Концепция это что: Значение слова КОНЦЕПЦИЯ. Что такое КОНЦЕПЦИЯ?

Содержание

КОНЦЕПЦИЯ — это… Что такое КОНЦЕПЦИЯ?

    КОНЦЕПЦИЯ (от лат. conceptio — схватывание) — термин философского дискурса, который выражает или акт схватывания, понимания и постижения смыслов в ходе речевого обсуждения и конфликта интерпретаций, или их результат, представленный в многообразии концептов, не отлагающихся в однозначных и общезначимых формах понятий. Концепция связана с разработкой и развертыванием личного знания, которое в отличие от теории не получает завершенной дедуктивно-системной формы организации и элементами которого являются не идеальные объекты, аксиомы и понятия, а концепты — устойчивые смысловые сгущения, возникающие и функционирующие в процессе диалога и речевой коммуникации. Концепции, приобретая пропозициональную форму теории, утрачивают свою сопряженность с коррелятивностью вопросов и ответов, образующих определенный комплекс.    Концепции коррелируют не с объектами, а с вопросами и с ответами, выраженными в речи, и смысловыми “общими голосами”, признаваемыми участниками диалога. Референщ ильное отношение к предметам в них опосредовано речью Другого и моей речью, ориентированной на Другого. Каждый элемент концепции коррелирует не с объектом, а с целостностью личного опыта.    Уже в средневековой философии оппозиция “доктрина—дисциплина”, где одна сторона характеризует знание для обучающего, а другая — для обучаемого, была восполнена Абеляром схоластическим методом “Да” и “Нет”, что не только углубило антиномии религиозности, но и вынудило комментирующий разум обратиться к герменевтике как к искусству истолкования и к осмыслению особенностей знания, функционирующего в речевом обсуждении и конфликте интерпретаций. Философия Нового времени, ориентировавшаяся на построение теории, сначала полностью освободила знание от его коммуникативных связей и особенностей и свела идею концепта к понятию, а концепцию — к теоретико-системному знанию. Однако в начале 19 в. в английском эмпиризме (В. Гамильтон, Ш. X. Ходжсон) концепт и концепция были поняты как формы, восстанавливающие целостность перцептивного опыта, но все же отличающиеся от перцепции концентрацией внимания. В 20 в. концепция связывается с символизацией личностного перцептивного опыта через воображение (С. Лэнгер), через метафору (X. Блюменберг) или через систему тропов (X. Уайт). В современном постмодернизме (Ж. Делёз, Ф. Гваттари) философия понимается как “творчество концептов” (Делёз Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? СПб., 1998, с. 56), противопоставляемых понятиям науки. Концепты, понятые как ядро концепции, рассматриваются ими как “нечто внутренне присутствующее в мысли, условие самой ее возможности, живая категория, элемент трансцендентального опыта” (там же, с. 11), как “фрагментарные единства, не пригнанные друг к другу, т. к. их края не сходятся” (там же, с. 40), научающие нас пониманию, а не познанию, как “архипелаг островов” смысла. Коммуникативная природа концептов и концепций не позволяет описать их с помощью интенциональной феноменологии, делающей акцент на направленности сознания на вещь. Поэтому наряду с концепциями диалога (Μ. Μ. Бахтин, В. С. Библер), где концептуальным ядром выступает произведение, и с “респонсивной феноменологией” (Б. Вальденфельс), исходящей из отношений Я и Другой, из значимости вопросов и ответов для сознания, ныне развиваются трансцендентальная прагматика языка (К. О. Апель), теория речевых актов (Д. Серль), теория коммуникативного действия (Ю. Хабермас), сопрягающие формы сознания с формами коммуникаций.

Концепция — что это такое простыми словами

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Скучное, но распространённое слово «концепция» пахнет бумажной пылью и чернилами научно-бюрократического аппарата. Так оно примерно и есть, но это в целом несложное понятие не должно завести нас в тупик непонимания.

КонцепцияКонцепция

Чтобы избежать подобного казуса, попытаемся прояснить для себя его значение, а заодно, разобраться – пригодится ли нам это понятие в повседневной жизни.

Что это такое простыми словами

Если опираться на перевод с латыни, слово conceptio подразумевает систему, понимание.

Концепция – это систематизация всех идей (взглядов), выработанных для понимания направления развития. Она дает ответ на вопрос — как достичь намеченной цели. По сути, это единый определяющий замысел (стратегия) для решения любой задачи.

Википедия

Википедия

Они отличаются разнообразием – историческая, образовательная, философская, математическая, маркетинговая и тысячи других, наполняющих своими определениями различные словари. А разновидностей у них ещё больше.

что такое концепт

что такое концепт

Они могут быть далеки друг от друга настолько, что даже излагаться будут совершенно разными терминами. Одно их объединяет — классификация:

  1. Концепции могут быть детализированными, то есть включать в себя более точные показатели.
  2. Укрупнёнными – общими.
  3. Для решения мелких текущих проблем создаются рабочие концепции.
  4. А трактовать степень достижения необходимых параметров помогут целевые.

Концепция и план также соотносятся друг с другом, как стратегия и тактика. Первое – указывает основное направление к светлому будущему, а второе – шаг за шагом прокладывает путь, по которому можно туда дойти.

Куда ведет концепция

Куда ведет концепция

Концепция состоит из определённой идеи и принципов, которые должны быть фундаментальными для общества.

Если же фундаментальные принципы автор подменит на другие, более шаткие или двусмысленные, то мы будем иметь сомнительное удовольствие любоваться ложной или спорной теорией.

Когда хочется о чем-то поспорить

Бывает, что замыслы оппонентов различаются кардинальным образом — настолько, что они буквально готовы подраться. Общая стратегия – это тот свет в конце тоннеля, который поможет им прийти к общему знаменателю, отсеять неподходящие мысли и, наоборот, систематизировать нужные.

С целью избавления от хаоса, концепции, в общем-то, и разрабатываются. Не будь их, даже великим научным умам было бы сложно пробираться сквозь дебри разномастных и порой, прямо скажем, бредовых идей.

Авторы многих сомнительных идей черпают воду из мутной лужи недоказуемости. Настоящий клондайк для странных идей – мир космоса. Вот несколько примеров живописных концепций, оспорить истинность или ложность которых довольно затруднительно.

  1. С каждым эпизодом принятия нами какого-либо решения появляется новая версия Вселенной — примерно как нерадивый школьник плодит файлы на рабочем столе компьютера, сохраняя все варианты текста.
  2. Наш мир в реальности не существует, он только голограмма действительности. Это означает, что поднимая голову к ночному небу, мы видим всего лишь голографическое изображение созвездий и небесных светил. Почувствуйте себя посетителями планетария…
  3. Если в космосе должны быть черные дыры, которые всё поглощают, значит, в противовес им наверняка есть и белые – которые извергают из себя материю. Видимо, для них оптимально быть как-то связанными друг с другом, находясь неподалёку. Для чистоты космического пространства, так сказать…
    КосмосКосмос
  4. Ну и самая известная концепция – что такое перемещение во времени? Она не даёт покоя учёным уже который век. Теория о возможности форсировать время — слетать в другую Галактику и вернуться, пока твои внуки ещё не совсем состарились, посетить прошлое и исправить там некоторые сомнительные моменты, — не отвечает тем не менее на ряд здравых вопросов.К примеру, в каком возрасте человек возвратится в годы своего детства, в какой ипостаси тело будет пребывать в будущем и настоящем одновременно, будет ли вообще существовать в настоящем человек, кардинально подправивший своё прошлое? Дискуссия открыта и поныне, так что можете присоединяться.

Жизненные концепции каждого

Чтобы прояснить возможность построения концепции для частных случаев, попробуем разобраться на примере.

Главный процесс, протекающий в этом мире – человеческая жизнь. Да-да, вы правильно поняли – это не падение империй, не войны и даже не биржевые кризисы. Это каждая отдельно взятая жизнь – Саши, Маши, Зинаиды Никаноровны.

Основные мировые религии сводятся к тому, что только ради человека был создан и до сих пор существует этот мир. В научном сообществе это называется концепцией антропности Вселенной.

Сразу возникает вопрос – имеет ли право человек бездарно потратить эту жизнь, ценнейшую в глазах мироздания? Как показывает практика, чаще так оно и происходит…

А тот, кто подходит к этому дару осознанно, строит для себя некую жизненную концепцию. Возможно, даже не понимая, что именно он делает. Отказываясь от стереотипов и проторённой колеи, можно поставить для себя некую глобальную цель, вокруг которой постепенно выстраивать свою жизнь.

Лишь редкие индивиды способны взять бразды управления жизнью в свои руки. Не каждый способен и направить взгляд внутрь себя, даже ради упорядочения своего бытия.

А что, собственно, мешает нам потратить немного времени на рефлексию? Может, неосознанный страх не увидеть там ничего интересного? Или увидеть то, в чем не хочется признаваться самому себе?

Но, не потратив усилий на составление концепции своей жизни, есть большой риск пропустить её сквозь пальцы, беспомощно глядя, как она утекает, вместо того, чтобы чувствовать свободу и уверенность.

Трата времени

Трата времени

Великие люди говорили, что, не осознав своего предназначения, человек не сможет стать счастливым. Наверное, потому что это не так просто, как может показаться. Люди, осознавшие своё предназначение – редкое явление даже в масштабах истории. Но именно поэтому мы их и знаем…

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

Рубрика: ЧАстые ВОпросы

Значение слова «концепция» в 14 словарях



существительное

Значение слова концепция


Все словариСловарь УшаковаПолитическая наука: Словарь-справочникСовременный экономический словарь. 1999Этимологический Словарь Русского ЯзыкаНачала Современного Естествознания. ТезаурусПограничный словарьСловарь экономических терминовТезаурус русской деловой лексикиЭнциклопедический словарьСловарь ОжеговаСловарь ЕфремовойЭнциклопедия Брокгауза и ЕфронаТолковый словарь живого великорусского языка, Даль ВладимирБольшая Советская Энциклопедия

Словарь Ушакова

концепция

концепция, концепции, жен. (лат. conceptio) (книж.). Замысел, теоретическое построение; то или иное понимание чего-нибудь. Новые концепции производительных сил в политической экономии.

Политическая наука: Словарь-справочник

концепция

(от лат. conceptio понимание, система)

определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

Современный экономический словарь. 1999

концепция

(лат. conceptio)

1) генеральный замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, проектов, планов, программ;

2) система взглядов на процессы и явления в природе и в обществе.

Этимологический Словарь Русского Языка

концепция

Французское – conception (концепция).

Латинское – concipere (собирать).

Существительное заимствовано из французского языка в первой четверти XIX в.

Концепция – определенный способ понимания и объяснения каких-либо фактов, явлений; основная идея их обоснования.

Производное: концептуальный.

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

концепция

(от лат. conceptio)

1) система связанных между собой взглядов на то или иное понимание явлений, процессов;

2) единый, определяющий замысел, ведущая мысль какого-либо произведения, научного труда и т. д.; внезапное рождение идеи, основной мысли, научного или творческого мотива.

Пограничный словарь

концепция

система научно обоснованных взглядов, определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений; основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

Словарь экономических терминов

концепция

(от лат. conceptio)

1) генеральный замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, проектов, планов, программ;

2) система взглядов на процессы и явления в природе и в обществе.

Тезаурус русской деловой лексики

концепция

Syn: понятие, идея

Энциклопедический словарь

концепция

(от лат. conceptio — понимание, система), определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности.

Словарь Ожегова

концепция

КОНЦЕПЦИЯ, и, ж. (книжн.). Система взглядов на чтон.; основная мысль. Научная к.

| прил. концептуальный, ая, ое.

Словарь Ефремовой

концепция

  1. ж.
    1. Система связанных между собою и вытекающих один из другого взглядов на те или иные явления.
    2. Общий замысел, основная мысль чего-л.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

концепция

— см. Понятие.

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

концепция

ж. лат. понятие, образ понятия, способ пониманья, соображения и выводы.

Большая Советская Энциклопедия

концепция

(от лат. conceptio ≈ понимание, система), определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет и др., руководящая идея для их систематического освещения. Термин «К.» употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научной, художественной, технической, политической и др. видах деятельности.

Добавить свое значение

Значения слов синонимов к слову концепция

Ассоциации к слову концепция

Цитаты со словом концепция

  • У детей иная концепция страшного, пока их не научат, чему следует ужасаться..
    Джон Уиндем, «День триффидов»
  • Я вообще противник жизни в кредит. Приобретаешь нечто, что тебе принадлежать не должно, а расплачиваешься тем, что больше не принадлежишь сам себе. Идиотская концепция..
    Дмитрий Глуховский, «Будущее»
  • Я вообще противник жизни в кредит. Приобретаешь нечто, что тебе принадлежать не должно, а расплачиваешься тем, что больше не принадлежишь сам себе. Идиотская концепция..
    Дмитрий Глуховский, «Будущее»

Синонимы к слову концепция


  • автогенез

  • аристогенез

  • аркан

  • аспект

  • батмогенез

  • вывод

  • гедонизм

  • доктрина

  • дуализм

  • задумка

  • замысел

  • значение

  • идея

  • максима

  • мысль

концепция — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства[править]

падежед. ч.мн. ч.
Им.конце́пцияконце́пции
Р.конце́пцииконце́пций
Д.конце́пцииконце́пциям
В.конце́пциюконце́пции
Тв.конце́пцией
конце́пциею
конце́пциями
Пр.конце́пцииконце́пциях

кон-це́п-ци-я

Существительное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение (тип склонения 7a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -концепц-; суффикс: -иj; окончание: [Тихонов, 1996].

Произношение[править]

  • МФА: ед. ч. [kɐnˈt͡sɛpt͡sɨɪ̯ə]  мн. ч. [kɐnˈt͡sɛpt͡sɨɪ]

Семантические свойства[править]

Значение[править]
  1. книжн. система взглядов на что-нибудь; основная мысль; замысел; теоретическое построение; то или иное понимание чего-нибудь ◆ Концепция материализма в «Системе природы» Поля Гольбаха ◆ А. Смит и его последователи разработали экономическую теорию, в основе которой лежала концепция трудовой стоимости ◆ Концепция фильма «Один дома» зародилась у Джона Хьюза во время съёмок его предыдущего фильма «Дядюшка Бак» ◆ Первой частью системы «критической» философии стала гносеологическая концепция, разработка которой потребовала от Канта больше всего времени и сил.
Синонимы[править]
  1. частичн.: идея, суть, замысел
Антонимы[править]
Гиперонимы[править]
  1. система
Гипонимы[править]

Родственные слова[править]

Этимология[править]

Происходит от лат. conceptio «соединение, сумма, совокупность; зачатие; словесное выражение», из гл. concipere «собирать; воображать; замышлять; зачинать», далее из cum (варианты: com-, con-, cor-) «с, вместе» + capere «брать; получать» (восходит к праиндоевр. *kap- «хватать»).

Фразеологизмы и устойчивые сочетания[править]

Перевод[править]

Библиография[править]

Interrobang.svg Для улучшения этой статьи желательно:

  • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)

Концепция — это простыми словами

Концепция - это простыми словами

Про концепцию на простом языке

В последнее время мы очень часто слышим из различных источников информации незнакомые для нашего слуха и понимания слова, с терминологией которых очень хочется разобраться. Сегодня мы поговорим об одном из таких терминов — Концепция.

Что бы разобраться в смысле этого слова и в его значении, для начала стоит дать ему определение, которое будет понятно любому человеку.

Итак, что значит Концепция? Ответить на этот вопрос не так уж и трудно, правда, в различных источниках информации бытует своя версия трактовки этого слова.

Изучив многие из таких версий, попытаемся дать свое, понятное для всех определение.

Концепция — это конкретный метод восприятия, система взглядов на какое-либо действие или какой-либо предмет. Концепция пускает свои корни в такие сферы деятельности, как:

  • Политика;
  • Экономика:
  • Художественное направление;
  • Техническое направление;
  • Психология и многое другое.

Концепцию можно легко спутать с планом каких либо действий, однако эти убеждения различны. Концепция имеет общее намерение, общее изображение какого либо прогнозируемого действия. Она разнится с планом тем, что план – это уже конкретизация и обдумывание намерения, вплоть до неоднозначных мелочей. Концепция предстает перед нами как смысл с внятной нам методикой и с четкими и понятными всем построенными основаниями.

Пытаясь разобраться с определением концепции нельзя обойти и нельзя не углубиться в историю возникновения этого термина. Концепция — это гибрид из французского слова — conception (концепция) и латинского слова — concipere (собирать). Легко догадаться, что это слово преимущественно заимствовано из французского языка, а именно в первой четверти XIX века.

Развитие концепции очень сильно взаимосвязано с развитием общества в целом, так что эти два термина прямо пропорциональны между собой. Тем временем, ученые выделяют несколько главных направлений этого слова:

  • Натуралистическая;
  • Цивилизационная;
  • Формационная.

Какие бывают виды

Сейчас мы говорим о такого рода определения, как «историческое развитие концепции и общества в целом». Историки не просто изучают историю эволюционирования общества, не просто собирают информацию и сопоставляют ее с нашим уровнем развития, они стремятся их систематизировать, выявить что-то общее между нами и нашими предками.

История развития всех этапов человечества – один для всех процесс прогрессивного развития от низших этапов эволюции к высшим. Все люди, расы и цивилизации неизбежно проходят через одни и те же фазы усовершенствования. Разумеется, в наше время созданы десятки различных исторических школ, но историческая концепция у этих заведений одна.

Немного полезных советов

Не важно, какого эта школа направления: формационная, цивилизационная или натуралистическая. Главный смысл в том, что сейчас ученых объединяет единое мнение. Некий план в совершенствовании человеческого общества есть, ведь даже исторические энтузиасты не отвергают то, что люди развиваются по единому шаблону. Когда люди в древних веках испытывали потребности в еде, в защите или еще в чем-то, они шли на охоту, делали копья и так далее. Люди того времени проделывали работу для добычи данных ресурсов, то же самое происходит и сейчас в наше время. Нам тоже нужно работать для того, что бы добыть все эти ресурсы, то есть купить.

Принцип развития и выживания остался тем же самым, только поменялась сложность выполнения данных действий. Главный умысел в натуралистической концепции заключен в том, что в людях уже с рождения заложены законы и принципы выживания, мораль этой жизни. Сравнивая те времена с новым временем можно прийти к выводу, что человек просто реализует свой потенциал, но не эволюционирует в натуралистическом направлении, так как мораль этой жизни не поменялась.

Совсем иные действия подразумевает цивилизационная концепция. Как не сравнивай прошлые века с новым временем, стоит согласиться с тем, что люди с течением временем культурно развиваются.

Выводы

Подводя итог, хочется сказать, что если у Вас имеется основная концепция, то она будет определять дальнейшую стратегию Ваших действий. Несмотря на то что, что все выше рассмотренные концепции взаимосвязаны между собой и неразлучные, все-таки, они немного разнятся. Зачастую, процесс развития общества предусматривает и наталкивает на создание новых концепций.

Если в процессе исполнения каких либо замыслов нам удалось создать новую для Вас концепцию, Вы можете ее усовершенствовать; на ее основе прийти к новому плану действия, обдумать более сильные для нас идеи.

КОНЦЕПЦИЯ — это… Что такое КОНЦЕПЦИЯ?

(лат. conceptio — понимание, единый замысел, ведущая мысль) — система взглядов, выражающая определенный способ видения («точку зрения»), понимания, трактовки каких-либо предметов, явлений, процессов и презентирующая ведущую идею или (и) конструктивный принцип, реализующие определенный замысел в той или иной теоретической знаниевой практике. К. — исходный способ оформления, организации и развертывания дисциплинарного знания, объединяющий в этом отношении науку, теологию и философию как основные дисциплины, сложившиеся в европейской культурной традиции.

Концептуальный аспект теоретического знания выражает прежде всего парадигмальное «сечение» последнего, задает его топику и риторику, т.е. определяет релевантные области применения и способы выражения конституируемых на основе развертывания «порождающей» идеи систем понятий (базовых концептов). К. исходит из установок на фиксацию предельных для какой-либо области («фрагмента» действительности) значений и реализацию максимально широкого «мировидения» (на основе «отнесения» к ценностному основанию познания). Она имеет, как правило, ярко выраженное личностное начало, означена фигурой основателя (или основателей, которые не обязательно являются реальными историческими персоналиями, так как в качестве таковых могут выступать мифические персонажи и культурные герои, трансцендентное божественное начало и т.д.), единственно знающего (знающих) исходный замысел. К. вводит в дисциплинарные дискурсы необязательно эксплицируемые в них онтологические, гносеологические, методологические и (особенно) эпистемологические допущения (способ дисциплинарного видения и доступные внутри него горизонты познания), без которых невозможна последующая более детальная проработка («раскрутка») презентируемой идеи.


Кроме того, она «онтологизирует» и «маскирует» внутри исходной (базисной) теоретической структуры компоненты личностного знания, нерационализируемые, но необходимые внутри нее представления, «стыкуя» между собой различные по языковому оформлению и генезису (происхождению) компоненты, вводя с этой целью ряд дисциплинарных метафор. Таким образом, К. прежде всего вводят в теоретические дискурсы дисциплин их исходные принципы и предпосылки («абсолютные предпосылки», согласно Коллингвуду), определяющие базисные понятия-концепты и схемы рассуждений, формируя «фундаментальные вопросы» («идеи»), в соотнесении с которыми получают свое значение и обоснование выстраиваемые внутри этих дискурсов специальные утверждения. Коллингвуд считал, что изменение концептуальных оснований (изменение интеллектуальной традиции у Тулмина) — наиболее радикальное из всех, которые может испытывать человек, так как оно ведет к отказу от обоснованных ранее убеждений и стандартов мышления и действия, к смене исходных концептов-понятий, обеспечивающих целостное восприятие мира. К., являясь формой выражения дисциплинарности, по-разному специфицируются в философии, теологии и науке.

Наиболее адекватной собственно концептуальной форме является философия, которую можно трактовать как дисциплинарность по порождению и обоснованию К. (в которых культура (само)описывает себя), «производству» базовых концептов культуры, определяя «концептуальные возможности» последней. Дисциплинарная концептуальность философии принципиально разомкнута в гиперпространство. В этом отношении теология принципиально «замыкает» свои горизонты через механизмы догматизации, соответственно — свои догматы. Сам термин «К.» заменяется здесь, как правило, близким ему термином «доктрина» (лат. docere — учить, doctrina — учение, например, доктрина грехопадения), но несущим подчеркнуто христианские коннотации и подчеркивающим элемент разъяснения сути вероучения: в частности, новообращенным, когда она может приобретать форму катехизиса — поучения, аналог которому можно найти в большинстве развитых вероучений, например, «тора» («указание», «наставление») в иудаизме. Тем самым, будучи содержательно релевантной К., доктрина в смысловом отношении делает акцент на «непреложности», «конечности» оснований-предпосылок, не подлежащих релятивизации (что периодически происходит в философских К.). В свою очередь, акцент «научения» имплицитно присутствует и в понятии К. как таковой. Этот ее аспект эксплицируется, когда понятие доктрины переносят за рамки теологии и религии, в частности, в область идеологических и политологических дискурсов (например, коммунистическая доктрина), чтобы специально подчеркнуть элемент «догматики» в К. (отсюда производные понятия — «доктринер», «доктринерство»).

В классических дисциплинарных дискурсах была сильна тенденция к отождествлению понятия «К.» с понятием «теория». Иногда им обозначали «неполную», «нестрогую» и т.д. теорию именно для того, чтобы подчеркнуть ее «неполноту», «нестрогость» и т.д. В неклассической науке понятие «К.» стали, как правило, редуцировать к фундаментальной теоретической (концептуальной) схеме (включающей в себя исходные принципы, универсальные для данной теории законы, основные смыслообразующие категории и понятия), или (и) к идеализированной (концептуальной) схеме (модели, объекту) описываемой области (вводящей, как правило, структурно-организационный срез предметного поля, на которое проецируются интерпретации всех утверждений теории). Таким образом, К. редуцируется к предварительной теоретической организации «материала» внутри научной теории, которая в своей полной «развертке» выступает как ее реализация (в том числе «переводящая» исходные базовые концепты в конструкты). Однако в науке К. способна быть и самостоятельной формой организации знания, особенно в социогуманитарном знании (например, диспозиционная концепция личности или концепция социального обмена в социологии), «замещающей» собой теорию. Акцент на концептуальности в научном знании имплицитно актуализировал социокультурную и ценностно-нормативную составляющую в нем, смещал фокус с «когнитивного», «логического», «внутрисистемного» в теории на «праксеологическое», «семантическое», на ее «открывание» вовне, что актуализировало проблематику социокультурной исторической обусловленности научного знания в целом. Эксплицитно это было осознано в постклассической методологии науки и в социологии знания (К. и (или) концепты: «личностное знание» и «научное сообщество» Полани, «тематический анализ науки» Холтона, «исследовательская программа» Лакатоса, «сильная программа» Д. Блура, «парадигма» и «дисциплинарная матрица» Куна, «междисциплинарное единство» А. Койре, «дисциплинарный анализ» и «интеллектуальная экология»  Тулмина и др.). В целом постклассическая методология сильно поколебала и представления о теории как высшей форме организации и структурации научного знания, и представления о возможности преодоления его «гипотетической природы», реабилитировав тем самым и К. как самостоятельную форму знания. также: Дисциплинарность, Концепт, Концептуализация, Паттерн.

В.Л. Абушенко


Социология: Энциклопедия. — Минск: Интерпрессервис; Книжный Дом.
А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко.
2003.

концепция — это… Что такое концепция?

  • КОНЦЕПЦИЯ —         (от лат. conceptio понимание, система), определ. способ понимания, трактовки к.л. предмета, явления, процесса, основная т. зр. на предмет или явление, руководящая идея для их систематич. освещения. Термин «К.» употребляется также для… …   Философская энциклопедия

  • КОНЦЕПЦИЯ — (лат. conceptio, от concipere схватывать, думать, замышлять). Соображение, способ понимания, восприятие. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОНЦЕПЦИЯ 1) восприятие, способ понимания; 2) способность… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • концепция — понятие, идея; учение, задумка, автогенез, представление, тезис, доктрина, аристогенез, батмогенез, финитизм, положение, замысел, план, теория, мысль, система Словарь русских синонимов. концепция 1. см. идея. 2. см …   Словарь синонимов

  • Концепция — (лат.conceptio түсіну, бірыңғай ой, тұтас ой) қайсы бір нәрселерді, құбылыстарды, процестерді көрудің (көзқарас), түсінудің, түсіндірудің (трактовка) белгілі тәсілін білдіретін көзқарастар жүйесі. Пәндік білімнің (дисциплинарное знание)… …   Философиялық терминдердің сөздігі

  • концепция — 1. Система взглядов, то или иное понимание явлений, процессов. 2. Единый, определяющий замысел. [http://www.lexikon.ru/dict/buh/index.html] концепция (ITIL Service Strategy) Документ, который содержит описание новой услуги, значительного… …   Справочник технического переводчика

  • Концепция — система взглядов и способов достижения целей, общее понимание явлений. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • КОНЦЕПЦИЯ — (от латинского conceptio понимание, система), определенный способ понимания, трактовки каких либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности …   Современная энциклопедия

  • КОНЦЕПЦИЯ — (от лат. conceptio понимание система), определенный способ понимания, трактовки каких либо явлений, основная точка зрения, руководящая идея для их освещения; ведущий замысел, конструктивный принцип различных видов деятельности …   Большой Энциклопедический словарь

  • КОНЦЕПЦИЯ — (лат. conceptio) 1) генеральный замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, проектов, планов, программ; 2) система взглядов на процессы и явления в природе и в обществе. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б..… …   Экономический словарь

  • КОНЦЕПЦИЯ — КОНЦЕПЦИЯ, концепции, жен. (лат. conceptio) (книжн.). Замысел, теоретическое построение; то или иное понимание чего нибудь. Новые концепции производительных сил в политической экономии. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Что это такое и почему это актуально

    Что входит в разработку концепции?

    Концепция должна включать пуленепробиваемое определение или правило , которое содержит критические атрибуты концепции. Кроме того, для пояснения концепции представлены примеры и не примеры (если применимо) путем выявления критических , некритических и общих атрибутов . Примеры используются, чтобы подчеркнуть эти атрибуты. Не примеры помогают прояснить концепцию или показывают, как некоторые атрибуты концепции часто совпадают с другими концепциями.

    A Concept имеет критических , некритических и общих атрибутов .

      • Критические атрибуты присутствуют всегда.
      • Иногда присутствуют некритические атрибуты . Иногда необходимы дополнительные утверждения или предложения, чтобы внести ясность или дополнительную информацию о концепции.
      • Общие атрибуты используются совместно с другими концепциями. Важно показать вашим ученикам, как атрибуты используются совместно с другими концепциями, чтобы не допустить чрезмерного обобщения учащимися.

    Почему уместна разработка концепции?

    Разработка концепции важна по многим причинам:

    1. Разработка концепции важна, потому что она заставляет учителя иметь очень четкое понимание и определение того, что преподается, и предоставляет письменную справку для студентов, особенно изучающих английский язык .
    2. Разработка концепции важна, чтобы учащиеся могли обобщать новые ситуации в школе и реальной жизни.Студентам нужна хорошая основа на концептуальном уровне, чтобы они могли применять изученные концепции в новых ситуациях. Например, учащиеся могут подсчитать, сколько краски нужно для покраски стены, потому что они сразу понимают, что это требует определения площади.
    3. Разработка концепции важна, чтобы учащиеся могли усвоить обобщение, а не изучать отдельные примеры. Например, научите правило, что Дней недели всегда пишутся с заглавной буквы .Это общее правило, которое студенты могут применять к любому дню недели вместо того, чтобы изучать отдельные дни отдельно. Согласно исследованию мозга (Allard 2007), информация должна быть представлена ​​в виде обобщений (один крючок), а не отдельных примеров (несколько случайных крючков), чтобы информация сохранялась в долговременной памяти . Если студентов не учат концепциям, то информация не сохраняется в долговременной памяти.
    4. «Разработка концепций» актуальна, потому что все студенты должны уметь описывать изучаемые концепции.В статье Ричарда Кларка, Пола Киршнера и Джона Свеллера «Помещая студентов на путь обучения » студенты, не имеющие релевантных концепций долговременной памяти, будут слепо искать решения в течение длительного времени и почти ничего не узнают.
    5. Концепции

    6. проходят проверок на государственных тестах и Common Core Assessments . Например, в вопросе 5 th Smarter Balanced Assessment используется концепция , основная идея .Студентам необходимо знать, в чем заключается основная идея , чтобы выбрать правильный ответ.

    Цитаты

    Четкое прямое указание: сила хорошо продуманного, хорошо преподанного урока от Джон Холлингсворт и Сильвия Ибарра

    Явные прямые инструкции для изучающих английский язык Джона Холлингсворта и Сильвии Ибарра

    Explicit Direct Instruction® (EDI®) для Common Core Workshop , разработанный DataWORKS

    Каким образом преподавание концепции может быть полезно для ваших учеников? Пожалуйста, поделитесь любыми примерами, комментариями или отзывами в разделе комментариев ниже.

    ,Проверка концепции

    : что это такое и как это сделать

    Опубликовано 16 августа 2017 г.

    concept checking

    Последнее обновление

    Вы когда-нибудь учили своих учеников новому элементу словарного запаса только для того, чтобы позже на уроке понять, что, хотя они с энтузиазмом кивали и говорили: «Да, учитель, я понимаю», они на самом деле понятия не имели, о чем вы говорите? Вероятно, все мы были там на каком-то этапе нашей карьеры, потому что легко предположить, что ваши ученики принимают то, чему вы учите.

    Но помните поговорку: учить — это не то же самое, что учиться?

    Что такое проверка концепции?

    Что ж, дело в том, что сколько бы вы ни объясняли, нет гарантии, что ваши ученики поймут именно то, что вы им пытаетесь сказать. Честно говоря, даже если это может быть ясно в вашей голове, это не обязательно означает, что вы так ясно передаете это своим ученикам.

    Вот почему вам следует использовать вопросы для проверки концепций, чтобы наши студенты полностью понимали значение нового словаря.

    Concept Checking

    Что такое вопросы проверки концепции?

    Контрольные вопросы концепции — это вопросы, которые мы можем задать, чтобы установить, поняли ли наши учащиеся язык, который мы представили. Как мы все знаем, вопрос «Вы понимаете?» не является надежным индикатором понимания, поэтому нам нужно задавать другие вопросы, чтобы косвенно выяснить, находимся ли мы все на одной странице, как с точки зрения словарного запаса, так и с точки зрения грамматики.

    Как мы составляем вопросы для проверки концепции?

    Самый важный аспект вопроса проверки концепции — то, что он должен быть простым.Использование более сложного языка или незнакомой лексики не поможет вашему делу. Использование простого, знакомого языка поможет вашим ученикам выразить свое понимание языка.

    Вопросы для простой проверки концепции — это вопросы типа «да / нет», вопросы 50/50 и закрытые вопросы.

    Например, чтобы проверить понимание ситкома , вы можете спросить:

    « Friends» — ситком? Я читаю ситкомы? Ситкомы смешные?

    Это ситком: Friends или E.Р. ?

    Как долго длится ситком? Какой твой любимый ситком?

    Помните, что вы не можете использовать изучаемый язык как ответ на вопрос, так как ваши ученики скоро поймут, что это ответ.

    Ниже приведены плохие примеры вопросов проверки концепции для lion :

    Какое животное рычит?

    Какое животное считается «королем джунглей»?

    Какое животное обитает в Африке?

    Потому что ответ на все эти вопросы, если элемент изучаемого языка, невозможно узнать, действительно ли студенты понимают слово или они просто знают, что это ответ на любой вопрос, который вы задаете.

    Так что делайте это коротко, мило и просто. Нет необходимости проверять все концепции, но это очень полезно для языка, который может запутать или затруднить ваших учеников. Лучше убедитесь, что ваши ученики понимают язык, когда вы его изучаете, чем гораздо позже обнаружите, что они понятия не имеют, что происходит.

    ,

    Teachinghistory.org

    Что это такое?

    «Формирование концепции» — это стратегия индуктивного обучения, которая помогает учащимся сформировать четкое понимание концепции (или идеи) посредством изучения небольшого набора примеров концепции.

    Обоснование

    Концепции — это «мебель» нашего разума. Хорошо обставленный ум — это источник радости, академических успехов, гражданственности, удовлетворения от карьеры и обучения на протяжении всей жизни. Когда ученик формирует концепцию из своих примеров, он или она знает больше, чем определение термина (например,г., река : он или она также знает несколько ярких примеров концепции, которые добавляют плоти к простому определению, например, Миссисипи, Амазонка, Янцзы и Волга). Это глубокое концептуальное изучение, а не поверхностное знание словарного слова.

    Описание

    Концепция определяется критическими характеристиками, присущими всем примерам концепции. Чтобы что-то могло служить примером концепции, оно должно содержать все эти критические характеристики.Чтобы помочь ученикам сформировать концепцию, учитель помогает им сначала увидеть эти критические характеристики на различных примерах, а затем суммировать эти характеристики в определении, которое сами ученики пишут. Вот несколько концепций и примеров: Правосудие (справедливость) По очереди Составление правил Применение правил одинаково ко всем Технологии Пароход Морзе Самолет Компьютерный чип Сообщество Меса Верде Джеймстаун Вашингтон, округ Колумбия Токио Миграция Орегон Трейл Эллис-Айленд Иммиграция Великая миграция Иммиграция с острова Ангелов Формирование концепции состоит из двух ключевых частей.Учащиеся начинают с изучения нескольких примеров концепции, которую нужно изучить, а затем учитель помогает им увидеть сходство этих примеров. Когда эти сходства устанавливаются в умах студентов, они формируют концепцию.

    Подготовка учителей

    1. Выберите концепт . Выберите тот, который лежит в основе вашей учебной программы. Это может быть одна из пяти тем географии (движение, регион, взаимодействие человека и окружающей среды, местоположение или место) или ключевой инструмент исторического мышления (тезис, доказательства, источники, контекстуализация, подтверждение).Это может быть понятие, используемое для понимания медиа (реклама, документальный фильм, домашняя страница) или экономики (товар, услуга, производство, распространение, деньги).
    2. Перечислите критические характеристики концепта . Проверьте несколько источников, чтобы найти наиболее четкий набор характеристик. Например, Демократия — это (1) вид правительства, в котором (2) правила большинства (правила и законы принимаются всеми гражданами или их представителями), (3) права меньшинств и индивидуальные свободы защищены и (4) ) правила и законы записаны.Или, модернизация включает (1) использование технологий для управления природными ресурсами, (2) использование неодушевленных (неживотных) источников энергии и энергии и (3) использование инструментов для увеличения воздействия человека. энергия. Обязательно в перечислите критических характеристик. Это поможет вам и вашим ученикам легче увидеть, какие характеристики присутствуют или отсутствуют в конкретном случае.
    3. Собрать хороший набор примеров . Хороший набор примеров невелик по количеству (3–4), разнообразен (показывает множество допустимых различий в рамках концепции) и приемлем с точки зрения развития и культуры (знайте своих учеников).Убедитесь, что каждый пример имеет все критические характеристики, необходимые для концепции. Кроме того, выберите примеры, по которым доступно много актуальной информации.
    4. Составьте организационную схему данных . Внизу слева представьте 3–4 примера. Вверху задайте 3–5 основных вопросов . Эти вопросы помогают сосредоточить сбор данных ваших студентов на важной информации в каждом примере. Каждому студенту понадобится копия таблицы; Кроме того, повесьте таблицу на стену или спроецируйте ее на экран.См. Раздаточный материал один.
    5. Собрать хороший набор без примеров . Определите 2–3 не примеров, которые можно использовать, чтобы помочь учащимся классифицировать после того, как они сформировали концепцию. Не пример имеет некоторые, но не все, критические характеристики, определяющие концепцию. Не примеры — отличные практические задания.

    В классе

    За концепт демократия:

    1. Интересное здание .Напомните учащимся о недавнем собрании в классе, на котором проводилось голосование для решения проблемы в классе или на игровой площадке. Проведите дискуссию по вопросу «Всегда ли правило большинства справедливо?»
    2. Оцените понимание концепции учащимися до начала обучения.
        • Что такое демократия?
        • Являются ли Соединенные Штаты демократией? Почему или почему нет?
        • Демократичны ли наши еженедельные собрания в классе? Зачем?
    3. Изучение нескольких примеров .Создайте диаграмму организации данных, которая содержит четыре примера в левом столбце и сфокусируйте вопросы вверху. Эти вопросы привлекают внимание студентов к важнейшим атрибутам. См. Раздаточный материал 1. Посоветуйте учащимся использовать эту таблицу для записи информации о каждом примере. Предоставьте учащимся время в классе, чтобы они могли найти информацию в своих учебниках и заполнить таблицу. Поручите им закончить таблицу в качестве домашнего задания. Предложите им поискать регулярные выборы в ответ на первый вопрос и подтолкнуть их выяснить, кто может, а кто не может голосовать.
    4. Обратите внимание на различия . На следующий день убедитесь, что учащиеся заполнили таблицу. Затем спросите студентов: «Чем отличаются эти четыре правительства?»
    5. Обращение к сходству . Спросите: «Чем все эти четыре правительства похожи?» Запишите ответы учащихся на доске для использования на следующем этапе. ( Примечание: Это этап урока, когда учащиеся сами определяют критические характеристики концепции, то есть сходства в примерах.)
    6. Обобщая . Предложите студентам «выделить несколько минут, чтобы кратко изложить эти сходства в одном полном предложении. Давайте начнем резюме со слов: «Это все способы управления этим. , , . ’” Учащиеся составляют собственное определение концепции, работая со списком сходств, который все еще находится на классной доске из шага 5. Дайте время поделиться и внимательно выслушайте концепции, которые они сформировали. При необходимости предоставьте обратную связь и исправьте. Затем студенты составляют второй проект, уделяя больше внимания тому, чтобы включить в свои резюме все критические атрибуты демократии.
    7. Маркировка . Спросите: «Какое слово вы могли бы использовать для описания подобных правительств? Будьте изобретательны — придумывайте слово, если хотите. Убедитесь, что он отражает суть такого правительства ». Получив несколько прозвищ, скажите студентам, что общепринятым ярлыком для такого типа правительства является демократия . Затем воспользуйтесь хорошим словарем, чтобы прочитать вслух этимологию этого греческого термина, означающего «власть народа».
    8. Заявка .Теперь, когда учащиеся построили приблизительное представление о демократии, пришло время подкрепить его и применить на практике классифицирующим заданием.
        • Тип классификации 1 . Попросите учащихся прочитать краткое описание Плимутской колонии в своих учебниках, а затем решить, была ли это демократия. Попросите показать большой палец (большой палец вверх означает «Да, это была демократия»; большой палец вниз — «нет»; большой палец сбоку — «не уверен»). Затем спросите о причинах.
        • Тип классификации 2 .Предоставьте учащимся информацию о двух или трех других правительствах (Китае, Дании, Японии) и попросите их решить, какое из них является демократическим. На этот раз попросите их записать свои причины. Попросите нескольких студентов поделиться своими решениями и причинами. См. Раздаточный материал 2.
        • Тип классификации 3 . Сформируйте группы из трех-четырех студентов и дайте каждой команде задание провести мозговой штурм над вымышленным примером демократии. Пусть они представят себя потерпевшими кораблекрушение на острове без шансов на спасение; следовательно, они должны создать общество с нуля.Напомните им, чтобы они оглянулись на свои резюме, чтобы убедиться, что создаваемый ими пример имеет все атрибуты, которые должны иметь все примеры демократий. Предложите командам поделиться своими вымышленными примерами и рассказать, почему они — демократии.
        • Классификационный вид 4 . Скажите студентам, что вы опишете организацию, которая не является примером демократии. Задача студентов — описать изменения, которые потребуются для перехода к демократии. (Опишите современную военную диктатуру или бейсбольный клуб Малой лиги.)
    9. Резюме . Попросите некоторых студентов проанализировать важнейшие характеристики демократии.

    Оценка

    Любой из четырех типов классификации в Шаге 8 послужит хорошей оценкой степени, в которой учащиеся сформировали концепцию. Доказательство не в принимаемых ими решениях (большой палец вверх; большой палец вниз), а в причинах, которые они приводят.

    Обычные ловушки

    • Учащимся может быть трудно запоминать сразу все примеры.Вот почему диаграмма организации данных является полезным инструментом.
    • Отличие примеров от не-примеров — это акт классификации. Если учащиеся имеют в виду список критических характеристик, им будет легче увидеть, какие из них присутствуют или отсутствуют в данном задании; следовательно, их классификационная практика будет более успешной.
    • Учащиеся не могут классифицировать элемент, если у них недостаточно информации о нем. Чтобы ответить на вопрос «Является ли Япония демократией?», Студенты должны будут изучить Японию, чтобы выяснить, обладает ли ее правительство критическими характеристиками, присущими демократии.

    В статье « Процесс обучения » Джером Брунер пишет: «Мы начинаем с гипотезы о том, что любой предмет может быть эффективно преподан в некоторой интеллектуально честной форме любому ребенку на любой стадии развития». Это относится к большинству концепций. Но учитель должен найти примеры, которые могут понять учащиеся определенного возраста, и при необходимости упростить критические характеристики. Важнейшие характеристики, общие для правительств Соединенных Штатов, Мексики, Канады и демократических классных собраний, таковы: правила большинства (правила и законы принимаются всеми гражданами или их представителями), права меньшинств защищены, а правила и законы — записанное.Это три характеристики, которые студенты в конечном итоге должны обобщить под названием демократия . Является ли полученная в результате концепция такой же сложной, как концепция, сформированная университетскими политологами? Конечно, нет, но для детей 4-5 классов это было бы настоящим достижением.

    Сноски

    Для получения дополнительной информации

    Аллеман Дж. И Дж. Брофи. Экскурсии по общественным наукам, K – 3, Книга первая: Мощные блоки по вопросам питания, одежды и жилья .Портсмут, Нью-Хэмпшир: Heinemann, 2001. Паркер, В. К. «Понижение Плутона и глубокое концептуальное обучение в социальных исследованиях». Обзор социальных исследований Весна / Лето (2008). Паркер, В. К. Социальные исследования в начальном образовании . 14-е изд. Бостон: Аллин и Бэкон, 2011. Таба, Х., М.С. Дуркин, Дж.Р. Френкель и А.Х. Макнотон. Пособие для учителя элементарных социальных наук: индуктивный подход . Ридинг, Массачусетс: Эддисон-Уэсли, 1971.

    ,

    Что такое бизнес-концепция? — Определение | Значение

    Определение: Бизнес-концепция — это утверждение, которое описывает охват и причину существования данной бизнес-идеи. Другими словами, он суммирует ключевые элементы, которые определяют бизнес.

    Что означает бизнес-концепция?

    Краткое определение концепции бизнеса варьируется от автора к автору. Причина этого в том, что описание бизнеса никогда не бывает формулой. Есть разные способы сообщить, чем занимается бизнес и почему он существует.Тем не менее, есть некоторые ключевые элементы, которые необходимо объяснить бизнес-концепцией, чтобы она считалась полезной и информативной. Прежде всего, предлагаемый продукт или услугу должны быть понятны.

    Это означает, что все, что предлагает компания, должно быть четко изложено в бизнес-концепции. С другой стороны, в этой концепции следует упомянуть целевой рынок. Этот рынок будет сегментом, который бизнес будет обслуживать.

    Наконец, общее конкурентное преимущество компании должно завершаться заявлением, чтобы описать, чем это предложение отличается от того, что уже существует.Бизнес-концепции регулярно используются в деловом мире, чаще всего для представления новых бизнес-идей потенциальным инвесторам, а также в качестве институциональной информации, отображаемой общественности для передачи основных качеств и элементов, лежащих в основе данного бизнеса.

    Пример

    Например, Calories Watch — мобильное приложение, предназначенное для отслеживания количества сожженных калорий во время тренировки. Приложение рассчитывает оценку, вводя характер тренировки и затраченное на нее время.Основатель компании г-н Пуллер готовит бизнес-документ для потенциальных инвесторов, в котором он объяснит свою идею и то, как она может принести им прибыль. Для этого ему необходимо разработать бизнес-концепцию, которая была бы одновременно привлекательной и информативной для этих людей.

    Как мы уже обсуждали ранее, бизнес-концепция объясняет причину существования и охват данного продукта или компании. В этом случае бизнес-концепция Calories Watch может быть следующей: «Calories Watch — мобильное приложение, разработанное для энтузиастов фитнеса, которое помогает им отслеживать свой прогресс во время тренировки.Это приложение измеряет количество сжигаемых калорий, используя инновационные методы расчета, которые в настоящее время не может предоставить ни одно другое приложение ».

    ,

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *