Когда появилась мораль: Как появилась мораль
Как появилась мораль
Во всех странах жрецы всегда внушали, что неверие в богов разрушает нравственность, основанную на религии.
В 4-м тысячелетии до нашей эры между Тигром и Евфратом в обширной низменности возникло рабовладельческое государство шумер. Там жрецы рассказывали, что владычица небес, прекраснейшая из богинь Инанна, у бога мудрости Энки, своего праотца, пребывающего в водной бездне, выпросила сто «ме» — правил поведения и божественных законов. Энки приказал соорудить для богини ладью небесную и нагрузил ее законами. Бог солнца Уту стал наблюдать за тем, как следуют люди моральным предписаниям.
Боги Уту и Инанна. Барельеф.
В Древней Индии верили, что в человеке находится дух Варуна. Он знает все, о чем люди думают. У духа есть зубы, которыми он грызет людей, когда они поступают неправильно.
В Древней Греции передовые философы учили, что источник нравственного начала не в вере в духов или богов. Эсхил как сторонник этих мыслителей доказывал, что представления о справедливости, доброте, человеколюбии исходили не от олимпийцев, а от Прометея.
Мораль — людские правила поведения, нормы их общежития — нельзя отождествлять с религией — верой в сверхъестественные силы и их почитание. Мораль возникала как осознание правил, регулирующих труд и распределение пищи, как представление о желательном и нежелательном, добре и зле. На протяжении тысячелетий формировались основные правила человеческого общежития. Они передавались из поколения в поколение, закреплялись в пословицах. Так, например, жители Африки говорили: «Длинная стрела в колчане не помещается» (не нужно над соплеменниками возвышаться), «Если говоришь ночью, что ты красив, не забывай, что тебя днем увидят люди» (будь правдив).
Основой первобытной морали был коллективный труд. Чарлз Дарвин в собственной книге «Путешествие натуралиста вокруг света на корабле ,,Бигль“» повествует, что наблюдал, как житель Огненной Земли разрывал на одинаковые полоски принесенное ему в дар одеяло из шерсти, с целью разделения его по всем своим сородичам. Этим людям был чужд индивидуализм. Слова «я», «мое» возникли позже слов «мы», «наше». Единственное число появилось позже, чем множественное.
Образ Прометея, возникший в доклассовом обществе, был чужд эгоизма и себялюбия. Вызывает уважение его бескорыстная любовь к людям, способность идти на подвиг ради их спасения, не страшась ожидаемой кары. Самопожертвование Прометея несло в себе моральный урок людям.
Древние греки высоко оценили нравственное значение подвига Прометея. Басни о нем были приписаны Эзопу, фригийскому рабу из Малой Азии, якобы жившему в VI веке до нашей эры. Неизвестно, существовал ли Эзоп, или это фольклорный образ, олицетворяющий житейский опыт. Дельфийские жрецы погубили баснописца, высмеивающего их жадность и тунеядство. Жрецы обвинили Эзопа в похищении золотой чаши, которую сами же подбросили ему. По одним сведениям. Эзопа побили камнями, а по другим — сбросили со скалы.
В одной из басен Эзопа рассказывается, что вылепив людей, Прометей, повесил на плечи каждому две сумы: первую — с чужими пороками, вторую — с собственными пороками. Суму с пороками собственными он поместил за спину, с чужими же — спереди. Поэтому чужие пороки сразу бросаются людям в глаза, а свои собственные они не видят.
Пробуждение у человека звериных инстинктов объясняли тем, что Прометей, когда создавал его из глины, примешал к ней частицы различных животных.
В коллективном труде были подавлены звериные инстинкты, когда пища совместно добывалась и распределялась. В первобытной общине держались общая связь, непосредственно само общество, дисциплина труда, трудовой распорядок силой привычки, традиции, авторитетом, которым пользовалась женщина. Она устанавливала первые нормы нравственности, воспитывающие уважение к старшим, любовь к детям.
Гесиод считал Прометея виновником морального упадка человеческого общества, относился к похищению титаном огня как к дерзкой краже, заслуживающей наказания. Но когда возникал прометеевский миф, похищение не было безнравственным поступком. Понятие об аморальности кражи сложилось только тогда, когда появились частная собственность, имущественное неравенство и антагонизм между богатыми и бедными.
Переход от дикости и варварства к цивилизации был необходимым и полезным явлением, но он принес людям и много зла, и прежде всего — порабощение человека человеком. После того как Прометей освободился от оков, он надел на себя знак рабства — венец из ивовых прутьев, из которых делали веревки для связывания непокорных рабов.
Древние греки рассказывали такую сказку. Много тысяч лет назад заспорили знатные заказчики с гончарами, почему у одних много золота и серебра, а у других ничего нет. Богатые заказчики уверяли, что люди, когда рождаются, получают души, состоящие из трех частей — разума, воли и низших страстей. У кого преобладает мудрость, тот становится правителем, у кого мужество — воином, а у кого умеренность — ремесленником и земледельцем. Боги примешивают к душам будущих богачей много золота и серебра, а к душам бедняков — много меди. Гончары говорили, что эти вымыслы выгодны только богатым и знатным. Разделение людей на богатых и бедных произошло по вине дурня Эпиметея, брата Прометея. Эпиметей роздал все богатства зверям, восхищаясь их косматыми шкурами. Узнав об этом, Прометей принес бедным людям огонь и научил их разным ремеслам. Звери превратились в богачей, лентяев, а бедняки — в добрых тружеников.
В Древнем Риме Прометея обвиняли в том, что человек ведет постоянные войны, так как первая война будто бы возникла потому, что титаны напали на Зевса, желая свергнуть его власть. Но согласно мифу о Прометее, он был против войны с олимпийскими божествами и не участвовал в ней. Царь богов несколько раз пытался истребить род человеческий, а Прометей спасал его от гибели. Зевс с помощью всемирного потопа погубил всех людей, но после него дети Прометея бросали себе за спину камни, которые превращались в новых людей.
Платон утверждал, что совесть люди получили от Зевса, а не от Прометея, потому что он якобы побоялся проникнуть за ней в чертоги царя богов. Но когда возникла олимпийская мифология, у древних греков не было понятия «совесть». Даже «Илиада» и «Одиссея» еще не знали слова «совесть».
Древние греки боялись эриний (у римлян — фурий) — хранительниц морали материнского рода. Эринии наказывают людей за преступления против родителей. Быстроногие эринии — мстительные старухи в темных одеяниях, со змеями в волосах, с пылающими факелами в руках — неукротимо преследуют свои жертвы, внушая им неописуемый страх перед ожидающими их наказаниями.
В Древней Греции по мере распространения свободомыслия исчезала вера в эриний и стало развиваться представление о совести. В трагедии «Орест» Еврипида, жившего в V веке до нашей эры, героя, убившего свою мать, мучают уже не эринии, посылаемые богами в наказание, а укоры совести. На вопрос, что за печаль удручает Ореста, он отвечает: сознание, что совершил ужасное преступление.
Великий трагик Еврипид призывал не верить в существование богов:
На небе боги есть… Так говорят!..
Нет! Нет! Их нет! И у кого крупица
Хотя бы есть ума, не станет верить
Сказаньям старым…
Русское слово «совесть» происходит от слова «co-ведение», то есть знание человека о своих поступках, «со-знание» их. Разум помогает человеку руководствоваться в выборе и оценке своих намерений и поступков: «Без разума совесть слепа». Совесть — нравственный самоконтроль личности, способность оценивать свои поступки и намерения, сравнивать их с требованиями общества. В результате такой самооценки возникает чувство стыда или нравственного удовлетворения. Слова «стыдно» и «совестно» равнозначны. «Как тебе не совестно?», «Как тебе не стыдно?» — эти вопросы тождественны. Народ давно отметил связь совести со стыдом: «В ком стыд, в том и совесть».
Английский поэт Джордж Байрон (1788— 1824) назвал Прометея «пророком добра», пробуждающим совесть.
В капиталистических странах религиозные наставники молодежи проповедуют, что, по мере того как Прометей входит через широко открытые двери в дома людей, мораль вылетает в окно. В основе таких суждений лежит ложное истолкование образа Прометея, олицетворяющего науку и технику, как якобы лишенного нравственного начала.
Науку нередко отделяют от морали потому, что под наукой понимают только частные вопросы естествознания, вне их философского значения. Однако когда философия возникала, она уже тогда была связана с зачатками естественных наук и этикой. Наука систематизировала знания о природе и обществе, которые включают и философскую науку о нравственности.
Между научным и нравственным сознанием людей не должно быть антагонизма, так как наука существует не для самой себя, а для человека. Она по своей природе человечна, обладает неограниченными возможностями творить добро. «Наука должна служить только добру», — писал Жюль Верн. Она обладает нравственной силой, обогащает людей материально и нравственно. Подлинно научному, а значит, верному отражению в сознании человека окружающего мира наиболее соответствуют истинные нравственные убеждения.
Поиски научной истины, страстная любовь к знаниям таят в себе нечто глубоко нравственное, способствуют воспитанию высоких моральных качеств человека. Наука и техника не оторваны от морали. Народ, живущий в обществе, свободном от волчьих законов, создал свою мораль. Она включает в себя все лучшее, что выработали народные массы в многовековой борьбе с гнетом эксплуатации и насилием, в борьбе за свободу, за освобождение общества от различных пороков. С давних времен люди почитали трудолюбие и честность, которые прославлял Эсхил в трагедии о Прометее. Нашей морали, содержащей правила социалистического общежития, дорога высшая доблесть человеческого духа, воплощенная в призывах Прометея к справедливости и свободе, к победе добра над злом.
Происхождение морали — Студопедия
Этика
Этика – особое гуманитарное учение, предметом которого является мораль и нравственность;
– система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни;
– область философского знания, которая исследует формы и предпосылки нравственных отношений людей.
Мораль – один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений;
– особый способ духовно-практического освоения действительности, оценочно-нормативный по характеру, регулирующий личные и общественные интересы на примате (при первенстве) общечеловеческих ценностей посредством категорий добра и зла;
– совокупность исторически определенных норм, представлений, правил поведения людей, реализующихся в их действиях и поступках, часто оформленных в законы.
Нравственность – ценностная структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде;
– совокупность определенных норм, представлений, правил поведения людей, реализующихся в их действиях и поступках, носит в меньшей степени императивный характер, чем мораль.
Понятия «этика», «мораль», этимологически тождественны. Древнегреческое – этика, латинское – мораль, русское – нравственность (русское слово нравственность вошло в научный обиход с 1791 года – «Словарь великаго живога русского языка»). Все они подразумевают некоторую устойчивость, внутреннюю упорядоченность нравов и обычаев людей.
Этику формируют идеальные представления о нравственно-должном. Мораль замкнута на человеке. Она – показатель его социальности. Мораль связывает людей воедино до всех их прочих связей. Это универсальная форма отношений людей, которая является условием возможности этих отношений.
Задачей этики является придание формы образцовой модели человеческим отношениям. Этика анализирует способы реализации этой модели.
В структуре этического знания наибольшую ценность представляют:
— моральное сознание;
— моральная практика;
— законы моральной деятельности;
— категории.
Системообразующим началом формирования этического знания служит категория (наиболее общее понятие) – «добро». Идеалы добра, справедливости, свободы становятся наиболее существенными ценностными ориентациями личности.
Ценности – универсальные человеческие идеалы; наиболее значимые идеи.
Прогрессом в общественном развитии, таким образом, выступает гуманистически ориентированная на нравственных началах деятельность человека.
Мораль – понятие историческое. Мораль формировалась по мере выделения человека из животного мира, становления человеческих отношений, образования социальных общностей.
Мораль изначально была обращена к каждому индивиду и регулировала отношения «человек – человек», «человек – коллектив», «человек – общество». В процессе становления и развития общества устанавливались и закреплялись правила совместного проживания — «обще-жития», часть из которых превращалась в привычку и передавалась из поколения в поколение.
Существует несколько точек зрения на происхождение морали. Условно назовем их:
1. «Теологическая» (религиозная) – мораль в общество привносится в виде божественных заповедей, законов. Примером могут служить. Десять заповедей Моисея («Декалог» Моисея), Десять заповедей Иисуса Христа («Нагорная проповедь» Иисуса Христа).
2. «Натуралистическая» – мораль отождествляется с инстинктами, а посему считается, что мораль – это генетическое (природное, врожденное) качество, присущее как человеку, так и животным. От рождения один человек может быть добрым, другой – злым. Эта точка зрения разделяется этологами
3. «Трудовая» теория морали – считает, что мораль возникает в ходе трудовой деятельности, присуща только человеку и является результатом трудовых отношений.
4. «Генезис морали». Генезис — развитие, от зарождения до становления целостного организма. В рамках этой точки зрения: – мораль возникает только в цивилизованном обществе. Это результат длительного исторического развития, вызревания, проходящий несколько этапов. По этапам развития процесс растянут во времени на несколько тысячелетий.
1 этап. Первобытное общество. Отношения между людьми строятся на принципах кровнородственных связей, а поэтому человеческое сообщество может быть представлено в единой общности – «Мы». «Мы» воспринимается позитивно. Все, кто не «Мы» – «Они» (враги, восприятие отрицательное). Индивид не отделял себя от тотального «Мы», он один из всех. Самым страшным наказанием для человека является отлучение от «Мы», изгнание. Регуляторами отношений между людьми становятся ритуалы, табу (запреты), эту же роль выполнял «закон талиона» («око за око, зуб за зуб», его следует рассматривать как наказание равное содеянному). Этот период может быть назван — доморальным.
2 этап. Переход от кровнородственной общины к соседской. На место связи, основанной на кровном родстве, приходит связь, основанная на совместном проживании, общности территории. В понятии «Мы» робко вызревает и понятие «Я». Если первобытная культура вся безличностна, но следующий этап в культуре заявляет о себе понятием «индивид». Регуляторами отношений между людьми становится нравственность, понимаемая как «оценки, нормы» поведения, санкционированные властью жречества, религии, вождя. Это период «неразвитости морали».
3 этап. Появление государств, цивилизаций. Рождение «личности» сопровождалось появлением моральных абсолютов – моральных идеалов, соотносимостью своего поведения с культурными моральными кодексами (законами).
Таким образом, мораль возникает там и тогда, где и когда возникает «моральный идеал».
Мораль — это… Что такое Мораль?
Мора́ль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; одна из форм общественного сознания и вид общественных отношений[1]. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью, плохим и хорошим и т. д.
Определения
Современный философ Фрэнсис Фукуяма рассматривает мораль как социальный капитал, определяющий степень жизнеспособности общества. Такому пониманию морали близко её определение как коллективной интуиции.
Мораль направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе.
Так называемая «общественная мораль» — мораль, принятая определенным обществом, как правило, эндемична для культуры или исторического периода, иногда даже для социальной или религиозной группы, хотя разные моральные системы могут быть в определенной степени схожи.[2]
Следует разделять идеальную (пропагандируемую) и реальную моральные системы.[3]
Мораль формируется главным образом в результате воспитания, в меньшей степени — в результате действия механизма сопереживания или адаптационного процесса. Мораль индивидуума, как императивный подсознательный механизм, плохо поддается сознательному критическому анализу и коррекции[3]
Мораль служит предметом изучения этики. Более широким понятием, выходящим за рамки морали, является этос.
Социология морали и личность
Одним из факторов формирования морали является общественность человека, его способность к сопереживанию другим (эмпатия) и альтруистические позывы.[4] Следование морали возможно и из эгоистических побуждений — в этом случае человек ожидает, что к нему будут относиться в рамках той же морали.[5]. В таком случае оно приводит к улучшению репутации. Эволюционный подход к морали и широкое освещение вопроса репутации в социуме содержится в книге Мэтта Ридли «Происхождение добродетели».
Социология морали изучает закономерности как формирования систем моральных ценностей различных социальных групп, так и взаимодействия этих социальных групп, обусловленные действием существующих моральных систем. Социология морали занимается исследованием характера причин конфликтов между индивидами и социальными группами, вызванных несовпадением их моральных ценностей, а также определением судьбоносных тенденций развития общества в условиях разрешения им моральных проблем. Мораль проявляется на общественном и личном уровне. Индивид усваивает моральные нормы в процессе социализации, ориентации на добродетельное — на гуманное, доброе, честное, благородное, справедливое. Человек приобретает сведения о том, что такое порядочность, честь, совесть. При этом мораль изменяется в процессе нормотворчества людей, самостоятельно, со всей ответственностью за моральность своего выбора принимающих решения о выборе целей и средств.
Мораль и конфликт цивилизаций
Моральные суждения можно обосновать в рамках некоторой нормативной системы, в случае же, когда сталкиваются противоречащие моральные суждения из разных нормативных систем, нет оснований для выбора между ними.[6] Таким образом, некорректно называть какую-то систему моральных ценностей хорошей или плохой без упоминания того, что оценивается она с позиций другой моральной системы. При таком понимании морали общечеловеческие ценности теоретически невозможны из-за разнообразия моральных норм. Практически же в мире идет постоянная борьба различных цивилизаций, одной из причин которой, по мнению наблюдателей[7], является именно несовпадение моральных ценностей. Согласно другой точке зрения, общечеловеческие ценности, в которых терпимость находится на центральном месте, должны стать частью любой моральной системы именно с целью избежать подобных конфликтов и сопутствующего насилия.
В этой связи интересны слова Карла Маркса:
У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего — иная, чем у неимущего, у мыслящего — иная, чем у того, кто не способен мыслить.
Мораль и право
Мораль и право тесно переплетены. С одной стороны, формализованная мораль может становиться правом. Десять заповедей — это одновременно моральный и правовой закон многих культур. Нравственная оправданность норм права для создания правового государства настолько же важна как и их единство[8].
В праве отражено понятие «морального вреда», однако мораль остается сферой высших идей, делом совести, которая служит критерием для исторических правовых реформ. Кроме того, практика тоталитарных режимов показала, что иногда мораль может вступать в противоречие с правом.
И моральные, и правовые нормы являются социальными. Общим для них является то, что оба вида служат для регулирования и оценки поступков индивида. К различному можно отнести:
- право вырабатывается государством, мораль — обществом;
- право закреплено в государственных актах, мораль — нет;
- за нарушение нормы права предполагаются санкции государства, за нарушение нормы морали — общественное осуждение.
Возможно, этот раздел содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае он может быть удалён.
|
Понятия морали и нравственности имеют разные оттенки. Мораль, как правило, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество, церковь и т. д.). Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения.
Религии в сложившихся исторически конфессиональных формах оказали значительное и всеобъемлющее влияние на моральные принципы народов, их исповедавших. Религиозная мораль, будучи кодифицирована в священных текстах, распространяется вместе с религиями. Следует заметить, что монотеистические религии чётче и жёстче определяют границы добра и зла по сравнению с религиями, где практикуется многобожие. Однако существуют целые культуры и цивилизации, в которых формирование морали и нравственности происходило в условиях язычества (древние греки сформулировали золотое правило нравственности и разработали само понятие этики)[9], или которые могут выглядеть безрелигиозными (конфуцианство китайской цивилизации)[10].
С развитием моральных ценностей в мире и распространении идеи о существовании общечеловеческой морали, сама религия и её священные тексты стали подвергаться иногда неутешительным оценкам со стороны этих, несколько отличных, моральных систем. Например жестокость и несправедливость по отношению к иноверцам (см. кяфир, гой) и атеистам, практикующаяся в некоторых религиях, часто считается аморальной.
Иногда религия подвергается критике и провозглашается учением, которое несет в себе аморальность. При этом в качестве аргумента часто используется тот факт, что некоторые люди используют религию как инструмент для достижения собственных целей. Подобное мнение иногда выражают словами Зигмунда Фрейда, говоря, что безнравственность во все времена находила в религии не меньшую опору, чем нравственность[11].
Ветхозаветного бога характеризовали как аморального, например, такие критики религии как Марк Твен[12] и Ричард Докинз[13]:
«Ветхозаветный бог является, возможно, самым неприятным персонажем всей художественной литературы: ревнивый и гордый этим; мелочный, несправедливый, злопамятный деспот; мстительный, кровожадный убийца-шовинист; нетерпимый к гомосексуалистам, женоненавистник, расист, убийца детей, народов, братьев, жестокий мегаломан, садомазохист, капризный, злобный обидчик. У тех из нас, кто познакомился с ним в раннем детстве, восприимчивость к его ужасным деяниям притупилась. Но новичок, особенно не утративший свежести впечатлений, способен увидеть картину во всех подробностях. Ричард Докинз |
О древнегреческих богах:
- «Как вы жестоки, о боги, как завистью всех превзошли вы!» (Гомер, «Одиссея»)
Согласно одному из исследований на основе репрезентативного опроса по вопросам морали, отход от религиозности не приводит к росту аморальности. «Полученная статистика свидетельствует: атеисты не более аморальны, чем верующие. Религия накладывает отпечаток на часть ответов, однако это относится скорее к особенностям догм различных верований. В собственно моральных и этических вопросах каждый человек руководствуется своими собственными соображениями, полученными при воспитании от родителей или врожденными, причем нельзя сказать, что атеисты воспитаны хуже, чем религиозные люди»[14][15][16]. Существуют исследования, показывающие, что атеисты в некотором смысле добрее верующих[17].
Примечания
- ↑ В.Кемеров Философская энциклопедия
- ↑ А. А. Гусейнов — Мораль и цивилизация
- ↑ 1 2 Нравственность, мораль, этика: Слова и термины
- ↑ Мораль и рациональность — ИФРАН, 1995
- ↑ Роберт Райт — Моральное животное
- ↑ Оссовская Мария — «Основы науки о морали» (Niedzwiecka-Ossowska — Podstawy nauki o moralności, Warszawa, 1947 (1963)
- ↑ Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003. ISBN 5-17-007923-0.
- ↑ М. М. Акулич — Функционально-целевое согласие: становление и развитие
- ↑ «Высшими ценностями являются у греков ценности не религиозные, а интеллектуальные, соответственно понятие морали строится на разуме, на понимании её самим человеком, что делает мораль элитарной и относительной. Греческие философы фактически отделяют мораль от религии» (Проф. Йосеф Бен-Шломо, «Введение в философию иудаизма»).
- ↑ Абдусалам Гусейнов — Мораль как сфера свободного выбора
- ↑ Фрейд З. Будущее одной иллюзии. — Минск, 1997
- ↑ антирелигиозные произведения Марка Твена, например, «Письма с Земли», «Записные книжки»
- ↑ Ричард Докинз -«Иллюзия бога» (англ. «The God Delusion»; 2006)
- ↑ Религия не мораль
- ↑ Мораль легко отделима от религии
- ↑ Morals don’t come from God //nature.com, 08.02.2010
- ↑ Американские психологи выяснили, что атеисты и агностики добрее верующих, 14.05.2012
См. также
Ссылки
Литература
Происхождение, предмет и функции морали — Студопедия
Происхождение, предмет и функции морали.
Соотношение морали и нравственности, целей и средств как основного вопроса о морали.
Исторические типы и нормы морали как условие самосохранения человечества.
Введение
Понятие «мораль» чрезвычайно многозначно. Существует несколько десятков определенной морали. Чаще всего под моралью понимают один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, а также особую форму общественного сознания и вид общественных отношений.
Роли морали в жизни общества и отдельной личности многочисленны. Трудно объяснить, почему существует нравственность, зато ясно, для чего она существует. Если для прочих земных тварей образ жизни и судьба предписаны от природы, то человек ― существо историческое ― составляет свою судьбу сам. Для него нет раз и навсегда написанного закона. Что есть человек, никогда не может быть решено окончательно, ибо ни история, ни наша личная судьба еще не завершены.
Каждый час мы становимся другими, совершенствуемся по программе, которой еще нет, которую мы сами себе пишем. Дело не в том, чтобы придумать модель будущего и решить, как мы собираемся жить. Гораздо важнее решить, какими будем мы сами, что будет считаться человечным и подобающим человеку. Каковы будут не только наши права, но и обязанности? Кем мы должны стать, чтобы в полной мере называться людьми? Человек всегда на пути этого поиска, такой истинно человеческий путь и есть мораль.
Суждение мудрецов о том, что человечество движется в направлении добра ― это не иллюзия или благое пожелание, это сущность морали. Коль скоро она есть, мы движемся по ней неотвратимо.
Происхождение, предмет и функции морали
Мораль – понятие историческое. Она относится к числу тех общечеловеческих духовных ценностей, которые определяют содержание социального бытия с самого начала возникновения человеческой цивилизации и останутся важнейшим ее атрибутом, пока существуют человек и общество. Являясь одной из самых древних форм общественного сознания, мораль формировалась по мере выделения человека из животного мира в ходе становления общественных отношений, образования социальных коллективов и общностей.
Первобытный человек не мог выжить в одиночку, а необходимость коллективного существования в тот период времени требовала определенных правил общежития, которыми должен был владеть каждый член рода. Решающую роль в этом процессе играл труд, на основе которого появлялись и закреплялись (становились традициями) определенные требования и нормы в поведении людей. Совместный труд требовал согласованного поведения, следования каждого и всех определенным правилам. Возникновение морали сопровождало становление самого общества и означало переход первобытного человека от инстинктивных форм поведения к целесообразно и сознательной деятельности. Многие элементарные требования морали, которые возникли в эпоху родового строя, сохраняют свое значение и в настоящее время.
Мораль изначально, в силу своего назначения, была обращена к каждому индивиду и регулировала отношения «человек – человек», «человек – коллектив», «человек – общество». В процессе развития общества устанавливались и закреплялись все более сложные правила общежития, которые превращались в привычку и передавались из поколения в поколение. Биологическое наследование уступало место реализации социальных программ, в содержание которых, в качестве необходимого элемента, включалась мораль как механизм социальной преемственности. Возникнув из потребности в регулировании отношений между людьми и управлении общественными процессами на основе сочетания индивидуальных и общественных интересов, она имеет социальное содержание, является важнейшим признаком духовного мира человека как социального существа. Эта потребность существовала на всем протяжении развития общества, определяя его гуманистическую сущность.
Вопросы происхождения морали рассматриваются по-разному в различных этических системах. Натуралистические (эволюционистские) концепции – выводят мораль из природного фактора, ее содержание определяют достижением нравственной цели по отношению к природе, внешнему миру. Мораль рассматривается как простое продолжение и усложнение групповых инстинктов животных как способа выживания вида в борьбе за существование. В поведении человека нет ничего такого, что не встречалось бы у животных.
Натуралистическое истолкование требований нравственности возникает еще в древности: учение Гераклита о морали как закон единого логоса, представления пифагорейцев о небесной гармонии, теория Конфуция о небесном мире и др. Так Гераклит писал, что люди в массе своей не понимают единого закона логоса, изначального родства с ним и не следуют его требованиям. А это приводит к тому, что они находятся в плену различных предрассудков, «наслаждаются грязью подобно свиньям». Поэтому своеволие в поведении нужно «гасить скорее, чем пожар».
Большое распространение натуралистические концепции в этике получают в эпоху Возрождения (Д. Бруно, Б. Телезио) и в период Нового времени: теории естественной морали и права, разумного эгоизма, утилитаризма и др. В XIX в. эти идеи разрабатываются Ч. Дарвином, П. Лафаргом, К. Каутским, Г. Спенсером, П. Кропоткиным и другими социологами, рассматривающими этику как фазу биологической эволюции мира. Смысл нравственности заключается в обеспечении биологически целесообразной деятельности, а органический мир включается в сферу нравственных отношений. Так П.А. Кропоткин рассматривал принцип общительности или «закон взаимопомощи» в животном мире как исходное начало появления таких моральных норм как чувство долга, сострадания, уважения к соплеменнику и даже самопожертвования. Взаимопомощь в процессе эволюции переходит в понятие справедливости, которое выступает основным содержанием этики.
В современной этике подобной позиции придерживается К. Лоренц. В своих публикациях «Рассказы о животных», «Кольцо царя Соломона», «О так называемом моральном зле», «Восемь смертных грехов человечества» и других он рассматривает нравственные нормы как простое продолжение и усложнение животных инстинктов. Главными из них являются: 1) борьба за сохранение и продолжение рода дает начало в человеческой практике таким добродетелям как любовь, забота, жалость, ответственность и 2) борьба за существование, охрана территории проживания проявляется в конкурентности и агрессивных началах человека. В итоге, человечество должно сознаться, что его природа естественна, биологична и нужно научиться укрощать агрессивность, попытаться снизить ее влияние на нашу жизнь. Лучший способ ее преодоления – это любовь, творчество и юмор, позволяющие ориентировать жизнедеятельность в позитивном направлении.
Недостаток натуралистических концепций заключается в том, что они стирают грань между социальным и биологическим, отождествляют человека и животное, приравнивают моральные ценности к биологическим. Объясняя возникновение морали ходом естественной эволюции, представители натуралистической этики отрицают качественную специфику духовного мира личности по отношению к природной среде, преувеличивают роль естественных наук в понимании и совершенствовании морали, принижают значение нравственного воспитания.
Разновидностью натуралистических концепций по вопросу о происхождении морали является социологизаторский подход в этике. Его сторонники отмечают различие между человеческой культурой и животным миром, но подчеркивают при этом, что они имеют общую основу возникновения – ген как элементарную информационную единицу, являющуюся средством (хранителем и передатчиком) информации, способом биологического и социального наследования на молекулярном уровне об индивидуальном и коллективном опыте живого. И весь вопрос о морали сводится к тому, чтобы понять альтруистичны или эгоистичны гены. Так, известный английский писатель-генетик Роберт Докинз1 считает, что гены эгоистичны. Вся эволюция живого, по его мнению, связана с борьбой за существование уже на молекулярном уровне и выживают не всегда сильные и достойные, а, как правило, самые хитрые, сумевшие приспособить наследуемый опыт для борьбы с ближним. Выживают в большей мере те, у которых проявляется максимальная любовь к себе самому. Ген-эгоист даже допускает формы поведения, некоторым образом связанные с альтруизмом и в данный момент выгодные для него. Где выгодно и нужно, ген-эгоист будет (и способен) любить другого. С этих позиций природа альтруизма – это лишь проекция эгоистического поведения. Человек – это лишь машина для вынашивания генов, а мораль – это изобретение эгоистов для большей безопасности для самих себя. По существу, эта теория также отрицает социальную детерминацию морали.
Антропологические концепции происхождения мораливыводят нравственность из «природы человека» как естественного существа, его потребностей интересов, «неизменной» биолого-психологической сущности индивида. Исходные установки этого направления были провозглашены еще в v в. до н.э. греческим философом Протагором в его известном изречении: «Человек есть мера всех вещей». В рамках этого направления существовали многие этические школы. Так, гедонизм (от греч. – удовольствие, наслаждение) выводил мораль из эмпирических ощущений удовольствия или неудовольствия. Человека надо научить понимать различи между ними и находить полноту бытия в стремлении к удовольствиям. Главной ценностью для человека является хорошее настроение, а чтобы оно не превращалось в плохое, не надо обременять себя излишними проблемами – имуществом и другими заботами.
Представители эвдемонизма (от греч. – счастье) как разновидности антропологического учения считали счастье исходным принципом нравственности, ее главной целью. Счастье как высшее моральное благо не сводится сиюминутным телесным удовольствиям, а представляет собой совокупность физических и духовых ценностей. Так, например, счастье, по Сократу, – это достижение внутренней свободы и самосознания личности. Демокрит рассматривал счастье как умение распоряжаться и наслаждаться жизненными благами. Представителями антропологического направления в этике являются Ф. Аквинский, Д. Юм, французские материалисты, Л. Фейербах, русские революционеры-демократы XIX в. и другие мыслители. В современных условиях антропологическая этика представлена в трудах американского философа Э. Фромма и других философов.
В рамках данного направления в этических учениях можно рассматривать и концепцию утилитаризма. Ее основным понятием является польза индивида (выгода, личный интерес, корысть и т. д.). Источником нравственности является «природа человека», а содержание морального выбора оценивается путем арифметического подсчета выгод и потерь по результатам поступка. В истории этики ее представляли софисты в V-VI вв. до н. э., Бентам, Дж. С. Милль, учение прагматизма и др. Откровенный индивидуализм и подчинение поведения личности принципу материальной пользы и эгоистического расчета, отрицание ведущей роли духовных интересов в деятельности человека делают утилитаризм непривлекательным ля значительной части общественности, которая не приемлет торгашеский подход в определении духовных ценностей. Поэтому в настоящее время откровенный утилитаризм встречается редко, подается в замаскированной форме. Как правило, он процветает в обществе с неконтролируемыми рыночными отношениями.
Креационистские теории (креация – творение) представляют различного вида религиозные системы морали. Источником нравственности в рамках этих концепций является Бог. Мораль – это божий дар, который, подобно удару молнии, отсек человека от мира животных. Поскольку авторитет Бога священен и непререкаем, моральные заповеди его столь же сакральны, абсолютны и не требуют обоснования. Эти заповеди ассоциируются с именами Моисея, Иисуса Христа, Будды и Мухаммеда. Следование им, соблюдение их приближает человека к нравственному идеалу.
В Библии в законодательстве Моисея изложены основные принципы морали иудеев. В качестве исходного начала провозглашается идея единого Бога и общих нравственных основ, которые задавали единое духовное пространство для объединения различных племен в единый народ и поднимали его до осознания своего особого назначения в мире. Этический смысл этого учения состоит в ом, что евреи – дети Израиля, а их духовным отцом является Моисей. Религиозность их покоится на единобожии, нравственность – на любви к своему народу, законодательство – на принципе равного возмездия. В этической культуре имя Моисея ассоциируется с десятью заповедями («кодексом Моисея»), которые обычно подразделяют на 2 группы: первые четыре относятся к сфере сакрального права и считаются религиозными, а последующие шесть – к сфере мирского права и являются собственно моральными. Обе группы правил связаны в единую систему таким образом, что нормы взаимоотношения между людьми прямо вытекают и зависят от их взаимоотношения с Богом.
Первые три заповеди предписывают почитать одного лишь Бога Яхве, запрещают поклоняться и создавать других богов. Высвобождение евреев из рабства – свидетельство его силы и справедливости. В четвертой заповеди: «помни день отдохновения» отношение к Богу и отношение к ближним оказывается одним и тем же отношением. Суббота – время размышления о Боге, в этот день уравниваются все перед ним. Отдохновение предписано и рабам, и чужестранцам независимо от их социального статуса. Пятая заповедь предписывает почитание отца и матери. В Пятикнижии есть норма, предписывающая смертную казнь детям, побившим или проклявшим отца и мать. Последующие заповеди есть нормы отношения человека к ближним, своему народу. Они задают меру справедливости: «не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; не пожелай ничего, что принадлежит твоему ближнему». Соблюдение их является критерием нравственного поведения. Справедливость, задаваемая Десятисловием, является равным возмездием, предписывает отвечать убийством на убийство (если нет доказательств в его неумышленности), увечьем на увечье, по принципу: жизнь за жизнь, око за око. Такой же принцип действует при нарушении других заповедей. Моисей предписывает: «Сделай ему так, как он злоумышлял сделать своему брату. И истреби зло из своей среды. И остальные услышат и испугаются, и не станут больше делать подобное этому злодейству среди тебя. И пусть не пощадит твой глаз: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу» (Второз. 19:19-21).
Разделение людей на «своих» и «чужих» в заповедях Моисея продолжало традиции каннибальской «этики», которая отражала изначальную вражду племен. Заповеди Моисея пытались как-то подчинить эту вражду определенным правилам. Например, если враждебный город сдавался добровольно, он не подвергался разграблению, в противном случае месть распространялась на всех, включая женщин и детей. Жестокость проявляется и к израильским общинам, уличенным в вероотступничестве. Все живое в них подвергалось уничтожению. С точки зрения новозаветной морали, ветхозаветная мораль является ограниченной, но она допускает переход «к дальнейшему совершенствованию, предел которого находится вне самого Ветхого Завета»2.
В христианстве – крупнейшей мировой религии проблемам этики придется первостепенное значение, а мораль имеет религиозные истоки. Основатель этой религии – Иисус Христос является создателем новой морали, которую можно определить как этику любви. Суть его учения сводится к следующему: несчастья человека начались с того момента, когда он отошел от Бога и возомнил, что сам может решать, что есть добро и бороться со злом, насилием и обманом. Подобное самомнение лишь умножает зло в мире и подводит человечество к роковой черте. Спасение состоит в осознании ложности разделения людей на добрых и злых и необходимости борьбы со злом с помощью добра. Все люди – дети Бога, в каждом и них его искра. Поэтому их отношения должны быть такими же как между детьми в одной семье и строиться на любви. Любовь изначальна и самодостаточна. В то же время смысл любви более глубок, он не ограничивается земной жизнью, а предполагает устремление к Богу. Земная жизнь несовершенна, поэтому сердце не должно принадлежать миру и его ценностям. Истинно моральными являются ценности, устремляющие человека к божественной духовности. Высшая духовная бескорыстность выступает символом божественной любви. Мир земной отмечен печатью смерти, божественный же – вечен. Чем меньше человек стремится иметь, тем больше он будет иметь на небе.
Идеал Христа – этика любви. Последнее его наставление ближайшим своим ученикам перед своей смертью – любить друг друга. Любовь смиренна и насыщена высшим гуманизмом – «возлюби врага своего». Гордыня – первый грех человека. Любовь деятельна. Оценивать нравственность человека нужно по делам, а не по словам. Любовь бескорыстна, когда направлена на тех, от которых мы не можем получить выгоды. Это обездоленные, униженные, оскорбленные, гонимые. Любовь понимается как духовное единение людей. Заповеди Торы Христос поднимает на более высокую степень гуманизма, духовности. Например, в Пятикнижии сказано: «Не прелюбодействуй», а Иисус говорит: «…не прелюбодействуй даже в мыслях, в сердце своем».
В священной книге мусульман — Коране (арабск. – читать, декларировать) отношения Бога и людей, по Мухаммеду, задаются исключительно Богом. В жизни человека все зависит от Бога, чтобы достичь счастья, нужно довериться и подчиниться Богу. Бог один. Это гарантирует гармонию мира. Истинная вера связана с пониманием того, что социоприродные различия вторичны; единство в Боге важнее. Ислам понимался самим Мухамедом как универсальная религия. Вера, по его учению, обнаруживается в поступках. Она гласит: «Нет Бога кроме Аллаха, а Мухаммед — его пророк». Вера мусульманина – это образ жизни, включающий обязательную молитву, обязательный пост, обязательную милостыню, паломничество (хадж) к основной святыне мусульман – Каабе в Мекке, совершаемое по предписанию самого Мухаммеда в точно установленное время. Истинный мусульманин хоть раз в жизни должен прикоснуться к святыне, совершить паломничество.
Своеобразие этики Корана состоит в том, что нравственные нормы едины с другими формами регуляции межличностных отношений. Мораль вплетена в язык практической жизни. Если христианская этика основана на обобщенных моральных принципах, то этика Корана, напротив, предписывает, что надо делать конкретно, чтобы воплотить мораль и приблизиться к идеалу. Это этика практических норм. Христианская этика ригористична и в этом смысле ее предписания абсолютны. Этика Корана релятивна, например, есть свинину запрещено, но при определенных обстоятельствах можно отступить от этого правила. Императивность норм не является категоричной. Христианская этика отвечает на вопрос – зачем надо быть моральным; мусульманская – как стать моральным. Христианская этика ориентирована на человека раздвоенного, с одной стороны, несовершенного; с другой – стремящегося к совершенству. Мусульманская – исходит из человека, понимающего свое несовершенство и ограниченность своих возможностей. Человек в ней не богоподобен, в Коране нет идеи первородного греха.
Основная идея этики буддизма состоит в том, что человек – существо несовершенное и с этим связаны его бесконечные страдания. Чтобы придти к согласию с самим собой, достичь гармонии, ему необходимо вырваться из жизненного потока, в который он включен. Это означает оказаться «по ту сторону добра и зла». Таким образом, человек достигает бессмертия. Эта идея имеет для человека практический смысл. Чтобы достичь бессмертия, человек должен победить самого себя. И буддизм предписывает конкретный путь к этой победе. Для этого надо постичь четыре благородных истины: есть страдание; есть причина страдания; есть прекращение страдания – нирвана; есть путь, ведущий к прекращению страдания – это правильный путь. Он включает 8 ступеней, которые могут рассматриваться как схема нравственного восхождения к совершенству.
Совершенство связано с выходом из границы самой морали. Будда в одном из высказываний говорит о том, что брахман (носитель высоких моральных качеств) – это тот, кто избежал привязанности, как к доброму, так и к злому, кто беспечален и бесстрастен. Этика буддизма асоциальна. Она для всех времен и народов вне конкретно-исторической системы. Она индивидуалистична и указывает путь индивидуального восхождения к совершенству, независимо от социальной среды и предполагает решение социальных конфликтов через внутреннее самосовершенствование каждого. Нравственные цели в буддизме очерчены практическими предписаниями. Религиозный элемент в его этической системе выражен слабо.3
Социально-историческое направление в этике исходит из того, что между биологической природой животного и человека существует принципиальная разница, порождаемая условиями существования и развития общества. Важнейшей специфической особенностью формирования духовной жизни человека, включая нравственность, является активная деятельность людей, которая отличается от стадного поведения животных своей целесообразностью и осмысленностью. Обоснование морали на основе фактов общественной жизни представлено в трудах Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, французских материалистов и других представителей просветительской идеологии. Для функционирования общества как единого целого, с их точки зрения, необходимо определить и обособить некие изначальные права человека, а человек, в свою очередь, должен осознать необходимость моральных обязательств перед другими людьми и обществом. Решение этих задач должны обеспечить моральные нормы поведения в соответствии с требованиями разума и нравственное воспитание. Поведение людей социально обусловлено, а просвещение и воспитание – важнейшие условия совершенствования условий их жизнедеятельности.
Основной недостаток этих концепций – рассмотрение индивида вне общественных отношений и понимание морали как внешнего условия бытия человека – был преодолен в марксистской этике. К. Маркс и Ф. Энгельс впервые ввели в содержание морали понятие практики на основе трудовой деятельности как главного критерия поведения человека. Приводимый в труде К. Маркса «Капитал» пример о деятельности пчелы и архитектора иллюстрирует качественное различие в поведении животных и человека. Он пишет, что паук совершает операции, напоминающие операции ткача во время работы, а пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет многих архитекторов. Но наихудший архитектор отличается от наилучшей пчелы с самого начала тем, что прежде чем что-либо строить, он строит модель будущей постройки в голове. Уже в начале процесса труда в идеальной форме имеется его результат. Второй важной особенностью человеческой деятельности является изготовление орудий труда, которые используются в качестве средства активной целесообразной деятельности. Только человек обладает сознанием. Если рассудочная деятельность, как способность удерживать информацию, свойственна и животным, то разум является привилегией только человека.
Человеческое сообщество построено на особых механизмах взаимодействия индивидов, которых нет у животных. Это способность к эмпатии (сопереживание, вхождение в духовный мир другого). Только человеку присущи альтруистические действия, забота и ответственность, нравственное творчество. Для подержания отношений внутри своего сообщества человечество выработало механизм духовной культуры. Культура – это способ получения, сохранения, передачи и развития информации о самых разных видах жизнедеятельности. Мораль и нравственность – это культурный способ получения информации том, как надо достойно жить, чтобы выжить.
Современная этика, критически анализируя различные подходы к решению вопроса о происхождении и сущности морали, считает, что она возникает в процессе становления человека как родового существа, является его духовной сущностью, определяется требованиями жизни. А не навязывается извне. Причем ее отдельные элементы возникли и формировались не одновременно. Сначала возникает практика нравственных отношений. Это период первобытного общества, когда собственно нравственная регуляция была объединена с другими формами регуляции – утилитарно-практическими, религиозно-обрядными и т. д. Следующим этапом развития морали является групповая нравственность как система запретов (табу) в родовом обществе. И, наконец, на третьем этапе появляются внутренние индивидуальные моральные ценности, которые определяли начало цивилизации. Это относится к периоду разложения родового строя и возникновению рабовладельческого общества.
Функции морали
Философы утверждают, что у морали три основных функции: оценивающая, регулирующая, воспитывающая.
Оценивающая: все поступки, всю общественную жизнь (экономику, политику, культуру) мораль оценивает с точки зрения гуманизма, хорошо это или плохо, добро это или зло. Если поступки полезные людям, способствуют улучшению жизни, свободному развитию это хорошо, это добро. Не способствуют, мешают зло. Если человек хочет оценить с моральной точки зрения (поступки людей, поведение), то он пользуется терминами добра и зла, либо близкими по значению словами понятиями: честь бесчестие, порядочность низость, подлость и т.д., при этом выражает свою моральную оценку, либо порицает, либо хвалит, либо критикует. Оценка влияет на практическую деятельность, иначе она была бы не нужна. Когда явление оценивается, как добро, то к нему надо стремиться, если зло, то искоренять и избегать. Следовательно, оценивая окружающий мир, мы что-то в нём изменяем и, прежде всего себя, свою позицию, поведение, мировоззрение. Мораль помогает нам в поиске истинных ценностей.
Регулирующая: мораль регулирует поведение и сознание человека в той или иной степени во всех без исключения сферах общественной жизни в труде, быту, политике, в семейных, личных, внутригрупповых, межклассовых и международных отношениях. В отличие от особых требований, предъявляемых в каждой из этих областей принципы морали имеют социально-всеобщее значение и распространяются на всех людей, фиксируя в себе то общее и основное, что составляет культуру межчеловеческих отношений и откладывается во многовековом опыте развития общества. Они поддерживают и санкционируют определённые общественные устои, строй жизни и формы общения (или напротив требуют их изменения) в самой общей форме, в отличии от более детализированных, традиционно-обычных, организационно-административных и технических норм.
Мораль не пользуется услугами ведомств и чиновников. Она регулирует движение нашей жизни через мнение окружающих людей, общественное мнение, через внутреннее убеждение личности, через совесть. Человек очень чуток к мнению окружающих, ему не безразлично, что о нём думают, следовательно, общественное мнение может оказывать влияние на человека, регулировать его поведение, причём такое регулирование основано не на силе приказа, закона, а на моральном авторитете, моральном воздействии. Но бывают случаи, когда общество находится под властью предрассудков, невежества, тупости, корысти. Поэтому человек, живя в обществе, должен прислушиваться к своему мнению, а самое главное уметь правильно его оценивать, не быть бездушным винтиком в государственной машине и не рабом общественных отношений. В нужных случаях становиться борцом, защищая истину, справедливость, гуманизм.
Воспитательная: мораль занимает особое положение в воспитательном процессе, помимо воспитания со стороны других людей (родителей, учителей, общественного мнения), а также самовоспитания. Дело в том, что мораль присутствует везде, она входит во все части человеческой деятельности, а значит и в воспитание умственное, физическое, эстетическое и является для воспитания самым высоким ориентиром, выдвигая перед ним моральные идеалы.
Из особого положения морали в воспитательном процессе вытекает и её особая задача в обществе: придавать воспитанию правильную ориентацию, способствовать гармоничному сочетанию личных и общественных интересов, т.е. способность человека заботиться о других так же, как и о себе.
Мораль учит нас видеть ценность в каждом человеке и призывает к гуманному отношению людей друг другу. Мы своим поведением никогда не должны угнетать интересы и права других людей. Мораль учит делать каждое дело так, чтобы от этого не было плохо другим людям. Иначе говоря, воспитательная задача морали в том, чтобы воспитывать человека, умеющего действовать справедливо и гуманно.
Мораль — Вікіпедія
Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.
Алегорія з портретом венеціанського сенатора (Алегорія моральності земних речей), Тінторетто, 1585 рік
Мора́ль (лат. moralitas) — система неофіційних уявлень, норм та оцінок, що регулюють поведінку людей у суспільстві, практична реалізація положень якої забезпечується громадським схваленням чи осудом.
Філософ Джеремі Бентам зауважив, що мораль «у найзагальнішому розумінні — це вчення про мистецтво направляти дії людей таким чином, аби виробляти найбільшу суму щастя».
Моральні потреби — це потреби спілкування з іншими людьми за встановленими (прийнятими) правилами поведінки. Мораль завжди носить соціально-груповий характер: мораль сім’ї, мораль соціальної групи. Мораль нав’язується особистості ззовні у формі певних норм та правил. Оцінка моральної поведінки виходить із соціального оточення.
Мораль — частина психологічної структури особистості (моральні засади — відповідник моралі на суспільному рівні), яка забезпечує ціннісну оцінку явищ у неусвідомлюваний для індивідуума спосіб. Мораль формується на основі «психологічних рефлексів», що виробляються внаслідок тривалої дії страху соціального суду, та неусвідомлюваних механізмів психологічного захисту. Переважно користується нейтральною пригнічувальною дією, в критичних моментах провокує негативні емоції та рідше задоволення від слідуванням власним цінностям (складний психологічний процес поєднання потреб та контролю).
Мораль, згідно «теорії потягів» Леопольда Сонді, є одним з базових спонукальних чинників людини. В даному контексті, моральні принципи розглядаються як перешкоди в житті індивіда, оскільки сприяють тому, що людина все ускладнює[1].
Мораль у юриспруденції[ред. | ред. код]
Мораль — один з основних способів соціальної неформальної регуляції дій людини.
Мораль і право тісно переплітаються. Моральні норми суспільства, яке домінує у державі втілюються в законодавчих актах.
І моральні, і правові норми є соціальними. Спільним для них є те, що обидва види слугують для регулювання і оцінки вчинків індивіда. До відмінностей можна віднести:
1) право розробляється державою, мораль — суспільством;
2) право закріплене в державних актах, мораль — ні;
3) за порушення норми права передбачаються санкції держави, за порушення норми моралі — суспільний осуд та критика.
Це сукупність норм і зразків політичної поведінки, яка створює можливість оцінювати її на підставі критеріїв добра і зла. Моральність політична є наслідком конкретних суспільних умов, до складу яких входять рівень розвитку суспільства, його культурні досягнення, відкритість або закритість щодо впливів інших культур тощо. Формулюючи окремі критерії оцінки політичних дій, М.п. посилається на універсальні гуманістичні цінності, на цінності релігійні, на цілі політичних дій або інтереси індивідів чи великих суспільних груп. Різнорідність основ критеріїв оцінки створює умови для появи моральних дилем політичної діяльності, які можуть призвести до глибоких суспільних конфліктів. Етика переконань потребує від людини лише таких дій, які відповідають вимогам норм моралі. Етика відповідальності потребує від політика оцінювати не лише моральну якість своїх дій, але й їх суспільно-політичні наслідки. Політик, на відміну від приватних осіб, відповідає не лише перед судом своєї совісті, але й несе відповідальність перед суспільством, доля якого значною мірою залежить від його рішень і дій.
читать мораль — это… Что такое читать мораль?
- читать мораль
- читать мораль
наставлять на ум, компостировать мозги, промывать мозги, учить, читать нотации, читать наставления, вправлять мозги, делать внушение, нравоучать, поучать, учить уму-разуму, наставлять, читать нравоучения, вразумлять
Словарь русских синонимов.
.
- читать молитву
- фтизиолог
Смотреть что такое «читать мораль» в других словарях:
Читать мораль — кому. Разг. Поучать, наставлять кого либо. Мама подошла ко мне, взяла за подбородок. Это правда? Я кивнул… Конечно, правда! подтвердил Кукарача. Я же всё видел собственными глазами! Что же это вы! обиделась мама. Видели да молчали? И теперь… … Фразеологический словарь русского литературного языка
Читать мораль — кому. Разг. Поучать, наставлять кого л. Ф 2, 254 … Большой словарь русских поговорок
мораль — читать мораль • действие … Глагольной сочетаемости непредметных имён
читать — лекции читать • действие молитву читать • действие читать доклад • действие читать жизнь • восприятие читать историю • восприятие читать курс • действие читать лекции • действие, вербализация читать молитву • действие читать мораль • действие… … Глагольной сочетаемости непредметных имён
мораль — и, ж. 1) только ед. Система сложившихся правил поведения людей по отношению к обществу и другим людям. Для художественной литературы особенно опасно творить мораль как основной регулятив общественной жизни, т. к. для этого есть специальные виды… … Популярный словарь русского языка
МОРАЛЬ — Двойная мораль. Публ. Неодобр. О принципах поведения, допускающих расхождение между словом и делом, заведомо ложные и невыполнимые обещания. Мокиенко 2003, 60. Носить мораль. Брян. Ругать, бранить кого л. СРНГ 21, 288. Читать мораль кому. Разг.… … Большой словарь русских поговорок
Читать проповедь — кому. Устар. То же, что Читать мораль. Впрочем, не трудись читать мне проповедь. У меня свой собственный взгляд на вещи (Чехов. Тина) … Фразеологический словарь русского литературного языка
МОРАЛЬ — (лат. moralis doctrina; этим. см. моралист). Нравоучение, совокупность правил, признаваемых за истинные и служащих руководством в поступках людей. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МОРАЛЬ [фр. morale] … Словарь иностранных слов русского языка
МОРАЛЬ — МОРАЛЬ, и, жен. 1. Нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность. Общечеловеческая м. Человек высокой морали. 2. Логический, поучительный вывод из чего н. Отсюда м.: так поступать не годится. М. басни. 3.… … Толковый словарь Ожегова
мораль — и; ж. [франц. morale от лат. moralis нравственный] 1. Совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и к обществу; нравственность. Общечеловеческая м. Христианская, средневековая м. М. нового времени. Придерживаться какой … Энциклопедический словарь
Сколько времени до появления симптомов?
Эта статья была обновлена 29 апреля 2020 года и включает дополнительные симптомы коронавируса 2019 года.
Коронавирус — это тип вируса, который может вызывать респираторные заболевания у людей и животных. В 2019 году новый коронавирус под названием SARS-CoV-2 появился в Ухане, Китай, и быстро распространился по миру.
Инфекция новым коронавирусом вызывает респираторное заболевание под названием COVID-19.
Как и у большинства вирусов, инкубационный период SARS-CoV-2 может варьироваться от человека к человеку.Читайте дальше, чтобы узнать больше о том, сколько времени может потребоваться для развития симптомов и что делать, если вы считаете, что у вас COVID-19.
ПОКРЫТИЕ КОРОНАВИРУСА ЛИНИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Будьте в курсе наших текущих обновлений о текущей вспышке COVID-19.
Кроме того, посетите наш центр по коронавирусу, чтобы получить дополнительную информацию о том, как подготовиться, советы по профилактике и лечению, а также рекомендации экспертов.
Инкубационный период — это время между моментом заражения вирусом и началом симптомов.
В настоящее время, по данным Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC), инкубационный период нового коронавируса составляет от 2 до 14 дней после заражения.
Согласно недавнему отчету, более 97 процентов людей, зараженных SARS-CoV-2, проявляют симптомы в течение 11,5 дней после заражения. Средний инкубационный период составляет около 5 дней. Однако эта оценка может измениться по мере того, как мы узнаем больше о вирусе.
У многих людей симптомы COVID-19 начинаются как легкие симптомы и постепенно ухудшаются в течение нескольких дней.
CDC рекомендует , чтобы все люди носили тканевые маски для лица в общественных местах, где трудно держаться на расстоянии 6 футов от других. Это поможет замедлить распространение вируса от людей без симптомов или от людей, которые не знают, что заразились этим вирусом. Необходимо носить тканевые маски для лица, продолжая практиковать физическое дистанцирование. Инструкцию по изготовлению масок в домашних условиях можно найти здесь .
Примечание: Очень важно зарезервировать хирургические маски и респираторы N95 для медицинских работников.
SARS-CoV-2 передается в основном от человека к человеку при тесном контакте или воздушно-капельным путем, когда человек с вирусом чихает или кашляет.
Новый коронавирус очень заразен, что означает, что он легко передается от человека к человеку. По данным CDC, люди, у которых есть вирус, наиболее заразны, когда у них проявляются симптомы COVID-19.
Хотя это встречается гораздо реже, существует вероятность того, что кто-то, инфицированный коронавирусом, может передать вирус, даже если у него нет симптомов.
Также возможно, что вирус передается через зараженные вирусом поверхности, а затем через рот или нос. Однако это не основной способ распространения нового коронавируса.
Как защитить себя
Лучший способ предотвратить заражение новым коронавирусом — часто мыть руки.
Используйте воду и мыло и промойте не менее 20 секунд. Если у вас нет мыла и воды, можно также использовать дезинфицирующее средство для рук с содержанием спирта не менее 60 процентов.
Другие способы защиты включают следующее:
- Держитесь на расстоянии не менее 6 футов от тех, кто кажется больным, и избегайте больших групп людей.
- Не прикасайтесь к лицу.
- Не передавайте личные вещи другим людям. Сюда входят стаканы, посуда, зубные щетки и бальзам для губ.
- Протрите в доме поверхности, вызывающие сильное касание, например дверные ручки, клавиатуры и перила, с помощью бытовых чистящих средств или разбавленного раствора отбеливателя.
- Мойте руки или используйте дезинфицирующее средство для рук после прикосновения к таким поверхностям, как кнопки лифта или банкомата, ручки бензонасоса и тележки для продуктов.
- Оставайтесь дома и звоните своему врачу, если у вас начались респираторные проблемы и вы считаете, что ваши симптомы соответствуют симптомам COVID-19.
Симптомы COVID-19 обычно легкие и развиваются медленно. Основными симптомами являются:
Другие менее распространенные симптомы могут включать:
COVID-19 имеет больше респираторных симптомов, чем простуда, которая обычно вызывает насморк, заложенность носа и чихание.Кроме того, при простуде не так часто бывает жар.
Симптомы гриппа схожи с COVID-19. Однако COVID-19 с большей вероятностью вызывает одышку и другие респираторные симптомы.
Около 80 процентов людей выздоравливают от симптомов COVID-19 без какого-либо специального лечения.
Однако некоторые люди могут серьезно заболеть после заражения COVID-19. Пожилые люди и люди с ослабленной иммунной системой подвергаются наибольшему риску развития более серьезных симптомов.
Если вам кажется, что у вас симптомы COVID-19, оставайтесь дома и позвоните своему врачу. Сообщите своему врачу:
- , какой тип симптомов у вас
- , насколько серьезны ваши симптомы
- , ездили ли вы за границу или контактировали с кем-то, у кого есть
- , были ли вы в больших группах людей
Вам может потребоваться обследование, если:
- ваши симптомы тяжелые
- вы пожилой человек
- у вас есть сопутствующие заболевания
- вы контактировали с кем-то с COVID-19
Ваш врач определите, нужно ли вам обследование и какой вид лечения лучше.
Если ваши симптомы легкие и у вас нет сопутствующих заболеваний, ваш врач может посоветовать вам просто оставаться дома, отдыхать, пить воду и избегать контактов с другими людьми.
Если ваши симптомы ухудшаются после нескольких дней отдыха, важно немедленно обратиться за медицинской помощью.
Коронавирусы — это вирус определенного типа, вызывающий респираторные заболевания у животных и людей. Корона означает «корона», и вирусы названы в честь белков на внешней стороне вирусов, которые выглядят как короны.
SARS-CoV-2 — это новейший обнаруженный тип коронавируса. Предполагается, что источником этого вируса являются животные на открытом рынке в Китае. До сих пор неясно, какое животное было источником вируса.
Коронавирусы могут вызывать респираторные заболевания, варьирующиеся от легкой простуды до пневмонии. Фактически, большинство людей в какой-то момент своей жизни заражаются коронавирусом.
К другим типам коронавирусов относятся:
- SARS-CoV, вызывающий тяжелый острый респираторный синдром (SARS).Инкубационный период SARS обычно составляет от 2 до 7 дней, но у некоторых людей он может достигать 10 дней.
- БВРС-КоВ, вызывающая ближневосточный респираторный синдром (БВРС). Инкубационный период БВРС-КоВ составляет от 2 до 14 дней, в среднем от 5 до 6 дней.
Большинство людей, у которых развивается COVID-19, начинают замечать симптомы в течение 2–14 дней после контакта с новым коронавирусом, известным как SARS-CoV-2. В среднем для развития симптомов требуется около 5 дней, но это может измениться, когда мы узнаем больше о вирусе.
Если у вас есть симптомы COVID-19, обратитесь за советом к врачу. Пока вы не узнаете, какой у вас тип болезни, оставайтесь дома и избегайте контактов с другими людьми.
Прочтите эту статью на испанском языке.
.
Моральные ценности
ВОПРОС: Что такое моральные ценности?
ОТВЕТ:
Моральные ценности — это стандарты добра и зла, которые определяют поведение и выбор человека. Мораль человека может происходить от общества и правительства, религии или самого себя. Когда моральные ценности исходят от общества и правительства, они, по необходимости, могут меняться по мере изменения законов и нравственности общества. Пример влияния изменения законов на моральные ценности можно увидеть в случае брака vs.»жизнь вместе.»
В прошлых поколениях редко можно было увидеть пары, которые жили вместе без законной брачной церемонии. В последние годы пар, которые создают домашнее хозяйство без брака, почти так же многочисленны, как и традиционные супружеские пары. Но таких пар не только больше, они также более принимаются другими людьми в нашем обществе. В более раннем обществе законы и мораль просто происходили из римской системы права, которая в значительной степени основывалась на Десяти заповедях.По мере того как общество перешло в современную эпоху, эта прежняя система законов становилась все более и более размытой.
Моральные ценности также происходят изнутри человека. Это наглядно демонстрируется в поведении детей старшего и младшего возраста. Если ребенку было запрещено трогать или брать определенный объект на раннем этапе, он знает достаточно, чтобы медленно оглянуться через плечо, чтобы увидеть, наблюдают ли за ним, прежде чем дотронуться до указанного объекта. Нет необходимости обучать такому поведению; это инстинктивно.Однако, когда для изменения поведения ребенка применяется какая-либо форма дисциплины, ребенок теперь обретает внутри себя способность отличать свое правильное поведение от неправильного. Теперь ребенок может делать правильный выбор, основываясь на собственных знаниях. С детства до взрослой жизни человек делает выбор между запретным и приемлемым, добрым или жестоким, щедрым или эгоистичным. Человек может при любых обстоятельствах решить делать то, что запрещено. Если этот человек обладает моральными ценностями, движение против них обычно вызывает чувство вины.
Религия — еще один источник моральных ценностей. Большинство религий имеют встроенные списки того, что можно и чего нельзя, — свод правил, по которым должны жить их приверженцы. Люди, которые исповедуют определенную религию, обычно демонстрируют, что следуют ее поведенческому кодексу. Интересно отметить, что эти коды могут сильно различаться; человек, религия которого предусматривает многоженство, не будет испытывать вины за то, что у него более одного супруга, в то время как приверженцы других религий считают, что должны оставаться моногамными.
Христианство превосходит все другие религии в том, что это больше, чем просто система того, что можно и чего нельзя; это отношения с живым Богом через Его Сына, Иисуса Христа. Набор моральных ценностей христианина выходит за рамки нравов общества и эгоистических инстинктов. Христиане в идеале ведут себя правильно, потому что любят Бога и хотят Ему угодить. Это одновременно высокий вызов и
.