Косвенное общение примеры: Прямое (непосредственное) и косвенное (опосредованное) общение — Студопедия
Прямое и косвенное деловое общение
Деловое (официальное, служебное) общение в зависимости от обстоятельств может быть прямым и косвенным. В первом случае оно проходит при непосредственном контакте субъектов общения, а во втором — во время общения существует некая пространственно-временная дистанция, то есть письма, телефонные разговоры, деловые записки и т.д.).
Прямое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, косвенное же не обладает таким сильным результатом, в нем непосредственно действует некие социально-психологические механизмы
Главные требования культуры общения по телефону — краткость (лаконичность), четкость и ясность не только в мыслях, но и в их изложении. Разговор должен проводиться без больших пауз, лишних слов, оборотов и эмоций.
Телефон налагает на того, кто им пользуется, и ряд иных требований. Ваш собеседник не может оценить ни во что вы одеты, ни выражения вашего лица, ни интерьера помещения, где вы находитесь, ни других невербальных аспектов, которые помогают судить о характере общения. Однако есть невербальные стимулы, которыми можно манипулировать в общении по телефону, к ним относятся: момент, выбранный для паузы и ее продолжительность; молчание; интонация, выражающая энтузиазм и согласие или обратные реакции. Много значит, как быстро человек снимает трубку — это позволяет судить о том насколько он занят, до какой степени заинтересован, чтобы ему позвонили.
Джен Ягер выделяет такие наиболее важные принципы этики общения по телефону.
1. Если там, куда вы звоните, вас не знают, уместно со стороны секретаря попросить вас представиться и узнать, по какому вопросу вы звоните. Назовите себя и кратко изложите причину звонка.
2. Нарушением норм делового этикета считается выдавать себя за личного друга того, кому вы звоните, только для того, чтобы вас скорее с ним соединили.
3. Грубейшее нарушение — не перезвонить, когда вашего звонка ждут. Необходимо перезвонить при первой возможности.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
4. Если вы звоните человеку, который просил вас позвонить, а его не оказалось на месте или он не может подойти, попросите передать, что вы звонили. Потом нужно позвонить еще раз, или сказать, когда и где вас можно будет легко найти.
5. Когда разговор предстоит длительный, назначьте его на такое время, когда можно быть уверенным, что у вашего собеседника достаточно времени на беседу.
6. Никогда не говорите с набитым ртом, не жуйте и не пейте во время разговора.
7. Если звонит телефон, а вы уже говорите в это время по другому аппарату, постарайтесь закончить первый разговор, а уж потом обстоятельно поговорить со вторым собеседником. Если можно, спросите у второго собеседника по какому номеру перезвонить и кого позвать.
Как в процессе прямого, так и косвенного общения используются различные методы влияния или воздействия на людей. Среди наиболее употребительных из них И. Браим выделяет следующие — убеждение, внушение, принуждение.
Убеждение — воздействие посредством доказательств, логического упорядочения фактов и выводов. Подразумевает уверенность в правоте своей позиции, в истинности своих знаний, этической оправданности своих поступков. Убеждение — ненасильственный, а значит, и нравственно предпочтительный метод влияния на партнеров по общению.
Внушение, как правило, не требует доказательств и логического анализа фактов и явлений для воздействия на людей. Основывается на вере человека, складывающейся под влиянием авторитета, общественного положения, обаяния, интеллектуального и волевого превосходства одного из субъектов общения. Большую роль во внушении играет сила примера, вызывающая сознательное копирование поведения, а также бессознательное подражание.
Принуждение — наиболее насильственный метод воздействия на людей. Предполагает стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям, используя угрозу наказания или иного воздействия, способного привести к нежелательным для индивида последствиям. Этически оправданным принуждение может быть лишь в исключительных случаях. [
На выбор метода воздействия на людей оказывают влияние разнообразные факторы, в том числе характер, содержание и ситуация общения (обычная, экстремальная), общественное или служебное положение (властные полномочия) и
Поможем написать любую работу на аналогичную
тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Прямое и косвенное общение. — Студопедия
Тема: Индивидуальное, групповое и публичное общение.
Общение представляет собой очень сложное явление, поэтому существует
несколько различных классификаций видов общения, некоторые строятся на разных основаниях.
1 Опосредованное – непосредственное общение
Непосредственное общение – это общение, при котором соблюдается единство
времени и места и не используются искусственные средства коммуникации. При
непосредственном общении говорящий и слушающий находятся в одном месте и в одно
время, могут задавать друг другу вопросы и тут же получать ответы на них, могут видеть
реакцию друг друга, т.е. между ними существует обратная связь. Невыполнение хотя бы одного из условий (отсутствие единства времени или места либо использование
искусственных средств коммуникации) делает общение опосредованным. Например, общение студентов, находящихся в одной аудитории, с помощью записок является
опосредованным, поскольку они используют искусственные средства коммуникации
(бумагу и ручку).
Искусственными средствами коммуникации являются все те средства, которые
человечество придумало для передачи информации, начиная от ручки и бумаги и
заканчивая радио, телевидением и интернетом.
При непосредственном общении коммуниканты могут использовать только естественные средства коммуникации, к которым относятся тело человека (в процессе общения человек использует не только слова, но и мимику, жесты, позы, все это называется невербальными средствами коммуникации), а также окружающую обстановку
и отдельные предметы, не предназначенные специально для передачи информации (на них говорящий может, например, указывать в процессе общения).
Искусственные средства коммуникации обладают массой достоинств – они
размножать ее и т.д. Но они имеют ряд недостатков: например, возможности передачи
чувств, эмоций при опосредованном общении существенно ограничены. Даже такое
достижение современной научной мысли, как видеосвязь, не позволяет в полной мере
заменить непосредственное общение, многие нюансы непосредственного общения
видеосвязь не в состоянии передать.
Непосредственное общение является исходным и основным, первичным. Оно
господствует в бытовой сфере. Опосредованное общение производно от непосредственного, надстраивается над ним. В коммуникации люди зачастую стремятся приблизить опосредованное общение к непосредственному, создать иллюзию
непосредственности. Не случайно так популярны различные телепередачи, в которых
зрители присутствуют непосредственно в студии (непосредственно общаются с ведущим),
а телезрители могут позвонить в студию и задать вопрос в прямом эфире.
2 Вербальное – невербальное общение
Невербальные компоненты коммуникации (НВКК) – это все несловесные
компоненты общения – мимика, жесты, позы, особенности использования пространства,
тембр, общая звуковая окраска речи, ее темп. НВКК встречаются не только в устной, но и в письменной речи. Для рукописного текста – это особенности почерка, характер бумаги, для печатного – шрифт, картинки, графики, схемы, «смайлики», мультимедийные компоненты и многое другое.
Существует множество ситуаций общения без слов, т.е. только невербального общения.
А вот ситуаций исключительно вербального общения не существует.
Естественная устная речь непременно окрашена определенной интонацией, обладает
своим тембром, совершается в конкретном темпе, в любом письменном тексте присутствуют невербальные компоненты (он написан на определенной бумаге, небрежно,
с помарками, или старательно, красивым почерком, напечатан определенным шрифтом и
т.д.).
Невербальные компоненты передают какую-либо новую информацию, не
выраженную словами, либо дополняют и уточняют то, что выражено вербально.
Таким образом, различая вербальное и невербальное общение, нужно помнить, что
чаще всего они выступают вместе, причем вербальное общение всегда сопровождается
элементами невербального или даже сливается с ним.
Домашнее задание:
Задания выполняются письменно и отправляются на почту:
В бланке ответа укажите фамилию, имя, курс, номер группы.
Изучить теоретический материал (составить подробный конспект в рабочей тетради)
Ответить на вопросы
1. Что такое непосредственное общение?
Тема: Прямое и косвенное общение.
Различают прямое и косвенное общение. Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг друга общающимися людьми. Косвенное общение осуществляется через посредников, например при проведении переговоров между враждующими сторонами.
Выделяют также целевое и инструментальное общение. Целевое общение связано с удовлетворением потребности в общении, а инструментальное общение не является самоцелью, оно вызвано производственной необходимостью в организации индивидуальной или совместной деятельности.
В зависимости от используемых средств говорят о вербальном и невербальном общении (подробно об этом говорится в следующей главе).
В зависимости от числа общающихся людей различают три вида общения: межличностное – общение между двумя-тремя субъектами, личностно-групповое – общение между одним человеком и группой и межгрупповое.
По содержанию и целям выделяют деловое и неделовое общение. Деловое общение включено в продуктивную деятельность и направлено на то, чтобы повысить качество этой деятельности. Оно не затрагивает внутренний мир участников общения, и содержанием такого общения являются производственные вопросы.
Неделовое (личностное) общение, наоборот, связано с решением внутренних психологических проблем: разрешением внутреннего конфликта, обсуждением происходящего вокруг, выражением своего отношения к этому, поиском смысла жизни и т. д.
В зависимости от цели выделяют также ритуальное, манипулятивное и гуманистическое общение. Их характеристика дана Ю. С. Крижанской и В. П. Третьяковым.
Ритуальное общение имеет целью поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. Его характерными особенностями являются ненаправленность, неинформативность, бессодержательность, невовлеченность или малая вовлеченность партнеров в общение.
При таком общении партнер становится необходимым атрибутом выполнения ритуала.
С помощью ритуального общения «осуществляются многие контакты, разговоры, которые со стороны, да иногда и изнутри, кажутся бессмысленными, бессодержательными, так как они на первый взгляд совершенно неинформативны, нецеленаправленны, не имеют и не могут иметь никакого результата.
Ну, действительно, какой, казалось бы, смысл в общении, предположим, на некоем дне рождения. Все присутствующие знают друг друга лет 20, собираются вместе раза 3-4 в год, сидят по нескольку часов и говорят все об одном и том же. И мало того, что темы разговоров в сущности не меняются, так, кроме этого, каждый наверняка может предсказать точку зрения любого по любому вопросу. Казалось бы, абсолютно бессмысленная трата времени, которая должна вызывать только раздражение. Это иногда и случается, но редко – гораздо чаще мы получаем от такого рода заседаний удовольствие. Мало того, чем больше „отягчающих“ обстоятельств – чем больше стаж знакомства, чем меньше новых людей, чем меньше неожиданных точек зрения, – тем больше удовольствие. Зачем же нам это нужно?
Описанное общение – типичный случай ритуального общения, где главным делом является подкрепление своих установок, ценностей, мнений и т. д., повышение самооценки и самоуважения» Поэтому участники такого общения стараются избежать всякого столкновения мнений. Ритуальное общение не затрагивает важнейших проблем и интересов человека.
Хотя во многих случаях мы с удовольствием принимаем участие в таком ритуальном общении, в еще большем количестве случаев мы участвуем в нем просто автоматически, выполняя требования ситуации, практически не осознавая, не отдавая себе отчета в том, что мы делаем.
Мы много раз здороваемся и раскланиваемся со знакомыми и незнакомыми людьми в родном учреждении, на лестничной площадке, на улице, спрашиваем их «Как дела?», узнаем, что «Нормально», говорим о погоде, ругаем общественный транспорт, который «плохо ходит», рассказываем и слушаем анекдоты, смеемся, и все это происходит походя, совершенно нас не затрагивая. И такое общение человеку тоже необходимо – представьте себе, какая была бы реакция, если бы все вдруг перестали с вами здороваться. Понятно, что реакция была бы далеко не оптимистическая, ведь лишение человека этого ритуала прямо свидетельствует и понимается как социальная изоляция.
Второй вид целевого общения – манипулятивное. Это вид общения, имеющий целью использовать партнера по общению в своих целях.
Третий вид – гуманистическое общение. Это личностное общение, позволяющее удовлетворить потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Отличием гуманистического общения от двух вышеназванных является то, что ожидаемым результатом общения является совместное изменение представлений обоих партнеров, а не поддержание социальных связей, как при ритуальном общении, и не изменение поведения партнера, как при манипулятивном общении.
Коммуникация в узком смысле слова – обмен различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр.
Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.
Однако в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.
Можно выделить специфику обмена информацией в процессе коммуникации между двумя людьми
Во-первых, общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой потому, что в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом.
Это значит, что каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и в своем партнере, он не может рассматривать его как некий объект. Другой участник предстает тоже как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, т.е. анализировать его мотивы, цели, установки (кроме, разумеется, анализа своих собственных целей, мотивов, установок), «обращаться» к нему, по выражению В.Н. Мясищева.
Поэтому в коммуникативном процессе и происходит не простое движение информации, но как минимум активный обмен ею.
Главная «прибавка» в специфически человеческом обмене информацией заключается в том, что здесь особую роль играет для каждого участника общения значимость информации (Андреева), потому, что люди не просто «обмениваются» значениями, но, как отмечает А.Н. Леонтьев, стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Суть коммуникативного процесса – не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета.
Во-вторых, характер обмена информацией между людьми, а не кибернетическими устройствами, определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера, т.е. знак изменяет состояние участников коммуникативного процесса, их отношения.
В-третьих, коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. На обыденном языке это правило выражается в словах: «все должны говорить на одном языке».
Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Но все дело в том, что, даже зная значения одних и тех же слов, люди могут понимать их неодинаково: социальные, политические, возрастные особенности могут быть тому причиной.
Поэтому у общающихся должны быть идентичны – в случае звуковой речи – не только лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения.
Это хорошо поясняет Дж. Миллер на житейском примере. Для нас, по-видимому, существенно провести некоторое различие между интерпретацией высказывания и пониманием его, так как пониманию обычно способствует нечто иное сверх лингвистического контекста, связанное с этим конкретным высказыванием. Муж, встреченный у двери словами жены: «Я купила сегодня несколько электрических лампочек», не должен ограничиваться их буквальным истолкованием: он должен понять, что ему надо пойти на кухню и заменить перегоревшую лампочку.
Наконец, в-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Они не связаны с уязвимыми местами в каком-либо канале коммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования, а носят социальный или психологический характер.
Такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует понимание ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же самых понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание.
Барьеры могут возникнуть также вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся (например, чрезмерная застенчивость одного из них, скрытность другого), или в силу сложившихся между общающимися особого рода психологических отношений: неприязни по отношению друг к другу, недоверия и т.п.
Типология коммуникативных процессов по «направленности сигналов»:
а) аксиальный коммуникативный процесс (от лат. axis – ось), когда сигналы направлены единичным приемникам информации, т.е. отдельным людям;
б) ретиальный коммуникативный процесс (от лат. rete – сеть), когда сигналы направлены множеству вероятных адресатов (Брудный, 1977, с. 39).
Распространение информации в обществе происходит через своеобразный фильтр «доверия» и «недоверия». Этот фильтр действует так, что абсолютно истинная информация может оказаться не принятой, а ложная – принятой.
Психологически крайне важно выяснить, при каких обстоятельствах тот или иной канал информации может быть блокирован этим фильтром, а также выявить средства, помогающие принятию информации и ослабляющие действия фильтров. Совокупность этих средств называется фасцинацией. В качестве фасцинации выступают различные сопутствующие средства, выполняющие роль «транспортации», сопроводителя информации, создающие некоторый дополнительный фон, на котором основная информация выигрывает, поскольку фон частично преодолевает фильтр недоверия. Примером фасцинации может быть музыкальное сопровождение речи, пространственное или цветовое сопровождение ее.
Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и констатирующая.
Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция в свою очередь может быть различной.
Прежде всего это может быть активизация, т.е. побуждение к действию в заданном направлении. Далее, это может быть интердикция, т.е. побуждение, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности. Наконец, это может быть дестабилизация – рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.
Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому. Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьировать от нарочито «безразличного» тона изложения до включения в текст сообщения достаточно явных элементов убеждения. Вариант сообщения задается коммуникатором, т.е. тем лицом, от которого исходит информация.
Домашнее задание:
Задания выполняются письменно и отправляются на почту:
Виды общения — формы, функции, средства
Непосредственное и опосредованное
Непосредственным, или прямым, общением является такое общение, при котором участники коммуникации общаются напрямую, без применения искусственных средств общения.
Автор речи при этом сразу же может отследить результат своих слов.
Отступление от этих условий делает общение опосредованным.
Например, отец и сын разговаривают во время рыбалки. Это непосредственное общение. Разговор между ними по телефону опосредован современными коммуникативными средствами, в частности телефоном. Беседа с тем или иным человеком, если они находятся в одно и то же время в одном месте, непосредственно видят друг друга, — это непосредственный контакт. Беседа с радио- или телезрителями, несмотря на возможную непринужденную атмосферу, — это опосредованный контакт.
Непосредственное общение
При непосредственном контакте огромную роль играют жесты, мимика, рукопожатия и т.д., они позволяют понимать, например, степень заинтересованности собеседника, регулировать длительность разговора и т.д. При опосредованной беседе (например, телефонном разговоре) этих средств нет, поэтому понимание настроения собеседника приходится проверять или подтверждать словесно
(Ты меня слышишь? Что ты молчишь? Понимаешь? Вот это да! Ну и ну…).
Непосредственное общение — основное, первичное, проявляется в основном в диалогической форме (хотя возможен и монолог).
Опосредованное общение
Опосредованное — может быть и монологом и диалогом. Преимущественно опосредованным является общение с текстами художественной литературы. Тексты официально-делового стиля (законы, договоры и т.д.) тоже принадлежат к опосредованному виду.
Вербальное и невербальное общение
Как уже говорилось, при непосредственной беседе важную роль играют несловесные (невербальные средства): мимика, жесты, позы, тембр, интонация, использование пространства общения и т.д.. Невербальными средствами пользуются такие искусства, как живопись, архитектура, музыка, пантомима, балет.
Вербальное и невербальное общение
Примером чисто невербального общения может быть такая ситуация: Вы оказались далеко от своего собеседника и машете ему рукой, прощаясь.
Невербальные средства используют не только при непосредственном, но и при опосредованном контакте:
тип бумаги, формат, почерк, знаки препинания (например, при несогласии — ?! или !!!), шрифты. К невербальным средствам общения относят рисунки, диаграммы, схемы.
Нужно помнить, что вербальное и невербальное общение, как правило, выступают вместе.
Межличностное общение
Межличностное общение
характеризуется тем, что партнеры выступают в нем как личности, принимают во внимание общие и индивидуальные черты и свойства. К межличностному виду контакта относится дружеская беседа, семейная ссора, выяснение отношений. Межличностное общение бывает как непосредственным, так и опосредованным (телефонные разговоры, переписка по электронной почте, письма). Межличностная беседа всегда неофициально
Представительское и ролевое общение
В представительском варианте участники выступают как представители определенных социальных групп, обществ, организаций.
И именно это качество важно при контакте (например, при деловых переговорах участники являются представителями организаций, при переговорах издательства и автора каждый выполняет определенную роль).
Представительское общение
Представительская беседа нередко включает в себя ролевое общение, т.к. и в том и в другом участники выполняют определенные социальные роли, при которых индивидуальные качества человека практически не должны учитываться. Однако ролевой контакт может выходит за рамки представительского. Так, человек, например, может играть в разговоре с другими определенную психологическую роль ( бунтаря, пессимиста, неудачника, роковой красавицы и т.д.).
Представительское общение всегда официально, протекает в более или менее официальной обстановке.
Групповое общение
Это общение групп людей или общение одного человека с группой людей (например, разговор ведущего и зрителей). Групповой контакт связан с публичной деятельностью и массовой коммуникацией.
Публичное общение предполагает, что человек знаком с аудиторией, непосредственно видит ее, может сразу реагировать на то, как воспринимают его слова.
Групповое общение
Публичное общение осуществляется в жанрах лекции, доклада, религиозной проповеди, парламентской речи и т.д. Массовая коммуникация представляет собой речевое воздействие на анонимную, неоднородную, рассредоточенную аудиторию. К средствам массовой коммуникации относят периодическую печать (газеты и журналы), радио, телевидение, Интернет.
Средства массовой коммуникации могут оказывать огромнейшее воздействие на людей, внедряя в них определенные стереотипы (поведения, внешности, социальных установок). Конечно, телевидение и радио, например, стремятся преодолеть опосредованность общения: используется прямой эфир, шоу со зрителями в студии и т.д.
К сожалению, доля непосредственного общения, по данным ученых, уменьшается, соответственно, растет доля опосредованного.
Наша презентация по теме:
Общение культур
Ни одна культура не существует замкнуто, изолировано. Отношения между культурами могут быть различны. Так, чужая культура может рассматриваться как эталон, образец (англомания — подражание всему английскому) или вызывать неприязнь, даже враждебное отношение (ксенофобия — неприязнь ко всему чужому).
На самом деле люди разных культур должны понимать, что главное в диалоге культур — толерантность (уважение к правам каждого человека и каждой культуры на сохранение индивидуального и культурного разнообразия). Толерантность межкультурных отношений — моральный долг, политическая и правовая потребность («Декларация принципов толерантности» Генеральной конференции ЮНЕСКО 16.11.1995).
Разные культуры постоянно взаимодействуют друг с другом, что проявляется, в частности, в языке: например, слово монумент пришло к нам из латинского языка, слово оранжевый — из французского, слово тайга – диалектов Сибири
Общение информативной и регулятивной направленности
Основной целью общения информативной направленности является изменение знаний адресатов с помощью сообщения им новой информации.
Цель общения регулятивной направленности управление поведением адресата. Так, информационные телевыпуски, научно-популярные передачи имеют информативную направленность. Публицистические очерки, обращения, декларации — регулятивную.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь
Косвенное общение — Студопедия
1. Несколько этюдов, в которых исполнители обязаны, не отрываясь, смотреть друг другу в глаза. Встреча влюбленных. Затем то же, но с дополнительным обстоятельством: один перед другим сильно провинился, другой не хочет показать виду, что обижен. В третьем случае отягощающего обстоятельства нет, но оба влюбленных заняты каким-то делом, например разбирают библиотеку. И наконец, в четвертом варианте есть и то, и другое — и отягощающее обстоятельство, и физическое действие. Второй, третий и четвертый случаи должны дать наглядные примеры невозможности только прямого общения, во втором случае — по психологическим, в третьем — по физическим условиям эпизода. В четвертом — по тем и другим сразу. Преподаватель предлагает проделать эти этюды еще раз. В каждом случае обсуждается процентное соотношение прямого и косвенного общения в зависимости от обстоятельств. Преподаватель обращает внимание студентов на то, как расширяются мизансценические возможности при умении режиссера чередовать виды общения.
2. Один из студентов в подробностях рассказывает о прожитом дне, анализируя соотношение прямого и косвенного общения в жизни. То же на примере какого-то яркого случая из жизни, лучше психологически сложного.
3. Студентам предлагается придумать несколько этюдов, предполагающих исключительно косвенное общение (А, Р). Например, когда люди находятся в сильной ссоре, или полностью заняты каким-то делом, или сами условия (физические и психологические) не допускают взглядов друг другу в глаза. В актерских этюдах отмечается только органика сценического существования, в режиссерских — также и мизансценические решения.
4. То же с допущением пяти процентов прямого общения. Затем десяти и двадцати.
5. «Третейский судья» — распространенный случай косвенного общения. Двое спорят, не общаясь между собой, а все время апеллируя к третьему. В этом упражнении, предполагающем различные сюжеты, может быть проработан принцип треугольника в мизансцене, помогающий преодолевать плоскостные решения.
6. Прием «качели». Монолог в процессе физического действия (А). Рассказ рыболова. Поучение за работой. Разговор по телефону в момент заварки кофе. Монологи выбираются действенные, с активной задачей воздействия на партнера или на зрителя. Затем монолог повторяется с заменой физического действия намерением его совершить.
7. То же в диалоге (Р). Двое заняты каким-то делом, общим или каждый своим. Один выполняет свой ряд действий, другой постоянно отвлекается на какую-то психологическую задачу, связанную с воздействием на второго. Вся линия физического действия для второго сводится лишь к намерению, выражаемому в ходе диалога по-разному. Двое заняты земляными работами — копают колодец. Первый сосредоточенно копает, второй пытается заставить его бросить работу, так как убежден, что в этом месте водоносный слой расположен слишком глубоко. В лаборатории два сотрудника проводят научный опыт. Первый напряженно следит за приборами, второй пытается убедить товарища немедленно пойти к их научному руководителю с принципиальным для них разговором.
Выгородка
1. В пустой комнате человек и один стул — как предмет мебели (А). Композиции по предложению педагога. Предчувствие. Новый этап. Воспоминание. Поражение. Надежда.
2. Те же композиции, но в применении к варианту человек и стул как неотъемлемая часть декорации.
3. Два стула оба как предметы мебели. Статические композиции по предложению педагога из одной фигуры. Жертва бюрократии. Под впечатлением. Вот так история!
4. Те же сюжеты, но при условии, что один стул рассматривается как декорация; его устанавливает педагог, другой — как мебель, им произвольно располагает исполнитель.
5. Стол и стул как мебель (Р). Статические композиции из двух-трех фигур. Авантюра. Человек слаб. Что за чертовщина!
6. Те же сюжеты, но мебель рассматривается как декорация.
7. Композиция из двух столов и пяти стульев без людей. Каждый предлагает свою композицию и дает ей название, которое пишет на листке бумаги и отдает педагогу. Студенты подбирают свои заголовки.
8. То же из трех ширм и одного стула.
9. То же из десяти предметов учебного конструктора. Сначала композиции предлагаются на макете и обсуждаются всей группой. После того как композиция осмыслена, оговорен сюжет и придуман заголовок этюда, обсуждаются игровые точки выгородки, их количество и качество. Вслед за этим из выгородки убираются лишние предметы. Наиболее показательные выгородки переводятся в натуру. Педагог обращает внимание студентов на «утечку» выразительных возможностей при переносе выгородки с макета в натуру. Делаются поправки.
Рассказ или показ?
1. Понятие об актерском показе. Провокация: повторяется один из удачных в актерском отношении этюдов. Кому-то из смотрящих предлагается сыграть его точно так же, как предыдущие исполнители, но при этом не пародировать их. Первые исполнители уточняют качество игры во всех подробностях несколько раз, вторые — повторяют. Педагог демонстрирует на примере, как убивается актерская индивидуальность в результате актерского показа. Строжайше предостерегает против натаскивания исполнителей на роли.
2. Мизансценирование методом рассказа (Р). Не выходя на площадку, режиссер формулирует задание. Исполнители играют заданное. Педагог отмечает целесообразность такого метода в отдельных случаях, а именно когда условия задания предельно ясны.
3. Понятие о режиссерском показе. То же задание предлагается сформулировать исполнителю, рассказывая в показе, не проигрывая, но обозначая все необходимое.
4. Понятие о мизансценической единице или такте. Повторяется один из наиболее выразительных по мизансценам этюд. Исполнителям предлагается сосчитать, сколько мизансценических единиц он содержит. Сопоставляются впечатления. Обсуждается коллективно, совместно вырабатывается общая точка зрения, какой отрезок этюда можно считать за мизансценический такт, какой — за два, какой не считать вовсе. Преподаватель делает оговорку, что понятие мизансценической единицы все же остается несколько условным.
5. Провокация: педагог предлагает режиссеру передавать свой замысел нового этюда актеру по одной мизансценической единице и подводит студентов к выводу, что такой путь убивает актерскую органику своей насильственностью.
6. Еще одна провокация для показа противоположной крайности. Предлагается передать исполнителям сразу все мизансцены этюда — не менее двадцати единиц.
7. Уточняется понятие о мизансценической фразе, состоящей из нескольких тактов, завершенных точкой или запятой. Условная норма мизансценических единиц, предлагаемая исполнителю в режиссерском показе, — часть длинной фразы, одна умеренная или две коротких.
Режиссер как рисовальщик
1. Дается нарочито схематичный рисунок этюда. Выбирается сюжет, который допускает как самое примитивное, так и сложное психологическое и мизансценическое решения. Первый — служащий телефонного узла. Второй — его бывший товарищ — приходит к нему с просьбой ускорить решение вопроса об установке телефона. Первый говорит, что ничем не может помочь, все делается на общих основаниях. Второй произносит в ответ что-то обидное и уходит. Для начала предлагается мизансцена: первый слева за столом в три четверти к залу. Второй входит в дверь справа. Садится на стул перед столом встречным труакаром — лицом к партнеру. Разговаривают. Потом второй уходит в ту же дверь. Сделанное предлагается прогнать три раза. Педагог обращает внимание, что от слишком ранних прогонов плохо разработанный рисунок приобретает схематизм, а исполнители в нем становятся на путь штампов.
2. Преподаватель устраивает показательную репетицию разработки того же этюда, либо предлагает сделать это студенту здесь же на занятии при участии товарищей. Сначала исследуется путь по физическому действию. Второму неловко заговорить, потому он начинает разговор вокруг, прячась за физические действия: ему жарко, он снимает пиджак, вешает его на стул, достает платок, вытирает пот. Первый знает, о чем пойдет разговор, потому также прячется за какое-то занятие: извинившись, расставляет на полках папки.
3. Тот же этюд разрабатывается по точкам. Посетитель не принимает отказа, упрямо преследуя своего бывшего товарища, стыдя, что тот не помнит дружбы и превратился в чинушу. Другой проявляет ответное упорство, обвиняя друга в том, что он всегда искал связей и ставил себя в исключительное положение. Сначала посетитель отступает, отходя от приятеля к окну, отсаживаясь на диван и т. д. Потом роли меняются.
4. Тот же сюжет разрабатывается по линиям. Взаимные обвинения приятелей приобретают романтическую окраску. Оба вспоминают студенческие годы, мечты о научной деятельности, о работе на самых трудных участках. Обвинения друг другу переходят в обвинения самим себе в успокоенности, в омещанивании, что выражается в беспокойных переходах каждого.
5. На сцене простая выгородка из стола, дивана, стульев. Педагог предлагает каждому сочинить этюд, где были бы обыграны игровые точки в определенном порядке. Режиссер этюда выбирает исполнителей и тут же на занятии методом режиссерского показа ориентирует их на площадке.
6. В той же выгородке педагог предлагает вместо игровых точек — линии переходов, например: круг, прямая, две скобки. Режиссер этюда передает задание исполнителям, оправдывая заданную педагогом графику.
7. Таким же образом задается физическое действие. Предлагается нафантазировать сюжеты, в которых бы одному исполнителю надо было, например, искать что-то сначала на столе, потом на первом плане, затем на диване и вокруг. Другому водворять на места разбросанные вещи, располагаясь соответственно на своих участках интерьера.
8. Рисование смешанным способом — не более чем из двух видов: линий плюс физическое действие. Один патетически возмущен поведением другого, тот — не обращает внимания. Выстроить рисунок первого, мизансценируя по линиям, второго — по физическому действию.
9. Точки и физическое действие. Медовый месяц. Молодая хозяйка готовит обед, занимается уборкой квартиры. Ее новоиспеченный супруг ходит за ней по пятам.
10. Линии и точки. Урок танца. Обучающиеся двигаются по линиям, балетмейстер располагается по точкам.
11. Студенты излагают в форме рассказа сюжеты новых этюдов. Смотрящие определяют, какой вид режиссерского рисования в каждом случае точнее применим. Если смешанный, то в каких сочетаниях.
Во всех случаях при разработке этюдов педагог следит, чтобы мизансцена выражала не просто текст, а подтекстовую начинку каждого играемого куска. После того как этюд достаточно разработан, студент — режиссер этюда — приступает к фиксации, Этюд прогоняется несколько раз с разными задачами психологического, жанрового и пластического порядка. Затем прогоняется трижды методом кольца. Педагог и смотрящие студенты ревностно следят, чтобы фиксация не оборачивалась вольтажированием и заштамповыванием найденного.
Обозреваемостъ мизансцены
1. Воспроизводится ряд групповых статических композиций из числа выполненных на предыдущих занятиях. Но если прежде находящемся внутри композиции не разрешалось разговаривать, то теперь с выходом каждого нового участника композиция обсуждается исполнителями изнутри. Смотрящие из зала отмечают способность «видеть» композицию тех, кто находится внутри нее. Затем исполнители, по одному, замещаются смотрящими из зала, с тем чтобы они могли оценить композицию со стороны.
2. Так же на материале уже выполненных ранее композиций изучается вопрос об обозреваемости сценической картины с разных, прежде всего крайних точек зрительного зала.
3. Понятие о смелой мизансцене. Из числа выполненных статических композиций выделяются смелые мизансценические находки. Смотрящим предлагается оценить своеобразие «интонации» мизансцен с разных точек обозрения.
4. Из числа выполненных раньше выделяется этюд в динамике с большим количеством резких переходов. Смотрящие распределяются на три группы: одна располагается в центре зала, две другие по бокам в первых рядах слева и справа. Этюд выполняется сначала без остановок, потом аналитически — с остановками по хлопку педагога на каждой мизансцене, достойной обсуждения. Смотрящие отмечают «перекрывания», разделяя их на допустимые и недопустимые, в зависимости от того, основные они выражают или вспомогательные мотивы.
Укрупнение
1. Серия статических композиций с мелкими объектами внимания. Мена денег. Часовщик. Гравер. Филателисты. Химический опыт. Смотрящие сначала оценивают композицию из первых рядов, потом — с последнего. Обсуждаются пути укрупнения композиции, чтобы мизансцена хорошо читалась из последних рядов и с разных точек зрительного зала.
2. Аналогичные этюды в динамике, предполагающие большое количество мелких движений (А, Р). Смотрящие — в последнем ряду. Этюд повторяется с остановками — прорабатывается по линии укрупнения движений. Педагог и студенты следят, чтобы укрупнение сочеталось с непреложной логикой физического действования.
3. Шаржирование. Этюд-плакат (Р). Серия композиций в статике плакатного характера, предполагающие укрупненное преподнесение деталей. «Курить вредно!», «Подписывайтесь на газеты и журналы!», «Спички — не игрушка!» В этих композициях рекомендуется не прибегать к укрупненному реквизиту, но пользоваться натуральными предметами, чтобы укрупнение достигалось за счет пластики.
4. Этюды в динамике, предполагающие укрупненное преподнесение предмета на сцене. Приключения английской булавки, монетки, пуговицы.
Мизансцена и свет
1. Выработка ощущения света на пустой сцене (Р). Постепенно вводится один луч, бьющий по кулисам в четверть накала (5 секунд). В том же ритме он доводится до половины, потом до полного накала. То же под музыку разного характера. То же с двумя лучами.
2. Такая же игра с боковыми фонарями (прострелами). Затем с софитами.
3. На сцене устанавливается выгородка. В том же ритме (5 секунд каждая операция) игра прожекторами по одному с возвращением к темноте. Сначала в тишине, потом под музыку.
4. То же с сохранением каждого луча и доведением освещения сцены до полного.
5. Осуществляется выгородка. Автор выгородки ищет два световых состояния и подбирает к ним названия (которые оглашаются после того как смотрящие выскажут свои версии).
6. «Световая повесть». Выгородка по предложению студента. 5—10 световых перемен. Режиссер светом рассказывает какую-то историю. Смотрящие делают свои предположения. В этом случае упражнение сначала выполняется под музыку, потом — в тишине.
7. Такая же повесть, рассказываемая светом, на материале статической композиции (повторной или новой).
8. Понятие о световой живописи. Темнота. Один человек на сцене в свете натуральной свечи. Сначала в статике. Свеча на столе. На полу. В руках. Затем — в движении. Этюды (А). Осторожность. Поиск. Воспоминание. Страх. Одиночество. Мечта.
9. Композиция с тенями (Р). Тени как «грязь» и тени как живопись.
10. Массовая статическая композиция. Поиски живописного света в соответствии с ее идеей и образом.
11. Боковой свет. Композиции, освещенные с одной стороны.
12. Контражур. Статические композиции на «контровом» свете. Затем то же в движении.
13. Понятие о полном свете. Проверка обозреваемости по точкам путем медленного обхода по планам при полном свете.
14. Локализация полного света. В соответствии с мизансценами и искомым образом этюда снятие лишних источников света (например, софитов) и концентрация прожекторов на игровых точках.
15. Цветной свет. Выразительность цветного света и мера применения его в освещении статических и динамических композиций.
Таков конспект упражнений по основным разделам книги.
[1] Брежнев Л. И. Материалы XXV съезда КПСС. М., 1976, с, 77.
[2] Из письма К. С. Станиславского Вл. И. Немировичу-Данченко 26 июня 1898 г. — Станиславский К.С. Собр. соч., в 8-ми т М., 1960, т. 7, с. 137
[3] Варпаховский Л. Наблюдения. Анализ. Опыт. М., 1978, с. 24
[4] Дюллен Шарль. Воспоминания и заметки актера. М., 1958, с. 135
[5] Звездочками обозначены окончания разделов, к которым в четвертой части книги даны упражнения.
[6] Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы, М., 1968, т. 1, с. 194-195.
[7] Фокин М. Против течения. Л. — М., 1962, с. 196.
[8] Варпаховский Л., Наблюдения. Анализ. Опыт. М., 1978, с. 29-35
[9] Немирович-Данченко Вл. И. Режиссерский план постановки трагедии Шекспира «Юлий Цезарь». М., 1964, с. 211 — 212, 212 — 213, 219, 221.
[10] Фокин М, Против течения, Л.- М., 1962, с. 808.
[11] Станиславский К. С. Режиссерский план «Отелло». М.- Л., 1945, с, 41, 68.
[12] Мейерхольд В. Э. О театре. СПб., 1913, с. 79-80.
[13] Вилар Жан. О театральной традиции. М., 1956, с. 36.
[14] Товстоногов Г. Современность в современном театре. Л.— М. 1962, с. 32.
[15] Станиславский К. С. Собр. соч. в 8-ми т. М., 1954, т. 2, с. 132.
[16] Брехт Бертольд. Театр. М., 1965, т. 5(2), с. 532—533.
[17] Цит. по книге: Варпаховский Л. Наблюдения. Анализ. Опыт. М. 1978, с. 25
[18] Брехт Бертольд. Театр. М., 1965, т. 5(2), с. 386.
[19] Брук Питер. Пустое пространство. М., 1976, с. 76.
[20] Брук Питер. Пустое пространство. М., 1976, с. 76.
[21] Шаляпин Ф. И. Литературное наследство. М., 1957, т. 1, с. 245.
[22] Крэг Гордон. Искусство театра. СПб., б/г., с. 14.
[23] Станиславский К. С. Собр. соч. в 8-ми т. М., 1959, т. 6, с. 256.
[24] Станиславский К. С. Собр. соч., в 8-ми т, М., 1954, т. 1, с. 200.
[25] Станиславский К. С. Собр. соч. в 8-ми т. М., 1957, т. 4, с. 211.
[26] Технику записи мизансцен см. в книгах:
Станиславский К. С. Режиссерский план «Отелло». М.—Л., 1945; Немирович-Данченко В. И. Режиссерский план постановки трагедии Шекспира «Юлий Цезарь». М., 1964.
[27] Станиславский К. С. Собр. соч. в 8-ми т. М., 1954, т. 2, с. 108-116.
[28] Станиславский К. С. Собр. соч. в 8-ми т. М., 1954, т. 2, с. 131-148.
27.Виды и формы общения.
Общение
чрезвычайно разнообразно по своимформам.
Можно говорить о прямом и косвенном
общении, непосредственном и
опосредствованном, массовом и
межличностном.
При
этом под прямым общением
понимается естественный контакт «лицом
к лицу» при помощи вербальных (речевых)
и невербальных средств (жесты, мимика,
пантомимика), когда информация лично
передается одним из его участников
другому.
Косвенное
общение характеризуется
включением в процесс общения
«дополнительного» участника как
посредника, через которого происходит
передача информации.
Непосредственное
общение осуществляется
с помощью естественных органов, данных
живому существу природой: руки, голова,
туловище, голосовые связки и т. п.
Непосредственное общение является
исторически первой формой общения людей
друг с другом, на его основе на более
поздних этапах развития цивилизации
возникают различные виды опосредствованного
общения.
Опосредствованное (то
есть посредством чего-либо) общение
может рассматриваться как неполный
психологический контакт при помощи
письменных или технических устройств,
затрудняющих или отдаляющих во времени
получение обратной связи между участниками
общения.
Опосредствованное
общение связано с использованием
специальных средств и орудий для
организации общения и обмена информацией.
Это или природные предметы (палка,
брошенный камень, след на земле и т. д.),
или культурные (знаковые системы, записи
символов на различных носителях, печать,
радио, телевидение и т. д.).
Далее
различают межличностное и массовое общение.
Массовое
общение —
это множественные, непосредственные
контакты незнакомых людей, а также
коммуникация, опосредованная различными
видами массовой информации.
Межличностное связано
с непосредственными контактами людей
в группах или парах, постоянных по
составу участников. Оно подразумевает
известную психологическую близость
партнёров: знание индивидуальных
особенностей друг друга, наличие
сопереживания, понимания, совместного
опыта деятельности.
Современному
специалисту сферы торговли и обслуживания
приходится в своей повседневной
деятельности наибольшее внимание
уделять межличностному общению, а потому
сталкиваться с определёнными проблемами
как вербального, так и невербального
характера. Давайте же уделим этим
проблемам достойное внимание.
В
соответствии с установившейся традицией,
в отечественной социальной психологии
выделяют три различных по своей ориентации
типа межличностного общения: императив,
манипуляцию и диалог.Императивное
общение —
это авторитарная, директивная форма
воздействия на партнёра по общению с
целью достижения контроля над его
поведением и внутренними установками,
принуждения к определённым действиям
или решениям. В данном случае партнёр
по общению рассматривается как объект
воздействия, выступает пассивной,
«страдательной» стороной. Особенность
императива в том, что конечная цель
общения — принуждение партнёра — не
завуалирована. В качестве средств
описания влияния используются приказ,
указания, предписания и требования.
Манипуляция —
это распространённая форма межличностного
общения, предполагающая воздействие
на партнёра по общению с целью достижения
своих скрытых намерений. Как и императив,
манипулятивное общение предполагает
объектное восприятие партнёра по
общению, который используется манипулятором
для достижения своих целей. Роднит их
и то, что при манипулятивном общении
также ставится цель добиться контроля
над поведением и мыслями другого
человека. Коренное отличие состоит в
том, что партнёр не информируется об
истинных целях общения; они либо просто
скрываются от него, либо подменяются
другими.
В
манипулятивном процессе партнёр по
общению воспринимается не как целостная
уникальная личность, а как носитель
определённых, «нужных» манипулятору
свойств и качеств. Так, неважно, насколько
добр этот человек, важно, что его доброту
можно использовать, и так далее. Однако
человек, выбравший в качестве основного
именно этот тип отношения к другим, в
результате сам часто становится жертвой
собственных манипуляций. Самого себя
он тоже начинает воспринимать фрагментарно,
переходит на стереотипные формы
поведения, руководствуется ложными
мотивами и целями, теряя нить собственной
жизни. Манипулятивное отношение к
другому приводит к разрушению близких,
доверительных связей между людьми.
Сравнение
императивной и манипулятивной форм
общения позволяет выявить их глубокое
внутреннее сходство. Объединив их
вместе, мы можем охарактеризовать их
как различные виды монологического
общения. Человек, рассматривая другого
как объект своего воздействия, по сути
дела общается сам с собой, со своими
целями и задачами, не видя истинного
собеседника, игнорируя его. Как сказал
по этому поводу А. А. Ухтомский, человек
видит вокруг себя не людей, а своих
«двойников». В качестве реальной
альтернативы такому типу отношений
между людьми может быть рассмотрено диалогическое
общение,
позволяющее перейти от эгоцентрической,
фиксированной на себе установки к
установке на собеседника, реального
партнёра по общению. Диалог возможен
лишь в случае соблюдения следующих
непреложных правил взаимоотношений:
1.
Психологический настрой на актуальное
состояние собеседника и собственное
актуальное психологическое состояние.
В данном случае речь идёт об общении по
принципу «здесь и сейчас» с учётом
тех чувств, желаний и физического
состояния, которые партнёры испытывают
в данный момент.
2. Безоценочное
восприятие личности партнёра, априорное
доверие к его намерениям.
3. Восприятие
партнёра как равного, имеющего право
на собственное мнение и собственное
решение.
4. Содержанием общения должны
являться не прописные истины и догмы,
а проблемы и нерешённые вопросы
(проблематизация содержания общения).
5.
Персонификация общения — разговор от
своего имени, без ссылки на мнения и
авторитеты, презентация своих истинных
чувств и желаний.
Способность
к такому общению — величайшее благо для
человека так как оно, по мнению известного
психотерапевта К. Роджерса, обладает
психотерапевтическими свойствами,
приближает человека к большему
психическому здоровью, уравновешенности
и целостности.
Косвенное общение предполагает участие в процессе общения- — Студопедия
А) «посредника», через которого передается информация
Б) контакт «лицом к лицу»
В) «ты — мне, я — мне
40. Массовоеобщение —
А) это множественные связи и контакты незнакомых людей в обществе, а также общение с помощью средств массовой информации (телевидение, радио, журналы, газеты и т.д.)
Б) контакт «лицом клицу»
В) «ты — мне, я — мне
41. Авторитарная (директивная) форма воздействия на партнера по общению. Его основной целью является подчинение одним из партнеров себе другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, а также принуждение к определенным действиям и решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как бездушный объект воздействия, как механизм, которым надо управлять; он выступает пассивной, «страдательной» стороной, это общение-
А) позитивное
Б) императивное
В) внутриличностное
42. Особенность императивного общения в том, что принуждение партнера к чему-либо –
А) скрывается, в качестве средств влияния используются просьбы и т.п.
Б) скрывается, в качестве средств влияния используются примеры и нравоучения и т.п.
В) не скрывается, в качестве средств влияния используются приказы, указания, требования, угрозы, предписания и т.п.
43. Основной целью манипулятивного общения является оказание воздействия на партнера по общению, но при этом достижение своих намерений осуществляется скрытно-
А) манипулятивное
Б)императивное
В) позитивное
44.При манипулятивном типе общения партнер не воспринимается-
А) как целостная уникальная личность, он является носителем определенных, «нужных» свойств и качеств
Б) носителем определенных, «нужных» свойств и качеств
В) не целостной уникальной личности
Диалогическое общение является-
А) принуждение партнера к чему-либо
Б) манипуляциями партнера
В) основано на равноправии партнеров и позволяет перейти от фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению
46. Диалог возможен лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:
А)общение не должно быть направлено на общие проблемы и нерешенные вопросы, разговор необходимо вести с ссылками на чужое мнение и авторитеты, не следует выражать свои истинные чувства и желания
Б) общение предполагает не внимательное отношение к собеседнику, к его вопросам.
В) психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние, доверие к намерениям партнера без оценки его личности, восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение
47. Прагматическая функция общения реализуется при—
А) взаимодействии людей в процессе совместной деятельности
Б) не взаимодействии людей в процессе совместной деятельности
В) взаимодействии людей в процессе не совместной деятельности
48. Светское общение-
А) общение предметное, люди говорят и думают о решении деловых задач
Б) общение беспредметное, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Вежливость, такт, одобрение, выражение симпатий — основа данного вида общения
В) общение беспредметное, люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Вежливость, такт, одобрение, выражение симпатий — не основа данного вида общения
Общение осуществляется при помощи
А) вербальных (словесных) и невербальных средств
Б) только вербальных (словесных)
В) только невербальных
Коммуникативный процесс общения-
А) проявляется во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, передаче и приеме знаний, мнений, чувств
Б) проявляется во взаимном скрытии информацией между партнерами по общению
В) проявляется во взаимном обмене информацией между партнерами по общению, не передаче и не приеме знаний, мнений, чувств
51. Организация межличностного взаимодействия, т.е. когда участники общения обмениваются не только знаниями, идеями, но и действиями, называется-
А) коммуникативными
Б) интерактивными
В) не интерактивными
Перцепция-
А) рассудительность
Б) любовь
В) восприятие
Общение может быть непосредственными опосредованным — Студопедия
Виды общения.
Тема 2. Основные виды и типы общения.
Выделяют различные виды общения, которые чаще всего определяются по специфике обратной связи.
Непосредственное общение – это прямое естественное общение «лицом к лицу», когда субъекты взаимодействия находятся рядом и общаются посредством речи и паралингвистических средств. Непосредственное общение является наиболее полноценным видом взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную информацию. Они видят человека, с которым разговаривают, могут правильно оценить не только содержание сказанного, но и отношение к нему говорящего. Если один человек стремится обмануть другого, то ему это не так просто сделать при непосредственном общении, когда он должен подтвердить свою информация невербальными средствами.
Непосредственное общение может быть формальным и межличностным. Оно может также осуществляться между двумя субъектами и одновременно между несколькими субъектами в группе.
Опосредованное или косвенное общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут друг другу письма. Опосредованное общение представляет собой неполный психологический контакт. Обратная связь здесь затруднена или отдалена. Опосредованное общение, так же как и непосредственное, может осуществляться между двумя субъектами и в группе.
2. Массовое общение.
Представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Массовое общение может быть прямым и опосредованным. Прямое массовое общение происходит на различных митингах, больших собраниях, демонстрациях, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории, массе. Многочисленные контакты в общественном транспорте также могут быть отнесены к непосредственному массовому общению.
Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации. Почти каждый цивилизованный человек включен в поток мировой информации благодаря прессе, радио, телевидению, компьютерной связи.
Многие средства массовой коммуникации создают иллюзию общения. Работа за компьютером или просмотр вечерних телевизионных программ способствует развитию ощущения взаимодействия с другими. Так, например, социологи определили, что средний городской современный человек проводит у телевизора около 5 часов в день. Это весьма опасная тенденция, поскольку у субъекта, смотрящего интересную для него информационную программу, создается иллюзия присутствия другого человека и общения с ним, но на самом деле никакого общения не происходит.
Это квазиобщение, т. е. мнимое общение, воображаемое, кажущееся.Приставка квази (от лат. quasi) употребляется перед словом для выражения сомнительности, мнимости обозначаемого явления. Увеличение доли квазиобщения во взаимодействии человека с окружающим его миром – также одна из особенностей современного общения.
Прямое общение и косвенное общение
Как лучше всего общаться с другими?
В культурах с прямым стилем общения (которые имеют тенденцию коррелировать с культурами, ориентированными на выполнение задач), таких как американцы США, австралийцы, немцы и англо-канадцы, как буквальная правдивость, так и эффективность в общении высоко ценятся и в некоторой степени имеют более высокий приоритет, чем личные или политические соображения, особенно в деловой среде.Сказать «Нет» или «Я не знаю» считается одновременно честным и уважительным по отношению к стороне, поскольку это не вводит их в заблуждение и не ведет к «игре». Считается, что проблемы решаются быстрее, если поощряется открытое и откровенное обсуждение.
В косвенных культурах, с другой стороны (японцы, китайцы, индийцы, саудовцы, например), прямое сообщение негативной информации рассматривается как невежливое и грубое, даже в деловой среде. В этих ситуациях приводятся вежливые извинения или уклонения, которые обе стороны обычно знают и признают как таковые, а в крайних случаях даже изобретаются откровенные выдумки — опять же с признанием обеими сторонами того, что используется дипломатическая стратегия.Считается, что проблемы решаются более продуктивно, если к ним подходить тактично и осмотрительно.
Между этими двумя стилями может возникнуть интенсивный конфликт, если обе стороны не знают о стиле друг друга и о том, как он работает.
Советы прямым людям
- Смягчите свои утверждения и постепенно переходите к темам. Следует смягчить любые негативные новости или мнения. Непрямые люди обычно очень хорошо слышат «между строк», поэтому они будут вас понимать четко и ясно.
- Точно так же научитесь «слушать между строк». Косвенные люди часто излагают важную информацию в более мягких выражениях, которые прямые люди могут упустить, если не уделяют ей пристального внимания. Если вы не уверены, попросите (дипломатично! См. Ниже) дальнейшие разъяснения.
- Избегайте прямых требований ответов, таких как «Почему?» «Почему нет?» «Когда ты сможешь это получить?» «Вы согласны с этим или нет?» Вы будете по крайней мере столь же эффективны и гораздо более дипломатичны, если скажете: «Не могли бы вы рассказать нам немного об этом? Не могли бы вы рассказать нам немного о своем мышлении / позиции по этому поводу? Как вы видите, как это разыграется?»
- Будьте терпеливы, если не получите ответы на месте.Часто группам, ориентированным на взаимоотношения, необходимо поговорить наедине, прежде чем давать ответы. Просто скажите, что вы хотели бы услышать от них больше по этому вопросу, и позвольте им вернуться к вам. Если они не ответят вам, мягко напомните им в дружеском телефонном звонке.
Советы непрямым людям
- Поймите, что прямые люди гораздо больше успокаиваются, услышав абсолютно искренние ответы, чем при легком «разочаровании». Без промедления высказать свою истинную позицию — это знак доверия и уважения.
- Услышать очень конкретные вопросы или просьбы о разъяснении от непосредственных людей не является признаком агрессии с их стороны, это признак дискомфорта (иногда беспокойства) из-за того, что они не уверены в ситуации. Они могут даже беспокоиться, что вы вводите их в заблуждение или имеете неискренние намерения.
- Хорошо быть дипломатичным, но убедитесь, что ваш прямой партнер полностью понимает значение того, что вы говорите. Прямые люди часто чувствуют, что им нужно очень много работать, чтобы понять косвенных людей, и это может быть утомительно для них.
- Если вы не можете сразу ответить на их опасения, заверьте их, что вы действительно ответите на них как можно скорее. Будет очень полезно, если вы сможете указать какие-то временные рамки, в которые вы ответите.
.
Прямая связь
Сотрудничество требует эффективного общения. Прямое общение
является наиболее эффективным средством общения при попытке
кооперироваться. Используется косвенная связь
атаковать, манипулировать или защищаться. Каждый из
это объясняется ниже.
Прямая связь
Когда общение прямое, человек имеет в виду именно то, что
они говорят. Здесь нет подразумеваемого значения, намеков или
смешанное сообщение.Подумайте об ученом
говоря: «Результаты эксперимента положительные», или
журналист говорит: «Авария произошла в 18:00»; это
прямое общение. Когда вы говорите: «Мне нравится твоя одежда»,
и вы говорите прямо, вы имеете в виду, что вам нравится одежда другого человека.
Люди могут прямо говорить о своих чувствах.
Например: «Мне больно, что ты не встретил меня вчера»
(это иногда называют «Я-высказыванием»).
При прямом разговоре тон голоса говорящего обычно
«простой» (даже монотом), потому что они не используют
саркастический или защитный тон (или любой другой интонации,
создает смешанное сообщение).непосредственный
общение — единственная форма общения
во многих областях, таких как наука, журналистика и
правовая система (ответчик не признает себя виновным в суде
саркастически , потому что саркастический тон
игнорируется, и это будет считаться настоящим признанием вины).
Во всех важных делах общества люди используют
прямое общение. Например, когда самолет
общается с авиадиспетчером, говорят
прямо и в точности то, что они означают, в очень конкретных терминах.Они не используют сарказм и не намекают, поскольку ситуация
слишком важно, чтобы допустить какое-либо недопонимание.
Непрямая связь
Для сравнения, косвенное общение скрывает
истинная позиция или чувства. Есть способы быть косвенными,
очевидный пример — сарказм. Если тебе не нравится чья-то одежда
и вы говорите (саркастическим тоном) «Мне нравится ваша одежда»,
буквальное значение и подразумеваемое значение противоположны.
Хотя прямое общение имеет целью сотрудничество,
непрямое общение имеет целью причинить вред или манипулировать
другой человек или защищая себя. Ниже неполный
список некоторых различных форм
непрямого общения, сгруппированных в атаки и защиты,
вместе с описанием.
- позывной — «Ты свинья!».
Цель состоит в том, чтобы задеть чувства другого человека.
Если бы вы были откровенны, вы могли бы сказать: «Я злюсь на тебя,
и я думаю, что ты плохой человек.». Это правда, но
менее вероятно, что обидит чувства другого человека (если это
ваша цель). Обратите внимание, что именование не требует никаких
ответ другого человека … это не вопрос, так что
ответа не требуется. - агрессивность — «Почему ты не делаешь ?! А ?! Почему бы и нет?!?»
Неоднократно требуя от другого человека подчинения вашим требованиям.
Примером прямого ответа может быть
«Я уже ответил тебе и больше не буду тебе отвечать.Мы можем поговорить о чем-то другом, или я закончил говорить с
вы » - сарказм — Использование притворного тона и
говоря противоположное тому, что вы имеете в виду.Сарказм можно использовать для издевательства или оскорбления другого человека,
хотя его можно использовать и чисто для юмористического эффекта. - презрение — Резкий и враждебный тон голоса
выражает презрение к человеку, с которым вы говорите
к (или около).Это один из «четырех всадников апокалипсиса».
для прогнозирования развода, цитируется Джоном Готтманом (см. ниже). - кричит — Использование излишне громкой громкости для эффекта.
Примером прямого ответа может быть:
«Пожалуйста, не кричи, я тебя прекрасно слышу». - insinuation — Подразумевает, что вы имеете в виду
наводящие на размышления заявления.Например: «Если это не твоя вина, то кто виноват!?!».
Примером прямого ответа может быть фраза
«Вы имеете в виду, что я виноват?»
- оборонительный — все, что сказано оборонительным тоном,
высокий тон, который, как понимают, отвлекает от обвинений.Например, отображение высоты звука, когда человек
говорит: «В чем проблема? Я только пытался помочь!».Люди обычно не знают об этом, когда используют
защитный тон голоса, но важно знать
тона вашего голоса, если вы хотите избежать
быть оборонительным. - пренебрежительно — Отрицать проблему другого человека
или заявление.Например, сказать «ну и что?»
- минимизация — уменьшить или обесценить проблему другого человека
охарактеризовав его как меньшее, чем оно есть.Например, сказав «Это всего лишь царапина, вы
выжить «, когда кто-то ранен или ранен. - блокирование — затруднение вопросов другим людям.
Давать только уклончивые, пренебрежительные или расплывчатые ответы
к другому человеку, не прилагая усилий, чтобы ответить на их вопросы
но пытаясь измотать их / расстроить их.
Сравнение прямой и косвенной связи
Ситуация | прямая выписка | непрямой (защитный) | непрямой (атакующий) |
---|---|---|---|
Человека разозлил комментарий о своем домашнем животном | «Мне не нравится ваш комментарий о моем питомце» (прямо, возможно, злой тон голоса) | «Тебе нужно поговорить о моем питомце?!?» (Оборонительный тон) | «Ты не можешь даже позаботиться о домашнем животном, так что заткнись!» (Сказал с презрение) |
Человеку нужна помощь, но он не хочет просить | «Мне нужна ваша помощь, но я не хочу навязывать» | «Я не думаю, что вы хотите мне помочь?» (Защищаясь) | «Я знаю, что ты не хочешь мне помогать, поэтому я не буду спрашивать» (говорит вкрадчивым обвинительным тоном) |
На человека напали и назвали имена | (ответа не требуется, так как вопросов не было, так что прямой ответ можно было бы ничего не сказать) | «Почему ты должен быть таким придурком?» (Защищаясь) | «У тебя большой рот!» (сказал враждебно) |
Четыре всадника апокалипсиса
В своей книге Почему
Джон Готтман резюмирует свое
исследование предикторов развода.Он нашел четыре следующих
поведения, которые все являются формами косвенного общения,
мог предсказать, какие пары разводятся. Он назвал это поведение
четыре всадника апокалипсиса:
- Критика (придирки личные нападки)
- Оборона
- Презрение (например, закатывание глаз, когда другой человек тоже говорит
презрительным тоном) - Изъятие (например, возведение стены)
Его исследования подтверждают, насколько вредное косвенное общение
быть к отношениям сотрудничества.Как указано выше, цель
косвенного общения — причинить вред другому человеку или манипулировать им,
или защищаться — не сотрудничать. Если ваша цель —
сотрудничать, необходимо использовать прямое общение.
Уровни общения
Было сказано, что первый уровень общения между
два человека говорят о вещах во внешнем мире;
погода, новости и т. д. Второй уровень говорит о
друг друга; ваша работа, семья и личная жизнь.Третий,
и самый сложный уровень общения — для двух человек
к расскажу о родстве между ними . Например,
«Я рада, что мы друзья», «Я бы хотел остаться стабильным»,
«Я бы хотел, чтобы ты был со мной более открытым и больше доверял мне» и т. Д.
Для того, чтобы два человека были близки (и имели эмоциональную близость),
им нужна способность говорить о своих отношениях.
Они должны иметь возможность открыто обсуждать свои чувства
по отношению друг к другу, используя прямое общение.Это
очень сложно сделать и требует умения
доверять, слушать непредвзято, а также быть прямым.
верхняя —
общение —
отношения
контракты —
эмоциональная близость
Ссылки
Оставить комментарий на этой странице
Заявление об отказе от ответственности:
Это личный сайт, на котором выражаются мнения и наблюдения автора.
Последнее изменение: 09.11.2010
.
Стили прямого и косвенного общения
Стиль общения — это способ, которым мы используем язык для обмена информацией с другими.
Прямое общение происходит, когда истинные намерения говорящего передаются в его / ее устном сообщении. Он явно выражает потребности и желания говорящего / отправителя. Когда прямой коммуникатор чего-то хочет или нуждается в чем-то, он / она «выйдет и скажет это».
Прямые коммуникаторы принимают слова другого говорящего за чистую монету: они не будут анализировать сообщение на предмет скрытого смысла.Они ценят эффективность коротких и прямых ответов, ожидают и уважают честность и откровенность.
Косвенное общение происходит, когда истинные намерения говорящего скрыты. Косвенные ораторы не будут делать прямых заявлений или прямо отвечать на вопросы, которые могут вызвать напряжение или привести к неудобной ситуации. Они с большей вероятностью скажут «может быть» или «возможно», когда истинный ответ — «нет».
Косвенные коммуникаторы считают, что вежливость важнее, чем правдивый ответ; это убеждение связано с концепцией «спасения лица» — чтобы не навредить самооценке другого человека.
В США и большинстве западных культур прямое общение обычно является предпочтительным стилем. В других культурах, включая африканские и некоторые азиатские страны, косвенное общение более распространено.
Для прямого говорящего косвенное вербальное общение часто считается уклончивым и даже не заслуживающим доверия, тогда как для косвенного говорящего прямое вербальное общение воспринимается как резкое и даже грубое.
Это может расстраивать носителей культур, где прямое общение является нормой, взаимодействовать с носителями культур или из культур, использующих непрямое общение.Например:
Менеджер по продажам только что получил плохо составленный отчет с несколькими неподтвержденными утверждениями.
Если менеджер является прямым коммуникатором, он / она может сказать сотруднику: «Вы сделали ряд ошибок и неверных предположений в этом отчете. Вернитесь, проверьте свои данные и исправьте свою работу.
Если менеджер является косвенным коммуникатором, он / она может сказать: «Кажется, в этом отчете есть некоторые ошибки, и читатели могут усомниться в некоторых ваших предположениях.Не могли бы вы проверить его в другой раз, прежде чем доработать? »
Цель одна и та же для прямого и косвенного коммуникатора: он / она хочет, чтобы сотрудник сдал лучший отчет. Однако второй запрос может потребовать интерпретации.
Для человека, не привыкшего к определенному стилю общения, может быть сложно «угадать» основной смысл косвенного общения, и это может создать препятствие для значимого общения.
При прямой связи меньше риск недопонимания, но больше риск удивить или оскорбить получателя.При непрямой связи больше риск недопонимания, но меньше риск обидеть получателя.
На рабочем месте вероятность напряжения и стресса возрастает, когда сходятся два разных стиля.
Устранение различий требует понимания и гибкости. Осознайте, как ваш стиль может повлиять на других, и станьте более гибкими в подходе к людям с другим стилем. Попробуйте немного другой подход — например, используйте менее «напористый» язык с косвенным коммуникатором.
Чтобы продвинуться в профессиональном мире, нужно научиться «переходить мост» между обоими стилями общения.
.
«Косвенное общение: Кьеркегор, образование и исследования»
1.1 Почему Кьеркегора называют мыслителем образования? Разве он не тоже
сложный, темный и опасный быть «полезным» или «эффективным»? Точно.
Он потенциально является мощным противоядием от ядов нашего неистового отчуждения от
отражающая аутентичность и от дорогостоящих личных и межличностных преобразований
вовлечены в подлинное обучение, преподавание и исследования.
1.2 Но не Кьеркегор, особенно в его сочинениях под псевдонимом,
скрытый и неуловимый христианский богослов, «кладбище» (стародатское
значение его имени) в камуфляже? Точно.Один из ироничных, игриво-юмористических
Дилеммы, которые он приготовил, чтобы помочь нам повзрослеть, таковы: если мы так серьезно сомневаемся или
скептицизм, а не дилетантские журчалки, просто имитирующие настоящих оводов, тогда
Кьеркегор с его теологией образования является важным испытанием. Потому что он приглашает нас
исследовать любое логическое пространство возможностей, которое может быть у нас между
теологию, которую он считает неявной в общении, и антитеологию, которую он находит неявной в наших
искаженное общение и коммуникативные сбои.Его предложение потенциальным анти-богословам
is: покажите мне, как мое богословие происходит из моего заблуждения относительно общения. Его подразумеваемые
проблема в том, что путаница в общении (нашем и его) переплетается
вместе с нашим идолопоклонством, включая наше неуместное почитание вводящих в заблуждение изображений
общение и язык.
1.3 Имея опрометчивость или смелость исследовать Кьеркегора
включает в себя развитие негативных способностей (согласно Джону Китсу) или негативной веры
(по словам Колриджа, наставника Китса), которые могут наслаждаться парением с воображением,
равенство уважения и сочувствия между альтернативными неопределенностями, которые Кьеркегор
подготовил для нас в своем симпозиуме или республике голосов и методов.За что
образовательная ценность, в долгосрочной перспективе, делают простоту, свет и безопасность, если их
разработка не включала или не может включать рассмотрение, проработку и признание
сложность, тьма и опасность? Кьеркегор робко (или должно быть лукаво?) Предлагает
помочь нам научиться читать его многочисленные голоса (и наш тоже) не только как какофонические
лепет а как развивающаяся полифоническая симфония.
1,4 Киркегор, после девятнадцатого и двадцатого
вековая критика вводящей в заблуждение метафизики и после нового взаимодействия с языком,
возможно, проявляется в его глубине и широте как постсекулярный педагог, превосходящий
изношенные дихотомии светского против священного или христианского мира и противостояния
антихристианского мира или греков против евреев.Это Кьеркегор, которым Витгенштейн был
оказали влияние, найдя его не только «слишком сложным для меня», но и величайшим
мыслитель девятнадцатого века и святой. Когда мы находим Кьеркегора слишком сложным для
нас, это опыт, который Витгенштейн долго исследует и проясняет с помощью
Кьеркегора чувствительность. В частности, отличительная функция Кьеркегора
псевдонимные авторы или голоса, возможно, изображают путаницу и бессмыслицу
в котором мы теряем себя, когда не знаем, кто и что и как мы, т.е.е.
о грамматике, которая руководит жизнью и мышлением. Для Кьеркегора это грамматика
того, как Слово стало плотью приходит ко всем в «парадоксальном» единстве
любовь и свобода, которая абсолютно для всех нас и для всех нас, как и есть
абсолютно за пределами всех нас и за пределами всех способностей, которыми, как мы полагаем, мы можем обладать в
индивидуальная или коллективная исключительность.
2. ЦЕНТРАЛЬНЫЕ АРГУМЕНТЫ
2,1 Можно утверждать, что есть много стартовых
точки и центры концентрации и организации в Кьеркегоре и его псевдониме
авторы.Подумайте о пересекающихся кругах Венна или о семейных сходствах в соответствии с
Витгенштейн. Однако я полагаю, что одна из самых полезных и поучительных тем —
Давние соображения Кьеркегора о косвенной коммуникации, обобщенные в его собственном
имя в своих журналах и статьях (Кьеркегор, перевод Хонг и Хонг, 1967,
Том 1, стр. 252-319 [разделы 617-681] и стр. 518-521 [примечания]). Для начала, я думаю,
совершить умышленное заблуждение. Было бы так же произвольно исключать или искажать
авторское намерение, как это было бы привилегией его как определяющего сущность значения.
2.2 Данный набор текстов может быть дополнен чем он
опубликовано от его собственного имени и тщательной интерпретацией его псевдонимных авторов.
Однако было бы кардинальной ошибкой приписывать Кьеркегору все, что нам нравится.
сбор и микширование от его псевдонимных авторов. Кьеркегор просит не делать этого, а
многие из его читателей делали это регулярно, поэтому, скучая по его наставничеству, как читать, не
только он, но другие. Что значит написать от своего имени, или быть прочитанным, или прочитанным?
сюда? Что значит писать другими именами от имени или против других? Аналогичный
возникают вопросы о разговоре с другими от их имени и от нашего имени.
2,3 Под «косвенной связью» Кьеркегор понимает
сообщение о способности или способностях, способности или способностях, т.е. сообщение , как
делать или быть или стать. Невербальные, а также вербальные коммуникативные способности делают их
вклад. Напротив, «прямое общение» относится к передаче информации,
то есть знания или убеждения , что так и есть. Если ключевое слово для
непрямое общение — это «Как», тогда ключевое слово для прямого общения —
«Какой».Более того, непрямое общение предполагает самовлечение, как для
коммуникаторы и для тех, на кого направлено такое общение. Таким образом косвенный
общение — это совместное использование способностей к отношениям, способу существования
вместе и друг для друга.
2,4 Однако здесь нужно быть осторожным. Ибо хотя
Кьеркегор, насколько я знаю, не очень откровенен по этому поводу, здесь, кажется,
континуум, а не грубая дихотомия. Существует континуум между большим и меньшим
Самостоятельность, как в отношении вопросов, которые необходимо сообщить, так и способов общения
их.Есть усвоенные способности, необходимые для передачи простой информации или заявлений
ни о чем. Когда мы обучаемся этим способностям, задача часто включает в себя многое.
осознанное усилие. Однако, если емкость хорошо усвоена, она может стать частью
наша бессознательная беглость. (Таким образом, надежность наших способностей, как застенчивых,
и бессознательное, вместе с правдивостью наших намерений, показывает субъективное
лицо истины).
2.5 Следовательно, концепция Кьеркегора о прямом
коммуникацию можно детализировать следующим образом. Общение может быть прямым, когда с
ссылка в равной степени на себя
.