Кризисы возрастная психология: Особенности возрастных кризисов, таблица с описанием, что говорит психология

Содержание

Возрастные кризисы в психологии – особенности и характеристика

Каждый человек проходит через определенные возрастные кризисы в своей жизни. В психологии выделяется несколько возрастных кризисов, которые наступают в определенный период и знаменуются переходом человека от одного жизненного этапа к другому. В каждом возрастном кризисе наблюдаются свои особенности и характеристики, о которых пойдет речь в интернет-журнале psytheater.com.

Возрастной кризис естественен для любого человека. Его главной целью становится преображение жизни человека и побуждение его перейти на новый виток своего развития. Возрастных кризисов существует несколько, и все они возникают в течение всей жизни человека. На каждом возрастном этапе у человека возникают новые задачи и цели, которые он должен пройти и преодолеть, прежде чем начнется новый виток в его жизни.

Возрастные кризисы запрограммированы самой природой, поэтому через них проходят все люди. Остается главным другое – как через кризис будет проходить человек? Одни проходят через определенные кризисы легко, другие трудно. Одни кризисы могут показаться легкими для человека, а другие трудными.

Следует понимать, что кризис – это не только изменение психической деятельности человека, но и его жизненные обстоятельства, которые возникают в данный период. Нередко образ жизни человека меняется под влиянием возрастного кризиса.

Под кризисом можно понимать любую ситуацию и обстановку, когда вы переживаете серьезные изменения в своей жизни. Кризисное положение – это не только военное положение в стране, смена власти, террор, но и увольнение с работы, невыплата заработной платы, развод с любимым человеком и т. д. Даже рождение ребенка в некотором смысле является кризисом, поскольку обоим родителям приходится менять свой привычный образ жизни и подстраивать его под потребности третьего человечка. Хотя такие кризисы нельзя назвать возрастными.

Если вы вспомните все свои кризисные моменты в жизни, то поймете, что каждый раз вы переживали их очень тяжело, горько, со страхом и волнением. Вы словно были сбиты с толку, выбиты из колеи, не знали, что делать и куда идти. Кризис – период, когда происходят серьезные изменения в жизни человека. И то, как он будет переживать свой кризис, зависит только от него.

В кризисе люди чаще всего переживают отрицательные эмоции, нежели положительные. Именно в такие периоды разочарования, страха и волнений перед неизвестным будущим человек остро нуждается в счастье. Человек не может найти «ниточку», за которую бы он ухватился и держался, чтобы не упасть еще дальше в пропасть. Эта «ниточка» — кусочек хоть какого-нибудь счастья. Вот почему многие люди в кризисные моменты своей жизни принимают такое решение, которое они никогда бы не приняли, если бы были в стабильном положении. Например, женщины начинают встречаться с мужчинами, которые далеки от их идеалов. А мужчины могут работать за гроши.

Кризис жизни тем опасен, что человек снижает уровень своих притязаний и условий, поскольку готов радоваться малому, лишь бы было хоть какое-то счастье. Но давайте не будем доводить дело до крайностей. Кризис не так страшен. Просто нужно понять, чем себя осчастливить в этот период?

Где найти свое счастье в момент кризиса? Пока вы страдаете, переживаете, вынужденно меняете свой образ жизни, очень полезно быть счастливыми. Это придает вам энергии и уверенности в себе. Где же взять это самое счастье? Просто нужно подумать, чем вы можете полезным заняться в период своего кризиса. К примеру, вы когда-то любили читать – достаньте свои книжки и снова их перечитайте. Вы когда-то хотели заняться спортом – займитесь им. Вам когда-то нравилась идея научиться разбираться в экономике – пойдите на специальные курсы. Другими словами, вспомните то, что вас когда-то увлекало, интересовало, но было заброшено по тем или иным причинам (чаще всего из-за отсутствия времени). Возобновите свои увлечения, пока вы находитесь в кризисе.

Маленький кусочек счастья можно получить от простого сравнения себя с другими людьми. Но здесь есть и опасность, что вы начнете себя сравнивать с теми, кто, по вашему мнению, более успешен, нежели вы. Посмотрите на тех людей, которые живут хуже, чем вы. Конечно, звучит немного эгоистично, но и это может доставить удовольствие – понимание того, что вы живете не так уж и плохо.

Кризис опасен тем, что человек может снизить свои требования в отношении качества своей жизни. Вокруг него начнут появляться плохие люди, он начнет попадать в неприятные истории. Поэтому нужно вспомнить о своих увлечениях и интересах, которые будут давать хоть какую-то радость на тот момент, пока вы выходите из кризиса. Если у вас есть такая возможность, то поставьте перед собой цели на будущее и начните их потихоньку реализовывать. Делайте что-то полезное для самих себя. Только это принесет вам радость на этот период.

Что такое возрастные кризисы?

Возрастным кризисом следует называть особенности психической деятельности, которые наблюдаются абсолютно у всех индивидов в определенный период. Конечно, возрастной кризис не наступает ровно в день рождения, когда он должен начаться. У одних людей возрастной кризис начинается чуть раньше, у других – чуть позже. У детей обычно возрастные кризисы наиболее заметны и возникают в течение плюс-минус 6 месяцев от заданного возраста. У взрослых людей возрастные кризисы могут длиться очень долго (7-10 лет) и начинаться плюс-минус 5 лет от заданного возраста. При этом симптоматика возрастного кризиса у взрослого будет нарастать постепенно и даже иметь размытые характеристики.

Возрастным кризисом следует называть новый виток, исход, начало нового движения. Другими словами, с наступлением возрастного кризиса у человека возникают новые задачи, нередко основанные на чувстве собственной неудовлетворенности, которая возникла в предыдущий период.

Кризис среднего возраста наиболее известен тем, что именно в данный период человек оглядывается назад, понимает упущенные возможности, осознает бессмысленность своего стремления воплотить в реальность чужие желания и готовность со всем расстаться, чтобы только начать жить так, как хочется.

Возрастной кризис – это начало нового движения, когда человек ставит новые задачи и пытается их достичь, пока не наступил очередной кризис.

перейти наверх

Возрастные кризисы в психологии

Психология детально рассматривает возрастные кризисы, поскольку с их наступлением в жизни человека начинает многое меняться. Меняются не только желания и устремления индивида, но и его психическая деятельность. Кризисы, наступающие в детском возрасте, связаны с психическим и физическим развитием, в то время как кризисы в более взрослом возрасте связаны скорее с достигнутыми желаниями, удовлетворенностью жизнью и отношениями с другими людьми.

Возрастные кризисы провоцируют человека двигаться. Вот только в жизни индивида все успокоилось, сложилось, он привык к своему образу, как вновь у него возникают внутренние переживания, перестройка, трансформация. Каждый кризис знаменуется тем, что человек вынужден что-то менять в своей жизни. Это приводит к нестабильности его положения, необходимости преодолевать трудности и решать возникшие задачи.

Вот почему психологи рассматривают возрастные кризисы более подробно, чтобы понять, как человеку их проходить легко. Даются такие советы:

  1. Каждый кризис заставляет человека решать определенные задачи. Если человек не может найти решения, то нередко он застревает в кризисном периоде. Начинается новый виток, который становится преодолеть еще сложнее из-за нерешенных задач на предыдущем периоде.
  2. Каждый кризис знаменуется изменениями в человеке. И не всегда индивид прогрессирует (развивается). Нередкими становятся случаи, когда индивид, наоборот, регрессирует, то есть деградирует из-за своей неспособности адаптироваться к новым условиям своего существования.
  3. Кризисы в детском возрасте должны помогать преодолевать родители. В противном случае, если ребенок не пройдет определенный кризис, он надолго застрянет в нем, продолжая волновать его в последующие годы, даже в течение всей жизни, пока задачка кризиса не будет решена и устранена. Так, если:
  • Ребенок не получит базового доверия, тогда он не сможет устанавливать близкие отношения с людьми.
  • Ребенок не получит самостоятельности, тогда он не сможет принимать свои решения и понимать собственные желания.
  • Ребенок не научится трудолюбию или не обретет определенные навыки, тогда ему трудно будет достигать успехов по жизни.

Многие люди застревают в подростковом возрасте – период, когда человек должен взять ответственность за собственную жизнь на себя. Если ребенок бежит от ответственности, тогда он лишается возможности быть успешным.

Таким образом, возрастной кризис – это определенная задача, которую должен человек решить в отведенное ему время, чтобы благополучно перейти на новый виток своего развития, когда время наступит.

перейти наверх

Возрастные кризисы и их характеристика

Итак, переходим к характеристикам возрастных кризисов:

  1. Первый кризис наступает с рождения до года – период развития базового доверия к миру. Здесь ребенок громким криком требует к себе внимания и заботы со стороны близких. Вот почему родители должны к нему бежать по первому зову, что не является баловством или прихотью, а становится потребностью данного возраста. В противном случае, если ребенок не будет получать всей заботы и любви по первому крику, он разовьет недоверие к миру.
  2. Второй возрастной кризис наступает в возрасте от 1 года до 3 лет – когда ребенок постепенно старается все делать сам. Он пробует свои силы, повторяет за взрослыми, постепенно обретает автономию и независимость от них. Здесь ребенку нужно помогать и поощрять. Именно в этом возрасте он становится капризным, упрямым, истеричным, что связано с его желанием быть самостоятельным. Ребенку также нужно устанавливать границы (что делать можно и нельзя), иначе он вырастет тираном. Не ограждайте его от экспериментов и познания собственного тела, ведь именно на данном этапе ребенок начинает изучать свои половые органы и понимать разницу между полами.
  3. Третий возрастной кризис наступает в возрасте от 3 до 6 лет – когда ребенок обучается трудолюбию, начинает выполнять всю домашнюю работу. Именно в данный период ребенка нужно всему обучать, начиная с элементарного. Нужно позволять ему все делать самостоятельно, под присмотром родителей, совершая ошибки и исправляя их, не будучи при этом наказанным. Также в данном возрасте ребенок увлекается ролевыми играми, в чем его следует поощрять, поскольку таким образом он обучается социальной жизни во всех ее планах.
  4. Четвертый возрастной кризис наступает от 6 до 12 лет – когда ребенок легко и быстро усваивает знания и навыки, которыми он будет пользоваться всю свою жизнь. Вот почему в данный период его следует обучать, образовывать и позволять посещать все кружки, которыми ему хочется заниматься. В этот период он получит тот опыт и навыки, которые будет использовать всю жизнь.
  5. Пятый этап называется «подростковым» и знаменуется сложностями общения родителей и детей. Это связано с тем, что у детей меняется отношение к себе и взрослым, что должны учитывать родители. Ребенок на данном этапе занимается самоидентификацией: кто он, чем он должен заниматься, какую роль выполняет в данной жизни? Нередко подросток здесь входить в различные неформальные группировки, меняет свой имидж и пробует новые модели поведения. Родители уже перестают быть авторитетами для детей, что является нормальным. Что могут сделать родители?
  • Начать уважать желания ребенка и разговаривать с ним на равных. Если вам что-то не нравится, то намекните или мягко скажите об этом, чтобы ребенок подумал и сам решил, слушаться ли вас.
  • Становиться для него примером. Если он не видит в вас авторитета, тогда предложите ему вариант достойного человека, с которого он будет брать пример (желательно, его пола). В противном случае ребенок сам найдет, на кого ему ровняться.
  • Помогать ребенку в поиске самого себя и своего смысла жизни. Не назидать, а позволять увлекаться не только учебой, но и своими интересами.
  1. Шестой кризис наступает в 20-25 лет – когда человек полностью отдаляется (отщепляется) от родителей. Начинается самостоятельная жизнь, которой родители не должны мешать. На данном этапе человек обучается общению с противоположным полом и построению с ним отношений. Если этого не происходит, значит, не пройден предыдущий этап. Также человек нарабатывает новых друзей, вливается в рабочую жизнь, где сталкивается с новыми людьми и коллективом. Очень важно, чтобы человек умел брать на себя ответственность и преодолевать все трудности. Если под натиском проблем человек бежит к родителям, значит, он еще не прошел какой-то предыдущий этап. Здесь же человек должен преодолеть тот барьер, когда он должен соответствовать чужим ожиданиям и быть самим собой. Нужно прекратить угождать окружающим и начать жить своей жизнью, быть самим собой, идти своим путем. Если человек не может оградиться от общественного мнения, тогда он продолжает быть инфантильным (ребенком).
  2. Седьмой этап начинается с 25 лет и длится до 35-45 лет. Здесь человек начинает устраивать свою семью, развивать карьеру, находить друзей, которые будут его уважать, все это развивать, усиливать и делать стабильным в своей жизни.
  3. Восьмым кризисом называется «кризис среднего возраста», который начинается в 40 лет (плюс-минус 5 лет) – когда у человека все стабильно, наработано, организованно, однако он начинает понимать, что все это бессмысленно, его не радует. Здесь человек начинает оглядываться назад, чтобы понять, почему он несчастлив. Он сделал все так, как говорили ему родственники, друзья и общество в целом, однако он до сих пор несчастлив. Если человек понимает, что раньше он жил не так, как ему хотелось бы, тогда он все это разрушает. Если же человек более-менее доволен своей жизнью, тогда он лишь ставит новые цели, к которым будет стремиться, имея все то, что у него уже есть.
  4. Следующий кризис тоже становится переломным, он начинается в 50-55 лет – когда человек выбирает, будет он дальше жить или стареть. Общество говорит человеку о том, что он уже теряет свою значимость. Человек стареет, поэтому уже больше не нужен, поскольку есть более молодые и перспективные люди. И здесь человек решает, будет он дальше бороться, жить, развиваться или начнет стареть, думать о смерти, готовиться к пенсионному возрасту.
  5. Последним становится кризис от 65 лет – когда человек обладает большим опытом, знаниями, навыками. Чем он будет заниматься дальше? В зависимости от принятого решения, человек либо начинает делиться своими знаниями, обучать молодых, либо начинает болеть, становиться обузой для близких, требовать их внимания, как маленький ребенок.

перейти наверх

Особенности возрастных кризисов

В зависимости от того, как человек реагирует на свои кризисные периоды, он проходит их тяжело или мягко. Можно не подавать виду, что что-то начинает меняться. Однако возрастные кризисы наступают у всех, что неизбежно. Если пытаться убежать от кризисного периода, не замечать его, стараться ничего не менять в своей жизни, то это делу не поможет.

Однако есть люди, которые более открыты к любым переменам в своей жизни. Они проходят кризисные периоды более мягко, поскольку быстро ко всему адаптируются, обучаются.

перейти наверх

Итог

Возрастной кризис – это обязательное явление в жизни любого человека, что связано с психическими изменениями в личности. Как человек будет проходить тот или иной кризисный период, зависит уже от него лично. Однако в кризисном периоде можно застрять, деградировать или прогрессировать (стать совершеннее), что зависит от самого человека и что будет влиять на всю его дальнейшую жизнь.

Возрастные кризисы. Самоучитель по психологии

Возрастные кризисы

На основе описанных Эриксоном стадий психосоциального развития психологи выделяют особые, кризисные моменты и состояния в биографии человека: возрастные кризисы – это переход на новую ступень развития, с новыми задачами и поиском новых способов их решения. То, что было приобретено на более ранних стадиях, является необходимым фундаментом дальнейшего развития, но каждый возрастной кризис требует и изменений, отказа от некоторых ранее эффективных способов поведения:

«Каждый переход на новую ступень заставляет отказываться от какой-то магии, от какой-то иллюзии безопасности и удобного привычного чувства эго во имя развития нашей неординарности» (Шихи Г. Возрастные кризисы: Ступени личностного роста. СПб., 1999).

Наступление очередного кризиса обычно бывает ознаменовано какими-то ключевыми событиями в биографии: окончание учебного заведения и начало профессиональной деятельности, вступление в брак, рождение ребенка, смерть родителей, взросление и уход из дома собственных детей – это те вехи, которыми отмечена жизнь большинства людей.

Кроме этого, практически никому не удается избежать и некоторых «внештатных» ситуаций, таких как потеря или смена работы, развод и новый брак, переезд на новое место жительства (возможно, даже в другую страну). Все эти события накладываются на внутренние процессы личностного роста и вместе с ними определяют неповторимые особенности прохождения возрастных кризисов каждым из людей.

В переходные периоды образ жизни человека внезапно меняется сразу в четырех измерениях:

Первое измерение – внутреннее ощущение себя по отношению к другим.

Второе измерение – чувство безопасности и опасности.

Третье измерение – восприятие времени.

Четвертое измерение – ощущение физического спада.

Все богатство переживаний, возникающих в этих измерениях, окрашивает жизнь человека в неповторимые тона и подталкивает его к принятию тех или иных решений.

Психолог Гейл Шихи выделила следующие основные кризисы взрослого человека.

1. Отрыв от родительских корней (18—22 года). Окончание школьного обучения, начало приобретения профессии – это первые шаги к самостоятельному, независимому от родительской семьи существованию. За внешней самоуверенностью скрывается страх неудачи, привычное ощущение ребенка, что заботиться о нем должны взрослые. Мнение сверстников предпочитается советам родителей, идет поиск авторитетов. Характерно, что как только собственные убеждения молодого человека начинают расходиться с идеалами избранной им группы «своих», последние начинают восприниматься как «предатели».

В этот период молодые люди охвачены желанием проявить себя – в учебе или общении, мировоззрении, идеологии, будущей профессиональной деятельности. Эмоциональная привязанность к родителям становится бременем, привязывающим к «детским» формам поведения, и потому эта связь истончается (хотя, как правило, никогда не прерывается окончательно): «Одна наша половина пытается быть индивидуальностью, а другая стремится восстановить безопасность и комфорт и слиться воедино с другим человеком. Одно из самых популярных противоречий этого перехода заключается в следующем: мы можем ускорить наше развитие, присоединившись к сильному человеку. Но люди, которые вступают в брак в это время, часто продолжают поддерживать финансовые и эмоциональные связи с семьей и родственниками, что мешает им стать экономически независимыми».

Как и все прочие, этот кризис является необходимым и неизбежным для развития личности: если на данном этапе взросления кризиса не происходит, то он разражается позднее и, подобно детским инфекциям вроде ветрянки, переносится тяжелее. Благополучный же выход из него позволяет индивиду сформировать новые, зрелые и основанные на чувстве благодарности отношения с родителями.

2. Искания в двадцать лет. Это время, когда делаются попытки удержаться в мире взрослых, идет поиск наиболее эффективных стратегий взрослого поведения. Это период подготовки к основному делу жизни, приобретение необходимых навыков и качеств, создание интимных отношений. Очень часто это и потеря иллюзии, будто бы первый же совершенный выбор (профессиональный или личный) был единственным, верным и окончательным. Так, очень часто после получения диплома об образовании молодые люди оказываются в состоянии кризисной растерянности, обнаружив, что избранная ими сфера деятельности не привлекает их или требует таких качеств и умений, которыми они не обладают.

В этот кризисный период возможны два потенциально опасных способа разрешения. Один состоит в том, чтобы свести поиски и сомнения к минимуму, обеспечить себе безопасность, приняв все имеющиеся на данный момент обязательства (приступить к работе «по специальности» даже в том случае, если к ней не лежит душа, вступить в брак потому, что «так принято», и т. п.). Такая стратегия дает временное ощущение безопасности и надежности, но чревата подспудным и все более усиливающимся чувством неудовлетворенности и обреченности.

Второй крайний вариант – бесконечные поиски и метания, вызванные страхом совершить «не тот» выбор: затянувшиеся «поиски себя» могут длиться десятилетиями при минимальной, если не нулевой, продуктивности.

3. Осознание своих тридцати. Приближение к этому возрасту обычно связано с ощущением новых жизненных сил. Очень часто выбор профессии, сделанный десятилетием раньше, перестает удовлетворять человека, и он ощущает в себе новые качества, которые зреют и требуют своей реализации: «Появляется стремление вырвать пройденный кусок жизни и начать все сначала в тридцать лет. Это может означать выход на иную дорогу или превращение мечты, например, “стать президентом” в более реальную цель. Одинокий человек чувствует толчок, побуждающий его искать партнера. Женщина, которая раньше была довольна тем, что сидит дома с детьми, стремится выйти в свет. Бездетные родители стремятся завести детей. И почти каждый, кто уже семь лет живет в супружестве, чувствует недовольство».

4. Корни и расширение. После бурных изменений, связанных с предшествующим «кризисом тридцати», многие начинают обустраивать жизнь заново, буквально выращивать новые корни: предпринимают новые карьерные усилия, заключают браки (впервые или начинают новую семейную жизнь, распростившись с иллюзиями «студенческих семей»). В сохранившихся браках ослабевает накал страстей, несколько снижается удовлетворенность, но при этом расширяются общественные связи семьи и развивается более внимательное отношение к детям.

5. Между 35 и 45. «Земную жизнь пройдя до половины», человек задумывается о конечности собственного существования. В этом возрасте толчком к личностному кризису может послужить многое – ощущение утраты молодости и физических сил, первые проблемы со здоровьем, изменение привычных ролей, взросление детей и т. д. Многих людей в этом возрасте подстегивает ощущение «последнего шанса»: они начинают интенсивно строить карьеру (особенно мужчины) или семейную жизнь (особенно женщины).

«Возраст между 35 и 45 годами – это время опасностей и больших возможностей. Мы можем переосмыслить ориентиры, по которым оценивали собственную личность в первой половине жизни, и те из нас, кто воспользуется этой возможностью, будут искать истину».

Это время переоценки ценностей, убеждений, веры. На этом этапе человек как бы остается наедине с собой: заново оценивая себя и совершая очередной выбор, он уже не может и не должен полагаться на мнение других, спрашивать у кого-то разрешения или перекладывать ответственность.

При успешном преодолении этого кризиса человек испытывает волнующее ощущение свободы и открывающихся перед ним новых возможностей и перспектив.

6. Обновление или покорность. Равновесие восстанавливается примерно к 45 годам, но если человек не проявлял активности в поиске и реализации значимых для него целей, то эта стабильность теперь вызывает ощущение застоя и порождает чувство печальной покорности или раздраженного разочарования. Остановка в развитии приводит к утрате поддержки и безопасности: «Родители становятся детьми. Дети – незнакомыми людьми. Друг вырастет и уйдет. Карьера превратится просто в работу. И каждое из этих событий будет ощущаться как несостоявшееся». Назревающий в результате психологический кризис несколько лет спустя может выплеснуться в разрыве семейных, дружеских или профессиональных связей, развитии физических или психических недугов.

С другой стороны, и в 50-летнем возрасте возможно обретение новой цели, вокруг которой вся жизненная конструкция выстраивается по-новому: это может быть и забота о внуках, и включение в общественную деятельность, и масса занятий, на которые прежде не хватало времени.

«Родители могут быть прощены за то, что дети дались им слишком тяжело. Дети могут быть отпущены без сожалений. В пятьдесят лет приходит новая теплота и умудренность опытом. Друзья и личная жизнь становятся важны как никогда. Люди, которые преодолели середину жизни, чаще всего заявляют, что их девиз сейчас: “Не заниматься ерундой”».

Таким образом, мы видим, что одна из основных идей современной психологии состоит в непрерывности развития. Человек всегда остается способным к изменениям и свободному выбору своего жизненного сценария, и знание возрастных особенностей, грядущих с неизбежностью психологических кризисов может помочь нам в более успешном их преодолении – и, в конечном итоге, в достижении наибольшей полноты и гармонии в личной и общественной жизни.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Возрастные кризисы в психологии. Смысл кризисов


Кризисные периоды жизни могут совпадать с кризисными периодами в развитии человека. Возрастные кризисы




Земную жизнь пройдя до половины,

Я очутился в сумрачном лесу…


Природа человека устроена так, что каждый из нас на своем жизненном пути проходит через целый ряд возрастных кризисов. Определенные этапы нашей жизни, как времена года последовательно сменяют друг друга, и в соответствии с ними мы претерпеваем изменения — то наполняемся, то иссякаем, то оживляемся, то затихаем. Эти этапы и переходы, связанные с ними, есть проявление пульсации жизни в нас.


Мы проходим жизненные вехи — рождаемся, расцветаем, наполняемся жизненной силой, которая постепенно ослабевает и угасает. Это естественные процессы, естественные циклы — взросление, развитие, увядание, которым все подчиняется.


Подчиняемся ли мы этому естественному порядку? Готовы ли мы принимать его вызовы, насколько мы расширяем свое сознание, чтобы вместить в себя то новое, что приносит нам переменчивая жизнь. Чем острее мы сопротивляемся этому естественному порядку, тем болезненнее проходит кризис середины жизни.


Возрастные кризисы в психологии — смысл кризисов — стабильные и кризисные периоды развития


Кризис развития — особый момент в человеческой жизни, момент выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и отставанием, он не обязательно осознается, лишь спустя некоторое время человек осознает, что этот этап пройден. Кризис несет некоторую опасность для нас, но дарует также и возможности. И сухой остаток кризиса в очень большой степени определяется нашим внутренним выбором, осознанным или нет.


Все возрастные кризисные этапы, начиная с детского возраста и до периода зрелости, приносят неудобства и выводят нас из привычной зоны комфорта, побуждая двигаться в неизвестное, а это всегда страшно и неудобно. До этого мы освоили какое-то жизненное пространство, мы развили какие-то качества, научились получать удовольствие от каких-то вещей, наработали необходимые ресурсы. Наступление кризисного периода заставляет нас менять привычное существование, покинуть насиженное место, осваивать новые пространства и цели. Кризисный период становится проблемой тогда, когда мы не хотим выходить из зоны комфорта.


Наши биологические часы тикают неустанно, на пути от детства к старости мы меняемся год от года. Когда-то эти перемены происходят почти незаметно и постепенно, когда-то — резко и интенсивно. В стабильные периоды (литические) изменения, происходящие с нами постепенны и умеренны. Критические периоды характеризуются резкими качественными скачками. Т.е. развитие человека происходит через качественно различные стадии, которые можно сгруппировать в два типа: критические и стабильные периоды.


Стабильный период развития характеризуется медленным накоплением, мы накапливали необходимые ресурсы, осваивали жизненное пространство, до которого могли дотянуться, выгораживали свою зону комфорта, т.е. определяли, что для нас комфортно, а что — нет, и в соответствии с этим организовывали свою жизнь. До кризиса мы что-то получали от жизни, в нас что-то вкладывали, мы жили в определенности и стабильности, и теперь, с наступлением кризиса, приходит пора реализовать накопленный потенциал, семя должно расцвести в цветах.


Кризис характеризуется резким качественным скачком в развитии, т.к. происходит важный момент в жизни человека — смена качественной стадии развития, переход на следующий этап жизни, который требует от человека нового понимания себя, расширения аспектов собственной идентичности, переформулирования жизненных задач, стоящих перед ним.


Любой возрастной кризис обеспечивает возможность перехода на новый этап развития. И как было уже отмечено, кризис — это всегда дискомфорт, но таковы законы развития — развитие возможно только через боль и преодоление дискомфорта, иначе мы не развиваемся. Мы знаем закон, что если нет сопротивления, нет и движения. При благополучном прохождении кризиса у нас формируется новое самосознание, мы строим новые взаимоотношения с окружающим миром.


Чем же так неудобен кризисный период? Так как социальная ситуация, в которой мы находимся, ставит перед нами новые усложняющиеся на каждом возрастном этапе задачи, мы сталкиваемся с потребностью в новых ресурсах, которыми пока не обладаем, от нас требуется то, чего пока у нас нет. Это является причиной того, что в каждом критическом периоде наша самооценка становится неустойчивой. Плюс ко всему еще, в целом, современная ситуация характерна тем, что возросла сложность мира, и от нас требуется развитие разноплановых качеств, конкурентоспособность, выносливость нервной системы, в то же время гибкость и хорошая адаптивность. На кризисе мы оказываемся уязвимыми.


В кризисный период должны быть сформированы психологические новообразования, которые позже станут завоеваниями стабильной фазы развития, войдя в структуру психики человека, т.е. когда человек их полностью ассимилирует и освоит как инструмент. Момент, пока эти новообразования еще не вошли в структуру психики, но их надо в себе удерживать, психологически сложен. Он требует больших психоэнергетических затрат и усилий. Этим и отличается сложность всех кризисных периодов.


Начиная с младенческих лет и до самой старости, человек в определенные моменты сталкивается с накоплением неких противоречий текущего этапа развития, которые прорываются через кризис и должны быть преодолены, человек вырастает из коротких штанишек предыдущего этапа жизни. Кризис знаменует собой новое рождение, в процессе которого осуществляется преемственность идей, движение, раскрытие новых аспектов идентичности, рост, формирование новых взаимоотношений с окружающим миром. Мы должны выносить новые идеи, которые помогут нам понимать себя и жить дальше.


Когда ребенок появляется на свет, он переживает первый в своей жизни кризис — кризис новорожденности. Т.е. уже в момент рождения ребенок проходит через кризис, смысл которого — возможность индивидуального существования, индивидуальной психической жизни, основой которой является психофизиологическая готовность ребенка к существованию в этом мире. Из медицинской статистики известно, что пик детской смертности приходится именно на кризис новорожденности.


Цикличность жизни. Кризисы детского и подросткового возраста


Существуют определенные общие закономерности в развитии людей. Развитие происходит на протяжении всего жизненного цикла человека и имеет сложную организацию во времени. Каждый жизненный этап (т.е. этап в нашем развитии) ставит перед нами свои особенные задачи.


Любой критический период имеет свою специфичность и сензитивен к формированию того или иного психологического новообразования, т.е. когда человек обладает максимальной способностью к освоению тех или иных знаний, навыков, способностей.


Для более объемного понимания феномена развития мы рассмотрим кризисы, характерные для детских возрастов.


Кризис одного года. Ребенок еще в коконе, в диаде — мать-дитя. Если к этому времени сформировано чувство базовой безопасности, доверие к миру ребенок все больше исследует окружающий мир, может уже побыть без мамы. Важность освоения предметного мира и окружающего пространства. Это критический период для развития речи, в рамках овладения предметом ребенок осваивает речь, поэтому очень важна ситуация общения ребенка с мамой. Эмоции еще на уровне аффекта — все надо немедленно, с этим связан дебют воли — гипобулические реакции, резкие проявления.


Кризис трех лет. Первый опыт сепарации/индивидуации. У ребенка формируется ощущение собственной отдельности, внутренней структуры самоощущения собственного «я». Теперь мое «я» отдельно от «я» матери. В этот период развивается гордость за достижения, он гордится тем, что может делать что-то сам — «Я сам». Позже это новообразование включается в очень сложную структуру — «Я-концепцию» человека, в систему формирования мотивационной сферы, способствуя развитию чувства собственного достоинства. Если такое самоощущение у ребенка не сформировано, он будет ощущать себя пустым, неинтересным самому себе, ущербным, недостойным уважения, тотально зависимым.


Кризис семи лет. Сглаженный в проявлениях, но очень значимый. Начинается процесс социализации ребенка. Ребенок приступает к учебной деятельности, т.к. в этот период происходит формирование лобных долей головного мозга, что дает возможность развития способности к произвольности и самоконтролю. Готовность к обучению определяется также способностью к интеллектуализации аффекта и обобщению переживаний, что дает возможность управлять эмоциями, с этого момента ребенок может переосмыслять эмоции, способен скрывать чувства, тайно переживать.


Подростковый кризис. В подростковом возрасте человек вступает в принципиально иную фазу жизни. Это супер кризис. Здесь обостряются противоречия всех предыдущих стадий развития — причем все сразу. Подросток должен выполнить массу задач: справиться с недоработанными задачами предыдущих периодов, выкристаллизовать свое собственное Я, отделиться от родителей, найти свой коллектив, стать автономным и при этом сохранить отношения. Это время между двумя мирами — миром детства и миром взрослых, мир детства уже выталкивает подростка, а мир взрослых еще не принимает, в этом заключается драма этого периода. Главная задача — завоевать автономию и сделать выбор — выбрать дорогу, по которой он пойдет по жизни. Формируются его ценности и взгляды, «я-концепция» — представление о себе, своих талантах и способностях, негативных сторонах, самооценка. Для решения этих очень сложных задач подростку важно понять, в чем его уникальность.


Выход из детства, взросление не означает то, что мы полностью сформированы и кризисы нам не грозят. Во взрослой жизни также есть критические периоды, в которых определяется наше дальнейшее развитие. И кризис среднего возраста — наиболее яркий и кардинальным образом влияющий на дальнейшую жизнь человека, определяющий его приоритеты и направление. Это кризис аутентичности, т.е. соответствия самому себе, т.е. насколько мой образ жизни, мои цели, профессия, семья, отношения соответствуют моим самым глубинным запросам и потребностям.


Читать далее о возрастных кризисах (кризис среднего возраста):


Кризис среднего возраста как поиск себя. Как преодолеть этот кризис


Выход из кризиса среднего возраста — возможность быть собой

Описание возрастных детских кризисов: что говорит психология, характеристика

Возрастные кризисы у детей – нелегкий период для всех окружающих. Ребенок переживает бурное развитие посредством капризов, требовательности, провокационного поведения. Очень важно, чтобы родители отнеслись к такому поведению с пониманием.

Родителям стоит относиться к детям с пониманием

Родителям стоит относиться к детям с пониманием

Что такое возрастной кризис

Возрастные кризисы у детей – это некий период в жизни ребенка, когда он переходит на новый этап жизни. Однако недаром он зовется именно кризисом, поскольку переход происходит довольно резко. У растущего ребенка стремительно развивается образ мышления, меняется мировоззрение, он находится на испытательном пути, когда нужно столько перепробовать, пережить, выучить и понять. Кризисы у маленьких детей связаны с тем, что они начинают сталкиваться с запретами. Казалось бы, столько нового, неизведанного вокруг, но многое почему-то запрещено (нередко малыши обращают все свое внимание на розетки, в связи с чем регулярно слышат грозный запрещающий голос родителя).

У детей кризис начинается с самых первых недель. Отмечается, что новорожденный малыш переживает кризис, поскольку он длительное время жил в тесной, хотя и удобной для него материнской утробе, после рождения в течение 1-2 месяцев он физически и морально адаптируется к новым условиям. Далее кризисным считается первый год в целом (примерно с 9 месяцев до полутора лет). Как выражаются родители, малыш «показывает характер», у него формируются свои особые предпочтения, интересы, которые могут идти вразрез с родительскими ожиданиями. В ответ на очередной запрет малыш закатывается в истерике, но лишь по той причине, что еще не научился реагировать иначе.

Обратите внимание! Между постоянными запретами и вседозволенностью очень тонкая грань. Важно научиться не идти на поводу у плачущего ребенка, не пытаться успокоить его тем, чтобы дать ему желаемое. Достаточно отвлечь малыша чем-то другим, ярким, интересным – детки еще рассеяны и довольно быстро забудут причину своих слез.

Дальнейший детский возрастной кризис возникает в возрасте трех лет, считается он практически неуправляемым. Вдобавок к окрепшему характеру появляется умение разговаривать, точнее требовать, кричать, топать ножками и даже драться с родными. Важно, чтобы родители нашли лазейку к собственному ребенку, но совсем не через суровые наказания.

Потом начинаются школа, новые правила, требующие дисциплины, сверстники и сверстницы, очередные ограничения. В этот же период ребенок все еще стремительно развивается, причем и физически, и морально. Важно поддерживать малыша, не оказывать на него чрезмерного давления, поскольку он все еще хрупок. Нередко в этот период родители и учителя начинают возлагать на детей огромную ответственность и надежду, к которым дети, вероятно, еще не готовы.

В силах родителей сгладить устанавливаемые границы поведения

В силах родителей сгладить устанавливаемые границы поведения

Затем приходит переходный возраст, в среднем выпадающий на 13 лет. К этому времени у ребенка вырабатывается так называемый темперамент. Его поведение в ответ на резкие гормональные и физические изменения во многом зависит от темперамента, т. е. он может переживать этот период очень буйно, может и вполне спокойно.

Причины возрастных кризисов у детей

Причины детских кризисов по годам статистически сводятся к тому, что желания ребенка, его интересы, потребности не совпадают с тем, что ему дается в тот или иной период. Иными словами, там, где ребенка обуревает любопытство, оказывается много опасностей: в то время как ребенку хочется двигаться без остановки, его сажают за парту. В период, когда он чувствует себя взрослым, самостоятельным, оказывается, что он еще малыш, который не научился справляться с жизнью. Не удивительно, что все эти противоречия, происходящие на физическом, психическом и социальном уровнях, вызывают капризы и обиды у ребенка.

Как проявляются кризисные этапы

Кризисы детского возраста –  это одновременно и скачок в физическом и моральном развитии ребенка, и разрушение предыдущего «опыта», всего того, что было сформировано ранее. Поэтому важно помочь ребенку смягчить эти переходы, иначе в дальнейшем он может стать нелюдимым, недоверчивым.

Во время кризиса новорожденности, когда малыш вдруг оказывается во «внешнем мире», где все кардинально отличается от того, к чему он успел привыкнуть, ему приходится адаптироваться. Важно быть рядом с ним, откликаться на его зов, создавать ему комфорт и уют. Совсем скоро он оживится и начнет более ярко воспринимать мир, а также родные лица.

Кризис первого года жизни нередко сопровождается капризами, поскольку малыш обретает самооценку и прощупывает уровень самоуважения. У него нет нейтральных реакций. Есть четкие: слезы обиды на запрет, радостный смех (причем сквозь те же слезы) в ответ на одобрение.

Кризис трех лет считается сложным не только для ребенка, но и для родителей, поскольку чадо становится невыносимым. Проявляется это в постоянном негативизме, строптивости, а также своеволии. Малыш делает все наоборот, резко реагирует на просьбы старших, он отмахивается от них, когда те пытаются помочь, при этом нередко ведет себя вызывающе. Он считает себя самостоятельным, точнее начинает чувствовать свою значимость. Однако малыш не всегда может справиться со своими эмоциями, поэтому поддержка (а не наставления) близких очень важна в этот период.

Родителям не нужно поддаваться на детские провокации

Родителям не нужно поддаваться на детские провокации

У детей дошкольного возраста грядет кризис семи лет. Они – еще ребенок, неугомонный и энергичный, однако начинается школа, и все вокруг загоняют маленького человечка в рамки. Ребенок этого периода может отличаться обидчивостью и ранимостью, становится навязчивым, стараясь как бы вернуть то время, когда от него не требовали быть взрослым.

Переходный, подростковый период – время, когда меняются внешность, голос, поведение ребенка. Он либо принимает себя, либо презирает, это во многом зависит от поведения родителей ранее. Стараясь скорее обрести самостоятельность, ребенок может обзавестись новыми привычками, иногда скопированными у других. Так или иначе, к 18 годам он станет полноправной личностью с таким характером, который тренировался в течение предыдущих лет.

Как вести себя родителям

Детские кризисы немало влияют и на родителей, которым стоит обзавестись одной сильной чертой характера – терпением. Когда в семье появился малыш, родители учатся угадывать его желания по жестам и мимике. Замечая, что у ребенка проявляется любопытство к опасным, запретным местам, многие мамы и папы переходят на крик, считая, что это эффективный метод запугивания, что он отучит ребенка лезть, куда не надо. Но нельзя запугивать. Стоит брать в расчет, что первое время малыш еще не понимает объяснений, поэтому нужно именно терпение. Лучше обезопасить квартиру или не пускать чадо в наиболее опасные комнаты (кухня, коридор с обувью, ванная с химикатами). Напротив, можно давать ребенку безопасные взрослые вещи, например, пластиковую посуду, зубную щеточку, калькулятор. Это сыграет положительную роль в любознательности малыша, ведь собственные игрушки не такие интересные, как взрослые. Позднее, когда малыш начнет внимать, родителям стоит научиться не просто говорить «нет», а объяснять, почему «нет».

Таблица основных кризисов ребенка по годам

Характеризуются кризисы развития ребенка теми или иными элементами поведения ввиду возрастных физических и моральных изменений.

Таблица кризисов детского возраста

НаименованиеВозрастФормулировкаСовет родителям
Кризис новорожденности0-2 месяцаЗакладка доверия (недоверия) к мируБыть рядом, создавать уют, проявлять заботу
Кризис первого года9 мес.-1,5 годаРазвитие самооценки, уверенности в себеВооружиться терпением, не проявлять агрессию
Кризис трех лет2-4 годаМалыш своевольничает, ведет себя агрессивно, он раздраженПоддерживать и принимать тягу малыша к самостоятельности
Кризис семи лет6-8 летВсе еще пребывая энергичным ребенком, он сопротивляется дисциплинеНе критиковать, проявить понимание и помощь в адаптации к новым условиям (школа)
Переходный возраст12-14 летГормональные, физические и моральные изменения, становление личностиНе конфликтовать, не спорить, создать атмосферу, в которой ребенку будет спокойно, уютно

Всевозможные изменения в поведении малыша, становление интересов и тот нелегкий путь, которым ребенок идет в развитии, – это в психологии кризис детства. Многие родители охотно задают волнующие вопросы о поведении ребенка онлайн на интернет-порталах.

Советы психологов

С детьми нужно дружить

С детьми нужно дружить

Кризисный возраст у детей сопровождается бунтом, капризами, особенно если родители ведут себя нетерпеливо, дергают детей, кричат на них, рукоприкладствуют.

Психологи советуют завести дружбу с ребенком. Воспитывать дитя, объяснять запретные вещи посредством игры. Постараться не обидеть ребенка (фу, плакса), а сделать так, чтобы он посмеялся над собой (смотри, сколько слезок, можно уточек выпускать!). Чтобы малыш не бился в истерике, особенно прилюдно, вовсе не обязательно давать ему все, что он требует. Можно отказать, но занимательной историей про «дяденьку-начальника, который даст маме денежку на игрушки через недельку». Во многих ситуациях можно найти особый подход.

В течение большей части детского возраста малыш переживает кризисы в силу того, что стремительно растет, развивается и осваивает мир. Эти периоды называют кризисами, поскольку дети зачастую бунтуют и капризничают. Если родители сумеют организовать дружелюбную, заботливую атмосферу, то детские кризисы переживаются гораздо спокойнее.

Видео

Что такое психология развития? — Изучите психологию

What is developmental psychology?
(Последнее обновление: 5 марта 2019 г.)

Как люди растут и меняются в течение жизни? Это один из многих вопросов, на которые пытается ответить психология развития . Развитие — это гораздо больше, чем просто физические изменения, которые происходят в течение жизни. Это также связано с когнитивными, социальными и эмоциональными изменениями, которые происходят в разном возрасте.

Психология развития: тогда и сейчас

Возможно, вы удивитесь, узнав, что когда-то развитие ребенка не было предметом особого внимания.На протяжении большей части истории человечества дети рассматривались просто как миниатюрные копии взрослых. Только после промышленной революции исследователи начали признавать и исследовать детство как уникальный, особый и важный период жизни.

Возможно, неудивительно, что некоторые из основных теорий развития сосредоточены на развитии, которое происходит в детстве. В конце концов, это время, когда изменения в развитии происходят наиболее быстро.

Ранние исследования развития детей начались в конце 1800-х годов с работ естествоиспытателя Чарльза Дарвина и физиолога Вильгельма Прейера.Только в 20-м веке, благодаря работам знаменитого психолога Жана Пиаже, всерьез начались сосредоточенные исследования теорий развития ребенка. Среди других исследователей, внесших большой вклад в исследования в этот период, были Джин Боулби, Лев Выготский и Эрик Эриксон.

Цели психологии развития

Как и другие области психологии, цели психологии развития заключаются не только в описании того, как происходит развитие, но также в объяснении, прогнозировании и даже контроле за ходом развития.Лучше понимая множество факторов, влияющих на нормативное развитие, психологи могут рекомендовать стратегии, подходы и меры вмешательства, которые приводят к лучшим результатам и более здоровым и счастливым детям.

Нормальный Vs. Аномальное развитие

Психология развития стремится понять как нормальное, так и ненормальное развитие. Чтобы описать развитие, исследователи должны отметить как возникают нормативные модели (то есть, как развивается большинство детей), так и индивидуальные различия, которые могут иметь место (т.е. возможные варианты).

Природа против. Воспитание

Объяснение развития часто включает определение того, какое влияние оказывают природа и воспитание. Споры о природе и воспитании — это классический психологический вопрос, который сосредотачивается на том, играет ли генетика или окружающая среда большую роль в различных аспектах человеческого развития и поведения.

В прошлом нативисты утверждали, что развитие почти полностью контролируется генетической наследственностью.Из-за нашей общей ДНК определенные аспекты развития имеют тенденцию следовать довольно предсказуемой схеме с точки зрения времени и результата. Например, начало полового созревания обычно происходит примерно в том же возрасте.

Однако, как вы уже могли догадаться, факторы окружающей среды также могут играть роль в развитии. Хотя эмпирики могли утверждать, что развитие в значительной степени было результатом влияния окружающей среды, сегодня эксперты признают, что природа и воспитание играют важную роль, и что взаимодействие между этими двумя силами также важно.В случае полового созревания генетика играет важную роль в определении того, когда оно начинается, но факторы окружающей среды, такие как получение адекватного питания, также имеют решающее значение.

Прогнозирование

Прогнозирование событий развития позволяет родителям, учителям, психологам и медицинским работникам предвидеть потребности детей и реагировать соответствующим образом. Это также относится к более поздним этапам жизни. Взрослые осознают, что они могут столкнуться с определенными проблемами со здоровьем в результате процесса старения, что позволяет им сегодня вносить изменения в образ жизни и поведение, которые окажут влияние на здоровье и развитие в будущем.

Внесение положительных изменений

Наконец, психология развития позволяет экспертам влиять на жизнь детей, взрослых и пожилых людей. Понимание проблем развития, с которыми люди сталкиваются на разных этапах жизни, позволяет разрабатывать образовательные программы, инициативы в области общественного здравоохранения и целевые вмешательства, направленные на максимальное улучшение самочувствия и преодоление потенциальных проблем.

Например, психологи развития обнаружили, что социальные связи важны для когнитивного и психического здоровья в более поздние годы жизни.В результате сообщества могут поощрять такую ​​социальную активность, создавая центры для пожилых людей, где пожилые люди могут найти связь и сети социальной поддержки.

Важные теории психологии развития

Современное исследование психологии развития появилось в истории лишь относительно недавно, чтобы рассмотреть различные аспекты того, как люди меняются и растут с течением времени. Некоторые из этих теорий сосредотачиваются на том, как развивается личность, в то время как другие сосредотачиваются на когнитивных изменениях, которые происходят в течение детства.

Теория психологии развития Фрейда

Теория психосексуального развития Фрейда была ранней теорией, которая фокусировалась на том, как личность развивается в раннем детстве. Зигмунд Фрейд считал, что психосексуальная энергия фокусируется на различных эрогенных зонах на разных этапах развития. Он также предположил, что неспособность успешно справиться с первичным кризисом на каждой стадии может привести к психологической фиксации на этом этапе развития.

Теория психологии развития Эриксона

Теория психосоциального развития Эриксона была похожа на теорию Фрейда в том, что она разбивала развитие на стадии и включала в себя определенный тип кризиса развития на каждой стадии.Однако теория Эриксона отличалась тем, что рассматривала развитие на протяжении всего жизненного пути, от рождения до смерти.

Теория психологии развития Пиаже

Теория когнитивного развития Пиаже предполагает, что существуют фундаментальные различия в том, как думают дети и как думают взрослые. Пиаже разделил это развитие на четыре отдельных этапа, которые обычно происходят на разных этапах развития. Самый ранний этап сосредоточен на познании себя и мира, в то время как более поздние этапы основываются на этом знании, поскольку дети получают все более сложное понимание себя, других и мира вокруг них.

Теория психологии развития Боулби

Теория привязанности Боулби предполагает, что дети рождаются предрасположенными к формированию привязанностей, которые помогают в их защите, выживании, воспитании и развитии. Ранние паттерны привязанности к опекунам могут повлиять на то, как дети живут с возрастом. Те, кто в детстве может сформировать надежную привязанность, как правило, вырастают счастливее и здоровее во взрослом возрасте.

Теория психологии развития Выготского

Социокультурная теория Выготского подчеркивала важность социальных влияний и культуры для когнитивного развития детей.В то время как другие теории, такие как теория Пиаже, предполагают, что существуют универсальные стадии развития, подход Выготского предполагает, что способ обучения детей зависит от культуры их воспитания.

Некоторые из основных дискуссий в психологии развития

На протяжении всей истории психологии развития был ряд важных дебатов и проблем.

Некоторые из основных вопросов, которые задают психологи и исследователи, касаются относительного вклада генетики по сравнению с окружающей средой, процессов, посредством которых происходит развитие, и общей важности раннего опыта по сравнению с более поздними событиями.

Как упоминалось ранее, классическим вопросом в исследованиях детского развития является дискуссия «природа против воспитания». Иногда это называют дебатами о нативизме и эмпиризме. Он сосредоточен на вопросе, играет ли генетическая наследственность большую роль в влиянии на развитие и поведение или окружающая среда оказывает более сильное влияние?

Сегодня большинство психологов признают, что оба элемента играют важную роль, но споры продолжаются по многим вопросам развития, затрагивающим самые разные темы, от академических способностей до сексуальной ориентации.

Практическое применение психологии развития

Психология развития также играет важную роль в формировании подхода психологов, педагогов и медицинских работников к различным проблемам реального мира. Психология развития может улучшить жизнь детей и семей, рассматривая проблемы, влияющие на социальные проблемы, проблемы воспитания детей, образовательную практику, а также физическое и психическое здоровье.

Психология развития и воспитание детей

Исследования человеческого развития внесли большой вклад в наше понимание родительских подходов, которые приводят к наиболее успешным результатам для детей.

Например, психолог Дайана Баумринд предположила, что существуют некоторые важные аспекты воспитания, отмеченные дисциплинарными подходами, теплотой, стилями общения и родительскими ожиданиями. Сегодня исследователи часто выделяют четыре различных стиля воспитания, которые характеризуются тем, как родители взаимодействуют и воспитывают своих детей. Это авторитетный стиль, характеризующийся высокими ожиданиями, сильным общением, теплотой и широкой поддержкой, который, по мнению экспертов, является лучшим подходом к воспитанию детей.Дети, воспитанные такими родителями, как правило, более счастливы, демонстрируют лучшую саморегуляцию и обладают более сильными социальными навыками.

Психология развития и образование

Психология развития предоставила обширные данные о когнитивном росте детей, которые оказали явное влияние на учебные практики и стратегии. Теории конструктивизма, например, помогают учителям и педагогам лучше понять, как дети активно создают смысл окружающего мира.

Психология развития и здравоохранение

Лица, работающие в сфере здравоохранения, обычно должны пройти по крайней мере один курс психологии развития в рамках своего образования. Благодаря лучшему пониманию основ человеческого развития поставщики медицинских услуг могут быть лучше оснащены для оказания помощи своим пациентам и улучшения показателей здоровья.

Неонатальные медсестры, например, могут использовать свое понимание здоровья и безопасности младенцев, чтобы обучать молодых родителей тому, как лучше всего заботиться о своих новорожденных.Те, кто работает с пожилыми пациентами, способны сопереживать психологическим и физическим проблемам своих пациентов и предоставлять услуги, которые способствуют наилучшему возможному паллиативному уходу, поскольку эти люди сталкиваются с серьезными проблемами со здоровьем.

Последние мысли

Психология развития — это не просто тема, волнующая психологов и исследователей, это тема, которая затрагивает многие другие области, от образования до здравоохранения. Узнавая больше о том, как растут дети и как стареют взрослые, мы можем лучше понять людей и проблемы, с которыми они сталкиваются на всех этапах жизни.

Список литературы

Баумринд Д. (1967). Практика ухода за детьми предшествует трем образцам дошкольного поведения. Монографии по генетической психологии, 75 (1), 43-88.

Эриксон, Э. (1963). Детство и общество. (2-е изд.). Нью-Йорк: Нортон.

Выготский, Л.С. (1978). Разум в обществе. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.

Изображение: Skitter Photo / https://stocksnap.io/photo/FF29114102

.

Психология развития — Simple English Wikipedia, бесплатная энциклопедия

Психология развития , также называемая человеческим развитием, представляет собой эмоциональное исследование того, как человек изменяется психологически (разум и поведение) по мере взросления. Психологи развития сначала изучали младенцев и детей, а позже они также изучали подростков (или подростков) и взрослых. Психология развития изучает человеческие изменения во многих областях, включая моторные навыки (и другие процессы, которые являются как физическими, так и психологическими), способность решать проблемы, понимание концепций, изучение языка, моральное понимание и идентичность.

  • v
  • t
  • e

Психология

История • Психолог
Исследование Аффективный • Биологический • Клинический • Когнитивный • Когнитивная нейробиология • Сравнительный • Развивающий • Эмоциональный • Эволюционный • Экспериментальный • Математический • Нейропсихология • Личность • Физиологический • Позитивный • Психолингвистика • Психопатология • Психофизика • Психофизиология • Качественное исследование • Количественное исследование • Социальное
Применено Оценка • Клинические • Консультации • Образовательные • Судебные • Здравоохранение • Промышленные / организационные • Юридические • Гигиена труда • Психометрия • Консультации по вопросам взаимоотношений • Школа • Спорт • Системы
Ориентации Аналитический • Бихевиоризм • Когнитивно-поведенческая терапия • Когнитивизм • Описательный • Экзистенциальная терапия • Семейная терапия • Феминистская терапия • Гештальт-терапия • Гуманистическая • Нарративная терапия • Психоанализ • Психодинамическая психотерапия • Рациональная эмоциональная поведенческая терапия • Трансперсональная
Психологи Eminent
Б.Ф. Скиннер • Жан Пиаже • Зигмунд Фрейд • Отто Ранг • Альберт Бандура • Леон Фестингер • Карл Роджерс • Стэнли Шехтер • Нил Э. Миллер • Эдвард Торндайк • Абрахам Маслоу • Гордон Олпорт • Эрик Эриксон • Ганс Айзенк • Уильям Джеймс • Дэвид МакКлелланд • Альберт Эллис • Рэймонд Кеттелл • Джон Б. Уотсон • Курт Левин • Дональд О. Хебб • Джордж А. Миллер • Кларк Л. Халл • Джером Каган • Карл Юнг • Иван Павлов
Списки Темы консультирования • Важные публикации по психологии • Неврологические расстройства • Психологические препараты в зависимости от состояния, излеченного • Психологические методы исследования • Психологические школы • Психологи • Дисциплины психологии • Психологические организации • Темы психологии • Психотерапия • Хронология психологии

Psi Эту короткую научную статью можно сделать длиннее.Вы можете помочь Википедии, добавив к ней .

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *