Кратко предмет социальной психологии: Урок 6. Социальная психология

Содержание

3 объект и предмет социальной психологии

3. Объект и предмет социальной психологии.

Социальная психология — наука,
изучающая механизмы и закономерности
поведения и деятельности людей,
обусловленные их включенностью в
социальные группы и общности, а также
психологические особенности этих групп
и общностей

Предмет и объект социальной психологии.
По вопросу о предмете социальной
психологии сложились три основных
подхода.
Согласно первому из них
предметом социальной психологии
являются массовидные явления психики.

Данный подход разрабатывается социологами,
в нем изучаются: психология классов,
больших социальных общностей, различные
стороны общественной психологии групп
(традиции, нравы, обычаи)..

Согласно второму подходу предметом
социальной психологии является личность.
Этот подход получил распространение
среди психологов. В рамках данного
подхода дискутируется вопрос о том, в
каком контексте исследовать личность.
Возможен анализ личности с точки зрения
ее положения в группе; рассмотрение
личности в контексте межличностных
отношений либо в системе общения.

Третий подход представляет попытку
синтеза первых двух. Социальная психология
рассматривается как наука, изучающая
и массовые психические процессы, и
положение личности в группе.
Следует
отметить, что такое понимание предмета
социальной психологии больше всего
отвечает реальной практике исследований.

В настоящее время наиболее
общепринятым определением предметом
социальной психологии является следующее:
изучение закономерностей поведения и
деятельности людей, обусловленных их
включением в социальные группы, а также
изучение психологических характеристик
самих этих групп.

В качестве объекта исследования
социальной психологии, могут выступать:
личность, социальная группа (как малая,
состоящая из двух-трех человек, так и
большая, включающая в себя представителей
всего этноса).
Кроме того, к объекту
социальной психологии относится изучение
процессов развития личности и конкретной
группы, процессов межличностного и
межгруппового взаимодействия.

Социальная психология – это отрасль
психологической науки, изучающая
закономерности возникновения и
функционирования психологических
явлений, существование которых обусловлено
взаимодействием людей в обществе и их
включенностью в различные социальные
группы.

Объектом социальной психологии
являются конкретные социальные общности
(группы людей) и отдельные их представители.
Предметом ее выступают закономерности
возникновения и функционирования
социально-психологических явлений и
процессов, представляющих собой результат
взаимодействия людей как представителей
различных социальных общностей
.

В больших группах – этносах
(нациях), классах, религиозных конфессиях,
политических и общественных организациях–
функционируют специфические
социально-психологические феномены,
которые получили обобщенные названия
«психология нации», «классовая
психология», «религиозная психология»,
«психология политики». Они отличаются
сложным содержанием, неоднозначно
трактуемым многими учеными, разнообразными
формами проявления. Их изучают
соответствующие отрасли социальной
психологии: этническая психология,
психология классов, психология религии,
политическая психология.

В малых группах функционируют в
основном такие социально-психологические
явления, как межличностные отношения,
групповые устремления, настроения,
мнения и традиции. Именно в малых группах
осуществляются непосредственные и
тесные контакты между всеми людьми, их
составляющими. В то время, как в больших
группах такие всесторонние контакты
между всеми их членами невозможны.
Отрасль социальной психологии, изучающая
социально-психологические явления и
процессы в малых группах носит название
психологии малой группы.

Оглавление

Предмет
социальной психологии. Дискуссия о
предмете социальной психологии. Основные
задачи и проблемы исследований. 2

Этапы
развития и основные теоретические
направления в социальной психологии. 10

Теории
социального взаимодействия: общая
характеристика 10

Средства
коммуникации: вербальные и невербальные
их роль в коммуникации. 10

Теории
когнитивного соответствия: общая
характеристика. 12

Понятия
социального взаимодействия: структура,
динамика, виды. 15

Понятие
общения: факторы, определяющие
эффективность. Модель коммуникации
Лассуэлла Г. 17

Понятие
группы в социальной психологии.
Классификация групп. Основные проблемы
исследований. 18

Исследования
конформности в социальной психологии. 21

Социальное
познание: понятие, характеристика
основных направлений исследований в
социальной психологии. 23

Исследования формирования первого
впечатления. Точность межличностного
восприятия. 23

Групповая
динамика в малой группе и эффективность
групповой деятельности. 26

Средства
и механизмы воздействия в процессе
коммуникации: убеждение, внушение. 32

Понятия
социальной установки и социального
стереотипа. Их роль в социальной
перцепции. 32

Содержание
и эффекты межличностного атрибуции.
Виды восприятия. 33

Роль
атрибуции в межличностном познании.
Понятие и ошибки атрибуции. 33

Исследования
коммуникации. Эффекты коммуникации 35

Исследования
процесса принятия группового решения
в социальной психологии. 44

Методы
исследования в социальной психологии. 49

Социально-психологические
исследования лидерства. Лидерство и
руководство в малой группе. 54

Предмет социальной психологии. Дискуссия о предмете социальной психологии. Основные задачи и проблемы исследований.

Дискуссия
о предмете социальной психологии.
В
истории советской социальной
психологии можно выделить два этапа
этой дискуссии: 20-е гг. и конец 50-х —
начало 60-х гг. Оба эти этапа имеют не
только исторический интерес, но и
помогают более глубоко понять место
социальной психологии в системе научного
знания
и способствуют выработке более точного
определения ее предмета.

В 20-е
гг., т.е. в первые годы Советской власти,
дискуссия о предмете социальной
психологии была стимулирована двумя
обстоятельствами. С одной стороны,
сама жизнь в условиях послереволюционного
общества выдвинула задачу разработки
социально-психологической проблематики.
С другой стороны, идейная борьба тех
лет неизбежно захватила и область
социально-психологического знания. Как
известно, эта идейная борьба развернулась
в те годы между материалистической и
идеалистической психологией, когда вся
психология как наука переживала период
острой
ломки своих философских, методологических
оснований. Для судьбы социальной
психологии особое значение имела точка
зрения Г.И. Челпанова, который,
защищая позиции идеалистической
психологии, предложил разделить
психологию
на две части: социальную и собственно
психологию. Социальная психология,
по его мнению, должна разрабатываться
в рамках марксизма, а собственно
психология должна остаться эмпирической
наукой, не зависимой от мировоззрения
вообще и от марксизма в частности. Такая
точка зрения
формально была за признание права
социальной психологии на существование,
однако ценой отлучения от марксистских
философских основ другой части психологии.

Позиция
Г.И. Челпанова оказалась неприемлемой
для тех психологов, которые
принимали идею перестройки философских
оснований всей психологии, включения
ее в систему марксистского знания.
Возражения
Челпанову приняли различные формы.

Прежде
всего была высказана идея о том, что,
поскольку, будучи интерпретирована
с точки зрения марксистской философии,
вся психология становится
социальной, нет необходимости выделять
еще какую-то специальную социальную
психологию: просто единая психология
должна быть подразделена на психологию
индивида и психологию коллектива. Эта
точка зрения получила свое отражение
в работах В.А. Артемова. Другой подход
был предложен с
точки зрения получившей в те годы
популярность реактологии. Здесь, такжевопреки
Челпанову, предлагалось сохранение
единства психологии, но в данном случае
путем распространения на поведение
человека в коллективе метода реактологии.
Конкретно это означало, что коллектив
понимался лишь как единая реакция
его членов на единый раздражитель, а
задачей социальной психологии было
измерение
скорости, силы и динамизма этих
коллективных реакций. Методология
реактологии была развита К.Н. Корниловым,
соответственно ему же принадлежит и
реактологический
подход к социальной психологии.

Своеобразное
опровержение точки зрения Челпанова
было предложено и видным
психологом П.П. Блонским, который одним
из первых поставил вопрос о необходимости
анализа роли социальной среды при
характеристике психики человека.
Для него «социальность» рассматривалась
как особая деятельность людей, связанная
с другими людьми. Под такое понимание
социальности подходила и «деятельность»
животных. Поэтому предложение Блонского
заключалось в том, чтобы
включить психологию как биологическую
науку в круг социальных проблем.
Противоречие между социальной и
какой-либо другой психологией здесь
также снималось.

Еще
одно возражение Челпанову исходило от
выдающегося советского физиолога
В.М. Бехтерева. Как известно, Бехтерев
выступал с предложением создать особую
науку — рефлексологию. Определенную
отрасль ее он предложил использовать
для решения социально-психологических
проблем. Эту
отрасль
Бехтерев
назвал «коллективной рефлексологией»
и считал, что ее предмет — это поведение
коллективов, поведение личности в
коллективе, условия возникновения
социальных
объединений, особенности их деятельности,
взаимоотношения их
членов.
Для Бехтерева такое понимание коллективной
рефлексологии представлялось
преодолением субъективистской социальной
психологии. Это преодоление
он видел в том, что все проблемы коллективов
толковались как соотношение
внешних влияний с двигательными и
мимико-соматическими реакциями
их членов. Социально-психологический
подход должен был быть обеспечен
соединением принципов рефлексологии
(механизмы объединения людей в коллективы)
и социологии (особенности коллективов
и их отношения с условиями жизни и
классовой борьбы в обществе). В конечном
итоге предмет коллективной рефлексологии
определялся следующим образом: «изучение
возникновения, развития
и деятельности собраний и сборищ…,
проявляющих свою соборную соотносительную
деятельность как целое, благодаря
взаимному общению друг с другом
входящих в них индивидов».

Хотя в
таком подходе и содержалась полезная
идея, утверждающая, что коллектив
есть нечто целое, в котором возникают
новые качества и свойства, возможные
лишь при взаимодействии людей, общая
методологическая платформа оказывалась
весьма уязвимой. Вопреки замыслу, эти
особые качества и свойства интерпретировались
как развивающиеся по тем же законам,
что и качества индивидов.
Это было данью механицизму, который
пронизывал всю систему рефлексологии:
хотя личность и объявлялась продуктом
общества, но при конкретном
ее рассмотрении в основу были положены
ее биологические особенности и,
прежде всего социальные инстинкты.
Более того, при анализе социальных
связей личности
для их объяснения по существу допускались
законы неорганического мира (закон
тяготения, закон сохранения энергии),
хотя сама идея такой редукции и подверглась
критике. Поэтому, несмотря на отдельные,
имеющие большое значение для
развития социальной психологии находки,
в целом рефлексологическая концепция
Бехтерева не стала основой подлинно
научной социальной психологии.

Особенно
радикальными оказались те предложения,
которые были высказаны относительно
перестройки социальной психологии в
связи с дискуссией, развернувшейся
в те годы по поводу понимания идеологии.
М.А. Рейснер, например,

предлагал построить
марксистскую социальную психологию
путем прямого соотнесения
с историческим материализмом ряда
психологических и физиологических
теорий. Но, поскольку сама психология
должна строиться на учении
об условных рефлексах, в
социально-психологической сфере
допускалось прямое
отождествление условных рефлексов,
например, с надстройкой, а безусловных
— с системой производственных отношений.
В конечном счете социальная
психология объявлялась наукой о
социальных раздражителях разных видов
и типов.

Таким
образом, несмотря на субъективное
желание многих психологов создать
марксистскую социальную психологию,
такая задача в 20-е гг. не была выполнена.
Хотя
отпор точке зрения Челпанова и был
сделан достаточно
решительно,
ключевые методологические проблемы
психологии не были решены.

Стремясь противостоять идеалистическому
подходу, исследователи сплошь и рядом
оказывались в плену позитивистской
философии, конкретным и специфическим
проявлением
которой явился механицизм. Кроме того,
не было четкости и относительно
предмета социальной психологии: по
существу были смешаны две
проблемы,
или два различных понимания предмета
социальной психологии
.
С
одной
стороны,
социальная психология отождествлялась
с учением о социальной
детерминации
психических процессов; с другой стороны,
предполагалось
исследование
особого класса явлений, порождаемых
совместной деятельностью
людей
и прежде всего явлений, связанных с
коллективом.

Те, которые принимали первую
трактовку (и только ее), справедливо
утверждали, что результатом перестройки
всей психологии на марксистской
материалистической основе должно быть
превращение всей психологии в социальную.
Тогда никакая особая социальная
психология
не требуется. Это решение хорошо
согласовывалось и с критикой позиции
Челпанова. Те же, кто видели вторую
задачу социальной психологии —
исследование поведения личности в
коллективе и самих коллективов, — не
смогли предложить адекватное решение
проблем, используя в качестве
методологических основ
марксистскую философию.

Результатом
этой борьбы мнений явился тот факт, что
лишь первая из
обозначенных
трактовок предмета социальной психологии
получила права
гражданства
— как учение о социальной детерминации
психики
.
Поскольку в этом понимании никакого
самостоятельного статуса для социальной
психологии не предполагалось, попытки
построения ее как особой дисциплины
(или хотя бы как особой части психологической
науки) прекратились на довольно длительный
срок. Социология же в эти годы вообще
оказалась под ударом, поэтому о
существовании социальной психологии
в ее рамках вопрос вообще не поднимался.
Более того, тот факт, что социальная
психология в то же время продолжала
развиваться на Западе, притом
в рамках немарксистской традиции, привел
некоторых психологов к отождествлению
социальной психологии вообще лишь с ее
«буржуазным» вариантом,
исключив саму возможность существования
социальной психологии в нашей
стране. Само понятие «социальная
психология» стало интерпретироваться
как синоним реакционной дисциплины,
как атрибут лишь буржуазного мировоззрения.

Именно
в этом смысле и говорят о наступившем
на длительный период «перерыве»
в развитии социальной психологии. Однако
термин этот может быть употреблен лишь
в относительном значении. Действительно,
имел место перерыв в самостоятельном
существовании социальной психологии
в нашей стране, что не
исключало
реального существования отдельных
исследований, являющихся по
своему
предмету строго социально-психологическими
.
Эти исследования были продиктованы
потребностями общественной практики,
прежде всего педагогической. Так,
изучение вопросов коллектива было
сконцентрировано в сфере педагогической
науки,
где работы А.С. Макаренко, А.С. Залужного
имели отнюдь не только чистопедагогическое
значение. Точно
так же ряд проблем социальной психологии
продолжал
разрабатываться в рамках философии, в
частности проблемы
общественной
психологии классов и групп.

Здесь становление марксистской традиции
в социально-психологическом знании
осуществлялось с меньшими трудностями,
поскольку философия в целом была
рассмотрена как составная часть
марксизма.
Особо следует сказать и о том, как
развивалась социально-психологическая
мысль в рамках психологической науки.
Важнейшую роль здесь сыграли
исследования Л.С. Выготского. Можно
выделить два круга вопросов в работах
Выготского, которые имеют непосредственное
отношение к развитию социальной
психологии.

С одной
стороны, это учение Выготского о высших
психических функциях, которое
в значительной степени решало задачу
выявления социальной детерминации
психики
(т.е., выражаясь языком дискуссии 20-х
гг., «делало всю психологию социальной»).
Доказав, что высшие психические функции
(произвольное запоминание,
активное внимание, отвлеченное мышление,
волевое действие) нельзя понять
как непосредственные функции мозга,
Л.С. Выготский пришел к выводу, что для
понимания сущности этих функций
необходимо выйти за пределы организма
и искать корни их в общественных условиях
жизни. Усвоение общественного опыта
изменяет не только содержание психической
жизни, но и создает новые формы психических
процессов, которые принимают вид высших
психических функций, отличающих
человека от животных. Таким образом,
конкретные формы общественно-исторической
деятельности становятся решающими для
научного понимания
формирования психических процессов,
естественные законы работы мозга
приобретают новые свойства, включаясь
в систему общественно-исторических
отношений.
Начав с идеи об историческом происхождении
высших психических функций, Выготский
развил далее мысль о культурно-исторической
детерминации самого процесса развития
всех психических процессов. Две известные
гипотезы Выготского (об опосредованном
характере психических функций человека
и о происхождении
внутренних психических процессов их
деятельности, первоначально
«интерпсихической»)
позволяли сделать вывод, что главный
механизм развития психики — это механизм
усвоения социально-исторических
форм деятельности. Такая трактовка
проблем общей психологии давала солидную
основу для решения собственно
социально-психологических проблем.

С другой
стороны, в работах Л.С. Выготского
решались и в более непосредственной
форме социально-психологические вопросы,
в частности высказывалось
специфическое понимание предмета
социальной психологии. Оно исходило
из критики того понимания, которое было
свойственно В. Вундту, развивавшему
концепцию «психологии народов».
Социальная психология, или «психология
народов», как ее понимал Вундт,
рассматривала в качестве своего предмета
язык, мифы, обычаи, искусство, религию,
которые Выготский назвал «сгустками
идеологии», «кристаллами». По его мнению,
задача
психолога заключается не в том, чтобы
изучать эти «кристаллы», а в том, чтобы
изучить сам «раствор». Но «раствор»
нельзя изучить так, как предлагает
Бехтерев,
т.е. вывести коллективную психику из
индивидуальной. Выготский не соглашается
с той точкой зрения, что дело социальной
психологии — изучение психики
собирательной личности. Психика
отдельного лица тоже социальна, поэтому
она и составляет предмет социальной
психологии. В
этом смысле
социальная
психология отличается от коллективной
психологии: «предмет
социальной
психологии — психика отдельного
человека, а коллективной — личная
психология в условиях коллективного
проявления (например, войска, церкви)»
.

На первый
взгляд кажется, что эта позиция сильно
отличается от современного
взгляда на социальную психологию, как
она была нами условно определена.
Но в действительности отличие здесь
чисто терминологическое: Выготский
сравнивает не «общую» и «социальную»
психологию (как это обычно делается
теперь), а «социальную» и «коллективную».
Но легко видеть, что «социальная»
психология для него — это та самая общая
психология, которая усвоила
идею культурно-исторической детерминации
психики (в терминологии 20-х гг.
— это такая общая психология, которая
«вся стала социальной»). Термином же
«коллективная
психология» Выготский обозначает тот
самый второй аспект понимания
социальной психологии, который не сумели
увидеть многие другие психологи
20-х гг. или относительно которой они не
сумели найти подлинно научной методологии
исследования.

Поэтому
можно по праву утверждать, что идеи
Выготского, высказанные им в 20-е
гг. и позже, в 30-е гг. явились необходимой
предпосылкой, сформировавшейся внутри
психологической науки, для того чтобы
впоследствии наиболее точно определить
предмет социальной психологии.

Современные
представления о предмете социальной
психологии.
В
конце 50-х
— начале 60-х гг. развернулся второй этап
дискуссии о предмете социальной
психологии.
Два обстоятельства способствовали
новому обсуждению этой проблемы.

Во-первых,
все расширяющиеся запросы практики.
Решение основных экономических,
социальных и политических проблем
позволило более пристально анализировать
психологическую сторону различных
проявлений общественной жизни.
Активное обратное воздействие на ход
объективных процессов должно быть
особенно
детально исследовано в современных
условиях, когда психологический,
«человеческий»
фактор приобретает столь значительную
роль. Механизмы конкретного
взаимодействия общества и личности в
этих условиях должны быть исследованы
не только на социологическом, но и на
социально-психологическом уровне.

Во-вторых,
к моменту, когда все эти проблемы с
особой остротой были поставлены
жизнью, произошли серьезные изменения
и в области самой психологической
науки. Советская психология, осуществляя
свою радикальную перестройку
на базе марксистской философии,
превратилась к этому времени в развитую
дисциплину, располагающую и солидными
теоретическими работами, и широко
разветвленной практикой экспериментальных
исследований. Значительно возросла
квалификация исследователей как в
профессиональном, так и в методологическом
плане. К этому же времени произошли
изменения в общей духовной
жизни общества, что было связано с
некоторым смягчением идеологического
пресса и начавшейся «оттепелью» и
позволило обсуждать судьбу социальной
психологии не в качестве «буржуазной
науки». Таким образом, были созданы и
необходимые субъективные предпосылки
для нового обсуждения вопроса о
судьбах социальной психологии, о ее
предмете, задачах, методах, а также о ее
месте
в системе наук. Обсуждение этих вопросов
на новом уровне становилось не только
необходимым, но и возможным.

Дискуссия
началась в 1959 г. статьей А.Г. Ковалева,
опубликованной в журнале
«Вестник ЛГУ», после чего была продолжена
на Втором Всесоюзном съезде психологов
в 1963 г., а также на страницах журнала
«Вопросы философии».
Основная полемика касалась двух вопросов:
1) понимания
предмета социальной психологии и
соответственно круга ее задач; 2)
соотношения
социальной психологии с психологией,
с одной стороны, и с социологией
— с другой. Несмотря на обилие нюансов
различных точек зрения, все они
могут быть сгруппированы в несколько
основных подходов.

Так, по
вопросу о предмете социальной психологии
сложились три подхода. Первый
из них, получивший преимущественное
распространение среди социологов,
понимал
социальную психологию как науку о
«массовидных явлениях психики».

В рамках этого подхода разные исследователи
выделяли разные явления, подходящие
под это определение;
иногда больший акцент делался на изучение
психологии классов,
других больших социальных общностей и
в этой связи на таких отдельных
элементах,
сторонах общественной психологии групп,
как традиции, нравы, обычаи и
пр.
В
других случаях большее внимание уделялось
формированию общественного мнения,
таким специфическим массовым явлениям,
как мода и пр
.
Наконец, внутри этого
же подхода почти все единодушно говорили
о необходимости изучения коллективов.
Большинство
социологов определенно трактовали
предмет социальной
психологии
как исследование общественной психологии
(соответственно были
разведены
термины: «общественная психология» —
уровень общественного
сознания,
характерный для отдельных социальных
групп, прежде всего классов, и
«социальная
психология» — наука об этой общественной
психологии).

Второй
подход, напротив, видит главным предметом
исследования
социальной
психологии личность
.
Оттенки здесь проявлялись лишь в том,
в каком контексте
предполагалось исследование личности.
С одной стороны, больший акцент делался
на психологические черты, особенности
личности, типологию личностей. С другой
стороны, выделялись положение личности
в группе, межличностные отношения,
вся система общения. Позднее с точки
зрения этого подхода дискуссионным
оказался вопрос о месте «психологии
личности» в системе психологического
знания (есть ли это раздел общей
психологии, эквивалент социальной
психологии или вообще самостоятельная
область исследований). Часто в защиту
описанного подхода приводился такой
аргумент, что он гораздо более
«психологичен»,
что лишь на этом пути можно представить
себе социальную психологию
как органическую часть психологии, как
разновидность именно психологического
знания. Логично,
что подобный подход в большей степени
оказался
популярным среди психологов
.

Наконец,
в ходе дискуссии обозначился и третий
подход к вопросу. В каком-то смысле с
его помощью пытались синтезировать два
предыдущих.

Социальная психология была рассмотрена
здесь как наука, изучающая и массовые
психические процессы,
и положение личности в группе. В
этом случае, естественно, проблематика
социальной психологии представлялась
достаточно широкой, практически весь
круг вопросов, рассматриваемых в
различных школах социальной психологии,
включался тем самым в ее предмет.

Были предприняты попытки дать полную
схему изучаемых проблем
в рамках этого подхода. Наиболее широкий
перечень содержала схема, предложенная
Б.Д. Парыгиным, по мнению которого
социальная психология изучает: 1)
социальную психологию личности; 2)
социальную психологию общностей и
общения; 3) социальные отношения; 4) формы
духовной деятельности.
Согласно В.Н. Мясищеву, социальная
психология исследует: 1) изменения
психической
деятельности людей в группе под влиянием
взаимодействия, 2) особенности
групп, 3) психическую сторону процессов
общества.

Важно,
что при всех частных расхождениях
предложенных схем основная
идея
была общей — предмет социальной
психологии достаточно широк, и можно с
двух
сторон двигаться к его определению —
как со стороны личности, так и со
стороны
массовых психических явлений
.
По-видимому, такое понимание более всего
отвечало реально складывающейся практике
исследований, а значит, и практическим
запросам общества; именно поэтому оно
и оказалось если не единогласно принятым,
то, во всяком случае, наиболее укоренившимся.

Но
согласие в понимании круга задач,
решаемых социальной психологией, еще
не означает согласия в понимании ее
соотношения с психологией и социологией.
Поэтому
относительно самостоятельно дискутируется
вопрос о «границах» социальной
психологии. Здесь можно выделить четыре
позиции: 1) социальная психология
есть часть социологии; 2) социальная
психология есть часть психологии; 3)
социальная психология есть наука «на
стыке» психологии и социологии, причем
сам
«стык» понимается двояко: а) социальная
психология отторгает определенную
часть
психологии и определенную часть
социологии; б) она захватывает «ничью
землю»
— область, не принадлежащую ни к
социологии, ни к психологии.

Если
воспользоваться предложением американских
социальных психологов Макдэвида
и Харрари (а вопрос о месте социальной
психологии в системе наук обсуждается
не менее активно и в американской
литературе), то все указанные позиции
можно свести к двум подходам:
интрадисциплинарному и интердисциплинарному.
Иными словами, место социальной психологии
можно стремиться отыскать внутри одной
из «родительских» дисциплин или на
границах между
ними.

Несмотря
на кажущиеся довольно существенные
различия, все предложенные подходы
по существу останавливаются перед одной
и той же проблемой: какая же «граница»
отделяет социальную психологию от
психологии, с одной стороны, и от
социологии — с другой. Ведь где ни
«помещать» социальную психологию, она
все равно при всех условиях граничит с
этими двумя дисциплинами. Если она часть
психологии,
то где граница именно социально-психологических
исследований внутри
психологии? Социология, если она даже
при таком рассмотрении оказалась за
пределами социальной психологии, все
равно тоже граничит с ней в силу специфики
предмета
той и другой дисциплины. Такое же
рассуждение можно привести и относительно
положения социальной психологии внутри
социологии. Но и при интердисциплинарном
подходе мы не уйдем от вопроса о
«границах»: что значит «на стыке»,
какой частью стыкуются психология и
социология? Или что значит «самостоятельная
дисциплина»: «отсекает» ли она какие-то
части у психологии и социологии или
вообще имеет какие-то абсолютно
самостоятельные области, не захватываемые
никоим образом ни психологией, ни
социологией.

Попробуем
рассмотреть эти «границы» с двух сторон
в отдельности. Что касается
социологии, то ее современная структура
обычно характеризуется при помощи
выделения трех уровней: общей
социологической теории, специальных
социологических
теорий, конкретных социологических
исследований. Следовательно,
в системе теоретического знания имеются
два уровня, каждый из которых соприкасается
непосредственно с проблемами социальной
психологии. На уровне
общей теории исследуются, например,
проблемы соотношения общества и личности,
общественного сознания и социальных
институтов, власти и справедливости
и т.п. Но именно эти же проблемы представляют
интерес и для социальной
психологии. Следовательно, здесь проходит
одна из границ. В области специальных
социологических теорий можно найти
несколько таких, где очевидны и
социально-психологические
подходы, например социология массовых
коммуникаций,
общественного мнения, социология
личности. Пожалуй, именно в этой
сфере особенно трудны разграничения,
и само понятие «границы» весьма условно.
Можно сказать, что по предмету различий
часто обнаружить не удается, они
прослеживаются
лишь при помощи выделения специфических
аспектов исследования,
специфического угла зрения на ту же
самую проблему.

(не
знаю нужно ли здесь добавлять о том, что
предмет может зависеть от предметов
социологии и психологии, смотря где
определить место соц.психологии, если
посчитаете нужным-добавлю

Этапы развития и основные теоретические
направления в социальной психологии.

Теории социального взаимодействия:
общая характеристика

Средства коммуникации: вербальные и
невербальные их роль в коммуникации.

Передача
любой информации возможна
лишь посредством знаков, точнее знаковых
систем. Существует несколько
знаковых систем, которые используются
в коммуникативном процессе,
соответственно им можно построить
классификациюкоммуникативных
процессов. При грубом делении различают
вербальную и невербальную коммуникации,
использующие различные знаковые системы.
Соответственно возникает и многообразие
видов коммуникативного процесса. Каждый
из них необходимо рассмотреть в
отдельности.

Вербальная
коммуникация

– способ передачи информации, который
использует в качестве знаковой системы
человеческую
речь, естественный звуковой язык, т.е.
систему фонетических знаков,
включающую два принципа: лексический
и синтаксический. Речь является
самым универсальным средством
коммуникации, поскольку при передаче
информации при помощи речи менее всего
теряется смысл сообщения. Правда,
этому должна сопутствовать высокая
степень общности понимания ситуации
всеми участниками коммуникативного
процесса.

При
помощи речи осуществляются кодирование
и декодирование информации:
коммуникатор в процессе говорения
кодирует, а реципиент в процессе
слушания декодирует эту информацию.
Термины «говорение» и «слушание»
введены И.А. Зимней как обозначение
психологических компонентов
вербальной коммуникации.

Последовательность
действий говорящего и слушающего
исследована достаточно
подробно. С точки зрения передачи и
восприятия смысла сообщения схема
К — С — Р (коммуникатор — сообщение —
реципиент) асимметрична.

Для
коммуникатора смысл информации
предшествует процессу кодирования
(высказыванию), так как «говорящий»
сначала имеет определенный
замысел, а затем воплощает его в систему
знаков. Для «слушающего»
смысл принимаемого сообщения раскрывается
одновременно с декодированием.
В этом случае особенно отчетливо
проявляется значение ситуации
совместной деятельности: ее осознание
включено в сам процесс декодирования;
раскрытие смысла сообщения немыслимо
вне этой ситуации.

Точность
понимания слушающим смысла высказывания
может стать очевидной
для коммуникатора лишь тогда, когда
произойдет смена «коммуникативных
ролей» (условный термин, обозначающий
«говорящего» и «слушающего»), т.е. когда
реципиент превратится в коммуникатора
и своим высказыванием
даст знать о том, как он раскрыл смысл
принятой информации. Диалог,
или диалогическая речь, как специфический
вид «разговора» представляет
собой последовательную смену
коммуникативных ролей, в ходе которой
выявляется смысл речевого сообщения,
т.е. происходит то явление, которое
было обозначено как «обогащение, развитие
информации».

Мера
известной согласованности действий
коммуникатора и реципиента в
ситуации попеременного принятия ими
этих ролей в большой степени зависит
от
их включенности в общий контекст
деятельности. Существует много
экспериментальных исследований, в ходе
которых выявлялась эта зависимость (в
частности, исследований, посвященных
установлению уровня оперирования
совместными
значениями употребляемых знаков).
Успешность вербальной коммуникации
в случае диалога определяется тем,
насколько партнерыобеспечивают
тематическую направленность информации,
а также ее двусторонний
характер.

Вообще относительно
использования речи как некоторой
знаковой
системы в процессе коммуникации
справедливо все то, что говорилось
о
сущности
коммуникации в целом. В частности, и при
характеристике диалога
важно
все время иметь в виду, что его ведут
между собой личности,
обладающие
определенными намерениями (интенциями),
т.е. диалог
представляет
собой «активный, двусторонний характер
взаимодействия
партнеров.
Именно это предопределяет необходимость
внимания
к собеседнику,
согласованность,
скоординированность
с ним речи. В противном случае будет
нарушено важнейшее
условие успешности вербальной коммуникации
— понимания смысла
того, что говорит другой, в конечном
счете — понимания, познания другой
личности. Это означает, что посредством
речи не просто «движется
информация», но участники коммуникации
особым способом воздействуют
друг на друга, ориентируют друг друга,
убеждают друг друга, т.е. стремятся
достичь определенного изменении
поведения. Могут существовать две
разные задачи в ориентации партнера по
общению. А.А. Леонтьев предлагает
обозначать их как личностно-речевая
ориентация (ЛРО) и социально-речевая
ориентация (СРО), что отражает не столько
различие адресатов сообщения, сколько
преимущественную тематику, содержание
коммуникации. Само же воздействие может
быть понято различно: оно
может носить характер манипуляции
другим человеком, т.е. прямого навязывания
ему какой-то позиции, а может способствовать
актуализации партнера,
т.е. раскрытию в нем и им самим каких-то
новых возможностей.

В
социальной психологии существует
большое количество экспериментальных
исследований, выясняющих условия и
способы повышения эффекта
речевого воздействия, достаточно
подробно исследованы как формы различных
коммуникативных
барьеров
,
так и способы их преодоления. Так,
выражением
сопротивления принятию информации (а
значит, и оказанному
влиянию)
может быть отключение внимания слушающего,
умышленное
снижение
в своем представлении авторитета
коммуникатора, такое же — умышленное
или неумышленное «непонимание» сообщения:
то ли в силу
специфики
фонетики говорящего, то ли в силу
особенностей его стилистики или
логики
построения текста.(в одном предложении
о барьерах)

Современные представления о предмете социальной психологии — Студопедия

По вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода.

Первыйиз них, получивший преимущественное распространение среди социологов, понимал социальную психологию как науку о массовидных явлениях психики. В рамках этого подхода разные исследователи выделяли разные явления, подходящие под это определение. Иногда большой акцент делался на изучении психологии классов, других больших социальных общностей и в этой связи на таких отдельных элементах, сторонах общественной психологии групп, как традиции, нравы, обычаи и пр., внутри этого же подхода почти все единодушно говорили о необходимости изучения коллективов. Большинство социологов определенно трактовали предмет социальной психологии как исследование общественной психологии. Соответственно были выделены термины:

• общественная психология – уровень общественного сознания, характерный для отдельных социальных групп, прежде всего классов;

• социальная психология – наука об общественной психологии.

Второйподход напротив, видит главным предметом исследования социальной психологии – личность. Оттенки здесь проявлялись лишь в том, в каком контексте предполагалось исследование личности. Выделялись положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения. Позднее с точки зрения этого подхода дискуссионным оказался вопрос о месте «психологии личности» в системе психологического знания.

Третийподход в каком-то смысле пытался синтезировать два предыдущих. Социальная психология была рассмотрена здесь как наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. В этом случае, естественно, проблема социальной психологии представлялась достаточно широкой. Однако, такое понимание более всего отвечало реально складывающейся практике исследований.



Таким образом, предмет социальной психологии достаточно широк, и можно с двух сторон двигаться к его определению – как со стороны личности, так и со стороны массовых явлений.

В целом предметом социальной психологии является изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп. Социальная психология как наука изучает следующие явления:

• Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др.). Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как: общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.


• Феномен взаимодействия между людьми, в частности, феномен общения, например: супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, психотерапевтического и многих других его видов. Взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым.

• Психологические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду. Наибольший интерес социальных психологов вызывают исследования социально-психологического климата группы, конфликтных отношений (групповых состояний), лидерства и групповых действий (групповых процессов), сплоченности, сработанности и конфликтности (групповых свойств) и др.

• Массовые психические явления, такие как: поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т. д. Наиболее существенной чертой социально-психологического знания является его включенность в социальную и политическую проблематику общества. Социальная психология выступает в качестве междисциплинарной научной теории, изучающей социальную психику как динамическую систему, в том числе явления и законы, а также психологические механизмы социальной регуляции. В зависимости от того или иного понимания предмета социальной психологии выделяются основные объекты ее изучения, т. е. носители социально-психологических явлений. К ним относятся: личность в группе (системе отношений), взаимодействие в системе «личность – личность» (родитель – ребенок, руководитель – исполнитель, врач – больной, психолог – клиент и т. д.), малая группа (семья, школьный класс, трудовая бригада, воинский экипаж, группа друзей и т. п.), взаимодействие в системе «личность – группа» (лидер – ведомые, руководитель – трудовой коллектив, командир – взвод, новичок – школьный класс и т. д.), взаимодействие в системе «группа – группа» (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и т. д.), большая социальная группа (этнос, партия, общественное движение, социальный слой, территориальная, конфессиональная группы и т. п.).

1.1. Предмет и структура социальной психологии

1.1.1. Предмет социальной психологии

Современные представления о предмете
социальной психологии являются
чрезвычайно дифференцированными, т. е,
отличающимися друг от друга, что
характерно для большинства пограничных,
смежных отраслей науки, к которым
относится к социальная психология. Она
изучает следующие явления:

  • Психологические процессы, состояния
    и свойства индивида, которые проявляются
    в результате его включения в отношения
    с другими людьми, в различные социальные
    группы (семью, учебные и трудовые группы
    и т. д.) и в целом в систему социальных
    отношений (экономических, политических,
    управленческих, правовых и др.). Наиболее
    часто изучаются такие проявления
    личности в группах, как: общительность,
    агрессивность, совместимость с другими
    людьми, конфликтогенность и др.

  • Феномен взаимодействия между людьми,
    в частности, феномен общения, например:
    супружеского, детско-родительского,
    педагогического, управленческого,
    психотерапевтического и многих других
    его видов. Взаимодействие может быть
    не только межличностным, но и между
    личностью и группой, а также межгрупповым.

  • Психологические процессы, состояния
    и свойства различных социальных групп
    как целостных образований, отличающихся
    друг от друга и не сводимых к какому бы
    то ни было индивиду. Наибольший интерес
    социальных психологов вызывают
    исследования социально-психологического
    климата группы я конфликтных отношений
    (групповых состояний), лидерства и
    групповых действий (групповых процессов),
    сплоченности, сработанности и
    конфликтности (групповых свойств) и
    др.

  • Массовые психические явления, такие
    как: поведение толпы, паника, слухи,
    мода, массовые энтузиазм, ликование,
    апатия, страхи и т. д.

Объединяя различные подходы к пониманию
предмета социальной психологии, можно
дать следующее его определение:

Социальная психология изучает
психологические явления (процессы,
состояния и свойства), характеризующие
индивида и группу как субъектов
социального взаимодействия.

1.1.2. Основные объекты исследования в социальной психологии

В зависимости от того или иного понимания
предмета социальной психологии выделяются
основные объекты ее изучения, то есть
носители социально-психологических
явлений. К ним относятся: личность в
группе
(системе отношений),взаимодействие
в системе «личность — личность»
(родитель — ребенок, руководитель —
исполнитель, учитель — ученик, психолог
— клиент и т. д.),малая группа(семья,
школьный класс, трудовая бригада,
воинский экипаж, группа друзей и т, п.),взаимодействие в системе «личность
— группа»
(лидер ведомые, руководитель
— трудовой коллектив, командир — взвод,
новичок — школьный класс и т. д.),взаимодействие в системе «группа —
группа»
(соревнование команд, групповые
переговоры, межгрупповые конфликты и
т. д.),большая социальная группа(этнос, партия, общественное движение,
социальный слои, территориальная,
конфессиональная группы и т. п.).

 

1.1.3. Структура современной социальной психологии

Структура (или строение, состав) социальной
психологии в каждый исторический период
ее развития есть результат взаимодействия
двух противоположных, но тесно связанных
процессов: а) дифференциации, т. е.
разделения, дробления социальной
психологии на составные ее части,
разделы; б) интеграции ее с другими и не
только психологическими отраслями
науки, причем интеграции социальной
психологии как в целом, так и отдельными
составляющими ее частями.

Дифференциация социальной психологии

Процессы разделения социальной психологии
происходят по многим основаниям, однако
уже оформилось несколько главных
направлений:

1. Ведущая ориентация на различные
(теоретический, эмпирический, в частности,
экспериментальный и практический)
методы анализа социально-психологических
явлений порождает, соответственно,
теоретическую, эмпирическую (включая
экспериментальную) и практическую
социальную психологию.

2. В результате изучения различных видов
жизнедеятельности человека и его
общностей сложились соответствующие
им отрасли социальной психологии:
психология труда, общения, социального
познания и творчества, игры.

3. В соответствии с приложением
социально-психологических знаний в
различных сферах общественной жизни
социальная психология традиционно
дифференцируется на следующие ее
практические отрасли: промышленная,
сельского хозяйства, торговли, образования,
науки, политики, массовых коммуникаций,
спорта, искусства. В настоящее время
интенсивно формируются социальная
психология экономики, рекламы, культуры,
досуга и др.

4. В соответствии с основными объектами
исследования современная социальная
психология дифференцировалась на такие
разделы, как:

  • социальная психология личности,

  • психология межличностного взаимодействия
    (общения и отношений),

  • психология малых групп,

  • психология межгруппового взаимодействия,

  • психология больших социальных групп
    и массовых явлений.

Структуру современной социальной
психологии невозможно понять, не
рассмотрев процессы ее интеграции в
системе других наук. Как минимум,
выделяются два основных контура
интеграции: внешний и внутренний.

Внешний психологический контур
интеграции
относится к ее объединению
с многочисленными психологическими
отраслями, на стыке с которыми возникли
относительно самостоятельные подотрасли
— части социальной психологии. Например:
социальная психология личности
сформировалась как результат интеграции
социальной психологии с психологией
личности, а социальная психология труда
— социальной психологии с психологией
труда и т. д. Можно констатировать, что
в итоге такой интеграции к концу 90-х
годов XX века уже оформилось порядка 10
подотраслей социальной психологии.

Внутренний социально-психологический
контур интеграции
относится к развитию
самой социальной психологии и проявляется
в процессах объединения разделяющихся
составных частей социальной психологии,
появившихся в результате процессов ее
дифференциации, о которых шла речь выше.

Во-первых, внутренняя интеграция касается
одновременного применения теоретического,
эмпирического и практического методов
анализа социально-психологических
явлений, что неизбежно порождает
комплексные типы исследований в
социальной психологии, например:
теоретико-экспериментальные,
экспериментально-прикладные и т. п.

Во-вторых, она ярко проявляется в
одновременном изучении различных
взаимосвязанных объектов социальной
психологии, например: личности и малых
трудовых групп (бригад) в организации,
малых групп в больших социальных группах,
личности (например, лидера) в большой
социальной группе (например, партии или
общественном движении) и т, д.

В-третьих, наиболее очевидным направлением
внутренней интеграции является
объединение тех частей социальной
психологии, которые дифференцировались
по видам жизнедеятельности людей и
сферам общественной жизни.

Функции социальной психологии:

  1. Методологическая
    функция
    .
    Связана с потребностью определения
    объекта и предмета социальной психологии.

  2. Теоретико-познавательная
    функция
    .
    Состоит в изучении общественно-психологических
    закономерностей и механизмов, вплетенных
    в ткань социальных процессов; в
    определении путей, методов и средств
    эффективного управления групповыми и
    массовидными процессами.

  3. Мировоззренческая
    функция
    .
    Синтезирует современные научные
    представления о природе общественной
    психологии людей.

  4. Регулятивная
    функция
    .
    Показывает, как и какое непосредственное
    воздействие социально-психологические
    явления и процессы оказывают на развитие
    и функционирование других экономических
    и общественных феноменов.

  5. Прогностическая
    функция
    .
    Раскрывает динамику развития социальной
    психологии на ближайшую и отдаленную
    перспективу, помогает определить
    оптимальное соотношение между
    индивидуальным и коллективным.

  6. Аксиологическая
    функция
    .
    Способствует формированию социальных
    ценностей и приоритетов в жизни и
    деятельности людей.

Социальная психология в системе наук

    • Философия,
      социология

      предоставляют для нее возможность
      методологически верно и теоретически
      правильно подходить к пониманию
      сущности социально-психологических
      феноменов.

    • Общая
      психология

      позволяет более точно понять особенности
      личности (индивида), являющейся субъектом
      общественных отношений.

    • Исторические
      науки

      показывают, как осуществляется развитие
      социальной психики и сознания людей
      на различных этапах становления
      общества.

    • Политические
      науки

      способствуют осмыслению того, как и
      какие политические явления (процессы),
      влияют на общественное сознание, как
      изменяется социальная психика людей
      в условиях политической деятельности.

    • Экономические
      науки

      раскрывают
      сущность и своеобразие функционирования
      экономических процессов в обществе.

    • Педагогические
      науки

      предоставляют информацию об основных
      направлениях обучения и воспитания
      людей.

    Модель
    статуса социальной психологии как
    сложившейся системы научного знания

    Становление социальной психологии

    • Первый
      этап

      – предыстория социальной психологии.
      Он включает Античность, Средневековье
      и Новое время до середины XIX
      века.

    • Второй
      этап

      – становление социальной психологии
      как науки – охватывает период с середины
      XIX
      века по 1908 год.

    Развитие:

      • в
        рамках социальной антропологии (В.
        Вундт, Х. Штейнталь),

      • английского
        эволюционизма (Ч. Дарвин, Г. Спенсер)

      • теории
        психологии народов Вундта;

      • теории
        психологии масс Лебона;

    • Третий
      этап

      развития социальной психологии
      продолжался до середины XX
      века и характеризовался появлением
      научных социально-психологических
      школ, ориентированных как на разработку
      фундаментальных концепций, так и на
      решение прикладных задач.

    • Четвертый
      этап

      в развитии социальной психологии
      начинается с середины XX
      века и продолжается до наших дней.
      Прикладная социальная психология
      обретает широкую популярность, в ее
      структуре появляются такие направления,
      как этническая
      и политическая
      психология, психология
      рекламы,
      управления,
      бизнеса
      и т.п.

    Раздел 2. Социальная психология Лекция 2.1. Предмет, задачи и методы социальной психологии Вопросы

    1. Социальная
    психология как наука.

    2. Место
    социальной психологии в системе
    гуманитарных наук.

    3. Основные
    этапы развития социальной психологии.

    4. Структура и
    задачи социальной психологии.

    5. Методы
    социальной психологии.

    1. Социальная психология как наука

    Многие
    из вас уже занимались исследованиями
    в области социальной психологии. Не
    удивляйтесь. Универсальным хобби для
    многих людей являются наблюдения за
    окружающими. Наблюдая за другими, мы
    формируем собственные представления
    о том, что люди думают друг о друге, как
    они влияют друг на друга, как относятся
    друг к другу. Мы наблюдаем, как определенные
    обстоятельства влияют на поведение
    людей, как эти люди меняются при общении
    с разными людьми и в зависимости от
    конкретной ситуации. (Вспомним детскую
    сказку «Золушка», где главная героиня
    Золушка на балу была яркой и прекрасной
    незнакомкой, а в доме злой мачехи –
    незаметной «серой мышкой». Французский
    философ и беллетрист Жан-Поль Сартр
    (1946) не нашел бы ничего странного в
    случившемся с Золушкой. По его убеждению,
    мы, люди, «всегда принадлежим ситуации».
    «Нас невозможно отделить от ситуации,
    поскольку она формирует нас и определяет
    наши возможности»).

    Внутренний
    мир человека не является крепостью,
    закрытой от проникновения извне
    чего-либо, а наши собственные решения
    и поступки не являются результатом
    только нашего желания и больше никого.
    Поскольку человек с самого рождения
    живет среди других людей, он формируется
    как личность только в человеческом
    обществе путем социализации
    (т.е. путем присвоения богатств
    общечеловеческого опыта), индивидуальная
    психология каждого человека – это
    частичка общечеловеческого, социального
    опыта, ставшего его достоянием,
    преобразованного в личном опыте и
    приобретшего индивидуальные оттенки.

    Жить
    в обществе, в социальной среде, среди
    людей и не зависеть от них невозможно.
    Нельзя реализовать себя в жизни и
    самоутвердиться, не считаясь с социальным
    окружением, не уважая порожденные опытом
    человечества социальные ценности. Так,
    например, гордыня (качество человека,
    ставящего себя выше других) осуждается
    во многих религиях.

    Так
    мы приобретаем социально-психологические
    знания, которые потом используем в
    жизни. Но это житейские знания. Социальные
    психологи-профессионалы в сущности
    делают тоже самое, только более системно
    (формируя теории) и более скрупулезно
    (проводя многочисленные эксперименты,
    которые воссоздают социальные драмы в
    миниатюре и позволяют выявлять их
    причины и следствия).

    Социальная
    психология и есть такая наука, которая
    изучает воздействие на нас различных
    ситуаций, уделяя особое внимание тому,
    как мы воспринимаем друг друга, и как
    воздействуем друг на друга.

    При этом она задает те вопросы, которые
    интересуют всех и каждого:

    — Что
    люди думают
    друг
    о друге? Насколько верны наши представления
    о самих себе? О наших друзьях? О незнакомых
    нам людях? Насколько сильна связь между
    нашими мыслями и поступками?

    — Как
    и в какой мере люди могут влиять
    друг
    на друга? Насколько крепки невидимые
    нити, опутывающие каждого из нас?
    Насколько сильно воздействие наших
    гендерных ролей? Нашей группы? Нашей
    культуры? Каким образом можно противостоять
    социальному давлению, даже если оно
    исходит от влиятельного большинства?

    — Каковы
    формы наших взаимоотношений
    с
    окружающими нас людьми? Почему в одних
    ситуациях мы причиняем им боль, а в
    других – пытаемся помочь? И возможно
    ли, чтобы сжатый кулак превратился в
    открытую для рукопожатия ладонь?

    Все
    эти вопросы взаимосвязаны – они касаются
    того, как люди воспринимают друг друга
    и влияют друг на друга. Именно этим и
    занимается социальная психология. Она
    изучает установки и убеждения, конформизм
    и независимость, любовь и ненависть.
    Строго говоря, Д. Майерс
    дает такое определение социальной
    психологии

    это
    наука, которая изучает то, что люди
    думают друг о друге, как они влияют друг
    на друга и как относятся друг к другу
    .

    Итак,
    социальная психология выясняет, по
    каким законам строится поведение
    человека в обществе других людей, как
    это социальное окружение может влиять
    на поведение человека, какие механизмы
    включаются, когда люди вступают во
    взаимодействие или общаются друг с
    другом – все это и изучает социальная
    психология.

    Традиционное
    принято считать, что социальная
    психология

    это отрасль
    психологической науки, которая изучает
    факты, закономерности и механизмы
    поведения, общения и деятельности
    личности, обусловленные включенностью
    их в социальные общности, а также
    психологические особенности этих
    общностей.

    Социальная
    психология возникла на стыке наук
    психологии
    и социологии,
    и до сих пор положение социальной
    психологии носит пограничный, двойственный
    характер
    .
    Это отражается в том, что:

    • объективно
      существует такой класс общественной
      жизни, который может быть исследован
      при помощи социологии и психологии;

    • социальная
      психология исторически вызревала в
      недрах и социологии, и психологии;

    • социальная
      психология – это наука практическая,
      исходит из потребностей реальной жизни.

    Предмет социальной
    психологии

    определяется
    вопросом: «Что изучает данная наука как
    самостоятельная, независимая отрасль
    знания?» Существуют несколько точек
    зрения на то, что является предметом
    исследования социальной психологии.
    Социальная психология изучает личность
    в группе,
    социуме, обществе. В отличие от общей
    психологии социальная психология
    исследует не просто психические процессы
    индивида, а их специфику в связи с
    системой социальных взаимодействий. С
    этой точки зрения предметом исследования
    является человек
    среди людей
    .
    Если и
    рассматриваются индивидуальные
    особенности субъекта, то только как
    результат социального развития, связанный
    с воспитанием и социализацией.

    Особое внимание
    уделяется положению личности в группе,
    коллективе. Социальная психология
    изучает социальные
    группы
    в
    обществе. Это, прежде всего, психологические
    характеристики групп, проблемы
    внутригрупповой динамики, внутригрупповых
    отношений, межгрупповых отношений и т.
    д. Социальная группа рассматривается
    как функциональная единица, имеющая
    интегральные психологические
    характеристики, такие как групповой
    разум, групповая воля, групповое решение
    и др. Создаются разнообразные типологии
    социальных групп, выделяется все большее
    количество критериев для анализа. Группа
    рассматривается как уникальная
    целостность, которая не может быть
    понята только на основании изучения
    субъектов, ее составляющих. Группа есть
    нечто большее, чем совокупность членов.
    Она имеет собственные характеристики,
    существующие независимо от индивидуальных
    особенностей входящих в ее состав
    субъектов.

    Социальная
    психология изучает социальную
    психику
    ,
    или массовидные
    явления психики
    .
    Выделяются
    различные явления, соответствующие
    этому понятию: психология классов,
    социальных слоев, массовых настроений,
    стереотипов и установок; общественное
    мнение и психологический климат, массовые
    действия и групповые эмоциональные
    состояния. Изучается социально-психологический
    аспект традиций, морали, нравов и т.д.
    Исследуются психологические основы
    уникальных семиотических систем,
    создаваемых человечеством на протяжении
    веков.

    Но большинство
    современных социальных психологов
    считают, что социальная психология
    изучает и личность, и группы, и социальную
    психику, но в определенном контексте.
    Так, социальный психолог Галина
    Михайловна Андреева
    определила
    предмет
    социальной психологии

    следующим
    образом: социальная
    психология изучает закономерности
    поведения, деятельности и общения людей,
    обусловленные их включением в социальные
    группы, а также психологические
    характеристики самих этих групп.

    Основные объекты исследования в социальной психологии

    В
    зависимости от того или иного понимания
    предмета социальной психологии выделяются
    основные объекты ее изучения, то есть
    носители социально-психологических
    явлений. К ним относятся: личность в
    группе (системе отношений), взаимодействие
    в системе «личность — личность» (родитель
    — ребенок, руководитель — исполнитель,
    врач — больной, психолог — клиент и т.
    д.), малая группа (семья, школьный класс,
    трудовая бригада, воинский экипаж,
    группа друзей и т. п.), взаимодействие в
    системе «личность — группа» (лидер —
    ведомые, руководитель — трудовой
    коллектив, командир — взвод, новичок —
    школьный класс и т. д.), взаимодействие
    в системе «группа — группа» (соревнование
    команд, групповые переговоры, межгрупповые
    конфликты и т. д.), большая социальная
    группа (этнос, партия, общественное
    движение, социальный слой, территориальная,
    конфессиональная группы и т. п.). Наиболее
    полно объекты социальной психологии,
    включая и те, которые еще недостаточно
    изучены, можно представить в виде
    следующей схемы. (43)

    Структура современной социальной психологии

    Структура
    (или строение, состав) социальной
    психологии в каждый исторический период
    ее развития есть результат взаимодействия
    двух противоположных, но тесно связанных
    процессов: а) дифференциации, т. е.
    разделения, дробления социальной
    психологии на составные ее части,
    разделы; б) интеграции ее с другими и не
    только психологическими отраслями
    науки, причем интеграции социальной
    психологии как в целом, так и отдельными
    составляющими ее частями.

    Дифференциация
    социальной психологии

    Процессы
    разделения социальной психологии
    происходят по многим основаниям, однако
    уже оформилось несколько главных
    направлений. (43)

    1.
    Ведущая ориентация на различные
    (теоретический, эмпирический, в частности,
    экспериментальный и практический)
    методы анализа социально-психологических
    явлений порождает, соответственно,
    теоретическую, эмпирическую (включая
    экспериментальную) и практическую
    социальную психологию.

    2.
    В результате изучения различных видов
    жизнедеятельности человека и его
    общностей сложились соответствующие
    им отрасли социальной психологии:
    психология труда, общения, социального
    познания и творчества, игры. В свою
    очередь, в социальной психологии труда
    сформировались отрасли, изучающие
    отдельные виды трудовой деятельности:
    управление, руководство, предпринимательство,
    инженерный труд и т. д.

    3.
    В соответствии с приложением
    социально-психологических знаний в
    различных сферах общественной жизни
    социальная психология традиционно
    дифференцируется на следующие ее
    практические отрасли: промышленная,
    сельского хозяйства, торговли, образования,
    науки, политики, массовых коммуникаций,
    спорта, искусства. В настоящее время
    интенсивно формируются социальная
    психология экономики, рекламы, культуры,
    досуга и др.

    4.
    В соответствии с основными объектами
    исследования современная социальная
    психология дифференцировалась на такие
    разделы, как:


    социальная
    психология личности,


    психология
    межличностного взаимодействия (общения
    и отношений),


    психология малых
    групп,


    психология
    межгруппового взаимодействия,


    психология больших
    социальных групп и массовых явлений.

    В
    социальной психологии чрезвычайно
    медленно формируется такой раздел,
    который можно было бы назвать «психологией
    общества», еще одного качественно
    специфического объекта изучения. В
    настоящее время в исследовании общества
    социальная психология по сравнению с
    социологией не имеет специфики в методах
    его изучения — это главное обстоятельство,
    затрудняющее формирование такого
    раздела в социальной психологии.

    Социальная психология — определения и значение

    Социальная психология — это дисциплина психологии. Перед объяснением социальной психологии будет кратко представлена ​​общая психология. Психология всесторонне определяется следующим образом:

    « Психология — это исследование человеческого поведения и психических процессов». (Р.С. Фельдман)

    Психология изучает человеческое поведение в отношении основных психических процессов.Наше поведение всегда определяется нашим умственным процессом, таким как мышление, эмоции, чувства, познание, обучение, прошлый опыт и так далее. На эти базовые психические процессы также можно влиять внутреннее или внешнее влияние, что, в свою очередь, влияет на поведение человека. Следовательно, Психология пытается понять динамику человеческого поведения, а также психических процессов, например. что такое агрессивное поведение? Какие психические процессы связаны с агрессивным поведением? Как наши воспоминания или социальный опыт вызывают умственные процессы, приводящие к агрессивному поведению?

    СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    Социальная психология, подраздел психологии, изучает поведение людей в группах.Слово «социальный» означает по отношению к другим. Следовательно, он изучает поведение человека в присутствии других. Он пытается понять, почему мы ведем себя в присутствии других, как мы ведем себя и как на наше поведение влияют другие.

    Социальная психология разделена на две основные части:

    1. Изучение индивидуального поведения в группах
    2. Как на поведение человека влияют другие?

    Кимбл Янг определил социальную психологию следующим образом:

    «Социальная психология — это изучение поведения человека в группах и того, как на поведение, чувства и мысли человека влияют другие.”

    Мы ведем себя по-разному в разных социальных ситуациях. Мы ведем себя очень уважительно перед нашими родителями, но мы ведем себя очень смело и с энтузиазмом перед нашими друзьями. Студент очень спокойно сидит в библиотеке, но тот же студент очень возбужденно (танцует и кричит) в концертном зале. Студент может очень спокойно сидеть в классе, пока учитель читает лекцию, но один и тот же студент может вести себя совершенно по-другому, когда он находится со своими друзьями в кафетерии.

    Почему мы ведем себя по-разному перед разными людьми или в разных социальных ситуациях? Ответ в том, что другие влияют на нас — именно так на наше поведение влияют другие. Когда мы взаимодействуем с другими людьми, другие влияют на наши чувства, эмоции и мысли, которые, в свою очередь, формируют наше поведение по отношению к ним. Если кто-то ведет себя агрессивно по отношению к нам, мы также можем вести себя агрессивно по отношению к нему. Социальная психология пытается понять, как на наше поведение, чувства и мысли влияют другие.

    Курт Левин , психолог, известный как основоположник современной социальной психологии, определил социальную психологию следующим образом:

    «Социальная психология — это научное исследование поведения человека в социальных ситуациях».

    Слова «поведение в социальной ситуации» означают ситуации, в которых задействовано больше людей. Мы по-разному ведем себя в разных социальных ситуациях. Мы можем петь песню, путешествуя в машине, но нам может показаться очень неловким петь песню во всеуслышание, когда мы путешествуем в общественном автобусе.Точно так же человек будет вести себя грустно в печальных случаях (например, в знак соболезнования в связи со смертью родственника), но тот же человек будет вести себя по-другому в счастливом случае (например, на свадьбе). Это потому, что каждая социальная ситуация имеет социальное влияние, которое соответственно влияет на наше поведение.

    Гордон Олпорт , американский психолог, определил социальную психологию следующим образом:

    «Психология — это научное исследование того, как на человеческое поведение, чувства и мысли влияет реальное, воображаемое или подразумеваемое присутствие других»

    В приведенном выше определении говорится о трех типах присутствия других людей:

    1. Фактическое присутствие
    2. Воображаемое присутствие
    3. Подразумеваемое присутствие

    1.Фактическое присутствие: Это просто означает физическое присутствие другого человека, например ведет себя в группе друзей в классе.

    2. Воображаемое присутствие: Означает, что человек воображает присутствие других, которых нет физически и фактически. Например, , вы готовите речь, которую произнесете через неделю перед многими людьми. Следовательно, репетируя свою речь дома, вы можете представить себе присутствие других людей, чтобы правильно подготовиться к произнесению речи.

    3. Подразумеваемое присутствие: Означает косвенное присутствие других лиц, которое подразумевается. На поведение и чувства человека также может влиять косвенное или подразумеваемое присутствие других людей, например смотреть телевизор или следовать усвоенным нормам. Например, просмотр грустной сцены в фильме также может вызвать у вас эмоции печали и сочувствия. Точно так же наши внутренние культурные нормы влияют на наше поведение, даже если реальной социальной ситуации нет.

    Роберт Барон определил социальную психологию следующим образом:

    «Социальная психология — это научное исследование природы и причин индивидуального поведения в социальных ситуациях»

    Приведенное выше определение почти такое же, как и предыдущее, но объясняет предмет социальной психологии немного иначе.Поведение человека в социальной ситуации является продуктом взаимодействия социальных причин (присутствие других, усвоенные нормы, отношения к другим, роль, статус и т. Д.) и психологических причин (умственные процессы, например, чувства, эмоции, мысли и т. Д.). Социальное взаимодействие предполагает взаимное влияние друг на друга. Следовательно, чувства, эмоции и поведение человека находятся под влиянием других людей во время взаимодействия с ними. Точно так же учебные нормы также являются продуктом социальных взаимодействий.Все эти факторы определяют поведение человека. Социальная психология пытается понять все эти причины человеческого поведения в социальных ситуациях.

    ,

    Социальная психология | Британника

    Социальная психология , научное исследование поведения людей в их социальных и культурных условиях. Хотя этот термин может включать социальную активность лабораторных животных или животных в дикой природе, акцент здесь делается на социальном поведении человека.

    Некогда относительно спекулятивное, интуитивное предприятие, социальная психология превратилась в активную форму эмпирических исследований, объем исследовательской литературы быстро увеличился примерно после 1925 года.Социальные психологи теперь имеют значительный объем данных наблюдений, охватывающих ряд тем; однако доказательства остаются слабо согласованными, и в этой области существует множество различных теорий и концептуальных схем.

    Первоначальный импульс в исследованиях исходил от Соединенных Штатов, и многие работы в других странах следовали традициям США, хотя независимые исследования предпринимаются и в других странах мира. Социальная психология активно изучается в Великобритании, Канаде, Австралии, Германии, Нидерландах, Франции, Бельгии, Скандинавии, Японии и России.Большинство социальных психологов являются членами факультетов психологии университетов; другие работают в отделах социологии или работают в таких прикладных сферах, как промышленность и правительство.

    Многие исследования в области социальной психологии состояли из лабораторных экспериментов над социальным поведением, но в последние годы этот подход подвергался критике как слишком глупый, искусственный и нереалистичный. Большая часть концептуальных основ исследований в социальной психологии происходит из других областей психологии.В то время как теория обучения и психоанализ когда-то были наиболее влиятельными, когнитивные и лингвистические подходы к исследованиям стали более популярными; социологические исследования также оказали влияние.

    Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего 1768 First Edition с подпиской.
    Подпишитесь сегодня

    Социальные психологи нанимаются или используются в качестве консультантов при создании социальной организации предприятий и психиатрических сообществ; некоторые работают, чтобы уменьшить конфликт между этническими группами, разработать массовые коммуникации (например,г., реклама), а также по вопросам воспитания детей. Они помогали в лечении душевнобольных и реабилитации осужденных. Фундаментальные исследования в области социальной психологии были доведены до сведения общественности через популярные книги и периодическую прессу.

    Методы исследования

    Лабораторные эксперименты, в которых часто участвуют студенты-добровольцы, упускают из виду многие особенности повседневной общественной жизни. Такие эксперименты также подвергались критике как предвзятые, поскольку сами экспериментаторы могут влиять на результаты.Исследователи, которые больше озабочены реалистичными условиями, чем строгостью, как правило, покидают лабораторию для проведения полевых исследований, как и те, кто исходит из социологических традиций. Однако полевые исследования также могут быть экспериментальными, и эффективность каждого подхода может быть повышена за счет использования методов другого.

    Во многих колледжах и университетах есть лаборатории социальной психологии, оборудованные комнатами для наблюдения, позволяющими одностороннее видение предметов. Звуковые и видеомагнитофоны и другие устройства записывают текущее социальное взаимодействие; компьютерное оборудование и другое оборудование может быть использовано для специальных исследований.

    Социальное поведение понимается как продукт врожденных биологических факторов, возникших в результате эволюции, и культурных факторов, возникших в ходе истории. Ранние авторы (например, Уильям Макдугалл, психолог) подчеркивали инстинктивные корни социального поведения. Более поздние исследования и статьи, которые, как правило, подчеркивали теорию обучения, подчеркивали влияние факторов окружающей среды на социальное поведение. В 1960-х и 1970-х годах полевые исследования нечеловеческих приматов (таких как бабуины) привлекли внимание к ряду сходств с человеческим социальным поведением, в то время как исследования в области культурной антропологии показали, что многие черты человеческого социального поведения одинаковы независимо от изучаемой культуры. ,Становится общепризнанным мнение, что социальное поведение человека, по-видимому, имеет биологическую основу и отражает действие эволюции, как в случае моделей эмоционального выражения и другого невербального общения, структуры языка и аспектов группового поведения. ,

    Было проведено много исследований социализации (процесса обучения на основе культуры), и было обнаружено, что обучение взаимодействует с врожденными факторами. Например, врожденная способность к языку позволяет изучать местный язык.Культура состоит из моделей поведения и способов организации опыта; он развивается на протяжении истории, поскольку новые элементы вводятся из различных источников, лишь некоторые из которых сохраняются. Многие аспекты социального поведения частично можно объяснить их историей.

    Социальное восприятие

    В некоторых лабораторных экспериментах испытуемые смотрят неподвижные изображения или движущиеся изображения, слушают магнитофонные записи или непосредственно наблюдают за другим человеком или взаимодействуют с ним. Испытуемых можно попросить раскрыть свое социальное восприятие таких людей по рейтинговым шкалам, дать им бесплатное описание или дать оценку другим способом.Хотя такие исследования могут давать результаты, не соответствующие результатам в реальных условиях, они могут предоставить полезную информацию о восприятии личности, социальных ролей, эмоций и межличностных отношений или реакций во время продолжающегося социального взаимодействия.

    Исследование было направлено на изучение того, как на социальное восприятие влияют культурные стереотипы (например, расовые предрассудки), выводы из различных вербальных и невербальных сигналов, паттерн перцептивной активности во время социального взаимодействия и общая структура личности воспринимающего.Работа нашла практическое применение при оценке сотрудников и кандидатов на должности.

    Также было проведено исследование того, каким образом на восприятие предметов и людей влияют социальные факторы, такие как культура и членство в группах. Было показано, например, как люди по-разному классифицируют монеты, цвета и другие физические признаки в результате их членства в группах и категорий, предоставляемых языком. Другие исследования показали влияние группового давления на восприятие.

    .

    Объекты и предмет психологии

    Объекты и предмет психологии

    Итак, давайте начнем с вопроса , какие объекты или явления изучает психология ?

    Самый интересный объект для человека — это другой человек, его поведение. И этот интерес не всегда теоретический, а гораздо чаще — практический, потому что во многих жизненных ситуациях нужно понимать, что собираются делать другие люди и как это отразится на вас.

    Интересно также поведение животных, в том числе одомашненных.Возникнув на заре развития пауков, натурфилософия превратила этот естественный интерес к поведению людей и животных в объект научных исследований. Этот интерес был не прагматическим, а теоретическим: задача заключалась в том, чтобы объяснить причины поведения людей и животных, включая различия в поведении разных людей. С этого момента поведение стало предметом научного интереса, при этом было предложено первое объяснение жизни и поведения живых существ через наличие специального образования — душ. Это была душа, которая стала объектом исследования ученых посредством наблюдения за поведением живых существ.

    Концепция души как теоретическая гипотеза была введена для объяснения поведения, но очень быстро эта концепция в сознании исследователей превратилась в реальность, подлежащую научному анализу. Душа стала одновременно объектом и предметом исследования философии как предшественницы психологии. В философии рассматривались вопросы ее строения (например, Демокрит (V-IV вв. До н.э.) понимал душу как маленькие атомы тела животных и людей, определяющие внешнее поведение всего организма в их теле), делались попытки разделить в нем различные части (например, ум, чувство, волю) и т. д.

    Исследования души и как объекта, и как объекта продолжались до XX века, хотя уже в XVII веке. была предложена новая реальность как объект и предмет области философии, которая в будущем выделилась в новую науку — психологию. Независимо друг от друга философы, особенно Т. Гоббс (1588–1679) и Р. Декарт (1596–1650), внесли свой вклад в понимание того, что душа не является реальностью и как теоретическая конструкция (гипотеза) сама по себе не может быть объектом. и предмет исследования.И хотя, по мнению Р. Декарта, душа превратилась в самостоятельную субстанцию ​​наравне с природой (материей), изучению теперь подлежала не душа, а явления сознания, которые человек непосредственно находил в себе — как его собственный личный опыт, знания и сомнения. В отличие от души явления сознания казались реальностью, и каждый мог что-то о них рассказать.

    Феномены сознания как субъективной реальности, безусловно, могут быть объектом и предметом научного исследования.И до ХХ века. эти явления, наряду с душой, были таковыми для многих исследователей (не только философов). Важно отметить, что трудности исследования явлений сознания были связаны с методом их исследования — методом интроспекции. Под последним понималось «всматривание» в изучаемые явления, которые открывались человеку непосредственно через внутреннее наблюдение за пережитым в сознании людей. Если знание внешних материальных тел было доведено до сознания человека через органы чувств, то феномены сознания, недоступные для внешнего наблюдения, открывались человеку непосредственно через самонаблюдение.Такие явления обладали рядом специфических черт (нематериальность, неизмеримость, отсутствие собственного места в пространстве, движение во времени из прошлого в будущее и наоборот), в том числе не наблюдаемых сторонним наблюдателем. Но метод интроспекции не соответствовал критериям научного исследования, что привело к предложению исключить психологию из системы наук, а затем к появлению новых взглядов на предмет психологии. Результаты исследований, полученные с помощью метода интроспекции, различались субъективностью ответов и оценок (у разных исследователей они не совпадали) и невоспроизводимостью.

    Такие результаты не позволили психологии развиваться как экспериментальной науке, а значит и в начале XX века. лидер нового подхода в психологии Дж. Ватсон призвал отказаться от изучения сознания и перейти к объективному экспериментальному изучению поведения человека и животных. Поведение официально снова стало объектом психологии, но в этой школе психологии, называемой «бихевиоризм», оно уже рассматривалось как объект и объект исследования.

    Мы уже говорили, что нельзя указывать на объект исследования и объявлять его предметом науки. Любой объект имеет множество свойств, которые не могут быть изучены одной наукой, ее методами, только на ее научном языке. Поведение как человека, так и животных всегда было и будет объектом изучения различных наук, в том числе психологии. Но последний исследует не только этот объект — есть еще субъективные явления, которые осознаются и не осознаются человеком, являются результатами его деятельности, которые также исследует психология, есть индивидуальные психические качества человека, влияющие на поведение.Главное, что мы должны учитывать, — это совпадение предмета и объекта науки. Поведение изучается многими науками, и поэтому необходимо определить в нем реальность, которую можно изучить с помощью его методов и которую можно исследовать

    .

    ПРЕДМЕТ ПСИХОЛИНГВИСТИКИ.

    На протяжении многих лет к языку относились как к системе, не связанной с процессами его приобретения и использования. В наши дни стало довольно популярным изучение языка в действии с учетом человеческого фактора. Большой интерес вызвал анализ различных параметров коммуникативной речевой ситуации, таких как время, место и социальная среда. Очевидно, что когда мы говорим, на нас влияет все, что нас окружает, а также наше собственное внутреннее «я».Было бы очень легко анализировать тексты, если бы люди говорили как компьютеры, следуя принципам формальной логики и принципам экономии. К счастью, это не так. Если бы мы были абсолютно логичны, пытаясь общаться с другими, наша речь была бы очень скучной и безжизненной .

    Психолингвистика — одна из нескольких лингвистических дисциплин, которые сосредотачиваются на отношениях между языковыми структурами и тем, кто их использует. Она находится на границе между психологией и лингвистикой.Тема Психология — природа и функции человеческой души. Сам термин образован от двух греческих слов psyche, что означает душа, и logos, обозначающего науку. В человеческой душе есть три аспекта: разум, воля и эмоции, и все они изучаются психологией. Предмет психолингвистики, конечно, уже. Это не касается человеческой души как таковой. Сфера его интересов — способность человека использовать язык.

    С другой стороны, психолингвистика не является полностью независимой дисциплиной, это часть Общего языкознания .

    Кратко психолингвистику можно определить как раздел лингвистики, изучающий речевое поведение человека. Б.Скиннер , известный американский психолог, предполагает, что язык является частью более всеобъемлющего человеческого поведения.

    Психолингвистика была официально признана дисциплиной, как раздел лингвистики в 1953 году в городе Блумингтон, США. Он был основан на принципах теории информации. Ключевые термины, которые использовались: отправитель , канал и получатель .Была подчеркнута важность эффективного использования канала. Канал описывается с точки зрения эффективности и надежности. Эффективность канала зависит от количества битов информации, которые могут быть переданы за определенную единицу времени. Это означает, что чем больше информации передается, скажем, за час или минуту, тем более эффективен канал.

    Надежность канала можно определить как ответ на вопрос Есть ли разница между тем, что было отправлено, и тем, что было получено? Чтобы повысить надежность, говорящий может захотеть говорить медленнее, повторяя одно и то же снова и снова, что, конечно же, снизит эффективность канала.Например, было доказано, что учебный материал, охватываемый средней получасовой лекцией, мог бы быть успешно представлен всего за двадцать минут, если бы учитель интересовался только эффективностью канала. Однако ученикам было бы чрезвычайно сложно, если не невозможно, получить чисто семиологическую (или логическую) информацию, не растворенную какими-либо воспоминаниями или шутками. Нормальная речь наполовину надежна и наполовину эффективна.

    n 1954 г. книга гл. Osgood и L.Опубликован Себеок . Он назывался «Психолингвистика: исследование теории и проблем исследования» и породил психолингвистику как самостоятельную дисциплину. Психолингвистика определяется как наука, которая предусматривает использование лингвистического анализа грамматики для выявления психических и поведенческих процессов, лежащих в основе усвоения и развития языка. Ch. Осгуд предложил трехуровневую модель образования высказывания. Говорящий (отправитель) реализует свое коммуникативное намерение шаг за шагом, уровень за уровнем, выбирая один из возможных фонетических, лексических и морфологических вариантов.Согласно P.L. Новинка и D.D. Hannill , психолингвистика — это изучение психических процессов, лежащих в основе усвоения и использования языка.

    А.А. Леонтьев , определяет предмет психолингвистики как взаимосвязь языковой системы и языковой компетенции. Имеется в виду, что ученые больше не сосредотачиваются на языке как системе, но они также анализируют способность людей более эффективно использовать языковые единицы и структуры.

    :

    ,

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.