Когнитивный в психологии это: Когнитивная психология — Психологос
Когнитивная психология — Психологос
Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) — современное направление в исследовании познавательных процессов. Возникло в 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму — ровно потому, что других направлений естественно-научного плана в психологии в то время не существовало. Гештальт-психология к тому времени умерла, а психоанализ и гуманистическая психология к науке отношения не имеют. Когнитивная психология реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами. Исследования когнитивных психологов охватывают как сознательные, так и бессознательные процессы психики, при этом и те и другие трактуются как различные способы переработки информации. Наиболее известные представители когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер.
Предмет когнитивной психологи — модели познавательных процессов. Понятие «когнитивное» (когнитивные процессы, когнитивная психология и когнитивная психотерапия…) — получило распространение в 60-е годы XX века, во время увлечения кибернетикой и электронным моделированием интеллектуальных процессов, переросшим в привычку представлять человека как сложный биокомпьютер. Исследователи пытались моделировать все психические процессы, происходящие в человеке. Что получилось смоделировать — назвали когнитивными процессами. Что не получилось — аффективными. На практике «когнитивными» называют психические процессы, которые возможно представить как логичную и осмысленную последовательность действий по переработке информации.
Или: которые можно разумно промоделировать в терминах переработки информации, где в переработке информации можно разглядеть логику и рациональность.
К когнитивным процессам обычно относят память, внимание, восприятие, понимание, мышление, принятие решений, действия и воздействия — в той мере или в той части, в какой они заняты познавательными процессами, а не чем-то другим (влечениями, развлечениями…). Сильно упрощая, можно сказать, что это компетентность и знания, умения и навыки.
Современная когнитивная психология состоит из многих разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и принятие решения, в целом естественный интеллект и отчасти искусственный интеллект. Модели познавательных процессов позволяют по-новому взглянуть на сущность психической жизни человека. «Когнитивная, или иначе познавательная, активность – это активность, связанная с приобретением, организацией и использованием знания. Такая активность характерна для всех живых существ, и в особенности для человека. По этой причине исследование познавательной активности составляет часть психологии» (Ульрик Найссер «Познание и реальность»).
С расширением предметной области исследований обнаружилась ограниченность информационного подхода, особенно при анализе речевой деятельности, мышления, долговременной памяти и структуры интеллекта. Поэтому когнитивисты начали обращаться к генетической психологии (Ж. Пиаже), культурно-исторической психологии (Л. С. Выготский и др.), деятельностному подходу (А. Н. Леонтьев и др.). С другой стороны, разработанная ими методическая база экспериментальных исследований привлекла внимание многих европейских, в том числе российских ученых (в частности, А. И. Назаров), которые адаптировали ее для развития своих традиций (микроструктурный и микродинамический анализ, микрогенетический метод).
Когнитивный подход имеет в своей основе ряд аксиоматических предпосылок (Хабер, 1964):
- Представление о поэтапной переработке информации, т.е. о том, что стимулы внешнего мира проходят внутри психики через ряд последовательных преобразований.
- Допущение об ограниченной емкости системы переработки информации. Именно ограниченность способности человека осваивать новую информацию и преобразовывать уже существующую заставляет искать наиболее эффективные и адекватные способы работы с ней. Эти стратегии (в гораздо большей степени, чем соответствующие им мозговые структуры) моделируют когнитивные психологи.
- Вводится постулат о кодировании информации в психике. Данный постулат фиксирует предположение о том, что физический мир отражается в психике в особой форме, которую нельзя свести к свойствам стимуляции.
Вариантом когнитивной теории, завоевывающим все большую популярность в последние годы, является теория уровней переработки информации (Ф.Крейк, Р.Локхард, 1972). В настоящее время когнитивная психология все еще находится в стадии становления, но уже стала одним из самых влиятельных направлений мировой психологической мысли.
что это такое и основы когнитивной терапии
За полтора столетия своего существования психология стала не только действительной, но действенной наукой о человеке. Она имеет множество направлений со своим подходом к анализу аспектов сознания и поведения. Когнитивная психология собрала лучшие научные идеи и упаковала их в принципиально новое революционное учение. Она рассматривает человеческое познание по аналогии с компьютером и предлагает описывать познавательные процессы компьютерными терминами.
Эта статья рассказывает о вопросах, которыми занимается данное психологическое направление, а также о техниках и приемах когнитивной психотерапии.
Что такое когнитивная психология?
Когнитивная психология — раздел психологической науки, изучающий те процессы, посредством которых мы получаем, обрабатываем, храним и используем знания об окружающем мире. Одно из знаковых достижений этого психологического направления – обнаружение взаимосвязи между мыслительным процессом и нейрофизиологической активностью. По сути, когнитивная психология – это научное исследование мыслящего разума, обращенное к вопросам:
- Как человек выделяет, отбирает сведения об окружающем мире.
- Как выстраивает в сознании целостный образ того или иного объекта.
- Как перерабатывает информацию в знания, формирует понятия, создает ассоциации.
- Как запоминает, в каком виде хранит полученные данные.
- Как думает, рассуждает, какими словами выражает свои мысли.
- Как обобщает, выстраивает категории, принимает решения.
- Как анализирует связи и отношения между объектами действительности.
Название этого раздела происходит от английского «Cognitive Psychology» и буквально переводится «Психология познавательных процессов». Различают две группы процессов. Первая – поставляет нам сведения из окружающего мира (сенсорные качества). Вторая – перерабатывает, организует, архивирует информацию (мозг и сознание).
В центре когнитивного подхода находятся исследования структуры и организации памяти, внимания, воображения, восприятия, ощущений, мышления. То есть полностью охватывается весь спектр психических процессов и сфер поведения. Исследовать все задачи одними знаниями по психологии сложно. Поэтому психология познавательных процессов является частью большой исследовательской области, где задействованы еще пять дисциплин: философия, антропология, лингвистика, нейронаука, компьютерные науки.
Пройти тест на тип восприятия
История.
Кардинальная смена подхода к человеческому сознанию произошла в 30-е годы XX века. До этого психология была условно разделена между двумя течениями: бихевиоризмом, сконцентрированном на поведении, и психоанализом, занимающимся бессознательным. В 1948 году американский необихевиорист Эдвард Толмен ввел понятие «когнитивная карта». Это некий целостный образ, который формируется на основании предыдущего опыта и влияет на дальнейшее поведение человека.
У когнитивной научной (контр)революции есть официальная дата рождения – 11 сентября 1956 года. Это дата симпозиума, на котором ученые представили первую модель искусственного интеллекта. Благодаря этому революционному прорыву когнитивная психология сошла со страниц научных книг и стала междисциплинарным направлением, применимым в реальной жизни. На ее развитие повлияли три фактора:
- Во время Второй мировой войны необходимо было обучать военных использовать сложную технику, решать проблему нарушенной концентрации.
- При разработке искусственного интеллекта (ИИ) нужно было заставить его вести себя осмысленно.
- Необходимо было начать лингвистические исследования и разработать новый способ анализа структуры языка.
Решить эти проблемы с помощью формулировок бихевиоризма или позитивизма оказалось невозможно. Зато знаковую роль в становлении новой психологической науки сыграла гештальтпсихология. Принципы системности и целостности образа распространили на все уровни познания: от восприятия и мышление до мотивации и общения.
Когнитивный подход в психологии основывается на компьютерной метафоре познания. То есть познавательный феномен человеческого восприятия и мышления сравнивается с компьютером, у которого есть устройство ввода-вывода, кратковременная и долговременная память, центральный процессор, способный обработать ограниченное количество информации. Из предложенной модели вытекает теория о том, что психика обрабатывает информацию поэтапно. То есть информация из внешнего мира становится знанием после сложной цепочки преобразований.
Когнитивная терапия: прикладная работа с мыслями и поведением.
В 60-е годы американский профессор психиатрии Аарон Бек опубликовал монографию, где описал принципиально новое направление, основанное на опыте, отличном от подхода традиционных школ. До этого представители классической психиатрии, психоанализа и поведенческой терапии отстаивали утверждения о том, что первопричина психологических проблем пациента находится вне его сознания. Когнитивная психотерапия начало психоэмоциональных клиентских проблем находит именно в его сознании.
Когнитивно-бихевиоральная терапия соединила знания бихевиористов и методов психоанализа в общую концепцию о том, что вопреки давлению психологических травм человек способен изменить свое поведение в лучшую сторону. А все проблемы объясняет склонностью делать неверные умозаключения, предпосылки и допущения, искажающие реальную информацию о событии. Поняв то, как человек воспринимает и обрабатывает информацию можно понять причины конкретных психологических проблем.
Пройти тест на тип личности
Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ):
- Дает ожидаемый эффект за 5-7 сессий и экономит годовой бюджет для посещения психотерапевта.
- Работает с конкретными клиентскими запросами: стресс, тревожность, депрессии, фобическая симптоматика, расстройства пищевого поведения, затруднения в отношениях, в общении.
- Показывает большую эффективность, чем медикаментозное лечение при работе с обсессивно-компульсивным психозом.
- Дает запас на будущее: помогает изменить поведение, стать более гибкими в восприятии окружающих и самих себя.
- Признается самым доказанным с научно-практической точки зрения подходом.
- Единственный вид психотерапии, оплачиваемый по медицинской страховке в странах ЕС. А в некоторых странах имеет статус государственной программы.
- Используется в клинической практике, психологическом консультировании, педагогике, работе с персоналом, криминалистике.
- Подойдет решительно настроенным на решение проблемы клиентам, а также тем, кто привык к активному преодолению сложностей, способен проанализировать ошибки прошлого, контролировать настоящее, делать реалистичные прогнозы на будущее.
КПТ не единственный глобальный метод, она не отрицает и не замещает другие терапевтические подходы. Скорее, она эффективно совмещает удачные приемы других методов, используя для каждого расстройства свои техники.
Как проходит консультация у когнитивно-поведенческого психолога?
Из названия становится понятно, что когнитивно-поведенческая психотерапия строится возле двух тем: что думает и как действует клиент. Психотерапевт фокусируется не на глубинном анализе ощущений клиента, а на том, чтобы обучить его осознанности, сделать ежедневное поведение более результативным. Одно из основных полей работы в рамках терапии – когнитивная уязвимость, которая приводит к стрессу. Поэтому во время сеансов психотерапевт пытается отловить и изменить одну или несколько «поломок» мышления:
- Автоматические мысли (когниции), которые остаются незамеченными до тех пор, пока пациент не сконцентрируется на них.
- Необоснованные выводы, сделанные без подтверждающих фактов.
- Катастрофизация, которая приходит после одного негативного опыта.
- Сверхобобщения, выведенные на основании нескольких случаев или поступков одного человека.
- Избирательные обобщения, сделанные на основании вырванных из общего контекста деталей.
- Преувеличение/преуменьшение или искаженная оценка события (склонность винить себя в поражениях, а успех объяснять простым везением).
- Эгоцентричное мышление со склонностью видеть в любых словах или поступках окружающих критику в свой адрес.
- Черно-белое мышление с причислением событий либо к абсолютно плохим, либо к абсолютно хорошим.
- Тирания долженствования, которая проявляется убеждениями «мне все обязаны», «все должно быть по-моему», «мне обязан весь мир».
- Сосредоточенность на предполагаемой утрате – смерти близких, крахе надежд, разрыве отношений.
Все это примеры нерационального мышления, с которым будет работать когнитивный терапевт.
Как проходит сеанс КПТ?
Когда речь заходит о сеансах психотерапии, большинство представляет картину: клиент на кушетке рассказывает о проблемах, а мудрый психотерапевт слушает, время от времени записывает что-то в блокноте. Но на сеансе КПТ все происходит иначе. После поисков терапевта, заключения контракта, согласования рабочей темы, обсуждения количества сеансов начинается основная работа.
Психотерапевт – это терпеливый, дружески настроенный партнер, не лишенный эмпатии. Он не просто исследует проблему, но верит, что каждый человек после соответствующей подготовки сумеет взглянуть на проблему иначе. Поэтому во время сеансов психотерапевт:
- Будет много и подробно объяснять, откуда берутся проблемы, как они устроены, какие действия их провоцируют.
- Будет давать задания на дом, которые придется выполнять между сессиями (например, вести дневник самонаблюдения).
- Будет подбирать индивидуальные методы коррекции, эксперименты, тренировки.
- Обучит пациента самоконтролю, техникам мышечного, дыхательного расслабления.
- Может заставить клиента кардинально поменять свое поведение (например, клиента с акрофобией после предварительной подготовки поведет на лестницу высотного дома, чтобы вместе с ним преодолеть все этажи).
- Может выходить с клиентом в город, чтобы помочь клиенту справиться с тревожной или негативной ситуацией (поведенческий эксперимент).
- Может совмещать техники, заимствованные из других терапевтических направлений (гештальт-подход, транзактный анализ).
Пройти тест на эмпатию
Чего не будет делать психотерапевт, так это рассказывать о том, как устроена психика на самом деле или изъясняться малопонятными научными терминами. Также грамотный терапевт не возьмется за коррекцию тяжелых психических нарушений без предварительной консультации клиента с психиатром.
Что получает клиент после сеансов КПТ?
- Натренирует мозг обнаруживать свои деструктивные мысли, заменять их более адекватными, конструктивными.
- Научится чаще общаться с фактами, проверять полученную информацию, опираться на свою логику.
- Научится менять отношения к проблемным ситуациям, чтобы исправить неадаптивное поведение.
- Поймет, как научить мозг учиться: извлекать полезную информацию из внешнего мира (а не только из интернета), фильтровать ненужную.
- Получит уверенность в том, что с переживаниями и фобиями можно справляться в более подходящей форме.
- Улучшит взаимоотношения с родственниками, друзьями, коллегами.
- Улучшит свое психоэмоциональное состояние.
- Сможет применять полученные знания самостоятельно.
Когнитивная психология не ограничивается отработанными техниками, продолжает год от года расти. Критиков у такого подхода немало, но в 90% случаев для быстрого решения проблемы клиенту порекомендуют именно когнитивно-поведенческого терапевта.
Пройти тест на темперамент
подход, представители и основные положения
Психология — относительно новая многогранная наука, которая активно развивается в последние годы. Она включает несколько направлений, изучающих явления психики людей. Каждое из направлений имеет свои методики проведения исследований, теоретическую основу. Когнитивная психология — это новая ветвь психологической науки, цель которой изучение мыслящего разума.
Суть и идеи науки
Когнитивизм в психологии изучает познавательные процессы, протекающие в человеческой психике. Это направление психологической науки должно отвечать на следующие вопросы:
- Как индивид может решать проблемы?
- Как мысли формулируются с помощью языка?
- Каким образом мозг обрабатывает поступающую информацию?
- Как формируется память?
Идеи направления:
- Учет хронометрических данных. Исследователи рассчитывают время, которое человек тратит на поиск решения проблем.
- Поэтапная обработка. Полученная информация анализируется поэтапно, при этом часть ее остается неосознанной.
- Сравнение познавательных процессов, которые протекают в человеческом мозге, с работой современного компьютера. Исследователи выделяют главное сходство — электронное устройство может получать, сохранять, обрабатывать информацию, подобно работе человеческого мозга.
- Расчет объема человеческой психики. Исследователи уверены, что предел есть у всего что связано с работой головного мозга.
- Фундамент когнитивной психики — познавательные процессы. Главный упор изучений делается на развитие, понимание искусственного интеллекта.
- Кодировка. Ученые выдвигают теорию, что любые данные имеют индивидуальный код, позволяющий разделять получаемую информацию на отдельные ячейки.
Изучив идеи этой науки, можно сделать вывод, что это не новый экспресс-тренинг, созданный для получения денег, а серьезное научное направление.
Основоположники и последователи направления
Это уникальное направление, поскольку образовалось благодаря нескольким людям, которые создали похожие научные труды, основывающиеся на одной цели. Представители:
- У. Найссер;
- Джером Брунер;
- Джордж Миллер;
- Герберт Саймон.
Становление и развитие
Наука возникла благодаря трудам американских ученых. В 40-е годы 20 века среди исследователей появился повышенный интерес к изучению человеческого сознания. Постепенно на эту тему начали появляться научные труды. Появилось новое понятие — познание. Оно определяет все поступки человека, его сознание. Первый ученый, с которого начались основные исследования, развивающие когнитивную психологию, как отдельное направление психологической науки — У. Нессер.
Модели внимания
Существует три модели внимания. Ранняя селекция Д. Бродбента. Представляет собой ограничение канала передачи данных. Особенности:
- Канал передачи — ЦНС. Имеет ограниченную пропускную способность.
- Селекция происходит на ранних стадиях сенсорного анализа.
Этапы переработки:
- Физические стимулы воздействуют на органы чувств.
- С помощью сенсорной регистрации поступающие данные сохраняются в иконической памяти.
- Значимая информация отсеивается с помощью фильтра.
- Последний этап — анализ отобранных данных.
Поздняя селекция Дональда Нормана:
- Поступающие данные одновременно опознаются, обрабатываются, проходят начальный анализ.
- Важная информация отсеивается.
- Отобранные данные проходят глубокий анализ. После обработки ненужная информация
- забывается.
Модель А. М. Трейсмана:
- Между вербальным анализом сообщения, входными сенсорными сигналами расположен перцептивный фильтр. Его задача заключается в усилении различных сигналов, отсеивании ненужной информации.
- Когда данные пройдут фильтр, информация делится на отдельные потоки с разным порогом активации.
Данные обрабатываются разными способами. Выделяется два метода:
- Без сосредоточения, концентрации внимания, сознательных усилий. Автоматическая обработка, которая происходит параллельно, быстро. После получения данных основными рецепторами, они быстро обрабатываются. При этом выделяются наиболее простые, заметные признаки предметов.
- Фокусировка внимания. Обработка проходит последовательно. Для этого нужно сконцентрировать внимание, приложить сознательные усилия.
Преимущества и недостатки
Преимущества:
- доступность экспериментальных исследований;
- развитие этого направление вносит огромный вклад в психотерапию, управление здоровьем;
- активное изучение работы ЦНС, мыслеобразования, запоминания.
Недостатки:
- Даже несмотря на активное развитие направления, оно представляет собой набор теорий, утверждений, учений, но не отдельную школу.
- Пренебрежение мотивацией, аффектом как важнейшими коррелятами.
Когнитивные подходы изучения личности дают благоприятные прогнозы на будущее.
Методы исследования
Современное направление когнитивизма представляет собой множество концепций, объединенных между собой. Исследования, которые проводятся в рамках развития когнитивной психологии, преследуют следующие цели:
- изучение перцепции;
- исследование памяти, сортировки, хранения данных;
- изучение когнитивной картины мира;
- изучение познания любых живых организмов;
- изучение атрибутивных процессов;
- исследование бессознательного поведения, познания, восприятия.
Главный метод проведения исследований — лабораторные эксперименты. Методологические установки:
- познание определяет поведение;
- ментальное образование — главный источник данных;
- поведение — целостный феномен.
При проведении исследований ученые ни используют общепринятую модель работы мозга. Работа протекает в узких специализированных областях — чтение, запоминание.
Взаимодействие с другими науками
Основные положения когнитивной психологии применяются для развития различных отраслей психологической науки:
- социальной психологии;
- развитие личности;
- психологии образования.
Учения когнитивизма противоречат нейробиологии. Нейробиологические исследования (например, МРТ) показывают работу головного мозга, не передавая информации о мыслительных процессах. Эмпирический подход, которым руководствуются последователи когнитивной психологии, вызывает отрицание со стороны нейробиологии. Они утверждают, что когнитивисты заняты созданием моделей искусственного интеллекта. При этом сами когнитивисты положительно относятся к исследованиями, которые проводят нейробиологи. Полученные данные используются для создания собственных теорий.
Когнитивная психология — это не очередная псевдонаучная отрасль психологической науки, которое разрабатывалось для заработка денег. Она является серьезной наукой нового поколения, которая занимается изучением получения, распределения и сохранения информации в памяти.
Полезное видео
В видео кратко рассказано о том, что такое когнитивная психология и чем она отличается от других направлений психологии.
Когнитивная психология: понятие, теория, основные методы
Под понятием когнитивная психология подразумевается раздел психологии, занимающийся исследованием познавательных процессов, происходящих в сознании человека. Эта наука родилась как своеобразный протест бихевиоризму, полностью исключавшему из области исследований такие психические функции, как, например, внимание.
Возникнув в пику одному психологическому течению, сегодня когнитивная психология развилась в мощную науку, включающую в себя когнитивную лингвистику, нейропсихологию и множество других разделов, даже когнитивную этологию, занимающуюся изучением интеллекта животных.
Теория когнитивной психологии
Суть когнитивной психологии заключается в рассмотрении человека как ученого, строящего гипотезы и схемы, а затем проверяющего их оправданность на практике. Человек выступает как своеобразный компьютер, воспринимающий внешние сигналы в виде света, звука, температуры и других раздражителей через рецепторы, а затем перерабатывающий эту информацию, анализирующий ее и создающий на этой основе шаблоны, позволяющие решать те или иные проблемы и задачи. В основе когнитивной психологии лежит исследование памяти, внимания, ощущений, сознания, воображения и других мыслительных процессов. Все они делятся на познавательные и исполнительные, причем каждый из них состоит из множества структурных составляющих (блоков).
Особое значение в этой науке уделяется такой практической сфере, как когнитивно-поведенческая психотерапия. Основополагающим понятием данной ветви когнитивной психологии является так называемый конструкт. Он включает в себя особенности речи, мышления, памяти и восприятия и представляет мерило, классификатор восприятия человеком самого себя и других людей. Из конструктов складывается система. Если этот шаблон оказывается неэффективным, то человек со здоровой психикой трансформирует его, либо отказывается от него полностью, ища среди готовых или создавая взамен новый.
Кому может помочь когнитивная психология?
Психотерапевты-когнитивисты исходят из предположения, что причиной всех расстройств психики (депрессий, фобий и т.д.) являются неправильные, то есть дисфункциональные конструкты (установки, мнения). Таком образом, основным методом когнитивной психологии в этом плане становится замена В процессе лечения неработающих схем путем создания новых. Делается это под контролем и с помощью психотерапевта, однако врач только инициализирует (стимулирует) процесс, а затем корректируется его течение. Как и во многих других сферах психологии и психиатрии, очень многое здесь зависит от самого пациента.
Благодаря когнитивной терапии решаются следующие задачи: лечение психических расстройств или уменьшение их проявлений; сокращение риска возникновения рецидива; усиление эффективности медикаментозной терапии; устранение психосоциальных причин или следствий расстройства; коррекция ошибочных конструктов.
Когнитивная психология | Диплом по психологии
Термин «когнитивный» в переводе на русский язык означает познавательный. Когнитивная психология – это психология познания.
Когнитивное направление в психологии возникло в американской науке в 1960-х годах как альтернатива доминированию бихевиоральных концепций. В 1967 г. появилась одноименная книга Найссера, давшая название новому направлению психологической науки.
Появление когнитивной психологии иногда называют своеобразной революцией в зарубежной (прежде всего американской) психологической науке. Действительно, начиная с 1920-х гг. изучение внимания, мышления, восприятия резко затормозилось, а в американской психологии эти процессы фактически вообще игнорировались. В бихевиоризме, доминирующем в американской психологии первой половины XX в., такой взгляд был обусловлен самой трактовкой предмета психологии. Когнитивная психология реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования. Она возвратила в предмет психологии субъективный аспект.
Сущность когнитивной психологии
Когнитивная психология – это психология познания, она изучает то, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на наше внимание и поведение. Таким образом, охватываются практически все познавательные процессы – от ощущений до восприятия, распознавания образов, памяти, формирования понятий, мышления, воображения. К основным направлениям когнитивной психологии, получившей за несколько десятилетий широкое распространение во многих странах, относят также обычно исследования по проблемам психологии развития когнитивных структур, по психологии языка и речи, по разработке когнитивных теорий человеческого и искусственного интеллекта.
Когнитивная психология рассматривает человека как существа, активно воспринимающего, перерабатывающего и продуцирующего информацию, руководствующегося в своей мыслительной деятельности определенными когнитивными схемами, правилами, стратегиями.
Методом анализа психики как когнитивной системы в когнитивной психологии стал микроструктурный анализ познавательных процессов.
Когнитивная психология рассматривает человека как познающую систему и интерпретирует протекающие в этой системе процессы как переработку информации по аналогии с переработкой информации в ЭВМ – компьютерная метафора. Сейчас все больше осознается ограниченность подобной аналогии. Однако использование сложных динамических информационных моделей для описания мыслительных процессов сыграло и продолжает играть значительную позитивную роль.
Серьезное достоинство когнитивной психологии – точность и конкретность полученных данных, что частично приближает психологию к тому недосягаемому идеалу объективной науки, к которому она стремилась много веков. Однако в данном случае, как и в других аналогичных, точность достигается за счет упрощения и игнорирования неоднозначности человеческой психики.
В когнитивной психологии предполагается, что информация перерабатывается поэтапно, причем на каждом этапе, стадии обработки она находится определенное время и представлена в различной форме. Осуществляется ее обработка с помощью разных регуляторных процессов (распознавание образов, внимание, повторение информации и т.д.). При этом отдельные познавательные процессы обеспечивают реализацию разных стадий переработки информации. Поэтому результаты исследований в области когнитивной психологии, как правило, представляют в виде моделей переработки информации. Модели состоят из блоков, каждый из которых выполняет строго определенные функции. Связи между блоками означают путь прохождения информации от входа до выхода модели.
Жан Пиаже как основоположник когнитивной психологии
Когнитивная психология началась с трудов выдающегося швейцарского психолога Жана Пиаже, изучавшего интеллект и его развитие в онтогенезе. Его работы нашли отражение во многих трудах этой школы.
С точки зрения Пиаже, интеллект человека меняется и адаптируется к окружающей среде. Адаптация интеллекта к окружающей среде при восприятии новой информации осуществляется посредством двух основных процессов: ассимиляции и аккомодации. Ассимиляция – это процесс включения новой информации в качестве составной части в уже существующие у человека ментальные структуры; аккомодация – это изменение существующих ментальных структур в целях объединения старого и нового опыта.
Теория когнитивного развития Пиаже также предполагает, что развитие интеллекта осуществляется не только путем адаптации, но и посредством организации, то есть построения все более сложных интегрированных мысленных репрезентаций операций. Когнитивное развитие характеризуется количественными линейными изменениями, происходящими в пределах одной стадии, и качественными изменениями на четырех основных стадиях развития интеллекта: сенсомоторной (0-2 года), дооперационной (2-7 лет), стадии конкретных операций (7-11 лет) и стадии формальных операций (11-15 лет).
- Сенсомоторная стадия. На протяжении периода сенсомоторного интеллекта постепенно развивается организация перцептивных и двигательных взаимодействий с внешним миром. Это развитие идёт от ограниченности врождёнными рефлексами к связанной организации сенсомоторных действий по отношению к непосредственному окружению. На этой стадии возможны только непосредственные манипуляции с вещами, но не действия с символами, представлениями во внутреннем плане.
- На стадии дооперациональных представлений совершается переход от сенсомоторных функций к внутренним — символическим, то есть к действиям с представлениями, а не с внешними объектами. Эта стадия развития интеллекта характеризуется доминированием предпонятий и трансдуктивного рассуждения; эгоцентризмом; центрацией на бросающейся в глаза особенности предмета и пренебрежением в рассуждении остальными его признаками; сосредоточением внимания на состояниях вещи и невниманием к её преобразованиям.
- На стадии конкретных операций действия с представлениями начинают объединяться, координироваться друг с другом, образуя системы интегрированных действий, называемые операциями. У ребёнка появляются особые познавательные структуры, называемые группировками (например, классификация), благодаря которым ребёнок приобретает способность совершать операции с классами и устанавливать логические отношения между классами, объединяя их в иерархии, тогда как раньше его возможности были ограничены трансдукцией и установлением ассоциативных связей. Ограниченность этой стадии состоит в том, что операции могут совершаться только с конкретными объектами, но не с высказываниями. Операции логически структурируют совершаемые внешние действия, но аналогичным образом структурировать словесное рассуждение они ещё не могут.
- Основная способность, появляющаяся на стадии формальных операций,— способность иметь дело с возможным, с гипотетическим, а внешнюю действительность воспринимать как частный случай того, что возможно, что могло бы быть. Познание становится гипотетико-дедуктивным. Ребёнок приобретает способность мыслить предложениями и устанавливать формальные отношения (включение, конъюнкция, дизъюнкция и т. п.) между ними. Ребёнок на этой стадии также способен систематически выделить все переменные, существенные для решения задачи, и систематически перебрать все возможные комбинации этих переменных.
Другие основоположники когнитивной психологии
К числу основоположников когнитивной психологии также относятся Хайдер (теория когнитивного баланса) и Фестингер (теория когнитивного диссонанса).
Сущность теории когнитивного баланса Хайдера состоит в следующем. Человек стремится к правильному согласованному мнению об окружающем мире. Для достижения такого мнения человек определяет ту или иную основную концепцию (так называемый центр каузальной природы мира), исходя из которой толкует все происходящие события. Данная концепция выступает как ядро, на котором концентрируется внимание человека и вокруг которого все остальные события воспринимаются как поверхностные, менее значимые.
Сущность теории когнитивного диссонанса Фестингера заключается в том, что человек стремится к согласованной картине мира, и поэтому каждая новая информация, прежде чем быть усвоенной, должна найти свои связи в когнитивной системе этого человека. Если информация противоречит усвоенной системе понятий и образов, возникает существенное психологическое напряжение, называемое когнитивным диссонансом. Когнитивный диссонанс сопровождается возникновением защитных мотивов, направленных на снятие психологического напряжения и приведение новой информации в соответствие с уже имеющейся.
Заслуги когнитивной психологии
Несмотря на ряд ограничений и недостатков когнитивной психологии, ее представителями получено много важных данных, делающих более понятным процесс познания в целом, и установлено немало закономерностей отдельных познавательных процессов. Кроме того, убедительно показана взаимосвязь различных познавательных процессов. В когнитивной психологии разработано большое количество методик экспериментального исследования познавательных процессов.
какой метод является основным, кратко и понятно
Когнитивная психология рассматривает психику человека как некий компьютер. Ее область интереса – это процессы познания, обработки, хранения и воспроизведения информации. Кратко суть направления можно отразить так: исследование разума.
Например, в когнитивной психологии рассматривается вопрос: как именно человек отбирает данные для изучения
История развития
Первые предпосылки к появлению нового течения появились в начале XX века. В то время были известны бихевиористы, которые занимались поведением, и психоаналитики, которые изучали бессознательное.
Основоположником течения стал Эдвард Толмен. Он первым создал такое понятие, как когнитивная карта – целостный образ, который основан на прошлом опыте и влияет на настоящее поведение человека. Позже он сделал доклад перед научным обществом.
Большое влияние на развитие когнитивной психологии сыграло создание искусственного интеллекта. Перед учеными встала задача сделать его максимально приближенным к человеческому. Основатель использовал опыт гештальтпсихологии. Многие законы из этого направления позволили сформировать новый подход.
Общее описание
Когнитивное направление в психологии изучает познавательную деятельность. В ней условно выделяют две группы процессов: сенсорная и мозг с сознанием. Первая отвечает за поступление информации извне, вторая – за переработку. Когнитивный подход в психологии исследует память, восприятие, мышление, воображение, ощущение.
Важно! В дисциплине принимают участие такие отрасли, как лингвистика, антропология, нейронауки и другие.
Данное направление очень актуально в современном мире. Оно позволяет работать над улучшением искусственного интеллекта. Это применяется не только для создания роботов, но и разработки интерактивных протезов.
Когнитивная психология – это особое направление в науке. Ее последователи считают, что познание окружающего мира начинается с впечатления.
Через чувственное восприятие происходит преобразование знаний
После накопления определенной информации происходит регулирование поведения, особенно социального. Все процессы находятся в постоянном движении, изучать их не так просто.
Что изучает
Когнитивное направление в психологии можно определить кратко: это изучение познавательных процессов. Поэтому в сферу интересов ученых входят высшие психические функции, эмоциональный интеллект, искусственный интеллект.
Анализ микроструктуры – вот какой метод является основным в когнитивной психологии. Он основывается на логическом, эмпирическом и прагматическом анализах.
Специалист рассматривает человека как компьютер и пытается разобраться в работе психики с этой точки зрения. Она объясняет деятельность нервной системы как вычислительной машины, которая проводит точные операции.
Эта идея позволяет понять, что стимул проходит ряд преобразований в процессе обработки психикой. Поэтому можно предположить, что ресурсы человека ограничены по объему.
Предмет когнитивной психологии – зависимость поведения индивида от познавательных процессов. Задача заключается в том, чтобы узнать все этапы от получения информации до ее переработки.
Представители
Направление получило название благодаря Д. Брунеру. Он активно писал научные труды о когнитивизме в психологии, проводил эксперименты и даже создал специальный центр. За свою жизнь он немало изучал память, мышление, речь, все это позволило внести ему значительный вклад.
Самым известным в данной области стал Жан Пиаже. Он активно занимался экспериментами с детьми. В ходе них ему удалось выявить немало закономерностей в развитии мышления.
Например, Пиаже считал что первая стадия развития интеллекта длится до двух лет
Когнитивный психолог, У. Найссер, в своей книге рассказывал об особенностях познания. Дж. Келли дополнил его работу теорией личностных конструктов. Согласно ей, познавательная деятельность максимально направлена на предсказывание будущего.
Основные положения
За время существования в направлении появилось много важных моментов. Первый постулат – это неразрывность поведения и сознания. Второе основное понятие когнитивной психологии – это диссонанс. Он возникает в момент, когда человек хочет достичь внутренней гармонии, но тут его посещают новый опыт и знания. Все это вступает в конфликт, и возникает диссонанс.
Всего исследователям удалось выявить несколько принципов:
- Интеллект – комплексная система;
- Психика – система когнитивных реакций;
- Бессознательное тоже участвует в процессе переработки информации.
В ходе развития направления появилось множество новых определений. Например, под познанием стали понимать процесс трансформации полученных сведений.
На сегодняшний момент когнитивная психология продолжает свое развитие. Ее основная цель – сбор важных данных об особенностях работы процесса получения и переработки информации.
Как проходят консультации
Среди психологов можно найти представителей разных школ, каждый из них будет иметь свои особенности. В когнитивном направлении принято отталкиваться от мыслей и действий клиента.
Задача специалиста – выработать максимальную степень осознанности
Основное положение терапии – помочь клиенту сделать поведение результативным. Поэтому когнитивная психология востребована среди менеджеров, продавцов и т.п. На сеансе специалист будет детально объяснять, откуда взялась та или иная проблема, пути ее решения.
Важно! Клиент сам определяет содержание встреч.
Между сеансами обязательно дается домашнее задание: это упражнения, надобность вести дневник наблюдений и другие. Психолог не будет ругать за невыполнение, но без него замедлится терапия.
Специалист понятными словами объясняет техники релаксации, расслабления и отвлечения. С их помощью клиент снижает уровень стресса и нервного напряжения. Психологические приемы позволяют беречь силы организма.
Когнитивная терапия эффективно учит справляться с фобиями, кардинально меняет поведение личности. Ее иногда совмещают с арт-терапией или транзактным анализом – это позволяет затрагивать разные механизмы психики.
Когнитивная психология дает человеку возможность правильно проводить презентацию себя. Специалист показывает, как справляться с негативными ситуациями, что делать при панической атаке или тревожности. Дополнительно разрабатываются упражнения для того, чтобы улучшить работу памяти и мышления.
Видео
Когнитивная психология — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Когнитивная психология (лат. cognitio «знание») — раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческой психики. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания, чувств, представления информации, логического мышления, воображения, способности к принятию решений[1]. Многие положения когнитивной психологии лежат в основе современной психолингвистики. Выводы когнитивной психологии широко используются в других разделах психологии, в частности социальной психологии, психологии личности, психологии образования.
Когнитивная психология на современном этапе развития во многом основывается на проведении аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и познавательными процессами у человека. Так были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти (Р. Аткинсон). Но важно помнить, что основы когнитивной психологии (учение гештальт-психологии Коффки, Келлера и Вертгеймера; работы культурно-исторического направления (Выготский, Лурия, работы Пиаже) проводились до создания кибернетики и появления сложных вычислительно-информационных машин.
Наибольшее распространение получила концепция, представляющая психику в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов. Главная роль в этой концепции отводится внутренним когнитивным схемам и активности организма в процессе познания. Когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом её пропускной способности.
В качестве базовой метафоры когнитивной психологии используется компьютерная метафора, уподобляющая функционирование человеческого мозга функционированию компьютерного процессора.
Представители когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер, Саймон Герберт, Аллен Ньюэлл, Карл Прибрам, Роберт Солсо, Джордж Сперлинг, Борис Величковский[2][3].
История
11 сентября 1956 года в Массачусетском технологическом институте собралась специальная группа Института электрической и электронной инженерии, занимающаяся информационной теорией. Считается, что эта встреча положила начало когнитивной революции в психологии. Среди присутствующих были Джордж Миллер, Герберт Саймон, Ньюэлл Аллен, Ноам Хомски, Дэвид Грин и Джон Свитс.
22 августа 1966 года была опубликована книга Джерома Брунера «Изучение когнитивного развития» (англ. «Studies in Cognitive Growth»). Для написания этой книги в Центре когнитивных исследований при Гарвардском Университете объединились 11 соавторов.
Связь когнитивной психологии и нейробиологии
Существует точка зрения[кто?], согласно которой когнитивная психология и нейробиология в настоящее время развиваются параллельно, активно взаимодействуя друг с другом, но со временем когнитивная психология будет полностью редуцирована к нейробиологии. Ряд учёных и философов[кто?] на основании теоретических и исторических аргументов подвергает сомнению подобную возможность редукции когнитивной психологии к нейробиологии. При этом часть из них[кто?], отстаивая теоретический и практический приоритет когнитивной психологии, утверждает, что достижения нейробиологии полностью иррелевантны по отношению к когнитивным моделям психики[4].
Вклад Карла Прибрама
Одно из вызывающих большой интерес у учёных направлений когнитивной психологии — разработка голографической модели функционирования психики. Эта модель получила широкую известность благодаря работам Карла Прибрама, которые стали результатом его сотрудничества с известным американским психологом и физиологом Карлом Спенсером Лешли. Прибрам оказывал ему помощь в систематизации результатов исследований по резекции части головного мозга у животных. В результате проделанной работы Прибрам сделал вывод, что память и имеющиеся навыки сохраняются у подвергшихся резекции животных и после удаления обширных участков мозга. Это означает, что память и выработанные навыки распределены по всему объёму мозга, а не локализованы в его определённых участках. Прибрам использовал работы физика Дэвида Бома и уподобил функционирование памяти физической голограмме. Сущность голограммы состоит в сохранении в материальном носителе результатов интерференции двух электромагнитных волн, которые испускаются когерентными источниками. Один из источников представляет собой отражение определённого объекта, а при интерференции этих двух источников происходит формирование интерференционного изображения в виде светлых и темных колец. Освещение голограммы лучом лазера приводит к появлению объёмного изображения объекта, зафиксированного в голограмме. Особенность голографической матрицы состоит в том, что при отделении от неё части любого размера в этой части сохраняется вся картина целиком, хотя и менее чёткая. Некоторые положения этих теоретических построений были экспериментально подтверждены А. Лурией, Б. Величковским, В. Кучеренко. Хотя предложенная Прибрамом голографическая модель не получила всеобщего признания научного сообщества, она обсуждается многими известными психологами, а также играет важную роль в трансперсональной психологии[2][3][5][6][7].
См. также
Примечания
Литература
- Солсо Р. Когнитивная психология. — 6-е изд.. — СПб.: Питер, 2006. — 589 с. — (Мастера психологии). — ISBN 5-94723-182-4.
- Когнитивная психология: история и современность / Фаликман М. и Спиридонова В.. — Ломоносовъ, 2011. — 384 с. — (Прикладная психология). — ISBN 978-5-91678-008-6.
Ссылки
Когнитивная психология
2
Информация о влиянии упражнений на когнитивные способности
12 октября 2018 г. — В новом исследовании изучались детали того, как когнитивные способности могут улучшиться во время аэробных тренировок …
Исследование обсессивно-компульсивного расстройства требует большего внимания к пациентам, утверждает новое исследование
23 мая 2019 г. — В обзоре недавней литературы по обсессивно-компульсивному расстройству исследователь / практик пишет, что когнитивная наука все больше отдаляется от людей, которых изучают…
Зеленые районы могут быть полезны для детского мозга
6 сентября 2018 г. — Согласно новому исследованию, дети, живущие в более зеленых городских кварталах, могут иметь лучшую пространственную рабочую память. Пространственная рабочая память отвечает за запись информации о своем …
Депрессия ускоряет старение мозга, найдите психологов
24 мая 2018 г. — Психологи обнаружили связь между депрессией и ускорением работы мозга…
Более одного познания: призыв к изменениям в области сравнительной психологии
14 июля 2020 г. — Исследователи утверждают, что когнитивные исследования в сравнительной психологии часто ошибочно используют антропоцентрический подход, что приводит к переоценке человеческих способностей и предположению, что …
Продолжительное воздействие сотрясения мозга на молодых людей
19 декабря 2018 г. — Исследователи обнаружили, что молодые люди, которые перенесли повторяющиеся легкие черепно-мозговые травмы (mTBI) или сотрясения мозга, могут испытывать стойкие когнитивные изменения, а также измененный мозг…
Депрессия в 20-е годы, связанная с потерей памяти в 50-е годы
20 марта 2019 г. — Новое крупномасштабное лонгитюдное исследование обнаружило четкую связь между эпизодами депрессии и тревожности, испытываемыми взрослыми в возрасте 20, 30 и 40 лет, со снижением памяти …
Сахар улучшает память у людей старше 60 лет, помогая им работать эффективнее
18 июля 2018 г. — Сахар улучшает память у пожилых людей и делает их более мотивированными для выполнения сложных задач в полную силу — согласно New…
Настольные игры могут помочь защитить навыки мышления в пожилом возрасте
26 ноября 2019 г. — Люди, которые играют в игры, такие как карты и настольные игры, с большей вероятностью останутся умственно острыми в дальнейшей жизни, говорится в исследовании. Те, кто регулярно играл в нецифровые игры, показали лучшие результаты по памяти …
Может ли двуязычие защитить мозг даже на ранних стадиях деменции?
13 февраля 2020 г. — Исследователи в области психологии предоставляют новые доказательства того, что двуязычие может отсрочить симптомы деменции.Исследователи обнаружили, что двуязычие обеспечивает мозг большим когнитивным резервом, задерживая начало …
.
профессий в области когнитивной психологии: должностные обязанности и образование
Что такое когнитивная психология?
Термин когнитивный происходит от латинского слова ognitio , что означает «знание». Область когнитивной психологии в первую очередь занимается тем, как функционирует разум. Когнитивная психология интересуется различными областями исследований, включая внимание, восприятие, процессы обучения, память, принятие решений и языковое развитие.По своей сути когнитивная психология — это научное исследование мозга, его способностей и взаимодействия между мозгом и поведением человека.
Это последняя часть, взаимодействие между мозговыми процессами и поведением, которая представляет особый интерес для когнитивной психологии. Исследования в этой области обычно направлены на повышение информированности о том, как люди получают информацию из окружающей среды и применяют эту информацию для достижения своих целей. Из-за того, что когнитивная психология сосредоточена на мышлении, она обычно включает в себя большое количество нейробиологии, философии, биологии, лингвистики и искусственного интеллекта.
Каковы обязанности когнитивного психолога?
Подавляющее большинство когнитивных психологов проводят свою карьеру в исследованиях. Вначале когнитивные психологи могли бы проводить общие исследования познания. Однако со временем и опытом большинство психологов в этой области сосредоточатся на конкретном когнитивном процессе, который нужно исследовать, таком как память, неспособность к обучению в детстве или нарушения речи, и станут экспертами в этой конкретной области когнитивных исследований.Исследования могут проводиться в различных условиях, от колледжей и университетов до государственных учреждений и частных исследовательских фирм.
Преподавание также популярно среди психологов, занимающихся когнитивными исследованиями. Многие когнитивные психологи в академических кругах преподают в аспирантуре, работая с магистрами и докторантами в конкретных областях исследований. Некоторые когнитивные психологи, особенно те, кто только начинает свою деятельность, могут больше работать со студентами бакалавриата, преподающими общую психологию, по крайней мере, для начала.Педагогические должности требуют, чтобы психологи не только были экспертами в области познания, но и выполняли обычные обязанности преподавателя, такие как подготовка уроков и мероприятий, проведение и оценка экзаменов, консультирование студентов и проведение независимых исследований для публикации в журналах.
Когнитивные психологи также могут найти работу в клинических условиях. Некоторые клинические психологи работают с когнитивно-теоретической точки зрения, которая определяет их манеру интерпретации и лечения поведения клиентов.Когнитивные психологи также могут работать в медицинских или реабилитационных учреждениях, работая с пациентами, у которых есть когнитивные дисфункции, связанные с травмой головного мозга, старостью или проблемами развития. В этом контексте когнитивные психологи выполняют свою работу способом, более тесно связанным с клинической психологией. Они оценивают и оценивают клиентов, интерпретируют их поведение, размышляют о прошлых событиях с клиентами в терапевтических условиях и намечают процесс лечения и выздоровления.
Почему важна когнитивная психология?
Когнитивная психология подчеркивает роль мыслительных процессов в обучении и поведении. Основная предпосылка заключается в том, что то, как люди обрабатывают информацию, влияет на выбор поведения. Важно понимать, как люди обрабатывают информацию и как это влияет на их поведение. С точки зрения психического здоровья понимание того, как обрабатывается информация, становится важным при работе с людьми, чтобы они могли понять, как их мыслительные процессы влияют на их выбор поведения.В свою очередь, они могут лучше изучить свои внутренние мыслительные процессы, чтобы определить курс действий.
Однако понимание мыслительных процессов и поведения не ограничивается психотерапией. Принципы когнитивного поведения используются в других областях, таких как образование и реклама. Познавательные процессы включают речь и язык, память, обучение и сохранение информации. Педагоги обучены использовать различные методы, которые могут дополнять стили обучения или компенсировать дефицит памяти или внимания.
Когнитивные принципы используются даже рекламодателями. Маркетинг для людей означает использование того, что находит отклик у них и, скорее всего, вызовет желаемое компании поведение, т.е. покупает их продукт. Ежегодно миллионы тратятся на исследования рынка, чтобы определить, как лучше всего повлиять на предпочтения потребителей и их покупки. Данные этого исследования приводят к созданию рекламы, призванной повлиять на решения потребителей о покупке.
Каковы перспективы карьеры когнитивных психологов?
В целом, по прогнозам Бюро статистики труда (BLS), область психологии будет расти в среднем на 14% до 2018 года.Однако некоторые дисциплины, включая когнитивную психологию, в ближайшее десятилетие должны испытать более сильный рост. Частично причиной расширенного роста числа рабочих мест в области когнитивной психологии является постоянный интерес к проблемам когнитивного здоровья детей, таким как развитие речи, и проблемам, связанным с пожилыми людьми, таким как деменция и болезнь Альцгеймера. Кроме того, быстрые темпы развития исследовательских методов и технологий требуют квалифицированных специалистов для проведения когнитивных исследований.
Перспективы работы для других приложений когнитивной психологии, таких как преподавание на университетском уровне, вероятно, останутся стабильными в ближайшие годы. Количество преподавательских должностей начального уровня должно быть довольно большим, особенно если учесть, что программы психологии по-прежнему предлагаются в подавляющем большинстве колледжей и университетов. Получить более высокооплачиваемые должности преподавателей труднее, потому что их меньше и они обычно занимают штатные профессора.
Сколько зарабатывает когнитивный психолог?
По состоянию на март 2020 года, по данным PayScale, психологи в США получают среднюю зарплату 77 158 долларов в год.Однако диапазон заработной платы психологов широко варьируется в зависимости от их области знаний. Когнитивные психологи могут рассчитывать на заработок больше среднего, в зависимости от отрасли, в которой они работают. Тем не менее, когнитивные психологи, работающие в производственных и организационных условиях, получают среднюю годовую зарплату 111 150 долларов в год.
Степень и опыт также сильно влияют на заработную плату. Психологи с учеными степенями, например, доктор философии. или Psy.D. будут зарабатывать намного больше, чем те, у кого есть только степень магистра.Кроме того, чем больше у человека опыта в этой области, тем выше его заработная плата.
Какая степень требуется для когнитивного психолога?
Для некоторых должностей в области когнитивной психологии может потребоваться только степень бакалавра. Эти должности начального уровня, такие как научные сотрудники, не предполагают независимых исследований. Скорее они сосредоточены на оказании помощи ведущему исследователю в сборе и анализе данных. Программы бакалавриата по психологии чрезвычайно популярны и широко доступны.Вообще говоря, программа бакалавриата по психологии фокусируется на широком спектре тем психологии, включая статистику, исследования, психологию обучения, аномальную психологию и физиологию.
Более широкие возможности трудоустройства доступны для лиц, получивших степень магистра психологии. Эти программы обычно длятся не менее двух лет, а в некоторых случаях до трех или четырех лет, в зависимости от требований к степени. В когнитивной психологии акцент будет сделан на проведении исследования, которое будет защищено в диссертации.Магистерские программы также могут иметь несколько направлений, включая лингвистику, нейронные системы или когнитивные науки.
Чтобы открыть больше возможностей для трудоустройства, когнитивным психологам необходимо получить докторскую степень. Эти исследования обычно длятся от пяти до семи лет и включают в себя интенсивные исследования определенного аспекта когнитивной психологии. Именно во время докторантуры и постдокторантуры студенты развивают свои исследовательские или клинические навыки и получают практический опыт в этой области.Получение докторской степени особенно важно для людей, которые стремятся работать с клиентами в клинических условиях. В некоторых штатах требуется докторская степень. или Psy.D. для работы с клиентами, как это делают некоторые работодатели, такие как больницы или реабилитационные центры.
Сертификат когнитивного психолога можно получить через Американский совет когнитивной и поведенческой психологии. Существуют различные критерии, включая адекватное обучение в аспирантуре и докторантуре, завершение приемлемой программы стажировки и опыт работы в области когнитивной психологии.Лица, которые стремятся работать с клиентами, должны иметь лицензию государственного лицензионного совета. Требования различаются, но обычно для получения лицензии требуется докторская степень, проходные баллы на письменном экзамене и определенное количество часов контролируемой практики.
Дополнительная литература
Полезные ресурсы
.
примеров когнитивной психологии
Когнитивная психология изучает и анализирует психические процессы. Это включает в себя то, как мы думаем, запоминаем, учимся и воспринимаем.
Области применения в когнитивной психологии
Нравственное развитие — включает в себя то, как моральные дилеммы меняют ваши моральные рассуждения на стадиях нравственного развития.
Свидетельские показания — Изучение того, как на показания свидетеля влияет стресс, сосредоточение внимания на оружии или наводящие вопросы.
Забывание — эта область охватывает долгосрочную и краткосрочную память.
Избирательное внимание. Люди имеют ограниченную способность обращать внимание, поэтому это изучает выбор того, что заслуживает нашего внимания.
Восприятие — охватывает обработку чувственных входов и то, как мозг превращает их в чувственные восприятия.
Развитие ребенка — это касается процесса познавательных процессов по мере нашего роста.
Когнитивно-поведенческая терапия — использует тот факт, что шаблоны мышления могут влиять на поведение, и пытается помочь людям с проблемами психического здоровья.
Стили обучения — исследуются различные способы обучения людей.
Обработка информации — сравнивает людей с компьютерами по способу обработки информации.
Познавательное интервью — это способ задать вопросы, которые помогают очевидцу лучше запоминать.
Образование — когнитивная психология может помочь с более эффективными методами обучения.
Распознавание лиц. Примером этого является тот факт, что мы по-прежнему узнаем лицо друга, даже если один его аспект изменяется, например, при стрижке.
Эти различные примеры когнитивной психологии — отличный способ лучше понять эту область.
Мозг со связями на примере когнитивной психологии.
Карьера в области когнитивной психологии | Узнайте, что делают эти психологи
Узнайте, как стать когнитивным психологом.
Когнитивные психологи исследуют внутренние психические процессы, такие как память, восприятие, обучение и язык, и их интересует, как люди понимают, диагностируют, решают проблемы и принимают решения. Эти психологи сосредотачиваются на том, как люди получают, обрабатывают и запоминают информацию.
Когнитивная психология обычно способствует сбору эмпирических данных с помощью методов научных исследований, а не посредством клинических наблюдений (например, в области психоанализа), чтобы сделать выводы и изложить случай.Однако, поскольку когнитивная психология — обширная и разнообразная область, клинические наблюдения могут быть полезны для генерации гипотез для дальнейших исследований.
Чем занимаются когнитивные психологи?
Эти психологи выполняют следующие обязанности:
- Проведение исследований мыслительного процесса человека
- Преподавание в колледжах и университетах
- Работа в государственных учреждениях
- Работа консультантами по человеческим факторам или руководителями производственных предприятий
- Изучение человеческого мозга и памяти в отношении компьютеров
- Работа с Пациенты с болезнью Альцгеймера или с потерей памяти
- Работа с детьми для понимания формирования памяти
- Обучение языковым навыкам и решение проблем
- Работа в правовой системе и изучение психических процессов преступников, свидетелей, присяжных и судей
Образование и обучение
Для практики вам понадобится докторская степень.Докторантура по когнитивной психологии — это интенсивная программа, которая обычно занимает от четырех до пяти лет. Вам также необходимо будет пройти стажировку у квалифицированного когнитивного психолога, прежде чем вы начнете работать самостоятельно.
Курсы, которые будут относиться конкретно к вашей степени, будут включать когнитивное обучение, нейробиологию, продвинутую социальную психологию и развитие на протяжении всей жизни, а также обучение передовым методам исследования, которое будет включать статистику, психометрию и структурные уравнения.
Рабочая среда
Когнитивные психологи работают в самых разных условиях, от класса до лаборатории, от государственного учреждения до учреждения нейробиологии. Ваш день будет потрачен на совместную работу с другими психологами всех убеждений, нейробиологами, лингвистами, компьютерными специалистами и другими специалистами, которые стремятся понять, как функционирует наш мозг и почему мы учимся и ведем себя именно так.
Все, от визуализации мозга до психометрии — интерпретация количественных тестов для измерения интеллекта, способностей и личностных качеств — будет включено в вашу повседневную рабочую среду.
Заработная плата
Когнитивные психологи являются частью более широкой области психологов. Согласно текущему справочнику по профессиональным прогнозам Бюро статистики труда США, средняя годовая зарплата психологов по стране составляет 75 230 долларов. Фактическая заработная плата может сильно различаться в зависимости от специализации в данной области, местоположения, многолетнего опыта и множества других факторов. Национальные долгосрочные прогнозы роста занятости могут не отражать местные и / или краткосрочные экономические или рабочие условия и не гарантировать реального роста занятости.
.