Классификация чс что такое: Чрезвычайная ситуация ЧС: классификация и виды (типы)
Чрезвычайные ситуации и их классификация — Мегаобучалка
Основные определения дисциплины. Классификация чрезвычайных ситуаций.Стихийные бедствия. Виды катастроф
Безопасность жизнедеятельности — научная дисциплина, изучающая опасности и защиту от них.
Опасность — это процесс, явление, объект, антропогенное воздействие или их
комбинация, угрожающие здоровью и жизни человека. Опасность возникает в результате появления чрезвычайной ситуации.
Чрезвычайная ситуация (ЧС) — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Под источником ЧС понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, широко распространенную инфекционную болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может произойти ЧС.
Ежегодно чрезвычайные ситуации уносят жизни 2,5 — 3 миллионов жителей нашей планеты. Материальный ущерб от ЧС исчисляется в пределах 50 — 100 миллиардов долларов в год, и эти цифры постоянно растут.
В зависимости от источника чрезвычайные ситуации подразделяются на: природные, техногенные, социальные, экологические (рис. 2).
Рисунок 2. Классификация ЧС в зависимости от источника
Чрезвычайные ситуации постоянно сопровождают человека, угрожают его жизни, приносят боль, страдания, травмы, гибель людей, повреждают и уничтожают материальные ценности, наносят огромный ущерб окружающей природной среде, обществу, цивилизации.
По прогнозам ученых, количество чрезвычайных ситуаций в ближайшие годы будет расти. Если в 60-х годах от ЧС природного и техногенного характера пострадал в среднем 1 человек из 62 проживающих на Земле, то в 90-х — уже 1 из 29. В мире установилась тенденция ежегодного роста в результате ЧС числа пострадавших на 8,6% и материальных потерь — на 10,4%. По прогнозам ученых, общемировой ущерб от ЧС в 2010 году может составить 150 миллиардов долларов.
В зависимости от количества людей, пострадавших в ЧС, размера материального ущерба, а также границ зон распространения поражающих факторов, ЧС подразделяются на: локальные, местные, территориальные, региональные и трансграничные (рис. 3).
Рисунок 3. Классификация ЧС
К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тысячи минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.
К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало от 10 до 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 100 до 300 человек, либо материальный ущерб составляет от 1 тысячи до 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.
К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало от 50 до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 300 до 500 человек, либо материальный ущерб составляет от 5 тысяч до 0,5 миллиона минимальных размеров оплаты труда, зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории РК.
К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 500 и свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 миллионов минимальных размеров оплаты труда, зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов РК или выходит за их пределы.
К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы РК, или ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию РК.
Много бед человечеству приносят чрезвычайные ситуации природного характера (стихийные бедствия). К ним относятся ЧС, связанные с проявлением стихийных сил природы, такие как: землетрясения, наводнения, цунами, ураганы, природные пожары, оползни, сели, лавины, ливни, бури, засухи, метели, холода, жара, извержения вулканов, град, сильные снегопады, грозы, туманы, гололед, изморози (рис. 4).
Рисунок 4. Классификация природных ЧС
Стихийные бедствия — это природные явления значительного масштаба, в результате которых возникает угроза жизни или здоровью людей, может произойти уничтожение материальных ценностей или будет нанесен вред окружающей природной среде.
Количество стихийных бедствий в мире удваивается каждые 10 лет. В период с 1950 по 2000 год количество катастрофических стихийных бедствий в мире выросло в 6 раз. По данным Комитета Красного Креста, стихийные бедствия унесли в двадцатом столетии 11 миллионов человеческих жизней. Ежегодно число пострадавших от стихийных бедствий в мире увеличивается в среднем на 6%.
В настоящее время стихийные бедствия являются причиной возникновения многих ЧС. Они регулярно приносят страдания людям, ущерб экономике и окружающей природной среде.
История развития земной цивилизации неразрывно связана с созданием условий для возникновения ЧС техногенного характера. ЧС, которые являются следствием производственной и хозяйственной деятельности человека называются техногенными. Неоспоримые преимущества, которые получил человек в результате технического прогресса, обернулись для него и окружающей природной среды неисчислимыми бедами.
Ежеминутно в мире гремят взрывы, вспыхивают пожары, обрушиваются здания и сооружения, выбрасывается в окружающую природную среду огромное количество вредных и опасных веществ, происходят аварии и катастрофы на транспорте, в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, связи.
Техногенные ЧС приводят к травмам и гибели людей, уничтожению материальных ценностей, значительным экономическим и экологическим потерям.
Всем известна техногенная авария на Чернобыльской АЭС. Она привела к радиоактивному заражению территорий 20 государств, огромным экономическим потерям, страданиям миллионов людей. Два рукотворных ядерных взрыва над Японией в 1945 году унесли жизни сотен тысяч людей. Неисчислимые беды и страдания приносят людям пожары, взрывы, аварии на производстве и транспорте. Ежегодно в мире почти 1 миллион человек погибает, 8 миллионов получают ранения в транспортных авариях и катастрофах.
Авария — это повреждение машины, станка, установки, системы энергоснабжения, оборудования, транспортного средства, здания или сооружения.
Катастрофа — событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей.
Различают следующие виды катастроф:
• Экологическая катастрофа — стихийное бедствие, крупная производственная или транспортная авария (катастрофа), которые привели к чрезвычайно неблагоприятным изменениям в сфере обитания и, как правило, к массовому поражению флоры, фауны, почвы, воздушной среды и в целом природы. Последствием экологической катастрофы, как правило, является значительный экономический ущерб.
• Производственная или транспортная катастрофа — крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы и значительный материальный ущерб.
• Техногенная катастрофа — внезапное, непредусмотренное освобождение механической, химической, термической, радиационной и иной энергии.
Под помощью при катастрофах понимают меры, которые способны ограничить или изменить последствия катастрофы.
Классификация ЧС техногенного характера представлена на рис. 5.
Транспортные аварии (катастрофы) случаются во время движения транспортных средств.
Пожары и взрывы происходят на пожароопасных и взрывоопасных объектах, на железнодорожном и трубопроводном транспорте, которые осуществляют перемещение пожаро-опасных и взрывоопасных грузов.
Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ) — это происшествия, связанные с утечкой вредных химических продуктов в процессе их производства, хранения, переработки и транспортировки.
Рисунок 5. Классификация ЧС техногенного характера
Аварии с выбросом радиоактивных веществ возникают на радиационноопасных объектах: атомных станциях, предприятиях по изготовлению и переработке ядерного топлива, захоронению радиоактивных отходов и др.
Аварии с выбросом биологически опасных веществ (БОВ) — наиболее опасные для населения аварии, так как тяжесть последствий в случае попадания биологически опасных веществ в окружающую среду очень велика.
Внезапные обрушения зданий, сооружений чаще всего вызываются побочными факторами: большим скоплением людей на ограниченной площади; сильной вибрацией, вызванной проходящими железнодорожными составами или большегрузными автомобилями; чрезмерной нагрузкой на верхние этажи зданий и т.д.
Аварии на электроэнергетических системах и коммунальных системах жизнеобеспечения существенно затрудняют жизнедеятельность населения, особенно в холодное время года.
Аварии на промышленных очистных сооружениях приводят к выбросам отравляющих, токсических и вредных веществ в окружающую среду.
Гидродинамические аварии возникают при разрушении гидротехнических сооружений, чаще всего плотин. Их последствия — затопление обширных территорий.
При дальнейшем развитии технического прогресса общества появятся новые ЧС, поэтому важное значение приобретают знания, умения, навыки, опыт людей по их предотвращению, действия, направленные на сохранение здоровья и жизни в случае возникновения ЧС техногенного характера.
Важное место в жизни современного общества занимают ЧС социального характера: войны, террористические акты, захват заложников, кражи, мошенничество, азартные игры, изнасилования, вредные и опасные привычки, массовые скопления людей, неформальные объединения. Их общее количество, разновидность, масштабы последствий постоянно растут. Специфическая особенность социальных ЧС заключается в том, что все они возникают в сфере взаимоотношений между людьми и зависят от человека. ЧС социального характера сознательно планируются, готовятся, проводятся людьми. Эти люди пытаются с помощью ЧС социального характера решить свои политические, национальные, религиозные, криминальные, финансовые, личные задачи. Для этих целей используются различные жестокие методы: угрозы, шантаж, насилие, обман, захват заложников, кражи, убийства. Организаторов, заказчиков, исполнителей не останавливает то, что жертвами социальных ЧС чаще всего становятся мирные жители (рис. 1.6.).
По данным ООН, за последнее десятилетие прошлого века 2 миллиона детей были убиты в результате конфликтных ситуаций, более 1 миллиона детей стали сиротами, более — 6 миллионов детей были серьезно ранены или стали инвалидами и более 10 миллионов детей до сих пор испытывают последствия серьезных психологических травм, полученных вследствие социальных конфликтов.
Классификация ЧС социального характера представлена на рис. 6.
Рисунок 6. Классификация ЧС социального характера.
На борьбу с ЧС социального характера направлена деятельность мирового сообщества, государств, правительств, специальных служб. Важное место в общей системе противодействия социальным ЧС принадлежит населению, каждому из нас. Своими умениями, знаниями, правильными и своевременными действиями можно предотвратить многие ЧС социального характера, смягчить тяжесть их последствий.
Для комфортного проживания на Земле человечеству необходимо уделять большое внимание экологическим ЧС, к ним относятся: вымирание растений и животных, загрязнения, засоление, заболачивание и эрозия почвы, загрязнения атмосферы, загрязнение вод Мирового океана, загрязнение природной среды, истощение водных ресурсов и т.д. (рис. 7).
Рисунок 7. Классификация ЧС экологического характера.
Загрязнения природы, уменьшение толщины озонового слоя подавляют иммунную систему живых организмов, в том числе и человека.
Мировой опыт показывает, что для стабилизации экологической ситуации в стране нужно тратить не менее 3% валового национального продукта, а для улучшения экологической ситуации — необходимо 5%. Такие расходы несут Германия, Англия и Швеция. Самые большие затраты на природоохранные мероприятия у США — 7%.
Литература: ОЛ 1, ДЛ 1
Контрольные вопросы
1. Какая ситуация называется чрезвычайной?
2. Что понимают под источником чрезвычайной ситуации?
3. Как классифицируются чрезвычайные ситуации в зависимости от источника?
4. Как классифицируются чрезвычайные ситуации в зависимости от масштабов?
5. Какая чрезвычайная ситуация является локальной?
6. Какая чрезвычайная ситуация является местной?
7. Какая чрезвычайная ситуация является территориальной?
8. Какая чрезвычайная ситуация является региональной?
9. Какая чрезвычайная ситуация является трансграничной?
10. Дайте определение стихийного бедствия.
11. Какова статистика стихийных бедствий?
Классификация и краткая характеристика ЧС — Студопедия
При проведении мероприятий по ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также при выполнении расчетов, разработке планов, нормативных документов по действиям в ЧС необходим единый подход в области знаний о происхождении, развитии ЧС, их основных характеристик и способов защиты.
Классификация ЧС является фундаментом этих знаний и позволяет системно охватить всю предметную область, включающую в себя структуру, основные признаки, термины и определения, методологию анализа ЧС.
Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов.
Чрезвычайные ситуации подразделяются на:
– локальные;
– местные;
– территориальные;
– региональные;
– федеральные;
– трансграничные.
К локальнойотносится ЧС, в результате которой пострадало не более 10человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.
К местнойотносится ЧС, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, города, района.
К территориальнойотносится ЧС, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы субъекта РФ.
К региональнойотносится ЧС, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн., но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС охватывает территорию двух субъектов РФ.
К федеральнойотносится ЧС, в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС выходит за пределы более чем двух субъектов РФ.
К трансграничнойотносится ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы РФ, либо ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию РФ.
Классификация ЧС по масштабам распространения и тяжести последствий показана в таблице 1.1.
Таблица 1.1 Классификация ЧС по масштабам распространения и тяжести последствий
Показатели, характеризующие ЧС | |||||
Вид ЧС | Число
пострадавших. | К-во человек с нарушенными условиями жизнедеятельности | Размер материального ущерба, тыс. мрот* на день возникновения ЧС | Размеры зоны ЧС (пределы территории) |
Выделение сил и средств для ликвидации ЧС |
ЛИБО | И | ||||
Локаль-
ная |
Не более 10 |
Не более 100 |
Не более 1 | Объект производственного или социального назначения |
Объект |
Мест-ная | 10-50 | 100-300 | 1-5 | Населённый пункт, город, район | Органы местного самоуправ-ления |
Терри-ториальная |
50-500 |
300-500 |
5-500 | Субъект РФ | Субъект РФ |
Регио-
нальная | 50-500 | 500-1000 | 500-5000 | 2 субъекта РФ | Субъект РФ |
Феде-
ральная | Свыше 500 | Свыше 1000 | Свыше 5000 | Более 2-х субъектов РФ | Субъект РФ |
Транс-грани-чная | ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы РФ, либо ЧС, которая произошла за рубежом, но затрагивает территорию РФ | Правительство РФ |
Классификация ЧС по видам чрезвычайных событий — Студопедия
Тема 7
Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Классификация ЧС техногенного характера
Транспортные аварии и катастрофы.
Аварийные ситуации на городском транспорте.
Аварийные ситуации на различных видах транспорта: железнодорожный, водный, воздушный.
Аварии с выбросом химически опасных веществ.
Аварии с выбросом радиоактивных веществ.
Аварии на гидротехнических сооружениях.
Чрезвычайная ситуация техногенного характера – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, крупной аварии (катастрофы), повлекшей за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Катастрофа техногенного характера – событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей.
Аварии бывают разных видов: повреждение станка, оборудования, транспортного средства, системы энергоснабжения, здания, которое может сопровождаться взрывами, пожарами, выбросом радиоактивных веществ, не повлекшее за собой значительного материального ущерба и серьезных человеческих жертв (взрывы могут быть вызваны неправильной эксплуатацией бытовых и газовых плит или баллонов с газом, находящимся под давлением).
Классификация ЧС по видам чрезвычайных событий
Для практических нужд общую классификацию ЧС целесообразно строить по типам и видам лежащих в их основе чрезвычайных событий; при этом можно частично в тех или иных звеньях классификационной структуры использовать принадлежность, причинность или масштаб ЧС.
По такому комплексу признаков все ЧС мирного времени разбивают на шесть групп (рис. 1).
Рис. 1. Классификация ЧС техногенного характера по виду чрезвычайных событий
Перечень ЧС по группам приведен в табл. 3.
Таблица 3
Классификация чрезвычайных ситуаций
Все чрезвычайные
ситуации могут быть классифицированы
по значительному количеству признаков,
описывающих эти явления с различных
характерных сторон их природы и свойств.
Для практических
целей необходимо выделить наиболее
существенные признаки ЧС, по которым
можно классифицировать ЧС:
причины возникновения;
скорость
распространения;масштабы
распространения, при этом учитывают
как величину площади поражения, так и
тяжесть последствий.
Классификация чрезвычайных ситуаций по причинам возникновения
По причинам
возникновения (по сфере возникновения),
ЧС подразделяются на ЧС техногенного
характера, природного характера,
биолого-социального и военного характера
(ГОСТ Р 22.0.02-94 Безопасность в ЧС. Термины
и определения основных понятий).
Техногенная
чрезвычайная ситуация
– состояние, при котором в результате
возникновения источника техногенной
чрезвычайной ситуации на объекте,
определенной территории или акватории
нарушаются нормальные условия жизни и
деятельности людей, возникает угроза
их жизни и здоровью, наносится ущерб
имуществу населения, народному хозяйству
и окружающей природной среде (ГОСТ Р
22. 0. 05-94).
К чрезвычайным
ситуациям техногенного характера
относятся:
Транспортные
аварии и катастрофы, включающие крушения
и аварии товарных и пассажирских поездов
(поездов метрополитена), аварии грузовых
и пассажирских судов, авиационные
катастрофы вне или в аэропортах и
населенных пунктах, крупные автомобильные
катастрофы, аварии транспорта на мостах,
железнодорожных переездах и туннелях,
аварии на магистральных трубопроводах.Пожары и взрывы
в зданиях, на коммуникациях и
технологическом оборудовании промышленных
объектов, на объектах добычи, переработки
и хранения легковоспламеняющихся,
горючих и взрывчатых веществ, на
различных видах транспорта, в шахтах,
подземных и горных выработках,
метрополитенах, зданиях и сооружениях
жилого, социально-бытового и культурного
назначения, в местах обнаружения
неразорвавшихся боеприпасов и взрывчатых
веществ.Аварии с выбросом
(угрозой выброса) и распространением
облака аварийных химически опасных
веществ (АХОВ) при их производстве,
переработке или хранении (захоронении),
транспортировке, в процессе протекания
химических реакций, начавшихся в
результате аварии; аварии с химическими
боеприпасами, обнаружение (утрата)
источников АХОВ.
Аварии с выбросом
(угрозой выброса) радиоактивных веществ
(РВ) при авариях на АЭС, атомных
энергетических установках производственного
и исследовательского назначения и
других предприятиях ядерно-топливного
цикла, аварии транспортных средств и
космических аппаратов с ядерными
установками или грузом РВ на борту,
аварии при промышленных и испытательных
взрывах ядерных боеприпасов с выбросом
РВ, аварии с ядерными боеприпасами при
их хранении и техническом обслуживании,
обнаружение (утрата) радиоактивных
веществ.
Аварии с выбросом
(угрозой выброса) биологически опасных
веществ (БОВ) на предприятиях промышленности
и в научно-исследовательских учреждениях,
на транспорте, а также при хранении и
обслуживании биологических боеприпасов,
обнаружение (утрата) БОВ.Внезапное обрушение
зданий и сооружений жилого,
производственного, социально-бытового
и культурного назначения, элементов
транспортных коммуникаций.Аварии на
электро-энергетических системах:
атомных электростанциях,
электро-энергетических системах (сетях)
с долговременным перерывом электроснабжения
потребителей или обширных территорий,
выход из строя транспортных электрических
контактных сетей.Аварии на
коммунальных системах жизнеобеспечения,
в том числе на канализационных системах
с массовым выбросом загрязняющих
веществ, системах водоснабжения
населения питьевой водой, тепловых
сетях (системах горячего водоснабжения)
в холодное время года, на коммунальных
газопроводах.Аварии на очистных
сооружениях сточных вод и промышленных
газов, промышленных предприятий с
массовым выбросом загрязняющих веществ.Гидродинамические
аварии с прорывом плотин (дамб, шлюзов,
перемычек и т.д.), образованием волн
прорыва, катастрофических затоплений,
прорывного паводка и смывом плодородных
почв или образованием наносов на
обширных территориях.
Природная
чрезвычайная ситуация
– обстановка на определенной территории
или акватории, сложившаяся в результате
возникновения источника природной
чрезвычайной ситуации, который может
повлечь или повлек за собой человеческие
жертвы, ущерб здоровью людей и (или)
окружающей среде, значительные
материальные потери и нарушение условий
жизнедеятельности людей (ГОСТ Р
22.0.03-95).
К чрезвычайным
ситуациям природного характера относятся:
Геофизические
опасные явления: землетрясения,
извержения вулканов.Геологические
опасные явления: оползни, обвалы, осыпи,
лавины, сели, склонный смыв, просадка
лессовых пород и земной поверхности в
результате карста; абразия, эрозия,
пыльные бури, курумы.Метеорологические
и агрометеорологические опасные
явления: бури, ураганы, смерчи, шквалы,
вертикальные вихри, крупный град,
сильные дождь, снегопад, метель, туман;
засуха, суховей, заморозки.Морские
гидрологические опасные явления:
тропические циклоны (тайфуны), цунами,
сильные волнения и колебания моря,
сильный тягун в портах, ранний ледяной
покров или припай, напор льдов, интенсивный
дрейф льдов, непроходимый (труднопроходимый)
лед.Гидрологические
опасные явления: высокие уровни воды
(половодье, дождевые паводки, заторы,
зажоры, ветровые нагоны), низкий уровень
воды; ранний ледостав и появление льда
на судоходных водоемах и реках; повышение
уровня грунтовых вод (подтопление).Природные пожары:
лесные пожары, пожары степных и хлебных
массивов, торфяные пожары, подземные
пожары горючих ископаемых.
Биолого-социальная
чрезвычайная ситуация
– состояние, при котором в результате
возникновения источника биолого-социальной
чрезвычайной ситуации на определенной
территории нарушаются нормальные
условия жизни и деятельности людей,
существования сельскохозяйственных
животных и произрастания растений,
возникает угроза жизни и здоровью людей,
широкого распространения инфекционных
болезней, потерь сельскохозяйственных
животных и растений (ГОСТ Р 22.04-95).
К чрезвычайным
ситуациям биолого-социального характера
относятся:
Инфекционная
заболеваемость людей: единичные и
групповые случаи экзотических и особо
опасных инфекционных заболеваний,
эпидемическая вспышка опасных
инфекционных заболеваний, эпидемия,
пандемия, инфекционные заболевания
людей невыясненной этиологии.Инфекционная
заболеваемость сельскохозяйственных
животных:
единичные случаи
экзотических и особо опасных инфекционных
заболеваний, экзоотии, эпизоотии,
панзоотии, инфекционные заболевания
сельскохозяйственных животных
невыявленной этиологии.
Поражение
сельскохозяйственных растений болезнями
и вредителями: прогрессирующая
эпифитотия, панфитотия, болезни
сельскохозяйственных растений
невыявленной этиологии, массовое
распространение вредителей растений.
Классификация
биолого-социальных чрезвычайных ситуаций
построена по возрастанию степени
количественного выражения интенсивности
(напряженности) инфекционного процесса
и охвату территорий. Для этого используются
греческие приставки: еn – в (внутри), epi
– над, pan – все (всеобщий) к словам dёmos
– народ, zoon – животное, phyton – растение.
Эндемия
–
постоянное наличие какого-либо
инфекционного заболевания людей на
определенной территории. Этот термин
не определяет масштабы распространения
инфекционной болезни, а только указывает,
что источник находится в данной местности
или стране. Эндемичные болезни тесно
связаны с природой – здесь они существуют
веками (независимо от человека) из-за
непрерывной циркуляции возбудителя из
организма одного животного в организм
другого. В циркуляции и сохранении
возбудителя важная роль принадлежит
кровососущим насекомым и клещам. Человек
заболевает, если попадает в этот природный
район.
Эпидемия
– массовое, прогрессирующее во времени
и пространстве в пределах определенного
региона, распространение инфекционной
болезни людей, значительно превышающее
обычно регистрируемый на данной
территории уровень заболеваемости.
Характеризуется массовым распространением
одноименных инфекционных заболеваний,
при этом отдельные группы заболеваний
(очаги, вспышки) связаны между собой
общими источниками инфекции или путями
распространения. Например, водная
эпидемия брюшного тифа и холеры.
Пандемия
– необычайно сильная эпидемия,
охватывающая большое количество людей
на территории, обычно выходящей за
границы одного государства.
Энзоотия
– одновременное распространение
инфекционной болезни среди
сельскохозяйственных животных в
определенной местности, хозяйстве или
пункте, природные и хозяйственно-экономические
условия которых исключают повсеместное
распространение данной болезни.
Эпизоотия
– одновременное прогрессирующее во
времени и пространстве в пределах
определенного региона распространение
инфекционной болезни среди большого
числа одного или многих видов
сельскохозяйственных животных,
значительно превышающее обычно
регистрируемый на данной территории
уровень заболеваемости. Эпизоотии
свойственно нарастание числа случаев
болезни (массовость), общность источника
возбудителя инфекции, одновременность
поражения, определяемая длительностью
инкубационного периода и территориальной
близостью отдельных случаев болезни,
поэтому возможна передача возбудителя
от источника (между отдельными случаями
болезни прослеживается эпизоотологическая
связь).
Панзоотия
– массовое одновременное распространение
инфекционной болезни сельскохозяйственных
животных с высоким уровнем заболеваемости
на огромной территории с охватом целых
регионов, нескольких стран и материков.
Энфитотия
– массовое заболевание растений, которое
проявляется на одной и той же территории
и в течение ряда лет имеет незначительные
колебания.
Эпифитотия –
массовое, прогрессирующее во времени
и пространстве инфекционное заболевание
сельскохозяйственных растений и/или
резкое увеличение численности вредителей
растений, сопровождающееся массовой
гибелью сельскохозяйственных культур
и снижением их продуктивности.
Панфитотия
– массовое заболевание растений и
резкое увеличение вредителей
сельскохозяйственных растений на
территории нескольких стран или
континентов.
К чрезвычайным
ситуациям военного
характера
могут быть отнесены практически все
рассмотренные выше ЧС в случае, если
они явились следствием ведущихся
Вооруженными Силами государства военных
действий. При этом военные чрезвычайные
ситуации могут происходить как в районах
военных действий, так и в тылу, учитывая
практически неограниченную дальность
действия современных средств поражения.
NRC: Классификация чрезвычайных ситуаций
Чрезвычайная классификация — это одно из набора названий или названий, установленных Комиссией по ядерному регулированию США (NRC) для группировки аномальных событий или условий в соответствии с (1) потенциальными или фактическими эффектами или последствиями, и (2) возникающими на месте и внеплощадочные ответные действия. Уровни классификации аварийных ситуаций в порядке возрастания серьезности: «Уведомление о необычном событии» (NOUE), «Предупреждение», «Чрезвычайная ситуация на площадке» (SAE) и «Общая аварийная ситуация» (GE).И атомные электростанции, и исследовательские и испытательные реакторы используют эту классификацию аварийных ситуаций, как определено ниже. Подавляющее большинство событий, о которых сообщается в NRC, являются стандартными по своей природе и не требуют активации нашей программы реагирования на инциденты. Для получения информации о том, как мы реагируем на событие, которое может угрожать общественному здоровью и безопасности, см. Как мы реагируем на чрезвычайную ситуацию.
Уведомление о необычном событии (NOUE) — События происходят или произошли, которые указывают на возможное снижение уровня безопасности предприятия или указывают на возникновение угрозы безопасности для защиты объекта.Выбросы радиоактивных материалов, требующие реагирования или мониторинга за пределами площадки, не ожидаются, если не произойдет дальнейшая деградация систем безопасности. [ Примечание: Этот термин иногда сокращают до необычного события (UE). Термины «Уведомление о необычном событии», «NOUE» и «Необычное событие» взаимозаменяемы.]
Цель: Цель этой классификации — обеспечить выполнение первого шага в будущем реагировании, привести оперативный персонал в состояние готовности и обеспечить систематическую обработку информации о необычных событиях и принятие решений.
Предупреждение — События происходят или произошли, которые включают фактическое или потенциальное существенное снижение уровня безопасности станции или событие безопасности, которое связано с вероятным риском угрозы жизни персонала площадки или повреждением оборудования площадки из-за ВРАЖДЕСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ. Ожидается, что любые выбросы будут ограничены небольшими частями руководств по защитным действиям (PAG) Агентства по охране окружающей среды (EPA).
Цель: Целью данной классификации является обеспечение доступности аварийного персонала для реагирования в случае обострения ситуации или проведение подтверждающего радиационного контроля, если требуется, а также предоставление властям вне площадки текущей информации о состоянии и параметрах станции.
Аварийная ситуация на территории площадки (SAE) — События происходят или произошли, которые включают фактические или вероятные серьезные отказы функций станции, необходимые для защиты населения или враждебные действия, которые приводят к преднамеренному ущербу или злонамеренным действиям; 1) по отношению к персоналу или оборудованию на площадке, которое может привести к вероятному выходу из строя или; 2) которые препятствуют эффективному доступу к оборудованию, необходимому для защиты населения. Ожидается, что любые выбросы не приведут к уровням воздействия, превышающим уровни воздействия EPA PAG за пределами территории.
Общая аварийная ситуация — События происходят или произошли, которые включают фактическое или неизбежное существенное разрушение или плавление активной зоны с возможностью потери целостности защитной оболочки или враждебных действий, которые приводят к фактической потере физического контроля над установкой.Можно разумно ожидать, что выбросы превысят уровни воздействия EPA PAG за пределами площадки не только в непосредственной близости от нее.
Цель: Цель объявления о чрезвычайной ситуации в районе площадки состоит в том, чтобы гарантировать, что центры реагирования на чрезвычайные ситуации укомплектованы персоналом, чтобы обеспечить направление групп наблюдения, чтобы гарантировать, что персонал, необходимый для эвакуации из районов, прилегающих к площадке, находится на местах службы, если ситуация становится более серьезным, чтобы предоставлять консультации с внешними властями и предоставлять обновленную информацию общественности через государственные органы.
Цель: Целью объявления об общей чрезвычайной ситуации является инициирование заранее определенных защитных действий для населения, обеспечение непрерывной оценки информации от лицензиата и внеплощадочных организационных измерений, инициирование дополнительных мер, указанных в фактических или потенциальных выбросах, для обеспечения консультации с внешними органами власти и предоставление обновленной информации для общественности через государственные органы.
Ниже приведены аварийные классификации лицензиатов ядерных материалов и объектов топливного цикла:
Предупреждение — События могут произойти, продолжаются или произошли, которые могут привести к выбросу радиоактивных материалов, но ожидается, что выброс не потребует реакции внешней организации реагирования для защиты людей за пределами площадки ,
Аварийная ситуация на площадке — События могут произойти, продолжаются или произошли, которые могут привести к значительному выбросу радиоактивного материала (материалов), и выброс может потребовать ответных мер со стороны организаций реагирования за пределами площадки для защиты людей за пределами площадки.
Страница Последняя редакция / обновление 16 ноября 2018 г.
,
Определения типов и уровней чрезвычайных ситуаций — Университет Галлодета
Скорая помощь
Сочетание обстоятельств, приводящих к состоянию, требующему немедленных действий. Такие обстоятельства могут привести к смерти или значительным травмам людей, нарушить работу, нанести физический ущерб или ущерб окружающей среде или поставить под угрозу репутацию Университета. Незначительная чрезвычайная ситуация или критический инцидент — Любой инцидент, потенциальный или фактический, который не окажет серьезного влияния на общую функциональную способность учреждения.Примеры: небольшой пожар в одной комнате локализован немедленно, небольшая утечка в лаборатории ограничена небольшой площадью.
Серьезная чрезвычайная ситуация или кризис
Любой инцидент, потенциальный или фактический, который затрагивает членов сообщества и / или все здание или здания и для которого, вероятно, потребуется экстренный переезд, а также значительные усилия со стороны служб поддержки университетского городка. Обычно от университета требуются важные политические соображения и решения.
Катастрофа
Внезапное или большое несчастье; непредвиденное событие, повлекшее за собой уничтожение имущества или гибель людей.Это любое событие или происшествие, которое серьезно нарушило или остановило нормальную работу Университета. Крупные бедствия называют катастрофами. Катастрофа может возникнуть в университетском городке и затронуть жителей географического расположения Галлоде, или может произойти где-то в городе, затронув университетское сообщество. В таких случаях следует ожидать задержек в экстренных службах за пределами кампуса и городских / федеральных службах.
Определены аварийные уровни
Чрезвычайная ситуация первого уровня — университетский кризис
Чрезвычайная ситуация первого уровня — это серьезная чрезвычайная ситуация, серьезный кризис или бедствие, которое требует обширного реагирования и выделения ресурсов со стороны многих отделов / подразделений и обычно требует внешней помощи.Это также событие или деятельность, которые могут негативно повлиять на репутацию или авторитет Университета. Эта классификация будет сделана Президентом или его / ее назначенным лицом.
Группа кризисного руководства отвечает за принятие решений по устранению чрезвычайной ситуации первого уровня. Персонал университета на месте чрезвычайной ситуации несет ответственность за принятие немедленных чрезвычайных решений, необходимых для защиты жизни и имущества, а также за стабилизацию ситуации до тех пор, пока не соберется Группа кризисного руководства.Назначенный основной аварийный персонал должен оставаться или прибывать на территории кампуса для реагирования на чрезвычайную ситуацию первого уровня.
Чрезвычайная ситуация второго уровня — Чрезвычайная ситуация
Чрезвычайная ситуация второго уровня — это ситуация, которая требует серьезного реагирования и значительных ресурсов со стороны нескольких факультетов или подразделений Университета, но все еще находится в пределах возможностей Университета (например, студент с бактериальным менингитом, угроза взрыва бомбы, отказ коммунальных служб) , В таких чрезвычайных ситуациях могут быть задействованы внешние агентства, которые могут оказать специализированную помощь.Эта классификация будет сделана Президентом или его / ее назначенным лицом.
Основная ответственность за принятие решений лежит на отделе, который обычно справляется с ситуацией, но также требует совместных усилий с другими отделами, которые оказывают поддержку. Команда кризисного руководства получает уведомление в большинстве случаев и берет на себя ответственность за принятие первичных решений, если того требует ситуация. Это решение будет принимать президент и / или председатель группы кризисного лидерства.
Авария третьего уровня — критический инцидент
Авария третьего уровня — это незначительная чрезвычайная ситуация или критический инцидент, который потенциально может потребовать большего количества ресурсов, чем может располагать отвечающий отдел (например, единичная травма, небольшой и легко локализованный пожар). Этот уровень будет объявлен только в том случае, если ситуация потенциально возможна. перехода к более высокой классификации. Эта классификация будет сделана директором Департамента общественной безопасности, директором Campus Life, менеджером физического завода или их уполномоченным (и) лицом.
Основная ответственность за принятие решений лежит на отделе, который обычно занимается ситуацией. Никаких действий на уровне университета не требуется.
,
PPT — Презентация PowerPoint по классификации аварийных ситуаций, скачать бесплатно
Переход к замочной скважине, лучший подход к аварийной ситуации Реагирование Рич Джанати, MS, начальник отдела ядерной безопасности Департамент ядерной безопасности Департамент защиты окружающей среды Управления по охране окружающей среды, Аппалачская компактная комиссия
1. Необычное событие (UE) • Потенциальное снижение уровня безопасности станции или угроза безопасности для защиты объекта • Не ожидается выбросов радиоактивных материалов, требующих реагирования или мониторинга за пределами площадки, если только не произойдет дальнейшая деградация систем безопасности 2.Предупреждение • Фактическое или потенциальное существенное снижение уровня безопасности станции, или враждебные действия в пределах контролируемой владельцем зоны, или угроза воздушного нападения на установку • Ожидается, что любые выбросы будут ограничены небольшой долей (1%) уровней воздействия ПАГ EPA на границе площадки или за ее пределами. ПАГ — Руководства по защитным действиям (укрытие или эвакуация — прогнозируемая доза от 1 до 5 бэр в течение четырех дней; введение KI — прогнозируемая доза на щитовидную железу ребенка 5 бэр)
Классификация по чрезвычайным ситуациям (продолжение) 3.Аварийная ситуация на территории площадки (SAE) • Фактические или вероятные серьезные сбои функций станции, необходимые для защиты населения, или враждебные действия на охраняемой территории станции • Выброс радиоактивных материалов в окружающую среду, который может привести к дозам облучения, превышающим 10% EPA PAG на границе площадки или за ее пределами. 4. Общая аварийная ситуация (GE) • Фактическое или неизбежное существенное повреждение активной зоны или расплавление топлива реактора с возможностью потери целостности защитной оболочки или враждебные действия, которые приводят к фактической потере физического контроля над объект • Можно разумно ожидать, что выбросы превысят уровни воздействия ПАГ EPA за пределами площадки для более чем непосредственной области
Зоны аварийного планирования Зона воздействия на окружающую среду ЗЭЗ • Зона воздействия шлейфа ЗЭЗ имеет радиус около 10 миль от площадки реактора • Планы защитных действий для этой ЗЭП предназначены для предотвращения или снижения дозы от потенциального облучения радиоактивных материалов. • Защитные меры включают укрытие Прием, эвакуация и использование йодида калия (Kl), где это уместно. Путь воздействия при проглатывании ЗЭЗ • ЗЭП пути воздействия при проглатывании имеет радиус около 50 миль от площадки реактора • Планы защитных действий для этой ЗЭЗ разработаны таким образом, чтобы избежать или снизить дозу от потенциального проглатывания радиоактивных материалов • Защитные меры включают запрет на зараженную пищу и воду • Размеры ЗЭП были разработаны в отчете Целевой группы NRC / EPA по аварийному планированию (NUREG-0396 / EPA 520 / 1-78-016)
Барьеры для продуктов деления • Fla • Система теплоносителя реактора • Первичная защитная оболочка • Оболочка твэла • Система теплоносителя реактора • Первичная защитная оболочка Потеря двух барьеров для продуктов деления и «потенциальная» потеря третьей приведет к GE
Общая информация • ПА занимает второе место по количеству атомных электростанций (АЭС) в США.S. — 9 станций на 5 площадках (6 BWR и 3 PWR) • PA занимает второе место в стране по мощности атомной генерации • Более 700 000 человек проживают в пределах 10-мильной ОЭЗ от АЭС на PA • PA находится в пределах 50- мильный путь попадания внутрь ЗЭЗ из четырех площадок АЭС • Три штата находятся в пределах 10-мильной ЗЭЗ от ПА АЭС (штат Мэриленд, штат Огайо, Западная Вирджиния) • В ПА есть три ядерных предприятия — Экселон, FENOC и Тален • Все четыре типа аварийных ситуаций или классы событий имели место в PA
Атомные электростанции в PA
Part 61 Обязанности во время объявленных радиационных аварий в PA Департамент охраны окружающей среды, Бюро радиационной защиты (BRP) — BRP несет ответственность для технической оценки радиологических инцидентов и оценки последствий за пределами площадки Агентство по чрезвычайным ситуациям Пенсильвании (PEMA) — PEMA является ведущим агентством для руководства и координации государственного реагирования на радиационную аварийную ситуацию. t of Health (DOH) — DOH отвечает за направление аварийных работников, население и особые группы населения на прохождение KI в консультации с Министерством сельского хозяйства BRP (DOA) — DOA отвечает за отбор проб молока, сельскохозяйственных и пищевых продуктов, а также принятие защитных мер для путей проглатывания 7
Часть 61 Концепция рекомендаций по защитным действиям Цель рекомендаций по защитным действиям (PAR) — Защитные действия — это экстренные меры, принимаемые с целью предотвращения или минимизации радиологического облучения затронутых групп населения Защитные действия Решение (PAD) — ORO заберут PAR у лицензиата и сделают PAD.PAD может быть таким же, как PAR, или может отличаться в зависимости от дополнительной информации, доступной для ORO процесса принятия решения PAR — процесс принятия решения ORO PAR должен учитывать состояние станции, PAR, препятствия и оценки времени эвакуации ORO — Offsite Response Organizations 8
Политика рекомендаций по защитным действиям PA • Эвакуация или укрытие на 10 миль и 360 градусов для всей EPZ • PA — единственное государство, которое продолжает использовать 10-мильную модель эвакуации / укрытия на 360 градусов • Рассматривается возможность эвакуации предпочтительный PAR для населения в целом, за исключением случаев, когда есть препятствия или если продолжительность выпуска непродолжительна • Введение KI • Объявлен GE и выпуск неизбежен; ИЛИ • Выполняется выпуск с внеплощадочным прогнозируемым CDE 5 бэр (детская щитовидная железа) CDE — эквивалент ожидаемой дозы • PAR по умолчанию для энергосистемы общего пользования создает значительные проблемы для PA из-за текущей политики PAR: 10 миль, 360 градусов
Эвакуация через замочную скважину • Эвакуация гораздо меньше людей • Меньшая загруженность дорог • Значительное сокращение ресурсов, необходимых для поддержки эвакуации NUREG / CR-7002, «Критерии разработки исследований оценки времени эвакуации»
Уход из По умолчанию Full EPZ PAR • Уроки, извлеченные из учений, основанных на враждебных действиях в PA • Потенциальное влияние политики PA PAR на другие государства в пределах 10-мильной EPZ АЭС в PA • Текущая схема EAL для объявления GE является консервативной (потеря двух барьеры для продуктов деления и «потенциальная» потеря третьего) • Возможность аварий из-за эвакуации • Рассмотрение ключевых новых концепций в NUREG-0654, Дополнение 3 — «Руководство по защите Стратегии действий »EAL — Уровень аварийных действий
Рассмотрение ключевых новых концепций в Приложении 3 • Быстро прогрессирующая тяжелая авария — ЗЭ с быстрой потерей целостности защитной оболочки и потерей способности охлаждать реактор (потенциал для большого раннего выброса сценария) • Поэтапная эвакуация — Поэтапная эвакуация — это когда одной области приказывают эвакуироваться, в то время как соседним зонам приказывают укрыться на месте до тех пор, пока не будет направлена эвакуация • Устойчивость ветра и смещение ветра — задокументированный анализ, выполняемый для каждого участка, чтобы изучить изменчивость ветер в течение периода ETE • Оценка времени эвакуации (ETEs) — Расчетное время, необходимое для эвакуации населения из пострадавших районов зоны воздействия шлейфа EPZ • «Безопаснее делать это» — процесс определения PAR будет зависеть от мнения лиц, принимающих решения (лицензиат и ORO), чтобы определить, что для населения безопаснее эвакуироваться из укрытых территорий
Препятствия для эвакуации • NEI 12-10, «Руководство по разработке процедуры PAR для лицензиата с использованием NUREG-0654, Дополнение 3» • Препятствия представляют собой неспособность эвакуировать большую часть данного населения из данной области по сравнению сотдельный блок или проезжая часть • Политика PA • Препятствия для эвакуации следует рассматривать как часть процесса PAR • Проблема для PA • Выявить и сообщить о препятствиях ДО того, как лицензиат предоставит штату уведомление PAR (за исключением сценариев, основанных на враждебных действиях и краткосрочных релизов) ) NEI-Nuclear Energy Institute
Переход к Keyhole PAR Этап 1: Разработка материалов для общественной информации и удобного для пользователя инструмента PAR для PAD и EAS • Материалы для общественной информации • Разработка подробных карт границ ERPA и EPZ • Описание эвакуации через замочную скважину и ее преимущества • Обсуждение важных концепций, i.е., теневую эвакуацию, укрытие на месте, мониторинг и подготовку и т. д. ERPA — зоны планирования реагирования на чрезвычайные ситуации, определенные географическими или политическими границами
Переход к замочной скважине PAR Этап 1 (продолжение) • Пользователь -дружелюбный инструмент PAR к PAD к EAS • Разработка инструмента с удобным интерфейсом, который использует утилиту PAR, сопоставляет секторы с PAD на основе ERPA и автоматически подключается к заранее подготовленным сообщениям EAS • PEMA и местные агентства в пределах EPZ будут иметь доступ к инструменту и обучению правильному использованию инструмента EAS — Emergency Alert System
MAP ERPA Emergency Planning for Oyster Creek Generation Station
Переход к Keyhole PAR Этап 2: Обучение и Изменения в плане • Обучение • Разработка учебных материалов для PEMA и местных агентств по эвакуации из замочной скважины и изменениям в методологии и ресурсах, необходимых для этого перехода • Изменения в плане • Пересмотр согласовать план действий в чрезвычайных ситуациях штата и соответствующие СОП для поддержки потенциальной эвакуации из замочной скважины • Учесть уроки, извлеченные из отрасли и других штатов, при разработке пересмотренного плана СОП — Стандартные рабочие процедуры
Переход на Keyhole PAR , этап 3 : Общественная информация и информационно-пропагандистская деятельность (TBD) • Рассмотрите необходимость проведения общественных собраний или дней открытых дверей в ОЭЗ для просвещения общественности о переходе к эвакуации через замочную скважину • Подготовьтесь к проблемам и противодействию переходу к эвакуации через замочную скважину или укрытию
Переход к Keyhole PAR Дальнейшие шаги • Настоящее техническое задание для REPAC • Получение одобрения в отделе политики губернатора PA • Инициирование «запроса предложений» • Заключение контракта и внедрение новой политики REPAC — Консультативный комитет по готовности к радиационным аварийным ситуациям
,
Часто задаваемые вопросы о готовности и реагировании на чрезвычайные ситуации
На этой странице:
Если вы не можете найти ответ на свой вопрос, задайте вопрос на нашей странице часто задаваемых вопросов с разъяснениями.
О готовности к чрезвычайным ситуациям
Указатель страниц всех часто задаваемых вопросов
Что такое аварийная готовность?
Готовность к чрезвычайным ситуациям означает принятие мер для готовности к чрезвычайным ситуациям до их возникновения.Целью аварийной готовности является упрощение принятия решений во время аварийных ситуаций. За прошедшие годы совместные усилия NRC, FEMA, операторов атомных электростанций, государственных и местных должностных лиц, а также тысяч добровольцев и служб быстрого реагирования (таких как полиция, пожарные и медицинский персонал) позволили обеспечить комплексную готовность к чрезвычайным ситуациям. программы, обеспечивающие адекватную защиту населения в случае радиационной аварийной ситуации. Процесс готовности к чрезвычайным ситуациям включает в себя средства быстрого выявления, оценки и реагирования на широкий спектр чрезвычайных ситуаций.Планы действий в чрезвычайных ситуациях динамичны, они регулярно пересматриваются и обновляются с учетом постоянно меняющейся среды.
Как изменилась готовность к чрезвычайным ситуациям после терактов 11 сентября 2001 г.?
После терактов 11 сентября 2001 года была усилена аварийная готовность. Например, NRC подтвердила, что его правила и руководства подходят для всех типов чрезвычайных ситуаций, включая терроризм. На уровне штата и на местном уровне многие общины модернизируют свои возможности реагирования на чрезвычайные ситуации и модернизируют системы связи, разрабатывают транспортные анализы и оценки для улучшения транспортного потока, улучшают местное образование и осведомленность, а также разрабатывают планы межведомственной и трансграничной координации.Эти усовершенствования улучшат реагирование на чрезвычайные ситуации, независимо от того, является ли исходным событием стихийное бедствие или террористический акт. Для получения дополнительной информации см. Информационный бюллетень по повышению безопасности на атомных станциях.
Кто отвечает за контроль готовности к чрезвычайным ситуациям?
NRC отвечает за надзор за аварийной готовностью ядерного объекта, а FEMA отвечает за надзор за готовностью за пределами границ ядерного объекта.КЯР выдает лицензии на эксплуатацию реакторов, которые требуют приемлемого комплексного плана действий в аварийных ситуациях (т. Е. Как местного, так и внеплощадочного планирования), который обеспечивает разумную уверенность в том, что адекватные защитные меры могут и будут приняты в случае радиологической аварийной ситуации.
Какие правила регулируют аварийную готовность ядерных реакторов?
Аварийное планирование для существующих атомных электростанций, лицензированных в соответствии с процессом 10 CFR Часть 50, оценивается в соответствии с 10 CFR 50.47, Приложение E к Части 50, и включает руководство в NUREG-0654 / FEMA-REP-1, ред. 1. Для получения дополнительной информации см. Нашу веб-страницу с правилами, инструкциями и общими коммуникациями.
Будут ли требования аварийного планирования для новых ядерных энергетических реакторов отличаться от требований для действующих реакторов?
Требования к аварийному планированию, установленные в 10 CFR, часть 50, и соответствующие руководства будут применяться к новым реакторам.
Как я узнаю, что лицензиаты NRC соблюдают правила и инструкции по обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям?
NRC осуществляет надзор за готовностью к чрезвычайным ситуациям с помощью показателей эффективности и инспекций. Инспекторы NRC посвящают тысячи часов обычным проверкам, наблюдениям за учениями и учениями, анализу корректирующих действий лицензиата, а также изменениям в планах действий в чрезвычайных ситуациях. Кроме того, лицензиаты должны каждые два года проводить полномасштабные учения с участием федеральных, государственных и местных агентств.Эти упражнения оцениваются NRC и FEMA. Результаты и, при необходимости, меры по обеспечению выполнения этих мероприятий по надзору за аварийной готовностью доступны для всеобщего ознакомления и могут быть найдены на веб-странице NRC по надзору за действующим реактором.
Насколько квалифицированы инспекторы NRC для проверки готовности к чрезвычайным ситуациям?
Инспекторы по обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям
NRC проходят строгую двухлетнюю квалификационную программу, которая включает в себя официальные курсы и многочисленные проверки.Квалификационный процесс заканчивается тем, что каждый инспектор входит в квалификационную комиссию из старших профильных экспертов. Кроме того, многие инспекторы NRC по обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям имеют предыдущий опыт работы в атомной отрасли, поэтому они не понаслышке знают о политике NRC и программах лицензиатов. Квалификационные требования к инспектору по обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям содержатся в Руководстве, глава 1245, Приложение C6.
Что такое «разумная гарантия»?
Разумная гарантия — это признание того, что «адекватные защитные меры могут и будут приняты в случае радиационной аварийной ситуации.«Разумная уверенность основана на том, что лицензиаты соблюдают правила и руководства NRC, а также на том, что лицензиаты и сторонние организации реагирования демонстрируют, что они могут эффективно реализовывать планы и процедуры на случай чрезвычайных ситуаций во время периодических проверок.
Что произойдет, если NRC не сделает вывод о разумной уверенности?
Когда, как описано в 10 CFR 50.54 (s) (2) (ii) и 50.54 (s) (3) своих правил, NRC обнаруживает, что состояние готовности к чрезвычайным ситуациям не обеспечивает разумной гарантии того, что адекватные меры защиты могут и будут приняты в случае радиационной аварийной ситуации, NRC уведомит соответствующего лицензиата и запустит «120-дневные часы».«Если по прошествии четырех месяцев (« 120-дневные часы ») недостатки не будут исправлены, Комиссия определит, должен ли реактор быть остановлен до тех пор, пока такие недостатки не будут устранены, или необходимы другие принудительные меры.
Как общественность может участвовать в процессе планирования и готовности к чрезвычайным ситуациям?
Один из способов — это посещение общественных собраний, проводимых NRC. Общественность может быть в курсе регулирующей деятельности NRC посредством различных открытых заседаний, включая заседания Комиссии, заседания консультативного комитета, слушания и собрания персонала, открытые для общественности.Последний включает большинство технических встреч с лицензиатами, торговыми организациями и группами общественных интересов. Самый последний список запланированных публичных собраний см. На нашей странице «Расписание публичных собраний».
Что такое 10-мильная и 50-мильная зоны аварийного планирования?
Две зоны аварийного планирования (ЗЭП) вокруг каждой атомной электростанции помогают спланировать стратегию защитных действий во время аварийной ситуации. Путь воздействия шлейфа EPZ имеет радиус около 10 миль от реактора.Для этой ЗЭП существуют заранее определенные планы действий по защите, предназначенные для предотвращения или снижения дозы от потенциального облучения радиоактивных материалов. Эти действия включают укрытие, эвакуацию и, при необходимости, использование йодида калия. Путь воздействия проглатывания EPZ имеет радиус около 50 миль от реактора. Для этой ЗЭП существуют заранее определенные планы действий по защите, которые предназначены для предотвращения или снижения дозы от потенциального попадания радиоактивных материалов в организм. Эти действия включают запрет на зараженную пищу и воду.
Распространится ли излучение от аварии на атомной электростанции по всей 10-мильной ОЭЗ?
Радиоактивный шлейф (облако с радиоактивными материалами, выброшенными из атомной электростанции во время аварии) движется в том же направлении, что и ветер, а не распространяется по всей 10-мильной ЗЭП. Характеристики шлейфа определяются естественными факторами окружающей среды, такими как скорость ветра, направление ветра, турбулентность из-за солнечного нагрева, влажность и температура земли.Когда радиоактивность попадает в шлейф, он распространяется по ветру и расширяется в горизонтальном и вертикальном направлениях. Расширение шлейфа вызывает уменьшение концентрации радиоактивности в шлейфе с увеличением расстояния по ветру. Доза облучения людей в шлейфе зависит от концентрации радиоактивности в любой точке шлейфа. Таким образом, когда шлейф расширяется с подветренной стороны, концентрация уменьшается, как и доза радиации.
Что делать, если условия не позволяют провести эвакуацию?
Эвакуация — не единственное средство защиты, доступное для населения.В некоторых ситуациях укрытие может обеспечить защиту, равную или даже большую, чем эвакуация. Укрытие может быть предпочтительным защитным действием в случаях, когда факторами являются погода, конкурирующие события или краткосрочные выбросы.
Каковы оценки времени эвакуации?
Оценка времени эвакуации — это инструмент, помогающий властям вне офиса определять маршруты эвакуации, планы управления движением и препятствия для транспортного потока. Эти оценки времени используются государственными и местными властями при принятии решений о защитных действиях.В неблагоприятных погодных условиях время для эвакуации может быть больше, поэтому может быть принято решение об эвакуации только небольшой части территории и рекомендации укрытия для остальной части населения. Оценки времени эвакуации никоим образом не связаны с дозами, при которых рекомендуются защитные меры.
Приведет ли укрытие к более высокой дозе радиации, чем при эвакуации?
Когда население эвакуируется, оно защищено от дальнейшего воздействия радиоактивных материалов, и в большинстве случаев эвакуация предпочтительнее.Однако во многих случаях укрытие может быть предпочтительным защитным действием. Укрытие может обеспечить защиту, равную или более высокую, чем эвакуация, с учетом таких факторов, как погода, конкурирующие события, быстрое или кратковременное высвобождение, или соображения движения. Например, во время относительно краткосрочного освобождения может быть благоразумным порекомендовать населению укрытие на месте, например дома, в офисе, школе или торговом центре. В зависимости от типа здания укрытие может привести к снижению дозы облучения до 80% по сравнению с пребыванием на открытом воздухе.
Были ли эвакуации в результате ядерных аварий?
Произошла только одна ядерная авария, которая привела к эвакуации с тех пор, как первый ядерный энергетический реактор начал вырабатывать энергию в 1957 году. Авария на АЭС Три-Майл-Айленд, блок 2 (TMI-2) недалеко от Мидлтауна, штат Пенсильвания, 28 марта. 1979 год стал самым серьезным в истории эксплуатации коммерческих атомных электростанций США. Эвакуация рекомендовалась беременным женщинам и детям дошкольного возраста в радиусе 5 миль от станции.
Что такое «теневые эвакуации»?
Термин «теневые эвакуации» используется для описания самопроизвольной эвакуации людей за пределами официально объявленных зон эвакуации.
Эффективны ли учения по обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям?
Да, учения по обеспечению готовности к чрезвычайным ситуациям доказали свою эффективность в реальных условиях чрезвычайных ситуаций. Многочисленные примеры, такие как экстренное реагирование на землетрясение в Сан-Франциско 1989 года, продемонстрировали, что хорошее обучение, тренировки и упражнения являются ключом к успеху.
Что такое йодид калия?
Йодид калия — это соль, похожая на поваренную соль. Его химический символ — KI. Его обычно добавляют в поваренную соль, чтобы сделать ее «йодированной». Йодид калия, если его принимать вовремя и в соответствующей дозировке, блокирует поглощение щитовидной железой радиоактивного йода и, таким образом, может снизить риск рака щитовидной железы и других заболеваний, которые в противном случае могли бы быть вызваны воздействием радиоактивного йода, который может распространяться в тяжелых условиях. ядерная авария.
Какова роль йодида калия в готовности к радиационным аварийным ситуациям?
Целью готовности к радиационной аварийной ситуации является защита людей от последствий радиационного облучения после аварии на атомной электростанции. Эвакуация является наиболее эффективной защитной мерой в случае радиационной аварийной ситуации, поскольку она защищает все тело (включая щитовидную железу и другие органы) от всех радионуклидов и всех путей облучения.Однако в ситуациях, когда эвакуация невозможна и укрытие на месте заменяется эффективным защитным действием, введение йодида калия является разумным, разумным и недорогим дополнением к эвакуации и укрытию.
Йодид калия — это особый вид защитной меры, поскольку он обеспечивает очень специализированную защиту. Йодид калия защищает щитовидную железу от внутреннего поглощения радиоактивного йода, которое может высвободиться в маловероятном случае аварии на ядерном реакторе.Дополнительную информацию о йодиде калия (KI) см. На нашей веб-странице «Часто задаваемые вопросы о йодиде калия».
Почему КИ предоставляется только в 10-мильной ОЭЗ вокруг АЭС?
Население, ближайшее (в пределах 10-мильной ОЭЗ) к АЭС, подвергается наибольшему риску воздействия радиации и радиоактивных материалов. Целью готовности к радиационной аварийной ситуации является защита людей от последствий радиационного облучения после аварии на атомной электростанции.Эвакуация является наиболее эффективной защитной мерой в случае радиационной аварийной ситуации, поскольку она защищает все тело (включая щитовидную железу и другие органы) от всех радионуклидов и всех путей облучения. Однако в ситуациях, когда эвакуация невозможна, укрытие на месте заменяется эффективным защитным действием. Кроме того, введение йодида калия является разумным, разумным и недорогим дополнением как к эвакуации, так и к укрытию. Когда население эвакуируется из зоны и запрещается употребление потенциально загрязненных пищевых продуктов, риск дальнейшего воздействия радиоактивного йода на щитовидную железу практически отсутствует.
Будет ли КИ эффективен в случае теракта или грязной бомбы?
При террористической атаке на атомной электростанции или с использованием грязной бомбы, радиоактивный йод должен быть высвобожден для того, чтобы йодид калия (KI) был необходим. Йодид калия защищает щитовидную железу только от внутреннего поглощения радиоактивного йода.
Атомная электростанция будет давать рекомендации по защитным действиям, основанные на текущих планах действий в чрезвычайных ситуациях, которые могут включать рекомендацию использовать KI в качестве дополнения к эвакуации и / или укрытию.В случае «грязной» бомбы защитные меры будут приняты в соответствии с представляемой угрозой. Если бомба содержала радиоактивный йод, то применение КИ может оказаться целесообразным. Однако радиоактивный йод не считается жизнеспособным компонентом грязной бомбы из-за его относительно короткого периода полураспада и трудностей с получением значительных количеств. Более подробную информацию о грязных бомбах и ответных действиях на террористическую деятельность можно найти на веб-странице Nuclear Security and Safeguards. Дополнительную информацию можно найти в Министерстве внутренней безопасности.
О службе экстренной помощи
Указатель всех страниц часто задаваемых вопросов
Если я увижу радиоактивный символ на коробке или контейнере, которые не находятся на попечении ответственного лица, кого я должен уведомить?
Сообщите в государственные органы и агентства по чрезвычайным ситуациям вашего FEMA или в NRC США, чтобы сообщить о проблеме безопасности.
В чем разница между «аварийной готовностью» и «аварийным реагированием»?
Готовность к чрезвычайным ситуациям обычно относится к действиям, которые могут и должны быть выполнены до возникновения чрезвычайной ситуации.Такие действия, как встречи по планированию и координации, написание процедур, групповое обучение, противоаварийные тренировки и учения, а также предварительное размещение аварийного оборудования, — все это часть «готовности к чрезвычайным ситуациям».
Аварийное реагирование — это действия, предпринимаемые в ответ на реальное продолжающееся событие. Хорошее планирование ведет к организованному и эффективному реагированию на чрезвычайные ситуации.
Какие аварийные ситуации могут возникнуть на ядерном объекте?
Как и другие промышленные объекты, на ядерной установке могут возникать отказы, связанные с механическим оборудованием, электроэнергией, контрольно-измерительными приборами и системами управления, или с ошибками персонала.Несмотря на то, что прилагаются значительные усилия, чтобы свести к минимуму эти случаи, безусловно, разумно предположить, что отказы произойдут, и что должны быть в наличии планы и процедуры, чтобы не допустить, чтобы первоначальный отказ вызвал дополнительные отказы или поставил под угрозу здоровье и безопасность населения.
Ядерные установки содержат радиоактивные материалы внутри систем, конструкций или компонентов, обычно называемых «барьерами». Некоторые из этих барьеров должны выйти из строя, прежде чем может произойти значительный выброс радиоактивных материалов.Таким образом, серьезность аварийной ситуации на ядерной установке может быть связана с количеством радиационных барьеров, которым угрожает опасность или которые были повреждены. Схема типовых радиационных барьеров на атомной электростанции доступна здесь.
Атомные электростанции, исследовательские и испытательные реакторы, лицензиаты ядерных материалов и установки топливного цикла используют аварийную классификацию, чтобы указать уровень риска для населения. Для получения более подробной информации см. Наш Emergency
Веб-страница классификации.
Обязаны ли все лицензиаты NRC иметь внеплощадочные планы аварийного реагирования?
Да. Все лицензиаты NRC должны предоставить разумную уверенность в том, что адекватные меры могут и будут приняты в случае чрезвычайной ситуации. Для атомных электростанций требуются планы аварийного реагирования как на площадке, так и за ее пределами. Это связано с тем, что можно разумно ожидать, что тяжелая авария на атомной электростанции затронет людей, находящихся на некотором расстоянии от электростанции.
Для крупного топливного цикла и материальных объектов требуется только план аварийного реагирования на месте. Плана реагирования за пределами площадки не требуется, поскольку не ожидается, что аварии на этих объектах затронут людей, находящихся далеко за пределами площадки. (Этот порядок аналогичен порядку на других промышленных объектах, на которых аварийные ситуации устраняются внештатными пожарными и полицией, как правило, без официального внешнего плана реагирования.)
Для небольших лицензиатов не требуется никаких официальных планов реагирования, поскольку аварии не будут иметь значительного воздействия за пределами объекта.Эти лицензиаты должны иметь соответствующие внутренние процедуры для защиты рабочих и контроля радиоактивных материалов.
Что такое «обвал»? Можно ли предотвратить срыв?
Ядерный реактор работает на многих тысячах керамических урановых таблеток, размещенных в металлических топливных стержнях длиной 12 футов. По мере того, как реактор выполняет свою предназначенную функцию (деление атомов урана, выделение тепловой энергии, выработка пара для производства электроэнергии), многие атомы урана превращаются в новые атомы, обладающие высокой энергией и высокой радиоактивностью.В нормальных условиях эти высокорадиоактивные «продукты деления» надежно остаются в пределах металлического топливного стержня. Во время серьезной неисправности вполне возможно, что энергии, выделяемой продуктами деления, может быть достаточно, чтобы повредить металлический топливный стержень и даже расплавить саму керамическую топливную таблетку. Схема топливной таблетки, металлического тепловыделяющего элемента и сборки ядерного топлива.
Плавление топливных таблеток вызывает серьезную озабоченность, потому что оно указывает на то, что несколько систем защиты и радиационных барьеров вышли из строя, а другие системы и барьеры вот-вот появятся.Несчастные случаи такого масштаба относятся к самому высокому уровню опасности (общая авария).
Расплавление предотвращается путем обеспечения постоянного наличия достаточного количества охлаждающей воды для отвода тепла от продуктов деления из реактора. Поддерживается несколько водяных систем, насосов и каналов, чтобы вода всегда была доступна для этой цели. Но на случай, если все эти меры предосторожности не сработают, аварийно-спасательная организация всегда должна быть готова.
Обязаны ли ядерные установки уведомлять NRC и внешние органы, если условия указывают на то, что аварийная ситуация уже началась (или может развиться?)
Да.Эти требования можно найти в Разделе 10 Свода федеральных правил, Часть 50.72. Любая ситуация, в результате которой один из четырех
Классы чрезвычайных ситуаций должны быть немедленно сообщены должностным лицам штата и местным органам реагирования на чрезвычайные ситуации, а затем в Операционный центр NRC.
Каковы требования к отчетности для лицензиатов NRC и держателей сертификатов?
См. Страницу требований к отчетности NRC.
Что такое Международная шкала ядерных событий?
Международная шкала ядерных событий (INES) — это инструмент, предназначенный для быстрого и последовательного информирования общественности о значимости для безопасности зарегистрированных событий на ядерных установках.Для получения более подробной информации посетите нашу веб-страницу Международной шкалы ядерных событий.
Участвует ли NRC в системе INES?
NRC участвует в INES с 1993 года. В рамках этого участия NRC оценил все события на реакторных установках, которые привели к объявлению аварийной классификации уровня «тревога» или выше. Всего за период с февраля 1993 г. по сентябрь 2001 г. в МАГАТЭ было передано 32 отчета INES.В 2001 году NRC изменил уровень своего участия в INES, включив в него анализ всех событий, включая материалы и транспортные события, для потенциальной оценки с помощью INES. Персонал NRC разработал методы и процедуры для включения
рейтинговый процесс INES в программу оценки событий агентства.
Как часто СРН участвует в учениях по реагированию на чрезвычайные ситуации?
Штаб-квартира
NRC обычно участвует в пяти учениях по реагированию на чрезвычайные ситуации каждый год, выбранных из списка полномасштабных учений по шкале FEMA, необходимых для каждого U.С. Атомная электростанция и топливный объект. В число участников на месте происшествия входят лицензиат NRC, региональный персонал NRC, агентства штата, округа и местные агентства по реагированию на чрезвычайные ситуации. NRC также наблюдает за реакцией лицензиата на месте во время учений. FEMA рассматривает ответные меры на месте в соответствии с планом действий в чрезвычайных ситуациях, реализуемым местными органами власти и правительствами штата. NRC также будет участвовать примерно в шести других учениях каждый год. Это участие обычно осуществляется только региональным персоналом. См. Расписание экстренных тренировок.
В чем разница между «упражнением» и «упражнением»?
Учение — это проверка части организации, отвечающей за реагирование (например, пожарное учение проверяет пожарные бригады объекта и людей, находящихся поблизости от области, выбранной для этой конкретной учения). «Учения» обычно проверяют многие аспекты организации реагирования и часто включают тесную координацию между лицензиатом (на месте) и государственными и местными (внешними) организациями реагирования.
Участвуют ли в этих учениях другие федеральные агентства?
Обычно другие федеральные агентства получают уведомления и регулярные обновления статуса во время учений. Несколько агентств направляют представителей в Операционный центр NRC для оказания помощи NRC в моделировании координирующего реагирования на федеральном уровне в соответствии с Приложением по ядерным / радиологическим инцидентам к Национальному рамочному плану. Другие агентства, которые ответили, включают следующее:
Министерство внутренней безопасности (DHS) получает информацию о статусе события.DHS может потребовать от NRC укомплектовать Операционный центр внутренней безопасности (HSOC) персоналом NRC для улучшения координации и возможности обратной связи.
Федеральное агентство по управлению в чрезвычайных ситуациях (FEMA), которое отвечает за координацию нерадиологической части федеральных мероприятий по реагированию на чрезвычайные ситуации. FEMA становится особенно активным, если президент объявляет событие серьезной чрезвычайной ситуацией в соответствии с Законом Стаффорда.
Министерство энергетики (DOE), которое может проводить облеты для оценки степени радиационных выбросов за пределами площадки.Министерство энергетики также создает Федеральный центр радиологического мониторинга и оценки (FRMAC) для координации всех радиологических измерений, проводимых различными полевыми группами. FRMAC помогает гарантировать, что решения о защите людей будут приниматься с использованием всех доступных и оцененных данных.
Министерство сельского хозяйства (USDA) решает, когда животноводство должно быть помещено на хранящиеся корма или в укрытие, и принимает другие решения в отношении поставок продовольствия.
Департамент здравоохранения и социальных служб (HHS) занимается решением общих проблем со здоровьем.
Агентство по охране окружающей среды (EPA) занимается проблемами нерадиологических экологических опасностей, связанных с реагированием (например, выбросы химических веществ, разливы нефти).
Национальное управление океанографии и атмосферы (NOAA) поддерживает ответ, предоставляя рекомендации о погодных условиях.
Государственный департамент (DOS) будет уведомлять другие страны в соответствии с установленными нами протоколами уведомления. NRC может уведомить Мексику и Канаду напрямую, а также уведомить Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) для распространения в другие страны.
Федеральное бюро расследований (ФБР) вмешивается, если преступная деятельность произошла или возникла угроза на ядерном объекте или рядом с ним.
Кто принимает решение для людей укрыться или эвакуироваться в случае возникновения чрезвычайной ситуации?
Штат (или, в некоторых случаях, должностное лицо округа или местного органа власти) принимает решение на основании информации от лицензиата. Государственные (местные) должностные лица могут обсудить ситуацию с NRC и запросить ее совета, но окончательное решение остается за государственным (или местным) должностным лицом.Для получения дополнительной информации см. Государственные управления и агентства по чрезвычайным ситуациям FEMA.
Как люди узнают, нужно ли им укрыться или эвакуироваться?
Лица, находящиеся в радиусе примерно десяти миль от ядерного объекта, будут уведомлены с помощью сирен, радиоприемников тонального оповещения и аналогичных механизмов оповещения. Людей, живущих поблизости от атомной электростанции, необходимо ежегодно информировать о том, как им следует реагировать, и о процедурах, которым они должны следовать.Это часть плана готовности лицензиата к чрезвычайным ситуациям, который NRC и Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям (FEMA) должны рассмотреть и утвердить.
Как NRC расследует инциденты или события, которые происходят с их лицензиатами?
Расследование инцидентов — это официальный процесс, проводимый с целью предотвращения несчастных случаев. Программа расследования инцидентов NRC обеспечивает формальный, структурированный и надлежащим образом измеряемый следственный ответ NRC на значительные эксплуатационные события, исходя из их значимости для безопасности.Этот процесс включает сбор и анализ информации; определение выводов и заключений, в которых указаны причины значительного эксплуатационного события; и распространение результатов расследования для NRC, промышленности и общественности. Директива управления NRC 8.3, Программа расследования инцидентов NRC предоставляет подробные сведения об этом процессе.
Как NRC отслеживает события лицензиата и сообщает отрасли о потенциальных проблемах общего характера?
Персонал NRC оценивает отчеты о событиях для выявления существенных недостатков в конструкции и эксплуатации станции или проблем с оборудованием, которые могут систематически влиять на несколько станций данной конструкции.Когда общие проблемы безопасности выявляются, персонал NRC официально отслеживает их и может инициировать официальную коммуникацию с заинтересованными сторонами в отрасли, чтобы обеспечить осведомленность и решение таких проблем.
Как федеральное правительство реагирует на радиационную аварийную ситуацию?
Реагирование федерального правительства на радиационную аварийную ситуацию регулируется Национальной рамочной программой реагирования, которая представляет собой план реагирования на все опасности для внутренних аварий.
Где я могу получить дополнительную информацию о радиации?
См. Страницу NRC «Радиационная защита».
Кому мне позвонить, если у меня есть вопросы по безопасности?
См. «Сообщить о проблеме безопасности».
Страница Последняя редакция / обновление 16 ноября 2018 г.
,