Классификация норм морали: Классификация норм морали — Студопедия

Содержание

Нормы морали — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Нормы морали (моральные нормы) — нормы поведения человека, возникающие из морали. Их исполнение является моральным долгом, их нарушение является источником моральной вины[1]. Это одно из основных понятий этики.

Моральные нормы формируют систему, отличающуюся от остальных систем нормативных (права, обычая, этикета). Ряд авторов признает моральные нормы приоритетными по отношению к другим нормам, а иногда и придают им такие свойства. как категоричность, жесткость, универсальность, неизменность[1]. Другие указывают, что абсолютизирование моральных норм и рассмотрение их в качестве всеобщих и обязательных является источником фанатизма[2].

Нормы морали оцениваются гражданским обществом в связи от уровня его развития.

Некоторые авторы различают «нормы морали», являющиеся руководящим принципом этики и вытекающие из него конкретные моральные нормы. Примерами высших норм морали являются норма авторства Фомы Аквинского: «Стремиться к добру, избегать зла», принцип стремления к «максимальной выгоде для максимального количества людей» Иеремии Бентама, категорический императив Канта или принцип «благоговения перед жизнью» Альберта Швейцера[1].

Классификация норм морали

Мария Оссовская сделала классификацию моральных норм[3]:

  1. нормы, касающиеся биологического существования, в частности, запрет убийства или защита жизни животных,
  2. нормы о достоинстве, в том числе понятия чести,
  3. нормы, касающиеся независимости, в том числе основных личных свобод,
  4. нормы, касающиеся конфиденциальности,
  5. нормы, касающиеся доверия, в том числе правдивости, верности,
  6. нормы справедливости,
  7. нормы, касающиеся социальных конфликтов,
  8. нормы, сформулированные в виде рекомендаций, разного рода этические добродетели,
  9. нормы о других моральных нормах, в том числе:
  1. принцип, согласно которому аналогичные случаи должны рассматриваться подобным же образом,
  2. категорический императив Канта, в соответствии с которым следует применять только те нормы, которые мы хотели бы, чтобы они стали всеобщим законом (чтобы можно было их обобщить),
  3. принцип, согласно которому никто не должен быть судьей в собственном деле.

Примечания

Библиография

  • Biesaga T., Norma moralności, [w:] A. Maryniarczyk (red.), Powszechna Encyklopedia Filozofii, t. N, Lublin: Polskie Towarzystwo Tomasza z Akwinu, 2000 [dostęp 2015-04-25].
  • Ossowska M., Normy moralne. Próba systematyzacji, Warszawa: PWN, 1970.

Нормы морали — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Нормы морали (моральные нормы) — нормы поведения человека, возникающие из морали. Их исполнение является моральным долгом, их нарушение является источником моральной вины[1]. Это одно из основных понятий этики.

Моральные нормы формируют систему, отличающуюся от остальных систем нормативных (права, обычая, этикета). Ряд авторов признает моральные нормы приоритетными по отношению к другим нормам, а иногда и придают им такие свойства. как категоричность, жесткость, универсальность, неизменность[1]. Другие указывают, что абсолютизирование моральных норм и рассмотрение их в качестве всеобщих и обязательных является источником фанатизма[2].

Нормы морали оцениваются гражданским обществом в связи от уровня его развития.

Некоторые авторы различают «нормы морали», являющиеся руководящим принципом этики и вытекающие из него конкретные моральные нормы. Примерами высших норм морали являются норма авторства Фомы Аквинского: «Стремиться к добру, избегать зла», принцип стремления к «максимальной выгоде для максимального количества людей» Иеремии Бентама, категорический императив Канта или принцип «благоговения перед жизнью» Альберта Швейцера[1].

Классификация норм морали

Мария Оссовская сделала классификацию моральных норм[3]:

  1. нормы, касающиеся биологического существования, в частности, запрет убийства или защита жизни животных,
  2. нормы о достоинстве, в том числе понятия чести,
  3. нормы, касающиеся независимости, в том числе основных личных свобод,
  4. нормы, касающиеся конфиденциальности,
  5. нормы, касающиеся доверия, в том числе правдивости, верности,
  6. нормы справедливости,
  7. нормы, касающиеся социальных конфликтов,
  8. нормы, сформулированные в виде рекомендаций, разного рода этические добродетели,
  9. нормы о других моральных нормах, в том числе:
  1. принцип, согласно которому аналогичные случаи должны рассматриваться подобным же образом,
  2. категорический императив Канта, в соответствии с которым следует применять только те нормы, которые мы хотели бы, чтобы они стали всеобщим законом (чтобы можно было их обобщить),
  3. принцип, согласно которому никто не должен быть судьей в собственном деле.

Примечания

Библиография

  • Biesaga T., Norma moralności, [w:] A. Maryniarczyk (red.), Powszechna Encyklopedia Filozofii, t. N, Lublin: Polskie Towarzystwo Tomasza z Akwinu, 2000 [dostęp 2015-04-25].
  • Ossowska M., Normy moralne. Próba systematyzacji, Warszawa: PWN, 1970.

Моральные нормы ℹ️ понятие, виды, особенности структуры, основные функции, отличительные признаки и нормативные принципы, правила поведения, значение и роль для общества

Общее понятие


Иногда нравственные нормы считаются приоритетными по отношению к иным канонам в отдельные периоды развития общества, они характеризуются универсальностью, категоричностью, неизменностью. В других случаях абсолютизация моральных принципов рассматривается как фанатизм. В результате моральные нормы отражают потребности общества. Некоторые авторы трудов разделяют каноны нравственности на категории:

  • основные, которые формируют законы этики;
  • второстепенные, вытекающие из структуры приоритетных положений.


Закономерности, изложенные в авторских трудах Фомы Аквинского, относятся к высокодуховным примерам норм морали. Итальянский теолог и философ, признанный церковью святым учителем, призывал стремиться к добру и максимальной выгоде для большого числа людей.


Это понятие раскрывается также в философии И. Канта о нравственности (книга «Категорический императив») и отображает категории высокоморальных ценностей. Позднее автор выпускает два труда, которые посвящаются исследованию духовной этики:

  1. 1785 г. — «Основы метафизики нравственности».
  2. 1788 г. — «Критика практического разума».


Основные каноны общественной морали остаются непоколебимыми и содержат положения о стремлении к добру, противостоянии злу. Общие этические признаки заключаются в том, чтобы не причинять вреда другим личностям независимо от социального статуса, религиозных убеждений и национальности.

Классификация канонов


Нормы могут касаться существования человека как биологического вида, ценностью является жизнь индивидуума. В поступки и поведение вкладывается такой смысл, чтобы они защищали бытие в целом. Другие каноны имеют значение для чести и достоинства человека, они выполняют функции охраны личных свобод и независимости индивидуума.


Ключевые особенности моральных норм состоят в том, что в их правилах предусматриваются отличительные показатели верности и правдивости. Также в них дается определение справедливости и этических добродетелей. Выделяются следующие виды моральных норм:

  1. Табу является нерушимым запретом на действия. Нарушение правил вредит обществу и определяет выбор поведения в социальном и житейском плане. Такой устой в виде правового канона практиковался еще на заре развития человечества и сохранился в некоторых культурах до нашего времени.
  2. Обычай является определенным сочетанием действий и представляет собой повторение событий в некоторых обстоятельствах. Значение таких поступков особенно велико в традиционном восприятии общества.
  3. Традиции повторяют обычаи в виде устойчивых форм поведения и передаются наследникам. Для них характерны регулярное воспроизведение и длительный период существования.
  4. Моральные правила представляют структуру поведенческих норм, которые требуют от индивидуума осознанного выбора при совершении поступка. Облик человека формируется на основе морального самоопределения.


Между этими понятиями есть отличия и сходства, поскольку все правила касаются существования человека.


Идеалы поведения предполагают полное подчинение требованиям нравственности, действенность достигается за счет общих норм для всего общества. Если каноны не исполняются, это вызывает неодобрение других людей, мораль формируется на чувстве стыда, вины и угрызений совести.

Право и нравственность


Области права и нравственности во многом связаны в жизни. Регулирование отношений рассматривается наукой обществознанием. В обеих сферах прописаны правила поведения, которые направлены на сохранение порядка и справедливости. Мораль и право имеют особенности:

  • моральные каноны имеют общественное происхождение, а в юрисдикции правит государство;
  • нравственные устои человек выполняет осознанно и добровольно под действием общественного уклада, а правовые нормы относятся к принудительным понятиям;
  • для духовного совершенствования нет сводов и кодексов, тогда как законы формулируются в правовых актах;
  • нравственности присуща гибкость, абстрактность, разные толкования, а содержание законов подчиняется строгим формулировкам;
  • мораль определяет ценность поведения в разрядах зла и добра, предвзятости и беспристрастия, а юрисдикция регулирует поступки в категориях законного и необоснованного.


Моральные правила не являются обязательными к выполнению, за их нарушением следует общественное неодобрение, но человек остается на свободе, его имуществу ничто не грозит.


При игнорировании норм права индивидууму назначается обязательное наказание, связанное с лишением свободы или изъятием материальных ценностей.


Некоторые принципы морали и права совпадают, например, закон о воровстве. Человек не желает красть чужое имущество в результате страха перед общественным порицанием или из-за боязни получить тюремный срок. В любом случае индивидуум не совершает плохого поступка. Иногда понятия в корне противоречат друг другу, например, кража лекарства или еды происходит для спасения жизни близкого человека. В этом случае правовые законы конфликтуют с моральными обязательствами.

Черты и концепции


Мораль относится к общепринятым в социуме понятиям о зле и благе. Умение различать критерии проявляется в поведении отдельного индивидуума или в коллективах людей. Нравственность выступает в роли метода самоорганизации общественного формирования с определенными аспектами контролирования. Отличительные признаки моральных норм:

  • правила действуют для всех членов социума и не зависят от положения в обществе;
  • у человека есть право выбора выполнять или нет нравственные каноны, при этом решение определяется совестью, религиозностью, другими предубеждениями и общественным сознанием;
  • моральные устои захватывают все сферы жизнедеятельности в экономике и социальной структуре, распространяются на области человеческих интересов (бизнес, образование, творчество).


Философская этика занимается изучением сущности нравственных канонов и их влияния на поведение и сознание человека. В вопросе происхождения и становления духовных правил ученые занимают несколько позиций и имеют различные точки зрения.


Первая категория научных деятелей склоняется к мысли о божественном разуме, который определяет моральные устои общества. Их концепция говорит о стремлении человеческой души слиться с создателем, для чего требуется проявление высокой нравственности, слово о которой бог оставил людям в заповедях.


Иные философы в своей точке зрения опираются на труды ученых П. Кропоткина и Ч. Дарвина. Высказывается мысль, что у животных и первобытного человека наблюдалось сходство психологии сознания, поэтому этические нормы были первоначально заложены природой. Регулировались устои запретами и обычаями, при этом индивидуумы отождествляли себя с другими особями.


Третья категория ученых говорит о становлении морали в результате развития человеческого социума. Источником нравственности индивидуум не является, а корни кроются в условиях общественного и исторического развития. Основой выступают потребности и стремления более оптимально организовать сосуществование отдельных людей в окружающем пространстве.

Основные нормы


Моральные устои отличаются большим разнообразием, касаются всех сфер деятельности. Основные вопросы, которые затрагиваются, представляют понятие о добре и зле, их относительной оценке в зависимости от периода социального развития и эпохи. Семь основных моральных норм, которые являются характерными для религиозных учений и прослеживаются в современном обществе:

  • рассудительность и здравое размышление определяются в качестве способности принимать решения без лишней эмоциональности и не поддаваться секундным порывам;
  • аскетизм означает воздержание от чрезмерности в половой жизни, ограничение в удовольствиях и приеме пищи, поскольку материальные излишества мешают духовному совершенствованию;
  • беспристрастность и справедливость проявляются в оценке людей, уважении к членам общества, их интересам и потребностям, при этом одни поступки вызывают восхищение, другие требуют порицания;
  • умение преодолевать трудности, желание делиться полученным опытом с окружающими;
  • усидчивость и трудолюбие не только помогают преодолеть преграды на своем пути, но и приносят пользу обществу;
  • покорность и смирение говорят о способности индивидуума вовремя осознать ситуацию и остановиться перед совершением порочащего поступка;
  • деликатность и вежливость позволяют человеку наладить конструктивные отношения и получить множество выгодных связей.


В философских трудах решается проблема поиска смысла жизни, роли индивидуума и человечества. В каждом обществе есть свои критерии для определения морального устоя из предложенного списка. Значение имеет соотношение обязанностей и прав в среде, распределение вознаграждения за труд, подход к социальному неравенству.

Известные принципы


Кроме общепризнанных моральных законов есть принципы нравственности. Эти понятия помогают определять формы взаимного общения и жизнедеятельности человека в обществе. Нормы касаются совершения отдельных поступков, а принципы определяют концепцию направления усилий. Принципы поведения:

  • гуманное отношение к окружающим, признание в каждом достоинств и важности;
  • коллективное сознание, направленное на помощь общему делу;
  • альтруизм и желание бескорыстной поддержки другому человеку;
  • милосердие, добродушие, проявление человеколюбия в разных условиях, сострадательность;
  • отказ от эгоизма и глобальной индивидуализации;
  • ощущение чувства меры в эмоциях и поступках.


Каждый человек должен настраиваться на конструктивные и позитивные способы решения спорных ситуаций, при этом не желать зла, если люди причиняют ему вред по незнанию.


Не в почете старый принцип «око за око», который не считается высокоморальным. Правило нравственности, которое изложил Аристотель в своих трудах (тезис золотой середины) не изменяется на протяжении веков. Оно гласит, что человеку нужно придерживаться такого поведения с людьми, какое он хочет получить от них взамен.

Назначение морали


Нравственность выступает в роли регулятора поступков человека, которые впоследствии определяют его принципы, личные взгляды и убеждения. Люди не нуждаются в законных документах для принятия моральных устоев, такое решение принимается добровольно и самостоятельно.


Оценочная функция морали состоит в качественном восприятии собственных и чужих поступков, определении смысла действий. Человек использует приобретенный гуманистический запас для взвешивания на весах моральных ценностей своих шагов и дел других индивидуумов. Более точное определение дается в случае достижения высокого уровня соответствия моральным нормам.


Воспитательное значение состоит в том, что постоянное следование нравственным принципам ведет к формированию у человека социальных идеалов. Развивается оптимальное сочетание общественных и персональных интересов. Индивидуум достигает собственных целей таким способом, чтобы это было не во вред окружающему пространству и людям.


Другие наблюдатели осуществляют негласный контроль над поведением человека, осуждают его за плохие поступки и выражают позитивные эмоции при благожелательных действиях. Общество следит за условиями существования людей. Мораль иногда зависит от обстоятельств, поэтому среда должна быть достойной человека. Нравственность играет интегрирующую роль для личности, осознание правильности собственных поступков ведет к внутренней гармонизации.

Нормы морали — Википедия. Что такое Нормы морали

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Нормы морали (моральные нормы) — нормы поведения человека, возникающие из морали. Их исполнение является моральным долгом, их нарушение является источником моральной вины[1]. Это одно из основных понятий этики.

Моральные нормы формируют систему, отличающуюся от остальных систем нормативных (права, обычая, этикета). Ряд авторов признает моральные нормы приоритетными по отношению к другим нормам, а иногда и придают им такие свойства. как категоричность, жесткость, универсальность, неизменность[1]. Другие указывают, что абсолютизирование моральных норм и рассмотрение их в качестве всеобщих и обязательных является источником фанатизма[2].

Нормы морали оцениваются гражданским обществом в связи от уровня его развития.

Некоторые авторы различают «нормы морали», являющиеся руководящим принципом этики и вытекающие из него конкретные моральные нормы. Примерами высших норм морали являются норма авторства Фомы Аквинского: «Стремиться к добру, избегать зла», принцип стремления к «максимальной выгоде для максимального количества людей» Иеремии Бентама, категорический императив Канта или принцип «благоговения перед жизнью» Альберта Швейцера[1].

Классификация норм морали

Мария Оссовская сделала классификацию моральных норм[3]:

  1. нормы, касающиеся биологического существования, в частности, запрет убийства или защита жизни животных,
  2. нормы о достоинстве, в том числе понятия чести,
  3. нормы, касающиеся независимости, в том числе основных личных свобод,
  4. нормы, касающиеся конфиденциальности,
  5. нормы, касающиеся доверия, в том числе правдивости, верности,
  6. нормы справедливости,
  7. нормы, касающиеся социальных конфликтов,
  8. нормы, сформулированные в виде рекомендаций, разного рода этические добродетели,
  9. нормы о других моральных нормах, в том числе:
  1. принцип, согласно которому аналогичные случаи должны рассматриваться подобным же образом,
  2. категорический императив Канта, в соответствии с которым следует применять только те нормы, которые мы хотели бы, чтобы они стали всеобщим законом (чтобы можно было их обобщить),
  3. принцип, согласно которому никто не должен быть судьей в собственном деле.

Примечания

Библиография

  • Biesaga T., Norma moralności, [w:] A. Maryniarczyk (red.), Powszechna Encyklopedia Filozofii, t. N, Lublin: Polskie Towarzystwo Tomasza z Akwinu, 2000 [dostęp 2015-04-25].
  • Ossowska M., Normy moralne. Próba systematyzacji, Warszawa: PWN, 1970.

Нормы морали Википедия

Нормы морали (моральные нормы) — нормы поведения человека, возникающие из морали. Их исполнение является моральным долгом, их нарушение является источником моральной вины[1]. Это одно из основных понятий этики.

Моральные нормы формируют систему, отличающуюся от остальных систем нормативных (права, обычая, этикета). Ряд авторов признаёт моральные нормы приоритетными по отношению к другим нормам, а иногда и придают им такие свойства, как категоричность, жёсткость, универсальность, неизменность[1]. Другие указывают, что абсолютизирование моральных норм и рассмотрение их в качестве всеобщих и обязательных является источником фанатизма.[2]

Нормы морали оцениваются гражданским обществом в связи от уровня его развития.

Некоторые авторы различают «нормы морали», являющиеся руководящим принципом этики и вытекающие из него конкретные моральные нормы. Примерами высших норм морали являются норма авторства Фомы Аквинского: «Стремиться к добру, избегать зла», принцип стремления к «максимальной выгоде для максимального количества людей» Иеремии Бентама, категорический императив Канта или принцип «благоговения перед жизнью» Альберта Швейцера.[1]

Классификация норм морали[ | ]

Мария Оссовская сделала классификацию моральных норм[3]:

  1. нормы, касающиеся биологического существования, в частности, запрет убийства или защита жизни животных,
  2. нормы о достоинстве, в том числе понятия чести,
  3. нормы, касающиеся независимости, в том числе основных личных свобод,
  4. нормы, касающиеся конфиденциальности,
  5. нормы, касающиеся доверия, в том числе правдивости, верности,
  6. нормы справедливости,
  7. нормы, касающиеся социальных конфликтов,
  8. нормы, сформулированные в виде рекомендаций, разного рода этические добродетели,
  9. нормы о других моральных нормах, в том числе:
  1. принцип, согласно которому аналогичные случаи должны рассматриваться подобным же образом,
  2. категорический императив Канта, в соответствии с которым следует применять только те нормы, которые мы хотели бы, чтобы они стали всеобщим законом (чтобы можно было их обобщить),
  3. принцип, согласно которому никто не должен быть судьёй в собственном деле.

Связь с культурой[ | ]

Психолог Мишель Гельфанд Указывает на связь моральных норм с культурой того или иного народа (теория «культурной жесткости-свободы»). «Жесткие» культуры по Гельфанд имеют более строгие моральне нормы и строгие меры наказания за нарушения этих норм; свободные культуры имеют более слабые социальные нормы и более высокую терпимость к девиантному поведению[4].
.

Примечания[ | ]

Литература[ |

Нормы морали — Википедия. Что такое Нормы морали

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Нормы морали (моральные нормы) — нормы поведения человека, возникающие из морали. Их исполнение является моральным долгом, их нарушение является источником моральной вины[1]. Это одно из основных понятий этики.

Моральные нормы формируют систему, отличающуюся от остальных систем нормативных (права, обычая, этикета). Ряд авторов признает моральные нормы приоритетными по отношению к другим нормам, а иногда и придают им такие свойства. как категоричность, жесткость, универсальность, неизменность[1]. Другие указывают, что абсолютизирование моральных норм и рассмотрение их в качестве всеобщих и обязательных является источником фанатизма[2].

Нормы морали оцениваются гражданским обществом в связи от уровня его развития.

Некоторые авторы различают «нормы морали», являющиеся руководящим принципом этики и вытекающие из него конкретные моральные нормы. Примерами высших норм морали являются норма авторства Фомы Аквинского: «Стремиться к добру, избегать зла», принцип стремления к «максимальной выгоде для максимального количества людей» Иеремии Бентама, категорический императив Канта или принцип «благоговения перед жизнью» Альберта Швейцера[1].

Классификация норм морали

Мария Оссовская сделала классификацию моральных норм[3]:

  1. нормы, касающиеся биологического существования, в частности, запрет убийства или защита жизни животных,
  2. нормы о достоинстве, в том числе понятия чести,
  3. нормы, касающиеся независимости, в том числе основных личных свобод,
  4. нормы, касающиеся конфиденциальности,
  5. нормы, касающиеся доверия, в том числе правдивости, верности,
  6. нормы справедливости,
  7. нормы, касающиеся социальных конфликтов,
  8. нормы, сформулированные в виде рекомендаций, разного рода этические добродетели,
  9. нормы о других моральных нормах, в том числе:
  1. принцип, согласно которому аналогичные случаи должны рассматриваться подобным же образом,
  2. категорический императив Канта, в соответствии с которым следует применять только те нормы, которые мы хотели бы, чтобы они стали всеобщим законом (чтобы можно было их обобщить),
  3. принцип, согласно которому никто не должен быть судьей в собственном деле.

Примечания

Библиография

  • Biesaga T., Norma moralności, [w:] A. Maryniarczyk (red.), Powszechna Encyklopedia Filozofii, t. N, Lublin: Polskie Towarzystwo Tomasza z Akwinu, 2000 [dostęp 2015-04-25].
  • Ossowska M., Normy moralne. Próba systematyzacji, Warszawa: PWN, 1970.

Толкование норм морали. Специфика. — МегаЛекции


НОРМЫ МОРАЛИ

Нормы морали — это своеобразные первоначальные «клеточки» нравственности, из которых складывается здание нравственной системы общества. Нравственность проявляется в виде определенных, постоянно воспроизводящихся в обществе правил поведения, или норм.

 

Структура.

Структура нормы морали:

1. диспозиция — предписание определенного поведения (деяния или недеяния): «не убий», «возьми», «верни», «наслаждайся», «проживи жизнь незаметно», «будь независим», «подчиняйся только нравственному долгу» и т.п.

2. область определения — круг лиц, к которым предписание потенциально или актуально обращено. Различают единичные требования, особенные нормы (например, этика врача, юриста) и всеобщие (универсальные) нормы, обращенные к каждому человеку.

3. гипотеза — указание на те условия, при которых должно исполнять предписанное нормой действие.

Ввиду такого структурного элемента, как гипотеза, нормы морали делятся на:

· категорические (действительные при любых условиях): не убий, не укради и т.д.;

· нормы, сообразованные с возможностями людей и ситуацией.

 

Норма морали предполагает определенные меры воздействия, которые общество способно применять к нарушителю, выраженные в норме веления. В нравственности санкции выступают, как правило, в виде осуждения, порицания, неприятия общественным мнением, совестью самого человека аморальных поступков, т.е. идеально.

Источники.

Источниками норм морали могут выступать обычай, традиция, этическая доктрина или авторитет (Будда, Сократ, Иисус Христос, Магомет и др.), общественное мнение, наконец, сам человек, как говорил Кант, его самообязывающий разум.

Классификация норм морали по источнику(Кант):

1. гетерономные – устанавливают человеку внешние обязанности, имеющие внешний источник свое долженствования.

2. автономные – самопредписания, самовеления, имеющие источником автономию воли.


 

В этике под источником моральных норм подразумеваются:

1.те исторические, объективные, материальные условия, которые вызвали к жизни те или иные нормы морали.

2.нравственное сознание определенной исторической эпохи (нормы формируются, артикулируются, озвучиваются самосознанием определенного исторического времени). В этом отношении источником нравственных норм выступают мифология, этические воззрения великих моралистов, общественное мнение.

3.норма может быть выведена из другой, более общей нормы как ее следствие, импликация.

 

Выражение.

 

Норма выражает долженствование, а не описывает сущее (Норма морали – прескрипция, суждение о фактах — дескрипция.) Относительно предписания, выраженного в норме, мы не можем сказать, какой реальности (фактам) оно соответствует.

 

Нормы морали «не являются ни истинными, ни ложными», а обладают значением действительности или недействительности, правомерности или неправомерности.

 

Норма (и выражающее ее нормативное суждение) может быть действительной или правомерной, если:

· существует некая «более высокая» норма(высшая норма), из которой первая(низшая норма) выводится как следствие;

· она постулируется как высшая норма определенного нравственного, нормативного порядка.

Т.о., основанием действительности одной нормы может быть лишь действительность другой нормы.

Правда, иногда возникает впечатление, будто действительность нормы можно обосновать тем фактом, что она установлена какой-либо властной инстанцией: человеческой или надчеловеческой. Например, действительность Десяти заповедей в христианской этике обосновывают тем фактом, что их дал на горе Синай Бог Яхве, или что врагов должно любить потому, что Иисус, Сын Божий, предписал это в Нагорной проповеди. Однако с деонтической точки зрения основанием действительности нормы служит не тот факт, что, например, Бог в определенное время и в определенном месте установил определенную норму, но молчаливо подразумеваемая норма, согласно которой должно исполнять заповеди Бога.

 

Поиск основания действительности нравственной нормы, ответа на вопрос, почему я должен ее выполнять, должен закончиться нормой, которая — как последняя и наивысшая — постулируется, говоря иначе, принимается как высший нравственный принцип.

— В свою очередь, высшая нравственная норма или принцип является системообразующим началом некоей этической системы.

— Все нормы, которые можно вывести из одной и той же основной нормы, образуют определенную нормативную систему, которая характеризуется целым рядом существенных особенностей: непротиворечивостью, неантиномичностью, связанностью норм, которые в нее входят, и др.

Пример: «не лги», «не обманывай», «не лжесвидетельствуй», «исполняй данное обещание» можно вывести из нормы, предписывающей правдивость.

 

По выраженному в нормах предписанию, области определения, значения (смысла), действительности во времени и пространстве нормы морали бывают:

1. Сравнимые: имеют в своем составе общий термин — область определения (субъект) или прескрипцию. Сравнимые нормы бывают:

· Совместимые (связанные) – выражают одно и то же веление полностью или хотя бы в некоторой части.

· Несовместимые – выражают противоположные (одновременно не могут быть правомерными, но могут быть одновременно неправомерными) или противоречащие (одновременно не могут быть ни правомерными, ни неправомерными) веления.

Совместимые нормы делятся на:

Равнозначащие (эквивалентные) – выражают одно и то же веление в различной форме («Каждый человек имеет право на жизнь» и «Никто не обязан умирать»).

Следует подчеркнуть, что если норма действительна и правомерна, то эквивалентная ей норма также действительна и правомерна.

Подчиненные – имеют общую прескрипцию, а область определения (субъект) одной нормы включает в себя область определения другой нормы (одна норма – подчиняющая (общая норма), другая – подчиненная(конкретное требование)).

При действительности и правомерности общей нормы и частное требование будет действительным или правомерным.

 

2. несравнимые – нет («Все врачи должны исполнять клятву Гиппократа» и «Все родители должны заботиться о своих детях» и т.п.)

 

В сфере нормативного мышления тем не менее могут возникать ситуации, когда, несмотря на несовместимость и противоположность, оба нормативных суждения имеют значение правомерности. Говоря иначе, для нормативного мышления не является исключением антитетика или антиномия норм, когда при правомерности одной нормы противоположная норма также является вполне правомерной и действительной.

Так же антитетика норм возникает в силу их принадлежности к различным нормативным системам, в рамках которых каждая из норм является вполне правомерной и обоснованной (Кант совершенно правильно определил, что могут существовать два вполне оправданных нормативных порядка, один из которых основан на принципе счастья, другой — на принципе долга или добродетели).

Методологическую основу разрешения антиномий практического разума сам Кант видел в разграничении «логики морали» и «логики чувств», «логики долга» и «логики склонностей и влечений».

 

Толкование норм морали. Специфика.

 

Одна и та же норма может формулироваться по-разному в различных языках и кодексах, но ее содержание и смысл можно рассматривать как некоторую абстракцию, взятую отдельно от ее языкового, знакового выражения. Поэтому объектом этического толкования являются нормы морали, а предметом толкования — их содержание и смысл.

Уяснение этого содержания и смысла достигается различными способами:

Способ этического толкования — относительно самостоятельная совокупность приемов анализа норм. Выделяют грамматическое, логико-деонтологическое, систематическое, историко-социологическое и телеологическое толкования.

 

Грамматическое толкование —набор приемов, направленных на уяснение морфологической и синтаксической структуры нормативного высказывания, выражающего норму, выявление значения отдельных слов и терминов, употребляемых союзов, предлогов, знаков препинания, грамматического смысла всего нормативного суждения.

 

Логико-деонтологическое толкование— использование законов и правил деонтической логики для уяснения подлинного смысла нравственной нормы, который не совпадает с ее буквальным изложением.

 

Систематическое толкование — это уяснение содержания и смысла моральной нормы исходя из ее места, которое она занимает в той или иной этической системе. Так, практически все этические воззрения включают в себя норму ненасилия, однако в различных этических системах она приобретает различные вес и значение.

 

Историко-социологическое толкование заключается в изучении социально-исторических условий возникновения той или иной нормы морали. В этом плане весьма показательны исследования, проведенные Ницше, Монтескье, Вебером и др.

 

Телеологическое (целевое) толкование направлено прежде всего на установление подлинных целей, которые ставились при формулировании и обосновании тех или иных нравственных норм.

 

В зависимости от сферы действия норм морали различается:

Нормативное толкование —изначально предназначено для распространения на неопределенный круг лиц и случаев. Оно имеет, как правило, абстрактный характер, т.е. не привязано к конкретной жизненной ситуации.

Казуистическое толкование — напротив, вызывается вполне определенным случаем и рассчитано на рассмотрение именно данного конкретного дела.

 

 

Специфика моральных норм вырисовывается в истории этической мысли через целую серию теоретических антиномий и противоречий.

 

С одной стороны С другой стороны
— нормы морали имеют объективное значение (они не зависят от склонностей, предпочтений, произвола, субъективного мнения кого бы то ни было)
 
 
— Любые нравственные нормы, так как они проявляются, фиксируются в истории, представляют собой выражение определенного образа жизни известной социальной общности. И в этом отношении нормы морали всегда выражают определенные обособленные интересы тех или иных групп людей.
 
 
— нормы морали — это метод и средство достижения общественного и личного блага.
— требования и предписания, выраженные в моральных нормах, не могут быть объективными по самой своей природе (они всегда являются выражением чьего-то веления (воли общества или социальных групп, как полагала этика Просвещения, Бога или разума, как считали этики религиозного или идеалистического толка)).
Кроме того, в сфере морали источником нормы выступают личные мотивы и самовеления личности, без которых нет собственно морали как сознательного действия.
— всякая собственно нравственная норма всегда выражается в общеобязательной, общечеловеческой форме. Как обосновывает это положение Кант, всякая особая, партикулярная норма, правило поведения могут быть признаны подлинно моральными в том лишь случае, если они выдерживают проверку на общезначимость, на всеобщее, всечеловеческое применение.
— подлинные нормы морали, требования, заложенные в них, не имеют ничего общего с практическим расчетом, социальной полезностью, «благоразумием», с достижением желательных результатов.

 

Нормы создаются людьми, но в процессе их жизнедеятельности объективируются, отчуждаются, начинают выступать как нечто существующее независимо от человека; и каждое последующее поколение должно вновь распредметить эти нормы, сделать их внутренним мотивом своего поведения. Поэтому нормы морали, рассмотренные на различных ступенях и стадиях этого процесса, могут выступать в теоретическом сознании в виде взаимоисключающих дефиниций и определений.

 

Суммируя взгляды на специфику норм морали, можно сказать следующее:

1. нормы морали, в отличие от других регуляторов поведения, побуждают человека к совершенству, в широком смысле слова добру.

2. нормы морали возникают как результат свободной, волевой активности человека, а не как результат известного рода естественной причинности.

3. нормы морали не утилитарны, не являются средством достижения какого-либо полезного результата. Словом, не полезность определяет выбор нравственных норм, а, напротив, нормы морали определяют, какие практические цели человек должен ставить перед собой. В этом отношении нормы морали носят безусловный характер.

4. нормы морали побуждают, обязывают человека жить сообща с другими людьми согласно «золотому правилу» нравственности, они также очерчивают для человека сферу безусловно запретного поведения.

5. нормы морали носят автономный, а не гетерономный характер, в отличие от других видов норм. Говоря другими словами, моральные нормы в своем обязующем значении являются самообязательствами человека, моральные нормы не допускают разведения субъекта и объекта нравственных требований. Общность или отдельные индивиды, устанавливающие и санкционирующие нравственную норму, как правило и являются той общностью и теми индивидами, которые эту норму исполняют.

 



Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Мораль — Викисловарь

английский [править]

Этимология [править]

со среднеанглийского морального , со старофранцузского морального , с латинского mōrālis («относящийся к манерам или морали»)
(впервые использован Цицероном для перевода древнегреческого ἠθικός (ēthikós, «мораль»)), из mos («манера, обычай»).

Произношение [править]

Прилагательное [править]

моральный ( сравнительный более моральный , превосходный наиболее моральный )

  1. О принципах правильного и неправильного поведения или связанных с ними, особенно для обучения правильному поведению.

    мораль суждений; мораль стихотворение

  2. Соответствие нормам правильного поведения; санкционировано или действует на основе совести или этического суждения.
    • 1898 , Уинстон Черчилль, глава 1, в Знаменитость :

      Мне казалось, что истории не касаются жизни. Они явно предназначались для того, чтобы иметь укрепляющий моральный эффект , и, возможно, имели такой результат для людей, на которых они были нацелены.Они оставили у меня впечатление хорошо проведенной лекции по стереоптикону, где персонажи почти такие же живые, как тени на экране, и которые то и дело переключаются на милость оператора.

    a моральное обязательство

  3. Способен к правильному и неправильному действию.

    a моральный агент

  4. Вероятно, но не доказано.

    a моральная уверенность

  5. Положительно влияет на разум, уверенность или волю.

    моральная победа; мораль поддержка

Синонимы [править]
Антонимы [править]
Производные термины [править]
Связанные термины [править]

Термины, этимологически связанные с моралью

Переводы [править]

о принципах правильного и неправильного

соответствует стандарту правильного поведения

способен на правильные и неправильные действия

положительно влияет на разум, уверенность или волю

Приведенные ниже переводы необходимо проверить и вставить выше в соответствующие таблицы переводов, удалив все цифры.Числа не обязательно совпадают с числами в определениях. См. Инструкции в Викисловаре: Макет статьи § Переводы.

Проверяемые переводы

Существительное [править]

мораль ( множественное число мораль )

  1. (повествования) Этическое значение или практический урок.
    Мораль Мальчика, который плакал Волком, заключается в том, что если вы постоянно лжете, люди не поверят вам, когда вы скажете правду.
    • 1841 , Thomas Macaulay, Comic Dramatists of the Restoration (напечатано в Edinburgh Review, январь 1841 г.)
      Мы протестуем против принципа, согласно которому мир чистой комедии — это мир, в который не входит никакая мораль .
  2. (в основном во множественном числе) Моральные практики или учения: способы поведения.

    Кандидат с сильными моральными принципами

  3. (устарело) Моральная пьеса.
  4. (жаргонный, датированный) Уверенность.
  5. (жаргонный, датированный) Точный аналог.
Синонимы [править]
Гипонимы [править]
Переводы [править]

Моральное значение или практическое занятие

нравственных практик или учений

Приведенные ниже переводы необходимо проверить и вставить выше в соответствующие таблицы переводов, удалив все цифры. Числа не обязательно совпадают с числами в определениях.См. Инструкции в Викисловаре: Макет статьи § Переводы.

Проверяемые переводы

Глагол [править]

мораль ( простое настоящее в единственном числе от третьего лица мораль , причастие настоящего мораль или мораль , простое причастие прошедшего и прошедшего времени моральное состояние или моральное )

  1. (непереходный) Чтобы морализировать.

Дополнительная литература [править]

Анаграммы [править]


Каталонский [править]

Этимология [править]

С латинского mōrālis .

Произношение [править]

Прилагательное [править]

мораль ( мужской и женский род множественного числа мораль )

  1. мораль (относительно правильного и неправильного)
  2. мораль (соответствует стандарту правильного поведения)
    Антонимы: аморальный, аморальный
Производные термины [править]
Связанные термины [править]

Существительное [править]

мораль f ( множественное число мораль )

  1. мораль
  2. боевой дух

Дополнительная литература [править]


Этимология [править]

Кредит от французов мораль через немца мораль

Существительное [править]

мораль c

  1. мораль, мотивация (способность сохранять веру в институт или цель)
  2. мораль, нравственные практики, поведение
    Streng, викторианский моральный

    строгая, викторианская мораль
  3. мораль, урок (повествования)
    Синоним: мораль
Производные термины [править]
См. Также [править]

Этимология [править]

из среднефранцузского мораль , из старофранцузского морального , из латинского моралис .

Произношение [править]

Существительное [править]

моральный m ( множественное число moraux )

  1. боевой дух, оптимизм

Прилагательное [править]

мораль ( женский род единственного числа мораль , мужской род множественного числа moraux , женский род множественного числа мораль )

  1. мораль
Производные термины [править]
Связанные термины [править]

Дополнительная литература [править]


Галицкий [править]

Этимология [править]

С латинского mōrālis .

Прилагательное [править]

моральный m или f ( множественное число morais )

  1. мораль (относительно правильного и неправильного)
  2. мораль (соответствует стандарту правильного поведения)
    Антонимы: безнравственный, аморальный
Связанные термины [править]

Существительное [править]

мораль f ( множественное число morais )

  1. мораль (нравственные практики или учения)
  2. боевой дух

Дополнительная литература [править]


Прилагательное [править]

мораль м ( женский род единственного числа мораль , мужской род множественного числа морай , женский род множественного числа моралей )

  1. мораль

португальский [править]

Этимология [править]

От латинского моралис .

Произношение [править]

Прилагательное [править]

мораль m или f ( множественное число morais , сопоставимо )

  1. мораль

Существительное 1 [править]

моральный f ( множественное число morais )

  1. набор моральных ценностей, (в совокупности) принципов морали;
  2. моральная философия;
  3. (Бразилия, неформальный) власть, способность или право навязывать другому лицу или влиять на него;
    1. баллов (смелость), авторитетность;
    2. право высказываться по делу, судить кого-либо и т. Д., моральное превосходство;
Связанные термины [править]

Существительное 2 [править]

мораль m ( множественное число морай )

  1. боевой дух

Дополнительная литература [править]

  • «мораль» в Dicionário Priberam da Língua Portuguesa .

сербохорватский [править]

Произношение [править]

  • IPA (ключ) : / mǒraːl /
  • Расстановка переносов: мораль

Существительное [править]

mòrāl m ( кириллица мо̀ра̄л )

  1. (бесчисленное множество) мораль
Cклонение [править]
единственное число
именной mòrāl
родительный падеж морала
дательный Моралу
винительный падеж мораль
звательный Моралу
местный Моралу
инструментальный моралом

испанский [править]

Произношение [править]

Этимология 1 [править]

С латинского mōrālis .

Прилагательное [править]

мораль ( множественное число мораль )

  1. мораль (относительно правильного и неправильного)
  2. мораль (соответствует стандарту правильного поведения)
    Антонимы: безнравственный, аморальный
Производные термины [править]
Связанные термины [править]
Существительное [править]

мораль f ( множественное число мораль )

  1. мораль, стандарт (образы поведения)
  2. моральный дух (способность людей поддерживать веру в учреждение или цель)
Гипонимы [править]
Производные термины [править]
См. Также [править]

Этимология 2 [править]

mora + -al

Существительное [править]

мораль м ( множественное число мораль )

  1. тутовое дерево

Дополнительная литература [править]


Шведский [править]

Этимология [править]

Займ от французов мораль через немецкий мораль , использованный на шведском языке в году, затем Swänska Argus (1730-е).

Произношение [править]

Существительное [править]

мораль c

  1. боевой дух, характер
  2. мораль, нравственные практики, поведение
    snäv, viktoriansk moral

    строгая, викторианская мораль
  3. мораль, урок (повествования)
Cклонение [править]
Связанные термины [править]
См. Также [править]

Ссылки [править]

Анаграммы [править]

.

BBC — Этика — Этика животных: Моральный статус животных

Разумные и неодушевленные организмы

Разумные организмы

Разумные организмы — это существа, обладающие субъективным опытом.

Некоторые авторы утверждают, что «только организмы, обладающие субъективным опытом, заслуживают морального рассмотрения».

Давайте рассмотрим эту мысль:

Только организмы, которые ценят один опыт больше, чем другой, заслуживают морального рассмотрения.

Такие организмы должны иметь «интересы», потому что только организмы с «интересами» способны ценить один опыт больше, чем другой опыт.

Эти организмы «заинтересованы» в избегании болезненных переживаний и «заинтересованы» в поисках приятных переживаний.

Итак, организмы должны иметь возможность испытывать боль или удовольствие, если они хотят ценить свой опыт.

Такие организмы описываются как «имеющие субъективный опыт».

Нечувствительные организмы

И улитка, и растение считаются неодушевленными.

Нечувствительные организмы не обладают субъективным опытом.

Организмы, которые не имеют субъективного опыта, не воспринимают события как хорошие или плохие, и поэтому с моральной точки зрения не имеет значения, что с ними происходит.

Как говорит Питер Сингер: там, где «существо не способно ни страдать, ни получать удовольствие, нечего принимать во внимание».

Организмы и предметы, которые не имеют субъективного опыта и поэтому не заслуживают морального рассмотрения:

  • неживые
  • растений
  • очень простые организмы
  • насекомые
  • моллюски

Все другие животные — люди и нечеловеческие — заслуживают морального рассмотрения.

Самосознающие организмы

Разумных организмов (см. Выше) можно разделить на две группы:

  • те, которые просто сознательны
  • тех, кто осознает себя как
    • живые существа
    • существа, которые были живы в прошлом
    • существа, которые предпочли бы остаться в живых

Первая группа испытывает боль и удовольствие, но не думает о себе сколько-нибудь осмысленно.

Члены второй, осознающей себя группы, в которую входят люди, осознают свое существование и обеспокоены тем, что с ними произойдет в будущем.

Это осознание и предпочтение продолжать жить делает их заслуживающими большего морального внимания, чем первая группа.

.

Моральный классификация пе demek Мораль классификация türkçesi пе demek İngilizce Мораль классификация anlamı

Бу sayfada İngilizce Мораль классификация türkçesi nedir Мораль классификация пе demek Мораль классификация Ile ilgili cümleler türkçe çevirisi ÉS anlamlısı синоним Мораль классификация hakkında bilgiler ingilizcesi Мораль классификация anlamı tanımı türkçe sözlük anlamı Veya kelime anlamlarını bulabilirsiniz.

Моральная классификация türkçesi Моральная классификация nedir

  • Törel bölümleme.
  • Sinema, televizyon alanlarında kullanılır.
  • Uluslararası katolik sinema kurumu’nun ее фильм için yaptığı ве katoliklerin uymasını istediği bölümleme.

Моральная классификация ingilizcede ne demek, Моральная классификация nerede nasıl kullanılır?

Мораль : Prensip sahibi. Alınacak ders. Eğitim, veterinerlik alanlarında kullanılır. Deer. Дерс. Dürüst. Торель. Ахлаклы. Ahlak dersi. Düstur.

Классификация : Классификация.Bölütleme. Adlandırma. Bir dizinin birimlerini ya da türlerini düzenli bir biçimde, belli ölçüler ve terimlerle betimleyerek ayırma işlemi. Organizmaların çeşit ve farklılıkları ile akrabalıkları arasındaki prensip ve kurallara göre incelenmesi. биосистемик, системик, класификасён. Belli bir sistem üzerine kurulu, yönteme dayalı. organizationmaların çeşit ve farklılıklarıyla akrabalıkları arasındaki prensip ve kurallara göre incelenmesi, biyosistematik, sistematik, klasifikasyon. Bilgisayar, biyoloji, eğitim, fizik, kimya, sinema, televizyon, sosyoloji, veterinerlik alanlarında kullanılır.Kitaplık dermesinde yer alan her türlü gerecin konusunun belirli bir kural gereince saptanması. Birbirine benzeyen nesne, gözlem ve olayları belli bir amaca göre bölümlere ayırma. Bölümleme.

Моральные действия : Ахлаки эйлем. Ahlak açısından değerlendirilebilen, ahlaki bir değere uygun düşen veya ahlaki bir amacı gerçekleştirmeye yönelik, niyetlilik karakteri taşıyan, belli bir amaca yönelmiş olan eylem.

Моральная уверенность : Yüksek olasılık.

Моральный кодекс : Ahlak kuralı.Ahlak yasası.

Моральное разложение : Ахлаки Чокюнтю. Ахлаки бозуклюк. Ahlak bozukluğu. Ахлаки бозульма. Ahlak çöküntüsü.

.

Моральные коды — определение моральных кодексов по The Free Dictionary

Противоречащие моральные кодексы были не более чем конфликтующим оружием разных классов людей; ведь в человечестве идет постоянная война между сильными, благородными, сильными и хорошо организованными, с одной стороны, и бессильными, подлыми, слабыми и плохо организованными — с другой. из сельской местности штата Миссури суровая и требовательная. Она не могла оценить свое нарушение никаким моральным кодексом; это было все или ничего.По правде говоря, ничего, кроме полной смены династии и морального кодекса в этом внутреннем королевстве, было достаточно, чтобы учесть импульсы, переданные теперь несчастному и пораженному министру. Средний класс становится врагом бедняков; они лгут вне рамок его морального кодекса, он лжет им и грабит их без стеснения; действительно, кража перестает быть преступлением или проступком и рассматривается как акт мести. Сегодня в Македонии правительство не ведет политику, а занимается политикой, — говорит Дейн Талески из SDSM, добавляя, что это нормально для правительства. чтобы его функционеры, вопреки духу государственной службы и моральным кодексам, в первую очередь заботились о своих личных интересах и личном благе.Искры разлетаются с того момента, как нетрадиционный полицейский Куэйд и помощник окружного прокурора Баркин объединились в пары для расследования убийства мафии до Нового Орлеана, но их противоречивые моральные кодексы угрожают снять накал в их знойном деле. люди во всем мире разделяют определенные принципы. Похоже, что многим иностранцам недостает морали и они полны невежества, когда дело доходит до моральных кодексов UAECO и прочего. массы по моральным кодексам.По словам архиепископа Бирмингема, который вчера раскритиковал размывание юридических и моральных кодексов во время ежегодной гражданской мессы, политики не избираются в качестве «наставников морали». Он также подрывает моральные кодексы, которые поддерживают силу этой страны.
.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.