликнуться на сказку
- иметь четкую направленность и поддерживать концентрацию
- поддерживать зрительный контакт с аудиторией / отдельными слушателями
- создайте харизматическое присутствие (заставьте аудиторию поверить в вас)
- использовать разные, преувеличенные голоса персонажей
- используйте свое пространство / будьте динамичны
- не забывайте идти в ногу
- всегда не забывай восстановить свой стиль рассказчика
- используйте тишину и паузы, чтобы добавить драматический эффект
Последнее слово…
Юные учащиеся делятся замечательным разнообразием личного опыта, ценностей и способов понимания.Язык, который они изучают в классе, — это инструмент, который они используют для формирования своих мыслей и чувств. Это больше, чем способ обмена информацией и распространения идей, это их средство установления контакта с другими людьми. Истории могут связывать не только мир учебы и дома, но и между классом и не только. Истории — это связующее звено, которое может помочь объединить культуры и стать мостом через культурный разрыв.
По материалам семинара Паулы Стойл, Британский Совет, Иордания
.