Как развить мозг человека: Развитие мозга: полезные советы и упражнения
Как развить мозг за 30 дней
Эту статью можно не только прочитать, но и послушать. Если вам так удобнее — включайте подкаст.
Здоровье мозга напрямую зависит от наших ежедневных действий. Причём достаточно немного изменить свои привычки, и вы заметите результат. Выделите следующие 30 дней, чтобы ввести их в свою жизнь и прокачать мышление. Предприниматель и блогер Томас Оппонг (Thomas Oppong) рассказал, как именно это сделать.
1. Напрягайте мозг
Займитесь чем-то новым, требующим умственных усилий: танцами, игрой на фортепиано, изучением нового языка. Это увеличивает скорость обработки информации, укрепляет синапсы, расширяет функциональные сети мозга.
«Когда вы учите что-то новое, а мозгу хочется отдохнуть, тогда-то он и растёт», — говорит психолог Дженнифер Джонс (Jennifer Jones). Осваивая что-то, вы создаёте новые связи в мозге. И чем их больше, тем проще будет запоминать информацию в будущем.
2. Выходите из зоны комфорта
Когда вам комфортно и вы всем довольны, в мозге выделяются химические вещества, вызывающие хорошее настроение. Но в долгосрочной перспективе комфорт не приносит ему пользы.
Именно готовность выйти из зоны комфорта поддерживает мозг молодым. Стремитесь к новым впечатлениям, развивайте новые навыки и будьте открыты новым идеям.
Без умственной работы дендриты — отростки нейронов, которые проводят нервные импульсы к телу нейрона, — сокращаются или совсем исчезают. Активная жизнь увеличивает дендритные сети и регенеративную способность мозга, известную как пластичность.
Выходя из зоны комфорта, вы «растягиваете» свой мозг, и дендриты разрастаются подобно деревьям со множеством веток.
3. Тренируйте концентрацию
Для этого начните медитировать. По данным исследований , медитация увеличивает количество серого вещества в зонах мозга, отвечающих за внимание и обработку внешних сенсорных сигналов.
Вы можете в прямом смысле слова расширять свой мозг, и каждый день на это потребуется меньше времени, чем на обед.
«Хотя медитация ассоциируется со спокойствием и физическим расслаблением, её приверженцы давно утверждают, что она даёт когнитивные и психологические преимущества, сохраняющиеся в течение всего дня», — говорит нейрофизиолог Сара Лейзар (Sara Lazar).
4. Читайте каждый день
Во время чтения мозг меняется и развивается. Пока вы читаете эти слова, ваш мозг расшифровывает абстрактные символы и синтезирует результаты в сложные идеи. Это удивительный процесс.
Чтение задействует множество мозговых функций, в том числе процессы визуального, слухового и фонематического восприятия, понимание. Когда мы читаем о чём-то, у нас активизируются те же нейроны, что и тогда, когда мы непосредственно испытываем описываемое.
По словам исследователей, в отличие от просмотра или прослушивания информации, при чтении у мозга больше времени, чтобы обдумать и обработать данные, а также представить описываемые события. Читая каждый день, можно замедлить возрастное снижение когнитивных способностей и поддержать здоровье мозга.
5. Заведите дневник
Ведение записей поможет расставить приоритеты, мыслить ясно и сосредоточиться на важных делах вместо срочных. Ещё дневник помогает легче справляться со стрессовыми ситуациями и тревогой и даже повышает активность иммунных клеток.
«Ведение записей улучшает способность мозга воспринимать, обрабатывать, сохранять и извлекать информацию, — объясняет невролог Джуди Уиллис (Judy Willis). — Это развивает долговременную память, помогает заметить паттерны мышления, даёт время на рефлексию. А при правильном подходе становится источником развития понятий и стимулирует высшие мыслительные функции мозга».
6. Не сидите без движения
Нравится вам или нет, но физическая активность значительно влияет на мозг и настроение. По данным исследователей, движение улучшает когнитивные способности. Поэтому найдите вид активности, который вам нравится, и занимайтесь регулярно.
Достаточно простых аэробных упражнений вроде ходьбы. 30–45 минут ходьбы быстрым шагом три раза в неделю помогут защититься от ментального износа, улучшат эпизодическую память и исполнительные функции мозга примерно на 20%.
7. Высыпайтесь ночью и делайте перерыв на сон днём
Сон снижает физический и психологический стресс. Кроме того, пока вы спите, мозг преобразует новую информацию.
А короткий послеобеденный сон подзаряжает энергией. Вздремнуть днём — это не проявление лени. Научно доказано , что после дневного сна улучшаются концентрация, продуктивность и скорость реакции. Достаточно поспать всего лишь двадцать минут.
8. Научитесь ничего не делать
Постоянная занятость только снижает продуктивность. А посидеть иногда без дела — хороший способ перенастроить мозг и обратить внимание на настоящий момент.
Проводите время в тишине, отключившись от интернета и мыслей о работе. Это улучшает концентрацию и творческое мышление. Так что запланируйте в календаре время для ничегонеделания наравне с другими задачами.
Тишина вообще полезна для мозга. Во время неё он активно усваивает и оценивает информацию. По данным нейробиологов, два часа тишины в день провоцируют развитие клеток в гиппокампе — области мозга, связанной с формированием памяти.
Читайте также
🧐
от чего зависить и как ускорить
Человеческий мозг является самым малоизученным органом организма, который таит в себе множество загадок. Наша жизнь проходит в постоянной учебе, познании, сохранении и дальнейшем использовании полученной информации с помощью своей памяти. Мозг имеет огромное количество функций, которые сложно перечислить даже в нескольких предложениях. О том, как развить свой мозг, можно почитать в специализированной литературе (под авторством Р. Сайпа, Д. Медина, Д. Чернышева и др.).
И у новорожденных детей, и у взрослых, как мы знаем из курса анатомии, мозг состоит из двух полушарий, которые между собой связаны мозолистым телом, передающим нервные импульсы и информацию между ними. При повреждении одного полушария происходит нарушения работы и второго. При этом часто бывает так, что при разрушении одного из полушарий второе частично берет на себя выполнение утраченных функций, что позволяет человеку вести нормальную жизнь.
Функции полушарий разительно отличаются в обычных условиях работы:
- Левое полушарие. Занимается обработкой и анализом получаемых и воспринимаемых от органов чувств данных в определенной последовательности, работает с числами, обеспечивает человеку возможность логического мышления.
- Правое полушарие. Зона его ответственности – творческий подход к мыслительному процессу, восприятие мира с помощью органов чувств, ориентирование в пространстве и окружающей среде, креативное мышление, поиск нестандартных решений поставленных задач.
Развитие мозга – постоянный процесс. Онтогенез спинного и головного мозга, в теории, остановить практически невозможно. Вне зависимости от того, хочет человек или нет, его мозговые структуры развиваются, даже если особой мыслительной деятельности не ведется. При этом есть определенная вероятность гибели мозговых клеток, которые не задействуются (особенно этот процесс проявляется в старости).
Многие специалисты рекомендуют выполнять упражнения, которые позволят обеспечить ускорение мозговой деятельности, увеличить объем памяти, улучшить внимание и концентрацию. Но перед тем как тренировать головной мозг, необходимо особое внимание уделить подготовительным мероприятиям. При этом важно понимать, что никакие тренировки не позволяет человеку обрести сверхспособности. Однако нет четких пределов развития умственных способностей и памяти.
Как подготовиться к тренировкам и упражнениям?
Выделим сразу несколько рекомендаций и советов, которые нужно учитывать перед проведением тренировки головного мозга. Качественно проведенный подготовительный процесс позволит сделать мозговые структуры более податливыми, эластичными, готовыми к восприятию и запоминанию новой информации, а также к ее дальнейшему воспроизведению и правильному использованию.
Далеко не все умные люди (например, признанные ученые, исследователи, врачи и т.д.) для развития мозга занимаются чем-то подобным. Это обусловлено тем, что их профессиональная деятельность уже является отличной базой для тренировки умственных способностей.
К основным правилам можно отнести:
- Наличие достаточно уровня углеводов и фосфатов в организме. Рацион питания человека должен включать в себя еду, которая богата фосфором (бобовые, орехи, фасоль, качественный плавленый сыр, кунжут, овес и т.п.), продукты с повышенным содержанием углеводов (отруби, рис, молоко, кефир, рыба и т.п.). Также рекомендуется свести к минимуму употребление спиртных напитков, которые негативно воздействуют на нейроны. Опасен для мозговых структур и углекислый газ, содержащийся в алкоголе.
- Устранение гиподинамии. У человека не получится быстро развить мозг и активировать новые умственные способности, без достаточной физической активности. Гиподинамия обычно развивается у людей с малоподвижным образом жизни, с сидячей работой, у любителей неактивного отдыха. Побочные эффекты гиподинамии заключаются в том, что в таком состоянии организм в недостаточном количестве расщепляет жировые кислоты, а это потенциально может стать причиной появления бляшек холестерина в сосудах, что приведет к проблемам с кровообращением и кровоснабжением мозга соответственно.
- Употребление достаточного количества жидкости. Развивать мозг можно только при правильном питании и обильном питье, что позволит снизить концентрацию шлаков и токсинов в организме, а также расширить когнитивные способности. Рекомендуемый объем выпиваемой воды в день – 1 литр на каждые 30 кг веса. Если человек подвержен стрессовым ситуациям, то рекомендуется увеличить ежедневный объем употребляемой жидкости.
Соблюдая эти простые правила, можно создать нужный и полезный фундамент для последующей тренировки мозговых структур. В процессе эволюции у человека приспособительные процессы достигли наивысшего уровня, поэтому приобретение новых умений и навыков – это неотъемлемая часть развития человечества. Антропогенез – яркое тому подтверждение.
Развитие обоих полушарий
Врачи и ученые рекомендуют развивать свой интеллект, изучать что-то новое, запоминать важную информацию в течение всей жизни – обучение новому не должно останавливаться. При этом развивать нужно оба полушария – нельзя отдавать предпочтение какой-то одной деятельности. К примеру, можно стать очень креативным человеком, мыслить творчески, но совершенно теряться в решении элементарных математических задач, либо, наоборот, быть профессионалом в аналитической сфере, но не иметь способности видеть красоту в картинах или ничего не понимать в литературе.
Невероятных успехов в науке и различных отраслях деятельности добиваются только те люди, которые развивают свой мозг неограниченное количество времени в разных направлениях. Поэтому практически во всех учебных заведениях ведется преподавание не только профильных предметов, но и тех дисциплин, которые с основной специальностью никак не связаны.
Упражнение №1
Чтобы начать первое упражнение для мозга, потребуется найти помощника. Его задача – завязать вам глаза. После этого нужно немного пройтись по помещению или по небольшой территории, на которой вы сейчас находитесь (длительность такой прогулки – несколько минут).
Затем можно развязать глаза и задать себе следующие вопросы:
- Произошла ли активация чувств во время пребывания в полной темноте (слух, обоняние)?
- Было ли у вас неуверенное состояние из-за временной потери способности видеть? Что помогло вам преодолеть это состояние?
- Какие звуки были наиболее запоминающимися?
- Возникло ли что-то, что вас насторожило или успокоило?
Если дать четкие ответы на эти вопросы, то можно отчасти понять, как организм будет реагировать на тот факт, что одно из чувств отключится. Систематическое проведение данного упражнения для развития мозга – это отличный способ активизации дополнительных ресурсов для нормального функционирования левого и правого полушария. Подходит для детей, подростков, юношеского возраста и взрослых.
Упражнение №2
С помощью следующего упражнения можно научиться синхронизации деятельности правого и левого полушария. Проводится оно следующим образом:
- Встаем прямо, вытягиваем вверх/вперед руки.
- Затем рисуем образно в воздухе правой рукой прямоугольник, а левой – окружность.
- Продолжать тренироваться нужно до того момента, пока не будет достигнуто успеха. После этого – меняем руки.
Если все получается достаточно хорошо, то нужно повысить сложность упражнения, стараясь нарисовать в воздухе фигуры посложнее (например, многоугольники).
Базируется данное упражнение на развитии обоих полушарий. Суть системы выполнения этой задачи заключается в том, что обычные вещи выполняются необычными способами. Например, можно поменять руки, которыми вы чистите зубы, держите ложку и ручку, носить рюкзак на другом плече и т.д.
Упражнение №3
Быстрое, простое упражнение, которое позволяет синхронизовать деятельность больших полушарий, ускорить их взаимодействие. Процесс выполнения следующий:
- Кладем правую руку на живот и начинаем гладить ею живот по часовой стрелке.
- Затем левой рукой слегка стучим по голове строго вертикальными движениями.
- Немного тренируемся, после чего стараемся выполнить такую гимнастику одновременно, без утраты качества выполнения.
Если это упражнение выполняется человеком впервые, то сначала он, даже не замечая, попросту путает движения: левой рукой совершает круговые движения, а правой – стучит по животу. В этом и заключается сложность выполнения. Если после тренировки всё получилось, для закрепления результата на последнем этапе рекомендуется поменять руки и повысить скорость движений.
Все эти три упражнения будут особенно полезны для ребенка дошкольного и школьного возраста, а также для взрослых. Несмотря на кажущуюся простоту, эти задания отлично тренируют активность и работоспособность обоих полушарий, способны улучшить память, воображение, мыслительную деятельность. Видимые изменения работы мозга будут заметны, если человек дополнительно пройдет курсы по когнитивистике.
Комплекс упражнений для развития левого полушария
Он рассчитан на то, чтобы улучшить деятельность левого полушария. Упражнения можно выполнять отдельно или в комбинации с перечисленными выше, однако развивать головной мозг лучше всего комплексно.
Сюда входят следующие упражнения:
- Все действия необходимо выполнять в течение длительного времени только правой рукой, если манипуляции можно совершить с использованием одной руки – задача заключается в том, чтобы полностью не задействовать левую руку. Несмотря на всю привычность действий, выполнение данного упражнения для правшей станет весьма необычным.
- Чтобы качественно развивать левое полушарие, необходимо каждый день уделять свое время, играя в игры на логику и решая математические задачи, даже если вы в этой сфере плохо соображаете. Развивайтесь!
- Ежедневно примерно по полчаса нужно разгадывать сканворды или классические кроссворды. Решение таких логических задач относится к аналитической сфере, а не к интуитивной, поэтому полностью задействуется левое полушарие.
Комплекс упражнений для развития правого полушария
Развитие правого полушария – также необходимый процесс, который позволит повысить уровень креативного мышления и качественнее выполнять все другие функции, за которые эта гемисфера ответственна.
Также предусмотрено несколько упражнений, которые нужно выполнять в спокойном, раскованном состоянии (при стрессе или плохом напряжении лучше всего отказаться от выполнения):
- Периодически нужно слушать музыку, которая приносит вам удовольствие и удовлетворение. Хорошо помогают и музыкальные композиции, позволяющие человеку расслабиться и погрузиться в фантазии. Но и усердствовать не стоит, так как тренировать свой мозг нужно ограниченное количество времени – не более 1-2 часов в день.
- Чтобы правое полушарие активно развивалось, рекомендуется систематически взаимодействовать с миром и предметами только левой рукой. Оптимальный вариант – письмо левой рукой. Такое упражнение позволит существенно развить это умение. Альтернатива – изучение арабского языка.
- Правое полушарие осуществляет синтез, а не анализ получаемой информации, поэтому некоторое время нужно уделить и изобразительному искусству, потому что в процессе таких занятий будет активно развиваться абстрактное мышление. Хорошее решение – ежедневное рисование в течение получаса. Альтернатива рисованию – дизайн одежды и интерьера.
- Развитие эмпатии – важный процесс для улучшения работы мозга. Человек, способный сопереживать и воспринимать мир глазами других людей, практически всегда обладает неплохими умственными способностями и развит всесторонне.
Мозг человека задействуется на 100%, а не на 3-5 процентов, как это принято считать. Те нервные клетки, которые не принимают участие в работе мозговых структур, попросту отмирают за ненадобностью.
Важные рекомендации
Все перечисленные выше упражнения можно выполнять по отдельности или все вместе комплексом. Главное здесь – поставить определенную цель, составить своеобразное расписание, чтобы был хоть какой-то порядок и связь между упражнениями.
К основным рекомендациям по развитию мозговой деятельности можно отнести:
- Необходимость читать книги разных направлений: психология, фантастика, детектив и т.д. Усвоение новой информации – важная составляющая улучшения интеллекта.
- Занимайтесь спортом, плавайте в бассейне или просто уделяйте свободное время прогулкам на свежем воздухе.
- Общайтесь с интересными вам людьми на различные темы, вступайте в дискуссии.
- Разработайте и старайтесь соблюдать правильный режим сна и бодрствования, обеспечьте себя нормальными условиями для полноценного отдыха после трудовой деятельности.
- Составьте рацион питания, употребляйте больше витаминов.
- Старайтесь мыслить позитивно, попробуйте развить устойчивость к стрессу, хоть и небольшую.
- Играйте в развивающие игры.
Старайтесь не пользоваться сомнительными методами развития мышления (например, с помощью гипноза или каких-то чудодейственных препаратов), так как развивать свой головной мозг лучше всего проверенными и безопасными способами.
Как развить мозг на 100 процентов | Упражнения для мозга | Саморазвитие | Бизнес
Развитие мозга человека
Человек стал существом разумным, отделившись от мира животных. Его восприятие окружающего мира кардинально изменилось. Началось общение с себе подобными, освоение письма, основ инженерной науки. Этот прогресс основан на способности человеческого разума развиваться. Люди начали мыслить на новом, качественно высшем уровне. Чтобы узнать, как можно максимально развить свой мозг, необходимо знать, как он функционирует.
Краткое описание мозга человека
В организме человека не существует более загадочного органа, чем мозг. Его можно сравнить с компьютером. Человек познаёт что-нибудь новое постоянно, всю жизнь, и вся информация, которая может пригодиться в жизни, хранится в человеческой памяти, пока это нужно. Но то, что уже не понадобится, мозг уничтожает.
Головной мозг принимает непосредственное участие в выполнении таких функций организма, как мышление, самосознание, чувства, речь, управление воображением.
На самом деле перечень намного длиннее. Существует масса книг о человеческом мозге и его функциях. Исследовать мозг крайне сложно и рискованно, ведь каждое неосторожное вмешательство чревато необратимыми последствиями.
Мозг состоит из левого и правого полушарий, связывает их мозолистое вещество, через которое происходит обмен информацией. Если повреждается правое полушарие, то происходит повреждение и левого, и наоборот. Были такие уникальные случаи, когда у человека целиком разрушалось одно полушарие, выполнение всех его функций брало на себя второе, и жизнь человека полноценно продолжалась.
У каждого из полушарий человеческого мозга определённое назначение, каждое реализовывает свои функции.
Левое оперирует числами и логикой. Полученная информация обрабатывается и анализируется в определённой последовательности, в строгом порядке.
Правое полушарие работает с информацией, полученной от органов чувств. Искусство, мелодии, запахи, оттенки воспринимаются правым полушарием, оно же несёт ответственность за ориентирование в мире. Уже существующая информация также может синтезироваться в этом полушарии. Именно это свойство мозга наделяет людей способностью решать головоломки и поступать нестандартно, вне шаблона.
Чтобы понять устройство человеческого мозга этой информации достаточно.
Как развить способности мозга?
Если сравнивать мозг с айсбергом, то его верхушка является сознательным, а то, что скрыто глубоко под водой – бессознательным. Глубина, на которую может быть погружён айсберг не определена. Эта схема предложена психологом Юнгом, она очень точно отображает свойства мозга человека. Он использует очень малую долю своих потенциальных возможностей – около 10%.
Способности мозга поддаются тренировке. Сложно себе даже представить человека, у которого мозг начнёт работать на 100%. Когда это случится, в науке произойдёт переворот, открытия будут происходить одно за другим.
Что нужно сделать перед занятиями по развитию способностей мозга
Устранить гиподинамию
Ей подвержены люди, которые мало двигаются. Это водители, люди, у которых работа предполагает постоянное пребывание в сидячем положении, а также те, кто любит лежать у телевизора и проводить время перед компьютером. Опасность этого недуга в том, что не происходит расщепление жировых кислот. Это ведёт к образованию холестериновых бляшек на сосудах, которые препятствуют нормальному протоку крови, а, как известно, кровь обеспечивает органы кислородом. В результате функционирование мозга ухудшается, так как он не получает в достаточном количестве кислород.
Обеспечить организм углеводами и фосфатами
Чтобы заняться развитием способностей мозга, необходимо отказаться от приёма спиртных напитков. Следует отметить, что пиво гораздо губительнее для нейронов, чем спирт. Нейроны гибнут от любого спиртосодержащего напитка, но пиво, кроме того, в своём составе имеет углекислый газ в большом количестве, получается удар по мозгу огромнейшей силы – отравление и спиртом, и диоксидом углерода.
Выпивать много негазированной воды
Жидкость способствует не только выводу из организма человека шлаков и различных токсинов, но и развитию способностей мозга, так как она поддерживает связь полушарий мозга. Человеку нужно выпивать в день по одному литру воды на тридцать килограммов веса. Стоит увеличить этот объем, если человек подвергается стрессам, это точно не повредит.
Как поддерживать и развивать работу головного мозга:
• Заниматься спортом как минимум дважды в неделю
• Регулярно общаться непосредственно с живыми людьми
• Обеспечить полноценный сон
• Готовить еду из продуктов, богатых витаминами и энзимами
• Не поддаваться стрессам
• Регулярно расслабляться и подобрать индивидуальный способ релаксации
Если выполнять всего лишь эти шесть условий, можно ощутить активизацию способностей мозга и расширение его потенциала.
Как развивать полушария мозга
Левое полушарие обрабатывает такую информацию, как речь, числа, выводы, логика, линейность, анализ, ноты и др.
А правое – за ориентирование в пространстве, цвета, формы, ритмы, размеры, сновидения, фантазии…
Если заниматься развитием только лишь одного полушария, можно научиться решать уравнения, но не иметь способности увидеть красоту искусства. Можно, наоборот, начать рисовать картины и сочинять стихи, но быть не в состоянии выполнить самые простые арифметические действия.
Не зря в учебных учреждениях наряду с профилирующими предметами преподают другие, не связанные со специальностью. Так, математики ещё учат историю, литературу и другие гуманитарные науки. Филологи наряду с гуманитарными изучают математические дисциплины.
Всё это доказывает, что необходимо развивать два полушария одновременно. Существуют специальные упражнения, развивающие мозг.
Упражнение 1.
Правой рукой выполнять поглаживания живота в сторону движения часовых стрелок. Затем другой рукой произвести легкие постукивания по голове вертикально. После освоения двух движений, необходимо выполнять их одновременно. Упражнение кажется простым, но в действительности часто руки начинают путать движения, левая стремится выполнять движения правой и наоборот. Когда упражнение начнёт получаться, нужно руки поменять.
Упражнение 2.
Разместить на животе две руки, левая сверху. В таком положении выполнить выдох, аналогичный как при задувании огня свечки. Выполнять минуту.
Упражнение 3.
Благодаря этому упражнению синхронизируется работа обоих полушарий.
Выставить обе руки вперёд или вверх и нарисовать в воздухе левой рукой круг, а правой в это время – четырёхугольник. Выполнять пока не начнёт чётко получаться, потом поменять руки.
Можно освоить выполнение более сложного варианта, придумав более сложные формы для рисования, включив фантазию.
Разработан специальный комплекс упражнений для развития способностей мозга – нейробика. Суть её заключается в том, что нужно выполнять обычные вещи непривычным способом. Это позволит увидеть привычные вещи по-новому. Попробуйте утром вставать с кровати не с той ноги, что обычно, или держать телефон не у того уха, или кушать левой рукой.
Упражнение 4.
Чтобы заняться этим упражнением, необходима чья-то помощь. Надо завязать глаза платком и пройтись вместе со своим спутником. После этого ответить на следующие вопросы.
• Как увеличилась активность органов чувств?
• Как вы боролись с неуверенностью?
• Какие звуки вы слышали?
• Что настораживало?
• Что успокаивало?
Развитие правого полушария
Ранее мы убедились, что развивать необходимо оба полушария. Можно сегодня тренировать логику, а завтра заняться музыкой или рисованием.
Учитывая вышеизложенное, становится очевидным, что для того, чтобы развить мозг на все сто, существует единственный путь – заниматься развитием каждого полушария.
С самого рождения человека прослеживается дисбаланс в их развитии. Мыслить абстрактно и сопереживать очень непросто, этому необходимо учиться.
Упражнение 1.
Способность сопереживать, более того, видеть окружающий мир глазами другого человека психологи называют эмпатией. Эмпатирующий человек чувствует высокую сопричастность к событиям жизни другого. Благодаря данному упражнению происходит интенсивное развитие правого полушария.
Упражнение 2.
Правое полушарие производит синтез, но не анализ. Когда человек рисует, мир для него выглядит абстрактным. Можно не только рисовать, но и разработать дизайн своей квартиры, смоделировать себе одежду и т. д., делать выбор интуитивно и учиться доверять интуиции.
Упражнение 3.
Чтобы развить правое полушарие, нужно все действия выполнять левой рукой, потому что правое полушарие отвечает за левую часть тела. Можно научиться читать и писать справа налево, заняться так называемым «арабским письмом».
Упражнение 4.
Нужно регулярно заниматься прослушиванием музыки для души, которая позволяет расслабиться и помечтать. Человек не должен чувствовать себя скованным во время прослушивания.
Развитие левого полушария
Упражнение 1.
Ежедневно заниматься разгадыванием кроссвордов. Эти действия относятся к аналитическим, так как человек в этом случае интуицию не включает, следовательно, происходит тренировка левого полушария.
Упражнение 2.
Нужно ежедневно выполнять по несколько заданий на логику или математического характера.
Упражнение 3.
Выполнять всю работу правой рукой. Для правшей этот процесс естественен, левшам же стоит постараться.
Все предложенные упражнения способствуют развитию головного мозга. Главное условие – работать с обоими полушариями!
Вместе с этим смотрят:
«Как развивать свой мозг?» – Яндекс.Кью
Развитие мозга происходит за счет развития его познавательных функций:
Хорошая память и концентрация внимания, ясное мышление и осознанность собственных действий, т.е. самоконтроль – залог продуктивной работы мозга. Соответственно, чтобы развивать мозг, нужно развивать свои познавательные способности.
_______________
Этот тест проверит, насколько развит и стрессоустойчив ваш мозг
_______________
Редкие и однообразные тренировки не помогут.
Самое важное — развивать познавательные способности постоянно. Если к данному вопросу подходить раз в месяц по одному «подходу», результата не будет. А еще нужно делать это разнообразно. Наш мозг быстро привыкает к навыку — как только научится ему. Поэтому практиковать только что-то одно неэффективно.
Один из вариантов — развивающие игры.
Как правило, такие игры основаны на научных методиках исследования функций головного мозга. Например, настольные игры, разгадывание головоломок и решение логических задач отлично подходит для развития мозга.
Когнитивные онлайн-тренажеры.
Альтернативой могут стать когнитивные онлайн-тренажеры Викиум. Они сочетают в себе научные методики и комплексно развивают основные познавательные функции мозга — внимание, память и мышление.
Например, тренажер «Сигнальные лампочки. Перегрузка» основан на зрительно-пространственном тесте Корси. Он заключается в запоминании перемещаемых объектов и воспроизведении этого алгоритма. Применение МРТ выявило, что данное задание задействует области мозга, отвечающие за наглядно-образное мышление и регуляцию внимания.
Идеальный баланс игровой механики и научной составляющей делает тренажеры Викиум отличным инструментом для развития мозга.
Или таблица Шульте.
Это одна из самых распространенных методик для тренировки внимания и памяти — карточки с полем 5 на 5 клеток, в которых хаотично написаны числа от 1 до 25. Задача: зрительно, без пометок найти все числа в порядке возрастания и убывания за максимально короткое время. Эти карточки можно сделать самостоятельно и каждый день тренироваться, а когда задача покажется уже совсем легкой – усложнить и сделать карточки 10 на 10 клеток.
Или настольные игры.
Те, в рамках которых нужно вырабатывать стратегию, чтобы победить, стимулируют мышление. Решение логической задачи в данном случае задействует процессы предметного мышления, активизирует аналитические способности и способность к рассуждению. Во время игры, как правило, задействовано наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Речь идет как, например, о шахматах, так и об играх на компанию вроде:
«Манчкин» и «Бэнг» — ролевые игры, которые отлично развивают стратегическое мышление.
«Имаджинариум» — подходит для развития ассоциативного мышления. Это игра, в которой нужно придумывать ассоциации к необычным картинкам из коробки.
Настольные игры с числами вроде Uno отлично тренируют реакцию, а «Крокодил» — коммуникативные навыки. «Скрабл» поможет пополнить словарный запас.
В результате приятное времяпрепровождение за игрой очень здорово развивает мозг.
возможности мозга человека: как развить по максимуму
Здравствуйте, уважаемые читатели! Учёные считают, что возможности мозга неограниченны, но мы используем свой потенциал только на 0,01% из 100.
Точного алгоритма и инструкций, как задействовать в работу скрытые ресурсы на сегодняшний момент не существует. Но всё же мы попробуем изучить часть способов, которые будут способствовать вашему развитию и повышению уровня IQ.
Удивительные истории
Мозг человека состоит из двух полушарий, которые соединены между собой для передачи информации мозолистым веществом. Левое полушарие отвечает за логическое мышление, а правое – за творческое, образное.
И обычно, если происходит нарушение с одним из них, как правило, второе так же теряет способность нормально функционировать.
Но истории, с которыми вы сегодня познакомитесь, доказывают, что человек действительно обладает неограниченными возможностями. Причём до сих пор не разгадана тайна каждого, кто проявил уникальные навыки и умения.
Так вышло, что уцелевшее полушарие брало на себя функции того которое пришлось удалить. И личность могла продолжать жить полноценно, не испытывая каких-либо затруднений в общении, работе и прочем.
Трагические ситуации
В 1887 году в Массачусетсе Файнис Гейдж, прокладывая новые ветки железнодорожных путей, пострадал от взрыва. В тот злополучный момент у него в руках был лом, которым он трамбовал порох. Этот лом проткнул насквозь Файнису череп. Он вошёл в нижнюю челюсть, а вышел уже с затылочной части головы.
Несмотря на ужасную травму, а от удара у него даже вылез глаз из глазницы, пострадавший ни на секунду не потерял сознание. Больше того, он самостоятельно полез в повозку и, доехав до больницы, отказался от носилок, зайдя на своих ногах в кабинет к врачу.
Специалистам пришлось нелегко, они удалили лом, глаз, большую часть мозга и даже части черепа, которые раздробились. Можно было бы предположить, что впоследствии он прожил недолго. Но не тут-то было.
На здоровье Файниса, а особенно на его умственных способностях эта ситуация практически не сказалась. Единственное, что его беспокоило – это утрата глаза.
В 1950-х годах в Германии одному пациенту из-за возникновения опухоли пришлось удалить правое полушарие. Полностью. И вместо того, чтобы превратиться в человека с ограниченными возможностями, как умственными, так и физическими, он продолжил жить, будто ничего необычного с ним и не происходило.
Отсутствие сна
В Нью-Джерси в 1947 году ушёл из жизни Ал Херпин. Этот человек был известен тем, что за свои почти 100 лет, которые ему удалось прожить, он ни разу не уснул. То есть, он даже не имел понятия о том, что такое сон.
В его доме отсутствовала кровать, а когда наступала ночь, он просто усаживался в любимое кресло и до самого утра читал книгу. Именно таким образом Ал восстанавливался. После чего, как ни в чём не бывало, отправлялся на работу.
Медики и учёные не в силах были объяснить этот феномен. Они даже устраивали по очереди дежурства в его комнате. Но они оказались безрезультатными. То есть, уличить в каком-либо подвохе никому его не удалось.
В Индиане был похожий случай. Только Дэвид Джонс иногда-таки нуждался в полноценном отдыхе. У него периоды бессонницы чередовались с периодами сна. Где-то один раз на два года он переставал спать примерно по три или четыре месяца. Потом возвращался к привычной жизни. Интересен тот факт, что Дэвид всегда предчувствовал за несколько недель, что скоро случится бессонница.
В Венгрии в начале 1900-х годов Рэйчел Саги начала испытывать сильнейшие головные боли. Врачи ничего не смогли сделать, чтобы унять их и просто рекомендовали больше спать, чтобы организм восстановился, отдохнул. Но уснуть ей больше не удалось.
Даже снотворное не могло помочь Рейчел погрузиться хотя бы в лёгкую дремоту. После этого дня она прожила ещё лет 25, бодрствуя круглосуточно.
Математические исчисления
Шакунтали Дэви, маленькая девочка из Индии в 6-летнем возрасте поразила мир. Она за несколько секунд могла производить различные арифметические действия с десятизначными числами.
Причём результат в голове у неё возникал молниеносно, а оставшиеся несколько секунд тратились непосредственно на то, чтобы проговорить его вслух.
В 7 лет она смогла развить свои умения настолько, что с лёгкостью возводила даже в пятую степень многозначные числа.
Удивительно только то, что талант распространялся только на математические исчисления. В других сферах её способности оказались настолько заурядными, что некоторые предметы приходилось сдавать по нескольку раз, чтобы получить удовлетворительный бал.
Зрячие слепые
В 1840 году в газетах Италии появилась шокирующая новость, 14-летняя девочка из села, потеряв зрение ещё в раннем детстве, научилась видеть с помощью ладоней. Она вполне могла различать цвета и даже узнавала людей, которые молча заходили к ней в комнату.
А в Вирджинии в 1960 году поставила в тупик многих учёных 16-летняя Маргарет Фус. Она не теряла зрение, но могла, плотно закрыв глаза, читать книги с помощью лба. С ней проводили массу экспериментов, вплоть до тех, где заклеивали веки светонепроницаемой лентой, но в итоге она всё равно справлялась с поставленной задачей.
Выяснилось, что эту особенность заметил её отец, наблюдая за тем, как она играет в жмурки. Как бы ни были завязаны глаза, Маргарет прекрасно ориентировалась в пространстве и всегда находила друзей, которые прятались.
Тогда он начал усиленно заниматься с ней, пока не удалось достичь колоссальных успехов, то есть чтения лбом. Девушка совершенно спокойно могла прогуливаться по городу с повязкой на глазах и при этом наблюдать его красоту.
Правила
Прежде, чем мы перейдём к способам, которые помогут развить умственные возможности, я хочу напомнить вам о правилах, игнорирование которых не даст получить желаемых результатов. Вы должны знать, как использовать ресурсы организма себе на пользу, а не во вред.
Питание
Чтобы полноценно функционировать, мозгу необходимо получать определённые вещества, которые находятся в разных продуктах питания.
Правильное питание, которое будет насыщать ваш организм необходимыми микроэлементами, витаминами и прочим, облегчит выполнение поставленной задачи. Также нельзя забывать и о достаточном количестве употребляемой чистой воды. При обезвоживании, как бы вы ни старались, будет очень сложно тренироваться.
Физическая активность
Те личности, которые ведут пассивный образ жизни, рискуют столкнуться с таким нарушением, как гиподинамия. То есть, ослабление мышечной деятельности организма. А она приводит к возникновению холестериновых бляшек в сосудах, которые создают препятствия для полноценного кровообращения.
Вследствие чего ни полушария, ни остальные жизненно важные органы не получают достаточного количества кислорода, чтобы нормально функционировать.
Проще говоря, человек, предпочитающий валяться всё свободное время на диване, как бы ни старался заниматься умственным развитием, будет ощущать сложности в мыслительных процессах, проблемы с памятью и обработкой информации.
Хотя бы два раза в неделю занимайтесь спортом. Не обязательно бежать марафон и устанавливать какие-либо рекорды, даже занятия пилатесом благоприятно скажутся на здоровье, повысив активность и эффективность вашей деятельности.
Упражнения
Слепец
Позаботьтесь о безопасности пространства, в котором вы будете находиться во время выполнения упражнения. Суть которого состоит в том, чтобы, завязав глаза, выполнить привычные ежедневные домашние задачи.
Поначалу будет сложно, возможно даже страшно. Но со временем ваш головной мозг начнёт работать, ориентируясь на другие органы чувств.
Начинайте с 10-15 минутных тренировок, постепенно увеличивая время, ориентируясь на ощущения.
После чего, для рефлексии, то есть лучшего усвоения и осознания полученного опыта, задавайте себе ряд вопросов:
- Что помогло ориентироваться в пространстве?
- На что вы опирались, чтобы справиться с тревогой и неуверенностью?
- Что вас настораживало в момент выполнения задания?
- Какие изменения произошли в вашей чувственной сфере? Воспринимались ли звуки и прикосновения как-то иначе? Если да, то как?
Музыка
Влияние классической музыки на умственные способности доказано уже очень давно. Даже растения положительно реагируют на неё, что уж тут говорить о человеке. Существует даже такое понятие, как «эффект Моцарта».
Если вы будете часто слушать произведения великих классиков, то сможете отследить, насколько улучшится словарный запас, повысится IQ, острота зрения и укрепится память. Помимо прочего, вам станет проще изучать иностранные языки и даже создавать что-то своё.
Не обязательно откладывать рабочие и повседневные дела, чтобы усесться за прослушивание музыки. Наоборот, включите её негромко, чтобы она присутствовала в фоне, пока вы трудитесь.
Шрифт Брайля
Шрифт Брайля – это тактильный шрифт, который был создан специально для незрячих или слабовидящих людей. Освоить его достаточно непросто, но если выложится по максимуму, у вас всё обязательно получится.
Начните с простых стандартных фраз, например, приветствие и прощание. Со временем переходите к алфавиту в целом и более сложным вопросам, ответам.
Способность читать пальцами не только окажется неплохим ресурсом в повседневной жизни, но и разовьёт чувственную сферу. Мозг задействует в работу те нейроны, которые обычно не принимают активное участие в деятельности.
Так почему бы не попробовать раскрыть свой потенциал, кто знает, какими скрытыми талантами вы обладаете?
Монеты
Поищите монеты разного номинала. Я не призываю вас становиться нумизматами, то есть коллекционерами. Нет, они необходимы вам для тренировки мелкой моторики и развития тактильных ощущений. Каждый раз, когда у вас выпадет свободная минутка, пробуйте на ощупь различить, какого достоинства монета у вас в руках.
Особенно полезно, если вы будете выполнять это упражнение в момент ожидания. Так время не будет потрачено впустую. Когда задание будет даваться вам с лёгкостью, пробуйте переходить на купюры и всякие мелкие предметы, которые можно поместить в карман и изучать при возможности.
Отсутствие звука
Включайте фильм или любимые передачи, отключайте звук и пытайтесь читать по губам, что говорят актёры и прочие герои. Этот навык очень даже пригодится в жизни, помимо того, что поможет активизировать работу полушарий.
Поначалу, конечно же, вы толком ничего не будете понимать, но внимательность и умение сосредоточиться помогут достичь результатов.
Рекомендация
Обязательно посмотрите, вот эти электронные упражнения. На этом сайте, вы найдете отличные тренажеры, которые помогут Вам развить умственные способности.
Завершение
А на сегодня всё, уважаемые читатели! Больше информации о том, как развить свои умственные способности, вы узнаете в этой статье.
И помните, что только с помощью ежедневного труда можно добиться желаемого результата. Поэтому не ленитесь, а выделяйте хотя бы по 10 минут каждый день на тренировки.
Успехов вам и свершений!
Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина
практические советы на каждый день
Загадочный орган – мозг человека. Его нередко сравнивают с компьютером. Человек на протяжении всей жизни узнает что-то новое, что-то запоминает, чему-то учится. Информация хранится в памяти и стирается мозгом в том случае, если стала не актуальна.
У мозга множество функций: воображение, память, восприятие, речь, самосознание, мышление.
Существуют специальные упражнения для того, чтобы натренировать мозг и сделать ум острым и гибким. Также необходимо следовать некоторым советам, которые будут способствовать развитию мозга.
Мозг нуждается в новой информации
Займитесь чем-то новым для вас – например, изучайте иностранный язык, который вам интересен. Уделяйте этому хотя бы по 20 минут в день. Необязательно посещать дорогостоящие курсы, сейчас достаточно информации на эту тему в интернете.
В процессе изучения мозг будет напрягаться и развиваться
Чрезмерный покой вреден для мозга
Человек, пребывающий в покое и бездействии длительное время, в какой-то момент устает от безделья и впадает в депрессивное состояние. Мозгу очень вредно привыкать к такому состоянию и даже опасно. Стремитесь к чему-то новому, идите вперед и покоряйте вершины.
Уделяйте время чтению книг
Мозг активно развивается, когда человек занят чтением. Захватывающая и познавательная книга будет держать мозг в тонусе, не перегружая его лишней информацией.
Читайте книги для развития мозга
Ведите дневник
Купите тетрадь или блокнот и записывайте в него все важные дела и планы. Пусть ваш дневник всегда будет перед глазами. Мозг будет концентрироваться на выполнении ежедневных задач и формировать последовательность. Будет нелишним в вечернее время писать в дневнике свои эмоции, связанные с той или иной выполненной в течение дня задачей.
Будьте активны физически
Устраивайте утренние пробежки на свежем воздухе, посещайте бассейн. Одним словом, ведите активный образ жизни, и работа мозга улучшится минимум на 25 %.
Утренние пробежки улучшают работу мозга
Высыпайтесь
Здоровый сон должен быть не менее 8 часов. Помещение перед сном проветривайте, чтобы в нем не было душно.
Мозг выспавшегося человека активно работает и грамотно анализирует поступившую информацию
Примите душ
Если вы проснулись утром не выспавшимся и вялым человеком, примите прохладный душ. Он поможет начать новый день и подарит боевой настрой.
Список дел
Список дел на день составляйте правильно. Не планируйте на неделю вперед, а также не ставьте целью выполнить сегодня то, что можно выполнить завтра.
Нагрузка для мозга
Выполняйте ежедневный список дел поочередно, загружая мозг постепенно, чтобы избежать перенапряжения.
Отдых и тишина
В свободное время постарайтесь отдохнуть. Выключите компьютер и телефон, ни о чем не думайте. Посидите в тишине 20 минут. Делайте так ежедневно и творческое мышление улучшится.
Отдыхайте в тишине, чтобы улучшить творческое мышление
Полушария мозга
Мозг имеет 2 полушария:
- левое осуществляет контроль речи, ответственно за логическое мышление и способно понимать буквальный смысл слов;
- правое полушарие отвечает за творческое мышление, эмоции, воображение, мечты, пространственное восприятие человека.
Как развить левое полушарие?
Перечень упражнений:
- Все манипуляции необходимо выполнять правой рукой (если вы правша).
- Уделяйте время арифметике. Решайте задачи, в том числе на логику.
- Разгадывайте сканворды и кроссворды ежедневно. Желательно уделять этому занятию 40 минут в день.
Методы развития второго полушария
Перечень упражнений:
- Слушайте любимую музыку. В процессе прослушивания любимой мелодии мозг «отдыхает» и фантазирует. Человек чувствуют себя раскрепощенным и свободным.
- Попробуйте выполнять все левой рукой (если вы правша).
- Ежедневно рисуйте в течение 20 минут. Именно рисование развивает абстрактное мышление.
- Учитесь сопереживать окружающим. В попытках воспринимать мир глазами другого человека развивается правое полушарие мозга.
Ведите здоровый и активный образ жизни, не забывайте про отдых
Изучайте что-то новое и ежедневно делайте упражнения для развития мозга. Используйте свой потенциал по максимуму!
Еще 9 упражнений для развития мозга в видео:
Как тренировать свой мозг, чтобы мыслить по-новому — Рамблер/субботний
Мы много раз писали о различных способах, с помощью которых можно развить свой мозг. Причем каждый раз даем все новые и новые советы. В этот раз мы так же не намерены повторяться. Так что рассмотрим новый способ, с помощью которого можно развить свой мозг. Это расширение умственных моделей. Именно таким образом развивал свой мозг Ричард Фейнман — знаменитый физик, доктор наук в университете Принстона. Особый способ мышления позволил ему развить свой мозг, дисциплинировать себя и стать тем человеком, о котором пишут в журналах и учебниках. Этим секретом сегодня мы хотим поделиться с тобой.
1. Что такое ментальная модель
Ментальная модель объясняет работу различных мыслительных процессов. Ментальная модель отражает концепцию и рамки мышления, формирует мировоззрение и глубоко укоренившиеся убеждения о том, как устроен мир. Например, спрос и предложение — это ментальная модель, которая помогает понять принцип экономики. Ментальные модели формируют наше восприятие и поведение. Это инструменты мышления, которые помогают формировать взгляды на жизнь, принимать решения и разбираться с проблемами. Изучение новой ментальной модели учит по-новому мыслить, смотреть на мир, раздвигает рамки восприятия. Например в физике, высшей математике или инженерии нет единой ментальной модели, которая обеспечивала бы безупречное объяснение того или иного закона конкретной дисциплины, а при решении сложных задач необходимо мыслить в нескольких плоскостях. Тут как раз и пригодятся универсальные ментальные модели. Да, по отдельности они не совершенны, но ты можешь изучить их, развить и сделать свой мозг универсальной машиной, которая способна адаптироваться к решению любой задачи. Как меняется твой мозг и почему еще не поздно переучиваться
2. Секрет великого мышления
Расширение умственных и ментальных моделей — это то, над чем эксперты и новички должны работать изо дня в день. У каждого из нас есть свои ментальные модели. Те, с помощью которых мы учимся, познаем мир, объясняем те или иные явления окружающей действительности. А с возрастом мы отдаем предпочтение ментальным моделям, которые нам лучше всего знакомы. В этом случае возникает закономерная проблема: мы живем, опираясь на наше мировоззрение, и со временем оно начинает доминировать над мышлением, объективными фактами. По этой причине человек с возрастом начинает смотреть на те или иные вещи через призму своего опыта, не обращая внимания на перемены. Чем больше мы пользуемся одной и той же ментальной моделью, тем больше вероятность того, что именно этот способ мышления станет основным и мы будем использовать один и тот же подход для решения каждой проблемы.
Рассмотрим этот пример от биолога Роберта Сапольского. Он спрашивает: «Почему курица пересекла дорогу?» Затем он дает ответы от разных экспертов, которые смотрят на этот вопрос с точки зрения своего опыта, иначе говоря используют привычную им ментальную модель. В этом случае ответы будут следующими: Эволюционный биолог: «Курица пересекла дорогу, потому что она увидела потенциального партнера на другой стороне.» Кинезиолог: «Курица пересекла дорогу, потому что мышцы в ноге сократились и вытянули кость ноги вперед во время шага.» Нейробиолог: «Курица пересекла дорогу, потому что нейроны в мозге курицы заработали и вызвали движение.»
Технически ни один из экспертов не дал правильный ответ по той причине, что они смотрят на этот вопрос лишь со своей точки зрения. Их ментальная модель — лишь часть взгляда на реальность и нашу действительность. Каждое из вышеприведенных утверждений содержит определенную истину, но по отдельности ни одно из них так и не раскрыло причину. Полагаться лишь на один образ мышления — это как носить ветровку на протяжении всего года. Комфортно тебе будешь лишь в определенный период времени, но с наступлением холодов ты замерзнешь, а летом будешь изнывать от жары. Для того чтобы раскрыть весь свой потенциал, ты должен обогатить свой мозг целым рядом умственных моделей. Таким образом, весь секрет заключается в том, чтобы собрать в своем арсенале как можно больше ментальных моделей мышления. Как развить свой интеллект
3. Расширь свой набор ментальных моделей
Ментальные модели чем-то похожи на зрение. Если ты прикроешь один глаз, то не сможешь увидеть картину полностью. Но, глядя на мир в оба глаза, визуальное восприятие в корне меняется. По этой же схеме работает и наш мозг. Изучая новые ментальные модели мы учимся шире смотреть на мир и видим то, что раньше было недоступно. Чтение книг, общение с умными людьми, которые могут поделиться своим опытом, способны в корне поменять мировоззрение и взгляды на жизнь в целом. Представь, что ты будешь получать новости о том, что творится в мире лишь из одного источника. В этом случае у тебя сформируется радикальное либо лояльное отношение к конкретным государствам и персонам. Ты будешь жить в мире крайностей без возможности трезво оценивать ситуацию, мыслить и выбирать. Но обратись к иному источнику и обнаружишь, что мир не так прост и, на самом деле, ты видел не просто верхушку айсберга, а лишь одну из ее сторон.
4. Связывай ментальные модели
В школе мы разделяем и изучаем информацию по конкретным блокам. Например, биология, история, физика, математика и так далее. В реальном же мире информация подается иначе. Она не разделяется на блоки, и, чтобы правильно ее анализировать, необходимо смотреть на каждый вопрос с помощью нескольких ментальных моделей. Самые мудрые люди в мире так и делают. Они избегают того, чтобы смотреть на мир через призму лишь одной науки или ментальной модели и используют универсальные знания, которые содержат в себе несколько умственных моделей. Поэтому важно научиться связывать ментальные модели между собой и смотреть на мир с помощью получившейся универсальной призмы.
5. Лучшие инструменты для развития мышления
В итоге мы приходим к тому, что умный и образованный человек неизбежно должен владеть несколькими умственными моделями, чтобы быть успешным и развитым. Если говорить языком цифр, то для нормальной жизни их количество составляет 80-90 моделей. Туда входят знания об основных науках, которые объясняют сущность мира. Такие, как биология, химия, физика, знание истории, устройства общества. Помимо этого, ты должен изучать языки, психологию человека и еще многие другие науки и дисциплины, которые помогут сформировать широкий взгляд на мир и освободят от рамок и стереотипов. Как развить дедуктивное мышление и видеть то, что не видят другие
Видео дня. Как отличить настоящий белый гриб от ложного
Как построить человеческий мозг
Генри Маркрам планирует построить мозг с нуля. Нейробиолог из Швейцарского федерального технологического института считает, что единственный способ по-настоящему понять, как работает человеческий мозг — и почему он часто не работает, — это создать его, а затем подвергнуть шквалу экспериментов.
Маркрам основал проект Human Brain Project именно для этого. Эти усилия направлены на объединение сотен тысяч частей головоломки мозга, которые были обнаружены нейробиологами за последние несколько десятилетий, от структур ионных каналов до механизмов сознательного принятия решений, в единую модель суперкомпьютера: виртуальную головной мозг.
Если план сработает, то получившаяся модель будет способна к обучению и постепенно разовьет сложные когнитивные способности, как у живого человека. Что еще более важно, его запрограммированная структура, код мозга, разработанный в рамках Human Brain Project, станет доступным для всех нейробиологов мира, которые смогут делать все, что им заблагорассудится, будь то виртуальные рентгеновские эксперименты, наводнение программируемыми эквивалентами новые экспериментальные препараты, или нарушающие его процессы на любом уровне и наблюдающие за эффектами.
План противоречивый; одни ученые думают, что это просто не сработает, в то время как другие предсказывают, что виртуальный мозг будет таким же загадочным и трудным для работы, как и реальный. Тем не менее, проект «Человеческий мозг» был выбран в качестве финалиста двух новых флагманских инициатив Европейского Союза — грантов на сумму 1 миллиард евро (1,3 миллиарда долларов) каждая.
Если они выиграют финансирование, что на самом деле сделают Маркрам и его команда? Как построить человеческий мозг?
«У нас уже есть прототипы систем, готовые к расширению, уточнению и совершенствованию», — сказал Маркрам в интервью Life’s Little Mysteries.Он говорит, что процесс можно разбить на семь основных этапов. [5 вопросов для человека, который планирует построить мозг]
Механика мозга
Сначала ученые должны решить, какой объем мозговой ткани нужно построить, а, во-вторых, они должны распределить математические модели нейронов в этом томе в способ, совместимый с экспериментальными данными из реального человеческого мозга.
Затем они соединят модельные нейроны друг с другом через виртуальные синапсы — пути передачи сигналов.Что касается скорости передачи сигналов, то даже суперкомпьютер exa-масштаба, который может выполнять 1 миллиард миллиардов вычислений в секунду, не будет иметь возможности одновременной обработки реального человеческого мозга, и поэтому модельный мозг всегда будет выполнять задачи и генерировать мысли в замедленном темпе. (относительно нас). [10 главных загадок разума]
Четвертый шаг в развитии мозга — запустить систему. Ученые будут функционализировать модельные нейроны и синапсы, а также глиальные клетки (не нейрональные клетки мозга) и кровоток, запрограммировав процессы этих компонентов на компьютере.Чтобы поведение этих частей было максимально приближено к их аналогам в реальном мозгу, «мы анализируем все существующие данные в литературе и в базах данных… систематизируем результаты и анализируем их на предмет закономерностей и их ценности, помогая определять модели все больше и больше. биологически точно, — сказал Маркрам. Там, где функция определенной части мозга еще не известна науке, ученые группы либо будут сотрудничать с другими нейробиологами, чтобы выяснить, что это такое, либо вставят заполнители в свои программы и заполнят пробелы, когда смогут.
Затем команда проведет эксперименты на своей модели, чтобы убедиться, что типы и плотности клеток и синапсов соответствуют экспериментальным данным. «Модели служат для систематической интеграции биологических данных, и поэтому они могут становиться все более и более биологически точными со временем, поскольку они принимают во внимание все больше и больше биологических данных — как губка», — сказал Маркрам. [Может ли «Робокопалипсис» уничтожить людей?]
Виртуальная реальность
Если он не способен взаимодействовать с внешним миром, смоделированный мозг является всего лишь виртуальным эквивалентом органа, плавающего в формальдегиде.Таким образом, Маркрам сказал, что шестым шагом проекта «Мозг человека» является подключение мозга к виртуальной среде и запуск протоколов обучения, чтобы модельный мозг мог обучаться и, таким образом, развивать сложные когнитивные способности.
«Когда кто-то строит подобную модель, его все равно нужно научить чувствовать, действовать и принимать решения. Это медленный процесс и потребует чрезвычайно мощных суперкомпьютеров», — сказал он.
Поскольку ученые построят мозг взрослого человека, ему не придется подвергаться процессам построения нейронов и синапсов, которые происходят в детстве, но им все равно нужно учить свой мозг реальности, чтобы он мог генерировать значимые мысли.Мозг будет учиться через взаимодействие с «виртуальными агентами, ведущими себя в виртуальных мирах», — сказал Маркрам.
И, наконец, ученые разработают и проведут эксперименты с мозгом, надеясь исследовать все, от нервных корней человеческого поведения до воздействия новых лекарств на мозг и причин любых из 560 тяжелых заболеваний, поражающих человека. разум.
Следуйте за Натали Вулчовер в Twitter @nattyover. Следите за «Маленькими загадками жизни» в Twitter @llmysteries, а затем присоединяйтесь к нам на Facebook.
,
Как складываются морщины человеческого мозга
Причина, по которой наш мозг имеет морщинистую, ореховую форму, может быть в том, что быстрый рост внешнего мозга — серого вещества — сдерживается белым веществом, как показывает новое исследование.
Исследователи обнаружили, что конкретный рисунок гребней и щелей на извилистой поверхности мозга, которые называются извилинами и бороздами, зависит от двух простых геометрических параметров: скорости роста серого вещества и его толщины. Согласно исследованию, опубликованному сегодня (август 2016 г.), развитие морщин в головном мозге можно воспроизвести в лаборатории с помощью двухслойного геля.18) в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Исследователи отметили, что наряду с этими физическими ограничениями, гены также играют роль в определении формы мозга, поскольку они регулируют процесс размножения и миграции нейронов к месту назначения. [10 фактов о мозге, которых вы не знали]
Все виды млекопитающих имеют сходные слои во внешнем слое мозга — коре, — но только у более крупных млекопитающих кора головного мозга складчатая. Например, мозг крысы имеет гладкую поверхность, тогда как мозг значительно большего размера, такой как человеческий, имеет десятки извилин и борозд.Сложенная поверхность мозга имеет большую площадь поверхности, что означает большую мощность для обработки информации, но не совсем понятно, какие факторы определяют характерную форму извилин и борозд в человеческом мозге.
Знание того, как мозг приобретает складчатую форму, может помочь ученым лучше объяснить, что происходит у людей с врожденными состояниями, такими как полимикрогирия (состояние, характеризующееся чрезмерным количеством складок), пахигирия (состояние с необычно толстыми складками) и лиссэнцефалия ( состояние гладкого мозга, без складок).
Исторически сложилось так, что существует три общих представления о том, как развиваются извилины и борозды. Одна идея состоит в том, что некоторые области коры просто разрастаются и возвышаются над другими областями, создавая извилины. Другая идея состоит в том, что группы тесно связанных нейронов в коре механически притягиваются друг к другу нитевидными аксонами, составляющими белое вещество. Однако данные свидетельствуют о том, что ни одна из этих двух идей неверна.
Третья идея заключается в том, что серое вещество разрастается больше, чем белое, что приводит к «короблению», которое придает коре его форму, говорят исследователи.
Но, по словам исследователей, более ранние попытки смоделировать это продольное изгибание не увенчались успехом. В предыдущих исследованиях исследователи предполагали, что серое вещество представляет собой тонкий жесткий слой, растущий на толстой мягкой основе белого вещества, но это предположение привело к появлению морщин, которые не похожи на те, что в реальном человеческом мозге.
В новом исследовании ученые предположили, что серое и белое вещество имеют одинаковую жесткость, но разные темпы роста. Используя математическое моделирование, они показали, что в зависимости от размера мозга их модель дает разные формы поверхностей мозга.Например, для небольшого мозга диаметром менее полдюйма поверхность мозга должна быть гладкой. Предполагается, что мозг среднего размера будет иметь некоторые бороздки, которые находятся в сером веществе, а более крупный мозг становится сильно сложенным, с бороздками, проникающими в белое вещество.
Ученые также воспроизвели феномен складывания мозга, используя двухслойный набухающий гелевый материал, и показали, что только когда оба слоя имеют одинаковый уровень мягкости, образующиеся складки выглядят похожими на извилины и борозды человеческого мозга.
Исследователи отметили, что, хотя их модель работает для фундаментальных извилин и борозд, она не может объяснить более сложные особенности мозга — например, глубокую бороздку, разделяющую два полушария, и другие большие борозды, определяющие основные доли мозга.
Электронная почта Бахара Голипура. Следите за Live Science @livescience, Facebook и Google+. Первоначально опубликовано на Live Science.
,
Эволюция человеческого мозга | Рассказы
В ходе своей эволюции мозг претерпел заметные изменения. Самый примитивный мозг — это не что иное, как скопление клеток, сгруппированных вместе в передней части организма. Эти клетки обрабатывают информацию, полученную от органов чувств, также расположенных в голове.
У людей самый большой мозг по сравнению с размером их тела среди всех живых существ.
Со временем мозг эволюционировал. Мозг позвоночных животных вырос и в размерах, и в изощренности.У людей самый большой мозг по сравнению с размером их тела среди всех живых существ, но также и самый сложный. Различные области мозга приобрели особые структуры и функции. Например, мозжечок участвует в движении и координации, тогда как кора головного мозга участвует в памяти, языке и сознании.
Поведение может влиять на успех вида, поэтому оно было сформировано эволюцией.
Понимая, как эволюционировал человеческий мозг, исследователи надеются определить биологическую основу поведения, которое отличает человека от других животных.Поведение может влиять на успех вида, поэтому разумно предположить, что человеческое поведение сформировалось в результате эволюции. Понимание биологии мозга может также пролить свет на многие состояния, связанные с поведением человека, такие как депрессия, аутизм и шизофрения.
Размер мозга и интеллект
Человеческий мозг примерно в четыре раза больше, чем мозг шимпанзе, и примерно в 15 раз больше, чем мозг мыши.
Если вы поместите мозг мыши, мозг шимпанзе и мозг человека рядом друг с другом и сравните их, то может показаться очевидным, почему разные виды обладают разными интеллектуальными способностями.Человеческий мозг примерно в четыре раза больше, чем у шимпанзе, и примерно в 15 раз больше, чем у мыши. Даже с учетом различий в размерах тела у людей необычно большой мозг.
Больше не всегда лучше
Но размер — это еще не все. Исследования показали, что у людей нет особенно сильной связи между размером мозга и интеллектом. Это еще больше усиливается, когда мы сравниваем мозг человека с мозгом неандертальца. Поскольку сегодня мозга неандертальцев не существует, ученым приходится изучать внутреннюю часть ископаемых черепов, чтобы понять, какой мозг находится внутри.Мозг неандертальца был таким же большим, как и наш, на самом деле, вероятно, больше.
Черепа современных людей, хотя в целом больше, чем у наших более ранних предков, также отличаются по форме. Это говорит о том, что современный мозг имеет менее фиксированную форму, чем у более ранних людей, и на протяжении своей жизни на него могут влиять экологические или генетические факторы (это называется пластичностью).
Есть некоторые интересные различия, когда мы сравниваем модель роста мозга у людей и шимпанзе, наших ближайших ныне живущих родственников.Оба мозга неуклонно растут в первые несколько лет, но форма человеческого мозга значительно меняется в течение первого года жизни. В течение этого периода развивающийся мозг будет собирать информацию из окружающей среды, предоставляя внешнему миру возможность формировать растущие нейронные цепи.
Доисторические черепа.
Изображение предоставлено: Grant Museum, Wellcome Images
Анализ черепа неандертальского ребенка показал, что его модели роста были больше похожи на шимпанзе, чем на современных людей.Это говорит о том, что, хотя мозг современных людей и неандертальцев достиг примерно одинакового размера к взрослому возрасту, это было достигнуто за счет разных моделей роста в разных областях мозга.
Основным ограничением размера человеческого мозга является тазовый пояс, которому (у женщин) приходится бороться с потребностями при рождении большеголового ребенка. Люди эволюционировали, чтобы продлить период роста мозга, включая период после рождения. Эта тонкая разница в раннем развитии могла иметь большое значение для нашего выживания.
Язык и развитие мозга
Язык, вероятно, является ключевой характеристикой, которая отличает нас от других животных. Благодаря нашим сложным языковым навыкам мы можем быстро и эффективно передавать информацию другим представителям нашего вида. Мы можем координировать то, что мы делаем, и планировать действия, что дало бы большое преимущество на раннем этапе нашей эволюции.
Чтобы понять, что кто-то говорит, нам нужно обнаружить его речь и передать эту информацию в мозг.
Язык сложен, и мы только начинаем понимать его различные компоненты. Например, мы должны учитывать сенсорные аспекты языка. Чтобы понять, что кто-то говорит, нам нужно уловить их речь и передать эту информацию в мозг. Затем мозг должен обработать эти сигналы, чтобы понять их. Части нашего мозга должны иметь дело с синтаксисом (как порядок слов влияет на значение) и семантикой (что на самом деле означают слова).
Память также очень важна, поскольку нам нужно помнить, что означают слова.Затем есть вся система вокализации, которая участвует в выработке того, что мы хотим сказать, и обеспечении того, чтобы мы произносили это четко, координируя мышцы, чтобы издавать правильные звуки.
Некоторые птицы — талантливые имитаторы, но с птичкой Майна невозможно поговорить!
Изучать язык, сравнивая разные виды, сложно, потому что никакие другие животные не могут сравниться с нашими языковыми способностями. Некоторые птицы — талантливые имитаторы, но с птичкой Майна невозможно поговорить! Даже когда наши ближайшие родственники, шимпанзе, растут в человеческих семьях, они никогда не приобретают навыков вербального языка.Хотя шимпанзе могут научиться понимать наш язык и использовать «графические» символы, они не проявляют особой склонности передавать что-либо, кроме базовой информации, например, просьбы о еде. Люди же, напротив, кажутся компульсивными коммуникаторами.
Главный ген языка?
Возможно, наибольшее понимание эволюции языка было получено в результате работы над геном FOXP2 . Этот ген играет ключевую роль в языке и вокализации и позволяет нам исследовать изменения, лежащие в основе эволюции сложного языка.
Ген FOXP2 был впервые обнаружен Саймоном Фишером, Энтони Монако и его коллегами из Оксфордского университета в 2001 году. Они обнаружили этот ген в ходе исследований образцов ДНК из семьи с характерной речью и языковыми трудностями. Около 15 членов семьи в трех поколениях могли идеально понимать произносимые слова, но изо всех сил пытались связать слова вместе, чтобы сформировать ответ. Паттерн, по которому это состояние было унаследовано, предполагал, что это доминантное состояние с одним геном (одной копии измененного гена было достаточно, чтобы нарушить их общие языковые способности).Исследователи определили область генома, которая может содержать пораженный ген, но не смогли идентифицировать конкретную мутацию гена в этой области.
Затем им повезло в виде другого неродственного ребенка с очень похожими симптомами. Глядя на ДНК этого ребенка, они определили хромосомную перестройку, которая прорезала ген в той области ДНК, где, как они подозревали, был мутировавший ген. Этот ген был FOXP2 . После секвенирования гена FOXP2 в семье они обнаружили специфическую мутацию в гене, которая была у всех затронутых членов семьи.Это подтвердило важность FOXP2 для человеческого языка.
Мутации в гене FOXP2 влияют на часть мозга, отвечающую за развитие речи.
Саймон и его коллеги далее охарактеризовали FOXP2 как «главный контроллер», регулирующий активность множества различных генов в нескольких областях мозга. Одна из ключевых ролей заключается в росте нервных клеток и в установлении связей, которые они создают с другими нервными клетками во время обучения и развития.Мутации в гене FOXP2 влияют на часть мозга, отвечающую за развитие речи, что приводит к языковым проблемам, наблюдаемым в этой семье.
Эволюция FOXP2
Ген FOXP2 высоко консервативен между видами. Это означает, что ген имеет очень похожую последовательность ДНК у разных видов, что позволяет предположить, что со временем он не претерпел значительных изменений. Белок FOXP2 у мышей отличается от человеческого только на три аминокислоты.Версия шимпанзе отличается от версии человека только двумя аминокислотами. Эти два изменения аминокислот могут стать ключевыми шагами в эволюции языка у людей.
Какое различие эти небольшие изменения в последовательности вносят в функциональность белка FOXP2? Исследования на мышах показывают, что изменение мышиной версии гена FOXP2 на ту же последовательность, что и человеческая версия, имеет лишь незначительные эффекты. Примечательно, что полученные в результате мыши щенки в основном нормальные, но показывают небольшие изменения в частоте их высоких вокализаций.У них также наблюдаются отчетливые изменения в проводке в определенных частях мозга.
На основании этих исследований ученые пришли к выводу, что FOXP2 участвует в способности мозга запоминать последовательности движений. У людей это выражается в сложных мышечных движениях, необходимых для воспроизведения звуков речи, тогда как у других видов это может играть иную роль, координируя другие движения.
FOXP2 регулирует многие другие гены в организме, и эволюция, по-видимому, также одобрила их часть, особенно у европейцев.Гены, регулируемые FOXP2, важны не только для развития мозга, но они также играют важную роль в воспроизводстве и иммунитете человека.
FOXP2 и неандертальцы
Неандертальцы могли обладать некоторой способностью к речи и общению.
Неандертальцев в целом характеризовали как крупных грубых видов с незначительным интеллектуальным, социальным или культурным развитием или без него. Однако тот факт, что у них был тот же ген FOXP2 , что и у современных людей, предполагает, что неандертальцы могли обладать некоторой способностью к речи и общению.
Различные доказательства помогли установить картину того, как неандертальцы могли жить и общаться. Археологические данные свидетельствуют о том, что они, вероятно, жили небольшими группами и из-за своих высоких потребностей в энергии проводили большую часть своего времени на охоте.
У неандертальцев вряд ли были развитые социальные группы, связанные между собой эффективным общением. Вероятно, это потому, что им не хватало ключевых умственных способностей, необходимых для создания и поддержания социальных групп.Рекурсивное мышление (размышление о мышлении), теория разума (понимание того, что происходит в чьей-то голове) и подавление импульсивных реакций (способность контролировать импульсы) — все это важные элементы успешного социального взаимодействия. Интересно, что черепно-мозговые травмы и нарушения развития, такие как аутизм, могут влиять на эти способности и социальные навыки у людей.
Это свидетельство предполагает, что мозг неандертальца, возможно, не был приспособлен для поддержки эффективных коммуникационных и дипломатических навыков.С ними было бы чрезвычайно трудно ужиться! Мозг неандертальцев, вероятно, был лучше приспособлен для максимального раскрытия их визуальных способностей. Они использовали бы свои огромные глаза и большой мозг, чтобы выжить и охотиться в условиях низкой освещенности в Европе. Это ограничило бы пространство, доступное в мозгу для развития систем, необходимых для общения и социальных взаимодействий. Однако их меньшие социальные области мозга могли позволить им создавать более мелкие социальные сети, которые, возможно, повысили их шансы на выживание в суровых европейских условиях.
Эта страница последний раз обновлялась 2019-06-20
,
Как онлайн-мир влияет на человеческий мозг
Технологии оказали огромное влияние на человеческую деятельность. Теперь ученые хотят знать, затрагивается ли человеческий мозг тоже.
Поделиться на Pinterest Постоянное подключение к онлайн-миру может иметь долгосрочные последствия для человеческого мозга.
Интернет существует менее трех десятилетий, но технологии уже оказали огромное влияние на то, как функционирует человечество. Это очевидно для всех нас по тому, как люди общаются, налаживают отношения и как источник информации.
Но есть одна вещь, в которой ученые все еще не уверены: какое влияние онлайн-мир оказывает на человеческий мозг? Новый обзор исследователей из пяти университетов США, Великобритании и Австралии пытается найти ответ.
Теория гласит, что нейропластичность & NoBreak; — или способность мозга структурно изменяться с течением времени & NoBreak; — означает, что опыт и уроки, которые мы получаем от использования Интернета, могут иметь значительное влияние.
Выявление и понимание этих изменений у детей и молодых людей особенно важно, поскольку их мозг все еще развивается. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) уже выразила обеспокоенность, рекомендуя, чтобы дети младше 5 лет проводили перед экраном не более 1 часа в любой день.
В последнем обзоре рассматривались три области: способность к вниманию и концентрации; процессы памяти; и социальное познание.
Изучив многочисленные результаты предыдущих исследований, международная группа исследователей смогла проанализировать, был ли Интернет полезным или вредным в каждом из этих случаев.
В нем приняли участие исследователи из Гарвардского университета в Бостоне, магистратуры, Австралийского университета Западного Сиднея, Королевского колледжа Великобритании в Лондоне, Оксфордского университета и Манчестерского университета. Их выводы опубликованы в журнале World Psychiatry .
Исследователи впервые рассмотрели цифровую многозадачность. Факты свидетельствуют о том, что выполнение нескольких задач в Интернете не улучшает способность людей выполнять одновременно несколько задач в другом месте. Фактически, это может заставить людей с большей вероятностью обращать внимание на новые отвлекающие факторы.
«[Т] безграничный поток подсказок и уведомлений из Интернета побуждает нас постоянно удерживать разделенное внимание и NoBreak; — что, в свою очередь, может снизить нашу способность сохранять концентрацию на одной задаче», — объясняет Джозеф Ферт. старший научный сотрудник научно-исследовательского института здравоохранения NICM Западного Сиднея.
Однако необходимы дополнительные исследования, чтобы выяснить непосредственные и долгосрочные последствия такого поведения для молодых людей.
Затем группа исследовала память. В то время как предыдущие поколения должны были хранить факты в уме, современные люди теперь могут оставить фактический контент в Интернете. Исследователи предполагают, что это может дать мозгу некоторые преимущества, позволяя ему сосредоточиться на других, более амбициозных задачах.
«Учитывая, что теперь у нас есть большая часть фактической информации в мире буквально на кончиках пальцев, это, похоже, может начать менять способы, которыми мы храним и даже ценим факты и знания в обществе и в мозгу.”
Джозеф Ферт
Но, опять же, необходимы дальнейшие исследования долгосрочных когнитивных эффектов использования Интернета для получения фактов. Также необходимо глубже изучить влияние на нашу пространственную память, особенно сейчас, когда большинство людей обращаются в Интернет за помощью.
Последним элементом расследования было социальное взаимодействие. Команда обнаружила, что мозг, кажется, обрабатывает онлайн-взаимодействия удивительно похожим образом на реальные.
Это может быть полезно для пожилых людей, борющихся с чувством изоляции.Но молодые люди, с другой стороны, кажутся более восприимчивыми к социальным последствиям, возникающим в результате онлайн-взаимодействия, таким как давление со стороны сверстников и чувство отторжения.
В ходе обзора не удалось найти причинно-следственную связь между использованием Интернета и плохим психическим здоровьем. Однако исследователи отметили, что такие достижения, как социальные сети, могут работать как форма терапии для молодых людей с проблемами психического здоровья.
В целом, будущие исследования должны быть сосредоточены на молодых людях, поскольку в некоторой степени ясно, что пожилые люди могут быть положительно стимулированы функциями, которые предлагает Интернет.Однако мы еще не можем сделать те же выводы в отношении молодых людей.
«Выводы этого документа показывают, сколько еще нам нужно узнать о влиянии нашего цифрового мира на психическое здоровье и здоровье мозга», — говорит доктор Джон Тороус, научный сотрудник Гарвардской медицинской школы и соавтор книги. обзор. «Безусловно, существуют новые потенциальные преимущества для некоторых аспектов здоровья, но нам необходимо сбалансировать их с потенциальными рисками».
Профессор Джером Саррис, заместитель директора научно-исследовательского института здравоохранения NICM, выражает большую озабоченность.«Бомбардировка стимулов через Интернет и возникающее в результате разделенное внимание, которое обычно наблюдается, вызывают ряд проблем», — говорит он.
«Я считаю, что это, наряду с растущей # Инстаграфикацией общества, может изменить как структуру, так и функционирование мозга, потенциально также изменяя нашу социальную ткань».
Проф. Джером Саррис
Поскольку использование Интернета может иметь столько же плохих сторон, сколько и хороших, исследователи рекомендовали несколько способов ограничить использование Интернета.
Профессор Саррис советует практиковать осознанность, сократить количество одновременных задач в сети и «больше общаться с людьми».
Для детей доктор Ферт подчеркивает наличие различных приложений и программ, которые родители могут использовать для ограничения использования Интернета на телефонах и компьютерах.
Он также добавляет, что «часто говорить с детьми о том, как их онлайн-жизнь влияет на них, также важно & NoBreak; — можно надеяться, что выявлять детей, подверженных риску киберзапугивания, зависимого поведения или даже эксплуатации & NoBreak; — и, таким образом, обеспечивать своевременное вмешательство, чтобы избежать неблагоприятных последствий. результаты.»
.