Культура общения в современном обществе: что это и правила этикета
Речь и культура общения | Статья в журнале «Молодой ученый»
Библиографическое описание:
Левшин, Е. О. Речь и культура общения / Е. О. Левшин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 13.2 (117.2). — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/archive/117/32402/ (дата обращения: 25.08.2020).
Культуре речи уделялось пристальное внимание в работах отечественных лингвистов двадцатого столетия, таких как В. И. Чернышев, В. В. Виноградов и т. д. Однако в других лингвистических традициях проблема разговорной речи является частью изучения нормативной стилистики и не выделяется в отдельную категорию. В данной статье будут рассмотрены основные аспекты этого феномена, включая проблемы влияния речи и культуры общения на современное поколение.
Одним из главных показателей образованности и общей культуры молодого человека является культура речи, т. е. способность грамотно и четко доносить свои мысли и идеи до собеседника. Это относится к нормам не только устной, но и письменной речи. Культура речи современного и грамотного человека – это способность грамотно использовать различные языковые средства в любых условиях общения. В целом, владение культурой речи может быть условно разделено на «правильность речи» и на речевое мастерство. Культура речи не может быть идеальной, поэтому носителям языка и другим языковым личностям необходимо развивать и совершенствовать, как свою манеру общения, так и речь в целом. Отличительной чертой грамотного человека является не только умение избегать ошибок в речи, но и постоянное обогащение своего словарного запаса.
При этом в современном мире под культурой речи понимается не только некая теоретическая дисциплина. Сейчас в нашем стремительно развивающимся обществе, где одним из важнейших стимулов такого быстрого развития является коммуникация, это еще и языковая политика, определяемая государством и пропагандирующая языковые нормы в обществе. Базовая роль здесь принадлежит в равной степени, как лингвистам, так и педагогам и писателям.
Речь и культура общения играют значимую роль в формировании человека, в его становлении как личности. Язык в этом случае является зеркалом культуры человека, т. к. он служит своего рода показателем тех факторов и артефактов, которые данного индивида окружают. Однако речь является не менее важным элементом системы культурного развития. В современном мире она исполняет роль стержня человеческой деятельности.
Поэтому без нее невозможно общекультурное взаимодействие и овладение профессиональными навыками [1, с. 34].
Культура личности человека ярче и точнее всего выражается именно в его речи. Сейчас в молодежной среде представление о человеке, как правило, формируется во время общения с ним, т. е. в коммуникативной среде. Поэтому воспитание культуры общения в современном обществе является одной из его приоритетных задач. При этом необходимо заметить, что с внедрением современных гаджетов, социальных сетей в практику жизни личное общение становится не таким важным и полным, каким оно было всего несколько лет назад. Молодежь гораздо легче общается и заводит друзей в интернете, порой проводя часами в общении с собеседником «онлайн», но при этом, ни разу с ним и не увидевшись, и не поговорив в жизни. Именно поэтому очень важно сформировать культуру общения того или иного человека еще с детства, чтобы она в дальнейшем только развивалась и помогала ему в межличностном взаимодействии.
Формирование культуры общения – процесс очень сложный и трудоемкий. Как правило, он осуществляется в двух основных социальных институтах – в семье и школе. Задача культуры педагогического общения состоит в том, чтобы выработать основу общей культуры коммуникативного взаимодействия учащихся и студентов. В семье же за это отвечают родители. Им самим в воспитании и психологическом формировании детей помогает грамотно выстроенная речь [2, с. 62].
В силу всего вышесказанного, необходимо уточнить, что существует значительное количество форм и видов общения. Выбор этих форм включает в себя множество факторов (уровень знакомства с человеком, социальные и общественные нормы, статус в обществе) и др. Культура обращения, ориентированная на гуманистические ценности, включает в себя способность выбора таких форм обращения, которые бы возвышали человека, как в глазах окружающих, так и в его собственных глазах.
Все нормы и правила общения очень важны, они требуют к себе бережного отношения, поскольку нарушение этих норм приводит к непредсказуемым, но чаще всего негативным последствиям.
В целом, коммуникация и общение представляют собой многообразный процесс. Он обусловлен, прежде всего, обоюдно направленной деятельностью, которая включает в себя обмен мнениями, формирование некой единой концепции, что в свою очередь приводит к восприятию и, что самое важное, пониманию другого человека, его точки зрения.
На основе изучения теоретической литературы по данной теме можно выделить шесть основных направлений культуры коммуникации, заключающихся в выработке:
— общительности в качестве индивидуального устойчивого свойства личности;
— высокого уровня личных взаимоотношений;
— высокого уровня развития группы;
— высокого уровня интеграции совместно направленной деятельности;
— общественной активности;
— способности к быстрой адаптации в различных видах деятельности.
Подводя итог, стоит отметить, что одной из важнейших задач воспитания современной функциональной культуры речи молодежи является овладение ими умениями и навыками анализа сложных ситуаций общения, прежде всего, на примерах практических упражнений по актуальным коммуникативным сферам и ситуациям. На этой базе соответствующие продуктивные умения и навыки могут приобретаться самовоспитанием и воспитанием в естественной речевой практике.
Литература:
- Розенталь Д. Э.Культура речи — М.: Айрис-пресс, 2002. – 142 с.
- Телия В. Н. Коммуникативная функция языка и проблема культурно-языковой компетенции. – М., 2000. – 236 с.
Основные термины (генерируются автоматически): культура речи, культура общения, грамотный человек, направленная деятельность, норма, общая культура, речь, современный мир.
План-конспект занятия на тему: Культура общения
Культура общения
Цели: Формировать представления о социально одобряемом поведении. Развивать познавательный интерес, мышление, разговорную речь, обогащать словарный запас. Воспитывать негативное отношение к порокам человечества, доброжелательные отношения к окружающим.
Ход занятия: У всех здесь присутствующих, общая задача – чтоб все мальчишки и все девочки стали настоящими людьми: УМНЫМИ, ВЕЖЛИВЫМИ, ТРУДОЛЮБИВЫМИ, СЧАСТЛИВЫМИ, т. е. полезными членами общества. Задачу эту мы решаем вместе, но по-разному: одни учат, а другие учатся. Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать разные науки, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми, не обойтись, а для этого надо учиться культуре общения, культуре поведения, вежливости. Занятие будет проходить в форме беседы за полукруглым столом.
На нашем занятии мы постараемся найти ответы на очень сложные вопросы, решить важные задачи.
— Для начала давайте решим такую задачу: чем отличаются дикие растения от культурных? Например – дикая груша.
(Дикая груша растет, где и как попало, а культурная в саду.) За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную поливают, удобряют, прививают. (Плоды у дикой груши не съедобные, кислые, невкусные, а у культурной хорошие.)
— Люди тоже бывают дикими и культурными. Чем они отличаются?
(Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно.)
— Как вы считаете, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким, невоспитанным, невежей?
(С культурным человеком общаться интереснее.)
— Груше можно сделать прививку и она станет культурной. А человеку можно привить культуру?
(Можно привить правила культурного поведения). (Вежливость)
— Объясните, как вы понимаете: «ПРИВИВАТЬ КУЛЬТУРУ»?
(Это значит, что надо развивать, воспитывать привычку вести себя правильно, так, чтобы себя не опозорить, чтобы не было стыдно за тебя родителям и тем, кто тебя воспитывает и учит.)
— Вот мы и нашли ответ на нашу задачу, т. е. решили её. Повторите наше решение.
ВОСПИТАТЬ, ВЫРАБОТАТЬ ПРИВЫЧКУ ВЕСТИ СЕБЯ ПРАВИЛЬНО.
— Чтобы решить следующую задачу нам необходимо совершить маленькую экскурсию в историю русской культуры. Решать мы будем проблему вежливости, а экскурсию проведёт Максим.
— До 16-го века в русском языке широко использовалось слово « ВЕЖА». ВЕЖА – от слова ведать, т. е. знать. Вежа – человек, знающий как надо себя вести в той или иной обстановке. С давних времён в школах на Руси учили грамоте, молитвами и вежеству. Эти познания превратились в вежливость.
— Сейчас будет практическая работа. Все вы знаете, что такое ЛОТЕРЕЯ. И я сейчас проведу с вами беспроигрышную лотерею. Я приглашаю сюда всех мальчиков. Каждый из вас вытянет из коробки лотерейный билет, на нём будет записано правило вежливости, которое вам надо выполнить. Итак, начинаем. Кто первый? Ответ правильный – аплодируем.
Задания для карточек:
- Выйти с девочкой за дверь. (Надо, чтобы мальчик открыл дверь и пропустил девочку вперёд.)
- Помочь надеть куртку. (Надо взять куртку и держать её пока девочка не всунет руки в рукава, потом сзади поправить воротник.)
- Сидят двое взрослых. Они беседуют. Спроси у одного из них, который час. (Надо подойти и сказать: «Извините, что я вас перебиваю, скажите, пожалуйста, который час?)
- Вы чихнули. ( Скажи «ап – чхи» ) Ваши действия. (Сказать «простите»)
- Позвоните по телефону девочке, узнайте задание по чтению. Если её нет дома, поговорите с мамой. (Сказать: «Здравствуйте, позовите, пожалуйста, (имя) Передайте ей, что звонил (имя и фамилия), я хотел узнать задание по чтению.)
- Вы опоздали на урок. Ваши слова и действия. (Извините, что опоздал, разрешите, пожалуйста, войти.)
- Поздравь всех присутствующих с хорошим, весенним днем, пожелай им чего – нибудь хорошего.
— Закончился розыгрыш нашей лотереи. Почему она беспроигрышная? Что вы выиграли в ней?
(Мы выиграли знания о том, как надо вести себя в разных ситуациях. Мы выиграли аплодисменты, значит вели себя правильно.)
— Молодцы! Я прошу Руслана задать нам следующую задачу.
« Вон человек, что скажешь ты о нём?»
Ответил друг, плечами пожимая:
« Я с этим человеком не знаком,
Что про него хорошего я знаю?»
«Вон человек, что скажешь ты о нём?»
Спросил я у товарища другого.
«Я с этим человеком не знаком,
Что я могу о нём сказать плохого?»
( Расул Гамзатов)
-Что одинаково в этих разных ответах?
(Когда человек нам не знаком, мы не можем знать какой он — добрый или злой, культурный или нет, вежливый или невежа. )
— Откуда, из каких источников мы узнаём о человеке? (От знакомых, друзей, соседей, и т. д.). Самым достоверным источником будет личное знакомство, т. е. от общения с этим человеком. Пообщавшись с кем – либо мы выстраиваем своё мнение о нём, а тот человек получает представление о нас. При этом учитывается и культура поведения, и культура речи. Речь наша состоит из слов, а слова бывают разными по своему предназначению.
Какими бывают слова?
(Вежливыми, грубыми, добрыми, злыми, ласковыми, честными, волшебными, и т. д.)
— От сказанного слова зависит многое – настроение, эмоциональное состояние и даже наше здоровье. Объясните поговорку: СЛОВО ЛЕЧИТ И СЛОВО КАЛЕЧИТ.
— Я прошу особого внимания к моим словам. Послушайте и подумайте.
Человек – часть космоса. Он обладает энергией. Слово человека – тоже энергия. Эта энергия распространяется в окружающем пространстве. Если слово хорошее, доброе – то пространство заполняется положительной энергией и оно кому – то помогает. Если слово грубое, злое, грязное – оно засоряет пространство плохой энергией. Соприкоснувшись с такой энергией, человек может заболеть. С раннего детства детей учат волшебным словам, и это делается не просто так, ведь слово имеет силу. Наверно нет таких людей, которые не слышали о проклятии, заговорах, заклинаниях… Скажите, что такое СКВЕРНОСЛОВИЕ?
-Заглянём в глубь истории. В древней Руси мат являлся заклинанием, формулой связи с нечистой силой, проклятием. Все твёрдо знали, что детей нельзя ругать матом, они будут мучимы бесами, у них не будет будущего, т. е. на них наложено родительское проклятие.
— Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом доме.
Так же нельзя было ругаться в лесу – леший может обидеться, на речке – оскорбится водяной.
Чтобы выплеснуть из себя всю грязь, злобу люди уходили в чистое поле. Отсюда и выражение «поле брани». Наукой доказано, что мат опасен для здоровья, способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создаёт иллюзию вседозволенности, калечит людские судьбы, приводит к раннему старению, Обкрадывает нас духовно, унижает и оскорбляет. У того, кто сквернословит, есть 2 пути: первый – зная, что это плохо, продолжать нецензурно выражаться, тем самым включить программу самоуничтожения. Второй путь – путь духовного роста, самовоспитания, красоты.
-Что такое духовность? (Стремление к знаниям, чувство ответственности за свои дела и поступки, понимание красоты, любовь, доброта).
-Наше занятие подошло к концу. Возьмите зеркало. Внимательно посмотрите на себя, какие вы красивые, какие у вас хорошие лица. Улыбнитесь себе и скажите: « Это я. Я человек. Я должен быть культурным и воспитанным. Я этому учусь.»
Культура речи в современном обществе
Многие пожилые и зрелые люди все чаще замечают деградацию молодежи. С особым знанием дела могут говорить жильцы домов, во дворе которых слышно общение подростков. Если прислушаться к представителям будущего поколения, то можно прийти в ужас от количества сленга, ненормативной брани и манеры общения. Поэтому основной проблемой статьи является культура речи в современном обществе.
Под культурой речи следует понимать совокупность правил и общепринятых норм письменных и устных основ языка конкретной страны. Правильное понимание и соблюдение культурных норм прививается с детства. Ребенок не знает правил, он наблюдает и воспроизводит окружающую обстановку. Если родители между собой не используют литературную речь, то и малыш не видит смысла воспроизвести ее.
Чтобы развивать культуру необходимо прививать малышам любовь к чтению, читая Пушкина, Агнию Барто, Корнея Чуковского и других детских писателей.
Признаки нарушения культуры речи
Очень мало людей, которые разговаривают правильной речью. Технический прогресс часто приводит к регрессу в общении. Люди начинают искажать родной язык даже при переписке в социальных сетях, допуская типичные оплошности.
Основные ошибки, коверкающие правильную речь:
- Упрощение речи и употребление жаргонных слов. Такой недочет является самым распространенным даже среди грамотного населения. Например, микроволновая печь называют микроволновкой, компьютер — компом. А делается это все от лени. Люди не хотят от усталости или по другим причинам произносить правильное название вещей. И богатство языка начинает упрощаться.
- Наличие сленговых слов. Например, иностранцу сложно догадаться, что слово «тормоз»может характеризовать личность, которая медленно соображает. А милое слово «овца» иногда используется в качестве оскорбления личности. Существуют особые слова, присущие в речи криминальных личностей.
- Использование в повседневной речи слов иностранного происхождения. Многие молодые люди используют иностранные слова в повседневной речи.Например, слово «чика или чикуля» по-испански значит «девушка».Но остается непонятным, зачем употреблять это слово, если можно его произнести на родном языке.
- Сокращение слов во время переписки. Например, в социальных сетях, чатах принято писать «спс» вместо привычного «спасибо». Некоторые люди не понимают, зачем нужно соблюдать при письменном общении правила, присущие литературному языку. Но ведь c коллегами переписка происходит в официально-деловом стиле.
- Трансляция по телевидению неправильной речи. Клип группы Ленинград «Лабутены» и текст песни иллюстрирует отсутствие культурной речи. Героиня клипа изображает из себя культурную девушку, которой не является. Манера общения с подругой, матерью четко показывают эти аспекты.
Увы, взрослые люди смогут улучшить культуру своей речи, осознав существование проблемы. Для этого им придется ознакомиться с правилами русского языка, этикета, культуры делового общения. Чтение классической литературы поможет обогатить словарный запас.
Таким образом, искоренить проблему отсутствия культуры в речи можно только начать с себя и детей. Единомышленники обязательно найдутся.
Редакция «Учисьучись.рф»
Проблема культуры речи в современном обществе
Библиографическое описание:
Петровская, Л. Ю. Проблема культуры речи в современном обществе / Л. Ю. Петровская, Георгий Никифор. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.2 (116.2). — С. 30-31. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31501/ (дата обращения: 25.08.2020).
В каждый конкретный исторический момент наша речь как живой организм откликается на все значимые события, происходящие в обществе.
В настоящее время огромное беспокойство вызывает состояние современного языка, снижение культуры речи россиян, разных слоёв населения нашей страны. В первую очередь, это касается молодёжи, которая начинает воспринимать ненормативную лексику как должное. Всё реже в речах молодых людей звучат такие «волшебные» слова как «пожалуйста», «будьте добры», «простите» и т. д.Состояние современного языка вызывает беспокойство у филологов, педагогов и представителей той части молодёжи, которая стремится быть востребованной в будущем и достичь успеха в жизни. Именно молодые люди чувствительно откликаются на те перемены, которые происходят в нашем обществе. Грамотность населения падает, и на смену ей приходит молодёжный сленг. В связи с бурным ростом массовых коммуникаций в лексикон были добавлены тысячи новых слов, отразивших перемены, происходившие в российском обществе за последние двадцать пять лет. Они отражаются в средствах массовой информации и, естественно, находят свое выражение и в жаргоне, который представляет собой вызов культурной жизни. Жаргон теснит культурную речь и благодаря массовой культуре накладывает свой отпечаток на язык всей нации. Но нельзя забывать о том, что «…культура речи — это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач» [1].
В наше время под влиянием «вульгаризации» общественной жизни пропасть между правильной, грамотной речью и сленгом с каждым днем всё больше углубляется [2].
Емкие, звучные, красивые слова родного языка заменяются словесной «шелухой», за которой нет содержания. Что же привлекает подростка в сленге? (это языковая игра, отход от языковой нормы; «вторая жизнь»). Потребность подростка в ненормативной лексике объясняется психологией возраста. Ему хочется казаться взрослым, независимым от социального контроля. В результате возникает особый тип общения, недопустимый в обычной жизни. Здесь вырабатываются и особые формы сленговой речи, которые способствуют стиранию межиндивидуальных дистанции между общающимися, а также в краткой форме выражают философию жизни молодёжи.
Ни для кого не секрет, что культура речи всегда являлась показателем общей культуры человека. Но как можно воспринимать тех молодых людей, которые утверждают, что нецензурная речь является частью российского менталитета?! Ведь, как ни странно, но даже представители таких, казалось бы, несовместимых с ненормативной лексикой профессий как писатели, артисты, режиссёры предлагают признать на официальном уровне именно эту лексику. «Ругательства, «непечатное слово» сегодня можно встретить на страницах независимых газет, свободных изданий, в текстах художественных произведений, и, что самое страшное, с экрана телевизора, со сцены театра. Появились словари, содержащие не только жаргонные, но и нецензурные слова. Это объясняется тем, что язык сленга пользуется спросом. Его использование в печатных изданиях повышает спрос на них» [3].
Но без знания языка, знания риторики невозможно грамотное и полноправное общение. Поведение отдельного человека как личности существенно зависит от его отношений с окружающими его людьми. А ведь именно речевая культура человека играет одну из главных ролей в межличностных отношениях.
Мне кажется, что сегодня все те составные социологизации, которые участвуют в формировании молодёжи как достойной части российского народа, должны принимать активное участие в борьбе за чистоту речи. И должен этот процесс начинаться в семье: если ребёнок с детства будет приучаться к уважительному отношению членов семьи друг к другу, то впоследствии ему вряд ли придёт желание выражать свои чувства с помощью нецензурщины.
Ещё один немаловажный социальный институт, который должен помочь избавиться от сленгов, жаргонов — это образовательные учреждения. Ведь мы поневоле, но берём во многом пример со своих педагогов: если замечаем уважение к нам как к личности, то стараемся вести себя должным образом. Если же чувствуем пренебрежительное к себе отношение, то возникает внутренний протест, который может вылиться в агрессивную речь.
Нельзя не принимать во внимание и тот факт, что некоторые подростки в силу определённых личностных факторов, страдают психическими отклонениями. Состояние речевой культуры тесно связано с мыслительным процессом, который по-разному протекает у разных людей. Поэтому следует быть очень внимательными друг к другу, относиться не только с уважением, но и с пониманием к той или иной ситуации.
Очень хочется надеяться, что наступит время, когда хамство и грубость исчезнут из нашего словаря, когда молодые люди не будут изощряться друг перед другом в виртуозности использования сленга и ненормативной лексики. Мы должны гордиться своим родным языком, который является непременной составляющей национального самосознания личности. Ведь культура речи воплощает в себе культурные и исторические традиции народа.
Литература:
- Кравченко А. И. Социология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Екатеринбург, 2012.
- Кравченко А. И. Обществознание. Учебник. М., 2014.
- Ширяев Е. Н. Что такое культура речи // Мы сохраним тебя, русская речь. М.: Наука, 1995. С. 9–10)
- http://nsportal.ru/blog/shkola/russkii-yazik-i-literatura/all/2015/02/20/problema-kultury-rechi-sredi-podrostkov
- http://www.studviles.ru/pveviw/3816813/page:u
Основные термины (генерируются автоматически): культура речи, ненормативная лексика, друг, родной язык, современный язык.
Культура общения как особый талант
Культура общения с людьми – особый талант. Наша жизнь полностью зависит от того, умеем ли мы себя вести в обществе и правильно общаться. Культура общения включает в себя несколько сфер: общение с людьми, с животными, с природой, с произведениями искусства…
В каждой сфере общения важен уровень культуры поведения. О какой культуре общения можно говорить, если человек нетерпим к чужим взглядам, поступкам, обычаям, привычкам. Нетерпимость может выражаться к необычной внешности, другой нации, занимаемому статусу… Взаимоотношения строятся во время совместной учебы, на работе, в общественных организациях, ассоциациях… Терпимость по отношению к вере, мнению, убеждению, инакомыслию, недостаткам окружающих тебя людей сегодня особенно необходима. Общению как способу жизни человека нужно учиться. Культура общения требует соблюдения норм и элементарных правил общежития. Правила хорошего тона возникали на протяжении человеческой истории как необходимые требования жизни. В основу этих правил вошли общечеловеческие нравственные нормы: вежливость, уважение к людям, простота, скромность, тактичность.
Меня волнуют нравственное здоровье, сложившиеся стереотипы поведения и общения людей в современном обществе.
Сегодня наблюдается деформация человеческих отношений, изменились приоритеты. Стремление к сотрудничеству с «нужными людьми» стало нормой. На одном из совещаний моя коллега спросила у меня, знаю ли я дату рождения одного из наших руководителей. А зачем нам это знать? Оказывается, близкое общение необходимо для успешных отношений в работе. Приехал в день его рождения, подарил подарок, сказал несколько приятных слов – только и всего. Но к тебе уже особое расположение и снисхождение. В кого мы превратились? Лицемерим, угодничаем и думаем, что хорошо воспитаны, порядочны и интеллигентны.
Общество пребывает в иллюзии благополучия. Представление ребенка о семейном общении складывается из повседневной жизни родителей. Многие родители работают на двух работах, и у них просто не остается времени и сил на общение с ребенком. Из-за бытовых проблем родители ссорятся, оскорбляют и унижают друг друга, на людях же разыгрывают счастливую семейную идиллию. Модель такого семейного общения дети обязательно примут за норму и повторят родительский образец поведения в своих семьях.
У людей разные судьбы и разные характеры. Одни сеют добро и милосердие, борются за правду, другие предают, лгут, проявляют нетерпимость, зависть, жестокость. Наш успех и признание зависит от общества, где кто-то тебя признает, а кто-то отвергнет. В одном коллективе тебя оценят по-разному, даже если ты честно делаешь свою работу, со всеми стараешься находить общий язык. Иногда нужно уметь и постоять за себя, не сломаться, чтобы отстоять свое достоинство. Жизнь – это борьба за выживание. И нужно помнить о том, что и мы можем быть не правы и в чем-то ошибаться, поэтому важно взвешивать свои слова, отвечать за них.
Культура общения — это целая наука. Умение понять состояние другого человека, разделить его участь, найти компромисс.
Очень часто люди живут по соседству и не знают друг друга. Что мешает общению между соседями? Жить по соседству и быть хорошими соседями — значит делиться друг с другом последним. Разный возраст, разные профессии, разное положение в обществе – не помеха. В этом я убеждена. У меня были маленькие дети, я ухаживала за ними и не успевала поесть. Моя соседка это замечала, и все время приносила мне что-нибудь вкусненькое. Когда муж уезжал в командировку, мне всегда на помощь приходили мои соседи. Такие теплые дружеские отношения облегчают жизнь. Нас связывает чувство благодарности за помощь, которую мы оказываем друг другу.
Общение следует отличать от понятия дружба. Дружба – это духовная потребность и проявляется она в ответственности за свои слова и поступки, во взаимопонимании и взаимопомощи. Часто дружба переходит во взаимовыгодные отношения. Людей меняет власть, деньги, а значит, меняется и их отношение к дружбе. Она им становится не нужной.
Дефицит времени, мобильность влияют на содержание и культуру общения и речевой этикет. У каждого из нас много друзей в Контакте и Фейсбуке. Сегодня мы добавляем в друзья незнакомых нам людей, завтра удаляем из «друзей». Мы не читаем книги, мы не встречаемся с родственниками, мы видим друг друга на экране, рассматриваем и комментируем фотографии и нам этого общения достаточно! Реальность такова, что у детей и подростков нет возможности общаться с интересными людьми, видеть высоконравственные человеческие отношения. В Интернете, где многие современные люди проводят свой досуг, предлагаются безнравственные образцы общения. Люди больше строят отношения на основе выгоды или без обязательств, довольствуясь временными, фальшивыми связями, где нет места настоящей дружбе, интересному общению и высокой нравственности.
Уважаемый читатель! Как вы думаете, что сегодня может служить детям и подросткам эталоном общения? Считаете ли вы, что культура общения в нашем обществе приходит в упадок? Существуют ли способы, с помощью которых можно сохранить культуру общения, как духовную ценность?
Речь и культура общения – важнейшие маркеры внутреннего мира homo sapiens. Человек есть то, что и он говорит и как он это делает. Можно поменять место жительства, имидж, даже лицо. Но вот модель общения изменить «по щелчку» крайне сложно. Как правило, она формируется с младенчества и закрепляется на всю жизнь.
Между тем, именно эта константа человеческой личности играет решающую роль в нашей судьбе. Она определяет успешность индивидуального и карьерного роста, крепость дружеских и семейных уз. Наличие навыков качественного общения не всякий заметит, зато отсутствие их увидит каждый.
Речь и культура общения как зеркало души
Опытный знаток людской породы многое узнает о человеке, пообщавшись с ним хотя бы раз. Наблюдая за вербальной деятельностью индивида, можно определить его интеллектуальный статус, уровень амбиций, степень развития эмпатии, моральный кодекс. Наметанный глаз и чуткое ухо помогут практически безошибочно «раскусить» собеседника:
- пользуется заезженными стереотипами, настороженно относится к каждой оригинальной идее – человек с шаблонным мышлением;
- приправляет матерным словечком каждую реплику, способен запросто обругать любого – субъект, не обремененный интеллектом и деликатными манерами;
- говорит без умолку, сыплет афоризмами, фонтанирует эпитетами и метафорами – человек эрудированный, не лишенный креативности, но любящий покрасоваться;
- подтрунивает над недостатками знакомых, легко выдает их секреты, сплетничает – скользкий тип, недостойный доверия;
- прекрасно владеет речью, но говорит с ухмылкой, смотрит поверх головы собеседника, игнорирует или парирует его реплики – сноб, не считающийся ни с кем, кроме себя;
- выглядит ферзем, «якает», обрывает партнера на полуслове, навязывает свою точку зрения, поучает, стремится завладеть разговором, как своей собственностью, – самовлюбленный фанфарон;
- предпочитает отмалчиваться или поддакивает, подобострастно заглядывает в глаза говорящему, изредка что-то невнятно мямлит в ответ – закомплексованный индивид, не смеющий иметь собственного мнения;
- говорит сбивчиво, кипятится, размахивает руками, перебивает – эмоционально не сдержанная особа.
Еще древние говорили: любая беседа – это испытание. Овладение культурным багажом, состоящим из хорошего тона, языковых норм, ораторских приемов и уважения к людям, помогает пройти с честью этот экзамен.
Культура речевого общения и ее составляющие
Когда мы вступаем в речевую деятельность, то подвергаем проверке свои коммуникативные умения:
- слушать – вникать в смысл слов собеседника, понимать его мотивацию, чувствовать его настроение;
- говорить – высказываться внятно, связно, грамотно, не спешить с критикой, контролировать эмоции, пользоваться инструментами невербального общения;
- дискутировать – отстаивать свое мнение, находить весомые аргументы в его пользу, опровергать точку зрения оппонента, не задевая при этом его достоинства;
- предотвращать конфликты – находить компромиссы, поступаться личными интересами ради согласия с собеседником и продолжения контакта;
- выступать перед публикой – завладевать вниманием большой, зачастую разнородной, аудиторией, отвечать на неожиданные вопросы, увлекать своими идеями.
Исходя из этого, можно выделить 3 «кита», на которых держится культура речевого общения индивида:
1. Уважительное отношение к людям, выражающееся в вежливом, предупредительном речевом поведении.
2. Владение хорошей речью – понятной, убедительной, грамотной, рассудительной, в меру эмоциональной.
3. Эффективное взаимодействие с окружающими, позволяющее находить с ними контакт и добиваться консенсуса в любых обстоятельствах.
Формирование культуры общения
Грамотное речевое поведение – одна из целей семейного воспитания. От того, как разговаривают родители друг с другом и с ребенком, насколько корректны их замечания, в какой мере объективны их оценки, в какой степени адекватна их реакция на просьбы или капризы чада – во многом зависит качество речевой деятельности юного воспитанника.
Сегодня этой проблеме немало внимания уделяется и в средней школе. Культура общения введена в программу школьного курса. Ей уделяется внимание на уроках родного и иностранного языков, этики, специальных факультативах. Если же вы пропустили эти занятия или не достаточно серьезно к ним отнеслись, воспользуйтесь следующими рекомендациями специалистов:
- еще до вступления в диалог определитесь с целью своего высказывания;
- говорите как можно проще, кратче, понятней, и только о том, что вы хорошо знаете;
- избегайте банальностей и повторов;
- старайтесь выражать свои чувства, адекватно интонируйте высказывания, но умейте умерить пыл, когда этого требует ситуация;
- избегайте нравоучений и менторского тона;
- пытайтесь разнообразить свою речь, расширяйте словарный запас, чтобы найти общий язык с разными людьми;
- игнорируйте грубость, не опускайтесь до моветона, откажитесь от нецензурных выражений;
- владейте собой, своими эмоциями, чтобы они не доминировали над рассудком;
- будьте избирательны при выборе среды общения, помните: с кем поведешься – от того и наберешься;
- пополняйте копилку образцов продуктивного общения: наблюдайте за манерами талантливых лекторов, уважаемых педагогов, достойных политиков, корректных журналистов, положительных героев фильмов, но при этом сохраняйте свою индивидуальность.
Формирование культуры общения откроет для вас двери в приличное общество. В противном случае, попав в компанию интеллигентных людей, вы будете чувствовать себя как дикарь из племени кумба-юмба.
Только постоянная и настойчивая работа над собой позволит компенсировать пробелы в речевом воспитании, поднять свою культуру общения на должную высоту и тем самым повысить свою адаптивность.
Культура общения и этикет
Возможно, для кого-то слово «этикет» звучит сегодня старомодно и отдает декоративностью. Тем не менее, под ним подразумевается свод правил, который является негласным must have в любой более или менее цивилизованной среде.
Речевой этикет включает в себя три основные составляющие:
1. Начало контакта: знакомство или приветствие. Как правило, инициаторами «речевого старта» являются младшие по возрасту и джентльмены, когда попадают в дамское общество. Знакомство без рекомендации считается дурным тоном. Если же вас некому представить, то на помощь придут такие фразы, как «будем знакомы», «разрешите/позвольте представиться», «можно с Вами познакомиться».
2. Основной разговор: обмен мнениями, впечатлениями, поздравлениями, приглашениями, советами, просьбами, извинениями. Поздравить и пригласить делового партнера желательно на публике. Рекомендации и замечания лучше делать в рабочей обстановке или тет-а-тет. Просьбы выглядят более достойно, если они облачены в утвердительную форму.
3. Завершение контакта: прощание с собеседником, пожелание ему успехов и здоровья.
Важнейшая особенность речевого этикета – строгая градация понятий «старший», «равный», «младший». Учет гендерного признака также играет в речевом этикете значительную роль.
Коммуникативные нормы – это первое, с чем нужно ознакомиться, направляясь в чужую страну. Менталитет диктует каждому народу свою культуру речи и этикет. Так, китайцы, здороваясь, интересуются, сыт ли визави. У монголов форма приветствия зависит от времени года. Польские мужчины привыкли целовать руку даме при знакомстве, а австрийцы в подобной ситуации машинально произносят фразу «Целую Вашу руку».
Однако, куда бы вы ни приехали, культура общения любой страны потребует от вас толерантности и доброжелательности, а если вы мужчина – еще и галантности. Эти качества позволят всего за четверть часа превратить незнакомца в своего союзника.
Вконтакте
Google+
Одноклассники
LiveJournal
Мой мир
« Предыдущая запись Следующая запись »
Культура общения, формирование делового общения и культуры речи
Человек является культурным существом, характеристики чего он обретает в процессе своей жизни. Поначалу человек рождается безграмотным. Однако по мере своего роста он обучается культуре речи, когда нужно изучить не только слова, понять их значение и умение составлять предложения, но и ознакомиться с этикетом применения тех или иных речевых связок. Культура общения предполагает осознанный подход человека к процессу словесного контакта с другими индивидами. Отдельно формируется культура делового общения, которой должны придерживаться люди определенного статуса, желающие продемонстрировать свой высокий уровень образованности и воспитанности.
Каждый человек обучается речи, поскольку именно это является одним из отличительных характеристик человека от животного мира. Сайт психотерапевтической помощи psymedcare.ru говорит о важности знания не только языка и значения слов, но и умения красиво и правильно составлять предложения, в нужное время и нужном месте применять те или иные фразеологические обороты. Чем богаче язык человека, чем культурнее его проявление, тем интереснее индивид становится для окружающих.
Что такое культура общения?
Культура общения вмещает в себя несколько определений, которые в общем составляют ее. Под культурой общения следует понимать соблюдение нравственных ценностей, наличие личностных ориентиров, которые одобряются обществом, владение языком в совершенстве, понимание человеком, с кем он общается, в какой ситуации находится и как себя нужно вести.
Культура общения обеспечивается образованностью человека. Только что родившийся ребенок не обладает культурой, поскольку речь идет о правилах и нормах, придуманные людьми с целью обеспечения положительного взаимодействия между отдельными индивидами.
Говоря о культуре общения, речь идет о том, что было когда-то присуще только высшему слою общества. Когда люди делились на богатых и бедных, рабов и хозяев, тогда и уровень образованности у людей был разный. Люди, которые относились к высшему слою, могли получать знания, обучаться этикету и культуре, а затем всему этому придерживаться, чтобы выделяться на фоне остальных, «некультурных» людей.
На сегодняшний день культура прививается абсолютно всем. Однако наличие ее в человеке указывает на то, насколько уважает и ценит себя индивид, насколько он готов быть частью общества и уметь свободно общаться с различными категориями личностей.
Культура предполагает гибкость человека, который понимает, с кем он общается и в какой ситуации находится. С разными людьми следует общаться по-разному, при этом сохраняя уважительный и спокойный тон, несмотря на то, какой напряженной является обстановка.
Уровень развития и образованности современного человека определяется по культуре его общения, по его навыкам и способностям, которые он использует при контакте с другими людьми. Культура общения – это навык, который развивается самим человеком. Более того, он требует сознательного подхода, когда индивид понимает, что он говорит, с какой целью произносит слова, правильно их подбирает и составляет предложения, а также несет ответственность за сказанное.
Культура общения – это мыслительный процесс, который включает индивидуальные психологические особенности человека. Существует коммуникативная культура, которая предлагается обществом, чтобы человек ее соблюдал. А есть культура, которую вырабатывает сам индивид на основе собственных качеств и потребностей.
Культурным человек считается, если он развивает свои навыки коммуникации, образовывается, обогащает свой словарный запас и остается гибким, поскольку каждая ситуация требует своего сленга.
Культура речевого общения
Каждый человек проходит через воспитание, которое включает обучение речи. Каждого ребенка родители обучают устному и письменному изложению своих мыслей, обогащая словами, значениями и понятиями. Культура речевого общения у каждого индивида своя. И то, как хороша она была развита родителями в детстве, будет влиять на ее дальнейшее развитие самим индивидом.
Именно по манере общения создается первое впечатление об индивиде. Сначала людей встречают по одежде, а потом оценка происходит на уровне общения. Как люди общаются? Какие слова используют? Как грамотно, четко и ясно составляют предложения? Насколько ясно они изъясняются? Все это входит в культуру общения. На основе манер, которые человек проявляет, к нему формируется то или иное отношение у собеседников.
Впечатление о человеке зависит от того, как он говорит. Таким образом, впечатление о вас находится в ваших руках, а точнее губах, которые говорят и формируют определенную оценку у окружающих.
Культурный человек изучает нормы, которые предлагаются для формирования у себя культуры речи:
- Суть (содержательность). Человек умеет выразить словами свои мысли, передает суть того, что он хочет выразить.
- Логичность. Человек говорит последовательно, отсутствуют противоречия в сказанном.
- Доказательность (обосновательность). Человек может продемонстрировать доказательства, которые позволяют ему говорить ту или иную мысль.
- Аргументированность (убедительность). Человек умеет говорить убедительно и доказать правдивость своих слов, что приведет к согласию собеседника.
- Понятность. Человек употребляет такие слова и термины, которые понятны собеседнику.
- Четкость (ясность). Человек способен подобрать такие слова, которые четко и прямо выражают его мысль. При этом его речь такая, что любому собеседнику слышно и понятно, о чем он говорит.
Формирование культуры общения
Культура общения – непрерывный процесс, который начинается с самого рождения. Первые навыки общения человек получает в кругу своей семьи, где слышит, как общаются его родители между собой и с ним. Затем начинается воспитание и образование в детском садике и школе. Здесь ребенку дают определенные уроки и наставления, которые он должен усвоить.
Однако большую часть своих коммуникативных навыков человек формирует в процессе контакта с разными людьми. Поначалу он копирует те модели общения, которые он слышит в своей семье. По желанию и необходимости происходит коррекция речи, когда ребенок начинает использовать те правила и нормы, которым его обучают в школе или детском садике.
Также человек корректирует свою речь в зависимости от того, с какими людьми постоянно общается. Здесь включаются дети-друзья, с которыми ребенок постоянно контактирует и которые являются носителями других моделей общения. В дальнейшем в процесс культуры коммуникации подключаются средства массовой информации, тренинги и другие люди, с которыми человек вынужден общаться.
В течение всей жизни человек может менять свою речь, что зависит от окружения, в котором он находится. Особенно заметно это становится тогда, когда человек покидает Родину и уезжает в другую страну, где существует свой язык и культура общения.
Культура речи и делового общения
В отдельную категорию культуры речи следует отнести деловое общение. Современный мир базируется на успешности, который предполагает, что каждый человек (будет он директором фирмы, предпринимателем или простым рабочим) обязательно будет придерживаться определенных норм делового этикета.
К сожалению, современные люди в обыденной жизни не желают придерживаться никаких норм общения. Каждый предпочитает минимальным набором слов выразить свою мысль, передать ее суть. Однако чтобы придерживаться грамотности, правил, красивой формулировки фраз, никто этому не уделяет внимания. Уже на письме становится видно, что люди, даже зная грамматику, особо ее не придерживаются. Современные технологии позволяют быть безграмотными, чем люди и пользуются. Это значительно снижает их уровень интеллекта.
Однако деловое общение начинает развиваться. Каждый человек, даже простой работник, должен его придерживаться, чтобы тем самым демонстрировать свой профессионализм. Особенно важно использовать деловое общение во время переговоров, конференций, собеседования, при решении каких-либо вопросов с другими работниками.
Чтобы быть деловым человеком, нужно обладать следующими характеристиками:
- Речь должна быть чистой, четкой и ясной.
- Человек должен обладать большим словарным запасом, в том числе и терминологией в той области, в которой он специализируется.
- Придерживаться грамотности и красоты речи.
- Человек должен следить за своей интонацией, произношением слов и даже проявлением эмоций.
Культура общения и этикет
Во время общения человек должен придерживаться культуры этикета. Здесь учитываются определенные рамки, как себя человек должен вести, как общаться с окружающими, как себя позиционировать. Например, к людям старшего возраста нужно обязательно обращаться на «вы». В кругу незнакомых людей всегда нужно ко всем обращаться на «вы». Лишь к индивидам, которые относятся к ближнему кругу, можно обращаться на «ты».
Этикет влияет на то, как человек будет общаться с другими людьми. Многое зависит от ситуации и тех норм, которые приняты в данном кругу.
Культура межнационального общения
Многие предприниматели уже выводят свои дела на межнациональный рынок. Это требует умения общаться с людьми других национальностей, что требует иных правил, которые следует соблюдать. Существует отдельное направление по изучению правил общения с людьми других культур. Многое зависит от того, почему люди разных национальностей решили пообщаться. Какая деятельность или тема их связывает?
Культура межнационального общения включает множество правил, среди которых можно выделить:
- Знание этикета другого народа.
- Владение языком тех людей, с которыми ведется общение.
- Соблюдение традиций ведения деловых переговоров.
- Создание атмосферы внутри своей компании, которая будет учитывать традиции другого народа.
Итог
Общение является главной ведущей деятельностью человека с другими людьми. С кем бы человек ни контактировал, а он использует речь. Здесь нужно не просто знать слова и понимать их значение, но и красиво, правильно, грамотно, по всем нормам и понятиям составлять предложения, что будет отображать образованность и высокий уровень развития личности.
В зависимости от манер, которых человек придерживается, к нему создается определенное впечатление. Оно важно не только в межличностных отношениях, но и в рабочей сфере или при ведении бизнеса. Общение происходит в любой сфере жизни человека. И чем богаче язык, культурнее сам человек, этичнее и нравственнее принципы говорящего, тем больше интереса он вызывает у окружающих, которые начинают желать с ним контактировать дальше.
Современная культура и коммуникации | Дом
Современная культура и коммуникации
2 -я Международная конференция Современная культура и коммуникации, MCC-2020
14-16 октября 2020 г. Санкт-Петербург (Россия)
Приглашаем вас принять участие в первой Международной конференции « Modern Culture and Communication, MCC-2020», , которая состоится в Санкт-Петербургском университете, Россия, 14-16 октября 2020 года.Конференция организована Вроцлавским университетом (Польша) и Санкт-Петербургским государственным университетом (Россия). Рабочий язык конференции — английский.
Цель конференции — обсуждение актуальных вопросов культурной трансформации в контексте развития способов коммуникации, которые являются продуктом современного информационного общества. Целевая аудитория — исследователи тенденций развития различных аспектов культуры современного общества, преподаватели вузов, сотрудники исследовательских организаций, аспиранты и студенты.
В 2020 году основной темой конференции будет «Биография и память культуры». Социальная значимость и актуальность данной темы обусловлена необходимостью понимания процессов глобализации, кризиса исторического сознания и необходимостью разработки новых прогностических подходов к изучению форм культурной идентичности. На конференции будут обсуждены результаты следующих исследований: культурная память, идентичность, биография как форма выражения культурной памяти в целостном коммуникативном пространстве современной культуры.Предлагаемая тема раскрывает особенности процессов идентификации и самоидентификации в современной культуре, их связь с сохранением и трансляцией культурной памяти, а также роль современных форм коммуникации в этих процессах.
Предлагается принять участие в обсуждении следующих основных тематических направлений:
- (Авто) биография VS история
- Биография и повествования культурной памяти
- Биография события: экзистенциально-феноменологическая доминанта
- Биография: между священным и мирским / биография и агиография
- Биографические пейзажи и места памяти
- Биографические топосы в современном медиапространстве
- Коммуникативная доминанта современности и процессы осознанности
- Новые формы представления идентичности
- Биографический метод как механизм передачи культурного кода
- Время и память в ситуации гиперреальности
- Коммуникация и идентичность в эпоху постреальности
Помимо основной темы, программа конференции включает следующие направления исследований:
- Культура в современном мире
- Проблемы развития культуры в философской интерпретации
- Эстетика новых медиа
- Межкультурная коммуникация
- Современные методы и подходы в культурологии
- Объект современного искусства и коммуникации
- Мир жизни в новой парадигме коммуникаций
- Процессы глобализации / антиглобализации и сетевой мир
- Национальные оговорки и асимметрия политики
- Терроризм и территория
Участники конференции обязаны присутствовать на конференции лично, заочное участие не допускается.
Стоимость конференции:
- Обычный взнос за конференцию — 50 евро
- Обычный взнос за конференцию для авторов из России и других стран СНГ — 1000
руб.
Для публикации по результатам участия в конференции принимаются научные статьи на английском языке, ранее не публиковавшиеся и не представленные для рассмотрения на других конференциях, в журналах и других изданиях. Все материалы, поступающие на конференцию, рецензируются членами программного комитета МСС или приглашенными экспертами.
.
Культура делового общения | Малый бизнес
Эффективное реагирование на различные культуры при подготовке к деловому общению — ключевая стратегия выживания бизнеса в глобальной экономике, которая впоследствии пронизывает почти все аспекты бизнеса. Культура влияет на все области делового общения, включая переговоры по контрактам, производственные операции, поиск продуктов, маркетинговые кампании и решения в области людских ресурсов.
Определение культуры
Культура — это совокупность взглядов, убеждений, поведения и обычаев.Члены сообщества учат друг друга этим усвоенным культурным ориентирам, чтобы оно стало неотъемлемой, принятой частью их общества. Общие культурные элементы включают социальную структуру, язык, религию и общение. Представления о роли бизнеса и о том, как следует вести бизнес, подпадают под это понимание культуры, поскольку деловые партнеры взаимодействуют в рамках своего культурного контекста. Примеры культурных предпочтений в бизнесе могут включать темп переговоров, уровень формальности между деловыми партнерами и тонкий, а не прямой разговор о деньгах.
Меньший мир
Современные технологии, включая Интернет, телефоны, факсы и сотовые телефоны, способствовали более быстрой связи между предприятиями по всему миру. Хотя это значительно расширяет возможности бизнеса для роста и прибыльности, это увеличивает вероятность того, что неправильная коммуникация может привести к оскорблению клиента или делового партнера. Такое недопонимание может привести к потере партнерских отношений и миллионов, если не миллиардов долларов.
Культура в бизнесе
Культура влияет на то, как люди думают о бизнесе в их собственном обществе. Знание культурного отношения к бизнесу поможет вам эффективно и действенно общаться при работе с людьми из других культур. Например, азиатские культуры, в том числе Япония и Китай, поощряют командную работу и сотрудничество в деловой среде, в то время как западные компании поощряют индивидуальные действия и ответственность. Понимание этих ценностей поможет вам создать эффективную коммуникационную стратегию с партнерами из этих регионов.
Влияние на общение
Культура напрямую влияет на деловое общение, как вербальное, так и невербальное. Некоторые культуры, включая Австралию, Великобританию и Германию, придают большое значение фактически сказанным словам. Другие культуры, включая Японию и арабские культуры, по-прежнему придают большое значение устному слову, но также придают большое значение контексту разговора. Молчание имеет значение во всех культурах, и это может быть интерпретировано по-разному во время межкультурных деловых встреч.
Нарушение коммуникации
Игнорирование культуры в деловом общении может привести к проблемам и сбоям в общении. Внутреннее деловое общение может быть нарушено или неправильно истолковано, если сотрудники не разделяют одинакового понимания целей, ожиданий и процессов. Понимание культуры может помочь предприятиям предвидеть потенциальные проблемы или препятствия на пути принятия новых политик или процессов до того, как усилия потерпят неудачу. Например, некоторые бизнес-культуры могут процветать в системе обмена и диалога, в то время как другие культуры (например, японская и арабская культуры) больше полагаются на подтекст.Если новая информация или идеи внезапно навязываются сотрудникам, привыкшим к более совместной рабочей культуре, может возникнуть недостаток поддержки и проект провалится.
Обучение
Некоторые компании могут предпочесть профессиональную подготовку в области делового общения с упором на культурное понимание. Например, учебная программа по глобальному деловому общению, предлагаемая Университетом Колорадо, включает обучение межкультурной осведомленности в международных деловых условиях.Участники анализируют культурные примеры, изучают коммуникативные навыки и практикуют устойчивые навыки делового общения.
.
Эссе о современной коммуникации — 1519 слов
СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ
Введение
Что такое коммуникация?
Коммуникация (от латинского commūnicāre, что означает «делиться» [1]) — это деятельность по передаче информации посредством обмена мыслями, сообщениями или информацией посредством речи, изображений, сигналов, письма или поведения. Это значимый обмен информацией между двумя или группой людей. Для связи требуются отправитель, сообщение и получатель, хотя получатель не должен присутствовать или знать о намерении отправителя общаться во время общения; таким образом, общение может происходить на огромных расстояниях во времени и пространстве.Коммуникация требует, чтобы общающиеся стороны разделяли область коммуникативной общности. Процесс связи завершается, когда получатель понял сообщение отправителя
Какие средства связи?
Устройства, используемые для разговора или отправки сообщения от одного конца другому или от одного человека другому, называются средствами связи. Средства общения — самая необходимая часть современного образа жизни. В современную эпоху существует множество средств коммуникации, таких как газета, телефон, мобильный телефон, телевидение, Интернет и т. Д.Они играют очень важную роль в нашей повседневной жизни. В наше время средства коммуникации имеют большое значение в жизни каждого человека.
Что такое современные коммуникации?
Средства связи помогают нам передавать наши сообщения и идеи из одного места в другое. В современном мире средства связи стали очень важными. Раньше было очень трудно отправлять наши сообщения и получать сообщения из отдаленных мест. Такая отправка и получение сообщений и идей называется общением.В наше время мы можем легко и быстро общаться с отдаленными местами. Средства передвижения и средства связи тесно связаны.
Современные средства связи.
Почта и телеграф
В правительстве Индии есть Департамент почты и телеграфа. У него тысячи почтовых отделений по всей стране. Почтовое отделение доставляет нашу почту, денежные переводы и посылки во все уголки Индии и мира и доставляет их нашим друзьям и родственникам, для которых они предназначены.Почта отправляется автомобильным, железнодорожным или авиационным транспортом. Почтово-телеграфный департамент — второй по величине департамент центрального правительства. В больших городах есть ночные и мобильные почтовые отделения. Мобильные почтовые отделения отправляются в разные части города в определенное время. Письма — самое дешевое средство связи. В некоторых крупных городах есть специальные почтовые ящики с пометкой QMS, что означает Quick Mail Service. Отсюда письма доходят быстрее, но только если адрес содержит НОМЕР ПИН-КОДА.Этот кодовый номер отличается для разных районов деревни, поселка или города. В наши дни в почтовом отделении был введен специальный вид быстрой почты, который называется SPEED POST. Другой вид услуг — КУРЬЕРСКАЯ СЛУЖБА — используется людьми для отправки писем и посылок. Срочные сообщения отправляем телеграммами через Телеграф. Наши телеграммы могут быть доставлены в разные места в течение нескольких часов. Телефон
Телефон — еще одно быстрое средство связи. Это большое улучшение по сравнению с телеграфом.Люди, которые живут далеко, могут разговаривать друг с другом, как если бы они сидели лицом к лицу. Система прямого набора была запущена в большинстве городов и некоторых деревень страны — она известна как S.r.O. (Набор абонентов по внешней линии). Вам нужно набрать кодовый номер, присвоенный городу, и поговорить с человеком по телефону в любой точке Индии или в какой-либо другой стране мира. Телефоны соединены проводами, называемыми кабелями. Теперь у нас есть телефоны, которые не соединены кабелями. Они могут работать в определенном диапазоне от телефонной связи.Это так называемые беспроводные телефоны. Этот тип телефона может носить человек в машине или даже если он / она идет на прогулку. Радио и телевидение
Радио, телевидение и газеты являются средствами массовой информации ….
Продолжить чтение
Присоединяйтесь к StudyMode, чтобы прочитать полный документ
.
Информационная культура, Роль информационной культуры в современном обществе
Информационная культура
Роль информационной культуры в современном обществе
Нет смысла говорить о важности культуры в жизни общества и каждого человека. Именно культура является качественной характеристикой определенного этапа развития
общество. Не случайно проблемы культурного развития и влияние на это развитие различных факторов (природы, технологий, политики и т. Д.)) являются одной из вечных проблем философии.
Текущие процессы в обществе напрямую влияют на культуру страны в целом и отдельных ее сегментов. Появляются новые формы передачи культурного наследия страны, элементы культуры создаются с учетом новых возможностей, предоставляемых информационными технологиями. Есть возможности точнее выразить мысли авторов, расширить круг людей, которые могут соприкоснуться с тем или иным произведением, почувствовать себя причастными к тому или иному культурному событию (трансляции спектаклей, концертов, спортивных состязаний и т.).
Влияние современных информационных технологий на искусство идет в двух направлениях. С одной стороны, эта технология используется в творчестве художников и скульпторов, художников и композиторов. С другой стороны, современная информация означает публичность высокой культуры. Итак, при использовании компьютерных технологий в живописи и скульптуре есть два подхода. В одном случае компьютер играет роль простого инструмента, в другом — художник устанавливает программу машины, не зная точно, что из этого получится, и компьютер «создает» само произведение искусства, иногда удачно, иногда не.В процессе лепки к процессору присоединяется специальный станок, который вырезает заготовку из металла или другого материала.
Важную роль в процессе ознакомления людей с произведениями искусства играют информационные технологии, благодаря которым высокая культура становится достоянием общественности. Именно она сделала уникальные достижения мировой культуры массовым достоянием. Чтобы увидеть янтарную комнату, теперь нельзя побывать в Царском Селе. Полюбоваться полотнами Айвазовского и Кандинского, балетом Большого театра, послушать музыку Листа и Чайковского или лучших вокалистов мира можно дома с помощью телевизора, видеоплеера или Интернета.А последний позволяет детально рассмотреть все элементы.
В основе всех этих процессов лежит смена коммуникаций с естественных на виртуальные и, как следствие, лавинообразное увеличение количества информации, поступающей к человеку, и расширение возможностей предоставления, хранения и обработки информации. И именно благодаря постепенному (из века в век) вхождению в наш мир виртуальных коммуникаций, которые помогают удаленно передавать информацию, эти возможности появились.Сегодня большую часть информации человек получает с помощью виртуальных коммуникаций. Новые условия труда порождают зависимость осведомленности одного человека от информации, полученной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, но необходимо освоить такую технологию работы с информацией, когда решения принимаются и принимаются на основе коллективных знаний. Это говорит о том, что человек должен обладать определенным уровнем культуры в обращении с информацией.Для демонстрации этого факта был введен термин «информационная культура».
Информационная культура — это способность целенаправленно работать с информацией и использовать компьютерные информационные технологии, современные технологии и методы для ее получения, обработки и передачи.
Сегодня уровень информационной культуры существенно влияет на успешность жизни человека и расширяет свободу действий. Более того, уровень информационной культуры человека становится главным ресурсом повышения его социального и профессионального статуса (наряду с образованием, экономическим статусом и социальным статусом).Делается даже предположение, что очень скоро от уровня информационной культуры личности будет зависеть вся его дальнейшая судьба, поскольку умение находить, получать, обрабатывать и адекватно использовать информацию необходимо человеку не только в его профессиональной сфере, но и в повседневной жизни.
По мнению американского ученого Д. Белла, культура в современном обществе становится наиболее динамичной, даже по сравнению с технологиями, составляющей цивилизации. И дело не только в том, что он предоставляет идеи, образы и стили для массового производства, но и в том, что изменения в нем в меньшей степени сдерживаются ограниченными ресурсами (как в экономике), так и инертностью установленных институциональных структур (как в политика).А главным сдерживающим фактором происходящих в нем изменений является инерция подключения к инновациям разных слоев населения. В этом случае неоспоримым подспорьем являются СМИ и различные информационные сетевые технологии.
Под влиянием информационных технологий в культуре происходят сложные процессы, связанные с ее гуманизацией, переходом культуры массового потребления к культурно дискреционному индивидуальному использованию, смещением престижа с материальных оценок потребляемых ценностей в направление символических культурных качеств и др.Качественные изменения в культуре информационного мира повышают его роль в развитии и функционировании общества. «Сегодня культура рекомендуется как ключ к инновациям и социальному развитию», — пишет П. Козловски. «Это способствует внедрению новых технологий и их общественному« признанию », способствует международному обмену и взаимопониманию. Культура, как говорится, должна быть через все социальные индикаторы и индикаторы роста последним критерием социального прогресса».
.