Конструктивная модель поведения в конфликте: Конструктивная и деструктивная модель поведения в конфликте

Тема 3. Поведение личности в конфликте




Стр 1 из 2Следующая ⇒

Тема 3. Поведение личности в конфликте

Стратегии поведения в конфликте (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление) (К. Томас). Конфликт и манипуляция (Р. Чалдини).

Типы конфликтных личностей. Теория акцентуации характеров (К. Леонгард, А.Е. Личко и др.). Конфликтная личность демонстративного и ригидного типа. Конфликтная личность неуправляемого и сверхточного типа. Конфликтная личность «бесконфликтного» типа. Приемы общения с конфликтными личностями.

 

При анализе конфликта и выборе адекватных решений по управлению этим конфликтом необходимо учитывать типичные модели поведения личностных субъектов конфликтного взаимодействия. В настоящей теме рассматриваются некоторые теории, раскрывающие поведение личности в конфликте, обусловленное различными факторами.

Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии

В литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую (табл. 5.1). Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.

Давая общую оценку приведенным выше моделям поведения, отметим, что желательной и необходимой моделью является конструктивная. Деструктивная же модель поведения не может быть оправданной. Она способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный.

Таблица 5.1

Основные модели поведения личности в конфликте

 

Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Иначе говоря, данная модель по сути дела является деструктивной, только с противоположным знаком. Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт, носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.


Типы конфликтных личностей

Во многих учебных пособиях по конфликтологии описаны пять типов конфликтных личностей, которые мы приводим в табл. 3.2.

Таблица 3.2

Типы конфликтных личностей

Ганс Айзенк (1916-1997). Теория врожденных типов личности

Рэймонд Кеттелл. Структурная теория черт личности

Эрих Фромм (1900-1980). Психодинамическая теория развития личности в социальных условиях

Вильям Шелдон (1899-1977). Теория морфогенотипа

Э. Кречмер (1888-1964). Конституциональная теория темперамента и характера

Особенности поведения основаны на трех типах суперчерт (типов личности):

· Интроверсия – экстраверсия.

· Нейротизм – стабильность.

· Психотизм – сила «супер-эго».

3. Личность человека – это функциональная структура, образованная четырьмя типами черт, которые организованы иерархически.

Теория акцентуации характеров (Личко-Леонгард)

Тип акцентуации. Характерные особенности поведения и психики Сложные для преодоления ситуации Сильные стороны характера Особенности реакций протеста
Гипертимный. Подвижность, общительность, самостоятельность, активность, смелость, развитые способности. На фоне приподнятого настроения неровность поведения и поверхностность увлечений, конфликтность. Лишенность широких контактов и проявления инициативы, одиночество; монотонность, тщательность и аккуратность в деятельности; жесткий мелочный контроль. Активность, выносливость, общительность, готовность брать на себя ответственность в сложных ситуациях, находчивость в нестандартных ситуациях. Гнев и агрессивность, выражающиеся в активных действиях, направленных на окружающих людей и вещи.
Циклоидный. Повышенная раздражительность, склонность к апатии, изменения настроения от повышенного до подавленного с определенными временными интервалами. Требование и ожидание «нормального» поведения и чувствительность к укорам и обвинениям в фазе депрессии.   В фазе повышенного настроения протест – как у гипертимов; в фазе депрессивной – самообвинения, возможна самоагрессия.
Аутичный (шизоидный). Замкнутость, внешнее безразличие, отсутствие интереса к другим людям, плохая ориентировка в переживаниях других, низкая способность к сочувствию, сдержанность, необычность, оригинальность и непонятность для окружающих интересов, а также их глубина и устойчивость, склонность к теоретизированию. Вынужденное установление контактов со многими людьми; необходимость оперативного принятия решений. Способность к принятию нестандартных, оригинальных решений; хладнокровность, неподверженность эмоциональным порывам, склонность к точности и информированности, глубина интересов; способность долго работать в одиночестве; «поленезависимость». Уход в себя, повышенная сдержанность и молчаливость; возможна грубость.
Застревающий (эпилептоид-ный). Себялюбие, властность и жесткость по отношению к подчиненным, умение подчиняться жестким требованиям со стороны авторитета, ревностное отношение к своим вещам, вязкость и обстоятельность мышления, мстительность. Подрыв индивидуального авторитета и власти со стороны более сильного. Огромное упорство в достижении целей, и обязательность; стремление все делать пунктуально и досконально; выносливость. Обвинения всех, кроме себя; легко впадают в гнев и в действиях становятся жестокими; мстительны.
Демонстратив-ный (истероидный). Эгоцентризм, жажда постоянного внимание к себе со стороны окружающих, позерство, умение приспосабливаться к различным ситуациям общения и быстро менять способы общения (роли). Отсутствие внимание, уличение в недостатаках. Развитая интуиция в общении, артистизм; стремление к яркому, нестандартному; способность эмоционально заражать окружающих. Различные формы шантажа; типична внешнеобвиняющая реакция.
Неустойчивый. Склонность к развлечениям, безделью и праздности, отсутствие планов на будущее и серьезных устойчивых интересов, слабовольность. Отсутствие внешнего контроля и возможного наказания за проступки. Доверчивость и преданность группе; умение ежедневно получать яркие впечатления. Не протестуют в открытую; обвиняют всех, кроме себя; с готовностью обещают, но не держат слова.
Лабильный. Крайняя изменчивость настроений из-за самых ничтожных поводов, крацняя зависимость поведения от настроения, тонкое понимание и чувствительность к отношению со стороны других людей. Грубость, черствость, равнодушие; отсутствие теплых эмоциональных связей. Отвержение со стороны значимых лиц. Мягкость, искренность и способность к сопереживанию, идентификации; развитое чувство благодарности. Острые аффективные реакции астенического типа. Причиной неудачи чаще считают внешние обстоятельства, чем себя.
Сенситивный. Повышенная чувствительность к любым воздействиям, робость и застенчивость, повышенное чувство долга, а также чувство неполноценности; усердность, исполнительность, повышенные моральные требования к себе. Несправедливые обвинение в непорядочности, публичное указание на недостатки, недоброжелательность. Острая чувствительность к несправедливости и обману; ориентация на истинные чувства людей, а не на поверхностные формы их выражения. Высокий уровень объективности. Обычно во всем обвиняют себя (часто необъективно) – до попыток самоубийства; выраженные активные протестные реакции отсутствуют. Реакции гиперкомпенсации.
Психастеничес- кий. Интеллектуальное развитие, склонность к размышлениям, самоанализу и оценкам других людей, внешняя самоуверенность при внутренней нерешительности. Ситуации быстрого выбора при высокой ответственности, ответственность за других людей. Привязанность к близким, Выраженные реакции гиперкомпенсации.
Болезненный (астеноневро- тический). Повышенная мнительность, болезненность, утомляемость, капризность, раздражительность, неспособность к выполнению трудной продолжительной деятельности. Требования к мобилизации усилий и выносливости; разговоры о болезнях (здоровье) и смерти. Повышенная чувствительность; способность рассчитывать свои силы. Протестные реакции не осознаются и проявляются в виде реальных болезненных реакций.
Педантичный. Склонность к упорядоченной, стереотипной организации жизни, высокий уровень самоконтроля, аккуратность, повышенная мнительность, склонность к сомнениям, осторожность, пунктуальность во всем. Оперативность в выборе действий и принятии решений; повышенная ответственность за результаты действий. Заботливость, способность брать на себя ответственность за других; глубокая эмоциональная привязанность к близким; тщательность при выполнении ответственных дел. Протест выражается только в словесной форме; преимущественно обвиняют себя.
Конформный. Бездумное некритичное подчинение любым авторитетам или общепринятому, консерватизм, умение быстро находить «моральное» оправдание своим поступкам. Изменение привычных форм поведения; требования к самостоятельности. Преданность группе; стремление к устойчивости и стабильности. Склонны поддерживать протест других членов группы

 



«Трудный характер» – распространенное выражение. Обычно под ним подразумеваются яркие и устойчивые проявления, связанные с акцентуациями личности и создающие сложности в коммуникации.

Акцентуации могут проявляться уже в детстве, достигая своего пика в подростковом возрасте. Затем постепенно сглаживаются, но при неблагоприятных обстоятельствах закрепляются и становятся отличительной характеристикой взрослого человека. В этом случае мы встречаемся с личностью трудной, проблемной.

Особенность акцентуаций состоит в том, что они могут являться не только одной из причин формирования «трудного характера», но и источником разнообразных качеств, способствующих успеху в тех или иных сферах общения и деятельности. Акцентуации придают личности своеобразие, делают ее яркой, нестандартной. Благодаря специфическому сочетанию таких особенностей мы можем не только узнать человека и его возможности, но определить для себя пути эффективного взаимодействия с ним.

Данное учебное пособие может быть полезно тем, кто стремится к осознанию ресурсов собственной личности и людей, которые живут и работают рядом, кому небезразлично, как у него складываются взаимоотношения с окружающими. Обратившись к пособию, Вы сможете понять, какой тип акцентуации вероятнее всего присущ Вам или интересующему Вас человеку, какие обстоятельства усугубляют акцентуации его характера, каковы положительные и отталкивающие черты данной акцентуации, какие приемы взаимодействия с ним лучше использовать.

Понятие характера

«Характер» – слово греческое, означает «царапать на твердом материале», или инструмент для клеймения, чеканки.

Истоки учения о характере восходят к III веку до н.э. и связаны с именем древнегреческого философа Феофраста – ученика Аристотеля. Предмет его исследования – частный человек, афинский обыватель. Феофраста не интересует отдельная личность, среди множества качеств человека он находит некую постоянную черту – «характер», по которой создается представление о человеческих переживаниях. «Характеры» по Феофрасту – сумма душевных свойств, выраженных через поступки и слова; серия зарисовок, изображающая типы носителей какого-либо недостатка. Например, льстец, болтун, скряга, хвастун, сплетник и др. Феофраст был уверен в том, что характеры бывают только отрицательными и обладают ими лишь слуги, рабы.

По мере развития общества, накопления научного знания и социального опыта учение о характере обогащалось новыми представлениями. Стало очевидным, что характером наделен любой человек, независимо от своей принадлежности к социальному слою. В разные возрастные периоды характер складывается под влиянием внешних и внутренних предпосылок, в него входят не только переживания, но и другие особенности – как отрицательные, так и положительные, с точки зрения соблюдения личностью этических норм, особенностей ее взаимодействия с окружающими и общей эффективности достижений.

Известный отечественный психолог Лев Семенович Выготский (1896–1934) определял характер, как целостный и устойчивый индивидуальный склад душевной жизни человека, приобретенный помимо врожденных свойств нервной системы. Характер проявляется в отдельных психических актах и состояниях человека, его манерах и привычках, складе ума и эмоциональных переживаниях.

В более поздних определениях, помимо устойчивости и уникальности свойств характера подчеркивается его активное влияние на особенности деятельности и общения человека. Согласно этим определениям, характер представляет собой каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Таким образом, все черты характера – это черты личности, но не все черты личности – черты характера.

Кроме того, достижения современной психологии позволяют утверждать, что характер формируется не только в процессе социализации личности, но и под воздействием врожденных предпосылок, составляющих основу темперамента.

Для дальнейшей работы предлагаем использовать следующее определение, сформулированное А.В. Либиным: Характер (от греч. «character» – черта, признак, печать, чеканка) – совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения [6].

Понятие акцентуации

Термин «акцентуация» впервые был введен в 1964 году немецким психиатром и психологом, профессором неврологии неврологической клиники Берлинского университета Карлом Леонгардом (1904–1988).

К. Леонгард разработал известную классификацию акцентуированных личностей. Кроме того, широкое распространение имеет классификация акцентуаций характера известного отечественного психиатра, основоположника подростковой психиатрии, профессора Александра Евгеньевича Личко (1926–1994). Несмотря на некоторые различия, и в том, и другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуаций.

В наиболее лаконичном виде акцентуацию можно определить как дисгармоничное развитие характера, сильную выраженность его отдельных черт, что затрудняет адаптацию личности в некоторых специфичных ситуациях. При этом важно подчеркнуть, что адаптационные затруднения личности в некоторых специфичных ситуациях могут сочетаться с хорошими способностями к социальной адаптации в других ситуациях [1].

Понятие типа

В энциклопедическом словаре понятие «тип» определяется как группа, разряд, категория предметов или явлений, которые имеют общие существенные признаки. Кроме того, тип может подразумевать отдельный предмет (объект), входящий в состав данной группы. Используется также понятие «типизация», которое подразумевает группировку объектов по определенным характерным признакам.

В психологии тип – это группа людей, которые объединяются по психологическому (в ряде случаев – психофизиологическому) признаку или признакам. При этом признаки должны соответствовать ряду следующих критериев:

· своеобразие (уникальность для данной группы),

· «заостренность» (яркость, существенное отклонение от нормы),

· устойчивость (во времени и в разных ситуациях).

К особенностям психологических типов также относятся:

· сходство внутри группы, взаимозаменяемость представителей типа по выделенным признакам;

· значимое отличие представителей типа от других групп по выделенным признакам.

Выделение типов является результатом попыток классифицировать информацию о различиях между людьми с целью объяснить и спрогнозировать их поведение, а также определить наиболее адекватные области приложения их способностей. Для выделения типов в психологии используют два основных способа.

1. Согласно первому способу, тип выделяют в соответствии с наиболее ярко выраженным признаком среди тех, которые использовались при измерении различий. Примером такой типологии, является классификация Е.П. Климова, разделяющая людей по принципу предпочитаемого объекта профессиональной деятельности (Человек, Техника, Природа, Знак или Художественный образ). Аналогичный подход использовали К. Леонгард и А.Е. Личко при разработке классификаций акцентуированных личностей.

2. Второй способ предполагает группировку людей, исходя из сочетания нескольких особенностей, таких, например, которые используются при диагностике типа темперамента в методике Ганса Айзенка. Сочетание проявлений интроверсии/экстраверсии и высокого/низкого уровня нейротизма в этом случае позволяет отнести человека к одной из четырех соответствующих групп: сангвиники, флегматики, холерики, либо меланхолики.

Используя различные типологии, важно понимать ограничения подобных классификаций. Типологии – это экономичный способ познания, дающий быстрый и выразительный результат, однако их слабым местом является пренебрежение к специфическим проявлениям индивидуальности. Все то, что не относится к выделенному признаку или набору признаков, остается за рамками рассмотрения.

Таким образом, попытки отнести человека к определенному типу, может стереотипизировать, сужать представления о возможном поведенческом репертуаре, что неизбежно снижает уровень понимания индивидуальных особенностей субъекта [6].

Понятие черты

Эволюция психологических исследований привела ученых к убеждению, что типы являются не более чем крайними проявлениями определенной психологической характеристики. Люди в своем большинстве не относятся к крайним группам и все-таки отличаются друг от друга.

В связи с этим появилось понятие «черта» – устойчивая психологическая характеристика, имеющая широкие индивидуальные различия. Сравнивая людей по каждой конкретной черте, можно определить, насколько широки индивидуальные различия (какие индивидуальные значения можно встретить в популяции), и насколько у одного человека черта выражена больше, чем у другого.

В отличие от типа, черта объединяет группы тесно связанных признаков (а не конкретных людей) и выступает как некоторые интегральные характеристики, обобщающие информацию, содержащуюся в данной группе признаков.

В качестве примера черты можно привести такую характеристику как экстраверсия. Экстраверсия проявляется в разных ситуациях – в способности легко вступать в контакт с незнакомыми людьми, в большом количестве дружеских связей, в выборе занятий, связанных с общением с другими людьми, в склонности получать информацию от других людей, а не из книг и т.д. При этом одни люди оказываются более экстравертированными, чем другие. Эти различия являются устойчивыми – одни люди оказываются более экстравертированными, чем другие, в течение длительных периодов времени.

Как практик и ученый, К. Леонгард пытался найти подход к целостному описанию человека через выделение основных характеристик, или черт, которые определяют стержень личности – ее развитие, процессы адаптации и психическое здоровье.

Согласно концепции К. Леонгарда, основные черты у разных людей проявляются в разной степени и обычно варьируют в пределах нормы. Однако если черта выражена в большой степени, то при воздействии неблагоприятных факторов может перерасти в патологию. Наличие «заостренных» черт накладывает отпечаток на всю личность, которая в этом случае характеризуется как акцентуированная.

Разъясняя свое понимание акцентуированных личностей, Леонгард подчеркивал, что они, как правило, не являются патологическими, и аргументировал свою позицию так: «При ином толковании мы бы вынуждены были прийти к выводу, что нормальным можно считать только среднего человека, а всякое отклонение от середины (средней нормы) должны были бы признать патологией. Это вынудило бы нас вывести за пределы нормы тех личностей, которые своим своеобразием отчетливо выделяются на фоне среднего уровня. Однако в эту рубрику попала бы и та категория людей, о которых говорят «личность» в положительном смысле, подчеркивая, что она обладает ярко выраженным оригинальным психическим складом» [5].

Таким образом, в акцентуированных личностях потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социально отрицательный заряд. Легкая степень выраженности акцентуации, чаще всего, связана с положительными проявлениями личности, высокая – с отрицательными проявлениями.

О патологии можно вести речь только в том случае, когда акцентуированная черта выражена в очень сильной степени и оказывает разрушительное воздействие на личность в целом. Неверно было бы толковать акцентуацию как патологическое проявление личности; акцентуация – это крайний вариант нормы. По данным К. Леонгарда, у 20…50% взрослых людей некоторые черты характера заострены (акцентуированы).

Модель личности, разработанная К. Леонгардом, содержит 12 типов акцентуаций, каждая из которых описана в его книге «Акцентуированные личности» (1975). Поскольку автор работал в психиатрической клинике и имел дело с патологическими личностями, его описания акцентуаций содержат крайние, ярко выраженные проявления, типичные для пациентов, но утрированные с точки зрения нормы. Этот факт необходимо учитывать при анализе акцентуаций психически здоровых людей с целью избежать «ярлыков», не имеющих под собой реального основания.

Модель А.Е. Личко

А. Е. Личко разделял позицию К. Леонгарда в той ее части, где речь ведется об акцентуациях как о крайних вариантах нормы, однако считал, что правильнее было бы говорить не об акцентуированных личностях, а об акцентуациях характера. По мнению Личко, «именно типы характера, а не личности в целом, с ее особенностями, наклонностями и другими структурными компонентами, описаны в монографии Леонгарда, именно особенности характера отличают эти личности от других» [7].

А.Е. Личко обратил внимание на то, что чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы норм отклонения в поведении человека, граничащие с патологией, чаще всего наблюдаются в подростковом и юношеском возрасте. Для лиц этого возраста была разработана классификация, близкая по своему содержанию к классификации К. Леонгарда (табл. 1).

Таблица 1

Сопоставление типов акцентуированной личности по К. Леонгарду

и типов акцентуации характера по А.Е. Личко

Тип акцентуированной личности
К. Леонгард
Тип акцентуации характера
А.Е. Личко
Застревающий
Демонстративный Истероидный
Педантичный Психастенический
Возбудимый Эпилептоидный
Гипертимный Гипертимный
Дистимный
Аффективно-лабильный Циклоидный
Аффективно-экзальтированный Лабильный
Эмотивный Лабильный
Тревожный (боязливый) Сенситивный
Экстравертированный Гипертимно-конформный
Интровертированный Шизоидный
Неустойчивый
Конформный
Астено-невротический

Как видно из таблицы, перечень акцентуаций по А.Е. Личко несколько отличается от перечня, предложенного К. Леонгардом. В частности, у Личко отсутствует описание дистимного и застревающего типа, поскольку в подростковом возрасте они практически не встречаются. В то же время, в подростковом возрасте достаточно широко распространены неустойчивый, конформный и астено-невротический типы, которые вошли в классификацию А.Е. Личко, и отсутствуют в классификации К. Леонгарда.

Для полноты представлений об акцентуациях характера ниже приведено краткое описание трех указанных типов, а также лабильного типа, объединяющего две акцентуации темперамента – экзальтированность и эмотивность .

Тема 3. Поведение личности в конфликте

Стратегии поведения в конфликте (соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление) (К. Томас). Конфликт и манипуляция (Р. Чалдини).

Типы конфликтных личностей. Теория акцентуации характеров (К. Леонгард, А.Е. Личко и др.). Конфликтная личность демонстративного и ригидного типа. Конфликтная личность неуправляемого и сверхточного типа. Конфликтная личность «бесконфликтного» типа. Приемы общения с конфликтными личностями.

 

При анализе конфликта и выборе адекватных решений по управлению этим конфликтом необходимо учитывать типичные модели поведения личностных субъектов конфликтного взаимодействия. В настоящей теме рассматриваются некоторые теории, раскрывающие поведение личности в конфликте, обусловленное различными факторами.



Рекомендуемые страницы:

Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии

Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии

В литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую (табл. 5.1). Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.

Давая общую оценку приведенным выше моделям поведения, отметим, что желательной и необходимой моделью является конструктивная. Деструктивная же модель поведения не может быть оправданной. Она способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный.

Таблица 5.1

Основные модели поведения личности в конфликте

Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Иначе говоря, данная модель по сути дела является деструктивной, только с противоположным знаком. Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт, носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Основные модели поведения личности в конфликте

Конфликты – неотъемлемая составляющая жизни человека. Причины могут быть различными. В целом, они несут в себе политическую, нравственную или социальную основу. Именно эти факторы служат своего рода подпиткой для возникновения и развития конфликтных ситуаций.

Для анализа конфликтов применяются общепринятые модели поведения в конфликте, описанные в современной литературе. Суть конфликтов кроется в несовершенстве самого человека, т.е. в его психологических и биологических особенностях.

Содержание статьи:

Модели поведения личности в конфликте

В любых сферах человеческой жизни возникают различные по своей силе и содержанию конфликты. В настоящий момент основными моделями поведения личности в конфликте являются конструктивная, деструктивная и конформистская. Каждая из этих моделей отражает установку субъектов конфликтной ситуации на ее развитие и вариант разрешения.

Конструктивное поведение личности в конфликте свидетельствует о стремлении наладить ситуацию и найти адекватный способ решения проблемы. Такие участники конфликтного взаимодействия отличаются сдержанностью, выдержкой и доброжелательностью к другому индивиду. Их речь обычно лаконична и проста.

Деструктивное поведение субъекта направлено на динамичное развитие конфликта. Такая установка еще больше обостряет проблему, негативно сказывается на другом индивиде, характеризуется грубым тоном и нарушением канонов этики.

Конформистский тип поведения отличается непоследовательностью в речи, суждениях и оценках. Такой индивид ведет себя, как правило, пассивно, легко меняет свою точку зрения на мнение соперника. Субъект старается уклоняться от прямых ответов на вопросы.

Какая модель поведения в конфликте желательна?

Рассматривая основные модели поведения личности в конфликте, следует сделать вывод, что наиболее приемлемым является конструктивный тип индивида. Деструктивное же поведение влечет за собой негативный исход ситуации. Такая модель может перенести любой конструктивный диалог в нежелательный тупик.

Если причиной конфликта служит незначительное несоответствие взглядов на определенные аспекты жизни, то конформистская модель поведения может нести в себе положительный характер.

При такой установке конфликтная ситуация быстро разрешается в лучшую сторону. Однако стоит понимать, что конформистская установка при конфликте, по сути, является деструктивной. В большинстве случаев такое поведение вызывает агрессию со стороны другого индивида или даже служит провоцирующим фактором.

 

Рациональное поведение личности в конфликте

В общем понимании технологии рационального поведения в конфликте – это комбинация методов и приемов психологической коррекции, которая направлена на обеспечение конструктивной модели поведения в спорных ситуациях. Совокупность этих методов основана на самоконтроле эмоционального состояния.

Содержание статьи:

Способы и понятие рационального поведения в конфликте

В целом, рациональное поведение личности в конфликте подразумевает избавление от раздражения, агрессии и гнева. Для этого существует несколько способов:

  1. Визуализация – заключается в воображении себя делающим или говорящим что-то.
  2. «Заземление» — определяется в представлении негативных эмоций, которые испытываются в разгар конфликта, в форме потока энергии. В свою очередь этот поток замыкается на «земле».
  3. Проецирование – подразумевает, что человек представляет выход негативных чувств и эмоций на выдуманный экран. В дальнейшем эмоции разрушаются усилиями воли.
  4. Очищение от негатива – заключается в выполнении специализированных упражнений, цель которых заключается в расслаблении и освобождении от негативных эмоций.

Эти способы избавления от гнева и раздражения были предложены Дж. Г. Скоттом.

Правила рационального поведения личности в конфликте

Существует три основных правила самоконтроля эмоционального состояния:

  1. Спокойствие на любые эмоциональные действия соперника в конфликте. Для этого необходимо понимать причины поведения оппонента.
  2. Рационализация испытываемых эмоций в процессе общения на спокойной ноте.
  3. Поддержка высокого уровня самооценки в процессе ведения переговоров. Подразумевается, не только личная самооценка, но и уважительное отношение к оппоненту.

Если человек спокойно и рационально смотрит на ситуацию, его оппонент также сможет избавиться от негативных эмоций. Восприятие партнера будет отвлечено от острого переживания и эмоциональных проявлений.

Следование этим правилам в критический момент перенесет акцент на рациональную работу сознания. При этом сам конфликт, скорее всего, будет разрешен посредством понимания мотивации соперника.

Технологии рационального поведения личности в конфликтных ситуациях базируются на специализированных психологических методиках. Это помогает обеспечить взаимопонимание между людьми и контроль над собственными эмоциями.

Конструктивный конфликт | ИТ-обучение и консалтинг — Exforsys

Многим из нас некомфортно ввязываться в разногласия с другим человеком. Некоторые предпочли бы угодить и приспособиться, вместо того, чтобы вступать в горячую дискуссию. Когда мы чувствуем, что конфликт начинает нарастать, есть люди, которые просто уходят от него.

Мы действительно хотим быть свидетелями улыбок и дружелюбных голосов, а не критики и конфронтации.Но даже при наличии конфликта мы можем превратить ситуацию в положительную и извлечь из нее уроки. Иногда конфликт может быть непродуктивным, но он также является конструктивным при правильном решении. Здоровый аргумент поучителен и стимулирует. Это даже помогает людям улучшить свои способности и сделать личность более зрелой.

Исход конфликта зависит от того, как вовлеченные стороны ведут себя по отношению к ситуации. Конфликт является конструктивным и позитивным, если его поведение адаптируется к ситуации и характеру конфликта в целом.

Конструктивный конфликт направлен на взаимопонимание, таким образом, он уравновешивает интересы отдельных лиц или групп. Это означает, что обе стороны должны быть в состоянии найти общий знаменатель, чтобы достичь консенсуса и прийти к общему решению. Ключом к здоровому и продуктивному конфликту является придание важности процессу, а не только желаемому конечному результату одной стороны.

Изучение признаков конструктивного конфликта

В отличие от конфликта деструктивной природы, конструктивный конфликт не определяется по громкости или интенсивности голосов людей во время споров или по ярким взглядам людей.Конфликт сам по себе уже означает столкновение или разногласие, поэтому нельзя ожидать, что люди в конфликте будут улыбаться друг другу и демонстрировать довольный, блаженный нрав.

Обе стороны могут спорить довольно громкими и настойчивыми голосами, но в разговоре есть движение или прогресс. Иногда ситуация может показаться недружелюбной, но вы почувствуете, что в долгосрочной перспективе необходимо вести переговоры и идти на компромисс.

Даже с учетом уровня интенсивности конфликта вовлеченные в конфликт люди чувствуют себя комфортно и не чувствуют, что это запугивание или принуждение.Могут присутствовать сильные слова и резкие заявления, но цель состоит в том, чтобы убедить и повлиять, а не запугать или причинить вред. А поскольку оно конструктивно, общение — это улица с двусторонним движением между обеими сторонами. Открытость к изменениям и рациональный подход. Люди проявляют любопытство, смирение и уважение. Сам конфликт также основан в основном на четких основных правилах и процессах.

Как создать продуктивное управление конфликтами

Нетрудно добиться конструктивного характера конфликта и быстро устранить проблемы.Просто воздержитесь от агрессивности и беспощадности. Вместо этого проявите сострадание и поймите, что люди совершают ошибки. Позвольте другой стороне говорить то, что они считают правильным. Не пытайтесь монополизировать беседу, но позволяйте компромиссу при обмене идеями.

Тщательно выбирайте слова, которые вы используете, и убедитесь, что вы хорошо передаете то, что хотите иметь в виду. Избегайте грубого поведения и снисходительных замечаний, чтобы добиться взаимного уважения. Если ситуация становится отрицательно напряженной, откажитесь от аргументов и назначьте другое время для обсуждения проблемы.

Преимущества конструктивного конфликта

Конструктивный конфликт, будучи продуктивным по своей природе, порождает качественные решения на рабочем месте. При уважении к точке зрения каждый чувствует себя услышанным и уважаемым. Это способствует созданию дипломатической атмосферы среди коллег по работе. Когда сотрудники подвергаются разумным аргументам, они учатся становиться более зрелыми профессионалами, особенно в решении проблем на работе, и умению принимать решения.

Тогда создается здоровая и продуктивная рабочая среда.Кроме того, сотрудники строят хорошие рабочие отношения друг с другом. Стремление к работе и сотрудничество поощряются. Для организации конструктивный конфликт приводит к значительной продуктивности людей и значительной экономии времени и усилий.

Так как мы не можем избежать конфликта, давайте посмотрим правде в глаза. Но для таких профессионалов, как мы, столкновение с конфликтом требует изящества и зрелости. Стремитесь к положительному результату, а не пытайтесь ухудшить ситуацию. Воспользоваться преимуществами конструктивного и продуктивного конфликта в организации действительно приятно.

.

Управление конфликтом

Если вы являетесь членом группы, вы, скорее всего, хотите свести к минимуму бесполезный конфликт — конфликт, который вряд ли будет разрешен, что бы вы ни делали для его разрешения. Вы также, вероятно, предпочитаете избегать конфликтов, которые могут ослабить вашу группу, или конфликтов, природа или результат которых не имеют отношения к вашим целям. Как только вы и другие члены группы осознаете, что вовлечены в серьезный конфликт, разрешение которого может повысить вероятность того, что вы сможете достичь своих целей, вы можете участвовать в конфликте, используя несколько стилей.В этом разделе мы рассмотрим «меню» стилей, предложенных тремя группами органов коммуникации.

«Меню» в трех стилях

Все три стиля «меню» включают ряд подходов, представленных в Таблице 10.1 «Индивидуальные стили конфликта в группах». Стили, описанные Линдой Патнэм и Чармейн Уилсон, варьируются от неконфликтных до контролирующих и кооперативных. Согласно Патнэму и Уилсону, если принять неконфликтный стиль, согласно Патнэму и Уилсону, практика воздержания от выражения мыслей и мнений во время конфликта., вы воздерживаетесь от выражения своих мыслей и мнений во время конфликта. Это может быть связано с тем, что вы стесняетесь или боитесь групповой среды или поведения некоторых ее членов. Это также может быть связано с тем, что вы не умеете конструктивно выражать точку зрения в условиях ограниченного времени конфликтной ситуации или не имеете информации о теме конфликта. Если вы примете контролирующий стиль, согласно Патнэму и Уилсону, практика попытки заставить других в группе согласиться с чьей-либо позицией в конфликте.напротив, вы попытаетесь монополизировать обсуждение во время конфликта и приложите серьезные усилия, чтобы заставить других в группе либо согласиться с вами, либо, по крайней мере, принять ваши предложения о том, как группа должна действовать. Кооперативный стиль Согласно Патнэму и Уилсону, практика участия в конфликте в духе взаимных уступок. Конфликт, наконец, предполагает активное участие в групповых конфликтах в духе взаимных уступок, с высшими целями группы Цели, которые выходят за рамки целей отдельных лиц в конфликте и которые могут поддерживаться всеми сторонами.в уме.

Рахим, Антониони и Псеничка расширили «меню» Патнэма и Уилсона, добавив еще две опции. Они сформулировали свою концепцию в терминах потенциальных комбинаций двух измерений, заботы о себе и заботы о других. Вот возможные варианты комбинаций:

Высокая забота о себе и других (интеграция стиля Согласно Рахиму, Антониони и Псеницкой, практика открытости и готовности обмениваться информацией и разрешать конфликты приемлемым для всех способом.): Открытость; готовность обмениваться информацией и разрешать конфликты приемлемым для всех сторон способом.

Низкая забота о себе и высокая забота о других (услужливый стиль Согласно Рахиму, Антониони и Псеницке, практика сведения к минимуму точек различия в конфликте, чтобы попытаться удовлетворить потребности других): тенденция к минимизации точек различия. между сторонами в конфликте и попытаться удовлетворить потребности других людей.

Высокая забота о себе и низкая забота о других (доминирующий стиль Согласно Рахиму, Антониони и Псеницке, беспроигрышный подход к конфликту, в котором один пытается заставить других принять свою позицию.): Ориентация на выигрыш и проигрыш и стремление заставить других принять вашу позицию.

Низкая забота о себе и низкая забота о других (избегание стиля Согласно Рахиму, Антониони и Псеницке, практика обхода зон конфликта, перекладывания ответственности на себя или полного отказа от конфликта.): Уход в сторону зоны конфликта, перекладывание ответственности на себя. другие, либо полностью отказаться от конфликтной ситуации.

Промежуточная забота о себе и о других (компромиссный стиль Согласно Рахиму, Антониони и Псеницке, подход к конфликту, характеризующийся взаимными жертвами в погоне за результатами, которые могут принять все члены группы.): Взаимная жертва ради достижения результата, который могут принять все члены группы.

Таблица 10.1 Индивидуальные стили конфликта в группах

Putnam & Wilson Рахим, Антониони и Псеницка Адлер и Родман
Неконфликтный Интеграция Без подтверждения
Обязательный Напрямую агрессивно
Контроллинг доминирующий Пассивный Агрессивный
Как избежать Непрямое общение
Кооператив Компромисс Напористый

Адлер и Родман подчеркнули элементы коммуникации в своем перечислении пяти стилей конфликта.Во-первых, они обозначили неутверждение, согласно Адлеру и Родману, стиль конфликта, отмеченный неспособностью или нежеланием выразить себя. как стиль конфликта, в котором член группы не может или не желает выразить себя. По мнению этих теоретиков, этот стиль конфликта широко используется в интимных отношениях, таких как браки, в которых партнеры могут часто не соглашаться друг с другом, но решают не провоцировать или продлевать конфликты, выражая свои разногласия. Люди в группах могут проявлять неуверенный стиль, игнорируя области конфликта, пытаясь сменить тему, когда конфликт кажется возникшим, физически удаляясь из места, где происходит конфликт, или просто уступая чужим желаниям во время конфликта. конфликт.

Прямая агрессия Согласно Адлеру и Родману, конфликтный стиль, включающий умышленные вербальные или невербальные нападения на других людей. — второй стиль конфликта, идентифицированный Адлером и Родманом. Член группы, который умышленно нападает на кого-то, говоря: «Это смешно» или «Это безумная идея» или что-то еще, что пытается унизить человека, — проявляет прямую агрессию. Прямая агрессия не обязательно должна быть вербальной; жесты, мимика и позы могут использоваться для передачи агрессивного значения.

Пассивная агрессия Согласно Адлеру и Родману, конфликтное поведение, отмеченное тонкими проявлениями враждебности или сопротивления, которые сторона в конфликте может отвергать, называется «сумасшедшим термином Джорджа Баха для пассивной агрессии». Джорджа Баха, это тонкий стиль конфликта, в котором человек выражает враждебность или сопротивление другим через упрямство, негодование, откладывание на потом, шутки с двусмысленным смыслом, мелкое раздражение или постоянную неспособность полностью оправдать ожидания или обязанности.Тот, кто демонстрирует этот стиль конфликта, может отказаться от каких-либо негативных намерений, если ему противостоят или спросят о его поведении.

Непрямое общение Согласно Адлеру и Родману, конфликтный стиль, при котором используются намеки, предложения или другие вежливые способы добиваться от других выполнения своих желаний. — это стиль, который избегает безошибочной силы агрессивного стиля и вместо этого подразумевает заботу о человеке или людях, на которых он направлен. Вместо того, чтобы прямо сказать: «Я бы хотел, чтобы вы убрались из моего офиса сейчас», когда, например, обсуждение заходит в тупик, вы можете незаметно зевнуть или прокомментировать, сколько работы вам предстоит сделать над большим проектом.Косвенное общение может включать в себя намеки, предложения или другие вежливые способы добиваться чьего-то согласия со своими желаниями. Иногда его можно использовать для отправки «пробных шаров». Предварительные предложения, предназначенные для проверки того, как стороны в конфликте могут реагировать на последующие запросы или другие выражения желания. членам группы — предложения, которые носят предварительный и предварительный характер и не требуют значительных вложений эго; Личная, эмоциональная приверженность идее или образу действий в конфликте. позади них.

Утверждение — процесс отправки описательных и нормативных сообщений в конфликте без принуждения или осуждения других сторон в конфликте. — это последний стиль общения, определенный Адлером и Родманом, и его мы рекомендуем в большинстве случаев. Члены группы, действующие в соответствии с этим стилем, ясно выражают свои чувства и мысли, но при этом не принуждают и не осуждают других. Если вы решите использовать то, что Адлер и Таун назвали «четким форматом сообщения», согласно Адлеру и Тауну, пятиэтапный процесс передачи убедительных сообщений в конфликте., »Вы можете попрактиковаться в утверждении, выполнив пять шагов в конфликтной ситуации.

Первый шаг — предложить объективное описание поведения тех, с кем вы находитесь в конфликте. Не интерпретируйте и не оценивайте поведение; просто опишите это. Например, вы можете сказать: «Ли, ты только что закатил глаза на меня».

Второй шаг — представить вашу интерпретацию поведения, но не констатировать интерпретацию как факт.Например: «Ли, у меня такое впечатление, что ты отклонил мое предложение, потому что закатил на меня глаза».

Третий шаг — выразить свои чувства по поводу поведения, которое вы описали и интерпретировали. Например: «Когда ты так закатываешь глаза, у меня создается впечатление, что ты отклонил мое предложение, и я чувствую обиду».

Следующий шаг — определить последствия поведения, вашей интерпретации и ваших чувств. Например: «Ли, я вижу, что ты закатил глаза, когда я сделал свое предложение.У меня сложилось впечатление, что вы отклонили это, и я обижен. Я не хочу сейчас обсуждать этот вопрос ».

Последний шаг — заявить о своих намерениях на основе четырех предшествующих составляющих ситуации. Например: «Ли, ты закатил глаза, когда я сделал свое предложение. У меня сложилось впечатление, что вы отклонили это, и я обижен. Я не хочу сейчас обсуждать этот вопрос, и если я увижу, что вы снова ведете себя так, я, вероятно, просто выйду из комнаты, пока не успокоюсь.”

Мы признаем, что следование списку таких способов общения может показаться незнакомым и, возможно, слишком сложным. К счастью, быть ответственным и напористым иногда может быть очень простым делом, которое сразу дает положительные результаты. Фактически, выполнение всего одного или двух шагов из пяти, описанных здесь, может быть достаточным для предотвращения, разрядки или разрешения конфликта.

Наш друг по имени Гас рассказал нам о времени, когда он был частью восторженной толпы, наблюдающей за футбольным матчем в Университете штата Вашингтон.Несколькими рядами ниже него на стадионе сидела пожилая женщина, а прямо перед ней — мужчина на много дюймов выше и значительно тяжелее, чем она была.

Когда команда WSU впервые сыграла удачно, мужчина вскочил на ноги и дико закричал, закрывая для женщины обзор поля. Когда широко распространенные аплодисменты утихли, но мужчина все еще стоял перед ней, женщина спокойно, но решительно сказала: «Простите, сэр, но я не вижу».

Мужчина грубо хмыкнул в ответ и продолжал стоять, пока остальная толпа не утихла.В следующую пару раз, когда WSU удалось провести впечатляющую игру — а это был один из тех редких соревнований, в которых они делали это несколько раз, — мужчина снова подпрыгивал, не давая женщине снова и снова наблюдать за происходящим.

Каждый раз, когда это происходило, женщина говорила: «Сэр, я действительно не вижу» или «Вы закрываете мне обзор». По словам Гаса, напористые заявления женщины производили впечатление, что мужчине на плечи кладут серию тяжестей. В конце концов, он уступил кумулятивному весу ее утверждений — силе ее утверждений — и пересел на свободное место поблизости.

Конечно, не каждый, кто ведет себя неприемлемым для нас образом, отреагирует так же положительно, как тупой джентльмен на пожилую женщину. Некоторые люди в разгар разногласий могут сопротивляться даже самым мягким и наименее осуждающим утверждениям. Как поступать с людьми, которые сопротивляются даже ответственно-напористому общению, а также другие стратегии управления конфликтом в целом будут предметом нашего следующего раздела.

Ключевые вынос

  • Теоретики определили ряд стилей конфликта, доступных членам групп, включая пятиступенчатый подход утверждения, который может предложить наибольшую общую применимость и перспективы эффективности, поскольку он избегает принуждения или осуждения других.

Упражнения

  1. Рассмотрим поговорку «Сдержанность — лучшая часть доблести». В какой степени, по вашему мнению, это соответствует тому, что Патнэм и Уилсон назвали «неконфронтационным» стилем конфликта?
  2. Вспомните случай, когда вы столкнулись с конфликтом в группе, который в конечном итоге разрешился. Какой стиль (стили) из описанных в этом разделе проявляли стороны конфликта? Считаете ли вы, что люди выбрали лучший стиль в данных обстоятельствах? Почему или почему нет?
  3. Какие конкретные утверждения или вопросы вы бы использовали, чтобы попытаться общаться с кем-то, кто обычно использует пассивную агрессию в конфликтах? Приведите примеры из вашего прошлого опыта такого поведения, если он у вас есть.
  4. Еще раз посмотрите на карикатуру, в которой женщина говорит: «Только что сделанное вами замечание причинило мне боль, и я злюсь на вас». Вам это кажется смешным? Если да, то какие элементы мультфильма и его текста развлекают вас? Как бы вы изменили рисунок или слова, чтобы изобразить здоровое взаимодействие между людьми на основе ответственного утверждения?

.

Концепция конфликта в организационном поведении, типы и источники конфликта


Тема конфликта в организационном поведении очень важна для студентов, изучающих менеджмент, поскольку умелое разрешение конфликтов очень важно для нормального функционирования и роста любой организации. В этой статье обсуждается концепция конфликта и освещаются различные типы конфликтов, а также их источники или элементы.

Слово конфликт , как правило, имеет множество значений, от простого несогласия до спора и даже ссоры. Но, когда мы говорим о конфликте с точки зрения организационного поведения , его определение полностью меняется. Он включает в себя более широкий смысл.

Концепция конфликта

Согласно Роббинсу, конфликт — это процесс, который начинается, когда одна сторона понимает, что другая сторона отрицательно повлияла или собирается отрицательно повлиять на то, что волнует 1-ю сторону.

Точно так же Гринберг и Барон определяют конфликт как процесс, в котором одна сторона считает, что другая сторона предприняла или будет предпринимать действия, несовместимые с ее собственными интересами.

Конфликт обычно воспринимается как нечто негативное и пагубное для любой организации. Это в значительной степени верно, но не абсолютная правда. Чтобы понять конфликт в организационном поведении, прежде всего нам необходимо понять различные подходы или точки зрения на конфликт.

Есть три разных точки зрения, или, можно сказать, подходов в том, что касается конфликта. Вот они: —

1. Традиционная точка зрения: она предполагает, что любой тип конфликта плох и поэтому его следует избегать. В традиционном понимании этот термин имел негативный оттенок. Это в значительной степени рассматривалось как результат отсутствия хорошего общения и доверия между людьми, а также неспособности менеджеров понять и отреагировать на потребности подчиненных им сотрудников.

2.Взгляд на человеческие отношения: согласно этому подходу, конфликт — это естественное неизбежное явление, поэтому его нельзя полностью исключить из любой организации. Здесь конфликт рассматривался в положительном свете, поскольку предполагалось, что конфликт может привести к улучшению работы группы.

3. Интерактивный взгляд: самый последний подход, то есть интеракционистский взгляд, говорит, что некоторый уровень конфликта очень необходим для эффективной работы группы. Гармоничную и сотрудничающую группу можно сделать статичной, безразличной и невосприимчивой к потребностям в изменениях и инновациях.Согласно этой точке зрения, конфликты можно разделить на две категории: —

a) Функциональная форма конфликта — это также называется конструктивной формой конфликта, поскольку она поддерживает цели и задачи группы.

б) Дисфункциональная форма конфликта — ее также называют деструктивной формой конфликта, поскольку этот вид конфликта отрицательно влияет на работу группы, что, в свою очередь, влияет на организацию прямым или косвенным образом.

Функциональную форму конфликта можно отличить от дисфункциональной формы конфликта на основании следующих трех:

1.Конфликт задач — это связано с содержанием и целями работы.
2. Конфликт в отношениях — Связан с межличностными отношениями.
3. Конфликт процессов — это связано с тем, как выполняется работа.

Различные исследования показали, что:
a) Уровень конфликта задач от низкого до умеренного является полезным для группы и организации, поскольку он стимулирует обсуждение идей, которые приводит к лучшему участию и результату.
b) Низкий уровень конфликта процессов также способствует эффективному выполнению задач.
c) В целом, конфликты в отношениях оказываются деструктивными. Столкновения эго и соперничество между сотрудниками часто наносят большой вред группе, а также организации.

Уровни конфликта

Уровень конфликта в организационном поведении варьируется от микро- и макроуровня. На микроуровне лежит внутриличностный конфликт, то есть конфликт, возникающий внутри человека по разным причинам. Это самый основной вид конфликта, при котором человек не противостоит никому, кроме самого себя.

Внутриличностный конфликт может возникнуть из-за следующих факторов —

а) Из-за разочарования — Любые физические или умственные препятствия на пути к целям человека приводят к разочарованию внутри него / нее. Это разочарование, если оно возникает из-за работы, может привести к агрессии и насилию на рабочем месте. Причины могут быть разными: от жестокого начальника до бесперспективной работы без возможностей для роста.

Разочарование может привести к положительным результатам, а иногда и потому, что человек может приложить больше усилий для достижения своих целей или внести изменения в свои цели в зависимости от ситуации.Но в большинстве случаев разочарование — это нехорошо, поэтому организация должна попытаться его устранить.

b) Конфликт целей — возникает из-за того, что двое или по мотивам человека блокируют друг друга. Это происходит, когда у человека есть —

• Цель, имеющая как положительные, так и отрицательные стороны
• Две или более положительных, но взаимоисключающих цели
• Две или более отрицательных, но взаимоисключающих цели, которых человек стремится избежать

Согласно психологии , положительные черты организационной цели в самом начале преобладают над отрицательными.Но по мере приближения к цели негативные аспекты для человека начинают проявляться все сильнее. Точка, в которой следует подход равного избегания, — это когда у человека развиваются стресс, нерешительность, депрессия или нежелание, а также другие подобные смешанные чувства, которые наносят ущерб ему / ей, а также организации.

c) Ролевой конфликт и двусмысленность — Роль определяется как позиция, ожидания которой исходят из установленных норм. С разными ролями связаны разные ожидания и требования, которые иногда приводят к ролевому конфликту.Существует три типа ролевых конфликтов —

• Между личностью и ролью — это касается различий между личностными качествами человека и ожиданиями, связанными с ролью.

• Интрароль — из-за противоречивых ожиданий относительно того, как должна исполняться данная роль, для человека возникает двусмысленная ситуация.

• Межролевые конфликты — из-за различных требований к 2 или более ролям, которые должны исполняться одновременно, возникают межролевые конфликты. В основном это происходит с рабочими и нерабочими ролями.Например, работающая мать должна играть две разные роли дома и в офисе.

Интерактивный конфликт (макроуровень) — включает конфликт между отдельными лицами, а также группами.

1. Межличностный конфликт — наиболее распространенная форма конфликта в любой организации — конфликт между двумя людьми. Существует четыре основных причины межличностного конфликта

а) Различия между людьми, возникающие из-за разного культурного и семейного происхождения, образования и ценностей.
б) Нарушение коммуникации в организации.
c) Несовместимые роли менеджеров в отличие от их функций и задач, которые взаимозависимы.
г) Окружающая среда, омраченная стрессом на работе, сокращением штатов, рыночной конкуренцией, неопределенностью, также ведет к конфликту.

2. Межгрупповое поведение и конфликт — это конфликт между членами одной группы с членами других групп. Причины, приводящие к этому, могут быть следующими: —
a) Конкуренция за ограниченные ресурсы организации, такие как фонды, помещения, рабочая сила и т. Д.
б) Различия в целях и приоритетах.
c) Неопределенность в отношении ответственности и полномочий группы.
г) Зависть между группами или несправедливое отношение к одной группе с точки зрения вознаграждений, рабочих мест, условий труда, привилегий и т. Д.

.

типов поведения в конфликте

Неизбежно возникают конфликты между людьми. Невозможно найти двух людей, мнения которых полностью совпадали бы.

С одной стороны это плохо, а с другой — наличие нескольких точек зрения на ситуацию позволяет оценить ее с разных сторон и найти наиболее оптимальное решение возникшей проблемы или проблемы. Парадоксально, но правильное разрешение конфликта может даже укрепить и улучшить отношения между людьми.

Поведение в конфликтной ситуации

Чтобы правильно преодолеть конфликтную ситуацию, необходимо выбрать оптимальную линию поведения, но это совсем не просто. Как правило, у каждого человека есть только одна конкретная линия, которую он предпочитает не менять.

Проблемой поведения человека в конфликтных ситуациях вплотную занялся американский психолог Кеннет Томас. Он оценивал действия людей по двум критериям:

  • Насколько человек стремится отстаивать собственные интересы в споре (напористость).
  • Насколько человек склонен учитывать чужие интересы (сотрудничество).

В результате длительного исследования психологу удалось выделить пять стандартных типов поведения человека в конфликтной ситуации. Впоследствии, в сотрудничестве с Ральфом Килманом, он разработал специальный тест Томаса-Килмана, который позволяет определить, какое из этих поведений наиболее характерно для конкретного человека.

Описание процедуры

Во многих источниках эту анкету часто называют кратко — тест Томаса.Его описание займет всего несколько строк.

Каждый из пяти способов реагирования на конфликт описывается с помощью 12 суждений, а они, в свою очередь, случайным образом сгруппированы в 30 пар. Испытуемый должен выбрать из каждой пары утверждений то, которое ему кажется наиболее верным.

Сам текст анкеты широко известен и это не составит труда. При всей своей простоте тест Томаса, результаты которого могут оказаться совершенно неожиданными, может принести ощутимую пользу и значительно облегчить понимание сильных и слабых сторон человека.

Интерпретация результатов

Ключом к тесту является специальная таблица, с помощью которой можно определить, к какому типу поведения в конфликте наиболее склонен испытуемый. Выучив этот тип, можно легко предсказать, как будет развиваться конфликт и что нужно сделать, чтобы разрешить его как можно быстрее.

Метод Томаса предполагает, что каждый человек склонен действовать в конфликтной ситуации по одному из пяти сценариев. По особой наглядности их можно сравнить с манерой поведения животного:

  • Акула — соревнование, соревнование.
  • Плюшевый мишка — это приспособление, желание уладить конфликт.
  • Черепаха — уклонение от конфликта, его избегание.
  • Fox — это компромисс.
  • Сова — сотрудничество.

У каждого из этих сценариев есть свои положительные и отрицательные стороны, и все они не универсальны, то есть не могут конструктивно повлиять на все без исключения конфликтные ситуации.

Competition

Человек-«акула» склонен все следовать исключительно в своих интересах, абсолютно не интересуется мнением окружающих.Он не признает компромиссов и считает, что победа одного всегда означает полное поражение другого. В стремлении достичь своей цели такой человек, не раздумывая, будет идти им по головам. В его арсенале могут быть даже не совсем законные и этичные действия, он легко решится на обман, подлог или провокацию. «Акула» всегда стремится владеть всей информацией о противнике, но никогда не позаботится о его добром имени или душевном комфорте.

Такое поведение может быть оправдано только в незначительном количестве случаев.Чаще всего это происходит в острых кризисных ситуациях, когда определенному человеку, наделенному определенными полномочиями, необходимо очень быстро навести порядок и представить результат. Во всех остальных случаях поведение «акулы» недопустимо и может быстро разрушить любые долгосрочные отношения — как рабочие, так и личные.

Такие опасные пристрастия легко помогут идентифицировать испытание Томаса. Конфликтное поведение человека — серьезная проблема для окружающих, поэтому, имея дело с ним, нужно быть предельно осторожным.

Адаптация

Противоположностью «акулам» выступает «мишка Тедди». Человек, склонный к такому типу поведения, легко может отказаться от своих интересов в угоду оппоненту. Как правило, это удел людей с низкой самооценкой, искренне считающих, что их мнение не стоит принимать во внимание.

Такая линия поведения может оказаться успешной, если предмет спора не имеет большого значения. Уступая противнику, вы сможете сохранить с ним дружеские отношения, а последствия конфликта будут минимальными.Однако отказ от защиты своих интересов в любом важном споре может негативно сказаться на жизни самого человека. Он рискует потерять уважение к другим и прослыть бесхребетным. Такие люди часто становятся объектами манипуляции.

Если тест Томаса выявляет склонность к адаптации, человеку необходимо срочно начать работать над своей самооценкой, с ее повышением поведение изменится.

Избегание

Люди — «черепахи» не терпят конфликтов и потому что всячески стараются отложить или избежать выяснения отношений.Для этой позиции характерно не только неумение отстаивать свои интересы, но и крайнее невнимание к интересам других. Такой человек предпочитает прятаться от проблемы, а не пытаться ее решить. Причина тому — неуверенность в себе и комплекс жертвы.

Такое поведение может быть оправдано, если причина конфликта несущественна для обеих сторон. В любых серьезных ситуациях это может привести к дальнейшему росту непонимания между людьми и еще большему накоплению взаимных претензий.Настолько болезненно для обеих сторон затяжное противостояние рано или поздно заканчивается взрывом эмоций и быстрым выяснением отношений. Печальные последствия этого могут быть необратимыми.

Если тест Томаса показал такой результат, человек должен быть смелее и не бояться проблем. Важно понимать, что исчезает только решенная проблема, неразрешенная лишает человека его сил и делает его жизнь совершенно невыносимой. От этого невозможно спрятаться.

Компромисс

Хитрые «лисы» всегда стараются договориться с противником. Однако частичное удовлетворение требований обеих сторон, как правило, не приводит к завершению конфликта, а служит лишь передышкой.

Слабым местом компромиссной позиции является ее полная зависимость от позиции оппонента, и если он не готов отказаться даже от малейшей части своих интересов, то «лисица» неизменно проигрывает. Также может случиться так, что противная сторона чрезмерно завышает свои требования, а затем щедро «доводит их до того уровня, в котором она действительно нуждается.Поэтому перед тем, как пойти на компромисс, необходимо иметь всю возможную информацию о предмете спора, чтобы не указывать е

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.