Когнитивная сфера это: КОГНИТИВНАЯ СФЕРА — это… Что такое КОГНИТИВНАЯ СФЕРА?

Содержание

Когнитивная сфера — что это? Отвечаем на вопрос. Развитие когнитивной сферы

Психологи определяют когнитивную сферу как совокупность психических процессов, предназначенных для выполнения функции рационального познания. Этот термин был введен в 60-х годах прошлого века. Тогда на волне масштабного развития кибернетики и повсеместного увлечения этой наукой получило популярность сравнение человека со сложным биокомпьютером. С переменным успехом предпринимались попытки моделирования человеческих психологических процессов.

развитие когнитивной сферы

Когнитивная сфера – это то, что поддавалось моделированию. Сферу, с которой этот прием не сработал, назвали аффективной.

Понятие и суть познавательной сферы

Сегодня в психологической практике под словосочетанием «когнитивная сфера личности» специалисты понимают несколько психологических процессов, протекающих в согласии с логичной и осмысленной последовательностью, целью которой является переработка информации.

То есть о данной сфере речь может идти только в том случае, когда переработка данных характеризуется логикой и рациональностью.

Традиционно эту сферу связывают с памятью, вниманием, восприятием, пониманием, мышлением, принятием решений, действиями и воздействиями (однако только тогда, когда это касается познавательных процессов, а не развлечений или влечения). При определенном упрощении, можно утверждать, что когнитивная сфера – это совокупность компетентности и знаний, умений и навыков.

Более подробно о рациональных и эмоциональных механизмах восприятия

Когнитивная сфера – это своеобразный синоним рационального восприятия, которое проявляется в качестве критической, аналитической оценки.

Прямой противоположностью рационального типа познания становится интуиция, то есть чистое, живое впечатление. Любой термин становится более понятным, когда определение подкрепляется иллюстрациями: несмотря на то что мороженое вкусное и его очень хочется купить, человек не ест эти сладости на улице зимой, так как может заболеть. Вот этот вывод и является следствием рациональных размышлений.

Когда активируется рациональный механизм понимания, он задействует понятия и логику. В то время как эмоциональные, телесные и переживательные способы понимания подключают сопереживание, эмпатию и прочувствованность.

характеристика когнитивной сферы

Поэтому, чтобы оказать рациональное влияние, используют различные методы убеждений и объяснений (обращаются к разуму и логике). Иррациональные способы применяют для внушения, эмоционального заражения, якорения и других приемов.

Взаимодействие и взаимозависимость двух сфер

Учитывая то, что каждая личность обладает целостностью, ее основные сферы (эмоциональная, когнитивная) выполняют свои специфические функции, дополняя друг друга.

 особенности когнитивной сферы

В обыденной жизни большинство людей привыкает обходиться чувствами и наработанными привычками, они доверяют автоматизмам. Однако при необходимости активируется рациональное мышление с его логикой и понятиями.

Ученые до сих пор изучают развитие когнитивной, эмоциональной сферы и особенности их функционирования. Что касается рациональных способов познания, то в их классификации и описании наука продвинулась довольно далеко.

Аффективные процессы смоделировать крайне сложно из-за их непредсказуемости. К ним относят эмоции, сопутствующие чувственному отношению к жизни, взаимодействию с миром, с собой и обществом. Правда, существует ряд психических процессов, возникновение которых регулируется конкретными закономерностями. Тогда говорят об изучении когнитивной составляющей данных эмоций.

Когнитивная сфера человека: структура и значение

Благодаря наличию и правильному функционированию данной сферы, люди имеют возможность воспринимать, обрабатывать и запоминать информацию. Другими словами, когнитивная сфера – это механизм, позволяющий обучаться и применять усвоенные знания.

Он включает следующие составляющие:

  • Память.
  • Воображение.
  • Внимание.

Далее будет приведено подробное описание указанных способностей, их виды и функции.

Характеристика и определение памяти

Памятью называют способность человека к сохранению и накапливанию информации об окружающем мире. Если бы этого механизма не было, людям постоянно приходилось бы воспринимать все события и явления так, будто они происходят впервые. Память позволяет снизить энергозатраты мозга на оценку постоянных или повторяющихся факторов, а также адаптироваться к обстоятельствам с минимальным стрессом.

сферы эмоциональная когнитивная

Таким образом, память отвечает за то, что человек сохраняет, запоминает и затем, при необходимости, воспроизводит свой индивидуальный опыт.

Типы памяти

В зависимости от того, какие участки мозга и органы человеческого тела задействованы в процессе запоминания, различают:

  1. Двигательную память — автоматические движения. Она отвечает за выработку полезных навыков, которые используются достаточно часто. Цель этого механизма в том, чтобы повысить эффективность и ускорить двигательные процессы. Люди используют двигательную память для управления автомобилями, написания слов, игры на музыкальных инструментах и даже для ходьбы. когнитивная сфера человека
  2. Эмоциональный вид памяти – запоминание эмоциональных состояний, сопутствующих определенным ситуациям. Данный механизм предназначен дополнять другие виды памяти. Сохранение эмоций и реакций позволяют человеку стремиться к одним событиям и избегать других.
  3. Образную память, при которой происходит сохранение данных о зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных и других образах. Этот вид памяти считается профессиональным, так как интенсивность его развития зависит от деятельности человека.
  4. Словесно-логическую, объектом которой становятся мысли. Она осуществляется благодаря наличию слов.
  5. Произвольную и непроизвольную память. Их различие в том, что в ходе сохранения информации человек может понимать, зачем ему нужны эти сведения, или же запоминать их в случайном порядке.
  6. Кратковременную, оперативную и долговременную память. Первая обеспечивает сохранение информации буквально за доли секунд, вторая предоставляет доступ к промежуточным результатам в ходе решения текущих задач, а последняя представляет собой накопление данных на будущее.

Перечисленные виды памяти, как особенности когнитивной сферы, функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом.

Воображение – истинно человеческая способность

Одним из важнейших отличий в деятельности человека и животного становится то, что люди проектируют (представляют) конечный результат своих действий до того, как что-либо предпринять. Это происходит благодаря такой способности, как воображение. Оно предоставляет людям возможность создавать образ предмета, которого нет в реальном мире, удерживать его, и даже более того, манипулировать им.

когнитивная сфера личности

Развитие когнитивной сферы в целом и воображения в частности важно для генерирования решений в условиях отсутствия полной информации. Обладая способностью проектирования теоретических моделей, люди могут не только представить конечный результат действий, но и «увидеть» промежуточные продукты.

Основными параметрами, которые описывают воображение, считаются активность и действенность.

Зачастую оно выступает в качестве составного элемента творческой деятельности, то есть участвует в преобразовании окружающей действительности. Это активное воображение.

В противовес ему выделяют пассивный вид, который отличается нереальными или неосуществимыми проектами. К пассивному воображению прибегают люди, стремящиеся отвлечься от реальности. Они могут создавать образы и намечать программы поведения, которые никогда не смогут быть реализованы.

Непреднамеренное воображение активируется в момент ослабления контроля над сознанием (сны, галлюцинации).

Внимание и его разновидности

Характеристика когнитивной сферы была бы неполной без описания такого явления, как внимание. Оно сопровождает практически все виды человеческой деятельности: обеспечивает четкое и эффективное восприятие, память или мышление.

когнитивная сфера это

Основная задача внимания заключается в том, что оно отбирает и ограничивает действующие раздражители. Также оно обеспечивает сосредоточенность и концентрацию психической деятельности. Другими словами, помогает субъекту сосредоточиться на объекте.

Существует несколько видов внимания:

  1. Непроизвольное. Является самым простым и естественным, так как появляется без усилий со стороны человека.
  2. Произвольное. Требует проявления воли для концентрации на выбранной цели, а также вытеснения мешающих мыслей и побуждений.
  3. Послепроизвольное. Его особенность в том, что оно является следствием произвольного внимания, но поддерживается сознательно.

Как правило, послепроизвольный тип бывает вызван глубоким и устойчивым интересом к тому, что происходит и что будет получено в результате.

Как и различные виды памяти, типы внимания обычно крепко связаны между собой, они могут переходить и перетекать друг в друга.

Что такое когнитивные способности | Блог 4brain

Наверное, вы часто задумывались или вступали в дискуссию о том, что такое интеллект и как определить, какой человек умнее. Мы уже ясно понимаем, что большое количество знаний не позволяет судить о сильном интеллекте. Это говорит о начитанности, большой базе усвоенной информации. Такие люди могут достичь невероятных успехов, а могут и не добиться ничего. Поэтому если о человеке и можно сказать, что он умен, то подразумевая, прежде всего, его развитые когнитивные способности.

Следует сразу оговориться, что у ученых нет четкой точки зрения на то, что же такое когнитивные способности. Например, умение управлять своими эмоциями к ним не относится, поэтому этот навык следует развивать отдельно. Это — эмоциональный интеллект, который, тем не менее, связан с когнитивными способностями в виду особенностей нашего организма.

Итак, что можно отнести к когнитивным способностям?

  • Память.
  • Внимание и концентрация.
  • Восприятие.
  • Действие.
  • Принятие решений.
  • Воображение.
  • Логическое мышление.

А теперь представим себе человека, который овладел всеми этими способностями. Можно ли его назвать умным и очень талантливым? Безусловно. Такой человек способен запоминать массу информации, либо же решать, что запоминать, а что нет. Он умеет концентрироваться и не тратит время на то, чтобы снова вернуться в это состояние и вспомнить, на чем остановился. Он умеет воспринимать и считывать информацию из мира или поведения людей и делать правильные выводы. Может мыслить логично и творчески одновременно. Он принимает твердые решения, которые заканчиваются правильными действиями.

Именно поэтому когнитивные способности важнее любых других. Они являются той самой базой, на которой можно полноценно реализоваться в жизни. Улучшить свою память, внимание и концентрацию вы можете, пройдя этот курс.

Эти способности может развить в себе практически каждый человек. Существуют упражнения, которые могут улучшить любой из этих навыков. А что еще лучше — овладение одним навыком оказывает позитивное влияние на другие. Например, концентрация связана с улучшением памяти. А улучшение памяти тесно переплетается с развитием творческого мышления, потому что формирует десятки и сотни ассоциаций в голове относительно любого слова, образа или даже звука.

Если все эти навыки достаточно развиты, тогда человек может войти в состояние, называемое потоком. В нем он остается мысленно в настоящем моменте, у него невероятно повышаются все когнитивные способности, а особенно концентрация. У него все получается, он знает или чувствует, что нужно сделать, чтобы добиться результата. Существуют люди, которые научились пребывать в таком состоянии 24 часа в сутки. Например, Ричард Брэнсон, британский миллиардер. Уровень его восприятия просто поражает: он смотрит на мир и видит одни возможности.

Говоря об информации, нужно сказать, что, безусловно, знания необходимы. Даже с ее вседоступностью в эпоху Интернета, любознательность и начитанность являются показателями человека интересного и неординарного. Ведь если вы ничего не знаете и не обладаете никакой информацией, то и решения ваши будут достаточно примитивными. Поэтому помимо развития когнитивных навыков вам нужно стремиться к получению новых знаний, чтобы использовать их, смешивая, меняя и получая нечто новое и необычное. Пройдя курс по развитию творческого мышления, вы научитесь этому.

Ниже мы представляем вашему вниманию список книг, направленных на развитие ваших когнитивных способностей.

  • Гарри Лорейн «Развитие памяти и способности концентрироваться»
  • Эберхард Хойль «Искусство концентрации: как улучшить память за 10 дней»
  • Дмитрий Гусев «Краткий курс логики: искусство правильного мышления»
  • Майкл Микалко «Рисовый штурм и еще 21 способ мыслить нестандартно»
  • Дмитрий Чернышев «Как люди думают»
  • Франс Йоханссон «Эффект Медичи»
  • Питер Брегман «18 минут»

В этих книгах представлены самые разные способы развития когнитивных способностей. Поэтому просто читать для развлечения их не стоит. Выполняйте упражнения, вооружившись листом бумаги и ручкой.

В сети есть масса приложений, которые призваны улучшить работу вашего мозга. Вот наиболее интересные из них.

  • Lumosity
  • Peak
  • Elevate
  • Brain Wars
  • Neuronation

Их главный плюс в том, что если у вас есть смартфон, вы можете выполнять упражнения, где бы вы ни находились. Также все эти приложения ведут подробную статистику. Вы сможете следить за своими результатами и наглядно видеть прогресс. Помните, что вам потребуется в идеале заниматься этим каждый день. Даже если времени мало, выделяйте хотя бы 20-30 минут ежедневно.

Если выделить всего одну способность, которая принесет наибольшую пользу для вашего мозга, то это концентрация. Именно она «подтягивает» все остальные когнитивные навыки. Есть две простые игры, которые очень хорошо помогают в этом. Это «Числа» и «Таблицы Шульте».

Интересуетесь развитием когнитивных способностей на практике? Тогда курс «Когнитивистика: развитие мышления»» для вас. Присоединяйтесь!

Желаем вам удачи!

Когнитивная сфера психической деятельности. Когнитивная сфера личности

Ученые со всего мира в разное время задавались вопросами о природе интеллекта. Один из важнейших таких вопросов — какого человека можно назвать умным? Ответ до сих пор не найден. Но если мы и приблизились к нему, то кроется он в когнитивной сфере личности.

Когнитивная сфера личности — это познавательная сфера, которая включает в себя такие познавательные процессы как:

  • Мнемические процессы: память. В частности — сохранение, запоминание, забывание, воспроизведение. Главная функция их в том, чтобы сохранять информацию в памяти.
  • Перцептивные процессы: восприятие, ощущения, внимание. Главная их функция в том, чтобы принимать информацию из внутренней и внешней среды.
  • Интеллектуальные процессы: воображение, мышление, речь. Главная их функция состоит в том, чтобы порождать информацию, восполнять пробелы в информации и обмениваться ею.

Многие когнитивные психологи считают, что наиболее важными процессами в познавательной сфере являются память, воображение и внимание.

Память
. Играет ключевую роль в когнитивной сфере личности, можно сказать — определяющую. Она является основным компонентом интеллекта и ее функции намного шире, чем простое «запомнить как можно больше». Существует несколько видов памяти. Вот некоторые из них (по критерию содержания):

  • Эмоциональная память
    — память на эмоциональное состояние, возникающее во всех без исключения ситуациях. В какой-то мере она дополняет все остальные виды памяти.
  • Двигательная память
    — это память на движения. Если человек обладает развитой двигательной памятью, он владеет сноровкой в труде, физической ловкостью, усваивает виды деятельности, требующие координации движений.
  • Словесно-логическая память
    — память на мысли, которые оформлены при помощи слов.
  • Образная память
    — память на слуховые, образные, обонятельные, вкусовые и другие образы. Отлично развита у художников, архитекторов, писателей и ученых.

По критерию времени есть кратковременная, долговременная, рабочая и промежуточная память. Следует сказать, что все виды памяти нельзя рассматривать отдельно, они в той или иной мере взаимосвязаны.

Воображение
. Человек может представлять то, чего не существует, а также планировать, исходя цепочки взаимосвязанных мыслей. Это возможно благодаря воображению. Воображение помогает человеку представить конечный результат своего труда и, что не менее важно, промежуточные его результаты. В этой связи стоит заметить, что, несмотря на то, что воображение считается инструментом представителей образных профессий, на самом деле этот навык жизненно необходим каждому человеку.

Функции воображения таковы:

  • управление физиологическими состояниями;
  • создание и реализация внутреннего плана действий;
  • произвольная регуляция познавательных процессов;
  • управление эмоционально-потребностными состояниями;
  • активизация наглядно-образного мышления.

По видам воображение бывает активным и пассивным. Во время активного человек представляет преображение окружающего его мира, планирует достижение своей цели. Под пассивным стоит понимать грезы и мечты, которые не воплощаются в жизнь.

Внимание
. Это некая направленность ума, позволяющая выделить нечто конкретное из огромного количества раздражителей. Сенсоры позволяют человеку впитывать стимулы из окружающей среды и благодаря этому сознательно решать, на что обращать внимание. Внимание бывает произвольным (когда мы сознательно его направляем при помощи волевого усилия) и непроизвольным (возникает без волевого усилия и управляется случайными факторами).

Основные свойства внимания:

  • Сосредоточенность (концентрация) — то, до какой степени вы можете фокусироваться на одних объектах и игнорировать другие.
  • Устойчивость — то, как долго вы можете сосредоточиться на определенных объектах.
  • Распределение — то, насколько вы способны держать в сознании несколько разнородных объектов.
  • Объем — то число объектов, на которое вы можете обратить свое внимание с одинаковой ясностью и отчетливостью.
  • Переключаемость — то, насколько быстро вы можете переключить свое внимание с одного объекта на др

что это такое и как развить когнитивные функции?

Современные нейробиологи говорят, что люди одновременно живут в двух типах миров: физическом и придуманном мире знаков. Физический мир возможно пощупать, а придуманный существует только в гигантских объемах человеческого мозга. Как формируется наше сознание? Что происходит в глубинах мозга во время учебы или игры на музыкальном инструменте? Почему один человек знает больше другого? Когнитивный – именно то слово, которое объединяет ученых в одну команду по изучению функций мозга.

В статье расскажем о когнитивном шестиугольнике, искажениях и эффективных способах развить свои мыслительные способности.

Что такое когнитивный?

Когнитивный — это мультидисциплинарный термин, объединяющий научные направления, связанные с изучением функций мозга – познанием, запоминанием, мышлением и размышлением, речевыми и аналитическими возможностями, понятийными психологическими структурами. Этимологически слово «когнитивный» происходит от латинского слова cogniscere – знать, познавать.

Когнитивные науки в их современном виде дают возможность изучать сложнейшую из областей – человеческое сознание. Это растущая область изучения, которая объединяет психологию, антропологию, лингвистику, философию, нейронауки и искусственный интеллект.

Когнитивные функции – это процессы в мозге, которые позволяют получать, накапливать, анализировать, сохранять, создавать и восстанавливать информацию. Ключевую роль в этих познавательных процессах играют:

  • Исполнительные функции – совокупность внимания, планирования, регулирования и выполнение преднамеренного поведения.
  • Внимание – сосредоточенность на действии, реальном или идеальном объекте (идее, мысли, образе).
  • Память – способность получать, сортировать, кодировать, хранить и воспроизводить в нужный момент полученную информацию.
  • Речь – коммуникативная способность выражать мысли и говорить.
  • Воображение – умение планировать, визуализировать, представлять промежуточные и конечные достижения.
  • Зрительно-пространственные функции – способности восстанавливать и сравнивать ранее полученную информацию с полученной в реальном времени (так мы узнаем знакомые лица, похожие предметы).

Пройти тест на полушария мозга

История когнитивных наук.

Проблемами познания, запоминания, обучения и понимания люди интересовались всегда. Если говорить о науке когнитивистике, то к первым исследованиям в этой области можно отнести работы античных мыслителей. Еще древнегреческие ученые задавались мыслью, где хранится человеческое знание. Одни считали местом накопления знаний сердце, другие – мозг.

В своих работах Платон развивал мысль о том, что каждый орган человеческих чувств отвечает за обнаружение одного вида природной энергии – световой, звуковой или любой другой. Аристотель предполагал, что главный накопитель знаний мозг работает по принципу ассоциаций – объединяет предметы по принципу сходства или контраста. Позже, во времена Средневековья и эпоху Возрождения кроме известных пяти чувств мозгу приписывались божественные источники познания.

Всплеск интереса к познавательным процессам человеческого мозга возник в 20-50 годы XX столетия. Основы новой когнитивной науки заложены в исследованиях английского логика и криптографа Алана Тьюринга. Тьюрингу удалось доказать, что сложные вычисления выполняются путем повторения простейших математических операций. Тем самым он подтвердил теорию о том, что мышление есть вычисление. Появилась идея, что можно создать умную машину, способную думать, как человек.

В это же время сложился первый круг проблем когнитивной сферы – обработка информации, структура языка и его влияние на мышление, развитие искусственного интеллекта и кибернетики. 11 сентября 1956 года на симпозиуме в Массачусетском университете лингвист Ноэм Хомский выступил с докладом о влиянии вербального поведения на сознание и способности к обучению. Эту дату считают официальным днем рождения когнитивных наук.

Когнитивный шестиугольник – это шесть базовых дисциплин когнитивной науки, которые одинаково важны для исследования:

  1. Философия – умение правильно сформулировать и задать вопрос, чтобы получить на него адекватный ответ.
  2. Лингвистика – изучает речевую коммуникацию и речевые возможности человека.
  3. Антропология – помогает узнать, кто мы такие и чем отличаемся от других биологических видов.
  4. Искусственный интеллект – возможность моделирования человеческих умений.
  5. Нейронауки – показывают, что происходит в человеческом мозге в момент слушания, обучения, действия, принятия решения.
  6. Психология – изучает сферу бессознательного и сознательного знания, которое определяет логику познания.

К когнитивистике сегодня также относят генетику, изучающую геномы наших доисторических предков.

Что такое когнитивная сфера личности?

Ученые дают разные определения о природе интеллекта, но сходятся в одном – на этот вопрос нет единого ответа. Потому что кроме интеллекта есть еще понятия ума, мудрости, гениальности. Определить интеллект с помощью тестирования невозможно, ведь он одинаково зависит от наиболее важных процессов в познавательной сфере: памяти, логического мышления, воображения и внимания. Например, есть люди с гениальными математическими способностями, абсолютно неспособные к коммуникации.

Вывод один – когнитивная сфера формируется у всех, но у каждого развивается она по-разному. Если познавательные способности натренированы в должной мере, человек:

  • Быстрее ориентируется в происходящем и усваивает информацию.
  • Эффективно фильтрует входящую информацию: запоминает нужное и отбрасывает лишнее.
  • Лучше анализирует и запоминает исходные данные, быстрее извлекает их из памяти.
  • Умеет концентрироваться на главном.
  • Умеет мыслить логически и креативно одновременно.
  • Делает быстро правильные выводы, принимает важные решения.

Именно поэтому когнитивные способности считаются той самой базой, что определяет счастье и самореализацию.

Как развить когнитивные функции мозга?

Сегодня достаточно много известно об интеллекте как познавательной способности человека, но единой теории не существует. Ясно одно – измерить интеллект невозможно, зато можно протестировать и улучшить каждую из когнитивных сфер по отдельности. Более того, улучшение одной способности оказывает позитивное влияние на остальные.

Как развить память?

Оказывается, память можно накачать специальными упражнениями, как мышцы в тренажерном зале. Вот 3 нескучных способа улучшить память без дополнительной нагрузки:

  • Больше смейтесь. Немного юмора в организме сократит уровень гормонов стресса, понизит давление, приведет в хорошее настроение. В итоге такая комбинация освежит способность запоминания.
  • Высыпайтесь. Во время сна образуются новые связи между нейронами, а информация переходит из кратковременной памяти в долговременную. В итоге полноценный сон поможет подготовиться к экзамену лучше ночной зубрежки.
  • Пишите от руки. Традиционный способ конспектирования развивает мелкую моторику. Кроме того перед конспектированием на бумаге мы мысленно структурируем материал, тренируем память. В итоге написанный от руки конспект оставляет в памяти больше материала, чем бездумно записанная лекция на планшетнике.

Итак, вы выспались, посмеялись и настроились на эффективное запоминание. Но простое чтение материала ничего не дает. Нужно делать это «с умом», используя научные приемы работы с большими объемами информации:

Концентрируйтесь. Внимание и память взаимосвязаны. Для запоминания нужна благоприятная обстановка, иначе полученная информация просто не дойдет до нужных отделов памяти. Поэтому выключите громкую музыку, телевизор, телефон и сосредоточьтесь на учебнике. Иначе никакая стратегия эффективного запоминания не поможет.

Повторяйте осмысленно. Повторение – классический способ усвоить материал. Но бессмысленная зубрежка дает мало пользы. Поэтому примените дополнительные усилия для закрепления: добавьте ритм, проговаривайте вслух, перескажите материал другому человеку своими словами.

Структурируйте. Деление на категории, группировка, выявление закономерностей, деление информации на группы с подгруппы – это создание прочного каркаса, на котором будут держаться знания. Главная цель структурирования – упростить информацию об основных элементах и придумать закономерности. Поэтому используйте мнемотехники или ментальные карты памяти Тони Бузана.

Пройти тест на тип личности

Как натренировать внимание?

Упражнения для тренировки внимания – это хорошо, но недостаточно. Потому что внимание – это не изолированная мышца, которая срабатывает сама по себе, оно взаимодействует с другими «мышцами». Трудно сконцентрироваться, если вы устали, встревожены или расстроены. Поэтому для эффективной концентрации необходимы особые условия:

Дайте предыдущим мыслям или переживаниям перевариться. Не зря ведь существует выражение «делать на свежую голову». То есть начинать новое дело с утра, в бодром состоянии или после отдыха. Поэтому перед тем, как начать выполнять новую задачу, нужно провести 15-20 минут в покое и дать предыдущим размышлениям перевариться. Или чередовать работу мозга с физическими упражнениями.

Сосредоточьтесь на одной задаче. К сожалению, мультизадачность часто негативно отражается на концентрации. Одновременное выполнение нескольких процессов уменьшает эффективность каждого – когда мозг постоянно переключает фокус внимания, он быстро устает. Поэтому начинайте тренировать концентрацию на обыденных делах – сосредоточьтесь на вкусе блюда во время еды или на работе одной мышцы во время тренировки.

Избавьтесь от раздражителей. Так уж устроен наш мозг – он постоянно отвлекается на звуки, картинки, движение. Избавиться от всех невозможно, но от большинства точно получится. Поэтому перед работой отключите звук на телефоне, скайп, уведомления с почты. На работе постарайтесь организовать удобное рабочее пространство, попросите коллег не беспокоить с вопросами некоторое время.

Как развить креатив и воображение?

Креативность невозможно включить кнопкой, но развивать ее можно и нужно. Есть 3 неожиданных способа развить и повысить творческие способности:

Не ждите собственного вдохновения. Творчество доступно всем и каждому, а чтобы начать творить не нужно быть гением. В мире не существует ничего полностью оригинального, так что в начале творческого пути смело копируйте чужие шедевры, коллекционировать идеи. Искра вдохновения придет с опытом, поэтому следуйте за своими интересами и смело раскрывайте творческое «Я».

Заведите мобильный дневник вдохновения. На протяжении дня нас посещают множество мыслей. Некоторые оставляют равнодушными, но некоторые цепляют. К сожалению, когда мы пытаемся что-то вспомнить, особенно ценные идеи оказываются потерянными навсегда. Поэтому заведите небольшой блокнот формата А5 и конспектируйте в него интересные мысли на протяжении дня.

Ищите новые впечатления. Новые впечатления дают новые эмоции. Эмоции раскрывают внутренние ресурсы. Чтобы получить новые впечатления не обязательно отправляться в экзотическую страну или прыгать с парашютом. Можно остановиться на менее радикальных способах. Поэтому радуйте себя новыми рецептами, начните рисовать или играть на музыкальном инструменте, задекорируйте квартиру или поучаствуйте в праздничном мероприятии.

Что тормозит когнитивное развитие?

Мы все воспринимаем окружающий мир индивидуально: одинаковые звуки и цвета вызывают разные ассоциации, в одних условиях мы принимаем разные решения. Одновременно мы совершаем ошибки, связанные с когнитивными искажениями и даже не отдаем себе отчет. Существует большое количество системных ошибок мышления.

Пройти тест на тип восприятия

Каждое когнитивное искажение мозг использует с определенным смыслом – в основном, чтобы выдать автоматический, иррациональный ответ и убедить нас в его правильности. Когда мы поддаемся манипуляциям нашего сознания, мы:

  • Усиливаем негативные и игнорируем позитивные стороны происходящего.
  • Обобщаем, используя один плохой фрагмент ситуации.
  • Обижаемся на несправедливость жизни, когда ситуация складывается не в нашу пользу.
  • Считаем, что менее остальных подвержены манипуляциям.
  • Ждем, что окружающие усовершенствуются в соответствии с нашими ожиданиями.
  • Навешиваем ярлыки на себя или окружающих после неприятных событий.
  • Доказываем, что наши убеждения, выводы, поступки самые правильные.

Бороться с этим бессмысленно. Зато можно узнать причины, по которым мозг это делает.

Причина 1: Информационная перегрузка.

Сегодня не только человек ищет информацию. Но информация ищет человека. Чтобы отстраниться от информационного шума мозг отфильтровывает только то, что уже запоминал. Поэтому мы обращаем внимание на знакомые детали, при чтении книг перескакиваем по знакомым словам, пропускаем информацию, которая не кажется необычной.

Причина 2: Недостаток смысла.

Мы способны увидеть только крошечную часть общей информации, но вынуждены анализировать эти данные, чтобы выжить. Мозг заполняет пробелы своими выводами и имеющимися знаниями, создает ложные воспоминания, иллюзии. Поэтому мы опираемся на стереотипы, проецируем прежний опыт на будущее, забываем информацию, которая не вписывается в привычные схемы.

Причина 3: Вынужденная скорость действий.

Как и компьютер, наша память способна пропустить через себя ограниченное количество информации. Чтобы объем информации не тормозил работу, мозг учится действовать в условиях неопределенности. Поэтому мы принимаем наиболее простые и понятные решения, предпочитаем делать привычные вещи, а не изучать новые, больше ценим вещи в настоящем, чем в будущем.

Причина 4: Решение о том, какая информация пригодится в будущем.

Мозг записывает все, что в него попадает, но не всегда использует эти знания. Чтобы вспомнить информацию в нужный момент, мозг постоянно принимает решение: что записать в ближние или дальние отделы памяти. Поэтому мы запоминаем несколько ярких деталей, но забываем остальные, редактируем события прошлого, обобщаем и не можем вспомнить то, о чем размышляли минуту назад.

Когнитивные искажения – функция мозга, полезная в одних ситуациях и вредная в других. Зная, как функционирует мозг, мы сможем лучше понимать самих себя и использовать его особенности себе на пользу.

Как ускорить когнитивное развитие с помощью игр?

Есть мнение, что игры – только для детей или безответственных подростков. Но это мнение устарело. С помощью игр можно тренировать память, воображение, прокачивать логику и менять реальность. Не компьютерную, а жизненную.

Вот 3 научных факта, которые помогут пересмотреть свое мнение об играх:

Игры улучшают когнитивные процессы. В процессе игры в мозге геймера активно вырабатывается дофамин, который увеличивает объем серого вещества в гиппокампе – области, отвечающей за память. Больший объем серого вещества увеличивает познавательные ресурсы мозга, которые можно направить на обучение, мотивацию, самопознание.

Игры помогают справиться с травмирующими переживаниями. Психиатры доказали, что самая простая игра помогает снизить объем воспоминания после трагических событий. Этот эффект поможет и после тяжелой работы. Чтобы снять напряжение, перестать думать о неприятном, достаточно вечером поиграть 10-15 минут.

Игры развивают. Современные игры эволюционировали в сложные системы, которые увеличивают пластичность мозга и его познавательные способности в целом. Но здесь стоит оговориться – не все игры одинаково полезны. Избегание реальности – не самая эффективная стратегия. Зато стратегия саморасширяющегося погружения помогает сконцентрироваться на своих желаниях и позитивных мыслях.

Выводы:

  • Термин «когнитивный» обозначает междисциплинарный синтез наук, связанных единой проблематикой сознание-мозг-познание.
  • Мыслительные способности есть у всех, но развиваются у каждого по разному.
  • Познавательные сферы личности взаимосвязаны. Улучшение в одной автоматически прокачивает остальные.
  • Когнитивные искажения – это обманки мозга, с помощью которых он оправдывает наши заблуждения или ошибки.
  • Сложные игры и стратегии – отличный способ увеличить пластичность мозга.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

КОГНИТИВНАЯ СФЕРА это

Читать PDF

Критерии оценки качественных исследований

Мельникова О. Т., Кричевец А. Н., Гусев А. Н., Хорошилов Д. А., Барский Ф. И., Бусыгина Н. П.

Формулируются критерии оценки научных публикаций и квалификационных работ: дипломов, магистерских и кандидатских диссертаций, выполненных качественными методами.

Читать PDF

О количественно-качественной оценке работы ученого

Григорьева Елена Ивановна

В статье рассматривается проблема оценки деятельности ученого. Обозначены проблемы использования индекса цитирования, его объективности.

Читать PDF

КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ТЕСТОВ

Устинова Ирина Георгиевна, Лазарева Елена Геннадьевна

В настоящее время в учебном процессе широкое распространение получило применение современных компьютерных средств и информационных технологий.

Читать PDF

Спектральная оценка качественного состава рафинированных хлопковых масел

Абдурахимов С. А., Эргашева Д. К., Назиркулов А. Н.

Читать PDF

Количественная и качественная оценка полиморбидности в гериатрической практике

Лазебник Л. Б., Конев Ю. В., Ефремов Л. И.

Читать PDF

Количественная и качественная оценка стволовых клеток кадаверного костного мозга

Хватов В. Б., Боровкова Н. В., Колокольчикова Е. Г., Конюшко О. И., Колтовой Н. А., Пономарев И. Н., Минина М. Г., Перцев А. С., Хубутия М. Ш.

Трансплантация стволовых клеток является основным инструментом современной регенеративной медицины. Стволовые клетки можно получить из костного мозга (КМ) умерших людей.

Читать PDF

Качественная и количественная оценка содержания сахаров в сырье петрушки кудрявой

Тангиева Т. А., Маркарян А. А., Даргаева Т. Д., Пупыкина К. А.

Представлены сведения по идентификации моносахаридов, содержащихся в свежих и высушенных корнях петрушки кудрявой, а также определено количественное содержание восстанавливающих сахаров после кислотного гидролиза.

Читать PDF

Ремоделирование кости при удлинении конечности: количественная и качественная оценка

Дьячков Константин Александрович, Дьячкова Галина Викторовна

Цель. Изучить процессы ремоделирования кости при удлинении конечностей на этапах лечения и в отдаленном периоде. Материалы иметоды.

Читать PDF

Оценка эффективности медицинских технологий: число лет качественной жизни и полезность

Джалалов Санджар Чингизович, Джалалова Дильфуза Хамидовна, Хоч Джеффри Стюарт

Качество жизни и количество прожитых лет являются составляющими результата от использования медицинских технологий.

Читать PDF

К вопросу о качественной и количественной оценке уровней понимания изобразительного текста

Осорина Мария Владимировна

Автором предлагается оригинальный метод качественной и количественной оценки уровней понимания изобразительного текста реципиентами.

Читать PDF

Качественные и количественные показатели рентгенологической оценки дистракционного регенерата

Дьячкова Г. В., Михайлов Е. С., Ерофеев С. А., Нижечик С. А., Корабельников М. А.

В работе предложены качественные и количественные показатели для рентгенологической оценки дистракционного регенерата, выделено три основных типа регенерата.

Читать PDF

Кластеризация объектов с качественными признаками и ее использование для оценки силы их связи

Герасимова Антонина Станиславовна

Рассматривается задача применения к качественным категорированным данным классических алгоритмов кластеризации. Возникает задача присвоения категориям меток.

Читать PDF

Применение метода конкордации для оценки изменений качественного состояния экологических систем

Олег Васильевич О.В., Гавриленко Татьяна Валентиновна

Для получения вероятностных характеристик устойчивости экологических систем использован метод экспертных оценок. Методика применялась при исследованиях влияния выбросов металлургического комбината в г. Мончегорске

Читать PDF

Качественная оценка общеобразовательных биологических компетенций студентов педагогического вуза

Седокова М. Л., Низкодубова С. В.

Высокое качество образования является одним из важнейших факторов обеспечения конкурентоспособности выпускников учебных заведений. Компетенции необходимо формировать с первого курса обучения.

Читать PDF

Уровень искренности ответов респондентов в электоральных исследованиях (опыт качественной оценки)

Мягков Александр Юрьевич

An experience of quantitative estimation.

53. Когнитивная (познавательная) сфера личности. внимание, память, воображение

53.
Когнитивная
(познавательная) сфера личности: внимание,
память, воображение

Одним
из важнейших компонентов сознания
человека являются познавательные или
когнитивные процессы. Именно эти процессы
позволяют человеку получать знания об
окружающем мире и в конечном итоге
успешно ориентироваться в постоянно
изменяющейся обстановке.

Память.
Для того, чтобы успешно ориентироваться
в окружающем мире, человеку недостаточно
получать с помощью органов чувств
информацию о его состоя-нии. Чтобы
окружающий, быстро изменяющийся мир не
воспринимался чело-веком каждый раз
как что новое и незнакомое, он (человек)
должен обладать способностью сохранять
и накапливать информацию. Такую
способность человеку обеспечивает его
память. Память – это запоминание,
сохранение и последующее воспроизведение
человеком его индивидуального опыта.
Она включает в себя следующие про-цессы:
запоминание, сохранение, воспроизведение
и забывание.

Двигательная
память
– это память на движения. Люди,
обладающие хорошей двигательной памятью
характеризуются физической ловкостью,
сноровкой в труде, они легко и быстро
усваивают новые виды деятельности,
требующие хорошей координации движений.
В том, что мы умеем ходить, писать,
управлять автомобилями, играть на
гитаре, и т.д. и т.п., основную роль играет
двигательная память.

Эмоциональная
память
– это память на эмоциональные
состояния, возникающие в тех или иных
ситуациях. Это очень важный вид памяти,
так как он дополняет другие виды памяти.
Эмоции всегда сигнализируют о том, как
удовлетворяются наши потребности.
Пережитые и сохранѐнные в памяти эмоции
выступают как сигналы либо побуждающие
к действию, либо как удерживающие от
неѐ.

Образная
память
– это память на зрительные,
слуховые, вкусовые, обонятельные и
другие образы. Это профессиональный
вид памяти, его развитие определяется
условиями деятельности. Он хорошо развит
у людей художественных профессий.

Словесно-логическая
память
– это память на мысли, которые
у человека оформлены средствами языка
– словами.

Непроизвольной
памятью
называется процесс запоминания,
сохранения и воспроизведения, в котором
отсутствует сознательная цель что-либо
запомнить или вспомнить. Соответственно
произвольная память – это процесс
целенаправленного запоминания или
припоминания информации.

В
кратковременной памяти в течение
долей секунд сохраняется вся по-ступившая
информация. Оперативная память
обеспечивает хранение промежу-точных
результатов, необходимых до конца
решения текущей задачи, в долговременной
памяти
информация накапливается как
бы впрок и сохраняется длительное время.

Все
виды памяти тесно взаимосвязаны.

Воображение.
Коренным
отличием деятельности человека от
инстинктивного поведения животных
является то, что прежде чем начинать
действовать человек представляет
ожидаемый результат, то есть строит в
своѐм воображении образ продукта труда.
Это оказывается возможным благодаря
особому познавательному процессу –
воображению. Воображение

это способность создавать образ реально
не существующего объекта, удерживать
его в сознании и манипулировать им.

Любой
трудовой процесс обязательно включает
в себя воображение, пер-вое и важнейшее
назначение которого заключается в том,
что оно позволяет представлять результат
еще до начала процесса труда, причѐм
представлять не только конечный продукт
труда, но и его промежуточные продукты.
Следовательно, воображение ориентирует
человека в процессе деятельности тем,
что создаѐт психическую модель конечного
или промежуточного продуктов труда,
что и способствует их предметному
воплощению.

Ценность
воображения состоит в том, что оно
позволяет принять решение и найти выход
в проблемной ситуации, даже при отсутствии
нужной полноты знаний, которые необходимы
для мышления. Оно позволяет как бы
«перепрыгнуть» через какие-то этапы
мышления и всѐ-таки представить себе
конечный результат.

Виды
воображения
.
Воображение
характеризуется активностью,
действенностью. Обычно оно является
элементом творческой деятельности,
направленной на преобразование
окружающего. Такая форма воображения
называется активным
воображением
.
Но бывает и пассивное
воображение
,
когда человек уходит в область
фантастических, далѐких от реальности
представлений, чтобы скрыться от
кажущихся ему неразрешимых задач..
Пассивное
воображение создаѐт образы, которые не
воплощаются в жизнь, намечает программы
поведения, которые не осуществляются,
а зачастую не могут осуществиться.

Непреднамеренное
воображение
возникает
главным образом при ослаблении
контролирующей роли сознания, при
временном бездействии человека, в
полудремотном состоянии, в состоянии
аффекта, во сне (сновидения),
при патологических расстройствах
сознания (галлюцинации)
и т.д.

Человек
может вызывать пассивное воображение
и преднамеренно: такого рода образы
фантазии, преднамеренно вызванные, но
не связанные с волей, направленной на
их воплощение в жизнь, называются
грезами.
Всем
людям свойственно грезить о чем-то
радостном, приятном, заманчивом.
Но
если в процессах воображения у человека
преобладают грезы, то это дефект развития
личности, который свидетельствует о еѐ
пассивности.

Основными
функциями
воображения являются:

  • активизация
    наглядно-образного мышления,

  • управление
    эмоционально-потребностными состояниями,

  • произвольная
    регуляция познавательных процессов,

  • создание
    и реализация внутреннего плана действий,

  • управление
    физиологическими состояниями.

Внимание.
Без
внимания невозможна любая деятельность;
чѐткость и эффективность восприятия,
памяти или мышления возможны только
при наличии должной на-правленности,
то есть внимания.

Внимание
характери-зует динамику протекания
психических процессов.

Общая
функция внимания состоит в отборе и
ограничении действующих раздражителей.
Другой
характерной особенностью внимания
является сосредоточение или концентрация
психической деятельности, то есть
сосредоточение субъекта на объекте.

Различают
три вида внимания: непроизвольное,
произвольное и по-слепроизвольное.

Наиболее
простым видом внимания является
непроизвольное, которое возникает без
сознательно поставленной цели и волевого
усилия.
Непроизвольное
внимание возникает и поддерживается
как объективными, так и субъективными
факторами.

Произвольное
внимание
имеет
иные характерные черты. Все мы знаем,
что человек может заставить себя быть
внимательным к чему-либо. Для этого он
сознательно ставит перед собой цель и
усилием воли вытесняет из сознания все
те мысли и побуждения, которые мешают
ему сосредоточиться на объекте внимания.
Произвольным
вниманием называется такое, которое
возникает под влиянием сознательно
поставленной цели и волевого усилия.
Произвольное
внимание к чему-либо устанавливается
в результате осозна-ния необходимости
быть внимательным именно к этому объекту
или действию.

Послепроизвольное
внимание

это такое внимание, которое возникает
на основе произвольного, направляется
сознательно поставленной целью и
поддержание которого не требует волевого
усилия. Своеобразие его заключается в
том, что оно всегда возникает на основе
произвольного и что главной его
побудительной силой является глубокий
и устойчивый интерес не только к
результату, но и к процессу деятельности.

Все
три вида внимания тесно связаны между
собой и переходят друг в друга.

Основными
свойствами внимания являются:

1.
Устойчивость

это его способность длительно
сосредотачи-ваться на определѐнных
объектах.
В
процессе деятельности имеют место
колебания
внимания,
т.е.
периодически повторяющиеся отклонения
от основного объекта внимания и
возвращения к нему. Периодичность
колебания приблизительно 5 секунд.

2.
Сосредоточенность

это степень концентрированности внимания
на одних объектах и его отвлечение от
других (иногда это свойство называют
концентрацией внимания).

3.
Объѐм

количество объектов, которые одновременно
охватываются вниманием с одинаковой
степенью ясности и отчѐтливости. Средний
объѐм внимания – 5-7 единиц информации.

4.
Распределение

это способность иметь в сознании
несколь-ко разнородных объектов,
параллельно выполнять несколько разных
видов деятельности.

5.
Переключаемость

это скорость перевода внимания с одно-го
объекта на другой. Она зависит прежде
всего от значимости того объекта или
вида деятельности, в сторону которых
изменяется направленность внима-ния.

Когнитивная сфера личности. Мышление как форма познавательной деятельности

Когнитивная сфера личности (познавательная) является одним из важнейших компонентов сознания человека.

Мышление – это движение мысли, раскрывающее связь от отдельного к общему и наоборот. Мышление возникает на основе практической деятельности, из чувственного познания. Ощущение и восприятие отражают отдельную сторону явления. Мышление соотносит данные ощущения и восприятия, сопоставляет, сравнивает, различает и раскрывает отношения. Таким образом, мышление глубже познает сущность окружающего мира. Всякое мышление совершается в обобщениях. В процессе мыслительной деятельности человек познает окружающий мир с помощью особых умственных операций, именуемых: 1) анализ; 2) синтез; 3) сравнение; 4) абстракция; 5) конкретизация; 6) обобщение.

1) Анализ – это мысленное разложение целого на части.

2) Синтез – это мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Анализ и синтез протекают всегда в единстве.

3) Сравнение – это установление сходства или различия между предметами или явлениями. Практические сравнение наблюдается при прикладывании одного предмета к другому.

4) Абстракция – состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа.

5) Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

6) Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.



Мышление протекает на различных уровнях, в различных формах, что позволяет говорить о существовании различных видов мышления.

1) Предметно-действенное мышление характерно для детей до 3х лет. Ребенок сравнивает предметы, прикладывая один к другому. Встречается такое мышление и у взрослых, применяясь в быту (перестановка мебели).

2) Наглядно-образное мышление тесно связано с оперирование образами. Такое мышление наиболее полно воссоздает все многообразие различных характеристик предмета. Наглядно-образное мышление практически неотделимо от воображения.

3) Словесно-логическое мышление – это мышление, для которого характерно использование понятий, которые не имеют прямого образного выражения (стоимость, честность).

Все виды мышления тесно связаны между собой.

Познавательная сфера это какая? Развитие познавательной сферы

Психологи определяют когнитивную сферу как совокупность психических процессов, призванных выполнять функцию рационального знания. Этот термин был введен в 60-х годах прошлого века. Затем, на волне масштабного развития кибернетики и повсеместного увлечения этой наукой, стало популярным сравнение человека со сложным биокомпьютером. С переменным успехом делались попытки моделировать психологические процессы человека.

Когнитивная сфера — это то, что поддается моделированию. Сфера, с которой эта техника не работала, была названа аффективной.

Понятие и сущность когнитивной сферы

Сегодня под словосочетанием «когнитивная сфера личности» в психологической практике понимают несколько психологических процессов, протекающих в логической и содержательной последовательности, целью которых является обработка информации. .

То есть об этой сфере можно говорить только тогда, когда обработка данных характеризуется логикой и рациональностью.

Традиционно эта сфера ассоциируется с памятью, вниманием, восприятием, пониманием, мышлением, принятием решений, действиями и влияниями (но только когда это касается когнитивных процессов, а не развлечения или влечения). С некоторым упрощением можно утверждать, что когнитивная сфера — это совокупность компетенций и знаний, навыков и умений.

Подробнее о рациональных и эмоциональных механизмах восприятия

Когнитивная сфера является своеобразным синонимом рационального восприятия, которое проявляется как критическая, аналитическая оценка.

Прямой противоположностью рационального типа знания становится интуиция, то есть чистое, живое впечатление. Любой термин становится более понятным, когда определение подкреплено иллюстрациями: несмотря на то, что мороженое вкусное и его очень хочется купить, эти сладости на улице человек зимой не ест, так как может заболеть . Этот вывод — следствие рационального размышления.

Когда срабатывает рациональный механизм понимания, он использует концепции и логику.В то время как эмоциональные, телесные и эмоциональные способы понимания включают сочувствие, сочувствие и ощущения.

Поэтому, чтобы оказывать рациональное влияние, используйте разные методы убеждений и объяснений (обратитесь к разуму и логике). Нерациональные методы используются для внушения, эмоционального заражения, закрепления и других техник.

Взаимодействие и взаимозависимость двух сфер

Учитывая, что каждый человек целостен, его основные сферы (эмоциональная, когнитивная) выполняют свои специфические функции, дополняя друг друга.

В повседневной жизни большинство людей привыкают обходиться без чувств и устоявшихся привычек, доверяют автоматизму. Однако при необходимости активируется рациональное мышление с его логикой и концепциями.

Ученые продолжают изучать развитие когнитивной, эмоциональной сферы и особенности их функционирования. Что касается рациональных методов познания, то в их классификации и описании наука далеко продвинулась.

Смоделировать аффективные процессы чрезвычайно сложно из-за их непредсказуемости.К ним относятся эмоции, связанные с чувственным отношением к жизни, взаимодействием с миром, с собой и обществом. Правда, существует ряд психических процессов, возникновение которых регулируется определенными законами. Затем они говорят об изучении когнитивной составляющей этих эмоций.

Когнитивная сфера человека: структура и значение

Благодаря доступности и правильному функционированию в этой сфере люди имеют возможность воспринимать, обрабатывать и запоминать информацию.Другими словами, когнитивная сфера — это механизм, который позволяет нам изучать и применять полученные знания.

Включает в себя следующие компоненты:

  • Память.
  • Воображение.
  • Внимание.

Далее будет дано подробное описание указанных способностей, их типов и функций.

Характеристика и определение памяти

Память означает способность человека сохранять и накапливать информацию об окружающем мире.Если бы этого механизма не существовало, людям постоянно приходилось бы воспринимать все события и явления так, как если бы они происходили впервые. Память позволяет снизить потребление энергии мозгом для оценки постоянных или повторяющихся факторов, а также адаптироваться к обстоятельствам с минимальным стрессом.

Таким образом, память отвечает за то, что человек сохраняет, запоминает, а затем при необходимости воспроизводит свой индивидуальный опыт.

Типы памяти

В зависимости от того, какие части мозга и органы человеческого тела задействованы в процессе запоминания, различают:

  1. Двигательная память — это автоматические движения.Она отвечает за развитие полезных навыков, которые используются достаточно часто. Назначение этого механизма — повышение эффективности и ускорение двигательных процессов. Люди используют моторную память, чтобы водить машину, писать слова, играть на музыкальных инструментах и ​​даже ходить.
  2. Эмоциональный тип памяти — запоминание эмоциональных состояний, сопровождающих определенные ситуации. Этот механизм предназначен для дополнения других типов памяти. Сохранение эмоций и реакций позволяет человеку стремиться к одному событию и избегать других.
  3. Память изображений, при которой сохраняется информация о зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных и других изображениях. Этот тип памяти считается профессиональным, потому что интенсивность его развития зависит от активности человека.
  4. Словесно-логическое, объектом которых являются мысли. Это связано с наличием слов.
  5. Произвольная и непроизвольная память. Их отличие в том, что во время хранения информации человек может понять, зачем ему эта информация, или запомнить их в произвольном порядке.
  6. Краткосрочная, оперативная и долгосрочная память. Первый обеспечивает сохранение информации буквально за доли секунды, второй обеспечивает доступ к промежуточным результатам в процессе решения текущих задач, а последний представляет собой накопление данных на будущее.

Перечисленные типы памяти как свойства когнитивной сферы функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом.

Воображение — это поистине человеческая способность

Одно из самых важных различий между человеком и животным состоит в том, что люди проецируют (представляют) конечный результат своих действий, прежде чем что-либо будет сделано.Это связано с такой способностью, как воображение. Это дает людям возможность создавать изображение объекта, которого нет в реальном мире, удерживать его и, более того, манипулировать им.

cognitive sphere of personality .

Познавательная сфера — что это? Когнитивное развитие — Психология

Психологи определяют когнитивную сферу как совокупность психических процессов, призванных выполнять функцию рационального знания. Этот термин был введен в 60-х годах прошлого века. Затем, на волне масштабного развития кибернетики и повсеместного увлечения этой наукой, стало популярным сравнение человека со сложным биокомпьютером. С переменным успехом делались попытки смоделировать психологические процессы человека.

Когнитивная сфера — это то, что поддается моделированию. Сфера, с которой эта техника не работала, была названа аффективной.

Понятие и сущность познавательной сферы

Сегодня в психологической практике под словосочетанием «когнитивная сфера личности» специалисты понимают несколько психологических процессов, протекающих в соответствии с логической и содержательной последовательностью, целью которых является обработка информации.

То есть обсуждать эту область можно только в том случае, если обработка данных отличается логикой и рациональностью.

Традиционно эта область связана с памятью, вниманием, восприятием, пониманием, мышлением, принятием решений, действиями и влияниями (но только когда речь идет о когнитивных процессах, а не о развлечениях или влечении). С определенным упрощением можно утверждать, что когнитивная сфера — это совокупность компетенции и знаний, навыков и умений.

Подробнее о рациональных и эмоциональных механизмах восприятия

Когнитивная сфера — это своего рода синоним рационального восприятия, которое проявляется как критическая, аналитическая оценка.

Прямой противоположностью рационального типа знания становится интуиция, то есть чистое живое впечатление. Любой термин становится понятнее, когда определение подкреплено иллюстрациями: несмотря на то, что мороженое вкусное и его очень хочется купить, человек не ест эти сладости на улице зимой, так как может заболеть. Этот вывод — результат рационального размышления.

Когда активируется механизм рационального понимания, он задействует концепции и логику.В то время как эмоциональный, телесный и экспериментальный способы понимания включают сочувствие, сочувствие и чувства.

Следовательно, чтобы иметь рациональное влияние, они используют различные методы веры и объяснения (ссылаются на разум и логику). Нерациональные методы используются для внушения, эмоционального заражения, закрепления и других техник.

Взаимодействие и взаимозависимость двух сфер

Учитывая, что каждый человек целостен, его основные области (эмоциональная, когнитивная) выполняют свои специфические функции, дополняя друг друга.

В повседневной жизни большинство людей привыкли обходиться чувствами и накопленными привычками, они доверяют автоматизму. Однако при необходимости активируется рациональное мышление с его логикой и концепциями.

Ученые до сих пор изучают развитие когнитивной, эмоциональной сферы и особенности их функционирования. Что же касается рациональных методов познания, то в их классификации и описании наука далеко продвинулась.

Аффективные процессы чрезвычайно сложно моделировать из-за их непредсказуемости.К ним относятся эмоции, связанные с чувственным отношением к жизни, взаимодействием с миром, с собой и обществом. Правда, существует ряд психических процессов, протекание которых регулируется определенными законами. Потом они

.

Диагностика познавательной сферы личности, Диагностика познавательного развития как проблема воспитания

Диагностика познавательной сферы личности

Диагностика познавательного развития как проблема обучения

Среди задач психодиагностики в образовании диагностике когнитивного развития традиционно отводится особая роль. Это не случайно, уровень познавательного развития всегда считался важнейшим результатом учебной деятельности.Но прежде чем охарактеризовать возможности современной психологии с точки зрения выявления уровня когнитивного развития личности, кратко рассмотрим, как это предлагали специалисты прошлых эпох. Проблема оценки уровня когнитивного развития тесно связана с проблемой интеллектуальной одаренности и вплоть до конца ХХ века. эти проблемы практически не дифференцированы, поэтому мы будем опираться в основном на исследования специалистов в области психологии одаренности.

Одной из первых задач, решаемых в этом направлении, была задача поиска показателей во внешнем облике человека, указывающих на высокий или низкий уровень когнитивного развития. Такой подход уходит корнями в жизненную философию древних греков, считавших красивого человека средоточием высоких духовных качеств и выдающихся умственных способностей. Отсюда повышенное внимание древних греков к разработке эталонов красоты, нашедшее отражение в искусстве и, в частности, в древнегреческой скульптуре.

Одним из пионеров научного и психологического подхода, построенного на этой идее, был испанский врач Хуан Уарте, живший в эпоху Возрождения. По его мнению, оценить скрытую (скрытую) умственную одаренность можно по внешним признакам (формам частей лица, характеру волос и т. Д.). Однако предпринятая им попытка не дала желаемых результатов. Впоследствии это направление диагностики в профессиональной психологии было признано «тупиковым» и на протяжении всего XX века.вызвал лишь снисходительную усмешку ученых. Но с развитием генетики постепенно стало ясно, что внешний вид и характеристики психики, в частности когнитивные способности, далеки от нейтральности друг к другу.

Связана ли внешность живого существа с особенностями его психики?

В 1970-е гг. В Сибирском отделении АН СССР под руководством известного биолога Д. К. Беляева проводились опыты по субоксификации лисиц.Осуществляя селекцию потомства серебристо-черных лисиц «на хорошее отношение к человеку», исследователи добились исключительно генетическим путем (без дрессировки и дрессировки) изменений не только в поведении, но и во внешнем виде животных. У лисиц, выбравших «по принципу доброго отношения к человеку», были внешние признаки собак-дворняжек: хвосты крючком, висячие уши, «звездочки» на голове, обширные белые и коричневые пятна по бокам, шерсть. стал жестким и не походил на лисью шерсть и т. д.

Можно ли определить умственный потенциал человека по внешним характеристикам, таким как: особенности строения головы, черты лица, характер волос и другие признаки такого рода? В повседневной жизни мы делаем это постоянно, но должны признать, что научная психология еще не усвоила этот опыт и не превратила его в надежные диагностические инструменты.

Уже упоминалось выше, Ф. Гальтон предложил определять умственную одаренность по степени сенсорной восприимчивости.Напомним, по его мнению, возможности разума тем выше, чем тоньше чувства воспринимают и различают различия во внешнем мире. Это утверждение, по его мнению, было подкреплено тем, что при идиотизме часто нарушаются сенсорные способности человека (способность различать тепло, холод, боль и т. Д.). Следовательно, утверждал он, у умственно одаренного человека они должны быть выше нормы. Но даже эксперименты самого Ф. Гальтона не подтвердили предположение, что уровень когнитивного развития человека определяется степенью его сенсорной восприимчивости.

Основоположником современного уровневого подхода (альтернатива ему — когнитивно-стилевой подход появится позже) к оценке когнитивных способностей, с полным правом можно признать французского психолога А. Бине. Он предложил оценивать общие способности к познавательной деятельности по двум основным параметрам: сформированность определенных когнитивных функций (запоминание, пространственное различение и др.) И степень усвоения социального опыта (осознание, знание значений слов, умение моральные оценки и др.).

В дальнейшем последователи А. Бине отказались учитывать степень владения социальным опытом при оценке интеллектуальной одаренности. С этой целью даже разработан ряд специальных «внекультуральных» тестов, которые позволили бы выявить только способность мыслить («прогрессивные матрицы» Дж. Рэйвена, «внекультуральные тесты» Р. Кеттелла и др. ).

Если вы внимательно рассмотрите проблемы, используемые в тестах интеллекта, легко увидеть, что все они могут быть классифицированы как конвергентные.Иными словами, они раскрывают только одну и притом не самую важную характеристику умственных способностей — способность мыслить логически. Несмотря на это, показатель, рассчитанный на основе этих опросов, получил название «IQ» ( IQ ) и всегда претендовал на роль универсальной характеристики психического развития. В то же время известно, что для достижения выдающихся результатов в любой сфере деятельности требуется не столько конвергентное (логическое), сколько дивергентное (альтернативное, творческое) мышление.

В начале ХХ века. известный американский ученый Григорий Иванович Россолимо создал собственную систему диагностики когнитивной сферы, получившую широкое международное признание. Диагностическая программа Г. И. Россолимо предполагала изучение 11 основных когнитивных процессов (в сокращенном варианте измерялись пять основных функций: мышление, внимание, воля, восприимчивость, запоминание). Например, внимание было уделено его устойчивости и объему; воля — на устойчивость к автоматизму и внушаемости; восприимчивость — по степени узнаваемости и воспроизведения; запоминание — по визуальному изображению фигур, картинок и предметов, речевых элементов и чисел и т. д.На основе полученных количественных данных были созданы графические профили, названные «Профили Россолимо».

Уровневый подход к диагностике: проблемы и решения

Одной из основных особенностей психодиагностики в образовании является измерительная и тестовая направленность диагностических методик, с помощью которых достигается количественная и качественная квалификация изучаемых явлений. Это становится возможным в результате выполнения определенных требований.

К таким требованиям традиционно относятся: стандартизация, надежность и обоснованность.

Стандартизация. В основе стандартизации лежит понятие нормы. Благодаря стандартизации методов психодиагностики появляется возможность сравнивать оценки разных предметов с общими нормами, а также сравнивать аналогичные оценки в разных методах тестирования. Есть две формы стандартизации:

1) регламентирующий порядок проведения, унификацию инструкций, форм обследования, методы оценки результатов, условия проведения обследования, характеристику контингентов субъектов;

2) преобразование нормальной (или искусственно нормированной) шкалы оценок в новую шкалу, основанную не на количественных эмпирических значениях изучаемого показателя, а на его относительном положении в распределении результатов в выборке предметы.

Надежность — еще одна неотъемлемая характеристика психодиагностической методики отражения

.

Поддержание психического здоровья в командах разработчиков программного обеспечения

Ключевые выводы

  • Все большее число разработчиков страдают нарушениями психического здоровья, связанными с работой. К ним относятся стресс, истощение, утомляемость и потеря мотивации.
  • Когнитивная сфера (которая состоит из мышления, чувств, воображения и памяти) может посылать сигналы, когда ваше психическое здоровье ухудшается.
  • Проблемы в эмоциональной сфере часто влияют на эффективность когнитивной сферы.К сожалению, найти источник эмоционального дисбаланса сложнее, чем просто проанализировать когнитивные навыки.
  • Психическая стабильность может быть достигнута при условии хорошо функционирующей и сбалансированной когнитивной и эмоциональной сфер.
  • Необходимого баланса можно достичь, переключаясь между сфокусированной и несфокусированной работой, физическими упражнениями, построением команды и поддержанием высокого уровня окситоцина.

Тревога и психические расстройства, связанные с работой, становятся общей проблемой для технологических компаний.Согласно Международному журналу социальных наук, у разработчиков программного обеспечения гораздо больше шансов испытать усталость, выгорание, беспокойство и стресс по сравнению с их коллегами, которые выполняют механические задачи. Ухудшение психического здоровья угрожает не только благополучию сотрудников, но и общей производительности компании. Исследователи из Института программных технологий в Штутгарте обнаружили, что умственно истощенные или подавленные разработчики создают код более низкого качества и, как правило, пропускают сроки.Сегодня технологические компании осознают важность психического здоровья и принимают меры, чтобы их преданные команды разработчиков оставались здоровыми и разумными.

Здесь, в Beetroot, мы стремимся создать домашнюю и комфортную атмосферу, которая сводит к минимуму давление на наши команды. Однако, несмотря на все наши усилия, по-прежнему наступают непростые времена. Недавно мы поговорили с нашим представителем отдела кадров и психологом Вовой Вовком о психическом здоровье. Вова поделился показателями психологического благополучия и советами о том, как помочь разработчикам оставаться в здравом уме, оставаясь продуктивными.

Давайте начнем с определения психического здоровья. Всемирная организация здравоохранения описывает психическое здоровье как состояние благополучия, в котором человек осознает свои способности, может справляться с обычными жизненными стрессами, может продуктивно работать и может внести свой вклад в жизнь своего сообщества. . Как видите, наша работа сильно влияет на наше психическое здоровье. Это не удивительно, поскольку мы проводим большую часть своего времени на работе, и это неизбежно повлияет на то, как мы себя чувствуем.

Чтобы понять взаимосвязь между программированием и психическим здоровьем, мы должны взглянуть на теорию, лежащую в основе этого.Наше психическое здоровье состоит из двух сфер — когнитивных и эмоциональных. Нейрофизиологию нашего мозга можно сравнить с компьютером. Например, у компьютеров есть система ввода / вывода — клавиатура, веб-камера, мышь и т. Д. — которая соответствует нашим пяти чувствам. Процессор компьютера — это то же самое, что и наше мышление, видеокарта соответствует нашему воображению, а оперативная память — нашей обычной памяти. Эти четыре элемента составляют основу когнитивной сферы. Но то, что отличает нас от бездушных роботов, — это наша эмоциональная сфера, наши чувства и желания.Давайте обсудим каждый из этих компонентов и то, как они влияют на наше психическое здоровье.

Когнитивная сфера

Система ввода / вывода

Хорошо функционирующая система ввода / вывода характеризуется быстрой и легкой реакцией на внешние раздражители. Другими словами, если вы воспринимаете внешнюю информацию, не испытывая дискомфорта, ваше психическое здоровье стабильно. Реакция на человека может быть разной, поскольку некоторым нравится работать в шумном открытом пространстве, а другим нужна полная тишина, чтобы сосредоточиться.Однако если вы начинаете испытывать стресс при слишком ярком свете, слишком громком шуме или из-за непрерывных и нежелательных объятий Сьюзен, вероятно, что-то не так с вашей познавательной сферой.

Память

Многозадачность всем нам знакома. Наш мозг — это одноядерный процессор, который может обрабатывать только одну задачу за раз. Когда мы говорим о многозадачности, мы обычно имеем в виду количество вещей, которые хранятся в вашей памяти одновременно. Если это число уменьшается, это может быть симптомом синдрома хронической усталости или неврастении.Когда мы находимся в постоянном состоянии истощения или перегружены сильными эмоциями стресса и беспокойства, это влияет на нашу память. Если вам трудно что-то вспоминать, это может быть сигналом о том, что с вашим психическим здоровьем не все в порядке.

Видеокарта

Воображение очень важно в творческой работе. Идеальный творческий процесс выглядит так: информация загружается в ваш мозг, она мерцает пару часов или даже недель, а затем ваша видеокарта дает творческие результаты.К сожалению, окруженное дедлайнами и нетерпеливыми клиентами, наше воображение перегружено и выходит за его пределы. Мы делаем все возможное, чтобы выдавать творческую идею каждый час или около того. Наш мозг может временно компенсировать необходимый стресс и продуктивную работу, но в конце концов мы сгораем. Если вы не чувствуете мотивации к творчеству и ваши идеи больше не приносят вам радости, возможно, ваша видеокарта перегрелась и остро нуждается в отдыхе.

Процессор

Большинство из нас знакомо с тестом IQ.Но вы можете не знать, что на самом деле это не показывает, насколько вы умны. Вместо этого он показывает, насколько хорошо вы умеете думать. Для умственно сильного человека не должно быть проблем с разгадыванием простых головоломок или обратным отсчетом от 20. Однако, если вы хронически устали, беспокоитесь или подавлены, скорость вашего мыслительного процесса замедляется, и вам могут быть трудны. решение простейших уравнений. Вы также можете испытывать чувство дискомфорта или затяжные головные боли из-за того, что слишком много думаете.

Эмоциональная сфера

С эмоциональной сферой дело обстоит сложнее. Когнитивная сфера напрямую связана с нашим физическим здоровьем (уровень витаминов и глюкозы) и психологическим здоровьем (уровень тревожности, стресса и депрессии), которые легко понять с помощью медицинских тестов. Но эмоции сложны и не поддаются расчету. Давайте посмотрим на четыре основных эмоции: печаль, страх, гнев и радость.

Печаль направлена ​​в прошлое.Мы используем его, чтобы разорвать связи с эмоциональными связями из ситуаций, которые уже прошли. Например, вы отправились на работу, почувствовали грусть из-за сезона, затем приняли это и двинулись дальше. Важно, чтобы мы могли отпустить прошлое, вместо того чтобы переживать его снова и снова. Вот почему нам нужна грусть. Страх , напротив, направлен в будущее. Его цель — помочь нам подготовиться к тому, что произойдет дальше, например, к встрече или предстоящему запуску проекта. Однако, если на карту поставлено слишком много или предстоящая ситуация слишком опасна или сложна, страх может замедлить нас.Наш мозг будет чрезмерно мучиться, представляя тысячи возможных сценариев и пытаясь найти решения для каждого из них. В результате мы тратим слишком много энергии и не можем эффективно действовать здесь и сейчас.

Гнев , как и радость, это эмоция настоящего. Миссия Гнева аналогична миссии Тома Круза в большинстве его фильмов; защищать и добиваться результатов. Нам нужен гнев, чтобы определить наши личные границы. Это также может помочь нам развить силу воли для достижения наших целей.Наконец, мы используем joy , когда чувствуем удовлетворение. Даже небольшое достижение, такое как очистка стола от пыли, может вызвать немного радости. Каждый раз, когда мы выполняем задачу, наш мозг повторно загружается на нейрофизиологическом уровне, вырабатывает опиоиды и дает нам энергию для продолжения.

Эмоциональная сфера древняя и мощная, она влияет на наш познавательный потенциал. Если мы слишком грустны или взволнованы, слишком разъярены или окаменели, наши когнитивные навыки могут замедлиться. Когда это происходит, важно помнить, что «плохих» эмоций не бывает.Все они полезны и необходимы при определенных обстоятельствах. Когда они выходят из-под контроля, нам нужно вмешиваться. Когда вы чувствуете, что ваше психическое здоровье ухудшается, первое, что вам следует сделать, это проверить свои когнитивные навыки. Если они отстают, возможно, пришло время проверить вашу «внутреннюю часть» (эмоциональную сферу) и посмотреть, не отклоняется ли что-нибудь от курса.

Как кодирование влияет на психическое здоровье

Когда разработчики начинают писать код, они используют все четыре основных элемента когнитивной сферы.Чувства и восприятия необходимы для загрузки данных с экрана в мозг, затем наше мышление активируется для обработки данных, задействуется воображение, чтобы помочь найти творческие решения, а наша память хранит уже существующие решения, которые мы можем использовать, когда они подходят. Работа разработчика тесно связана с инженерией, что также требует целенаправленного мышления. Современная научная теория предполагает, что мы способны работать в сосредоточенной обстановке только 2-4 часа. Конечно, наш мозг довольно гибкий и адаптивный.Фактически это позволяет нам продуктивно работать при перегрузках в течение 1-3 месяцев. Однако, если кто-то продолжит назначать чрезмерное количество задач для обработки в течение этих 2-4 часов сосредоточенного мышления, это, скорее всего, бросит разработчиков в пучину хронического истощения.

Советы по твердому кодированию и сохранению рассудка

1. Сфокусированный и несфокусированный режимы

Чтобы защитить свое психическое здоровье, важно не выходить за рамки повседневных когнитивных функций.На самом деле легче сказать, чем сделать. Один из способов сохранить стабильное психическое здоровье — переключаться между сфокусированным и несфокусированным мышлением. Например, вы можете потратить два часа на что-то важное, например, участвовать в выступлениях или интенсивном кодировании, а затем перейти к несфокусированному мышлению, работая над механическими задачами, не требующими сложных решений. Будет

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.