Какие методы психологических исследований использовались в след ситуациях: Лекция 1. Методы психологического исследования
Основные методы исследования в психологии
Психология, как и любая другая наука, имеет свой категориальный аппарат, и свои методы исследования, то есть приемы и средства, что позволяют ей получить объективную интересующую информацию, оценить состояние психических процессов человека, и при необходимости, спланировать дальнейшую психологическую коррекционную или консультативную работу.
Психологические процессы человека имеют сложную природу, требуют внимательности и терпеливости в изучении. Еще, их проявления очень разнообразны и зависят от конкретных обстоятельств, внешних и внутренних факторов, каждый из которых нужно учесть.
Каждый метод имеет свои задачи и цели, объект, предмет и ситуацию, в процессе которой и будет проходить исследование. Важная деталь – способ фиксирования результатов (видеосъемка, конспектирование).
- Наиболее прост и доступен каждому – метод наблюдения. По времени оно может быть кратким, называется срез, и длинным, охваченным временными рамками в несколько лет – люнгитюдинальное. Наблюдение, объектом которого становятся определенные особи или отдельные показатели называется выборочным, и есть, соответственно такой вид как сплошное. Исследователь может быть членом коллектива, который исследуется, в таком случае наблюдение будет включенным.
- Следующий метод – беседа. Главное требование – непринужденность и доверительная атмосфера. В процессе общения психотерапевт получает интересуемые сведения о жизни, деятельности и взглядах испытуемого. В беседе вопросы, ответы и рассуждения исходят от обеих сторон. Разновидности беседы – интервью и анкетирование, здесь, в отличии от простой беседы структура такова: вопрос – ответ.
- Эксперимент — требует создания определенной ситуации и условий. Его цель – выявить или опровергнуть психологический факт. Может проводиться в естественных для испытуемых условиях, человек не должен знать о том, что он является участником эксперимента. Некоторые предпочитают лабораторный, тогда вспомогательными средствами будут: аппаратура, инструктаж, подготовленное пространство. В этом случае человек понимает цель своего пребывания в созданной «лаборатории», но смысл эксперимента должен оставаться неизвестным.
- Тестирование – популярный и оправдывающий себя метод. Для диагностики используются методики и тесты, целью которых является выявление состояния конкретных показателей (памяти, внимания, мышления, интеллекта, эмоционально-волевой сферы) и свойств личности. Они имеют задание, которые испытуемый выполняют, а психолог интерпретирует и делает выводы. Для этого метода следует подбирать тесты, которые апробированы и признаны в научном мире, как говорится «классика». Очень популярны тесты на оценку уровня интеллекта и всевозможных личностных аспектов.
- Исследование продуктов деятельности – пожалуй, наиболее быстр и достаточно информативен метод, особенно в работе с детьми. Держа в руках поделки, рисунки, рабочие тетради, дневники, можно выяснить уровень развития человека, его жизненные предпочтения, особенности характера и другие важные характеристики.
- Психологическое моделирование – не такой простой, да и не сто процентный метод. Помогает сконструировать привычные модели поведения человека.
- Биографический метод – предполагает составление жизненного пути испытуемого и отметку на нем факторов, что повлияли на формирование его личности, кризисные моменты и важные изменения, особенности его поведенческих реакций в разные периоды. Составляют график жизни, по которому можно спрогнозировать будущее человека, а также выяснить какие периоды жизни стали формирующими или наоборот, деструктивными, для формирования тех или иных критериев.
Психологическая наука далеко шагнула, используя свои методы исследование, они точны и действенны, доступны каждому психологу.
Основные методы исследования психологических явлений — Студопедия
Методы, применяемые в психологии, — это приемы и способы, которые дают возможность получить новые факты для научного понимания закономерностей психической деятельности и механизмов функционирования интересующих исследователя психических явлений. Для научного исследования психических явлений широко применяются следующие методы: наблюдение, опрос, тестирование и эксперимент, моделирование.
Наблюдение представляет собой такой способ изучения психики, когда исследователь непосредственно воспринимает поведение и деятельность личности, не вмешиваясь в их протекание. Наблюдение может быть внешним и внутренним.
Внешнее наблюдение проводится за другими людьми, когда исследователь может без особых затруднений собрать данные о психической деятельности человека, следя за его поведением в естественных условиях со стороны. Если же человек замечает, что за ним наблюдают, то он начинает вести себя скованно и неестественно. Такое наблюдение является малоэффективным и нерезультативным.
Для того, чтобы люди, за которыми ведется наблюдение, не могли догадаться об этом, применяется так называемое включенное наблюдение. С этой целью исследователь, осуществляющий такое наблюдение, становится членом группы и занимается такой же деятельностью, как и они, или ведет одинаковый с ними образ жизни. В этом случае открываются такие стороны поведения и психики людей, которые имеют сугубо интимный характер.
Наблюдение может быть свободным и специально организованным. Свободное наблюдение имеет место в обычной обстановке и имеет чаще всего житейский характер. Это необходимо делать для того, чтобы осуществлять совместную деятельность, правильно строить поведение в сложившейся ситуации и, в конечном итоге, достичь нужных результатов. Такое наблюдение дает возможность в общем плане понять желания и стремления людей, их мысли, взгляды и психические особенности личности. Однако неорганизованное наблюдение является бессистемным, поверхностным, а отсюда и малорезультативным.
Специально организованное наблюдение является всегда целенаправленным и заранее спланированным. В процессе наблюдения ведутся подробные протокольные записи, которые потом обрабатываются и интерпретируются. На основе полученных посредством наблюдения данных у исследователя возникает гипотеза о психологических особенностях личности человека. Для того, чтобы избежать субъективизма, наблюдение может вестись несколькими исследователями в различных жизненных ситуациях, при осуществлении личностью разнообразных видов деятельности. Полученный таким образом материал дает возможность составить обобщенную независимую характеристику.
Наряду с внешним наблюдением за другими людьми возможно наблюдение и за собственной личностью. Такого рода самонаблюдение не следует смешивать с интроспекцией, так как человек, в данном случае, не заглядывает внутрь себя, а лишь констатирует те психические явления, которые у него возникают. Причем, он может дать о них отчет только после того, как они проявятся. Если же он попытается наблюдать их в момент возникновения, то они исчезают, так как появляется новая цель — не проявлять психическую деятельность, а наблюдать за ней. Самонаблюдение дает лишь первичный, сырой материал для анализа присущих личности психических явлений, дает лишь пищу для размышления по поводу своеобразия их протекания в данный момент. Эту способность человека размышлять о своей собственной психической деятельности в современной психологии называют рефлексией.
Благодаря рефлексии человек получает возможность более рационально организовывать и осуществлять как практическую, так и познавательную теоретическую деятельность. Особенно большое значение это имеет при обучении и воспитании учащихся. На основе рефлексии ученик способен не только понять самого себя, оценить свои положительные и отрицательные качества, но и осуществлять саморегулирование и самовоспитание своей личности. Одним из своеобразных методов психологического исследования является опрос. Он применяется с целью получения предварительных данных о психических явлениях, имеющих место, как у отдельных лиц, так и у групп людей. Опрос может быть устным и письменным.
Устный опрос осуществляется в форме беседы и с отдельным человеком или с группой людей. Для того, чтобы беседа дала нужные результаты, исследователь должен овладеть искусством собеседования. Прежде всего он должен уметь создать атмосферу непринужденности и вызвать доверие у собеседников. Большое значение имеет также умение поддержать беседу, варьируя вопросы, но не отклоняясь от основной темы. На ход беседы оказывает большое влияние не только содержание ответов, но и их подтекст, а также интонация, мимика и пантомимика участвующих в беседе. Беседа должна быть заранее спланирована и подготовлена, продуманы способы и средства, помогающие понять психическое состояние собеседника.
Письменный опрос проводится чаще всего при помощи анкет. К нему прибегают в тех случаях, когда необходимо изучить психические явления у большого количества людей. Недостатком этого вида опроса является отсутствие прямого контакта с обследуемыми, а также невысокая достоверность ответов, так как невозможно убедиться, насколько откровенно отвечает опрашиваемый человек на поставленные вопросы.
В современной психологии широкое применение находит метод — тестов. Тесты имеют преимущество диагностический характер. Они дают возможность объективно установить наличие или отсутствие психических свойств и качеств у субъекта и дать им количественную и качественную характеристику. Тесты применяются для изучения уровня развития психических процессов, способностей, наличия знаний и умений, проявления черт характера и свойств темперамента.
Тесты представляют собой набор стандартизированных, выверенных испытаний, результаты которых определенным образом интерпретируются. В зависимости от того, какие свойства личности изучаются, применяется и соответствующий набор тестов. Для изучения способностей и наличия знаний, навыков и умений применяются тесты-задания, по результатам выполнения которых судят об уровне развития перцептивных, мнемических, интеллектуальных и других качеств личности и о степени ее готовности выполнить ту или иную деятельность. При изучении психических свойств личности используются тесты-опросники, отвечая на которые испытуемые обнаруживают присущие им особенности темперамента и характера. С целью определения отрицательных психических свойств, которые по мнению испытуемых им не присущи, применятся проективные тесты. Посредством этих тестов создается неопределенная ситуация, в которой может оказаться человек, и для выхода из которой он должен проявить определенные положительные или отрицательные качества. Решая за этого человека задачу, испытуемый наделяет его такими качествами, которые присущи ему самому, т.е. проецирует свои качества на другого человека и тем самым обнаруживает их у себя.
Наиболее важное значение в психологических исследованиях имеет эксперимент. Применяя этот метод, исследовать сам создает условия, при которых начинает проявляться интересующее его психическое явление. Кроме того в ходе эксперимента он может вносить коррективы и изменения в создаваемую им ситуацию, варьировать и неоднократно повторять его для получения надежных данных. Изменяя условия эксперимента, исследовать получает возможность установить причины, вызвавшие функционирование изучаемого явления.
Эксперимент может проводиться как в лабораторных, так и в естественных условиях. Лабораторный эксперимент дает возможность получить точно фиксируемые данные, так как при его проведении широко применяется специальная аппаратура. Эксперимент этого типа применяется при изучении психических процессов, состояний и свойств для определения их интенсивности, устойчивости и скорости их возникновения. Отрицательным моментом этого вида эксперимента является то, что он проводится в искусственных лабораторных условиях и вызывает неестественное поведение испытуемых. В естественном эксперименте этот недостаток устраняется, так как здесь исследование проводится в привычной обстановке в процессе выполнения какой-либо деятельности, которой занимается обычно испытуемый.
Естественный эксперимент применяется во всех отраслях психологии. Но особенно широкое применение он получил в педагогической психологии. Впервые этот вид эксперимента был предложен А.Ф. Лазурским, который использовал его для изучения личности школьника. Если такой эксперимент проводится в условиях педагогического процесса и решает задачи психологического исследования, то он тогда называется психолого-педагогическим экспериментом. Такой эксперимент не только констатирует наличие у учащихся определенных психологических особенностей, но и является условием формирования новых психических свойств и качеств, необходимых для осуществления более сложных видов учебных действий. Каждый учитель должен уметь проводить психолого-педагогический эксперимент как с отдельными учащимися, так и со всем классом, особенно в тех случаях, когда он применяет новые методы обучения и воспитания.
Наиболее результативным является комплексное исследование, проведенное не одним, а несколькими методами. Сначала проводится наблюдение или опрос с целью сбора первоначальной предварительной информации, на основе которой выдвигается гипотеза о возможном наличии интересующего исследователя психического явления. Затем, чтобы убедиться в правильности гипотезы, применяется тестирование, которое дает возможность установить степень выраженности психического явления и дать ему количественную и качественную характеристику. При слабой выраженности психического явления, необходимого для осуществления какой-либо деятельности, проводится формирующий эксперимент. Поскольку формирование нужного качества является сложным и длительным процессом, то для этого применяется многосерийный все усложняющийся эксперимент. Успех эксперимента зависит от эффективности применяемой методики, которая должна моделировать основные параметры деятельности и те качества, которые должны проявляться при ее выполнении. Когда результаты эксперимента удовлетворяют исследователя, делается новый срез при помощи тестирования. Результаты исследования тщательно анализируются, сравниваются и обобщаются, и на основе количественной и качественной оценки делаются выводы теоретического и практического характера. Достоверность выводов во многом зависит от методов обработки полученных данных посредством математического анализа и технических средств, применяемых в науке.
Моделированиекак метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.
Кроме перечисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.
1.1.5. Основные методы психологических исследований.
Поскольку
психология как наука имеет свой предмет
и специфические проблемы, в ней выработаны
и специальные методы исследования.
Наблюдение –специально организованная
и спланированная процедура фиксации
поведения объекта наблюдения, выдвижение
и проверка гипотез о причинах и механизмах
тех или иных форм этого поведения. Этот
метод используется не только изолированно,
но и всегда дополняет все остальные
методы, особенно экспериментальные.
Частный вид наблюдения –самонаблюдение– при котором человек сам описывает и
анализирует свое поведение, ощущения,
чувства, мысли и т.п.
Эксперимент –создание специальных
условий деятельности человека
(испытуемого), в которых выявляется тот
или иной психологический факт. Часто
для планирования экспериментов и
обработки результатов используются
специальные математические методы.
Бываетлабораторный эксперимент,который протекает в специальных условиях,
с использованием специальной аппаратуры,
испытуемый действует по четкой инструкции.
Планируя такой эксперимент, исследователь
стремится как можно точнее описать
факторы, влияние которых на испытуемого
будет изучаться, а также возможные
реакции испытуемого. Влияние побочных
и случайных факторов стараются свести
к минимуму.Естественный эксперимент
проходит в обычных условиях труда,
учебы общения и испытуемые могут не
знать, что ситуация частично перестроена
экспериментатором.
Метод тестов– строго регламентированное
испытание для выявления определенных
психических качеств человека. Слово
«тест» означает изначально «проба»,
«испытание».Психологический
тест– стандартизированное, одинаковое
для всех испытуемых задание, стимулирующее
определенную форму деятельности и
выполняемое за ограниченное время.
Процедура проведения теста называетсятестированием.Любой психологический
тест основан на предположении, что
реакция человека в некоторой тестовой
ситуации однозначно следует из наличия
или отсутствия (а точнее — степени
выраженности) у него того или иного
свойства личности. Результаты теста
выражаются, как правило, количественно
и требуют дальнейшей интерпретации.
В
зависимости от того, какую сферу
психической жизни позволяет исследовать
тест, тесты делят на тесты
интеллекта и способностей, личностные
тесты, а также тесты отдельных психических
функций.
(Сейчас
весьма распространены тесты
достижений,
которые представляют собой разновидность
экзаменов, в которых проверяются знания
по тому или иному учебному предмету.
Такие тесты имеют отношение к педагогике,
а не к психологии)
Одна из наиболее очевидных тестовых
ситуаций — ответ на некий вопрос. Обычно
при тестировании человеку предлагается
выбрать ответ из нескольких возможных.
Бывают вопросы, имеющие правильный
ответ (загадки, головоломки и т.п.), и они
используются для тестирования интеллекта.
Для тестирования свойств личности
составляются вопросы, на которые
однозначного правильного ответа не
существует, поскольку они касаются не
объективных фактов, а субъективноговосприятия человеком себя и окружающего
мира. Например, в одном из тестов есть
вопрос «Согласны ли Вы с тем, что в
нашей повседневной жизни масса
интересного?» Ответивший «нет»,
скорее всего, склонен к депрессии. Даже
такие вопросы, как “Хорошая ли у Вас
память?” на самом деле также касаются
именно субъективного понимания. Речь
идет не о результатах медицинской
проверки памяти, а о том, насколько
человексчитаетсвою память хорошей.
Чаще всего невозможно сделать однозначный
вывод о свойстве интеллекта или личности,
задав всего один связанный с ним вопрос.
Ведь ответ на этот конкретный вопрос
может оказаться вызванный причиной, не
предусмотренной авторами теста (например,
просто неправильным пониманием вопроса).
Кроме того, свойства редко абсолютно
выражены или абсолютно отсутствуют.
Поэтому тесты состоят не из одного
вопроса. Чтобы выяснить степень
выраженности некоторого свойства
интеллекта или личности, человеку
предлагается несколько вопросов, ответ
на которые связан с этим свойством.
Такой набор вопросов называется шкалой.
В тестах интеллекта или
тестах достижений шкалы представляют
собой наборы задач, правильное решение
которых за определенное время указывает
на то, что у человека хорошо развит
тестируемый вид интеллекта или что
человек хорошо владеет определенным
учебным материалом (тесты достижения).
Тесты отдельных психических функций
также представляют собой задания, но
их выполнение зависит от уровня развития
исследуемой функции, например, в тестах
на память требуется запомнить и
воспроизвести какой-то материал, в
тестах на координацию – выполнить
заданное движение и т.п.
В личностный тест-опросниквключается обычно несколько десятков
разнообразных вопросов, в ответах на
которые проявляется то или иное свойство
личности. Ответы могут быть «закрытыми»
или «открытыми». «Закрытые»
вопросы содержать набор готовых ответов,
один из которых человек должен выбрать.
Часто это просто: «Да», «Нет»
и «Не знаю». Бывают и более тонкие
различия: «Совершенно согласен»,
«Скорее согласен, чем не согласен»,
«Скорее не согласен, чем согласен»,:
«Совершенно не согласен». Встречаются
и более содержательные ответы. Подсчет
результатов и интерпретация опросников
с закрытыми ответами выполняются по
четкому алгоритму и относительно не
сложны. «Открытые» вопросы позволяют
отвечать в произвольной форме. В принципе,
открытые вопросы могут содержать больше
информации о человеке, чем закрытые, но
обрабатывать и интерпретировать
результаты таких опросников значительно
сложнее.
В настоящее время широко распространена
компьютеризация тестов интеллекта и
личностных опросников. Предъявление
заданий или вопросов и получение ответов
с помощью компьютера действительно
удобно. Однако, специальные исследования
показали, что часто люди отвечают за
компьютером не совсем так, как они
сделали бы это на бумаге. Строго говоря,
компьютерный вариант любого теста
требует отдельной проверки которая,
как правило, не проводятся. Поэтому
интерпретация результатов компьютерного
тестирования требует особого внимания
и тщательности. «Перепоручать» эту
процедуру компьютеру недопустимо. Его
можно использовать только как справочник,
но выводы может делать только человек.
Совершенно иначе выглядят проективныеметодики исследования личности. Это
направление имеет корни, в основном, в
психоанализе (см. раздел 4, главу 1). Такие
тесты, как правило, достаточно сложны
в интерпретации. Их теоретическая основа
— предположение, что субъект, оказавшийся
в какой-либо ситуации, в своем восприятии
преобразует ее, сообразно своей
индивидуальности. Поэтому в каком-либо
тестовом действии человека (рисунке,
рассказе и т.п.) как бы отражается
(«проектируется») вся его личность.
В разных тестах людям предлагают
интерпретировать различные рисунки,
рисовать самим разные заданные или
свободные сюжеты, продолжать тексты,
упорядочивать фигуры или цвета и т.п.
Время выполнения такого теста обычно
ограниченно не строго, оно должно только
укладываться в «разумные пределы».
Результатом выполнения проективного
теста обычно бывает некоторый текст
или рисунок. Его интерпретация выполняется
по правилам, но не столь строгим, как в
тестах-опросниках. Обычно это весьма
сложная процедура, требующая не только
знаний, но и опыта.
В настоящее время в арсенале
психологии (в основном — ее особого
раздела – психодиагностики) имеются
сотни тестов, прошедших всестороннюю
проверку, но, тем не менее, их результаты
нельзя абсолютизировать, рассматривать
как истину в последней инстанции.
Виды психологического исследования
Выделяют три вида психологического исследования:
- теоретическое,
- эмпирическое,
- прикладное.
Теоретическое исследование
Основная цель теоретического исследования заключается в получении общего знания об определенном психологическом явлении. Основа такого исследования — имеющиеся в науке описания и объяснения фактов психической жизни, гипотезы и предположения. Результат такого вида исследований представляется в виде стройных и доказательных обобщений.
Уровень данных обобщений может быть разным:
- гипотеза,
- концепция,
- теория.
Определение 1
Гипотеза является научным предположением, выдвигаемым с целью объяснения явлений и требующим дальнейшей проверки опытным путем или теоретического обоснования для трансформации в достоверную научную теорию.
Концепция представляет собой систему аргументированных взглядов, которая оформляет определенное понимание изучаемых явлений.
Теория – это уже обобщение опыта, посредством доказательств отражающее сущность изучаемого предмета.
Психологическая реальность, включает в себя объективные и субъективные факты, закономерности.
Готовые работы на аналогичную тему
К методам теоретического исследования относится работа с тематическими публикациями, научные дискуссии, консультации, не экспериментальное моделирование, классификация и другие.
Эмпирическое исследование
Эмпирическое исследование преследует своей целью получение фактов, далее обобщаемого теорией или используемого в прикладных целях. К эмпирическим методам исследования относятся: наблюдение, эксперименты, тестирование, опросы, беседу, моделирование. Результатом такого исследования является получение строгого описания психологического факта. Для этого очень тщательно проводится сбор данных об изучаемом явлении.
Прикладные исследования
Цель прикладного исследования — получение практического результата в конкретных жизненных ситуациях. Такие исследования производятся, как правило, по заказу со стороны заинтересованных лиц. Конечный результат содержит сформулированные рекомендации, выполнение которых должно привести к ожидаемому эффекту. В данных исследованиях применяются теоретические и эмпирические знания, разработанные и апробированные научные методы и методики.
Классификация методов психологического исследования
Все подходы к построению системы методов психологии обычно подразделяются по степени общности на три большие группы:
- диалектический — всеобщий метод научного исследования;
- общенаучные логические методы познания;
- частные методы психологии, присущие только этой науке.
Наблюдение
Метод наблюдения применяется в нескольких вариантах.
Внешнее наблюдение позволяет собрать данные о психологии и поведении человека посредством прямого наблюдения со стороны.
Внутреннее наблюдение применяется психологом-исследователем, когда он хочет изучить явление в том виде, в каком оно представлено в его сознании.
В свободном наблюдении можно менять предметы и объекты наблюдения, его характер в процессе наблюдения.
Стандартизированное наблюдение подразумевает наличие заранее определенного и четко ограниченного предмета наблюдения. Оно проводится по определенной программе независимо от происходящего в процессе наблюдения с объектом или наблюдателем.
При включенном наблюдении исследователь является непосредственным участником процесса, за которым он ведет наблюдение.
Стороннее наблюдение не предполагает личного участия наблюдателя в изучаемом процессе.
Опрос
Опрос предполагает ответы человека на ряд задаваемых вопросов. Есть несколько вариантов опроса.
Устный опрос применяется тогда, когда необходимо вести наблюдение за реакциями и поведением человека, который отвечает на вопросы. Данный вид опроса позволяет глубже проникнуть в психологию человека, но требует при этом специальной подготовки и больших временных затрат на проведение исследования.
Письменный опрос дает возможность охватить большую аудиторию. Распространенной формой письменного опроса является анкета. Но применяя анкету, нельзя учесть реакцию отвечающего на содержание обозначенных в ней вопросов и изменить их.
Свободный опрос — это разновидность устного и письменного опроса, при котором вопросы и ответы заранее не ограничены определенными рамками. Опрос такого типа дает возможность гибко менять тактику исследования, содержание вопросов и получать на них нестандартные ответы. Но при этом стандартизированный опрос более экономичен по времени и материальным затратам, чем свободный опрос.
Тесты
С помощью тестов можно получить количественную или качественную точную характеристику изучаемого явления. Тесты предполагают четко организованную процедуру сбора и обработки данных и своеобразие их интерпретации.
Тест-опрос основан на вопросах продуманных и тщательно отобранных по валидности и надежности, по ответам на которые можно характеризовать психологические качества испытуемых.
Тест-задание дает возможность оценить психологию и поведение человека на основе его действий. Основой проективных тестов является механизм проекции, при котором неосознаваемые собственные качества человек приписывает другим людям. Проективные тесты хорошо помогают изучить психологические и поведенческие особенности людей, которые вызывают негативное отношение.
Эксперимент
В эксперименте целенаправленно создается искусственная ситуация, где изучаемое свойство может быть выделено, проявлено и оценено лучше всего. Эксперимент может быть двух видов: естественный и лабораторный. Естественный эксперимент проводится в обычной жизни и экспериментатор не вмешивается в ход событий, а лишь фиксирует их. Лабораторный эксперимент требует создания искусственной ситуации, где изучаемое свойство можно полнее всего изучить.
Моделирование
Моделирование используют, когда исследование интересующего явления другими методами невозможно по причине сложности или труднодоступности. Тогда создают искусственную модель изучаемого феномена. И уже на этой модели исследуют явление и делают выводы.
Методы психологии и этапы психологического исследования — Студопедия
Психологическая наука использует различные методы исследования, к которым обычно относят: основные и вспомогательные. К основным относят: наблюдение, эксперимент, а к вспомогательным методам: опросы и тестирование, метод обобщения независимых характеристик, библиография и другие (см. рис 1.2.).
Наблюдение – наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невключенным. Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает. В невключённом наблюдении этого не требуется. Наблюдение необходимо проводить с соблюдением определенных правил, разработанных психологической наукой. Оно осуществляется неоднократно, систематически и незаметно для наблюдаемого.
Рис. 1.2. Классификация методов психологии (по С.Л. Рубинштейну)
Эксперимент – метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психологических явлений. Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией; естественным – исследование осуществляется в естественных условиях и с изучаемыми людьми не устанавливаются непосредственные контакты; констатирующим – изучаются лишь необходимые психологические явления; формирующим – в процессе его развиваются определенные качества испытуемых.
Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление ианализ мнений о тех или иных психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей. Он также может включать сбор и последующее обобщение устных или письменных характеристик различных лиц об изучаемых людях.
Анализ результатов деятельности – метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей. Обычно в этом случае исследователь анализирует, как люди выполняют поставленные перед ними практические задачи, как они относятся к порученному делу, каких достигают результатов в зависимости от определенных условий их деятельности. Все полученные данные фиксируются, а затем обобщаются.
Опрос – метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя. Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге, или устным (беседа), когда вопросы ставятся устно, или в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемым. Опросники и анкеты, как правило, предназначаются для описания и оценки человеком самого себя. Беседа отличается от обычного общения наличием плана, цели, избирательности и проводится в индивидуальном порядке, чтобы избежать побочного воздействия присутствующих лиц.
Тестирование – метод, при котором испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя. Различают тестирование проективное, исследующее разнообразные проявления психики индивидов (обычно оно включает использование конститутивных, интерпретативных, катарсических, импрессивных, экспрессивных и аддитивных методик), и психокоррекционное (обычно предполагает применение методик поведенческой и когнитивистской коррекции, психоанализа, гештальт- и телесно-ориентированной терапии, психодрамы, психосинтеза и трансперсонального подхода).
Для исследования той или иной психологической проблемы применяется соответствующая система научных психологических алгоритмов и приемов, которая обычно требует больших затрат времени, тщательной подготовки и проводится в несколько этапов.
1. Определение проблемы, разработка программы исследования, формулировка гипотез, выбор методов исследования.Этот этап предполагает, во-первых, выявление и использование психологом результатов исследований, ранее проводившихся по этой теме, во-вторых, составление программы исследования, которая обычно включает формулировку проблемы, определение предмета изучения, объяснение цели и основных задач, предварительный системный анализ объекта исследования, выдвижение рабочих гипотез, составление принципиального (стратегического) плана изучения, а также основных процедур сбора и анализа первичных данных.
2. Сбор фактических данных. На этом этапе психолог-исследователь с помощью выбранных методов и методик изучает конкретное явление для того, чтобы правильно понять его сущность и своеобразие. Сбор данных при этом должен отличаться тщательностью, систематичностью, последовательностью и планомерностью. Он может осуществляться в несколько этапов, но все они должны быть взаимосвязаны друг с другом и отвечать общей цели исследования.
3. Качественная и количественная обработка данных. Качественная обработка предполагает предварительное определение показателей, по которым можно судить о конкретных особенностях исследуемых психологических явлений в процессе анализа фактического материала. Впоследствии на их основе осуществляется описание и обобщение результатов исследования. Однако одной качественной обработки недостаточно. Необходима еще и количественная обработка данных. Обычно она предполагает применение методов альтернативного, корреляционного, дисперсионного и факторного анализов.
4. Интерпретация данных, формулирование выводов, практических рекомендаций, разработка прогноза развития явлений в будущем. На этом этапе на основе качественной и количественной обработки полученных данных исследователь описывает изучаемое явление, констатирует его определенные свойства и особенности, делает обобщающие выводы относительно закономерностей его функционирования и проявления. При этом могут быть выработаны практические рекомендации для других исследователей, а так же может быть составлен прогноз развития изучаемого явления в будущем, в иных условиях.
Каждая наука, для того чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают методология и теория.
Методология – это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. Теория – это совокупность взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, позволяющих делать конкретные умозаключения об изучаемых явлениях и процессах.
5. Методы исследования в психологии
Методы научных исследований— это
те приемы и средства, с помощью которых
ученые получают достоверные сведения,
используемые для построения научных
теорий и выработки практических
рекомендаций.
Методы психологического
исследования должны отвечать следующим
требованиям:
объективность— объединение внешних и внутренних
проявлений психики, исходя из объективной
природы психического;валидность
– гарантия того,
что избранный способ изучения (метод)
действительно способен измерить или
оценить изучаемый объект;
надежность
— качества метода, позволяющие получить
одни и те же результаты при многократном
его использовании.
Таблица 3
Методы психологии
Методы | Определение | Виды |
Интроспекция | Наблюдение | нет |
Наблюдение | Целенаправленное | Открытое, |
Опрос | Прямое | Устный |
Тест | Краткое | Тесты-опросники, |
Эксперимент | Создание | Констатирующий, |
Анализ | Анализ | Анализ |
Интроспекция
— самонаблюдение,
которое применяется
тогда, когда психолог- исследователь
ставит перед собой задачу изучить
интересующее его явление в том виде, в
каком оно непосредственно представлено
в его сознании.
Наблюдение
– целенаправленное восприятие
психических явлений. Обычно проводится
в естественных условиях, без вмешательства
в ход деятельности. Поступки и слова
подробно записываются, а затем
анализируются и объясняются. Различают
включенное
наблюдение, когда исследователь
становится членом группы и его присутствие
и поведение становится частью наблюдаемой
ситуации и не включенное
(со стороны), т.е. без
взаимодействия и установления каких-либо
контактов с изучаемым лицом или группой.
Различают также открытое
наблюдение, когда исследователь открывает
наблюдаемым свою роль (недостатком
этого метода является снижение
естественного поведения наблюдаемых
субъектов) и скрытое,
когда о присутствии наблюдателя группе
или индивиду не сообщается. Достоинства
наблюдения: 1) возможность
непосредственного контакта с объектом,
2) возможность применения в самых
различных ситуациях; недостатки:
1) невозможность повторения ситуации,
2) большая вероятность ошибок из-за
субъективного фактора.
Опрос
представляет особый
метод, при использовании которого
человек отвечает на ряд задаваемых ему
вопросов. Опрос бывает устным и
письменным. Устный
опрос (интервью,
беседа)
применяется в тех случаях, когда
необходимо вести наблюдение за поведением
и реакциями человека, отвечающего на
вопросы. Это вид опроса позволяет
глубже, чем письменный проникнуть в
психологию человека, однако требует
специальной подготовки, обучения и, как
правило, больших затрат времени на
проведение исследования. Ответы
испытуемых, получаемых при устном
опросе, существенно зависят и от личности
того человека, который ведет опрос, и
от индивидуальных особенностей того,
кто отвечает на вопросы, и от поведения
обоих лиц в ситуации опроса. Письменный
опрос может проводиться
с большим количеством людей. Наиболее
распространенная его форма – анкета.
Ее недостатком является то, что нельзя
заранее учесть реакцию отвечающего на
содержание вопросов и, исходя из этого,
изменить их. Свободный
опрос – разновидность
устного или письменного опроса, когда
перечень задаваемых вопросов и возможных
ответов не ограничен определенными
рамками. Такой метод сходен с беседой,
при которой можно достаточно гибко
менять тактику исследования, содержание
задаваемых вопросов, получать на них
нестандартные ответы. В свою очередь
стандартизированный
опрос, при котором
вопросы и характер возможных ответов
на них определены заранее и обычно
ограничены достаточно узкими рамками,
более экономичен во времени и в
материальных затратах, чем свободный
опрос.
Тесты
являются специализированными
методами исследования, использование
которых позволяет получить точную
количественную и качественную оценку
психологических особенностей человека.
Большинство тестов являются
стандартизированными и имеют необходимые
нормативы. Это дает возможность оценивать
уровень сформированности у человека
соответствующих психических функций,
то есть ставить психологический диагноз.
Тесты бывают трех видов: тесты- опросники,
тесты-задания и проективные тесты. Тест-
опросник предполагает
систему заранее продуманных вопросов,
по ответам на которые можно судить о
психологических качествах испытуемого.
Тест-задание
предполагает оценку действий человека.
В нем предлагается серия специальных
заданий, по итогам выполнения которых,
судят о наличии или отсутствии и степени
развития у человека изучаемых качеств.
При использовании этих тестов испытуемый
может сознательно повлиять на результаты,
исказить или приукрасить их. Поэтому
для получения более объективной
информации о психологических и
поведенческих особенностях людей
используют проективные
тесты. В их основе
лежит метод проекции, когда человек,
отвечая на поставленные определенным
образом вопросы или выполняя задания,
отражает в ответах свои скрытые личностные
свойства.
Эксперимент
— целенаправленная
и продуманная искусственно созданная
ситуация, в которой изучаемое свойство
выделяется, проявляется и оценивается
лучше всего. Основное достоинство
эксперимента состоит в том, что он
позволяет надежнее, чем все остальные
методы, делать выводы о причинно –
следственных связях исследуемого
явления с другими феноменами. Естественный
эксперимент организуется
и проводится в обычных жизненных
условиях, где экспериментатор практически
не вмешивается в ход происходящих
событий, фиксируя их в том виде, как они
разворачиваются сами по себе. Лабораторный
эксперимент
предполагает создание некоторой
искусственной ситуации, в которой
изучаемое свойство можно лучше всего
изучить. Данные, полученные в естественном
эксперименте, лучше всего соответствуют
типичному жизненному поведению индивида,
реальной психологии людей, но не всегда
точны из-за отсутствия у экспериментатора
возможности строго контролировать
влияние всевозможных факторов на
изучаемое свойство. Результаты
лабораторного эксперимента, напротив,
выигрывают в точности, но зато уступают
в степени естественности – соответствия
жизни.
Анализ продуктов деятельности
— анализируются дневниковые записи,
продукты трудовой или творческой
деятельности (рисунки, сочинения, почерк
и пр.).
ВОПРОСЫ ДЛЯ
САМОКОНТРОЛЯ
Объясните
происхождение слова «психология».Определите
этапы развития психологического знания,
как изменялся предмет психологии?Выделите
предмет, объект и задачи психологии и
дайте им характеристику.Укажите
место психологии в системе наук и
характер взаимосвязи с ними.Перечислите
основные отрасли современной психологии.Назовите
основные теории, научные школы и
концепции психологии.Назовите
представителей советской психологии,
внесших вклад в развитие науки.Охарактеризуйте
методы современной психологии.
Психология как наука и использование научных методов в психологических исследованиях
Психология как область исследования значительно эволюционировала за последние несколько лет с различными точками зрения, подходами и исследовательскими интересами психологов и исследователей. Но все они имеют одну общую черту — использование научных методов. Психология как научная область исследований важна как для практиков, так и для исследователей. Психологи, занимающиеся исследовательской деятельностью, сосредоточены на раскрытии новых взглядов на причины человеческого поведения с помощью научных методов.С другой стороны, практические психологи, такие как клинические психологи, консультанты, промышленно-организационные психологи и школьные психологи, используют существующие исследовательские знания для улучшения или улучшения жизни людей.
Как и другие социальные науки, психология также является наукой, поскольку она пытается предсказать причины человеческого поведения, опираясь на сбор данных, эмпирические свидетельства и предлагая интерпретации, анализируя факты и свидетельства, связанные с различными поведенческими принципами.Большая часть исследовательской работы по психологии основана на научном исследовании повседневного поведения человека (Heider, 1958; Kelley, 1967). Применяя научные методы, психологи систематически и объективно объясняют причины различий в человеческом поведении.
Психологи изучают и анализируют человеческое поведение, предлагая различные уровни объяснений, от биологического до социального и культурного. Эти уровни объяснения также называются перспективами, используемыми для понимания и объяснения человеческого поведения.Биологические факторы, такие как гены, нейротрансмиттеры, нейроны и гормоны, объединены с более низкими уровнями объяснения. С другой стороны, объяснения средних уровней относятся к индивидуальным характеристикам и способностям, тогда как объяснения высших уровней относятся к социальным установкам, организациям и культурным факторам (Cacioppo, Berntson, Sheridan, & McClintock, 2000). , Эти три уровня объяснения можно точно объяснить с помощью примера. В наши дни очень распространена депрессия, которая вызвана всеми тремя факторами: биологическими, индивидуальным отношением и социокультурными факторами.
Депрессию можно лечить на более низких уровнях, исследуя химические изменения в мозге, которые вызывают депрессию, и клинические психологи могут лечить ее с помощью лекарств. На среднем уровне людям, страдающим депрессией, может помочь лечение с помощью методов лечения или сеансов, которые помогут им преодолеть негативный жизненный опыт. На самом высоком уровне психологи пытаются проанализировать причину депрессии между мужчинами и женщинами или представителями разных культур.Результаты исследований показывают, что депрессия гораздо чаще поражает женщин, чем мужчин, и тревожно высока в западных культурах (США, Европа и Канада), чем в восточных культурах (Япония, Китай и Индия, Чен, Ван, Польша и Линь, 2009 г.) ; Seedat et al., 2009. Все уровни объяснения помогают нам понять причину депрессии с разных точек зрения. Все уровни объяснения помогают понять причины депрессии с более широкой точки зрения.
Причины использования эмпирических методов в психологии
Все социальные исследователи используют эмпирические методы для обмена мнениями по соответствующим дисциплинам исследований.Эмпирические методы включают сбор данных, систематизацию данных и предоставление выводов о данных. Ученые используют научные методы для проведения эмпирических исследований. Научные методы можно определить как комбинацию правил, допущений и процедур, которым следуют при проведении научных исследований ученые-социологи и исследователи.
Хотя методы научного исследования не могут гарантировать объективное и беспристрастное решение различных вопросов, тем не менее, научные методы считаются лучшими для получения близких к точным выводам о людях и их поведении во всем мире.Старые факты или исследовательские идеи отбрасываются или заменяются новыми исследовательскими фактами и выводами. Эмпиризм и объективность в социальных исследованиях обеспечивают гораздо более точное понимание различных оттенков человеческого поведения по сравнению с другими подходами.
Психологические процессы сложны, и делать прогнозы о психологическом явлении очень сложно из-за индивидуальных различий и различных факторов, которые влияют на их поведение в зависимости от разных уровней объяснения.Методы научных исследований должны быть свободны от личных предубеждений или предрассудков ученых. Цель научного исследования — дать содержательную интерпретацию информации, собранной для ее применения в аналогичных ситуациях, путем следования определенным принципам, которые могут быть обобщены для таких ситуаций, которые называются законами. В психологии есть определенные общепризнанные законы, которые принимаются во всем мире, например, законы Вебера и Закон действия. Но так как эти законы доказали свою действенность и уже были приняты в качестве общих принципов, эти законы необходимо подвергнуть любой научной проверке.
Теория также взаимосвязана с законами в иерархии обобщенных принципов. Теорию можно определить как интегрированную комбинацию принципов, которая предсказывает наблюдаемые закономерности во взаимоотношениях в данной области исследования. Давайте проанализируем ключевые характеристики хороших теорий:
- Правильная теория должна быть общей, а это значит, что хорошая теория должна суммировать различные результаты.
- Хорошие теории должны быть экономными.
- Хорошие теории должны обеспечивать широкие возможности для будущих исследований и исследований в данной области исследований.
- Хорошие теории можно опровергнуть
Уже существующие теории могут быть оспорены или изменены на основе сбора данных и собранной информации, затем новые модифицированные теории дополнительно проверяются для создания важных прогнозов на основе новых собранных данных.
Психологические исследования
Основной целью психологического исследования является анализ поведения человека и предоставление эффективных решений таких проблем, как память и проблемы с обучением, агрессия и депрессия, проблемы, связанные с различными психологическими расстройствами, и используемые в широком спектре исследовательской деятельности для дальнейших исследований и исследований.Психологические исследования можно разделить на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные исследования пытаются понять основные вопросы человеческого поведения. С другой стороны, прикладные исследования исследуют те проблемы, которые имеют повседневное влияние на нашу повседневную жизнь, и предоставляют лечебные решения для решения наших повседневных проблем.
Психологи разрабатывают инструменты тестирования для тестирования и исследования своих исследовательских вопросов для измерения чувств, мыслей и поведенческих процессов людей и анализа, а также интерпретации собранных данных.Узнав о принципах и ключевых процессах психологического исследования, можно критически оценить собранные данные и прийти к соответствующему решению.
Авторство / Ссылки — Об авторе (ах)
Статья написана «Прачи Джунджа» и проверена группой Management Study Guide Content Team . В состав группы MSG по содержанию входят опытные преподаватели, профессионалы и эксперты в предметной области.Мы являемся сертифицированным поставщиком образовательных услуг ISO 2001: 2015 . Чтобы узнать больше, нажмите «О нас». Использование этого материала в учебных и образовательных целях бесплатно. Укажите авторство используемого контента, включая ссылку (-ы) на ManagementStudyGuide.com и URL-адрес страницы контента.
.
Microsoft Word — cjs907_634629203453125000
% PDF-1.6
%
188 0 объект
>
endobj
200 0 объект
> / Font >>> / Fields [] >>
endobj
187 0 объект
> поток
PScript5.dll Версия 5.2.22012-01-23T13: 55: 54Z2012-01-23T13: 01: 24Z2012-01-23T13: 55: 54Zapplication / pdf
FreeFlow 8.0 N9.0uuid: 79d21778-d272-43ce-a61b-3ea4928f2d8auuid: 0484de8d-5809-b047-b568-665cea906373
endstream
endobj
186 0 объект
>
endobj
4 0 obj
>
endobj
204 0 объект
>
endobj
35 0 объект
>
endobj
66 0 объект
>
endobj
97 0 объект
>
endobj
128 0 объект
>
endobj
129 0 объект
>>> / тип / страница >>
endobj
132 0 объект
>>> / тип / страница >>
endobj
135 0 объект
>>> / тип / страница >>
endobj
137 0 объект
>>> / тип / страница >>
endobj
206 0 объект
> / ExtGState> / Font> / ProcSet [/ PDF / Text / ImageB / ImageC] / XObject >>> / Rotate 0 / TrimBox [29.2958 29,295 624,976 871,897] / Тип / Страница >>
endobj
218 0 объект
> поток
.
Типы вероятностных выборок | Для создания вероятностной выборки можно использовать множество стратегий. Каждый начинается с рамки выборки , которую можно рассматривать как список всех элементы в интересующей совокупности (например, имена людей, номера телефонов, адреса домов, переписные участки). Основа выборки оперативно определяет целевую совокупность, из которой проводится выборка. и на который будут обобщены образцы данных. Вероятно, наиболее знакомый тип вероятностной выборки — это Несколько более распространенными, чем простые случайные выборки, являются систематических выборок , которые В еще одном подходе кластерная выборка , исследователь | Пример | Предположим, некоторые исследователи хотят выяснить, какой из двух мэров кандидаты одобряются избирателями.Получение вероятностной выборки потребует определения целевая группа населения (в данном случае все имеющие право голоса избиратели в городе) и используя одну из многих доступных процедур для выбора относительно небольшое количество (вероятно, менее 1000) таких люди для интервью. Например, исследователи могут создать систематическую выборку, получив список избирателей, начинающийся со случайно выбранного имени, и после этого связаться с каждым 500-м человеком. Или, в более сложной процедуре, исследователи могут использовать компьютер случайным образом выбирать телефонные номера из всех используемых в городе, а затем опросите зарегистрированного избирателя по каждому номеру телефона.(Эта процедура даст образец, который представляет только тех людей, у которых есть телефон.) Также будет доступно несколько процедур для набора удобной выборки, | Оценка образцов | Образцы оцениваются в первую очередь в соответствии с процедурами, установленными которые они были выбраны, а не по их окончательному составу или размеру.В приведенном выше примере было бы невозможно узнать, является ли вспомогательный образец, состоящий из друзей исследователей или покупателей торгового центра является репрезентативным, даже если его демографические характеристики очень напоминали городского электората (например, такое же соотношение женщин и от мужчин и от черных к белым). И даже если по опубликованным телефонным номерам позвонят несколько тысяч человек, выборка будет серьезно предвзятой. Конечно, результаты вероятностной выборки могут быть неточными по многим причинам.Использование процедур вероятностной выборки необходимо, но недостаточно для получения результатов. Доля ответов . После выбора выборки предпринимается попытка собрать данные (например, посредством интервью или анкетирования) от всех ее членов. На практике исследователи никогда не получают ответов от 100% выборки.Некоторые члены выборки неизбежно путешествуют, госпитализированы, заключены в тюрьму, уезжают в школу или служат в армии. С другими невозможно связаться из-за их рабочего графика, участия в сообществе или общественной жизни. Другие просто отказываются участвовать в исследовании, даже после того, как исследователь приложил все усилия, чтобы убедить их в обратном. Каждый тип неучастия влияет на окончательную выборку, как правило, неизвестным образом. Например, в Общем социальном исследовании 1980 г. (GSS) те, кто отказался от интервью, позже оказались более склонными к вступлению в брак, со средним уровнем дохода и старше 30 лет, в то время как те, кто был исключен из опроса. опрос, потому что они никогда не были дома, реже были женаты и с большей вероятностью жили одни (Smith, 1983).Важность интенсивных усилий по повторному контакту членов выборки, с которыми трудно связаться (например, потому что они редко бывают дома), была очевидна в тех респондентах GSS, которым требовалось несколько попыток контакта до завершения интервью («труднодоступные») значительно отличались от других респондентов по уровню участия в рабочей силе, социально-экономическому статусу, возрасту, семейному положению, количеству детей, состоянию здоровья и полу (Smith, 1983). Частота ответа описывает степень, в которой окончательный набор данных включает все элементы выборки.Он рассчитывается как количество людей, с которыми интервью завершены («завершены»), деленное на общее количество людей или домохозяйств во всей выборке, включая тех, кто отказался участвовать, и тех, кого не было дома. Независимо от того, собираются ли данные посредством личных интервью, телефонных интервью или опросов по почте, высокая скорость отклика чрезвычайно важна, когда результаты будут обобщены для более широкого населения. Чем ниже скорость отклика, тем больше смещение выборки.Фаулер (1984), например, предупредил, что данные опросов по почте с коэффициентом возврата «20 или 30 процентов, что не является редкостью для почтовых опросов, которые не отслеживаются эффективно, обычно совсем не похожи на выборку населения». (Фаулер, 1984, с. 49). Это происходит потому, что «люди, которые проявляют особый интерес к предмету исследования или к самому исследованию, с большей вероятностью вернут анкеты по почте, чем те, кто менее заинтересован» (стр. 49). Фаулер (1984) предупредил, что: «[Иногда] он будет видеть отчеты о почтовых опросах, в которых ответили от 5 до 20 процентов выборки.В таких случаях окончательный образец имеет мало отношения к первоначальному процессу отбора образцов. Те, кто отвечает, по сути, выбираются самостоятельно. Маловероятно, что такие процедуры предоставят какие-либо достоверные статистические данные о характеристиках населения в целом »(стр. 48). Размер выборки и ошибка выборки . Для репрезентативной выборки необходимы соответствующие методы выборки и адекватная скорость ответа, но этого недостаточно.Кроме того, необходимо оценить размер выборки. При прочих равных, меньшие выборки (например, те, у которых меньше 1000 респондентов) имеют большую ошибку выборки , чем большие выборки. Чтобы лучше понять понятие ошибки выборки, полезно вспомнить, что данные из выборки предоставляют просто оценку истинной доли населения, имеющей конкретную характеристику. Если из одной и той же основы выборки взять 100 разных выборок, они потенциально могут привести к 100 различным образцам ответов на один и тот же вопрос.Эти модели, однако, будут сходиться вокруг истинной модели в популяции. Ошибка выборки — это число, которое описывает точность оценки по любой из этих выборок. Обычно он выражается как предел погрешности , связанный со статистическим уровнем достоверности. Например, опрос о предпочтениях президента может показать, что действующего президента поддерживает 51% избирателей, с погрешностью плюс-минус 3 балла при уровне уверенности 95%.Это означает, что если бы один и тот же опрос проводился со 100 различными выборками избирателей, можно было бы ожидать, что 95 из них покажут, что действующий президент пользуется поддержкой от 48% до 54% избирателей (51% 3%). Предел погрешности из-за выборки уменьшается по мере увеличения размера выборки до определенного значения. Для большинства целей выборки от 1000 до 2000 респондентов имеют достаточно малую погрешность, поэтому большие выборки не являются рентабельными. Однако, если необходимо исследовать подгруппы, может потребоваться более крупная выборка, поскольку предел погрешности для каждой подгруппы определяется количеством людей в ней.Например, хотя национальный опрос с вероятностной выборкой из 1000 взрослых имеет предел погрешности примерно в 1-3 процентных пункта (с использованием 95% доверительного интервала), анализ ответов афроамериканцев в этой выборке (кто, вероятно, около 100) будет иметь погрешность примерно 4-10 баллов. | Образцы в социальных и поведенческих исследованиях | В большинстве исследований в области поведенческих и социальных наук используются удобные выборки, состоящие из студентов, оплачиваемых добровольцев, пациентов, заключенных или Иногда совпадает удобство С труднодоступным населением (например, геи или люди Строго говоря, выводы сделать нельзя. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы результаты, полученные с помощью удобных выборок, подвергались критической оценке. Читатели всегда должны задавать следующие вопросы:
| Ссылки и Дальнейшее чтение | Брэдберн, Н.М. и Судман С. (1988). Опросы и Опросы: понимание того, что нам говорят . Сан — Франциско: Джосси-Басс. Фаулер, Ф. Дж. Младший (1984). Методы опросного исследования . Таузенд-Оукс, Калифорния: Сейдж. [Вернуться к тексту] Калтон, Г. (1983). Киш, Л. (1965). Обзорная выборка. Нью-Йорк: Уайли. Шуман, Х., И Калтон, Г. (1985). Методы обследования. Смит, Т. В. (1983). Скрытые 25 процентов: анализ неполучения ответов в Общем социальном исследовании 1980 года. Public Opinion Quarterly, 47 , 386-404. [Вернуться к тексту] Судман, С. (1976). Прикладной отбор проб . Нью-Йорк: Academic Press. |
.