Когнитивно бихевиоральные принципы коррекции поведения: Когнитивно-бихевиоральная психотерапия — Психологос
Когнитивно-бихевиоральное направление — Психологос
Когнитивно-бихевиоральное направление изучает, как воспринимает ситуацию и мыслит человек, помогает выработать человеку более реалистичный взгляд на происходящее и отсюда более адекватное поведение.
В экспериментальных работах в области когнитивной психологии, в частности исследованиях Пиаже, были сформулированы ясные научные принципы, которые можно было применить на практике. Даже изучение поведения животных показывало, что надо принимать во внимание их когнитивные возможности для понимания того, как у них происходит научение.
Кроме того, возникло понимание того, что поведенческие терапевты, сами того не подозревая, используют когнитивные возможности своих пациентов. Десенситизация, например, использует готовность и способность пациента к воображению. Тренинг социальных умений не является на самом деле обусловливанием: пациенты обучаются не специфическим реакциям на стимулы, а набору стратегий, необходимых для совладения с ситуациями страха. Использование воображения, новых способов мышления и применение стратегий включает когнитивные процессы.
Терапия и развитие личности в когнитивно-бихевиоральном направлении
Сторонники когнитивно-бихевиорального направления исходят из того, что:
Человек строит свое поведение на основании своих представлений о происходящем. То, как человек видит себя, людей и жизнь, зависит от его способа мышления, а его мышление — от того, как человека научили мыслить. Когда человек использует негативное, неэфективное или неадекватное мышление, он имеет ошибочные или неэффективные представления и отсюда — ошибочное или неэффективное поведение и вытекающие из этого проблемы. В когнитивно-бихевиоральном направлении человека не лечат, а учат лучшему мышлению, которое дает лучшую жизнь.
Если человек привык видеть себя жертвой, он ведет себя как жертва. Научившись видеть себя автором своей жизни, он начинает вести себя более активно и ответственно. См.→
Психотерапевтические подходы внутри когнитивно-поведенческого направления
Основными подходами в когнитивно-поведенческом направлении являются:
- Когнитивная терапия Аарона Бека
- консультирование по жизненным умениям Ричарда Нельсон-Джоунса
- мультимодальное консультирование Арнольда Лазаруса
- психолингвистический метод Геннадия Шичко
- Рационально-эмоционально-поведенческая терапия А.Эллиса
- социально-когнитивный подход Альберта Бандуры
- терапия поведением Михаила Покрасса
Смотри →
Когнитивно-бихевиоральные технологии в клинической практике
Даты программы
15 ноября 2020 года –
25 ноября 2020 года
Количество часов
72 часа
Расписание занятий
15 ноября (вс), 14:00-20:00
22 ноября (вс), 14:00-20:00
29 ноября (во), 14:00-20:00
Время: 14:00-20:00 ч
Форма обучения
очная
заочная (дистанционный формат)
Место проведения занятий
Московский городской открытый колледж,
Волгоградский проспект, д. 32, к. 5
(5 мин. пешком от метро «Волгоградский проспект»)
Удостоверение о повышении квалификации
О программе
Занятие ведет врач-сексопатолог, психиатр высшей категории, психотерапевт, член Ассоциации когнитивно-поведенческих психотерапевтов, член Российского психоаналитического общества, Почетный член профессиональной психотерапевтической лиги, заведующий психолого-социально-психотерапевтической лаборатории больницы им. П. Б. Ганнушкина Департамента Здравоохранения г. Москвы Палин Александр Васильевич
Когнитивно-бихевиоральная терапия (КБТ) является направлением психотерапии, распространившимся в последние несколько десятилетий.
Данная психотерапия включает в себя интерактивные сеансы, в ходе которых терапевт устанавливает «когниции», то есть убеждения на сознательном и бессознательном уровне пациента, и связанные с ними «поведения». Например, люди перфекционисты часто имеют убеждения типа «Ты неуспешен!», которые они стараются компенсировать «поведениями», позволяющими им избежать неудачи любой ценой. Эти «когниции» являются очень глубоко укоренившимися на эмоциональном уровне убеждениями, которые пациентам трудно изменить даже, если эти поведения заставляют их страдать.
Целью когнитивно-бихевиоральной терапии (КБТ) является облегчить пациента, помогая ему сделать свои убеждения, и своё поведение, более адаптированным к окружению. Каким образом? Одним из приёмов, используемых когнитивно-бихевиоральной терапией (КБТ), является «терапевтическое задание», когда пациенту предлагается выполнить задание, которое затрагивает его представления. Например, у перфекциониста можно было бы попросить вернуть документ, содержащий опечатку!
Такое «терапевтическое задание» находится обычно вне «зоны комфорта» пациента: поэтому вполне закономерно, что он будет опасаться, противиться, выполнить задание. Но в данном случае выбираются выполнимые «задания», а изучение «сопротивления» входит в состав терапии.
Когнитивно-бихевиоральной терапией (КПТ) используется также «когнитивная реструктуризация», целью которой является затрагивание некоторых когниций в ходе сеансов, а также метод ДПДГ.
Основные разделы программы
- Основы когнитивно- бихевиоральной психотерапии в клинической практике. Принципы КПТ. Терапевтические отношения в КПТ. Научный подход в КПТ.
- Техники когнитивной терапии, техники направляемого открытия и сократического диалога.
- Основные поведенческие теории и их применение в клинике тревожных расстройств. Техники последовательного приближения к угрожающим стимулам. Поведенческие эксперименты.
- Основные когнитивные ошибки при тревожных расстройствах.
- Когнитивно-поведенческая терапия панического расстройства. Когнитивная модель панического сценария. Когнитивный цикл страха при панике. Общие катастрофические мысли при паническом расстройстве.
- Когнитивно-поведенческая терапия агорафобии и социальной тревожности. Общие характеристики.
- Критерии диагностики. Модель социальной тревожности С. Хоффмана..
- Когнитивно-поведенческая терапия генерализованного тревожного расстройства.
- Когнитивно-поведенческая терапия обсессивно-компульсивного расстройства. Современные когнитивные концепции ОКР. Феномен смешения мыслей и действий. Основные этапы терапии ОКР.
- Когнитивно-поведенческая терапия посттравматического стрессового расстройства. Трудности диагностики. Когнитивная модель ПТСР.
- Когнитивно-поведенческая терапия специфических фобий. Специфические фобии КПТ-модель. Диагностика специфических фобий. Бихевиоральные факторы. Когнитивные факторы. Общие принципы терапии.
- Модели и теории депрессии. Диатез-стрессовая гипотеза А.Бека. Поведенческая модель депрессии Левинсона. Особенности мышления при депрессии.
- Когнитивные стратегии терапии депрессии. Работа с типичными автоматическими мыслями. Принципы работы с глубинными убеждениями.
- Поведенческие стратегии терапии депрессии. Работа с поведенческим и мотивационным компонетами. Преодоление избегающего поведения. Работа с преодолением прокрастинации. Составление распорядка дня, терапия мастерством и удовольствием. Градуированные задания, репетиция.
- Расстройства личности. Знакомство с основными подходами современной КПТ: диалектико-поведенческая психотерапия, схема-терапия Техники и методики работы с клиентами.
По итогам освоения программы вы приобретете
- Навыки эмоциональной регуляции, высокой межличностной эффективности, навыки осознанности и техники толерантности к стрессу, которые можно использовать в краткосрочной работе с клиентами.
- Тщательно отобранный набор техник и методов диагностики, терапии, включая методы современной когнитивно-бихевиоральной психотерапии в клиничекой практике.
- Уникальные методики третьей волны КБТ с целью высокоэффективной работы с клиентами с разными расстройствами.
По окончании курса выдается удостоверение о повышении квалификации установленного в НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа» образца.
Задать вопросы по программе можно по прямому телефону: 8 (499) 650-75-25
Записаться в группу
Бихевиоральный (когнитивно-поведенческий) подход. Интегративная психотерапия
Бихевиоральный (когнитивно-поведенческий) подход
Поведенческая терапия как систематический подход к диагностике и лечению психологических расстройств возникла в конце 50-х гг. прошлого века. На ранних стадиях развития поведенческая терапия определялась как приложение «современной теории научения» к лечению клинических проблем. Понятие «современные теории научения» относились тогда к принципам и процедурам классического и оперантного обусловливания. Основываясь на теориях научения, поведенческие терапевты рассматривали неврозы человека и аномалии личности как выражение выработанного в онтогенезе неадаптивного поведения. Джозеф Вольпе определял поведенческую терапию как «применение экспериментально установленных принципов научения для целей изменения неадаптивного поведения». Неадаптивные привычки ослабевают и устраняются, адаптивные привычки возникают и усиливаются. Ганс Юрген Айзенк утверждал, что достаточно избавить больного от симптомов и тем самым будет устранен невроз.
С годами оптимизм в отношении особой действенности поведенческой терапии стал повсюду ослабевать. Критики изолированного применения методов поведенческой терапии видят основной ее дефект в односторонней ориентации на действие элементарной техники условных подкреплений. Коренной недостаток теории поведенческой терапии заключается не в признании важной роли условного рефлекса в нервно-психической деятельности человека, а в абсолютизации этой роли.
В последние десятилетия поведенческая терапия претерпела существенные изменения. Это связано с достижениями экспериментальной психологии и клинической практики. Теперь поведенческую терапию нельзя определить как приложение классического и оперантного обусловливания. Различные подходы в поведенческой терапии наших дней отличаются степенью использования когнитивных концепций и процедур.
Начало когнитивной терапии связывается с деятельностью Джорджа Келли. Келли пришел к выводу, что сердцевиной неврозов является неадаптивное мышление. Проблемы невротика лежат в настоящих способах мышления, а не в прошлом. В задачу терапевта входят выяснение неосознаваемых категорий мышления, которые приводят к страданиям, и обучение новым способам мышления.
Келли был одним из первых психотерапевтов, которые старались непосредственно изменять мышление пациентов. Эта цель лежит в основе многих современных терапевтических подходов, которые объединяются понятием когнитивная терапия.
В экспериментальных работах в области когнитивной психологии, в частности в исследованиях Пиаже, были сформулированы ясные научные принципы, которые можно было применить на практике. Даже изучение поведения животных показывало, что надо принимать во внимание их когнитивные возможности для понимания того, как у них происходит научение.
Кроме того, возникло понимание, что поведенческие терапевты, сами того не подозревая, используют когнитивные возможности своих пациентов. Десенситизация, например, использует готовность и способность пациента к воображению. Тренинг социальных умений не является на самом деле обусловливанием: пациенты обучаются не специфическим реакциям на стимулы, а набору стратегий, необходимых для совладания с ситуациями страха. Использование воображения, новых способов мышления и применение стратегий включает когнитивные процессы.
На настоящем этапе развития психотерапии когнитивный подход в чистом виде почти не практикуется: все когнитивные подходы в большей или меньшей степени используют поведенческие техники. Это справедливо и по отношению к «рационально-эмотивной терапии» А. Эллиса и к «когнитивной терапии» А. Бека. У поведенческих и когнитивных терапевтов обнаружился ряд общих черт.
1. И те и другие не интересуются причинами расстройств или прошлым пациентов, а имеют дело с настоящим: поведенческие терапевты сосредоточиваются на актуальном поведении, а когнитивные – на том, что думает человек о себе и о мире в настоящем.
2. И те и другие смотрят на терапию как на процесс научения, а на терапевта – как на учителя. Поведенческие терапевты учат новым способам поведения, а когнитивные – новым способам мышления.
3. И те и другие дают своим пациентам домашние задания, с тем чтобы они практиковали за пределами терапевтической среды то, что получили во время сеансов терапии.
4. И те и другие оказывают предпочтение практическому, лишенному абсурдности (имеется в виду психоанализ) подходу, не обремененному сложными теориями личности.
Итак, новый этап в развитии поведенческой терапии знаменуется трансформацией ее классической модели, основанной на принципах классического и оперантного обусловливания, в когнитивно-поведенческую модель. Мишень «чистого» поведенческого терапевта – изменение в восприятии себя и окружающей действительности. Когнитивно-поведенческие терапевты признают и то и другое: знания о себе и мире влияют на поведение, а поведение и его последствия воздействуют на представления о себе и мире.
Когнитивно-поведенческие терапевты, как и их предшественники, не интересуются прошлым или причинами невротических расстройств. Они говорят, что никто не знает подлинных причин, а кроме того, не доказано, что знание причин имеет отношение к исцелению. Если больной приходит к врачу с переломом кости, в задачу врача входит его исправление, а не изучение условий, которые привели к перелому.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Когнитивно-бихевиоральная терапия. Психотерапия. Учебное пособие
Когнитивно-бихевиоральная терапия
Общепризнано, что когнитивно-бихевиоральная психотерапия (КБТ) при коррекции ПТСР является наиболее эффективной. Ее главной целью является формирование и укрепление способности к адекватным действиям, к приобретению навыков, позволяющих повысить самоконтроль. В центре внимания КБТ находятся особенности поведения человека, доставляющие страдания ему самому или людям из его ближайшего окружения. Как указывает В. Г. Ромек с соавт. (2005), КБТ может быть названа любая форма психотерапии, основанная на экспериментальных данных и позволяющая обучение новым, более эффективным и здоровым формам поведения. Многие особенности поведения, которые раньше считались «болезнями», с позиций КБТ рассматриваются как «жизненные проблемы» или «поведенческие трудности». В. Г. Ромек выделяет ряд этапов КБТ кризисных состояний: поведенческая диагностика; терапевтические вмешательства; контроль эффективности, акцентируя внимание на том, что все методы КБТ кризисных состояний условно можно разделить на «приемы кратковременного облегчения» и «способы долговременного овладения кризисом». В первую группу относятся методы спонтанного расслабления, внутреннего отвлечения, внешнего отвлечения, позитивной самоинструкции, отреагирования и уменьшения дозы стресса. Вторая группа методов включает в себя систематическое расслабление, систематическое решение проблемы, изменение установок (рационально-эмоциональный тренинг), открытую беседу, десенсибилизацию и «мысленный стоп». Кроме того, для терапии ПТСР в разряде КБТ используются методы «биологической обратной связи» и «релаксационного тренинга», особенно показанные при ведущей аффективной патологии. В круг методов КБТ некоторые авторы (В. Е. Саламатов и др.) относят и нейролингвистическое программирование, одним из базисных положений которого является утверждение, что человек несет в себе, в той или иной степени, скрытые, неиспользованные психические ресурсы. Главными задачами НЛП-терапии и является обеспечение доступа пациента к этим скрытым ресурсам, извлечение их из подсознания и вывод на сознательный уровень с последующим обучением пациента (клиента) тому, как ими пользоваться. Эти задачи решаются с помощью таких техник, как «интеграция якорей», «визуально-кинестетическая диссоциация», «шестишаговый рефрейминг», техника «взмаха» и др.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Когнитивно-бихевиоральные технологии в клинической практике
Даты программы
15 ноября 2020 года –
25 ноября 2020 года
Количество часов
72 часа
Расписание занятий
15 ноября (вс), 14:00-20:00
22 ноября (вс), 14:00-20:00
29 ноября (во), 14:00-20:00
Время: 14:00-20:00 ч
Форма обучения
очная
заочная (дистанционный формат)
Место проведения занятий
Московский городской открытый колледж,
Волгоградский проспект, д. 32, к. 5
(5 мин. пешком от метро «Волгоградский проспект»)
Удостоверение о повышении квалификации
Структура программы
Учебный план
программы повышения квалификации
«Когнитивно-бихевиоральные технологии в клинической практике»
Целью обучение слушателей является освоение когнитивно-бихевиоральных методов и методик, а также эффективных способов их применения в психологическом консультировании.
Категория слушателей: специалисты с высшим психологическим, педагогическим и медицинским образованием (психологи, педагоги-психологи, педагоги, врачи-психотерапевты), получившие его на факультетах психологии, педагогики и медицинских факультетах вузов, а также студенты старших курсов соответствующих факультетов, аспиранты, соискатели, медицинские и социальные работники.
Общее количество часов (трудоёмкость): 72 часов.
Продолжительность: 1 месяц.
Формы обучения: очная
Режим занятий: 1 раз в неделю (суббота), 14.00-20.00 ч
№ | Наименование раздела | Всего часов | В том числе: | Форма итогового контроля | |
Ауд. час | Самост. работа | ||||
1. |
Введение в когнитивно-поведенческую терапию
| 24 | 6 | 18 | — |
Тема 1. Введение в когнитивно-поведенческую терапию
| |||||
2. |
Когнитивно-поведенческая терапия тревожных расстройств
| 24 | 6 | 18 | — |
Тема 2. Когнитивно-поведенческая терапия тревожных расстройств
| |||||
3. |
Когнитивно-поведенческая терапия депрессии
| 24 | 8 | 16 | — |
Тема 3. Когнитивно-поведенческая терапия депрессии
| |||||
4. |
Итоговая аттестация
| — | — | — | зачет |
ИТОГО
| 72 | 20 | 52 | — |
Задать вопросы по программе можно по прямому телефону: 8 (499) 650-75-25
Записаться в группу
Когнитивно-бихевиоральная психотерапия эмоциональных и поведенческих расстройств у детей и подростков
Когнитивно-бихевиоральная психотерапия эмоциональных и поведенческих расстройств у детей и подростков
Программа повышения квалификации
Дистанционная форма обучения!
Данная программа разработана для внедрения методов когнитивно-поведенческой терапии в практику психиатрической помощи для подростков и детей в России.
В последние десятилетия в России наблюдается неуклонный рост эмоциональных и поведенческих расстройств у детей и подростков. Своевременное и эффективное лечение подобных расстройств имеет драматическое значение для сохранения психического здоровья молодых людей и для их возможности в будущем интегрироваться в социум. Фармакологическое лечение данной категории больных имеет ряд ограничений в связи с влиянием на физическое и психологическое развитие молодых людей, что придает актуальность применению психотерапевтических методов терапии.
В ряду методов психотерапии особое место занимает когнитивно-поведенческая терапия, высокая эффективность которой в лечении тревожных и аффективных расстройств доказана в множестве клинических исследований. В последние годы в рамках когнитивно-поведенческой терапии разработаны новые высокоэффективные методы (в частности, диалектическая бихевиоральная терапия), позволяющие корректировать нарушения поведения, обычно плохо поддающиеся фармакологическому лечению.
Число специалистов, практикующих когнитивно-поведенческую терапию в России растет. Однако лишь единицы используют ее в работе с детьми и подростками.
Данная программа разработана для внедрения методов когнитивно-поведенческой терапии в практику психиатрической помощи для подростков и детей в России.
В ходе занятий слушатели усвоят когнитивную модель, основные навыки работы в когнитивно-поведенческой терапии. В рамках курса предусмотрены практические упражнения, способствующие формированию и закреплению терапевтических навыков. Важнейшим элементом обучения в рамках данного курса служит регулярная супервизия клинических случаев участников. Программу отличает интегративная направленность: идеи когнитивного подхода дополняются сведениями из системного семейного подхода, что соответствует данным о важной роли семейных дисфункций в происхождении и течении эмоциональных расстройств.
Цель реализации программы – формирование навыков диагностики и психотерапии депрессивных, тревожных расстройств, а также нарушений поведения у детей и подростков.
Задачи:
1. Формирование представлений о диагностических критериях депрессивных, тревожных расстройств, а также нарушений поведения у детей и подростков в современных классификационных системах.
2. Расширение знаний о культуральных, интерперсональных, семейных, когнитивных и поведенческих факторах эмоциональных расстройств, а также нарушений поведения у детей и подростков.
3. Знакомство с базовыми теориями и принципами когнитивно-бихевиоральной терапии расстройств аффективного спектра.
4. Усвоение навыков психодиагностики депрессивных, тревожных расстройств и нарушений поведения у детей и подростков с помощью интервью и психометрических методик.
5. Усвоение навыков описания клинических случаев в терминах когнитивно-бихевиорального подхода (составления «когнитивной концептуализации случая» c помощью диаграммы).
6. Усвоение навыков планирования психотерапевтических мероприятий с пациентами (разработка стратегии вмешательства) с учетом семейного семейного контекста.
7. Усвоение навыков психообразовательной работы с пациентами, страдающими депрессивными или тревожными расстройствами.
8. Усвоение навыков психотерапевтической работы с дисфункциональными мыслительными процессами (методов выявления, оценки и совладания с негативными автоматическими мыслями).
9. Усвоение навыков психотерапевтической работы с дисфункциональными когнитивными схемами (методов выявления, оценки и модификации дезадаптивных убеждений).
10. Усвоение навыков диагностики дисфункциональных поведенческих паттернов, сопряженных с манифестацией и хронификацией расстройств аффективного спектра у детей и подростков, и методов их изменения.
11. Усвоение навыков психотерапевтической работы с трудными случаями – тяжелыми депрессивными и тревожными расстройствами, выраженными расстройствами поведения, психотическими симптомами у детей и подростков.
12. Усвоение навыков психотерапевтической работы с семьями пациентов детского и подросткового возраста.
Краткое содержание программы
Основные разделы:
1. Введение в когнитивно-бихевиоральную психотерапию детского и подросткового возраста;
2. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия депрессивных и тревожных расстройств у детей и подростков;
3. Когнитивно-бихевиоральная психотерапия расстройств психотического уровня и тяжелых нарушений поведения у детей и подростков.
NEW! Учебно-тематический план программы
Категория слушателей, включая требования к квалификации
На программу принимаются люди с высшим и незавершенным высшим (студенты старших курсов) образованием по психологическим, педагогическим, психиатрическим направлениям подготовки. Желательно для слушателя программы иметь стаж работы (не менее 1 года), связанной с деятельностью в области психологического консультирования.
Ведущие программы — ученики первой российской школы КБТ, основанной Холмогоровой А.Б. и Гаранян Н.Г.
Воликова Светлана Васильевна, кандидат психологическх наук, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии. Имеет многолетний опыт психологической работы с детьми и подростками в Московском НИИ психиатрии, отраженный в многочисленных научных работах.
Зарецкий Юрий Викторович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии. Имеет большой опыт психологической работы с подростками, в том числе с девиантным поведением.
Агасарян Эмма Георгиевна, кандидат медицинских наук. Имеет большой опыт психотерапевтической работы с подростками на амбулаторном и стационарном этапах, в том числе с подростками с высоким суицидальным риском и самоповреждающим поведением.
Ведущие программы проходили длительные обучающие и супервизионные программы по когнитвино-поведенческой терапии в России и зарубежом.
Количество часов: 92 ак. часа
Документ об образовании: при успешном окончании программы выдается удостоверение о повышении квалификации государственного образца.
График занятий: по пятницам с 18:15 до 21:30 (с перерывом 15 мин)
Расписание занятий: 25 сентября, 2, 9, 16, 23, 30 октября, 6, 13, 20, 27 ноября, 4, 11, 18, 25 декабря 2020г., 15, 22, 29 января, 5 февраля 2021г.
Стоимость обучения: 30.000 (возможна рассрочка).
Занятия проводятся в ОНЛАЙН-формате на платформе ZOOM!
Начало обучения: 25 сентября 2020г. (открыт набор!)
Контакты:
Ассман Евгения Владимировна
8-985-110-49-32 (пн.- ср. с 11:00 до 19:00)
Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
ОТКРЫТАЯ РЕАЛЬНОСТЬ — Направления — Психология
Когнитивно-бихевиоральный, или когнитивная-поведенческий, подход в психотерапии моложе психодинамического. Когнитивно-бихевиоральный подход в психотерапии предполагает, что проблемы человека вытекают из искажений реальности, основанных на неправильных представлениях, которые, в свою очередь, возникли в результате неправильного научения в процессе развития личности. Терапия заключается в поиске искажений в мышлении и в обучении альтернативному, более реалистичному способу восприятия своей жизни. Когнитивно-бихевиоральный подход работает, когда надо найти новые формы поведения, простроить будущее, закрепить результат.
Когнитивно-бихевиоральный подход к эмоциональным расстройствам изменяет взгляд человека на себя и свои проблемы. Отказавшись от представления о себе как о беспомощной жертве обстоятельств, человек получает возможность увидеть в себе существо, как склонное рождать ошибочные идеи, так и способное отучиться от них или исправить их, определив ошибки собственного мышления.
Изначально подход формировался на развитии идей бихевиоризма. Бихевиоризм как теоретическое направление психологии возник и развивался примерно в то же время, что и психоанализ, с конца 19 века, попытки систематически применить принципы теории научения для психотерапевтических целей относятся к концу 50-х — началу 60-х годов. В это время в Англии в знаменитом госпитале Модели Г. Айзенк впервые применил принципы теории научения для лечения психических расстройств. В клиниках США повсеместно начинает применяться методика положительного подкрепления желаемых реакций у больных с сильно нарушенным поведением, так называемая техника «экономии жетонов».
Все положительно оцениваемые действия больных (например, сам умылся, постелил постель и т. д.) получают подкрепление в виде выдачи специального жетона. Затем этот жетон больной может обменять на сладости или получить выходной для посещения семьи и т. д.
В Южной Африке Д. Вольпе совместно со своими сотрудниками А. Лазарусом и Рахманом применяет павловский принцип формирования условного рефлекса для лечения патологических страхов и разрабатывает метод систематической десенситизации — разрушения условнорефлекторной реакции страха путем постепенного приучения к пугающему стимулу с использованием техник воображения и релаксации (Wolpe, Lazarus, 1966).
Однако в это время бихевиоризм как объяснительная модель человеческого поведения подвергается резкой критике за свой механицизм и игнорирование внутренней жизни человека.Стимульно-реактивная схема, описывавшая человеческое поведение как сумму реакций на различные стимулы и являвшаяся основной теоретической парадигмой в работе большинства американских психологов начиная с 20-х годов, явно исчерпала себя как средство изучения психики.
В это время происходит когнитивная революция в психологии, доказавшая роль так называемых внутренних переменных, или внутренних когнитивных процессов, в человеческом поведении, появляются информационные модели человеческой психики, которые описывают человека как активно перерабатывающего поступающую извне информацию и создающего различные модели реальности, а не просто пассивно реагирующего на стимулы извне. Бихевиоризм был значительно видоизменен, а возникшая на его основе психотерапия была уже не бихевиоральной, а бихевиорально-когнитивной.
В настоящее время можно говорить о существовании различных видов терапии, базирующихся на когнитивно-бихевиоральном подходе:
1. Направления, более близкие классическому бихевиоризму и основанные преимущественно на теории научения, то есть на принципах прямого и скрытого обусловливания. Это собственно бихевиоральная психтерапия, а из российских подходов к этой группе методов можно отнести эмоционально-стрессовую психотерапию Рожнова
2. Направления, основанные на интеграции принципов теории научения и теории информации, а также принципов реконструкции так называемых дисфункциональных когнитивных процессов и некоторых принципов динамической психотерапии. Это, прежде всего, рационально-эмотивная психотерапия Альберта Эллиса и когнитивная психотерапия Арона Бека. Сюда же можно отнести подходы В. Гвидано (Guidano, 1988) и Г. Лиотти (Liotti, 1988), а также М. Махони (Machoney, 1993)
3. Иные направления, как рациональная психотерапия, краткосрочная мультимодальная психотерапия и т.д.
В рамках данного подхода мы рассматриваем следующие направления психотерапии:
Когнитивно-поведенческая терапия | психология
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) , также называемая когнитивно-поведенческой терапией , форма психотерапии, сочетающая стратегии традиционных поведенческих методов лечения с различными когнитивно-ориентированными стратегиями. Он отличается от других форм психотерапии (например, традиционной психодинамической психотерапии) тем, что основное внимание уделяется изменению неадаптивных стереотипов мышления, чувств и поведения, которые, как считается, поддерживают проблему, а не помощи клиенту в ее достижении. понимание факторов раннего развития, которые могли подготовить почву для проблемы.Существуют структурированные протоколы лечения, основанные на принципах когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) для широкого спектра психологических состояний, включая расстройства настроения, тревожные расстройства, посттравматическое стрессовое расстройство, бессонницу, обсессивно-компульсивное расстройство и расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ.
Историческая застройка
Современная когнитивно-поведенческая терапия уходит корнями в 1950-е и 60-е годы, когда психологи и психиатры, работающие в Южной Африке, Англии и США, начали изучать использование психотерапевтических вмешательств на основе принципов теории обучения.Вскоре поведенческая терапия стала устоявшейся формой лечения, которая включала в себя стратегии, основанные на воздействии, методы, основанные на классическом и оперантном обусловливании, и другие стратегии, направленные на непосредственное изменение проблемного поведения.
К началу 1960-х термин поведенческая терапия появился в нескольких важных публикациях. Связанные с этим термины, такие как модификация поведения , стали чаще использоваться в 1960-х годах. В 1963 году начал выходить первый научный журнал, посвященный поведенческой терапии ( Behavior Research and Therapy ), а в 1966 году была образована Ассоциация по развитию поведенческой терапии (AABT).
В 1960-х и 1970-х годах несколько психологов начали сочетать поведенческую терапию с когнитивными методами лечения, призванными изменить негативные модели мышления и обработки информации клиентов. Хотя ряд людей сыграли важную роль в раннем развитии когнитивных методов лечения, Аарону Беку и Альберту Эллису чаще всего приписывают разработку этих методов лечения. Оба изначально прошли подготовку в качестве психоаналитиков, и оба описали свое неудовлетворение традиционным психоанализом как причину, по которой они стремились разработать новые подходы к лечению депрессии, тревоги и связанных с ними проблем.Эллис называл свою форму лечения рациональной эмоциональной терапией и, позднее, рациональной эмоциональной поведенческой терапией , а Бек использовал термин когнитивная терапия . Оба метода лечения были направлены на то, чтобы помочь клиентам изменить свои убеждения, предположения и прогнозы от негативных, депрессивных, тревожных и дисфункциональных к более реалистичным, позитивным и адаптивным. По мере того как эффективные поведенческие и когнитивные методы лечения становятся все более распространенными, исследователи в 1970-х и 1980-х годах начали разрабатывать протоколы, которые включали стратегии обеих форм лечения.
Britannica Premium: удовлетворение растущих потребностей искателей знаний. Получите 30% подписки сегодня.
Подпишись сейчас
Формы лечения
Продолжительность, частота и формат сеансов когнитивно-поведенческой терапии сильно различаются в зависимости от типа решаемой проблемы, доступности терапевта и предпочтений клиента. Обычно курс лечения состоит из 10-20 сеансов, обычно проводимых еженедельно. Однако людям со сложными проявлениями (например, значительной сопутствующей патологией, расстройствами личности) может потребоваться более 20 сеансов для лечения, а людям с очень конкретными проблемами (например,g., специфические фобии) часто можно лечить за гораздо меньшее количество сеансов. Лечение может происходить индивидуально или в группах. Хотя КПТ часто проводится в амбулаторных условиях, существуют также стационарные и дневные программы лечения, основанные на подходе КПТ.
Сеансы КПТ обычно начинаются с того, что терапевт и клиент вместе составляют повестку дня встречи. Большая часть каждой сессии посвящена обучению, анализу или применению конкретных стратегий КПТ к проблемам клиента. Ранние сеансы часто носят более дидактический характер, когда терапевт описывает, как использовать определенные техники, в то время как на более поздних сеансах больше времени тратится на использование новых стратегий.Домашнее задание часто назначается, чтобы побудить клиентов пересматривать и практиковать стратегии КПТ на ежедневной основе.
Оценка клиента
Различные процедуры оценки используются для понимания терапевтических потребностей клиента, определения того, какие методы КПТ использовать в лечении, и для измерения прогресса. Как и почти во всех формах психотерапии, клиническое интервью является важным инструментом для терапевтов, использующих КПТ. В дополнение к обычным темам, затронутым во время интервью (например,g., история присутствующей проблемы, личный и семейный анамнез и т. д.), CBT-терапевты интересуются типами поведенческих эксцессов и дефицитов, которые связаны с трудностями клиента, триггерами и последствиями проблемного поведения, а также типами познания. которые связаны с негативными состояниями настроения, такими как тревога, депрессия и гнев. Часто полуструктурированные интервью используются для обеспечения стандартизированного подхода к оценке, который вряд ли случайно упустит важные особенности проблемы.
Прямое наблюдение за поведением подразумевает наблюдение за клиентом в соответствующей ситуации и отслеживание его поведения и реакций, представляющих интерес. Например, при лечении социального тревожного расстройства с помощью когнитивно-поведенческой терапии терапевты могут сначала провести тест поведенческого подхода (BAT), в котором клиент сталкивается с опасной ситуацией (например, случайный разговор с незнакомцем или краткая презентация). Во время BAT терапевт имеет возможность наблюдать за клиентом, чтобы отметить любые недостатки навыков и наблюдать за любым поведением избегания или безопасности, которое используется во время теста.После BAT клиенты обычно сообщают о серьезности своего беспокойства и о любых тревожных мыслях, которые возникли во время упражнения. Поведенческое наблюдение имеет преимущество перед другими формами оценки в том, что оно позволяет идентифицировать поведение или другие особенности проблемы, о которых клиент может не знать.
Дневники мониторинга — это формы, которые клиенты заполняют на регулярной основе для измерения соответствующих симптомов или для отслеживания использования ими определенных стратегий КПТ. Например, при лечении депрессии клиенты обычно следят за своими депрессивными мыслями и используют когнитивные дневники, чтобы бросить вызов своим стереотипам негативного мышления.Преимущество дневников мониторинга в том, что они позволяют избежать проблем, связанных с предвзятостью ретроспективного воспоминания. Если клиенты сообщают о своих симптомах по мере их появления, они с большей вероятностью предоставят точный отчет о частоте и серьезности своих симптомов, чем если бы они просто пытались воссоздать воспоминания о симптомах, сидя в кресле. кабинет терапевта через несколько дней или недель.
Существует множество стандартизированных шкал для измерения наиболее важных характеристик практически каждой диагностической категории.Только для тревожных расстройств в начале 21 века использовалось более 200 эмпирически подтвержденных шкал. Например, в случае панического расстройства и агорафобии шкалы измеряют частоту симптомов панической атаки, тяжесть агорафобного избегания и степень, в которой клиент боится панических ощущений (отличительный признак панического расстройства). Информация, полученная с помощью шкал самооценки, может использоваться для выбора целей или задач лечения, а также для выбора наиболее подходящих стратегий решения проблемы.
.
Когнитивная и поведенческая практика — Журнал
Cognitive and Behavioral Practice — это ежеквартальный международный журнал, основной задачей которого является распространение клинических данных: преодоление разрыва между опубликованными клиническими исследованиями и реальной клинической практикой когнитивной терапии и поведенческой терапии . Cognitive and Behavioral Practice публикует клинически богатые отчеты об инновационных оценках и терапевтических процедурах, которые четко обоснованы практикой, основанной на доказательствах.Основное внимание уделяется применению и выполнению процедур. Соответственно, темы выбираются с учетом текущих проблем, с которыми сталкиваются практикующие врачи, как с точки зрения техники, процесса, так и содержания лечения. Для достижения этой цели статьи могут включать подробные описания клинических вмешательств, примеры диалога клиент-терапевт, встроенные видеоклипы, которые читатели могут просматривать онлайн, и / или важные описания случаев. Помимо обычных статей, журнал включает специальные серии, тематические конференции, клинические комментарии, клинические обзоры и обзоры книг.Специальные серии содержат несколько рукописей, посвященных определенной диагностической категории, популяции или терапевтической стратегии. Серия случаев содержит описание случая с авторами, реагирующими на различные аспекты подхода к лечению. Клинические комментарии — это краткие статьи (запрошенные и незапрашиваемые), в которых эксперты в данной области комментируют самые актуальные клинические темы, противоречия или открытия в пределах их компетенции. Клинические обзоры — это регулярные обзорные статьи, в которых особое внимание уделяется клинической стратегии и существующей доказательной базе для этой стратегии.Этот журнал предназначен для практикующих психиатров, инструкторов и исследователей, заинтересованных в клиническом распространении своих результатов. Экзамены для продолжения образования включены в каждый выпуск.
Преимущества для авторов
Мы также предоставляем множество преимуществ для авторов, такие как бесплатные PDF-файлы, либеральная политика в отношении авторских прав, специальные скидки на публикации Elsevier и многое другое. Щелкните здесь, чтобы получить дополнительную информацию о наших услугах для авторов.
Информацию о подаче статей см. В нашем Руководстве для авторов.Если вам потребуется дополнительная информация или помощь, посетите наш Центр поддержки
Hide full Aims & Scope
.
Когнитивно-поведенческая терапия при депрессии
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — это вид психотерапии. Эта форма терапии изменяет образы мышления, чтобы изменить настроение и поведение. Он основан на идее, что негативные действия или чувства являются результатом нынешних искаженных убеждений или мыслей, а не бессознательных сил из прошлого.
КПТ — это сочетание когнитивной и поведенческой терапии. Когнитивная терапия фокусируется на вашем настроении и мыслях. Поведенческая терапия специально нацелена на действия и поведение.Терапевт, практикующий комбинированный подход КПТ, работает с вами в структурированной обстановке. Вы и ваш терапевт работаете над определением конкретных негативных стереотипов мышления и поведенческих реакций в сложных или стрессовых ситуациях.
Лечение предполагает разработку более сбалансированных и конструктивных способов реагирования на факторы стресса. В идеале эти новые реакции помогут свести к минимуму или устранить тревожное поведение или расстройство.
Принципы КПТ можно применять и вне кабинета терапевта.Одним из примеров является онлайн-когнитивно-поведенческая терапия. Он использует принципы КПТ, чтобы помочь вам отслеживать симптомы депрессии и тревоги и управлять ими в Интернете.
КПТ — это более краткосрочный подход, чем психоанализ и психодинамическая терапия. Для открытия и лечения других видов терапии может потребоваться несколько лет. КПТ часто требует от 10 до 20 сеансов.
Сессии дают возможность определить текущие жизненные ситуации, которые могут вызывать или способствовать вашей депрессии.Вы и ваш терапевт определяете текущие модели мышления или искаженное восприятие, которые приводят к депрессии.
Это отличается от психоанализа. Этот тип терапии предполагает работу в обратном направлении через историю вашей жизни, чтобы обнаружить неосознанный источник проблем, с которыми вы сталкиваетесь.
Вас могут попросить вести дневник в рамках CBT. Журнал предоставляет вам место для записи жизненных событий и ваших реакций. Терапевт может помочь вам разбить реакции и шаблоны мышления на несколько категорий саморазрушающихся мыслей.К ним относятся:
- мышление по принципу «все или ничего»: взгляд на мир в абсолютных черно-белых терминах
- дисквалификация положительного: отказ от положительного опыта, настаивая на том, что он «не считается» по какой-то причине
- автоматически отрицательный реакции: наличие привычных, ругающих мыслей
- преувеличение или преуменьшение важности события: придание большего значения конкретному событию или моменту
- чрезмерное обобщение: получение слишком общих выводов из одного события
- персонализация: слишком личное или чувственное восприятие вещей действия специально направлены на вас
- ментальный фильтр: выделение одной отрицательной детали и сосредоточение исключительно на ней, чтобы видение реальности стало затемненным
Вы и ваш терапевт можете использовать дневник, чтобы помочь заменить негативные образы мышления или восприятия на более конструктивные.Это можно сделать с помощью ряда хорошо отработанных методов, таких как:
- обучение контролю и изменению искаженных мыслей и реакций
- обучение точной и всесторонней оценке внешних ситуаций и реакций или эмоционального поведения
- практика разговора с самим собой, который является точным и сбалансированным
- с использованием самооценки для адекватного отражения и реагирования
Вы можете практиковать эти методы совладания самостоятельно или со своим терапевтом.Как вариант, вы можете практиковать их в контролируемых условиях, когда сталкиваетесь с трудностями. Вы можете использовать эти настройки, чтобы повысить свою способность успешно отвечать. Другой вариант — онлайн-CBT. Это позволяет вам практиковать эти методы, не выходя из дома или офиса.
Когнитивно-поведенческая терапия широко используется для лечения ряда расстройств и состояний у детей, подростков и взрослых. Эти расстройства и состояния включают:
- антисоциальное поведение (включая ложь, воровство и причинение вреда животным или другим людям)
- тревожные расстройства
- синдром дефицита внимания с гиперактивностью
- биполярное расстройство
- расстройство поведения
- депрессия
- расстройства пищевого поведения, такие как переедание, анорексия и булимия
- общий стресс
- расстройства личности
- фобии
- шизофрения
- сексуальные расстройства
- расстройства сна
- проблемы социальных навыков
- злоупотребление психоактивными веществами
когнитивно-поведенческая терапия может сочетаться с другими методы лечения депрессии.
Долговременный эмоциональный риск, связанный с КПТ, невелик. Но изучение болезненных ощущений и переживаний может вызвать стресс. Лечение может включать ситуации, которых вы иначе бы избегали. Например, вас могут попросить провести время в общественных местах, если вы боитесь толпы. В качестве альтернативы вам может потребоваться противостоять смерти любимого человека, которая вызывает вашу депрессию.
Эти сценарии могут дать возможность отработать измененные реакции на стрессовые или неблагоприятные ситуации.Конечная цель терапии — научить вас, как справляться с тревогой и стрессом безопасным и конструктивным образом.
«Существует огромное количество доказательств того, что когнитивно-поведенческая терапия очень эффективна при лечении определенных проблем», — Саймон Рего, Psy.D. из Медицинского центра Монтефиоре в Нью-Йорке сообщили Healthline. «Широта доказательств не так обширна для других форм психотерапии».
Нельзя сказать, что другие методы лечения не столь эффективны и полезны.«Они просто не подходят ни для чего, что можно изучать, — говорит Рего. «По результатам когнитивно-поведенческой терапии было проведено больше научно-обоснованных исследований, чем по результатам каких-либо других исследований».
.