Когнитивное развитие в раннем возрасте: Когнитивное развитие ребенка в раннем возрасте 1-3 года

Содержание

Когнитивное развитие ребенка в раннем возрасте 1-3 года

Содержание статьи:

Дети с самого рождения активно строят свою собственную реальность посредством экспериментирования, являясь «маленькими учеными», которые усердно постигают законы нашего мира. Они исследуют окружающую среду, впитывая новую информацию с учетом их уровня развития и доступных им способов понимания. При встрече с чем-то новым, их мозг встраивает новое знание в систему уже имеющегося опыта, накапливая как снежный ком, свои познания о мире.

Ранний возраст — период активного исследования различных свойств предметов: формы, величины, причинно-следственных связей, характера движений, явлений и т.п. Во время знакомства с предметами и способами их использования, совершенствуется восприятие ребенка, развивается его мышление, формируются двигательные навыки. Играя с различными предметами и материалами, например с камнями, песком, водой, ребенок узнает об их свойствах и тех законах, которым эти объекты подчиняются. Так, играя в песочнице, ребенок может увидеть, что каждая игрушка оставляет в песке разный отпечаток. Играя с мячом, ребенок может заметить, что чем сильней он бросит его об пол, тем выше тот отскочит. Постепенно дети научаются сравнивать и классифицировать объекты. Лучше разбираться в различных понятиях, таких как: размер, форма, материал. Благодаря активной игре, ребенок приобретает разнообразные умения, которые позволяют ему чувствовать себя более уверенно в физическом и эмоциональном отношении.Все, что ребенок делает в течение первых лет своей жизни, воздействует на его когнитивное, моторное, социальное и личностное развитие. Например, когда ребенок идет по бревну, с одной стороны он учится тому, как нужно сохранять равновесие, а с другой — усваивает когнитивное понятие узости и личностное понятие уверенности.

Восприятие

Восприятие обладает рядом особенностей:

  • Восприятие эмоционально окрашено и тесно связано с практическими действиями: наблюдаемые предметы «притягивают» ребенка, вызывая эмоциональную реакцию и желание достать их, что-то с ними сделать. Свойства предметов (форма, величина, текстура, цвет и т. д.) ребенок познает в процессе практических действий: хватания, манипулирования, соотношения и др. действий.
  • Ребенок не может одновременно воспринимать объект в целом и отдельные его части. Поэтому, он может «терять» маму в магазине, не в состоянии из большого числа лиц выделить ее лицо: он либо внимательно изучает одно лицо, либо начинает хаотично блуждать глазами по всей массе лиц, не замечая деталей.
  • Со временем ребенок переходит к зрительному соотнесению свойств предметов, тогда как раньше сравнивал их «при помощи рук». Теперь он подбирает нужный предмет и выполняет действие сразу правильно, без предварительного примеривания.
  • Начинают складываться сенсорные эталоны — представления о свойствах вещей: ребенок достаточно точно может определить форму, величину, цвет предметов, хотя ему еще трудно овладеть названиями этих свойств. Например, предметы круглой формы ребенок может определить «как мячик», зеленые предметы — «как травка». На третьем году жизни ребенок усваивает представление о 5–6 формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и 8 основных цветах, но их названиями дети овладевают с большим трудом и только при упорном обучении со стороны взрослых. Главная трудность детей этого возраста — невозможность отделить свойство от самого предмета. Для становления представлений ребенка о свойствах предметов, необходимы конкретные практические действия с предметами и взаимодействие с взрослыми.

Внимание

У ребенка в возрасте от года до двух лет появляется произвольная форма внимания, которой взрослый может управлять. На втором году жизни, ребенок способен к целенаправленному поведению, для чего необходима способность удерживать внимание. Например, если ребенок хочет до конца достроить из кубиков башню или сложить все кубики в коробку, он должен некоторое время сохранять внимание. Благодаря устойчивости внимания, ребенка становится труднее отвлечь чем-то для него новым.

Память

Процессы памяти совершенствуются на протяжении всего периода раннего детства. К ним относится: сохранение, узнавание и воспроизведение. К 14-месячному возрасту продолжительность сохранения информации увеличивается до целой недели. Ребенок в этом возрасте может запомнить не только отдельные действия, но и простейшие цепочки действий. К 20-месячному возрасту ребенок может воспроизвести последовательность действий не только незамедлительно после показа, но и с 2-недельной отсрочкой. В дальнейшем в ходе развития способность к воспроизведению существенно улучшается. В целом память ребенка пока непроизвольна — ребенок не ставит задачи специально запомнить.

Мышление

Мышление ребенка в этот период ограничено наглядной ситуацией (ситуативное мышление) и развивается на фоне практической деятельности. Он решает все встающие перед ним задачи с помощью практических, наглядных для него действий в настоящем времени. Ребенок действует с предметами и таким образом схватывает связи между ними. До двух лет идет процесс активного экспериментирования методом проб и ошибок. Ребенок исследует объекты путем воздействия на них новыми способами.

Настойчивое воспроизведение одних и тех же простых действий и получение ожидаемого эффекта (открывание и закрывание коробок, ящиков, извлечение звуков из звучащих игрушек, действия одних предметов на другие и пр.) дают малышу чрезвычайно важный чувственный опыт, который ложится в основу более сложных, внутренних форм мышления. Ребенок познает существенные и функциональные признаки предметов. Такое познание захватывает малыша и приносит ему новые эмоции — познавательные: любопытство, удивление, радость от открытия. Познавательная активность и развитие мышления проявляется не только в успешности решения практических задач, но прежде всего в удовольствии, которое получает ребенок от самостоятельных исследований. Ребенку бесконечно нравится исследовать новое.

Важной характеристикой мышления является способность к переносу найденного способа решения задачи на новые предметы и условия. Изучение объектов и познание мира, приводит к тому, что на втором году жизни ребенок распределяет предметы по категориям, но не по сходству внешнего вида, а по сходству их функций и поведения. Теперь ребенок понимает, что определе

Когнитивное развитие ребенка в раннем возрасте. Советы

Понимание того, как происходит когнитивное развитие детей очень важно для родителей. Оно поможет тебе выбрать правильные действия для дальнейшего развития мышления, памяти и рассуждений у ребенка. Познавательное развитие ребенка в раннем детстве включает в себя несколько важных навыков. Таких навыков, как усвоение языка, изучение объектов и отношений между причиной и следствием. Когнитивное развитие ребенка формирует основу для многих других способностей, которые он будет изучать в дальнейшей жизни.

Узнать подробнее про РАЗВИТИЕ МОЗГА РЕБЕНКА В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ.

Когнитивное развитие ребенка — простые, но важные советы.

Мозг младенца растет быстрее, чем в любое другое время в жизни! Исследования показали, что первые месяцы жизни имеют огромное значение для социального и эмоционального развития в дальнейшей в жизни. Однако здоровое когнитивное развитие не должно быть сложным. У нас есть три золотых правила, когда дело доходит до стимулирования молодых мозгов.

Совет № 1: любовь, любовь, любовь!

Уход за ребенком и развитие сильной эмоциональной связи является абсолютно лучшим способом убедиться, что твой ребенок вырастет эмоционально сбалансированным и заботливым взрослым.

Совет № 2: новизна для всех органов чувств.

Ничего нет лучше для улучшения детского мозга, чем испытание чего-то впервые. Повторение хорошо для изучения конкретных навыков, но для быстрого роста и всестороннего психического развития нужна новизна. Новые запахи, новые звуки, новые текстуры и новые формы – все это помогает.

Совет № 3: Не что, А как.

Не так важно, что твой ребенок может сделать. Важно то, как он делает что-либо успешное. Постарайся не слишком увлекаться обучением своего ребенка определенным навыкам. Вместо этого предоставь ему возможности исследовать мир через игры. Скоро ты обнаружишь, что твой ребенок приобрел много новых и удивительных талантов!

Резюмируем про развитие когнитивных способностей в раннем возрасте.

Это самый удивительный возраст, когда дело доходит до развитие когнитивных способностей. Сейчас время, когда все, что выстроил мозг твоего ребенка, действительно начинает окупаться. И ты собираешься стать свидетелем взрыва новых талантов и удивительно умного поведения!

 

Твой малыш начнет имитировать поведение родителей и разыгрывать знакомые сцены из взрослой жизни. Он начнет запоминать расположение любимых игрушек и предметов и сможет искать и находить их по своему желанию.

Решение все более сложных проблем, будь то игрушка-головоломка или «как убедить бабушку угостить печеньем» дается с легкостью.

Твой малыш может даже попытаться прочитать любимую книгу самостоятельно! Хотя он не совсем в состоянии расшифровать буквы и слова, твой малыш может перевернуть книгу, если она вверх ногами. Когда ты читаешь вслух, можно увидеть всплеск волнения и предвкушение того, что в истории должно произойти.

Как и в случае со взрослыми, забота о теле и благополучии ребенка оказывает значительное влияние на его эмоциональное и когнитивное (умственное) развитие. Поэтому убедись, что сочетаешь здоровое питание и физическую двигательную активность с другими образовательными занятиями.

Читай подробнее про ИГРЫ ГОЛОВОЛОМКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ.

Понравилась статья про когнитивное развитие ребенка? Поделись ею со своими знакомыми и друзьями, ведь им тоже может понадобиться помощь и эта информация.

Ставь лайк нашему женскому журналу в Facebook ,  Вконтакте и Инстаграм  

Мы поможем тебе быть красивой, счастливой и здоровой.

С уважением, редакция женского сайта www.saitzhenskiy.ru

23. Когнитивное развитие в раннем детстве

Раннее
детство охватывает возраст от года до
трех лет.

Социальная
ситуация развития ребенка раннего
детства: ребенок становится более
самостоятельным в познании окружающей
действительности и начинает использовать
взрослого как средство общения с
предметным миром. Начинает разрушаться
ситуация неразрывного единства ребенка
и взрослого (ситуация «Мы», по Л.С.
Выготскому).

Социальная
ситуация развития в раннем детстве —
это ситуация совместной деятельности
ребенка со взрослым на правах
сотрудничества; раскрывается в отношениях
ребенок — предмет — взрослый (Д.Б.
Элъконин, Л.Ф. Обухова).

Основными
достижениями раннего детства, которые
определяют развитие психики ребенка,
являются: овладение телом, речью, развитие
предметной деятельности.

Ведущая
деятельность — предметно-манипулятивная.

Ребенок
усваивает функции предмета, закрепленные
за ним в культуре. По мнению Д.Б. Эльконина,
предметное действие ребенка развивается
в двух направлениях.

  • Во-первых,
    это переход от совместного со взрослым
    исполнения к самостоятельному, что
    приводит к выделению взрослого как
    образца действия, с которым малыш
    начинает себя сравнивать.

  • Во-вторых,
    развитие средств и способов ориентации
    самого ребенка в условиях осуществления
    предметного действия.

Внутри
предметной деятельности зарождаются
новые виды — игра и продуктивные виды
деятельности (рисование, лепка,
конструирование).

Центральные
новообразования — развитие самостоятельной
ходьбы, овладение прямой походкой,
овладение речью и предметной деятельностью.

Прямохождение

Овладение
прямой походкой позволяет расширить
круг общения с интересующими предметами,
делать выбор и проявлять самостоятельность.

Овладение
телом и способность передвижения
человеческим способом приводят ребенка
к тому, что он вступает в период более
свободного и самостоятельного общения
с внешним миром.

Речь

В раннем
детстве речь ребенка развивается от
примитивных называний до осознанного
выражения мысли. Развитие речи идет по
двум направлениям:

Особенности
развития речи в раннем возрасте. Развитие
речи связано не только непосредственно
с общением со взрослым, но и включено в
практическую деятельность по освоению
предметов.

Формируется
активная речь, которая становится
средством общения со взрослыми и
сверстниками.

Развивается
не только коммуникативная, но и обобщающая
функция речи.

Формируется
регулирующая функция речи, когда ребенок
подчиняется инструкции взрослого,
выполняя его требования.

Появляется
ситуативная речь, понятная исходя из
контекста ситуации, в которую включены
собеседники, описательная речь.

Формируется
понимание литературных произведений,
рассказов взрослого, что обогащает опыт
ребенка, в том числе социальный.

Особенно
на третьем году жизни возрастает речевая
активность ребенка. Речь становится
основным средством общения.

Восприятие

Раннее
детство интересно тем, что среди всех
психических функций — восприятие,
мышление, память, внимание — доминирует
восприятие. Доминирование восприятия
означает определенную зависимость от
него остальных психических процессов.

По мысли
Л. С. Выготского, к важнейшим новообразованиям
данного возраста следует относить
восприятие, которое впервые возникает
как дифференцированная система отдельных
функций, в основе которой лежит обобщение
[5. С. 367]. Формируется предметное восприятие
как центральная познавательная функция.
Ребенок с раннего детства уже может
подбирать предметы, соединять их части
в соответствии с формой, величиной,
цветом.

Развивается
зрительное и слуховое восприятие.

Все высшие
психические функции этого возраста
развиваются вокруг восприятия, через
восприятие, с помощью восприятия.

Когнитивное развитие ребенка раннего возраста — Студопедия.Нет

Особое значение раннего детства для психического и поведенческого развития детей. Прямохождение, речевое общение и предметная деятельность — основные достижения данного возраста. Овладение речью — главное новообразование раннего возраста. Продуктивная и репродуктивная предметная деятельность. Овладение семиотической функцией. Начало продуктивной и символической деятельности. Основные достижения в развитии ребенка раннего возраста.

Развитие речи у детей раннего возраста. Общность первоначальных и последующих шагов в развитии речи у всех детей. Основные этапы речевого развития от одного года до трех лет. Усвоение детьми фонетики и грамматики. Развитие синтаксической структуры речи. Совершенствование лексики и семантики детской речи. Начало проявления познавательной речевой активности в форме вопросов, адресованных взрослому. Основные пути усвоения языка в раннем детстве.

Появление предметной и игровой деятельности. Начальный этап развития предметной деятельности. Освоение правил пользования предметами домашнего обихода. Включение ориентировочно-исследовательских моментов в предметную деятельность детей. Возникновение подражания взрослым в предметной деятельности как предпосылка к началу имитационных игр. Становление творческой (изобразительной, конструкторской и др.) деятельности детей. Начало индивидуальных предметных игр, появление и развитие символической функции в игре. Совершенствование предметны» игр детей с включением в них ориентировочно-исследовательских, конструктивны» и сюжетно-ролевых моментов. Переход к групповым предметным и сюжетно-ролевым играм. Значение таких игр для психологического развития детей. Возникновение произвольности и целенаправленности в конструкторской деятельности детей. Дальнейшее развитие подражания.


Восприятие, память и мышление ребенка раннего возраста. Возникновение предвосхищения будущего результата действия как признака развития оперативной памяти. Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Начало процесса активного экспериментирования во внешней действительности с целью ее более глубокого познания. Появление способности решать задачи методом догадки (инсайта). Два основных направления развития мышления в раннем детстве: формирование понятий и совершенствование интеллектуальных операций. Начальный этап соединения речи с мышлением. Выделение операций анализа и синтеза. Особенности развития наглядно-образного мышления на завершающем этапе раннего детства.

Эмоциональное и личностное развитие в раннем возрасте.

Предыстория и симптоматика кризиса 3-х лет.

Кризисом 3-х лет называют тот период в жизни ребенка, когда он из беспомощного карапуза превращается в самостоятельного независимого человека. Как правило, это происходит около трех лет. Психолог Л. С. Выготский выделил главные признаки (или симптомы) этого кризиса.

 

Во-первых, негативизм. Родители вдруг замечают, что ребенок делает все наперекор им. Этот негативизм отличается от непослушания. Непослушание всегда направлено на противодействие каким-то просьбам, указаниям и т.д. Негативизм же адресован конкретно какому-то человеку – маме, папе, бабушке и др. И ребенка не волнует, что этот конкретный человек ему предлагает. Если это даже то, что ребенку очень хочется, он, все равно, откажется, потому что так ему «диктует» его негативизм. Например: «Ешь кашу» — «Не буду!», «Пей сок» — «Не буду!», «Пойди поиграй с новой машинкой» — «Не буду!» Авторитарное отношение к ребенку может усиливать проявления негативизма.



 

Во-вторых, упрямство. Если ребенок упрямится, он будет долго настаивать на своем только потому, что он так сказал, он так потребовал, а вовсе не потому, что ему этого хочется. Если взрослые стараются всеми силами побороть упрямство ребенка, напряженность усиливается. Ребенок сопротивляется, как может. А когда чувствует, что силы его на исходе, впадает в истерику.

 

В-третьих, строптивость. Строптивость, в отличие от негативизма и упрямства, направлена не на человека, а против прежнего образа жизни, против тех правил, которые были у ребенка до трех лет. Проявляя строптивость, ребенок требует самостоятельности. Он хочет сам завязывать шнурки, наливать сок в стакан, намазывать ножом масло на хлеб и др. И даже если он еще не умеет этого делать, как следует, все равно требует, чтобы ему разрешили это делать самому. Авторитарное воспитание, при котором родители часто используют приказы и запреты, способствует яркому проявлению строптивости.

 

Кроме этих симптомов, часто в период кризиса трех лет ребенок меняет свою систему ценностей. Он вдруг обесценивает свои старые привязанности к вещам, к людям, к игрушкам. Иногда ребенок начинает проявлять деспотизм – он во что бы то ни стало хочет добиться, чтобы все ему подчинялись, чтобы все его желания исполнялись. Если в семье есть несколько детей, ребенок начинает проявлять признаки ревности – борется за власть с братом или сестрой.

 

Таким образом, во время кризиса 3-х лет маленький славный малыш вдруг превращается в неуправляемого, строптивого, упрямого, деспотичного ребенка. Родителям трудно адекватно реагировать на эти изменения. Они стараются перевоспитать ребенка. Однако это не приносит ожидаемого результата. Дело в том, что с изменениями ребенка, должны меняться и сами родители – в своем отношении к нему, во взаимодействиях с ним.

 

Кризис 3-х лет протекает остро только в том случае, если взрослые не замечают изменений, происходящих в ребенке, если стремятся сохранить прежний характер взаимоотношений в семье, которые ребенок уже перерос.

 

Некоторые родители с удивлением обнаруживают, что у их ребенка не было кризиса 3-х лет. Значит, взаимоотношения с ним в этот сложный период были достаточно гибкими и не противоречили новым потребностям ребенка. Родители принимали и любили его таким, какой он есть.

 

Ребенок пытается установить новые, более высокие формы отношения с окружающими. Как считал Д. Б. Эльконин, кризис трех лет -это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего « Я».

 

Кризис трех лет представляет собой ломку взаимоотношений, которые существовали до сих пор между ребенком и взрослым. К концу раннего возраста возникает тенденция к самостоятельной деятельности, которая знаменует собой то, что взрослые больше не закрыты для ребенка предметом и способом действия с ним, а как бы впервые раскрываются перед ним, выступают как носители образцов действии и отношений в окружающем мире. Феномен «Я сам» означает не только возникновение внешне заметной самостоятельности, но и одновременно отделение ребенка от взрослого человека. В результате такого отделения взрослые как бы впервые возникают в мире детской жизни. Мир детской жизни из мира, ограниченного предметами, превращается в мир взрослых людей.

 

Перестройка отношений возможна только в том случае, если происходит отделение ребенка от взрослого человека. Существуют явные признаки такого отделения, которые проявляются в симптоматике кризиса трех лет (негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых).

Центральное новообразование: Внешнее «Я сам», Предметное – манипулитивная – общественное выработанные функции вещей ребенок сам открыть не может и поэтому возникает манипулятивная совместная деятельность со взрослым, а не через показ и слова. Совместную деятельность впоследствии сменяет разделенное действие (под контролем взрослого), а затем появляется самостоятельное действие.

Предыстория кризиса 3 х лет – С зарождением самосознания, взрослые часто начинают испытывать трудности в общении с ребенком. Этот период назван кризисом 3 – х лет, с одной стороны ребенок полностью ощущает комфортность в предметном мире и полная некомфортность в социальной среде.

Кризисные НО: гордость за достижения, которая формируется за счет специфической родительской позиции: умение критически отнестись к ребенку.

Факторами риска кризиса будет воспитательная неуверенность родителя: чрезмерная жестокость, неустойчивость, ограничение самостоятельности

Пути оптимизации: Система воспитательных воздействий, Правильный стиль воспитания: не должно быть излишней мягкости и жестокости, и не ограничивать самостоятельность ребенка.

Симптоматика: Негативизм т.е. отрицательная реакция на предложение, но та же просьба не включённого человека может быть тут же выполнена

Упрямство ребенок хочет чтобы с ним считались

Строптивость – протест против порядка

Своеволие –

Обесценивание взрослых

Протес и бунт

Стремление к деспотизму – ребенок пробует использовать свою власть.

 

Развитие когнитивных процессов у детей дошкольного возраста



В последние годы в отечественном образовании выявилось серьезное противоречие. На фоне значительной интенсификации учебного процесса, использования разнообразных инновационных методов обучения увеличилось число детей, которые не справляются с традиционной программой дошкольной образовательной организации и начальной школы. Причиной этого явления часто становится гетерохронность развития у детей познавательных функций, связанная с возрастными и индивидуальными особенностями формирования структур мозга (Симерницкая Э. Г., Цветкова Л. С., Семенович А. В., Ахутина Т. В., Лебединский В. В., Манелис Н. Г.).

По данным многочисленных исследований Института возрастной физиологии РАО, трудности в обучении зафиксированы у 15–40 % учащихся начальных классов [1]. При этом недостаточно точная оценка причин возникающих затруднений, а также несвоевременная диагностическая работа на дошкольной ступени образования порождает круг еще больших проблем. По данным И. Ю. Левченко [2], в дошкольном возрасте 25 % детей требуется организация индивидуального подхода и специальных условий обучения и воспитания. В связи с этим, специалистам ДОО необходимо изучать закономерности формирования детской психики, выявлять причины отклонений в психическом развитии ребенка, разрабатывать индивидуальные маршруты сопровождения, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка.

Своевременная диагностика и развитие несформированности познавательных процессов позволит избежать трудностей детей в освоении учебного материала. Одним из важнейших аспектов диагностики детей дошкольного возраста является диагностика пространственных представлений ребенка. Пространственные представления детей составляют базис психического развития, над которым надстраиваются остальные высшие психические функции.

Развитие пространственных представлений начинается с первых месяцев жизни и является важнейшим показателем умственного развития ребенка. Дети познают себя и собственное тело (соматогнозис) через различного рода ощущения: боль или дискомфорт, напряжение или расслабление, голод или сытость, ощущение горячего или холодного, а также через телесные контакты с другими людьми.

Следующий уровень развития пространственных представлений, которыми овладевают дети, — это взаимодействие с внешним пространством. Данный этап развития осуществляется за счет зрительного, слухового, тактильного, вкусового, обонятельного анализаторов. Здесь пространственные представления касаются взаимоотношений между двумя или несколькими предметами, находящимися в окружающем пространстве, а также нахождения внешних объектов по отношению к собственному телу. Дети оперируют такими понятиями, как «далеко», «близко», «сверху», «снизу», «спереди», «сзади», «справа», «слева» и т. д.

И, наконец, третий уровень — уровень вербализации пространственных представлений, то есть пространство, отраженное в речи. Оно включает все предложные конструкции нашего языка, модификации, происходящие вследствие употребления творительного (кем? чем?) и родительного (кого? чего?) падежей, сравнительные категории и т. д. Предлоги, обозначающие представления об относительном расположении объектов как по отношению к телу, так и по отношению друг к другу (в, над, под, за, перед и т. п.) появляются в речи детей позднее, чем такие слова, как «верх», «низ», «близко», «далеко» и т. п.

Каждый уровень развития пространственных представлений должен выступать логическим продолжением предыдущего сформированного уровня. В связи с этим, возрастает важность своевременной психологической диагностики пространственных функций ребенка на каждом возрастном этапе развития.

В настоящее время в арсенале психолога находится большое разнообразие диагностических материалов. В диагностике когнитивных процессов детей дошкольного возраста одно из главных мест занимают нейропсихологические методики. Именно нейропсихологический подход выявляет индивидуальные особенности психического развития детей, обусловленных спецификой их мозговой организации. Нейропсихологический метод исследования позволяет не только определить психическую функцию, отстающую в своем развитии, но и выяснить причины, тормозящие это развитие.

В нашем исследовании приняли участие 23 ребенка в возрасте 6–7 лет, посещающих подготовительные группы детского сада и испытывающих трудности в овладении образовательной программой дошкольного учреждения. Пространственные функции данной категории детей мы диагностировали с помощью методики Тейлора, методики Рея-Остерица и кубиков Кооса. Детям предлагалось скопировать фигуру Тейлора правой рукой, а фигуру Рея-Остерица-левой.

Рис. 1. Образцы фигур. Фигура Тейлора, фигура Рея — Остерица

Анализ полученных данных показал, что у 65 % детей при копировании образца распадается гештальт фигуры, что говорит о дефицитарности правополушарных функций. Пример такого выполнения задания представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Соня, 6л.4 м.

Также к числу ошибок, типичных для данной категории детей относятся координатные ошибки (разворот фигуры на 90 градусов), причем чаще всего эти ошибки отмечаются при копировании образца доминантной рукой (рисунок 3)

Рис. 3. Ариана, 6л. 2м.

При анализе фигур, полученных в результате копирования, одним из основных критериев также является сравнение стратегий выполнения задания правой и левой рукой. Если наблюдаются значительные различия фигур, нарисованных правой и левой рукой, мы можем говорить о несформированности межполушарного взаимодействия (рисунок 4).

Рис. 4. Владимир, 6л.5м.

Использование в диагностической работе кубиков Кооса позволяет исследовать конструктивный праксис ребенка. Эта методика дает представление не только о сформированности пространственных представлений и мышления детей, но и об уровне обучаемости дошкольников, предлагая ребенку задание с нарисованной «сеткой».

Рис. 5. Примеры заданий.

Наиболее типичными ошибками для детей при конструировании из кубиков Кооса являются ошибки несоблюдения гештальта фигур, неумения зрительно разделить образец на четыре части (по количеству кубиков).

Анализ полученных результатов по двум методикам позволяет не только выявить особенности и недостатки в формировании пространственных представлений дошкольников, но и подобрать упражнения, способствующие развитию данной функции. Наиболее эффективными являются следующие задания: графические диктанты, прохождение лабиринтов, работа с материалом «Сложи узор», упражнения со схемами и картами и т. д.

Таким образом, пространственные функции являются одними из основополагающих в успешном овладении детьми письмом, чтением и счетом. Своевременная диагностика и развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста позволяет предотвратить возможные трудности ребенка в период школьного обучения. Наиболее эффективным в данном направлении нам представляется использование нейронаук: нейропсихологии, нейробиологии, нейрофизиологии. Это позволит, по нашему мнению, не только проводить профилактическую работу с детьми, но и сделает более эффективными методики воспитания и обучения дошкольников и младших школьников.

Литература:

  1. Безруких М. М. Психофизиология ребенка: Учеб. пособие/М. М. Безруких, Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер.- М.: Издательство Московского психолого- социального института, 2005.-496с.
  2. Левченко И. Ю., Киселева Н. А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития.- М.: Изд-во «Книголюб», 2008.-160с.
  3. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Академия, 2002. — 232 с.
  4. Степанов В. Г. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых. Возраст, обучение, творчество, профориентация.-М.: Академический проект, 2013.-315 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, представление, категория детей, копирование образца, левая рука, развитие, своевременная диагностика, собственное тело, уровень развития.

Когнитивное развитие младенца — Студопедия

Общий принцип, которому подчинено развитие младенца, такой: сенсорное развитие опережает моторное, и это существенно отличает младенца от детенышей животных, у которых все наоборот: сенсорика отстает от моторики.

Сенсорное развитие.Все исследователи, изучавшие высшую нервную деятельность младенца, указывают на ранние сроки образования условных рефлексов. Познание мира начинается с ощущений, но у младенца их возникновение и дифференцировка затруднены слабой развитостью нервной системы, особенно корковой части анализатора, а также преобладанием возбуждения над торможением (лишь к 4-му месяцу они немного уравновешиваются).

К 0,5—1 мес. ребенку доступно только кратковременное слуховое и зрительное сосредоточение: он останавливает взгляд на светящейся точке, прислушивается к звукам и может их различать. О чувствительности младенца судить можно только опосредованно, в первую очередь по его двигательным реакциям. Сенсорика младенца развивается быстрее, чем двигательная сфера, хотя и то, и другое теснейшим образом связаны.

Зрение. В течение первых 2 месяцев жизни у ребенка интенсивно развивается зрение, фиксируемое по движениям глаз, в то время как дифференцированные движения рук еще отсутствуют.

Акт смотрения развивается так: в 2—3 нед. появляется конвергенция глаз, но на предмете остановить взор ребенку еще очень трудно. В 3—5 нед. возникают очень кратковременные задержки взора на предмете. В 4-5 нед. ребенок может следить за предметом на расстоянии 1-1,5 м, а в 2 мес. научается следить за двигающимся предметом на расстоянии 2-4 м, в 3 мес. — на расстоянии 4-7 м. В период от 6 до 10 нед ребенок может проследить за предметом, движущимся по кругу (поэтому полез­ны движущиеся карусельки с яркими предметами или картинками). В дальнейшем устанавливаются различные функциональные связи глаза с органами движения и другими органами чувств. К 4 мес акт смотрения оказывается уже достаточно сфор­мированным. .Однако не стоит переоценивать значение раннего развития зрения: к 4-му месяцу жизни оно позволяет ребенку лишь следить за движущимся предметом: в этом возрасте движения предмета вызывают движение глаз, а движений самих глаз по предмету еще нет, поэтому малыш не может ничего рассматривать и не осуществляет зрительного поиска предметов. Эти функции более тесно связаны с моторикой и развиваются позже, с одной стороны, в связи с движениями рук, с другой — в связи с нарастающим пониманием речи. К 5 мес формируется хватание, которое связано с образованием зрительно-двигательных координации. Оно представляет собой первое направленное действие и знаменует формирование разнообразнейших манипуляций с предметом.





Далее развитие движется в сторону совершенствования зрительно-двигательной координации. К 7 мес координация между зрительным восприятием предмета и движением к нему устанавливается быстро.

Чувствительность к цвету развивается довольно рано. Экспериментально установлено, что 3-месячный ребенок различает красный цвет. Во второй половине первого года жизни способен различать красный, желтый и сине-зеленый цвета.

Привлекает и надолго удерживает внимание младенцев главным образом движение предметов, черно-белые контрасты, изменения размеров и положения предметов в пространстве.

Определенные виды изображений, как обнаружено, имеют для младенцев большую привлекательность. Так, дети до года будут больше смотреть на изображения концентрической формы, уделять больше внимания изображениям из изогнутых элементов, чем из прямолинейных, больше заинтересуются переходом прямой линии в изогнутую. Особенно младенцев интересуют изменения размеров и пространственной ориентации отдельных элементов изображения.

Младенцы способны отличать новое явление от первоначального: когда ребенку многократно показывают один и тот же стимул, наблюдается реакция угасания ориентировочной реакции — ребенок перестает им интересоваться. Но стоит только немного изменить первоначальный стимул, как ориентировочная реак­ция вспыхивает вновь

Однако не всегда дети дольше смотрят на новые объекты. Есть и другие проявления их поведения: так, у младенцев меняется выражение лица, уменьшаются или увеличиваются вокализации, появляются новые движения, у некоторых даже меняется сердечный ритм; у новорождённых реакцию на новизну определяют по интенсивности сосания.

Слух. Срок появления слуховой чувствительности у ребенка установить очень трудно. Первыми реакциями, свидетельствующими о том, что младенец ощущает звуки, являются вздрагивания век, рук, непроизвольные движения лицевых мышц и туловища в ответ на сильный хлопок у самого уха, стук двери, шум от упавшего рядом с кроваткой ребенка ключа и т.д.

На 10—12-й день у младенца появляется реакция на звуки человеческого голоса. На 2-м мес звук голоса, музыкальные звуки могут вызывать у него даже торможение пищевого и двигательного рефлексов: ребенок замирает, услышав голос матери.

На 4-м мес младенец не только слышит звуки, но и может локализовать их в пространстве: поворачивает глаза и голову в сторону звука.

После 4—5 мес у него вырабатывается реакция дифференцировки звуков: ребенок различает голоса близких людей. Во второй половине первого года жизни эта дифференцировка становится более тонкой и точной: младенец различает интонации, с которыми к нему обращается взрослый. У 7-9-месячных детей можно наблюдать отчетливо различную реакцию на веселую и грустную музыку, на разный темп и ритм. Существеннейшим приобретением конца 1-го года жизни является способность к различению звуков человеческой речи, прежде всего таких фонем, как «па-па», «ба-ба», «да-да», «дать». Это — предпосылки будущего развития речи.

Обоняние, вкус, тактильная чувствительность. Исследования показывают, что уже к концу 1-го мес у младенцев вырабатывается положительный рефлекс на запах. К концу 3-го мес дети отчетливо дифференцируют приятные и неприятные запахи. Столь же рано своей мимикой ребенок реагирует на сладкий, горький и кислый вкус (соленый — значительно позже).

Ощущения прикосновения у ребенка очень тонки и обнаруживаются очень рано.

На 3-м мес выявляется чувствительность к различению температуры: например, на температуру воды в ванне в 33 градуса ребенок реагирует положительно, а уже на 32 — отрицательно.

В младенческом возрасте создаются все необходимые условия для деятельности ребенка, выходящей за пределы сна, питания, крика. Как новые формы поведенияу него появляются игровое экспериментирование, лепет, первая активная деятельность органов чувств, первая активная реакция на положение, первая координация двух одновременно действующих органов, первые социальные реакции — выразительные движения, связанные с функциональным удовольствием и удивлением.

Пассивность, с которой новорождённый относился к миру, в младенчестве уступает место активному интересу, и эта активность делает возможным развитие восприятия, памяти, внимания и т.д. Многие авторы считают, что моторика аффективного типа в младенческом возрасте сменяется сенсомоторной активностью. Л.С. Выготский пишет, что к началу этого периода у ребенка возникает возможность выйти в своей активности за пределы непосредственных влечений и инстинктивных тенденций. Для него как бы возникает внешний мир.

Между 5-м и 6-м мес, по наблюдениям многих психологов, появляется подражание, а к 10меспервые применения орудий и употребление слов, выражающих желание. Исходя из всего этого весь младенческий период условно делят на 3 стадии: период пассивности (до 2-3 мес), период рецептивного интереса (до 5-6 мес) и период активного интереса (он начинается с 5—6 мес, а заканчивается далеко за пределами младенчества). С 10-го мес можно ожидать проявлений кризиса 1-го года, который служит соединительным звеном между младенчеством и ранним детством.

Когнитивное развитие ребенка в раннем возрасте.

⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 27Следующая ⇒

Диапазон когнитивных возможностей ребенка в раннем детстве расширяется самым кардинальным образом.

Дети пытаются осмыслить новую информацию в соответствии с теми образами понимания, которыми они в данный момент оперируют. Пиаже назвал эти образы (представления о реальности) – схемами. Схемы претерпевают изменения под влиянием двух процессов: аккомодации и ассимиляции. Если новая информация не соответствует схеме ребенка, он может либо скорректировать свои представления (акк), либо подогнать эту информацию под существующие у него представления (асс). К концу первого сенсомоторного периода дети обнаруживают способность понимать мир при помощи символизации. Второй период Пиаже назвал дооперациональным, он включает в себя две стадии: допонятийную (от 2 до 4 лет), и интуитивную (от 5 до 7). На первый план на этой стадии выходят использование символов, символическая игра и язык. Ребенок может выходить в своих мыслях за пределы наличной ситуации (ум приобретает большую гибкость). Однако дети на допонятийной стадии по-прежнему не способны разграничить ментальную, физическую, социальную реальности – эта особенность называется анимизм. Анимистические представления берут свое начало в эгоцентризме – познавательной позиции в отношении мира, рассматриваемого ее обладателем с единственно возможной точки зрения – по отношению к себе. Дети не способны отделить то внешнего мира сферу своего существования и собственных возможностей. На интуитивной стадии дети начинают понимать множественность точек зрения и усваивать относительные понятия, хотя и не отличаются в этом последовательностью и систематичностью. Отличительный признак 2-х лет детей – символическая репрезентация (использование символов в виде действий, образов или слов для представления событий или содержания собственного опыта). Как только дети начали пользоваться символами, их мыслительные процессы усложняются. Дети становится восприимчивыми к чувствам и взглядам других людей, и у них облегчается понимание того, как объект может менять свой вид или свою форму, оставаясь при этом тем же самым объектом. Особенности дооперационального интеллекта:

Мышление дошкольника:

конкретно (абстракций нет)

необратимо, то есть развитие событий, и образование связей идет лишь в одном направлении.

эгоцентрично – ограничено рамками перспективы ребенка (их точка зрения одна правильная).

центрируется на каком – то одном физическом свойстве или измерении объекта или ситуации (например, неспособность учитывать одновременно и цвет, и материал изделия).

В дооперациональный период дети фокусируют внимание на текущих состояниях, а не на процессах изменения и превращения.

Двухлетний малыш может произносить слова, свидетельствующие о том, что он знает о времени и пространстве: «позже», «завтра», но он не отдает себе отчет в том, что эти термины означают. Понятия недели и месяца, минуты и часа детям в этом возрасте осмыслить очень сложно. Смысл таких слов как «над», «внизу», усваивается ребенком в процессе приобретения опыта, связанного с его собственным телом. Сначала дети усваивают понятие с помощью собственного тела, далее с помощью какого – либо предмета, позже они выделяют это понятие на картинках и выражают его словами.

Социальная концепция развития: каждое общество включает детей в разнообразные формы деятельности с помощью того, что получило название направляемого участия. Происходит процесс передачи культурных традиций от более опытных членов общества (взрослых) менее опытным (детям). Согласно Выготскому, дети развиваются благодаря участию в деятельности, чуть превышающей их компетентность, получая помощь либо от взрослых, либо от более опытных товарищей. Он ввел понятие – зоны ближайшего развития. ЗБР соответствует разнице между актуальным уровнем развития и его потенциальным уровнем, определяемым теми задачами, которые он решает под руководством. Игра – основное средство, позволяющее детям осваивать все более сложные социальные и когнитивные умения (интеллектуальная деятельность развивается в социальной игре). Важный аспект когнитивного развития – способность запоминать. Она позволяет воспринимать мир избирательно, классифицировать объекты и явления, логически рассуждать и формировать более сложные понятия.

Особенности памяти дошкольников: узнавание (способность правильно идентифицировать ранее воспринятые объекты, когда они появляются снова) и воспроизведение (способность восстанавливать в памяти информацию об объектах, которые в данный момент отсутствуют). У дошкольников хорошо развиты навыки узнавания, необходимые для кодирования и удержания большого объема информации. Дети плохо пользуются приемами кодирования и поиска информации. Повторение и организация как приемы для запоминания информации детям еще не доступно. Возможна сортировка, присваивание имен группам предметов, выделение опознавательных признаков категорий для обучения детей. Дети способны запоминать информацию, которая упорядочена во времени, мысленно организовывать и запоминать последовательность действий после однократного их выполнения. Создание сценариев – это мнемонический прием, используемый для запоминания последовательности событий. Они позволяют маленькому, ребенку словесно прорепетировать какое – то событие, в котором он собирается принимать участие.




©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.

Когнитивное развитие в раннем детстве: Введение

Маленькие дети растут не только физически в раннем детстве, но и умственно. Дети этого возраста продолжают совершенствовать свои навыки наблюдения за окружающим миром и взаимодействия с ним. Они также совершают огромные скачки в том, как они обрабатывают, хранят и используют информацию. Как упоминалось во введении, количественное определение когнитивных изменений немного сложно. Мы не подсчитываем количество новых нейронов и не измеряем количество связей между синапсами, а вычисляем средние значения для разных возрастов.Скорее, мы полагаемся на теории, такие как стадии когнитивного развития Пиаже, психосоциальные стадии Эриксона и экологическую модель Бронфенбреннера, чтобы дать нам способ понять и измерить умственное и социальное развитие и прогресс детей.

boy swinging Согласно Пиаже, дети на предоперационной стадии развития развивают навыки, полученные и освоенные на сенсомоторной стадии. Чтобы ознакомиться с разработкой Sensorimotor, щелкните здесь. На этом этапе игры маленьких детей становятся все более воображаемыми и наполненными фантазиями.По мере того, как дети развиваются познавательно, их игра будет переходить от простой выдумки к сюжету с участием большего количества персонажей и сценариев, игр со сложными правилами и т. Д. Согласно Пиаже, игра — это не просто развлечение; это важная часть развития мозга.

Вехи Пиаже, описанные в этом разделе, типичны или средние для маленьких детей в возрасте 2-7 лет, живущих в западных странах. И снова, однако, каждый ребенок уникален и будет расти в свое время и своим путем. Как и в случае с физическими вехами, если опекуны подозревают, что «что-то не так» или что их ребенок не справляется с основными задачами развития, им следует обсудить свои проблемы с педиатром или семейным врачом.У некоторых маленьких детей могут быть задержки в развитии или проблемы, которые можно выявить и успешно решить, если их поймают на ранней стадии.

.

Когнитивное развитие в раннем детстве: символическая функция

Согласно Пиаже, на этой стадии маленькие дети проходят две отдельные фазы или подэтапы в когнитивном развитии. Во-первых, они развивают символическую функцию в возрасте от 2 до 4 лет. На подэтапе «Символическая функция» дети осваивают способность изображать, запоминать, понимать и воспроизводить в своем сознании объекты, которые не находятся непосредственно перед ними. Другими словами, дети могут создавать мысленные образы объектов и сохранять их в уме для дальнейшего использования.

smiling girl До этого периода, во время сенсомоторной стадии, младенцы и малыши понимали свой мир как содержащий только то, что они непосредственно переживали, и ничего больше. Согласно Пиаже, если бы малыш играл с котенком, и он выходил за пределы его поля зрения, ребенок не смог бы создать мысленный образ этого котенка. Для малыша идея котенка (и, следовательно, самого котенка) больше не существует. Маленькие дети, у которых развита символическая функция, могут нарисовать или представить, что играют с котенком, которого больше нет.

Эти новые познавательные способности полезны в повседневной жизни маленьких детей. Например, дети могут говорить о людях, которые путешествуют или живут в другом месте, например, о бабушке во Флориде. Они также могут рассказывать или рисовать места, которые они посетили, а также создавать новые сцены и существ на основе своего воображения. Дети также могут использовать свои мысленные образы вещей, чтобы «поиграть в школу» или «поиграть в дом».

Несмотря на то, что дети на предоперационной стадии приобрели новые когнитивные навыки, Пиаже предполагает, что их мышление довольно жесткое, ограничено одним аспектом ситуации за раз и сильно зависит от внешнего вида предмета.Такой стиль мышления, по мнению Пиаже, приводит к характерным ошибкам. Например, дети до операции не развили умственные способности к сохранению и трансформации.

Сохранение — это способность человека понимать, что определенные физические характеристики объектов остаются неизменными, даже если их внешний вид изменился. Чтобы продемонстрировать концепцию сохранения, Пиаже показал маленьким детям две одинаковые чашки, наполненные одинаковыми объемами воды (доходящими до одной и той же измерительной линии).Дооперационная молодежь согласилась, что в чашках было столько же жидкости. Пиаже перелил жидкость из одной из оригинальных чашек в широкую и короткую чашку. Затем он вылил жидкость из второй оригинальной чашки в высокую узкую чашку. Когда он спросил предоперационных детей, в какой чашке больше жидкости, они выбрали более высокую чашку. Этим детям более высокая чашка выглядела так, как будто она имела больший объем, хотя одинаковое количество жидкости наполняло обе чашки.

Концепция сохранения может применяться и к числу.Например, согласно Пиаже, дооперационный ребенок не поймет, что перестановка шести клавиш для получения другого образования (например, их разведение или перемещение ближе друг к другу) не меняет количества присутствующих элементов.

Преобразование — это способность человека понимать, как одни физические характеристики меняются, а другие остаются неизменными в логической, причинно-следственной последовательности. Согласно Пиаже, дооперационные дети не сразу понимают, как вещи могут переходить из одной формы в другую.Чтобы продемонстрировать эту концепцию, Пиаже сначала показал маленьким детям два круглых глиняных шара диаметром 1 дюйм. Затем он подарил детям круглый глиняный шар диаметром 2,5 см и плоский сплющенный глиняный шар. Молодой человек на предоперационной стадии не мог понять, что плоский шар раньше был круглым и был сдавлен, чтобы принять новую форму.

Пиаже также считал, что дооперационные дети обладают стилем мышления, характеризующимся эгоцентризмом или неспособностью видеть мир чужой точкой зрения.Согласно Пиаже, дети с эгоцентризмом объясняют ситуации со своей точки зрения и понимания. Детям до операции также трудно понять, почему удары по кастрюлям и сковородкам или игра с музыкальной игрушкой могут усилить головную боль у их матери, когда им так весело.

Согласно Пиаже, дети на этапе подготовки к операции также верят, что вещи живы или обладают человеческими характеристиками, потому что они растут или движутся, — стиль мышления, называемый анимизмом.Например, дети могут говорить о машинах как о животных, как будто они рычат или голодны. Точно так же маленькие дети могут обвинять стулья или игрушки в том, что они упали или споткнулись. Наконец, Пиаже считает, что дети в возрасте до 4 лет не могут организовывать вещи в иерархические категории. Другими словами, маленькие дети не могут группировать предметы в более крупные подгруппы и меньшие подгруппы на основе сходства и различий.

Современные исследования показывают, что представления Пиаже о дооперационных детях не совсем верны; Дети на этой стадии развития сильно различаются в зависимости от их языковых навыков, способностей к восприятию, правил принятия решений и реальных знаний.Например, когда маленьких детей проверяют с использованием идей и предметов, знакомых их повседневной жизни, они лучше могут продемонстрировать свои способности. Для иллюстрации: если исследователь использует небольшое количество объектов (например, 3 вместо 6) для проверки сохранения числа, трехлетние дети часто замечают, что число остается неизменным независимо от того, как оно расположено. Точно так же, когда маленьких детей помещают в реальную среду (например, в их класс), они обычно могут объяснить, как другие дети (сверстники, которые сидят на разных местах) увидят комнату по-другому.Многие маленькие дети также могут сгруппировать свои игрушки в иерархии (например, сортировка животных по сравнению с транспортными средствами, а затем автомобили и грузовики).

Современные психологи развития теперь считают, что большинство детей в западных культурах достигают сохранения числа, длины, массы и жидкости в возрасте от 6 до 7 лет, хотя сохранение веса может произойти только в возрасте от 8 до 10 лет. Дети до операции часто проявляют эгоцентрическое мышление, но особенно к концу этой стадии, этот стиль мышления не универсален для всех времен и ситуаций.Психологи также думают, что анимизм — это способ, с помощью которого дети выражают свое воображение и обрабатывают, как на самом деле работают объекты, в легкой для понимания манере. Большинство детей знают, что неодушевленные предметы на самом деле не живые.

.

Когнитивное развитие в раннем детстве: интуитивное мышление

Следующим подэтапом на этапе дооперационного когнитивного развития Piaget является подэтап интуитивного мышления, который охватывает возраст от 4 до 7 лет. Дети на этом этапе развития учатся, задавая такие вопросы, как «Почему?». и «Как же так?» Пиаже назвал это «интуитивным мышлением», потому что он считал, что дети на этом этапе, как правило, настолько уверены в своих знаниях и понимании, что не осознают, как они приобрели это знание в первую очередь (т.е., зная интуицией).

girl on slide Пиаже также предположил, что дети с интуитивным мышлением демонстрируют стиль мышления, который он назвал «Центрирование». Эти дети обычно оттачивают одну характеристику кого-то или чего-то и основывают свои решения или суждения на этой характеристике (а не на рассмотрении нескольких характеристик). Например, 4 г. старый, которого попросили разбить блоки на группы, мог сосредоточить свое внимание на цвете блоков, а не на форме или материале, из которого они построены.Децентрализация в сочетании с концепцией сохранения (описанной выше) являются предпосылками для более сложных способностей логического мышления.

Дети на подэтапе интуитивного мышления также демонстрируют значительный прогресс в когнитивных навыках. Например, маленькие дети переходят от магических убеждений к использованию рациональных убеждений для объяснения ситуаций или событий, с которыми они раньше не сталкивались. Очень маленькие дети могут объяснить, что новый дом «вырос из земли», в то время как старшие дети понимают, что люди сложили доски, кирпичи и другие материалы, чтобы построить его.

Еще одно большое преимущество на этом подэтапе — способность понимать двойственные отношения. Теперь дети понимают, что что-то может быть как объектом, так и символом чего-то еще. Например, мягкая игрушка-собака — это забавная пушистая игрушка, а также изображение живых и игрушечных собак в целом.

И снова некоторые критики предполагают, что представления Пиаже о детях не совсем верны. Новые исследования поднимают вопрос о том, понимают ли маленькие дети на этом этапе, как они узнают то, что они знают.Однако нынешние исследователи согласны с тем, что дети, по-видимому, являются губками для впитывания новой информации в этот период из всего их окружения.

Несмотря на то, что некоторые идеи Пиаже были «переработаны» на основе более современных исследований, его теории по-прежнему имеют большое влияние в области психологии развития и педагогической психологии. Его новаторские идеи дают исследователям, врачам, учителям и родителям основу для дальнейшего понимания когнитивного развития детей.

.

Когнитивное развитие в раннем детстве: развитие речи

В раннем детстве способности детей понимать, обрабатывать и производить язык также удивительным образом процветают. Маленькие дети испытывают языковой взрыв в возрасте от 3 до 6 лет. В 3 года их разговорный словарный запас состоит примерно из 900 слов. К 6 годам разговорный словарный запас резко расширяется до 8–14 000 слов. В младенчестве и дошкольном возрасте маленькие дети почти всегда понимают гораздо больше слов, чем могут сказать.Однако с этим языковым взрывом их выразительные (разговорные) способности начинают догонять их рецептивные (способность понимать язык) навыки.

chat bubbles По мере того, как дети перестают использовать предложения из двух слов, они начинают изучать и понимать правила грамматики. Все англоговорящие дети используют эти правила в определенной последовательности. Например, дети сначала начинают использовать простое множественное число (кошки) и притяжательные формы существительных (папина машина). Затем они ставят соответствующие окончания глаголам (прыжок становится прыжком), используют предлоги («на улице»), артикли («the», «a» или «an»), различные формы глагола to be («is «,» являются «,» были «и т. д.), и так далее.

Отчасти взрыв выразительных навыков происходит из-за вышеописанного увеличения внимания и памяти. Дети становятся все более умелыми в запоминании и применении языка, смоделированном вокруг них, а также в изменении употребления слов в зависимости от реакции других людей. Эти навыки могут привести к очень неловким ситуациям для родителей, например, когда Джонни повторяет ругательство или нежелательный комментарий на воскресном обеде у бабушки, который он услышал от отца в пятницу вечером.Лица, осуществляющие уход, должны быть особенно осторожны, чтобы не поощрять неправильный выбор языка, например неправильную грамматику или ругательства, смехом или игрой над ними. Дети могут рассматривать это внимание как одобрение и часто будут продолжать использовать это слово или фразу, чтобы привлечь больше внимания в будущем. Для получения дополнительной информации о поощрении правильного языка см. Раздел о дисциплине и рекомендациях в статье о воспитании детей на подготовительной стадии.

Помимо расширения словарного запаса, маленькие дети начинают расширять свои способности использовать различные формы слов (например,g., неправильные глаголы, такие как «Она принесла» вместо «Она брэнг») и образуют более сложные предложения. В возрасте от 2 до 5 лет дети также улучшают свою способность произносить слова. Однако они часто придумывают слова, которых они не знают и в которых нуждаются. Напротив, дети школьного возраста начинают говорить больше как взрослые; они могут распознавать основные грамматические ошибки, формулировать мысли в форме вопросов и начинать включать в свои предложения отрицательные выражения, такие как «не входит».

По мере взросления дети становятся более зрелыми и сложными в речи.Например, дети начинают понимать использование основных метафор, основанных на очень конкретных идеях, таких как поговорка «твердый как камень». Они также начинают адаптировать свою речь к социальной ситуации; например, дети будут более зрело разговаривать со взрослыми, чем со сверстниками.

В раннем детстве у детей также развивается способность понимать язык на более сложном уровне. У маленьких детей развивается «иллокутивное намерение», или способность понимать, что предложение может иметь значение, выходящее за рамки произносимых слов.Например, с очень маленьким ребенком мама должна была сказать «Дженни, пожалуйста, принеси мне свою чашку», чтобы Дженни поняла, что мама хотела, чтобы Дженни принесла чашку. С детьми постарше мама может сказать: «Хм… Мне нужна чашка Дженни, чтобы я могла наполнить ее соком…», и Дженни поймет, что истинное послание на самом деле — «принеси мне свою чашку».

В возрасте от 5 до 7 лет маленькие дети также могут понимать и учиться использовать слово, говоря его определение (вместо того, чтобы испытывать это слово напрямую).Кроме того, дети начинают понимать, что слова часто имеют несколько значений, открывая совершенно новую сферу юмора и шуток, которые они найдут удивительно забавными. Например, «Вы слышали о фильме о пиратах? Он получил рейтинг R-r-r-r-r-r-r» может вызвать поток хихиканья у ребенка школьного возраста.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *