Конфликт деструктивный и конструктивный: Деструктивные и конструктивные конфликты: как различать и выходить победителем

Содержание

Деструктивные и конструктивные конфликты. Конструктивные и деструктивные конфликты

Большинство людей считает конфликт сугубо негативным явлением, которое приводит лишь к ссорам, противоречиям и разрушениям. Тем не менее это ошибочное мнение. Помимо деструктивных, существуют также и конструктивные конфликты, которые приводят к разрешению многих скрытых проблем.

Определение понятий

Конфликт представляет собой определенное противоречие или противостояние, которое возникает ввиду несовместимости интересов сторон. Может возникать между отдельными людьми или их группами в процессе жизнедеятельности.

В соответствии с характером последствий, психологи выделяют деструктивные и конструктивные конфликты. В первом случае не будет ничего, кроме ссор, негатива и натянутых отношений. Порой деструктивные конфликты могут перейти в стадию физического насилия. Зачастую они возникают на почве предвзятости, стремления к извлечению выгоды.

Абсолютно противоположным значением обладают конструктивные конфликты. Они способствуют разрешению явных и скрытых проблем, снятию напряженности в коллективе, укреплению дружеских отношений. Если речь идет о предприятиях, то менеджеры порой сознательно провоцируют конфликты, чтобы разрядить накаленную обстановку.

Конструктивный и деструктивный конфликт — сложности оценки

Стоит отметить, что противостояние между индивидами или их группами достаточно трудно поддается оценке. Определить разновидность не всегда возможно ввиду следующих объективных факторов:

  • Не существует четких критериев, в соответствии с которыми различают конструктивный и деструктивный конфликт. Чаще всего это можно сделать только после завершения противостояния, когда может быть дана оценка последствиям (и даже в этом случае ответ может не быть однозначным).
  • Большая часть конфликтов, независимо от среды, в которой они возникают, характеризуются как конструктивными, так и деструктивными функциями одновременно.
  • Характеристики противостояния могут существенно меняться в зависимости от того, на какой стадии оно находится. Конструктивный конфликт может стать таковым только после острой фазы или, наоборот, — перейти в область деструкции.
  • При оценке конфликта всегда стоит учитывать субъективную сторону. Так, одна сторона может считать его конструктивным, а для другой он будет носить деструктивный характер. Кроме того, важно учитывать заинтересованность третьих лиц, которые могут выступать инициаторами противостояния.

Конструктивные функции социального конфликта

Несмотря на общую негативную окраску такого явления, как конфликт, оно выполняет ряд функций положительного значения. Так, конструктивная сторона конфликтов состоит в следующем:

  • конфликт позволяет выявить противоречия и проблемы в тот самый момент, когда они достигли стадии зрелости и нуждаются в немедленном устранении;
  • может выступить в качестве механизма для снятия напряжения в обществе и разрешения ситуации, являющейся источником стресса;
  • в процессе поиска путей выхода из конфликта индивиды могут интегрироваться, проявляя взаимопомощь и взаимопонимание;
  • в результате разрешения спорной ситуации и устранения ее источника социальная система становится более стабильной;
  • вовремя возникший конфликт может предостеречь от более серьезных столкновений и противоречий.

Таким образом, нельзя однозначно говорить о негативной природе конфликта. Конструктивный социальный конфликт направлен не на обострение, а на разрешение проблем.

Конструктивные функции межличностного конфликта

Конструктивный межличностный конфликт выполняет следующие положительные функции:

  • позволяет обнаружить подлинные черты характера оппонента, а также выявить истинные мотивы его поведения;
  • конфликтные ситуации способствуют укреплению характера и становлению личности;
  • способствует адаптации личности в социуме, ее самореализации и самоутверждению.

Деструктивные функции конфликта

Для конфликтов характерны следующие деструктивные функции:

  • ввиду того, что противостояние может перейти из вербального в физическое, высок риск материальных потерь, а также человеческих жертв;
  • дезорганизация общества ввиду напряженности отношений;
  • замедление темпов социально-экономического развития ввиду нарушения межличностных и межгрупповых связей;
  • в процессе противостояния могут открыться новые конфликты, которые будут носить еще более деструктивный характер;
  • снижение уровня дисциплины и дезориентация;
  • ухудшение психологического климата в коллективе или обществе;
  • с точки зрения отдельно взятой личности, может развиться неуверенность в себе, наступить разочарование в убеждениях и ценностях;
  • отрицательная оценка окружающих;
  • в ходе конфликта могут сработать защитные механизмы психики, которые могут привести к или болезненным состояниям.

Типы конфликтных личностей

Конструктивное решение конфликта не всегда бывает возможным ввиду индивидуальных особенностей его участников. Психологи выделяют шесть типов личностей, которые наиболее часто вступают в противостояния с окружающими:

  • демонстративные
    — любят быть в центре событий, достаточно эмоциональны, а потому нередко являются инициаторами споров и противостояний;
  • ригидные
    — ввиду завышенной самооценки и обидчивости нередко пренебрегают мнением и интересами окружающих, из-за чего возникают серьезные конфликтные ситуации;
  • неуправляемые
    — характеризуются чрезмерной импульсивностью и отсутствием навыков самоконтроля;
  • сверхточные
    — слишком требовательны к себе и окружающим, придирчивы к мелочам, недоверчивы;

Отличие конструктивного конфликта от деструктивного. Умение побеждать в споре

Отличие конструктивного конфликта от деструктивного

Конструктивные (как, впрочем, и отрицательные) функции конфликта с определенной степенью условности и в целях удобства изложения материала можно разделить на: общие функции конфликта, которые имеют место на различных уровнях социальной системы; функции конфликта на личностном уровне, которые касаются влияния конфликта непосредственно на личность.

Конфликт является формой разрешения противоречий. Он выявляет пробелы, просчеты и недостатки, которые возникают в обществе и из-за которых и разгорается сам конфликт.

Также конфликт снимает социальную напряженность и устраняет ситуацию стресса, помогает «выпустить пар», разрядить обстановку и снять накопившуюся напряженность.

Разрешение конфликта приводит к стабилизации системы, при этом устраняются источники и очаги неудовлетворенности. Стороны, участвующие в конфликте, наученные «горьким опытом», в будущем будут больше расположены к взаимопониманию, нежели к конфликту. Кроме того, разрешение конфликтной ситуации может способствовать предотвращению более серьезных, значимых конфликтов, которые могли бы иметь место, если бы не возник данный конфликт.

Конфликт стимулирует групповое творчество, он объединяет энергию участников, которая необходима при решении данной задачи. Когда люди ищут пути урегулирования конфликта, происходит процесс анализа трудных ситуаций, в ходе которого возникают новые оригинальные идеи, разрабатываются новейшие информационные технологии, возникают необходимые пути решения той или иной задачи.

Конфликт может стать средством выяснения соотношения сил общественных организаций или общностей и может уберечь от последующих более разрушительных конфликтов.

Конфликт может служить связующим звеном для возникновения новых норм общения между людьми или помочь наполнить иным содержанием старые нормы.

Влияние конфликта распространяется и на индивидуальные характеристики личности.

Конфликт может способствовать адекватной самооценке и самопознанию личности. Это ситуация, при которой необходимо реально оценить свои способности, выявить новые возможности, лучшие неизвестные до этого качества. Это закалка характера, чувство собственного достоинства и гордости.

Конфликт может помочь искоренить нежелательные свойства человеческого нрава, например чувства неполноценности, покорности, раболепия и т. п.

Ситуация конфликта помогает адаптировать человека в группе, поскольку именно в конфликте происходит раскрытие самого себя и постановка на «круги своя». Затем человек либо отвергается обществом, либо вливается в коллектив и принимается членами группы. В случае, когда человек отвергнут обществом, никакой адаптации не происходит.

Деструктивные функции конфликта

Конфликт может быть связан с насильственными методами его разрешения, что в конечном итоге может привести к человеческим жертвам и материальным потерям. Кроме сторон, участвующих, например, в военном конфликте, пострадать могут совершенно невинные люди.

Состояние конфликта также может замедлить темпы развития страны. Конфликт может предшествовать дезинтеграции общества, уничтожению социальных коммуникаций и культурному отчуждению социальных обществ внутри общественной системы.

Состояние конфликта приводит к разрушению нравов, упадку общественной жизни и, зачастую, нарастанию пессимистического настроения.

Что может оставить после себя конфликт? – упадок системы всей организации, снижение эффективности работоспособности и дисциплины. Также может возникнуть чувство стрессовой ситуации, подавленности, депрессии.

Кроме того, каждый участник конфликта может быть разочарован его последствиями, останется ощущение разочарования в своих способностях, возможностях, потенциалах.

Конфликт может вызвать чувство неуверенности в себе, потерю прежней мотивации и разрушение имеющихся ценностных ориентации и образцов поведения. В худшем случае в результате конфликта может наступить и разочарование, и потеря веры в прежние идеалы.[5] Вера во вчерашних друзей, в коллег по работе, в партнеров по бизнесу может подорваться в одночасье, возникнуть недоверие к близким и родным людям.

Однако уместно вспомнить известное положение: абстрактной истины нет, истина всегда конкретна. Если одерживает победу один из участников, то другой одерживает поражение

Последствия конфликтов

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Конструктивный и деструктивный конфликт

Министерство 
Образования и Науки Украины

ГВУЗ 
« Киевский Национальный Экономический
Университет

Им. В. Гетьмана
»

Крымский 
Экономический Институт 
 
 
 

Реферат
на тему: «Конструктивный и деструктивный
конфликт» 
 
 
 
 

Выполнила:

Студентка
ЭП-22-09

Короткова
Виктория

Проверила:

Угольникова
В.П. 
 
 

Г.Симферополь 

2010 год

Содержание:

  1. Введение
  2. Общая характеристика
    и определение понятий «Конфликт»
  3. Функциональное
    значение деловых конфликтов
  4. Приемы деструктивного
    взаимодействия в конфликте
  5. Приемы конструктивного
    взаимодействия в конфликте
  6. Конструктивное
    разрешение конфликта
  7. Последствия
    конфликтов
  8. Заключение

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

                       В действительности если
              наше понимание нынешнего состояния 
              психологии приближается к правильному,
              то проблема человека – это, в конечном
              счете, исследование конфликтов и парадоксов.

    То,
что конфликты занимают существенное
место в нашей повседневной жизни,
сегодня уже признано всеми. Являясь 
важнейшей детерминантой человеческой
активности, они давно обратили на
себя внимание психологов. Психологические 
традиции изучения этого сложнейшего 
и интереснейшего явления складывались
в психоаналитической и социологических 
школах и включали в себя большой 
арсенал методов распознавания,
описания и исследования.

За последние годы
отношение к конфликтам существенно 
изменилось. Западные психологи ведут 
огромную работу по психологическому
оснащению достаточно широкого круга 
людей, прежде всего педагогов и 
управленцев. Например, Австралия и 
США имеют сегодня несколько 
национальных центров по изучению конфликтов,
а начиная с 1980 года – специальные 
учебные заведения по подготовке
менеджеров по конфликтам.

Воспоминания 
о конфликтах как правило вызывают
неприятные ассоциации: угрозы, враждебность,
непонимание, попытки, порой безнадежные,
доказать свою правоту, обиды. В результате
сложилось мнение, что конфликт —
всегда явление негативное, нежелательное 
для каждого из нас, а в особенности 
для руководителей, менеджеров, так 
как им приходится сталкиваться с 
конфликтами чаще других. Конфликты 
рассматриваются как нечто такое,
чего по возможности следует избегать.

Существуют различные 
определения конфликта, но все они 
подчеркивают наличие противоречия,
которое принимает форму разногласий,
если речь идет о взаимодействии людей.
Конфликты могут быть скрытыми или 
явными, но в основе их лежит отсутствие
согласия. Поэтому определим конфликт
как отсутствие согласия между двумя 
или более сторонами — лицами или 
группами.

Общая
характеристика и 
определение понятий

    Конфликт 
    – столкновение противоположно
    направленных интересов,
    целей, взглядов и 
    т.п. оппонентов, воспринимаемое
    человеком как 
    значимая для него
    психологическая 
    проблема, требующая 
    своего разрешения и 
    вызывающая активность,
    направленную на его 
    преодоление.

   
Типология конфликтов

  • По 
    субъекту конфликта
    • Конфликты
      с точки рения 
      властных отношений
      :
    • По 
      степени публичной 
      объективации взаимодействия
      :
    • По 
      последствиям
      :
    • По 
      включенности в сознание
      :
    • По 
      способу возникновения
      :

 
 

    Структура
конфликта.

    А)
Конфликтующие стороны – две 
или несколько конфликтующих 
сторон, кроме того, могут быть и 
другие участники – сочувствующие,
провокаторы, примирители, консультанты,
невинные жертвы.

    Б)
Зона разногласий – предмет спора,
факт или вопрос, вызвавший разногласия.

    В)
Представления о ситуации – сложившиеся 
в зоне разногласий представления 
участников конфликта, очевидно, не совпадают,
что создает почву для их столкновения.

    Г)
Мотивы – стремления, побуждения к 
действиям, направленным на реализацию
установок, потребностей и т.д. Мотивация 
определяет формирование цели, которой 
хочет достигнуть индивид. Мотивы и 
цели сторон расходятся.

    Д)
Действия —  конфликтующие стороны 
начинают вести себя так, что их действия
сталкиваются и мешают другой стороне 
достичь своей цели. 

  1. Предконфликтная
    ситуация – положение дел накануне конфликта.
  2. Инцидент
    – первая стычка конфликтантов.
  3. Эскалация
    – конфликт «шагает по ступенькам», реализуясь
    в серии отдельных актов – действий и
    противодействий конфликтующих сторон.
  4. Кульминация
    – верхняя точка эскалации, обычно выражается
    в каком-то «взрывном» эпизоде или нескольких
    следующих подряд эпизодах конфликтной
    борьбы.
  5. Завершение
    конфликта – сравнение цены конфликта
    и цены выхода из конфликта позволяет
    решить вопрос: стоит ли продолжать конфликт.
    Завершение конфликта может достигаться 
    потому, что конфликтанты устают враждовать
    и приспосабливаются к сосуществованию.
    Чаще конфликт завершается посредством
    специальных усилий, направленных на его
    разрешение.
  6. Постконфликтная
    ситуация – последствия конфликтов: позитивные,
    негативные1.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Функциональное 
значение деловых 
конфликтов
 

Подумайте над 
вопросом: «Конфликт – это хорошо
или плохо?»

При ответе на вопрос
о пользе и вреде конфликта 
нам придется разобрать две категории 
конфликтных ситуаций: деструктивных 
и конструктивных.

Деструктивный
конфликт характерен тем, что люди «застревают»
на обсуждении личных недостатков друг
друга и не захватывают в поле
своего взаимодействия, собственно, те
проблемы, которые и вызвали данное
напряжение. Конфликт протекает горячо,
интенсивно и стремительно. Возникают 
многочисленные искажения смысла, каждый
приписывает партнеру то значение его 
высказываний, которое тот не имел
в виду. Конфликтующие стремятся 
защититься преимущественно при 
помощи силовых методов. Они выстраивают 
коммуникативные барьеры, устраивают
«засады», спешат нападать первыми. Такой 
конфликт – это жестокая «война»,
в которой есть победители и побежденные,
«раненые» (получившие психологическую 
травму) и «убитые» (отказавшиеся от
активной позиции, сломленные и подавленные).

Деструктивный
конфликт, безусловно, вреден, поскольку 
он не способствует успешному поиску
способов решения проблемы и в 
то же время разрушает отношения 
между людьми — от неприятия друг
друга до полного разрыва.

Конструктивный 
конфликт, напротив, является нужным и 
полезным. Во-первых, в процессе обсуждения
проясняются позиции людей, поскольку 
при отстаивании своего мнения они 
подыскивают основания и аргументы.
При таком выявлении позиций 
часто происходит и так, что сами
люди начинают более ясно осознавать
свои собственные интересы в ходе
объяснения их своим партнерам.

Во-вторых, при 
конструктивном конфликте, который, как 
правило, протекает в напряженной 
ситуации, но без крика и взаимных
упреков, за короткое время организуется
интенсивный поиск эффективного
решения проблемы. Более того, при 
конструктивном конфликте основное
внимание участников направлено именно
на поиск решения сложных вопросов,
а не на взаимное подавление друг друга.

Следовательно,
можно сделать вывод о том,
что существуют два основных критерия
для оценки того, какой тип конфликта 
имеет место:

  • Конфликт
    является деструктивным (разрушающим),
    если отношения между людьми не улучшились,
    а ухудшились или между ними произошел
    разрыв. Конструктивный или созидательный,
    творческий конфликт способствует улучшению
    отношений и углублению взаимопонимания.
  • Конфликт
    является деструктивным, если проблема,
    его вызвавшая, осталась нерешенной. При
    конструктивном конфликте решение проблемы
    обязательно должно быть найдено. Как
    сделать деловой конфликт конструктивным?
  • При обсуждении
    проблем необходимо, чтобы оба партнера
    были настроены на понимание друг друга.
    Именно на понимание, а не на борьбу только
    за свою позицию.
  • Каждый партнер
    должен придерживаться правил эффективного
    общения, которые нарушать нельзя. Какие
    это правила?

Деструктивный результат разрешенного конфликта может выражаться в – конструктивное начало

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Стр 1 из 4Следующая ⇒

Конфликты, причины конфликтов, виды конфликтов, способы разрешения конфликтов

Конфликт— это несогласие сторон или сознательное поведение одной стороны вступающая в противоречие с другой стороной. Конфликты по своему назначению призваны способствовать удовлетворению потребностей людей. В конфликтной ситуации каждая из сторон стремится добиться своей цели, решения своих задач, утверждения и принятия ее точки зрения. На практике это часто осуществляется за счет ущемления интересов противников и устранения позиций оппонентов. Конфликт — это высшая стадия в развитии противоречий, это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которыми могут быть конкретные лицама или группы.

Причины конфликтов:

  • Распределение ресурсов. Р-сы всегда ограничены и рук-во должно решить, как распределить их между разл группами, чтобы наиб эфф-ным образом достигнуть целей орг-ции. Выделить большую долю ресурсов какому-то одному руководителю, подчиненному или группе означает, что другие получат меньшую долю от общего количества.
  • Взаимозависимость задач. Возможность конфликта существует везде, где один человек или группа зависят в выполнении задачи от другого человека или группы. Поскольку все организации являются системами, состоящими из взаимосвязанных элементов, при неадекватной работе одного подразделения или человека взаимозависимость задач может стать причиной конфликта.
  • Различия в целях. Специализированные подразделения сами формулируют свои цели и могут уделять большее внимание их достижению, чем целей всей организации.
  • Различия в представлениях и ценностях. Представления о какой-то ситуации зависит от желания достигнуть определенной цели. Вместо того, чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, альтернативы и аспекты ситуации, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей.
  • Различия в манере поведения и жизненном опыте. Различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже, возрасте и социальных характеристиках уменьшают степень взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных подразделений.
  • Неудовлетворительные коммуникации. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Она может действовать как катализатор конфликта, мешая отдельным работникам или группе понять ситуацию или точки зрения других.

Типы конфликтов

1. Внутриличностный конфликт. Он может принимать различные формы

o ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляют противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы

o производственные требования не согласуются с личными потребностями, интересами, ценностями,

o ответ на рабочую перегрузку или недогрузку.

2. Межличностный конфликт. Наиболее распространенный и проявляется по-разному:

o борьба руководителей за огранич рес-сы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. К этой группе относятся хорошо знакомые конфликты между двумя кандидатами на повышение при наличии одной вакансии,

o столкновение личностей. Люди с разными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом.

3. Конфликт между личностью и группой.

o если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности,

o руководитель может быть вынужден предпринимать дисциплинарные меры, которые могут оказаться непопулярными в глазах подчиненных.

4. Межгрупповой конфликтеория.

o В организациях между форм и неформ группами могут возникать конфликты. Неформальные группы, которые считают, что руководитель относится к ним несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности или конфликт между профсоюзом и администрацией.

1. Структурные методы разрешения конфликтов:

Разъяснение требований к работе — это один из лучших методов управления, предотвращающий дисфункциональный конфликтеория Нужно разъяснить, какие результаты ожидаются от каждого сотрудника и подразделения. Здесь должны быть упомянуты такие параметры, как уровень результатов, который должен быть достигнут, кто предоставляет и кто получает различную информацию, система полномочий и ответственности, а также чётко определена политика, процедуры и правила. Причем, руководитель уясняет эти вопросы не для себя, а доносит их до подчинённых с тем, чтобы они поняли, чего от них ожидают в той или иной ситуации.

Координационные и интеграционные механизмы — это один из самых распространённых механизмов — цепь команд. Установление иерархии полномочий упорядочивает взаимодействие людей, принятие решений и информационные потоки внутри организации. Если два или более подчинённых имеют разногласия по какому-либо вопросу, конфликта можно избежать, обратившись к общему начальнику, предлагая ему принять решение. Принцип единоначалия облегчает использование иерархии для управления конфликтной ситуацией, так как подчинённый знает, чьи решения он должен исполнять.

Общеорганизационные комплексные цели — эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, отделов или групп. Идея, лежащая в основе этой методики- направить усилия всех участников на достижение общей цели.

Структура системы вознаграждений — вознаграждения можно использовать как метод управления конфликтом, оказывая влияние на людей для избежания дисфункциональных последствий. Люди, вносящие свой вклад в достижение общеорганизационных комплексных целей, помогают другим группам организации и стараются подойти к решению проблемы комплексно, должны вознаграждаться благодарностью, премией, признанием или повышением по службе. Не менее важно, чтобы система вознаграждений не поощряла неконструктивное поведение отдельных лиц или групп. Систематическое скоординированное использование системы вознаграждений для поощрения тех, кто способствует осуществлению общеорганизационных целей, помогает людям понять, как им следует поступать в конфликтной ситуации, чтобы это соответствовало желаниям руководства.

2. Межличностные стили разрешения конфликтов:

Уклонение — этот стиль подразумевает, что человек старается уйти от конфликта. Его позиция- не попадать в ситуации, которые провоцируют возникновение противоречий, не вступать в обсуждение вопросов, чреватых разногласиями. Тогда не придётся приходить в возбуждённое состояние, пусть даже и занимаясь решением проблемы.

Сглаживание — при таком стиле человек убежден, что не стоит сердиться, потому что «мы все- одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку». Такой «сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта, апеллируя к потребности в солидарности. Но при этом можно забыть о проблеме, лежащей в основе конфликта. В результате может наступить мир и покой, но проблема останется, что в конечном итоге произойдет «взрыв».

Принуждение— в рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать не интересуется мнением других, обычно ведет себя агрессивно, для влияния на других пользуется властью путем принуждения. Такой стиль может быть эффективен там, где руководитель имеет большую власть над подчинёнными, но он может подавить инициативу подчинённых, создаёт большую вероятность того, что будет принято неверное решение, так как представлена только одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у более молодого и более образованного персонала.

Компромисс — этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени.

Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность, что часто даёт возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон.

Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшего по важной проблеме может сократить время поиска альтернатив.

Решение проблемы. Данный стиль- признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон.

Тот, кто использует такой стиль не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения. Данный стиль является наиболее эффективным в решении проблем организации. Предложения по использованию этого стиля разрешения конфликта: определите проблему в категориях целей, а не решений; после того, как проблема определена, определите решения, приемлемые для всех сторон; сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны; создайте атмосферу доверия, увеличив взаимное влияние и обмен информацией; во время общения создайте положительное отношение друг к другу, проявляя симпатию и выслушивая мнение другой стороны.

В процессе трудовой и общественной деятельности учитель взаимодействует с другими участниками школьной жизни. При этом конфликты — явление неизбежное. А вот что останется после конфликтной ситуации во многом зависит от учителя. Универсальный рецепт конструктивного решения конфликта, послевкусием которого будет удовлетворенность всех сторон и приобретение ценных навыков жизни в обществе, рассмотрен в данной статье.
· Влияние генетических факторов на возникновение конфликтных ситуаций в подростковом возрасте · Психология в притчах и примерах · Как разговаривать с неадекватными родителями учеников и предотвратить их агрессию Яндекс.Директ

Навесные мониторы наподголовникПодарок ИК-наушники! Доставка по Москве и России. Продажа. Установка.Подголовники с DVDПотолочные мониторы DVD/TVПодлокотники с DVDdiscout.ruАдрес и телефон
Терапевт при алкоголизме. ЗвонитеПсихотерапевт при наркомании и алкоголизме. Опытные врачи. Анонимно!Оплата удаленноАнализ анонимноКак выбрать кодировкуНарколог на дом24narko.ruАдрес и телефонЕсть противопоказания. Посоветуйтесь с врачом.
Школьная служба примирения (ШСП)Службы примирения, службы медиации, комиссии по урегулированию споров.школьные-службы-примирения.рфАдрес и телефон

Обсудить статью (уже 3 коммент.)
Опубликовать свой материал

В процессе своей профессиональной деятельности педагогу помимо своих непосредственных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения, приходится общаться с коллегами, учениками, их родителями.

При ежедневном взаимодействии без конфликтных ситуаций обойтись вряд ли возможно. Да и нужно ли? Ведь правильно разрешив напряженный момент, легко добиться хороших конструктивных результатов, сблизить людей, помочь им понять друг друга, прийти к прогрессу в воспитательных аспектах.

Определение конфликта. Деструктивный и конструктивный способы решения конфликтных ситуаций

Что такое конфликт? Определения этого понятия можно разделить на две группы. В общественном сознании конфликт чаще всего является синонимом враждебного, негативного противостояния людей из-за несовместимости интересов, норм поведения, целей.

Но существует и другое понимание конфликта как абсолютно естественного в жизни общества явления, совсем не обязательно приводящего к негативным последствиям.

Напротив, при выборе правильного русла его течения, он является важным составляющим развития общества.

В зависимости от результатов решения конфликтных ситуаций, их можно обозначить какдеструктивные или конструктивные. Итогом деструктивногостолкновения является неудовлетворение одной или обеих сторон итогом столкновения, разрушение отношений, обиды, непонимание.

Конструктивнымявляется конфликт, решение которого стало полезным для сторон, принимавших в нем участие, если они построили, приобрели в нем что-то ценное для себя, остались удовлетворены его результатом.

1234Следующая ⇒

способы разрешения. Основные отличия и способы разрешения деструктивных и конструктивных конфликтов

Большинство людей считает конфликт сугубо негативным явлением, которое приводит лишь к ссорам, противоречиям и разрушениям. Тем не менее это ошибочное мнение. Помимо деструктивных, существуют также и конструктивные конфликты, которые приводят к разрешению многих скрытых проблем.

Определение понятий

Конфликт представляет собой определенное противоречие или противостояние, которое возникает ввиду несовместимости интересов сторон. Может возникать между отдельными людьми или их группами в процессе жизнедеятельности.

В соответствии с характером последствий, психологи выделяют деструктивные и конструктивные конфликты. В первом случае не будет ничего, кроме ссор, негатива и натянутых отношений. Порой деструктивные конфликты могут перейти в стадию физического насилия. Зачастую они возникают на почве предвзятости, стремления к извлечению выгоды.

Абсолютно противоположным значением обладают конструктивные конфликты. Они способствуют разрешению явных и скрытых проблем, снятию напряженности в коллективе, укреплению дружеских отношений. Если речь идет о предприятиях, то менеджеры порой сознательно провоцируют конфликты, чтобы разрядить накаленную обстановку.

Конструктивный и деструктивный конфликт — сложности оценки

Стоит отметить, что противостояние между индивидами или их группами достаточно трудно поддается оценке. Определить разновидность не всегда возможно ввиду следующих объективных факторов:

  • Не существует четких критериев, в соответствии с которыми различают конструктивный и деструктивный конфликт. Чаще всего это можно сделать только после завершения противостояния, когда может быть дана оценка последствиям (и даже в этом случае ответ может не быть однозначным).
  • Большая часть конфликтов, независимо от среды, в которой они возникают, характеризуются как конструктивными, так и деструктивными функциями одновременно.
  • Характеристики противостояния могут существенно меняться в зависимости от того, на какой стадии оно находится. Конструктивный конфликт может стать таковым только после острой фазы или, наоборот, — перейти в область деструкции.
  • При оценке конфликта всегда стоит учитывать субъективную сторону. Так, одна сторона может считать его конструктивным, а для другой он будет носить деструктивный характер. Кроме того, важно учитывать заинтересованность третьих лиц, которые могут выступать инициаторами противостояния.

Конструктивные функции социального конфликта

Несмотря на общую негативную окраску такого явления, как конфликт, оно выполняет ряд функций положительного значения. Так, конструктивная сторона конфликтов состоит в следующем:

  • конфликт позволяет выявить противоречия и проблемы в тот самый момент, когда они достигли стадии зрелости и нуждаются в немедленном устранении;
  • может выступить в качестве механизма для снятия напряжения в обществе и разрешения ситуации, являющейся источником стресса;
  • в процессе поиска путей выхода из конфликта индивиды могут интегрироваться, проявляя взаимопомощь и взаимопонимание;
  • в результате разрешения спорной ситуации и устранения ее источника социальная система становится более стабильной;
  • вовремя возникший конфликт может предостеречь от более серьезных столкновений и противоречий.

Таким образом, нельзя однозначно говорить о негативной природе конфликта. Конструктивный социальный конфликт направлен не на обострение, а на разрешение проблем.

Конструктивные функции межличностного конфликта

Конструктивный межличностный конфликт выполняет следующие положительные функции:

  • позволяет обнаружить подлинные черты характера оппонента, а также выявить истинные мотивы его поведения;
  • конфликтные ситуации способствуют укреплению характера и становлению личности;
  • способствует адаптации личности в социуме, ее самореализации и самоутверждению.

Деструктивные функции конфликта

Для конфликтов характерны следующие деструктивные функции:

  • ввиду того, что противостояние может перейти из вербального в физическое, высок риск материальных потерь, а также человеческих жертв;
  • дезорганизация общества ввиду напряженности отношений;
  • замедление темпов социально-экономического развития ввиду нарушения межличностных и межгрупповых связей;
  • в процессе противостояния могут открыться новые конфликты, которые будут носить еще более деструктивный характер;
  • снижение уровня дисциплины и дезориентация;
  • ухудшение психологического климата в коллективе или обществе;
  • с точки зрения отдельно взятой личности, может развиться неуверенность в себе, наступить разочарование в убеждениях и ценностях;
  • отрицательная оценка окружающих;
  • в ходе конфликта могут сработать защитные механизмы психики, которые могут привести к или болезненным состояниям.

Типы конфликтных личностей

Конструктивное решение конфликта не всегда бывает возможным ввиду индивидуальных особенностей его участников. Психологи выделяют шесть типов личностей, которые наиболее часто вступают в противостояния с окружающими:

  • демонстративные
    — любят быть в центре событий, достаточно эмоциональны, а потому нередко являются инициаторами споров и противостояний;
  • ригидные
    — ввиду завышенной самооценки и обидчивости нередко пренебрегают мнением и интересами окружающих, из-за чего возникают серьезные конфликтные ситуации;
  • неуправляемые
    — характеризуются чрезмерной импульсивностью и отсутствием навыков самоконтроля;
  • сверхточные
    — слишком требовательны к себе и окружающим, придирчивы к мелочам, недоверчивы;
  • конфликтные
    — целенаправленно вступают в противостояние с окружающими, считая такое поведение способом манипулирования и достижения поставленных целей;
  • бесконфликтные
    — боятся любых споров и противостояний, в результате чего могут спровоцировать агрессию и раздражение окружающих, что приводит к обратному эффекту.

Модели конфликтного поведения

Можно выделить три основные модели конфликтного поведения, а именно:

  • Деструктивная
    характеризуется стремлением к обострению противостояния и росту напряженности. Человек может попытаться вовлечь в конфликт еще больше участников, расширяя его масштабы. Для данной модели характерно следующее:

    • пренебрежение партнером с целью уменьшить его роль в разрешении спора;
    • личное оскорбление и негативные оценки деятельности;
    • открытое проявление недоверия и сомнений;
    • отступление от морально-этических норм общения.
  • Конструктивное поведение
    в конфликте направлено на то, чтобы как можно скорее «погасить» противостояние и решить проблему дипломатическим путем. Если один из участников нацелен на примирение, то он проявит выдержку и самообладание, независимо от поведения оппонента. Важно вести себя открыто и доброжелательно, сохраняя немногословность.
  • Компромиссная модель поведения
    направлена на поиск альтернативного решения, она свойственна неуверенным в себе личностям. Они проявляют себя достаточно пассивно и уходят от прямых ответов на вопросы. Участники не настаивают на соблюдении своих интересов и охотно идут на уступки.

Конструктивное развитие конфликта

Для того чтобы конфликт развивался по конструктивному сценарию, должны быть соблюдены следующие условия:

  • участники признают наличие разногласий, пытаются понять их природу и признать право оппонента на соблюдение своих прав и отстаивание личной позиции;
  • прежде чем приступать к устранению причин противоречия, должны быть полностью исключены негативные проявления конфликта, такие как повышенный тон, взаимные оскорбления и так далее;
  • если собственными силами невозможно прийти к консенсусу, то возможно привлечение к разрешению спорной ситуации третьей незаинтересованной стороны, которая сможет дат

Деструктивный конфликт примеры и ситуации. Основные отличия и способы разрешения деструктивных и конструктивных конфликтов

Большинство людей считает конфликт сугубо негативным явлением, которое приводит лишь к ссорам, противоречиям и разрушениям. Тем не менее это ошибочное мнение. Помимо деструктивных, существуют также и конструктивные конфликты, которые приводят к разрешению многих скрытых проблем.

Определение понятий

Конфликт представляет собой определенное противоречие или противостояние, которое возникает ввиду несовместимости интересов сторон. Может возникать между отдельными людьми или их группами в процессе жизнедеятельности.

В соответствии с характером последствий, психологи выделяют деструктивные и конструктивные конфликты. В первом случае не будет ничего, кроме ссор, негатива и натянутых отношений. Порой деструктивные конфликты могут перейти в стадию физического насилия. Зачастую они возникают на почве предвзятости, стремления к извлечению выгоды.

Абсолютно противоположным значением обладают конструктивные конфликты. Они способствуют разрешению явных и скрытых проблем, снятию напряженности в коллективе, укреплению дружеских отношений. Если речь идет о предприятиях, то менеджеры порой сознательно провоцируют конфликты, чтобы разрядить накаленную обстановку.

Конструктивный и деструктивный конфликт — сложности оценки

Стоит отметить, что противостояние между индивидами или их группами достаточно трудно поддается оценке. Определить разновидность не всегда возможно ввиду следующих объективных факторов:

  • Не существует четких критериев, в соответствии с которыми различают конструктивный и деструктивный конфликт. Чаще всего это можно сделать только после завершения противостояния, когда может быть дана оценка последствиям (и даже в этом случае ответ может не быть однозначным).
  • Большая часть конфликтов, независимо от среды, в которой они возникают, характеризуются как конструктивными, так и деструктивными функциями одновременно.
  • Характеристики противостояния могут существенно меняться в зависимости от того, на какой стадии оно находится. Конструктивный конфликт может стать таковым только после острой фазы или, наоборот, — перейти в область деструкции.
  • При оценке конфликта всегда стоит учитывать субъективную сторону. Так, одна сторона может считать его конструктивным, а для другой он будет носить деструктивный характер. Кроме того, важно учитывать заинтересованность третьих лиц, которые могут выступать инициаторами противостояния.

Конструктивные функции социального конфликта

Несмотря на общую негативную окраску такого явления, как конфликт, оно выполняет ряд функций положительного значения. Так, конструктивная сторона конфликтов состоит в следующем:

  • конфликт позволяет выявить противоречия и проблемы в тот самый момент, когда они достигли стадии зрелости и нуждаются в немедленном устранении;
  • может выступить в качестве механизма для снятия напряжения в обществе и разрешения ситуации, являющейся источником стресса;
  • в процессе поиска путей выхода из конфликта индивиды могут интегрироваться, проявляя взаимопомощь и взаимопонимание;
  • в результате разрешения спорной ситуации и устранения ее источника социальная система становится более стабильной;
  • вовремя возникший конфликт может предостеречь от более серьезных столкновений и противоречий.

Таким образом, нельзя однозначно говорить о негативной природе конфликта. Конструктивный социальный конфликт направлен не на обострение, а на разрешение проблем.

Конструктивные функции межличностного конфликта

Конструктивный межличностный конфликт выполняет следующие положительные функции:

  • позволяет обнаружить подлинные черты характера оппонента, а также выявить истинные мотивы его поведения;
  • конфликтные ситуации способствуют укреплению характера и становлению личности;
  • способствует адаптации личности в социуме, ее самореализации и самоутверждению.

Дестру

Конструктивный и деструктивный конфликт — КиберПедия

Конструктивный и деструктивный конфликт

«Конфликты – это норма жизни. Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс».- Ч. Ликсон.

Признаки деструктивный конфликта Признаки конструктивного конфликта
отвлекает время и силы от решения более важных дел; способствует решению проблем;
вызывает поведение, противоречащее моральным нормам, ведёт к занижению самооценки; увеличивает степень вовлечённости в обсуждаемую проблему;
поляризует позиции людей в группе и препятствует внутригрупповому взаимодействию; обеспечивает эмоциональную разрядку;
усугубляет различия в ценностях; позволяет людям больше узнать друг о друге;
провоцирует неприемлемые способы действия и поведения
способствует личностному росту, приобретению знаний и умений в профессиональном общении.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОБМЕН. — Один из вариантов конструктивного исхода конфликта. Многие авторы определяют его через так называемый ценностный обмен. Так, Р. Л. Кричевский и Е. М. Дубовская ценностным обменом называют обоюдное удовлетворение участниками взаимодействия определенных социальных потребностей путем взаимного предоставления соответствующих ценностей.

Ценности– побудители и регуляторы поведения ((отвечают на вопрос: ради чего?, почему?).

 

Основные группы причин конфликта

· Структурные факторы (существуют объективно, независимо от нашего желания и возможностей и не могут быть изменены в рамках конфликта). Например, система законов, социальных норм, политическая система государства; возрастные различия, половые различия и т. п.

· Информационные факторы (информация, которая стала причиной конфликта, как правило, это ложная, искажённая, преждевременная информация).

· Ценности (мировоззрение, традиции, привычки).Важно, чтобы конфликтующие стороны нашли общую ценность, ради которой они будут готовы принять существующие противоречивые ценности друг друга. Например, супруги, имея разные взгляды на жизнь или мораль, из – за которых постоянно ссорятся, те не менее не разводятся ради детей; люди не воюют ради сохранения жизни и т. п.

· Отношения (установки, стереотипы) Например, все пожилые люди сварливы, вся молодёжь распущенная и т. п.

· Поведенческие реакции (поведение в момент конфликта).

Стадии развития конфликта

1. Напряжение. Эту стадию называют «предконфликт», так как возможно и нет причин для конфликта, просто возникло недоразумение во взаимопонимании сторон.


2. Инцидент – открытая эмоционально агрессивная стычка.

3. Конфликтные действия — действия по нанесению ущерба друг другу. В этот момент у каждой из конфликтующих сторон появляется группа поддержки, которая разделяет позицию сторон.

4. Эскалация — обезличивание участников конфликта, главной целью становиться борьба до победы любой ценой.

5. Кульминация – формируются результат или варианты разрешения конфликта.

6. Разрешение – наиболее часто встречаются следующие варианты: уничтожение одной из сторон, приспособление – подчинение одной стороне; поиск возможного разрешения, если стороны равны.

Вопросы для самоанализа

1. Как вы чувствовали себя в разных позициях?

2. При каких обстоятельствах люди, даже не склонные к этому выступают «миротворцами», «обвинителями»?

3. При каких обстоятельствах люди, даже не склонные к этому выступают «расчётливыми», «отстранёнными»?

4. Как вы думаете, в зависимости от направленности (агрессор, жертва, примиряющиеся с ситуаций), к каким коммуникациям станут прибегать люди?

5. На ваш взгляд, к каким коммуникациям чаще прибегают мужчины, а к каким женщины?

Коммуникативные нарушения в конфликте

У сторон, находящихся в конфликте, так же, как у влюблённых, резко сужается видение мира, сосредотачиваясь на определённой личности и ряде связанных с ней аспектов, причём под очень субъективным углом зрения.

К сожалению, вовлечённость в конфликт приводит к тому, что восприятие, мышление, целеполагание, поведение участников конфликтов подвергается значительному искажению, как правило, не осознаются самими участниками.

Восприятие и мышление в конфликте искажается следующим образом:

v Растёт избирательность восприятия, чётко воспринимаются только «полезные», приятные факты, говорящие о собственной правоте, благородстве и т. п. В отношении неприятных фактов происходит противоположное искажение, они либо не замечаются, либо оцениваются как незначительные.


v Делается акцент на угрозу. В действиях другой стороны видится только угроза. Данные, говорящие о добрых намерениях и конструктивных усилиях другой стороны игнорируются.

v Происходит несоразмерное увеличение раздражающих свойств личности оппонента, остальные качества его личности, напротив, уменьшаются.

v Нарушение восприятия причинности во времени. В результате – утрачивается способность прослеживать будущие последствия собственных поступков.

v Нарушается восприятие времени. В воспоминаниях искажается последовательность событий. Возникает стойкое впечатление, что он «первый начал», «именно он вынудил меня».

v Происходит упрощение восприятия и мышление. Всё видится в чёрно – белом свете. Причем, белоснежными воспринимаются свои действия.

v Происходит фиксация на определённых установках, сформированных на неполноценных данных восприятия и ложной интерпретации, через которые впоследствии фильтруются все события, усугубляется субъективность понимания происходящего.

Происходит искажение чувств, эмоций:

v Рост чувствительности, ранимости. Легко возникают обиды по самым незначительным поводам.

v Растёт неуверенность. Человек испытывает недостаток бесзопасно, пытается обрести её, зачастую, нападая.

v Растёт недоверие.

v Парадоксально растёт нечувствительность. Возникает эмоциональная тупость в отношении переживаний оппонента.

v Растёт поляризация положительных и отрицательных качеств. Положительные качества присваиваются себе, отрицательные оппоненту.

v Усиливается изоляция. Участники конфликта обрастают панцырем, изолируются друг от друга.

Искажение способности к формулированию целей и конструктивным действиям

v Усугубляется односторонность. Сужение видение ситуации порождает узкую постановку целей.

v Происходит застывание позиций и зацикливание на каких – либо вопросах, связанных с конфликтами.

v Развивается фанатизм. Победа над противником видится как единственно возможная и благородная цель.

v Углубление конфликта. Всё больше затрагиваются глубокие, бессознательные уровни личности.

Искажение в поведение участников конфликта

v Происходит обеднение поведенческого репертуара, действия приобретают односторонность.

v Огрубление поступков. Человек позволяет себе такие действия и высказывания, которых в нормальной жизни не допускает.

v Иррационализация поведения. – Участники склонны «сначала сделать, а потом думать».

v Возникает несоответствие результатов действий исходным намерениям участников. Неприятие ответственности за непреднамеренные действия по типу: «а что я такого сказал», «ну, кто ж знал, что он повесится».

v Демонизация. Поскольку результаты часто не совпадают с осознанными намерениями, то они часто и вовсе не замечаются, возникают, так называемые «демонические зоны», где события развиваются стихийно, словно без всякого участия самого человека, вовлеченного в конфликт.

 

Стили поведения в конфликте

· Соперничество – ориентация на достижение своих целей и реализация интересов без учёта целей интересов другой стороны.

· Сотрудничество – участники ориентированы на возможно полное обоюдное удовлетворение интересов.

· Избегание – уход от удовлетворения собственных интересов, что является одновременным препятствием удовлетворению интересов оппонента.

· Приспособление – отказ от собственных интересов в пользу удовлетворения интересов другого.

· Компромисс – частичный отказ от собственных интересов позволяет частично удовлетворить их.

Конструктивный и деструктивный конфликт

«Конфликты – это норма жизни. Если в вашей жизни нет конфликтов, проверьте, есть ли у вас пульс».- Ч. Ликсон.

Признаки деструктивный конфликта Признаки конструктивного конфликта
отвлекает время и силы от решения более важных дел; способствует решению проблем;
вызывает поведение, противоречащее моральным нормам, ведёт к занижению самооценки; увеличивает степень вовлечённости в обсуждаемую проблему;
поляризует позиции людей в группе и препятствует внутригрупповому взаимодействию; обеспечивает эмоциональную разрядку;
усугубляет различия в ценностях; позволяет людям больше узнать друг о друге;
провоцирует неприемлемые способы действия и поведения
способствует личностному росту, приобретению знаний и умений в профессиональном общении.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ОБМЕН. — Один из вариантов конструктивного исхода конфликта. Многие авторы определяют его через так называемый ценностный обмен. Так, Р. Л. Кричевский и Е. М. Дубовская ценностным обменом называют обоюдное удовлетворение участниками взаимодействия определенных социальных потребностей путем взаимного предоставления соответствующих ценностей.

Ценности– побудители и регуляторы поведения ((отвечают на вопрос: ради чего?, почему?).

 

Основные группы причин конфликта

· Структурные факторы (существуют объективно, независимо от нашего желания и возможностей и не могут быть изменены в рамках конфликта). Например, система законов, социальных норм, политическая система государства; возрастные различия, половые различия и т. п.

· Информационные факторы (информация, которая стала причиной конфликта, как правило, это ложная, искажённая, преждевременная информация).

· Ценности (мировоззрение, традиции, привычки).Важно, чтобы конфликтующие стороны нашли общую ценность, ради которой они будут готовы принять существующие противоречивые ценности друг друга. Например, супруги, имея разные взгляды на жизнь или мораль, из – за которых постоянно ссорятся, те не менее не разводятся ради детей; люди не воюют ради сохранения жизни и т. п.

· Отношения (установки, стереотипы) Например, все пожилые люди сварливы, вся молодёжь распущенная и т. п.

· Поведенческие реакции (поведение в момент конфликта).

Стадии развития конфликта

1. Напряжение. Эту стадию называют «предконфликт», так как возможно и нет причин для конфликта, просто возникло недоразумение во взаимопонимании сторон.

2. Инцидент – открытая эмоционально агрессивная стычка.

3. Конфликтные действия — действия по нанесению ущерба друг другу. В этот момент у каждой из конфликтующих сторон появляется группа поддержки, которая разделяет позицию сторон.

4. Эскалация — обезличивание участников конфликта, главной целью становиться борьба до победы любой ценой.

5. Кульминация – формируются результат или варианты разрешения конфликта.

6. Разрешение – наиболее часто встречаются следующие варианты: уничтожение одной из сторон, приспособление – подчинение одной стороне; поиск возможного разрешения, если стороны равны.

Деструктивные и конструктивные конфликты

Большинство людей считает конфликт сугубо негативным явлением, которое приводит только к ссорам, противоречиям и разрушениям. Тем не менее, это ошибочное мнение. Помимо деструктивных, бывают и конструктивные конфликты, которые приводят к разрешению многих скрытых проблем.

Определение понятий

Конфликт определяется противоречием или противостоянием, которое возникает из-за несовместимости интересов сторон.Могут возникать между людьми или их группами в процессе жизни.

В соответствии с характером последствий психологи выделяют деструктивные и конструктивные конфликты. В первом случае не будет ничего, кроме ссор, негатива и натянутых отношений. Иногда деструктивные конфликты могут переходить в стадию физического насилия. Часто они возникают на почве личной неприязни, предвзятости, стремления извлечь выгоду.

Совершенно противоположное значение обладают конструктивные конфликты.Они способствуют разрешению явных и скрытых проблем, снятию напряжения в коллективе, укреплению дружеских отношений. Если речь идет о предприятиях, менеджеры иногда намеренно провоцируют конфликты, чтобы разрядить напряженную ситуацию.

Конструктивный и деструктивный конфликт — сложность оценки

Стоит отметить, что противостояние между отдельными лицами или их группами сложно оценить. Определить разновидность не всегда возможно в силу следующих объективных факторов:

  • Нет четких критериев, по которым можно различить конструктивный и деструктивный конфликт.Чаще всего это можно сделать только после окончания противостояния, когда можно будет оценить последствия (и даже в этом случае ответ может быть не однозначным).
  • Большинство конфликтов, независимо от среды, в которой они возникают, имеют одновременно конструктивную и деструктивную функции.
  • Характеристики противостояния могут существенно различаться в зависимости от стадии, на которой оно находится. Конструктивный конфликт может стать таковым только после острой фазы или, наоборот, — перейти в зону разрушения.
  • При оценке конфликта всегда стоит учитывать субъективную сторону. Итак, одна сторона может считать это конструктивным, а для другой — деструктивным. Кроме того, важно учитывать интересы третьих лиц, которые могут инициировать конфронтацию.

Конструктивные функции социального конфликта

Несмотря на общую негативную окраску такого явления, как конфликт, он выполняет ряд функций положительного значения. Итак, конструктивная сторона конфликтов такова:

  • конфликт позволяет выявить противоречия и проблемы именно в тот момент, когда они достигли стадии зрелости и нуждаются в немедленном устранении;
  • может выступать механизмом снятия напряжения в обществе и разрешения ситуации, которая является источником стресса;
  • в процессе поиска путей выхода из конфликта люди могут интегрироваться, проявляя взаимопомощь и взаимопонимание;
  • в результате решения спорной ситуации и устранения ее источника, социальная система становится более стабильной;
  • вовремя возникший конфликт может предостеречь от более серьезных столкновений и противоречий.

Таким образом, нельзя однозначно говорить о негативном характере конфликта. Конструктивный социальный конфликт направлен не на обострение, а на решение проблем.

Конструктивные функции межличностного конфликта

Конструктивный межличностный конфликт выполняет следующие положительные функции:

  • позволяет раскрыть реальные черты характера оппонента, а также раскрыть истинные мотивы его поведения;
  • конфликтные ситуации способствуют укреплению характера и формированию личности; №
  • способствует адаптации личности в обществе, ее самореализации и самоутверждению.

Деструктивные функции конфликта

Для конфликтов характерны следующие деструктивные функции:

  • ввиду того, что противостояние может переходить от вербального к физическому, существует высокий риск материальных потерь, а также человеческих жертв ;
  • дезорганизация общества из-за напряженности отношений;
  • замедление темпов социально-экономического развития из-за нарушения межличностных и межгрупповых отношений;
  • в процессе противостояния могут возникнуть новые конфликты, которые будут еще более разрушительными;
  • снижение дисциплины и дезориентация;
  • ухудшение психологического климата в коллективе или обществе;
  • с точки зрения отдельного человека может развиться неуверенность в себе, может возникнуть разочарование в убеждениях и ценностях;
  • отрицательная оценка других лиц;
  • В ходе конфликта могут сработать защитные механизмы психики, что может привести к деструктивному поведению или болезненным состояниям.

Типы конфликтующих личностей

Конструктивное решение конфликта не всегда бывает в силу индивидуальных особенностей его участников. Психологи выделяют шесть типов личностей, которые чаще всего вступают в конфликт с окружающими:

  • демонстративная — им нравится находиться в центре событий, они достаточно эмоциональны, поэтому часто являются инициаторами споров и противостояний;
  • жесткие — из-за завышенной самооценки и обид часто пренебрегают мнением и интересами окружающих, что вызывает серьезные конфликтные ситуации;
  • неуправляемый — отличается излишней импульсивностью и отсутствием навыков самоконтроля;
  • высокоточные — слишком требовательны к себе и окружающим, придирчивы к мелочам, недоверчивы;
  • конфликт — целенаправленно вступать в конфронтацию с другими, рассматривая такое поведение как способ манипулирования и достижения поставленных целей;
  • бесконфликтные — боятся любых споров и противостояний, в результате которых могут спровоцировать агрессию и раздражение окружающих, что приводит к обратному эффекту.

Модели конфликтного поведения

Существуют три основные модели конфликтного поведения, а именно:

  • Деструктивная характеризуется стремлением к обострению конфронтации и усилению напряженности. Человек может попытаться вовлечь в конфликт еще больше участников, расширяя его масштаб. Данная модель характеризуется следующим:
    • пренебрежительное отношение к партнеру с целью уменьшения его роли в разрешении спора;
    • личное оскорбление и отрицательная оценка деятельности;
    • открытое проявление недоверия и сомнений;
    • отклонение от морально-этических норм общения.
  • Конструктивное поведение в конфликте направлено на то, чтобы максимально «потушить» противостояние и решить проблему дипломатическим путем. Если один из участников нацелен на примирение, то он проявит сдержанность и выдержку вне зависимости от поведения оппонента. Важно

.

разрушительный конфликт | ИТ-обучение и консалтинг — Exforsys

Конфликт неизбежен, но его можно контролировать и минимизировать. То, как индивид или группа людей реагирует на конфликт, и поведение по отношению к ситуации определяет отрицательный или положительный исход разногласий. Если конфликт разрешен неправильно или не разрешен должным образом участвующими сторонами, то будет получен непродуктивный и маловероятный результат.

Вы когда-нибудь ссорились или спорили с коллегой по офису из-за конфликта интересов или отношения, и вам кажется, что вы не можете встретиться посередине? Мы называем этот конфликт разрушительным.Этот тип конфликта приводит к принятию людьми некачественных решений, препятствует обучению и даже может быть причиной вреда отдельному человеку или группе.

Факторы, вызывающие разрушительный конфликт

На рабочем месте у людей или групп, которые находятся в разногласиях, есть причина для такого конфликта. Мы не просто спорим с каждым без всякой причины. Для деструктивного конфликта существует довольно много причин.

Очень распространенный фактор — борьба за власть или принцип, согласно которому они могут победить в определенном вопросе, который имеет для них большое значение.Еще одним фактором является отсутствие навыков управления конфликтами. Деструктивные конфликты также вызваны отсутствием сочувствия или неспособностью понять точку зрения другого. Чувство безнадежности также заставляет людей прибегать к негативному конфликту.

Другие факторы могут включать страх перемен или чувство беспокойства, когда они вынуждены покинуть зону комфорта, идеологические убеждения, а также личную уязвимость или неуязвимость. Некоторые люди придерживаются своих личных точек зрения и выступают против идеологий, которые не признаются лично.Другие слишком уязвимы к ситуации и поэтому реагируют негативно, потому что чувствуют угрозу.

Распознавание разрушительного конфликта

Вступая в конфликт, узнайте, может ли ситуация оказаться положительной. Но в любом случае всегда будьте готовы к любому исходу. Есть признаки того, что конфликт может оказаться разрушительным.

Первый — это отношение конфронтации, доминирования или агрессии по отношению к другой стороне.Возможно, у вас возникли разногласия с коллегой, который начинает вас уговаривать или оскорблять словесно. Остерегайтесь, поскольку это становится негативным конфликтом. Или начальник может начать злоупотреблять своей властью и манипулировать ситуацией.

Еще одна характеристика деструктивного конфликта — это когда отдельные лица или группы начинают использовать различия как разделение. Например, одна сторона может воспользоваться слабостью другой, когда дело доходит до принятия решений.

Это также становится разрушительным, когда коммуникация становится улицей с односторонним движением.Обе стороны сопротивляются переменам, решают проблемы и принимают вещи на личном уровне. Идеи становятся иррациональными, и они становятся ограниченными.

Некоторые, как правило, вообще избегают общения и вместо этого используют стороннее соединение. Из-за этого начинают вмешиваться другие люди. Люди, которые негативно относятся к конфликтам, стремятся отомстить или уравнять, а не прийти к соглашению. Хуже того, возможны даже попытки принуждения.

Управление деструктивным конфликтом

Если конфликт становится негативным и непродуктивным для обеих сторон, либо отдельные лица, либо группа участников должны принять меры, чтобы замедлить процесс, и взять на себя ответственность за процесс разрешения споров.Имейте в виду, что ситуация никогда не будет беспроигрышной, если ни одна из них не инициирует конструктивный процесс.

Способ разрешения деструктивного конфликта — это осознать проблему и использовать силу и позитивное влияние для ее решения. Убеждение будет эффективным методом, позволяющим другой стороне понять, что обе стороны должны укрепиться.

Также важно иметь профессиональный склад ума при столкновении со спором или разногласиями. Дело не следует принимать на свой счет. Используйте позитивный язык, конструктивную обратную связь и критику.Сохранение позитивного взгляда также важно для поддержания дипломатического процесса.

Разрушительный конфликт на рабочем месте неизбежен, поскольку каждый человек уникален и отличается своим мышлением, ценностями и отношением. Но как профессионалы, дела должны решаться так, как ожидается от профессионала.

В конце концов, неблагоприятные последствия неразрешенного конфликта все равно будут влиять на отдельных лиц или группы, участвующие в нем, и даже могут сильно повлиять на организацию.Итак, разрешайте конфликты конструктивно для общего блага.

.

Учебник по конструктивным и деструктивным отношениям

Транскрипция видео

Скачать PDF

Поддерживают ли отношения в нашей жизни? Помогают ли они нам удовлетворять наши потребности и цели или мешают? Я Марлен, и в этом уроке я хотел бы рассмотреть конструктивные и деструктивные модели взаимоотношений с вами. Итак, мы все вовлечены в самые разные отношения, отношения дома, с соседями, с друзьями, на работе.

И любое из этих отношений — любые отношения могут быть как конструктивными, так и деструктивными.Итак, давайте сначала определим конструктивные отношения. Конструктивные отношения — это отношения, характеризующиеся гибкостью ролей, взаимной заботой о потребностях членов, а также другими факторами. Итак, в конструктивных отношениях вовлеченные люди озабочены потребностями друг друга.

Дело не только в эгоизме, собственных потребностях человека. Как правило, вы найдете хорошее общение, открытое общение и большую гибкость. Если возникает ситуация, когда одной стороне нужна помощь, другая сторона вмешивается и помогает.Так что есть гибкость, и есть желание разделить ответственность и помочь.

Обычно есть доверие и есть привязанность. Вы знаете, что в этих отношениях есть забота. Вы можете видеть, что это наглядно проявляется, будь то дружба, партнерство или даже коллега. Вы нравитесь друг другу. И есть доверие.

Теперь давайте посмотрим на деструктивные отношения и различия здесь. Деструктивные, иногда известные как неконструктивные отношения, — это отношения, характеризующиеся негибкостью ролей, неравным вниманием к потребностям членов и другими факторами.Так что в деструктивных отношениях нет взаимной заботы.

Один человек, возможно, более эгоцентричен, и на самом деле он может требовать полной лояльности. Так что, возможно, есть много подозрений или даже ревности. Это жесткая преданность мне и тому, что я хочу и что мне нужно, без учета потребностей другого человека. Как правило, в таких отношениях не так много привязанности и, вероятно, очень плохое общение, мало или совсем не общение.

Часто деструктивные отношения могут оказаться такими, которые на самом деле могут быть вредными для другого, другой стороны, вовлеченной в отношения либо на физическом уровне, либо, если не на физическом, то на эмоциональном уровне.Поэтому мы можем спросить, зачем кому-то оставаться в деструктивных отношениях? Очевидно, их потребности не удовлетворяются. Зачем оставаться?

Есть много причин, по которым люди остаются в деструктивных отношениях. Можно просто быть зоной комфорта. Это то, к чему я привык, если у меня такие отношения. Человек привыкает к этому, и многие из этих отношений, неудовлетворительные или деструктивные, какими бы несчастными они ни были, могут вызвать страх.

Человек боится. А иногда в буквальном смысле слова человек может бояться, потому что он действительно физически напуган тем, что может сделать его партнер, если он попытается уйти.Так они остаются в отношениях. Они также могут оставаться в отношениях, потому что искренне любят другого человека, верят и надеются, что этот человек изменится. Вы думаете, что надежда рождается вечно, и временами, несмотря на все свидетельства, люди надеются, что что-то изменится.

Итак, существует множество причин, по которым люди будут оставаться в деструктивных отношениях, которые не поддерживают их и не удовлетворяют их потребности. Однако конфликты будут возникать не только внутри этих деструктивных отношений, но и внутри конструктивных.Итак, у нас есть конфликты в обоих типах отношений из-за неудовлетворенных потребностей.

Очевидно деструктивная взаимосвязь, она может быть более очевидной и более последовательной. Но даже в конструктивных отношениях стороны могут обнаруживать, что время от времени их потребности не удовлетворяются.

Разница в том, как разрешаются эти конфликты и неудовлетворенные потребности, как они решаются. Как правило, в рамках конструктивных отношений будет более открытое общение, готовность сесть и поговорить о проблемах, выслушать другую сторону, возможно, взять на себя ответственность за то, что вы сделали, что вы, возможно, помогли вызвать конфликт, спор, недоразумение.Таким образом, эти модели общения являются положительными и могут быть полезны в разрешении конфликта и удовлетворении потребностей обеих сторон.

В деструктивных отношениях, при плохих моделях общения и отсутствии доверия и, возможно, без заботы о потребностях другого человека, во многих случаях, приходя к процессу разрешения конфликта, независимо от того, какая проблема может быть , могут быть очень полезны в удовлетворении основных эмоциональных потребностей в отношениях, которые создают деструктивные отношения.Стороны могут научиться лучше общаться, основам разговора и слушания друг друга, чувствуя себя услышанным, возможно, немного научившись понимать, как их собственное поведение может влиять на другую сторону.

Таким образом, когда две стороны в конструктивных, деструктивных отношениях вступают в конфликтную ситуацию, если они входят в нее добросовестно, искренне желая поработать над чем-то, они могут изучить шаблоны общения и шаблоны отношений, которые могут мешать им в любых обстоятельствах. конфликт — вот что представляю.Таким образом, процесс разрешения конфликта может быть полезен для удовлетворения неудовлетворенных потребностей, независимо от того, находятся ли они в деструктивных отношениях или со сторонами, которые вступают в конструктивные отношения.

Мне понравилось участвовать в этом руководстве, и я с нетерпением жду следующего раза.

.

Тест с несколькими вариантами ответов

  • Каким из следующих способов отличить друг от друга конструктивный и деструктивный конфликт?

      а. конструктивный конфликт ориентирован на Мы; разрушительный конфликт ориентирован на меня

      б. конструктивный конфликт характеризуется деэскалацией конфликта; деструктивный конфликт характеризуется эскалацией конфликта

      c.конструктивный конфликт характеризуется взаимными жалобами; деструктивный конфликт характеризуется гибкостью

      d. оба а и Б
  • Созидательный и деструктивный гнев можно отличить друг от друга по

      а. интенсивность гнева

      б.гибкость гнева

      c. продолжительность гнева

      d. и a, и c
  • Что из перечисленного не является характеристикой конфликта?

      а. выраженная борьба

      б.независимые партии

      c. воспринимаемые несовместимые цели

      d. воспринимаемое вмешательство для внешних сторон
  • В последнее время ваш партнер по отношениям находится в большом стрессе, и его / ее вспышки гнева начинают вас сильно беспокоить. Какие из следующих способов сдержать гнев вашего партнера?

      а.подтвердите своего партнера

      б. быть асимметричным

      c. зонд

      d. все вышеперечисленное
  • Вы продолжаете конфликт со своей второй половинкой, но скрываете это от друзей. Это говорит о том, какая дихотомия

      а.открытость / закрытость

      б. включение / исключение

      c. откровение / сокрытие

      d. подключение / автономность
  • Какие этапы включает процесс прощения?

      а.ненавижу то, что с нами сделали

      б. больно из-за того, что с нами сделали

      c. забывая, что с нами сделали

      d. оба а и Б
  • Что из следующего можно сделать обоснованным выводом из исследования управления межкультурными конфликтами?

      а.коллективистская и индивидуалистическая культуры обычно предпочитают разные стили управления конфликтами

      б. ключ к эффективному управлению межкультурными конфликтами — гибкое использование стилей управления конфликтами

      c. следует избегать разногласий при общении с людьми из разных культур

      d. оба а и Б
  • Конфликт

      а.неизбежный факт жизни

      б. иногда конструктивный

      c. разрушительная сила в отношениях, если ее постоянно избегать

      d. все вышеперечисленное
  • Какая из следующих тактик позволяет избежать конфликта?

      а.конкурирующий

      б. препятствовать

      c. автономия

      d. компромисс
  • Между вами и вашим партнером возникли серьезные разногласия. Эмоции бурные, чувства задеты. Вы подходите к партнеру после короткого молчания: «Мне очень жаль, что я так напал на вас.Я рассердился и сказал то, что не имел в виду ». Это пример совместной тактики под названием

      а. интеграция

      б. противостояние

      c. расширение пирога

      d. сглаживание
  • .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.